Мышление — наиболее обобщенная и опосредствованная форма психологического отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. С т. зрения психологии: мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. С т. зрения философии: В диалектической логике мышление — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Виды мышления: логическое, панорамное, комбинаторное, нестандартное, латеральное, концептуальное, дивергентное, практическое, обходное, саногенное, патогенное, стратегическое, музыкальное.
способность человека обрабатывать в голове разную информацию
Это то, что делают перед тем ка задать такой вопрос
Это что-то такое сверхъестественное, не поддающееся объяснению.. . Спросите лучше у блондинок.
В определённый период функционирования психики формируется мышление, а в основе мышления лежит стремление к жизни, осмыслению опыта и воздействию на окружающий мир...
Следующий, очень тяжелый шаг в сторону самостоятельного развития после отрывания от телевизора и еды у 95% жителей страны Россия.. По прогнозам учёных примерно через 2-3 года мышление прекратится совсем.
познавательный процесс решения творческих задач
Способность человека обрабатывать в голове информацию
Это свойство высокоорганизованной материи. функция головного мозга, которая заключается в предварительно мысленном построении действий и предугадывании их результатов, присущая только человеку и связанная с речью.
Мышление — наиболее обобщенная и опосредствованная форма психологического отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. С т. зрения психологии: мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. С т. зрения философии: В диалектической логике мышление — идеальный компонент реальной деятельности общественного человека. Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Виды мышления: логическое, панорамное, комбинаторное, нестандартное, латеральное, концептуальное, дивергентное, практическое, обходное, саногенное, патогенное, стратегическое, музыкальное.
психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.
Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового
Мышление - это высшая форма познавательной деятельности
Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового
Мышление является высшим познавательным процессом. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т. д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения. Процесс мышления: – всегда имеет опосредованный характер; – опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества; – исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему; – отражает связи и отношения между предметами в словесной форме; – всегда находится в неразрывном единстве с речью; – органически связано с практической деятельностью. Важнейшей особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Следовательно, мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью. Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды: К основным видам мыслительных операций относятся: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация – это движение мысли от общего к частному. Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. В основе понятий лежат знания об этих предметах или явлениях. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии. По видам мышление подразделяют на наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное). Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность. ( Игра в «Кубик Рубика» является примером наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление – это мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно в данном примере происходит в пошаговом режиме, когда текущая цель определяется только критериями успешного окончания данного шага, а также характеризуется отсутствием законченного плана действий.). Наглядно-образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
touch.otvet.mail.ru
Имея в виду, что в рассуждении проявляется мышление, объектом логики следует признать мышление в целом, под которым понимается высшая форма целенаправленного и систематизированного психического отражения окружающего мира.
Отражение может быть физическим (материальным) и психическим (идеальным).
Физическое отражение имеет форму отпечатка (например отпечаток пальца), следа (след ноги), изменения формы или структуры (повреждение или разрушение) и т.п.
Психическое отражение, образующее основу мышления, принимает форму образа. Отпечаток, след, изменение структуры - это формы отражения, которыми обладает любой материальный объект. Образ как форма отражения присущ только особым образом организованной материи - мозгу. Получая соответствующую информацию из внешней среды, от предметов или явлений окружающего мира, мозг человека закрепляет форму и признаки этих предметов и явлений в виде их образов, копий. Он как бы фотографирует их, но получаемые при этом фотографии не двумерные, а многомерные, голографические. Более того, эта копия, как правило, отражает форму предмета или явления в совокупности с их некоторыми качествами, свойствами и отношениями. Глядя, например, на уголовный кодекс, мы воспринимаем не только его внешнюю атрибутику, но также его содержание и назначение.
Сформированный образ в течение некоторого времени, в зависимости от степени его значимости для носителя, сохраняется в сознании и может быть многократно воспроизведен. Благодаря такой способности человек имеет возможность сопоставлять, выявлять сходства, различия и взаимосвязи между отражаемыми объектами действительности, т.е. получать данные об этих объектах, познавать их. Отражение человеком окружающей действительности образует основу познания им мира, а обнаружение новых для него признаков этой действительности составляет знание.
Мышление – высшая форма отражения действительности и именно в таком качестве оно интересует логику. Высшая форма психического отражения именуется рациональным или логическим мышлением. К низшим формам психического отражения относятся ощущения, восприятия и представления, образующие чувственный, эмпирический уровень психической деятельности. Логика учитывает его как основу мышления, в частности образования таких его форм, как понятие и суждение.
В основе мышления лежит преимущественно опытное, эмпирическое или чувственное познание окружающего мира. Человек познает мир с помощью органов чувств - обоняния, осязания, зрения и т.п., в том числе и усиленных приборами. С их помощью он получает данные об отдельных свойствах, качествах и отношениях, т.е. признаках познаваемого предмета или явления. Этот исходный этап познавательной деятельности именуется ощущением. Ощущение субъективно и разнообразно, ибо зависит от чувствительных способностей человека.
Ощущение фрагментарно, оно не позволяет познать изучаемый объект во всей его полноте более или менее целостном виде. Можно обладать множеством разрозненных фактов, но не приблизиться к решению задачи, к истине. Для этого необходим синтез, соединение логической связью данных, полученных с помощью разных органов чувств, о различных сторонах исследуемого объекта.
Эта задача решается на следующем этапе чувственной познавательной деятельности – восприятия, под которым понимается формирование и закрепление в сознании целостного образа познаваемого объекта.
Закрепившись в сознании, эмпирический образ объекта сохраняется в нем, откладывается в памяти наподобие фотоснимка в альбоме, но при необходимости может быть извлечен и использован в процессе рассуждения. Воспроизведение в сознании воспринятого ранее образа того или иного объекта или явления образует третий этап чувственного познания – представление. Собственно, представление создает основу понятия как главной формы мышления, из которой развивается суждение и умозаключение.
Мышление – форма целенаправленного отражения сознанием предметов и явлений. Познание осуществляется с определенной целью, поскольку за ним стоят соответствующие потребности и мотивы, какие-то интересы. При отсутствии интереса сознание «скользит» по поверхности того или иного объекта, порой не замечая его и во всяком случае не проникая в его суть, а значит, не запуская мыслительный механизм. Только с возникновением цели объект актуализируется, формируется внимание, включается память, образуются ассоциативные связи, начинается процесс анализа, абстрагирования, синтеза и сравнения, завершающийся умозаключением с соответствующим выводом, т.е. то, что образует собственно мышление.
Мышление – обобщенное и систематизированное отражение предметов и явлений окружающего мира. Человеческое сознание недостаточно развито, чтобы воспринимать всю полноту и глубину системной взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира. Тем не менее, мышление в какой-то мере отражает эту взаимосвязь, те свойства, связи и отношения, которые характерны для предметов и явлений объективной действительности. И это отражение происходит фрагментарно, выделяя отдельные сферы в том объеме и на той глубине, которые соответствуют знаниям, возможностям и поставленным целям.
Мышление является объектом познания не только логики, но и других научных дисциплин, в связи с чем возникают вопросы о том, что интересует логику в мышлении и как она связана со смежными научными знаниями.
Кроме логики, мышление представляет собой основной предмет психологии, психиатрии, философии и ряда других наук. Психология рассматривает мышление в связи с деятельностью субъекта, она изучает влияние мышления на личность и ее поведение, способы актуализации мышления. Логику же мышление интересует с точки зрения ее соответствия действительности, истине.
«Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии являются протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания»*. Психология в своей разновидности, именуемой юридической психологией, смыкается с юридической логикой на личности юриста, осуществляющего правоприменительную деятельность, и личности правонарушителя, изучаемого юристом в процессе применения нормы права. Логика дополняет психологию общими приемами научного анализа, синтеза и вывода; по логичности рассуждения человека психолог получает о нем соответствующее представление; используя логические правила рассуждения, психолог решает задачи психодиагностики, психовоздействия и коммуникаций.
* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 312.
Психиатрия исследует расстройства психической деятельности на уровне как чувственных восприятий и представлений, так и мыслительных процессов. Логика и психиатрия – также тесно взаимодействующие дисциплины: логика пользуется выводами психиатрии об отклонениях в психической деятельности, получая представления о норме поведения, на фоне которой разворачиваются логические мыслительные процессы, психиатрия же, используя выводы логики о формах, законах и правилах рассуждения, получает возможность констатировать отклонения в психике по признакам нелогичности мышления.
