Проекты личностного роста: соответствие, развитие и самоопределение
В главах 2 и 3 мы обсуждали, как сравнительно устойчивые и свободные черты влияют на наше благополучие. Теперь давайте посмотрим, какое отношение они имеют к планомерной работе над ключевыми проектами.
Если проект учитывает особенности нашей личности, нам проще его осуществить. Например, добросовестные люди с удовольствием берутся за личные проекты в образовании, науке, здравоохранении и общественной сфере, тогда как невротики находят эти области проблемными. Экстраверты «специализируются» на проектах, которые подразумевают общение, таких как поход с друзьями в бар или участие в развлекательном мероприятии. Подобные проекты даются им особенно легко и приносят больше всего удовлетворения. Проекты, связанные с учебой, напротив, часто становятся источником отрицательных эмоций. Счастливее всего те люди, чьи проекты и жизненные истории учитывают черты их характера. Например, мы обнаружили, что общительные люди счастливее всего тогда, когда работают над межличностными проектами, а их самохарактеристика включает в себя тему взаимодействия с другими людьми. Понимание своих личностных особенностей позволяет определить, какие проекты вы сможете реализовывать планомерно и с максимальной отдачей.
Я также показал, что для того, чтобы понять жизнь и самих себя, нам нужно выходить за пределы сравнительно устойчивых черт. Необходимо всегда помнить про свободные черты. Мы обсуждали, как ключевые проекты могут требовать от нас нехарактерного поведения: невротичный человек способен на работе быть устойчивым, преподаватель-интроверт во время лекций может казаться экстравертом, а крайне доброжелательный общественный организатор иногда становится очень неприятным и ожесточенным, чтобы побороть социальную несправедливость. Нехарактерное поведение и проявление силы характера посредством свободных черт повышают вероятность успешной реализации ключевого проекта. Свободные черты провоцируют развитие и рост. К примеру, недавнее исследование показало, что, если попросить интровертов вести себя как экстраверты, их настроение поднимется, а уровень благополучия повысится. Таким образом, нехарактерное поведение способно приносить нам пользу. Но надо уметь вовремя остановиться: злоупотребление им может исчерпать наши ресурсы.
Как же уменьшить негативные последствия длительного пребывания в нехарактерной для себя роли? Я уже упоминал о поиске восстанавливающих ниш, которые дают нам возможность побыть самими собой и вернуться к биологическому «я». Но что, если нехарактерное поведение представляет собой не просто кратковременную адаптацию к требованиям ситуации? Что происходит, когда мы решаем изменить свои черты и принимаемся за реализацию проектов «Быть менее напористым», «Стать более экстравертированным» или «Перестать вести себя как болван»? Подобные внутриличностные проекты оказывают важное и на первый взгляд парадоксальное влияние на качество нашей жизни. Исследования, проведенные независимо друг от друга в Финляндии и Северной Америке, показали: люди, работающие над проектами личностного роста, чаще находятся в подавленном состоянии по сравнению с другими типами проектов. Почему же попытки «улучшить» себя вызывают депрессию? Одна причина заключается в том, что такие проекты иногда становятся поводами для самокопания. Но есть и другой мотив: проекты личностного роста часто ассоциируются с низкой эффективностью, когда мы сомневаемся, что способны хорошо с ними справиться. Вера в то, что можно добиться своего, – важный аспект благополучия, а когда этой веры нет, мы решаем, что лучше спуститься с небес на землю и переключиться на более реальные цели. Но не слишком ли быстро мы сдаемся? Дело в том, что проекты, предполагающие работу над собой, имеют любопытную связь с творчеством. Более креативные личности часто отождествляют себя со своими проектами личностного роста и относятся к ним не как к бремени, а как к увлекательному исследованию.
Почему одним людям так трудно взаимодействовать с самими собой, а другие, изучая себя, наоборот, получают удовольствие? Одна из причин может заключаться в источнике вашего проекта. Возьмем двух женщин, которые реализуют личный проект «Быть дружелюбнее». Для одной из них инициатива проекта исходила извне: начальник ее отдела продаж настоял на том, что она должна измениться. Ее холодность и закрытость далеко не лучшие качества для привлечения клиентов. Ей следовало или найти работу, где ее замкнутость была бы к месту, или стать «другим человеком». Сравните ее со второй женщиной, которая работает над аналогичным проектом. Она решила измениться, так как поняла, что многие цели, которые она перед собой ставит, требуют регулярного взаимодействия с окружающими в позитивном ключе. Она осмелилась провести несколько скромных экспериментов, чтобы понять, получится это у нее или нет, и все прошло гладко. Женщина считает, что проект обогащает ее личность, и ей это нравится. Для нее он превратился в один из ключевых.
В первом случае изменение было навязано извне и сопровождалось недвусмысленной угрозой. Во втором инициатива исходила от автора проекта. Он представлял собой желанный способ самовыражения. Существуют все основания полагать, что добровольные проекты имеют больше шансов на успех, чем навязанные. В пользу этого говорит теория самоопределения – влиятельное учение о личности и мотивации, которое противопоставляет внутренние и автономно регулируемые цели тем, которые регулируются извне. Проекты, основанные на внутренней мотивации, чаще доводятся до конца и вносят в эмоциональное и физическое благополучие больший вклад, чем проекты с внешней мотивацией и контролем. Кажущийся парадокс, согласно которому проекты личностного роста связаны с депрессией и творчеством, разрешается при взгляде на происхождение данных проектов. Когда инициатива по самоизменению исходит лично от вас и ни от кого больше, у проекта появляется больше шансов на то, чтобы стать значимым, управляемым и жизнеспособным.
Следующая глава >
psy.wikireading.ru
Развитие личности — авторский проект для тех, кто интересуется развитием личности и начал искать ответы на вопросы, которые раньше оставлял в стороне. Обычно это бывает в кризисах — либо возрастных, либо связанных с какими-то переменами в жизни или с проблемами. Сайт не научный и не специализированный, потому я стараюсь писать простым понятным языком (насколько получается). В статья я сама размышляю и вас побуждаю задуматься, иначе взглянуть на привычные вещи, искать ответы.
