Проблемы психологического здоровья педагогов в современном мире очень актуальны. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.
Педагоги испытывают интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, вынуждены подолгу работать за компьютером, это приводит к переутомлению, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой системы и сна — симптомам, указывающим на наличие синдрома эмоционального выгорания.
Профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях. Ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением [1].
Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов коррекции синдрома эмоционального выгорания.
В исследованиях проведённых М. Грабе, описанных в его книге «Синдром выгорания — болезнь нашего времени» приводятся данные статистики, согласно которым страдающие от синдрома выгорания педагоги составляют 30 % от общего числа выгоревших других профессий. По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [2]. В работе преподавателя синдром эмоционального выгорания проявляется в:
- эмоциональной несдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,
- экономии положительных эмоций,
- потере личностно-ориентированного подхода в работе со студентами,
- потере интереса к работе и личности студента.
Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Фреденберг описывал психическое состояние здоровых людей, которые находятся в постоянном эмоциональном контакте с клиентами (пациентами). Изначально Фреденберг изучал лишь группу специалистов, работающих в кризисных центрах, а также в психиатрических клиниках. Фреденберг сам работал в службе медицинской помощи и наблюдал синдром эмоционального выгорания у себя и своих коллег.
Социальный психолог Кристина Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и своим пациентам.
Эти психологи утверждали, что эмоциональное выгорание приводит к неэффективности профессионала, к потере цели действия.
Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ):
- “СЭВ — реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессионального стресса.
- СЭВ — это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой.
- СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы” [3].
В настоящее время существуют следующие определения синдрома эмоционального выгорания:
долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий впоследствии продолжительных профессиональных стрессов, процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Если до 80-х годов 20 столетия говорили об эмоциональном выгорании преимущественно среди работников медицинских и благотворительных организаций, то сейчас говорят о том, что “группа риска” значительно расширилась и синдром диагностируется у юристов, менеджеров, политиков, социологов, учителей. У представителей этих профессий К.Маслач находит следующие симптомы:
- эмоциональное истощение, чувство эмоциональной пустоты,
- редукция профессиональных достижений, чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности,
- деперсонализация — цинизм в отношениях с коллегами, клиентами.
Эмоциональное (психическое) выгорание педагога приводит к тяжёлым последствием: потеря здоровья, нарушение социальных связей, зависимое поведение, уход из профессии.
По мнению многих авторов (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) проблема снижения эффективности профессиональной деятельности педагогов всё больше рассматривается в связи с психоэмоциональными перегрузками испытываемыми под влиянием многочисленных эмоциональных факторов. Действие этих факторов вызывает чувство неудовлетворённости и пустоты, чувство беспомощности и бессмысленности своего существования, накопление усталости, низкую оценку своей профессиональной компетентности, это ведёт к истощению нервной системы и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности. Скрининговое обследование состояния здоровья 7300 педагогов сотрудниками лаборатории клинической психологии института им. В. М. Бехтерева показывает, что 89,3 % из них имеют расстройства здоровья пред болезненного уровня, а в 43,8 % выявлены признаки патологических нарушений.
Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами” [5].
Сидоров П. Отмечает следующие личностные особенности, способствующие развитию СЭВ:
- высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций,
- рационализация мотивов своего поведения,
- склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,
- ригидная личностная структура.
Кроме того, Сидоров П. Указывает на организационные факторы, способствующие развитию СЭВ:
- высокая рабочая нагрузка,
- недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и руководства,
- недостаточное вознаграждение за работу,
- высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы,
- невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные требования к работе,
- бесперспективность деятельности,
- необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующие реалиям,
- отсутствие интересов вне работы.
Итак, основная причина развития СЭВ — несоответствие между личностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальными возможностями работника.
Синдром эмоционального выгорания характерен для высокострессовых профессий. К числу таковых относится профессия преподавателя. Поскольку преподавателю каждый день приходится работать с дестяками, сотнями студентов, а от преподавателя требуется личностно-ориентированный подход, логичным будет в этой ситуации переживание эмоционального стресса, связанного с невозможностью индивидуально работать с каждым студентом и как итог этого — эмоциональное выгорание.
На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Следует отметить, что исследователи сходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ — профилактика данного состояния. Необходимой и базовой частью профилактики СЭВ является личностная психологическая подготовка специалиста. Здесь имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.
Лечебная педагогика тесно связана с психологией, с психотерапией. Эффективным способом повышения здоровья педагога является тренинг саморегуляции, так как способность человека к саморегуляции поддаётся тренировке. По мнению М. Г. Колесникова и М. А. Резникова необходимость саморегуляции возникает в период решения сложных профессиональных задач, в ситуации максимального нервного напряжения каждый преподаватель должен суметь помочь себе. Процесс саморегуляциии складывается из управления своим поведением, эмоциями, действиями. Самым доступным способом саморегуляции является аутогенная тренировка. Это система упражнений, направленных на регуляцию психическим и физическим состоянием. Основан метод на сознательном воздействии на собственный организм с целью его релаксации и активации.
Педагоги особенно нуждаются в психотерапии, во внушении.
Необходимо понимать: залог успеха в любом деле заключается в том, что надо отбросить все сомнения и колебания, им не место в вашем сознании. При этих условиях путь к выбранной цели открыт и первый шаг к ней уже сделан. Если вы храните в своей памяти болезненные ситуации, то тем самым уже поддерживаете болезнь. Мысли и думы о болезни порой страшнее самих болезней. Они страшны особенно потому, что имеют тенденцию к накоплению.
Поскольку наша педагогическая профессия сложна, многие из нас нередко теряют терпение. Существует несколько психологических советов раздражительному учителю, помогающих приобрести душевное спокойствие и равновесие. Первый совет:
Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева, осмыслите ситуацию и вы поймёте, что вспышка не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Рассказать рассудительному и доброжелательному человеку о том, что вас мучит — значит испытать огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте на время отвлечься от забот. Как бы не были велики обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Постарайтесь ни в коем случае не заразить дурным настроением окружающих вас людей. Жизнь продолжается, какие бы ни случились у вас неприятности и никто не вправе навязывать другим свои мрачные мысли и тоскливое настроение. Если окружающие доброжелательным по отношению к вам, они и так выразят вам своё сочувствие. Будьте разумны и практичны. Очень плохое впечатление производит человек, который всякую свою неприятность превращает в мировую проблему. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, они не соответствуют его требованиям. Каждый имеет право на индивидуальность. Старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Таким образом однажды обнаружится, что окружающие «перевоспитались» и вполне устраивают вас. Помните, иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто бываем похожи на капризных детей. Прислушайтесь к точке зрения оппонента, уважайте её и с достаточной долей самокритичности относитесь к своей точке зрения. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства удовлетворённости достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.