Философия изучает мышление как явление объективной действительности. Она исследует наиболее общие вопросы возникновения мышления, источники и движущие силы его развития. Кроме того, философия рассматривает мышление в аспекте познания, как познавательный процесс, как движение от незнания к знанию, от знания одного уровня к знаниям другого, более высокого уровня. В этом процессе философию интересует основной вопрос - обеспечение истинности знания. И здесь она смыкается с логикой, которая также изучает условия истинности вывода.
Философская теория познания образует диалектическую логику, логику всеобщей взаимосвязи предметов и явлений и отражения этой взаимосвязи в мышлении. В процессе познания мышление развивается диалектически, подчиняясь всеобщим законам развития бытия. Установление истины в той или иной деятельности, в том числе юридической, возможно лишь при соблюдении диалектических законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в новое качество, отрицания отрицания.
Логика своими законами и правилами, дополняющими всеобщие законы диалектики, обеспечивает истинность мышления. Познание интересует ее не в движении, как философию, а в статике. Логика вырабатывает рекомендации относительно того, как обеспечивается истинность конкретного вывода. Причем истина ее интересует преимущественно не как соответствие мысли действительности, а как соответствие данной мысли другой. По логике, если одна мысль правильно выведена из другой, то она должна быть истинной, т.е. соответствовать действительности.
Логика, которая в отличие от диалектической именуется формальной, изучает мышление как форму отражения действительности в понятиях и их связях между собой, т.е. в суждениях и умозаключениях. Основной предмет логики – правила формирования понятия, адекватно отражающего объекты и явления действительности, и построение рассуждения, соответствующего объективно существующим связям объектов и явлений. Правильно оперируя понятиями, понимая отношения между ними, соблюдая законы и правила логического вывода, можно получить новое знание, соответствующее истине, не прибегая, порой, к практической проверке.
Логика изучает мышление с учетом ряда его свойств.
1. Мышление как психическое отражение действительности является результатом взаимодействия головного мозга с окружающим миром.
Следовательно, мышление осуществляется в понятиях, которые отражают реально существующие предметы и явления, их свойства и отношения. Никто не может мыслить категориями, не имеющими реального содержания. Даже мифические представления и представления о том, чего никто никогда не видел и видеть не мог, например о Боге, рае, аде, жизни в других мирах и т.д., содержат в себе искаженное отображение реальных, земных предметов и явлений либо их сочетаний.
Связь мышления с реальной действительностью создает определенные гарантии того, что выводы, основанные на логических рассуждениях, соответствуют истине, тому, что существует реально.
Вместе с тем мысленное отображение действительности не может охватить всей ее сложности, всего многообразия составляющих эту действительность предметов и явлений. Мышление дает лишь приблизительно верное представление об объекте, оно всегда беднее его. Мышление выхватывает лишь отдельные стороны отражаемого объекта или явления; чтобы познать объект в целом, необходимо рассмотреть его со всех сторон. Кроме того, в мышлении всегда присутствует субъективное начало, познание осуществляется в том объеме и на той глубине, которое определяется уровнем знания познающего субъекта и его интересами. Отсюда, в частности, вытекает возможность несовпадения выводов отдельных лиц об одном и том же событии.
Юридическая деятельность учитывает эти особенности мышления. Законы и юридическая практика требуют, чтобы при расследовании уголовных дел обеспечивались объективность и полнота изучения обстоятельств дела и соответствующих доказательств, чтобы противоречия в доказательствах по одному и тому же обстоятельству устранялись, чтобы ни одно доказательство не имело заведомо обязательной силы, каждое из них подвергалось критическому осмыслению следователем и судом и оценивалось в совокупности с другими.
2. Логическое значение имеет свойство мышления быть истинным, в связи с чем возникает проблема определения критерия истинности мышления, в том числе в юридической деятельности.
Истина – это выражение мыслью реальности, того, что существует на самом деле. Но вывод об истине не абсолютен, он имеет относительный характер. Всякий вывод, всякая оценка отражает реальность в определенных процессах, в определенном аспекте, в определенном отношении, под определенным углом зрения, взятую, как правило, в статике, без учета постоянно происходящих в ней (реальности) изменений. То, что считается истиной, таково лишь приблизительно, условно и субъективно, в связи с чем возникает вопрос о критериях истинности.
Соответствие мысли отражаемому ею объекту создает основу для определения этого критерия. Мышление, будучи необходимым условием деятельности человека, одновременно является и результатом этой деятельности. Процесс логического рассуждения отражает взаимосвязь предметов и явлений объективной реальности, обозначаемых понятиями, используемыми в рассуждении. Так, утверждение того, что «камень, брошенный вверх, падает обратно на землю», основывается на закрепленной в практике соответствующей картине бытия. Отсюда следует основной вывод о практике как критерии истинности мышления.
Не всякий логический вывод столь очевидно подкрепляется фактическими данными, истинность некоторых суждений и умозаключений, сделанных в соответствии с логическими правилами, условна в том смысле, что она допускается лишь в данной, заранее оговоренной системе связей. Так, утверждение, что «2x2 = 4», верно применительно к существующей десятичной системе исчисления и неприемлемо к двоичной системе, применяемой в ЭВМ; утверждение того, что «сейчас идет 2002 год», соответствует истине лишь применительно к нашему григорианскому календарю и вовсе не соответствует, например, юлианскому летоисчислению либо летоисчислению по лунному календарю, принятому в ряде мусульманских стран. В этих случаях практика также остается критерием истины, но практика – принятая в данной системе связей, соответствующая заранее установленным в ней требованиям.
Примерно такой же условностью характеризуется истина в юридических, в том числе нормативных высказываниях. Правовые нормы вообще не могут оцениваться с общепринятой точки зрения на истину, они выражают договоренность, соглашение об определенной трактовке понятия. Например, утверждение, что «кража есть тайное похищение чужого имущества», не может быть оценена с позиций истинности или ложности, оно выражает законодательную договоренность о том, как именовать деяние, выражающееся в противоправном завладении чужим имуществом тайным способом. Но практика как критерий истины в подобных высказываниях также присутствует; ее смысл заключается в том, что подобные деяния действительно имеют место.
Нельзя также судить традиционным способом и об истинности санкций, например о наказании за какое-либо деяние в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет. Сказать с очевидностью о том, что оно соответствует или не соответствует чему-то, имеет или не имеет аналоги в объективной реальности, нельзя. Санкция сама образует эту реальность в виде законоположения, с которым должно сверяться с позиций истинности назначаемое судом наказание. Вместе с тем практика как критерий истины должна применяться и здесь. Поскольку речь идет о законоположении как о логической конструкции, необходимо иметь гарантии соответствия его реальности. Реальность санкции – ее способность достичь цели наказания, сформулированные в УК РФ. Если практика применения данной санкции соответствует этим целям, она истинна. В противном случае (например при высоком рецидиве преступлений), ее истинность может быть поставлена под сомнение.
Своеобразна также трактовка истинности юридических решений, последние нельзя рассматривать как утверждение или отрицание событий, наблюдавшихся очевидцем. Истинность решения выводится из соответствия его закону и оцениваемым фактическим обстоятельствам, как они закреплены в источниках доказательства (например в показаниях свидетелей, потерпевших и т.п.). При соответствии – принятое решение признается истинным, если же решение противоречит фактам либо закону – оно ложное и подлежит отмене.
Таким образом, истинность юридических решений складывается из ее соответствия установленным опосредованным путем фактическим обстоятельствам и одновременно требованиям материального и процессуального законов. Кроме того, следует отметить, что эта истина конкретна, решение должно соответствовать обстоятельствам, которые установлены на момент его принятия. Спустя некоторое время могут появиться новые факты, противоречащие принятому решению (вновь открывшиеся обстоятельства), которое будет отменено. Но отмена решения не означает переоценки его истинности, оно остается таковым для ситуации, в которой принималось, поскольку не противоречило фактам и законам. Не исключено, что второе решение тоже впоследствии будет признано ошибочным и отменено, а первое – восстановлено.
