Аномалии личности. Проблема нормы в психологии (стр. 1 из 2). Личностная патология


Расстройства личности в психологии. | практическая психология

Само наличие понятия «расстройство личности» уже говорит о том, что существует его противоположность или норма. И здесь мы сталкиваемся напрямую с необходимостью очертить границы того, что мы могли бы считать, хотя бы условно, психологической нормой или психологическим здоровьем человека. Однако, здесь мы сталкиваемся с очевидной трудностью, а именно, отсутствием понятия того, что является нормальным, в виде четкого определения.

И в этом нет ничего странного или необычного, ведь само понимание того, что является нормальным, а что нет очевидно весьма вариативно и зависит от множества факторов большинство из которых являются субъективными.

Тем не менее, говоря о личностных отклонениях, а тем более о расстройствах, нам не избежать обращения к какой то точке отсчета, которая позволит нам задать, пусть и расплывчатые, критерии личности, которые могут (весьма условно) считаться психологической нормой.

Что и кто определяет «нормальность» личности?

В первую очередь нам стоит задаться вопросом, какие факторы, если и не определяют, то по крайней мере оказывают существенное влияние на понимание психологической нормы. Таких факторов по крайней мере два — это сама личность и общество, или социальная среда в котором эта личность существует.

Социальные стереотипы.

Со стороны общества понятие норма часто диктуется социальными стереотипами, которые определяют грань между нормальным и ненормальным поведением. Однако и здесь есть много нюансов, так в каждом специфическом сегменте социума понятие нормы может значительно меняться. Например если вы живете в российской глубинке то для вас совершенно естественным будет знать в лицо и по именам всех своих соседей по дому, тогда как в крупных городах это просто не принято и даже здороваться с соседом по подъезду вам не обязательно.

Итак, социальный стереотип — наиболее распространенное воззрение среди определенной группы людей на то, как в тех или иных обстоятельствах должен себя вести тот или иной член как указанной группы, так и те, кто к этой группе не принадлежит. Зачастую подобные воззрения распространяются не только на внешние атрибуты поведения членов группы, но и на внутреннее психологическое состояние (как я должен себя чувствовать в той или иной ситуации).

Личностный фактор.

Фактор, который мы уже упомянули выше, это личный стереотип человека по отношении к своей собственной реакции на события жизни, когда есть четкие представления о том, что он должен чувствовать в тех или иных обстоятельствах и как реагировать на ситуацию. Таким образом, если человек при виде страданий другого испытывает удовольствие вместо сострадания и желания помочь, то, как правило, это воспринимается самой личностью, как отклонение от нормы и служит причиной для разочарования собой (я не таков каким я должен быть, я плохой и т.п.). В этом случае все дело в стереотипах предписывающих нам не только определенное поведение, но и определенные ощущения.

Таким образом, в самом частом случае, когда мы имеем дело с совершенно определенной личностью, то понятие нормы определяет сама эта личность и основы для понимания такой нормы — ее ожидания. То что соответствует ожиданиям, это норма, а то что нет, нормой не является.

С точки же зрения социума все происходит точно также, только судьей в этом случае является не сама личность, а общество.

Что является критерием понятия психологическая норма.

Из сказанного можно сделать вывод, что отклонение от нормы может быть определено как с позиций общества, так и личности и в обеих случаях важным признаком этого отклонения является фрустрация, то есть разочарование от несоответствия ожиданиям. Таким образом, именно дискомфорт вызванный конфликтом между социальными ожиданиями личности или (и) общества и действительностью является той границей, которая отделяет норму от того, что называется в психологии личностным расстройством.

Следует также уточнить, что под отклонением во всех случаях подразумевается именно личностное отклонение, общество в данном контексте мы, как правило, не рассматриваем, несмотря на то, что в определенных случаях именно  общество является истинным источником и причиной конфликта.

Исток проблемы с точки зрения психологии.

Итак, расстройство личности в психологии рассматривается в двух контекстах — с точки зрения социального взаимодействия индивида с обществом, когда особенности поведения конкретного индивида приводят к психологическому дискомфорту или социальным проблемам, либо же с точки зрения свойств и особенностей самой личности, когда эти особенности приводят опять таки к психологическому дискомфорту и проблемам, только в этом случае больше страдает сама личность.

Естественно понятие проблема и дискомфорт могут варьироваться здесь максимально широко. Для индивида это может быть состояние легкой тревоги или же тяжелой депрессии, а для общества проблемы могут варьироваться от реальной угрозы со стороны индивида в случае откровенно преступного поведения последнего до небольших проблем, которые создает например неподобающий внешний вид или манера поведения.

В любом случае признаки психологических отклонений так или иначе упираются в личностные особенности самого человека и именно с этой точки зрения рассматриваются в психологии.

И в контексте личностного расстройства (патологии) принято говорить именно о типе личности и ее поведенческих тенденциях, которые и приводят к перечисленным выше проблемам.

Считается, что эти проблемы часто связаны с социальной дезинтеграцией личности, то есть ее неспособности к нормальным социальным отношениям, где эта неспособность оценивается именно с точки зрения тех самых социальных стереотипов, о которых было сказано выше.

Причины личностных расстройств.

Говоря о причинах следует упомянуть, что эти отклонения как правило проявляются в области следующих проявлений личности, это когнитивная или мыслительная деятельность, сфера восприятия окружающего мира, эмоциональные реакции индивида и его отношения с окружающими, то есть социумом.

Считается, что если личностные отклонения имеют врожденный характер, то они могут проявляться на протяжении всей жизни человека, однако, многие отклонения могут формироваться в период взросления личности, например в раннем возрасте или в период полового созревания. Причин не врожденных отклонений может быть множество, начиная от заболеваний головного мозга и заканчивая сильными стрессовыми переживаниями, например, вследствие физического или психологического насилия.

Согласно статистическим данным, считается, что в легкой форме примерно у 10 процентов взрослого населения возникают классифицируемые психологические отклонения, которые могут требовать внимания специалиста, известно, что такие отклонения чаще возникают в малообеспеченной среде неблагополучных семей, однако истинные причины, которые способствуют развитию этих отклонений до конца не выяснены и могут лишь предполагаться в каждом конкретном случае.

В чем проблема личностных патологий. Факторы риска при личностных расстройствах.

Важно сказать о том, какие возможные проблемы могут нести в себе личностные отклонения. Естественно один из самых распространенных факторов, это психологический дискомфорт, который может иметь разные степени и разные же последствия.

К сожалению развитие этого фактора может приводить к крайним степеням проблем, как внутренних, так и поведенческих.

Это и повышенная склонность к суициду, к формированию наркотической и алкогольной зависимостей, антисоциальное и даже преступное поведение, тяжелые депрессии, иногда подобные расстройства могут провоцировать специфические патологии психики, например шизофрению, обессивно-компульсивное расстройство.

Разумеется, что помимо крайних проявлений, люди имеющие симптомы психологических расстройств могут создавать немало проблем и себе и окружающим.

Симптомы психологических отклонений личности.

С точки зрения симптомов на первый план выходит поведение личности. И первое на что здесь следует обратить внимание, это поведение являющееся неадекватным по отношению к появившейся проблеме. Неадекватным оно является по причине того, что не решает проблему, решает ее лишь частично а порой даже усугубляет ее.

