Как простить человека, когда не можешь его простить? Не могу простить человека


Простить - не значит забыть

Можно ли взять и простить? - Психолог и психотерапевт Марина Филоник о механизме прощения

«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи» (митрополит Антоний Сурожский).

Кто-то кричит в отчаянии: «Я никогда этого не прощу!», кто-то почти плачет: «Я так хочу простить, но у меня не получается», а кто-то искренне убежден, что всех простил, особенно, например, потому что сегодня прощеное воскресенье, а сам ходит и излучает обиженность, мучает этим других и свято верит в свое прощение. Невозможно найти человека, который бы никогда в своей жизни не обижался и не обижал. Мы несем в себе много ран и боли, с годами их количество обычно не уменьшается.

Ты же христианин!

На исповеди человек слышит: «Сначала прости, а потом приходи», «Ты же христианин, как ты можешь идти к Богу, если ты не простил брата» и  попадает в крайне незавидное положение. Потому что простить волевым актом невозможно. Простить бывает очень трудно – и это важная правда. Годами и десятилетиями порой не получается, и это при условии, что человек очень хочет простить, сам страдает от своей обиды, не желает ее в себе, а она все равно не уходит.

Если вы честны с собой и осознаете, что с вами происходит, то вы точно знаете – когда болит, сколько себе ни говори «прощаю», легче не становится. А может быть становится еще тяжелее! Усиливается внутренний конфликт между требованием простить и реальной невозможностью это сделать – я должен, а раз я не могу, то кто я после этого!

К обиде добавляется чувство вины, в худших случаях доводящее человека до отчаяния, переживания невозможности обратиться к Богу – «сначала прости, а потом приходи».

Прощение – это не акт, а процесс, причем часто процесс длительный. И важно, пребываем ли мы в этом процессе или мы в застое? Варимся в своих переживаниях, в желании отомстить, наказать, восстановить справедливость, или все-таки находимся на пути к прощению, все-таки хотим освободиться?

Не могу простить – что делать?

Рассмотрим пять важных условий прощения, своего рода подсказок на этом пути, иногда они могут рассматриваться как этапы. Существуют и другие аспекты прощения, в данной статье рассматриваются лишь некоторые из них.

ПЕРВОЕ: честность и осознанность. Правда в том, что я обижаюсь

Митрополит Антоний Сурожский писал о том, что

«Простить – это не значит забыть», простить – это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения».

Для нас здесь важна мысль: простить – не значит забыть.

«Забыть» может оказаться своего рода обманом, потому что иногда правда в том, что другой на самом деле сделал зло.

Иногда важно не стараться забыть об этом, а наоборот, помнить, какая у человека слабость, грех, в ком что неладно, и не искушать его этим, а оберегать его, не подвергать соблазну, давая поводы сделать что-то нехорошее, зная его слабое место.

Может быть, это высокая планка, но в этих словах есть послание, очень весомое для темы прощения: нам не надо заставлять себя думать, будто обидчик – распрекрасный человек. Наше прощение вообще не зависит от его хорошести или плохости. Простим мы или нет – зависит от нас.

В молитве «Отче Наш» мы говорим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ключевое слово для нашей темы сейчас – «должникам» – означает, что я признаю, что мне сделано зло, что мне очень больно, что у меня, может быть, много гнева на обидчика и жалости к себе. Я не закрываю глаза, не говорю, что все хорошо, и ты ничего не сделал, ты вообще святой. Это будет неправдой.

Итак, важно видеть правду о другом, но еще важнее честный и осознанный взгляд на себя. Для начала нужно осознать, что я обижаюсь, смочь себе в этом признаться. Если мы свою обиду не видим, это блокирует движение на пути прощения.

Вспоминается одна женщина, которая когда-то сказала удивительную вещь: «Мне тут недавно сказали, что, оказывается, обижаться грех – ну, и я теперь не обижаюсь». Это говорит человек, с которым близким безумно тяжело рядом, потому что она буквально кожей излучает обиду, но совершенно этого не признает. Не признает искренне.

Неосознавание своих чувств, особенно обиды, ведет к широкому вееру психосоматических заболеваний, потому что когда не переживает душа, вместо нее начинает переживать тело. В сознании проблемы нет – для души наступает застой, тупик, потому что ничего невозможно сделать. Вытесненные чувства уходят в тело и в бессознательное и оттуда продолжают давать о себе знать.

Как научиться осознавать свою обиду? Если обида свежая, то можно остановиться, сделать «стоп-кадр»: «Так, что со мной сейчас происходит? Я обижаюсь. Я злюсь. На кого? По какому поводу? Что именно меня раздражает? Что именно меня обижает?» Это не означает, что надо тут же бежать к обидчику для разбирательств, но важно честно все с собой проговорить.

Верующий человек может проговорить свои чувства или свое непонимание чувств перед лицом Бога. Только не нужно лицемерно читать благообразные молитвы из молитвослова о прощении и неосуждении, если сердце полно в этот момент как раз гневом и осуждением.

Лучше попытаться максимально честно предстать перед Богом таким, какой ты есть сейчас: «Господи, Ты видишь, как сейчас меня наполняет гнев и злость, обида и возмущение. Ты видишь, что я порой даже убить готов был бы этого человека. Но я этого в себе не хочу. И сделать ничего не могу. Ты Сам приди и сделай что-нибудь, потому что я уже просто ничего не могу».

Чем честнее, тем лучше. Господь любит искренних (в русском переводе) сердцем (Пс. 50, 6), не надо думать, что стыдно и неприлично с такими вещами идти к Богу. А с чем еще идти? Всегда только с благодарностью и миром в душе? Но без Него мы ничего не можем – это очень важно признать. Именно в немощи нам особенно нужен Тот, кто может нас преобразить.

В жизни владыки Антония был такой случай: он в детстве обиделся на кого-то, пришел к священнику и говорит: «Я не могу его простить – как мне молиться? что делать?». Священник ответил: «Не читай пока эти слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Хороший пример честности в молитве, о которой мы сейчас говорим.

Отдельный непростой вопрос, надо ли говорить о своих чувствах обидчику. Есть разные обстоятельства. Обидчик может сам быть обидчивым, может ничего не услышать, не понять. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч., 9, 8). Если вы решились, говорите, только придя в себя, то есть в спокойном, мирном состоянии, не обвиняя, о себе, о своих чувствах. Если вы в аффекте, в ненависти, кулаки сжимаются и т.п., то лучше пока молчать.

ВТОРОЕ: желание простить. Я НЕ помойка. Помойка У меня, и я ее в себе не хочу

В приведенном выше варианте обращения к Богу были слова «я этого в себе не хочу», и это очень важный аспект любого покаяния, в т.ч. на пути к прощению.

Сначала происходит обнаружение в себе некоего зла (я обижаюсь, я хочу отомстить и т.п.). Затем важно отделение его от себя, разотождествление человека и поступка, человека и его чувств (я не равно грех, моя сущность не сводится к этой обиде, обида есть у меня). И затем желание от этого освободиться (я этого в себе не хочу). Без этих трех составляющих трудно двинуться дальше.

Если вы обнаружили, что НЕ хотите простить, не стоит пугаться, лучше спокойно отделить себя от своего переживания, осознать, что я – не равно моя обида, не равно мой грех. Мое непрощение – это не моя сущность. Если у меня есть непрощение, это не означает, что я – человек непрощающий, я – такая ходячая обида. Каких только помоек нет у меня, но я – не помойка, я – драгоценнейший ребенок Бога (идентичность имеет существеннейшее значение для обидчивости и прощения).

Это очень важное различение. Потому что только тогда можно честно сказать Богу: «вот моя помойка, вот я Тебе ее тащу сейчас. Смотри. Но это – не я. Потому что правда моя в том, что я этого не хочу. Все мое существо сопротивляется. Я не хочу обижаться, но меня мучает эта моя помойка, а я ее таскаю и бросить не могу. Ты уже что-нибудь с ней сделай!»

Эта важная установка, когда мы понимаем, что обида – не моя сущность, помогает сделать шаг к освобождению. И в психологическом, и в духовном плане – тоже, потому что не моя обида идет встречаться с Богом, а я, как личность, несу эту свою корзинку, урну – на молитву, на исповедь.

Это спасает от отчаяния, когда человек опускает руки: «Я – помойка, нет мне прощения! Я – такой-сякой!» Но это неправда. Помойка не ходит молиться. Ты, как личность, пойдешь и понесешь свою помойку, молясь об избавлении.

Все мы знаем: «не судите, да не судимы будете». Но никто не думает о том, что не судите и себя в том числе! Ведь как я себя сужу, я так буду и ближнего судить. Если я – помойка, а он еще хуже моего… Порочный круг. Поэтому особенно важно уважительное, ценностное отношению к себе. А как я отношусь к себе, так же и к другим и к Богу – но это тема отдельного разговора.

ТРЕТЬЕ: попытка понять другого. Увидеть дальше своего носа

Третий шаг: старание понять другого, децентрация. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, необходимо хотя бы на короткое время оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе: я – бедный и несчастный, все против меня, какой же я страдалец, как мир несправедлив и т.п.

Чувство обиды сильно концентрирует человека на себе. И очень трудно бывает выйти за пределы своего обиженного состояния и посмотреть на другого, особенно на того, кто вот такие гадости мне делает.