3. Существенное значение для логики имеет то обстоятельство, что мышление обладает свойством самостоятельности, т.е. независимости от бытия. Самостоятельность мышления относительна. По своему содержанию мышление «привязано» к бытию, зависит от него. Все, что мыслится, есть отражение реальной или предполагаемой действительности, причем последняя (предполагаемая действительность) также фигурирует в сознании в признаках объективной реальности.
Самостоятельность мышления с очевидностью проявляется в восприятии и представлении. Созданный, закрепленный в сознании и воспроизводимый образ получает самостоятельное существование, независимое от объекта, который дал этому образу жизнь. Появляется возможность мысленно «манипулировать» этим объектом: раскладывать на элементы и признаки, сопоставлять и сравнивать с другими объектами, выяснять отношения между разными объектами, формировать понятия, высказывать суждения, делать умозаключения, в целом – создавать и передавать знания.
Благодаря самостоятельности мышления образ объекта и понятие о нем воспринимаются другими людьми, непосредственно этот объект не изучавшими. Возникает процесс обучения, передачи и накопления знаний.
Самостоятельность мышления создает уникальную способность воображения, под которым понимается создание эмпирически не воспринимавшегося ранее образа какого-то объекта или его отдельных признаков. Можно воображать о том, что было, не зная точно, что было на самом деле, можно представлять и дальнейшее развитие события. Эти новые образы в зависимости от исходных данных и аналитических и иных способностей субъекта могут соответствовать действительности, но могут оказаться и ошибочными. Но сама способность воображать обладает исключительной познавательной ценностью, она позволяет строить предположения, гипотезы, которые затем подвергаются фактической проверке. На основе воображения осуществляется установление и исследование юридически значимых фактов, которые в начале процесса их познания выдвигаются лишь в качестве предположений.
Самостоятельность, активность мышления проявляется и на первых этапах эмпирического познания – этапах ощущения и восприятия. Данные о свойствах изучаемого объекта существуют не сами по себе, и осознание, в общем-то, – это не процесс фотографирования. Получив то или иное данное, сознание соотносит его с имеющимися знаниями, оценивает, отыскивает место в системе имеющихся данных, пытается включить в известное понятие. Так, обнаружив на месте преступления какие-то следы, следователь оценивает их как, например, отпечатки ноги человека, а не какого-либо животного. Но чтобы сделать такой вывод, он должен соотнести воспринятый образ следа с понятием следа человеческой ноги, со знаниями об особенностях следообразования и т.д. Если какой-то факт не укладывается в систему знаний, то это является основанием для возникновения самостоятельного познавательного процесса.
Самостоятельность мышления позволяет получать знания о таких событиях и процессах, которые познающий сам лично не наблюдал. Так, следователь воссоздает в своем сознании событие преступления, опираясь на свидетельские показания.
Самостоятельность мышления, давая человеку громадные преимущества в познании окружающего мира, в то же время имеет и ряд существенных недостатков. В частности, образ объекта, «оторвавшись» от самого объекта, оказывается уже не вполне соответствующим ему. Объект со временем изменяется, а образ сохраняет те признаки, которыми объект обладал в момент его восприятия. Оперирование таким образом в процессе рассуждения может привести к неправильным выводам. Поэтому, согласно логике, говорить что-либо об объекте можно лишь применительно к конкретно определенному времени.
Образ объекта дает лишь приблизительное, более или менее верное представление о нем. Объект всегда богаче образа. Образ объекта и понятие о нем отражают не только фактические свойства объекта, но и свойства познающего субъекта, имеющиеся у него знания, познавательные способности. Имеет значение и то, под каким углом зрения воспринимается объект. Например, «дерево» воспринимается одним человеком как проявление живительной силы природы, другим – как поэтический образ, третьим – как источник питания, четвертым – в качестве составляющей благоприятной природной среды, а пятый видит в нем только древесину.
Образ объекта, отложенный в памяти, со временем может деформироваться, искажаться. Активность мышления приводит к тому, что образ данного объекта, вступив в ассоциативную связь с образами других объектов, осмысливается и переосмысливается таким образом, что первоначальное представление об объекте может быть гипертрофировано, к ранее воспринятому объекту могут «присоединяться» такие признаки, которыми он не обладал. При этом действительные свойства могут забываться, стираться в памяти и замещаться новыми, вымышленными. Этим объясняются, в частности, фантазии ребенка, который, например, на вопрос о том, что он видел вчера в зоопарке, называет и то, что он смотрел вчера в кино.
Названные особенности мышления следует учитывать в юридической деятельности. В частности, в процессе логического анализа свидетельских показаний, встретив в них неполноту либо противоречия, нельзя поспешно обвинять свидетелей в даче ложных показаний, следует разобраться в противоречиях, учесть давность событий, психические особенности и интеллектуальные способности лиц, дающих показания.
4. Мышление по сравнению с чувственным, эмпирическим этапом познания способно отражать не только внешние, очевидные признаки познаваемых предметов и явлений, но и признаки внутренние, сущностные, не всегда очевидные. Именно эти признаки отражаются в понятиях. Благодаря им существует возможность отграничить одно понятие от другого, один объект от других.
5. Принципиально важным для логики является связь мышления с языком. Мышление, даже если оно не проявляется вовне (в устной, письменной или иной знаковой форме), всегда выражается в терминах либо каких-то иных символических знаках. Язык, слово материализуют мысль. Посредством языка осуществляется передача и фиксация мысли, язык выступает как средство общения, коммуникации и способ передачи информации.
Вместе с тем мышление и язык – не тождественные понятия, это разные явления. Хотя мысль и выражается в языке, тем не менее она не сводима к нему. Мысль богаче языка, последний не способен выразить мысль во всей ее сущности.
Логика изучает мышление только в той части, в какой оно имеет языковое значение. Предметом логики служит языково оформленное мышление. Логические понятия, суждения и умозаключения имеют знаковые формы, а логические законы и правила применяются лишь с учетом грамматических правил.
studfiles.net
Стоит ли уделять логическому мышлению внимание, и всегда ли нужна логика в поведении людей? Можно понять, что основой данного вида мышления является логика, которая, согласно принятым понятиям, представлена наукой, изучающей правильное мышление и развивающей искусство рассуждения. Таким образом, определение логического мышления сводится к тому, что это мыслительный процесс, в котором человек использует внятные и четкие понятия.
Логическое мышление обеспечивает принятие решений, в которых человек руководствуется анализом имеющегося у него запаса знаний.
Данная способность рассуждать обеспечивает решение огромного количества поставленных задач от выбора того или иного маршрута следования в учебное заведение или на работу до разработки различных планов как в жизни, так и в трудовой деятельности. Мысль, в которой присутствует логика, помогает разграничивать важное от малозначительного, понять взаимосвязь событий, сделать выводы. Благодаря логике индивидуум выстраивает речь, осмысливает явления и факты, понимает, что лежит в основе тех или иных ситуаций.
О том, как развить логическое мышление у ребенка, есть много книг, статей, пособий и т.д. Такую способность рассуждать у детей развивают в школе, но ее нужно тренировать и в зрелом возрасте.
Если уйти от определения логического мышления в психологии, это будет просто навык, который тренирует разум и заставляет его оставаться светлым долгие годы. Для тренировки логики можно решать математические задачи, ведь они неотрывно связаны между собой. Также, постоянное повторение таблицы умножения и решение примеров на умножение и деление поможет достичь цели логическое мышление развить. Чтобы проверить, насколько развито у человека логическое мышление, можно предложить ему решить задачу Эйнштейна. Этот гениальный физик утверждал, что ее могут осилить лишь 2% людей.
Решать задачки и примеры нужно всего несколько минут в день. И тогда способность логически рассуждать будет находиться на высоком уровне и даже улучшится еще больше.
Чтобы не утруждаться с поиском задач, можно развивать при помощи бульварной литературы логическое мышление, приобретая сборники и журналы, в которых содержатся логические, математические задачи.
Гуманитариям можно начать с более доступных их восприятию заданий. Это может быть:
Понятие логического мышления начали изучать еще философы древнего мира. Благодаря этой особенности мозга, человек способен на сложнейшие умозаключения, решение высочайших задач. А в основе всего этого непостижимого мира логики лежит всего три формы мышления.
Читайте о том, как развить память и внимание у ребенка.А также читайте о советах по завоеванию сердца мужчины.
