Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов1. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:
“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых.
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:
Все металлы - вещества
Литий-металл.
_______________________
Литий - вещество.
_________________________________
'Однородные - в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.
12
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.
Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
Данное растение является однолетним.
______________________________________
Данное растение не является многолетним.
В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления'. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.
Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борьба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.
“...Практика человека и человечества есть проверка, критерий объективного познания”2. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными.
С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят
_____________________________
'Данный вид истины называется “корреспондентной”, т.е. это истина как соответствие, но есть и другие истины - “по определению”, по согласованию - “когерентная”.
2Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 193.
13
планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:
1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).
3. Абстрактное мышление - процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.
4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.
Подробнее о связи мышления и языка будет сказано в § 3.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов1. Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:
“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых.
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:
Все металлы - вещества
Литий-металл.
_______________________
Литий - вещество.
_________________________________
'Однородные - в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.
12
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.
Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
Данное растение является однолетним.
______________________________________
Данное растение не является многолетним.
В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления'. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.
Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борьба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.
“...Практика человека и человечества есть проверка, критерий объективного познания”2. Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными.
С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят
_____________________________
'Данный вид истины называется “корреспондентной”, т.е. это истина как соответствие, но есть и другие истины - “по определению”, по согласованию - “когерентная”.
2Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. С. 193.
13
планы на будущее и т. д. Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:
1. Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем инертным газам, мы образуем понятие “инертный газ”). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: “материя”, “сознание”, “движение”, “государство”, “наследственность”, “ген” и др.).
2. Абстрактное мышление - форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).
3. Абстрактное мышление - процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.
4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.
Подробнее о связи мышления и языка будет сказано в § 3.
studfiles.net
Познание человеком окружающего его мира представляет довольно сложный процесс, в котором обычно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Обе они тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.
Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств. Непосредственно взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения и восприятия, которые становятся основой для представлений. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании с помощью рационального познания, которое нередко называют абстрактным мышлением, в таких его основных формах как понятие, суждение и умозаключение.
Абстрактное мышление, в отличие от чувственного познания, дает возможность проникнуть в сущность предмета, выявить его отношения с другими предметами, уяснить закономерности реального бытия.
Понятие представляет собой одну из форм познания, которая относится к мыслительной, интеллектуальной деятельности человека. Особая роль понятий в мыслительном процессе подтверждается тем, что, нередко, говоря о мышлении, имеют в виду способность оперировать понятиями. Понятие, действительно, является основной единицей мыслительной деятельности, так как без него невозможно высказать ни одной мысли, невозможно провести никакого рассуждения.
Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. В языке понятия выражаются посредством слов или словосочетаний (ягода, здание, добросовестный человек, полезное человеку растение).
Выражая общие и отличительные, по преимуществу, существенные признаки, понятие не содержит всего богатства индивидуальных черт, которым обладает соответствующий ему предмет, – и в этом оно проигрывает таким формам чувственного познания, как восприятие и представление. Вместе с тем, понятие, несомненно, выигрывает в том, что оно позволяет сосредоточить внимание на главном, на существенном для данного предмета или их класса, что способствует более глубокому отображению познаваемых предметов.
Наиболее важными мыслительными операциями, использующимися при формировании понятий, являются анализ (мысленное расчленение), синтез (мысленное объединение), сравнение (мысленное установление сходства или различия), обобщение (мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс), а также абстрагирование и идеализация.
При абстрагировании мы можем сосредоточить свое внимание лишь на некоторых наиболее важных для данного момента признаках, оставив в стороне от рассмотрения все другие признаки предмета. Идеализация отличается тем, что в процессе этой мыслительной операции мы или наделяем предметы свойствами, которых они на самом деле не имеют, или, наоборот, лишаем присущих им в действительности каких-либо свойств (абсолютно черное тело, идеальная окружность, вечный двигатель и др.).
В обыденном общении достаточно часто встречаются слова, которые, будучи совершенно разными по своим значениям, пишутся и/или произносятся одинаково. Такие слова называют омонимами (докладывать, среда, топить и т.д.). Многозначные слова и различного рода омонимы могут быть препятствием для адекватного понимания речи, а могут использоваться для усиления ее действенности.
В языке обыденного общения есть и явление противоположное омонимии. В этом случае имеют дело с разными словами или словосочетаниями, обозначающими один и тот же предмет (один и тот же класс предметов). Такие слова или языковые выражения называют синонимами (отечество, отчизна, родина).
Наличие омонимов и синонимов необходимо учитывать как в устной, так и в письменной речи. При неправильном их употреблении возможны логические ошибки.
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие эти предметы, также находятся в определенных отношениях. Отношения между понятиями изображают с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия. Кругом изображается и единичное понятие. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, поэма и колодец; невоспитанность и радуга), остальные понятия называются сравнимыми.
