Вопрос-ответ. Ребенок избалованный или аутичный — как понять? Поведение аутистов детей


Поведение ребенка с аутизмом — RusPsiholog.ru

Вопрос-ответ. Ребенок избалованный или аутичный — как понять?

Советы тем, кто случайно стал свидетелем странного поведения ребенка, которое может быть вызвано особенностями развития

Дети с аутизмом склонны к странному поведению. Они могут издавать странные звуки, действовать импульсивно, убегать или залезать туда, куда не следует. Они могут быть чрезвычайно разборчивы в еде, отказываться надевать определенную одежду или им может быть трудно уснуть и оставаться в постели всю ночь. Они могут снова и снова стучать дверью, спускать воду в унитазе без надобности, снимать с себя одежду или драться с другими детьми. У них могут быть проблемы с вниманием, они могут легко отвлекаться, с ними даже может случиться очень длительная и громкая истерика, «нервный срыв».

Эти виды поведения социально неприемлемы. И нет такого поведения, которое может случиться только с ребенком с аутизмом. Так что в реальности, большинство взрослых людей, которые видят ребенка старше трех лет, ведущего себя таким образом, быстро приходят к выводу, что перед ними «донельзя избалованный» ребенок. Им кажется, что ребенка поощряли плохо себя вести, и что родители просто никогда не говорят ему «нет».

Вероятно, есть только две ситуации, в которых взрослый человек может заподозрить, что он наблюдает аутичное поведение, а не просто банальные капризы.

Во-первых, это ситуации, в которых язык тела и движения ребенка слишком необычны и выдают его особенности развития. Например, если подросток вообще не говорит, а для общения издает отрывочные звуки, или если ребенок раскачивается и машет кистями рук. Такое поведение может сообщать окружающим, что «у этого ребенка есть особые потребности».

Вторая ситуация происходит тогда, когда этот взрослый сам воспитывает или работает с ребенком с аутизмом. Мы, родители детей с аутизмом, так часто встречаем людей в этом спектре в приемных, на группах и в коррекционных классах, что знаем возможные проявления как свои пять пальцев.

Но что, если у вас нет ребенка с аутизмом, но вы просто наблюдаете или общаетесь с ребенком, который, как вам кажется, ведет себя плохо. Может быть, вы тренер в спортивной секции, вожатый в лагере, инструктор в бассейне или смотритель музея. Как вы можете понять, столкнулись ли вы с аутичным ребенком или же его действительно избаловали?

Вот несколько возможных подсказок, которые помогут вам понять, нуждается ли этот ребенок в строгой дисциплине или в специальной поддержке.

1. Странное поведение происходит «на ровном месте». В то время как обычные дети могут плохо себя вести, когда им в чем-то отказывают или они недовольны ровесником, проблемное поведение детей с аутизмом часто является результатом сенсорных трудностей (слишком светло, слишком громкие звуки, неудобная одежда, странные запахи), которые могут быть невидимы для остальных людей.

2. Поведение повторяется, но не преследует какую-либо цель. Ребенок, который снова и снова открывает и закрывает дверь, возможно, для того, чтобы понаблюдать за движениями двери, вряд ли делает это потому, что он «балуется». Вероятно, ему нравится этот сенсорный опыт, и он просто не знает о том, что данное поведение неуместно.

3. Поведение не соответствует возрасту ребенка. Когда способный двенадцатилетний мальчик настаивает на том, чтобы без конца говорить про видео или мультики «для малышей» или выпаливает ответы, не поднимая руку и обращая внимания на одноклассников, то вряд ли он просто хочет всех «достать». Подобное импульсивное поведение, а также интересы, странные для данного возраста, часто связаны с аутизмом.

4. Ребенок не ждет реакции окружающих. Если обычные дети «балуются», чтобы добиться реакции взрослых или сверстников, дети с аутизмом могут делать то же самое по своим собственным, внутренним причинам. Если вы видите, что ребенок делает то, что вы считаете «баловством» (сидит под партой, встает на скамью, бегает, хотя делать этого нельзя), но его при этом не интересует реакция на его поведение, то это может быть проявлением аутизма.

5. Ребенок не понимает социальные аспекты ситуации. Дети с аутизмом могут не понимать реакцию других людей, особенно если она неявная. В результате, они могут говорить без конца на одну и ту же тему, потому что не понимают, что она уже всем наскучила, вторгаться в личное пространство или считать, что им тут рады, даже если это не так.

Ни один из этих признаков еще не доказывает, что у ребенка можно диагностировать аутизм, но они определенно говорят о том, что ребенок не просто мешает окружающим ради того, чтобы их позлить или добиться своего. Независимо от аутизма эти дети нуждаются в дополнительной помощи, чтобы справиться с повседневными сложностями!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»

Вопрос-ответ. Почему аутизм может быть связан с проблемным поведением?

Причины и возможные подходы к агрессии, самоповреждениям и другому нежелательному поведению при аутизме

Аутизм не вызывает нежелательного поведения сам по себе. Скорее, скрытые биологические процессы, связанные с аутизмом, могут привести к поведению, которое человек не в силах контролировать. Такое поведение аналогично дрожи в конечностях при болезни Паркинсона — оно вызывается импульсами, неподвластными человеку.

При этом некоторые поведенческие реакции — это просто рефлексы, ребенок контролирует их не больше, чем вы контролируете движение ноги, когда врач стучит молоточком по вашей коленке.

«Некоторые виды поведения, которые большинство специалистов и других семей не посчитают проблемными, например, странные звуки, повторение одной и той же фразы снова и снова, постоянное открывание и закрывание дверей, не являются опасными или деструктивными. Но они могут очень сильно раздражать и повышать уровень стресса для всех. И когда ребенку снова и снова говорят прекратить, а он этого не делает, то эти мелочи превращаются в большие проблемы. Они создают напряжение в семье, из-за которого все начинают вести себя проблемно. Когда мы изменили отношение и научились реагировать на такое раздражающее, но не опасное поведение, то это изменило функционирование всей нашей семьи и повысило качество нашей жизни», — Н. М., мать.

Кроме того, признаки аутизма приходятся именно на те области, трудности в которых могут привести к раздражительности, замешательству, тревожности и потере контроля над собой, что вызывает нежелательные поведенческие реакции. Поскольку очень часто поведение — это форма коммуникации, многие люди с аутизмом (как и люди без аутизма) используют невербальное поведение, чтобы выразить свои желания, потребности и опасения. Однако это не значит, что человек предпринимает осознанную попытку коммуникации.

Например, если ребенок убегает прочь из-за лая собаки, то это лишь биологическая стрессовая реакция на испуг, даже если для вас это ситуация не была страшной. Точно так же, если ребенок замыкается в себе и прячется в тихом месте, то это может быть его способом сказать: «Здесь слишком громко и много людей, я не могу с этим справиться». Это автоматическая реакция на стрессовую ситуацию, а не выбор ребенка.