Важное положение, разработанное одной из психотерапевтических школ, довольно успешно работающих с переживанием обиды, звучит следующим образом: за каждой обидой стоит убеждение, что другой может и должен вести себя иначе.

Но если мы попробуем всерьез задуматься о том, почему человек поступил так, а не иначе, подумаем о том, а что с ним было в тот конкретный момент, и будем честными, мы, скорее всего, придем к сомнению, действительно ли человек мог поступить иначе? Поступить так, как мы от него ожидали, исходя из своих собственных о нем представлений, а не из реальных его возможностей?

Как он себя чувствовал в тот конкретный момент, когда обидел нас? Может быть, этому что-то предшествовало? Может, он был объят аффектом, его охватил гнев, и поэтому он стал кричать? Что им двигало? Какая была мотивация? Сознательное желание причинить мне зло или…

Если, например, он говорил в гневе, то каждый, кто сам хотя бы раз говорил в гневе, знает, как сложно бывает остановиться. Недаром есть такое выражение: человека несет. Даже лингвистически получается так, что здесь субъекта не остается (пассивный залог). Мы сами в этом состоянии делаем такое, за что нам потом становится стыдно. И важно бывает обратиться к своему опыту, потому что если мы вспомним о себе похожие моменты, то сможем лучше понимать наших обидчиков.

Если удается осознать, что на самом деле другой не мог повести себя иначе (хотя обычно нам кажется, что, конечно, мог), то почти процентов на 90 обиды уходят. Но учесть мотивы и обстоятельства другого человека, когда нам самим плохо, да еще по его вине – очень сложно.

Вроде очевидно, что если человек не может, то он и не должен. Но мы часто даже не интересуемся, может он или нет. Мы сразу требуем: ты должен, ты не делаешь – я на тебя обижаюсь. Или наоборот, ты делаешь что-то плохое, а должен был делать что-то хорошее – я на тебя обижаюсь. Полезно вспомнить, что мы тоже часто не можем того, чего ждут от нас другие.

Возможно проведение серьезной психологической работы с собой, не обязательно с психологом, когда можно взять какую-то свою обиду и попытаться вглядеться в другого, в того, на кого вы обижаетесь, разобраться с тем, насколько он действительно мог по-другому или должен был поступить по-другому. Сначала бывает очень трудно отойти от убеждения, что другой мог поступить иначе.

Важна кропотливая честность и обращение к своему опыту, когда нам кажется, что мы могли бы иначе. Чаще всего мы сильно преувеличиваем свои возможности, из-за чего впадаем в ложное чувство вины, однако невротическая вина – это не тема данной статьи.

ЧЕТВЕРТОЕ: прощение в контексте вечности. «Не осуди его, Господи!»

На одной из приходских выездных конференций одна из катехизаторов говорила в своем докладе: «прощение естественно, если задуматься о смерти». Конечно, есть правда нашей боли, есть какая-то порой невыносимость, невозможность выдерживать другого человека, столько он зла причинил.

Но если удается задуматься более глубоко, поместить свой взгляд в контекст вечности – не в контекст наших с ним отношений сейчас, а в контекст вечности, когда и он, и я придем к Богу, то …что тогда? Неужели я на пороге вечности скажу Богу: «Ты знаешь, он вот все это мне сделал – Ты там это учти, пожалуйста»? Что будет с моим сердцем, когда мы окажемся на этом рубеже?

Это такие материи, о которых, конечно, непросто говорить, но в то же время это всерьез важно в нашей теме. Тут открывается особая бытийная правда, если мы можем так посмотреть на тех людей, которые нас обижают.

Здесь может помочь и воспоминание: а было ли у меня что-то хорошее, связанное с этим человеком? Ведь мы чаще всего обижаемся на людей самых близких, на тех, кто нам особенно дорог, и есть свои причины, почему так происходит. Мы обижаемся на тех, кого очень любим, и иногда бывает полезно просто переключение внимания с зацикливания на гадостях на воспоминание чего-то хорошего, что связано с этим человеком.

Такая логика расширения поля зрения очень важна. Потому что в состоянии обиды происходит сильное сужение взгляда. В обиде есть такая зашоренность, человек видит, по сути, только себя и свою боль, а другого как зло. И важно раскрыть глаза, расширить свой взгляд и вспомнить, что да, есть плохое, но вообще-то есть и хорошее.

Из этой расширенной логики легче понять, почему человек так себя вел, что он – не однозначное зло ходячее, так же, как и я – не помойка ходячая. И может быть, такой взгляд еще здесь, в этом мире, поможет нам когда-нибудь, вслед за вл. Антонием, сказать: «Не осуди его, Господи!»

ПЯТОЕ: попытка посмотреть на человека глазами Бога. Встреча с Любовью

Продолжая логику размышлений в духовной плоскости, можно предложить попытаться посмотреть и на обидчика, и на себя – глазами Бога. На практике сделать это бывает непросто, потому что образ Бога у нас нередко серьезно искажен, часто ему приписываются родительские черты: властность, строгость, отстраненность, безразличие. Нередко на терапии, например, можно услышать от клиента: если маме до меня не было дела, и она никогда мной не интересовалась, то Богу уж тем более до меня нет дела.

Здесь мы касаемся важной и трудной темы: искажения образа Бога в нас самих. Часто бывает так: как ко мне родители относились, так, я считаю, относится ко мне Бог. Поэтому это еще большой вопрос, чьими глазами я буду смотреть. Поэтому в некотором смысле можно сказать, что не всем этот «метод» подходит. Ведь если у меня сильное искажение представлений о Боге, то я не буду ничьими глазами смотреть.

Очевидно, что никто из нас не может сказать, что имеет истинное знание Бога, подлинный Его образ. Но мы призваны к Нему приближаться, Его узнавать. Можно попробовать: в практике молитвенных размышлений, в частности, перед крестом, вспоминая о Христе, Который говорил с креста о прощении, можно попытаться посмотреть на тех, кто нас обидел…

Великая Пятница. Его распинают. Он висит на кресте. Живой Человек. Гвозди в руках и ногах, но еще живо дыхание в груди. Над ним глумятся, издеваются, делят Его одежду. Говорят: если Ты Бог, сойди с креста. Если я стою рядом, то что со мной? Что с моей обидой? Войдя в молитвенное предстояние перед Ним, можно задуматься: как Господь смотрит сейчас на меня, когда я мучаюсь со своей обидой, со своей невозможностью простить и прихожу к Его кресту? Как Он смотрит на моего обидчика? Как Он смотрит на нас вместе? Чего Он хочет для нас, для меня, для него?

Это очень интимные размышления, которые могут происходить глубоко в сердце, в месте таинственной встречи со взглядом Любви. Такой взгляд помогает перенести наши обиды совсем в иное измерение.

***

Если подводить итоги данного небольшого размышления, можно сказать: прощение – это процесс. Главное – начать с самых маленьких шагов, не ожидая от себя сразу больших результатов. Не стоит думать, что если у нас есть схема из пяти условий, мы нашли рецепт прощения. Если наши обиды длятся годами и десятилетиями, не получится освободиться от них за месяц-другой.

Стоит настроиться на серьезную и длительную работу, честность с собой и с Богом. И, как знать, может быть, сам этот процесс принесет плоды, которых мы не ожидаем, как это часто бывает, когда Бог дает нам даже больше, чем мы порой смели хотеть.

www.pravmir.ru

5 способов простить человека и отпустить обиду

«Прощайте других. Не потому, что они заслуживают прощения, а потому, что вы заслуживаете спокойствия.»

Когда мы рождаемся, мы не знаем что такое боль, обман или предательство. На протяжении жизни мы с ними сталкиваемся и если мы не научимся отпускать, весь этот негатив будет накапливаться и отравлять нас. Обида – это болезнь. Болезнь нашего сознания, которая может привести также и к физическому недомоганию.

«Сложно простить человека, который причинил вам боль, но нам необходимо это сделать чтобы освободиться от боли и продолжить развиваться» – пишет Экхарт Толле в своей книге «Сила момента сейчас». Следуя его совету, вы сможете ступить на путь избавления от эмоциональной боли.

5 Способов, которые помогут вам простить человека и отпустить обиду.

Не пытайтесь простить – просто прощайте

Постановка и достижение целей – часть нашей жизни. Однако, стремясь к покорению новых вершин, не следует забывать о настоящем моменте. Вам нужно понять на каком именно этапе прощения вы находитесь для того, чтобы по-настоящему простить. Не переживайте, если на данный момент вы далеки от того, чтобы простить – следуйте шаг за шагом, этап за этапом.

Когда вы осознаете, что у вас нет необходимости стараться, вы сможете достичь чего-либо без всяких усилий. Поверьте в себя и не забывайте, что вы обладаете невероятным потенциалом. Точно так же как не следует зацикливаться на прошлом, не стоит также критиковать свой будущий прогресс. Сделайте глубокий вдох и запомните: вы способны на гораздо большее, чем сами считаете.

