Выявление признаков аутизма у детей до года возможно еще с первых месяцев жизни малыша. Конечно, в таком раннем возрасте установить точный диагноз невозможно, и врачи только предполагают, что у младенца имеется такое заболевание. Чтобы подтвердить диагноз, надо проконсультироваться с детским психологом.
Родителям стоит заранее ознакомиться с распространенными признаками этого заболевания, чтобы при необходимости сразу обратиться к специалисту.
Многих родителей интересует, как заметно проявляется аутизм у детей до года? Основным признаком болезни считаются проблемы с взаимодействием с другими людьми. Ребята с таким заболеванием всеми способами избегают контакта с внешним миром и живут в собственном, внутреннем мире. Поэтому они всеми способами избегают любого контакта со своими сверстниками.
На попытки вступить в контакт у детей-аутистов не всегда появляется нормальная реакция. Некоторые агрессивно реагируют на это и даже начинают плакать. Также при общении с аутистом можно заметить и другие признаки болезни — отсутствие зрительного контакта и расстройства речи. Эти симптомы часто встречаются у малышей с тяжелой формой заболевания.
Проблема становится более заметной, когда малыша отправляют в садик. Часто любые попытки приобщить ребенка к другим ребятам из садика остаются безрезультатными. Дети-аутисты не будут проявлять интерес к окружающим малышам или проявлять к ним агрессию.
При определении признаков аутизма у новорожденных следует обращать внимание на особенности их поведения. При этом особое внимание надо уделить интересу к игрушкам. Четверть ребят с аутизмом игнорируют любые разновидности игрушек. Если малыш все же заинтересовался ими, то, скорее всего, он проявит интерес только к одной игрушке, так как аутисты предпочитают однообразие.
Любые игры, для которых требуется воображение или фантазия, не нравятся деткам с аутизмом. Например, при наличии у ребенка игрушки куклы он не станет менять у нее одежду или как-то изменять ее внешний вид. Его игра с куклой ограничиться повторением определенного действия — постоянным расчесыванием или, например, усаживанием игрушки.
Свои интересы аутисты не разделяют с другими и не впускают в свою игру посторонних людей. Многие избегают контакта даже с такими же детьми, как и они.
К признакам аутизма у грудничка относятся проблемы с работой телесно-моторной системы. Однако проблемы с моторикой нельзя назвать основными признаками, с помощью которых устанавливается такой диагноз. Специалисты утверждают, что некоторые малыши с аутизмом отлично владеют своим телом.
Внимание родителей должно быть направлено на походку младенца. Часто при ходьбе аутисты балансируют руками и ходят на цыпочках, имитируя полет бабочки. Некоторые перемещаются только вприпрыжку. При этом делают это с некой угловатостью и неловкостью.
Чтобы разобраться, почему малыш передвигается именно так, надо установить точные причины аутизма у новорожденного.
Многих интересует, как распознать аутизм у ребенка до года? Для этого следует обратить внимание на сенсорную чувствительность малыша.
Сенсорное восприятие у ребят с таким заболеванием пониженное. Признаком, свидетельствующим о низкой сенсорной чувствительности, является погруженность человека в себя. Такие люди не идут на контакт и кажется, что им вообще никто неинтересен. У людей, которые хотят установить контакт с младенцем с низким сенсорным восприятием, возникают сложности. Например, если позвать такого малыша к себе по имени, он просто проигнорирует это. Из-за этого приходится громко называть имя малыша, чтобы он хоть как-то отреагировал.
Чтобы проверить сенсорную чувствительность младенца, лучше обратиться к детскому психиатру для проведения специальных занятий. Главной задачей таких занятий является исследование особенностей поведения младенца.
К симптомам аутизма у грудничка относятся проблемы с чувством самосохранения и повышенная агрессия. Такие признаки появляются практически у половины ребят с этой болезнью. Они могут агрессивно реагировать на любые жизненные отношения, даже благоприятные. Известно, что аутисты избегают контактов с другими людьми и поэтому высвобождают свою негативную энергию на себя. При этом они сильно кусают себя или бьют по голове.
