Как определить систему ценностей другого человека. Система ценностей


Система ценностей

Система ценностей – это то, без чего практически любая культура теряет свой смысл. Попробуем расшифровать это определение и объяснить его важность. Система ценностей – это потребности человека, расположенные в иерархическом порядке. Что-то для индивида может являться главным в его жизни, а что-то - менее важным, а то и совсем несущественным. Личность выстраивает свое существование в соответствии с этими ценностями. Это не цели, но направления для движения и развития.

Стоит заметить, что ценность – это не вещь, а скорее личное отношение к ней. В преобладающем большинстве случаев ценностью выступают предметы нематериальные. К примеру, это может быть семья, свобода, здоровье, дети и так далее. Система ценностей обладает своими отличительными характеристиками. Попробуем рассмотреть их все.

  1. Ценностные ориентиры очень динамичны. Они постоянно преобразуются. На протяжении всей жизни человек может значительно видоизменить свою систему ценностей. Здесь можно сделать общий вывод. Ценностные ориентиры изменяются под влиянием времени и различных обстоятельств. Это касается не только индивида, но и всего человечества. К примеру, система ценностей людей, живущих в военное время, значительно отличается от той же системы в благополучном и процветающем обществе. Приоритетные потребности человека могут изменяться очень резко. К примеру, большинство людей не заботятся о своем здоровье, но когда происходят серьезные проблемы, оно становится первостепенной ценностью.
  2. Система ценностей фактически всегда субъективна. Определяется она индивидуальными особенностями каждого конкретного человека. Ценности могут передаваться из поколения в поколение. К примеру, если для родителей приоритетной областью являлась работа, в большинстве случаев и их ребенок будет опираться на этот ориентир. Или же можно обратить внимание на исторические примеры. Ранее быть защитником Отечества было очень престижно. Дети становились приемниками своих родителей, выбирая военную службу.
  3. Система ценностей человека может быть сформирована под идеологическим влиянием государства. К примеру, в нашу эпоху капитализма все больше и больше людей выбирают не духовные, а материальные ориентиры. Ценностная система может формироваться и в противовес идеологической политике правительства. К примеру, при жестком тоталитарном режиме, некоторые люди начинают осознавать истинную ценность свободы и бороться за нее.
  4. Рассматриваемая система формируется, скорее, при помощи эмоционального, нежели рационального подхода. То есть следует помнить, что человек получает от выбранных им ценностей удовлетворение и радость. К примеру, для одного индивида большим счастьем является семья, а для другого - работа. То есть  человек получает смысл своего существования и одновременно большую радость от жизни.

Ценностная система может быть не только индивидуальной. В каждой стране имеются определенные ориентиры для дальнейшего развития. Система ценностей русской культуры претерпевала значительные изменения множество раз. В современном мире, в преобладающем числе случаев, ориентиры направлены как бы внутрь. То есть человек ценит свою индивидуальную свободу, здоровье, детей. В то время как, к примеру, в СССР ориентиры были смещены вовне. То есть люди заботились об общем благополучии государства, об успешном развитии страны.

Стоит упомянуть, что на российские ценностные системы значительно повлияло христианство. В прежнее время люди часто считали главной ценностью Бога и религиозность, и до сих пор эти традиции оказывают сильнейшее влияние на современного человека. Однако на данный момент большей популярностью пользуются более материальные и осязаемые ориентиры.

fb.ru

Личностная система ценностей в жизни человека

В наши дни слишком много людей знают всему цену,​но не понимают своих Истинных ценностейЭнн Ландерс

Жизнь человека невозможна без системы ценностей — устойчивых представлений о целях, к которым он стремится ради собственного и общего блага. Согласитесь, сочетание этих слов - «система ценностей» - само по себе может вызывать ощущения чего-то важного и фундаментального. Такие впечатления посетили и меня, когда я впервые услышала о системе ценностей. Долгое время я ассоциировала это выражение с внешними, социальными стандартами, как совокупность общепринятых морально-нравственных норм, позволяющих развиваться обществу в определённом направлении. Как я поняла позже, для меня ценности представляют не только систему или свод правил, привнесенных «извне», а лично сформированное, собственное понимание жизни и её нравственных оснований. Из всего многообразия ценностей в основном выделяют 3 категории: материальные, социально-политические и духовные. И скорее всего, мои размышления здесь будут касаться духовных, индивидуальных ценностей человека, способствующих   формированию особенностей его внутреннего мировоззрения.

Личностные ценности являются куда более мощным регулирующим механизмом в нашей жизни, чем они могут показаться на первый взгляд. Они направляют человека на пути его развития, обусловливают специфику характера, его поведение и род деятельности независимо от того, осознаём мы это или нет. Частично они передаются нам от родителей и индивидуально закладываются уже с самого детства, тем самым определяя наши идеалы, цели, интересы, вкусы, поведение; практически всё, кем мы являемся на данный момент и есть совокупность различных ценностей и «антиценностей». Всё то, что мы познаём и субъективно воспринимаем в жизни через книги, общение, фильмы, взаимодействие с людьми - всё это преобразуется в самосознании в субъективный опыт и далее – в ценностную основу, благодаря которой формируется субъективный взгляд на мир,  целостное мировоззрение. Ценностями становятся предпочитаемые и значимые для нас личностные качества, проявления, события, представления. Понятие «антиценности» я взяла в кавычки потому, что это не противоположность и не противопоставление имеющимся ценностям. Под «антиценностями» я подразумеваю лишь совокупность других ценностей, взглядов, действий или привычек, ослабляющих основные, приоритетные для человека ценности, или тормозящие его развитие в желаемом направлении. О них я расскажу чуть позже, а пока продолжим. Система наших ценностей складывается из «мелочей»: из тех психических состояний, которые мы ежедневно предпочитаем, из привычек и шаблонов мышления, благодаря которым мы воспринимаем и оцениваем окружающий мир через различные фильтры. Кроме того, от ценностных ориентаций каждого из нас зависит то, какое мы оказываем воздействие на процесс формирования общества в целом. Есть такое выражение: «Каковы ценности, таковы и общество, и личность».

Только представьте себе, если бы каждый человек попытался искренне взвесить свою жизнь и пересмотреть свои текущие ценности, допуская/осознавая свою сопричастность к процессам и тенденциям, которые сейчас происходят в мире. Многим сложно признать, что для урегулирования разрушительных и агрессивных тенденций нынешнего времени необходимы усилия от каждого из нас — уделять внимание и гармонизировать собственные слабости и деструктивные состояния. Мне кажется, что после этого многие проблемные ситуации в разных странах решились бы мирным путём. Но сегодня мы живём пока в обществе потребительских ориентаций, которое не так часто волнуют вопросы коррекции существующих межличностных отношений на созидательные и гуманные. К сожалению, людям ещё кажется, что окружающий мир и все ситуации, которые нас прямым образом не касаются, существуют отдельно, и мы мало что можем сделать, чтобы изменить его.  

Действительно ли это так? Разве ценности одного человека не влияют на существующую систему ценностей целого общества? Эти вопросы меня стали волновать ещё в юности, когда я училась осознавать собственную индивидуальную систему ценностей в качестве первичного этапа в определении моего жизненного предназначения.

В возрасте 15-ти лет мне стало ясно, что круг интересов моих сверстников ограничивается лишь получением удовольствия от жизни и бесполезной тратой своих сил и времени. Уже тогда в моём сознании стал зарождаться поиск более широкого смысла дальнейшего существования. Но прежде чем найти себе применение в жизни, мне важно было узнать многое о себе: каков мой внутренний мир, что в жизни доставляет радость, почему меня что-либо не устраивает, к чему я стремлюсь и какие идеалы меня вдохновляют. В то время книжные магазины были переполнены эзотерической литературой, практикумами по саморазвитию, психологии и массой информации о том, что представляет собой человек и какие возможности есть у каждого из нас. Книги становились моим источником вдохновения, в них я находила ответы на многие волнующие вопросы и пыталась узнать себя лучше. В тот период я понимала, что ни работа, ни успех, ни отношения в паре не смогут обеспечить те внутренние процессы самораскрытия, благодаря которым и появляются неподдельные состояния радости, любви к жизни и к людям, внутренней и внешней гармонии.