Проблемное поведение чаще всего проявляется, когда человек с аутизмом несчастлив или нездоров. Невидимые для нас медицинские проблемы, психические расстройства или сенсорные реакции могут вызывать боль и дискомфорт у человека с аутизмом, о которых мы не догадываемся, особенно если он сам не может рассказать о своем состоянии.

«Когда Марку было 8 лет, то ни с того ни с сего он начал требовать порядка во всем. Он переменился буквально за день. Если мы открывали буфет, то он его закрывал. Невозможно стало разгрузить или загрузить посудомоечную машину — он не выносил открытой дверцы. Нас это сводило с ума, а для него это явно стало навязчивостью. Он проявлял тревожность и устраивал истерики, чтобы никто не нарушал привычный порядок.

По счастью, наш врач сделал кое-какие анализы, и определил, что у него повышены антитела к стрептококкам, а навязчивость была следствием обсессивно-компульсивного расстройства из-за синдрома ПАНДАС. Биологические проблемы трудно поддавались лечению и потребовали длительного решения, но само наше отношение к его поведению полностью изменилось, так как мы поняли, что он не пытается свести нас с ума, и что он может контролировать происходящее не больше, чем мы. Мы долго работали над тем, чтобы повысить его терпимость к переменам, мы шли маленькими шагами, используя положительное поощрение. Постепенно он стал таким же гибким, как и раньше, но нам пришлось изменить собственное поведение, чтобы помочь ему пережить этот период приемлемым для всех нас образом», — С. П., отец.

Исследование агрессии при аутизме

Недавнее исследование агрессии при аутизме показало несколько очень интересных тенденций в факторах риска, которые могут помочь лучше понять нежелательное поведение в целом.

— При аутизме уровень агрессии к ближайшему окружению выше, чем среди населения в целом или чем среди людей с интеллектуальной инвалидностью без аутизма.

— В отличие от факторов риска среди населения в целом при аутизме агрессия одинаково часто встречается как у мальчиков, так и у девочек. Другие обычные факторы риска тоже не были связаны с риском агрессии при аутизме (низкий уровень интеллекта, низкий уровень образования родителей, низкие речевые способности).

— Исследование показало, что, как и среди населения в целом, фактором риска был возраст. Агрессия чаще всего встречалась у детей с аутизмом самого младшего возраста, что предполагает, что поведение может значительно улучшиться по мере обучения и развития.

— Самый высокий риск агрессивного поведения наблюдался у детей с аутизмом, у которых присутствовали следующие особенности:

1. Больше повторяющегося поведения, особенно ритуалов и нанесения себе самоповреждений, либо крайняя степень сопротивления переменам.

2. Более тяжелые нарушения социального взаимодействия.

Результаты исследования показали, что с риском агрессии связаны основные симптомы аутизма. Возможно, что скрытые проблемы, например, непонимание социальных ситуаций или стресс от нарушения рутины могут привести к агрессивному поведению.

Что важно знать о поведении?

Прежде чем отдельно рассмотреть причины нежелательного поведения, важно подумать о причинах человеческого поведения в целом. Некоторое поведение имеет биологические причины (мы едим, когда мы голодны) или является рефлексом (мы закрываем уши от слишком громкого шума). Однако по большей части поведение происходит, потому что оно выполняет какую-то функцию или приводит к определенному результату. Прием пищи выполняет функцию удовлетворения чувства голода, а прикрытие ушей ладонями уменьшает воздействие сильного шума. Поведение также может выполнять функцию коммуникации. Если мы видим, что кто-то закрыл уши руками, то даже если нас шум не раздражает, мы можем понять, что для другого человека шум невыносим.

Очень важно помнить, что каждый человек делает все, что может, в любой ситуации, с учетом его навыков, образования, физического и эмоционального состояния и прошлого опыта. Мы классифицируем поведение как проблемное, если другим людям или обществу его трудно принять. Важно, чтобы вы стали внимательным наблюдателем и постарались понять причину такого поведения. Вначале необходимо сделать шаг назад и подумать о том, почему человек так себя повел, только после этого можно сделать шаг вперед и попытаться помочь. Не менее важно работать над тем, чтобы уменьшить ваше собственное недовольство поведением. Например, может помочь, если вы будете думать о нежелательных действиях как о реакции на что-то, а не как о неизбежном или злонамеренном поведении.

Однако есть разница между пониманием неприемлемого для нас или общества поведения и его принятием. Например, если вы поняли, что ребенок пинается из-за ограниченных способностей коммуникации, то нужно работать над развитием коммуникации (например, над просьбой «Мне нужен перерыв»), которая заменит пинки, а не разрешать ребенку пинаться вместо речи.

Точно так же, если причина поведения в биологическом состоянии, то поняв это, необходимо заняться лечением.

«Учитель Сэма переехал в другой город, так что он приступил ко второму курсу в старшей школе вместе со знакомым, но менее умелым инструктором. Вскоре он каждое утро отправлялся в медкабинет и проводил первый урок на столе для обследований. Очевидно, что новый учитель очень тревожился, и сотрудники школы считали, что это отражается на поведении Сэма, увеличивая и его тревожность. Или же это был способ избегать заданий, так как во время первого урока у него были занятия по социальным навыкам с высокими языковыми требованиями. Однажды утром он поперхнулся и его вырвало, но когда он вернулся домой стало ясно, что Сэм не болен. Потом сотрудник школы заметил, что после школьного обеда он поворачивает голову и закатывает глаза. А дома мы заметили, что после ужина он начал все время ложиться на диван. Мы обратились к гастроэнтерологу, и тот быстро диагностировал у Сэма рефлюкс. Как только он получил лечение, все это странное поведение и походы в медкабинет сошли на нет», — Э. Д., мать.

Когда мы думаем о нежелательном поведении любимого человека, очень важно обращать внимание на его сильные стороны и положительные качества. Проявляйте уважение к его мыслям, чувствам и предполагайте, что он понимает больше (или, напротив, гораздо меньше), чем вам кажется. Старайтесь не обсуждать его поведение в его присутствии, так как вполне вероятно, что он понимает гораздо больше, чем может показать. Говорите напрямую с ним, предоставляйте ему информацию, даже если вы не уверены, что он понимает, что вы говорите. Чтобы помочь вашему ребенку, очень важно установить с ним отношения доверия, и помочь ему перенаправить свою мотивацию и цели в более приемлемое поведение.

Функция поведения

Когда бы ни происходило поведение, очень важно подумать о его цели, или, как ее обычно называют, функции. Хотя некоторые виды поведения вызываются биологическими процессами в организме, гораздо чаще поведение является выученным и основано на прошлом опыте, сформировано тем, что предшествовало поведению, и тем, что произошло сразу после него. Иногда поведение вызывается биологическими причинами (например, почесывание при зуде), но потом оно меняет свою функцию (возможно, теперь ребенок почесывается, чтобы привлечь внимание учителя).