Первым, кто стал заниматься изучением логического мышления, был один из самых влиятельных древнегреческих философов – Аристотель. Именно он является основоположником изучения такого понятия как формальная логика. Итак, виды логического мышления:
Смотрите видео о том, как тренировать логическое мышление.
Вот как можно определить, какая форма мышления, когда и при каких обстоятельствах задействована:
А умозаключение уже делится на дедукцию, индукцию, аналогию и предположение.
Человек и логическое мышление неотрывно связаны между собой. Именно у человека логика развита настолько, что он может двигать прогресс, поскольку именно человеческий мозг вмещает в себя недюжинный ум и сознание. Таким образом, логическое мышление лежит в основе познания.
Примитивные способы мышления имеются, также, и у некоторых видов животных. Но только человеческое логическое мышление лежит в основе тысяч изменений, которые человеческий разум прошел за время эволюции.
Делитесь своим мнением на тему того, за что отвечает логическое мышление в вашей жизни в комментариях. А также смотрите видео о том, что нужно знать для развития логики.
www.rutvet.ru
...
Рассматривая процесс формирования понятий, мы видели, какую роль в этом процессе играет слово, которое само является продуктом общественно — исторического развития, оно имеет сложное смысловое строение и становится объективной матрицей, формирующей наши понятия. Изучая процесс формирования высказывания, мы видели, что перевод от свернутой мысли к развернутому суждению формируется на основе объективно существующих синтаксических структур языка, которые также являются исторически сложившейся матрицей, которая определяет движение мысли и лежит в основе формирования суждений.
Объективная система матриц, сложившихся в процессе исторического развития и отразившаяся как в предметной деятельности человека, так и в системе языка, должна лежать в основе более сложных форм мышления, обеспечивая операцию вывода и рассуждения.
Такую систему матриц, сложившуюся в общественной истории и используемую человеком как объективное средство организаций мышления, легко найти, наблюдая сложное смысловое строение языка и сформированные опытом поколений логические структуры, которыми человек овладевает в своем умственном развитии и которые служат объективной основой его сложной умственной деятельности.
Среди всех средств, которыми располагает язык, передающий коммуникации отношений, существуют такие, которые дают возможность формулировать четкие логические отношения; эти отношения являются отражением практических связей и отношений между вещами, перенесенных в план языка и сформулированных в виде определенных семантических (смысловых) конструкций.
К их наиболее простым видам относятся конструкции, опирающиеся на флексии и служебные части речи — предлоги. Например, конструкции «я иду к…», «я иду от…», «я сижу на…», «я нахожусь в…» автоматически создают переживание пространственных отношений и используются человеком как объективные средства пространственного мышления.
Существуют, однако, и другие, гораздо более сложные средства языка, которые отражают более сложные отношения и позволяют осуществлять более сложные виды работы мышления. К ним относятся, например, такие конструкции, как «пожар загорелся вследствие…», «я вышел на улицу, хотя…», «я сказал ему правду, несмотря на…» и т. д. Эти, объективно сложившиеся в истории языка средства отражают уже не внешние пространственные или временные отношения, а гораздо более сложнее логические отношения, к которым относятся как отношения причины и следствия, так и отношения включения в целое, условий, частичного ограничения и другие, которые в последнее время разрабатываются разделом науки — математической логикой и обозначаются специальной системой знаков.
Человек, овладевающий системой языка, автоматически овладевает и системой, отражающей различные по своей сложности логические отношения, и введение в конструкцию слов «вследствие…», «хотя…», «несмотря на…» неизбежно рождает у человека своеобразное ощущение незаконченности структуры, и те «логические чувства» (чувство «хотя», чувство «несмотря на»), которые раньше считались формами «проявления духа», лежащими в основе мышления, на самом деле являются продуктом овладения объективными кодами языка, сложившимися в процессе общественной жизни.
Однако существуют иные, не мерее сложные логические отношения, которые отражаются не столько в лексическом и синтаксическом строении языка, сколько в определенных логических структурах, которые сформировались в историческом развитии человечества и составляют объективные логические матрицы, определяющие связи, возникающие в развитом сознании человека.
К логическим матрицам относятся такие логические структуры, как отношение часть — целое или целое — часть, вид — род, или вид — род, наконец, логические механизмы, которые известны как отношение аналогии.
Эти отношения, получившие специальные символические обозначения лишь в последнее время в математической логике, сложились в процессе развития культуры и отражают основные формы сложной человеческой практики, которые легли в основу логических структур.
Поэтому для развитого сознания совершенно естественно, что предъявленная человеку пара подчиненных понятий, имеющая разную степень общности (например, соболь — животное), автоматически вызывает «переживание отношения», которое можно назвать «логическим чувством», и приводит к тому, что сказанное слово «осока» неизбежно вызывает понятие «растение», но вовсе не понятие «режется» или «болото». Переживание логических отношений и отражает существование специальных «аналоговых устройств», характерных для работы развитого человеческого сознания и определяющих выбор специального типа логических связей, тормозящих в развитом человеческом сознании все остальные возможные ассоциации.
Существуют, однако, и еще более сложные системы, сформировавшиеся в процессе исторического развития и образующие «матрицы», по которым течет организованная мысль взрослого и развитого человека и которые на этот раз используются человеком для возможности делать логическое выводы.
Предметом матрицы является силлогизм.
Человек, которому даются две посылки — большая и малая, например, в виде:
драгоценные металлы не ржавеют;
золото — драгоценный металл;
сразу же начинает «логическое чувство», объединяющее обе посылки в известную логическую систему, и почти автоматически делает вывод:
значит, золото не ржавеет.
Приводимый силлогизм является результатом длительного практического опыта, отраженного в свернутой логической схеме. Эта схема отражает общее суждение (все драгоценные металлы не ржавеют), частное суждение, относящее данный металл (золото) к группе драгоценных металлов; и именно отношение этого общего и частного суждения заставляет автоматически переносить качества всей группы (драгоценных металлов) на индивидуальный металл, который второе суждение относит к общей группе, являющейся предметом первого суждения.
Наиболее существенным является, однако, тот факт, что суждение, которое формулируется в приведенной выше третьей фразе, не является результатом личного практического опыта, но следует как автоматический вывод из логических соотношений большой и малой посылок.
В истории языка и в истории логики сформировались объективные средства, которые автоматически передают индивиду опыт поколений, избавляют его от необходимости получать соответствующую информацию из непосредственной личной практики и позволяют получать соответственное суждение теоретическим, логическим путем. Именно логические матрицы, которые человек усваивает в процессе своего умственного развития, и составляют объективную основу его продуктивного логического мышления.
Было бы неправильным думать, что человек родится с готовым «логическим чувством» и «логические переживания», которое испытывает взрослый человек, являются «свойствами духа», врожденно существующими у каждого человека.
Наблюдения показывают, что операции умозаключения (т. е. вывода, который исходит не из личного практического опыта, а на основании логических отношений, сформированных в речи, например, в виде силлогизма) имеют место далеко не на всех ступенях развития, и человек должен пройти длинный путь, чтобы оказаться в состоянии оперировать логическими отношениями, которые сами по себе способны передать информацию независимо от непосредственной практики. Для того чтобы это стало возможным, необходимо, чтобы человек овладел формами обобщения, которые формулируются большой посылкой («все драгоценные металлы не ржавеют»), чтобы он начал оценивать ее как утверждение о всеобщности этого обобщенного правила. Необходимо, чтобы он сразу перевел рассуждение из плоскости наглядно — действенных практических процессов в сферу вербалыю — логических теоретических построений, чтобы он получил доверие к исходной посылке и чтобы сразу начинал относиться к утверждению второй малой посылки как к частному случаю большой, общей посылки.
Именно эти процессы, служащие необходимым психологическим условием теоретического, или дедуктивного мышления (возможность делать выводы из общего правила путем теоретических логических операций), как показали наблюдения, являются результатом сложного исторического развития. Они еще не существуют в таком же виде у людей тех исторических укладов, в которых теоретическое мышление еще не получило своего достаточного развития, и формируются в процессе овладения основными видами деятельности (в школьном обучении и в сложных формах трудового общения).
Положения, которые мы только что сформулировали, можно иллюстрировать рядом наблюдений.