Основная тематика сайта — психология, в самом широком смысле: это все, что касается жизни человеческой души и ее взаимоотношений с другими человеческими душами. Направление, которое мне больше всего импонирует — гуманистическая психология (или философия). Именно в свете этого подхода, ориентированного на Личность и высоко возносящей Человека, я и размышляю о разных сторонах нашей жизни — отношениях, воспитании детей, и конечно, о росте и развитии личности и «вечных» вопросах бытия — например, что такое любовь или в чем смысл жизни.
Ряд материалов посвящен специфически «женским» вопросам — например, женским тренингам или отношениям с мужчинами. Кто-то уже обжегся на шаблонных советах и мифах, которых так много в сети, кто-то думает и заботится о своем развитии. Хотя, конечно, многие материалы касаются всех, невзирая на пол и возраст. Я глубоко убеждена, что главное в человеке: его личность, душа, разум пола не имеет, и придавать ему слишком большое значение не стоит.
Материалы сайта посвящены развитию Личности — да, именно с большой буквы. Личность в этом смысле — это не то, чем мы уже обладаем по факту рождения, и не то, чем становимся в результате социализации, усваивая правила общежития и определяясь со своим местом в обществе. Личность — это то, к чему человек призван, тот потенциал, который заложен в нашей человеческой сущности, и реализация которого только и может сделать нашу жизнь полной и счастливой.
Личность — это человеческая зрелость, в противовес инфантильности, царящей вокруг. По мнению многих психологов, с которыми я согласна, практически все проблемы современного человека происходят от этой инфантильности, а атмосфера нашего общества, к сожалению, нисколько не способствует достижению зрелости. Наоборот, установки общественного сознания — от традиций в семье и топиков в соцсетях до рекламы, книг и даже сетевых «психологов» зачастую направляют людей в сторону, противоположную развитию Личности.
Но мы ведь у себя одни, правильно? И нам решать, как мы проживем свою единственную жизнь — страдая от своей инфантильности и тщетно пытаясь уйти от бессмысленности и безрадостности жизни в погоне за призраками успеха, или мы сумеем реализовать свой личностный потенциал на радость себе и окружающим и прожить полноценную, здоровую, счастливую и плодотворную жизнь. Для меня очевиден выбор в пользу второго.
Личностная зрелость, к сожалению, не наступает сама собой с возрастом, а целиком зависит от человека. Путь к развитию личности не всегда ясно различим, а препятствий на этом пути очень много. Проект «Развитие личности» посвящен как раз этим вопросам — обретению пути и преодолению препятствий. О развитии Личности я и говорю во всех своих статьях — и когда я даю советы, что делать с мужем тираном, и когда я завожу разговор о смысле жизни или о любви к себе, и даже в статьях о воспитании детей я ориентируюсь исключительно на развитие личности ребенка и исхожу из личностного подхода в воспитании.
Мои статьи основаны, в первую очередь, на моем личном опыте — я делюсь тем, что мне удалось понять на тернистом пути развития личности. Конечно, этот путь бесконечен и постоянно открывает что-то новое. Кроме этого, в статьях я знакомлю вас с идеями великих мыслителей — психологов, которые занимались вопросами развития Личности. Мудрость других сокращает нам путь обретения своей мудрости.
Еще одно назначение проекта — развенчании мифов, предрассудков, стереотипов и прочего безобразия, которое изрядно портит нам жизнь вообще, а особенно мешает справиться с крисами и перейти на новую ступеньку в развитии. Эти вредные стереотипы караулят нас на каждом углу, витая в воздухе и проникая в наши головы с молоком матери. Мы к ним привыкли, с ними проще — как нам кажется, пока не наступают проблемы… И вот, если мы хотим справиться с проблемами или предотвратить их появление, то придется задуматься.
Да, я больше говорю о проблемах, ошибках и заблуждениях. Потому что когда у человека все хорошо — он в Яндекс не пойдет с вопросами. Когда он и мыслит и делает все правильно — за него можно только порадоваться, но о чем тут писать? Тем более, что Личность уникальна, и путь ее развития тоже уникален, а вот ошибки все допускают типичные и препятствия на пути нас поджидают до жути однообразные. Это как со здоровьем — о нем сказать особо нечего, а болезни имеют одни и те же симптомы у разных людей.
Все статьи о развитии личности Подписка на новые статьи
Личностный подход, уважение к ребенку и внимание к его чувствам и мнению изобрела не я — его исповедовали такие великие педагоги, как Януш Корчак, например. А в современном обществе, которое строится на основе гуманистических ценностей, такой подход в воспитании единственно перспективный, и он активно продвигается уже всеми педагогами и психологами. Человек, воспитанный по старой авторитарной модели, неизбежно попадет в конфликт с обществом и с самим собой — со всеми вытекающими последствиями.
Основа здоровой личности — ответственность и честность с самим собой. Женщины часто грешат тем, что пытаются переложить ответственность за свою жизнь на мужчину или обстоятельства, подкрепляя это мифами о женственности, например, — что бывает причиной многих бед и сломанных судеб. Когда-то я тоже этим страдала, и теперь могу поделиться опытом борьбы с этими вредными заблуждениями и формирования здоровой активной жизненной позиции.
Для тех, кому нужна индивидуальная помощь в развитии личности и решению проблем, с моим погружением во все тонкости вашей ситуации, есть возможность получить индивидуальную консультацию.
Отзывы о проекте Личная консультация Обо мне Контакты
Присоединяйтесь к группам ВКонтакте и на Facebook, чтобы следить за выходом новых материалов.
Или ПОДПИШИТЕСЬ НА ОБНОВЛЕНИЯ, чтобы получать их на почту
До встречи на в новых статьях! С уважением, Надежда
myempeiria.ru
Обновленное образование опирается на содержательный функционал проектирования как на междисциплинарную гуманитарную категорию. Его сущность наиболее радикальный способ обновления существующей практики. Проектирование представляет собой универсальный способ постановки и решения проблем во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В проектировании действия производятся не с реальными явлениями и процессами, а с их мысленными моделями. Они отражают характерные признаки, особенности становления личности. Проектирование – целенаправленная деятельность человека и результатом будут: проект-цель, проект-состояние, проект-образ, проект-модель, проект-план, проект-эффект. Индивидуальный выбор человека соотносим с личностно значимой задачей внутреннего ценностного строительства. Проектная парадигма обновленного образования создает пространство педагогической свободы и повышает уровень ответственности субъектов образования за принимаемые решения. Проектирование, как способ обновления существующей педагогической практики, способствует открытому диалогу, прямой и обратной связи учителя и ученика.
