Выступление на педсовете:"Учитель-профессионал,какой он?". Профессионал педагог


Главная страница Центр обучения "Педагог-Профессионал"

Мы предлагаем

Мы предлагаем Программу обучения

презентации педагогического мастерства и подготовки к аттестации для специалистов системы образования

Узнать подробнее

Кому это может быть полезным

  • Педагогам ДОО, учителям
  • Педагогам дополнительного образования
  • Педагогам СПО
  • Другим специалистам, работающим в системе образования

Что вы получите?

  • новые знания и умения как специалиста системы образования
  • овладеете удобными инструментами для аттестации и повседневной работы
  • экономию времени, которое тратите на поиск актуальной информации, например, при подготовке какого-либо проекта или творческой работы
  • постоянный доступ к новой полезной и актуальной информации

Условия участия в программе

Чем наша Программа отличается от других?

  • наша программа - пилотный проект, в настоящее время не имеющий аналогов
  • основное направление Программы - практическое обучение педагогических работников
  • большинство сайтов для педагогов предлагают либо повышение квалификации с выдачей соответствующих документов, либо участие в конкурсах с выдачей грамот (или сертификатов) в электронном виде
  • мы предлагаем конкретную обучающую информацию, которая повысит как методическую образованность педагога, так и его навыки владения разнообразными компьютерными программами и инструментами
  • мы планируем поддерживать и развивать наш проект, учитывая при этом актуальные изменения в требованиях Министерства Образования РФ и соответствующих инстанций.Также мы учитываем запросы педагогов, и готовим новые материалы, исходя из этих двух факторов.

Узнайте подробности прямо сейчас!

Вопрос - ответ

Если у вас остались какие-то вопросы, вы можете задать их, написав нам на e-mail : [email protected]

pedagog-professional.ru

«Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»

«Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»«Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»

Дошкольное образование на современном этапе – это совершенно иная модель воспитательно-образовательного процесса.

Мы – работники дошкольных учреждений понимаем, что система образования не может оставаться неизменной, поэтому после введения ФГОС ДО педагогическая работа дошкольных учреждений меняется, совершенствуется и в корне пересматривает подходы к воспитанию и развитию маленького человека. Современное дошкольное образование изменило цель работы и вместо набора знаний, умений и навыков мы должны формировать в ребёнке новые качества и стремление к развитию. А чтобы эта работа действительно велась качественно педагоги дошкольных учреждений тоже должны совершенствовать свои знания. Современный педагог – это не пассивный винтик системы, это прежде всего профессионал и творческая личность. Очень важно создать в коллективе позитивный настрой, помочь педагогам перейти на новую ступень развития дошкольного образования, и здесь важная роль отводится заведующему ДОУ. От психологического климата в коллективе зависит и жизнь детей в каждой группе, эмоциональный комфорт каждого ребёнка и, конечно же, его успехи.

 

Наш коллектив – это сплочённая команда единомышленников, которая не просто работает, а старается сделать так, чтобы детям и родителям было комфортно в детском саду. А ведь не для кого не секрет, что современные дети и современные родители – это совсем другое поколение, поэтому и педагог должен быть современным.

Кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя? Или что-то ещё? Педагоги нашего детского сада постоянно совершенствуют свои знания, овладевают новыми технологиями, с помощью которых можно реализовывать требования, предъявляемые ФГОС ДО.

Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, проектная деятельность, а также ИКТ-технологии. Мы признаём, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только развивать ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

С введением ФГОС ДО были пересмотрены подходы к организации образовательного процесса. Отказ от учебной модели в детском саду, можно сказать, заставил всех нас перейти от занятий к новым формам работы с детьми, чтобы это было ненавязчиво, но эффективно. Ещё совсем недавно считалось, что ребёнка нужно учить, давать ему определённый набор знаний, умений и навыков и главная роль отдавалась занятиям урочного типа, то сейчас дела обстоят иначе, и совместная деятельность воспитателя с детьми вышла на лидирующую позицию. И только настоящий профессионал сможет увлечь и детей, и родителей, подведёт их к пониманию того, как важно совместными усилиями достигать хороших результатов. Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас помочь ребенку научиться, уже в детском саду, самостоятельно добывать интересную и полезную для него информацию и применять их на практике. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Педагоги нашего детского сада понимают, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда. Мы – современные педагоги, стараемся делать дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети — почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас — воспитателей, старших воспитателей и, естественно, руководства, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

На наш взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя, как творческим личностям.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

  • четкое видение современных задач образования
  • ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству
  • поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития
  • проявлять гуманную педагогическую позицию
  • сохранять физическое и духовное развитие детей
  • уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей
  • способность к самообразованию и личностному росту.