Если предложить испытуемому, выросшему в условиях того общественно — исторического уклада, в котором преобладают наглядно — действенные формы практики, и еще не прошедшему школьного обучения, логическую пару «собака — животное», это не означает, что предложенное слово «осока» вызовет у него логическую пару «растение». Практика теоретического мышления у этих испытуемых является еще недостаточной, логическое отношение вид — род не будет здесь усвоено как доминирующее, и слово «осока» может с большой вероятностью вызвать наглядные образы «болото», «режется» или такие наглядные образы практических ситуаций, как «скот кормить», «на зиму заготовить» и т. п. В результате недостаточного усвоения логических матриц мысль людей, живущих в условиях элементарного практического опыта, будет идти скорее в плане воспроизведения наглядно — действенных ситуаций, чем в плане установления отвлеченных логических отношений, и законы мышления окажутся здесь существенно иными.
Если, продолжая опыт, предъявить испытуемым обе посылки сформулированного выше силлогизма, можно легко увидеть, что они повторяются не столько как два положения, связанные между собой различной мерой общности, сколько как два расположенные рядом утверждения или два отдельных вопроса, не отражающие логического отношения и не создающие единой логической структуры.
Поэтому повторение обеих посылок может принять характер:
драгоценные металлы не ржавеют;
золото, драгоценный металл, нe ржавеет;
или
драгоценные металлы; ржавеют они или нет?
золото, драгоценный металл; ржавеет оно или нет?
Дальнейшие наблюдения показывают, что два последних положения, не соотносящиеся в единую логическую систему, естественно, не дают основания для того, чтобы автоматически сделать из них логический вывод, который легко делается на основании практического опыта или наличного знания, но еще не может возникнуть путем логического вывода.
Именно поэтому испытуемые этой группы легко могут сделать вывод из материалов, которые опираются на их непосредственный практический опыт, но отказываются делать вывод из такого же силлогизма, если он не включает их собственного опыта.
Так, испытуемые этой группы легко делают «вывод» из следующего силлогизма:
«Везде, где тепло и влажно, растет хлопок».
«В деревне X. тепло и влажно».
«Растет ли там хлопок?»,
заявляя: «Конечно, он должен там расти. Если тепло и влажно, он обязательно будет расти, я сам это знаю…»
Однако они не могут сделать вывод из силлогизма, не отражающего их личный опыт, и при предъявлении силлогизма:
«На Крайнем севере, где круглый год снег, все медведи белые».
«Место X. находится на Крайнем севере».
«Белые там медведи или нет?» –
отвечают:
«Я этого не скажу! Я на севере не был и не знаю. Ты лучше спроси дедушку М., он на севере был, он тебе скажет…»
Легко видеть, что в этом случае испытуемый практически отказывается делать вывод из посылки, которая не базируется на его личном практическом опыте, и процесс вывода является здесь не столько операцией логического дедуктивного мышления, сколько операцией воспроизведения собственных знаний, результатов собственного практического опыта.
Как показали специальные наблюдения, подобный отказ от логических выводов из положения, не опирающегося на личный практический опыт, характерен для подавляющего большинства испытуемых, живущих в условиях отсталых экономических укладов и не прошедших школьного обучения.
Но достаточно относительно кратковременного школьного обучения или включения в коллективную деятельность, требующую совместного обсуждения планирования трудового процесса, чтобы дело коренным образом изменилось и человек начинал легко включаться в операцию логического, дедуктивного вывода.
bookap.info
Мышление, логическое познание – опосредованное отражение. Оно опосредовано, во-первых, чувственным познанием. Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов. Во-вторых, оно опосредовано языком; как уже говорилось, мышление необходимо связано с языком.
В-третьих, логическое познание, мышление опосредовано в том смысле, что тот или иной логический образ формируется на основе других логических образов. В общем, можно сказать, что процесс познания идет от чувственных образов к логическим.
Мышление – не только опосредованное, но и обобщающее познание.
В мышлении отражается не только единичное, но и общее. Отражение общего – важная черта человеческого мышления. Обобщение способствует движению познания к сущности.
Формы мышления, логического познания – понятие, суждение и умозаключение. Исходной ячейкой мышления является понятие. Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Познание любого явления начинается с того, что мы отличаем его от других явлений и устанавливаем сходство с родственными явлениями. Сравнение – это установление сходства и различия между явлениями. Анализ – логический прием, при котором изучаемое явление мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности. Анализ неразрывно связан с синтезом. Если анализ фиксирует то специфическое, что отличает части друг от друга, то в синтезе осуществляется мысленное соединение частей явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимосвязи частей и познания явления как целого. Абстрагирование – процесс мысленного выделения некоторого признака явления и отвлечения его от других признаков. Наконец, обобщение – фиксация общих признаков некоторого класса явлений. Интересно, что путь к отысканию общего намечен в синтезе, когда выявляется то, существенно общее, что связывает части в единое целое. Финалом этих логических операций являются понятия. Понятия связаны с материальной языковой оболочкой, словом.
В каждом понятии имеется содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений, объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие. Например, в содержание понятия «нация» входят признаки: общий язык, территория, общность культуры, экономической жизни у определенной группы людей, а объем этого понятия – множество наций на Земле.
Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия (дефиниции), когда указываются признаки понятия, а объем – либо простым перечислением членов множества, к которому относится это понятие, либо с помощью деления понятия (классификации).
В процессе мышления понятия связаны друг с другом. Вторая форма логического познания, мышления – суждение. В суждении на основе связи понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Элементарное суждение состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия). Например, в суждении «исламисты-фундаменталисты – агрессоры» связаны понятия об исламистах и агрессорах. Существуют различные разновидности суждений: утвердительные и отрицательные, частные и общие, условные и разделительные и т. д. Суждения выражаются в языке в предложениях.
Третья форма логического познания – умозаключение. В процессе умозаключения из некоторых известных суждений (называемых посылками) получается новое суждение (называемое выводом). Существуют различные разновидности умозаключений. В частности, есть дедуктивные умозаключения, в которых мысль идет от общего к частному, и индуктивные, в которых мысль идет от частного к общему («Все металлы электропроводны», «Уран – металл», отсюда следует – «Уран электропроводен» – дедуктивное умозаключение. Из суждений «Железо электропроводно», «Медь электропроводна», «Серебро электропроводно» и т. д. делается вывод: «Все металлы электропроводны» – индуктивное умозаключение).
Не всякое сочетание суждений является умозаключением. Соединение таких суждений: «Все газы сжимаемы» и «Австрия находится в Европе» не дает нам умозаключения, так как между этими суждениями нет логической связи, а ее нет, в свою очередь, потому, что нет объективной связи между тем, что все газы сжимаемы, а Австрия находится в Европе. Для того чтобы из двух суждений следовал вывод, необходимо, чтобы у них был общий (средний) термин. Существует много различных фигур и модусов умозаключений[11].
Получение нового, истинного знания в умозаключении зависит от истинности исходных суждений (посылок) и правильности применения правил умозаключения в процессе оперирования исходными суждениями. Укажем на общие условия мышления, ведущего к истине: определенность, последовательность и обоснованность.
Определенность мышления достигается тогда, когда выполняются требования закона тождества. Этот закон требует, чтобы каждая мысль, которая повторяется в некотором рассуждении, дискуссии, споре, имела в ходе этого рассуждения один и тот же смысл (в частности, понятия, используемые в ходе конкретного рассуждения, должны сохранять одно и то же содержание и объем). Объясняется это тем, что пока некоторый объект находится в определенном качественном состоянии, мы должны думать именно об этом объекте с его свойствами. Мышление не может привести к положительному результату, если в ходе рассуждений о каком-либо объекте мы будем в понятие об этом объекте вкладывать то одно, то другое содержание и по-разному понимать объем этого понятия. Отсюда следует полезная рекомендация: в дискуссии, споре обязательно установить смысл исходных понятий. Закон тождества не запрещает изменения понятий. Закон тождества требует только одного: в данном рассуждении, в данной связи и в данных условиях мысли, понятия должны быть тождественны себе.
