Как показывают исследования, скорость чтения большинства людей, даже много читающих, колеблется в пределах 500-750 зн./мин. Иллюстрацией этого факта является известное высказывание великого поэта и ученого И. В. Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Это еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения. Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации.
Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.
1. Регрессия — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста. Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста. Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.
2. Артикуляция — это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.
Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.
3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.
Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения. При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.
4. Отсутствие гибкой стратегии чтения — значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.
5. Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.
Основные способы чтения и нормативы их скорости
В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие.
Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.
Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте.
Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.
Панорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Выборочное чтение — это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.
Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.
Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.
Основные условия и правила освоения приемов быстрого чтения
При проведении занятий по освоению методов, техники и приемов быстрого чтения необходимо выполнять ряд условий.
1. Освоение методов и приемов быстрого чтения — процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — его непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период занятий следует спланировать так, чтобы на протяжении всего времени (а цикл тренировок занимает обычно десять-двенадцать недель, т. е. 2.5 — 3 месяца) выделять ежедневно для тренировок час-полтора.
Весьма желательным компонентом обучения является проведение в период занятий саморегулирования аутогенной тренировки, представляющей собой научную психологическую дисциплину, методику самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой, т. е. регулирующих деятельность всех органов человека и обмен веществ.
В процессе обучения быстрому чтению роль представлений, внимания и эмоционального состояния исключительна велика.
Чтение в значительной степени — процесс подсознательный, т. е. большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами — задача реальная. Разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в ряду которых важная роль принадлежит аутогенной тренировке, которая, как показали сравнительные исследования, на 40% повышает эффективность обучения быстрому чтению. В связи с этим весьма желательно хотя бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейся литературе или пройдя соответствующие курсы.
2. Сознательное освоение упражнений и осознанное участие в изменении тех процессов, которые связаны с умственными действиями. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения невозможно, и поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность. Они тренируют только следственные факторы (движение глаз, периферические механизмы речи и слуха) и оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения. Поэтому результаты такого обучения поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро.
3. Постепенность наращивания скорости и приобретения навыков, от легкого к трудному, от традиционного к нетрадиционному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.
4. Рабочее место, режим занятий должны быть хорошо организованы, что подразумевает выполнение ряда требований. Работа должна выполняться в одно и то же время.Продолжительность каждого занятия должна составлять час-полтора.Рабочее место должно быть хорошо освещено и не иметь ничего лишнего.Необходимо соблюдать правила гигиены умственного труда.Рекомендуется читать не только в положении сидя, но и (преимущественно) в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности.Во время занятий полезно делать небольшие перерывы, давать отдых глазам, выполнять легкие физические упражнения.
Помните о том, что спокойная, тихая музыка создает благоприятные условия как для работы, так и для отдыха, а комплекс аутогенных упражнений способствует лучшему освоению приемов быстрого чтения и снятию возникающих психических нагрузок.
Эдуард Викентьевич Минько
Отступление:Чтоб быть неотразимой везде и всегда, посетите интернет магазин платья киев и выберите платье которое подходит именно вам.
minenkos.blogspot.com
Как показывают исследования, скорость чтения большинства людей, даже много читающих, колеблется в пределах 500-750 зн./мин. Иллюстрацией этого факта является известное высказывание великого поэта и ученого И. В. Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Это еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения.
Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации.
Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.
1. Регрессия — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста. Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста. Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.
2. Артикуляция — это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.
Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.
3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.
Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения. При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.
4. Отсутствие гибкой стратегии чтения — значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.
5. Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.
Основные способы чтения и нормативы их скорости
В зависимости от поставленной цели различают и используют различные способы чтения, среди которых основными являются следующие.
Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.
Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте.
Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.
Панорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Выборочное чтение — это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.
Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.
Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.
Основные условия и правила освоения приемов быстрого чтения
При проведении занятий по освоению методов, техники и приемов быстрого чтения необходимо выполнять ряд условий.
1. Освоение методов и приемов быстрого чтения — процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — его непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период занятий следует спланировать так, чтобы на протяжении всего времени (а цикл тренировок занимает обычно десять-двенадцать недель, т. е. 2.5 — 3 месяца) выделять ежедневно для тренировок час-полтора.