Не позволяйте своим мыслям определять вас

Мы причиняем себе много ненужной боли тем, что сразу же присваиваем себе свои мысли, вместо того, чтобы просто понаблюдать со стороны. Наше Его (сознание) всегда борется за контроль и все что нам нужно — отступить. Не пытайтесь выбросить или изменить свои мысли, просто примите тот факт, что они есть. Как только вы это сделаете, вы поймете, что ваше Его просто пытается вас обмануть.

Ваше настоящее Я – в вашем сердце. Если вы начнете больше прислушиваться к своим чувствам, а не мыслям – плохие мысли, связанные в вашим прошлым, будут приходить в вашу голову гораздо реже.

Национальный научный фонд уже много лет назад определил, что в день у человека возникает от 70 000 до 80 000 мыслей, при этом 80% из них негативные, а 95% — повторяющиеся. Из этого можно сделать вывод: мы не думаем, мы вспоминаем. Чтобы настроить свой мозг на более позитивные мысли, нам нужно перестать оценивать свои мысли как «хорошие» и «плохие». Они – просто мысли, они не определяют вас. Мысли появляются и исчезают сами по себе из массового сознания. Мы не в силах контролировать мысли, которые приходят к нам в голову, но мы можем выбирать, как на них реагировать.

Полюбите тех, кто причинил вам боль

«Темнота не может разогнать темноту: на это способен только свет. Ненависть не может уничтожить ненависть: только любовь способна на это»

Мартин Лютер Кинг

Если вы желаете кому-то зла, в конце концов это чувство ненависти может уничтожить вас самих. Задумайтесь над этим: если вы излучаете негативные вибрации, вы снижаете свои собственные вибрации и таким образом притягиваете плохую карму. Вы привлекаете то, чем сам являетесь, так что если вы ищете мести, вы лишь увеличите свою собственную боль. Вы не освободитесь до тех пор, пока не впустите в себя любовь. Вам нужно полюбить тех, кто причинил вам боль, как бы сложно это не казалось.

Вам не нужно сделать это за один день, делайте шаг за шагом и усиливайте любовь в своем сердце и с каждым днем вы будете видеть положительный результат.

Сосредоточьтесь на том, чтобы стать лучше

Как бы просто это не звучало, многие забывают об этом совете. Наш мир полон страданий лишь потому, что люди держат в себе ту боль, что им причинили, а затем передают ее другим. Чтобы прекратить это, вы должны понять, что в силах контролировать свои эмоции и другие никак не могут повлиять на них, если только вы сами им этого не позволите. Сфокусируйте свою энергию на создании нового себя, а не на разрушении других.

Вы будете чувствовать себя гораздо более удовлетворенным, если сосредоточитесь на себе и самосовершенствовании. Плюс, вы обретете внутренне спокойствие, что в разы лучше, чем токсичные мысли.

Помните: не бывает идеальных людей

Мы живем в мире, в котором людям свойственно совершать ошибки, причем совершать их довольно часто. Некоторые ошибки несут за собой серьезные последствия, а некоторые совершаются случайно, без плохих намерений. Все мы просто пытаемся выжить и большинство из нас неосознанно желает зла другим. Мы все плывем по одному и тому же морю, противостоим одному и тому ж течению и пытаемся не утонуть. Не всегда нам это удается. Означает ли это, что нас нужно наказывать? Позвольте людям совершать ошибки и развиваться и помните, что когда-то вы могли совершить такую же ошибку.

Если мы будем помнить, что окружающие такие же люди, как и мы, нам будет гораздо проще их простить.

Если вы готовы прощать и отпускать, повторяйте:

Я прощаю и отпускаю. Я ступаю на путь к светлому будущему!

Перевод статьи —  5 Ways to Forgive and Let Go via Клубер

Читайте Клубер в Telegram, Instagram и Pinterest.

www.cluber.com.ua

«Обида: не могу простить – что делать?»

Лекция-беседа на тему обиды прошла в храме Св. бесс. Космы и Дамиана в Шубине, собрав в воскресный вечер «полный зал». Как и для чего мы научились обижаться? Оказывается, обида – детская привычка, которую можно преодолеть. Часть 1

Мы мучаемся от своих обид и не можем простить, нам тяжело рядом с обидчивыми людьми. Но если обида – свойство характера, приобретенное в детстве, значит это можно исправить и облегчить жизнь себя и другим.Как увидеть в обиде манипуляцию? Как родителям вести себя с ребенком, чтобы не провоцировать в нем развитие обидчивости?Эти и другие вопросы разбирала в 1 части своей лекции христианский психолог, психотерапевт, научный сотрудник Федерального института развития образования Марина Филоник.

Марина Филоник Фото с сайта facebook.com

Всегда ли плохи гнев и жалость?

Наверное, всем это знакомо: когда на нас обижаются, то мы чувствуем себя виноватыми. Так возникает связь обиды с виной, когда на нас вину перекладывают, и мы ее невольно берем, хотя объективно можем и не быть виноватыми.

Поэтому тему обиды я предлагаю рассмотреть с двух сторон: как нам быть, когда мы сами обижаемся и как вести себя рядом с теми, кто постоянно обижается на нас?Но что такое – обида? Психологически личная обида – это всегда двусоставная реальность, в которую входят два главных переживания: гнев к обидчику и жалость к себе. Я бедный-несчастный, а он, негодяй, – против меня. Или даже — все против меня.

Сразу оговорюсь, и это очень важно, что нередко встречаются и другие случаи: когда человек искренне не чувствует ни гнева на других, ни жалости к себе. При том, что объективно этому человеку действительно принесли много зла. Но он говорит: да нет, ни на кого я не обижаюсь.

Это особенно часто встречается в христианской среде, и у меня много таких клиентов, которые в подобных случаях говорят: «Ну, ничего, я несу свой крест, он мой ближний, я его прощаю, я его люблю». Человек произносит эти слова самоуговаривания, за которыми стоит лишь неспособность чувствовать и осознавать реальность, правду того, что ему на самом деле очень больно.

Если у такого человека просыпается жалось к себе или гнев на другого, то, хотя такое саможаление и злость – вообще не похвальные чувства, это говорит о том, что человек начинает оттаивать. А это – первый шаг на пути более живого, искреннего, человечного отношения к себе, да и к другим. И — первый шаг на пути освобождения от обиды.

Ведь невозможно освобождаться от того, что я не осознаю. Если я свою обиду не чувствую, если я свой гнев не вижу, считаю, что у меня все хорошо, то у меня нет предмета для работы над своей проблемой. А для христиан нет причин для покаяния: в чем каяться, я и так всех люблю и прощаю.

Обида – чувство непроизвольное

Все знают, что обижаться – «плохо». Но обида – это чувство и возникает оно непроизвольно. Человек всегда обнаруживает себя уже обидевшимся. Здесь нет акта выбора. Не бывает так, что мы подумали и выбрали: «а обижусь-ка я на него». Конечно, мы можем так сказать, дети так нередко говорят, когда неосознанно прибегают к манипуляции (дальше мы будем об этом говорить), но само чувство обиды, как любая другая эмоция — радость, гнев, страх — возникает непроизвольно. Сознание лишь фиксирует уже возникшее чувство.

В работе с верующими мне приходится встречаться с тем, когда человек очень ругает себя: «ой, у меня возникла обида; о, ужас, у меня возникло раздражение!». Увы, эти чувства в нас возникают. Но мы можем отслеживать их возникновение, и стараться преодолеть. Важно не столько то, что в нашей душе возникает гнев, злость и пр., сколько то, что мы дальше с этим делаем. Поэтому точнее было бы поставить вопрос не: как научиться не обижаться? А: как осознать свою обиду и не застрять в ней?

Обида – эмоция не врожденная

Теперь несколько слов о том, как развивается обида. Обида появляется в детстве. Но эта эмоция не врожденная. У младенцев нет эмоции обиды, хотя есть эмоции гнева, отвращения, когда им даешь не то, что они хотят. Маленькие дети тоже не умеют обижаться. Обижаться – в каком-то смысле привычка, свойство характера, и потому его можно корректировать. Обижаться ребенок учится с возрастом и, прежде всего, у своих родителей.

Приведем пример: Ваню ударил мальчик во дворе. Что чувствует Ваня? По факту он чувствует боль и злость на того, кто его ударил. Он бежит домой, рассказывает маме и слышит в ответ: «Бедный Ванечка, как же тебя Петя обидел, ай-ай-ай, он поступил несправедливо. Надо за тебя заступиться». Или любой другой текст от любящей мамы, смысл которого для Вани ясен: обижаться выгодно. Потому что благодаря обиде можно добиваться своих целей, если показать другому, как тебе плохо и что в этом виноват кто-то другой.

Особенно выгодно в семье обижаться на брата или сестру и получать таким образом больше родительского внимания, поддержки, любви, ласки… ну, потому что это же он плохой, он меня обидел, а я – жертва, и меня надо пожалеть, я – хороший.

Поэтому один из советов родителям заключается в том, что важно занимать нейтральную позицию по отношению к ситуациям детских обид – не вступать в коалицию с одним из детей. Такой соблазн часто есть, и даже не зависит порой от возраста детей. Часто в семьях из-за манипуляций с обидами возникают самые разные коалиции – мама с дочкой против папы, мама с сыном против папы с дочкой и т.д. И это подпитывает для ребенка выгоду обижаться, формирует привычку обижаться.