Деление сравнимых понятий дано в таблице:
Сравнимые понятия | ||||||
Совместимые | Несовместимые | |||||
Равнозначные (тождественные) | Перекрещивающиеся | Подчиняющие и подчиненные | Соподчиненные | Противоположные | Противоречащие | |
А, В | А В | А В | D В А С | А В | А В | |
А – квадрат В – равносторонний прямоугольник | А – студент В – рыболов | А – рыба В – карп | А – дуб В – береза С – осина D – дерево | А – белые туфли В – черные туфли | А – позвоночное животное В – беспозвоночное |
Каждое понятие можно охарактеризовать с двух сторон: со стороны содержания, и со стороны объема. Содержание – это совокупность признаков, с помощью которых проведено обобщение и выделение предметов, мыслимых в данном понятии. Объем понятия – это множество (класс) предметов, обобщенных и выделенных в данном понятии.
Между содержанием и объемом родственных понятий существует зависимость, называемая законом обратного отношения: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание и, наоборот.
Над понятиями могут осуществляться различные операции. Наиболее важными из них являются операции деления, обобщения и ограничения понятий.
Деление понятия – это процедура перехода от данного понятия к совокупности подчиненных ему понятий с точки зрения некоторой характеристики, которая называется основанием деления. В ходе этой операции элементы объема исходного делимого понятия распределяются по подклассам, которые образуют объемы результирующих понятий – членов деления.
Ограничение – логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например: поэт, великий поэт, великий русский поэт, великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов). При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это – великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов).
Обобщение – логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков.
Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Особое внимание обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т.е. понятия о предметах, представляемых данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т.е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.
studfiles.net
Сегодня все большей актуальности приобретает вопрос, как развить абстрактное мышление. Поскольку оно отвечает за возможность широко оперировать разными суждениями и делать самостоятельные выводы.
Если говорить об абстрактном мышлении и его особенностях, то следует назвать следующие аспекты:
Бывает абстрактное мышление только у человека, поскольку оно позволяет абстрагироваться от мелких деталей и размышлять широкими суждениями, то есть видеть действие в целом.
Исходя из многочисленных исследований, психологи выделили несколько главных направлений в этом типе мышления. Эти направления были выведены, основываясь на тех задачах, которые в ходе своей жизнедеятельности решает человек:
Прежде чем, ответить на вопрос – как развить абстрактное мышление, следует детально рассказать обо всех вышеперечисленных направлениях в данном типе способа мыслить.
Обобщение. Главная характеристика, в которой кроется возможность восприятия предмета в целом, не обращая внимания на его мелкие детали. Человек смотрит на предмет в другой реальности.
Идеализация. В данном случае происходит замещение реальных существующих понятий на идеалы. Это усложняет процесс анализа внешнего мира, поскольку очень сложно применить идеал в реальных обстоятельствах.
Изоляция. Когда человек концентрирует все своё внимание только на одной наиболее важной для него детали, при этом, не замечая предмет в целом.
Смотрите видео о том, что такое абстрактное мышление.
Примитивно-чувствительное направление. Состоит в абстрагировании от определенных свойств предметов, когда другие качества становятся на первый план. Данное направление является главным в жизнедеятельности любого человека, потому что отвечает за восприятия внешней среды.
Конструктивизация. Строится на возможности отвлечения от общих параметров предмета или действия.
Изначально процесс развития абстрактного мышления может показаться довольно длительным и затруднительным, но на самом деле это далеко не так. Развитию этого вида мышления вполне достаточно уделять пару часов на работу с головоломками или логическими задачами. Начинать развивать это мышление можно еще с детства. Поскольку детки более восприимчивы к новой информации. Развивать абстрактное мышление у детей очень важно, поскольку оно считается залогом не только творческого развития человека, но и способности к анализу.
Читайте о том, что такое криминальная психология.А также о том, как можно определить характер человека по почерку.
Развитое абстрактное мышление позволяет детально изучать, анализировать услышанную информацию и делать выводы самостоятельно, и вскоре подкреплять их реальными фактами. Родители должны знать, что при плохом развитии абстрактного мышления у ребёнка будут возникать проблемы во время изучения определённых дисциплин в школе. Чтобы не столкнуться с такой проблемой нужно начинать, как можно раньше привлекать детей к решению головоломок и задач.
Не всегда люди знают, как развивать абстрактное мышление у взрослых. На самом деле существует ряд методик, которые помогают не просто в развитии памяти, внимания и фантазии, а непосредственно направлены на тренировку абстрактного мышления. К действующим упражнениям можно отнести:
Говоря о формах и особенностях абстрактного мышления, многих интересует вопрос одинаковый ли уровень развития у людей абстракции. Специалисты с уверенностью отвечают, что нет. У каждого человека есть свои способности и у каждого они по-разному развиты. Именно это разнообразие даёт возможность обществу развиваться и не стоять на одном месте.