Следующий совет: больше двигайтесь. Заставляйте себя поразмяться: все мышцы тела, суставы, сухожилия, а вместе с ними все сосуды, нервы должны быть «провентилированы». Кто не движется, тот не живёт.
И, наконец, улыбайтесь. Найдите повод для радости, улыбок. Смеха и вы почувствуете прилив силу бодрости, энергии и уверенности [4].
Практические психологи в работе с учителями используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться как индивидуально, так и группе.
Перечисли некоторые виды тренингов:
- социально-психологические,
- гештальт-терапия,
- группы психодрамы,
- группы тренинга умений,
- группы телесной терапии,
- группы встреч.
В образовательном процессе тренинг используется как инструмент развития, коррекции, профилактики, сохранения психологического здоровья педагогов. В реальном педагогическом процессе изменение эмоционального поведения педагога возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание ориентиров, то есть повышается уровень самооценки и самоотношения.
Литература:
1. Аслаковец Е. С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости учителя и синдрома «Эмоционального выгорания учителя» //Сб. Всерос: науч.-практ. конф. «Профессиональное развитие педагога»: проблемы и перспективы». М. 207г.
2. Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. СПб. 2008г.
3. Дубровский А. Учитесь властвовать собой. «Принцип лечебной педагогики» А. 2009.
4. Колесникова М. Г. Резников М. А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: материалы 4 Междунар. Науч.-практ.конф. СПб 2004г.
5. Ножичкина А. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов, проблемы и способы коррекции. Ж. «Среднее профессиональное образование». № 6, 2009г.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность, эмоциональное истощение.
moluch.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств №2 им. И.П.Гринева
г. Курск
ДОКЛАД
«Коррекция синдрома эмоционального выгорания танцевальной терапией »
Выполнила: преподаватель
Чаева И.С.
2014
Введение
Состояние, когда нет ни сил, ни чувств, ни радости в жизни, — это бич нашего времени. К счастью, с этим можно бороться.
Сайт Тезис.Гуманитарные дискуссии опубликовал лекцию известного австрийского психотерапевта Альфрида Лэнгле о том, что это за симптом, кто виноват и как с этим жить. С разрешения источника AdMe.ru предлагает ее вам, нашим читателям.
Эмоциональное выгорание (burn-out) — это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания учащаются. Это касается не только социальных профессий, для которых синдром выгорания был характерен ранее, но и других профессий, а также личной жизни человека. Распространению синдрома выгорания способствует наша эпоха — время достижений, потребления, нового материализма, развлечений и получения удовольствия от жизни. Это время, когда мы эксплуатируем сами и позволяем себя эксплуатировать.
Легкое выгорание
Я думаю, что каждый человек когда-либо ощущал симптомы выгорания. Мы обнаруживаем у себя признаки истощения, если пережили большое напряжение, осуществили что-то масштабное. Например, если мы готовились к экзаменам, работали над каким-то проектом, писали диссертацию или воспитывали двух маленьких детей. Бывает, что на работе потребовалось большое напряжение сил, были какие-то кризисные ситуации или, например, во время эпидемии гриппа врачам приходилось очень много работать.
И тогда возникают такие симптомы, как раздражительность, отсутствие желаний, расстройство сна (когда человек не может заснуть, либо, наоборот, спит очень продолжительное время), снижение мотивации, человек чувствует себя преимущественно некомфортно, могут проявляться депрессивные симптомы. Это несложный вариант выгорания — выгорание на уровне реакции, физиологическая и психологическая реакция на чрезмерное напряжение. Когда ситуация завершается, симптомы исчезают сами по себе. В этом случае могут помочь свободные выходные дни, время для себя, сон, отпуск, занятия спортом. Если мы не восполняем энергию посредством отдыха, организм переходит в режим экономии сил.
В действительности и тело, и психика так устроены, чтобы большое напряжение было возможным, — ведь людям иногда приходится много работать, достигать каких-то больших целей. Например, чтобы вызволить свою семью из какой-то беды. Проблема заключается в другом: если вызов не заканчивается, то есть, если люди по-настоящему не могут отдохнуть, постоянно находятся в состоянии напряжения, если они постоянно чувствуют, что к ним предъявляются какие-то требования, они всегда озабочены чем-то, испытывают страх, постоянно бдительны в отношении чего-то, чего-то ожидают, это приводит к перенапряжению нервной системы, у человека напрягаются мышцы, возникают боли. Некоторые люди во сне начинают скрежетать зубами — это может быть одним из симптомов перенапряжения.
Хроническое выгорание
Если напряжение становится хроническим, то выгорание выходит на уровень расстройства.
В 1974 году психиатр из Нью-Йорка Фройденбергер впервые опубликовал статью о волонтерах, которые работали в социальной сфере от имени местной церкви. В этой статье он описывал их ситуацию. У этих людей были симптомы, похожие на депрессию. В их анамнезе он обнаруживал всегда одно и то же: сначала эти люди были в абсолютном восторге от своей деятельности. Потом этот восторг постепенно начинал уменьшаться. И, в конечном счете, они выгорели до состояния «горсточки пепла». У всех них была обнаружена сходная симптоматика: эмоциональное истощение, постоянная усталость. При одной только мысли, что завтра нужно идти на работу, у них возникало чувство усталости. У них были различные телесные жалобы, они часто болели. Это была одна из групп симптомов.
Что касается их чувств, то они больше не имели силы. Произошло то, что он назвал дегуманизацией. Изменилось их отношение к людям, которым они помогали: сначала это было любящее, внимательное отношение, затем оно превратилось в циничное, отвергающее, негативное. Также ухудшились отношения с коллегами, возникало чувство вины, желание уйти от всего этого. Они работали меньше и делали все по шаблону, как роботы. То есть эти люди уже не были способны, как прежде, вступать в отношения и не стремились к этому.
Это поведение имеет определенную логику. Если у меня в чувствах больше нет силы, тогда у меня нет сил, чтобы любить, чтобы слушать, и другие люди становятся для меня нагрузкой. Такое чувство, что я больше не могу им соответствовать, их требования для меня чрезмерны. Тогда начинают действовать автоматические защитные реакции. С точки зрения психики это очень разумно.
В качестве третьей группы симптомов автор статьи обнаружил снижение производительности. Люди были недовольны своей работой и своими достижениями. Они переживали себя как бессильных, не чувствовали, что достигают каких-то успехов. Всего для них было слишком много. И они чувствовали, что не получают того признания, которого они заслуживают.