Я видела людей, которые жили «не своей» жизнью и были несчастливы: они ходили на нелюбимую работу, женились, растили детей, потом разводились и страдали не потому, что искренне желали такой жизни, а потому что так жить было принято, так происходило у всех. Возможно, одной из причин тому была не их собственная, а чужая система ценностей — так жили их родители, так «должны» были жить и они. Без создания собственной ценностной основы, человек зачастую сталкивается с тем, что вынужден либо соглашаться, либо противодействовать и сопротивляться тем требованиям, которые пропагандирует общество, которые авторитетны и значимы для многих, но не для него самого.

Долгие годы мне было не под силу понять и принять выборы и жизненные принципы встречающихся мне людей, что вынуждало испытывать массу различных непозитивных состояний: осуждение, высокомерие, критицизм, неприязнь, разочарование в себе и в других. И только гораздо позже стало ясно, почему мне было сложно понимать поведение, действия и предпочтения других людей — причина была скрыта именно в различии наших систем личностных ценностей, в приоритетности отдельных целей и взглядов на жизнь. А ведь сколько на базе такого автоматического неприятия возникает деструктивных непозитивных состояний, ссор и тяжёлых конфликтов!

Увидеть себя со стороны в подобных проявлениях мне помогла одна история, которую мне посчастливилось услышать от своего хорошего знакомого, вызвавшая в то время ряд осмыслений и размышлений по этому поводу.

Он рассказал один случай, произошедший с ним. Однажды мой знакомый спешил на одну очень особенную для него встречу и немного опаздывал. Он признался, что хотя внешне держался спокойно, внутренне переживал по этому поводу, потому что считает пунктуальность важной чертой человеческого характера. По дороге ему пришлось заехать на АЗС, чтобы заправить машину. Сразу же он предупредил диспетчера о том, что опаздывает и попросил обслужить его как можно быстрее. Через несколько минут к нему подошёл молодой заправщик и уточнил о количестве желаемого топлива. «Полный бак. И ещё, я очень опаздываю. Пожалуйста, не могли бы вы меня поскорее обслужить» - ответил мой знакомый. Наблюдая за тем, как молодой заправщик медленно всё делал, его охватила волна возмущения и негодования. Для того чтобы уравновесить себя и выйти из состояний нарастающего негатива, он стал искать мотивации для оправдания нерасторопности этого парня. И вот что он понял тогда для себя. В личностной системе ценностей этого молодого заправщика такие качества, как алертность, пунктуальность, мобильность, сопереживание, содействие и прочие, не являлись настолько значимыми для него самого, чтобы он их мог и хотел проявлять к другим людям. Кто знает, возможно сама специфика работы на заправке с огнеопасными веществами, не подразумевающая суеты, определила поведение молодого работника: он ответственно относился к своим обязанностям и обслуживал без лишней спешки.  С другой стороны, он мог не спешить, если не был рад своей работе; обычно восприятие времени при таком виде деятельности меняется и каждый час тянется в ожидании окончания смены. Мой знакомый в тот момент ощущал ценность времени совсем по-другому: каждая минута была важна, ведь одна за другой были запланированы важные встречи и совещания. И опоздание в среде его знакомых расценивалось как неуважение и безответственность.

Он рассказал мне эту историю в качестве собственного примера для нахождения оправдательных мотиваций в сложных ситуациях во взаимоотношениях с людьми. Конечно, причин такого поведения молодого заправщика могло быть много и самых разнообразных: концентрация и ответственность, аккуратность и спокойствие, а возможно, плохое настроение, самочувствие или другие проблемы в жизни. Но дело не в этом. Данная история подтолкнула меня вспомнить множество подобных ситуаций из собственной жизни, где внутренние и внешние конфликты с людьми возникали по таким же причинам: различие во взглядах, представлениях, воспитании, целях, убеждениях, точке зрения, внутренних качествах. Мне не удавалось принять людей такими, какими они имеют полноценное право быть. Это право свободы выбора, определение собственных потребностей, приоритетов, взглядов и убеждений, наделяющих каждого из нас индивидуальностью в самовыражении. У меня возник интерес: как же влияет система ценностей на специфику восприятия себя и других? Почему мы склонны негативно относиться к людям с отличной от нашей системой ценностей?

Как я писала выше, значимость тех или иных вещей для человека определяется целым набором представлений, которые он смог для себя выстроить под влиянием многих факторов: наследственность, воспитание, культура, религия, круг общения, сфера деятельности и многое другое. Из этих обширных сфер жизнедеятельности ценности, словно фильтры, позволяют выбрать человеку самое главное: важное они делают «видимым» и воспринимаемым, а не важное — наоборот. Например, если для человека не имеют большого значения чистота, порядок, аккуратность, то он не будет замечать в другом человеке неопрятность или неряшливость. Либо абсолютно наоборот: обладая излишней педантичностью, взыскательностью и предвзятостью к людям, человек видит разные детали в других, не соответствующие его представлениям, что вызывает в нём непонимание и возмущение. Важные для себя навыки и качества человек автоматически «навешивает» на других, полагая, что они в той же мере значимы для них и в итоге сталкивается с результатом собственных заблуждений в качестве разочарования и порицания поступков этих людей.

Взаимодействуя с кем-либо, мы автоматически сравниваем и сопоставляем наши и его собственные ценности. Также этот процесс может происходить и наедине с собой, когда наш выбор начинает колебаться в сторону той или иной ценности. Например, такое качество, как лень, часто проявляется, как внутренний конфликт между двумя ценностями: в одну сторону «тянет» ценность, побуждающая к достижению поставленных целей, а в другую — получение удовольствия от приятного времяпровождения. Первая ценность побуждает ежедневно заниматься изучением иностранного языка (давно поставленная цель), а другая — заняться уборкой, посмотреть фильм или пообщаться с друзьями, что тоже кажется важным и необходимым.  

Бывает так, что люди нечётко понимают свои личностные ценности. Им только кажется, что для них значимы «правильные», общепринятые морально-нравственные нормы и качества: доброжелательность, тактичность, деликатность, уважение, толерантность и прочие. Но чаще всего, это не реальные, а «потенциальные» ценности, инициированные подсознательным желанием «быть лучше». И только на практике становится понятно, что на самом деле значимо и ценно для человека, а что является лишь его желанием быть таковым. Есть люди, которые любят искусно давать «полезные» советы другим, а сами поступают противоположным образом. Именно в этом кроется одна из причин неудовлетворённости собой и окружающей жизнью - человек не осознает свою реальную систему ценностей или ошибается, надумывая и приписывая себе определённые особенности и свойства. Как следствие, в таких случаях происходит несогласованность или несоответствие внешних действий и внутренних представлений о самом себе, что и приводит к чувству разочарования. Чтобы суметь понять свои личностные качества, необходимо сознательно изучать их в себе, анализировать и применять на практике, чтобы лучшие из них становились нашими хорошими привычками, а надуманные отсеивались.

Но что же нам мешает так жить? А причина кроется в так называемых «антиценностях». Сами по себе «антиценности» нельзя назвать чем-то «плохим», это часть нашей жизни – они очень разные и у каждого свои. К примеру, для одного человека просмотр фильмов – это «антиценность», потому что он их смотрит много и часто, соответственно «страдают» другие сферы его жизни; для другого человека просмотр фильмов – это ценность, позволяющая ему переключиться и расслабиться после работы, снять накопившееся напряжение.