Обида как форма поведения закрепляется в возрасте от двух до пяти лет. Это возраст особой чувствительности психики к эмоции обиды. Традиционная форма детской обиды, с которой наверняка многие из вас встречались: «если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь». И такой текст не только от детей можно услышать, но и от родителей, от мамочек. Ребенок учится этому у мамы. Учится и во дворе, детсаде, школе, где дети, научившиеся от родителей «нужным словам», повторяют их друг другу.

Постепенно обида становится регулятором отношений, когда нужно добиться чего-то не прямо, а исподволь. Мы еще вернемся к теме: обида как манипуляция, когда детская формула обиды уже не проговаривается, но возникает, например, некая молчаливая поза — я обижаюсь, и тогда ты должен догадаться, чего я хочу, и это сделать.

Обижусь и уйду от ответственности

В подростковом возрасте обида как способ поведения закрепляется. Подростки часто используют свое страдание напоказ, и от этого также получают выгоду, часто – для того, чтобы обвинить другого человека и уйти от личной ответственности. Очень удобно показать – посмотрите, какой я бедный-несчастный, как мне плохо, а поэтому делайте то, что я хочу.

Такими инфантильными формулами нередко общаются и взрослые, например, супруги, когда жена говорит: «Это он меня не любит, поэтому я так несчастна в браке». Вспомним пару: обида-вина, с которой мы начали нашу беседу. Как правило, всегда, когда один обижается, другой рядом чувствует себя виноватым, даже если он на самом деле не виноват. И это очень выгодно для того человека, который обижается. Почему?

Тут также множество выгод. Если я так говорю – «он меня не любит, и поэтому я несчастна», то это означает, что я безвинная жертва, не могу ничего изменить. Здесь очень важный момент: от меня ничего не зависит, я ничего не могу сделать, я несчастен, а другой – виновник, агрессор, причина всех зол. И тогда можно продолжать страдать, не пытаясь разобраться, не заглядывая в себя, не трудясь над отношениями. Раз другой виноват – его вина оправдывает мое бездействие. Я же не могу его изменить!

Как попробовать разрубить этот узел: обида-вина? Вместо того, чтобы оправдывать свое бездействие, можно начать с того, чтобы прямо и спокойно рассказать человеку о своих чувствах и о том, что конкретно не устраивает. В том числе – о своей злости. Вторым шагом будет ваша просьба-предложение: искренне, прямо сказать человеку, какое его действие или слово в этой ситуации вас не обидит, а погасит конфликт? Чего вы от него ждете?

Например: «ты знаешь, меня злит, когда… мы уже несколько лет живем, но ты каждый раз забываешь выключить свет в ванной. И я каждый раз молчу, стиснув зубы – но вообще-то это меня очень раздражает. Я просила бы тебя, пожалуйста, если ты можешь… давай ты будешь все-таки свет выключать?»

Я привожу сейчас простой пример просто как формулу. Мы не обвиняем другого человека, не осуждаем его и вообще говорим не про него, какой он там, а – про себя: это я злюсь, когда он поступает так-то и буду радоваться, если он будет поступать так-то.Но такой просто разговор – очень трудная задача для нашей культуры. Здесь нужна и смелость, и смирение, даже умаление себя, чтобы пойти на прямой разговор, без манипуляций, честно.

Как обида становится манипуляцией?

Вместо этого что обычно происходит? Я обижаюсь и жду, чтобы другой почувствовал себя виноватым, а, значит, я себя – правым. Это опять-таки очень выгодно – потому что тогда он сам должен догадаться, что нужно сделать. А я – буду ждать.

Изображение с сайта sotvori-sebia-sam.ru

Такая инфантильная позиция — частый сюжет в романтических отношениях, когда девушка мечтает, чтобы юноша принес цветы определенного рода в определенный день, или звонил с определенной частотой, или купил билеты в определенный театр – но она об этом молчит, убежденная, что если ее молодой человек любит – сам догадается.

Даже в семьях с немалым стажем этот сюжет застревает надолго: если любит – должен догадаться, что же я ему буду говорить? И я не иду на прямое прояснение, на прямую коммуникацию, а манипулятивно обижаюсь. И бедный мужчина должен гадать: он и на вторую работу устроился, деньги зарабатывает – а она все недовольна. А она недовольна, оказывается, что он мало дома бывает. Но вместо того, чтобы сказать, дуется и делает виноватым своего мужа.

Здесь есть еще такой момент: обижающемуся человеку невозможно принять, что другой человек делает не то, что он хочет. Вот я же хочу, чтобы он вот таким особым образом проявлял ко мне внимание – а он этого не делает. Мне трудно с этим смириться. Прямо я попросить его не могу. Лучше обижусь и пусть думает.

Если вы когда-нибудь чувствовали себя виноватыми рядом с человеком, который бесконечно обижается, вы знаете, как это мучительно. И порой бывает, ты уже готов сделать все, что угодно, только чтобы эту вину не чувствовать. Делаешь, как он хочет, не потому, чтобы ему помочь, а потому, что так проще его успокоить. Но такой способ действия не сдерживает обиды, наоборот, механизм манипуляции обидой лишь оттачивается со временем.

Примеры манипуляций

Как мы поддаемся манипуляциям? Когда на нас обижаются, важно спросить себя: я действительно в этом виноват? Я на самом деле сделал что-то плохое, или ты эту вину мне вменяешь, а я ее почему-то на себя беру? Разобраться непросто. Особенно когда речь идет об авторитетных для нас людях – родителях, близких. Особенно среди верующих много людей, которые все время готовы чувствовать себя виноватыми. Начинаются истории про крест, про то, что «не по силам не посылается», надо терпеть. Только часто под любовью к ближнему понимается кормление его обиды, поддерживание его способности манипулировать.

Человек обижается, и я в это встраиваюсь и отвечаю ему так, как он хочет, тем самым закрепляю его обидчивость и провоцирую способность к манипуляции. И делаю так не потому, что хочу ему добра, а чтобы освободиться от чувства вины. То есть поступаю корыстно. Христианская любовь тут не причем. Налицо даже потакание греху.

Пример: Мама говорит сыну: «Вот никто мне не помогает, никто не делает мне ремонт, я такая бедная, краны старые, текут, и я не могу их закрыть, вы все заняты, но – нет-нет, мне не надо помогать, я ради вас только живу, лишь бы вам было хорошо».

Что вы чувствуете, когда слышите такой текст? Подозреваю, что вы чувствуете вину, при этом слышите отказ о помощи. Есть ощущение, что вас запутали в какие-то сети, и непонятно, как тут реагировать. Это – пример манипуляции виной.

Альтернативный вариант той же реплики, только в форме прямой коммуникации: «Ты знаешь – у меня кран сломался. Мог бы ты в какой-то день, когда тебе удобно, прийти, его поменять, потому что я сама не могу, помоги мне, пожалуйста».

Почувствуйте разницу… Как правило, когда нас просят прямо, мы, если можем, готовы помочь, у нас не возникает сопротивления. Когда нас пытаются окутать в сети, дают двойной посыл: помоги, но не помогай, ведь тебе нет до меня дела, то мы всем существом начинаем сопротивляться, при этом чувствуем бессилие, потому что мы не знаем, как ответить на это – хочется либо сбежать, либо что-то сделать, лишь бы только отстали.

Конечно, за такой манипуляцией часто стоит боль, дефицит внимания, об этом мы будем говорить во второй части, когда речь пойдет о прощении. Есть и не ценностное отношение к себе – такой тонкий аспект, об этом я ниже скажу.

Еще пример: «ты специально подогрела молоко так сильно, потому что ты меня не любишь, тебе на меня наплевать, ты же знаешь, что я не пью горячее молоко». На это сложно что-то ответить. Потому что здесь склеиваются два факта: реальный и приписываемый, и в этом секрет действия механизма манипуляции. Мы слышим двусоставную речь. Есть первая часть, в которой ставится очевидный факт – температура молока.

Молоко и правда горячее, и с этим не поспоришь. И сознание соглашается, да, она права. А дальше подклеивается вторая часть: ты меня не любишь. И за счет того, что в одной фразе содержится реальный факт – температура молока – то сознанию трудно распознать вторую часть фразы как неправду, как эгоцентрическое требование. И потому свою вину признать легче: молоко и правда горячее.

Всем известен факт манипулирования угрозой болезни – это очень распространенная тема, очень тяжелая и почти беспроигрышная. Потому что никто не осмелится провоцировать болезнь у своего близкого человека. Нет, наверное, легче и удобнее способа заставить человека делать то, что я хочу, как сказать ему: «Видишь, ты вот это делаешь – а я от этого болею, у меня поднимается давление». Или «вот видишь – я же такая тяжелобольная, поэтому, пожалуйста, уже, делай…» — мир должен вокруг меня вертеться.

Как знать, может быть, и мы порой бываем так же невыносимы для наших близких, когда мы обижаемся? Если мы склонны часто обижаться, стоит подумать о том, каково другим рядом с нами, когда мы, может быть, порой неосознанно манипулируем?

Как не провоцировать развитие обидчивости у детей?

Несколько советов родителям, как правильно вести себя с ребенком, чтобы самому не застревать в обиде на ребенка, и его научить не застревать в своих обидах.