Такая особенность может стать причиной постоянных проблем в социуме и в семье. При этом, часто случается так, что сам человек не отдает себе отчета в том, что в его поведении или реакциях на окружающий мир есть что то, что приводит к этим проблемам. Состояние при котором индивид не отдает себе отчета в дезадаптивности своего поведения и реакций приводит к тому, что такие люди практически никогда не обращаются за психологической помощью. И это несмотря на то, что как правило, эти люди недовольны своей жизнью и имеют множество проблем в различных социальных ситуациях.

Часто у таких людей не все в порядке и в том, что касается их внутреннего мира, наблюдаются симптомы в виде расстройств настроения, они испытывают повышенную тревожность, беспокойство, депрессии.

Вот основные симптомы проявляющиеся у людей с личностными расстройствами:

— негативные чувства, которые присутствуют в виде постоянного фона, например тревога, ощущение постоянной угрозы, чувства собственной никчемности и ненужности, легко проявляющийся гнев.

— проблемы с контролем отрицательных эмоций.

— постоянное избегание человеческого общества, эмоциональная опустошенность, иногда почти полная безэмоциональность.

— постоянно появляющиеся в жизни человека проблемы с окружением, иногда на фоне неспособности контролировать негативные чувства по отношению к окружающим, что может приводить к агрессивному поведению.

— сложности в отношениях с близкими людьми, особенно часто это проявляется в отношениях с партнером по браку и с детьми.

— полная или частичная утрата контакта с реальностью.

Данные симптомы имеют тенденцию к ухудшению, особенно на фоне стрессовых состояний.

Виды личностных расстройств.

Согласно международному классификатору по психическим расстройствам расстройства личности подразделяются на три основные группы.

Группа А: эксцентричные патологии, это шизоидное, параноидальное и шизотипическое расстройства.

Группа Б: эмоциональные, театральные нарушения, сюда относятся истерическое, нарциссическое, пограничное, антисоциальное расстройства.

Группа С: тревожные и панические отклонения, обессивно-компульсивное, зависимое и избегающее расстройства.

Описанные патологии могут присутствовать в одном человеке, тем не менее, как правило, всегда существует одно, наиболее ярко выраженное, по которому и определяется тип психологического отклонения данной личности.

Рассмотрим эти расстройства подробно.

Шизоидный тип паталогии.

Человек страдающий подобным расстройством часто замкнут, малообщителен, погружен в собственные размышления, фантазии, имеет выраженную склонность к чрезмерному уходу в собственные теории, что зачастую служит ему средством избегания эмоционального общения.

Еще одно выраженное свойство данного типа — презрение к социальным установкам и правилам. Шизоидный тип избегает отношений, провоцирующих эмоциональные проявления, поэтому этот типаж выраженно асоциален. Шизоиды вообще избегают любых сильных чувств, они не выражают ни гнева, ни радости, предпочитают уединение.

Параноидальный тип.

Характеристики этой патологии — склонность к чрезмерной подозрительности, недоверию, злопамятности. Такой человек зачастую недоволен своим окружением и многое из того что происходит вокруг него принимает на свой счет, причем он находится в уверенности, что вокруг него плетутся заговоры, люди только и ждут, чтобы ему навредить и во многом склонен видеть угрозу явную или скрытую. Такие люди склонны очень долго помнить обиды и даже спустя много лет способны за них отомостить.

Шизотипический тип.

Данный типаж характеризуют отклонения в когнитивной и эмоциональной сферах, такие люди часто ведут себя эксцентрично и странно, они могут проявлять совершенно неадекватные обстоятельствам эмоции, для них характерны странные теории, навязчивые идеи, они довольно плохо ладят с окружением в основном из за своих поведенческих особенностей, которые не принимают другие люди.

Антисоциальный тип.

Название здесь говорит само за себя, эти люди склонны игнорировать социальные нормы и правила, для них характерно испульсивное поведение, они часто настроены агрессивно к окружающим и весьма склонны к конфликтам. Для таких людей окружающий социум всегда виновник всех бед и на этом фоне антисоциальный тип часто оправдывает свое поведение.

Пограничная патология.

Характерной чертой данного типа является импульсивное поведение, на фоне повышенной тревожности, сильной эмоциональной переменчивости и низкого самоконтроля. Эта личностная патология наиболее среди всех склонна к суицидальному поведению.

Истерическая патология.

Наиболее характерная черта поведения — привлечение внимания окружающих, что часто достигается театрализованным поведением. Этот типаж наиболее подвержен чужому влиянию и очень внушаем. На фоне стремления данного типа быть лучше всех он, тем не менее, очень часто страдает крайней поверхностностью взглядов и эмоциональных проявлений.

Нарциссический типаж.

Нарциссам свойственно убеждение в своей личной исключительности, уникальности и превосходстве над другими. Самооценка их, как правило, чрезмерно завышена, а сами они пребывают в перманентном заблуждении насчет собственной персоны и ее качеств, которые всегда превозносятся буквально до небес. Естественно, что на фоне подобного отношения к себе нарциссический типаж требует соответствующей реакции окружения, им всегда должны восхищаться, неизменно высоко оценивать его успехи и способности. Другого отношения нарциссы не переносят и не прощают, часто человек, не оценивший его просто перестает для него существовать. Для них характерна чрезмерно болезненная реакция на общественное мнение, которое они стараются держать под личным контролем. При этом для нарциссического типажа все что не относится к нему лично, фактически не существует и не имеет ценности.

Избегающее (тревожное) расстройство.

Данный тип живет под постоянным страхом быть отвергнутым. Для них характерна чрезмерно заниженная самооценка и гиперчувствительность к негативному отношению извне. Чтобы избежать возможных негативных оценок со стороны этот тип избегает социальных отношений, на фоне чего зачастую развиваются черты крайнего индивидуализма и отчуждения от других людей. Данный факт весьма негативно влияет на возможность налаживания нормальной коммуникации с обществом.

Зависимое расстройство.

По сути это постоянное перекладывание ответственности за себя на других людей. Эти люди постоянно испытывают потребность в поддержке, демонстрируя собственную беспомощность, некомпетентность и несостоятельность.

Обессивно-компульсивная патология.

Осторожность, мнительность, пребывание в постоянных сомнениях и на фоне этого чрезмерное стремление достигнуть во всем совершенства. Характерная черта этого типа — незавершенная деятельность, они настолько привыкли все доводить до совершенства, что часто не могут завершить начатое. Для данного типа характерны постоянные проблемы в межличностных отношениях, ведь они ожидают совершенства и от своего партнера и редко кто становится достоин их внимания.

психоаналитик

Психологическая работа с людьми страдающими расстройством личности.

Один из ключевых моментов влияющих на эффективность психологической работы с людьми страдающими от личностных расстройств является желание самого человека идти на контакт с терапевтом, что может произойти не ранее, чем человек сам осознает наличие проблемы. По этой причине люди с антисоциальными расстройствами довольно редко попадают к психологу или тем более психотерапевту, поскольку вообще редко признают наличие такой проблемы и не чувствуют дискомфорта от своего поведения. Проблемы в их случаях чаще испытывает их окружение.

Также большое влияние на результат оказывает тип расстройства и степень его интенсивности.

