Признаки аутизма у новорожденных при внимательном обследовании можно выявить уже с первых месяцев жизни. Диагностика в таком раннем возрасте позволяет предположить нарушение, а не вынести твердый вердикт, болен ребенок или нет. Чтобы узнать, есть у ребенка аутизм или нет, нужно получить консультацию детского психолога. Динамика развития у всех детей разная, и нарушение базовой коммуникации с внешним миром может улучшиться или даже пройти без дополнительной помощи. С другой стороны, симптомы аутизма нужно знать родителям, чтобы как можно раньше обратиться к специалисту.
Для оценки имеет значение, прежде всего, взаимодействие с ключевой фигурой в жизни младенца — с матерью. До года жизни между матерью и новорожденным существует симбиотическая связь на невербальном уровне, то есть они могут без проблем подстраиваться друг под друга во время кормления, при укачивании, во время игры. Ребенок с аутизмом не может вступить в полноценный невербальный контакт с матерью, он не расслабляется, когда его укачивают, не может расположиться комфортно, когда кормят, не реагирует на приглашение поиграть, например, с погремушкой. Матери детей-аутистов отмечают следующие особенности при кормлении:
Дети очень рано учатся следить глазами за перемещением объектов, ведь это очень важно для их выживания. Первое, что они узнают и различают, — это лицо матери.
Способность концентрировать взгляд формируется постепенно, однако уже в течение первого месяца жизни можно отметить, что новорожденный четко различает, где у человека лицо, и старается смотреть именно туда. Зрительный контакт играет очень важную роль при невербальном общении матери и ребенка. Нарушение этого базового способа общения является очень тревожным признаком. Матери детей-аутистов жалуются на то, что ребенок:
От того, насколько успешно ребенок выражает свои потребности, зависит их удовлетворение, ведь самостоятельно он не может ни передвигаться, ни принимать пищу, ни обеспечить себе тепло и безопасность. В норме дети всегда обозначают присутствие значимых взрослых, заигрывают, показывают радостные чувства при появлении в комнате матери. Дети-аутисты не отличаются эмоциональной реакцией уже в младенчестве. Они не протягивают руки к матери, когда она наклоняется над кроваткой, не инициируют по своему желанию игру или кормление. Существует два варианта, которые наблюдают матери младенцев с аутизмом:
Симбиотический союз между матерью и младенцем — это общение двоих людей, каждый из которых является активным действующим лицом. Невербальные способы коммуникации, которыми владеет здоровый и развитый младенец, включают в себя:
Одним из критериев нормального коммуникативного развития у младенцев является способность улыбаться матери и другим значимым людям. Эта улыбка направлена лично на человека, она имеет конкретного зрителя. Дети с аутизмом тоже обладают улыбкой, однако она не адресована другому человеку, она появляется рефлекторно, как ответ на приятный стимул из внешнего мира. Таким приятным стимулом может выступать сверкающая игрушка, приятная ткань, на которой лежит ребенок, или двигательная активность. Со стороны стороннего наблюдателя непросто определить, что вызывает улыбку у младенца, но внутри диады мать-ребенок для матери это понятно. Матери аутистов отмечают, что:
Проявление инициативы в отношениях со стороны ребенка многое говорит не только о его характере, но и об его уровне коммуникативных навыков.
После 3 месяцев жизни маленький человек уже обладает многими возможностями повлиять на действия большого человека, и он этим пользуется.
Ребенок-аутист быстро устает от контакта со взрослым, перестает отвечать на стимулы из внешнего мира, не только не требует общения, но и уклоняется от него. У грудничка с таким нарушением нет типичного детского оживления при виде матери или отца. Он не начинает сучить ножками, смеяться и улыбаться, размахивать руками. Чаще всего в его поведении ничего не меняется при появлении взрослых. После 5-6 месяцев у детей с успешной коммуникативной системой уже закреплены основные навыки общения, они умеют:
Из этих трех навыков у аутиста можно распознать только умение заканчивать общение, так как он недостаточно адекватно реагирует на поведение и чувства других участников коммуникации.
Младенцы различают разные выражения лиц у взрослых, разный тембр голоса и интонацию, исходя из этого они реагируют, и их реакция удачно встраивается в коммуникативный акт. У аутистов проявляется неспособность попасть в настроение окружающих, их эмоции не связаны с эмоциями окружающих. Матери детей с аутизмом отмечают, что:
Для матерей общение с аутичным ребенком представляет очень большую сложность. Основа симбиотических отношений — это чуткая эмоциональная связь на невербальном уровне, благодаря которой мать может качественно позаботиться о ребенке. Если новорожденный не подает отчетливых сигналов о своем состоянии, как она может помочь ему контейнировать эмоции?