Образование – это, «о чем бы речь ни шла», всегда есть «работа», «практически и целенаправленно» осуществляемое формирование, причем «не вообще, не в благоприятном далеком или недалеком будущем, а в прямом смысле здесь и сейчас» [1]. Инновационная (преобразовательная) сущность проектирования наиболее радикальный способ обновления существующей практики, продуктивной формы осуществления нововведений в образовании. В связи с чем, обновленное образование приоритетно опирается на содержательно-смысловой функционал феномена проектирования как междисциплинарной гуманитарной категории, отражающей характерные признаки, особенности становления личности.
Онтология каждого индивидуального выбора человека соотносима с личностно значимой задачей внутреннего ценностного строительства, обосновывает Жампеисова К.К., что и актуализирует его образовательные, личностно-развивающие смыслы [2] проектирования своей деятельности. В обновленном образовании модельные приоритеты проектного продукта понимаются как мыслительная деятельность, определяющая будущий процесс и результат преобразования действительности, имеющий идеальный характер, поскольку проектные действия производятся не с реальными явлениями и процессами, а с их мысленными моделями.
Именно поэтому проектирование выступает целенаправленной рациональной деятельностью человека, целью которой является моделирование представлений о будущем конечном результате и предстоящих возможных последствиях функционирования проектного конструкта. Моделирование – средство представления и преобразования объекта, которого еще нет в реальности, позволяет оперировать с объектами, относительно которых мы не располагаем полнотой знаний, где педагогически акцентная категория проектирования актуализирует гуманистические векторы проектирования в образовании.
Для личностно-развивающегося потенциала в образовательно-педагогической парадигме, которая позволит конкретизировать значимые аспекты педагогической проблематики реализации проектного, человеческого, качественного потенциала образования как важнейшего фактора повышения уровня образовательного качества это может быть:
Проектная парадигма современного образования по Масликовой Э.Ф. [3, с. 18], с одной стороны, создает «уникальное пространство» педагогической «свободы и творчества», а с другой стороны, существенно «повышает уровень ответственности» образовательных субъектов за «принимаемые самостоятельные решения». Это связано со способностью делать осмысленный выбор направлений развития, т.е. «аккумулировать ресурсы в точках роста».
Проектная парадигма современного образования содержательно раскрывается через организованную систему деятельности по осуществлению комплексных исследований и проектных разработок и способствует качественному развитию образования. Она непосредственно соотносится с проектными потенциалами образовательного качества и с изначально-качественными характеристиками проекта как такового и проектно-средовыми атрибуциями качества образования.
Проектирование по Лазареву В.С. [4], как междисциплинарное научное понятие, представляет собой «универсальный способ постановки и решения проблем» в любых сферах человеческой жизнедеятельности.
Изначально-качественные характеристики личностно-развивающего потенциала проектирования в образовании дополняемо раскрываются и уточняются в содержательном контексте категории «проект». Маджуга А.Г., Синицина И.А. [5] пишут, что они способствуют раскрытию «нелинейной ситуации открытого диалога, прямой и обратной связи учителя и ученика», непосредственной связи с качественными аспектами образовательного взаимодействия.
Таким образом, проектирование отражает специфическую человеческую деятельность, обладающую собственным смыслом, выступает исходным звеном целесообразной, преобразующей активности, характерной только для человека способом, связанной с переносом субъективной реальности в объективную и соединением личностно значимых для него идей.
Асакаева Д.С., Маврина И.А. [6] отмечают «неоднозначный» характер определения термина «проектирование», что выступает одной из «причин возможных трансформаций смыслов» рассматриваемого понятия, в том числе в педагогической плоскости. Наряду с педагогическим проектированием исследователи выделяют проектирование образовательное, по преимуществу ориентированное на «проектирование качества образования, инновационные изменения образовательных систем и институтов. В связи с чем, учитывая, что категория качества образования в конечном итоге является главной и определяющей в оценке образовательно-педагогических проектов, следует говорить не только о взаимообусловленной содержательно-смысловой сопряженности выделенных видов проектной деятельности, но и об обобщающе-итоговом положении образовательного проектирования (проектирования в образовании).
Проектно-средовые атрибуции качества образования, по Д.А. Данилову [7], – это качественные самопреобразования участников процесса, т.е. реализация каждым образовательным субъектом своего «индивидуального потенциала». Реализация личности и его личностно-развивающих векторов и ресурсов, интересов и возможностей позволит создать проектируемую образовательную среду, побуждающая личность к творчеству, активности, самостоятельности.
Специфическим свойством образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами. Процесс формирования, обогащения и распределения выделяемой ресурсности Куламбаева К.К., Досанова С.С., Куламбаев А.К. соотносят с управленческой задачей реализации прогностических перспектив индивидуализации образовательного процесса, становления субъектного опыта обучающихся [8]. В организационно-методологическом плане выведем на уровень главной задачи образовательного менеджмента: обеспечение эффективного использования и преобразования ресурсного потенциала организации для достижения намеченных целей.
Масликова Э.Ф [3] рекомендует в «суммарно-ресурсном», отношении проектной (проектнопедагогической) реализации потенциалов и возможностей образовательного качества, в личностном развитии обучающихся (человека) обратиться к содержательно-смысловому функционалу видового разнообразия проектов. По ее мнению, проект-цель обосновывает идею, замысел, логику развивающегося (само) совершенствования личности. Проект-цель имеет средства в самом себе, а не вовне, выступая, тем самым как характер действий человека, выступая как особое состояние, к которому направлена тенденция движения объекта. Проект-цель это идеальная модель личности учителя та как в этом случае она выходит на уровень «прагматической модели» как «средства организации практических действий» педагога и «способа» представления «результатов педагогической деятельности реализующей базовую человеческую способность к «предвосхищаемому проектированию будущего».