Люди, у которых развито абстрактное мышление, обладают такими качествами, как:
Несмотря на вышеперечисленные положительные качества, эти люди обладают и определенными недостатками:
Отвечая на вопрос об абстрактном мышлении и что это такое, прежде всего, нужно сказать, что это возможность выходить за существующие рамки повседневности и идти к своей цели не обращая особого внимания на мнения и суждения других людей. Такая возможность выделяет их среди общей массы в социуме.
Делитесь своим мнением на тему особенностей абстрактного мышления, его форм и развития в комментариях. А также смотрите видео о сравнении абстрактного и конкретного мышления в математике.
www.rutvet.ru
Количество просмотров публикации Основные формы абстрактного мышления. - 206
Виды мышления.
Мышление. Воображение. Речь
Практическое занятие № 3
Мышление– психический процесс отражение наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Мышление, ʼʼдуманьеʼʼ есть только тогда, когда, когда выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний о мире. Другой значительной особенностью мышления является единство его с речью.
Источником мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.
Мыслительные операции.
1. Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства
2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое.
3. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними.
4. Обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
5. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.
Предметно – действенное мышление – вид мышления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.
Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план)
Абстрактно-логическое мышление – опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.
1. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.
2. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.
3. Умозаключения– форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем путём выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение – опосредованное, выводное знание.
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект - ϶ᴛᴏ глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами" (Векслер), ᴛ.ᴇ. интеллект воспринимается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Воображение –это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Речьдля человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.
Речь - ϶ᴛᴏ язык в действии. Язык –система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. В случае если первые две функции речи бывают рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
referatwork.ru
Каждый человек в своей повседневной жизни пользуется рядом мыслительных процессов, одним из таких является абстрактное мышление.
Абстрактное мышление присуще только человеку. Ни одно животное не обладает такой способностью.
Абстрактное мышление — тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, делать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.
Для того что бы понять, что же такое абстрактное мышление, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:
Понятие — это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, брюнетка, девушка, маленький ребенок.
Суждение является особой формой мышления, которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.
Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, значит, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.
Умозаключение-это форма мышления, благодаря которой на основе нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.
Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.
В психологии выделяют несколько видов мышления. Этот раздел является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи разделяют их следующим образом:
Особо следует сказать о словесно-логический тип, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.
Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят в нашем сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:
Идеализирующая форма предусматривает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно усложняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение в реальных обстоятельствах. Представление человека является абсолютно идеальным. Пример: «абсолютно белый снег».
Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в целом, избавляя его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.
Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.
Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.
Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.
Также абстрактное мышление разделяют на:
Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой пишет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а другие предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, делать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.
У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.
Развитие абстрактного мышления – это длительный и трудоемкий процесс. Но все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы развить этот тип мышления, человеку достаточно всего два-три раза в неделю уделять час или полтора на решение логических задач, головоломок. Это очень увлекательный процесс, и вы не успеете оглянуться, как это станет вашим любимым хобби! В современном мире достаточно печатных изданий для развития логики, так же упражнения и задачи можно найти в интернете. Это означает, что найти подобную информацию не составит труда. К примеру, существует несколько очень популярных сайтов, на которых представлены задачи различной сложности.
Этот вид мышления берет свое начало на Востоке еще со времен древнего мира. Оно возникло как раздел логики. Логика сама по себе — это способность мыслить и рассуждать, делать выводы о вещи и их сущности. Абстрактное мышление позволяет строить теоретические схемы.
При регулярных занятиях результаты не заставят себя долго ждать. Уже через несколько недель можно будет заметить, что стало проще мыслить, строить перспективные планы, решать вопросы, которые раньше вызывали затруднение.
Маленький человек является открытой книгой, в которую можно написать все что угодно! Дети более восприимчивы к обучению и развитию любых способностей. Способности малыша, нужно развивать играя. Современная индустрия игрушек предлагает богатый выбор игр для раннего развития. Например, это могут быть небольшие пазлы, мозаики, банальная пирамидка. В более взрослом возрасте, чтобы научить ребенка мыслить, предложите ему рассмотреть картинки в книгах, объяснить свое понимание того, что происходит на них.
Учить ребенка абстрактно мыслить очень важно. Абстрактное мышление является не только залогом его творческого развития, но так же это способность ставить все под сомнение, добиваться всего опытным путем. Развитое абстрактное мышление помогает собирать, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы, а затем подкреплять их доказанными фактами. Развитие абстрактного мышления в детстве поможет человеку во взрослой жизни много чего добиться.
stomatlife.ru