Проведя это исследование, Фройденбергер обнаружил, что симптомы выгорания не коррелируют с количеством рабочих часов. Да, чем больше кто-то работает, тем больше страдает от этого его эмоциональная сила. Эмоциональное истощение растет пропорционально числу рабочих часов, но две другие группы симптомов — производительность и дегуманизация, обесчеловечивание отношений — почти не затрагиваются. Человек продолжает быть производительным какое-то время. Это указывает на то, что выгорание имеет свою собственную динамику. Это больше, чем просто истощение.
Стадии выгорания
Фройденбергер создал шкалу, состоящую из 12 ступеней выгорания. Первая ступень еще выглядит очень безобидно:
1. Сначала у пациентов с выгоранием присутствует навязчивое желание утвердить себя («я могу что-то сделать»), может быть, даже в соперничестве с другими.
2. Потом начинается небрежное отношение к собственным потребностям. Человек больше не уделяет себе свободного времени, меньше занимается спортом, у него остается меньше времени для людей, для себя самого, он меньше разговаривает с кем-то.
3. На следующей ступени у человека нет времени для урегулирования конфликтов — и поэтому он их вытесняет, а позднее даже перестает их воспринимать. Он не видит, что на работе, дома, с друзьями имеются какие-то проблемы. Он отступает. Мы видим что-то похожее на цветок, который все больше увядает.
4. В дальнейшем утрачиваются чувства в отношении себя. Люди больше уже не чувствуют себя. Они всего лишь машины, станки и уже не могут остановиться.
5. Через некоторое время они ощущают внутреннюю пустоту и, если это продолжается, то чаще становятся депрессивными.
На последней, двенадцатой стадии человек полностью сломлен. Он заболевает — телесно и психически, переживает отчаяние, часто присутствуют суицидальные мысли.
Самое известное описание синдрома дала психолог Маслач (англ. Maslach):
Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий.
На сегодняшний день различают три дополняющих друг друга подхода к созданию объяснительных моделей возникновения эмоционального выгорания:
1. индивидуально-психологический: в нем подчеркивается характерное для некоторых людей несоответствие между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится встречаться ежедневно.
2. социально-психологический: в нем причиной феномена выгорания считается специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми.
3. организационно-психологический: причина эмоционального выгорания связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре: недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника.
От энтузиазма к отвращению
Чтобы более простыми словами обозначить то, как проявляет себя эмоциональное выгорание, можно прибегнуть к описанию немецкого психолога Матиаса Буриша. Он описал четыре этапа.
1. Первый этап выглядит совершенно безобидно: это действительно еще не совсем выгорание. Это та стадия, когда нужно быть внимательным. Именно тогда человеком движет идеализм, какие-то идеи, некая восторженность. Но требования, которые он постоянно предъявляет по отношению к себе, чрезмерны. Он слишком много требует от себя в течение недель и месяцев.
2. Второй этап — это истощение: физическое, эмоциональное, телесная слабость.
3. На третьей стадии обычно начинают действовать первые защитные реакции. Что делает человек, если требования постоянно чрезмерны? Он уходит из отношений, происходит дегуманизация. Это реакция противодействия в качестве защиты, для того чтобы истощение не становилось сильнее. Интуитивно человек чувствует, что ему нужен покой, и в меньшей степени поддерживает социальные отношения. Те отношения, которые должны проживаться, потому что без них нельзя обойтись, отягощаются отвержением, отталкиванием.
То есть, в принципе, это правильная реакция. Но только та область, где эта реакция начинает действовать, не является подходящей для этого. Скорее, человеку нужно быть спокойнее относительно тех требований, которые ему предъявляются. Но именно это ему не удается — уйти от запросов и претензий.
4.Четвертый этап — это усиление того, что происходит на третьем этапе, терминальная стадия выгорания. Буриш называет это «синдром отвращения». Это понятие, которое означает, что человек больше в себе не несет никакой радости. В отношении всего возникает отвращение.
Для определения эмоционального выгорания существует множество методик. Например:
- Опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений".
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Профилактика выгорания
Как можно работать с синдромом выгорания и как можно его предотвратить? Многое решается само по себе, если человек понимает, с чем связан синдром выгорания. Если понимать это про себя или про своих друзей, то можно начать решать эту задачу, поговорить с собой или друзьями об этом. Должен ли я продолжать жить таким образом?
Терапия и предупреждение синдрома эмоционального выгорания естественным образом начинаются с ситуативной разгрузки. Следует подумать о том, как можно помочь человеку, работающему в конкретных условиях конкретной организации или учреждения. В первую очередь надо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота. Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для предупреждения синдрома эмоционального выгорания.
Именно такое расслабляющее, успокаивающее, восстанавливающее действие оказывают танец и музыка, как сопровождение движения человека. Музыка выступает как средство отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Ритмические движения организма тесно связаны с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Музыка в учебе и труде, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.
Танец и музыка неразрывно связаны в создании лечебно-охранительного режима. Танец тренирует не только мышечную, но и сердечнососудистую и нервную системы. Это воздействие танца, движений под музыку на организм и эмоциональное состояние человека и легло в основу танцетерапии
Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры.
Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания “Я”. Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на предвербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Именно признание этих элементов, изначально присущих танцу, и привело к их использованию в танцевально-двигательной терапии.
Двигательная деятельность, которая использует ритмические телодвижения, такие как фольклорные танцы или упражнения, усиливают ощущение общности, сплоченности у участников группы. Ритмичное действие также помогает продлить вовлеченность в деятельность, способствуя согласованному использованию тела.
Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца.
Основоположник телесной психотерапии, известный психоаналитик Вильгельм Райх доказал, что мышечный "панцирь" является результатом многочисленных фрустраций: впервые они возникают в детстве и связаны с подавляемыми сексуальными ощущениями и страхом наказания. А впоследствии накапливаются в теле на протяжении всей жизни как защитная реакция на эмоциональные переживания. Это создает различные напряжения - зажимы и блоки, что является первопричиной всех заболеваний души и тела. Райх добивался восстановления естественного дыхания и спонтанных движений тела пациента. По его мнению, это активизировало движение энергии, провоцировало появление ассоциированных воспоминаний и эмоциональных всплесков. Благодаря этому мышечное напряжение полностью растворялось.
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании.
Танцевальная терапия применима, как для тех, кто имеет танцевальное образование, так и для тех, кто на танцполе двигается очень неуклюже. В танцевальной терапии акцент ставится на честном выражении чувств и свободном движении, а не на определенных движениях. Танцевальная терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.