Она утверждает, что проект-состояние отражает действенную готовность субъектов (проектантов) к целевому самоизменению и качественному развитию. Личность проектирует всякий раз, когда разрабатывает способы превращения одной ситуации в другую, более приемлемую. В этом отношении педагогическая ситуация понимается как «составная часть» и «состояние» педагогического процесса, которое «складывается из состояния среды, состояния учащегося и состояния учителя, в котором имеется факт известного «расхождения» между «желаемым и реальным, достигнутым в формировании личности», преодолеваемый личностно-развивающей совокупностью задаваемых внешних и внутренних условий.
Проект-образ, как пишет в исследовании Масликова Э.Ф [3], актуализирует формирующие механизмы образовательного проектирования, т.е. обеспечение взрослеющему человеку благоприятных условий для его личностного развития, что выступает важнейшим атрибутом образования как такового. В этой связи обращение к изменению положения дел, выступает движущим механизмом подлинно развивающего образования, проектирование понимается как преобразование уже существующих объектов в новую форму, поскольку проекты изображают и представляют то, чего еще нет.
Она обосновывает проект-модель как педагогическую конкретику (логику) позитивного преобразования представляемой субъектной (объектной) реальности. Практическая ценность педагогической модели во многом определяется учетом ее основных принципов: наглядность, определенность, объективность. Модель – проектная данность, призванная «рассматриваться как некий новый фрагмент действительности», как своеобразная «первичная» предметность, которая
«необходимо создается в процессе познания и принимает самые различные формы», реализуя тем самым «созидательную» функцию моделирования как «процесса трансформации и порождения новой действительности».
Проект-план осуществляет достижение проектных целей прогрессивного развития (самоизменения) в прогностическом единстве векторных измерений. Проект изначально ориентирован в будущее (проект-замысел, проект-план), что подтверждается директивными векторами процесса планирования, понимаемого как проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах. План может быть рассмотрен как частный вид проекта. Различие, по Розину В.М. [3, с. 40], состоит в том, что проект это целостный объект, со строением и функционированием. План, в свою очередь, задает состояния планируемого объекта во времени. Прогностически центрированная базовая этимология проекта-плана это бросок, вперед предполагающий в своей реализационной возможности совокупность векторно-ориентированных, навигационных понятий и категорий. Проект-эффект – субъективированные (функциональные) объекты проектирования и функциональное (потребительское) качество образовательных услуг.
В педагогическом ракурсе обратим внимание на две особенности приведенного определения, которые непосредственно взаимосвязаны:
В этой связи педагогическое проектирование понимается как компонент педагогической деятельности, осуществляемой в образовательном процессе и направленной на реализующее предвидение педагогом его (процесса) эффективного функционирования и развития.
Культурно-образовательный эффект проектирования универсальных учебных действий, пишут Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., обращен к развитию такой ключевой компетенции, как «умение учиться». Получаемый функциональный эффект формирующего педагогического взаимодействия учитель-ученик выступает действенным условием позитивных трансформаций качества образования [9].
Результатом проектирования универсальных учебных действий, помогающих решению задачи «быстрого и качественного обучения» и обеспечивающих генерализированную способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, являются активные действия самого обучающегося как действительного субъекта педагогически управляемого процесса.
Рассмотрев характеристики личностно-развивающего потенциала проектирования в образовании, понимаемого базовой (субъектной, субъективной) основой эффективных трансформаций образовательного качества, подведем итог:
articlekz.com
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
г.о. Жигулевск Самарской области
Долгосрочный воспитательный проект
«Формирование личности на основе системно-ролевой модели»
автор:
Калинкина Елена Викторовна
учитель начальных классов
2014год
"... чтобы воспитать человека
во всех отношениях,
нужно знать его во всех отношениях."
К.Д.Ушинский
Формирование личности на основе системно-ролевой модели.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия –воспитать коллектив. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу.
Цели и задачи:
Цель воспитательного проекта — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося в окружающем мире.
Задачи:
формировать и развивать коллектив класса;
организовывать системную работу с обучающимися в классе;
создавать благоприятные психолого-педагогических условия для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
организовывать систему отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защищать права и интересы обучающихся;
гуманизировать отношения между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
формировать здоровый образ жизни;
формировать нравственный смысл и духовные ориентиры детей.
организовывать социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Важной задачей в плане воспитания является формирование дружного, сплоченного детского коллектива. В ходе реализации этого основного направления решаются и более узкие, но не менее важные задачи: формирования нравственной культуры у учащихся и развитие у них индивидуальных способностей и эстетических понятий.
Задача воспитательного проекта - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «Я», выявить свое неповторимое предназначение.
Решая задачу со многими неизвестными, необходимо организовывать работу не только по «горизонтали», но и по «вертикали», чтобы ученики умели интересы общества ставить выше личных, чтобы они обладали острым чувством долга, ответственности, жили по законам совести и коллектива, были бескорыстными, смелыми, честными и справедливыми.
Начальная школа – это шаг в развитии ребенка, приобретение новых взаимоотношений, новых алгоритмов поведения. Школа требует от ребенка личностного развития, сформированности навыков не только свободного, самостоятельного, систематического созидания собственной системы ценностей, но и реализации этой системы в личной и общественной жизни.
В процессе получения образования каждый ребенок должен научиться строить конструктивные отношения с другими детьми и позитивно относиться к себе и окружающим.
Ребенок, поступая в школу, вступает в сложную систему коммуникации и очень важно помочь ему овладеть такими знаниями, которые применимы в деятельности, общении. Помочь ребенку овладеть компетенциями – в этом, заключается основная задача реализации программы.
Дети учатся выходить из конфликтных ситуаций, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать созданным ими социальным нормам и правилам. И поэтому, воспитательную работу необходимо строить на основе системно-ролевой модели.
В отличие от прежних подходов к формированию личности системно-ролевая модель ориентирует воспитательную работу на конечный результат. Она помогает человеку в соответствии с личностным развитием, характером, способности к учению, мировоззрением, убеждением и прочим занять социальную нишу в жизни, в коллективе, в семье. Кроме того, эта программа позволяет решать не только общевоспитательные задачи, но и задачи, связанные с формированием и развитием профессионально-личностных качеств.
Эта модель не сковывает воспитательную деятельность классного руководителя жесткими рамками, а позволяет ему отбирать содержание и строить воспитательную работу с учетом особенностей классного коллектива, жизненных позиций, педагогических возможностей, актуальности тех или иных проблем.