Вообще работать с психологическими расстройствами довольно непросто, это занимает длительное время, и в случае если проблема проявлена с высокой интенсивностью, то результат может быть так и не достигнут. В таких случаях может применяться медикаментозное лечение.

Важным фактором является среда в которой человек живет, особенно его близкие люди и от того насколько окружение поддерживает человека в попытке решить проблему или же наооборот способствует ее развитию зависит и результат. Этот фактор настолько важен, что зачастую поддержка близких в этом вопросе определяет успешность терапии.

В работе с личностными расстройствами чаще всего используют когнитивно — поведенческие методы, поскольку проблема во многих случаях тесно связана именно с внешними проявлениями человека в социуме, при этом большую пользу приносят групповые тренинги, поскольку именно они способны эффективно моделировать межличностную коммуникацию и вырабатывать навыки более эффективного общения. В работе с психологическими нарушениями может быть использован и обычный психоанализ.

Комментировать через Facebook

Comment

xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai

Расстройство личности - описание, виды и симптомы

Расстройство личности, также именуемое личностное расстройство – отдельная форма тяжелых патологических отклонений в психической сфере человека. Согласно статистическим данным, заболеваемость расстройством личности достигает очень высокой планки – свыше 12% человеческой популяции. Патология чаще встречается у лиц мужского пола.

расстройство личности

Расстройство личности — описание и причины

Термин «расстройство личности» используется в современной психиатрии в соответствии с рекомендациями МКБ-10 взамен устаревшего наименования «конституционная психопатия». Предыдущее название расстройства личности не совсем корректно отражало суть заболевания, поскольку было принято утверждение, что фундаментом психопатий выступают врожденные дефекты нервной системы, неполноценности, возникшее на фоне неблагоприятной наследственности, негативные факторы, провоцирующие изъяны развития у плода. Однако патогенетические механизмы расстройства личности более многообразны и вариабельны в зависимости от подвида заболевания и сугубо индивидуальных типологических характеристик человека. Причиной расстройства личности могут быть и генетическая предрасположенность, и неблагоприятное течение беременности у матери больного, и родовые травмы, и физическое или психологическое насилие в раннем детском возрасте, и тяжелые стрессовые ситуации.

Расстройство личности подразумевает присутствие у человека характерологической конституции, структуры личности, модели поведения, которые доставляют значительный дискомфорт и выраженный дистресс в существование индивида и противоречат нормам, существующим в обществе. В патологический психический процесс оказываются вовлеченными одновременно несколько сфер личности, что практически всегда приводит к личностной деградации, делает невозможным интеграцию, затрудняет полноценное функционирование человека в социуме.

Старт личностного расстройства приходится на поздний детский возраст или подростковый период, при этом симптомы заболевания проявляются значительно интенсивнее в дальнейшей жизни человека. Поскольку на ювенальный период выпадают своеобразные психологические изменения подростка, довольно проблематично в шестнадцатилетнем возрасте вынести дифференцированный диагноз. Однако вполне вероятно выявить присутствующую акцентуацию личности и прогнозировать дальнейшее направление развития особенностей человека.

Характерологическая структура – совокупность стабильных психологических особенностей индивида, вне зависимости от времени и ситуаций, в сферах мышления, восприятия, в способах реагирования и взаимоотношениях с собой и окружающим миром. Типичный набор индивидуальных черт заканчивает формирование до начала раннего взрослого возраста и, несмотря на дальнейшее динамичное угасание или развитие отдельных элементов, структура психики остается в дальнейшем относительно неизменным конструктом. О развитии личностного расстройства можно предполагать, когда отдельные компоненты личности становятся крайне негибкими, деструктивными, дезадаптивными, незрелыми и лишают возможности плодотворно и адекватно функционировать.

Особы, страдающие расстройством личности, часто пребывают в состоянии фрустрации и не могут управлять своим поведением, что доставляет им значительные проблемы во всех жизненных аспектах. Такие патологические состояния нередко соседствуют с депрессивными и тревожными расстройствами, ипохондрическими проявлениями. Для таких особ свойственно злоупотребление психостимулирующими средствами и выраженное нарушение пищевых привычек. Часто их выделяет от здоровых членов общества явное противоречие в поведение, разрозненность и алогичность отдельных поступков, эмоционально окрашенные проявления, жестокие и агрессивные действия, безответственность и полное отсутствие рационализма.

Согласно Международному классификатору болезней 10-го пересмотра в отдельные формы расстройства личности выделяют десять диагнозов. Патологические состояния также группируют в три отдельных кластера.

Формы специфических расстройств личности – сходные состояния, наблюдаемые у акцентуированных личностей, однако основное различие явлений: значительная выраженность проявлений, яркий контраст между вариацией индивидуальности в общечеловеческой норме. Принципиальное отличие патологии – при акцентуации личности никогда не определяются одновременно три главенствующих признака психической патологии:

  • воздействие на всю жизнедеятельность;
  • статичность во времени;
  • значительные помехи для социальной адаптации.

У акцентуированных личностей никогда набор чрезмерных психологических особенностей не оказывает одномоментно влияние на все жизненные сферы. У них заложена возможность как достичь положительных социальных достижений, так и присутствует отрицательный заряд, трансформируемый со временем в патологии.

Признаки расстройства личности

Несмотря на отсутствие точной терминологии, под понятием «расстройства личности» подразумевают проявление у человека ряда клинических симптомов и признаков деструктивной модели поведения, причиняющих душевное страдание индивиду и препятствующие полноценному функционированию в обществе. В группу «расстройства личности» не включают аномальные проявления психики, которые возникли в результате прямого повреждения головного мозга, заболеваниями неврологического профиля и не могут быть объяснены наличием иной психической патологии.

Для определения диагноза «расстройство личности» наблюдаемые у пациента симптомы должны соответствовать следующим критериям:

  • Существует ощутимое противоречие в жизненных позициях и поведении особы, затрагивающее несколько психических сфер.
  • Деструктивная, противоестественная модель поведения сформировалась у персоны давно, носит хронический характер, не ограничиваясь периодическими эпизодами психической патологии.
  • Анормальная поведенческая манера – глобальная и значительно затрудняет или делает невозможным нормальную адаптацию человека к разноплановым жизненным ситуациям.
  • Симптомы расстройства всегда впервые наблюдались в детском или подростковом возрасте и продолжают демонстрироваться у зрелого индивидуума.
  • Патологическое состояние является сильным и объемлющим дистрессом, однако такой факт может быть зафиксирован исключительно по мере усугубления расстройства личности.
  • Аномальный психический статус может приводить, но не всегда, к существенному ухудшению качества и объемов выполняемой работы и вызвать спад социальной эффективности.

Формы расстройства личности и симптомы согласно МКБ-10

В традиционной психиатрической практике выделяют десять подвидов расстройства личности. Опишем их краткую характеристику.

Вид 1. Параноидное

Основой параноидного расстройства выступает патологическая стойкость аффекта, склонность к подозрительности. У пациента параноического типа чувства, вызвавшие сильную эмоциональную реакцию, не идут на убыль со временем, а надолго сохраняются и проявляются с новой силой при малейшем мысленном воспоминании. Такие особы чрезмерно чувствительные к промахам и неудачам, болезненно обидчивые, легкоуязвимые. У них наблюдается честолюбие, заносчивость, самонадеянность.При параноидном расстройстве личности люди не умеют прощать обиды, отличаются скрытностью и чрезмерной подозрительностью, общей настроенностью к всеохватывающему недоверию. У личностей параноидного типа присутствует склонность искажать действительность, относить к враждебным и вредным мотивам все действия других, включая не только нейтральные, но и дружеские. Таких людей отличает беспочвенная патологическая ревность. Они упорно отстаивают свою правоту, проявляя несговорчивость и пускаясь в затяжные судебные тяжбы.