Весьма желательным компонентом обучения является проведение в период занятий саморегулирования аутогенной тренировки, представляющей собой научную психологическую дисциплину, методику самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой, т. е. регулирующих деятельность всех органов человека и обмен веществ.
В процессе обучения быстрому чтению роль представлений, внимания и эмоционального состояния исключительна велика.
Чтение в значительной степени — процесс подсознательный, т. е. большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами — задача реальная. Разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в ряду которых важная роль принадлежит аутогенной тренировке, которая, как показали сравнительные исследования, на 40% повышает эффективность обучения быстрому чтению. В связи с этим весьма желательно хотя бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейся литературе или пройдя соответствующие курсы.
2. Сознательное освоение упражнений и осознанное участие в изменении тех процессов, которые связаны с умственными действиями. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения невозможно, и поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность. Они тренируют только следственные факторы (движение глаз, периферические механизмы речи и слуха) и оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения. Поэтому результаты такого обучения поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро.
3. Постепенность наращивания скорости и приобретения навыков, от легкого к трудному, от традиционного к нетрадиционному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.
4. Рабочее место, режим занятий должны быть хорошо организованы, что подразумевает выполнение ряда требований. Работа должна выполняться в одно и то же время. Продолжительность каждого занятия должна составлять час-полтора. Рабочее место должно быть хорошо освещено и не иметь ничего лишнего. Необходимо соблюдать правила гигиены умственного труда. Рекомендуется читать не только в положении сидя, но и (преимущественно) в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности. Во время занятий полезно делать небольшие перерывы, давать отдых глазам, выполнять легкие физические упражнения.
Помните о том, что спокойная, тихая музыка создает благоприятные условия как для работы, так и для отдыха, а комплекс аутогенных упражнений способствует лучшему освоению приемов быстрого чтения и снятию возникающих психических нагрузок.
Эдуард Викентьевич Минько
Найдено тут
magov.net
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Томский Политехнический Университет филиал г. Юрга.
Кафедра Г.О.
По дисциплине: Психология.
На тему: Техника «быстрого чтения» .
Алтухов Алексей Сергеевич.
Руководитель работы:
Епифанова Надежда Алексеевна.
Содержание:
Введе ние о технике быстрого чтения
Читать или Скоро. Читать.
Психологическая настройка при чтении.
Проговаривание лов – тормоз для овладевания методики скорчтения
Читайте слова наоборот (упражнение на концентрацию мыслей)
Недостатки традиционных методов чтения.
Почему мы читаем с регрессиями.
Почему нельзя читать лёжа.
Пять золотых правил гигиены зрения.
Что даёт быстрое чтение.
Семь золотых правил быстрого чтения.
Литер ат ура
Введение о т ехнике быстрог о чтени я
Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале ХХI века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.
Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком.
Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту.
Но истории так же известны факты феноменально быстрого и рационального чтения, достигающего 1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен и мн. другие.
Но способность рационально читать - удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения .
За счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала?
В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации.
Традиционное чтение имеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, отсутствие гибкой программы чтения, то есть когда все тексты читаются одинаково медленно. Возвратные движения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения - это проговаривание читаемого текста про себя (артикуляция).
И самое главное, основное - это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.
Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, может показаться наивным. Велика, мол, мудрость бери и читай!
Но каждый ли грамотный человек действительно умеет «культурно» читать? Каждый ли читающий уверенно скажет, что понимает и запоминает все прочитанное? Что такое читательский талант природный дар или результат упорного труда? Благо или блажь быстрое чтение? А медленное недостаток или необходимость? Вопросы, вопросы... Мы не всегда задаем их, себе так естественны для многих потребность и привычка, раскрывать книгу или газету.
ЧИТАТЬ ИЛИ СКОРО ЧИТАТЬ.
Обычно, критики методики скорочтения строят карикатуру на этот жанр чтения. Они начинают описывать взоры разрезающие страницы, шелест страниц, торопливость и поспешность читателя. На месте книги обязательно должна оказаться «Война и мир». Читателем обязательно должен быть школьник. С другой стороны, противники стандартного способа чтения строят не мене глупую карикатуру – некую отличницу, которая с «вдумчивостью» и «пониманием каждого слова» читает таблицу Брадиса.