Направления воспитательной работы и их содержание.
Взяв за основу системно-ролевую модель, автором которой является Н.М. Таланчук, я разработала ряд программ с учетом существующих в школе традиций в рамках долгосрочного социального проекта и выделила следующие направления воспитательной работы:
По каждому направлению в зависимости от психолого-возрастных и личностных особенностей ребят я определила общие и частные задачи, а также содержание воспитательной деятельности.
Семья и здоровье
Цели и задачи:
Формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим людям.
Подготовка к здоровому образу жизни (нравственному и физическому).
В сфере «Семья и здоровье» в различных аспектах (психологическом, социальном, экологическом, социологическом, правовом, культурологическом) рассматриваются семейные и домашние отношения с разными членами семьи (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра). Работа направлена к выработке уважения к старшим, взаимопонимания между родителями и детьми, формированию чувства долга и ответственности перед родителями и родными.
Здоровье рассматривается как неотъемлемая часть семейного благополучия, не только как физическое состояние, но и как духовное. Здесь предусматриваются предупреждение и профилактика причин нарушения здорового образа жизни. Содержание и формы воспитательной работы разнообразны и разноплановы; классные часы, встречи с врачами, индивидуальная работа с детьми и их родителями, семейные вечера, спортивные праздники и соревнования.
Проводятся различные диагностики. Учащиеся и родители дают ответ на один и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка. Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.
Коллектив
Цели и задачи:
Формирование культуры учебной и трудовой деятельности, межличностных отношений в коллективе.
Воспитание национально-интернациональной, правовой, экологической, экономической культуры, патриотизма.
Приобщение к национально-культурным ценностям.
Содержание работы в сфере «Коллектив» направлено к тому, чтобы приобщить учащихся к школьным традициям, общешкольным требованиям и классным обязанностям; сформировать учебные и трудовые умения и навыки, коммуникативную культуру, организаторские способности и т.п. Организация работы по этому направлению позволяет рассматривать труд, отдых, учебу как единые стороны деятельности ученического коллектива. Формирование интеллектуальной культуры, приобщение к мировой культуре, общечеловеческим ценностям осуществляется в сфере «Мир и гармония». Основная цель – развить духовность, сформировать потребность жить и действовать по законам красоты, добра. Особенность деятельности этой сферы в том, что она реализуется не только на внеклассных мероприятиях, но и во время учебной работы на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, трудового обучения и других с выходом на общешкольные праздники, фестивали.
Наш классный коллектив живёт в конкретной школе, в которой создана и функционирует воспитательная система, и мы стремимся влиться в эту систему, быть её неотъемлемой частью, внося коррективы и бережно относясь к своим индивидуальным особенностям.
Четверокласснику необходимо чувствовать себя в школе не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. Ребенок постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, что он может свободно высказываться, выдвигать предположение, делать выбор, не вызывая при этом насмешки и агрессии со стороны коллектива и педагога.
При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью работы в 4 классе я ставлю формирование самосознания.
Для достижения этих целей между учащимися класса распределены обязанности, при выполнении которых дети помогают друг другу. Также проводятся различные диагностики, которые помогают выявить лидера, какие преобладают отношения в коллективе, возникающие проблемы. Учащиеся постоянно участвуют в разнообразных конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях. В классном коллективе существуют уже сложившиеся традиции:
Совместное празднование дней рождений;
Поздравление и празднование Нового года, 8 Марта и 23 Февраля;
Выпуск газеты «Мой класс»;
Индивидуальное и коллективное портфолио, в которые ребята заносят свои достижения и мероприятия, в которых участвовал класс, фотографии, стихи, записки.
Взаимоотношения детей как солнечный лучик. Управлять этим лучиком – дело непростое, но интересное. И классный руководитель должен организовать отношения так, чтобы в классе круглый год была солнечная погода.
Я – сфера
Цели и задачи:
Помочь ребенку разобраться в личности Я.
Помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интерес, талант, личностные качества)
Многообразии содержание работы в направлении «Я – сфера» преобладает формирование здоровых материальных и духовных потребностей, умений самообразования, самовоспитания, психической саморегуляции, творческих способностей, умений ставить жизненные цели и достигать их.. Решать эти задачи можно только путем познания и понимания внутреннего мира ребенка. Воспитатель должен помочь ребенку «раскрыть» себя, преодолеть внутренние сомнения, противоречия, способствовать развитию объективно оценивающей себя, здоровой «Я-личности». В содержании работы по этому направлению входят нравственно-этические беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные беседы и консультации с ребенком, родителями; различные диагностики, направленные на изучение особенностей характера и поведения личности; психологический тренинг, психокоррекционная работа психолога, целевые занятия по выработке определенных личностных качеств.
Общество и природа
Цели и задачи:
Воспитывать патриотическую правовую культуру, сформировать нравственную, эстетическую, экономическую и экологическую культуру, изучить символику и атрибуты Российской Федерации, Самарской области, национальные, культурные, религиозные особенности народов, приобщить детей к культурным ценностям родного города.
В сфере «Общество и природа» деятельность направлена на воспитание гражданина, знающего, понимающего и живущего по законам демократического государства, уважающего и соблюдающегося национально-культурные традиции народов страны.
Введение ребенка в общество, природу по мере развития, взросления происходит от «малого» к «большому»; от приобщения детей к «цивилизованному» общению в школе, в своем дворе, соблюдению правил дорожного движения к осознанному пониманию общественного бытия, общественных отношений, отношений общества и природы.
Для достижения поставленных задач проводятся различные анкеты, из которых можно выявить культуру общения, диагностики позволяют подтвердить творческую направленность интересов детей. Просмотр фильмов, посещение музеев, встреча с интересными людьми, экскурсии, походы, проведение классных часов.
Ожидаемые результаты деятельности.
Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:
Изучение мнений, интересов, возможностей детей и родителей.
Развитие внеурочной кружковой работы – внеурочное творческое мероприятие, участие в районных мероприятиях.
Творчество, инициатива детей, родителей, педагогов.