«Коррекционные педагоги [и родители] должны обращать основное внимание на то, что ребенок может делать, а не на то, что он делать не может. Нужно делать основной акцент на использовании и расширении тех навыков, которые уже есть у ребенка. Очень часто, людей запирают в каких-то ярлыках, например, дислексия, СДВГ или аутизм, и никто не видит за ярлыком ребенка. А дети с этими ярлыками очень часто обладают неравномерными навыками.

Они могут быть одаренными в одной области и иметь огромные пробелы в другой. Очень важно работать над слабыми сторонами ребенка, но не нужно делать на них основной акцент, иначе его способности так и не будут развиваться», — Темпл Грандин.

Пример функции продуктивного поведения: ребенок просит поесть и получает печенье. Функция просьбы в том, чтобы получить печенье. Если же у ребенка ограничены речевые навыки, то стратегии получения печенья могут принять другую форму. Но если результат будет тем же, то ребенок научится тому, что нужно повторять это поведение, чтобы «получить печеньку». С течением времени люди с ограниченной коммуникацией очень часто создают необычайно креативные и интересные методы коммуникации, и некоторые из них могут быть отнесены к «проблемному поведению».

Функция проблемного поведения

Нежелательное поведение, такое как агрессия, помехи занятиям или нанесение себе повреждений часто является главной проблемой с точки зрения родных и близких людей с аутизмом и другими нарушениями развития. Многие из этих видов нежелательного поведения являются выученными, и они сохраняются благодаря тому, что происходит сразу после такого поведения. Поскольку это выученное поведение, его можно модифицировать, если изменить или преобразовать условия окружающей среды, особенно события непосредственно до и после проблемы. В большинстве случаев проблемное поведение является просьбой или попыткой коммуникации о некоем желательном исходе (например, доступе к игрушкам, еде, общении или прекращении неприятного занятия). В этих случаях цель в том, чтобы заменить проблемную «просьбу» на более адаптивную (приемлемую и эффективную) коммуникацию.

Возможно, вам стоит задать себе следующие вопросы о том, почему человек ведет себя таким образом:

— Это поведение началось внезапно? Если да, то возможно ли, что ребенок болен, или что-то изменилось и могло спровоцировать поведение?

— Может ли медицинская проблема или физическое состояние вызывать такую реакцию? Усталость? Стресс?

— Что может получать мой ребенок благодаря такому поведению? Он может чего-то избегать таким образом?

— О чем он пытается мне сообщить? Чему я могу научиться из его поведения?

— Поведение происходит в определенных местах, рядом с определенными людьми или в ситуациях, когда он голоден или устал? Можно ли что-то изменить в окружающей обстановке, чтобы улучшить ситуацию?

— Что произошло перед поведением? Есть ли что-то, что повышает вероятность того, что оно произойдет?

— Что происходит после поведения? Что после поведения помогает ему сохраниться? Что делает его эффективным инструментом для ребенка?

— Что я обычно делаю, чтобы ребенок прекратил это поведение? Я (или кто-то еще) начинаю уделять ему больше внимания, или делаю что-то, из-за чего поведение может стать средством получения желаемого?

Если у вас появилась идея о том, когда или почему происходит это поведение, то может оказаться, что ситуацию можно улучшить с помощью простого решения, благодаря которому поведение начнет происходить реже.

Также необходимо помнить о том, что поведение меняется, а люди адаптируются. Поведение, которое выполняет специфическую функцию в одной ситуации, может выполнять другую функцию в других условиях. Иначе говоря, в одной ситуации ребенок кусается из-за фрустрации, потому что он что-то хочет, но не может попросить об этом. В другой ситуации он кусается, потому что напуган и хочет уйти. А в третьем случае это просто его автоматическая реакция на интенсивный стресс. И хотя поведение во всех ситуациях является одинаковым, причины его появления (функция) могут быть очень разными.

В общем и целом поведение выполняет одну из нескольких функций:

— Получение желаемого предмета или результата.

— Избегание задания или определенной ситуации.

— Получение внимания, которое может быть как положительным (похвала), так и отрицательным (крики).

— Самоуспокоение, саморегуляция или удовольствие (сенсорная стимуляция).

— Блокирование или избегание чего-то болезненного или раздражающего (сенсорное избегание).

— Реакция на боль или дискомфорт.

— Попытка получить контроль над окружающей средой или ситуацией (самоадвокация).

Можно добиться улучшений, если изменить сами ситуации или окружающую среду, или только то, что происходит перед и после проблемного поведения. Поскольку поведение часто является формой коммуникации, обучение более адаптивным и приемлемым формам коммуникации часто позволяет заменить проблемное поведение уместными просьбами, протестами или ответами.

«До того как я смогла выражаться с помощью речи, единственным доступным мне способом избежать ситуаций и людей, которые мне не нравилось, было драться и кусаться и убегать. Я не хотела никому делать больно, но я просто не могла оставаться здесь, и я не могла объяснить свои мысли и чувства каким-либо другим образом. Меня так часто что-то беспокоило, как будто очень сильная боль. Теперь у меня за плечами годы практики — сначала с помощью жестов, потом с помощью моего электронного коммуникатора. Я могу пользоваться речью и другими формами коммуникации, чтобы попросить перерыв или перейти в тихое место, а не прибегать к агрессии. Теперь моя жизнь стала немного лучше», — Д. Р., молодая женщина с аутизмом.

До разработки формальных вмешательств важно учесть все возможные факторы, способствующие поведению, включая биологические. Правильное определение функции поведения — это ключевой момент в разработке плана по уменьшению нежелательных действий.

Например, если ребенок ударил маму, чтобы она не заставляла его заправлять кровать, то, поставив ребенка «в угол», вы предоставите ему именно то, чего он хотел (избегание задания). Тем самым вы поддержите (подкрепите) поведение. В этом случае он будет более склонен снова кого-то ударить ради избегания. Вместо этого, если вы определили, что ребенок дерется, потому что воспринимает задание как слишком сложное, то если вы сделаете задание проще и поможете ребенку добиться в нем успеха, то вы можете прекратить попытки избегания, и потребность кого-то ударить пропадет. Вы можете начать с того, что поможете ему заправить постель, но проследите за тем, чтобы он правильно закончил задачу, положив последнюю подушку.

Рассматривая поведение, очень важно смотреть на всего человека в целом, и учитывать не только проблемное и дезадаптивное поведение, но и продуктивное. Важно признать, что то, что мы считаем негативным поведением, может иметь положительные элементы. Например, положительной стороной может быть сам факт того, что человек пытается отстаивать свои потребности или желания. Крайне важно развитие приемлемых навыков самоадвокации и самоопределения.

Люди с аутизмом часто рассказывают, что мир кажется им очень запутанным и тревожным. Очень часто можно помочь человеку перейти к более приемлемому поведению, если создать безопасную и предсказуемую обстановку, что также будет способствовать навыкам саморегуляции, коммуникации и самоопределения. Встретьте ребенка на полпути, привлекайте внимание к тому, что получается у него хорошо, и делайте маленькие, положительные шаги к новым навыкам и доверию, и это поможет ему адаптироваться к вашей семье и миру вокруг него.