Ни та, ни другая сторона старается не замечать, что словесность не состоит не только из справочников и высокохудожественной литературы. Воюющие стороны не замечают пласта литературы, лежащего между этими крайностями. Я, например, ежедневно получаю по каналам Интернета несколько страниц английского текста, десяток страниц русскоязычного текста и писем. Умолчу о том, сколько приходится просматривать текстов в Гиперпространстве. Все эти тексты не относятся к художественной литературе.
Среди противников скорочтения много учителей. Их понять можно – они преподают литературу и являются хранителями русского языка. Они, почти единственные в России, кто следит за чистотой слова. Но, давайте посмотрим правде в глаза – школьников, которые прочитали предусмотренную школьной программой литературу – единицы. Большинство узнают о классиках через призму справочников сочинений, анекдотов или критики. Мне кажется, что гораздо предпочтительнее будет, если человек прочитает Достоевского в режиме скорочтения, (но прочитает), чем познает его по низкопробной литературе.
Скорочтение можно описать как комплекс приемов, по эффективному восприятию информации. Приемы приобретаются как результат систематизированных тренировок по расширению угла зрения, подавлению проговаривания слов, применения выхватывающих суть алгоритмов чтения. Обучение скорочтению, это чтение, чтение, чтение и еще раз чтение. Разве плохо, когда человек читает? Разве плохо, когда человек ставит перед собой цель и согласен методично, упорно и систематически добиваться ее?
У нас не возникает отрицательных эмоций, когда человек занимается спортом. Считают, что спорт полезен. Я бы сравнил методики скорочтения со спортом. Единственное различие в том, что тренируются не мускулы, а мозги.
Среди обладателей методиками скорочтения нет безработных! – все обладатели активные граждане, имеющие собственную позицию, и это понятно, поскольку скорость нервных процессов у обладателей скорочтением выше, чем у ленивых противников методик. Поэтому, скорочитающий всегда будет впереди.
Применять методики можно либо к знакомому тексту (по форме, по содержанию, по автору), либо к тексту с явной избыточностью, – например к газетам, или к текстам, из которых читатель настроен, почерпнуть несколько мыслей. Перед чтением, читатель строит модель текста, что он намеревается почерпнуть из статьи, от старается предугадать содержимое страницы. Если читатель настроится на то, чтобы замечать шероховатости текста, то он будет их замечать, если он настроен на получение факта – то он получит его. Обедняет ли этот подход наш опыт? – нет. Ведь нас не обедняет целеустремленность.
Стоит сказать правду и о компьютерных методиках. - Дорога в скорочтение не легкая прогулка, как это может показаться из компьютерных методик, а трудная перестройка мозга, однако плохи компьютерные методики или хороши – это не правильный вопрос. Главное другое. Главное то, что компьютерные методики скорочтения есть. Методики не стоят на месте, они развиваются, дополняются новыми функциями. Эти методики российского производства!
Учитесь скорочтению, это полезно.
ПСИХОЛИГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПРИ ЧТЕНИИ.
Вы даже без какой либо методики уже подготовлены к скоростному чтению!
Наверняка, вы можете вспомнить множество примеров из своей практики, когда вы схватывали смысл на лету, например, на экзамене, когда мимолетным взглядом вы запоминаете все формулы.
Скорость восприятия текста особенно заметна при чтении незнакомого или иноСТРАННОГО текста. Вы постоянно спотыкаетесь на незнакомых словах, подбираете и гадаете, смысл предложения, не можете осилить элементарное слово, постоянно смотрите в словарь. Но стоит вам перейти к тексту, написанному на родном языке, как все идет на поправку. Взгляд пронзает текст как нож масло.
Вспомните психологическое состояние перехода от сложного текста к простому. Проанализируйте ниточку которая тянется между проблемным и простым текстом. Поймайте это состояние перехода. Что это за состояние? чем подробнее вы его опишите, чем больше эмоций вы примените, чем более ярко вы представите себе это состояние, тем лучше.
Теперь, перед чтением культивируйте в себе это чувство перехода от сложного текста к простому, легкому и понятному.
Многие иностранные методики скорочтения начинаются и заканчиваются этим упражнением.
Проговаривание слов – тормоз для овладевания методики скорочтения
"По поводу методики скорочтения, основываясь на собственном опыте, могу сообщить следующее: действительно, исключение внутреннего проговаривания слов - это самый главный источник увеличения скорочтения. Причем даже если вам кажется что, вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы - т.е. чтение вслух - дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.
Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:
1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, например, или, что еще хуже - аудио - механическими эффектами - бубнение и т.д.
Бороться с этим довольно просто - держать что- либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами - как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.
2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу - т.е. т.н. речевом центре.
Здесь используется метод - клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным - бороться с этим супер сложно - держать что- либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой - нибудь ритм (но только не музыку) - например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.
mirznanii.com
В мире столько интересных, поучающих книг! Но, что делать, когда день расписан по минутам и на прочтение какой-либо литературы сложно выделить весь день? На помощь придет техника быстрого чтения.
Нет предела совершенству, да и к тому же не зря говорят, что те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто часами «зависает» в телевизионных передачах. Как не верти, но в этой фразе есть некая жизненная правда.
В первую очередь, важно отметить, какую пользу несет в себе техника быстрого чтения. Так, благодаря ей, можно не только в 2, а то и в 3 раза сократить прочтение любимой книги. Хотя последняя может быть просто некой школьной литературой на лето, а это говорит о том, что, научившись быстрому чтению, можно быстрее справляться с домашними заданиями. К тому же, это отличная разминка для мозга.
Существует немалое количество всевозможных тренингов, обучающих видеоуроков на эту тему. Мало того, проводятся различные семинары, посещение которых ничуть не бесплатное. Если есть желание, то и в домашних условиях можно повысить свой уровень скорочтения. Главное тому объяснение – все методики, курсы основаны на нескольких основных правилах:
Правила быстрого чтения подразумевают под собой не только теоретический материал, но и практический. Больших результатов можно достичь, работая в паре с кем-то, кто также желает повысить навык скорочтения.
Так, один из партнеров, открыв книгу, отыскивает для себя любое слово. Затем книга передается другому и называется ранее найденное слово. Второй партнер должен как можно быстрее найти необходимое слово в тексте.
Не менее важным упражнением является следующее. Неплохо было бы научиться читать слова задом наперед. Это не детская забава, а тренировка умения концентрироваться.
womanadvice.ru
Техника быстрого чтения сегодня особенно востребована. Такой навык пригодиться в самых различных профессиях. Если вы умеете читать быстро, это положительно скажется в дальнейшем на любой престижной работе. Развить в себе такую способность может каждый желающий. Для этого есть специальные методы. Главное, что вам нужно – поставить перед собой цель и идти к ней, не бросая начатого. Техника быстрого чтения включает в себя несколько этапов, которые нужно постепенно осваивать.
Многие при чтении проговаривают слова и мысли в голове. Это значительно замедляет процесс чтения. Еще хуже, когда человек сначала проговаривает текст в слух. Это тормозит его восприятие. Совсем не обязательно это делать, чтобы понимать текст и читать его.
Если вы относитесь к категории людей, которые проговаривают текст в слух или мысленно, то вам нужно постараться избавиться от этой привычки. Вам следует, словно отключить механизм проговаривания слов у себя в голове. Вы сразу заметите, что скорость чтения увеличится в несколько раз. Если сделать сразу это вам будет сложно, то попробуйте жевать во время чтения жвачку или мычать себе под нос. Это поможет не зацикливаться на словах и не произносить их.
Многие при чтении возвращаются глазами назад к словам, которые только что прочитали. В этом случае приходится останавливаться на каком-то слове. В следствие этого скорость чтения падает. Чтобы избавиться от такой привычки, необходимо признаться себе, что вы делаете именно так и постараться заострять на этом свое внимание. Когда вы будете часто это замечать, то сможете ругать себя за это и читать дальше. Вскоре вы заметите, что такая привычка прошла и сможете читать быстрее.
Слежение за текстом – это одна из самых действенных и удивительных техник скорочтения. Еще в школе учат водить карандашом или пальцем по тексту, чтобы следить за ним. Делать это можно и движением головы. Все это очень важно делать, т.к. подобный метод хорошо ускоряет процесс чтения. Старайтесь концентрироваться на каждом читаемом слове. Так вы не только быстро научитесь читать, но и сразу будете запоминать поступающую информацию.
Большое количество людей осваивают технику быстрого чтения довольно просто. Они могут обрабатывать большое количество информации на высокой скорости чтения. При этом они даже не задумываются, что делать это могут не все.
