Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об особенностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в процесс познания человеком окружающего мира и является важным условием установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай самого себя» был высечен на каменной колонне храма. Но не всегда такое, понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повседневной жизни человека.
Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового возраста. Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более могут не испытывать в этом никакой необходимости. Попытаемся сформулировать те основания, которые показывают необходимость самопознания подрастающему человеку.
Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это означает, что для осуществления необходимых действий ему не хватает либо хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятельности, например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают рассуждать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; задумываются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более терпеливым и т.п.). Очевидно, что люди, которые хорошо знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораздо успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.
Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С. Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида определенной информации о самом себе [3]. Воля у человека проявляется в способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, очевидны и понятны (например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед отвлекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее с внутренними препятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д. Не каждый человек, особенно ребенок, осознает эти препятствия. Именно это делает невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия, а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя самоубеждение или самоприказ.
Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и личностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется доминированием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адекватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает информацию о его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно завышенная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяснять свое неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны критиковать за ошибки своих товарищей.
Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В. Захаровой, уже в младшем школьном возрасте создаются «благоприятные условия для когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых» [1, с. 13].
Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позволяет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.
Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими людьми. Сначала с самыми близкими, которые принимают его таким, какой он есть. Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных правил и законов: нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к окружающим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает корректировать собственное поведение и, таким образом, управлять коммуникативной ситуацией.
Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант писал: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].
Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием окружающей среды и людей. Но истинным развитием личности является то, что определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно, чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне самопознания.
Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого развития процессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять все их советы по правильному запоминанию учебного материала. Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить приемы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.
Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор профессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это происходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывается о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей личности с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ставить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.
Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопросы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей жизни.
Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы, членов своей семьи, друзей, домашних животных, анкетные и биографические данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравится), желание иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.
Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в будущем привлекательную профессию, стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества личности. В этих рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а иногда и критично осознавать особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятельности, стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее». Подростки и старшеклассники пишут: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельности», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем характере доминируют лидерские качества».
Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень, соотносятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и критичность. Перспективные суждения отражают содержание Я-идеального и указывают на привлекательную профессию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, на желаемые качества и особенности личности, мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это содержание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного человека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых положительных качеств обеспечивается сформированностью ценностных ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем воспитанности учащихся. Часто Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взрослого, являющегося носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту, быть воспитательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального возникает в процессе общения детей со взрослыми, в первую очередь близкими и родными. Еще один вариант содержания Я-идеального связан с отражением желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной личности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в недостаточной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего желания измениться в лучшую сторону появляется под влиянием внешних оценок (например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной деятельности. Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень перспективности их самопознания.
Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному. Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле, веселый хороший или плохой». Такие суждения отражают особенности личности, осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может проявляться и при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом инженером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя профессия». Рассуждения по поводу своего будущего связаны с процессом личностного самоопределения, планирования и проектирования своего жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения являются для старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значимые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные качества выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень рефлексивности их самопознания.
Не менее важной характеристикой самопознания является способность к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Критические суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затрудняющие жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд, угрызения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное). Это проявляется в негативных характеристиках, которые осознаются как мешающие развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более терпеливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их самопознания.
Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого конкретного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и негативные черты. Они осознают возможность изменить их в будущем, опираясь на внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный человек, так как всегда пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую сторону» (Маша Е., 9-й класс).
В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и перспективные самохарактеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколько профессий, а желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.
У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию. Они с удовольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит изза того, что их самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.
Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания проявляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих неудач и негативных переживаний и практически никогда не стремятся что-то поправить.
Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе отмечают. Они высказывают критичность даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно избавиться от недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно предположить, что такое неверие в себя при сильном желании измениться обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.
Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При сравнении уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в нравственной, коммуникативной, интеллектуальной и волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуждать о своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или отсутствие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.
Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качества в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к управлению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.
Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными и умеющими общаться с другими.
Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализировать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.
psyjournals.ru
ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ЧЕЛОВЕК»
Часть 1
1. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Древние историки утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Это свидетельствует о его неординарных
умениях
привычках
интересах
способностях
3. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными, в частности, проявляется в
совершенстве руки как производящего орудия
использовании предметов, данных природой
приспособлении к окружающему миру
развитии органов чувств
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. понятие «личность» тесно связано с понятием «общество»
Б. личность – это врождённые, природные качества человека.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Что характеризует человека как личность?
возраст
особенности строения тела
половая принадлежность
профессиональная деятельность
6. Научные открытия представляют собой результат деятельности
1. материально-производственной
2. социально-преобразовательной
3. практической
4. духовной
7. Игра, учение, труд выступают в качестве
1. критериев истины
2. видов деятельности
3. социальных качеств
4. биологических потребностей
8. Верны ли следующие суждения о личности?
