Воспитание — это целенаправленная помощь в развитии характера и положительных качеств личности, способностей и привычек. Такие качества определяются прежде всего отношением человека к Другому, к обществу, ко всем реалиям окружающего мира, к науке и процессу познания. Это отношение закрепляется в сознании в виде убеждений и в подсознании — в привычных формах поведения, устойчивой эмоционально-волевой позиции. Но закрепляется только в том случае, если человек устойчив в своих предпочтениях, и тогда они воплощаются в личностных качествах.
Воспитание требует особого уклада жизни и деятельности в мире соответствующих ценностей, особой организации всей системы взаимоотношений с окружающим миром, что, в свою очередь, связано с пониманием значения проблем нравственности и духовной культуры.
Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность самого человека, предусматривающая познание и развитие, формирование и совершенствование в себе положительных личностных качеств и преодоление отрицательных, овладение умением гармонизировать свой внутренний мир и отношения с окружающими.
Из всего многообразия воспитательных подходов для высшего медицинского образования наиболее значимы личностно ориентированный и философско -антропологический подходы.
Для уяснения их особенностей сопоставим личностно ориентированный подход с традиционным. Использование в педагогической деятельности и того и другого предполагает учет индивидуальных особенностей студентов. При личностно ориентированном подходе главной целью является развитие личности студента, а при традиционном реализуется другая целевая установка — обретение студентом социального опыта, определенных знаний, умений и навыков, обозначенных в типовых программах и обязательных для усвоения.
Выбор первого подхода обусловлен стремлением содействовать проявлению и развитию в человеке индивидуального, а выбор второго — социализацией, опорой на типичное без учета личностных особенностей. В этом и заключается принципиально важное отличие двух подходов.
Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода была идея К. Д. Ушинского о взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с целым комплексом наук о человеке и опоре педагогов на эти знания при проведении воспитательной работы. Выделим наиболее важные положения этого подхода, значимые для практики медицинских вузов:
способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, используемая в качестве средства и механизма подготовки студента-медика;
способность к диалогическому взаимодействию;
воспитание и самовоспитание, обучение и учение как способы бытия субъектов воспитательного процесса, требующие адекватных методов, средств, форм воспитания;
утверждение ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия по типу «субъект—субъект».
Приведем несколько наиболее близких нашему пониманию определений понятия «воспитание», которые даются в рамках философско-антропологического подхода.
Воспитание — это способ бытия человека, один из модусов, когда человек посредством собственных усилий, энергии, потребностей в диалоге с культурой (как условии бытия) самоосуществляется, реализуется, актуализируя свои природные задатки.
Воспитание — это не просто подготовка студентов к жизни, а сама их жизнь во всей ее полноте и многообразии.
Философско-антропологический подход обусловливает новый способ педагогического мышления, ориентированный на такие категории бытия (онтологические), как жизнь, смысл, любовь, стыд, милосердие, радость, печаль, смерть, но не на категории познания (гностические). Строй подобного мышления и практика воспитания направлены на сбережение, сохранение, выражение бытия, на оказание помощи развивающейся личности в том, как достичь согласия с собой, как прожить жизнь, реализуя свое главное предназначение.
Данный подход выдвигает следующие принципы воспитания:
единство образовательного и воспитательного процессов;
профессиональность и деонтологическая направленность;
помощь и поддержка, сотрудничество;
психологическая безопасность.
Достоинством философско-антропологического подхода для практики воспитания является его особое внимание к формированию в человеке человеческого, основанное:
на уяснении и усвоении сущности родовых характеристик человеческого бытия — духовности, нравственности, творчества, без чего невозможна врачебная деятельность;
ориентации на самопознание, личностный рост, продуктивные отношения, а не на тренировку определенных свойств в искусственно создаваемых ситуациях;
отказе от насилия и авторитаризма, создании обстановки психологической безопасности;
- использовании таких действенных модусов, как общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, любовь, стыд, разочарование и т.д.
Все эти проявления и качества реализуются на практических занятиях, а в дальнейшем на этапах обследования и лечения пациентов.
Таким образом, метод воспитания становится способом события воспитателя и воспитанника, в котором достигается взаимное влияние и изменение обоих участников процесса.