Если вы не можете научиться такой технике, попробуйте другие варианты быстро читать и усваивать нужную информацию.
Хорошо будет освоить метод пристрелки. Он основывается на том, что человек должен за несколько секунд научиться выделять в тексте только те отрывки, на которые нужно обратить внимание. При этом уже известный материал должен быть отсеян. Это умение можно развить в себе и постепенно вы будете справляться с ним.
Чтобы научиться выделять важные моменты методом пристрелки, вам необходимо:
С помощью такого упражнения вы сможете выделять главное, а также развивать свое внимание.
После того как вы натренируетесь с предметами, можете переходить к освоению текстов. Для этого быстро просмотрите текст в течение 30 секунд. Теперь выделите 3 основных мысли из небольшого отрывка. Закройте глаза и представьте эти самые мысли. Повторите все снова несколько раз, находя новые факты и мысли. Старайтесь визуализировать их. Скоро вы сможете хорошо освоить этот метод.
Метод нахождения ключевых слов позволит научиться не только быстро прочитать текст, но и запомнить его содержание. Есть специальное упражнение, которое поможет научиться находить ключевые слова в тексте.
Перед тем, как вы начнете читать какой-либо конкретный текст, ознакомьтесь с его тематикой. После этого пробегайте материал глазами и «цепляйте» только те слова и небольшие отрывки возле них, которые имеют непосредственное отношение к тексту. Так вы сможете освоить текст быстро и узнать, в чем заключается его суть.
Научитесь использовать зрительную память при чтении. Откажитесь от буквенного произношения слов. Взрослые люди имеют развитую память, поэтому они легко смогут научиться схватывать слова, которые будут состоять из 8 – 10 букв. Не нужно читать их по буквенно. Задействуйте для этого свою зрительную память. Старайтесь выполнять упражнения каждый день.
Для быстрого освоения этой техники, подготовьте таблички, на которых будут напечатаны длинные слова, которые чаще всего можно встретить в интересных для вас текстах. Можно также создать картинки в различных компьютерных программах, на которых будут напечатаны слова. Записать их можно даже в небольшую таблицу. После этого взгляните на слово из карточки, но не нужно читать его, а лишь закрыть глаза и визуально произнести то, что там написано.
Начинать делать это упражнение можно с 6 -7 букв. Дальше можно усложнять задание, добавляя буквы. Уделяйте в день хотя бы по 15 минут на освоение этого упражнения.
Чтобы научиться скорочтению, пробуйте читать по вертикали. Для этого вам нужно приучиться не двигать глазами вдоль строки, а захватывать всю строчку только одним взглядом. Чтобы научиться делать это и совершенствовать данный навык, вы можете воспользоваться упражнениями, разработанными по системе Шульте. Для этого используйте квадратные разлинованные таблицы, в которых находятся цифры в произвольном порядке. Следует начинать такое упражнение с таблицы в 16 цифр. Постепенно переходите на 25, 36 и 49 цифр соответственно.
Лучше заниматься таким способом скорочтения вдвоем. Второй человек должен составлять таблицы, которые будут отличаться расположением цифр. У каждого будут свои таблички, которые и нужно осваивать. Смотреть нужно четко в одну точку, которая находится в центре таблицы. В этом случае вы будете фиксировать взгляд на главном, не зацикливаясь на мелочах.
Как видите, методов, с помощью которых можно научиться быстро читать, довольно много. Вы можете выбрать тот из них, который на ваш взгляд более легкий и подходит для вас. Можете также испробовать все техники. Это поможет сделать правильный выбор. Старайтесь уделять этому занятию много времени и проявите терпение. Если вы поставите перед собой цель, то обязательно ее добивайтесь.
vremya-sovetov.ru
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент
Эксперт: в области русского языка, методики преподавания и коммуникации
Люди читают сотни веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основная причина – возрастание объемов информации как результат развития науки, её интегративность и необходимость в существенном ускорении освоения информации. Организуйте ежедневные тренировки своему мозгу и результат не заставит себя долго ждать.
В русском языке чтение трактуется в нескольких значениях:
1. чтение как процесс восприятия оформленных различными способами текстов:
2. чтение как произнесение, декламирование текстов, в том числе и в учебных целях;
3. чтение как устное изложение перед аудиторией учебного (лекция) или научного материала (доклад).