А.Личность – продукт биологической эволюции.
Б.Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Результатом самопознания, в частности, является
1. накопление знаний о человеке и природе
2. познание ценностей общества
3. изучение социальных норм
4. представление о своих способностях
10. Признаком человеческой деятельности, отличающей её от поведения животных, является
1. проявление активности
2. целеполагание
3. приспособление к среде обитания
4. взаимодействие с окружающим миром
11. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1. средства должны соответствовать целям
2. субъектом выступает отдельная личность
3. цель состоит в получении достоверного знания
4. результатом является создание нового продукта
12. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено жить в обществе.
Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
1. собственной внешности
2. различных типов темперамента
3. моральных и правовых норм
4. взаимодействия человека и природы
14. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется
адаптацией
образованием
воспитанием
социализацией
15. Что свойственно и человеку, и животному?
1. преобразование мира
2. накопление знаний
3. необходимость отдыха
4. стремление к прекрасному
16. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.
Б. Новорождённый человек является личностью.
1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. К практической деятельности относится
1. производство материальных благ
2. познание законов развития природы
3. формирование религиозных представлений о мире
4. сочинение музыки
18. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»
1. самообразование
2. самопознание
3. самосохранение
4. самолюбование
19. Главным проявлением личности человека является:
участие в жизни общества
характер протекания психических процессов
генетически наследуемые качества
особенности мышления и памяти
20. И человеку, и животному свойственна потребность в
самовыражении
сохранении потомства
общественном признании
трудовой деятельности
21.
22. Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из правого:
А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя | 1. индивид |
Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода | 2. индивидуальность |
В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств | 3. личность |
Запишите в таблицу цифры, соответствующие буквам:
25. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (В) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.
Определите, какие положения текста носят
отражают факты
выражают мнения
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер:
ОТВЕТЫ
1. 1 | 4. 1 | 7. 2 | 10. 2 | 13. 1 | 16. 1 | 19. 1 | 22. 312 | |
2. 4 | 5. 4 | 8. 2 | 11. 3 | 14. 4 | 17. 1 | 20. 2 | 23. 134 | |
3. 1 | 6. 4 | 9. 4 | 12. 2 | 15. 3 | 18. 2 | 21. 2413 | 24. 35 | |
25. 112 | ||||||||
26. | 29. | |||||||
27. | 30. | |||||||
28. | 31. |
multiurok.ru
educontest.net
Содержательная линия «Человек»
Задания 1-4
Позиция кодификатора: Потребности и способности человека
№ 1. И человеку, и животному свойственны потребности в
1) самореализации | 2) самосохранении | 3) самопознании | 4) самообразовании |
№ 2. Человек в отличие от животного способен
1) совершать привычные действия | 3) проявлять эмоции |
2) предварительно обдумывать свое поведение | 4) заботиться о потомстве |
№ 3. В отличие от животного человек способен
1) реагировать с помощью чувств | 3) удовлетворять потребности |
2) вырабатывать условные рефлексы | 4) прогнозировать результаты своих действий |
№ 4. К социальным потребностям человека относится потребность
1) дышать | 2) питаться | 3) спать | 4) общаться |
Задания 5-9
Позиция кодификатора: Деятельность человека, ее основные виды
№ 5. Научные открытия представляют собой результаты деятельности
1) материально-производственной | 3) практической |
2) социально-преобразовательной | 4) духовной |
№ 6. Игра, учение, труд выступают в качестве
1) критериев истины | 3) социальных качеств |
2) видов деятельности | 4) биологических потребностей |
№ 7. К практической деятельности относится
1) производство материальных благ | 3) формирование религиозных представлений о мире |
2) познание законов развития природы | 4) сочинение музыки |
№ 8. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является
1) проявление активности | 3) приспособление к среде обитания |
2) целеполагание | 4) взаимодействие с окружающим миром |
№ 9. В познавательной деятельности в отличие от трудовой
1) | Средства должны соответствовать целям |
2) | Субъектом выступает отдельная личность |
3) | Цель состоит в получении достоверного знания |
4) | Результатом является создание нового продукта |
Задания 10-12
Позиция кодификатора: Самопознание
№ 10. Как называется процесс, в результате которого человек постигает сущность своего «Я»?
1) самолюбование | 2) самосохранение | 3) самопознание | 4) самообразование |
№ 11. Результатом самопознания, в частности, является
1) накопление знаний о человеке и природе | 3) изучение социальных норм |
2) познание ценностей общества | 4) представление о своих способностях |
№ 12. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
1) собственной внешности | 3) моральных и правовых норм |
2) различных типов темперамента | 4) взаимодействия человека и природы |
Задания 13 15
Позиция кодификатора: Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
№ 13. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1) социальной сущности | 2) биологической природы | 3) физиологических особенностей | 4) психологических качеств |
№ 14. Что свойственно и человеку и животному?