Вид 2. Шизоидное

Человека с шизоидным расстройством выделяет слабая потребность к контактам в социуме. Такая личность малоактивна, склонна к интроверсии, отшельничеству, социальной изолированности, она старается избегать любых тесных связей и близких отношения. Психопатических особ такого типа отличает склонность к сомнениям, болезненное мудрствование, недостаточное чувство реальности. Шизоидная личность непрерывно занята бесплодной умственной работой: анализом своих поступков, мечтаниями, фантазированием, построением абстрактных, оторванных от реальности, интеллектуальных конструкций. Они не могут выражать свои чувства, не ощущают всей полноты и яркости жизни.

Вид 3. Диссоциальное

Основная особенность диссоциального расстройства личности – пренебрежительное отношение человека к существующим бытовым, социальным и профессиональным обязанностям. Таких особ характеризует черствость и равнодушие к окружающим, грубое игнорирование потребностей, чувств и прав других людей. Они проявляют враждебность и агрессивность в социуме, вспыльчивы и импульсивны, не переносят неудачи, и их поведение не удается корректировать, даже прибегнув к наказанию. Диссоциальная личность всегда склонна обвинять, порицать и укорять других людей, подбирает аргументы для самооправдания. Человек без укора совести эксплуатирует окружающих людей ради своей выгоды и корысти, нередко прибегая к мошенническим схемам. Часто такие лица испытывают трудности с законом, становятся хроническими алкоголиками или наркоманами.

Вид 4. Эмоционально неустойчивое

Для эмоционально неустойчивой личности решающим критерием для образа жизни и поведения выступают не благоразумие и логические выводы, а влечение, инстинкты, побуждения. Для них не характерна терпимость и здравомыслие, они поступают импульсивно, не учитывая вероятные последствия своих действий. Их настроение – непостоянно, непредсказуемо. Отличительные характеристики таких персон: сварливость, конфликтность, капризность, вспыльчивость, раздражительность, гневливость. Они не способны контролировать свои эмоции и управлять своим немотивированным и алогичным, нередко саморазрушающим, поведением.

Вид 5. Истерическое

Сущность истерического расстройства личности – неестественная способность у больных к вытеснению. Истерические личности склонны к драматизации, театральной наигранности, значительному преувеличению своих чувств. Они часто спасаются «бегством в болезнь», стремясь выдуманными и внушенными себе страданиями привлечь к своей персоне внимание окружающих. Их отличает эгоцентризм и пренебрежительное отношение к окружающим. Эти особы – прирожденные лгуны, бессовестные и беззастенчивые притворщики. Их эмоции выделяются чрезмерной яркостью и буйством в проявлениях, однако их переживания – неискренние, поверхностные и неустойчивые. Часто огорчения и восторг истерические личности демонстрируют окружающим в театральных действиях с судорожными рыданиями, восторженными объятиями.

Вид 6. Ананкастное

При ананкастном расстройстве гипертрофированной чертой выступает патологическая педантичность.Основательность, щепетильность, склонность к продумыванию каждого нюанса выходит за пределы разумного. Ананкастов отличает мелочная скрупулезность, которая ничего не имеет общего с любовью к порядку. Они выделяются особой осторожностью и осмотрительностью, стараются продумать все до мелочей. Таких лиц часто преследуют навязчивые мысли о том, что они что-то забыли сделать или сделали не так. Они навязчиво перепроверяют выполненные действия, однако тревога после перепроверок не ослабевает.

Вид 7. Тревожное

При тревожном расстройстве личности особу одолевает не понимаемые ею страхи, внутреннее напряжение, предчувствие какой-то катастрофы. Тревожная личность не ощущает себя в безопасности и убеждена, что с ней произойдет какое-то несчастье. Таких людей отличает устойчивый комплекс неполноценности. Они прикладывают немалые усилия, чтобы понравиться окружающим, чтобы их заметили, оценили, похвалили. Тревожные персоны очень болезненно реагируют на малейшие замечания посторонних и на критику со стороны. Они сознательно избегают выполнения некоторых действий, поскольку убеждены, что находятся в потенциальной опасности.

Вид 8. Зависимое

Зависимое расстройство личности описывается как глубокая пассивность, полное безоговорочное подчинение другим людям, робость, покорность, добровольная униженность. Такие лица не могут принимать самостоятельно решение и делать сознательный выбор. Они пассивно соглашаются с мнением окружающих. Зависимые личности очень бояться одиночества и считают, что не могут сами о себе позаботиться. Они позволяют доминировать над собой другим людям и нередко становятся жертвой насилия.

Вид 9. Другие специфические формы

В этой группе представлены иные виды расстройства личности:

  • эксцентричное;
  • расторможенное;
  • инфантильное;
  • нарциссическое;
  • пассивно-агрессивное;
  • психоневротическое.

Вид 10. Неуточненное расстройство личности

Включает формы, не описанные в девяти категориях группы, но соответствующие критериям диагноза «расстройство личности».

Лечение расстройства личности

Поскольку расстройство личности – тяжелый дефект из-за особенностей индивидуальной конституции личности, терапевтические мероприятия ориентированы не на глобальное изменение ее структуры, а на смягчение и минимизацию проявлений, устранение у человека дискомфорта и негативных переживаний, адаптацию индивида для функционирования в социуме. В лечении расстройства личности отдается предпочтение индивидуальным и групповым психотерапевтическим методикам, ориентированным на продолжительную и последовательную работу с пациентом.

Эффективность применения фармакологических препаратов в лечении расстройств личности находится под большим сомнением из-за отсутствия прямого действия препаратов на изменение характера. С помощью отдельных групп препаратов можно устранить отдельные проявления, например: ощущение тревоги, однако их следует применять с крайней осторожностью, поскольку лица с дефектами личностной структуры имеют склонность к быстрому обретению лекарственной зависимости.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

fobiya.info

ПОНЯТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ | Расстройство личности |

Опубликовано: 22 июня 2011 в 18:13

В некоторых случаях патология личности может быть явной — например, когда речь идет об индивидуумах, склонных к насилию и садизму, неоднократно причинявших вред другим и не проявляющих никакого раскаяния. Тем не менее невозможно провести четкую грань между нормальным и патологическим. И действительно, трудно даже решить, каким критерием здесь следует руководствоваться. Для этой цели было предложено два критерия: статистический и социальный. Согласно первому — статистическому — критерию патологическая личность отличается от нормальной лишь в количественном отношении, а граница между ними определяется соответствующим критическим показателем, выражаемым количеством баллов. В принципе подобная система весьма привлекательна, так как соответствует успешно применяемому методу определения отклонений умственного развития. Очевидно, что она представляет определенную ценность при проведении исследований в случаях, когда необходимы тесты для оценки личности в группах пациентов. Однако в клинической работе с индивидуальными больными ее значение ограничено.

