Что такое классическая музыка? Классическая музыка что дает


О пользе классической музыки

 

Давайте поговорим о музыке. Возможно, вы слышали об экспериментах с водой, проведённых японским ученым Масару Эмото, в которых замороженные кристаллы воды при вхождении в контакт с разными вещам -  словами, картинами, музыкой, приобретали форму. Когда вода «слушала» классическую музыку, то при замораживании ее кристаллы приобретали изящную и очень красивую форму. Как чудесно, вода живая, она понимает! Вода составляет большую часть нашего тела, поэтому представьте себе, что с нами происходит, когда мы слушаем классическую музыку.

Му́зыка на греческом языке Μουσική от греческого μούσα — муза — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

Когда слушаем классическую музыку, мы облагораживаемся. Слой чего-то наносного спадает и мы погружаемся в мир неизменный, прекрасный, проявляется наша настоящая природа. Классическая музыка действительно имеет такое очищающее влияние, мы становимся лучше, добрее. Послушайте «Лунную сонату» Людвига Ван Бетховена, или его «Оду к радости», 40 симфонию Моцарта, «Четыре сезона» Моцарта.

Сейчас много сумбурных и хаотичных вещей преподносится под названием «музыка», но таковой далеко не является. Диско, техно, рок, металл, рэп и даже джаз и блюз, можно считать выродившимися музыкальными структурами. Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку, сокращается на 50-20 %.

Что такое истинная музыка? Красивая музыка, как и любое проявление красоты, должна быть гармонична, иметь форму и структуру. Многие современные так называемые «произведения» не имеют структуры, они не гармоничны и часто несут в себе сильную дьявольскую природу, когда послушав такую «музыку», люди начинают кричать, проявлять жестокость, становиться чересчур эмоциональными и так далее. В той же Японии (Япония тут впереди планеты всей), например, выпекали хлеб под Бетховена и его Шестую симфонию, и хлеб в итоге обладал уникальным непередаваемым вкусом.

Влияние классической музыки на организм человека заключается в том, что наш мозг при прослушивании классики начинает генерировать тета-волны, которые в свою очередь приводят к улучшению памяти и концентрации внимания, но об этом чуть позже.

Каждая музыка по отдельности может оказывать определённое влияние на слушающего.

Медленная приятная музыка Баха, Вивальди, Корелли и Генделя даст ощущение безопасности и создаст гармонию души и тела. Под такую музыку прекрасно выполнять какие-либо занятия и работу, она призывает к порядку и устойчивости.

Когда Вам нужно что-либо запомнить и напрячь память, повысить максимально концентрацию внимания – с лёгкостью поможет непередаваемая музыка Моцарта и Гайдна, ведь музыка этих композиторов отличается ясностью, мелодичностью и прозрачностью.

А вот композиции Шумана, Чайковского, Шопена и Шуберта, напротив, более выразительные, чувственные, страстные, я бы даже сказала. Если Вам не хватает уверенности в себе, Вы пасуете перед серьёзной встречей, советую Вам прослушать мелодии этих композиторов, и Ваш голос не дрогнет в нужный момент.

Многие люди мучаются такой часто встречающейся проблемой как бессонница. Прежде чем глотать таблетки с успокоительным, попробуйте подремать под музыку Равеля, Фавра или Дебюсси. Их композиции, словно аккомпаниатор самых сладких сновидений, мелодичные, нежные и умиротворяющие.

Искренне советую Вам опробовать на себе эти несложные методы-советы и  самим убедиться, что влияние классической музыки на организм человека это не миф!

Красивая и правильная музыка затрагивает слушателя духовно, она может успокаивать, придавать энергию, вдохновлять и возвышать. Правильная музыка необязательно тихая и спокойная, она может быть очень энергичной. Послушайте игру на фортепиано Валентины Лисицы.

Существуют разные направления в музыке, есть западная музыка и восточная, и у каждой своя школа. Например, в классической индийской музыке есть течение, называемое Рага. Ра́га на санскрите «цвет, настроение» — музыкальные лады, используемые в индийской классической музыке, серия из пяти или более нот, на которых строится мелодия. Традиционно раги привязаны к различным сезонам или времени суток. Кроме мужского термина «рага» используется и женский, «рагини». Если читатель не знаком с этим направлением, то автор советует послушать произведения мировой знаменитости Харипрасад Чорсия. Восточная музыка несет в себе медитативный аспект, так как буддизм в восточной культуре имеет глубокие корни.