Главными элементами танцевально-двигательной терапии являются: 1) личность; 2) терапевтический процесс; 3) движение как форма невербальной коммуникации. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в современной танцевальной терапии происходит перенос акцента с использования танца как средства психофизической регуляции на использование его как средства установления, поддержания и коррекции личностных и межличностных отношений. Эта перестановка акцентов привела к расширению круга целей в танце. Среди них представляют интерес те, которые касаются системы отношений личности:
1. Самовыражение и самоактуализация личности.
2. Стимуляция творческого потенциала личности.
3. Становление более индивидуализированного самовосприятия и самоотношения.
4. Катарсическое высвобождение подавляемых чувств и отношений.
5. Принятие тела и создание более положительного его образа.
6. Коррекция системы отношений личности.
7. Коррекция отношений в группе.
Отличие между различными направлениями танцевальной терапии лишь в расстановке акцентов на тех или иных целях и в использовании преимущественно того или иного методического приёма. Так как танцевальная терапия возникла из объединения современного танца с существующими теориями личности, группы и психотерапии, не сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Объединяющим фактором является общее для всех танцевальных терапевтов понимание танца, названное в литературе «basic dance» (основным танцем): «Танец – это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет прождён творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни».
Танцевальная терапия является одной из перспективных форм невербальной психотерапии, которая тренирует моторные и эмоциональные компоненты поведения, задействуя в процессе сессии также и когнитивные функции. В танцевальной терапии велика роль личностного подхода, так как главной задачей танцевального терапевта является не только раскрытие на невербальном уровне личности самого больного, но и коррекция его нарушенных взаимоотношений с окружающим миром.
Теоретической основой танцевальной терапии, являются: аналитическая психология К.-Г. Юнга - «active imagination» - использование танца, как выражение бессознательного в активном воображении.
Большое значение для танцевальной терапии имела также индивидуальная психология А. Адлера, на языке которой формулируются цели танцевальной терапии, «основанные на развитии счастливого Я, человека креативного, ответственного и сильного». Существенное значение в теоретическом развитии основ танцевальной терапии имела холистическая телесноориентированная психология и психотерапия В.Райха и А.Лоуэна.
Необходимо отметить, что танцевальная терапия строится на основе интегративного подхода в современной психотерапии, включающего в себя практическую, коммуникативную и сценическую составляющие.
По одной из версий, основательницей танцевально-двигательной терапии как самостоятельного вида психотерапии является Габриэлла Ротт – театральный режиссер, исследователь новаторского направления в театральном искусстве, известный во всем мире учитель танца, автор знаменитого танца “пяти ритмов”. Вклад Габриэллы Ротт в развитие танцевально-двигательной терапии неоценим – именно она придумала специальные упражнения, позволяющие успешно решить большинство психологических проблем человека при помощи движения. Главная идея упражнений состоит в разделении тела человека на семь основных зон:
Зона номер 1 – голова и шея;
Зона номер 2 – плечи;
Зона номер 3 – локтевые суставы;
Зона номер 4 – кисти рук;
Зона номер 5 – таз и позвоночник;
Зона номер 6 – колени;
Зона номер 7 – ступни.
Теперь, исходя из данного разделения тела на конкретные зоны, легко можно определить проблему – если вы чувствуете постоянное напряжение и зажатость в области головы и шеи, значит, теперешняя скорость ваших мыслей и действий расходится с оптимальной скоростью, с которой вы привыкли мыслить и действовать. Возможно, причина проблемы кроется в чрезмерно динамичном ритме вашей жизни либо неэффективном использовании собственного времени с последующим форсированием событий жизни. Так или иначе, вам следует придерживаться привычного для вас темпа жизни. Ощущение дискомфорта в зоне номер 2 говорит о том, что вы взяли на себя больший объем обязательств, чем тот, с которым вы в состоянии справиться. Вам стоит пересмотреть свои жизненные цели и приоритеты, возможно, вы занимаетесь не своим истинным призванием. Если вы чувствуете зажатость в локтях (зона номер 3), это свидетельствует о вашей нерешительности и чрезмерной скромности, зажим в зоне 4 говорит о вашей неуверенности в собственных силах, ощущение дискомфорта в области позвоночника и таза (зона номер 5) может означать наличие определенной степени сексуальной закомплексованности. То, как человек сгибает ногу в области коленной чашечки (зона номер 6), говорит о готовности человека к потенциальным изменениям образа жизни. И наконец, зона номер 7 является показателем ваших амбиций, того, какое место в обществе вы стремитесь занять. Если ваша ступня полностью соприкасается с землей при ходьбе, значит, вы полны решимости достигнуть всех намеченных жизненных целей, ваши цели объективны и не противоречивы.
Методы телесно-ориентированной терапии
Телесно-ориентированная терапия
Телесно-ориентированная терапия - практика воздействия на душу через тело. Пионером телесно-ориентированной терапии выступил Вильгельм Райх.
Большинство групп практикуют физический контакт. Все системы стремятся научить человека быть более релаксированным, более естественным как в отдыхе, так и в действии. Все они направлены на устранение ненужных напряжений и сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы. Наиболее важно - отучиться от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости. Кое-кто утверждает, что таким образом именно это и удается.
Тело - это дом души, и важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные затруднения не исчезают бесследно - они остаются в теле в виде мышечных зажимов, и когда зажимов становится слишком много, радость жизни сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.
На что это похоже? На мягкую гимнастику, где люди учатся слушать свое тело. Тем, кому они телесно-ориентированные тренинги действительно нужны, они вначале непонятны: зачем? Когда же в результате этих тренингов ваше тело начнет петь и радоваться жизни, настраивать ваши душевные состояния на легкость и гармонию, вопрос "зачем?" исчезнет. Тренинг станет вам, возможно, и не нужным, но вас будет к этим занятиям тянуть так же, как хочеться встретиться с хорошими друзьями или вкусному столу.
Биоэнергетика Александра Лоуэна
Биоэнергетика Лоуэна представляет собой модификацию райхианской терапии. Понятие «энергия» имеет для телесно-ориентированной терапии особое значение. Александр Лоуэн, ученик Вильгельма Райха, изучает тело с учетом его энергетических процессов и описывает его как «биоэлектрический океан» химического и энергетического обмена. Она включает райхианскую технику дыхания, многие из традиционных приемов эмоционального раскрепощения. Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела. В конце концов оно усиливается настолько, что человек вынужден расслабить мышцы, «распустить мышечный панцирь».