4. чтение как процесс восприятия, переработки, перекодирования, понимания и запоминания различных символов и текстов с помощью зрительного анализатора.
Рисунок 1. Модель переработки текстовой информацииУглубленное — это способ чтения при котором читатель обращает внимание на детали, производит их анализ и оценку. Еще его называют аналитическим или критическим.
Например, такой способ чтения лучше всего использовать при изучении учебных дисциплин.
Быстрое чтение — сплошное чтение текста, при котором быстро идет процесс анализа фактов и синтез отдельных понятий.
Например, такой способ чтения подойдет для чтения научной, технической, экономической и т.д. литературы.
Выборочное чтение — это способ чтения при котором читаются избирательно отдельные разделы текста.
Например, такой способ используют при вторичном прочтении информационного источника после его предварительного просмотра.
Чтение-просмотр — это способ чтения при котором идет предварительное ознакомление с источником информации.
Например, берем в руки книгу, бегло просматриваем предисловие, по оглавлению отыскиваем наиболее важные положения автора, по которому можно предположительно судить об основном содержании источника, просматриваем заключение и делаем вывод о полезности и ценности текста.
Чтение-сканирование — это способ чтения источника при котором отыскивает исключительно фактографическая информация (цифры, слова, фамилии и т.п.).
Например, для доказательства своей точки зрения читатель отыскивает в книги ту или иную статистическую информацию.
Таким образом, рассмотренные способы чтения показывают необходимость не только овладения ими, но и возможность каждый раз выбирать соответствующий способ в зависимости от характера текста и бюджета времени.
Регрессия — непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При таком чтении глаза совершают движение назад, но не к начальному пункту чтения, а ограничиваясь ближней зоной.
Проговаривание — это движение губ, языка и других органов речи при чтении про себя. При медленном чтении возникает внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.
Малое поле зрение — охват глазом текста при одной фиксации взгляда. Человек воспринимает буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, следовательно, глаза делают несколько фиксаций, что называется дроблением взгляда.
Отсутствие стратегии чтения — отсутствие цели, задачи и темы, которая двигает читателем.
Отсутствие внимания — переключение мыслей на посторонние звуки, мысли, предметы снижает интерес к чтению и тормозит восприятие текста.
Способы чтения различаются по скорости их реализации, которая определяется как количество знаков, прочитанных в единицу времени. Важным является не только скорость прочитки текста, но и коэффициент понимания, продуктивность чтения.
В разных странах и языках различаются как названия, так и значения нормативов чтения (см. таблицу).
Нормативы скорости чтения в разных странахВ нашей стране так же имеются нормы скорости чтения для взрослых (см. таблицу).
Нормативы скорости чтения в РоссииКонечно, скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от многих факторов: активность нервно-психических процессов, особенностей мышления, внимания, генетической предрасположенности. Но каждый человек, ежедневно тренируясь, может изменить собственные показатели.
Прием 1. Отключаем регрессию.
Необходимо силой воли заставить себя не возвращаться в ранее прочитанному тексту. Для этого можно надеть наушники при чтении или использовать специальный алгоритм чтения. Этот алгоритм предполагает последовательное извлечение информации по ключевым вопросам.
Специальный алгоритм чтения
НАЗВАНИЕ (книги, статьи) – АВТОР (авторы) – ИСТОЧНИКИ И ЕГО ДАННЫЕ – ТЕМА (о чем книга, статья) – ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ – СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ – НОВИЗНА МАТЕРИАЛА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Прием 2. Отключаем внутреннюю артикуляцию (проговаривание).
Так как наша речь – это ритмический рисунок, то для увеличения скорости чтения необходимо использовать прием аритмического постукивания.
Прием аритмического постукивания
Читая про себя человек выстукивает кистью руки ритм, не соответствующий ритму русской речи. Например: раз-дватри-четырепять-шесть-семь-восемь.Этот ритм разрывает привычный механизм речедвижений при чтении русского текста, то есть мешает внутреннему проговариванию.
Прием 3. Расширяем поле зрения.
Нетренированный глаз вынужден делать 12-16 остановок во время чтения, что отнимает время и утомляет глазную мускулатуру.