К собственным «антиценностям» я отношу такие вредные привычки и качества, которые мешают мне достигать своих целей. В первую очередь это - лень, жалость к себе, поверхностность, импульсивность и несдержанность, двуличие и заискивание, раздражительность, осуждение и другие всевозможные непозитивные проявления и слабые стороны, которые ещё необходимо изменить в себе.

Чаще всего люди в той или иной мере знают о своих недостатках, наблюдают их в себе, проявляют, а потом мучаются и сожалеют об этом. Либо не видят причин в себе, а ссылаются на несправедливость жизни или отдельных людей по отношению к ним.  И так происходит изо дня в день, пока человек не поймёт, что именно мир «антиценностей» становится магнитом для притяжения несчастья, разочарований и неблагоприятных ситуаций в его жизни.

К 30-ти годам меня стал волновать вопрос: что такое быть правильным, достойным человеком. Какую жизнь я хотела бы видеть вокруг себя? Какие ценности для меня значимы сейчас? Отстранившись на время от внешних социальных общепринятых ценностей, я открыла собственные качества, навыки, цели, приоритеты - всё то, благодаря чему я могу осознавать себя полноценной личностью. Безусловно, все ценности друг с другом взаимосвязаны и произрастают одна из другой. Например, желание быть хорошей дочерью, подругой, женой и матерью, а также быть доброй, мудрой, умной, сильной женщиной, живущей среди таких же людей, являются составляющими потребностями и предпосылками для постижения более глобальной ценности – достичь идеального человеческого образа, который мне удалось представить для себя. Это - образ совершенного человека, олицетворяющего мудрость, великодушие, знание, созидательную силу доброты и любви. Конечно, этот процесс никогда не прекращается и, становясь лучше, мы видим (понимаем), что можно быть ещё лучше и так длится вечно. Здесь важно понять, что главным является сам этот процесс – а не конечный результат. Процесс постоянного изменения и трансформации психических состояний, идеалов, потребностей в желаемом направлении; нужно научиться принимать и радоваться своим достижениям, пусть даже это будут совсем маленькие шаги.

Сейчас я стараюсь с особой чуткостью относиться к значимым для меня вещам, интересам, увлечениям и внутренним процессам; стараюсь наблюдать за тем, какие «антиценности» во мне проявляются и мешают развиваться дальше. Причём окружающие люди являются нашими хорошими помощниками в самонаблюдении. Если что-либо в нашем поведении вызывает в другом человеке непонимание и непозитивное отношение, то это первый признак присутствия в нас какого-то несоответствия в нашей системе взглядов, требующего внутренней гармонизации. Благодаря практике осознанной жизни, которой я сейчас стараюсь учиться, в моём окружении стало появляться всё больше людей со схожими интересами и ценностями. И такие мудрые высказывания: «Подобное притягивается подобным», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Мы сами заслуживаем тот мир, в котором мы живём» стали подтверждаться на практике в моей жизни. Тогда я поняла, что каждый из нас несёт персональную ответственность за то, в каком обществе он живёт. Пока нам будет «интересно» проявлять недовольство, испытывать страхи, лениться, ставить собственные интересы выше потребностей других – мы будем пребывать в обществе, способном отражать подобные желания или нежелания. Многочисленные внутренние конфликты, страдания, ссоры, которыми наполнена жизнь многих людей, рано или поздно вынуждают признать собственное несовершенство, в результате чего и возникает главная цель – стать человечнее и выстраивать с людьми неподдельные гармоничные отношения на основе понимания, доброты, любви и терпения. Ведь человек – это не просто биологический вид. Это - высокое звание, которое еще нужно заслужить.

Далее мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми из тех духовно-развивающих ценностей, которые стали для меня актуальными и значимыми на текущее время. Я бы их назвала своими текущими ценностями-целями, которые мотивируют меня на качественные изменения своего образа жизни и мышления.

Их можно коротко выразить следующим образом:

  • Саморазвитие и самосовершенствование. Способность уделять время и внимание раскрытию внутреннего потенциала, своих благородных сторон. Понимание и адекватная оценка своих недостатков с целью их изменения.
  • Ответственность. Ответственность за свою жизнь, решения, за свои успехи или ошибки. Осознание сопричастности ко всему происходящему в своей жизни и в мире.
  • Осознанность. Способность быть наблюдателем за своими психическими состояниями и мотивами поведения; сопровождать сознательностью свои актуальные состояния, действия, течение своей жизни.
  • Воля и разумность. Преодоление трудностей для достижения поставленных целей, благодаря понимаю и анализу ситуаций для их разумного урегулирования.
  • Конструктивность и самовзыскательность. Привычка активно искать решения, а не жаловаться. Собственное исполнение тех требований, какие предъявляются другим.
  • Оптимизм и позитивное мышление. Умение быть счастливой, уверенной в успехе. Благодарность и умение прощать чужие ошибки. Радость за успехи других людей.
  • Открытость и честность. Способность и желание быть Собой, «дарить» лучшую часть своего внутреннего мира другим без двуличия, наигранности и закрытости.
  • Доверие к жизни. Восприятие любых ситуаций, процессов, как необходимых, справедливых и целесообразных. Понимание причинно-следственных взаимосвязей.
  • Вера в людей. Умение видеть недостатки людей, но при этом всегда и находить их сильные стороны и таланты. Желание радовать и вдохновлять других.
  • Альтруизм и забота о других. Искреннее желание быть полезным другим. Содействие, сопереживание, созидательное участие в жизни людей и общества.
  • Человечность. Высшее достоинство человека. Обладание наилучшими качествами, которые способны изменить не только собственную жизнь, но и мир в целом.

Вышеперечисленные ценности-цели – это только лишь часть целого ансамбля качеств и достоинств, которые мне бы хотелось развить в себе наравне с другими жизненными ценностями: быть заботливой женой, хорошим другом, тактичным собеседником; заниматься творческими проектами, быть здоровой и финансово независимой и так далее.

Наша система ценностей довольно часто может коренным образом меняться, но мы не всегда это понимаем, улавливаем и можем контролировать. На мой взгляд, это происходит, когда человек готов и открыт к этим изменениям. Пересмотр старых ценностей и формирование новых у многих людей сопровождается сложными психическими процессами, связанными с перестройкой восприятия. В моём случае радикальные изменения в личностной системе ценностей на данном этапе произошли благодаря изучению книг по психологии человека и ииссиидиологии. Оба этих направления помогли расширить привычные границы восприятия собственного существования и узнать о глубоких взаимосвязях каждого из нас с окружающей действительностью.

Для себя я провела прямую аналогию с тем, как мои жизненные ценности определили моё направление в жизни, а также мировосприятие. Наши собственные ценности произрастают изнутри в зависимости от зрелости, потенциала, устремлений, планов на будущее и от многих других факторов. Я убедилась, что духовные ценности, как сад нашей души, собираются по крупицам, зёрнам, которые долго вызревают и только потом дают плоды, приносящие истинный вкус глубокого счастья. Но в нас также есть наши «антиценности», которые мы определяем как недостатки и несовершенства. И ценности, и «антиценности» образуют диапазон наших интересов от самых обыденных, бытовых до самых высоконравственных. А в пользу чего мы делаем выбор, то и определяет путь становления себя как личности. И сейчас я глубоко уверена в том, что если для меня важно видеть вокруг себя здоровых, радостных, благородных и благодарных людей, то начинать прежде всего необходимо с себя, с поддержания у себя тех ценностей, которые хотелось бы видеть у других.

ayfaar.ru

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

4brain.ru

Система ценностей человека

Система ценностей человека

Система ценностей человека, приоритеты женщины, приоритеты в жизни мужчины, Анатолий Некрасов

Самому человеку нужно честно признать, что он зачастую соглашался с такой удобной позицией вечного ребёнка, не желал брать на себя ответственность зрелого человека и передавал свои права многим земным и небесным эгрегорам. Ведь значительно проще переложить ответственность на кого-то другого.

