Основы саморазвития личности (1). Основы личности саморазвития


Основы саморазвития личности

загрузка...

Выберите для себя оптимальный график изучения пошагового плана саморазвития, начав с первого этапа, в котором больше информации, чем прикладных уроков. Намного легче постепенно усваивать рекомендации, а не забыть весь текст на следующее утро, прочитав его за один день. Разбейте статьи на подходящие для вас части и придерживайтесь составленного расписания вплоть до полного восприятия умозаключений.• Основная миссия самосовершенствования мирская и проста – это приобретение успешности, радости, внутреннего баланса и свободы.• Достичь заветной цели часто не удаётся из-за нерешительности, апатии, живучих в вас страхов, хотя на самом деле эти препятствие создаёте вы, а не суровый окружающий мир.• Если идти на поводу у своих привычек, фобий и увлечений, они превратятся в часть характера и будут управлять вами. Нельзя становится зависимыми от того, что в последствии не оставит возможностей от него избавиться.• Нужно чётко обозначить рамки инстинктов, за которые их не позволительно выпускать. Можно не только руководить, но и существовать в согласии вместе с ними, иначе чрезмерная податливость инстинктам приведёт к отсутствию контроля над эмоциями и чувствами, снизит способность опираться вспыльчивости и неблагоразумию.• Благодаря саморазвитию человек способен подняться на высшую ступень эволюции, не сопоставляя себя с животными миром. Совершенствование отдельной личности, а не целого общества, говорит об осознанном человеческом естестве.• Тот, кто утверждает о неосуществимости внутренних перемен – это человек, вводящий себя в заблуждение.• Несмотря на протесты души и тела, поступки через силу положительно влияют на стойкость характера, бодрость духа, укрепляет внутренний стержень, даже если не помогают достичь необходимой задачи.• Привносить в свою жизнь изменения – это естественно для каждого, потому что никто из посторонних не заставляет этого делать и не указывает, что именно следует преобразовать. Это целиком и полностью желание любого человека, а не указание судьбы.• Ощущать грусть и печаль, делать больно близким людям, терзать себя несуществующими проблемами, находиться в дурном расположении духа и обременять окружающей суетой вас заставляют негативные черты характера.• Не каждому суждено творить, так что некоторым придётся работать над самосовершенствованием, чтобы подкорректировать недостатки.• Саморазвитие – плавный и постепенный процесс, во время которого должны вноситься малосущественные перемены в жизнь, а не кардинальные и неожиданные нововведения.• Для осознанного совершенствования личностных сторон пригодится действенный способ – медитация, что позволяет узнавать себя с различных граней и является эффективной практикой, применяемой во всём мире, а не очередным колдовством.• Практика медитации успокаивает, помогает плодотворнее бороться с напряжением, способствует хорошему самочувствию, освобождает от алкогольной и никотиновой зависимости. Благодаря ей человеку проще следить за своими действиями со стороны и давать им объективную оценку, без особых осложнений справляясь при этом с агрессией и не давая опрометчивым решениям взять верх над здравым рассудком.• Ежедневно затраченные 40 минут времени на медитацию через несколько месяцев после начала занятий оправдают себя всецело.• Важные моменты безошибочно выполненной медитации включают в себя: регулярность тренировок, релаксацию, концентрацию внимание на этот вид деятельности и нужное положение тела.Основной вывод: причины возникающих трудностей находятся в самом человеке, а не обрамляющая его обстановка. Любой может поддаться кратковременной слабости и вожделению, что портят жизнь каждой персоне, их родным и близким. Саморазвитие помогает справляться с врагами, живущими в человеческом подсознании, открывает истинный путь и смысл существования.

Это длительный процесс, что не может обойтись без физических и моральных стараний, труда, колоссальной выдержки и упорства. Проверенный и эффективный метод совершенствования – медитация.

Практика

Время выполнения: Около одной-двух недель, затем приступаете к следующему шагу, не прекращая медитации.Предоставляйте себя в распоряжение медитации 2 раза в день по 20 минут в строгом методическом порядке, не забывая ни об одном сеансе восточной практики. Тяжело двадцать минут не передвигаться с одной локации в другую? Начните с 10-15 минут, только не пропускайте упражнения. Более выгодно уменьшить время занятий, а не их количество.

Отписывайтесь в комментариях о своих первоначальных ощущениях после первой недели тренировок. Возможно, по ходу практики возникнут какие-либо вопросы – не стесняйтесь и не ленитесь их озвучивать в комментариях, ведь ничего сверхъестественного в первом шаге больше выполнять не потребуется. Даже придерживаясь всех инструкций, описанных в статьях, вряд ли с первого раза у вас получится достигнуть невероятных результатов. Не огорчайтесь, это естественный процесс овладения определённой наукой, почти никому медитация не удаётся так скоро.

Технология саморазвития личности

Часть 1

Часть 2

Читайте также:

businesplace.ru

Принцип саморазвития личности

На каждой ступени образования необходимо так перестра­ивать образовательный процесс, чтобы у учащихся, студентов не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались определенные качества личности, которые позво­лят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осва­ивать любое новое содержание деятельности, а в случае необ­ходимости — и новые профессии, т.е. образование должно за­кладывать основу для дальнейшего саморазвития личности че­ловека.

Что это за качества личности и как их сформировать? Этому будет посвящена оставшаяся часть данного раздела.

Речь идет о таких компонентах образования, которые будут инвариантны для любой деятельности, т.е. полезны выпуск­нику при изучении любого дела, любого нового нового произ­водства, в том числе и при возможной перемене профессии. Причем необходимо рассматривать все компоненты будущей деятельности человека: технико-технологические, нравствен­но-эстетические, общественно-политические.

192

Здесь мы неизбежно должны будем в значительной мере повторить те мысли, которые высказывались в разделе о гу­манизации образования, в частности при изложении принци­пов фундаментализации и деятельностной направленности. Но подойдем к этому с других позиций.