Два правила, о которых необходимо помнить

Применяя поведенческие принципы, вы научите человека более приемлемым способам, получать то, что он хочет (например, внимание, доступ к развлечениям, избегание задания и так далее).

— Последовательность необходима. Хотя вмешательства на основе функции поведения могут быть очень эффективны, они будут успешны только в том случае, если они применяются последовательно, во всех без исключения ситуациях и всеми без исключения людьми, которые общаются с данным человеком. — Продолжительность необходима. Еще важнее то, что поведенческое вмешательство должно продолжаться даже тогда, когда нежелательное поведение уменьшается, точно так же, как нужно продолжать прием лекарств или лечебную диету даже после уменьшения симптомов. Нельзя надеяться на продолжительные изменения, если действующий агент (поведенческая терапия, лекарства, диета) оказывается непродолжительным, это приведет лишь к разочарованию и неудаче. Последовательность и приверженность поведенческим принципам позволят вам увидеть постепенные изменения в проблемном поведении.

Вопрос-ответ. Как работать с проблемным поведением ребенка с аутизмом?

Поведенческий аналитик об основных подходах к проблемному поведению при аутизме

В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям. Снижение поведения — это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).

Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом. Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей. Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе. В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.

Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились». Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.

Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?

Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.

Но сначала прочитаем предупреждение!

«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».

Советы по коррекции проблемного поведения

— Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать. Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу. Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.

— Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.

— После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства. План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению. Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.

— Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»

— Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.

— Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.

Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.

Деэскалация — это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию. Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации. К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации. Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.

Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):

Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)

Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил. Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.

Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 5. Эскалация достигла пика.

Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество. Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика. Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.

outfund.ru

ruspsiholog.ru

Как работать с проблемным поведением ребенка с аутизмом?

26.08.15

Поведенческий аналитик об основных подходах к проблемному поведению при аутизме

Автор: Тамеика Мидоус / Tameika MeadowsИсточник: I Love ABA

 

problem-tips

 

В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям. Снижение поведения — это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).

Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом. Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей. Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе. В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.

Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились». Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.

Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?

Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.

Но сначала прочитаем предупреждение!

«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».

Советы по коррекции проблемного поведения

— Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать. Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу. Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.

— Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.

— После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства. План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению. Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.

— Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»

— Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.

— Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.

Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.

Деэскалация — это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию. Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации. К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации. Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.

Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):

Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)

Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил. Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.

Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 5. Эскалация достигла пика.

Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество. Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика. Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.

Также смотрите:

Как определить функцию поведения при аутизме

Почему аутизм может быть связан с проблемным поведением

Почему следует избегать наказаний как метода коррекции поведения при аутизме

Как изменить нежелательное поведение при аутизме на альтернативное

Как научить ребенка с аутизмом использовать «слова» вместо «скандалов»

Как научить ребенка контролировать свои эмоции

Что делать, если ребенок с аутизмом часто и громко кричит

Что можно сделать с проблемным поведением в условиях школы

Нужно ли бороться с самостимуляциями у ребенка с аутизмом

Что делать с «протестным» поведением при аутизме

Как реагировать на проблемное поведение ребенка с аутизмом

Как уменьшить риск протеста в ответ на требования

Прежде чем корректировать поведение, нужно исключить медицинские проблемы

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Ребенок избалованный или аутичный — как понять?

26.11.15

Советы тем, кто случайно стал свидетелем странного поведения ребенка, которое может быть вызвано особенностями развития

 

autistic-child1

 

Дети с аутизмом склонны к странному поведению. Они могут издавать странные звуки, действовать импульсивно, убегать или залезать туда, куда не следует. Они могут быть чрезвычайно разборчивы в еде, отказываться надевать определенную одежду или им может быть трудно уснуть и оставаться в постели всю ночь. Они могут снова и снова стучать дверью, спускать воду в унитазе без надобности, снимать с себя одежду или драться с другими детьми. У них могут быть проблемы с вниманием, они могут легко отвлекаться, с ними даже может случиться очень длительная и громкая истерика, «нервный срыв».

Эти виды поведения социально неприемлемы. И нет такого поведения, которое может случиться только с ребенком с аутизмом. Так что в реальности, большинство взрослых людей, которые видят ребенка старше трех лет, ведущего себя таким образом, быстро приходят к выводу, что перед ними «донельзя избалованный» ребенок. Им кажется, что ребенка поощряли плохо себя вести, и что родители просто никогда не говорят ему «нет».

Вероятно, есть только две ситуации, в которых взрослый человек может заподозрить, что он наблюдает аутичное поведение, а не просто банальные капризы.

Во-первых, это ситуации, в которых язык тела и движения ребенка слишком необычны и выдают его особенности развития. Например, если подросток вообще не говорит, а для общения издает отрывочные звуки, или если ребенок раскачивается и машет кистями рук. Такое поведение может сообщать окружающим, что «у этого ребенка есть особые потребности».

Вторая ситуация происходит тогда, когда этот взрослый сам воспитывает или работает с ребенком с аутизмом. Мы, родители детей с аутизмом, так часто встречаем людей в этом спектре в приемных, на группах и в коррекционных классах, что знаем возможные проявления как свои пять пальцев.

Но что, если у вас нет ребенка с аутизмом, но вы просто наблюдаете или общаетесь с ребенком, который, как вам кажется, ведет себя плохо. Может быть, вы тренер в спортивной секции, вожатый в лагере, инструктор в бассейне или смотритель музея. Как вы можете понять, столкнулись ли вы с аутичным ребенком или же его действительно избаловали?

Вот несколько возможных подсказок, которые помогут вам понять, нуждается ли этот ребенок в строгой дисциплине или в специальной поддержке.

1. Странное поведение происходит «на ровном месте». В то время как обычные дети могут плохо себя вести, когда им в чем-то отказывают или они недовольны ровесником, проблемное поведение детей с аутизмом часто является результатом сенсорных трудностей (слишком светло, слишком громкие звуки, неудобная одежда, странные запахи), которые могут быть невидимы для остальных людей.

2. Поведение повторяется, но не преследует какую-либо цель. Ребенок, который снова и снова открывает и закрывает дверь, возможно, для того, чтобы понаблюдать за движениями двери, вряд ли делает это потому, что он «балуется». Вероятно, ему нравится этот сенсорный опыт, и он просто не знает о том, что данное поведение неуместно.

3. Поведение не соответствует возрасту ребенка. Когда способный двенадцатилетний мальчик настаивает на том, чтобы без конца говорить про видео или мультики «для малышей» или выпаливает ответы, не поднимая руку и обращая внимания на одноклассников, то вряд ли он просто хочет всех «достать». Подобное импульсивное поведение, а также интересы, странные для данного возраста, часто связаны с аутизмом.

4. Ребенок не ждет реакции окружающих. Если обычные дети «балуются», чтобы добиться реакции взрослых или сверстников, дети с аутизмом могут делать то же самое по своим собственным, внутренним причинам. Если вы видите, что ребенок делает то, что вы считаете «баловством» (сидит под партой, встает на скамью, бегает, хотя делать этого нельзя), но его при этом не интересует реакция на его поведение, то это может быть проявлением аутизма.