Для оценки результативности воспитательной программы определены следующие критерии и показатели её эффективности:
Оценивая эффективность воспитательной программы по данным критериям, можно констатировать следующее:
у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, чувствуют себя в классном коллективе защищено и комфортно
Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
Фиксирование результатов деятельности.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Любая хорошая работа ученика не остаётся без внимания. У каждого ученика класса имеется портфолио, куда он заносит, хранит и накапливает свои достижения. Дети с огромным интересом следят за содержимым своей папки. Постоянно происходит сравнительный анализ, равнение на лидеров. В классе нет ни одного ученика, у которого бы в папке ничего не было. Содержимым портфолио являются грамоты за отличную и хорошую успеваемость, за активное участие в классной и общешкольной жизни, благодарственные письма за внеклассную работу, за спортивные достижения, за музыкальные способности и вокальные данные, за художественные и поэтические способности, наградные дипломы конкурсантов.
Работа с родителями
Большое значение я придаю работе с родителями. Прежде всего – это родительские собрания. Чтобы добиться стопроцентной явки на собрания, стараюсь применять различные формы их проведения: это и родительские лектории, и «круглые столы», и тематические консультации, и анкетирование. Тема собраний часто продиктована желаниями родителей, поэтому актуальна, волнует родителей, и собрания проходят оживленно и всегда с пользой. О недостатках ребенка я беседую с родителями в индивидуальной беседе, начиная с положительных моментов в обучении ребенка, постепенно переходя к тому, на что родителям следует обратить особое внимание. Такое обращение с родителями дает свои плоды: родители не бояться, что испытают неприятные минуты перед другими, охотно приходят на собрания и активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий, подготовке класса к новому учебному году. Провожу разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями провожу анкетирование, тестирование, обсуждение проблемных ситуаций.
Ежегодно избирается родительский комитет, который является бесспорным помощником классного руководителя. Все дела предварительно согласуются и планируются на определённый отрезок времени: четверть, год.
Для сплочения родительского коллектива, мамы и папы получают различные роли и исполняют их в Новогодних представлениях, смешных КВНах, спортивных праздниках. С увлечением дома с детьми готовят сказочные костюмы, вкусные блюда для общего дегустирования, рисуют газеты, пишут картины, сочиняют стихи, извлекают необходимый материал для исследовательской работы из энциклопедий, познавательной литературы.
Главное в этом процессе - создание творческой атмосферы, которую должны почувствовать дети и впитать её в себя, как бы сканируя деятельность родителей и учителя для своего дальнейшего плодотворного развития.
infourok.ru
Проект по направлению «Социально – личностного развития» в старшей группе.
Главная цель по социально – личностному воспитанию детей, определенная ООП дошкольного образования – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально – развитой творческой личности.
Проблема личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на современном этапе. Поэтому сегодня все чаще обращаются к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Данный факт нашёл своё отражение в основных федеральных документах. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Таким образом, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.
Одним из эффективных средств, влияющих на успешность реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении, в нашем ДОУ является проектная деятельность – активизирующая самостоятельную деятельность ребенка и обеспечивающая интеграции разных видов деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Тема: Активизация жизненной позиции семей воспитанников, через продуктивные виды деятельности.
Подготовила: воспитатель Бабинец И.Н. ДОУ «Радуга» г. Абакан
Актуальность проекта. На современном этапе, когда дошкольное обучение переходит на новую модель образования детей, необходимо создать условия для личностного роста, чтобы дети были социально адаптированы, умели общаться со взрослыми и сверстниками. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь. В своей работе считаю необходимым выстроить эффективное взаимодействие с родителями, наладить доверительные, партнёрские отношения с семьями воспитанников, перейти к желанию сотрудничать.
Цель: Построение нового типа взаимоотношений с семьями воспитанников; активизация позиции родителей через совместную, творческую деятельность родителей с детьми.
Задачи:
- привлечение родителей к активному сотрудничеству;
- взаимодействие с семьями по принципу партнёрства для обеспечения полноценного развития ребёнка;
- разработать форму взаимодействия взрослого и ребёнка;
- сплачивать семью ребёнка общими интересами к одному делу;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество;
- формировать у воспитанников потребности к двигательной активности и физическом самосовершенствовании.
Тип проекта: долгосрочный, продуктивный.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Продукт проекта: выставки совместных работ родителей с детьми, выставки коллективных, индивидуальных работ детей, совместные праздники с родителями.
Материально – технические ресурсы: фотографии, изобразительные материалы, литература, музыкальное сопровождение.
Этапы проведения проекта.
сентябрьАналитический
Анализ имеющейся информации. Составление плана работы. Проведено родительское собрание, одним из пунктов родительского собрания стало «Участие родителей в жизни группы», где была предложена родителям анкета. Изучение запросов и возможностей родителей.
Практический
Разработка методов и приемов при организации совместной деятельности. Размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на праздники и утренники, изготовленные детьми совместно с воспитателями; информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах; к участию в подготовке праздников и утренников; рекомендации к посещению родителей с детьми театров, городской площади, музея в г. Абакане. Привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах на детских праздниках, оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле группы; награждение участников совместных мероприятий грамотами, благодарственными письмами, призами; обогащение развивающей среды педагогами и родителями воспитанников.
В течение учебного года
Презентационный
План работы по подготовке проекта.
На основе изученной проблемы определилась тема проекта.
Разработан план движения к цели.
Привлечь специалистов к осуществлению проекта.
Подготовка материала.
Проект реализуется по двум направлениям:
Совместная деятельность с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Выставка семейных фотографий «Моя семья»
Презентация «Я и моё имя» (изготовление эмблемы своего имени).
Изготовление коллективных поделок к осенней выставке. Дети изготовили игру-лото «Овощи».
Изготовили игру «Я знаю правила дорожного движения».
Выставка детских работ «Портрет мамы» в холе группы, участие детей в городском конкурсе рисунков выполненных в разной технике.
Проведено открытое занятие «Наши пернатые друзья» (участие в краевом конкурсе ).
Дети представили театрализованное представление по сказке «Рукавичка», были приглашены родители.
Изготовили поздравительные открытки для родителей к Новому году.
Дети изготовили гирлянды, цепи для украшения группы.
Организована «Познавательная минутка», где дети рассказывали познавательный материал показывали картинки, презентации подготовленный с родителями дома.
Презентация рисунка «Мы вместе видели с ребёнком», выставка работ.