 

Аристотель говорил: «Музыка облагораживает нравы» и «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Классическая музыка делает нас красивее.

 

music-uroki.com

Классика или нет, или что есть классическая музыка

Меня иногда спрашивают, в чем состоит главное отличие классической музыки от «классики» других жанров, например, «классики рока» или «классики поп-музыки». Разумное объяснение, которое удовлетворяет не только меня, но и въедливых вопрошающих, состоит в следующем.

То, что мы называем произведением классической музыки, создается композитором и представляет собой зафиксированный на бумаге нотный текст. Этот текст интерпретируется исполнителями, согласно установленным традициям, передающимся от педагогов к ученикам. Разумеется, традиции могут несколько меняться с течением времени, но само произведение, благодаря этому, продолжает жить из века в век. Соответственно, мы, профессиональные музыканты, исполняющие классическую музыку, и те, кто понимает, о чем мы говорит, причисляем к классике все, что создано и функционирует по данному принципу.

Сейчас, в эпоху «музыкального плюрализма» (или, иначе говоря, всеядности), к «классике» относятся уже такие, казалось бы, противоположные вещи, как концерты Вивальди и танго Пьяццоллы, вальсы Штрауса и симфонии Брукнера. Неизменной остается сама схема: композитор написал текст раз и навсегда, как художник – картину, исполнитель донес его до публики. Поэтому, в частности, в классической музыке с точки зрения общества главной фигурой является именно композитор, а не исполнитель. Лично я не вполне с этим согласен, но так уж исторически сложилось.

 

Принцип популярной музыки

В популярной музыке, независимо от того, причисляют ли ее адепты этого жанра к «классике» или нет, действует совершенно противоположная схема. Произведение популярной музыки (рок, поп, да все, что угодно) представляет собой, главным образом, продукт звукозаписи, некий целостный звучащий объект, в котором музыка неотделима от исполнителя и, фактически, существует только благодаря ему. Именно поэтому в популярной музыке мы знаем, прежде всего, имена певцов и музыкантов, а композитор (т.е. автор музыкального текста) в большинстве случаев остается в тени.

Песня, получившая известность в исполнении одного певца или группы, конечно, может быть перепета заново кем-то другим, но, во-первых, это скорее исключение, чем правило, а во-вторых, в любом случае это вторичный продукт. В самом деле, кто сейчас рискнет перепевать “Led Zeppelin” или “Pink Floyd”?..

 

 

Что лучше?

А приводит данная схема к тому, что произведения популярной музыки лишаются возможности вечной жизни. Они неизбежно, рано или поздно, уходят в прошлое вместе со своими исполнителями и поколениями их поклонников. Современные 20-летние, конечно, иногда слушают рок 1980-х, из уважения к своим родителям, но их любимая музыка уже совсем другая, которая тоже уйдет в историю – через год или через двадцать лет, в зависимости от ее художественных достоинств. В отличие от классики, которая будет жить вечно. Не потому, что она «лучше» (я здесь абсолютно далек от всякого снобизма!), а потому, что она так устроена.

 

P.S.

Официальная музыкальная страница Алексея Сканави

www.loyalroyal.me

Классическая музыка - это... Что такое Классическая музыка?

Монтаж великих композиторов классической музыки. Слева направо: В верхнем ряду — Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен; во втором ряду — Джоаккино Россини, Феликс Мендельсон, Фредерик Шопен, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди; в третьем ряду — Иоганн Штраус, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Пётр Ильич Чайковский, Антонин Дворжак; в нижнем ряду — Эдвард Григ, Эдуард Элгар, Сергей Рахманинов, Джордж Гершвин, Арам Хачатурян. Симфонический оркестр

Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

Оценочный смысл

В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

Исторический смысл

В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.

Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.

Типологический смысл

В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими.[1]

Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.

Значение термина в разных языковых культурах

Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.

Английское словосочетание (англ.  classic music) появилось ещё в Оксфордском словаре английского языка 1836 года издания и было связано с попыткой «канонизировать» период от Баха до Бетховена как «золотой век». При этом классический период в музыке (примерно 1750—1830 годы) также именуется «classical»[2].

Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем.  klassischer Musik), французском (фр.  musique classique), итальянском (итал.  Musica classica) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.

В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna), и академической музыки (Muzyka poważna).

Классические музыкальные инструменты

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.

Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).

См. также

Примечания

  1. ↑ Cook Nicholas: Musique, une très brève introduction, p.17, ed. Allia, Paris 2005 (trad. Nathalie Getnili)
  2. ↑ см. Classical period

Ссылки

biograf.academic.ru

Классическая музыка - это... Что такое Классическая музыка?

Монтаж великих композиторов классической музыки. Слева направо: В верхнем ряду — Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен; во втором ряду — Джоаккино Россини, Феликс Мендельсон, Фредерик Шопен, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди; в третьем ряду — Иоганн Штраус, Иоганнес Брамс, Жорж Бизе, Пётр Ильич Чайковский, Антонин Дворжак; в нижнем ряду — Эдвард Григ, Эдуард Элгар, Сергей Рахманинов, Джордж Гершвин, Арам Хачатурян. Симфонический оркестр

Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.

Оценочный смысл

В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

Исторический смысл

В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.

Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.

Типологический смысл

В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими.[1]

Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.

Значение термина в разных языковых культурах

Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.

Английское словосочетание (англ.  classic music) появилось ещё в Оксфордском словаре английского языка 1836 года издания и было связано с попыткой «канонизировать» период от Баха до Бетховена как «золотой век». При этом классический период в музыке (примерно 1750—1830 годы) также именуется «classical»[2].

Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем.  klassischer Musik), французском (фр.  musique classique), итальянском (итал.  Musica classica) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.

В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna), и академической музыки (Muzyka poważna).

Классические музыкальные инструменты

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.

Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).

См. также

Примечания

  1. ↑ Cook Nicholas: Musique, une très brève introduction, p.17, ed. Allia, Paris 2005 (trad. Nathalie Getnili)
  2. ↑ см. Classical period

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое классическая музыка

  

Что такое классическая музыка...

 

 Классическая музыка – чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом. Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

            Этапы развития классической музыки.

 

 

Их краткая характеристика и основные представители В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.

 Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.

 Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.

Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.

Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

  1. Ренессанс – длительный период развития всех направлений культуры. Композиторы эпохи Возрождения - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.
  2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения великие композиторы-классики Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.
  3. Классицизм. Венские классики-композиторы, создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. Произведения Моцарта и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения – это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.
  4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.
  5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.
                         Русские композиторы–классики:

 Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение – опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

                                        Великие музыканты.

 Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер – восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

 Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи.

Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки – основы русского симфонизма.

 

 

Римский-Корсаков Н.А. - талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными. Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

 Европейская культура

 Известные композиторы-классики Моцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени – Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость. Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

                                               

 Моцарт – создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

 Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида". Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим инструментальным концертам. Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер

. Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком ...

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

 «Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов Это альбом-посвящение племяннику Давыдову В.Л., который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен. Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев. Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве. Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок». Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро. Барток Б. «Первые шаги за фортепиано». Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

              

       

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

 Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. – прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка – придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классики позаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя. 

 

taraniuk-estalsch21.edumsko.ru

Что такое классическая музыка? (Л. Бернстайн)