Пришло время более глубоко посмотреть на все те ценности, которые приобрело человечество, сделать ревизию, избавиться от хлама, то есть от того, что уже не работает, и с новым багажом отправиться в путь, в наступившее тысячелетие!

Вначале я предлагаю рассмотреть наиболее распространённый набор ценностей, который важен для большинства людей. В этом наборе присутствуют муж, жена, семья, дети, родители, род, родина, работа, друзья, домашние животные, увлечения. Согласитесь, что этот набор интересен как минимум 80 процентам населения Земли. Вот здесь и попробуем разобраться. Рассмотрим работающую систему ценностей взрослого человека со средним уровнем осознания (а таких людей большинство).

В различных аудиториях и в индивидуальных беседах я задавал вопрос: «Кто для вас является самым дорогим и наиболее ценным существом?» И получал самые разные ответы, вплоть до такого: «Кот!» Но чаще всего звучит: «Ребёнок», «Дети». Редко можно услышать: «Мой муж», «Мой любимый». И практически никогда я не слышал такой ответ: «Самый любимый для меня человек – это я!»

Люди боятся говорить о любви к себе. Для человека, воспитанного в духе коллективизма и тоталитарного государства, такой ответ часто не укладывается в голове, а если и мелькнёт подобная мысль, то будет задавлена страхом оказаться эгоистом.

Но эгоизм – это тоже недостаточная любовь к себе! Ведь, любя себя больше, чем других (а это и есть эгоизм), человек создаёт себе значительные проблемы, тем самым показывая, что он недостаточно любит себя.

В заповеди, данной Иисусом, однозначно говорится: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И вот за невыполнением этого условия: «как самого себя», стоят и принижение своей роли, и эгоизм.

А на этой почве вырастают и гордыня, и самоуничижение, и агрессия, и много других негативных проявлений. Стоит поставить себя на достойное место, как всё приходит к естественному состоянию и рождается достоинство человека.

По-настоящему любить себя – это очень тонкое и глубокое проникновение в свою суть. Это единение со своей душой, это единение с Богом.

Поэтому по-настоящему любящих себя людей не так много. Это и создаёт проблемы человечеству. В каждом человеке бесконечно много любви, почему же она не всегда проявляется?

Особенно сложно, а точнее, наверное, невозможно проявить истинную любовь к себе и к другому человеку, когда забываешь о свободе.

Если о любви всё-таки думают и говорят, то о свободе – во много раз меньше. А ведь без свободы нет истинной любви, как и без любви нет истинной свободы! Любовь и свобода настолько взаимосвязанные категории, что на самом деле это – суть одно, и это есть Бог!

Полная свобода каждой личности – вот естественный и духовный путь развития!

На самом деле свобода не приходит и её не дают – она есть в человеке изначально. Человек есть сама свобода! Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет.

Поэтому малейшее ущемление свободы есть ущемление самой сути человека, и оно мучит, унижает его и заставляет отдавать жизнь ради свободы.

Что же это такое – сладкое слово «свобода»?!

Каждая душа приходит в эту жизнь решать свои задачи, приобретать свой опыт, и никто не имеет права нарушить свободу воли этой души. Даже Бог не делает этого! А человек зачастую берёт на себя право ограничивать свободу другого человека! За что и получает множество проблем.

Чувствовать своей собственностью мужа (жену), ребёнка – это уже крайность в отношениях. И такое положение вещей мы видим сплошь и рядом. Считать, что если есть печать в паспорте, то имеется полное право на судьбу другого человека, – это абсурд.

Поэтому и возникает недоумение: мы любим друг друга, тогда почему у нас проблемы со здоровьем, с финансами? Почему мало радости и счастья – ведь когда есть любовь, то всё должно быть прекрасно? Посмотрите внимательнее – а насколько ярко рядом с любовью проявлена свобода? Если нет ее, то и любовь неполноценна, и вот эта неуравновешенность двух составляющих и создаёт проблемы.

Сейчас многие считают себя верующими людьми, но Бог есть абсолютная любовь и абсолютная свобода! Не соблюдение ритуалов, а любовь и свобода, проявленные в жизни, – вот истинная вера в Бога.

Полная свобода – основа взаимоотношений, иначе они не приносят счастья.

В предыдущих главах мы увидели, к чему приводит нарушение принципа свободы. Ведь «святая» материнская любовь превращается в чудовище, пожирающее своих детей именно из-за нарушения свободы своей и свободы другого человека.

Там, где нет свободы, нет и любви!

Оба партнёра во взаимоотношениях равны в праве высказывать свои пожелания и предпочтения.

Выбор одного из партнёров не должен оскорблять или обижать другого. Негативное восприятие мнения другого человека есть отрицание истинной сущности своей и партнёра. Когда это происходит, то это означает, что люди забыли, кто они есть на самом деле.

Я уверен, что человек может жить так, что его любви будет хватать ему самому и всем, с кем он связан, но пока большинству из нас необходимо учиться любить! И осознание системы ценностей – важный шаг на этом пути.

Например, человек не осознаёт, что он создан по образу и подобию Бога, что он является наибольшей ценностью на Земле, и в результате может выдвинуть на ненадлежащее место в своей системе ценностей собаку или кошку, автомашину или государство… Тем самым он принижает Создателя и в первую очередь – себя, неосознанно привлекая к себе неприятности.

Нельзя детям дать то, чего не имеешь сам. Не поставив себя в центр своей жизни, не выстроив свою систему ценностей, не получится сделать счастливой жизнь свою и детей.

Нарушенная система ценностей закладывается в голову детям, и они в результате имеют те же проблемы, что и родители. Иногда дети пытаются что-то изменить в этом порочном круге, и тогда возникает конфликт между поколениями, создающий ещё большие проблемы. А когда у родителей и детей единый и верный взгляд на жизнь, то возникает удивительное созвучие и благоденствие всех поколений в этом роду. И такие семьи есть!

Одиночество имеет под собой всё ту же причину, и выход из него следующий: нужно сосредоточиться «на себе, любимой», становиться всё более гармоничной. Это наиболее эффективный способ решения на первый взгляд сложной задачи. Если женщина одинока, это означает, что для такого её внутреннего состояния Мир ничего хорошего предложить ей не может! Нужно пересмотреть свою систему ценностей, скорее всего, именно там кроется решение.

Так вот, в центр, в начало всего поместите СЕБЯ!

Исключительно важно, чтобы место рядом с вами было свободным, тогда сюда может кто-то прийти. Иначе пришедший не будет ощущать себя в этом пространстве комфортно и быстро уйдёт. Часто так и происходит: появившийся рядом мужчина через некоторое время неожиданно исчезает. А ему нет места! Он это чувствует интуитивно или даже видит реально, что главное место отдано кому-то или чему-то другому.

Система ценностей человека

1. Таким образом, этот первый круг любви включает СЕБЯ, а в дальнейшем и ПАРУ: я + он (она).

Довольно часто место, предназначенное для половинки, бывает занято детьми, работой, родителями, духовным учителем, вознесённым Владыкой и даже животным! Естественно, что в этом случае, как бы человек ни бился, он будет одинок и ему будет трудно иметь всю полноту счастья. Только сформированный и наполненный любовью центр Я + ОН (ОНА) позволит достичь желаемого. Любовь пары есть самое ценное во Вселенной! Это основа жизни. Разделить и выделить главного в паре нельзя – РАВНОЗНАЧНЫ оба.

2. Вторым кругом является то пространство, которое создаёт эта пара- Пространство Любви! Это тот комплекс психологических, социальных и экономических отношений, которые создают семью. Это и жильё, и всё необходимое для совместной жизни – «семейное гнёздышко», «домашний очаг»…Здесь нет мелочей. И супружеское ложе оказывает влияние на формирование пространства пары. Недаром наши предки свято оберегали свою спальню. Туда не могли заходить даже дети.