Прием для научения чтению по вертикали
В таблице вписаны числа от 1 до 25. Посмотрите в центр таблицы с расстояния 30-40 см, стараясь увидеть всю таблицу. Вы должны найти все числа в возрастающем порядке от 1 до 25 за 25 секунд. Если потеряли какое-либо чисто, то ищите его, передвигая глаз только по вертикали. По этому же образцу можете сделать для себя таблицы с большим количеством чисел. Тренируйтесь 3-5 минут ежедневно.
Таблица для научения чтения по вертикалиПрием 3. Улучшаем внимание.
В психологии принято различать следующие качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость. Навыки беглого чтения требуют развития всех качеств.
Для улучшения всех качеств нужно ежедневно выполнять ряд упражнений.
Пример упражнений.
Перед вами два задания. Каждое из которых вы должны закрыть листом бумаги сразу после прочтения. Читать задания надо очень быстро. Затем следует ответить на вопросы.
Задание 1. Жена попросила мужа купить масло, мыло, мясо, капусту. Муж купил: капусте, мыло, масло, сало. Что забыл купить муж? Что он купил лишнего?
Задание 2. В комнате 235, в правом ящике шкафа, который стоит рядом с письменным столом, лежит книга Вормсбереха и Кабина “Сто страниц в час”. Принесите ее. Где именно лежит книга? Вас просили войти в комнату 325, 235, 435? Где стоит шкаф? Где лежит книга? Кто авторы книги?
Таблица Шульте он-лайн — один из самых эффективных тренажеров для развития внимания, памяти и навыков скорочтения.
Lumosity — онлайн версия насчитывает более 40 игр на тренировку внимания, многозадачности, кратковременной и долговременной памяти, фокуса (концентрации), стресс-менеджмента и т. д.
PEAK — содержит 25 головоломок, разделенных по нескольким категориям. Фокус – ряд упражнений по взаимодействию с фигурами: их сортировка, сопоставление и вычленение. Ловкость – головоломки, требующие быстрого принятия решений и вызывающий определенный мозговой конфуз. Решение проблем – ряд головоломок, в которых особый акцент сделал на работу с числами и геометрическими фигурами. Память – 7 упражнений для тренировки памяти и работе с карточками. Язык – предусматривает освоение навыков по быстрому подбору слов, составлению пар, поиску слов среди буквенной сетки (поддержка только английского языка).
«B-trainika» — ежедневно подбирает для Вас 5 упражнений, ориентированных на комплексное улучшение основных познавательных функций мозга. Общее время занятий составляет 15-20 минут в день. Все тренажеры выполнены в форме игр, поэтому занятия на них увлекательны и интересны.
Таким образом, при должной целеустремленности, усердии и желании успех вам обеспечен.
www.eduneo.ru
В мире столько интересных, поучающих книг! Но, что делать, когда день расписан по минутам и на прочтение какой-либо литературы сложно выделить весь день? На помощь придет техника быстрого чтения.
Нет предела совершенству, да и к тому же не зря говорят, что те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто часами «зависает» в телевизионных передачах. Как не верти, но в этой фразе есть некая жизненная правда.
В первую очередь, важно отметить, какую пользу несет в себе техника быстрого чтения. Так, благодаря ей, можно не только в 2, а то и в 3 раза сократить прочтение любимой книги. Хотя последняя может быть просто некой школьной литературой на лето, а это говорит о том, что, научившись быстрому чтению, можно быстрее справляться с домашними заданиями. К тому же, это отличная разминка для мозга.
Существует немалое количество всевозможных тренингов, обучающих видеоуроков на эту тему. Мало того, проводятся различные семинары, посещение которых ничуть не бесплатное. Если есть желание, то и в домашних условиях можно повысить свой уровень скорочтения. Главное тому объяснение – все методики, курсы основаны на нескольких основных правилах:
Правила быстрого чтения подразумевают под собой не только теоретический материал, но и практический. Больших результатов можно достичь, работая в паре с кем-то, кто также желает повысить навык скорочтения.
Так, один из партнеров, открыв книгу, отыскивает для себя любое слово. Затем книга передается другому и называется ранее найденное слово. Второй партнер должен как можно быстрее найти необходимое слово в тексте.
Не менее важным упражнением является следующее. Неплохо было бы научиться читать слова задом наперед. Это не детская забава, а тренировка умения концентрироваться.
www.kodokved.ru