Воспитатель — это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Авторы статьи:

  • Заведующий МБДОУ «Детский сад №7» г. Нижний Новгород Штанько В.И.
  • Воспитатель высшей кв. категории Галеева Г.М.
< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Выступление на педсовете:"Учитель-профессионал,какой он?"

«Учитель – профессионал, какой он?»

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.

Современный учитель , на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того – иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине.

Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь. Это тот , кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, урок, ученика, так как педагогическая деятельность – будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения.

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя. Так что же такое профессионализм?

Профессионализм – такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Для приобретения профессионализма необходимы способности ,желание и характер, готовность учиться и совершенствовать свое мастерство.

Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют и нового подхода к профессиональной компетентности педагогических работников. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования. Понятие «профессиональная компетентность» педагога - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сложный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога.

 Структура компетентности современного учителя-профессионала включает в себя: педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя, результаты обучения и воспитания обучающихся.

Выделяют следующие виды компетентности:

- специальная – владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;- социальная – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;- личностная – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;- индивидуальная – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок и лишней траты времени.-профессиональная компетентность педагога – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

Педагог-профессионал – это тот, чей предмет ученики называют любимым. Я считаю, что в этом немалая заслуга учителя. Ведь именно от того, как он преподает материал, как построит свой урок, зависит интерес учеников. Важно заинтересовать ребят, пробудить в них желание изучать предмет с удовольствием; развивать способность к самостоятельному мышлению и творческой деятельности. Профессионал – тот, кто может научить учеников самих оценивать свою учебную деятельность и свое поведение. Ребята должны учиться проверять и оценивать знания товарища, помогать ему, усвоить учебный материал.

Учитель-профессионал должен уметь средствами учебного предмета внести вклад в формирование личности школьника, а это, в свою очередь, можно достичь путем организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развития их инициативы и творчества, пробуждения у них познавательного интереса к предмету.От учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. А. С. Макаренко справедливо отмечал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать профессионалом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью .

Знание своего предмета — необходимое, но недостаточное условие успеха в работе учителя-профессионала. Ему необходимо иметь обширные познания и в области смежных предметов, так как научные понятия, и мировоззрение формируются у учащихся на основе межпредметных связей, отражающих те взаимовлияния и взаимодействия, которые характерны для предметов, явлений и процессов объективно существующего реального мира. Учителю химии современной школы нельзя не знать основ квантовой механики, учителю физики — периодического закона Д. И. Менделеева, учителю литературы нельзя обойтись без знания истории, учителю истории — без знания географии и т. д.

Глубокая специальная подготовка и широкая всесторонняя образованность учителя имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно-технического прогресса. Для того чтобы быть профессионалом, отлично ориентироваться в потоке научной информации, обеспечить изучение школьниками установленного программами объема основ наук на современном уровне и удовлетворить в полной мере их возрастающие познавательные интересы, учителю-профессионалу необходима основательная научная подготовка.

В настоящее время существует масса разнообразных форм научной и практической подготовки учителей, совершенствования знаний педагогов и повышения уровня квалификации:

  • семинары;

  • мастер-классы;

  • круглые столы;

  • курсы повышения квалификации;

  • дистанционное обучение и т.п.

Однако учителю-профессионалу помимо обладания научной подготовкой и обширными знаниями необходимо уметь сделать эти знания достоянием своих учеников, что совсем не одно и то же. «Иные люди много знают,— говорил М. И. Калинин.— Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями».