В обоих случаях важно проговаривать по возможности с ребенком каждый случай как его обиды на вас, так и вашей – на него. Учитесь вести прямой разговор, используя прямую коммуникацию, а не манипуляцию. Учитесь видеть, когда вы сами манипулируете.

Очень частый вариант тихой родительской манипуляции: игра в молчанку — «я с тобой не разговариваю», очень женский способ, часто встречающийся среди мам. Это особенно удобно для управления ребенком, потому что для ребенка его эмоциональное отвержение мамой — конец света. Есть такой, условно, эксперимент, когда группа младенцев была изъята от родителей, они находились в отдельном помещении, их кормили, мыли, давали все, что нужно, но не брали на руки и не разговаривали с ними. И эти дети умирать стали.

Потребность в эмоциональном контакте с мамой у ребенка – витальная. И если мама обижается и отстраняется, просто становится холодной на какой-то момент: ты плохо себя вел – я с тобой не разговариваю, для ребенка мир переворачивается. Если бы на него накричали, побили, это вызвало бы, может быть, менее тяжкие эмоциональные последствия. Отголоски такого поведения мамы во взрослом возрасте повлияют на то, как человек будет строить в будущем отношения в своей семье, найдет ли он друзей, вступит ли в брак.

Поэтому со стороны родителя очень важно вступать с ребенком в прямые коммуникации. Есть формула классика гуманистической психотерапии Карла Роджерса: «Я тебя люблю, но то, что ты делаешь, меня расстраивает». Она применима не только по отношению к детям, но и по отношению к любому человеку. Мы здесь говорим: «Ты знаешь, я тебя люблю, ты мне важен, дорог, но когда ты вот так делаешь – меня это злит, возмущает, я прямо… ты знаешь, я сама не знаю, что со мной, но мне это очень трудно выдерживать. Мог бы я тебя попросить, чтобы ты все-таки так не делал?»

Что делать, если ребенок пытается манипулировать мамой? Крайний случай такой манипуляции всем известен: детские истерики.

Мы можем это просто игнорировать. Если ребенок чувствует, что мама не реагирует, он, как правило, успокаивается и оставляет такой способ воздействия. Важно помогать ребенку учиться общаться прямо. Например, можно спросить: «Вася, ты сейчас на меня злишься? Тебе неприятно, что я тебя прошу сначала делать уроки, а потом пойти гулять?» Важно дождаться его ответа о чувствах: «да, я злюсь».

Есть немало примеров, когда детская истерика заканчивается в секунду, если названо то, про что ребенок плачет. Я вспоминаю, как мой руководитель, у которого я училась психотерапии, Федор Ефимович Василюк рассказывал о своем трехлетнем внуке, как внук ревел, к нему подходила бабушка, говорила: «Ванечка! Ну, что же такое, слушай, так тебе обидно, да? Так тебе как-то больно? Вот как-то плохо с тобой поступили?» А он говорит: «ДА-А-А-А-А!!!» И тут же успокаивался. Понимаете? Потому что названо слово, ты услышан, другой человек, твой близкий понял, что с тобой. Истерить больше нет необходимости – все. Переживание нашло свой адресат.

Но с более старшими детьми мы тоже можем так поговорить, расспросить, что с ними, в чем причина слез, переживаний? Или можно предложить свою позицию: «Давай я тебе расскажу, почему я так делаю, почему я тебе это запрещаю». Не просто запретил – и точка, а можно предложить партнерские отношения, объяснить, почему я прошу тебя сейчас сделать то или другое, а не просто действую, как диктатор, приказами.

Мы рассказали о том, как возникает и развивается обида, что такое манипуляция обидой, как ее распознать и не провоцировать у своих детей.Во второй части лекции мы расскажем о том, как преодолеть собственную обиду, что сильнее всего нам мешает? Как перейти от обиды к прощению? И что понимается под прощением? Когда я забыл все плохое? Снова подружился с прежним обидчиком? Или что-то еще? Читайте на сайте Милосердие.ру в четверг, 13 ноября.Читайте также:Обида: не могу простить, что делать. Часть 2

www.miloserdie.ru

Как простить человека, когда не можешь его простить?

Когда не можешь его простить?

Пускай твердит ханжа: «Враждебны дух и плоть». Здесь дьявол ни при чём и ни при чём господь. Не с телом - сам с собой в борьбу вступает дух, Когда в самом себе он разделён на двух.

Вадим Шефнер.

онлайн обучение гипнозу

Новгородское словцо "простить" означало "сделать простым", то есть пустым, порожним, ничем не занятым. (Отсюда "опростаться" - избавиться, освободиться).  Да, да - когда-то слово "простой" было чем-то вроде синонима слова "свободный"! Правда, отношение к этой "свободе" было не таким, как сегодня. Из тех времен к нам пришла пословица "простота хуже воровства", потому что законопослушание, основанное на отсутствии интеллекта, не может является добродетелью и тем более доблестью. В современных судах даже существует такой термин как "вменяемость" - способность нести ответственность за собственные действия.

Мы вспомнили об исходном значении одного из важнейших в христианстве понятий не случайно. Многие душевные болезни, с которыми приходится иметь дело гипнотерапевту, представляют собой отложенное решение простить - сделать человека "простым". Оказывается, процедура прощения имеет большее значение для того, кто прощает!

КАК ПРОСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОГДА НЕ МОЖЕШЬ ЕГО ПРОСТИТЬ?

Человек - существо загадочное. Одному Достоевскому удалось проникнуть в его этическую природу. Для того, чтобы как-то обозначить увиденное, ему пришлось написать книгу. Получилось произведение, в котором нет сюжета, нет событий (за исключением сцены в квартире старухи-процентщицы) - сплошная симптоматика, описанная человеком, потрясенным своим открытием. Вот уже сто лет все, кто прочитал "Преступление и наказание", не могут сформулировать, почему им нравится книга. Нет слов, или надо пересказывать весь роман. Поэтому и мы ограничимся тем, что отправим всех интересующихся эсхатологичным смыслом прощения к "роману романов", попутно обратив внимание на то, что мужчинам до 28 лет (женщинам, соответственно, до 22 лет) читать это произведение не рекомендуется, так его текст предназначен для зрелых людей - и в интеллектуальном, и в психическом смысле.

Закрыв тему прощения как нашей удивительной потребности в человечности, обратим свой взор на психофизический эффект, который отчетливо виден специалисту, когда пациент воздерживается от процедуры прощения.

Вся штука в том, что не простивший человек подобен дереву, гниющему изнутри. Внешне вроде все нормально, но подул ветерок - оно и сломалось. Не простившего человека можно узнать по мелькающим в глазах лихорадочным огням и сухой коже, обтягивающей скулы, потому что не выплеснутая эмоция продолжает жить, выжигая все изнутри. Отказавшись простить, мы медленно умираем. И в тоже время нет и не было ни одного ненавистника, который бы желал себе смерти.

Многие помнят фильм "Выстрел" по одноименной повести А.С.Пушкина. Там отставной гусар шесть лет бережет себя, в том числе пренебрегая понятием чести, только ради того, чтобы в один прекрасный момент насладиться местью. "Наше все" показал нам, как разрушается личность под спудом идеи личного превосходства, и образ, созданный актером М.Казаковым, кажется, физически позволяет ощутить смрад, исходящий от человека, охваченного этим чувством. Ведь он уже умер, хотя тщательно следит за своим здоровьем, и этот вывод отсылает нас прямиком к вопросу смысле жизни.

Упырь среди живых людей - это не результат отложенной мести, а если называть вещи своими именами,  - это отложенное прощение. Такому человеку, чтобы вернуться к жизни, надо "опроститься" - разрешиться, избавиться от страшного бремени. С точки зрения психосоматики, существует два варианта. Первый - мщение. Это тоже форма прощения, но только со стороны того, на кого направлена месть. "Камень с сердца" снимет жертва, но при этом в насильнике будет торжествовать упырь, завершая его  перерождение. Второй вариант предполагает способность простить самому. На этот  шаг способен не каждый. Зрелище вчерашних врагов, рыдающих на груди друг друга, является редким еще и потому, что у большинства людей просто отсутствуют необходимые приспособления для психоэмоциональной разрядки.

Способность выражать свою эмоцию - это уже элемент культуры, который возникает не сам по себе и не вдруг. Как садовник выращивает плодоносное дерево, так и эмоциональная культура человека является результатом продолжительных целенаправленных усилий. Не случайно, в начале 19 века сентиментальность в России считалась признаком аристократического происхождения. Таким образом, проблема прощения в большинстве случаев носит "технический" характер, так как обретение требуемой способности связано с длительным нахождением в утонченной культурологической среде.

Положа руку на сердце, ответим: много ли людей в бывшем СССР могли похвастать такими условиями жизни? Ведь мы все из рабоче-крестьянских семей! Недоразвитые, огрубевшие души заставляют нас годами носить в себе боль унижения, пока не случится духовное взросление (да и то не у всех). Это опасный период, потому что не каждому хватает терпения дожить с этой болью до просветления, Не каждому хватит сил удерживать себя от варианта "номер один".