В раннем возрасте родители не видят ничего особенного в таком поведении ребенка. Однако со временем это становится угрозой для жизни детей, так как в будущем они могут прыгать с высокой высоты или резко выбегать на дорогу с автомобилями. При этом они не закрепляют негативный опыт после ожогов, ушибов или порезов. Поэтому они наносят себе увечья неоднократно.
При появлении признаков нарушения чувства самосохранения надо немедленно обратиться к врачу и проверить малыша на аутизм.
Чтобы разобраться, как распознать аутизм у новорожденного, надо ознакомиться с признаками болезни, которые редко встречаются у больных.
Многие не могут понять, как можно определить у младенца аутизм только по наличию проблем с пищеварительной системой? Однако именно проблемы с ЖКТ входят в список болезней, появляющихся при аутизме. Часто детки страдают от хронического запора, который длится 2–3 недели. Данная проблема сопровождается сильной болью в нижней части животика. К признакам запора у годовалого ребенка с аутизмом относят скрежет зубками, постоянное нажатие на животик.
Реже у малышей появляется хроническая форма диареи. Она появляется из-за проблем с иммунной системой, кишечной инфекции или воспалений в кишечнике.
Когда у детей до года начинается проявление симптомов аутизма, появляются сложности со сном. Согласно статистическим данным эта проблема возникает у каждого второго младенца с таким заболеванием. Причиной нарушенного сна врачи считают неправильное функционирование части головного мозга, которая отвечает за сон. Из-за этого у аутистов сильно сокращается или вовсе исчезает фаза быстрого сна.
У таких ребят проблемы со сном проявляются по-разному. Многие просто не понимают, что они должны уснуть и из-за этого бодрствуют до поздней ночи. Также детки не засыпают из-за ночного энуреза, который может появиться в любой момент.
Еще одним признаком аутизма у ребенка-аутиста до года считается эпилепсия. Это заболевание сопровождается частыми конвульсиями и судорожными приступами. Эпилептические припадки появляются у аутистов намного чаще, чем у здоровых деток. Примерно 40% больных страдают от периодических приступов эпилепсии.
При появлении первых признаков эпилепсии надо немедленно посетить врача для обследования и назначения правильного лечения. Лечить такие припадки у аутистов надо обязательно, так как отсутствие лечения часто приводит к преждевременной смерти человека.
Аутизм — серьезное заболевание, которое следует преждевременно диагностировать. Чтобы своевременно выявить болезнь, надо ознакомиться с основными признаками ее проявления.
grudnichky.ru
У младенцев такое коварное заболевание, как аутизм, диагностируется крайне редко. И зачастую это происходит потому, что его очень сложно распознать. Врачами, которые еще 50 лет назад очень редко встречали его, сейчас выявлен ряд симптомов, который указывает на отклонения в развитии малыша. Признаки аутизма у детей до 1 года чаще всего проявляются в нежелании крохи контактировать с людьми, которые за ним ухаживают.
Основными критериями того, что у ребенка может быть это заболевание, является не только отказ принимать внимание родителей, но и ряд других симптомов:
Итак, определить, болен ли ваш ребенок или нет, пожалуй, сможет только квалифицированный врач, а вот заподозрить это заболевание у крохи сможет любой внимательный родитель. Стоит помнить, что при подозрении на аутизм, нужно срочно обратиться к доктору, ведь это тот случай, когда вовремя начатое лечение принесет очень хороший результат.
womanadvice.ru
Аутизм — это одно из серьезных нарушений психического развития. Диагностировать его у детей до года практически невозможно, поскольку не существует медицинских анализов, которые могли бы выявить данное отклонение. Понять, что ваш малыш — аутист, вы сможете только наблюдая за его поведением и отмечая наличие у него характерных признаков.