Второй подход также можно применить к схеме, согласно которой патологическая личность рассматривается как количественное отклонение от нормы. Но условная граница между ними определяется не статистическими показателями, а скорее социальными критериями, которые формулируются так: сам ли человек страдает от особенностей своей личности или от них страдают другие люди? Так, тот, чьей личности присущи выходящая за рамки нормы сензитивность и склонность к унынию, страдает сам, тогда как эмоционально холодный и агрессивный человек заставляет страдать других. И хотя такие критерии субъективны и гол (по сравнению с первым подходом) не хватает точности, они вполне соответствуют реалиям клинической практики и широко применяются.

Поскольку данные концептуальные проблемы чрезвычайно сложны, неудивительно, что трудно сформулировать удовлетворительное определение патологической личности. Дефиниция, представленная в Международной классификации болезней, небезукоризненна, однако она широко принята: «глубоко укоренившаяся плохо адаптируемая модель поведения, которая проявляется к пубертатному периоду или ранее и сохраняется в течение большей части взрослой жизни, хотя нередко становится менее явно выраженной в среднем и пожилом возрасте. Личность является патологической либо в отношении сбалансированности ее компонентов, либо в отношении их качества и выражения, либо во всех своих проявлениях. Вследствие этого… страдает больной или приходится страдать окружающим, и это вредно влияет на индивидуума или на общество».

Необходимо учитывать, что люди с патологическими особенностями личности могут обладать и положительными, и отрицательными чертами. Независимо от того, каков характер патологии личности у данного больного, вопросы всегда следует задавать как о привлекательных, так и о неприятных ее свойствах. Это, в частности, важно при планировании лечения.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

Формирование патологической личности

Что такое патологическая личность? Прежде всего, постараемся разобраться с самим представлением о том, что такое патологическое развитие личности. Где граница между нормой и патологией? И как ее можно различать? Границы нормы иногда выглядят довольно условными – достаточно ознакомиться, например, с биографиями многих великих людей.

Обычно патологией называют закрепление черт личности, «запускающих» болезненные (дезадаптивные) паттерны поведения в различных ситуациях. Это может происходить при объективном «здоровье» человека с медицинской точки зрения. И снова есть необходимость проводить различие между физиологическим и психологическим здоровьем – очевидно, это далеко не одно и то же.

Для того чтобы развитие личности получило искажающее, патологическое направление, нужно создать особые ситуации социального взаимодействия, которые провоцируют острое, интенсивное проявление ярких личностных черт. Впоследствии такой искаженный паттерн поведения закрепляется, и человек может чересчур интенсивно реагировать на обычные раздражители или «выдавать» неадекватную ситуации реакцию. Рано или поздно такая реакция становится доминантой и окончательно закрепляется в характере.

Так, например, по патологическому принципу идет развитие личности многих людей, попавших в экстремальные условия: заключенных, узников концентрационных лагерей, людей, чьи дома расположены в зоне боевых действий либо в зоне экологической катастрофы, свидетелей массовой гибели других, природных катаклизмов и других. Но здесь важно подчеркнуть, что патологическое развитие вовсе не обязательно только при наличии внешних условий – отнюдь не все из перечисленных групп лиц непременно подпадают под определение «патологической личности». К внешнему влиянию добавляется внутренняя личностная направленность: люди с высоким уровнем тревожности могут выработать стратегию «перестраховщика», застревающие нацелены на то, чтобы добиться справедливого наказания виновных, погружаются в процесс отмщения, другие годами переживают травму и формируют соответствующее мировосприятие, основанное на страхе. И особенно показательно то, что, когда травмирующие внешние условия исчезают, восстановления личностной гармонии отнюдь не происходит – выработанная линия поведения продолжается в любых ситуациях.

Внешние условия, способствующие формированию патологической личности

Их сложно представить какой-то целостной системой. Это может быть наличие органических соматических болезней, искажения развития (уродства, инвалидность). У разных типов личностей реакция на наличие этого фактора может быть различной и проявляться либо в намеренно выражаемой потребности в заботе, своенравии или, наоборот, в упорном стремлении «победить реальность», доходящем до фанатизма.

Долгое пребывание в неврозе или в стрессе тоже способно привести к патологическим отклонениям личностного развития: изменению характера, заострению определенных черт личности, «приспособлению» к состоянию зависимости от обстоятельств и собственной беспомощности. Получается некий заколдованный круг – начальные обстоятельства порождают напряжение и проявление тех или иных личностных свойств, которые ведут к стрессовым ситуациям вследствие неверно избранных или неадекватных стратегий поведения, и эти личностные черты еще более усиливаются, порождая очередную цепочку стрессовых переживаний.

Если говорить о воспитании детей, то первый путь к формированию патологической личности – это создать из ребенка «центр мира», особенно если у него еще есть родные братья и сестры, позволить ему абсолютно все, попирая нормы социума, и при этом держать в ситуации постоянного напряжения, страха внешней угрозы. Такой была роль многих наследных принцев, и таким было детство знаменитого в истории Калигулы. Но еще более, чем перечисленные выше факторы, на детей влияет наблюдаемая ими модель безнаказанности насилия (этот тезис очень показательно подтвержден в теории социального научения А. Бандуры). Если они часто наблюдают сцены жестокости и насилия, никак не наказуемые, а позиционируемые как восстановление справедливости, «возмездие» или просто – захват территории и власти агрессором «по праву», во имя «благих целей» – они обучаются наблюдаемому, ассоциируя себя с успешными завоевателями. Наоборот, если ребенок регулярно подвергается насилию и испытывает ощущение беспомощности, невозможности этому противостоять, здесь два потенциально возможных пути: либо он станет агрессором, в точности воспроизводящим модель поведения тех, кто проявлял агрессию по отношению к нему, либо станет молчаливой тенью самого себя, покорным, безвольным, страдающим – жертвой, с возможными суицидальными попытками.

Кольцо насилия или агрессия порождает агрессию

Есть некий внутренний конфликт у тех, кто, наблюдая внешнее ненаказуемое насилие и начиная применять его в своей практике, интуитивно осознает, сколь много затрат психической энергии порождает такая стратегия поведения. Здесь в любом случае присутствует страх наказания за своевластие, повышается уровень конкуренции: любой, кто появляется в поле зрения и несет в себе потенциальную силу, воспринимается как прямая угроза статусу, жизни, владению ресурсами. Говоря о детстве Калигулы, его биограф пишет: «Стремительно взрослеющего мальчика посетила смутная мысль о том, что успешность может быть столь же опасной, сколь и беззащитность. Жизнь с самого детства заставила его вглядываться в окружающий мир настороженно и с опаской» [1, с. 12-13]. Такому мировосприятию способствовали и реальные биографии его близких – отца, матери, бабушки и дедушки – история этой семьи была напряженной и драматичной борьбой за власть, причем методы были любыми, недопустимого не существовало. Это состояние упоения властью и собственной значимостью, с одной стороны, и постоянного страха за возможности сохранения статуса, длившееся годами, заставило проявиться теневые качества личности Калигулы: подозрительность, граничащую с паранойей, склонность к циничной театрализации жизни как воплощению воспринимаемой им из социума фальши, невозможность формировать стойкие личные привязанности.