Очень ценным и весьма желательным является наличие у учителя-профессионала педагогического таланта, т. е. высокой одаренности, обеспечивающей ему успешное выполнение своих обязанностей. Однако каждый учитель-профессионал должен владеть педагогическим мастерством. Педагог-профессионал - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Схема ролей-функций учителя-профессионала в его деятельности

hello_html_m650734.png

Если мы говорим о педагоге как о профессионале, то он должен владеть следующими слагаемыми педагогического мастерства:

  • умением организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;

  • умением учить на уроках. Педагог-профессионал добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха учителей-профессионалов - в умении управлять деятельностью учащихся;

  • умением активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;

  • умением эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;

  • владением высокого уровня педагогической техники.

Портрет педагога - профессионала

 

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

 2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

 3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

 4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

 5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

 6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

 7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

 8.Тактичен.

 9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

 10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.

Так какими же должны быть учителя-профессионалы? Думаю , ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие, как мягкий знак и само слово! 

infourok.ru

ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Профессия учителя – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией»(3). Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается такое определение "учитель – преподаватель, наставник".

Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.

Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».

Учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

От учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. А. С. Макаренко справедливо отмечал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать профессионалом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью (5).

Знание своего предмета — необходимое, но недостаточное условие успеха в работе учителя-профессионала. Ему необходимо иметь обширные познания и в области смежных предметов, так как научные понятия, и мировоззрение формируются у учащихся на основе межпредметных связей, отражающих те взаимовлияния и взаимодействия, которые характерны для предметов, явлений и процессов объективно существующего реального мира. Учителю химии современной школы нельзя не знать основ квантовой механики, учителю физики — периодического закона Д. И. Менделеева, учителю литературы нельзя обойтись без знания истории, учителю истории — без знания географии и т. д.

Глубокая специальная подготовка и широкая всесторонняя образованность учителя имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно-технического прогресса. Для того чтобы быть профессионалом, отлично ориентироваться в потоке научной информации, обеспечить изучение школьниками установленного программами объема основ наук на современном уровне и удовлетворить в полной мере их возрастающие познавательные интересы, учителю-профессионалу необходима основательная научная подготовка.

В настоящее время существует масса разнообразных форм научной и практической подготовки учителей, совершенствования знаний педагогов и повышения уровня квалификации:

·        семинары;

·        мастер-классы;

·        круглые столы;

·        курсы повышения квалификации;

·        дистанционное обучение и т.п.

  Однако учителю-профессионалу помимо обладания научной подготовкой и обширными знаниями необходимо уметь сделать эти знания достоянием своих учеников, что совсем не одно и то же. «Иные люди много знают,— говорил М. И. Калинин.— Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» (2).

Очень ценным и весьма желательным является наличие у учителя-профессионала педагогического таланта, т. е. высокой одаренности, обеспечивающей ему успешное выполнение своих обязанностей. Однако каждый учитель-профессионал должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, навыками и умениями обучения и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «...можем ли мы строить воспитание всего нашего  детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении» (5).

    Педагог-профессионал - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания, быть полифункциональным.   

Если мы говорим о педагоге как о профессионале, то он должен владеть следующими слагаемыми педагогического мастерства:

·        умением организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;

·        умением учить на уроках. Педагог-профессионал добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха учителей-профессионалов - в умении управлять деятельностью учащихся;

·        умением активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;

·        умением эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;

·        владением высокого уровня педагогической техники.

 

Литература.

1. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.– с. 76–88.

2. Калинин М. И. Речь на совещании учителей-отличников городских и сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты». — О воспитании и обучении. М., 1957, с. 258.

3.Ленин В. И. Поли. собр. соч, Изд. 5-е, т, 47, с. 194.

4. Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.

5. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. — соч. в 7-ми т., т.5, M., 1958

6. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции).— Соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1958

7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Раздел I.– Гл. 1.– с. 5–11

8.Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.

9.Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– с. 115–129.