Аутисты — это особенные дети, зачастую проявляющие себя как талантливые неординарные личности, но таким малышам очень сложно вести социально активную жизнь. Они совершенно не похожи на сверстников и даже не стремятся ни подражать им, ни контактировать с ними. Как распознать признаки аутизма у своей крохи, и помочь малышу максимально адаптироваться в обществе?
Аутизм — это не болезнь, а нарушение восприятия и коммуникации, причем оно имеет несколько градаций. У одних детей симптомы отклонения выражены больше, а у других — малозаметны и практически не мешают им общаться и контактировать с людьми. Малыши-аутисты поначалу не явно отличаются от сверстников, но по мере взросления симптоматика, делающая их особенными, проявляется все сильней и сильней. Так почему же эти дети не такие как все?
Круглосуточно наш мозг получает от зрительных, слуховых и осязательных органов информацию и обрабатывает ее. Таким образом мы воспринимаем и реагируем на окружающую действительность. У детей-аутистов это восприятие несколько нарушено — важные вещи они могут не воспринимать, а какие-то мелочи ими усваиваются очень интенсивно. Именно поэтому они и реагируют на мир иначе, чем обычные люди.
Аутистам очень важна монотонность жизни, им не нравится, когда что-либо новое появляется в их окружении или образе жизни. В зависимости от тяжести отклонения, «новизна» может принести им легкий дискомфорт или же довести до истерики. Из-за этой особенности их мозг очень тяжело воспринимает информацию, порой, чтобы приучить аутиста чистить зубы утром и вечером, необходимо потратить несколько месяцев, день за днем прививая им эту привычку.
Дети, отклонение в восприятии которых не было вовремя замечено и скорректировано, не способны обслужить себя и не могут общаться с людьми. Вот почему важно рано увидеть у малыша наличие тревожных симптомов и приступить к его адаптации с помощью квалифицированного психолога.
В последние годы диагноз «аутизм» ставится все чаще особенным пациентам. Если еще десятилетие назад на 1000 обычных детей приходился всего один аутист, то сейчас динамика выявления отклонения становится пугающей. Нарушение восприятия проявляется у одного малыша из 50 мальчиков и 80 девочек.
Поскольку симптомы аутизма носят в основном поведенческий характер, выявить отклонения у новорожденных детей невозможно. С трудом нарушения можно диагностировать и у малышей до года, поскольку симптоматика является не специфической. Те или иные признаки могут соотноситься с особенностями характера дитя или носить временный характер.
Например, чрезмерная капризность, внезапно проявившаяся, может говорить о возрастном кризисе грудничка до года, а длящаяся постоянно — о пробелах в воспитании или наличии проблем с нервной системой.
Малыши с аутизмом начинают отличаться от своих сверстников еще в первые месяцы:
Но эти признаки аутизма еще не основание для «диагностики» отклонения у детей до года. Тем более нельзя говорить о нарушении восприятия относительно новорожденных, основываясь на том, что они не реагируют на звуки, поскольку слуховые органы малышей в первый месяц только начинают функционировать.
Перечисленные симптомы аутизма могут быть всего лишь временными явлениями у детей до года, которые вскоре благополучно пройдут, и ваша кроха вырастет общительной и вполне обычной.
По мере взросления и освоения речевых и двигательных навыков, симптомы аутизма у детей нарастают. У малышей ближе к году и старше они делятся на три группы:
Симптомы аутизма нарастают и проявляются все ярче вместе со взрослением ребенка. Первые признаки опытный специалист может отметить еще в возрасте 3 месяцев благодаря диагностическим тестам, но наиболее точно «вынести вердикт» можно примерно в 3 года.