Существует несколько разновидностей аутистических расстройств, при которых по-разному проявляются нарушения в коммуникации. Для некоторых детей-аутистов свойственна бурная реакция на уход матери из поля видимости, они обладают хорошим периферическим зрением и замечают отсутствие знакомой фигуры. При этом, когда мать находится непосредственно рядом, они не вступают в активное взаимодействие. Другие дети не реагируют на приходы и уходы матери, но проявляют рефлекторные навыки самоуспокоения в стрессовых ситуациях, например: раскачиваются, катаются по кровати, сосут палец.
В других случаях признаки аутизма у новорожденных радикально отличаются от изоляции, хотя точно так же имеется нарушение в коммуникации. Дети этого типа необычайно дружелюбно настроены, но не могут установить прочный невербальный контакт. Например, ребенок замечает лицо взрослого, но не может сфокусироваться на нем и улыбнуться лично или ребенок может улыбаться по отношению ко всем взрослым без исключения, но не различает своих близких и чужих людей, не выделяет мать как исключительного партнера по общению. Для того чтобы проверить свои подозрения на аутизм, следует взять ребенка на консультацию к детскому психологу. Специалист, знакомый с характерными особенностями развития в каждом возрасте, сможет при помощи коммуникативных тестов подтвердить или опровергнуть подозрения родителей.
psn-travel.ru
Признаки аутизма у новорожденных при внимательном обследовании можно выявить уже с первых месяцев жизни. Диагностика в таком раннем возрасте позволяет предположить нарушение, а не вынести твердый вердикт, болен ребенок или нет. Чтобы узнать, есть у ребенка аутизм или нет, нужно получить консультацию детского психолога. Динамика развития у всех детей разная, и нарушение базовой коммуникации с внешним миром может улучшиться или даже пройти без дополнительной помощи. С другой стороны, симптомы аутизма нужно знать родителям, чтобы как можно раньше обратиться к специалисту.
Для оценки имеет значение, прежде всего, взаимодействие с ключевой фигурой в жизни младенца — с матерью. До года жизни между матерью и новорожденным существует симбиотическая связь на невербальном уровне, то есть они могут без проблем подстраиваться друг под друга во время кормления, при укачивании, во время игры. Ребенок с аутизмом не может вступить в полноценный невербальный контакт с матерью, он не расслабляется, когда его укачивают, не может расположиться комфортно, когда кормят, не реагирует на приглашение поиграть, например, с погремушкой. Матери детей-аутистов отмечают следующие особенности при кормлении:
Дети очень рано учатся следить глазами за перемещением объектов, ведь это очень важно для их выживания. Первое, что они узнают и различают, — это лицо матери.
От того, насколько успешно ребенок выражает свои потребности, зависит их удовлетворение, ведь самостоятельно он не может ни передвигаться, ни принимать пищу, ни обеспечить себе тепло и безопасность. В норме дети всегда обозначают присутствие значимых взрослых, заигрывают, показывают радостные чувства при появлении в комнате матери. Дети-аутисты не отличаются эмоциональной реакцией уже в младенчестве. Они не протягивают руки к матери, когда она наклоняется над кроваткой, не инициируют по своему желанию игру или кормление. Существует два варианта, которые наблюдают матери младенцев с аутизмом:
Симбиотический союз между матерью и младенцем — это общение двоих людей, каждый из которых является активным действующим лицом. Невербальные способы коммуникации, которыми владеет здоровый и развитый младенец, включают в себя:
Одним из критериев нормального коммуникативного развития у младенцев является способность улыбаться матери и другим значимым людям. Эта улыбка направлена лично на человека, она имеет конкретного зрителя. Дети с аутизмом тоже обладают улыбкой, однако она не адресована другому человеку, она появляется рефлекторно, как ответ на приятный стимул из внешнего мира. Таким приятным стимулом может выступать сверкающая игрушка, приятная ткань, на которой лежит ребенок, или двигательная активность. Со стороны стороннего наблюдателя непросто определить, что вызывает улыбку у младенца, но внутри диады мать-ребенок для матери это понятно. Матери аутистов отмечают, что:
Проявление инициативы в отношениях со стороны ребенка многое говорит не только о его характере, но и об его уровне коммуникативных навыков.
После 3 месяцев жизни маленький человек уже обладает многими возможностями повлиять на действия большого человека, и он этим пользуется.
Ребенок-аутист быстро устает от контакта со взрослым, перестает отвечать на стимулы из внешнего мира, не только не требует общения, но и уклоняется от него. У грудничка с таким нарушением нет типичного детского оживления при виде матери или отца. Он не начинает сучить ножками, смеяться и улыбаться, размахивать руками. Чаще всего в его поведении ничего не меняется при появлении взрослых. После 5-6 месяцев у детей с успешной коммуникативной системой уже закреплены основные навыки общения, они умеют:
Из этих трех навыков у аутиста можно распознать только умение заканчивать общение, так как он недостаточно адекватно реагирует на поведение и чувства других участников коммуникации.