Такие люди воспринимают мир и отношения как заведомо ложные, проецируя собственные страхи вовне, они стремятся сами нанести первый удар, упредить противников, воспринимая в качестве таковых всех окружающих. Поражение и даже вид физических страданий вчерашнего врага для таких людей – мощный ресурс, они этим утверждаются в мысли, что вновь стали победителями и оказались хитрее, сообразительнее, изворотливее. Страдания и смерть врага – это, по сути, гимн их жизни и власти. Приближенные Калигулы и общество, которое было создано в годы его правления, оказалось буквально пропитанным этими веяниями: временно удерживались на плаву лишь те, кто умел быть посредственностью, не претендовать на соперничество с Калигулой и неустанно возносить оды этому правителю.

Страх поражения и смерти, с одной стороны, требует от личностей патологического склада достижений, реализации собственных претензий на величие, а с другой стороны, стратегией поведения становится отказ от прямолинейности и следования нравственным императивам, изворотливость, лживость, склонность к интриганству. К достижению их целей ведет действительно извилистая тропа. Тактика поведения и выживания в этом случае – притворство, ведущее к расщеплению личности – выдавать себя не за того, кем ты являешься, требует серьезных психических затрат. Триумф наступает позже, когда одна маска – угодливая и подобострастная – сменяется противоположной – садистической, циничной, упивающейся своим величием.

Есть ли возможность возврата к норме в подобном случае?

Довольно сложно ответить на этот вопрос. Это, вероятно, зависит от того, пройдена ли некая «точка невозврата» в этом пути. Случай Калигулы – крайнее проявление, пример того, как далеко может зайти патологически развивающаяся личность в попрании норм морали, социальных ценностей и отношений. Для исправления ситуации нужно, прежде всего, осознание потребности быть другим, чего в случае Калигулы, насколько нам сейчас известно, не было. Для внутренней работы и коррекции патологии нужно понимание того, насколько все далеко зашло, как изнутри, на интуитивном уровне, так и извне – из отражения, рождающегося из живого взаимодействия с людьми. Буквально, Калигула ощущал себя богом на земле, всемогущим, вершащим чужие жизни и дела, а приближенные – эти невольные «зеркала», окружавшие его, отражали его страхи, манию величия, цинизм и подлость, не рискуя на большее. О наличии внутреннего конфликта нам ничего не известно доподлинно, но скорее всего, он обязательно существовал, хотя бы на каком-то этапе его биографии.

Паттерны поведения, нарабатываемые за все время жизни, с огромным трудом поддаются коррекции. Здесь важны и сила воли, и внутренняя честность, и искреннее стремление изменить свою жизнь, и наличие серьезного стимула, который бы помогал достижению цели. И еще, наверное, самое главное, что следовало бы поставить на первое место, - наличие исцеляющего взаимодействия, будь то контакт с психотерапевтом, психологом, духовным учителем или кем-то, кто сочувственно относится к человеку, попавшему в собственный внутренний плен.

Литература:

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

17. Проблема нормы и патологии в психологии личности

17. Проблема нормы и патологии в психологии личности

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого «не вкладывающегося в определенные рамки» поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием «злого духа», которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней.

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психической патологии», довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психики человека и принципов ее организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «патологического, аномального» в психике и т.д.

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

Можно сказать, что личностная норма - это некий условный культурно-исторический стандарт допустимого, индивидуального своеобразия человека, предполагающий определенную форму бытия, стиль жизни, меру самореализации, рассматриваемый как желательный, приемлемый и типичный для той или иной культуры.

Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов (например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь).

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

В современной науке выделяют несколько подходов (критериев) к пониманию «нормы»:

Статистический критерий:

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

  • Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.
  • 71–84 – умственная отсталость близкая к норме
  • 85–114 – НОРМА
  • 115–124 – интеллект выше нормы
  • 125–134 – высокий интеллект
  • 135 и выше – гений
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся (девиантным) при злоупотреблениях. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, однозначно оценивается как отклоняющееся (суицид, преступление)

Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения.

Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности».

Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

Адаптационный подход

Последователи этого подхода рассматривают норму и патологию в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом норма и патология – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Но способность к адаптации не исчерпывает всего понятия нормы. Личность способна к преадаптации, к созданию новых форм. А развитию культуры способствуют механизмы непредсказуемости, неопределённости. И как отмечал Асмолов А.Г., надо понимать, что в любых системах всегда действует двойной механизм – конфликта и неадаптивности. Конфликт приводит к определённости, стабильности (в данном случае мы сталкиваемся с феноменами конформизма, социальной адаптации), а неадаптивность – к развитию.Культурой двигают, как правило, шуты, диссиденты, Дон Кихоты. Их поведение всегда неадаптивно. Каждая личность несёт уникальный запас одарённости и неадаптивности. И во всех культурах включались адаптивные механизмы селекции одарённых людей.

Клинический (психопатологический) критерий

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.

Не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Культурный критерий

О норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней мере, два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.). К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

Описательный критерий (индивидуально-психологический)

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов. Требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности.

Данный подход тесно связан с гуманистическими теориями личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся, способный принимать решения и делать выбор, нести личную ответственность за собственное поведение.

А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

  • эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
  • принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
  • непосредственность, простота, естественность;
  • центрированность на цели;
  • независимость и наличие потребности в уединении от суеты;
  • автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
  • спокойное отношение к социальным поощрениям;
  • свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
  • вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
  • глубокие межличностные отношения;
  • разграничение целей и средств;
  • философское чувство юмора;
  • сопротивление окультуриванию.
Роджерс говорил о создании условий, при которых можно наблюдать процесс самоактуализации: открытость опыту, вера в свой организм, внутренний локус, желание существовать в процессе. Специфическая потребность человека- потребность к самоактуализации - врожденное стремление человека к максимально полной реализации в своей жизни всех заложенных в его природе потенциальных возможностей и способностей.

Воззрения Франкла по поводу нормальной личности. Позиция здоровой личности ориентирована на духовное бытие. Осознание своей ответственности за осмысленность собственного существования. Реализуя самостоятельно найденные смыслы в своей жизни, нормальная личность становится активным участником формирования собственной судьбы. Также осознание своей обусловленности биологическими, психологическими и социальными факторами. Позиция разумного компромисса при столкновении с собственной судьбой (отталкиваясь от собственных ограничений): естественно заданное природное и социальное бытие человека и его свободное, ответственное и духовное поведение.

Говоря о норме, невозможно не коснуться идей Э. Фромма, который в очень многих работах затрагивал проблемы психической нормы и патологии. К психической норме он аттрибутировал продуктивность личности, не отчуждаемость от общества, связь через эмоции с внешним миром, познание объективной реальности своим интеллектом, ощущение собственной неповторимости и связи с ближними.

  • Психически нормальный человек не признает иррациональных авторитетов, но охотно подчиняется рациональным по совести и по разуму. Он постоянно возрождается и смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных благ.
  • Не существует индивида вне социальных связей. Человек не может отрицать или отвергать общество, связь должна быть еще и эмоциональной.
  • Познание реальности своим интеллектом. Фромм считает психически нормальным только тех, у кого есть познавательная активность.
  • Подчинение авторитетам. В социуме абсолютно отказаться от подчинения едва ли возможно. Речь идет о некоем общественном договоре. Но подчинение должно быть дифференцированным. Слепая вера в иррациональные авторитеты выпадает из поля психической нормы. Религия в этом смысле особый вопрос, но верить магам и чудотворцам….
  • «Человек постоянно возрождается» - по мере онтогенеза в опр. периоды мы переживаем кризисы, т.к. старые вещи себя отживают, появляются новые новообразования психики, и без них мы бы не могли двигаться дальше. В опр. Фромма психическая норма – это не стабильное состояние, а предполагает развитие.