Участники групп телесно-ориентированной терапии обычно надевают легкую спортивную одежду, например шорты. В некоторых группах поощряется и полное обнажение. Типичным упражнением является демонстрация собственного тела перед зеркалом. Затем участники группы описывают тело человека, стоящего перед ними. На основании полученных описательных характеристик руководитель и члены группы могут сделать выводы о «броне характера» каждого участника, блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников группы. Таким образом, на протяжении всех занятий не прекращаются попытки соотнесения телесного состояния с обсуждаемыми психологическими темами. Мышечное напряжение определяется с помощью фиксации напряженных поз тела и упражнений, способствующих появлению напряжения.
Терапия Моше Фельденкрайса
Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:
а) биологической конституцией,
б) воспитанием в специфической социальной среде,
в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.
Поскольку наследование физических признаков от нас не зависит, а воспитание в обществе навязывается, самовоспитание — это единственное, что находится в наших собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они также являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в обществе и межличностных отношениях. Индивидуум формирует социальную маску, которую носит в течение всей жизни для демонстрации успеха или неудачи. Идентификация с социальной маской может привести к утрате связи с собственными физическими и, органическими побуждениями (потребностями) ичувством удовлетворения. Органическая жизнь индивидуума и удовлетворение внутренних органических побуждений оказываются в конфликте с внешним социальным и финансовым существованием маски. С точки зрения Фельденкрайса, это — эквивалент эмоционального расстройства.
Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.
Метод Ф. Матиаса Александера
Акцент на исследовании привычных поз и осанки, а также на возможности их улучшения.
Австрийский актер Фредерик Матиас Александер после ряда лет профессиональной деятельности потерял голос, что явилось для него подлинной жизненной трагедией. Девять лет он посвятил тщательному самонаблюдению перед трехстворчатым зеркалом. Наблюдая за своими речевыми действиями, Александер обратил внимание на привычку запрокидывать голову назад, всасывая воздух и фактически сжимая голосовые связки, и попытался избавиться от неправильных движений и заменить их более подходящими. В результате он создал метод обучения интегрированным движениям, основанный на уравновешивании головы и позвоночника; начал обучать других своему методу и благодаря своей настойчивости смог вернуться на сцену.
Метод Александера направлен на использование привычных телесных поз и их совершенствование. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений, что бы мы ни делали, является наибольшее возможное растяжение позвоночника. Это не означает насильственного вытягивания позвоночника, имеется в виду естественное вытягивание вверх. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Как правило, терапия начинается с легкого надавливания на голову, при этом мышцы задней части шеи удлиняются. Пациент делает головой легкое движение вверх, голова как бы приподнимается, и таким образом создаются новые соотношения между весом головы и тонусом мышц". Далее продолжаются легкие манипуляции в движении, в положении сидя, при вставании. В результате возникает сенсорное переживание «кинестетической легкости», при котором человек внезапно чувствует себя невесомым и расслабленным. Кроме упражнений подобного типа, метод Александера включает также коррекцию психологических установок и устранение нежелательных физических привычек. Этот метод особенно популярен среди артистов, танцоров и т. п. Он также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.
Терапия Иды Рольф (рольфинг)
Метод структурной интеграции, называемый рольфингом по имени ее основательницы Иды Рольф. В этом методе уделяется большое внимание физическому контакту.
Ида Рольф защитила докторскую диссертацию по биохимии и физиологии в 1920 г. и двенадцать лет проработала ассистентом в биохимической лаборатории Рокфеллеровского института. Более сорока лет она посвятила совершенствованию системы структурной интеграции и обучению этой системе.
В основе метода Рольф лежат представления о том, что хорошо функционирующее тело с минимумом затрат энергии остается прямым и вертикальным, несмотря на влияние силы тяготения. Под влиянием стресса это положение искажается, а наиболее сильные изменения происходят в фасциях и соединительных оболочках, покрывающих мышцы. Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Терапия состоит из глубокого массажа с помощью пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень сильным и болезненным. Чем больше напряжение мышц, тем сильнее боль и тем более необходимы упражнения. Процедура рольфинга включает 10 основных занятий, в ходе которых тело массируется в определенной последовательности.
Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. В то же время многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психотерапии, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические блоки, способствуя продвижению в других областях.
Я хочу предложить один из комплексов танцевальной терапии, взятый из книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"
Практические упражнения для групп танцевальной терапии
Отображение
Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой - ведомым.
Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его.
В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.
Животные
Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой. Следование за ведущим
Цель: Это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Поделите большую группу на более маленькие - по четыре-пять человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим.
В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Экспериментируйте с различными импровизированными движениями тела. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.
Свободный танец
Цель: Упражнение дает каждому участнику возможность экспериментировать с танцевальными движениями перед другими. Этим упражнением хорошо заканчивать занятия в группах танцевальной терапии.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Это упражнение лучше проводить под музыкальный аккомпанемент.
Подготовка: Никого нельзя принуждать к участию.
Процедура: Группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть "хорошим" танцором. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте и пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте так до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить свой свободный танец. Упражнение может быть завершено участием всей группы в свободном танце.
Литература:- Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. / Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – Спб. : Речь, 2011. – 288 с.,ил., С. 267.- Вид В.Д., Воловик В.М., Гончарская Т.В., Днепровская СВ. Методы групповой психотерапии психически больных / Методические рекомендации. - Л.: ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1982. - 36 с.- Краузе К.А. Техники адаптивной физической культуры в структуре танцевально-терапевтической сессии // Материалы I Российской научно-практической конференции с международным участием 20-21 сентября 2012 г., Санкт-Петербург.- СПб.: 2012, с. 36-37.- Виттхен Г.У.Энциклопедия психического здоровья / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой, Э.Л. Гушановского. – М.: Алетейа, 2006. – 552с.