Так стоит ли отдаваться во власть Искусителя, когда есть возможность организовать искусственные "роды"? Ведь в чем состоит механизм прощения? Вы должны попытаться осознать собственную, а не чужую вину. Посмотреть на событие как на важный жизненный урок. И самое главное, принять эту точку зрения не умом, а сердцем. Разум в этих делах - не советчик. Человек принявший свою ошибку только умом, на самом деле остается "нежитью", так как он отказался принять ответственность за свою жизнь и тем самым отказался от самой жизни. Задача гипнотерапевта - помочь своему пациенту преодолеть душевную грубость и тем самым преодолеть свое замороченное состояние.

В каждом их нас живет еще не битый жизнью ребенок, который способен на те чувства, которые уже недоступны нам сегодняшним. Гипнотерапевт в состоянии организовать этому ребенку мысленную встречу с вашим заклятым обидчиком. Все повториться, но в этот раз вы будете выше и чище, окажетесь способным на действие, к которому в реальной жизни не готовы. Вы искренне простите вашего недруга. Освободив его от ответственности за свое унижение, вы тем самым вернете себе утраченный кусок жизни, и полотно вашего сознания восстановится. Момент разрешения от дьявольского бремени ознаменуется для вас влажными глазами, и это будут слезы возвращения к жизни. К вашей жизни.

• Так ли безобидна процедура прощения? Прощать нельзя мстить, где ставить запятую?• Зачем в гипнозе лепить всепрощающего Будду?!

 

 

обучение уличному гипнозу

Творческий гипноз

classicalhypnosis.ru

5 шагов к прощению - если не можешь себя заставить простить

Должен простить. Хочу простить. Стараюсь простить. И чувствую, что не могу. Психолог и психотерапевт Марина Филоник – о прощении.

Если женщина вас любит – прощает всё, даже преступление; если же нет – то не замечает и самих добродетелей.

Оноре де Бальзак

Должен простить. Хочу простить. Стараюсь простить. И чувствую, что не могу. Уговариваю себя, осознаю всю важность прощения, знаю слова Христа о прощении «до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:22) и, что еще страшнее, о том, что «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мк. 11:25-26), выжимаю из себя прощение, а чуда не происходит.

Но уж в Прощеное воскресенье я точно должен простить. Я с улыбкой говорю: «Бог простит, и я прощаю», и уже сам почти верю в эти слова, но в глубине души всё равно знаю, что вот этого человека, вот этот поступок я простить не могу. Остальных, может, и могу, а вот этого негодяя – никак, уж очень большое зло он сделал для меня, уж очень сильные раны нанес, и они болят по сей день – не могу! Может быть, я уже не желаю ему зла и не проклинаю его (что уже хорошо), но не могу простить.

Иногда я даже искренне считаю, что вот такие вещи прощать нельзя, и это справедливо – и многие меня в этом поддерживают, потому что бывает на свете вопиющее зло, и это объективно так.

А бывает, что я искренне хочу простить и даже молюсь об этом, прошу даровать мне дар прощения – и снова чуда не происходит. Почему?

Сегодня, когда Церковь особенным образом призывает нас к прощению, к примирению, к освобождению – перед входом в Великий пост, хочется сказать несколько слов в том числе о некоторых мифах о прощении, а также поделиться размышлениями, часть которых была озвучена ранее.

1. Прощение – не одномоментный акт и не волевое решение

Невозможно просто взять свою волю в кулак и резко всех простить. Может быть, у кого-то так получилось, может быть, есть такие люди (хотя, мне кажется, я таких не встречала), которые как только решили, что надо кого-то простить, тут же это исполнили и с чистым сердцем могут сказать: как только я захотел простить, я простил. И такие люди, наверно, могут сказать нам с укорением: «А ты чего не простил до сих пор? Зачем ты носишь в себе обиду? Она разъедает тебя, дает физические болезни, мучает тебя, прости и иди дальше» (делай, как я, посмотри на меня, как в той песне начала 90-х). И если мы такое слышим, это вгоняет нас в еще большее чувство вины и тем самым НЕ приближает к прощению. Ниже станет ясно, почему.

Для начала успокойтесь и не пытайтесь выжать из себя то, чего сейчас нет – это путь лицемерия, насильно из себя добро не выжмешь.

Лучше просто спокойно признать и по возможности принять тот факт, что сейчас я еще имею на кого-то обиду, сейчас я пока еще вот это не простил – пока что это так. И это нормально, потому что многие раны заживают долго и болят годами, не все болезни лечатся как ОРВИ или грипп, не всё происходит быстро, и – главное – не всё в наших силах.

Я не хочу сказать, что надо на всё «забить» и плыть по течению (мол, само заживет и отвалится), но хочу подчеркнуть, что важно для начала честно констатировать то, что есть – без истерики и поедания себя нездоровым чувством вины.

2. Правда о нашем бессилии

Часто мы встречаемся с мифом о всемогуществе человека, что главное захотеть – и всё у тебя получится. И в Церкви мы тоже нередко с этим встречаемся. Я должен больше никогда не грешить, я должен всех любить, я должен всех простить и т.п.

Если должен – значит, МОГУ: иначе невозможно быть должным сделать то, что ты не можешь.

И вот эти требования к себе вгоняют нас в невротическое чувство вины (то есть переживание чувства вины там, где объективной вины нет), в переживание собственной плохости, никчемности, никуда не годности и т.п. И эти переживания удивительным образом не имеют ничего общего со смирением (знанием своей меры) и, как правило, совсем не приближают нас к Богу. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Так вот – важно признать правду о себе, и она может быть даже более болезненной, чем переживание бесконечной виноватости по поводу и без повода. Правду о своем бессилии, о своей малости, беспомощности, слабости. Правду о том, что я чего только не делал, а мое сердце так и не стало мягче, добрее, в нем так и не прибавилось любви, хотя, может быть даже, я делал много дел любви, творил дела милосердия, помогал и служил ближним, но внутри так и не смог себя изменить. И может быть – о ужас – никогда не смогу. Не смогу прибавить в себе любви, и вместе с ней прощения, как не могу прибавить себе сантиметр роста (Мф. 6:27).

Как важно смочь встретиться с этим: может быть, я никогда не сумею себя изменить, я столько старался, и ничего не вышло. Может быть, никогда я не смогу… И в этой точке невозможности, в этой точке бессилия и беспомощности, когда руки опускаются в истощении, важно задать себе вопрос: а для чего я так стараюсь измениться? Какова цель? Какова мотивация моей работы над собой? И что случится, если я никогда не изменюсь, если останусь таким, какой я есть?

И еще: может быть, в этой точке бессилия и беспомощности мне наконец по-настоящему станет нужен Бог, и тогда опущенные руки поднимутся к Небесам. Но с какой просьбой они поднимутся? И зачем мне станет нужен Бог? Чтобы дать мне дар прощения? Чтобы поднять меня и менять меня, потому что я сам не могу? Чтобы я наконец стал хорошим и достойным Царствия Небесного, стал достойным встречи с Богом? Или, может быть, мне в этой точке отчаяния наконец станет нужен Бог, чтобы просто меня любить.

Нам безумно трудно поверить, что Бог любит нас уже сейчас, уже сегодня и еще вчера, и что Его Любовь БЕЗусловна, НЕ зависит от наших дел. Мы к этому еще вернемся.

3. Зачем мне это нужно?

Есть еще важный вопрос, когда мы говорим о прощении и хотим кого-то простить. А какова мотивация? Почему мне так важно простить? Зачем я хочу простить? Бывает, что верующий человек мотивирован страхом, то есть рассуждает примерно так: «Если я не прощу, то попаду в ад. Поэтому я должен простить. И – о ужас – я не могу простить! Бог не простит меня, и, значит, я погибну в вечности». Вообще, страх – не лучшая мотивация. Много для чего, в том числе для подлинного развития, возрастания, становления личности, преображения. И в педагогике, и в духовной жизни.

Страх наказания может хорошо влиять на внешнее поведение (не буду делать что-то плохое, чтобы никто не заметил и не наказал), но не способствует взрослению.

На страхе далеко не уедешь. Многие могут здесь начать спорить, но это тема отдельного разговора.

Пока скажу только: неужели вы всерьез думаете, что если человек хочет простить, осознает в себе эту проблему, кается, старается и у него не получается, неужели Любящий Отец посмотрит на него и скажет: нет, этого человека нельзя простить, ему место в аду, потому что он не простил своим ближним, как Я ему велел. Простите за такой текст от лица Бога, но я хочу сказать, что наши представления о Нем как о карающей инстанции, скорее всего, являют собой искажение образа Бога, Который есть Любовь, с Которой нам так трудно встретиться.

Кроме страха попасть в ад, мотивация простить может быть связана с тем, чтобы быть хорошим и заслужить прощение. Мы боимся предстать перед Богом такими, какие мы есть – в частности, с нашим непрощением в сердце и с нашим бессилием. Иными словами, бывает, что мы хотим повлиять на отношение Бога к нам. Или нам кажется, что надо сначала стать лучше, а потом уже идти к Богу (негоже идти к Нему таким непричесанным).

Эта логика очень понятна в отношениях между людьми. И мы судим о других по себе, в том числе о Боге думаем, что можем (а может быть, даже должны) повлиять на Его к нам отношение. То есть опять и опять – не можем поверить, что Он УЖЕ нас любит. И не просто «нас», а меня конкретно, меня такого, какой я есть сейчас, такого кривого и несовершенного, в том числе – вы не поверите – даже тогда, когда я не прощаю.