5. Ребенок не понимает социальные аспекты ситуации. Дети с аутизмом могут не понимать реакцию других людей, особенно если она неявная. В результате, они могут говорить без конца на одну и ту же тему, потому что не понимают, что она уже всем наскучила, вторгаться в личное пространство или считать, что им тут рады, даже если это не так.

Ни один из этих признаков еще не доказывает, что у ребенка можно диагностировать аутизм, но они определенно говорят о том, что ребенок не просто мешает окружающим ради того, чтобы их позлить или добиться своего. Независимо от аутизма эти дети нуждаются в дополнительной помощи, чтобы справиться с повседневными сложностями!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»

outfund.ru

Аутизм у детей признаки симптомы

Термин «аутизм» (autismus) был введён ещё в начале XX века, однако данная патология психического развития до сих пор до конца не изучена. Аутизм у детей сопровождается рядом признаков и симптомов, которые приводят к разрыву с окружающей реальностью. Ребёнок с этим расстройством уходит в себя и болезненно воспринимает всякое вмешательство в своё внутреннее пространство. Не все специалисты относят аутизм к психическим расстройствам. Некоторые расценивают его как особенное психоэмоциональное состояние. В России аутизм считается заболеванием, поэтому далее он будет рассмотрен с точки зрения заболевания.

Болезнь у детей

Причины аутизма

Происхождение этого заболевания неизвестно, как и не выяснены на данный момент единые причины аутизма у детей. Данная патология не имеет чёткого механизма проявления на молекулярном и клеточном уровне. Болезнь возникает из-за того, что разные части мозга не работают вместе, сообща. Ниже приведён ряд факторов, которые могут вызвать заболевание:

  • Наследственность. Риск рождения аутичного ребёнка выше в тех семьях, где уже есть дитя с этим заболеванием. С каждой последующей беременностью риск рождения больного человека увеличивается в 2 раза;
  • Инфекции. Если мать во время беременности переболела краснухой, ветрянкой или оспой;
  • Другие врождённые патологии. Часто аутизм сопровождается такими врожденными заболеваниями как ДЦП или туберозный склероз;
  • Нарушение жирового обмена матери. Простым языком, причиной для возникновения аутизма может послужить ожирение матери;
  • Хромосомные аномалии;
  • Экология, интоксикация организма медикаментами, химическими веществами во время беременности.

На развитие аутизма может повлиять также окружение и ряд социальных факторов, но чаще это одна или несколько из вышеперечисленных причин.

Врожденный порог

Часто среди причин возникновения аутизма называют некоторые вакцины, но на данный момент влияние прививок на развитие патологии не доказано.

Проявления аутизма

Чаще всего аутизм удаётся диагностировать к трём годам жизни ребёнка. Некоторые признаки отклонения удаётся рассмотреть ещё до года. При наличии предрасположенности, специалист может определить наличие патологии в 3 месяца. У мальчиков данная патология обнаруживается чаще, чем у девочек. Позже будут более подробно рассмотрены признаки проявления аутизма для разных возрастных категорий.

Признаки и симптомы аутизма индивидуальны для каждого случая. Аутист не отличает одушевленные предметы от неодушевленных, он не способен воспринимать отдельно стоящего человека, как одно целое. Человек для него – это набор несвязных элементов (глаза, уши, нос, руки и другие части тела).

У такого малыша нарушено восприятие сигналов, которое развито у здоровых людей: на сильные сигналы он реагирует слабо, на слабые, наоборот, очень бурно. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и даже шёпотом, это может взволновать его.

Признаки заболевания

Ниже описаны наиболее общие симптомы аутизма у детей.

Нарушение взаимодействия с окружающим миром. Проявляется следующим образом:

  • Отсутствие интереса к ровесникам. Обычно детям нравятся другие дети, они стараются пойти с ними на контакт, радуются, когда встречают их на улице. Данный интерес полностью отсутствует у аутичных детей, которые держатся обособленно и уходят в себя;
  • Отсутствие эмоций к родителям. Аутичный малыш пытается избежать всякого телесного контакта. Например, если попросить такого ребёнка передать игрушку, то он кинет её на пол, потому что передать её в руки означает вступить в телесный контакт. В младенческом возрасте такая защита может проявляться в том, что новорожденный бурно реагирует, когда мать берет его на руки. И всё-таки, было доказано, что аутисты страдают в отсутствие родителей. Просто если здоровый ребенок плачет, кричит, зовёт маму, то аутист никак не выражает свое беспокойство;
  • Отсутствие интереса к играм с выраженными социальными ролями, неспособность проявлять воображение. Дети во время игр всегда выбирают какую-либо социальную роль: играют в магазин, в школу, в более раннем возрасте катают машинку или куклу в коляске. Аутисту все эти игры не интересны;
  • Отсутствие зрительного контакта. При попытке заговорить с человеком, появляется ощущение, что он смотрит как будто сквозь собеседника;

Тяжелые случаи заболевания

  • Скудная мимика и ограниченная жестикуляция. Аутичные дети редко улыбаются и используют жестикуляцию исключительно для выражения своих потребностей. Один из первых признаков познания мира – постоянно вытянутый указательный палец, которым он показывает на интересующие его вещи, явления и предметы. Так дитя делится со взрослыми опытом познания, вовлекая в него окружающих. Аутист использует жесты только для удовлетворения каких-то первичных особенностей. Например, есть или пить;
  • Ребенок не копирует поведение взрослых. Это ещё один из способов познания мира и формирования личности. Дети слушают разговоры взрослых, подражают им (девочки надевают мамины туфли на каблуках, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа). Аутист никого не пытается копировать.

Нарушение или дефицит речи. У около половины детей, страдающих аутизмом, не развита речь. Погружение в собственный мир мешает развивать эту способность. Типичные проявления необычного речевого поведения:

  • Развитие речи значительно задержано или полностью отсутствует. Дошкольник заучивает только фразы для ежедневного обихода, глаголы в инфинитивной форме (спать, пить, ходить). Часто речь ребёнка не имеет смыла и не направлена на контакт с окружающими. Дети могут говорить о себе в третьем лице. Вместо того, чтобы сказать: «я иду гулять», он  говорит: «он идёт гулять» или «Андрей идёт гулять»;
  • Эхолалия, то есть неконтролируемое повторение слов. Малыш, сам того не замечая повторяет одну и ту же фразу или слово много раз в течение долгого периода времени. Часто аутисты на заданный вопрос отвечают, повторяя этот же вопрос;
  • Аутист не обращается за помощью, не задаёт вопросов.

Повторение монотонных действий, которое чаще называется стереотипным поведением. Ранее было сказано, что дитя может повторять одни и те же слова. То же самое может касаться каких-то действий или жестов. Например, аутичный малыш на протяжении нескольких часов может открывать и закрывать дверь, или кружиться вокруг своей оси, пожимать плечами.