Точных причин проявления аутизма до сих пор не выявлено, ученые только предполагают, что вызвать данное отклонение могут:
Специалисты в последнее время отмечают случаи возникновения приобретенного аутизма, когда совершенно здоровый ребенок постепенно перестает контактировать с окружающими, стремится к одиночеству, увлекается каким-то определенным занятием, и у него отмечается деградация речевых навыков. Как правило, такое неврожденное отклонение связывают с тем, что с малышом не занимаются, либо в семье сложилась неблагоприятная для нормального психофизического развития обстановка.
Вылечить аутизм невозможно, но все ваши силы после постановки этого диагноза должны быть направлены на социальную адаптацию своего ребенка, ведь без нее ему придется довольно тяжело. Он не сможет посещать детские образовательные учреждения, общаться со сверстниками, вести общественную деятельность, обслуживать себя, а впоследствии не сможет работать и завести семью.
Вам будут рекомендованы посещения психолога, с которым вы будете вместе на протяжении долгих лет сотрудничать и стараться сделать малыша максимально «нормальным». Долговременная коррекция аутизма будет направлена на адаптацию ребенка к обществу и привитию ему необходимых для самообслуживания и взрослой жизни навыков. Поскольку такие дети особенные, вам придется внедрять в их устоявшийся распорядок дня необходимые манипуляции день за днем.
Вместе с психологом вы разработаете индивидуальную программу коррекции аутизма, подходящую именно для вашего малыша, по завершении которой он сможет стать максимально социализированным и коммуникабельным. Готовьтесь, что процесс адаптации затянется на долгие годы и потребует от вас и вашего дитя большой выдержки и тяжелого морального труда.
Старайтесь не повышать на ребенка голос и терпеливо учить его день за днем одним и тем же навыкам, постепенно приучайте его к новым людям и к контактам с другими детьми. Найдите в своем городе семьи, столкнувшиеся с подобной проблемой, возможно, их личный опыт адаптации поможет вам.
newbabe.ru
Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими людьми и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации реакций младенца. Остановимся на них подробнее.
а) одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу. Он мог быть аморфным, т.е. как бы «растекался» на руках, либо, наоборот, чрезмерно напряженным, негибким, неподатливым — «как столбик». Напряженность могла быть настолько велика, что, по словам одной мамы, после держания малыша на руках у нее «болело все тело»;
б) другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить б?льшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.
При признаках аутистического развития избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого контакта отмечаются достаточно рано. По многочисленным воспоминаниям близких, трудно было поймать взгляд аутичного ребенка не потому, что он вообще его не фиксировал, а потому, что смотрел как бы «сквозь», мимо. Однако иногда можно было поймать на себе мимолетный, но острый взгляд ребенка. Как показали экспериментальные исследования аутичных детей старшего возраста, человеческое лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго фиксировать на нем свое внимание, поэтому, как правило, наблюдается чередование фаз быстрого взгляда и его отвода в лицо;
в) в норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Выяснилось, что у многих аутичных детей эта поза была невыраженной, что свидетельствовало об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках;
г) признаком благополучия аффективного развития ребенка традиционно считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. По наблюдениям родителей, улыбка могла возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы, красивого узора на халате матери и т.д.).
У части аутичных детей в раннем возрасте не возникало известного феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже явно наблюдается в возрасте 3 месяцев и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт;
д) поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. По-видимому, при этом ребенок в большей степени ориентирован не на качественный критерий, не на знак эмоции (отрицательный или положительный), а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормы, но на самых ранних этапах развития. Поэтому аутичный ребенок и после полугода может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.
Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, часто вспоминают, как трудно им было понимать оттенки эмоционального состояния аутичного малыша;
е) как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней.
Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Это — так называемое явление госпитализма, которое наблюдалось Р. Спитцем (1945) у детей, воспитывавшихся в доме ребенка. У этих малышей отмечались выраженные нарушения психического развития: тревога, перерастающая постепенно в апатию, снижение активности, поглощенность примитивными стереотипными формами самораздражения (раскачивание, мотание головой, сосание пальца и др.), безразличие к взрослому человеку, пытающемуся установить с ним эмоциональный контакт. При затяжных формах госпитализма наблюдалось возникновение и развитие различных соматических (телесных) расстройств.