Подобные идеи близки педагогическим размышлениям Л. Н.Толстого. «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, — считал он, — пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей».
Следует особо остановиться на характере употребления и значении отдельных, важных для описания сути педагогического процесса, психологических понятий.
Усвоение — психологический процесс, благодаря которому человек присваивает знания и общественно-исторический опыт, накопленный поколениями: «Усвоение — процесс воспроизведения человеком исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности».
Процесс усвоения начинается с момента рождения человека и осуществляется разнообразными путями и в многообразных формах в течение всей жизни, являясь основой развития его психики и поведения.
В настоящее время исторически сложились основные формы усвоения — непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная форма, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельности. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни человека. После усвоения объективные сведения превращаются в субъективные навыки, знания, умения, убеждения.
Освоение — это синоним термина «усвоение», применяемый в тех случаях, когда речь идет об усвоении манипулятивных или деятельностных элементов объективного опыта человечества — операций, действий, форм деятельности. Управляемое усвоение — целенаправленное усвоение, осуществляемое, например, студентом под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (группы преподавателей).
studfiles.net
Самовоспитание важнейшая проблема современной педагогики
Кулинич О.
Игнатова Е.
В современном мире каждый человек имеет свободу выбора и право быть собой, быть таким, каким он считает нужным. Однако такая свобода нередко приводит к утрате элементарных социальных форм поведения, морали, приличий. Поэтому, «проживая жизнь, человек» сегодня часто довольствуется малым и не стремится к большему, теряя большое количество возможностей. Особенно остро такая проблема проявляется сегодня у подрастающего поколения.
Ясно, что любому человеку, желающему достигнуть в жизни определенных высот, необходимо постоянное саморазвитие и самовоспитание. И каждый имеет большой потенциал и возможности, которые лишь нужно в себе заметить и развить.
Поэтому, проблема самовоспитания сегодня вновь становится актуальной для современной педагогики.
Обращаясь к понятию самовоспитание, находим, что это, в первую очередь, самостоятельное взращивание в себе таких человеческих качеств, как доброта, порядочность, честность, бескорыстность, правдолюбие, терпимость, любовь к людям и т.д. Только воспитанный человек, обладающий такого рода качествами, может стать успешным во всех сферах жизни и добиться желаемого. Самовоспитание подразумевает также умение ставить перед собой цели и достигать их, несмотря на сложности. Важным также является умение не сдаваться при первых неудачах и умение анализировать их причины и делать правильные выводы.Немалую роль в самовоспитании человека играет саморазвитие. Чтобы быть гармоничной личностью, необходимо постоянно развиваться, узнавать и пробовать новое, заниматься собственным образованием и расширением кругозора. Человек мыслящий никогда не упускает возможности почерпнуть новые знания, получить новый опыт или научится на чужом. Он коллекционирует пережитые эмоции, получая при этом для себя бесценный опыт и открывая все новые возможности в жизни. [ К.К. Платонов Занимательная психология. 5 издание, СПб, 1997. 120с]
Сластенин В.А. пишет, что самовоспитание является систематической и сознательной деятельностью человека, направленной на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание, пишет Виталий Александрович является частью и результатом воспитания и всего процесса развития личности. Оно напрямую зависит от конкретных условий, в которых живет и взращивается человек. [Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. ]
Сергеев И.С. отмечает, что самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания. [ Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст]: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. ]
Ясно, что самовоспитание – сложный динамичный процесс. Он требует от человека времени, сил, мотивации, а главное — упорства, чтобы достичь поставленных целей. В тоже время, путь самовоспитания требует немалых жертв, на которые готовы пойти лишь люди с крепким характером и выдержкой, но плоды таких трудов и терпения очень важны для человека. Самовоспитание помогает человеку не только избавиться от недостатков, но и достигнуть поставленной цели.
На наш взгляд, самым важным периодом для формирования навыков самовоспитания является младший школьный возраст, в котором дети готовы слушать старшего и что-то менять в своей, еще только начинающейся жизни.
А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложившимся миром, окружающей действительностью ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, "усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка".
Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. [Макаренко А.С. О воспитании Библиотека учителя . М.: Просвящение , 1988, 269с]
Трудовое самовоспитание - это, прежде всего самостоятельное осознание человеком роли труда в жизни общества и своем собственном развитии. [Л.Н.Куликовой «Воспитать себя» - М.,: Просвещение. 1991г., -143 c.]
В самовоспитании как процессе работы над собой прослеживается ряд этапов.
1. Мотивационный. На этом этапе у учащегося должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости прилагаемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания в определенной степени зависит от того, насколько ученики осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость от достигнутого успеха.
2. Программный. На этом этапе определяются программа самовоспитания, последовательность работы по самосовершенствованию.
3. Поисковый. Дети стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.
4. Рефлексивный . На этом этапе происходит оценка саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.
Таким образом, самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности. Однако следует помнить, что оно не может изменить черты, данные человеку от природы.
Педагогическое стимулирование самовоспитания представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации. При этом педагогу необходимо учитывать предшествующий опыт детей, в том числе и опыт работы над собой.
Эффективность стимулирования самовоспитания учащихся обусловлена тем, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Но не следует забывать и о том, что работа над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии.
Из-за недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и отсутствия опыта в этом многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании, нередко переживают срывы и испытывают неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В итоге ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или даже к бездействию. Может наблюдаться и неправильное с педагогической точки зрения поведение. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, ученик находит более легкие, чаще всего асоциальные, пути самоутверждения.
Субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут быть все участники воспитательного процесса – педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагога задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач проводимой им воспитательной работы.
Практика убеждает: чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем чаще они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции – тем выше эффективность самовоспитания. Если ученик выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. И напротив, при неправильной организации деятельности, когда ребенок остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества.
Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них учащихся. Практика показывает, что наилучший результат достигается там, где педагоги применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания.
Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является общение учащихся: чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание. В первую очередь круг общения определяется родителями, ближайшим семейным окружением ребенка, затем он начинает понемногу расширяться (сверстники во дворе, детском саду, воспитатели, одноклассники, педагоги и т. д.). Значительное влияние на формирование учащихся, особенно в школьные годы, оказывает их общение с педагогами. Если оно приобретает со стороны взрослых авторитарный характер, это отрицательно сказывается на учащихся, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. Поэтому многое в стимулировании самовоспитания зависит от правильных взаимоотношений с соучениками, педагогами и родителями. При стимулировании самовоспитания надо учитывать, что на всех возрастных этапах развития личности влияние на нее друзей и сверстников особенно велико.[ Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. Теория и методика воспитания: Конспект лекций . 18с ]
Основные принципы самовоспитания:
– принцип субъектности;
– принцип системности;
– принцип коллективизма.
Суть принципа субъектности заключается в переходе воспитанника с позиции объекта в субъект воспитания, в активную позицию самоутверждающейся и самосовершенствующейся личности в отношении
окружающей действительности и самого себя.
Системный подход к самовоспитанию означает учет объективных закономерностей физического и психического развития учащегося, возрастных и половых особенностей, выделение целей и определение
последовательности их достижения, выбор форм, средств и методов самовоспитания. Системность достигается организацией целостного педагогического процесса посредством интеграции усилий самих
воспитанников и педагогической поддержки воспитателей.
Реализация принципа коллективизма осуществляется при организации самовоспитания с опорой на школьный коллектив, в котором складывающиеся гуманистические и демократические отношения способствуют формированию мотивов самовоспитания, ценностных установок, идеалов, духовно-нравственных и деятельноволевых черт характера.
Библиографический список.
1. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Москва, 2002.- Педагогика. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.Заведений
2. К.К. Платонов Занимательная психология.[Текст]: 5 издание, СПб, 1997
3. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст]: Учебное пособие. — Санкт-Петербург., 2004
4. Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. Теория и методика воспитания: Конспект лекций [Текст]
5. Л.Н.Куликовой «Воспитать себя» - М.,: Просвещение. 1991[Текст]
6. Макаренко А.С. О воспитании Библиотека учителя . М.: Просвящение . 1988 [Текст]
infourok.ru
17. Трудности самовоспитания
В чем же высшая цель всякого самовоспитания? Да и существует ли вообще самовоспитание, или оно подобно попыткам Мюнхгаузена вытащить себя за собственные волосы из болота? Не начинается ли воспитание лишь в тот момент, когда ограниченное «я» расширяется благодаря высшей силе, которая вытаскивает нас из нас самих и освобождает от нас же самих? Не слишком ли легко самовоспитание отождествляется с самодовольством? А утонченный эгоизм, возникающий благодаря сознательной работе над собственным совершенствованием, – не намного ли он опаснее, чем простая беспечность? И не состоит ли не сравнимое ни с чем влияние религии на формирование души как раз в том, что она отвлекает человека от его «я» и воспитывает его как бы вне его собственного «я»?
Тут мы натыкаемся на старый как мир спор о значении фактора человеческой воли. Одни сами себя убеждают в том, что всего можно добиться усилием воли, другие ожидают истинного воспитания и спасения только по Божьей милости, которая снизойдет на человека, если он откажется от выдумок самовоспитания. И те, и другие неправы, впадая в крайности: напряжение воли, самодисциплина, бдительность, упражнения согласно древнему опыту всех народов не только необходимые и действенные средства, помогающие человеку овладеть собственным «я» и дать низинам души почувствовать присутствие высших потребностей. Эти средства совершенно необходимы еще и как подготовка к наступлению самой милости (Божьей), а также для продолжения начатого ею освобождения по всем направлениям. Без сомнения, существует весьма поверхностное самовоспитание без смирения и самопознания, закрывающее внутренний мир человека для всех высших воздействий. Точно так же невозможна глубоко проникающая милость, если ей не предшествовали жаркая борьба и стремление всех высших сил души к преодолению рабства: воля и милость должны действовать сообща – «на царство небесное нужно нажать». С другой стороны, голое самовоспитание совершенно не в состоянии своими силами совершить подвиг морального освобождения. Наше лучшее «я» сначала должно само воспитаться, очиститься от низких побуждений, беспрестанно смешивающихся с его высшими озарениями, должно сначала найти свое высшее благо, исходя из которого мы можем воспитывать сами себя. В свете сказанного становится понятным глубокий смысл давно уже сказанных слов: «Оставь дела свои, чтоб мог творить в тебе благое Бог». Лишь когда наша воля будет встроена в волю Бога, мы будем гарантированы от того, что наши упражнения на укрепление воли не пойдут на поощрение тех склонностей нашего существа, которые противодействуют истинной жизни. Кто в страдании не обрел Бога, тот в страдании обретет нижний мир – даже если он не допускает и мысли об этом. В этом смысле следует понимать тайный смысл слов мастера Эккехарда: «Восприятие – твое высшее свершение». Бывают такие душевные состояния и душевные кризисы, при которых освобождение самого себя от судороги собственной воли, отход от себя самого должны стоять на первом плане, а спасение возможно только благодаря смиренному восприятию. Но бывают другие времена и состояния, когда обуздание человека природного, страстная воля, жесткая дисциплина воздержания – первое и насущное, когда это напряжение вообще создает внутренний опыт, подвигающий человека к тому, чтобы открыть свою душу regnum gratiae – царству благодати, в сущности – царству Божию. За редкими исключениями это относится к молодежи. Без элементарных упражнений в правдивости, самообладании, услужливости, пунктуальности, постоянстве душевный мир человека остается в таком запутанном состоянии, что даже религия ни в каких формах не может заключить плодотворного союза с естественным, природным характером.