10.Толстой Л. Н. Общие замечания для учителей.— Пед. соч. М., 1948. с. 299—300.

multiurok.ru

ПЕДАГОГ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

Опросы воспитателей показывают, что большинство пе­дагогов склонны высоко оценивать роль личности в педа­гогической деятельности. Из них 20% придают значение методике, технологиям, 10% — личности и 30% склонны

соединить то и другое. Действительно, личностное и про­фессиональное в труде учителя взаимообусловлены. На на­чальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свой­ства педагога имеют первостепенное значение. С годами про­фессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее прежде всего в плане профессионально важ­ных качеств. Профессионала-педагога легко отличить от представителей других профессий. К сожалению, профес­сиональная деятельность не только развивает личность че­ловека, но и деформирует ее, превращая в человека с «флю­сом». У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информацион­ном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции об­щения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п.

Каким же образом личностное и профессиональное вза­имодействуют? Личность, личностное в деятельности — это прежде всего мотивы и ценности действующего. Среди понятий, описывающих мотивационную сферу, — потреб­ности,-интересы, стремления, установки и т.д. Мотивы и ценности — это предпосылка выбора способа действия, методики и превращения ее в личностный индивидуаль­ный стиль.

Установка — это неосознаваемый или частично осозна­ваемый настрой, готовность к определенному восприятию, переживанию, поведению. Установки определяют устой­чивость и определенность протекаемой деятельности. Цен­ностные ориентации — это общие жизненные и педагоги­ческие убеждения и взгляды педагога, которые служат ори­ентирами его деятельности. Уровень ценностных ориентации педагога проявляется в отношении к деятельности и ее месту и значению в его жизни. По уровню ценностных ориентации педагога можно судить, насколько професси­ональная деятельность «погружена» в сферу личностных смыслов педагога. С.Д. Поляков (1996) выделяет три вари­анта соотношения личностного и профессионального в пе­дагоге:

1. Педагогическая деятельность незначима для него, он ее выполняет не более чем формально-ролевым образом (профессиональное не является личностно-значимым).

2. Педагогическая деятельность — один из личностных смыслов педагога наряду с другими, не менее важными (профессиональное — одна из личностно-значимых сфер).

3. Педагогическая деятельность — ведущий приоритет­ный, один из ведущих смыслов жизни педагога (профес­сиональное — одна из ведущих личностно-значимых сфер).

Очевидно ожидать, что результативность деятельности и психологическое самочувствие учителя в разных вариантах различны. Уровень социальных установок учителя, воспита­теля можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятель­ности, и ситуативные, проявляющиеся при непосредствен­ном взаимодействии с детьми.

Базовые социальные установки педагога — это своеобраз­ные личностные центрации, иерархия, соподчинение интере­сов педагога в педагогической сфере (А.Б. Орлов). Среди них:

1. Сосредоточенность педагога на себе, своих пережива­ниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников («Я-центрация»). У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению со стороны детей гипербо­лизировано и остается надолго. Классические заявления-пе­реживания педагогов этой группы: они меня не любят, они мне не благодарны.

2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оцен­ки директора, завуча, «начальства» (центрация на админис­трации). Типичные высказывания: а что скажет или поду­мает обо мне руководитель?

3. Приоритетное значение оценки коллег, действия в ин­тересах ее поддержания или улучшения, конформность, ха­рактерные мысли: а что обо мне скажут, подумают в кол­лективе?

4. Ориентация на оценке родителей воспитанников (цен­трация на родителях), особенно в ситуации платного обуче­ния, специализированных и частных образовательных уч­реждений.

5. Сосредоточенность на содержании и способах своей де­ятельности (центрация на методике). Методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство.

6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (цент­рация на воспитаннике, гуманистическая центрация). Педа­гоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педа­гогической профессии.

7. Доминирующий интерес к коллективу, группе, ис­кренняя увлеченность работой со всеми вместе без внима­ния к конкретной личности (центрация на коллективе).

Мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессио­нальным становлением: стремление к признанию, самоут­верждению -» акцентировка на содержании воспитания, обу­чения -» повышенный интерес к способам педагогической работы -» преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка.

