Тест в форме ОГЭ по разделу: "Человек". Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях


Самопознание и его роль в развитии школьников

Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об особен­ностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в процесс познания чело­веком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай самого себя» был высечен на каменной колонне хра­ма. Но не всегда такое, понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повсед­невной жизни человека.

Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового возрас­та. Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более могут не испытывать в этом никакой необхо­димости. Попытаемся сформулировать те основания, которые показывают необходимость самопо­знания подрастающему человеку.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это означает, что для осуществления необхо­димых действий ему не хватает либо хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятель­ности, например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают рассуж­дать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; задумыва­ются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более терпеливым и т.п.). Очевидно, что люди, которые хо­рошо знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораз­до успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С. Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида определенной информации о са­мом себе [3]. Воля у человека проявляется в способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, оче­видны и понятны (например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед от­влекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее с внутренними пре­пятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д. Не каждый человек, особенно ребенок, осознает эти препят­ствия. Именно это делает невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия, а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя самоубеждение или самоприказ.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и лич­ностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется домини­рованием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адек­ватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает ин­формацию о его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно завышен­ная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимо­отношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяс­нять свое неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны крити­ковать за ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В. Захаровой, уже в млад­шем школьном возрасте создаются «благоприятные условия для когнитивного компонента само­оценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых» [1, с. 13].

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позво­ляет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.

Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близки­ми, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружа­ющим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управ­лять коммуникативной ситуацией.

Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант писал: «То об­стоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].

Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием окружающей среды и лю­дей. Но истинным развитием личности является то, что определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно, чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне самопознания.

Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого развития про­цессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять все их советы по правильно­му запоминанию учебного материала. Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить прие­мы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор про­фессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это проис­ходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывает­ся о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей лично­сти с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ста­вить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопро­сы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, мож­но управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоя­тельной организации своей жизни.

Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы, членов своей семьи, друзей, домашних жи­вотных, анкетные и биографические данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравит­ся), желание иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.

Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в будущем привлекатель­ную профессию, стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества лично­сти. В этих рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а ино­гда и критично осознавать особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятель­ности, стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее». Подростки и старшеклас­сники пишут: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельно­сти», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем ха­рактере доминируют лидерские качества».

Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень, соотно­сятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и критичность. Перспек­тивные суждения отражают содержание Я-идеального и указывают на привлекательную профес­сию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, на желаемые качества и особен­ности личности, мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это содер­жание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного че­ловека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых положительных качеств обеспечива­ется сформированностью ценностных ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем вос­питанности учащихся. Часто Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взросло­го, являющегося носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту, быть воспи­тательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального возникает в процессе общения детей со взрос­лыми, в первую очередь близкими и родными. Еще один вариант содержания Я-идеального свя­зан с отражением желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной лич­ности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в недо­статочной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего желания измениться в лучшую сто­рону появляется под влиянием внешних оценок (например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной дея­тельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень перспективности их самопознания.

Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному. Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле, веселый хороший или плохой». Такие суж­дения отражают особенности личности, осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может про­являться и при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом инже­нером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя профессия». Рассуж­дения по поводу своего будущего связаны с процессом личностного самоопределения, планиро­вания и проектирования своего жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения яв­ляются для старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значи­мые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные ка­чества выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников указыва­ет на уровень рефлексивности их самопознания.

Не менее важной характеристикой самопознания является способность к критическому осмыс­лению своих особенностей и возможностей. Критические суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затруд­няющие жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд, угры­зения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное). Это проявляется в негативных характеристиках, кото­рые осознаются как мешающие развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более терпе­ливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их самопознания.

Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого конкрет­ного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и негативные черты. Они осознают возможность из­менить их в будущем, опираясь на внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный чело­век, так как всегда пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую сторону» (Маша Е., 9-й класс).

В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и перспективные само­характеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколь­ко профессий, а желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.

У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию. Они с удо­вольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит из­за того, что их самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.

Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания прояв­ляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих неудач и негативных переживаний и практически никогда не стре­мятся что-то поправить.

Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе отмечают. Они вы­сказывают критичность даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно изба­виться от недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно предположить, что такое неверие в себя при силь­ном желании измениться обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.

Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При сравне­нии уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в нравственной, коммуникатив­ной, интеллектуальной и волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуж­дать о своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или отсутст­вие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.

Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качест­ва в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к управ­лению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.

Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными и умеющими общаться с другими.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализи­ровать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

psyjournals.ru

Тест в форме ОГЭ по разделу: "Человек"

ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ЧЕЛОВЕК»

Часть 1

1. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Древние историки утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Это свидетельствует о его неординарных

  1. умениях

  2. привычках

  3. интересах

  4. способностях

3. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными, в частности, проявляется в

  1. совершенстве руки как производящего орудия

  2. использовании предметов, данных природой

  3. приспособлении к окружающему миру

  4. развитии органов чувств

4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. понятие «личность» тесно связано с понятием «общество»

Б. личность – это врождённые, природные качества человека.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Что характеризует человека как личность?

  1. возраст

  2. особенности строения тела

  3. половая принадлежность

  4. профессиональная деятельность

6. Научные открытия представляют собой результат деятельности

1. материально-производственной

2. социально-преобразовательной

3. практической

4. духовной

7. Игра, учение, труд выступают в качестве

1. критериев истины

2. видов деятельности

3. социальных качеств

4. биологических потребностей

8. Верны ли следующие суждения о личности?

А.Личность – продукт биологической эволюции.

Б.Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Результатом самопознания, в частности, является

1. накопление знаний о человеке и природе

2. познание ценностей общества

3. изучение социальных норм

4. представление о своих способностях

10. Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является

1. проявление активности

2. целеполагание

3. приспособление к среде обитания

4. взаимодействие с окружающим миром

11. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой

1. средства должны соответствовать целям

2. субъектом выступает отдельная личность

3. цель состоит в получении достоверного знания

4. результатом является создание нового продукта

12. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено жить в обществе.

Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

1. собственной внешности

2. различных типов темперамента

3. моральных и правовых норм

4. взаимодействия человека и природы

14. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется

  1. адаптацией

  2. образованием

  3. воспитанием

  4. социализацией

15. Что свойственно и человеку, и животному?

1. преобразование мира

2. накопление знаний

3. необходимость отдыха

4. стремление к прекрасному

16. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Б. Новорождённый человек является личностью.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. К практической деятельности относится

1. производство материальных благ

2. познание законов развития природы

3. формирование религиозных представлений о мире

4. сочинение музыки

18. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»

1. самообразование

2. самопознание

3. самосохранение

4. самолюбование

19. Главным проявлением личности человека является:

  1. участие в жизни общества

  2. характер протекания психических процессов

  3. генетически наследуемые качества

  4. особенности мышления и памяти

20. И человеку, и животному свойственна потребность в

  1. самовыражении

  2. сохранении потомства

  3. общественном признании

  4. трудовой деятельности

21.

22. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из правого:

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя

1. индивид

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

2. индивидуальность

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

3. личность

Запишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:

25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (В) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

Определите, какие положения текста носят

  1. отражают факты

  2. выражают мнения

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер:

ОТВЕТЫ

1. 1

4. 1

7. 2

10. 2

13. 1

16. 1

19. 1

22. 312

2. 4

5. 4

8. 2

11. 3

14. 4

17. 1

20. 2

23. 134

3. 1

6. 4

9. 4

12. 2

15. 3

18. 2

21. 2413

24. 35

25. 112

26.

29.

27.

30.

28.