Младенцы различают разные выражения лиц у взрослых, разный тембр голоса и интонацию, исходя из этого они реагируют, и их реакция удачно встраивается в коммуникативный акт. У аутистов проявляется неспособность попасть в настроение окружающих, их эмоции не связаны с эмоциями окружающих. Матери детей с аутизмом отмечают, что:
Для матерей общение с аутичным ребенком представляет очень большую сложность. Основа симбиотических отношений — это чуткая эмоциональная связь на невербальном уровне, благодаря которой мать может качественно позаботиться о ребенке. Если новорожденный не подает отчетливых сигналов о своем состоянии, как она может помочь ему контейнировать эмоции?
Существует несколько разновидностей аутистических расстройств, при которых по-разному проявляются нарушения в коммуникации. Для некоторых детей-аутистов свойственна бурная реакция на уход матери из поля видимости, они обладают хорошим периферическим зрением и замечают отсутствие знакомой фигуры. При этом, когда мать находится непосредственно рядом, они не вступают в активное взаимодействие. Другие дети не реагируют на приходы и уходы матери, но проявляют рефлекторные навыки самоуспокоения в стрессовых ситуациях, например: раскачиваются, катаются по кровати, сосут палец.
В других случаях признаки аутизма у новорожденных радикально отличаются от изоляции, хотя точно так же имеется нарушение в коммуникации. Дети этого типа необычайно дружелюбно настроены, но не могут установить прочный невербальный контакт. Например, ребенок замечает лицо взрослого, но не может сфокусироваться на нем и улыбнуться лично или ребенок может улыбаться по отношению ко всем взрослым без исключения, но не различает своих близких и чужих людей, не выделяет мать как исключительного партнера по общению. Для того чтобы проверить свои подозрения на аутизм, следует взять ребенка на консультацию к детскому психологу. Специалист, знакомый с характерными особенностями развития в каждом возрасте, сможет при помощи коммуникативных тестов подтвердить или опровергнуть подозрения родителей.
startap-x.ru
Laura Caseley for LittleThings
Аутизм — это состояние психики, при котором человек больше погружен в себя, чем в окружающий мир. Оно длится в течение всей жизни и влияет на то, как человек взаимодействует с другими людьми, общается и учится.
У двух людей с аутизмом расстройство может проявляться по‑разному: один может вести полноценную жизнь, периодически обращаясь к терапии, а другой никогда не сможет соответствовать общепринятым представлениям о «нормальности».
Точная причина аутизма до сих пор не установлена. Исследования показывают, что на его развитие, вероятно, влияет сочетание экологических и генетических факторов.
По статистике, 1 из 68 детей имеет расстройство аутистического спектра той или иной степени. У мальчиков оно встречается чаще: 1 случай из 42; у девочек — 1 из 189 случаев. Число выявленных случаев аутизма в последние годы растет, благодаря развитию диагностики. Мы стали лучше понимать, как проявляется это расстройство и как с ним жить.
Чем раньше родители заметят признаки аутизма, тем больше они смогут помочь ребенку справиться со сложными социальными ситуациями и стрессом.
Laura Caseley for LittleThings
Итак, какое поведение у младенцев и детей до 3 лет может быть ранним признаком аутизма?
Младенцы обычно социальны по своей природе: они любят взаимодействовать с родителями, братьями и сестрами, другими людьми. Они смотрят на лица, слушают голоса и постоянно наблюдают за тем, что делают и говорят окружающие.
Laura Caseley for LittleThings
Ребенок с аутистическим расстройством часто не реагирует на зрительный контакт или обращенные к нему слова.
Laura Caseley for LittleThings
Большинство детей начинают реагировать на имя в возрасте 1 года. Если в 12 месяцев малыш не воспринимает обращение по имени, это повод для беспокойства.
Laura Caseley for LittleThings
Ребенок с аутизмом не нуждается в одобрении, обучении или внимании от других людей. Как правило, такие дети не улыбаются и не смотрят в глаза, ведут себя тихо и почти не жестикулируют (не машут руками, не хлопают). Если вы заметили такое поведение у своего ребенка, сообщите об этом педиатру.
Laura Caseley for LittleThings
По мере взросления дети должны подражать окружающим звукам и речи родителей. Речь начинает развиваться после полутора или двух лет, но лепетать ребенок начинает значительно раньше.
У детей с аутизмом речевые и языковые навыки развиваются хуже, и это тоже повод для разговора со специалистом.