У аутистов всегда должен быть четкий распорядок дня, точный маршрут для похода в детский сад или школу. В комнате не рекомендуется делать перестановку, перекладывать игрушки с одного места на другое. Любая попытка поменять что-либо в ежедневных ритуалах будет воспринята болезненно.

Отсутствие эмоций при болезни

Проявления аутизма по возрастным группам

Если болезнь не сопровождается каким-либо дополнительным диагнозом, внешне аутичный ребёнок может ничем не отличаться от остальных детей.

Дети от 0 до 2 лет. Распознать аутизм у детей до 2 лет помогут следующие симптомы:

  • Не улыбается, не жестикулирует, не гулит, часто фиксирует взгляд на одном месте. Если ему попытаться скорчить гримасу, то он никак на нее не отреагирует;
  • Тихо играет на протяжении долгого времени;
  • При особо тяжёлых формах заболевания вышеперечисленные признаки могут сопровождаться конвульсиями и приступами эпилепсии.

Дети от 2 до 7 лет. В этот период чаще всего ставится диагноз «ранний детский аутизм». Кроме описанных выше признаков, можно добавить следующие симптомы детского аутизма:

  • Во избежание всякого контакта, дитя пытается самостоятельно научиться себя обслуживать, не просит о помощи в повседневных делах;
  • Не наступает период, когда малыш задаёт вопрос «почему?». Это связано с нарушением речи;
  • Могут быть гиперактивны. Им сложно усидеть на месте и сконцентрировать внимание на чём-то одном;
  • Отличаются особой походкой: ходят на цыпочках, или же раскачиваясь вправо-влево. Часто у детей нарушена координация движений, и им тяжело даётся научиться ходить по лестнице, или попасть по футбольному мячу;

Базовый навык умение просить

  • Аутист пуглив. Причём часто его пугают совершенно неожиданные вещи;
  • Привередливы в еде. Аутистам нравится определённый набор продуктов. Эти вкусы формируются в раннем детстве и на всю жизнь;
  • Проблемы с пищеварением. Их связывают с нарушениями мозговой деятельности. В мозг не поступают сигналы из пищеварительной системы, что и приводит к проблемам;
  • Проблемы со сном. Малыш не различает день и ночь, уровень его активности не зависит от времени суток. Поэтому его трудно уложить спать. Он часто просыпается по ночам, в среднем за ночь спит по 7 часов и меньше. При повышенной пугливости и гиперактивности может страдать от кошмаров и бессонницы.

Дети школьного возраста и старше

  • Избирательность в предметах. Аутисты не успевают по всем предметам. Но они могут проявлять феноменальные способности в каком-то одном из них. Например, умножать в уме многозначные числа, или, прочитав один раз литературное произведение, тут же пересказать его;

Зрительный контакт

  • Невербальное выражение чувств. Такие дети молчаливы, поэтому часто выражают свои чувства при помощи рисунка, музыки или стихов. Стихи, которые пишут аутисты, часто не имеют смысла для остальных;
  • Трудности при половом созревании. Если в детстве человек не получает должной терапии, то в период полового созревания он может впасть в депрессию и даже проявлять агрессию. Он чувствует, что он не такой, как все и в этом возрасте может начать страдать.

Виды аутизма

В зависимости от набора симптомов и степени адаптации в обществе, выделяют 3 степени аутизма:

  • Скрытую, о которой на протяжении всей жизни человек может и не знать. В таких случаях излишняя замкнутость списывается на особенности характера;
  • Атипичную, когда проявляется часть симптомов. Такой вид аутизма определяется после 3 лет;

Как разновидность атипичной формы выделяют сидром Аспергера, который часто удается диагностировать только к возрасту 10 лет. У детей, страдающих этим синдромом может быть правильное речевое поведение и хорошо развитый интеллект. Однако могут наблюдаться проблемы с координацией движений, повышенная эгоцентричность, повышенная концентрация внимания на одном занятии. При правильно подобранной терапии, такие дети могут хорошо интегрироваться в общество, окончить ВУЗы и завести семью.

  • Типичную. Такая форма диагностируется чаще всего, присутствует большая часть симптомов. Виды заболевания

Типичная форма может проходить в легкой и тяжелой форме.

При условиях ранней диагностики и своевременного проведения корректирующих процедур, дети с лёгкой формой аутизма интегрируются в общество, часто посещают обычные школы и даже заводят друзей.

При тяжёлой форме наладить контакт очень сложно и, соответственно, человека тяжело интегрировать в общество. Дошкольник, страдающий тяжелой формой аутизма, может причинить вред самому себе (кусать себя, щипать, биться головой о пол). Такая особенность – это проявление самозащиты.

Одной из самых тяжелых форм аутизма является синдром Ретта. Им болеют только девочки (мальчики погибают ещё в материнской утробе). Синдром часто сопровождается сторонними диагнозами. Малыш может нормально развиваться до возраста 1.5 лет, а затем остановиться. У него перестаёт расти голова, пропадают речевые навыки и координация движений. Такой малыш крайне сложно поддается коррекции.

Диагностика аутизма

Проблема определения аутизма заключается в том, что нежелание контактировать, смотреть в глаза и тягу к одиночеству, родители склонны списывать на особенности характера или избалованность и обращаются к специалистам, когда время уже упущено.

В США опрос на определение признаков аутизма проводится для всех родителей детей возраста 1,5 лет. Им предлагают ответить на 15 простых вопросов, которые дают определённую характеристику: нравится ли малышу играть, нравится ли ему, когда его берут на руки, тянется ли он к контакту с другими детьми, смотрит ли он людям в глаза. При ответе «нет» на большую часть подобных вопросов, назначают дальнейшее обследование..

Диагностика аутизма – это комплекс мероприятий, направленных на выявление вида заболевания, а также на исключение других диагнозов, которые часто путают с аутизмом (синдром гиперактивности и дефицита внимания, тугоухость или шизофрения).

Задержка речевого развития

Первую своего рода диагностику проводят родители. Если они замечают, что странности в поведении малыша происходят систематически, они обращаются к специалисту (или группе специалистов), которые проводят диагностику. Нелишним будет подготовиться к встрече со специалистами и показать им фото и видео, на которых записано поведение ребёнка.

Врач сможет подтвердить или опровергнуть диагноз, в первую очередь наблюдая за малышом со стороны в его привычной среде. Для оценки поведения у него имеется несколько шкал и опросников. Одна из ступеней проверки предусматривает интервью с родителями.

Проводится также проверка на эпилепсию и на присутствие повреждений головного мозга.

В наши дни аутизм диагностируется гораздо чаще, что связано с выработкой более точного механизма выявления его признаков.

Коррекция аутизма

Аутизм – это болезнь неизлечимая. Более того, не существует никаких медикаментов для помощи больным. Медицинские препараты назначаются только для подавления агрессии, регулирования проблем со сном и желудочно-кишечным трактом. В некоторых случаях назначается безглютеновая диета, но её эффективность на данный момент не доказана. Для решения проблем со сном используется фитотерапия. Медикаментозное лечение проводится под строгим контролем медицинского персонала.