Последовательность мышления обеспечивается соблюдением правил (законов) умозаключений, из которых обратим внимание на два. Первое – закон непротиворечия утверждает, что не могут быть одновременно истинными два противоположных суждения об одном и том же объекте, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении. Например, нельзя утверждать как истинные одновременно суждения «Эльбрус – высокая гора» и «Эльбрус – низкая гора» (имея в виду одну и ту же гору, в одном и том же отношении к другим горам). Второй закон – закон исключенного третьего утверждает, что два противоречащих суждения об одном и том же не могут быть одновременно вместе истинными и ложными. Одно из них истинно, другое – ложно. Например, из двух противоречащих суждений «Басаев – бандит» и «Басаев – не бандит», одно обязательно будет истинным, другое – ложным, и никакого третьего здесь быть не может.
Обоснованность мышления достигается выполнением требований закона достаточного основания: каждое используемое в рассуждениях положение должно быть обоснованным, доказанным, кроме принимаемых как аксиомы и определений (о технике доказательства опять отсылаем к учебникам логики).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества
индустриального традиционного массового постиндустриального
Логическое мышление лежит в основе познания
научного житейского религиозного художественного
Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
средством cубъектом мотивом объектом
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
Для интенсивного экономического роста характерно
расширение производственной базы вовлечение в производство дополнительных ресурсов совершенствование организации труда увеличение численности рабочей силы
К внутренним источникам финансирования бизнеса относится
государственный фонд поддержки бизнеса прибыль фирмы банковский кредит средства страховой компании
Предприятие уплачивает
налог на имущество единый социальный налог налог на доходы физических лиц налог на наследство
ростом числа производителей строительных материалов введением нового налога на производителей совершенствованием технологии ожиданием повышения цен на строительные материалы
А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста.Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффектов.
верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
К социальной сфере жизни общества относится институт
общественного производства частной собственности науки семьи
Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является
нация каста народность класс
А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
Коммуникативный компонент политической системы включает
идеологические принципы формы взаимодействия партий политические нормы политические организации
Какой ценз существует в РФ для кандидата на пост президента на президентских выборах?
образовательный имущественный возрастной конфессиональный
В избирательном округе выставлены два списка кандидатов — от партии С. и от партии Н. Участие в голосовании приняли 180 тысяч избирателей. Мандаты между партиями распределились в соответствии с количеством отданных за нее голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном избирательном округе?
мажоритарной пропорциональной смешанной одномандатной
А. Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, отказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране.Б. Государство является одним из основных субъектов политики.
верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
Одной из форм выражения права является
традиция диспозиция гипотеза прецедент
Депутат Государственной Думы работает
на временной основе по совместительству на постоянной основе по контракту
В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в
Европейский Суд по правам человека Верховный Суд Арбитражный Суд Конституционный Суд
А. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.Б. Гражданское законодательство основывается на признании допустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны
1) Социальный контроль, 2) социальный статус, 3) санкция, 4) отклоняющееся поведение, 5) социальная структура, 6) самоконтроль.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
ВИДЫ РЫНКОВ | РЫНОЧНЫЕ СЕГМЕНТЫ |
A) рынок акцийБ) рынок трудаB) рынок капиталаГ) рынок ипотечного кредитованияД) рынок нефти и нефтепродуктов | 1) Рынок экономических ресурсов2) Финансовый рынок |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1) добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности2) устав должен содержать условия о размере паевых взносов членов коммерческой организации3) участником может быть одно лицо, которому в этом случае деятельность коммерческой организации полностью подконтрольна4) генеральный директор на практике чаще всего выступает в качестве единоличного исполнительного органа коммерческой организации5) высшим органом управления коммерческой организации является общее собрание членов этой организации
(А) Совершенно обоснованно общественность ряда стран высказывается за ужесточение требований к претендентам на гражданство. (Б) Уже сейчас в ряде стран необходимо продемонстрировать знание языка, в некоторых государствах претендент на гражданство должен отвечать критериям материальнофинансового и уголовно-правового характера. (В) В Российской Федерации для потенциальных граждан вводится только ценз оседлости. (Г) Однако либерализм законодателя в значительной мере сводится на нет правоприменительной практикой.
Определите, какие положения текста имеют1) фактический характер2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ____ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _____ (Б) на основе неоспоримых _____ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность _____ (Г) или _____ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _____ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.Список терминов:1) акты2) ошибка3) психика4) выводы5) науки6) контакты7) возврат8) личность9) история
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.
Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.1) теоретическое обоснование2) экспериментальная проверка3) опора на авторитеты4) использование специальных понятий5) сложность усвоения
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.1) знания 2) мировоззрение 3) ценности4) установки5) убеждения
sdavayka.ru
Имея в виду, что в рассуждении проявляется мышление, объектом логики следует признать мышление в целом, под которым понимается высшая форма целенаправленного и систематизированного психического отражения окружающего мира.
Отражение — всеобщее свойство материи. Все, что нас окружает, находится во взаимосвязи и взаимодействии. Вступая во взаимодействие, одно тело вызывает в другом соответствующее изменение. Воспроизведение особенностей воздействующего тела в изменениях другого, на которое осуществляется воздействие, составляет сущность отражения. Изменение отражает форму, структуру, способ, интенсивность и другие особенности воздействия, по нему можно судить с той или иной степенью достоверности о том, какому воздействию подвергается данный объект. Эта возможность широко используется в разделе криминалистики, изучающей следы преступления.
Отражение может быть физическим (материальным) и психическим (идеальным).
Физическое отражение имеет форму отпечатка (например отпечаток пальца), следа (след ноги), изменения формы или структуры (повреждение или разрушение) и т. п.
Психическое отражение, образующее основу мышления, принимает форму образа . Отпечаток, след, изменение структуры — это формы отражения, которыми обладает любой материальный объект. Образ как форма отражения присущ только особым образом организованной материи — мозгу. Получая соответствующую информацию из внешней среды, от предметов или явлений окружающего мира, мозг человека закрепляет форму и признаки этих предметов и явлений в виде их образов, копий. Он как бы фотографирует их, но получаемые при этом фотографии не двумерные, а многомерные, голографические. Более того, эта копия, как правило, отражает форму предмета или явления в совокупности с их некоторыми качествами, свойствами и отношениями. Глядя, например, на уголовный кодекс, мы воспринимаем не только его внешнюю атрибутику, но также его содержание и назначение.
Сформированный образ в течение некоторого времени, в зависимости от степени его значимости для носителя, сохраняется в сознании и может быть многократно воспроизведен. Благодаря такой способности человек имеет возможность сопоставлять, выявлять сходства, различия и взаимосвязи между отражаемыми объектами действительности, т. е. получать данные об этих объектах, познавать их. Отражение человеком окружающей действительности образует основу познания им мира, а обнаружение новых для него признаков этой действительности составляет знание.
Мышление — высшая форма отражения действительности и именно в таком качестве оно интересует логику. Высшая форма психического отражения именуется рациональным или логическим мышлением. К низшим формам психического отражения относятся ощущения, восприятия и представления, образующие чувственный, эмпирический уровень психической деятельности. Логика учитывает его как основу мышления, в частности образования таких его форм, как понятие и суждение.
В основе мышления лежит преимущественно опытное, эмпирическое или чувственное познание окружающего мира. Человек познает мир с помощью органов чувств — обоняния, осязания, зрения и т. п., в том числе и усиленных приборами. С их помощью он получает данные об отдельных свойствах, качествах и отношениях, т. е. признаках познаваемого предмета или явления. Этот исходный этап познавательной деятельности именуется ощущением. Ощущение субъективно и разнообразно, ибо зависит от чувствительных способностей человека.
Ощущение фрагментарно, оно не позволяет познать изучаемый объект во всей его полноте более или менее целостном виде. Можно обладать множеством разрозненных фактов, но не приблизиться к решению задачи, к истине. Для этого необходим синтез, соединение логической связью данных, полученных с помощью разных органов чувств, о различных сторонах исследуемого объекта.
Эта задача решается на следующем этапе чувственной познавательной деятельности — восприятия, под которым понимается формирование и закрепление в сознании целостного образа познаваемого объекта.Закрепившись в сознании, эмпирический образ объекта сохраняется в нем, откладывается в памяти наподобие фотоснимка в альбоме, но при необходимости может быть извлечен и использован в процессе рассуждения. Воспроизведение в сознании воспринятого ранее образа того или иного объекта или явления образует третий этап чувственного познания — представление. Собственно, представление создает основу понятия как главной формы мышления, из которой развивается суждение и умозаключение.