1) преобразование мира | 2) накопление знаний | 3) необходимость отдыха | 4) стремление к прекрасному |
№ 15. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения | 2) чувства и волю | 3) физическое развитие | 4) возрастные особенности |
Задания 16-17
Позиция кодификатора: Личность, ее социализация и воспитание
№ 16. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
№ 17. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
№ 18. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
Задание 19
Позиция кодификатора: Самопознание
Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
Задание 20
Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
Общение это
А. сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие
Б. особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
Задание 21
Позиция кодификатора: Деятельность человека, ее основные виды
Какое слово пропущено в схеме?
Задание 22
Позиция кодификатора: Потребности и способности человека
Какое слово пропущено в схеме?
Задание 23
Позиция кодификатора: Личность, ее социализация и воспитание
Задания 24-25
Позиция кодификатора: Деятельность человека, ее основные виды
№ 24. Завершите фразу:
«Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, - это __________».
№ 25. Завершите фразу:
«Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внешнего и внутреннего мира, - это _________».
Задание 26
Позиция кодификатора: Личность, ее социализация и воспитание
Установите соответствие:
| А. Индивид Б. Индивидуальность В. Личность |
Задание 27
Позиция кодификатора: Потребности и способности человека
Установите соответствие:
| А. Иметь хорошую семью. Б. Иметь добрую славу о себе. В. Иметь удобное жилье. |
Задания 28-29
Позиция кодификатора: Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
№ 28. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека и обведите цифры, под которыми они указаны.
Обведенные цифры записать в порядке возрастания.
Ответ: ________ .
№ 27. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
Обведенные цифры записать в порядке возрастания.
Ответ: ________ .
Задание 30
Позиция кодификатора: Потребности и способности человека
Социальными характеристиками человека обусловлены его потребности … (обведите цифры, под которыми они указаны)
1) в трудовой деятельности | 4) в созидании | 7) в воздухе |
2) во сне | 5) в пище | 8) в воде |
3) в отдыхе | 6) в социальной активности | 9) в общении с другими людьми |
Обведенные цифры записать в порядке возрастания.
Ответ: ________ .
Задание 31
Позиция кодификатора: Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Укажите четыре отличия человека от животного.
Задание 30
Позиция кодификатора: Человек, как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А.Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности» В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.
PAGE 4
Структура деятельности
мотив
цель
редство
действия
?
?
духовные
экзистенциальные
социальные
престижные
биологические
Уровень подготовленности
и опыт
…
обусловленные качества
Особенности отдельных психических процессов
Биологически обусловленные особенности
Основные стороны личности
samzan.ru
Постараемся ответить на вопрос: что в человеке является объектом его самопознания? Если спросить любого из нас: «Что ты о себе знаешь?», то каждый сначала испытает определенное замешательство, после чего последует ответ, который наверняка будет состоять из нескольких обобщенных характеристик типа: «Я общительный, но немного стеснительный, в целом доброжелательный, несколько нерешительный» и т. п. Здесь возникает ситуация, подобная ситуации перед экзаменом, когда студент сразу одномоментно пытается вспомнить весь материал, что ему, конечно, не удается.
Но достаточно взять билет с конкретными вопросами, успокоиться, подумать, ответ будет гораздо глубже и содержательнее, при условии, естественно, если материал был хорошо изучен и проработан.
Так и в процессе самопознания необходимо выделить сферы и области собственной личности, которые мы желаем познать и исследовать. Одним из первых в психологии сферы самопознания выделил американский психолог У. Джемс (основоположник прагматизма). В качестве познаваемых элементов в сознании человека он выделяет: физическую личность, социальную личность и духовную личность.
Физическая личность — это телесная организация человека и все то, что принадлежит человеку или составляет его окружение (в современной психологии эти положения оспариваются учеными): одежду, семью, домашний очаг, состояние, продукты собственного труда.
Социальная личность — это признание в нас личности со стороны других людей. У. Джемс отмечает, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление.
Духовная личность — это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.
Все эти три типа личностей иерархически организованы. Высший уровень занимает духовная личность, низший — физическая. Социальные личности занимают промежуточное положение.
Следовательно, самопознание, согласно У.Джемсу, может осуществляться на уровнях физической, социальной и духовной личности.
В отечественной психологии большинство ученых придерживаются положения о биосоциальной природе человека. В соответствии с этим выделяются его биологические и социальные свойства. Поэтому долгое время в науке господствовало представление о двухуровневой организации человека: индивид и личность, и только начиная с 80-х годов XX столетия вводится промежуточная переменная — социальный индивид. В частности, отечественный психолог В. В. Столин в человеке выделяет три уровня его организации: организм, социальный индивид и личность. Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, нейродинамическими свойствами мозга, разнообразными биологическими потребностями. Социальный индивид — способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность — способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в системе отношений с окружающими людьми.