Повторяющееся поведение

Помочь человеку с аутизмом интегрироваться в общество помогут следующие методы:

  • Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего чада через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;
  • Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;
  • Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
  • Поведенческая терапия. Данная терапия направлена на анализ поведения и определения индивидуальных симптомов. На основе этого подбирается ряд процедур по коррекции поведения;
  • Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения). Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;

Желание разложить все по порядку

  • Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность. Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).

Что делать родителям

Первое, что нужно сделать родителям малыша с диагнозом «аутизм», это принять его таким, какой он есть. Чем раньше диагностируется болезнь, тем легче им будет им управлять. Поэтому при обнаружении симптомов, очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам. Можно выделить следующие рекомендации:

  • Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу. В целом, при небольших отклонениях результаты заметны уже через несколько месяцев. Однако могут быть моменты, которые ребёнок усвоит лучше и моменты, которые он усвоит хуже. При несильных расстройствах и регулярной терапии, в совершеннолетнем возрасте человек имеет все шансы жить самостоятельно; Что делать родителям

Для лучшего понимания и установления контакта родителям важно знать, что как минимум до достижения периода полового созревания, ребёнок не страдает от своего состояния. Ему комфортно в своём мире.

  • Завести домашнее животное, если нет на то противопоказаний. Аутисты очень любят животных. Контакт с животными для них – это своего рода терапия;
  • Выстроить последовательную и логичную линию поведения с малышом. Не повышать голос, объяснять всё чётко и медленно, подстроить свой режим дня под режим аутиста.
  • Следовать всем указаниям специалистов. Не пытаться добавить что-то от себя, это может ухудшить ситуацию;
  • Вмешиваться в пространство малыша и пытаться побуждать в нём стимулы, эмоции. При этом стараться не вырывать его из привычной обстановки и периодически давать ему возможность побыть в одиночестве;
  • Не пугаться, если дитя волнуется или проявляет злость при попытке его социализировать. В данном случае наличие эмоций – это положительный признак;
  • Хвалить и поощрять даже при минимальном прогрессе. Вскоре он поймёт выгоду положительных отзывов и будет стараться следовать требуемой линии поведения;
  • Вовлекать в процесс воспитания других родственников, учить их и дошкольника общаться друг с другом;
  • Не запирать малыша дома. Это только усугубит его состояние. Очень важно постепенно расширять круг знакомств, провоцировать его на общение, пытаться мотивировать на прогулку, игры на детской площадке, поход в гости к родственникам и друзьям;
  • Общаться с другими родителям, у которых дети с похожим недугом. Обмен опытом об успехах детей помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселить надежду;
  • Хотя бы раз в год выделять время для себя, оставлять ребёнка с бабушками и дедушками и уезжать в отпуск.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Инвалидность при заболевании

Получит ли ребёнок с аутизмом инвалидность? В России детям с аутизмом дают группу инвалидности после прохождения специальной контрольной комиссии. Для прохождения комиссии необходимо предоставить всю документацию с заключением психиатра и психолога, пройти ряд лабораторных анализов. Чаще всего инвалидность дается аутисту пожизненно в возрасте

3-х лет даже, если симптомы детского аутизма проявляются в 2 года и раньше.

Получив инвалидность, он также получает финансовую помощь от государства для прохождения корректирующей терапии.

Могут ли аутисты иметь детей? Каковы шансы, что они будут здоровы? Аутисты могут иметь детей. Есть также шансы на появление здоровых малышей. Но так как заболевание часто передаётся по наследству, его развитие происходит ещё во время внутриутробного периода.

Если малыш рождается в семье, где один из родителей болен аутизмом, то шансы на то, что он окажется здоровым равны 50/50. Если же в семье больны оба родителя, то шансы на рождение здорового человека снижаются до 25%, а также вероятен риск, что новорожденный будет носителем гена.

С каждой последующей беременностью в таких семьях, рождение нездорового малыша возрастает. Для новорождённых из группы риска проводят диагностику для определения скрытого аутизма.

АВА терапия

Какие игрушки лучше всего покупать детям с аутизмом? Аутистам не нужно много игрушек. Они вполне обходятся двумя-тремя, но любимыми предметами. Большое количество разных предметов, их может даже напугать. Вопрос, какую игрушку подарить, волнует многих родителей, ведь аутист слабо проявляет свои эмоции и часто сложно понять, что ему нравится, а что нет.

Здесь важно наблюдение за ребёнком. Чаще аутист привыкает к какому-то одному типу игрушек (машинка, кукла, поезд, плюшевый медведь) и ни за что не выпускает их из рук. Исходя из этого, ему можно подарить подобную игрушку.

Можно также придерживаться возрастных критериев при выборе подарка. Детям до 3 лет хорошо подойдут игры, развивающие мелкую моторику: кубики, конструкторы, развивающие коврики. Малышам постарше подойдёт спиннер.

Не рекомендуется дарить таким детям компьютерные игры, так как они ещё больше провоцируют отрыв от реальности.

Похожие статьи

pups.su

Аутизм у детей - симптомы, лечение и уход

Детский аутизм диагностируется примерно у 1% родившихся детей. Однако существуют легкие формы, которые остаются не диагностированными.

Патологические изменения в головном мозге при аутизме у детей имеют место еще до рождения малыша. Своевременная диагностика заболевания и ее лечение чрезвычайно важно для того, чтобы предупредить глубокие нарушения в развитии психической деятельности, физическом развитии, адаптации ребенка к окружающему миру.

Причины появления аутизма у ребёнка

Дети-аутисты — дети со своим миром

Этиология аутизма на сегодняшний день не имеет достоверных причин. Предполагается, что имели место выраженные нарушения питания мозгового вещества при его формировании во внутриутробной периоде. Головной мозг мог страдать как из-за отсутствия питательных веществ, так и от дефицита кислорода. К сожалению, все это остается на уровне предположений.

Роль наследственности, как причинного фактора, не доказана. Есть предположение, что в одной семье, если есть один ребенок с аутизмом, то с 5% — й вероятностью синдромом раннего детского аутизма может быть и у другого ребенка.

Также не доказано связи с детской вакцинацией.

Есть не доказанное предположение, что это одна из разновидностей шизофрении.

Пока причина остается неизвестной болезнь неуклонно прогрессирует.

Развитие ребенка с аутизмом

Причины аутизма у детей

Развитие ребенка с таким диагнозом значительно отстает от окружающих. Он придает словам и происходящему иное значение. Он избегает общения с детьми, так как они «не понимают» его. Его крайне трудно научить писать и читать.

Такие дети живут в своем мире, не общаются с окружающими, не отвечают на их знаки внимания. Стереотипное мышление проявляется повторением некоторых жестов и поведенческих действий, которые пациенты постоянно повторяют (хлопание в ладоши, раскачивание тела).