- azps.ru/ptherapy/rudestam_practice_tanec.html
infourok.ru
Психологическая коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС
Аннотация. Статья посвящена психологической коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания служащих в сфере МЧС.Ключевые слова: психологическая коррекция и профилактика, синдром эмоционального выгорания, программа коррекции и профилактики, эмоциональное выгорание, деформация, деперсонализация.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В современных социальноэкономических условиях понятие «синдром эмоционального выгорания» (далее –СЭВ) все больше занимает ключевые позиции в ряде отраслей психологической науки. Актуальность исследования данного психологического феномена обусловлена егоярко выраженными отрицательными последствиями, которые проявляются в постепенном развитии негативных социальнопсихологических установок в отношении себя, близких людей, коллег, работы. Переживание чувства собственной несостоятельности, безразличие к профессиональной деятельности и окружающим, утрата прежде значимых жизненных ценностей, приводящих к снижению внутриличностных ресурсов специалиста, эмоциональная неустойчивость личности, деструктивная психологическая защита(Л.С. Выготский [1], В.В. Бойко [2], Г.Ю. Гольева [3], В.И. Долгова [3, 4], О.А. Кондратьева [4], Г.С. Абрамова [5]).Синдром эмоционального выгорания, став предметом широкого научного анализа зарубежных авторов с 60х гг. прошлого века, не потерял свою актуальность и в наше время. Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены представители любых профессий, но выгорание профессионалов «человек –человек» имеют наибольшую степень опасности, так как проявляются отрицательно в сфере делового и личностного общения. Материалы и методы:Для практического выполнения поставленных целей и задач были использованы несколько групп методов исследования: наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания», карьерной ориентации и личностных особенностей служащих МЧС.Для исследования уровня эмоционального выгорания у служащих МЧС была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко.Для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации сотрудников МЧС были использованы: методика «Личностная агрессивность и конфликтность», методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.Была проведена опытноэкспериментальная работа по организации и проведению программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС, проведен анализ формирующего эксперимента, а так же разработаны практические рекомендации и составлена программа психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания.Для оптимального построение программного комплекса психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания мы исходили из рекомендаций, которые сделаны по моделированию профессиональной коммуникативной компетентности (В.И.Долгова, Е.В.Мельник[6]).Это рекомендации по применению системного подхода–постановка целей, элементов, структуры, параметров входа, выхода, обратной связи. Создание программ позволит предельно конкретизировать процесс подготовки коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания, подчинить его четко обозначенным целям, расчленить на более конкретные и простые участки. В процессе разработки программы мы опирались на уже апробированную В.И. Долговой программу коррекции эмоциональной устойчивости волонтеров геронтологических программ [7].Программа предназначена для работы с сотрудниками учреждений (25–55 лет) Минимальная численность группы –5 человек, максимальная 35 человек.Цель программы –развитие эмоциональной устойчивости, профилактика эмоционального выгорания сотрудников.Задачи программы:1.Снять психологическое напряжение у сотрудников.2.Способствовать повышению работоспособности.3.Обучить сотрудников способам выработки эмоциональной устойчивости.4.Обучить сотрудников навыкам саморегуляции.5.Активизировать стремление к пониманию, осознанию и использованию внутренних ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.Уровень эмоционального выгорания исследовался нами с помощью Методики «Феномен эмоционального выгорания и его диагностирование».Исследование феномена эмоционального выгорания показало, что у 18 испытуемых преобладает средний уровень симптома эмоционального выгорания. Это говорит о том, что у данных испытуемых выявлено эмоциональное выгорание, т.е.выработанного личностью механизмапсихологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.По результатам оказалось также, что у 6 сотрудников МЧС выявлен низкий уровень синдрома эмоционального выгорания, то есть формируется или уже сформировалась та или иная фаза «эмоционального выгорания», что подтверждает актуальность темы нашего исследования и необходимость проведения соответствующей коррекционной работы. В то же время у 11 сотрудников из 35 сформирован высокий уровень синдрома эмоционального выгорания, таким образом, эмоциональное выгорание у служащих МЧС–это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы, обнаруживающая себя в сниженииэмоциональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие «душевных» затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета.Рис.1. Диаграмма исследования уровней эмоционального выгорания
Исследование феномена эмоционального выгорания после проведения коррекционной программы показало, что у 8 вместо 18 испытуемых преобладает средний уровень симптома эмоционального выгорания. Это говорит о том, что у 10 (28,57%) испытуемых после прохождения программы коррекции снижено эмоциональное выгорание, т.е.выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. По результатам оказалось также, что у 2 сотрудников МЧСвместо 6 выявлен низкий уровень синдрома эмоционального выгорания, то есть работа по коррекции выгорания показала себя в активном действии, что подтверждает актуальность темы нашего исследования и еще раз доказывает эффективность проведения соответствующей коррекционной работы.В то же время высокий уровень синдрома эмоционального выгорания у сотрудников на данном этапе работы отсутствует, таким образом, эмоциональное выгорание у служащих МЧС эффективно снижено посредством проведения коррекционной работы. То, что показатели «выгорания» в экспериментальной группе после эксперимента уменьшились, говорит о том, что «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.
024681012141618Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень11 Рис. 2. Диаграмма исследования уровней синдрома эмоционального выгорания после проведения программы коррекции
Проведенный контрольный этап эксперимента позволил нам сделать сравнительный анализ «до» и «после» проведения программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС. Исходя из полученных результатов, можно увидеть изменения: на диаграммах наблюдаются две тенденции. Первая–показатели «выгорания» в экспериментальной группе после эксперимента уменьшились, то есть, «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.
012345678Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень82 Рис.3. Результаты исследования по методике «Личностнаяагрессивность и конфликтность». Сравнение исследования личностной направленности после проведения программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания у служащих МЧС
На диаграммах наблюдаются две тенденции. Первая–показатели «выгорания» в экспериментальной группе послеэксперимента уменьшились, то есть, «эмоциональное выгорание», благодаря проведению специально организованных психологопедагогических тренингов, значимо снижается или исчезает.Итак, проверка эффективности организованного воздействия на сотрудников МЧС с «эмоциональным выгоранием» показала позитивный характер его влияния и доказала целесообразность организации коррекционных мероприятий в рамках психологопедагогического подхода.Исследование личностной направленности показало, что после проведения коррекционной работы с сотрудниками МЧС у испытуемых преобладает мотивация на работу (25,71%). Это говорит о том, что у данных личностей нет эмоционального выгорания, работа доставляет удовольствие и появилось желание общаться с людьми.Следующие четыре показателя«выгорания» дали либо незначительную положительную динамику, такой как «эмоциональное состояние на работе» (16,28), либо не показали ее вообще, как, например, интересующий нас признак «личностная направленность» (20), так как он входит в структуру «выгорания» служащих МЧС. При этом, у сотрудников не выявлено также и отрицательной динамики, то есть симптомы эмоционального выгорания не усилились.На последнем месте, отношения с другими людьми (11,42%). Это говорит о том, что отношения в коллективе у служащихи с другими людьми влияет на настроение испытуемых. Таким образом, содержание выявленных факторов позволяет нам сделать вывод, что служащие в системе МЧС после прохождения программы коррекции не имеют выраженного симптома эмоционального выгорания, работадоставляет им удовольствие и есть желание общаться с людьми.Итак, проверка эффективности организованного воздействия на сотрудников МЧС с «эмоциональным выгоранием» показала позитивный характер его влияния и 051015202530ДоПослеМотивация на работуЛичностная направленностьЭмоциональное состояние на работеЭмоциональное состояние домадоказала целесообразность организации коррекционных мероприятий в рамках психологопедагогического подхода.Для подтверждения достоверности различий между результатами одной и той же выборки «до» и «после» разработанной нами программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания мы провели математическую обработку данных по Критерию ТВилкоксона. Полученная величина Тэмп попала в зону значимости. Это свидетельствует о том, что гипотеза Н1 подтверждается.Таким образом, разработанная и реализованная нами программа психологопедагогической коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания позволила получить положительную динамику.Исследование психологической коррекции и профилактики проходилов 3 этапа: 1) поисковоподготовительный; 2) опытноэкспериментальный; 3) контрольнообобщающий. Был использован комплекс методов и методик: теоретические: анализ и обобщение психологопедагогической литературы; эмпирические: эксперимент (констатирующий) тестирования по методикам:«Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В.., для исследования личностных особенностей и карьерной ориентации сотрудников МЧС были использованы: Методика «Личностная агрессивность и конфликтность», Методика «Феномен эмоционального выгорания», Анкета.Полученные резул
e-koncept.ru
Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания
...
Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов
...
Изучение синдрома эмоционального выгорания и невротических расстройств личности в психологии
В данном параграфе мы рассмотрим понятие синдрома эмоционального выгорания, проблему его изучения в психологической науке. Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность...
Механизмы психологической защиты
Эмоциональное выгорание - один из новейших, рассмотренных в психологической литературе механизмов психологической защиты. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания// Вестник Моск. ун-та. Психология. - №1. - 2009. - С...
Профессиональная деформация личности
...
Психологический анализ личностной самореализации персонала в профессиональной деятельности
...
Пути оказания помощи психологам
помощь психолог эмоциональный выгорание «Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом...
Синдром "эмоционального выгорания"
Традиционно и в научной литературе, и в общественном сознании, акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Совершенно очевидно, что именно работа с людьми...
Синдром эмоционального выгорания
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить...
Факторы эмоционального выгорания работников государственной службы
Работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями...
Эмоциональное выгорание педагога
Одной из основных задач психологического обеспечения профессионального здоровья специалистов является ранняя профилактика синдрома эмоционального выгорания и психокоррекционная работа с теми, кто уже находится на разных стадиях выгорания...
Эмоциональное выгорание у студентов-психологов и психологов-профессионалов
...
Эмоциональное выгорание у студентов-психологов и психологов-профессионалов
Синдром эмоционального выгорания -- понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением...
Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей
Синдром выгорания (burnout) относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний...
Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей
...
psy.bobrodobro.ru
Воробьева Елена Евгеньевна
к.соц.н., доцент кафедры «Челюстно - лицевая хирургия»,
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Медицинский Институт
РодионоваОльгаАлександровна
ст. лаборант кафедры«Стоматология»
E.E.Vorobeva, PhD, Associate Professor
O.A.Rodionova, assistent
Воробьева Елена Евгеньевна
к.соц.н., доцент кафедры «Челюстно - лицевая хирургия»,
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Медицинский Институт
РодионоваОльгаАлександровна
ст. лаборант кафедры«Стоматология»
E.E.Vorobeva, PhD, Associate Professor
O.A.Rodionova, assistent
Воробьева Елена Евгеньевна
к.соц.н., доцент кафедры «Челюстно - лицевая хирургия»,
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Медицинский Институт
РодионоваОльгаАлександровна
ст. лаборант кафедры«Стоматология»
E.E.Vorobeva, PhD, Associate Professor
O.A.Rodionova, assistent
Воробьева Елена Евгеньевна
к.соц.н., доцент кафедры «Челюстно - лицевая хирургия»,
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Медицинский Институт
РодионоваОльгаАлександровна
ст. лаборант кафедры«Стоматология»
E.E.Vorobeva, PhD, Associate Professor
O.A.Rodionova, assistent
Penza State University, Penza, Russia (440026, Penza, Krasnaya St., 40, dentistry department)
Исследование факторов синдрома эмоционального выгорания и способы его коррекции (на примере преподавателей Медицинского института)
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания [1, с.85]
Ряд авторов рассматривает синдром «выгорания» как «профессиональное выгорание», что позволяет изучать данный феномен в контекcте профессиональной деятельности. Установлено, что данный синдром наиболее характерен для представителей социальных или коммуникативных профессий — системы «человек-человек». Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.
С. Маслач и другие считают, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорание» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; деперсонализацию; профессиональную эффективность [2,с.18].
Целью исследования является уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование у педагогов и врачей, и такой категории специалистов, которые являются и педагогами и врачами одновременно, в связи с их профессиональной деятельностью. На наш взгляд актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома у педагогов медицинского ВУЗа, где на клинических кафедрах сочетается работа в качестве педагога и врача клинициста.
Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания и его основные симптомы, а также их взаимосвязь.
Предметом исследования – формирование синдрома эмоционального выгорания, анализ факторов его проявления у врачей, преподавателей, преподавателей клинических кафедр Медицинского института, профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с синдромом выгорания.
В качестве основной психодиагностической методики была выбран опросник «Профессиональное выгорание» (Maslach Burnout Inventory, MBI). Модификация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой. Предназначен для оценки симптомов выгорания у представителей социономических профессий.
При исследовании синдрома эмоционального выгорания были проанализированы как конкретные значения по всем 3 субшкалам, их взаимосвязь. Исследование проводилось в 2013 г. Для сравнения интенсивности проявления факторов синдрома эмоционального выгорания было проанализированы 3 группы: 1 группа – врачи хирургических отделений; 2 группа – преподаватели Медицинского института, не задействованные в лечебном процессе; 3 группа – преподаватели клинических кафедр Медицинского института ПГУ, где работа на кафедре предполагает работу в хирургическом отделении в качестве врача. Всего было опрошено 64 респондента. В результате исследования были получены следующие результаты:
Таблица 1.
Средние значения по субшкалам для трех профессиональных групп
Группы | Возраст | Стаж | Субшкалы | ||
Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личностных достижений | |||
Врачи-хирурги | 54 | 27 | 19,5 | 7,6 | 27,3 |
Преподаватели ВУЗа | 40 | 13,2 | 22,2 | 8,7 | 28,2 |
Преподаватели-врачи | 39 | 8,7/ 15,9 | 18,2 | 8,4 | 35,0 |
Если анализировать результаты нашего исследования, то видно, что наименьше значение по шкале «эмоциональное истощение» имеют преподаватели-врачи, и она соответствует среднему уровню. Если сравнивать такой фактор, как деперсонализация, то результаты также похожи и попадают в средний уровень. Если же рассматривать такой фактор, как редукция личностных достижений, то среднему уровню соответствует этот показатель только у преподавателей – врачей, у двух других исследованных категорий этот фактор показал высокий уровень. Высокая эмоциональная отдача представителей группы не покрывается положительным эмоциональным возвратом со стороны пациентов. Похожая ситуация и с преподавателями ВУза.