Однако если в случае госпитализма существует как бы «внешняя» причина, вызывающая нарушение формирования привязанности (реальное отсутствие матери), то в случае раннего детского аутизма это нарушение порождается закономерностями особого типа психического и прежде всего аффективного развития аутичного ребенка, который не подкрепляет естественную установку матери на формирование привязанности. Последнее иногда проявляется так слабо, что родители могут даже не замечать какого-то неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, он может по формальным срокам вовремя начать выделять близких; узнавать мать; предпочитать именно ее руки, требовать ее присутствия. Однако качество такой привязанности и, соответственно, динамика ее развития в более сложные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми и существенно отличными от нормы.
Рассмотрим наиболее характерные варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития.
Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. Аутичный же малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее).
Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.
Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.
Елена Баенская, кандидат психологических наук, специалист Института коррекционной педагогики РАО, Отрывок из книги «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)»
materinstvo.ru
Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.
Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.
В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:
Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.
Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.
Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.
Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.
Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.
Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.
Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.
Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.
Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.
Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.
При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)
При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее.
Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ?Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?
Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.
Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.
Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.
Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.
Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии
Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.
Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.
|
|
Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.
Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.
Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте.
Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.
Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек. Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:
В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.
Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.
Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.
Инструментальные методы:
Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).
ЧТО ВИДИТ ВЗРОСЛЫЙ | ЭТО НЕ... | ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.
Принципы воспитания ребенка-аутиста:
Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.
В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.
Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.
Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.
Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.
Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.
К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.
Часто за аутистические проявления принимают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Считается, что у каждого третьего ребенка есть те или иные признаки этого синдрома. Главные симптомы дефицита внимания: неусидчивость, сложности в обучении школьной программе. Дети не могут концентрироваться на одном занятии долгое время, ведут себя чересчур подвижно. Отголоски СДВГ есть и у взрослых, которым трудно принимать зрелые решения, запоминать даты и события. Такой синдром нужно выявлять как можно раньше и начинать лечение: психостимуляторы и успокаивающие средства в совокупности с занятиями с психологом позволят скорректировать поведение.
Слабослышащие дети имеют задержку речи разной степени: от мутизма до неправильного произношения некоторых звуков. Они плохо откликаются на имя, не выполняют просьбы и кажутся непослушными. Все это очень похоже на аутичные черты , поэтому родители в первую очередь спешат к психиатру. Грамотный специалист направит ребенка на обследование слуховой функции. После коррекции с помощью слуховых аппаратов развитие ребенка приходит в норму.
Долгое время аутизм считался одним из проявлений детской шизофрении. В настоящее время известно, что это два совершенно разных заболевания, никак не связанных друг с другом.
Шизофрения, в отличие от аутизма, начинается в более позднем возрасте. Раньше 5-7 лет она практически не встречается. Симптомы развиваются постепенно. Родители отмечают странности в поведении ребенка: страхи, навязчивости, уход в себя, разговоры с самим собой. Позже присоединяется бред и галлюцинации. В течении болезни наблюдаются небольшие ремиссии с последующим ухудшением. Лечение шизофрении медикаментозное, его назначает психиатр.
Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.
zdravotvet.ru
Марина Довбыш
Узнайте, как вы можете обнаружить ранние признаки и симптомы аутизма у младенцев и малышей постарше.
Аутизм - это отклонение развития, которое влияет на то, как дети взаимодействуют с окружающими людьми и окружающим их миром. Часто диагностируется около четырех лет, поэтому важно знать ранние признаки, которые можно увидеть у младенцев и детей младшего возраста. Раннее вмешательство может кардинально улучшить результаты для ребенка и их семьи, ведь мозг малышей более податливый, а это означает, что он активнее отреагирует на терапию, которая может изменить курс аутизма. К сожалению, в настоящее время нет медицинских тестов, которые могут диагностировать аутизм у детей, поэтому выявление аутизма основано на тщательных наблюдениях.