В новейшие времена появилось множество литературы, посвященной формированию воли – в основном нерелигиозных авторов. Тут прежде всего нужно упомянуть книгу французского педагога Пайо о формировании воли, переведенную на многие языки. В этой книге читатель найдет много интересных предложений по практическому формированию воли. Но в ней ни слова не говорится о глубинных психологических факторах сдерживания нашей силы воли. Автор совсем забыл, что воля подкупается низменными страстями, и что поэтому все те, кто, следуя указаниям этой книги, занимаются гимнастикой своей воли, неожиданно убеждаются в том, что выполнение поставленной задачи несравнимо труднее, чем им представлялось. Классическую оценку этих трудностей можно найти в признаниях Августина. Августин говорит о «болезни человеческой воли», суть которой в том, что тело-то слушается, когда ему приказывают двигаться, но вот воля не подчиняется, когда ее побуждают к какому-либо преодолению самой себя. Причина в том, что христианская теология называет «последствиями первородного греха», а именно в необъяснимой слабости и неуверенности духовной силы человека. Исцелить его можно только тогда, когда человек, серьезно желающий одержать верх над миром инстинктов, ощутит потребность значительного усиления его духовной уверенности и более глубокой информации о той игре, которую то и дело затевает с ним природа, затуманивая его внутренний мир иллюзиями относительно ценностей видимого мира. Зная эту тайну укрепления воли, последователи индийской йоги прежде всего убирают у своих учеников «завесу Майи» (в индийской философии, в Ведах означает восприятие окружающего нас мира как миража, как космической иллюзии. – Прим. издателя), делающую их рабами законов видимого мира. Сэр Альфред Лайелл, одним из первых европейцев постигший тайную индийскую науку самообладания, попытался в своих «Азиатских исследованиях» («Asiatic Studies») разъяснить европейскому читателю, насколько индийская духовность опередила европейскую гимнастику воли и как многому мы можем у нее научиться, чтобы преодолеть нашу современную наивность, однобоко возвеличивающую этот мир – мир земной. Нет сомнения в том, что однажды духовный обмен между Западом и Востоком принесет обеим – сегодня еще разделенным – половинкам человечества множество плодотворных знаний – в том числе и в области воспитания и самовоспитания.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Воспитание — это целенаправленная помощь в развитии характера и положительных качеств личности, способностей и привычек. Такие качества определяются прежде всего отношением человека к Другому, к обществу, ко всем реалиям окружающего мира, к науке и процессу познания. Это отношение закрепляется в сознании в виде убеждений и в подсознании — в привычных формах поведения, устойчивой эмоционально-волевой позиции. Но закрепляется только в том случае, если человек устойчив в своих предпочтениях, и тогда они воплощаются в личностных качествах.
Воспитание требует особого уклада жизни и деятельности в мире соответствующих ценностей, особой организации всей системы взаимоотношений с окружающим миром, что, в свою очередь, связано с пониманием значения проблем нравственности и духовной культуры.
Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность самого человека, предусматривающая познание и развитие, формирование и совершенствование в себе положительных личностных качеств и преодоление отрицательных, овладение умением гармонизировать свой внутренний мир и отношения с окружающими.
Из всего многообразия воспитательных подходов для высшего медицинского образования наиболее значимы личностно ориентированный и философско -антропологический подходы.
Для уяснения их особенностей сопоставим личностно ориентированный подход с традиционным. Использование в педагогической деятельности и того и другого предполагает учет индивидуальных особенностей студентов. При личностно ориентированном подходе главной целью является развитие личности студента, а при традиционном реализуется другая целевая установка — обретение студентом социального опыта, определенных знаний, умений и навыков, обозначенных в типовых программах и обязательных для усвоения.
Выбор первого подхода обусловлен стремлением содействовать проявлению и развитию в человеке индивидуального, а выбор второго — социализацией, опорой на типичное без учета личностных особенностей. В этом и заключается принципиально важное отличие двух подходов.
Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода была идея К. Д. Ушинского о взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с целым комплексом наук о человеке и опоре педагогов на эти знания при проведении воспитательной работы. Выделим наиболее важные положения этого подхода, значимые для практики медицинских вузов:
способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, используемая в качестве средства и механизма подготовки студента-медика;
способность к диалогическому взаимодействию;
воспитание и самовоспитание, обучение и учение как способы бытия субъектов воспитательного процесса, требующие адекватных методов, средств, форм воспитания;
утверждение ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия по типу «субъект—субъект».
Приведем несколько наиболее близких нашему пониманию определений понятия «воспитание», которые даются в рамках философско-антропологического подхода.
Воспитание — это способ бытия человека, один из модусов, когда человек посредством собственных усилий, энергии, потребностей в диалоге с культурой (как условии бытия) самоосуществляется, реализуется, актуализируя свои природные задатки.
Воспитание — это не просто подготовка студентов к жизни, а сама их жизнь во всей ее полноте и многообразии.