Как известно, личность включает в себя интеллектуальную, волевую, эмоциональную и сенсорно-двигательную сферы*. Поэтому инвариантные компоненты образования мы будем рассматривать в этих аспектах.

Интеллектуальная сфера. Если задаться вопросом, какие знания устаревают медленнее всего и могут быть применены в любой профессиональной деятельности, ответ будет один — общеобразовательные знания. Именно общеобразовательная подготовка, как естественнонаучная, так и гуманитарная, да­ют человеку наиболее широкий кругозор, обеспечивают воз­можность активной деятельности в любой области, в том числе и при перемене профессии. Именно поэтому, например, Япо­ния, достигшая самого высокого в мире уровня технологии производства, первоочередное внимание уделяет общему, а не профессиональному образованию молодежи.

Далее, в перспективе необходимо формирование знаний по общенаучным, общетеоретическим основам технологии как науки о способах производства вообще. Эта область научного знания еще не вполне сформирована, но имеет очень большие перспективы. В какой-то мере инвариантными, но внутри только одной отрасли или группы отраслей будут знания по общеотраслевым предметам, допустим, материаловедение, технология машиностроения и т.д. Поэтому всемерное усиле­ние общеобразовательной и общеотраслевой подготовки уча­щихся, студентов является одним из важных аспектов реали­зации идей опережающего образования.

В то же время общеобразовательные и общеотраслевые зна­ния сами по себе мало что дадут, если у обучаемых не сфор­мированы способности применять теоретические знания в практической деятельности. Дело в том, что процесс примене­ния теоретических знаний в практической деятельности нель­зя рассматривать, как это обычно делается, однолинейно — как применение какого-либо одного закона или принципа при

*Сенсорика — чувствительность, т.е. все то, что связано с физиологией органовчувств.

193

13-1045

решении практической задачи (на что были, в основном, ори­ентированы все предшествующие методические разработки), а как сложный процесс активного познания человеком объекта и условий деятельности, ориентировки, разнообразных оце­нок, «поворачивания» объекта в плоскость собственной дея­тельности, соотнесения имеющихся знаний с наличной ситу­ацией в разных уровнях: как активный поиск — какие условия должны быть учтены, какие понятия, принципы и законы из разных областей знаний необходимо использовать.

Повышение возможностей целенаправленного обучения данным процессам возможно за счет использования в обучении специальных методических приемов, непосредственно способ­ствующих активному применению знаний в практической де­ятельности. Речь идет о разнообразных аналогиях, примене­нии наряду с учебной и справочной литературой приемов пе­реформулирования практических задач; о решении вспомога­тельных задач, самостоятельном анализе учащимися и студентами ранее неизвестных им объектов, как письменное, так и устное обоснование своих действий и коллективное об­суждение причин ошибок и т.д. Причем реализовывать эти возможности следует с обучаемыми всех возрастов, в процессе изучения практически всех предметов как в общеобразователь­ной, так и в профессиональной школе.

Таким образом, формирование у учащихся и студентов спо­собностей к активному применению теоретических знаний в практической деятельности — второй аспект реализации задач опережающего образования в отношении интеллектуальной сферы личности обучаемых. Подробно эти вопросы рассмотре­ны в другой книге автора («Процесс и методы формирования трудовых умений». М., 1986).

Третий аспект — эта развитие у учащихся и студентов ус­тойчивого познавательного интереса и познавательных уме­ний. Эти вопросы были нами рассмотрены выше в главе о гуманизации образования.

Волевая и эмоциональная сферы. Это значительно менее разработанная область педагогики. Однако сюда можно отне­сти все то, что говорилось выше о воспитании самосознания личности, об овладении тактикой и стратегией деятельности, о творческом развитии обучаемых и т.д. Но в целом это — огромное поле малоисследованных проблем педагогики.

Сенсорно-двигательная сфера. Этот аспект относится, в ос­новном, к трудовому обучению в школе и практическому (про­изводственному) обучению в профессиональных учебных заве­дениях в части формирования трудовых навыков учащихся и студентов. Успешность формирования у них многих навыков зависит от развития таких качеств личности, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук, дру­гих частей тела и инструмента в пространстве; точность ана­лиза прилагаемых к чему-либо усилий; развитие способностей коррекции движений в процессе их выполнения, развитие гла­зомера и ощущения временных интервалов (так называемое «чувство времени»), слухового восприятия и т.д. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим по­нятием сенсомоторная культура.

Сенсомоторная культура предполагает нечто большее, чем обычный перенос навыков. Перенос — это более быстрое фор­мирование какого-либо конкретного навыка при наличии у обучаемого другого определенного навыка. Сенсомоторная культура является общей основой для более быстрого форми­рования многих навыков. Известно, например, что высоко­квалифицированные рабочие, деятельность которых связана с ручным или механизированным трудом, как правило, легко овладевают новыми профессиями и могут без длительной под­готовки достаточно успешно выполнять работу, которой рань­ше им не приходилось заниматься. Например, хороший сле­сарь при необходимости может выполнять токарные, столяр­ные и многие другие работы. Про таких людей говорят, что у них «хорошие руки», что они «рукастые». Эта «рукастость» и определяется уровнем развития сенсомоторной культуры. Сенсомоторное развитие необходимо в трудовой деятельности очень широкого спектра профессий. Оно также необходимо в быту, спорте и т.д.

Целенаправленно развивать у учащихся, студентов сенсо-моторную культуру можно посредством подбора объектов тру­да, проведения специальных упражнений по развитию раз­личных компонентов сенсомоторной культуры с применением приборов и приспособлений, позволяющих сопоставлять чув­ственные оценки с объективными значениями пространствен­ных, временных и других параметров, применением самосто­ятельного планирования учащимися, студентами затрат вре-

194

13*

195

мени, нормирования их труда и т.д. Исследования показали, что целенаправленное развитие сенсомоторной культуры при сравнительно небольших затратах учебного времени позволяет ускорить в дальнейшем формирование различных навыков в 1,3—1,7 раза.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что современной педагогикой накоплен достаточно большой арсенал средств для реализации принципа саморазвития. Нужно комплексно ис­пользовать его.

В целом же идея опережающего образования становится ключевой для развития страны, для ее экономики, социальной сферы, для ее будущего процветания.

Следующая, последняя глава посвящена раскрытию послед­ней идеи развития системы народного образования — идеи непрерывного образования.

ИДЕЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самое главное чтоб было нарисовано здание

славное В. Маяковский

Эта глава посвящена собственно проблемам внутренней пе­рестройки системы народного образования (рефлексия проблем образования на себя).

Среди прогрессивных идей человечества существенное место занимает сегодня идея непрерывного образования. Ее главный смысл — постоянное творческое обновление, развитие и совер­шенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Это влечет за собой и процветание всего общества.

В предшествующие периоды истории относительно медлен­ная эволюция развития человека, общества, общественного производства обусловливала относительное постоянство струк­туры и содержания образования. Имел место тип «конечного» образования, при котором полученные человеком знания и умения сохраняли свою ценность на протяжении всей его жиз­ни — «образование на всю жизнь».

Порожденная научно-технической революцией стремитель­ная гуманитаризация общества, социальный прогресс, темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали значительно превосходить темпы смены поколений лю­дей. В условиях «конечного» образования во всем мире обост­рились проблемы функциональной неграмотности, квалифи­кационной безработицы, в мире возник дефицит политиче­ских, экономических, правовых, социально-психологических, экономических и других знаний.

Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление роли личности в обществе и про-

197

изводстве, рост ее потребностей, гуманизация и демократиза­ция общества, интеллектуализация труда, быстрая смена тех­ники и технологии предполагают замену формулы «образова­ние на всю жизнь» на формулу «образование через всю жизнь».

Характерно, что понятие «непрерывное образование» впервые прозвучало в 1972 году, т.е. практически одновре­менно с зарождением рыночной экономики. Именно рыноч­ная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и пере­учиваться — ив случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте дли­тельное время — к этому его вынуждают постоянные поиски возможностей производства новых товаров или услуг, повы­шения их качества, удешевления технологий в условиях ос­трейшей конкуренции.

Сегодня десятки стран мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. Во многих странах резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обуча­ющихся в различных формах образования, превысило число школьников и студентов. Так же актуальна проблема непре­рывного образования и в нашей стране.

Во многих публикациях, посвященных непрерывному об­разованию, просматривается довольно опасный упрощенный подход к решению этой проблемы, который условно можно назвать «надстроечным». Суть его заключается в предложени­ях дополнить, надстроить существующую сеть учебных заве­дений всех типов — от детского сада до вуза, аспирантуры и докторантуры — различного рода институтами, курсами по­вышения квалификации взрослых. Тогда якобы все занятое население будет иметь возможность всю жизнь учиться, повы­шать свою квалификацию.

В рамках такого «надстроечного» подхода довольно широко к тому же распространены мнения, отражающие ведомствен­ное мышление, когда на первое место выдвигается высшая школа в силу того, что только она и способна обеспечить под­готовку специалистов в соответствии с последним словом нау­ки, а также осуществлять их переподготовку и повышение квалификации. Эти специалисты якобы смогут обеспечить стране научно-технический и социальный прогресс. Эта пози­ция элитарности в образовании, о которой мы уже говорили,

неверна. Ведь «скорость эскадры определяется скоростью са­мого медленного корабля».

Страна сможет пойти по пути прогресса и процветания толь­ко если все ее население будет достаточно образованным, если каждый без исключения человек получит возможности для достойного саморазвития, раскрытия своих задатков и способ­ностей. Именно поэтому настало время для реализации мак­симально широкого подхода, опирающегося на представление о непрерывном образовании как самом широком социальном процессе, требующем коренной перестройки всех звеньев на­родного образования. Необходимо переосмысление целей и функций образования как системы, задач ее отдельных ступе­ней. Нужно пересмотреть традиционное представление о чело­веческой, социальной, экономической и культурной сущности образования, его месте и роли как социального института в жизни каждого человека и общества в целом.

Обучение взрослых — это лишь вершина «айсберга», осно­вание которого уходит в раннее детство. В непрерывном обра­зовании человека в течение всей жизни дошкольные учреж­дения, общеобразовательная школа призваны играть роль ба­зового звена. Именно они должны дать каждому человеку об­щественно необходимый уровень знаний, приобщить к богатствам отечественной и мировой культуры.

Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на по­верхностную «энциклопедичность» содержания, перегружен­ность фактологическим материалом, не связанным с запроса­ми учащихся или нуждами общества. Предстоит переориен­тировать учебно-воспитательный процесс с воспроизводства только образцов прошлого опыта человечества на освоение спо­собов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования, умением учиться.

Школьное образование должно быть обращено к будущему, к тем проблемным ситуациям, разрешение которых предпола­гает использование научных знаний в качестве средства прак­тической деятельности.

Аналогично — профессиональные учебные заведения всех уровней должны быть переориентированы — от обучения сту­дентов каким-либо конкретным профессиям «на всю жизнь» к предоставлению им широкого базового «конвертируемого»

198

199

профессионального образования. Подробнее эти вопросы, в ча­стности, мы рассматривали в других разделах (проблемы гу­манизации, опережающего образования).

Здесь важно другое: сокращая прием молодежи в образова­тельные учреждения, якобы из-за отсутствия сегодня потреб­ности экономики в образованных специалистах, государство лишает соответствующую часть молодежи базового образова-нця и тем самым, сознавая это или нет, плодит будущую армию безработных, поскольку в рыночной экономике безработные, как мы уже говорили, — это в подавляющем большинстве люди, не имеющие систематического образования.

Еще до сих пор действует прежний стереотип — професси­ональные учебные заведения, обеспечивая конкретные потреб­ности конкретных предприятий в кадрах рабочих и специа­листов, не только гарантировали выпускникам трудоустрой­ство по полученной спецальности, но и заставляли их отраба­тывать определенный срок по месту распределения.

Сегодня уже совершенно ясно, что в логике идеи непрерыв­ного образования функции стационарных учебных заведений в отношении молодежи должны быть другими — обеспечение каждому юноше и каждой девушке возможностей общего и профессионального развития и социальной защищенности, не­обходимых им на всю дальнейшую жизнь в виде базового об­щего и профессионального образования. Соответственно эти функции должны обеспечиваться не под конкретные потреб­ности конкретных предприятий, как раньше, но обеспечивать­ся всем обществом, государством, независимо от того, где кон­кретно потом будет работать выпускник. Поэтому, хотим мы того или нет, профессиональные образовательные учреждения уже отошли от обязательного трудоустройства выпускников и стали выдавать им так называемые «свободные дипломы». И это скорее надо рассматривать как благо, как завоевание де­мократии в раскрепощении человека, чем недостаток.

В дальнейшем в условиях рынка можно ожидать резкого увеличения потребностей экономики в выпускниках профес­сиональных учебных заведений. В переходный период, когда многие профессиональные образовательные учреждения нахо­дятся в кризисном состоянии, задача государства, думается, заключается в том, чтобы не снижать объемы приема и выпу­ска молодежи. Но сразу возникает вопрос: можно ли обучать

молодежь, если неизвестно, по каким специальностям она бу­дет потом работать? Можно, если заранее спрогнозировать по­требность рыночной экономики в тех или иных профессиях. Такой прогноз вполне реален. Это задача органов по труду, служб занятости и маркетинговых служб самих профессио­нальных образовательных учреждений и органов управления образованием.

Построение системы непрерывного образования — проблема чрезвычайно сложная. Причем настолько новая, что эти слож­ности мы только-только начинаем осознавать, сталкиваясь с ситуацией как раз по К. Пруткову: «Многие вещи нам непо­нятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».

В том числе создание системы непрырывного образования потребует в перспективе коренной перестройки всего содержа­ния образования, начиная с детского сада, переналадки орга­низационных основ образования и т.д. Сегодня мы находимся в самом начале этого пути. И на этом этапе основными проти­воречиями, очевидно, являются противоречия, обусловленные корпоративностью, ведомственной разобщенностью образова­тельных структур, их замкнутостью и самоизоляцией во мно­гих аспектах их деятельности: содержательном, организаци­онном, кадровом и т.д.

Рассмотрим текущие первоочередные проблемы построения системы непрерывного образования. Прежде всего рассмотрим содержание понятия «непрерывное образование». Понятие не­прерывности образования можно отнести к трем объектам (субъектам):

— к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движе­ния человека в образовательном пространстве: во-первых, че­ловек может, оставаясь на одном и том же формальном обра­зовательном уровне, оставаясь, допустим, слесарем, медсестрой или инженером, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство (условно назовем «вектор движения вперед»). Во-вторых, человек мо­жет подниматься по ступеням и уровням образования — «век­тор движения вверх». При этом человек может последователь-

200

201

но восходить по ступеням и уровням образования либо какие-то уровни и ступени пропускать. Например, студент может последовательно получить начальное, среднее и высшее про­фессиональное образование либо сразу после школы присту­пить к программе высшего образования. В-третьих, непрерыв­ность образования также подразумевает возможность не толь­ко продолжения, но и смены профиля образования, т.е. воз­можность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей лич­ности и социально-экономических условий в обществе (напри­мер, поменять специальность) — «вектор движения по гори­зонтали, вбок»;

  • к образовательным процессам (образовательным про­ граммам). Непрерывность в образовательном процессе высту­ пает как характеристика включенности личности в образова­ тельный процесс на всех стадиях ее развития. Она же харак­ теризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;

  • к организационной структуре образования. Непрерыв­ ность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая со­ здает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных по­ требностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, так и у каждого человека.

Таким образом, непрерывность образования должна обеспе­чивать возможность многомерного движения личности в обра­зовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения. Образно говоря, чтобы человек мог уверенно идти пусть по трудным, но ровным дорогам, а не пробираться через джунгли или карабкаться по лестнице с выбитыми ступенями.

Системообразующим фактором непрерывного образования выступает, очевидно, его целостность, т.е. не механическое при­ращение элементов, а глубокая интеграция всех образователь­ных подсистем и процессов.

В Законе Российской Федерации об образовании система образования трактуется как совокупность взаимодействую-

щих: преемственных образовательных программ и государст­венных образовательных стандартов различного уровня и на­правленности; сети реализирующих их образовательных уч­реждений и органов управления образованием. Тем самым под­черкивается не организационно-структурная основа, как рань­ше в жестко централизованной системе образования, а прежде всего ее содержательная основа. Это понимание определяет це­лесообразность содержательно-структурного подхода к постро­ению системы непрерывного образования, который означает приоритетность построения содержания непрерывного образо­вания перед его организационными формами.

Возможны два основных направления построения системы непрерывного образования. Первое — это рассмотрение суще­ствующих структур народного образования и определение воз­можностей их реорганизации и создания новых структур. Вто­рое — это рассмотрение непрерывного образования как систе­мы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего раз­вития личности человека в соответствии с ее потребностями и социально-экономическими требованиями.

Представляется продуктивным сочетание этих направле­ний. Причем, очевидно, приоритетным должно быть рас­смотрение непрерывного образования с содержательной сто­роны как системы образовательных процессов — образова­тельных программ, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными образовательными струк­турами.

В связи с этим, переходя к изложению принципов разви­тия непрерывного образования, мы должны будем их разде­лить по основанию пары категорий диалектики «содержа­ние — форма». Причем содержательный аспект, в свою оче­редь, делится на два: состав подсистемы «содержание» и ее структурные связи.

Можно выделить четыре принципа построения состава «со­держания». Первый принцип — принцип базового образова­ния детей и юношества как основы для продолжения молодым человеком дальнейшего образования и три принципа, соответ­ствующих разным векторам движения человека в образова­тельном пространстве (см. выше): принцип многоуровневое™, принцип дополнительности и принцип маневренности.

202

203

studfiles.net

Основы саморазвития личности

загрузка...

Выберите для себя оптимальный график изучения пошагового плана саморазвития, начав с первого этапа, в котором больше информации, чем прикладных уроков. Намного легче постепенно усваивать рекомендации, а не забыть весь текст на следующее утро, прочитав его за один день. Разбейте статьи на подходящие для вас части и придерживайтесь составленного расписания вплоть до полного восприятия умозаключений.• Основная миссия самосовершенствования мирская и проста – это приобретение успешности, радости, внутреннего баланса и свободы.• Достичь заветной цели часто не удаётся из-за нерешительности, апатии, живучих в вас страхов, хотя на самом деле эти препятствие создаёте вы, а не суровый окружающий мир.• Если идти на поводу у своих привычек, фобий и увлечений, они превратятся в часть характера и будут управлять вами. Нельзя становится зависимыми от того, что в последствии не оставит возможностей от него избавиться.• Нужно чётко обозначить рамки инстинктов, за которые их не позволительно выпускать. Можно не только руководить, но и существовать в согласии вместе с ними, иначе чрезмерная податливость инстинктам приведёт к отсутствию контроля над эмоциями и чувствами, снизит способность опираться вспыльчивости и неблагоразумию.• Благодаря саморазвитию человек способен подняться на высшую ступень эволюции, не сопоставляя себя с животными миром. Совершенствование отдельной личности, а не целого общества, говорит об осознанном человеческом естестве.• Тот, кто утверждает о неосуществимости внутренних перемен – это человек, вводящий себя в заблуждение.• Несмотря на протесты души и тела, поступки через силу положительно влияют на стойкость характера, бодрость духа, укрепляет внутренний стержень, даже если не помогают достичь необходимой задачи.• Привносить в свою жизнь изменения – это естественно для каждого, потому что никто из посторонних не заставляет этого делать и не указывает, что именно следует преобразовать. Это целиком и полностью желание любого человека, а не указание судьбы.• Ощущать грусть и печаль, делать больно близким людям, терзать себя несуществующими проблемами, находиться в дурном расположении духа и обременять окружающей суетой вас заставляют негативные черты характера.• Не каждому суждено творить, так что некоторым придётся работать над самосовершенствованием, чтобы подкорректировать недостатки.• Саморазвитие – плавный и постепенный процесс, во время которого должны вноситься малосущественные перемены в жизнь, а не кардинальные и неожиданные нововведения.• Для осознанного совершенствования личностных сторон пригодится действенный способ – медитация, что позволяет узнавать себя с различных граней и является эффективной практикой, применяемой во всём мире, а не очередным колдовством.• Практика медитации успокаивает, помогает плодотворнее бороться с напряжением, способствует хорошему самочувствию, освобождает от алкогольной и никотиновой зависимости. Благодаря ей человеку проще следить за своими действиями со стороны и давать им объективную оценку, без особых осложнений справляясь при этом с агрессией и не давая опрометчивым решениям взять верх над здравым рассудком.• Ежедневно затраченные 40 минут времени на медитацию через несколько месяцев после начала занятий оправдают себя всецело.• Важные моменты безошибочно выполненной медитации включают в себя: регулярность тренировок, релаксацию, концентрацию внимание на этот вид деятельности и нужное положение тела.Основной вывод: причины возникающих трудностей находятся в самом человеке, а не обрамляющая его обстановка. Любой может поддаться кратковременной слабости и вожделению, что портят жизнь каждой персоне, их родным и близким. Саморазвитие помогает справляться с врагами, живущими в человеческом подсознании, открывает истинный путь и смысл существования.

Это длительный процесс, что не может обойтись без физических и моральных стараний, труда, колоссальной выдержки и упорства. Проверенный и эффективный метод совершенствования – медитация.

Практика

Время выполнения: Около одной-двух недель, затем приступаете к следующему шагу, не прекращая медитации.Предоставляйте себя в распоряжение медитации 2 раза в день по 20 минут в строгом методическом порядке, не забывая ни об одном сеансе восточной практики. Тяжело двадцать минут не передвигаться с одной локации в другую? Начните с 10-15 минут, только не пропускайте упражнения. Более выгодно уменьшить время занятий, а не их количество.

Отписывайтесь в комментариях о своих первоначальных ощущениях после первой недели тренировок. Возможно, по ходу практики возникнут какие-либо вопросы – не стесняйтесь и не ленитесь их озвучивать в комментариях, ведь ничего сверхъестественного в первом шаге больше выполнять не потребуется. Даже придерживаясь всех инструкций, описанных в статьях, вряд ли с первого раза у вас получится достигнуть невероятных результатов. Не огорчайтесь, это естественный процесс овладения определённой наукой, почти никому медитация не удаётся так скоро.

Технология саморазвития личности

Часть 1

Часть 2

Читайте также:

busplace.ru

Механизмы развития личности и основы саморазвития

02.03.2012 Ярослав Борщов

Механизмы развития личностиМы часто слышим, что человеком управляет судьба. Дескать, мы уже родились с определенными чертами характера, и ничего тут не поделаешь, или «что родители воспитали, то и получилось».

А эти фразы давно уже не актуальны. Кто живет по этим принципам – делает шаг назад или, как минимум стоит на месте. Мы живем в прогрессивном мире, в мире технологий и информации, в мире, где успешным человеком может стать каждый! Стоит только очень захотеть, а сильное желание приведет и к правильному действию.

Ни для кого не секрет, что между успешным и ленивым человеком нет ничего общего. Да, друзья, работать, и еще раз работать и в первую очередь над собой.

Саморазвитие – неотъемлемая составляющая жизни человека, который стремится к благополучию и стабильности. Слово всем понятное и известное, а вот — как правильно этим заниматься, знает далеко не каждый.

Основные механизмы развития личности тоже мало о чем говорят. Давайте-ка об этом и поговорим..

Развитие личности проходит в несколько этапов. Все начинается с познания себя, а за этим уже следует и действие. Само по себе действие без понимания «куда» и «зачем» обычно ни к чему не приводит, а иногда даже и повредить может, поэтому не спешите.

А вот если сделать все правильно, то процесс достижения цели будет даваться намного легче и, поверьте, будет вызывать немало приятных эмоций.

Начать стоит с понимания себя, самосознания. Подумайте хорошенько, что сейчас происходит в Вашей жизни, какие у Вас проблемы, чего Вы хотите на самом деле. Важно увидеть правду, понять и обязательно принять ее.

Попробуйте полюбить себя со всеми Вашими преимуществами и недостатками. Иногда это бывает очень сложно, и правда может быть не совсем приятной, но лучше признаться себе во всем сегодня, начертить план развития, и уже начать следовать ему.

Для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, стать более уверенным, счастливым и сильным, просто необходимы перемены. Меняйтесь. Начинайте с устранения наших двух главных врагов – страхи и сомнения.

Необходимо фокусироваться на своих целях, думать о них, стремиться к ним. Критерием развития личности является целеустремленность, то есть — изначальная направленность человека на действия, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Это очень важно, ведь удовлетворение желаний порождает вслед за собой и рост возможностей.

Формируйте новые эффективные стратегии. Учитесь на своих ошибках, изучайте свой успешный опыт и опыт других людей. Ваше задание – увидеть и понять, что нужно делать конкретно Вам, чтобы получать то, к чему мы стремимся.

Главная цель нашего бытия – развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано нам природой. В этом нам и помогают общепринятые механизмы развития личности. Ко всему есть свой подход, главное пожелать, и жизнь всегда откроет двери.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

berichnow.ru

Основные условия саморазвития и личностного роста

uslovia_samorazvitiaНачиная разговор об условиях саморазвития, необходимо отметить важность этого процесса для человека. Многие психологи определяют его как стержень человеческого существования. Запущенный на заре жизни, он приближает каждого индивида к истинным ее целям.

Векторы личностного роста

Саморазвитие охватывает различные области жизнедеятельности личности. Оно может проявляться во всем, что благоприятствует возвышению человека по линии личностного роста. Вот основные сферы жизни, предоставляющие широкие возможности и условия для саморазвития:

• характер: к примеру, выработка в себе уверенности, овладение знанием того, как владеть собой в критических ситуациях, подготовка к профессиональной деятельности, скажем, развитие актером у себя необходимого ему навыка наблюдательности;

• физическая форма: так, приобретение мускулистого тренированного торса будет способствовать успеху у дам, а также в карьере военного или танцора;

• стиль жизни: например, соблюдение сбалансированного режима дня, позволяющего преуспевать во профессиональных делах, избегая при этом эмоционального выгорания, или диетическое питание, исключающее ожирение и прочие проблемы со здоровьем.

Оптимальные условия саморазвития

1. Сугубо индивидуальный характер процесса

Достижение жизненных целей и приближение к идеалу непременно должно быть связано с личностными особенностями индивидуума. Возьмем простой пример – подъем в 6 часов утра. Обязательное ли это условие саморазвития? Каждому ли оно полезно с точки зрения личностного роста?

Совершенно очевидно, что нет. Разумеется, такая привычка поможет ученому добиться успехов в разработке новой идеи, спортсмену – увеличить время тренировок. А вот писателю, работающему по ночам, столь раннее пробуждение ничего, кроме измождения, не принесет. Так что далеко не любая, казалось бы, хорошая практика способствует личностному росту и облегчает достижение индивидуальных целей.

2. Разумное и волевое управление саморазвитием

Откуда берется желание человека стать лучше, сильнее, умнее, гармоничнее? Нетрудно понять, что оно продиктовано обстоятельствами воспитания и текущего момента, а точнее, порождаемыми ими эмоциями. Однако, чтобы выработать эффективный, безотказно функционирующий механизм воплощения мечты, нужна железная логика и стальная воля.

Слушая голос эмоций, поддаваясь сиюминутным настроениям, вряд ли получится осуществить задуманное. Ведь только для того, чтобы разобраться в калейдоскопе всевозможных техник личностного роста, выбрать одну из них, освоить и применить ее, нужно подчинить себя жесткой дисциплине. Без убедительных доводов это мало кому удается.

3. Личностное развитие – это не эпизод, а вся жизнь

Нередко можно слышать разговоры: «Возьму отпуск – тогда и займусь своим совершенствованием». Однако специалисты утверждают, что заниматься саморазвитием время от времени – это все равно, что строить замки на песке. Будет тот же результат: минимальный и краткосрочный.

Необходимо всю свою жизнь организовать таким образом, чтобы каждый миг в ней стал ступенькой, поднимающей к вершине саморазвития. Такая жизнь и есть путь к мечте. И двигаться по нему следует, не останавливаясь, приобретая по дороге необходимые навыки.

Это совсем не значит, что нужно выбросить абонемент в спортзал и, положив пару гирь в рюкзак, носить его всегда и везде. Вовсе нет. Суть данного условия саморазвития в том, что жизнь и личностный рост едины.

4. Естественность процесса

Каждый индивид должен совершенствоваться под влиянием своего образа мыслей, окружения и деятельности. Под воздействием именно этих факторов происходит естественное развитие ребенка. Таким же непринужденным, совершенно природным должен быть и процесс изменения личности.

Специалисты не советуют прибегать к самовнушению, аффирмациям и другим изощренным методы манипулирования подсознанием. Подобные техники полезны не в каждодневной жизни, а при серьезных расстройствах психики.

Нужно понимать, что образ мыслей как фактор саморазвития – не смена убеждений по определенной методике, а повышение качества работы серого вещества. Этот процесс должен быть таким же естественным, как у ребенка, начинающего мыслить под влиянием чтения книг или просмотра фильмов.

5. Понимание своей миссии

Трудно переоценить роль этого условия саморазвития. Достаточно было бы сказать, что без него никакого самоулучшения вообще быть не может. Самые титанические усилия окажутся бесплодными, если человек не определит свои жизненные цели, затрагивающие самые сокровенные струны души. Без этого все попытки изменить себя превратятся в приспособленческие маневры. И не более того.

Нужно осознать, что никаким тибетским магам не под силу чудеса преображения человека, который сам точно не определился с тем, чего он хочет. Можно уйти на десять лет в тайгу или стать годков эдак на двадцать послушником, можно даже обзавестись личным гуру, но без собственных размышлений и практики самопознания, далеко продвинуться не удастся. Никакой мистический туман не заменит опыт нормальной жизни.

6. Сочетание открытости с трезвым расчетом

Человек, следующий тропой саморазвития, должен быть открыт людям и миру. В этом залог его успеха. Ведь общение обогащает новыми идеями, которые могут стать ценнейшим приобретением. Однако при этом нельзя утрачивать критичность рассудка и быть слишком доверчивым.

Ведь у окружающих нас людей разные цели и жизненные принципы. Иные не прочь нажиться на чужой наивности. Потому-то всегда есть опасность попасть на удочку проходимцам, называющим себя гуру самосовершенствования. Дело не только в материальных потерях, а главным образом в том, что, заигравшись чужими идеями, можно прийти в никуда, потеряв при этом львиную долю времени и сил..

Заключение

Все перечисленные здесь базовые условия саморазвития позволят читателю верно сориентироваться на пути личностного роста. Конечно, их не стоит принимать за детальный инструктаж. Как огни маяка, они лишь высвечивают главное направление движения, помогая избежать опасных рифов и милей и не сбиться с курса.

А вот мясо на этот каркас каждый должен нарастить сам, находясь в непрерывном диалоге с собой и окружающим миром. Главным же подспорьем будет сама жизнь, стремление изменить ее и себя к лучшему.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

Психология саморазвития личности « Предыдущая запись Программа саморазвития Следующая запись »

rostduha.ru

Основы саморазвития личности (1)

Семинарское занятие 1 (2часа)

Тема: Введение в курс «Основы саморазвития личности»

  1. Саморазвитие: определение, основные характеристики.

  2. Подходы к пониманию движущих сил развития.

  3. Механизмы, закономерности и факторы развития личности.

  4. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

  5. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьтесь к терминологическому диктанту по теме семинарского занятия: индивидное поведение, личностное поведение, индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность, возрастно-половые ииндивидуально-типические свойства человека.

  2. Приведите примеры ситуаций индивидного и личностного поведения (2-4 примера на каждый вид поведения).

  3. Найдите фразеологизмы (пословицы, поговорки), характеризующее человека как индивида, личность, индивидуальность.

Основная литература

  1. Капустина, Н.Г. Психология саморазвития личности: [учеб. пособие] / Н.Г. Капустина, Н.В. Бякова. - Сургут, 2010.

  2. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009.

  3. Мандель, Б. Р. Психология личности [Электронный ресурс] : Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. - 236 с. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы Znanium.com. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=444530. - Загл. с экрана.

Дополнительная литература

  1. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [учеб. пособие] / В.Г. Маралов. - М., 2004.

Цифровые ресурсы

  1. Дружинин В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. - Доступ с сайта электронно - библиотечной системы "Библиотека Гумер - гуманитарные науки" . - Режим доступа: http://www.gumer.info.

studfiles.net

Принцип саморазвития личности — Мегаобучалка

На каждой ступени образования необходимо так перестра­ивать образовательный процесс, чтобы у учащихся, студентов не только формировались конкретные знания и умения, но и развивались определенные качества личности, которые позво­лят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осва­ивать любое новое содержание деятельности, а в случае необ­ходимости — и новые профессии, т.е. образование должно за­кладывать основу для дальнейшего саморазвития личности че­ловека.

Что это за качества личности и как их сформировать? Этому будет посвящена оставшаяся часть данного раздела.

Речь идет о таких компонентах образования, которые будут инвариантны для любой деятельности, т.е. полезны выпуск­нику при изучении любого дела, любого нового нового произ­водства, в том числе и при возможной перемене профессии. Причем необходимо рассматривать все компоненты будущей деятельности человека: технико-технологические, нравствен­но-эстетические, общественно-политические.

 

Здесь мы неизбежно должны будем в значительной мере повторить те мысли, которые высказывались в разделе о гу­манизации образования, в частности при изложении принци­пов фундаментализации и деятельностной направленности. Но подойдем к этому с других позиций.

Как известно, личность включает в себя интеллектуальную, волевую, эмоциональную и сенсорно-двигательную сферы*. Поэтому инвариантные компоненты образования мы будем рассматривать в этих аспектах.

Интеллектуальная сфера.Если задаться вопросом, какие знания устаревают медленнее всего и могут быть применены в любой профессиональной деятельности, ответ будет один — общеобразовательные знания. Именно общеобразовательная подготовка, как естественнонаучная, так и гуманитарная, да­ют человеку наиболее широкий кругозор, обеспечивают воз­можность активной деятельности в любой области, в том числе и при перемене профессии. Именно поэтому, например, Япо­ния, достигшая самого высокого в мире уровня технологии производства, первоочередное внимание уделяет общему, а не профессиональному образованию молодежи.

Далее, в перспективе необходимо формирование знаний по общенаучным, общетеоретическим основам технологии как науки о способах производства вообще. Эта область научного знания еще не вполне сформирована, но имеет очень большие перспективы. В какой-то мере инвариантными, но внутри только одной отрасли или группы отраслей будут знания по общеотраслевым предметам, допустим, материаловедение, технология машиностроения и т.д. Поэтому всемерное усиле­ние общеобразовательной и общеотраслевой подготовки уча­щихся, студентов является одним из важных аспектов реали­зации идей опережающего образования.

В то же время общеобразовательные и общеотраслевые зна­ния сами по себе мало что дадут, если у обучаемых не сфор­мированы способности применять теоретические знания в практической деятельности. Дело в том, что процесс примене­ния теоретических знаний в практической деятельности нель­зя рассматривать, как это обычно делается, однолинейно — как применение какого-либо одного закона или принципа при

* Сенсорика — чувствительность, т.е. все то, что связано с физиологией органов чувств.

13-1045

решении практической задачи (на что были, в основном, ори­ентированы все предшествующие методические разработки), а как сложный процесс активного познания человеком объекта и условий деятельности, ориентировки, разнообразных оце­нок, «поворачивания» объекта в плоскость собственной дея­тельности, соотнесения имеющихся знаний с наличной ситу­ацией в разных уровнях: как активный поиск — какие условия должны быть учтены, какие понятия, принципы и законы из разных областей знаний необходимо использовать.

Повышение возможностей целенаправленного обучения данным процессам возможно за счет использования в обучении специальных методических приемов, непосредственно способ­ствующих активному применению знаний в практической де­ятельности. Речь идет о разнообразных аналогиях, примене­нии наряду с учебной и справочной литературой приемов пе­реформулирования практических задач; о решении вспомога­тельных задач, самостоятельном анализе учащимися и студентами ранее неизвестных им объектов, как письменное, так и устное обоснование своих действий и коллективное об­суждение причин ошибок и т.д. Причем реализовывать эти возможности следует с обучаемыми всех возрастов, в процессе изучения практически всех предметов как в общеобразователь­ной, так и в профессиональной школе.

Таким образом, формирование у учащихся и студентов спо­собностей к активному применению теоретических знаний в практической деятельности — второй аспект реализации задач опережающего образования в отношении интеллектуальной сферы личности обучаемых. Подробно эти вопросы рассмотре­ны в другой книге автора («Процесс и методы формирования трудовых умений». М., 1986).

Третий аспект — эта развитие у учащихся и студентов ус­тойчивого познавательного интереса и познавательных уме­ний. Эти вопросы были нами рассмотрены выше в главе о гуманизации образования.

Волевая и эмоциональная сферы.Это значительно менее разработанная область педагогики. Однако сюда можно отне­сти все то, что говорилось выше о воспитании самосознания личности, об овладении тактикой и стратегией деятельности, о творческом развитии обучаемых и т.д. Но в целом это — огромное поле малоисследованных проблем педагогики.

Сенсорно-двигательная сфера.Этот аспект относится, в ос­новном, к трудовому обучению в школе и практическому (про­изводственному) обучению в профессиональных учебных заве­дениях в части формирования трудовых навыков учащихся и студентов. Успешность формирования у них многих навыков зависит от развития таких качеств личности, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук, дру­гих частей тела и инструмента в пространстве; точность ана­лиза прилагаемых к чему-либо усилий; развитие способностей коррекции движений в процессе их выполнения, развитие гла­зомера и ощущения временных интервалов (так называемое «чувство времени»), слухового восприятия и т.д. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим по­нятием сенсомоторная культура.

Сенсомоторная культура предполагает нечто большее, чем обычный перенос навыков. Перенос — это более быстрое фор­мирование какого-либо конкретного навыка при наличии у обучаемого другого определенного навыка. Сенсомоторная культура является общей основой для более быстрого форми­рования многих навыков. Известно, например, что высоко­квалифицированные рабочие, деятельность которых связана с ручным или механизированным трудом, как правило, легко овладевают новыми профессиями и могут без длительной под­готовки достаточно успешно выполнять работу, которой рань­ше им не приходилось заниматься. Например, хороший сле­сарь при необходимости может выполнять токарные, столяр­ные и многие другие работы. Про таких людей говорят, что у них «хорошие руки», что они «рукастые». Эта «рукастость» и определяется уровнем развития сенсомоторной культуры. Сенсомоторное развитие необходимо в трудовой деятельности очень широкого спектра профессий. Оно также необходимо в быту, спорте и т.д.

Целенаправленно развивать у учащихся, студентов сенсо-моторную культуру можно посредством подбора объектов тру­да, проведения специальных упражнений по развитию раз­личных компонентов сенсомоторной культуры с применением приборов и приспособлений, позволяющих сопоставлять чув­ственные оценки с объективными значениями пространствен­ных, временных и других параметров, применением самосто­ятельного планирования учащимися, студентами затрат вре-

 

13*

мени, нормирования их труда и т.д. Исследования показали, что целенаправленное развитие сенсомоторной культуры при сравнительно небольших затратах учебного времени позволяет ускорить в дальнейшем формирование различных навыков в 1,3—1,7 раза.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что современной педагогикой накоплен достаточно большой арсенал средств для реализации принципа саморазвития. Нужно комплексно ис­пользовать его.

В целом же идея опережающего образования становится ключевой для развития страны, для ее экономики, социальной сферы, для ее будущего процветания.

Следующая, последняя глава посвящена раскрытию послед­ней идеи развития системы народного образования — идеи непрерывного образования.

megaobuchalka.ru