За последние 30 лет число детей и взрослых, у которых диагностирован аутизм, увеличилось, в основном благодаря более глубокому пониманию симптомов.
Аутизм - это отклонение в развитии, которое влияет на то, как человек общается с другими людьми и окружающим миром и относится к ним. «Это означает, что у ребенка могут быть трудности с социальной коммуникацией, взаимодействием и воображением», - говорит Джудит Флуд, клинический психолог и директор National Autistic Society’s Lorna Wing Centre.
Это часть спектра аутизма. «Люди с Аспергером имеют схожие проблемы с аутизмом, но, как правило, имеют средний или выше среднего интеллекта и имеют меньше проблем с речью», - говорит Джудит. «Для людей с синдромом Аспергера может быть трудностью прочтение социальных сигналов, которые большинство из нас воспринимают как само собой разумеющееся, такие как жесты, мимика или тон голоса».
Определение признаков аутизма может варьироваться, потому что каждый ребенок неповторимый. Но все же вот список некоторых сигналов, которые могут насторожить.
Некоторые типичные признаки аутизма у детей в возрасте от 18 до 24 месяцев.
Другой ключевой проблемой, с которой страдают дети с аутизмом, является чувствительность. «Малыш может ненавидеть громкие звуки или не наслаждаться прикосновением или доктор
Стоит отметить, что если ваш малыш, показывает некоторые вышеперечисленные симптомы, это ещё не означает, что он аутист.
Аутизм диагностируется, когда ребенок отображает ряд симптомов, которые нарушают их способность общаться и формировать отношения с окружающими.
Единственный способ диагностировать аутизм - это полная история развития ребенка. «Нет никаких биологических маркеров, сканирования мозга или анализа крови, которые могут определить аутизм», - говорит Джудит. «Тем не менее, успешный и быстрый диагноз зависит от вас и вашего партнера, вашей наблюдательности и серьезного отношения к развитию ребенка, а ваш врач-терапевт распознает симптомы и предоставит правильную оценку и даст рекомендации».
Мамы часто признают, что с самого раннего возраста они могут сказать, что их малыш отличается от других, поэтому важно, что если вас что-то беспокоит, обсудить это с вашим педиатром.
Не существует одного конкретного метода лечения детей с аутизмом, поскольку всё зависит от каждого отдельного случая. Виды лечения варьируются в зависимости от потребностей ребенка. Раннее вмешательство, как правило, будет сосредоточено на различных аспектах развития ребенка и может включать работу над следующими навыками.
фото:shutterstock
4mama.ua
Аутизм — серьёзное отклонение в поведении, когда человек больше направлен на свой внутренний мир, нежели вовне. Оно не лечится, но поддаётся коррекции, особенно, на ранних стадиях. Как же распознать признаки аутизма у маленького ребёнка до 1 года, до 2-х и 3- лет?
5 «страшных» симптомов у малышей, которые на самом деле не опасны
Каждая женщина, впервые ставшая мамой, неизбежно сталкивается с суровой реальностью в виде плача, коликов и прочих «страшных» симптомов. Что делать? Вызывать «Скорую», звонить маме, а самой пить валерьянку? Спокойно – всё не так страшно.
В той или иной степени аутистические признаки встречаются примерно у 1 из 70 детей, причём у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек. Аутизм проявляется по-разному: кому-то удаётся так или иначе адаптироваться и вести обычную жизнь, кому-то — нет. Но в любом случае, чем раньше начать коррекцию, обучая малыша навыкам общения, тем проще ему будет. Сейчас существует множество методик работы с аутистами, некоторые из них весьма эффективны. И главная задача родителей — распознать тревожные симптомы как можно раньше. Перед вами 10 ранних признаков аутизма, которые должны насторожить вас.Шрам у ребёнка: что делать?