Системные заболевания организма могут идти параллельно аутизму и быть с ним связанным. Это могут быть заболевания органов пищеварения, разные аллергии. Доказана связь между несовершенством мозговой ткани и регуляцией внутренних систем организма.

Проявления детского аутизма

Симптомы аутизма у детей

Симптомы аутизма у детей очень вариабельны и индивидуальны. Отличаются признаки заболевания и у разных возрастных групп.

На странное поведение ребенка обращают внимание окружающие. У такого ребенка есть ряд привычек, которые сразу выделяют его. При разговоре он может застыв в непривычной позе, долго смотреть в глаза говорящему с ним. Ребенок не ищет никакого общения и с близкими. Интерес к чужой жизни и переживаниям окружающих отсутствует.

Аутист склонен зацикливаться на паре тем и не отвлекаться на остальные. Он сосредотачивает все свое внимание на определенных деталях и не способен видеть и воспринять целое.

Наблюдается постоянное повторение определенных движений и жестов. Ребенок настаивает на повторении одних и тех же действий. Например, на одной и той же игре, одном и том же маршруте прогулок.

Каждый десятый из аутистов показывает хорошее владение каким-то навыком. Так, он может хорошо рисовать, играть на музыкальном инструменте …

Восприятие их может быть особенно впечатляющим. Простое прикосновение может почувствоваться таким ребенком как, очень болезненное. А пожатие руки может привести с успокоения сильной возбудимости.

Симптомы аутизма у детей раннего возраста

Признаки раннего детского аутизма

Признаки раннего детского аутизма можно определить у малышей первых лет жизни.

  1. Такие дети не смотрят в глаза родителей и не стремятся поймать их взгляд. Они не выражают расстройства если мама уходит. Такие дети не улыбаются даже своей ей, не тянут к ней руки, не стремятся прижаться к маме и залезть на колени.
  2. К годовалому возрасту ребенок не делает попыток гулить, только иногда издает простые звуки.
  3. Поведение аутистов зачастую может быть агрессивно к окружающим. Это также способствует его изоляции от других деток.
  4. Реакции ребенка на обычные раздражители(включение света, обычные бытовые звуки) могут приводить к необычным реакциям и малыш начинает бояться их.

Иногда родители могут перепутать симптомы аутизма у детей протекающего в легкой степени с элементами поведения слишком скромного и молчаливого ребенка. При любом сомнении нужно обращаться к специалисту.

Проявления у детей 2-11 лет

В этом возрасте появляются новые признаки детского аутизма, которые прибавляются к тем, которые уже имеют место.

  1. Такие дети по много раз повторяют слова и фразы.
  2. Они ни при каких обстоятельствах не стремятся поддержать беседу, избегают ее.
  3. Зачастую, ребенок не разговаривает.
  4. Повторяются одни и те же игры и действия.
  5. Школьное развитие освоит чрезвычайно сложно. Требуется немало усилий, чтобы научить ребенка писать и кое-как читать.
  6. Могут проявиться способности к одному виду деятельности, например, рисованию, музыке.

Проявления в переходном возрасте

К сожалению аутизм у детей невозможно вылечить. Все симптомы сохраняются в течении всей жизни. Наступает время полового созревания и гормональных перестроек. Это отражается на функционировании всего организма. Меняются и процессы, протекающие в головном мозге.

  1. Все проявления, которые были до этого времени обостряются, могут приобретать налет агрессивности и дополнительной нервозности.
  2. Может еще более усиливаться молчаливость и отчужденность ребенка.
  3. Возможны сильные депрессии, эпилептические проявления, выраженная агрессия к окружающим.
  4. Он уверен в правильности своих поступков и интересов. Категоричен в отношении советов окружающих его близких.
  5. Уровень его агрессивности может нарастать и привести к социально опасным ситуациям. Поэтому дети аутисты всегда должны находится под присмотром родителей, а особенно в переходном возрасте. При этом родителям понадобиться огромное терпение и выдержка. Ведь переубедить такого ребенка практически невозможно.

Формы аутизма

Существует деление на следующие формы аутизма:

  • Легкая. Общение детей возможно, но если немного изменить обстановку они теряются и отстраняются. Речь малыша скудная для его возраста. Движения замедленные.
  • Дети могут много говорить, не казаться замкнутыми. Однако, при этом они ни к кому не обращаются. Говорят, как правило, о том, что знают до мелочей.
  • Проявления аутизма становятся очевидными только при изменении обстановки, посещении новых мест. Проявляется это паникой и агрессией.
  • Тяжелая. Дети исключительно замкнуты в себе. Не проявляют никакой реакции, не смотрят в глаза, могут не говорить вообще. Могут долго сидеть и смотреть перед собой.

Существует отдельный вид данной патологии — атипичный аутизм. Для него характерна умеренная степень умственной отсталости. Аутистические признаки имеют место, но они не ярко выражены. В результате заболевание может диагностироваться примерно в возрасте 3 лет. Стремление к повторению действий также не ярко выражено и может не вызывать обеспокоенности у неспециалиста.  Задержка речи и отсутствие большого интереса к одушевленный предметам задерживает диагностику.

Диагностика

Диагностика аутизма у деток

Диагностика аутизма у детей осуществляется клинически. Информативно общение с пациентом, тщательный сбор анамнеза жизни и болезни у его родителей. Применяются различные тесты и опросники в соответствии с возрастом и тяжестью состояния болезни.

Существует так называемый тест на аутизм у детей, называемый М-CHAT. Он применяется у малышей раннего возраста для диагностики нарушений развития.

Он не занимает много времени, доказал свою эффективность, не требует дополнительного обучения.

Лечение, как адаптация

Как лечить аутизм у детей? К сожалению, вылечить его невозможно. Все лечение является адаптированием ребенка к жизни в окружающем его мире и за таким ребёнком нужен постоянный уход.

Медикаментозное терапия может включать, при необходимости, противосудорожные препараты, успокоительную терапию.

Значительная роль уделяется психологической работе.

Игры для детей с аутизмом должны быть направлены на интересные ему игрушки и действия. Именно через игру можно попытаться поддерживать контакт с ребенком, выявлять у него скрываемые им страхи и негативные эмоции. Возможно, получиться уменьшать таким образом негативизм и агрессивность, поддерживать любое проявление интереса к окружающему миру. Такие игры должен посоветовать и разработать для каждого ребенка индивидуально специалист. Но главная роль принадлежит родителям.

Занятия с детьми с аутизмом необходимы для его, насколько это возможно, адекватного функционирования в обществе. Для таких детей составляются специальные программы и уход. Упор в них делается именно на те темы, которые интересны ребенку.

6 правил общения с ребенком-аутистом:

Несмотря на то, что болезнь неизлечима, некоторые довольно хорошо адаптируются.

Некоторые из детей-аутистов, с которыми в детстве постоянно и грамотно занимались, во взрослом возрасте могут быть художниками, программистами, музыкантами.

7psihozov.ru