   Когда спрашивают, что такое классическая музыка, люди обычно отвечают, подумав: ну, это такая музыка, которая не похожа ни на джаз, ни на популярную песенку, ни на народную песню.    Правильный ли это ответ?    Да ведь это и не ответ вовсе... Нам объясняют, что не называется классической музыкой. А что же все-таки кроется за этими словами?    Иногда говорят: "хорошая музыка". Вы, наверно, слышали такое выражение: "Я люблю хорошую музыку". При этом имеются в виду Моцарт, Бетховен или Прокофьев... Вы понимаете людей, которые так говорят, но разве не бывает хорошего джаза или хорошей популярной песни? Правильно ли употреблять слово "хорошая" только для одного вида музыки?    Еще люди говорят: "серьезная музыка". Но опять то же самое: есть очень серьезная джазовая музыка; и что на свете серьезнее, скажем, африканских военных танцев? Нет, слово "серьезная" – тоже не совсем правильно.    Может быть, лучше говорить "симфоническая музыка"? Но тогда мы оставим за бортом всю музыку, написанную для фортепьяно соло, скрипки соло и струнных квартетов. А ведь такая музыка тоже считается "классической".    Что же нам делать? Мы перебрали все слова, и все они оказались неправильными. Не отыскивать же свое новое! А почему бы и нет?    Но для этого сначала надо выяснить, чем же отличаются между собой разные виды музыки.    Когда композитор пишет произведение, которое обычно относят к классической музыке, он указывает, какие ноты он хочет услышать, какие инструменты или голоса должны играть или петь, он обозначает даже число инструментов или голосов. Он даст самые различные пояснения, какие только может придумать, чтобы сообщить исполнителю, как играть: быстро или медленно, громко или тихо. Конечно, ни одному исполнителю не удается сыграть абсолютно то, что хотел бы услышать композитор. Никаких слов не хватит для объяснений его замысла. Но оттого работа исполнителя так увлекательна. Он читает, что композитор написал, и старается по возможности точно понять, что он хотел сказать. Поэтому каждый исполнитель играет произведение немножко по-другому.    То, что люди называют классической музыкой, не может быть изменено (если не считать особенностей исполнителя). Эта музыка постоянна и неизменна. Есть только один способ играть ее, и этот способ указан самим композитором.    Может быть, и называть ее "точной" музыкой?    Это слово указывало бы на истинное отличие такой музыки от всякой другой.    Возьмем, например, любую популярную песню. Ее можно исполнить как угодно. Ее споет и сыграет джаз-оркестр. Сыграет быстро или медленно, горячо или сентиментально, громко или тихо. Это не имеет значения. Мелодию можно сыграть один раз или повторить раз пятнадцать – и любом ключе, даже меняя аккорды. И ни один из этих способов исполнения не будет неправильным.    То же самое и с народной музыкой. Ее можно и нужно исполнять по-разному. Тем более что никакой композитор не устанавливал законов, как ее играть. Что же касается джаза, то собственные добавления исполнителя здесь, пожалуй, самое главное – музыканты импровизируют, то есть сочиняют музыку в тот момент, когда играют ее, и не докучают себе записью этих импровизаций на бумаге. Они каждый раз новые!    Итак, мы нашли лучшее слово для классической музыки: точная музыка. Быть может, оно не всем понравится, быть может, его никогда не будут употреблять. Наверно, есть какое-нибудь слово и получше. Но, во всяком случае, говорить "классическая" музыка не совсем верно.    Классическая музыка действительно существует, но это понятие не означает "серьезную" музыку вообще. Классическая музыка относится к определенному периоду истории музыки, который так и называется – классическим периодом, или периодом классицизма. "Шехерезада" Римского-Корсакова была написана не в это время, а почти сто лет спустя, она не имеет отношения к классицизму. А вот музыка Моцарта была классической, и вы сразу отличите ее от музыки Римского-Корсакова.    Давайте постараемся понять, что это такое – "классический период" в музыке. Продолжался он примерно сто лет, с 1700 года по 1800-й (строго говоря, первая половина восемнадцатого века относится к периоду барокко, или доклассическому периоду, но мы сейчас не будем говорить об этом).    Два гигантских музыкальных имени возвышаются над первой половиной этого века: Бах и Гендель. Особенно значителен Бах. Он взял все правила, с которыми экспериментировали композиторы, и довел их до такого совершенства, на какое только способен человек. А стремление к совершенству, к отточенной форме составляет суть классицизма (и не только в музыке – в архитектуре, в драме).    