Мышление — форма целенаправленного отражения сознанием предметов и явлений. Познание осуществляется с определенной целью, поскольку за ним стоят соответствующие потребности и мотивы, какие-то интересы. При отсутствии интереса сознание «скользит» по поверхности того или иного объекта, порой не замечая его и во всяком случае не проникая в его суть, а значит, не запуская мыслительный механизм. Только с возникновением цели объект актуализируется, формируется внимание, включается память, образуются ассоциативные связи, начинается процесс анализа, абстрагирования, синтеза и сравнения, завершающийся умозаключением с соответствующим выводом, т. е. то, что образует собственно мышление.
Мышление — обобщенное и систематизированное отражение предметов и явлений окружающего мира. Человеческое сознание недостаточно развито, чтобы воспринимать всю полноту и глубину системной взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира. Тем не менее, мышление в какой-то мере отражает эту взаимосвязь, те свойства, связи и отношения, которые характерны для предметов и явлений объективной действительности. И это отражение происходит фрагментарно, выделяя отдельные сферы в том объеме и на той глубине, которые соответствуют знаниям, возможностям и поставленным целям.
Мышление является объектом познания не только логики, но и других научных дисциплин, в связи с чем возникают вопросы о том, что интересует логику в мышлении и как она связана со смежными научными знаниями.
Кроме логики, мышление представляет собой основной предмет психологии, психиатрии, философии и ряда других наук. Психология рассматривает мышление в связи с деятельностью субъекта, она изучает влияние мышления на личность и ее поведение, способы актуализации мышления. Логику же мышление интересует с точки зрения ее соответствия действительности, истине.
«Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии являются протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания» . Психология в своей разновидности, именуемой юридической психологией, смыкается с юридической логикой на личности юриста, осуществляющего правоприменительную деятельность, и личности правонарушителя, изучаемого юристом в процессе применения нормы права. Логика дополняет психологию общими приемами научного анализа, синтеза и вывода; по логичности рассуждения человека психолог получает о нем соответствующее представление; используя логические правила рассуждения, психолог решает задачи психодиагностики, психовоздействия и коммуникаций.
Психиатрия исследует расстройства психической деятельности на уровне как чувственных восприятий и представлений, так и мыслительных процессов. Логика и психиатрия — также тесно взаимодействующие дисциплины: логика пользуется выводами психиатрии об отклонениях в психической деятельности, получая представления о норме поведения, на фоне которой разворачиваются логические мыслительные процессы, психиатрия же, используя выводы логики о формах, законах и правилах рассуждения, получает возможность констатировать отклонения в психике по признакам нелогичности мышления.
Философия изучает мышление как явление объективной действительности. Она исследует наиболее общие вопросы возникновения мышления, источники и движущие силы его развития. Кроме того, философия рассматривает мышление в аспекте познания, как познавательный процесс, как движение от незнания к знанию, от знания одного уровня к знаниям другого, более высокого уровня. В этом процессе философию интересует основной вопрос — обеспечение истинности знания. И здесь она смыкается с логикой, которая также изучает условия истинности вывода.
Философская теория познания образует диалектическую логику, логику всеобщей взаимосвязи предметов и явлений и отражения этой взаимосвязи в мышлении. В процессе познания мышление развивается диалектически, подчиняясь всеобщим законам развития бытия. Установление истины в той или иной деятельности, в том числе юридической, возможно лишь при соблюдении диалектических законов единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в новое качество, отрицания отрицания.
Логика своими законами и правилами, дополняющими всеобщие законы диалектики, обеспечивает истинность мышления. Познание интересует ее не в движении, как философию, а в статике. Логика вырабатывает рекомендации относительно того, как обеспечивается истинность конкретного вывода. Причем истина ее интересует преимущественно не как соответствие мысли действительности, а как соответствие данной мысли другой. По логике, если одна мысль правильно выведена из другой, то она должна быть истинной, т. е. соответствовать действительности.
Логика, которая в отличие от диалектической именуется формальной, изучает мышление как форму отражения действительности в понятиях и их связях между собой, т. е. в суждениях и умозаключениях. Основной предмет логики — правила формирования понятия, адекватно отражающего объекты и явления действительности, и построение рассуждения, соответствующего объективно существующим связям объектов и явлений. Правильно оперируя понятиями, понимая отношения между ними, соблюдая законы и правила логического вывода, можно получить новое знание, соответствующее истине, не прибегая, порой, к практической проверке.
Логика изучает мышление с учетом ряда его свойств.1. Мышление как психическое отражение действительности является результатом взаимодействия головного мозга с окружающим миром.
Следовательно, мышление осуществляется в понятиях, которые отражают реально существующие предметы и явления, их свойства и отношения. Никто не может мыслить категориями, не имеющими реального содержания. Даже мифические представления и представления о том, чего никто никогда не видел и видеть не мог, например о Боге, рае, аде, жизни в других мирах и т. д., содержат в себе искаженное отображение реальных, земных предметов и явлений либо их сочетаний.
Связь мышления с реальной действительностью создает определенные гарантии того, что выводы, основанные на логических рассуждениях, соответствуют истине, тому, что существует реально.
Вместе с тем мысленное отображение действительности не может охватить всей ее сложности, всего многообразия составляющих эту действительность предметов и явлений. Мышление дает лишь приблизительно верное представление об объекте, оно всегда беднее его. Мышление выхватывает лишь отдельные стороны отражаемого объекта или явления; чтобы познать объект в целом, необходимо рассмотреть его со всех сторон. Кроме того, в мышлении всегда присутствует субъективное начало, познание осуществляется в том объеме и на той глубине, которое определяется уровнем знания познающего субъекта и его интересами. Отсюда, в частности, вытекает возможность несовпадения выводов отдельных лиц об одном и том же событии.
Юридическая деятельность учитывает эти особенности мышления. Законы и юридическая практика требуют, чтобы при расследовании уголовных дел обеспечивались объективность и полнота изучения обстоятельств дела и соответствующих доказательств, чтобы противоречия в доказательствах по одному и тому же обстоятельству устранялись, чтобы ни одно доказательство не имело заведомо обязательной силы, каждое из них подвергалось критическому осмыслению следователем и судом и оценивалось в совокупности с другими.
2. Логическое значение имеет свойство мышления быть истинным, в связи с чем возникает проблема определения критерия истинности мышления, в том числе в юридической деятельности.
Истина — это выражение мыслью реальности, того, что существует на самом деле. Но вывод об истине не абсолютен, он имеет относительный характер. Всякий вывод, всякая оценка отражает реальность в определенных процессах, в определенном аспекте, в определенном отношении, под определенным углом зрения, взятую, как правило, в статике, без учета постоянно происходящих в ней (реальности) изменений. То, что считается истиной, таково лишь приблизительно, условно и субъективно, в связи с чем возникает вопрос о критериях истинности.
Соответствие мысли отражаемому ею объекту создает основу для определения этого критерия. Мышление, будучи необходимым условием деятельности человека, одновременно является и результатом этой деятельности. Процесс логического рассуждения отражает взаимосвязь предметов и явлений объективной реальности, обозначаемых понятиями, используемыми в рассуждении. Так, утверждение того, что «камень, брошенный вверх, падает обратно на землю», основывается на закрепленной в практике соответствующей картине бытия. Отсюда следует основной вывод о практике как критерии истинности мышления.
Не всякий логический вывод столь очевидно подкрепляется фактическими данными, истинность некоторых суждений и умозаключений, сделанных в соответствии с логическими правилами, условна в том смысле, что она допускается лишь в данной, заранее оговоренной системе связей. Так, утверждение, что «2x2 = 4», верно применительно к существующей десятичной системе исчисления и неприемлемо к двоичной системе, применяемой в ЭВМ; утверждение того, что «сейчас идет 2002 год», соответствует истине лишь применительно к нашему григорианскому календарю и вовсе не соответствует, например, юлианскому летоисчислению либо летоисчислению по лунному календарю, принятому в ряде мусульманских стран. В этих случаях практика также остается критерием истины, но практика — принятая в данной системе связей, соответствующая заранее установленным в ней требованиям.