31.

multiurok.ru

Тест по теме человек вариант 2

Тест по теме «Человек» Вариант 2А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека этоМир социально-искусственных предметов, созданных человеком.Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.Результат преодоления или отрицания первой естественно-биологической природы человека.А2. Природа человекаЭто врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.Представляет собой основные и неизменные качества человека.Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.А3. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активностиА4. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)1)членораздельная речь 2) сознание и мышление3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностейА5. Верны ли следующие суждения о самопознании?А. Идеальное «Я» это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие. Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА6. Основным фактором формирования личности является 1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонностиА7. Личность – эточеловек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качествтемперамент человека, его характернеповторимые психофизиологические особенности человекасовокупность оригинальных человеческих способностейА8. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы? А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума. Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверныА9. Понятие

educontest.net

Человек Задания 14 Позиция кодификатора- Потребности и способности человека ’ 1

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-27

Содержательная линия «Человек»

Задания 1-4

Позиция кодификатора:  Потребности и способности человека

№ 1. И человеку, и животному свойственны потребности в

1) самореализации

2) самосохранении  

3) самопознании  

4) самообразовании  

№ 2. Человек в отличие от животного способен

1) совершать привычные действия

3) проявлять эмоции

2) предварительно обдумывать свое поведение

4) заботиться о потомстве

№ 3. В отличие от животного человек способен

1) реагировать с помощью чувств

3) удовлетворять потребности

2) вырабатывать условные рефлексы

4) прогнозировать результаты своих действий

№ 4. К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

2) питаться  

3) спать  

4) общаться

Задания 5-9

Позиция кодификатора:  Деятельность человека, ее основные виды

№ 5. Научные открытия представляют собой результаты деятельности

1) материально-производственной

3) практической

2) социально-преобразовательной

4) духовной

№ 6. Игра, учение, труд выступают в качестве

1) критериев истины

3) социальных качеств

2) видов деятельности

4) биологических потребностей

№ 7. К практической деятельности относится

1) производство материальных благ

3) формирование религиозных представлений о мире

2) познание законов развития природы

4) сочинение музыки

№ 8. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является

1) проявление активности

3) приспособление к среде обитания

2) целеполагание

4) взаимодействие с окружающим миром

№ 9. В познавательной деятельности в отличие от трудовой

1)

Средства должны соответствовать целям

2)

Субъектом выступает отдельная личность

3)

Цель состоит в получении достоверного знания

4)

Результатом является создание нового продукта

Задания 10-12

Позиция кодификатора:  Самопознание

№ 10. Как называется процесс, в результате которого человек постигает сущность своего «Я»?

1) самолюбование

2) самосохранение

3) самопознание  

4) самообразование

№ 11. Результатом самопознания, в частности, является

1) накопление знаний о человеке и природе

3) изучение социальных норм

2) познание ценностей общества

4) представление о своих способностях

№ 12. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

1) собственной внешности

3) моральных и правовых норм

2) различных типов темперамента

4) взаимодействия человека и природы

Задания 13 –15

Позиция кодификатора:  Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции  

№ 13. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его

1) социальной сущности

2) биологической природы

3) физиологических особенностей

4) психологических качеств

№ 14. Что свойственно и человеку и животному?

1) преобразование мира

2) накопление знаний

3) необходимость отдыха

4) стремление к прекрасному

№ 15. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная  составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

 Задания 16-17

Позиция кодификатора:   Личность, ее социализация и воспитание

№ 16. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

№ 17. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

№ 18. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может сформироваться  только в человеческом обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 19

Позиция кодификатора:  Самопознание

Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек может определить, каков он,  сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он,  не интересуясь мнением других людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 20

Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

Общение это

А. сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие

Б. особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 21

Позиция кодификатора:  Деятельность человека, ее основные виды

Какое слово пропущено в схеме?

Задание 22

Позиция кодификатора:  Потребности и способности человека

Какое слово пропущено в схеме?

Задание 23

Позиция кодификатора:  Личность, ее социализация и воспитание

Задания 24-25

Позиция кодификатора:  Деятельность человека, ее основные виды

№ 24. Завершите фразу:

«Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, - это __________».

№ 25. Завершите фразу:

«Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего и внутреннего мира, - это _________».