В спальне не должно быть третьего! Даже в виде портретов и икон. У каждой пары имеется свой необходимый и желаемый набор второго круга. И если пара уделила этому вопросу достаточно внимания, заботы, любви, то она имеет хорошее основание для построения своего счастья. Очень часто молодые пары разбивают свою семейную лодку о рифы быта из-за того, что недооценили важность этого пространства.

3. Пара, создав семью, можетродить ребёнка. Я выделил слово «может» для того, чтобы ещё раз напомнить, что главная цель семьи – не рождение детей, а раскрытие себя в совместном проживании мужчины и женщины. Не сотворив пары, всё остальное создать исключительно сложно, и в таком случае без проблем и страданий не обойтись. Как говорит Анастасия: «Преступно рожать детей, не подготовив для них Пространства Любви». Теперь мы пришли к третьему кругу любви – к детям.

4. На четвёртом месте находится любовь к родителям, к своим корням.

Без корней, без этой любви человек существует как перекати-поле. Поэтому родовые связи так важны для гармоничного развития человека и реализации его в жизни. Но это взаимоотношения не только с родителями, но и со всеми родственниками. Это очень важно – не потерять отношения с родом своим! Тогда человек стоит на земле крепко, как дерево с мощными корнями. Не любящий своих родителей, не уважающий их, имеющий обиды на них, рубит сук, на котором сидит, – он лишает себя энергетической связи с землёй. Но любовь к родителям не должна принимать форму жертвенности. Не забывайте, что она находится на четвёртом месте!

5. На пятом месте в иерархии любви находится творческая реализация человека в социуме, проще говоря, его деятельность, работа. Опять же обращаю ваше внимание – именно здесь, на пятом месте! Не по времени, которое посвящается работе, а по месту в душе, по значимости в сознании. А что мы видим в реальности? Большинство людей отдают этой сфере жизни времени и сил значительно больше, чем любви.

Довольно часто работа выходит на первый план. И человек может добиться больших результатов в карьере, но при этом потерять здоровье или семью, детей и даже жизнь. Ведь не случайно в языке существует выражение «сгорел на работе» – это как раз о таких людях.

6. На шестом месте находится всё остальное: друзья, хобби, общественные, религиозные и другие интересы, любовь к животным…

Приоритеты отношений семейного человека:

Система ценностей человека

http://www.baby.ru/blogs/post/194008593-32216313/

Именно так!

Я понимаю, что для многих предложенная схема явится большим откровением, может вызвать даже неприятие. Но не спешите отвергать! Задумайтесь, понаблюдайте, проанализируйте, прочувствуйте, – может быть, здесь звучит истина?

Государственная система заинтересована в ином мировоззрении и много сделала для того, чтобы укрепить человека в перевёрнутой системе ценностей, где на первых позициях страна, работа, дети… а сам человек где-то на периферии. Таким человеком, – с перевёрнутым мировоззрением, легче управлять. Пришло время встать с головы на ноги!

Предложенная иерархия ценностей является работающей системой, позволяющей наиболее эффективно решать многие жизненные вопросы. Но она не единственная, и каждый человек имеет право выбора. Попробуйте разные варианты, приобретите опыт и сотворите своё пространство любви, то, которое вы желаете. Может быть, в вашем творческом поиске откроется ещё более эффективное решение. Главное – любите и будьте свободными!

Религиозные люди могут задать вопрос: «А где здесь любовь к Богу? Почему она не на первом месте?» Я уже в начале главы, где речь шла о свободе, говорил о том, что наивысшей ценностью являются любовь и свобода, что это и есть Бог. Но давайте ещё глубже рассмотрим этот вопрос, вспомним основные библейские положения.

Бог есть сама любовь! И Бог есть везде и во всем. Всё, что мы рассмотрели, наполнено любовью, является пространством любви Бога, то есть Самим Богом. Бог-Любовь везде: и в самом человеке, и в тех, кто рядом с ним, в их детях, родителях, делах – во всём окружающем. Эта любовь Бога как воздух, который заполняет всё и без которого нет жизни.

Источник: http: //ecomagic.com.ua/duhovnost/1782-izbytochnaya-materinskaya-lubov.html

Система ценностей человека

www.baby.ru

Как определить систему ценностей другого человека

Харский К.В.

Наш взгляд на систему личностных ценностей включает в себя следующие предположения:

1. Все что может представлять ценность для кого-либо на этом свете можно отнести к одной из четырех групп ценностей:

Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаемая, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами.

Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так к материальным ценностям следует отнести: деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т.д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент.

Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же: любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т.д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает немного по-своему.

Витальные ценности включают в себя, как следует из названия, все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т.д.

2. Истинная позиция ценности в иерархии проявляется не словах, которые говорит человек, а выборах, которые он делает.

Человек, рассуждая о том, что представляет для него ценность, часто ошибается. И дело тут не в стремлении выглядеть лучше, схитрить или как-то подогнать свой ответ под ожидаемое от него. Часто человек просто не осознает свою систему ценностей – это обычное для нас (людей) состояние. По крайней мере, пока мы не начнем сознательно изучать и изменять свои ценности. Все это значит только одно: исследуя ценности другого человека (да и свои тоже) обращайте внимание не на слова, а на действия. Вспомните русские народные сказки. Богатырь подъезжал к развилке дорог, а там камень, а на камне написано, что направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь. Не имеет значения, что говорил или думал обо всем этом богатырь, важно одно – по какой дороге он продолжил свой путь. Если жизнь важнее, то он повернет направо, а если без коня и жизнь не нужна – налево.

3. Личностные ценности один из мощнейших фильтров из числа тех. что стоят между сознанием человека и окружающим миром.

Никто не может воспринимать мир непосредственно. Мир, прежде чем мы его воспримем своими пятью органами чувств, преломляется множеством фильтров. Назовем несколько главных: физиологические ограничения самих органов чувств, используемый язык и словарный запас, убеждения человека и личностные ценности. Если вас интересует информация о фильтрах восприятия, обратитесь к литературе по Нейролингвистическому программированию. Остановимся на том влиянии, которое оказывают на каждого из нас личностные ценности в качестве фильтра. Посмотрите в окно и запишите, что вы там увидели. Сделали? Теперь попросите сдать то же самое вашего мужа или жену, детей, сотрудников, кто там сейчас рядом с вами. Ваши списки в чем-то будут совпадать, но, без всякого сомнения, будут и различия. Ценности, как фильтры делают одну простую вещь: важное они делают видимым, а не важное – наоборот. Можно говорить, что, в буквальном смысле, не видимым. Человек, для которого автомобили не являются ценностью глядя в окно на громадную автостоянку увидит бездомную кошку, которая спит под одной из машин, а тот, для кого «Ягуар» - мечта всей жизни разглядит его при беглом осмотре среди нескольких сотен других авто. Ценности делают видимым то, что для человека имеет значение. Эту особенность можно использовать для выявления личностных ценностей человека.

Как выявить личностные ценности человека ?

1. Попросите человека рассказать о себе. Слушая автобиографию выделяете в ней моменты когда собеседник делал выборы: мог пойти в медицину, а пошел служить в армию, могла выйти за одного, но предпочла другого, мог продолжить карьеру в одном месте, но ушел на менее оплачиваемую работу… Наша жизнь сплошь состоит из выборов. Надо только научиться выявлять их в речи другого человека.

2. Уловите тенденцию. А тенденция, скорее всего, будет одна из четырех возможных:

Ваш собеседник – идеалист. Выборы, которые делал человек, продиктованы той или иной идеей, например, желанием достигнуть совершенства, найти смысл жизни и т.д.

Ваш собеседник – материалист. Выборы, которые делает человек, продиктованы исключительно материальными соображениями: получить прибыль, сохранить накопленное, снизить потери.

Ваш собеседник – эмоционал. Выборы, которые делает человек, продиктованы его эмоциями и переживаниями. Под влиянием чувств он выбирал высшее учебное заведение, под влиянием чувств принимал решение устроиться на работу, а затем под влиянием других чувств увольнялся с нее.