Хотя мы видим, что стаж работы и средний возраст сотрудников клинических кафедр меньше, чем у двух других категорий специалистов. Можно предположить, что дополнительная работа в качестве педагога ведет к увеличению профессиональной эффективности, повышает самооценку и повышает уверенность в своем профессионализме. А также сотрудники клинических кафедр традиционно имеют высокий авторитет среди сотрудников клиник, даже имея не большого опыта работы. Таким образом, положительная отдача от работы нейтрализует отрицательные стороны профессий педагога и врача, которые несут риск возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Похожее исследование было проведено с целью изучения степени выраженности СЭВ у людей социальных профессий. Результаты исследования показали, что специалисты с начальной стадией формирования «выгорания» имеют стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет (52,2 %). В группу специалистов с отсутствием «выгорания» вошло 45,5 % со стажем работы по специальности от 5 до 10 лет. Группу специалистов со сложившимся «выгоранием» составили в равной степени те, у кого стаж превышает 10 лет и стажем от 0 до 5 лет (38,5 %). В группу респондентов с отсутствием «эмоционального выгорания» вошли социальные работники, удовлетворенные условиями труда (45,5 %), а в группу с высоким показателем «эмоционального выгорания» те, кто неудовлетворен условиями труда (7,6 %). На основании этого можно сделать вывод о том, что неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов. Большинство социальных работников, удовлетворенных возможностью повышения квалификации, составили группу специалистов с отсутствием синдрома «эмоционального выгорания» (54,5 %) [3 ].
Проведенное нами исследование показало, что из трех групп выбора (преподаватели ВУЗа, врачи-хирурги и врачи-преподаватели) показатели эмоциональное истощения и деперсонализации наиболее высоки у группы преподавателей ВУЗа. Это можно объяснить высоким уровнем контакта ежедневно с большим количеством людей и крайне низкой положительной эмоциональной отдачей.
Уровень групп врачи-хирурги и преподаватели-врачи по тем же показателям ниже, чем у преподавателей ВУЗов, но все равно достаточно высок. Это можно связать с тем, что благодаря длительному опыту и характеру работы у данных групп выработалась относительная резистентность к СЭВ. Это хотя и проявляется эмоциональным истощением, но представители группы относятся к этому привычно. Хотя изначально гипотеза была такова, что данные показатели будут значительно выше из-за «наслоения» двух наиболее подверженных СЭВ профессий.
Надо отметить, что эмоциональное «выгорание» – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит, поэтому он нуждается в поддержке окружающих и понимании, а не обвинении, когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.
В статье «Правда о „выгорании“» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентировать внимание на организационных условиях, в которых работают люди.
Рассмотрим отдельные стратегии предотвращения синдрома выгорания, сообщения о которых появились за последнее десятилетие [4, с.147-148]. Большинство из них базируются на идее динамического комплекса, состоящего из психодиагностики, аудита, профилактических мероприятий и психологической интервенции для преодоления последствий выгорания.
По итогам психодиагностики разрабатывается стратегическая программа стресс‑менеджмента и профилактики выгорания персонала. Конкретные действия, конечно, зависят от результатов диагностики или аудита стресса. Тем не менее, по исследованиям последних десятилетий в области психологии стресса специалисты выделяют несколько стратегий или техник, способствующих предотвращению и уменьшению риска профессионального выгорания. К наиболее эффективным относятся следующие:
организация для руководителей и персонала различных специализированных тренингов, сосредоточенных на распознавании симптомов выгорания и их преодолении;
разработка программы поддержки сотрудников (Employee Assistance Program, EAP), включая консультации по предотвращению и лечению связанных со стрессом нарушений здоровья;
демонстрация поддержки программ обучения сотрудников в связи с технологическими изменениями;
предоставление возможности более гибкого графика работы;
проведение семинаров по управлению конфликтами и развитию навыков межличностного общения для сотрудников;
обеспечение открытости каналов коммуникации между высшим уровнем менеджмента и остальной частью организации;
проведение внутренних PR‑мероприятий, направленных на повышение привлекательности работы в организации;
оптимизация системы мотивации и стимулирования персонала, в том числе планирование профессионального роста и персональной карьеры.
Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, предоставляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже «выгорают» оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию и обращаются к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально‑психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи. Реже «выгорают» те, кто работают в организациях, где царит мощный корпоративный, или командный, дух и прослеживаются такие типы организационной культуры, которые ориентированны на сотрудничество и развитие кадрового потенциала.
medconfer.com
Проект «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Реализация проекта «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе этот термин появился сравнительно недавно. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Что это за синдром и почему он возникает?
Синдром эмоционального выгорания (или кратко – СЭВ) – ощущение эмоционального истощения. Человек чувствует себя очень плохо, он становится настолько слабым, что не может адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. На самом деле, с помощью СЭВ личность просто пытается защититься, полностью или частично, исключая травмирующие эмоции. В результате человек приобретает стереотип эмоционального (чаще всего профессионального) поведения. Таким образом, организм подстраивается под данную среду, стараясь экономно расходовать энергетические ресурсы.
Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует особо отметить социальных работников, врачей и учителей.
К сожалению, современный человек постоянно находится в состоянии стресса. СЭВ развивается постепенно: сначала нарастает напряженность в общении с коллегами, возникают конфликты с начальством и близкими, человек испытывает физические и эмоциональные перегрузки. Затем он начинает испытывать тревогу и ощущать себя «загнанным». И в конце концов эмоциональное переутомление сменяется физическим.
Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.
Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания
В Маслянинском комплексном социально-оздоровительном центре реализуется комплексная программа по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания «Профилактика синдрома эмоционального выгорания», разработанная для социальных работников Новосибирской области.
Программа включает в себя работу с психологом (устранение эмоциональных, поведенческих, социальных симптомов), специалистами медицинской службы (массаж, спортивно-оздоровительные услуги, теплолечение, физиотерапия, гидропроцедуры), специалистами культурно-досугового центра (библиотерапия, прикладное творчество, песенные и танцевальные вечера, посещение концертов, музея, терренкуры). В течение 7 дней социальные работники имеют уникальную возможность поправить свое душевное и физическое здоровье.
Работа с психикой «выгорающего» является в данной программе фундаментом, на который потом ложатся медицинская, социальная и педагогическая реабилитация. Работа с каждым пациентом ведется сугубо индивидуально. Лечение подбирается исходя из личностных характеристик клиента.
vita-msl.ru