Э. Фромм – другое определение психической нормы – это способность осознать, что находишься в ситуации выбора и сделать этот выбор. Речь идет о выборе в высшем экзистенциальном смысле. Т.е. способность глубокого рефлексивного анализа ситуации. Сделать выбор – волевая регуляция. Псих. нормальный человек – активен, строит свою жизнь осознанно и целенаправленно.

Таким образом, в настоящее время однозначных показателей патологического поведения и четких границ нормы не существует, и нет абсолютных критериев. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».

Поделитесь с Вашими друзьями:

psihdocs.ru

Органическое расстройство личности: причины и последствия болезни

Относительно МКБ-10 органическое расстройство личности относится к подклассу личностных и поведенческих патологий, обусловленных заболеваниями, функциональными нарушениями либо повреждениями мозга. Это значит, что психотическое поведение, а также изменение характера возникает как сопутствующая патология либо остаточное явление нарушений мозговых функций. Важно вовремя распознать признаки данного заболевания, чтобы обратиться за квалифицированной помощью и избежать опасных последствий.

Особенности течения расстройства

Органическое расстройство личности Довольно часто болезнь выявляют у детей или в юношеском возрасте. Органическое расстройство личности обычно характеризуется хроническим течением с периодическими обострениями. Наиболее критичными являются пубертатный и климактерический периоды. При неблагоприятном течении заболевания дефект личности нарастает и может привести к невозможности социальной адаптации человека. Такие отягчающие обстоятельства, как регулярные стрессы, разного рода инфекции и органические патологии, способны привести к декомпенсации психики. Если течение болезни благоприятное, то человек сохраняет трудоспособность и возможность нормально взаимодействовать с окружающими. Улучшение состояния больного, изменение течения расстройства в позитивную сторону возможно при устранении непосредственной причины патологии. Нередко течение болезни сопровождается снижением интеллекта в разной степени, астеническим синдромом и нарушением эмоционального фона вплоть до эмоциональной тупости. Эффективное лечение возможно только при своевременной и точной постановке диагноза и определения причины расстройства личности.

Основные причины

органические повреждения головного мозга,Органические психические расстройства достаточно широко распространены, так как существует множество травмирующих факторов. На сегодняшний день до конца не установлено влияние биологических и социальных факторов на развитие симптоматики и характер течения. В основе расстройств данного типа лежат органические повреждения головного мозга, на появление которых влияют следующие причины:

  • прием различных психостимуляторов, стероидов, галлюциногенов;
  • хронический алкоголизм;
  • эпилепсия, особенно длящаяся более десяти лет и протекающая с частыми приступами;
  • длительное отравление марганцем;
  • церебральные параличи у детей, различные энцефалиты, сочетающиеся с соматическими нарушениями;
  • сосудистые болезни, поражение структур мозга разными инфекциями;
  • опухоли, склероз, черепно-мозговые травмы.

Сосудистые патологии, церебральные нарушения, мозговые травмы, сочетающиеся с эндокринными нарушениями, могут вызывать органическое тревожное расстройство, характерной особенностью которого является проявление паники, повышенной тревоги, а также сопутствующих соматических симптомов.

Характерные симптомы

слабоумиеПри органическом расстройстве личности по результатам электроэнцефалограммы можно заметить диффузные изменения, а на томографии часто видны следы атрофии тканей головного мозга. Симптоматические проявления данного расстройства обычно касаются умственной, эмоциональной и поведенческой сфер. Самые распространенные симптомы:

  • бредовые идеи, проявление подозрительности в отношении окружающих;
  • сексуальные извращения, снижение или, наоборот, резкое повышение либидо;
  • вязкость, непоследовательность мышления, заторможенность психических процессов, ухудшение познавательной деятельности;
  • эмоциональная нестабильность с проявлением вспышек агрессии, злости без видимых причин, эйфория или эмоциональное отупение;
  • снижение способностей действовать целенаправленно, прилагать усилия для достижения результата;
  • существенное, часто необратимое изменение характера поведения, что особенно проявляется в отношении потребностей, предпочтений, планирования и предположения последствий собственных поступков;
  • на позднем этапе расстройства может наблюдаться слабоумие.

Взаимосвязь с соматическими патологиями

специфические признакиОрганические расстройства личности могут иметь специфические признаки, которые связаны непосредственно с характером основной соматической болезни. Например, при сосудистых нарушениях мозга часто наблюдается астенический синдром. Появляется физическое и психическое истощение, плаксивость, высокая чувствительность к раздражителям, депрессивное настроение, эмоциональная нестабильность, чувство тревоги. Люди, у которых органическое расстройство личности развивается на фоне травмы или инфекции головного мозга, часто жалуются на расстройство стула, головную боль, сложно переживают духоту, жаркие дни. При затяжном алкоголизме может развивиться энцефалопатия и полная личностная деградация. Такой человек может совершать аморальные поступки, становится необязательным, ведет себя безответственно. У людей, долго страдающих эпилепсией, часто наблюдается злопамятность в сочетании с гиперболизированной обходительностью, проявляется эгоцентричное поведение. Такие больные склонны к скрупулезности, педантичности, немотивированным гневным вспышкам. При наличии психопатии, совмещенной с органическим расстройством — врожденной аномалии характера, у детей с течением болезни обостряется симптоматика и психотическое поведение.

Опасные последствия

вспышки агрессииЛюди с личностным расстройством не всегда признают наличие проблемы, отказываются проходить обследование, не хотят обращаться за врачебной помощью. Если не поставить вовремя диагноз и не начать лечение, то органическое расстройство личности может протекать тяжело и привести к непоправимым последствиям. Наихудший вариант – это выраженное слабоумие и полная утрата трудоспособности. Такой человек не сможет адекватно адаптироваться в социальной среде, заводить отношения с людьми и жить полноценной жизнью. Кроме того, импульсивность и взрывной характер часто приводят к вспышкам агрессии и проявлению насилия в отношении близких, членов семьи или даже незнакомых людей. Нередко люди с органическим расстройством личности проявляют преступное поведение и являются опасными для общества и самих себя. Несвоевременное обращение к специалистам грозит больному инвалидностью и даже гибелью.

Постановка диагноза

исследование с помощью МРТПроцесс диагностики направлен на выявление первичного заболевания, которое вызвало расстройство личности, а также на выявление изменений характера, когнитивных и эмоциональных нарушений. Для постановки диагноза необходимо наличие органического поражения головного мозга в совокупности с хотя бы двумя типичными симптомами. Более того, только при наблюдении характерных симптомов в течение полугодового периода можно достаточно точно поставить диагноз. Для выявления расстройства исследуют головной мозг с помощью МРТ, электроэнцефалограммы, что позволяет выявить повреждения мозговых структур. Также применяют различные психологические тесты, исследуют состояние памяти, модели поведения пациента, возможные изменения речи. Методом дифференциальной диагностики психиатр или психотерапевт старается исключить деменцию, при которой обычно фиксируется нарушение памяти. Окончательный диагноз врач может поставить только после длительного наблюдения, проведения всех обследований и отслеживания изменений характера и поведения пациента.