Знакомства с семейными коллекциями.
Вручение приглашений родителям.
Подготовка фотографий о семье, беседа родителей с ребёнком дома «О вашем собственном детстве».
Беседа с детьми о происхождении имени ребёнка.
По просьбе воспитателя родители подготовили материал для трудовой деятельности (ракушки, шишки, семена, листочки), подобрали информацию по изготовлению поделок.
Закрепить с детьми правила дорожного движение, изготовить знак для дидактической игры «Я знаю правила дорожного движения» (конкурс на лучший дорожный знак).
Игра среди мам по угадыванию своего портрета нарисованного руками детей.
Родители изготовили кормушки для птиц. Подготовили корм (проведён конкурс среди семей на лучшую кормушку для птиц).
Семья Ярослава принесли настольный кукольный театр, Саши, Полины, Ангелины изготовили атрибуты (домик, деревья).
Организована выставка совместных работ с родителями «Новогодняя фантазия», «Новогодняя игрушка своими руками», «Ёлочка». Проведён конкурс на лучшую семейную поделку. Родители изготовили новогодние украшения для группы.
Вручены грамоты.
Были подобраны и приобретены энциклопедии для познавательной деятельности детей.
Конкурс взросло–детских рисунков «Мы вместе видели с ребёнком»
Совместно детско-родительский досуг «Наша коллекция».
Результаты проекта: совместная работа педагогов с детьми и родителями воспитанников, реализуемая, через разнообразные формы, в процессе которых, родители имеют возможность взаимодействовать со своими детьми, чувствовать детей своими партнёрами, воспитывать их на личном примере, видеть возможности своих детей, помогла создать в нашей группе атмосферу творческого общения, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия. Большинство родителей стали проявлять повышенный интерес к жизни ребёнка в детском саду, к содержанию образовательной деятельности в дошкольном учреждении; у них активизировалось желание включиться в образовательный процесс и сотрудничать с ДОУ, что особо ценно для обеспечения целостного развития личности ребенка. В перспективе и дальше планирую продолжать и совершенствовать работу по активизации жизненной позиции семей воспитанников, через продуктивные виды деятельности.
Список используемой литературы.
Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет: познавательно-игровые занятия. Методическое пособие. – В.: Учитель, 2012 г.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2005 г. (Серия вместе с детьми)
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А., Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007г.
infourok.ru
Теории развития личности Учебный проект
Цель проекта изучить теории развития личности. Этапы работы • изучить литературу по теме проекта; • структурировать изученный материал; • создать презентацию проекта. Предполагаемые результаты проекта Структурированный теоретический материал представленный в виде презентации.
Психоаналитические теории личности Теория З. Фрейда Теория А. Адлера К. Г. Юнг аналитическая теория личности Эго-психология (Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни) • Теория А. Маслоу • Теория личности К. Роджерса (феноменологическое направление психологии) • Концепция личности А. Менегетти • •
Бихевиористские теории личности • Взгляд на личность Б. Скиннера • Необихевиористские социальнопсихологические • Личность в концепции социального научения
Когнитивные теории • Теория когнитивного стиля и личность (американский психолог Герман Виткин) • Теория личностных конструктов Д. Келли
Теории личности в отечественной психологии • Развитие теории личности в трудах А. Ф. Лазурского • Проблема личности в трудах С. Л. Рубинштейна • А. Н. Леонтьев о личности
Теория Фрейда Фрейд никогда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием "психического аппарата". Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером. Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго ("Я") и суперэго ("Сверх-Я").
"Эго - это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему "восприятие -сознание". Точно так же и "Сверх-Я" нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и "погружена в Оно". Ид (Оно) - одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его поздней теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует "Я" на пути развития психики.
Модель личностной динамики модель "редукции напряжения" Поведение человека активизируется внутренними побудителями; активность убывает по мере того, как соответствующие действия снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта регрессивна, т. к. предполагается возвращение человека к состоянию, предшествующему проявлению инстинкта. Инстинкт считается также консервативным, т. к. его цель - сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения.
Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: "инстинкты жизни" и "инстинкты смерти". Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам защитным механизмам.
Психосоциальная теория Эриксона Эриксон занимался анализом эго. Эриксон видел развитие личности только в социальном контексте. Эго развивается в контексте социальной адаптации, параллельно идет развитие ид и инстинктов. Эриксон открыл психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты: личность развивается ступенчато, постепенно, общество устроено так, что развитие социальных способностей человека воспринимается одобрительно и поддерживается.
Стадии развития следующие: • • орально-сенсорная мышечно-сенсорная локомоторно-генитальная латентная подростковая ранняя зрелость средняя зрелость поздняя зрелость
Гуманистическая теория личности Фромма Потребности человека: Потребность в установлении связей Потребность в преодолении Потребность в корнях Потребность в идентичности Потребность в системе взглядов и преданности
Типы характеров (Фромм) Рецептивный Эксплуатирующий Рыночный Продуктивный
Карен Хорни: социокультурная психоаналитическая теория Хорни отвергла все положения Фрейда по поводу вторичности женского по отношению к мужскому, изучала специфику психологии детства. Выделила 10 невротических потребностей, которые лежат в основании всех известных неврозов. Также Хорни выделила три типа людей: ориентирующихся на людей (уступчивый тип), от людей (избегающий тип), против людей (враждебный тип).
Гуманистическая теория Маслоу Человек является целостным существом, в котором заложен потенциал развития с максимальным положительным зарядом. Зло порождается только деструкциями и фрустрациями, которым подвержен человек. Взгляд на человека супероптимистичен и светел. Маслоу сконцентрировался на описании здорового человека и здоровой психики с точки зрения психологии. Основные потребности человека: физиологические, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личностного совершенствования.
Феноменологическое направление К. Роджерс поддерживает идею о том, что человека можно понять только в контексте его субъективного восприятия мира. Система отсчета - внутренняя реальность человека. Человек сам может определять свою судьбу. К. Роджерс, также как и А. Маслоу, верил в изначальное добро человеческой природы. Люди имеют практически не ограниченный потенциал для самосовершенствования. Руководящий мотив в жизни: самоактуализация.
