Проблема формирования личности (стр. 1 из 2). Проблемы развития личности


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Зубарева Е.В.

(г.Ставрополь, ГБОУ СПО СКСТиК)

Развитие и воспитание человека во все времена было и остается весьма важной и актуальной проблемой. Каково развитие и воспитание большинства людей – таково и общество, в котором они живут. Это же относится и к учреждениям СПО. Главная задача здесь – обеспечить развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности на благо отечества. Развитие личности оказывает решающее значение на социальный прогресс и продуктивность общества и играет ключевую роль в его преобразованиях, обеспечивая соответствие человека современным и будущим требованиям.

Во второй половине XXв. предметом пристального внимания в отечественной и зарубежной психологии стал вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания.В зарубежной психологии появляются новые динамичные теории: структурная (С. Аксельрод, З. Гинзберг, В. Гинсбург, Д. Миллер, Д. Сьюпер), мотивационная (В. Врум), теории индивидуальности (Дж. Холланд, Л. Тайлер). В этих теориях укрепляется положение о том, что личность – это сложная, постоянно развивающаяся система. Большое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального развития.

Значительное по времени и значимое по важности место в этом процессе занимает образовательное пространство, в котором находится современный молодой человек.

В последнее время в научной литературе достаточно часто используется понятие «образовательная среда», «учебное пространство», «образовательное пространство», «педагогическая среда». При этом разные ученые по-разному трактуют используемые понятия. Это: совокупность физических факторов среды  образовательного учреждения (Ю.К. Бабанский), психологическая, социальная и информационная среда в рамках образовательных задач (Т.Г.Ивошина), объективная социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, социально- психологических факторов.

Наиболее теоретически проработанным, на наш взгляд, является подход В.И.Слободчикова, он понимает образовательное пространство как «…существующее в социуме место, где субъективно задаются множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его социализации».

В настоящее время существует множество актуальных проблем развития личности в образовательном пространстве: проблема личностно- профессионального развития, проблема развития креативной личности, проблема развития конкурентоспособной личности, проблема развития социально ответственной личности, проблема развития нравственно - правовой культуры личности и ряд других проблем.  Более подробно хотелось бы остановиться на проблеме личностно – профессионального развития студента.

 Проблема личностно-профессионального развития в период обучения в образовательном учреждении широко представлена в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др.

В работах отечественных авторов выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов:- развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;- профессионализация и совершенствование психических процессов и состояний;- выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов;- рост уровня притязаний в области будущей профессии;- этическое, эстетическое и духовное развитие;- повышение инициативы и творчества;- формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

Большую роль в личностно-профессиональном развитии играет образовательное пространство.

Образовательное пространство учебного заведения можно представить в виде структуры, в которой взаимосвязаны и соотносятся следующие  отдельные виды: информационно-образовательное, культурно – образовательное, пространство теоретического образования, пространство практического образования, научно – исследовательское пространство. Эти подпространства можно рассматривать как организационные формы личностно-профессионального развития личности студента в рамках каждого компонента образовательного пространства.

Пространство теоретического образования. Организация разнообразных типов лекций (лекция-беседа, проблемная лекция и т.д.) практических и семинарских занятий ( дискуссия, деловая, ролевая игра, тренинг и т.д.) способствует реализации обучающей, развивающей, воспитывающей функций процесса обучения и создает условия для развития будущего профессионала.

Особенно богатыми возможностями для личностно – профессионального развития обладает гуманитарный цикл. Он прежде всего влияет на развитие гуманистически ориентированной личности будущего профессионала. По мнению ученых, психолого – педагогические дисциплины содержат богатый потенциал для актуализации достижений студентов. Условно эти возможности можно разделить на две группы. Первая включает в себя возможности, связанные с развитием различных характеристик будущего специалиста: потребности в самостоятельной познавательной деятельности, профессиональном совершенствовании и творческой саморегуляции, способность анализировать, рефликсировать действия. Вторая группа связана с отношениями  студента к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.

Естественные науки. Они обладают хорошим потенциалом для развития профессиональных представлений, т.к. содержат большое число общих представлений, материализованных в изображении (графики, структурные формулы и т.д.). Естественно – научный цикл теоретического пространства дает возможность будущему специалисту увидеть целостную картину мира, понять существенные, закономерные связи между субъектами и объектами этой системы, создает условия для формирования полных, целостных ярких представлений.

Преподавание специально – предметных дисциплин в пространстве теоретического образования строится на основе принципа деятельностного подхода. Специфика данного подхода заключается в рассмотрении содержания всех дисциплин и видов деятельности студентов с позиций будущей профессиональной деятельности. Система проблемных ситуаций позволяет развертывать содержание образования в динамике, создает возможность интеграции знаний всех научных дисциплин как средство разрешения этих ситуаций, моделируется целостное предметное, психологическое и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Этот подход открывает перспективы как для личностно-профессионального развития студентов, так и для формирования целостного образа профессии и адекватных представлений о себе как о будущем специалисте.