Эти уровни также иерархически организованы, высший из них — личность, низший — организм.
Отсюда становится понятно, что мы можем познавать себя на всех трех уровнях, т. е. своих особенностей как биологического индивида, как социального индивида и как личности. В то же время понимание уровневого строения человека еще не дает нам полного представления о сферах самопознания, их
psyera.ru
Тест по теме «Человек» Вариант 2
А1. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это
Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.
А2. Природа человека
Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
Представляет собой основные и неизменные качества человека.
Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
А3. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1)трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активности
А4. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
1)членораздельная речь 2) сознание и мышление
3) способность брать ответственность на себя 4) наличие физических потребностей
А5. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А6. Основным фактором формирования личности является
1)природная среда 2)общение с окружающими 3)механизм наследственности 4) врожденные склонности
А7. Личность – это
человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
темперамент человека, его характер
неповторимые психофизиологические особенности человека
совокупность оригинальных человеческих способностей
А8. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?
А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.
Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А9. Понятие «индивидуальность» фиксирует:
единичного представителя человеческого рода
особенности темперамента человека, его характер
трудовую активность человека
неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.
А10. Ориентирами человеческой деятельности являются:
ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.
А11. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении человека?
А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами).
Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А12. Какой признак характеризует человека как личность?
1)активная жизненная позиция 2)физическое и психическое здоровье
3)принадлежность в виду homo sapiens 4)особенности внешности
А13. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером
1)художественного образа 2)мифологического знания
3) религиозной нормы 4) научного знания
А14. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
индивида 2) индивидуальность 3)организм 4) личность
А15. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является
административной 2) практической 3)материальной 4)творческой
А16. И человеку, и животному свойственны потребности в
самореализации 2) самосохранении 3) самопознании 4) самообразовании
А17. Человек в отличие от животного способен
совершать привычные действия 2) предварительно обдумывать своё поведение
3)проявлять эмоции 4) заботиться о потомстве
А18. В отличие от животного человек способен
реагировать с помощью чувств 2) вырабатывать условные рефлексы
3)удовлетворять потребности 4)прогнозировать результаты действий
А19. К социальным потребностям человека относится потребность
дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться
А20. Научные открытия представляют собой результат деятельности
материально-производственной 2) социально-преобразовательной
3)практической 4)духовной
А21. Игра, учение, труд выступают в качестве
критериев истины 2) видов деятельности 3)социальных качеств 4) биологических потребностей
А22. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных:
проявление активности 2) целеполагание
3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром
А23. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование
А24. Результатом самопознания, в частности, является
накопление знаний о человека и природе 2)познание ценностей общества
3)изучение социальных норм 4) представление о своих способностях
А25. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
собственной внешности 2)различных типов темперамента
3)моральных и правовых норм 4)взаимодействия человека и природы
А26. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно- исторической деятельности, является характеристикой его
социальной сущности 2) биологической природы
3)физиологических особенностей 4) психологических качеств
А27. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
знания и умения 2) чувства и волю 3) физическое развитие 4)возрастные особенности
А28. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность – продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А29. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.
Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А30. Основой человеческого существования является
потребительство 2)деятельность 3)любовь 4)дружба
Часть В.
В1. Завершите фразу:
«В основе потребностей человека лежат ...»
Ответ: ___________________________________
В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «биологические потребности человека».
Воспроизводство рода; питание; дыхание; движение; общение; отдых.
Ответ____________________
ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя | А. Индивидуальность |
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода | Б. Индивид |
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств | В. Личность |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В 4.Найдите в приведенном спискепроявления, отражающие социальную природу человека. Номера запишите в порядке возрастания.
Интересы
Мировоззрение
Задатки
Умения
Наследственность
Идеалы
Ответ_________
В 5.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят:1) фактический характер ;2) характер оценочных суждений
(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS– сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника, сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS– зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писатьSMS-сообщения по семь и более часов в день.
Ответ_________
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«В труде, учении, ____(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____(2) – её способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные _____(3) организма являются лишь ____(4)- весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - ____(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер.»
А) особенность Б) способности В) личность | Г) игра Д) общество Е) задатки | Ж) общение З) деятельность И) группа |
Ответ_________
В 7. Найдите в приведенном списке результаты учебной деятельности. Номера запишите в порядке возрастания.
Учителя
Компьютерное обеспечение
Знание основ наук
Наглядные пособия
Учащиеся
Умения применять знания
Практические навыки
Ответ____________
studfiles.net