Ситуативные установки обнаруживаются в непосредствен­ном взаимодействии педагога с воспитанниками. Они на­правлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержа­ние и способ взаимодействия с воспитанниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов, расположен­ных на оси субъект-объектного и объект-субъектного пони­мания педагогического процесса.

В субъект-субъектной установке педагога проявляется: а) личностное отношение к ребенку, настрой на его вос­приятие, понимание переживаний, целей, интересов, взгля­дов, отношений; б) значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности; в) стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для воспитанников содержанию, важно­му и интересному также для себя; г) установка на сотруд­ничество в совместной деятельности и диалогичность в об­щении с детьми.

Противоположные тенденции проявляются в субъект-объектной установке педагога. Фиксированные, ситуатив­ные установки педагога — это психофизиологические меха­низмы предвосхищения определенных действий и готовно­сти к определенным реакциям в конкретных ситуациях (Д.И. Узнадзе). Они находятся под влиянием личностных центраций и социальных аттитюдов педагога.

Итак, личностное проявляется в профессиональном че­рез ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личност­ных, индивидуальных особенностей воспитателей. Педа­гогические установки педагога формируются под влия­нием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубин­но с мировосприятием педагога, его жизненными смыс­лами. Вот почему изменение педагогических установок воспитателя невозможно без работы психолога с личнос­тью педагога.



infopedia.su

ПЕДАГОГ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

⇐ ПредыдущаяСтр 76 из 87Следующая ⇒

Опросы воспитателей показывают, что большинство пе­дагогов склонны высоко оценивать роль личности в педа­гогической деятельности. Из них 20% придают значение методике, технологиям, 10% — личности и 30% склонны

соединить то и другое. Действительно, личностное и про­фессиональное в труде учителя взаимообусловлены. На на­чальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свой­ства педагога имеют первостепенное значение. С годами про­фессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее прежде всего в плане профессионально важ­ных качеств. Профессионала-педагога легко отличить от представителей других профессий. К сожалению, профес­сиональная деятельность не только развивает личность че­ловека, но и деформирует ее, превращая в человека с «флю­сом». У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информацион­ном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции об­щения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п.

Каким же образом личностное и профессиональное вза­имодействуют? Личность, личностное в деятельности — это прежде всего мотивы и ценности действующего. Среди понятий, описывающих мотивационную сферу, — потреб­ности,-интересы, стремления, установки и т.д. Мотивы и ценности — это предпосылка выбора способа действия, методики и превращения ее в личностный индивидуаль­ный стиль.

Установка — это неосознаваемый или частично осозна­ваемый настрой, готовность к определенному восприятию, переживанию, поведению. Установки определяют устой­чивость и определенность протекаемой деятельности. Цен­ностные ориентации — это общие жизненные и педагоги­ческие убеждения и взгляды педагога, которые служат ори­ентирами его деятельности. Уровень ценностных ориентации педагога проявляется в отношении к деятельности и ее месту и значению в его жизни. По уровню ценностных ориентации педагога можно судить, насколько професси­ональная деятельность «погружена» в сферу личностных смыслов педагога. С.Д. Поляков (1996) выделяет три вари­анта соотношения личностного и профессионального в пе­дагоге:

1. Педагогическая деятельность незначима для него, он ее выполняет не более чем формально-ролевым образом (профессиональное не является личностно-значимым).

2. Педагогическая деятельность — один из личностных смыслов педагога наряду с другими, не менее важными (профессиональное — одна из личностно-значимых сфер).

3. Педагогическая деятельность — ведущий приоритет­ный, один из ведущих смыслов жизни педагога (профес­сиональное — одна из ведущих личностно-значимых сфер).

Очевидно ожидать, что результативность деятельности и психологическое самочувствие учителя в разных вариантах различны. Уровень социальных установок учителя, воспита­теля можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятель­ности, и ситуативные, проявляющиеся при непосредствен­ном взаимодействии с детьми.

Базовые социальные установки педагога — это своеобраз­ные личностные центрации, иерархия, соподчинение интере­сов педагога в педагогической сфере (А.Б. Орлов). Среди них:

1. Сосредоточенность педагога на себе, своих пережива­ниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников («Я-центрация»). У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению со стороны детей гипербо­лизировано и остается надолго. Классические заявления-пе­реживания педагогов этой группы: они меня не любят, они мне не благодарны.