Ваш собеседник – виталист. Выборы, которые делает человек, продиктованы желанием сохранить жизнь, создать семью, сохранить здоровье и т.п.

Начав наблюдать за людьми и научившись определять их систему ценностей вы увидите, что у некоторых доминирует одна группа ценностей, а другие подавлены. Но есть люди у которых доминирует несколько (обычно две) групп ценностей, например: материальные и витальные, эмоциональные и материальные и другие возможные комбинации.

3. Проведите проверку. Зная, что личностные ценности – это мощный фильтр и предполагая доминирующую систему ценностей, предложите человеку рассказать что он думает о том или ином, конкретном событии.

Например:Если у человека доминирует идеологическая система ценностей, предложите ему рассказать о современном искусстве, о различных религиозных концессиях, о возможности человеком достичь совершенства. Важно понять, что материалисту эти тему будут не интересны, и он проявит это в своих рассказах, сводя все дело к деньгам. Если такие темы предложить эмоционалу он станет говорить о своих переживаниях относительно означенного. Виталист скажет, как эти темы влияют на здоровье, детей и семью. Аналогично устройте проверку, предложив рассказ, материалисту (что он думает об изменениях курса доллара), эмоционалу (какая книга произвела на него сильное эмоциональное воздействие), виталисту (как сохранить здоровье).

Темы, которые мы обозначили в примерах условны, общаясь с конкретным собеседником, вы поймете, что именно надо предложить в качестве проверки. И обратите внимание: если вы угадали, то рассказ будет по теме, интересный, с массой деталей. Если не угадали, то собеседник будет сворачивать на важные для него темы: он скажет, что лучший способ сохранить здоровье – это быть богатым и покупать дорогие лекарства.

Для того чтобы понять систему ценностей собеседника вам должно хватить десяти минут. Если прошло десять минут, а вы не имеете не малейшего предположения о том, что важно для человека это значит одно из трех:

Первое – ваш собеседник не вполне жив.Втoрое – он искусно скрывает свое личное отношение ко всему о чем бы вы его не спросили.Третье – вы не те вопросы задаете, или пустили беседу на самотек, и, может быть, ваш собеседник просит вас рассказать о том и об этом изучая вашу систему ценностей… 

Источник: harsky.ru 

nlpr.ru

Система ценностей в жизни мужчины

Глава 4

 Система ценностей в жизни мужчины

Система ценностей, встроенная в нашу жизнь, очень и очень важна. Фактически она является фундаментом.

От того, какая у человека система ценностей, напрямую зависит то, как человек будет строить отношения и какие ошибки в отношениях он будет допускать.

Можно с уверенностью сказать, что для большинства людей система ценностей – это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет, куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрестке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи.

В контексте темы отношений между М и Ж, неплохо бы определиться с системой ценностей в отношении к женщинам. Одни мужчины их боготворят. Другие презирают. Третьи ненавидят. Четвертые боятся. И т.д. А как правильно? 

На протяжении веков

замужество для женщины было вполне прагматичным шагом. Отдавая себя мужчине, женщина перекладывала на него ответственность за свое выживание и благополучие. Это считалось нормой и последовательно культивировалось из поколения в поколение. Родители сами искали своим дочерям удачную, с их точки зрения, партию. Ведь, если сын мог встать на ноги и обеспечивать старость родителей, то от дочерей ничего подобного ждать не приходилось.

В социальной жизни женщина долгое время имела лишь «придаточное» значение. Поэтому родители старались поскорее выдать дочь замуж с максимальной для себя выгодой. Таким образом, они снимали со своих плеч заботу о ней, а при должном везении, с удовольствием использовали ее женскую привлекательность, как шанс породниться с более богатым и влиятельным семейством. 

Но в современном мире,

когда отношения между М и Ж стали все больше опираться на принцип взаимного удовольствия, а женщина обрела и утвердила право на полную свою социальную самостоятельность, институт брака оказался в интересной ситуации.

Критерием выбора брачного партнера стала «ЛЮБОВЬ» — эфемерный комплекс эмоциональных переживаний, который ставится теперь превыше всяких разумных доводов. Ей придается настолько важное значение, что отношения без любви уже кажутся чем-то немыслимым.

М и Ж играют в «отношения» и верят, что «большая и светлая любовь» — главный повод для вступления в брак. И мужчины в этом своем заблуждении даже более искренны, потому что под маской невинности в женской подкорке отчетливо звучит древний мотив: «Мужчина — это средство решения всех проблем». Эта мысль может быть осознанной или подавленной, но, в любом случае, женщине она кажется вполне естественной. — А зачем еще нужен мужчина?

Старинный брак по расчету был куда более честным предприятием, чем нынешние браки по любви, которые весь расчет прячут под ширмой эмоциональной привязанности. «Милый, ты меня любишь? Отлично, тогда ты мне должен…» — вот внутренняя сущность современного брака с женской позиции.

Мужчина женщине должен — вот фундамент женского взгляда на отношения с противоположным полом, и современная система ценностей нашего матриархального общества. 

В формировании такой точки зрения

участвует множество факторов, но, главным образом — это вопрос воспитания. От матери к дочери, из поколения в поколение этот принцип использования мужчины в собственных целях передается каждой женщине.

Впрочем, далеко не все тут зависит от родителей, потому что мощь социального давления и без того достаточно велика, чтобы внести вирус женского самомнения в формирующуюся психику. Телесериалы, реалити-шоу, «авторитетные» глянцевые журналы и прочие средства социальной суггестии с малых лет учат девочек тому, как привлечь мужчину, как его к себе привязать и, как его потом использовать. 

Матриархальная система ценностей

Проблема в том, что в современной матриархальной системе ценностей, мужчин априори воспитывают слишком слабыми. В духе поклонения женщине. Ориентированными на исполнение ее хотелок и служения ей.

Истинная мужественность буквально вымирает, и подменяется мифическим образом «настоящего мужчины», ничего общего с настоящей мужественностью не имеющего. Нынешний мужчина все меньше и меньше походит на свой изначальный образ вожака, а больше на функциональный придаток доминирующей женщины. 

Патриархальная система ценностей

Если в современном мире М и Ж хотят быть счастливы в гетеросексуальной паре, то они должны целенаправленно выстраивать иерархию пары по патриархальному типу. Пусть с изрядной примесью партнерства. Но мужчина все равно обязательно должен быть заметно выше в семейной иерархии. Иначе половые и иерархические инстинкты и женщины, и мужчины будут давать сбои.

И самое главное – мужчина обязан быть реальным ответственным вожаком, а не номинальным. То есть ответственно относиться к своей стае, контролировать и организовывать ее жизнь. Воспитание детей. Поведение женщины. Процесс добычи и распределения ресурсов.

Недопустимо быть просто снабженцем, переложив на женщину несвойственную ей функцию принятия решений. Вожак принимает решения сам. У других членов иерархии – голос лишь совещательный. Впрочем, вожак может давать право принимать решение. Но и в этом случае он имеет право это решение отменить.

Однако это вовсе не означает тупую диктатуру мужчины по принципу: «пусть плохо, но зато по-моему». Если женщина умела и компетентна в какой-то области жизни, то незачем контролировать ее действия в этой области. Например, вовсе ни к чему контролировать рецептуру приготовления борща, если женщина прекрасно его готовит. Это было бы глупо.

Если ваша женщина умна, адекватна, компетентна, способна на партнерские отношения, то вообще достаточно чисто формального ненавязчивого соблюдения традиционной иерархии.