«Должен он бежать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать…» — нестареющая классика про детей всех времён. Увы, предотвратить падения и травмы маленького сорванца не сможет ни одна идеальная мама. Как быть, если синяками отделаться не удалось и у ребенка остался шрам в результате травмы?
В норме уже в возрасте 2–3 месяцев кроха узнаёт маму, улыбается ей, издаёт радостные звуки. Некоторые малыши улыбаются даже посторонним людям, тогда как детки с аутистическими чертами отличаются малой эмоциональностью. Ребёнок не устанавливает зрительный контакт.Обычно младенцы, научившись фокусировать взгляд, стремятся смотреть в глаза людям, которые к ним обращаются. Малыши, страдающие аутизмом до 1 года, не устанавливают зрительный контакт, даже когда с ними разговаривают.
Оглядеть нового человека, проследить за ним, ответить на его мимику и жесты, прислушаться к словам — обычное поведение для грудничка. Один из ранних симптомов аутизма — когда ребёнок вообще не реагирует на людей, не стремится пообщаться с ними, не нуждается в том, чтобы его заметили, подбодрили и поиграли с ним. Также для аутизма характерно отсутствие стремления подражать взрослым, копировать их поведение.
Развитие речи: что нужно помнить
До трёх учим говорить, всё оставшееся время – молчать. Это, конечно, шутка. В реальности развитие речи – тема серьёзная и сложная. Главное – не усложнять её сверх меры.
Большинство детишек обожают нежные мамины прикосновения, объятия и поцелуи. Многие не прочь залезть на ручки и к другим родственникам и друзьям семьи. Малыши с аутистическими чертами не любят нежничать, не нуждаются в том, чтобы их приласкали или пожалели, не хотят на ручки, вырываются, отталкивают даже маму.Отсутствие навыков общения — один из главных признаков, указывающих на аутизм. Такие детки не гулят и не произносят слоги даже в год; не указывают на предметы пальцем; не реагируют на своё имя, когда кто-то произносит его. Чаще всего речь малыша-аутиста состоит в основном из фраз, которые он слышал по телевизору или где-то ещё, причём карапуз повторяет одно и то же много раз. А если ребёнку задают вопрос, вместо ответа он просто воспроизводит его в той же форме.
Аутисты не умеют понимать чужие и адекватно выражать свои эмоции. Их мимика и жесты зачастую не соответствуют сказанному, они не могут распознать иронию, сарказм, не понимают шуток. Иногда малышей с аутистическими чертами считают просто тихими, спокойными, застенчивыми. Стоит помнить, что в норме ребёнок ведёт себя раскрепощённо с самыми близкими, даже если стесняется новых людей. Аутисты же одинаково равнодушны ко всем.
В норме ближе к 3 годам малыши начинают участвовать в играх с другими детьми или со взрослыми, стремятся стать частью компании, поддержать затею. Если карапуз сторонится и взрослых, и сверстников, не понимает правил игры и не стремится в ней участвовать, предпочитая проводить время в одиночестве, возможно, это признаки аутизма и его пора показать врачу.
Аутисты успокаивают себя монотонными навязчивыми движениями. Тревожный признак, если ребёнок может подолгу кружиться на месте, раскачиваться, хлопать в ладоши, биться головой, постукивать по ушам и пр.
Маленький аутист может совершенно не интересоваться игрушками и играми, зато часами наблюдать, как работает выключатель света, мигает лампочка, вращаются колёса, растягивается и стягивается резинка. Также для аутизма характерно выкладывание предметов в ровные ряды.
Аутисты тяжело переживают перемены, поэтому стремятся максимально упорядочить свою жизнь. Например, выбирают одну-единственную дорогу в детский сад и отказываются идти по другой. Перестановка мебели в квартире или сбой режима вызывают у таких детишек настоящую истерику.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru