Самопознание, как важнейшая предпосылка самосовершенствования. Основы саморазвития самопознания и самопознания


Самопознание и саморазвитие

Маралов В

психолого-педагогической поддержки и сопровождения самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах, а также в сфере профессиональной деятельности педагога.

Пособие включает практикум, где приведены конкретные диагностические методики, упражнения и задания для студентов средних специальных учебных заведений в процессе освоения курса «Основы самопознания и саморазвития».

Для студентов средних педагогических учебных заведений.

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

Общая характеристика самопознания

Значение самопознания в жизни человека

Сферы и области самопознания

Самопознание как структурный компонент самосознания

Сознание и самосознание

Самопознание как процесс: цели, мотивы, способы,

Общая характеристика самопознания как процесса

Цели и мотивы самопознания.

Способы и средства самопознания

Идентификация и рефлексия как механизмы самопознания

2. Психология саморазвития

1. Общая характеристика саморазвития

1. Понятие о развитии

2. Предпосылки выдвижения проблемы саморазвития

личности в психологии

3. Сущность саморазвития и его основные характеристики

2. Саморазвитие, становление внутреннего мира

и жизненный путь человека

1. Внутренний мир человека

2. Развитие субъективной реальности

3. Саморазвитие и жизненный путь личности

3. Саморазвитие как процесс. Формы саморазвития

4. Самопринятие и самопрогнозирование как механизм

1. Самопринятие личности

2. Самопрогнозирование личности

5. Барьеры саморазвития

3. Педагогическая поддержка самопознания и саморазвития

1. Особенности самопознания и саморазвития на разных

1. Самопознание и саморазвитие в дошкольном возрасте

2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте

3. Самопознание и саморазвитие взрослого человека

4. Типичные трудности самопознания и саморазвития

2. Психологическое сопровождение и педагогическая

поддержка самопознания и саморазвития

3. Педагогические технологии, ориентирование

на самопознание и саморазвитие личности

1. Личностно-ориентированная «технология» К.Роджерса.

2. Технология сопровождения самопознания и саморазвития,

разработанная на основе идей педагогики ненасилия

3. Технология саморазвития школьника

4. Психолого-педагогическая поддержка и помощь

в процессах самопознания и саморазвития

1. Неуверенность и пути ее преодоления

2. Специфика работы с самоуверенными детьми

3. Работа с тревожными детьми

4. Работа с неорганизованными детьми

5. Помощь детям в процессе саморазвития их личности

6. Помощь школьникам на этапах профессионального

5. Формирование культуры самовоспитания личности

1. Самовоспитание как средство саморазвития

2. Культура самовоспитания личности

3. Проблемы формирования культуры самовоспитания

4. Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога

1. Общая характеристика личности и профессиональнойкомпетентности педагога

1. Общая характеристика профессионального самосознания

2. Психологические особенности профессионального

3. Психологические особенности профессионального

4. Барьеры саморазвития

3. Психолого-педагогическая поддержка профессионального

самопознания и саморазвития

Часть II. ПРАКТИКУМ ПО САМОПОЗНАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ

1. Практикум по самопознанию

2. Практикум по саморазвитию

3. Практикум по теме «Психолого-педагогическая поддержка

самопознания и саморазвития»

4. Практикум по самопознанию и саморазвитию педагога

Самопознание и саморазвитие

Достаточно трудно вот так сразу ответить на вопрос: «Что такое самопознание – саморазвитие – самореализация?» Эти понятия обширные и требующие глубокого осмысления. На это может уйти немало времени. Для кого-то достаточно короткого времени, для кого-то не хватит и всей жизни. А другие могут даже не задумываться над этими философскими категориями. Можно долго и глубоко копать, что бы понять хоть минимально, что такое самопознание, саморазвитие, самореализация, а можно так до конца и не понять, что же это такое. Сама постановка таких вопросов, мне кажется, уже свидетельствует о фундаментальной потребности человека, как существа разумного, в самопознании. Что собственно и отличает нас от животных.

В своей жизни, безусловно, ко мне приходили мысли о том, что такое эти философские категории, зачем они нужны, как применимы в жизни. И применимы ли вообще? Достаточно трудно ответить даже самому себе на эти вопросы, не считая того, что нужно написать целую работу на этот счёт. Потребность в самопознании была, есть и будет до тех пор, пока человек будет полон любопытства к миру и способен познавать окружающую его среду.

Для более глубокого осознания смысла таких философских категорий, как самопознание, саморазвитие, самореализация, я решила обратиться к мыслям великих людей. Что было для них это? Задумывались они когда-либо над этим? Хотя я уверена, что, конечно же, задумывались.

Самопознание — это познание самости, Я, в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. На мой взгляд, это трудоёмкий процесс, который дан каждому, но не каждый задумывается над этим.

Я в своей жизни постоянно занимаюсь саморазвитием и постоянно думаю об этом. На мой взгляд это очень важно для личности человека. А это в свою очередь, отражается на всех его сферах жизни. Я чувствую огромное удовлетворение, когда получаю новые знания, развиваю в себе новые навыки и умения. Так формируюсь я и мой жизненный опыт. А самопознание помогает мне отследить, куда мне дальше стремиться.

И третий, но не менее важной философской категорией является самореализация. На мой взгляд, это тоже процесс. Самореализация — это применение себя, своей личности со всем набором качеств, навыков и т.д. в чём-то. Исходя из концепции дзен-буддизма, самореализация — это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления — состояния, когда существу нечего познавать. Это также реализация в конкретном деле своего потенциала возможностей. Самореализация — это проявление своего саморазвития, посредством самопознания.

Самореализация может быть не только в профессиональной деятельности. Она может быть, например, в творчестве.

Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека?

Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека?

Долгий путь, равный своей длиной жизни, представляет собой постоянное самопознание человека. Ещё в младенчестве мы начинаем подражать окружающему миру, впитывая его в себя подобно губке. Саморазвитие личности базируется на умении самостоятельно определять благотворно сказывающиеся и негативно влияющие факторы.

Например, ребёнок на четвертый год своей жизни требует от окружающих особенного отношения. Он пытается быть собой и требует, чтобы с его мнением и возникающими целями считались. Малыш хочет осознать и найти свою роль в этом мире, понять, почему именно эти люди — его родители, почему он должен их слушать. Так начинается самопознание и саморазвитие личности человека, когда мы обнаруживаем в себе новые качества, обретая способность познавать себя и особенности собственного характера.

Саморазвитие и самопознание личностных качеств человека наиболее часто происходит через творчество и переживание стрессовых ситуаций, постановку и достижению поставленных целей, и мирному созиданию с окружающими. Чувствуя близкие и чуждые черты в других, оказывается легче познать самого себя.

В школе мы все писали сочинение о планах на будущее, о том, какую профессию выбрать, не задаваясь вопросом «зачем». Окончив институт, пытались разгадать «кто я?», «чего я успел добиться?». И все знают, какую сложность представляет собой подобный выбор. Казалось бы, стоит лишь определить цель в жизни человека. Но это «лишь» длится годы. Так, как познать и найти себя?

Для начала вспомним Фрейда. Согласно его теории самопознания и саморазвития, наша личность состоит из: «Я», «сверх — Я» (супер-эго), «Оно». За последнюю составляющую отвечает наше бессознательное (ключевое в решении как открыть себя в жизни). «Я» балансирует между нашими желаниями, стремлениями («оно», как найти себя в мире), устоями общества и стремлением соблюдать нравственные и моральные нормы («супер-эго», сформированное за счёт родительских наставлений).

Те, кто не знает, как найти себя в мире или профессии, должны помнить об этих «трёх китах», прислушиваясь к интуиции, желаниям. Сложно понять, как выбрать род деятельности, но, поступив по указке этого самого общества, не прислушавшись к себе, человек теряет возможность познать себя, пополняя копилку самообманов и достижению ложных целей.

Как познать самого себя и быть самим собой, какую профессию выбрать?

Чтобы найти и познать самого себя, нужно пробовать свои силы в том, к чему стремится душа, чтобы не было стыдно за упущенные в жизни возможности.

Определение системы ценностей подскажет, как найти и открыть себя в этом непредсказуемом мире. Этот фундамент определяет саморазвитие личности человека. Но есть и препятствия, мешающие достижению поставленных целей. Откуда они? Снова окунемся в самопознание и попробуем понять природу и особенности каждого и избавиться ото всех сразу.

Быть собой — это, помня о недостатках, не забывать и о собственных достоинствах; удивляться им и радоваться своим способностям каждый день. Наши таланты — это проявление лучших черт. Соединяя их со своими желаниями, будучи требовательными к себе, мы и определяем, как быть самим собой и найти свое место в мире.

Что касается карьеры и выбора профессии, то все этот вопрос понимают по-разному (и это уж точно не цель жизни человека). Многим людям нужно попробовать себя в различных сферах деятельности и при этом подстраиваться под различные условия работы, непрерывно занимаясь самопознанием личности и саморазвитием профессиональных качеств. Нужно научиться быть самим собой и не терять самообладание в подобных стрессовых ситуациях.

Не стремление заработать больше денег должен скрывать выбор профессии. Решая, нужно вернуться к тому самому списку ценностей и определить для себя мотивирующие факторы, которые помогут найти себя в профессии и будут настраивать на качественную активную деятельность. Также именно они подскажут, как правильно сделать выбор в соответствии с психологическими нормами.

© Инновационные Психотехнологии 2017 г. Все права защищены. При использовании и перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна.

Источники: Маралов ВУчеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия , 2004. 256 с. Учебное пособие, посвященное актуальным проблемам психологии самопознания и саморазвития, раскрывает понятия, структуру, механизмы, барьеры самопознания и саморазвития, их роль и…http://www.twirpx.com/file/1282005/Самопознание и саморазвитие«Что такое самопознание – саморазвитие – самореализация?» Сама постановка таких вопросов говорят о фундаментальной потребности человека в самопознании.http://psychology-for-me.ru/2014/02/samopoznanie-samorazvitie-samorealizaciya-mysli-chuvstva-dejstviya/Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека?Самопознание и саморазвитие личности, как найти цель жизни человека? Долгий путь, равный своей длиной жизни, представляет собой постоянное самопознание человека. Ещё в младенчестве мыhttp://www.olviacenter.ru/about.php

lovewithyou.ru

Самопознание, как важнейшая предпосылка самосовершенствования

Если не знать себя, как же развиваться? Именно поэтому самопознание, как важнейшая предпосылка самосовершенствования, в этом помогает. Зная все компоненты самопознания в психологии, вы непременно запускаете в себе процесс самосовершенствования и личностного роста.

Самопознание – процесс изучения собственного “Я”, своих физических возможностей, психических особенностей и персональных качеств. Стоит понимать, что дело это довольно долгое, ведь начинается оно с самого рождения и преследует нас на протяжении всего жизненного пути. Происходит данный процесс, благодаря внутренним инстинктам и интересу, которые и толкают человека на изучение всех аспектов внешнего мира и, конечно же, своего внутреннего.

Познаём себя с нуля или путь к самопознанию

самопознание с нуля, путь к самосовершенствованию

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Психология включает в себя целую “Я — концепцию”, к которой и относится самопознание. Её основной целью оказалось создание собственного образа, представления о себе. Данная концепция отвечает на вопросы: “Кто я есть?”, “Что я из себя представляю?”.

Концепция особенно интересна тем, что берёт во внимание своё поведение со стороны не только в реальных ситуациях и обстановке, но и в вымышленных, даже фантастических их вариациях. То есть, человек вполне может вообразить свою же реакцию в ответ на происходящее. Также в теорию собственного “Я” входят оценочные суждения собственного поведения и реакций в ходе различных жизненных ситуаций.

Поскольку для каждого “Я — концепция” разная, то не все окружающие люди, смогут её принять. Происходит это из-за того, что в мыслях мы создаём один образ поведения, а на деле он может оказаться совсем другим. В таком случае важно понимать адекватность концепции своего “Я”. Как уже можно догадаться, адекватная версия – это та, что полностью соответствует действительности, неадекватная – наоборот ей противоречит.

В любом случае истинно верное представление о самом себе возможно лишь путём самопознания. Без него невозможно сложить точную картинку и мнение о себе.

Компоненты самопознания в психологии

Самопознание в психологии имеет свои составляющие, на которые стоит опираться в процессе самоактуализации.

Выделяют основные компоненты самопознания в психологии:

1. Осознание тождественности.

Как правило, происходит ещё в младенчестве, когда ребёнок учиться распознавать ощущения, исходящие из тела и от внешних источников.

2. Принятие своего “Я”.

Возможно с раннего детства, как только малыш начнёт осознанно использовать в своей речи такие местоимения, как “Я”, “Меня” и т.д.

3. Понимание особенностей психики.

Такой компонент важен при самонаблюдении. Ещё в детстве индивид замечает психические свойства, относящиеся к нему, и начинает их использовать.

4. Самооценка.

Самая сложная, но не менее важная составляющая самопознания. Её формирование в большинстве случаев даёт зачатки в подростковом или юношеском возрасте, когда особь вступает в более тесное общение с социально-общественной средой.

самопознание, как важнейшая препосылка самосовершенствования. самооценка

Что влияет на нашу самооценку?

Личность – существо, умеющее самостоятельно оценивать свою персону и поведение. Данная оценка становится отношением индивида к самому себе. Самооценка – это суждение о своей же ценности для общества, уважение к своей персоне. Если индивид себя не уважает, то это говорит о его низкой самооценке.

Самоуважение необходимо при самосовершенствовании. Лишь в редких случаях низкая самооценка способствовала развитию личности в правильное русло. Поэтому в первую очередь необходимо повысить чувство собственного достоинства, а затем уже и дальше расти в своих глазах и мнениях окружающего народа.

Самопознание и самосовершенствование

Во многих разделах психологии утверждается, что только через познание собственного “Я” можно начать своё путешествие к самосовершенствованию и реализации в жизни. В противном случае будет другое развитие событий, а именно подчинение общественному мнению и становление тем, кем упорно навязывают быть окружающие.

Каждый человек сам по себе уникален, причина кроется в том, что каждый из нас стремиться стать тем, кем захочет, добиться того, о чём давно мечтает. Именно такие стимулы движут нас к самосовершенствованию. Но сложно запустить процесс, если не знаешь, в каком направлении тебе лучше двигаться. Поэтому так важно раскрыть свои сильные и слабые стороны, личностные качества, характерные особенности и быть уверенным в себе, несмотря ни на что.

Почему самосовершенствование так необходимо для каждого?

Одним из главных условий достижения полноты жизни, определения её смысла и получения радости в каждом прожитом дне, является личностный рост. Он, как и самоактуализация для человека – обязательная часть жизненного цикла. Без них не будет виден смысл, ради которого стоит жить, и цели, к которым есть стимул стремиться.

Частый период самосовершенствования – подростковый и юношеский возраст. На этом этапе молодым людям свойственно узнавать себя, заниматься самопознанием и развитием личности. Поэтому самоактуализация является основной задачей подросткового периода.

Не стоит думать, что в более зрелом возрасте становление себя, как личности уже не актуально. Вовсе нет, на любом этапе своего пути, индивид готов совершенствовать свои знания и навыки, улучшать способности и развивать уже имеющиеся таланты.

Процесс самосовершенствования

процесс самосовершенствования

Работа над собой всегда была одной из самых сложных задач. На самом деле, всё зависит от нас самих! Если человек хочет расти и учиться, улучшать свои личностные качества и умения, то никто его в этом не остановит. Поэтому многие совершенствуют свои навыки снова и снова, достигая максимума и становясь идеалом.

Те, кто только решился покорить собственное “Я” и его улучшить, открывают для себя интересный процесс, который не только поможет в достижении поставленных целей, но и разнообразить рутину и быт.

Способы самосовершенствования

Наверняка и вы, наш читатель, захотели стать лучше, чем сейчас, раз читаете статью по подобной тематике. Специально для наших читателей мы выделили наиболее действенные способы достижения саморазвития:

1. Воспитание нравственных качеств.

Вежливости и тактичности обучают всех детей ещё в школе, но не все готовы усвоить данный материал. Без развитых нравственных качеств персона попросту не сможет отличить хорошее от плохого. Никогда не поздно заняться своим воспитанием и познакомиться с нормами морали.

2. Повышение интеллекта.

Наш ум – залог успеха и признания в обществе, но не стоит думать, что его развитие закончилось ещё в школе. Вступая во взрослую жизнь, многие, к сожалению, забывают о том, что наши интеллектуальные способности требуют постоянной подпитки. Без неё некоторые личности начинают деградировать. Высокий интеллект и многогранные знания сделают из вас отличного собеседника и ценного работника.

3. Ведение здорового образа жизни.

Появлению красивой фигуры и хорошим физическим данным способствует ведение здорового образа жизни и регулярные нагрузки на тело. Физическая подготовка, даже самая минимальная, в комплекте с правильным питанием сделают вас на много лучше и помогут перебороть лень, подарят гармонию и равновесие.

4. Формирование эстетического вкуса.

Залогом правильного духовного воспитания станет формирование эстетического вкуса и восприятия у детей с ранних лет.

5. Достижение прогресса в профессиональной сфере.

Ещё одним скачком в самосовершенствовании станет достижение поставленных целей в профессиональной среде. Многие мечтают заполучить хорошую должность, быть ценным сотрудником и при этом неплохо зарабатывать. В большинстве случаев это возможно, при условии совершенствования персональных данных, постоянного обучения и сильного стремления, амбиций.

6. Стремление к познанию нового.

Без стремления к новому нас ждёт застой, поэтому так важно иметь увлечение или хобби, быть открытым к новшествам и никогда не сидеть на месте. Лишь постоянное саморазвитие даёт нам преимущество над остальными.

7. Отстранение от влияния мнений социума.

Малознакомые люди порой так любят вмешиваться в чужие дела, и принимать решения за других. Помните, этот путь только ваш и вам решать, как его пройти!

путь к самопознанию. стань лучше

Становиться лучше – прекрасно!
Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Значение саморазвития и самопознания, основы Тантры

s19-320На тренинге вы получаете регулярное самопознание и саморазвитие — это инструмент открытия собственного неисчерпаемого потенциала в личностном и творческом плане, выявления тех областей жизнедеятельности, где данный потенциал может быть применен в полной мере. Есть много случаев, когда очень талантливые люди, добиваясь определенных успехов в жизни, успокаивались, не работали над собой, в итоге чего теряли и то, что они достигли ранее.

Самопознание и саморазвитие — это процесс познания самого себя, собственных потенциальных свойств, интеллектуальных, личностных характеристик, взаимоотношений с людьми и т. д. С научной точки зрения смысл самопознания наиболее понятно раскрывается в психологии. Здесь открываются самые разные аспекты смысла самопознания, основы саморазвития и духовного роста. Представим некоторые из них:

Самопознание — это неотъемлемая часть психологического и психического здоровья личности;

Саморазвитие — сознательная деятельность личности, которая направлена на реализацию себя в жизни;

Самопознание — единственный путь для самосовершенствования личности, ее самореализация с помощью технологий саморазвития.   Основы тантры   Основу тантры составляют чакры. Это понятие характерно и для других практик. Чакры — это энергетические центры, которые отвечают за здоровье, способности человека и душевное равновесие. Существует 7 чакр, и каждая из них отвечает за определенную сферу нашей жизни.   Тантра — это самая современная и уникальная технология саморазвития, ее практики работают на каждую чакру по отдельности и в комплексном подходе. В основы саморазвития с помощью тантрических упражнений заложены методы диагностики, которые помогают выявить проблемы в том или ином энергетическом центре. Работают, как правило, сразу со всеми чакрами, но начинают практику обычно с первой, поскольку она представляет источник энергии всего организма. Лучший способ познакомиться с Тантрой —  попробовать позаниматься ею хоть раз.  

 

Источник: http://rutantra.ru/

learn-more-05

www.rutantra.ru

Развитие навыков самопознания как основы саморазвития личности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……….7

Самопознание как структурный компонент самосознания личности………………………………….………………………..7

Психология юношеского возраста и формирование

Самосознания ……………………………………………………..16

Самопознание как процесс: его цели, этапы и механизмы.……23

Основные выводы……………………………………………………….41

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОПОЗНАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………………….45

2.1. Организация и методы исследования………………………………45

2.2. Исследование потребностей в самопознании и саморазвитии в юношеском возрасте……………………………………..………………53

2.3. Развитие навыков самопознания личности в учебно-профессиональной деятельности………………………………………..56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..61

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………64

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..68

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях динамически изменяющихся реалий современного мира традиционные и привычные ценностные нормы и стереотипы не могут служить ориентиром для развивающейся личности, прикладывающей значительные усилия для отыскания своего жизненного пути. Для реализации столь сложной задачи необходимо формировать особые ценностно-смысловые установки к жизни, к своему опыту, выстраивать свою личностную позицию.

Однако в своем большинстве подростки и старшие школьники не готовы к решению такого рода задач. Чаще всего они довольствуются интерпретациями своей жизни, носящими ситуативный характер, и не задумываются о необходимости выявления глубоких смысловых уровней. Между тем, именно познание и осмысление себя, своего собственного жизненного опыта открывает психологическое пространство для построения своей личности, выбора путей и целей жизни. Система современного образования не ставит специальной задачи по формированию и развитию у школьников способности к самопознанию и прогнозированию своего жизненного пути, что должно стать шагом на пути к профессиональному и личностному самоопределению.

Жизненные смыслы не даны человеку в готовом виде. Их особенность состоит в том, что субъекту надлежит их искать, обнаруживать и раскрывать. Именно в период ранней юности человек должен уметь осознавать свой жизненный опыт, осмысливать основные проблемы своего бытия и находить смыслы своего существования.

Становится очевидной необходимость разработки специальных форм и методов обучения развивающейся личности приемам самопознания, которые бы создали условия для развития способности прогнозировать и осмысливать последующие этапы своей жизни и формировать потенциальный образ Я.

referatbox.com