Занимайтесь в первую очередь своими карьерой, бизнесом, недвижимостью, здоровьем, спортом и образованием. А женщины сами набегут, куда им деваться. И вот тогда у вас будет больше вероятность найти среди них добрую, умную, бескорыстную и умеющую любить. То есть именно такую, которой достоин сильный и умный мужчина. И вы предоставите ей эксклюзивное право занять привилегированное место рядом с вожаком на его территории — рядом с вами.

data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,odnoklassniki»

                                                          ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>>

www.otnochenia.ru

Социальная система ценностей и заблуждений — Психология PRO

Тяга к легкой наживе заставляет нас верить, что счастье ожидает на протоптанных дорожках социального мировоззрения. Мы проникаемся приторными историями из фильмов и книг, и покупаемся на их сказочные хэппи-энды. Чтобы вписаться в шаблоны этих выдуманных историй, мы создали жеманную мораль, которой с ранних лет насилуем свое нутро просто для того, чтобы соответствовать противоестественным нормативам системы. Мы поверили, что следуя искусственным общественным ценностям, достигнем реального счастья. Но на деле и счастье здесь такое же искусственное. Мы так заигрались в «нормальных» людей, что сумели обмануться, приняв коллективные идеалы за наши реальные желания. Мы радуемся исполнению очередного желания просто потому, что сбрасываем с себя его мучительную жажду. И чем сильней было желание, тем мощней переживается пятиминутный оргазмический чих облегчения от этого сластолюбивого зуда. И только вечная неудовлетворенность напоминает – что-то во всем этом не так. Очередное желание не приносит никакой радости, помимо освобождения от его жажды. И вместо того, чтобы прислушаться к голосу этой неудовлетворенности, и понять, что нам на самом деле нужно, мы снова и снова завороженно несемся к чужим целям в надежде прийти к полному и окончательному удовлетворению. И снова все возвращается на круги своя – так работает социальная система шаблонных ценностей.

Система заблуждений

Все дело в том, что каким бы сложным не был наш мир, мы верим, что понимаем его. Первый и самый важный шаг к становлению на путь истины – это понимание, что ты заблудился. Но мы не хотим этого понимать. Слишком уж это унизительно для нашей самооценки. Куда проще и приятней для отвода глаз сыграть очередную опостылевшую роль более-менее успешной и продвинутой личности, чтобы этим притворством заполучить дневную дозу щекочущего мозг уважения.

Конечно, мы убеждаем себя умом, что не являемся всезнайками, ведь вселенная бесконечна и таинственна, а новые открытия лишь порождают новые вопросы. Но эти красивые убеждения – просто чепуха – какой-то творческий самообман. Ведь если опустить наши снисходительные рационализации о собственных скромных познаниях, то на деле, то есть на уровне ощущений, мы все также… продолжаем слепо верить, будто знаем этот мир. А неизвестное на фоне честных ощущений при этом становится каким-то странным причудливым отклонением от нашего слепого «всезнания».

Неизвестное мы встречаем скептически, потому что однажды уверовали, будто наше мировоззрение – это и есть окончательная реальность. И когда над чистым городским небом пролетает метеорит, как это было пару дней назад над Уралом, наблюдение за этим «чудом» на несколько секунд выбивает из-под ног все привычные опоры ума. Удивление и страх заставляют понять, что жизнь – не репетиция и не черновик. Все – по-настоящему, и может быть, каким угодно. Но такое понимание для ума – слишком тревожно, слишком разрушительно для повседневных опор, на которых ум бултыхается в болоте своего иллюзорного всезнания.

Мы выбираем думать, что понимаем мир, потому что эта иллюзия успокаивает, погружая сознание во сны разума. А неизвестность этих опор лишает, и повергает ум в страх. Мы в своих головах выстроили целую систему знаний о мире – систему всевозможных идей, которые весь наш заговорщицкий социум поощряет, чтобы извлекать из них комфортную иллюзию понимания неизвестности.

Просто нам так удобно… – верить, что мы знаем мир, потому что этим знанием мы прикрываем глубинный страх перед реальностью, которая существует не в нашем уме, а там – снаружи, на «самом деле».

В этой статье я не планировал говорить об абстрактных бесконечностях и мистических нагвалях. Речь снова пойдет о той самой актуальной жизни, с которой все мы ежедневно соприкасаемся своим обыденным непросветленным сознанием.

Правила игры

Все на самом деле не так уж плохо. Люди живут, как умеют, и не парятся. Вот только по-настоящему счастливых среди нас как-то не встречается. То есть на самом деле все мы паримся. Все мы с головой погружены в поиски «правильных» решений, которые расширили бы зону комфорта. Все мы хотим халявного прогресса, чтобы блага сыпались одно за другим, чтобы терялось только ненужное, а познание неизвестного ограничивалось лишь приятными впечатлениями.

В статье о правилах жизни я уже пытался выделить простейшие «законы», по которым жизнь случается не в теории, а на практике. Один из самых актуальных – это закон подгоняющего кнута и награждающего пряника.

Мы живем в таких условиях, когда вынуждены постоянно пребывать в движении, чтобы выжить. Мы не можем, как львы – побегать за дичью, а потом залечь на отдых. Мы рождаемся неприспособленными к местной фауне, и вынуждены использовать множество орудий выживания: одежду, машины, гаджеты и пр. Условия земной жизни подстегивают наше всестороннее развитие методом кнута и пряника.

И каждый из нас в самой сердцевине всех своих желаний озадачен двумя базовыми вопросами: как бы так сделать, чтобы кнут хлыстал послабже, а пряник был послаще?

Коммунизм в решении этого серьезного и непростого вопроса не помог. А того и хуже – завел миллионы людей в тупик. И даже в те годы, когда, в общем-то, ущербность коммунистической системы стала вполне очевидной, еще долгое время происходило то самое явление, о котором я уже сказал в начале статьи: вместо того чтобы встать на путь признания своих ошибок, всем нам зачастую куда проще и приятней для отвода глаз играть роли успешных и продвинутых.

Мы согласны оставаться несчастными невротиками с кислой миной при плохой игре, если эта игра хоть в ком-то вызывает толику уважения к нашему извечно болезненному самолюбию. И кажется – эта «болезнь» преследует не только нашу многострадальную нацию, но и все человечество. Недаром на progressman.ru этой теме посвящен целый раздел.

Социальное мировоззрение

Набор наших типичных верований выстраивается в социальное мировоззрение – систему представлений о том, как правильно жить, чтобы не беспокоиться о смысле собственной жизни. Например, одна их самых упрощенных идей о «правильной» жизни заверяет, что мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Большинство из нас верит, что жить «как все» – правильно, потому что, как бы ошибочны не были всеобщие взгляды, только так мы и получаем всеобщее одобрение.

Заблудившийся социум готов проявлять сочувствие и понимание к своим – то есть к таким же заблудшим и несчастным. А если мы уклоняемся от совершения типичных социальных ошибок, ревнивый социум нам этого не прощает. Иными словами, какую бы блажь не гнал коллектив, он принимает отдельных участников только при условиях, когда они вместе с этим коллективом блажат в унисон. И, по-моему, в сегодняшнее актуальное время это – один из главных принципов социальной системы ценностей.

А если человек сомневается в привычных устоях, его в лучшем случае принимают за эксцентричного слегка двинутого умом чудака, которому в силу его «отклонений» остается только посочувствовать. И это в лучшем случае. В худшем, нестандартно мыслящая личность становится отщепенцем и воспринимается, как злой гений всеобщая угроза, которую общество с облегчением устраняет.

В наше информационно-пресыщенное время, однако же, случается и обратный эффект. Зажравшись своим болотным комфортом, мы порой жаждем «угроз» собственному мировоззрению, чтобы пощекотать нервы, слегка встряхнув себя от скучного сна «нормальной» жизни просто ради развлечения.

Серьезные же меры по освобождению от коллективной визуализации, чаще всего – ни к чему толковому не ведут, потому что становятся очередным самообманом в рамках базовых ценностей от системы. Бунтом против устоявшихся социальных устоев мы, как правило, попросту тешим самолюбие новым чуть более изощренным методом – выбираем верить, будто раньше пребывали в стаде слепых овец, а теперь становимся свободными и сильными львами.