Примерно такой же условностью характеризуется истина в юридических, в том числе нормативных высказываниях. Правовые нормы вообще не могут оцениваться с общепринятой точки зрения на истину, они выражают договоренность, соглашение об определенной трактовке понятия. Например, утверждение, что «кража есть тайное похищение чужого имущества», не может быть оценена с позиций истинности или ложности, оно выражает законодательную договоренность о том, как именовать деяние, выражающееся в противоправном завладении чужим имуществом тайным способом. Но практика как критерий истины в подобных высказываниях также присутствует; ее смысл заключается в том, что подобные деяния действительно имеют место.
Нельзя также судить традиционным способом и об истинности санкций, например о наказании за какое-либо деяние в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет. Сказать с очевидностью о том, что оно соответствует или не соответствует чему-то, имеет или не имеет аналоги в объективной реальности, нельзя. Санкция сама образует эту реальность в виде законоположения, с которым должно сверяться с позиций истинности назначаемое судом наказание. Вместе с тем практика как критерий истины должна применяться и здесь. Поскольку речь идет о законоположении как о логической конструкции, необходимо иметь гарантии соответствия его реальности. Реальность санкции — ее способность достичь цели наказания, сформулированные в УК РФ. Если практика применения данной санкции соответствует этим целям, она истинна. В противном случае (например при высоком рецидиве преступлений), ее истинность может быть поставлена под сомнение.
Своеобразна также трактовка истинности юридических решений, последние нельзя рассматривать как утверждение или отрицание событий, наблюдавшихся очевидцем. Истинность решения выводится из соответствия его закону и оцениваемым фактическим обстоятельствам, как они закреплены в источниках доказательства (например в показаниях свидетелей, потерпевших и т. п.). При соответствии — принятое решение признается истинным, если же решение противоречит фактам либо закону — оно ложное и подлежит отмене.
Таким образом, истинность юридических решений складывается из ее соответствия установленным опосредованным путем фактическим обстоятельствам и одновременно требованиям материального и процессуального законов. Кроме того, следует отметить, что эта истина конкретна, решение должно соответствовать обстоятельствам, которые установлены на момент его принятия. Спустя некоторое время могут появиться новые факты, противоречащие принятому решению (вновь открывшиеся обстоятельства), которое будет отменено. Но отмена решения не означает переоценки его истинности, оно остается таковым для ситуации, в которой принималось, поскольку не противоречило фактам и законам. Не исключено, что второе решение тоже впоследствии будет признано ошибочным и отменено, а первое — восстановлено.
3. Существенное значение для логики имеет то обстоятельство, что мышление обладает свойством самостоятельности, т. е. независимости от бытия. Самостоятельность мышления относительна. По своему содержанию мышление «привязано» к бытию, зависит от него. Все, что мыслится, есть отражение реальной или предполагаемой действительности, причем последняя (предполагаемая действительность) также фигурирует в сознании в признаках объективной реальности.
Самостоятельность мышления с очевидностью проявляется в восприятии и представлении. Созданный, закрепленный в сознании и воспроизводимый образ получает самостоятельное существование, независимое от объекта, который дал этому образу жизнь. Появляется возможность мысленно «манипулировать» этим объектом: раскладывать на элементы и признаки, сопоставлять и сравнивать с другими объектами, выяснять отношения между разными объектами, формировать понятия, высказывать суждения, делать умозаключения, в целом — создавать и передавать знания.
Благодаря самостоятельности мышления образ объекта и понятие о нем воспринимаются другими людьми, непосредственно этот объект не изучавшими. Возникает процесс обучения, передачи и накопления знаний.
Самостоятельность мышления создает уникальную способность воображения , под которым понимается создание эмпирически не воспринимавшегося ранее образа какого-то объекта или его отдельных признаков. Можно воображать о том, что было, не зная точно, что было на самом деле, можно представлять и дальнейшее развитие события. Эти новые образы в зависимости от исходных данных и аналитических и иных способностей субъекта могут соответствовать действительности, но могут оказаться и ошибочными. Но сама способность воображать обладает исключительной познавательной ценностью, она позволяет строить предположения, гипотезы, которые затем подвергаются фактической проверке. На основе воображения осуществляется установление и исследование юридически значимых фактов, которые в начале процесса их познания выдвигаются лишь в качестве предположений.
Самостоятельность, активность мышления проявляется и на первых этапах эмпирического познания — этапах ощущения и восприятия. Данные о свойствах изучаемого объекта существуют не сами по себе, и осознание, в общем-то, — это не процесс фотографирования. Получив то или иное данное, сознание соотносит его с имеющимися знаниями, оценивает, отыскивает место в системе имеющихся данных, пытается включить в известное понятие. Так, обнаружив на месте преступления какие-то следы, следователь оценивает их как, например, отпечатки ноги человека, а не какого-либо животного. Но чтобы сделать такой вывод, он должен соотнести воспринятый образ следа с понятием следа человеческой ноги, со знаниями об особенностях следообразования и т. д. Если какой-то факт не укладывается в систему знаний, то это является основанием для возникновения самостоятельного познавательного процесса.
Самостоятельность мышления позволяет получать знания о таких событиях и процессах, которые познающий сам лично не наблюдал. Так, следователь воссоздает в своем сознании событие преступления, опираясь на свидетельские показания.
Самостоятельность мышления, давая человеку громадные преимущества в познании окружающего мира, в то же время имеет и ряд существенных недостатков. В частности, образ объекта, «оторвавшись» от самого объекта, оказывается уже не вполне соответствующим ему. Объект со временем изменяется, а образ сохраняет те признаки, которыми объект обладал в момент его восприятия. Оперирование таким образом в процессе рассуждения может привести к неправильным выводам. Поэтому, согласно логике, говорить что-либо об объекте можно лишь применительно к конкретно определенному времени.
Образ объекта дает лишь приблизительное, более или менее верное представление о нем. Объект всегда богаче образа. Образ объекта и понятие о нем отражают не только фактические свойства объекта, но и свойства познающего субъекта, имеющиеся у него знания, познавательные способности. Имеет значение и то, под каким углом зрения воспринимается объект. Например, «дерево» воспринимается одним человеком как проявление живительной силы природы, другим — как поэтический образ, третьим — как источник питания, четвертым — в качестве составляющей благоприятной природной среды, а пятый видит в нем только древесину.
Образ объекта, отложенный в памяти, со временем может деформироваться, искажаться. Активность мышления приводит к тому, что образ данного объекта, вступив в ассоциативную связь с образами других объектов, осмысливается и переосмысливается таким образом, что первоначальное представление об объекте может быть гипертрофировано, к ранее воспринятому объекту могут «присоединяться» такие признаки, которыми он не обладал. При этом действительные свойства могут забываться, стираться в памяти и замещаться новыми, вымышленными. Этим объясняются, в частности, фантазии ребенка, который, например, на вопрос о том, что он видел вчера в зоопарке, называет и то, что он смотрел вчера в кино.
Названные особенности мышления следует учитывать в юридической деятельности. В частности, в процессе логического анализа свидетельских показаний, встретив в них неполноту либо противоречия, нельзя поспешно обвинять свидетелей в даче ложных показаний, следует разобраться в противоречиях, учесть давность событий, психические особенности и интеллектуальные способности лиц, дающих показания.4. Мышление по сравнению с чувственным, эмпирическим этапом познания способно отражать не только внешние, очевидные признаки познаваемых предметов и явлений, но и признаки внутренние, сущностные, не всегда очевидные. Именно эти признаки отражаются в понятиях. Благодаря им существует возможность отграничить одно понятие от другого, один объект от других.5. Принципиально важным для логики является связь мышления с языком. Мышление, даже если оно не проявляется вовне (в устной, письменной или иной знаковой форме), всегда выражается в терминах либо каких-то иных символических знаках. Язык, слово материализуют мысль. Посредством языка осуществляется передача и фиксация мысли, язык выступает как средство общения, коммуникации и способ передачи информации.
Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия, это разные явления. Хотя мысль и выражается в языке, тем не менее она не сводима к нему. Мысль богаче языка, последний не способен выразить мысль во всей ее сущности.
Логика изучает мышление только в той части, в какой оно имеет языковое значение. Предметом логики служит языково оформленное мышление. Логические понятия, суждения и умозаключения имеют знаковые формы, а логические законы и правила применяются лишь с учетом грамматических правил.
psyera.ru