Философско-антропологический подход обусловливает новый способ педагогического мышления, ориентированный на такие категории бытия (онтологические), как жизнь, смысл, любовь, стыд, милосердие, радость, печаль, смерть, но не на категории познания (гностические). Строй подобного мышления и практика воспитания направлены на сбережение, сохранение, выражение бытия, на оказание помощи развивающейся личности в том, как достичь согласия с собой, как прожить жизнь, реализуя свое главное предназначение.
Данный подход выдвигает следующие принципы воспитания:
единство образовательного и воспитательного процессов;
профессиональность и деонтологическая направленность;
помощь и поддержка, сотрудничество;
психологическая безопасность.
Достоинством философско-антропологического подхода для практики воспитания является его особое внимание к формированию в человеке человеческого, основанное:
на уяснении и усвоении сущности родовых характеристик человеческого бытия — духовности, нравственности, творчества, без чего невозможна врачебная деятельность;
ориентации на самопознание, личностный рост, продуктивные отношения, а не на тренировку определенных свойств в искусственно создаваемых ситуациях;
отказе от насилия и авторитаризма, создании обстановки психологической безопасности;
- использовании таких действенных модусов, как общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, любовь, стыд, разочарование и т.д.
Все эти проявления и качества реализуются на практических занятиях, а в дальнейшем на этапах обследования и лечения пациентов.
Таким образом, метод воспитания становится способом события воспитателя и воспитанника, в котором достигается взаимное влияние и изменение обоих участников процесса.
Подобные идеи близки педагогическим размышлениям Л. Н.Толстого. «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, — считал он, — пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей».
Следует особо остановиться на характере употребления и значении отдельных, важных для описания сути педагогического процесса, психологических понятий.
Усвоение — психологический процесс, благодаря которому человек присваивает знания и общественно-исторический опыт, накопленный поколениями: «Усвоение — процесс воспроизведения человеком исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности».
Процесс усвоения начинается с момента рождения человека и осуществляется разнообразными путями и в многообразных формах в течение всей жизни, являясь основой развития его психики и поведения.
В настоящее время исторически сложились основные формы усвоения — непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная форма, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельности. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни человека. После усвоения объективные сведения превращаются в субъективные навыки, знания, умения, убеждения.
Освоение — это синоним термина «усвоение», применяемый в тех случаях, когда речь идет об усвоении манипулятивных или деятельностных элементов объективного опыта человечества — операций, действий, форм деятельности. Управляемое усвоение — целенаправленное усвоение, осуществляемое, например, студентом под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (группы преподавателей).
studfiles.net
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Базаров считая, что• каждый человексомсебя воспитать должен».Ом типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опоре на опыт и ест», собственно говоря, самовоспитание.
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
Рахметов всю свою жизнь посвятил физическому и нравственному усовершенствованию и для многих стал образцом самовоспитания. С юных лет он поставил перед собой цель — сделаться крепким, сильным и выносливым. Следующим этапом в жизни Рахметова стала учебе. Рахметов рассудителен и спокоен, хладнокровен до безрассудства; он испытывает себя на выносливость, лежа ночь на гвоздях остриями вверх. Это еще раз доказало герою, что он готов, если понадобится, вынести и пытки. Можно по-разному относиться к писателю и революционерам, но нельзя не уважать той настойчивости и целеустремленности, с которой идет Рахметов к своей высокой цели. Он хочет посвятить жизнь служению Репине, а его бескорыстие внушает уважение, какие бы взгляды ты ни разделял.
Борис Акунин «Статский Советник»
Грин - мускулистый, поджарый человек с неподвижным лицом, спокойными серыми глазами и решительной складкой поперек лба. Григорий Гринберг стая Грином в двадцать лет. Кличка по-английски значит «зеленый», но свой цвет ощущал иначе— Грин сделался светло-серым. Как дамасская сталь — таким же твердым, гибким, холодным и не подверженным ржавчине. Но юноша не всегда был таким, воля и ум достались ему от рождения. Грин разработал целый курс преодоления собственных слабостей - главных своих врагов: страха высоты, гадливости, застенчивости. После долгих физических упражнений, неловкий и узкий в кости, Грин обрел телесную мощь.
Он отучался от жизненных удобств, комфорта. Год и четыре месяца Грин выстругивал изеебя спичку, для того, чтобы разжечь огонь. Его сила воли и настойчивость достойны восхищения.
Я. Голованов «Этюды об ученых»
Знаменитый русский мореплаватель Василий Головин рано остался сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 километров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли — главное в самовоспитании.
Проблема взаимоотношений человека и власти
Сравнивая Западную Европу и Россию, историки отмечают, что Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным окатился приоритет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России интересы власти стоят выше интересов народа.
В. Тендряков «Параня»
Деревенская дурочка Параня в 1937 году случайно получила неограниченную власть над деревней, повторяя имя Сталина и грозя пожаловаться ему на тех, кто ее обижает, потому что она, по слухам, «невеста Сталина». Эта безумная идея никому не кажется такой: беспредел властей искажает мышление народа.
М.Замятин «Мы»
Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированмых людей.
Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)
«Страха не страшусь, чмерти не боюсь, лягу и Царя. за Русь!»
Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями). поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине. в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказам показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову. а в Домнино послал своего зятя с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски».
м.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
«История одного города» — это история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения. которое и сделало возможным существование насквозь пропившего строя. По своей направленности повесть является сатирой на многих исторических персон Российской империи, кроме явных параллелей в Сказании о шести градоначальницах. которое содержит аллюзии на императриц XVIII вена Анну Иоановну. Анну Леопольдову, Елизавету Петровну и Екатеринуи и их приход к власти через дворцовые перевороты, в повести большое количество пародий на других исторических деятелей той зпохи — Павла I, Александра I, Сперанского. Аракчеева и других.
mykonspekts.ru
Проблема самовоспитания рассматривалась различными науками в разное время. Многие ученые изучали понятие самовоспитания, такие как А.Я.Арет, А.И.Кочетов, А.А.Бодалев, А.Г.Ковалев, Б.Бондаревский и другие. Дается многоразличных определений данному понятию.В «Теории самовоспитания» Л. И. Рувинский обозначает самовоспитание, как деятельность человека с целью изменения своей личности. Самовоспитание по Кочетову, это осознанное управляемое личностью саморазвитие, в котором, в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются заложенные им силы и способности.
Цели самовоспитания формируются на базе стремлений индивида. Для успешного достижения целей, они должны нести в своей основе объективную самооценку. Это помогает человеку искоренить собственные недостатки и выработать желаемые личностные качества и развить способности. Цели самовоспитания могут быть общими, направленными на развитие многогранности собственной личности, овладение профессией, а могут быть достаточно конкретными, ориентированными на воспитание в себе трудолюбия, внимания, преодоление негативных качеств характера.
Побуждение к самовоспитанию может быть спровоцировано различными причинами:
Человеку бывает сложно реализовать потребность в самовоспитании. Это происходит по причине неумения правильно сформулировать и оценить свою цель. Ни один процесс не может быть успешным без определения цели.
Заниматься самосовершенствованием ребенок может уже на начальном этапе своего развития. Успех от удачно выполненного дела, взаимодействия с окружающими предметами вызывает эмоциональные переживания тем самым, заставляя его переходить на следующий уровень развития. Дети дошкольного возраста уже оперируют характеристиками личностных качеств людей и примеряют их на себя. Но им еще нужна помощь взрослых. Школьники занимаются личностным развитием уже в процессе своей жизнедеятельности: игры, обучения, трудовой деятельности. При этом в этом возрасте дети не могут оценить качество происходящих с ними изменений. Ребята школьного возраста стремится к исправлению своих недостатков, но еще не могут увидеть их в себе и повлиять на них без помощи взрослых. Только в подростковом возрасте приобретается способность самостоятельно видеть положительные и отрицательные качества своей личности. С этого этапа может начинаться целенаправленное самовоспитание.