Laura Caseley for LittleThings
Это возраст, когда дети становятся более социальными, стремятся к общению с окружающими. На этом фоне признаки аутистического расстройства заметить легче: к 2 годам диагностика аутизма более стабильна и достоверна, хотя окончательный диагноз врачи ставят, как правило, к 4 годам.
Laura Caseley for LittleThings
Уложить мишку спать, пожалеть сломанную куклу, поиграть в «ку-ку» с мамой — все подобные игры требуют взаимодействия и реакции в зависимости от сценария. Дети-ровесники сначала обычно играют рядом, параллельно друг с другом, и постепенно приходят к взаимодействию.
Если ваш ребенок упорно избегает игр с другими детьми и предпочитает сидеть отдельно, не понимает, как включиться в ролевую игру, это вероятный признак аутизма.
Laura Caseley for LittleThings
Дети любят повторять поведение родителей, моделировать свое поведение. Аутистическое расстройство снижает этот интерес: ребенок по‑прежнему не отвечает на взгляды и действия, не повторяет простые жесты (например, не машет рукой во время приветствия или прощания).
Laura Caseley for LittleThings
Дети с аутизмом, как правило, очень чувствительны к любым, самым незначительным, изменениям в своем окружении. Они испытывают проблемы с демонстрацией своих чувств, не любят прикосновений и не хотят, чтобы их держали на руках или обнимали.
Испытывая стресс, такой ребенок может не искать утешения у мамы, а успокаиваться самостоятельно, повторяя монотонные движения: хлопая руками или раскачиваясь из стороны в сторону.
Если вы заметили у своего ребенка какой-либо из этих признаков, не откладывайте визит к педиатру, детскому неврологу или психологу. Если специалист подтвердит расстройство аутистического спектра, это пока не значит, что ему обязательно будет поставлен диагноз «аутизм».
Laura Caseley for LittleThings
Американская ассоциация педиатрии рекомендует проводить обследования каждые 18 или 24 месяца — не исключено, что со временем, при правильном и бережном обращении ребенок преодолеет расстройство.
Но даже если диагноз поставлен, вы все еще можете сделать многое для полноценной жизни ребенка.
Laura Caseley for LittleThings Специалисты помогут составить план, исходя из индивидуальных потребностей малыша, в котором будет учтено все: от занятий с логопедом до ролевых игр в разных социальных ситуациях.Источник: littlethings.com
www.goodhouse.ru
Заболевание «аутизм» впервые было описано в 1947 году. С тех пор многие ученые занимались вопросом аутизма, причинами его возникновения, проявлениями, но к единым данным не пришли. Это связано с тем, что аутизм формируется под влиянием окружающей среды и личности самого пациента, а личность многогранна, поэтому и проявления аутизма многогранны и часто абсолютно противоположны у двух разных детей.
Часто родители не придают значения особенностям поведения малыша в раннем возрасте, лишь в возрасте 3 лет или старше отмечая какие-то нарушения в его действиях. Однако можно описать некоторые признаки аутизма у новорожденных детей и в первые месяцы жизни:
В полгода и позже определяют другие ранние признаки аутизма у детей, которые могут быть абсолютно противоположны:
В более позднем возрасте формируются следующие признаки аутизма у детей:
Все эти симптомы должны быть вовремя замечены родителями, но поднимать панику не нужно. Каждый ребенок развивается индивидуально, а диагноз «аутизм» может ставить только врач. Для диагностики педиатры и психиатры используют оценочные шкалы или шкалы наблюдения, которые заполняют родители. Для выявления возможных умственных нарушений проводят специальные тесты на простейшие логические операции. При этом важно отличить аутизм от многих других психических заболеваний с похожими симптомами.
До сих пор точные причины раннего детского аутизма не установлены, но рассматривают некоторые теории:
Выделяют 4 группы развития аутизма от самой легкой к наиболее тяжелой:
Своевременное и правильно подобранное лечение, коррекционное обучение и воспитание позволит улучшить адаптацию ребенка к окружающей среде.
Простые способы справиться со сложной проблемой
Для лечения аутизма применяется комплексная терапия, сочетающая педагогическое коррекционное воздействие, психотерапию, арт-терапию, медикаментозное лечение по показаниям, танцевальные и музыкальные занятия (нередко у детей наблюдаются отличные музыкальные способности) и т.д.
Важным фактором в лечении аутизма у ребенка является правильный настрой родителей. Часто у взрослых наблюдаются определенные требования к своим детям, а отсутствие возможности их достижения приводят к тому, что взрослые срываются на детях. Терапевтический эффект виден далеко не сразу, и это приводит к чувству апатии или злости у взрослых. Для избавления от этого важно отказаться от стереотипного мышления, претензий к своему ребенку, сохранять позитивную атмосферу в семье.
budlaska.ru