Задание 26

Позиция кодификатора:   Личность, ее социализация и воспитание 

Установите соответствие:

  1.  Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
  2.  Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
  3.  Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

А. Индивид

Б. Индивидуальность

В. Личность

Задание 27

Позиция кодификатора:  Потребности и способности человека

Установите соответствие:

  1.  Социальные потребности.
  2.  Духовные потребности.
  3.  Материальные потребности.

А. Иметь хорошую семью.

Б. Иметь добрую славу о себе.

В. Иметь удобное жилье.

Задания 28-29

Позиция кодификатора:  Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции  

№ 28. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1.  существо биологическое
  2.  сознательно выдвигает цели деятельности
  3.  живет среди себе подобных
  4.  обладает способностью к творчеству
  5.  производит орудия труда с помощью других орудий
  6.  обладает врожденным инстинктом к самосохранению

Обведенные цифры записать в порядке возрастания.

Ответ: ________ .

№ 27. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1.  способность к совместной преобразовательной деятельности
  2.  стремление к самореализации
  3.  умение приспосабливаться к природным условиям
  4.  устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
  5.  потребность в пище, воде и отдыхе
  6.  способность к самосохранению

Обведенные цифры записать в порядке возрастания.

Ответ: ________ .

Задание 30

Позиция кодификатора:  Потребности и способности человека

Социальными характеристиками человека обусловлены его потребности … (обведите цифры, под которыми они указаны)

1) в трудовой деятельности

4) в созидании

7) в воздухе

2) во сне

5) в пище

8) в воде

3) в отдыхе

6) в социальной активности

9) в общении с другими людьми

Обведенные цифры записать в порядке возрастания.

Ответ: ________ .

Задание 31

Позиция кодификатора:  Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции  

Укажите четыре отличия человека от животного.

Задание 30

Позиция кодификатора:  Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции 

Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека  в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А.Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности» В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.    

PAGE  4

Структура деятельности

мотив

цель

редство

действия

?

?

духовные

экзистенциальные

социальные

престижные

биологические

Уровень подготовленности

и опыт

обусловленные качества

Особенности отдельных психических процессов

Биологически обусловленные особенности

Основные стороны личности

samzan.ru

Сферы и области самопознания

Постараемся ответить на вопрос: что в человеке является объектом его самопознания? Если спросить любого из нас: «Что ты о себе знаешь?», то каждый сначала испытает определенное замешательство, после чего последует ответ, который наверняка будет состоять из нескольких обобщенных характеристик типа: «Я общительный, но немного стеснительный, в целом доброжелательный, несколько нерешительный» и т. п. Здесь возникает ситуация, подобная ситуации перед экзаменом, когда студент сразу одномоментно пытается вспомнить весь материал, что ему, конечно, не удается.

Но достаточно взять билет с конкретными вопросами, успокоиться, подумать, ответ будет гораздо глубже и содержательнее, при условии, естественно, если материал был хорошо изучен и проработан.

Так и в процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать и исследовать. Одним из первых в психологии сферы самопознания выделил американский психолог У. Джемс (основоположник прагматизма). В качестве познаваемых элементов в сознании человека он выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Физическая личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение (в современной психологии эти положения оспариваются учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.

Социальная личность — это признание в нас личности со стороны других людей. У. Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление.

Духовная личность — это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Все эти три типа личностей иерархически организованы. Высший уровень занимает духовная личность, низший — физическая. Социальные личности занимают промежуточное положение.

Следовательно, самопознание, согласно У.Джемсу, может осуществляться на уровнях физической, социальной и духовной личности.

В отечественной психологии большинство ученых придерживаются положения о биосоциальной природе человека. В соответствии с этим выделяются его биологические и социальные свойства. Поэтому долгое время в науке господствовало представление о двухуровневой организации человека: индивид и личность, и только начиная с 80-х годов XX столетия вводится промежуточная переменная — социальный индивид. В частности, отечественный психолог В. В. Столин в человеке выделяет три уровня его организации: организм, социальный индивид и личность. Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями. Социальный индивид — способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность — способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми.

Эти уровни также иерархически организованы, высший из них — личность, низший — организм.