Подростки двенадцати-тринадцати лет рассматривают вероятность физического, интеллектуального и личностного самосовершенствования. Они начинают прилагать для достижения этой цели сознательные целенаправленные усилия. Особое внимание подростки уделяют своим недостаткам, по большей части физическим, а не психологическим. Первыми объектами самокритики подростка среди психологических особенностей становятся: подверженность внешнему влиянию, неумение отстоять свою точку зрения, отсутствие целеустремленности. Решению этих вопросов помогают занятия спортом. Спорт мотивирует на достижение успехов.
Самовоспитание подростков требует участия и поощрения взрослых. Они создают основные возможности для самосовершенствования ребенка. Положительное участие взрослых в самовоспитании подростка помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы. Пример взрослого может как способствовать самовоспитанию ребенка, так и наоборот тормозить этот процесс. Самовоспитание личности продолжается всю сознательную жизнь человека. В более зрелом возрасте человек работает над профессиональным и социально-мировоззренческим самовоспитанием. Ставит перед собой цель самоактуализации.
Самовоспитание, как длительный процесс формирования личности, включает следующие этапы:
Существуют сформулированные понятные правила способствующие самовоспитанию, их каждый может применять в отношении личного самовоспитания, особенно эффективны они для детей школьного возраста. Эти правила и установки делятся на несколько групп.
Самовоспитание развивается на основе самопознания. Самопознание позволяет адекватно оценивать свои возможности, а значит ставить достижимые цели. Человек, знающий себя, сокращает количество допущенных ошибок в процессе жизнедеятельности. Самопознание способствует правильному выбору профессиональной деятельности и жизненного пути. Самовоспитание и самопознание помогаю формированию личного достоинства и уважения к себе.
spravochnick.ru
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Или тех, которые он возлагал на себя сам. Не состоялся. Казался чем-то, оказался ничем. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания.
Окружающие винят семью, школу, коллектив, обстоятельства. И он сам винит семью, школу, коллектив, обстоятельства.
В прошлом веке для таких объяснений и оправданий была найдена формула “Среда заела”.
Когда-то это звучало убедительно, потом обесценилось, приобрело пародийное звучание.
“Почему вы пьянствуете?” – “Среда заела!”, “Почему бездельничаете?” – “Среда заела!”, “Почему берете взятки?” – “Среда заела!” Над этим ответом стали подтрунивать, потом смеяться, потом издеваться.
Однако и до сих пор мы нередко прибегаем к этой классической формуле, облекая ее в иные слова, если хотим объяснить разочаровывающее, а иногда и пугающее поведение человека. Но не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании.
Да, родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодают ему очень многое. Но из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – собственное сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.
Современники и потомки издавна помнили и чтили тех, кто упорным трудом самовоспитания определил свою судьбу, преодолев неблагоприятные условия.
В Древней Греции было немало замечательных ораторов. Но больше всех запомнили Демосфена. Демосфен родился в 384...
г. до н. э. Рано потерял отца, опекуны жестоко обманули его, присвоив отцовское наследство. Демосфен решил добиться справедливости. Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу, но состояние его отца было к тому времени уже растрачено. Тогда Демосфен надумал стать оратором политическим и потерпел жестокую неудачу. В Древней Греции от оратора требовались звучный голос, безукоризненная дикция, выразительные жесты и мимика. А Демосфен говорил тихо, картавил, был неуклюж, нервно подергивал плечом. Но он превозмог эти недостатки. Предания рассказывают, как он развил силу голоса: заставлял себя говорить громко и звучно на берегу моря, стараясь заглушить прибой, брал в рот камешки, чтобы научиться чисто произносить звук “р”. Он упражнялся в жестах и мимике перед высоким зеркалом.Подвешивал над плечом меч, чтобы уколы отучили его от нервного подергивания. И наконец, покорил слушателей содержанием и красотой своих речей. Первую политическую речь Демосфен произнес, ратуя за сохранение независимости Афин против попыток македонского царя Филиппа II подчинить Афины своей власти. Потом он еще не раз произносил речи против царя Филиппа II – “филиппики”, они сохранились в истории как образцы непревзойденного красноречия, благородного по содержанию и прекрасного по форме, и на долгие века стали примером для ораторов. Само имя “Демосфен” обрело значение нарицательное. История жизни Демосфена, упорство, с которым он победил обстоятельства, преодолел препятствия, казалось бы неодолимые, и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени.
schoolessay.ru