Пространство практического образования представлена, прежде всего, различными видами практики. Производственная практика – это форма организации учебного процесса, которая имеет целью личностно – профессиональное становление будущего специалиста и направлена на освоение им содержания профессиональной подготовки через последовательное прохождение нескольких видов практик. Возможности данного пространства по личностно - профессиональному развитию студентов изучались в работах Т.В. Кудрявцева, В.В. Овсянниковой, Т.А. Ольховой и др. По мнению ученых, чем раньше студент попадет в условия реального производства, чем раньше начинает включаться в практику, тем раньше он формируется как личность и как профессионал.

Культурно – образовательное пространство включает в себя систему внеучебной, социокультурной деятельности студентов. Личностно – профессиональное развитие личности студента в культурно – образовательном пространстве, возможно, осуществлять через использование активных форм воспитательной работы, через систему классных часов, часов общения, заседания психологических клубов, через студенческие фестивали, конференции. На значение внеучебной деятельности в целостном процессе воспитания и развития будущего специалиста указывали своих работах Т.Ф. Борисова, В.А. Сластенин и др.

Пространство научно – исследовательской деятельности студентов организует совместную деятельность преподавателей и студентов. Эта работа направлена на поиск решения профессиональных проблем, в ходе, которой происходит взаимообмен культурными ценностями, формируется профессиональное мышление. Это пространство содержит не только когнетивные, оперативно – технические аспекты, но и коммуникацию студента и руководителя, которая порождает эмоции, чувства, переживания и способствуют личностному и профессиональному росту субъектов образовательного пространства.

Информационно-образовательное пространство. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство учебного заведения создает дополнительные возможности для личностно-проофессионального развития студентов.

Таким образом, анализ литературы, показал,  что личностно-профессиональное развитие  личности студента   происходит в целостном образовательном пространстве учебного заведения и имеет нелинейный характер. Потенциальные возможности каждого направления для личностно-порофессионального развития реализуется через организацию внешних условий и актуализацию внутренних психологических механизмов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Познина Н.А. особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде: дис. Канн.психол.наук. Тагонрог, 2004. 144с.
  2. Семенова Е.А. Диагностика и формирование профессиональных представлений студентов в образовательном пространстве учебного заведения. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. 140с.
  3. Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления:монграфия. Ростов н/Д, 2003. 456с.

nsportal.ru

Проблема формирования личности

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(СТУ)

филиал в г. Смоленске

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности.

Преподаватель

Студент гр. ВМ1-97

Вальков К.Г.

СМОЛЕНСК, 1999г.

ПЛАН

1. ВВЕДЕНИЕ

2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

4. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации :

1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы :

· Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом.

· Изменение себя, «стать как все».

· Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

mirznanii.com

Реферат Психология Проблема формирования личности

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (СТУ) филиал в г. Смоленске РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности. Преподаватель Студент гр. ВМ1-97 Вальков К.Г. СМОЛЕНСК, 1999г. ПЛАН 1. ВВЕДЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 4. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека. 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Выделяют следующие стадии социализации : 1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы : · Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом. · Изменение себя, «стать как все». · Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Таблица 2.1
ПериодВедущая деятельность

Ведущая сторона

Социализации

123

1. Младенчество

(0-1г.) – этап «доверия к миру»

Эмоциональное общение со взрослымиА – освоение норм отношения между людьми
123
2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности» Предметная деятельностьБ – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»ИграА – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства»Учебная деятельностьБ – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности
5. Подростковый (11-14 лет)Общение со сверстникамиА – освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я»Учебно-профессиональная деятельностьБ – освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости»Трудовая деятельность, профессиональная учебаА,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений
8. Этап человеческой зрелости
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается. На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития. После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

+ окончательная форма эгоидентичности Стадия 8

«принятие себя, жизни», мудрость старость

- разочарование в жизни после 50 лет

+ творчество, любимая работа, Стадия 7

воспитание детей, забота о детях, зрелость до

удовлетворенность жизнью 50 лет

- опустошенность, застой, регрессия

+ чувство близости, интимности, Стадия 6

единство с людьми, любовь молодость от

- изоляция, одиночество 20 до 25 лет

+ цельная форма эгоидентичности,

находит свое «Я», верность себе, Стадия 5

признание себя людьми юношеский от

- диффузия идентичности, тревога, 11 до 20 лет

одиночество, инфантилизм, не нашел

свое «Я», непризнание людьми,

«путаница ролей», враждебность

+ уверенность в себе, компетентность Стадия 4

- неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет

+ инициативность, целеустремленность, Стадия 3

активность, предприимчивость, дошкольный

самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет

+ автономия, самостоятельность, Стадия 2

опрятность, воля ранний возраст

- сомнение, стыд, зависимость от от 1 до 3 лет

других

+ базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1

стремление к жизни младенчество

- базальное недоверие к миру, пессимизм,

стремление к смерти

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает : «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир, как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход, остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Л.Д. Столяров, Ростов-на-Дону, «феникс», 1996 г. 2. «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ» Л.Хьелл, Д.Зиглер «Питер» Санкт-Петербург , 1997 г.

works.tarefer.ru