2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оцен­ки директора, завуча, «начальства» (центрация на админис­трации). Типичные высказывания: а что скажет или поду­мает обо мне руководитель?

3. Приоритетное значение оценки коллег, действия в ин­тересах ее поддержания или улучшения, конформность, ха­рактерные мысли: а что обо мне скажут, подумают в кол­лективе?

4. Ориентация на оценке родителей воспитанников (цен­трация на родителях), особенно в ситуации платного обуче­ния, специализированных и частных образовательных уч­реждений.

5. Сосредоточенность на содержании и способах своей де­ятельности (центрация на методике). Методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство.

6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (цент­рация на воспитаннике, гуманистическая центрация). Педа­гоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педа­гогической профессии.

7. Доминирующий интерес к коллективу, группе, ис­кренняя увлеченность работой со всеми вместе без внима­ния к конкретной личности (центрация на коллективе).

Мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессио­нальным становлением: стремление к признанию, самоут­верждению -» акцентировка на содержании воспитания, обу­чения -» повышенный интерес к способам педагогической работы -» преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка.

Ситуативные установки обнаруживаются в непосредствен­ном взаимодействии педагога с воспитанниками. Они на­правлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержа­ние и способ взаимодействия с воспитанниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов, расположен­ных на оси субъект-объектного и объект-субъектного пони­мания педагогического процесса.

В субъект-субъектной установке педагога проявляется: а) личностное отношение к ребенку, настрой на его вос­приятие, понимание переживаний, целей, интересов, взгля­дов, отношений; б) значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности; в) стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для воспитанников содержанию, важно­му и интересному также для себя; г) установка на сотруд­ничество в совместной деятельности и диалогичность в об­щении с детьми.

Противоположные тенденции проявляются в субъект-объектной установке педагога. Фиксированные, ситуатив­ные установки педагога — это психофизиологические меха­низмы предвосхищения определенных действий и готовно­сти к определенным реакциям в конкретных ситуациях (Д.И. Узнадзе). Они находятся под влиянием личностных центраций и социальных аттитюдов педагога.

Итак, личностное проявляется в профессиональном че­рез ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личност­ных, индивидуальных особенностей воспитателей. Педа­гогические установки педагога формируются под влия­нием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубин­но с мировосприятием педагога, его жизненными смыс­лами. Вот почему изменение педагогических установок воспитателя невозможно без работы психолога с личнос­тью педагога.

mykonspekts.ru

ПЕДАГОГ КАК ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

Опросы воспитателей показывают, что большинство пе­дагогов склонны высоко оценивать роль личности в педа­гогической деятельности. Из них 20% придают значение методике, технологиям, 10% — личности и 30% склонны

соединить то и другое. Действительно, личностное и про­фессиональное в труде учителя взаимообусловлены. На на­чальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свой­ства педагога имеют первостепенное значение. С годами про­фессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее прежде всего в плане профессионально важ­ных качеств. Профессионала-педагога легко отличить от представителей других профессий. К сожалению, профес­сиональная деятельность не только развивает личность че­ловека, но и деформирует ее, превращая в человека с «флю­сом». У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информацион­ном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции об­щения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п.

Каким же образом личностное и профессиональное вза­имодействуют? Личность, личностное в деятельности — это прежде всего мотивы и ценности действующего. Среди понятий, описывающих мотивационную сферу, — потреб­ности,-интересы, стремления, установки и т.д. Мотивы и ценности — это предпосылка выбора способа действия, методики и превращения ее в личностный индивидуаль­ный стиль.