Отсюда становится понятно, что мы можем познавать себя на всех трех уровнях, т. е. своих особенностей как биологического индивида, как социального индивида и как личности. В то же время понимание уровневого строения человека еще не дает нам полного представления о сферах самопознания, их

psyera.ru

Тест человек 2

Тест по теме «Человек» Вариант 2

А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

  4. Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.

А2. Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.

  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.

А3. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активности

А4. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

1)членораздельная речь 2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностей

А5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А6. Основным фактором формирования личности является

1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонности

А7. Личность – это

  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств

  2. темперамент человека, его характер

  3. неповторимые психофизиологические особенности человека

  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А8. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9. Понятие «индивидуальность» фиксирует:

  1. единичного представителя человеческого рода

  2. особенности темперамента человека, его характер

  3. трудовую активность человека

  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А10. Ориентирами человеческой деятельности являются:

  1. ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.

А11. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А12. Какой признак характеризует человека как личность?

1)активная жизненная позиция 2)физическое и психическое здоровье

3)принадлежность в виду homo sapiens 4)особенности внешности

А13. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

1)художественного образа 2)мифологического знания

3) религиозной нормы 4) научного знания

А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

  1. индивида 2) индивидуальность 3)организм 4) личность

А15. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

  1. административной 2) практической 3)материальной 4)творческой

А16. И человеку, и животному свойственны потребности в

  1. самореализации 2) самосохранении 3) самопознании 4) самообразовании

А17. Человек в отличие от животного способен

  1. совершать привычные действия 2) предварительно обдумывать своё поведение

3)проявлять эмоции 4) заботиться о потомстве

А18. В отличие от животного человек способен

  1. реагировать с помощью чувств 2) вырабатывать условные рефлексы

3)удовлетворять потребности 4)прогнозировать результаты действий

А19. К социальным потребностям человека относится потребность

  1. дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться

А20. Научные открытия представляют собой результат деятельности

  1. материально-производственной 2) социально-преобразовательной

3)практической 4)духовной

А21. Игра, учение, труд выступают в качестве

  1. критериев истины 2) видов деятельности 3)социальных качеств 4) биологических потребностей

А22. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных:

  1. проявление активности 2) целеполагание

3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром

А23. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

  1. самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование

А24. Результатом самопознания, в частности, является

  1. накопление знаний о человека и природе 2)познание ценностей общества

3)изучение социальных норм 4) представление о своих способностях

А25. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

  1. собственной внешности 2)различных типов темперамента

3)моральных и правовых норм 4)взаимодействия человека и природы

А26. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно- исторической деятельности, является характеристикой его

  1. социальной сущности 2) биологической природы

3)физиологических особенностей 4) психологических качеств

А27. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

  1. знания и умения 2) чувства и волю 3) физическое развитие 4)возрастные особенности

А28. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А29. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.

1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А30. Основой человеческого существования является

  1. потребительство 2)деятельность 3)любовь 4)дружба

Часть В.

В1. Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат ...»

Ответ: ___________________________________

В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».

Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.

Ответ____________________

ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце опре­делениями и приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

1. Человек, активно осваивающий и целенаправ­ленно преобразующий природу, общество и себя

А. Индивидуальность

2. Отдельно взятый представитель человеческого рода

Б. Индивид

3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

В. Личность

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 4.Найдите в приведенном спискепроявления, отражающие социальную природу человека. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Интересы

  2. Мировоззрение

  3. Задатки

  4. Умения

  5. Наследственность

  6. Идеалы

Ответ_________

В 5.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят:1) фактический характер ;2) характер оценочных суждений

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS– сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS– зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писатьSMS-сообщения по семь и более часов в день.

Ответ_________

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.»

А) особенность

Б) способности

В) личность

Г) игра

Д) общество

Е) задатки

Ж) общение

З) деятельность

И) группа

Ответ_________

В 7. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности. Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Учителя

  2. Компьютерное обеспечение

  3. Знание основ наук

  4. Наглядные пособия

  5. Учащиеся

  6. Умения применять знания

  7. Практические навыки

Ответ____________

studfiles.net