4. Смена парадигмы – разрушение мифа о всемогуществе

Как мы относимся к себе, так же и к другим, и по той же модели строятся наши отношения с Богом. Если я считаю, что могу взять себя в руки и резко исправиться (миф о всемогуществе), то я буду ждать того же и от других и, соответственно, буду их осуждать (а себя обвинять). Моя любовь на этом этапе условна, то есть зависит от условий, и еще она требовательна, ее пока трудно назвать принимающей (я должен, он должен, все друг другу что-то должны, и неважно при этом, могут ли). Такое отношение к себе и другим пока не приближает меня к смирению и прощению, зато отлично вгоняет в невроз.

Если я понимаю, что я реально очень мало что могу, а может быть, и совсем ничего не могу сам, то тогда я понимаю, что и другой, так же, как и я, мало что или почти ничего не может.

И тогда я перестаю его осуждать. И могу увидеть, что и я, и он – в одной лодке. Это приближает меня к прощению, потому что я начинаю видеть, что, скорее всего, обидчик сделал мне больно не специально, не со зла, и, скорее всего, в тот момент времени он просто не мог поступить иначе по каким-то своим причинам, которые я, может быть, пока не вижу.

Однако принять свое бессилие весьма и весьма трудно. Почти в любой аудитории, где мои коллеги и я начинаем об этом говорить, разгораются жаркие споры о том, что на самом деле мы можем, например, влиять на возникновение своих эмоций и на чувство обиды, в частности.

5. Альтернативный путь – сначала принять прощение Бога и Его Любовь ко мне грешному

Как важно бывает сначала простить себя, позволить своему сердцу умягчаться под Светом божественной Любви, в Его руках. Дать Богу делать то, чего Он так хочет – дать Ему возможность меня любить! И через это дать Ему возможность менять меня так, как Он (а не я) этого хочет. Отдать Ему свое раненое, заскорузлое, черствое сердце («сыне, даждь Ми твое сердце»), чтобы оно постепенно начинало оттаивать, отогреваться. Не я его буду менять своими руками, а отдам его в руки Божии, чтобы Любовь его преображала, чтобы Бог его взял в Свое милосердие.

Это может быть, в частности, такой молитвой, когда я просто встану (или сяду, как угодно) перед Богом, войду в Его присутствие, как призывает нас владыка Антоний, и просто замолчу перед Ним. И потом честно скажу:

«Господи, вот я. Такой, какой есть. Есть во мне обиды и раздражение, суета и тревога, боль и страх. Боюсь Тебя, не верю нутром в Твою безусловную Любовь, хочу заслужить Твое прощение и Любовь… Ты видишь, как я пытаюсь простить и не могу, как я стараюсь и опять падаю, но прошу Тебя, приди Ты Сам и сделай что-нибудь, потому что я сам не могу!»

И можно честно поплакать перед Богом, всё-всё Ему рассказать, и про обидчика-негодяя, и про мою боль, и про мое бессилие. И в какой-то момент, может быть, просто замолчать и не пытаться что-то делать. Просто быть. Быть с Ним. Позволить Богу меня любить, быть открытым к Его Любви, дать Ему действовать. Ведь в молитве главное не то, что мы делаем (Бог и так про нас всё знает), а то, что Он делает в нас.

Читайте также:

www.pravmir.ru

Природа боли и почему человек НЕ МОЖЕТ простить — Мандала Жизни

Про исцеление душевной боли и почему человек НЕ МОЖЕТ простить

Каждый человек в своей жизни сталкивается с болью.

 

Есть 2 вида боли — боль физического тела и боль душевная.

Душевная — это то что мы чувствуем,   наши чувства и эмоции, психические травмы, обиды, вина,  страхи и прочее.

 

 

На самом деле, одно вытекает из другого и в основе КАЖДОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ  боли тела лежит в первопричине травма психическая.

Боль в теле это лишь следствие заблокированной или непрожитой эмоции….

 

Тело тоже можно лечить, но если ПЕРВОПРИЧИНА не исцелена, то боль вернется и к физическим органам.

 

 

Поэтому сегодня коротко опишу основные мысли о ПЕРВОПРИЧИНЕ Боли, поскольку именно Первопричина — это основа моего метода исцеления Человека, метода, которым мы работаем в Академии “Человек-Творец” и о чем сейчас вспоминают во всем мире.

(подробнее о методе ИСЦЕЛЕНИЯ ПЕРВОПРИЧИНЫ здесь)

 

Немного предыстории:

 

ПЕРВОПРИЧИНА Боли заложена в Человеке давно…. очень давно… когда Душа только начала воплощаться на Земле и познавала возможности жизни в теле Человека.

 

Изначально было все гармонично и первые воплощения были проявлены в потоке гармонии и все только сотворялось.

Потом наступили так называемые “темные” времена.

 

И тут то и зародилась ПЕРВОПРИЧИНА.

 

Если говорить об этом как можно яснее и проще, то скажу так — Человек изначальный жил в полной гармонии со Вселенной, он ощущал Землю как живое создание, он чувствовал Бога и жил в связи с ним.

 

В темные времена наступило Разделение (точнее Иллюзия Разделения) Человека от Бога.

Это как разделение с Солнцем, внутри человека стало темнее, наступила темная ночь Души.

 

И наступила темнота, она случилась внутри человека и его Божественный аспект — Душа Человека приняла иллюзию, что Света Бога нет, так появилась первичная причина травмы ОДИНОЧЕСТВА и разделения.

 

Одиночество — это не та травма, которую мы сейчас воспринимаем как одиночество без мужчины (или женщины), в ее основе лежит первичная травма — разделение с Богом.

 

Фактически на самом деле сейчас наша Душа  ищет именно это — возвращение Душе осознанного контакта с Богом, с Творцом, с изначальной Родительской Энергии Души.

 

 

 

Возвращаемся к тому, что сейчас проживают люди, которые ходят по психотерапевтам и тренингам.

 

Люди ищут причины своих проблем или вопросов, почему внутри нет радости (их волнует множество вопросов, но по сути все люди ищут любовь и радость в жизни).

 

 

Причин находят тоже множество — детские травмы, не любящие родители, тяжелые роды, проблемы с окружающими людьми. По факту все упирается в проблему коммуникаций (общения) с людьми. 

 

Мама не дала любви, которую ожидал ребенок — травма, отец не дал внимания и заботы — травма, учителя напрягали в садике и школе — травма.

 

Травма выросшая из НЕСБЫВШИХСЯ ОЖИДАНИЙ ребенка.

Ребенок естественно ожидает что мир ДОЛЖЕН его любить, а мир не таков.

 

Мир проявил жестокость по отношению к его ЧУВСТВАМ.

 

И это реально причинило боль ребенку.

 

Ребенок вырос, ему уже 40-5-60 лет, но он продолжает нести внутри себя эту боль.

 

Он идет на терапию и ему говорят — ты должен простить. И он делает все что может, проходит сотни медитаций прощения, но почему то не достигает эффекта.

 

Как можно простить когда больно?

Никак!

 

Это не поддается прощению в большинстве случаев!

 

Но что же делать?

 

Шаг Первый.

 

Первое — это вскрыть рану. Найти ее в себе, распознать и увидеть.

 

Увидеть как и когда она создалась. Кто из внешних людей был соучастником этой игры. На кого есть обида.

 

И ВЫСКАЗАТЬ все что не смог сказать ребенок — всю боль, обиду, ненависть, злость, агрессию, смирение, отчаяние.

 

Сходить к психотерапевту и побить с ним подушку, или что то еще, или написать письма обидчику и высказать все как есть!

Выпустить из себя этот эмоциональный заряд.

 

Позволить себе это ЧУВСТВОВАТЬ!

 

И если эти чувства проявлены и прожиты уже становится легче.

 

От позволения себе ЧУВСТВОВАТЬ!

От снятия запрета на чувства.

 

Запрет на чувства ставится у ребенка чтобы не чувствовать боль, это защитный механизм.

Ребенка он защитил, но сейчас ребенок вырос и может уже начать действовать.

 

 

Теперь о прощении.

 

Действительно — просто прощением невозможно замазать рану — и это истинно так! 

Поэтому и я часто и говорю на занятиях и семинарах, что пока мы пытаемся прощать у нас ничего не получится!

 

Все должно быть искренним и идти от глубины сердца. Только искреннее прощение является истинным целителем.

 

А искренним оно станет тогда, когда вы так глубоко докопаетесь до причины, что познаете самый главный секрет — НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОЩАТЬ НЕКОГО!

 

Но пока мы носимся с болью, пытаясь простить этого не происходит. 

 

Потому что боль реально была с ребеноком и первое что нужно сделать — это найти этого раненого ребенка и дать ему высказаться, высказать свой гнев и свою ярость! Вынуть на поверхность всю ненависть и всю боль! 

 

И это терапия требующая честности во всем! И это делают обычные терапевты. 

Но что потом? 

 

Шаг Второй.

 

А потом второй шаг, еще глубже — и это уже делают только регрессивные терапевты ицеляющие Душу, которые имеют возможность познать первопричину — для чего ты привлек к себе этот опыт? 