Лечение органических личностных расстройств

антидепрессантыВ большинстве случаев даже самое лучшее лечение не может полностью вернуть пациента в доболезненное состояние. Главная задача, которая ставится перед врачами – научить больного контролировать свое эмоциональное состояние, помочь ему в процессе социальной адаптации. Важным в лечении является устранение причины расстройства, то есть основной органической болезни, если полностью нейтрализовать патологию невозможно, то необходимо максимально уменьшить ее проявление и влияние на личность. Лечение подобных расстройств обычно сочетает в себе психотерапевтический подход с применением лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия направлена на устранение психотического аспекта расстройства, снижение тревожных симптомов, психомоторного возбуждения и нейтрализацию агрессии. Специальные препараты также назначают для нормализации функций головного мозга, улучшения обменных и когнитивных процессов. При наличии депрессивной симптоматики прописывают антидепрессанты. Препараты, способствующие стабилизации настроения, назначают для подавления, дисфории, вспыльчивости, раздражительности. Для большей эффективности лечение необходимо проводить всесторонне и начинать как можно раньше.

Что способствует улучшению прогноза?

адаптация в социумеНа прогноз расстройства личности органической этиологии непосредственно влияет тяжесть поражения структур мозга. Чем тяжелее органическое поражение мозговых структур, чем большая область мозга поражена, тем более пессимистичный прогноз течения расстройства. Если же органическая патология не критична, может быть компенсирована, то и прогноз будет более благоприятным. Наличие локального, а не системного поражения также способствует более благоприятному течению болезни. Что же можно сделать, для улучшения прогноза? В первую очередь постараться максимально устранить причины расстройства. Длительная и качественная реабилитация пациента, постоянное наблюдение у специалиста, регулярные тестирования и анализы делают прогноз более благоприятным и могут привести к практически полному выздоровлению. Если приложить максимальные усилия для того, чтобы первичная болезнь не прогрессировала, симптоматика не усугублялась, то органическое расстройство личности не принесет больному серьезных непоправимых проблем. Методы групповой и индивидуальной терапии, применяемые на постоянной основе, способны помочь человеку контролировать психотическое проявление болезни, адаптироваться в социуме и жить полноценно.

vseostresse.ru

Аномалии личности. Проблема нормы в психологии

Московская финансово-юридическая академия

Реферат

По психологии и педагогике

На тему: Аномалии личности. Проблема нормы в психологии

Выполнил:

студент 2 курса, группы ЮЗ-09-6(2)

Лисеенко Евгений Викторович

Калининград, 2010 г.

1. Аномалии личности

Оценка и описания патологических личностей содержатся еще в источниках, принадлежащих древним культурам. Например, Гиппократ выделял 4 классических темперамента, зависящих от преобладания определенной жидкости в организме (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики). В психиатрии начали появляться различные теории, касающиеся лиц с расстройствами личности с начала XIX века, а научное обоснование сложилось лишь к 30-50 гг. XX столетия.

В трудах Филиппа Пинеля (1809) неправильное поведение без признаков психоза определяется как "мания без бреда". Причард (1835) описывал некоторые патохарактерологические изменения под названием "моральное помешательство", а Эскироль (1838) рассматривал их как "инстинктивную мономанию", а Трела (1853) - как люцидное помешательство. В этот же период отечественный психиатр Ф.И. Герцог (1846) сообщил о лицах со странностями характера, гневливостью, раздражительностью, необузданностью влечений.

Исследования аномалий личности расширились во второй половине XIX в. благодаря работам Мореля (1875), Грезингера (1866), Модсли (1868), Крафт-Эбинга (1890). Эти выдающиеся деятели описали ряд пациентом со "странными характерами", с необычными типами мышления.

Что имеют в виду под "аномальным" поведением? По каким критериям его отличают от "нормального"? Единого мнения здесь нет, но большинство описаний аномальности включают одно или более из нижеследующих определений. Многие характеристики, например вес, рост и интеллект, когда их замеряют у группы людей, попадают в некоторый диапазон величин. Большинство людей имеют средний рост, и только немногие люди слишком высоки или низкорослы. Одно из определений аномальности связано со статистической частотой: аномальное поведение является более редким или отклоняющимся от нормы в статистическом смысле. Но, согласно такому определению, человек чрезвычайно умный или необычайно счастливый должен быть отнесен к аномальным. Поэтому, определяя аномальное поведение, следует учитывать не только его статистическую частоту.

Согласно Л. Кошчу (1974) аномалия - это общее понятие, включающее практически все, часто очень неточно и неопределенно используемые понятия, такие как, например, исключительный, гендикепированный, инадаптированный, дискордантный, дефицильный, нарушенный, дефективный и т.п.Чеплин определяет аномалию как "очевидное отклонение от того, что является типичным или нормальным, но не включающее патологическое состояние".

В основе аномального развития всегда лежат органические, либо функциональные нарушения нервной системы или периферические нарушения определенного анализатора. Однако в ряде случаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны и чисто средовыми причинами, не связанными с нарушением анализаторных систем или центральной нервной системы. Так, неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка могут привести к «педагогической запущенности».

Причины, приводящие к возникновению детских аномалий, подразделяются на врожденные и приобретенные. Подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития ребенка, развитие аномального имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л.С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно которой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. Недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».

Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения -постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррекция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, помня, что «принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальным поведением относятся в первую очередь следующие:

Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

Основными типами аномального развития считаются регрессии, распад, ретардации и асинхронии психического развития.

Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Регрессивные черты поведения могут проявляться и временно. При определенных обстоятельствах у человека могут нарушиться, ослабеть или просто "выключиться" более высокие и легко уязвимые функциональные системы, и тогда управление поведением перейдет к более старым, примитивным системам. Регрессия может продолжаться и очень короткое время, например, в случае опьянения, во сне, и может продолжаться месяц, год, а иногда и до конца жизни. Однако, регрессия никогда не представляет собой простого возвращения к прошлым ступеням развития, потому что современные, более высокие структуры не полностью отделены от деятельности, а социальное окружение в значительной мере ограничивает возможности подобного регресса.

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Под ре-ардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности. Когда ретардация относится к физическому развитию и к совокупности душевных явлений, к развитию всей личности индивида, тогда принято говорить о психосоматической ретардации. Самой частой причиной ретардации являются повреждения (нарушения) головного мозга. Существуют, однако, и другие причины (наследственные врожденные аномалии обмена веществ и т.д.). Самой важной характеристикой "отстающего" развития является нарушение темпа развития, причем общий ход развития и его структурные характеристики могут быть такими же, как и в случае нормального развития.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие (Ковалев), характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, т.е. разновременности созревания церебральных структур и функций (Анохин). Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии - разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою "хронологическую формулу", свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.

К основным проявлениям асинхронии относят следующие:

Явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития.

Явления патологической акселерации отдельных функций.

Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.

Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще - его ретардация, у девочек - дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший - паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более "взрослые", чем это соответствует даже его истинному возрасту.

mirznanii.com