Онтопсихология А. Менегетти В основе концепции - понятие семантического поля (От греч. «сема» (знак) и «ан» (энергия и движение бытия). Это движение имеет цель, направление, причину и заряд энергии, поэтому оно является формальной силой и направленным смыслом. Речь идет о целенаправленных импульсах, которые субъект выделяет в окружающую среду и по которым узнается о его природе. Через семантическое поле проявляет себя сама человеческая природа.
Взгляд на личность Б. Скиннера Главная цель психологии - это правильное понимание причин поведения. Существует два способа познания человека: пассивный, созерцательный - ассоциируется с экзистенциализмом, феноменологией и структурализмом; другой способ заключается в познании того, что человек делает. Личность - это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств.
Необихевиоризм Ситуативная специфичность, независимость от суждений о личности. Позиция Мишела "умеренно личностна". Для предсказания поведения лучше опираться не на личностные черты, а на когнитивную компетентность, стратегии обработки информации, личные цели, субъективные ожидания и другие результаты "социального научения". Противопоставление "личностных черт" и результатов "социального научения" свидетельствует об особом понимании личности ситуационистами и приписывании этого понимания "диспозиционистским" теориям.
Концепция социального научения Альберт Бандура (1925 г. р. ) рассматривал личность в виде одного из факторов системы взаимодействия, которая определяет "психологическое функционирование". Бандура сформулировал модель реципрокного детерминизма: психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами.
Теория когнитивного стиля и личность (Герман Виткин) Личность - это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется: 1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга; 2) выделением системы из окружающего мира, т. е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри; 3) усложнением интеграции элементов системы.
Компоненты психологической дифференцированности: Артикулированность представления о своем теле Артикулированность когнитивной сферы Чувство сепаратной идентичности Структурированный контроль и специализированная защита
Теория личностных конструктов Д. Келли Центральным в теории является понятие личного конструкта. Это понятие несет в себе идею о том, что люди в процессе познания конструируют события, предвосхищая их на основании своего опыта. Конструирование - это интерпретация объективных внешних обстоятельств. Всякий опыт пропускается через цветные очки личных конструктов. В теории Келли индивид, занимая центральное положение, выступает в качестве активного конструктора своего мира. Задача психологии - изучить, как люди конструируют представление о мире и о самих себе.
Теория личности в трудах А. Ф. Лазурского Он внес заметный вклад в учение о темпераменте и характере, явился инициатором исследования отношений человека к социальной среде. Личность - организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические. Эндопсихике была отведена роль психофизиологической основы, ядра личности. Экзопсихика - это отношение личности к различным категориям окружающей действительности.
Личность в трудах С. Л. Рубинштейна С. Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание. Личностный принцип - это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности.
Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно "человека" и "личности": "Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект. . . ". Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. С. Л. Рубинштейн представляет личность целостно.
А. Н. Леонтьев о личности А. Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Это теория, согласно которой деятельность порождает личность, является "основанием личности". Личность занимает "третью позицию" в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность. Теория личности "исходит из примата деятельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность". Деятельность рассматривается как "основание личности".
Личность - это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Личность человека не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. «Деятельность" и "общественные отношения" фактически отождествляются, поскольку деятельность всегда рассматривается как общественная и даже совместная. Деятельность сближается с понятием "связи человека с миром", параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности: широта связей человека с миром, степень их иерархии (иерархии деятельностей) и их структура (тип строения личности).
Вершиной рассуждений А. Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания. Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам.
Проект разработан Тарасовой Надеждой Сергеевной, студенткой группы ППО-11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
present5.com
— Я себя ищу…— А я себя — делаю.
Пожелаем им успеха!
Ты сегодняшний — это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, — можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел. Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек — это замысел о человеке, это его будущее. Ты будущий — это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».
Все знают, что такое «Завтра», а ведь его — нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет — но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим.
Ты сегодняшний — это твое прошлое.
Повезло тем, кто воспитывался в хороших руках, и эти руки создали в его душе понимание "если постараюсь, то все смогу, я способный". А если человек до трех лет думал, что его зовут "Заткнись!"? Что ему делать с его "действительностью", согласно которой он привык думать, что он "тварь подзаборная, ни на что не способная и вообще заслуженное место - возле параши"? Ему не на привитый глюк ориентироваться надо, а создавать себе другую личностную реальность, переписывать внутреннюю личностную историю, вообще мозги менять. Менять генеральную программу жизни.
Не стоит прикрываться своими личностными особенностями: «А вот такой я человек! У меня такие черты характера! Вот такая я личность!» Не торопитесь ставить себе ограничения. Личность — не забор, чтобы ею прикрываться. Синтон-подход предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не то, что уже в нас есть, не прошлые заслуги и прегрешения, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать.
Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?
Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся. Или не становятся. Или свою личность разрушают...
Как проект, личность может иметь свой план жизни и развития. Начинайте свою новую жизнь. Начинайте над собой работать! Смотрите Как работать над собой и вставайте на Дистанцию - систему самостоятельной работы по запланированному развитию личности.
Если хотите поддержку от И.С.Кона, почитайте его заключение в книге "В поисках себя":
"Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность. При всем многообразии его содержания и форм вопрос "Кто я?" сводится к трем: "Что я могу?", "Что я смею?" и "Что я умею?" Мочь – категория действенно-бытийная, она описывает диапазон объективных возможностей и выборов, очерчивающих потенциальные рамки деятельности человека. Сметь – категория морально-волевая, описывающая уровень его притязаний и нравственный потенциал. Уметь категория когнитивная, она описывает знания и навыки, с помощью которых он реализует возможности, заложенные в его жизненной ситуации и в собственной его природе.
Но эти категории и вопросы различаются лишь в абстракции, в действительности они постоянно переходят друг в друга. Каков бы ни был объективный диапазон его возможностей, человек реально может только то, что он смеет и умеет, а смелость без умения так же неэффективна, как умение без смелости.
Старая философско-этическая формула "Стань тем, что ты есть" не просто требование развить заложенные в тебе таланты. Апеллируя к собственной активности личности, она говорит ей: ты состоишься, станешь тем, чем можешь и должна стать, только если ты сама этого захочешь, сумеешь сделать правильный жизненный выбор и приложишь для его осуществления максимальные усилия. Иными словами, это формула свободы и самовоспитания".
www.psychologos.ru