Установка — это неосознаваемый или частично осозна­ваемый настрой, готовность к определенному восприятию, переживанию, поведению. Установки определяют устой­чивость и определенность протекаемой деятельности. Цен­ностные ориентации — это общие жизненные и педагоги­ческие убеждения и взгляды педагога, которые служат ори­ентирами его деятельности. Уровень ценностных ориентации педагога проявляется в отношении к деятельности и ее месту и значению в его жизни. По уровню ценностных ориентации педагога можно судить, насколько професси­ональная деятельность «погружена» в сферу личностных смыслов педагога. С.Д. Поляков (1996) выделяет три вари­анта соотношения личностного и профессионального в пе­дагоге:

1. Педагогическая деятельность незначима для него, он ее выполняет не более чем формально-ролевым образом (профессиональное не является личностно-значимым).

2. Педагогическая деятельность — один из личностных смыслов педагога наряду с другими, не менее важными (профессиональное — одна из личностно-значимых сфер).

3. Педагогическая деятельность — ведущий приоритет­ный, один из ведущих смыслов жизни педагога (профес­сиональное — одна из ведущих личностно-значимых сфер).

Очевидно ожидать, что результативность деятельности и психологическое самочувствие учителя в разных вариантах различны. Уровень социальных установок учителя, воспита­теля можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятель­ности, и ситуативные, проявляющиеся при непосредствен­ном взаимодействии с детьми.

Базовые социальные установки педагога — это своеобраз­ные личностные центрации, иерархия, соподчинение интере­сов педагога в педагогической сфере (А.Б. Орлов). Среди них:

1. Сосредоточенность педагога на себе, своих пережива­ниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников («Я-центрация»). У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению со стороны детей гипербо­лизировано и остается надолго. Классические заявления-пе­реживания педагогов этой группы: они меня не любят, они мне не благодарны.

2. Решающая значимость для воспитателя мнения, оцен­ки директора, завуча, «начальства» (центрация на админис­трации). Типичные высказывания: а что скажет или поду­мает обо мне руководитель?

3. Приоритетное значение оценки коллег, действия в ин­тересах ее поддержания или улучшения, конформность, ха­рактерные мысли: а что обо мне скажут, подумают в кол­лективе?

4. Ориентация на оценке родителей воспитанников (цен­трация на родителях), особенно в ситуации платного обуче­ния, специализированных и частных образовательных уч­реждений.

5. Сосредоточенность на содержании и способах своей де­ятельности (центрация на методике). Методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство.

6. Приоритетный интерес к развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям (цент­рация на воспитаннике, гуманистическая центрация). Педа­гоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педа­гогической профессии.

7. Доминирующий интерес к коллективу, группе, ис­кренняя увлеченность работой со всеми вместе без внима­ния к конкретной личности (центрация на коллективе).

Мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессио­нальным становлением: стремление к признанию, самоут­верждению -» акцентировка на содержании воспитания, обу­чения -» повышенный интерес к способам педагогической работы -» преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка.

Ситуативные установки обнаруживаются в непосредствен­ном взаимодействии педагога с воспитанниками. Они на­правлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержа­ние и способ взаимодействия с воспитанниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов, расположен­ных на оси субъект-объектного и объект-субъектного пони­мания педагогического процесса.

В субъект-субъектной установке педагога проявляется: а) личностное отношение к ребенку, настрой на его вос­приятие, понимание переживаний, целей, интересов, взгля­дов, отношений; б) значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности; в) стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для воспитанников содержанию, важно­му и интересному также для себя; г) установка на сотруд­ничество в совместной деятельности и диалогичность в об­щении с детьми.

Противоположные тенденции проявляются в субъект-объектной установке педагога. Фиксированные, ситуатив­ные установки педагога — это психофизиологические меха­низмы предвосхищения определенных действий и готовно­сти к определенным реакциям в конкретных ситуациях (Д.И. Узнадзе). Они находятся под влиянием личностных центраций и социальных аттитюдов педагога.

Итак, личностное проявляется в профессиональном че­рез ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личност­ных, индивидуальных особенностей воспитателей. Педа­гогические установки педагога формируются под влия­нием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубин­но с мировосприятием педагога, его жизненными смыс­лами. Вот почему изменение педагогических установок воспитателя невозможно без работы психолога с личнос­тью педагога.

Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 493 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.03 сек.)

mybiblioteka.su