Иными словами – это все та же гонка за морковкой самоутверждения, порожденная социальной системой ценностей. Просто раньше эта морковка мерещилась за одобрением и уважением соплеменников – мы старались быть как все, чтобы эти самые «все» нас принимали за «своих». А теперь, разочаровавшись в социальной системе, мы воспринимаем толпу как серую массу простых смертных, над которой став избранными отщепенцами величаво возвышаемся.

Часто отверженные обществом изгои становятся жертвами различных сект. Там они находят узкий круг соплеменников, в котором происходит теперь уже коллективное самоутверждение за счет возвышения над социальным «стадом». Сектанский коллектив создает свой собственный микросоциум – очередную систему ограниченного мировоззрения, главная функция которого чаще всего направлена на создание у его адептов ощущения собственной избранности. Именно этой иллюзией секты и привязывают своих адептов. Главная функция сектантского мировоззрения – создать у сектантов ощущение, что их новое мировоззрение лучше и выше предыдущего – социального.

Таким образом, сектанты более-менее адекватное социальное мировоззрение подменяют новым, заполненным «духовными» иллюзиями о собственном превосходстве. Если человеку удается пройти сквозь этот опыт, разобравшись, что именно с ним происходило, он обретает толику мудрости – понимание, что такое мировоззрение и как оно влияет на психику. В противном случае сектант увязает в собственных иллюзиях с головой, и окончательно отрывается от реальности.

Ценности и заблуждения

Если все искусственные ценности лживы, где же правда? Вспоминается изречение Лао Цзы: «Дао, выраженное словами, не есть истинное Дао». На практике это значит, что истинных ценностей не существует. Все концепции – наносное. Все, что нам остается – это упрощение жизни путем устранения многоярусных заблуждений. Тогда, даже если не откроется просветляющая истина, по крайней мере, напряжений точно поубавится.

Можно за так называемые «истинные ценности» условно принять принципы, которые помогают расчищать ум от бесполезных оторванных от реальности нагромождений. Но и здесь легко обмануться, подменив практику новомодными красивыми идеями для потехи самолюбия – такое происходит сплошь и рядом.

Выше я уже говорил, что наша жизнь на базисном уровне диктуется кнутом и пряником – то есть приятными и болезненными предвкушениями. Отсюда и происходят наши изначальные заблуждения. Упуская из виду реальные ниточки, которые вертят нашим разумом, мы начинаем рационализировать, и накручивать вокруг простых переживаний каскад красивых теорий о благородных намерениях, правильных желаниях и высоких устремлениях.

Обобщенно все наши устремления можно свести к успеху – к достижению благополучия в работе и отношениях. И все бы ничего, да вот только, как выше уже было замечено, в большинстве своем мы разучились слушать голос своего нутра. Мы не знаем, чего хотим на самом деле, но верим в искусственное счастье, основанное на голливудских ценностях. Мы остаемся напрочь глухи и слепы к своим истинным потребностям, потому что поверили, что счастье содержится в социальном успехе.

Следуя влияниям коллективного гипноза, мы, порой достигаем долгожданных целей от системы, и как бы понимаем, что случилось нечто важное – исполнилась мечта. Также, как во сне мы бегаем от пригрезившихся страшилок и радуемся иллюзорным благам, социально одобренное «счастье» силой нашей веры может вызывать ощущение, словно мы и вправду его достигли, ведь все внешние признаки достижения соблюдены.

Представьте себе аналогию. Пустая картонная коробка. Человек долгое время стремился заполучить такую. Ему внушили, что в ней – счастье и успех. И вот, спустя годы усилий, он, наконец, достигает своей долгожданной мечты, и конечно же, радуется. Ему завидуют: «о, этот человек обрел коробку! Ничего себе! Самую настоящую?! Да! Картонную…» Он получает желанную дозу уважения и одобрения от социума, устремленного к аналогичным шаблонным целям. И все! Понимаете?

Никакого счастья за целями от социальной системы никогда не было. И все приятные ощущения ограничиваются лживой радостью достижения этих целей. Но в силу своей психической слепоты, мы верим, что эта мимолетная радость – была кусочком вечного счастья. Просто, как нам кажется, мы что-то упустили, недоделали, или обнаружились какие-то новые обстоятельства, справившись с которыми, мы, наконец, настигнем счастье. Эти незавершенные гештальты преследуют нас всю жизнь.

Социальная система

Многие из нас искренне верят, что счастье в деньгах. Мы приравниваем деньги к успеху и уверенности в себе. Будут деньги, значит, будет и счастье – в этом нас убеждает социальная система ценностей. Она продает нам наши неврозы. Система продает наши ожидания. А чего мы ожидаем? Конечно же, все мы хотим легкого и понятного пути, где не требуется ломок самопознания. Надо то просто оставаться сентиментальными невротиками, глазеть в гипнотизатор ящик, покупать модные дорогие вещи, понимать в коллективных фетишах и делать вид, что все в ОК.

Спрос на легкое счастье порождает свое лживое предложение. Нам продают слюняво-сопливые фильмы, где транслируют невротичную «любовь», которая дальше инфантильной привязанности к самолюбованию в купе с половыми инстинктами никуда не заводит. Нам продают красивые истории про успех, где винтики социальной системы обретают голливудское счастье при помощи офисного самоутверждения. Оставайтесь невротиками, «не переключайтесь» и все будет ОК.

Социальная система ценностей, как я ее понимаю – это не какое-то хитрое одушевленное создание, и не государство с его законами. Без государства мир жил бы по законам джунглей. Система – это совокупность коллективных ожиданий, мировоззрение, которое невротики передают по наследству из поколения в поколение, поддерживая и укрепляя его при помощи средств массовой мистификации информации.

Когда нет знания о себе, нет и доверия к себе. Тогда человек перестает понимать, кто он, и к чему движется. И вместо того, чтобы исследовать свою истинную природу, он ее подавляет, а устремляется за чуждыми ему ценностями и чужими желаниями.

Нам хочется халявного счастья. Мы всю жизнь покупаемся на этот обман – верим, что дары социальной системы приведут к состоянию полного и окончательного удовлетворения. Но достигая цели, мы неизбежно оказываемся под воздействием очередного маятника двойственности, где вновь обретенное счастье, сменяется страхом это счастье потерять. Чувство собственника, ревность, раздражение, ранимость, неуверенность в себе – становятся платой за дары от системы.

Мы надеваем маски киногероев и транслируем образы, которые от нас ожидают в рамках социальной системы. А внутри – подавленное «дерьмо» – качества, которые не вписываются в систему. Отсюда берут свои корни все психосоматические недуги.

Мы хотим быть красивыми винтиками – нормальными парнями и девчонками. Возможно, есть люди, чьи глубинные интересы более-менее гладко вписываются в рамки системы. Но подавляющее большинство «счастливых» людей, свое счастье имитируют – совсем как голливудские актеры.

А какой может быть жизнь вне системы? Какой является жизнь свободная от диктата шаблонных ожиданий? Отношения перестают подчиняться правилам, становятся живыми и наполненными осознанностью. Работа перестает строиться исключительно вокруг денег и самоутверждения. Она становится выражением внутренней сути личности, и только при таких условиях способна привести к инновациям и открытиям, сделав человека мастером своего дела. Решения освобождаются от оков вынужденности, и человек начинает понимать, что волен изменить свою жизнь в любое время так, как ему захочется.

Быть собой – единственный путь заниматься любимым делом, и забыть о лени. Ведь лень – это просто сопротивление чужим желаниям. Быть собой – единственный путь оставаться здоровой личностью. Быть собой – значит быть не попсовой штампованной куклой, а настоящим осознающим человеком. И возможно, где-то здесь находится мост, ведущий от социальной психологии – к истинной духовности вне религий и вне концепций.

© Игорь Саторин

В продолжение темы: Стереотипы общества и свобода личности

Другие статьи по этой теме:

progressman.ru