 

Найти в себе свою Душу.

Для чего твоя Душа запросила и проявила этот опыт? 

В чем первопричина? 

 

И тут нам разворачивается все то же, но с позиции опыта Души.

 

И тогда мы открывает архивы памяти Души и видим  — как Я в прошлой жизни делал все тоже самое с этой ненавистной мне сейчас душой. И сейчас я лишь получаю оборотную грань этого опыта. 

 

Возможно Я сам стал первопричиной, создавшей эту энергию насилия! 

Но давно, в прошлой жизни.  И забыл об этом….

 

Это второй шаг и он доступен только тем, кто тотально честен и готов к истине. 

 

Шаг Третий.

 

И третий шаг — познать истинную первопричину всех травм для чего Душа вообще сотворила подобный опыт. 

Твоя Душа сотворила! 

И когда все эти этапы пройдены то ты видишь — прощать некого…..

Все это лишь был опыт познания всех граней проявления человека.

Никто не виноват, все познавали свои опыты…

 

 

 Я знаю все эти этапы. Это не схема и не алгоритм.

Это удительный процесс проСВЕТления, когда это приходит.

У кого то на это уйдет полгода, у кого то полжизни, а кто то поймет и за 1 сеанс регрессивной терапии Души.

И каждый кто носит в себе свою боль проходит свой этап и надо ему дать прожить ее.

Пока куколка не созреет она не станет бабочкой, нельзя ее вынимать раньше времени.

Так и опыт человека не может исцелить терапевт, если душа сама не созрела к осознанию сути игры жизни.

 

Что может помочь?

 

Перестать направлять все свое внимание на поиск виноватых и поддерживать этим свою рану. Отпустить ситуацию.

Начать чувствовать, начать ДЫШАТЬ.

 

Как же отпустить?

Просто отведите взгляд, переключите внимание на что-то другое. Переместите свою осознанность куда-либо ещё, например, на то хорошее что есть в вашей жизни.

 

Отпустить означает войти в свое сердце. 

 

Спуститься туда всем своим вниманием. Думать сердцем, чувствовать сердцем, ощущать все сердцем.

Раскрыть его и освободить свою Душу из плена страданий.

И тогда вы найдете то , что так долго искали.

 

Вы найдете его.

Найдете Источник Любви.

Найдете Бога, Творца, Создателя, своего ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ, которого так долго искали.

Он всегда был рядом.

Он всегда был в вашем сердце.

И долго ждал пока вы увидите его. Увидите глазами своей Души.

Пришло время исцеления.

Пришло время Прозрения.

Все уже происходит.

Спустись в свое сердце и познай самого себя, ты уже есть то что ТЫ ЕСТЬ!

Будьте счастливы люди!

Несите свой свет и свою РАдость!

Время настало, пришел РА-Свет!

 

С любовью ко всем нам, 

Марианна Володина

Академия “Человек-Творец”

Песня, исцеляющая вашу Душу, просто послушайте ее и побудьте внутри своего сердца!

Понравилось? Поделись с друзьями!

Понравилось? Поделись с миром!

Похожее

mandalaway.ru

Как простить человека, когда не можешь его простить?

Пускай твердит ханжа: «Враждебны дух и плоть».Здесь дьявол ни при чём и ни при чём господь.Не с телом - сам с собой в борьбу вступает дух,Когда в самом себе он разделён на двух.© Вадим Шефнер.

Новгородское словцо "простить" означало "сделать простым", то есть пустым, порожним, ничем не занятым. (Отсюда "опростаться" - избавиться, освободиться). Да, да - когда-то слово "простой" было чем-то вроде синонима слова "свободный"! Правда, отношение к этой "свободе" было не таким, как сегодня. Из тех времен к нам пришла пословица "простота хуже воровства", потому что законопослушание, основанное на отсутствии интеллекта, не может является добродетелью и тем более доблестью. В современных судах даже существует такой термин как "вменяемость" - способность нести ответственность за собственные действия.

Мы вспомнили об исходном значении одного из важнейших в христианстве понятий не случайно. Многие душевные болезни, с которыми приходится иметь дело гипнотерапевту, представляют собой отложенное решение простить - сделать человека "простым". Оказывается, процедура прощения имеет большее значение для того, кто прощает!

Человек - существо загадочное. Одному Достоевскому удалось проникнуть в его этическую природу. Для того, чтобы как-то обозначить увиденное, ему пришлось написать книгу. Получилось произведение, в котором нет сюжета, нет событий (за исключением сцены в квартире старухи-процентщицы) - сплошная симптоматика, описанная человеком, потрясенным своим открытием. Вот уже сто лет все, кто прочитал "Преступление и наказание", не могут сформулировать, почему им нравится книга. Нет слов, или надо пересказывать весь роман. Поэтому и мы ограничимся тем, что отправим всех интересующихся эсхатологичным смыслом прощения к "роману романов", попутно обратив внимание на то, что мужчинам до 28 лет (женщинам, соответственно, до 22 лет) читать это произведение не рекомендуется, так его текст предназначен для зрелых людей - и в интеллектуальном, и в психическом смысле.

Закрыв тему прощения как нашей удивительной потребности в человечности, обратим свой взор на психофизический эффект, который отчетливо виден специалисту, когда пациент воздерживается от процедуры прощения.

Вся штука в том, что не простивший человек подобен дереву, гниющему изнутри. Внешне вроде все нормально, но подул ветерок - оно и сломалось. Не простившего человека можно узнать по мелькающим в глазах лихорадочным огням и сухой коже, обтягивающей скулы, потому что не выплеснутая эмоция продолжает жить, выжигая все изнутри. Отказавшись простить, мы медленно умираем. И в тоже время нет и не было ни одного ненавистника, который бы желал себе смерти.

Многие помнят фильм "Выстрел" по одноименной повести А.С.Пушкина. Там отставной гусар шесть лет бережет себя, в том числе пренебрегая понятием чести, только ради того, чтобы в один прекрасный момент насладиться местью. "Наше все" показал нам, как разрушается личность под спудом идеи личного превосходства, и образ, созданный актером М.Казаковым, кажется, физически позволяет ощутить смрад, исходящий от человека, охваченного этим чувством. Ведь он уже умер, хотя тщательно следит за своим здоровьем, и этот вывод отсылает нас прямиком к вопросу смысле жизни.

Упырь среди живых людей - это не результат отложенной мести, а если называть вещи своими именами, - это отложенное прощение. Такому человеку, чтобы вернуться к жизни, надо "опроститься" - разрешиться, избавиться от страшного бремени. С точки зрения психосоматики, существует два варианта. Первый - мщение. Это тоже форма прощения, но только со стороны того, на кого направлена месть. "Камень с сердца" снимет жертва, но при этом в насильнике будет торжествовать упырь, завершая его перерождение. Второй вариант предполагает способность простить самому. На этот шаг способен не каждый. Зрелище вчерашних врагов, рыдающих на груди друг друга, является редким еще и потому, что у большинства людей просто отсутствуют необходимые приспособления для психоэмоциональной разрядки.

Способность выражать свою эмоцию - это уже элемент культуры, который возникает не сам по себе и не вдруг. Как садовник выращивает плодоносное дерево, так и эмоциональная культура человека является результатом продолжительных целенаправленных усилий. Не случайно, в начале 19 века сентиментальность в России считалась признаком аристократического происхождения. Таким образом, проблема прощения в большинстве случаев носит "технический" характер, так как обретение требуемой способности связано с длительным нахождением в утонченной культурологической среде.

Положа руку на сердце, ответим: много ли людей в бывшем СССР могли похвастать такими условиями жизни? Ведь мы все из рабоче-крестьянских семей! Недоразвитые, огрубевшие души заставляют нас годами носить в себе боль унижения, пока не случится духовное взросление (да и то не у всех). Это опасный период, потому что не каждому хватает терпения дожить с этой болью до просветления, Не каждому хватит сил удерживать себя от варианта "номер один".

Так стоит ли отдаваться во власть Искусителя, когда есть возможность организовать искусственные "роды"? Ведь в чем состоит механизм прощения? Вы должны попытаться осознать собственную, а не чужую вину. Посмотреть на событие как на важный жизненный урок. И самое главное, принять эту точку зрения не умом, а сердцем. Разум в этих делах - не советчик. Человек принявший свою ошибку только умом, на самом деле остается "нежитью", так как он отказался принять ответственность за свою жизнь и тем самым отказался от самой жизни. Задача гипнотерапевта - помочь своему пациенту преодолеть душевную грубость и тем самым преодолеть свое замороченное состояние.

В каждом их нас живет еще не битый жизнью ребенок, который способен на те чувства, которые уже недоступны нам сегодняшним. Гипнотерапевт в состоянии организовать этому ребенку мысленную встречу с вашим заклятым обидчиком. Все повториться, но в этот раз вы будете выше и чище, окажетесь способным на действие, к которому в реальной жизни не готовы. Вы искренне простите вашего недруга. Освободив его от ответственности за свое унижение, вы тем самым вернете себе утраченный кусок жизни, и полотно вашего сознания восстановится. Момент разрешения от дьявольского бремени ознаменуется для вас влажными глазами, и это будут слезы возвращения к жизни. К вашей жизни.  

balalaika24.ru