Например, возьмем особую музыкальную форму – фугу. До Баха сочиняли много разных фуг. Но только Бах сделал фугу классической формой, потому что придал ей совершеннейшую организацию – раз и навсегда, на все времена. После Баха фуги можно писать только но тем правилам, которые создал Бах, иначе получится не фуга, а что-то иное.    Бах умер в 1750 году. Он как бы разделил своей смертью восемнадцатый век точно на две части. Следующие пятьдесят лет были совсем другие. Все изменилось, появились новые великие композиторы – Гайдн и Моцарт. Их музыка абсолютно не похожа на музыку Баха. Это была еще классическая музыка, потому что Гайдн и Моцарт искали то же самое, что и Бах, – совершенство формы и образа. Но только не в фугах.    Как получились эти изменения: что, композиторы собрались на совещание и проголосовали – изменить стиль музыки? Вовсе нет. Это произошло само собой, потому что изменились времена, менялись люди. Композиторы – тоже люди, так что понятно, почему их музыка становилась другой.    Люди времен Гайдна и Моцарта считали Баха старомодным и скучным. Фуга? Слишком серьезно! А нельзя ли чего-нибудь новенького, пусть уж и не такого стройного и завершенного? И вот появилась музыка с прелестными мелодиями и легким аккомпанементом, элегантная, рафинированная, приятная.    Это было время утонченности, хороших манер, строгого этикета. Королевские и княжеские дворы заполняли дамы и кавалеры в шелковых одеждах с кружевными манжетами, в напудренных париках, с веерами, украшенными драгоценностями. И музыка стала красивой, элегантной. Главное в ней – мелодии. Просто, но как прекрасно! Никто не умел сочинять мелодии лучше Моцарта. И все же его музыка тоже подчиняется правилам, как фуги Баха. Только теперь появилось великое множество совсем других правил, – они делали музыку легкой и приятной.    Но можно задать такой вопрос: если главным в музыке классицизма было совершенство форм, правила и так далее, то как же такая музыка выражала чувства? Чувства не поддаются правилам! Музыка не может быть только смешной или веселой – она должна выражать печаль, или боль, или победу, или вдохновение.    Но Моцарт и Гайдн действительно заставляют нас переживать эти сложные чувства. Да, композиторы классицизма подчиняются строгим правилам и внимательно следят за пропорциями, соотношениями частей. Но каждый великий композитор, в какой бы период он ни творил, заставляет нас переживать глубокие чувства, потому что у него есть что сказать, что сообщить в музыке. Оттого-то музыка великих композиторов живет так долго. Даже если она написана сто или двести лет назад, люди и сегодня, слушая ее, по-прежнему испытывают те же самые чувства, что и первые слушатели. Быть может, слова "классическая музыка" главным образом значат вот что: эта музыка так прекрасна, что она будет жить очень долго – вечно.    Классическое – то, что живет вечно, как греческие вазы, или "Робинзон Крузо", или драмы Шекспира, или симфонии Моцарта. Во времена Моцарта жили сотни композиторов-классиков. Они писали милые вещицы и, конечно, с соблюдением всех правил. Но их музыка забыта, потому что она не дает возможности почувствовать красоту классического совершенства.    Период классицизма закончился в ХIХ веке творчеством Бетховена. Многие люди считают Бетховена величайшим композитором всех времен. Почему? Потому что он использовал классические правила Моцарта и Гайдна так, что музыка стала грандиозной. Гайдн шутит легко и мягко, словно в гостиной. Смех Бетховена потрясает мир, как ревущий шторм. Гайдн забавляет нас милыми неожиданностями. Бетховен преподносит такие сюрпризы – рот откроешь от изумления. Если Моцарт был веселым – Бетховен пьян от радости. Будто мы смотрим на классическую музыку сквозь увеличительное стекло – все гораздо значительнее. Но главное, что отличает музыку Бетховена от классической музыки, – это гораздо более сильные чувства. Его чувства ярче, и их легче понять.    Такую музыку называют романтической. Это слово означает открытое, свободное выражение чувств.    Если человека представляют девушке по имени мисс Смит и он говорит ей: "Здравствуйте, мисс Смит, я очень рад познакомиться с вами", – значит, он "классик" – он вежлив, обходителен, он подчиняется правилам этикета.    Но если он воскликнул: "Здравствуйте, мисс Смит, какие у вас, прекрасные глаза, я люблю вас!" – значит, он романтик. Он высказывает свои чувства открыто, не стесняясь. Он полон огня и страсти. Такую пылкость чувств можно увидеть в музыке польского композитора Шопена – он был настоящим романтиком! – или в музыке великого немецкого романтика Шумана.    И опять: композиторы-романтики не собирались вместе, чтобы "проголосовать" за романтизм. Вновь произошли изменения в образе жизни людей, в том, как они думали и чувствовали. Эти изменения отразились в музыке, и прежде всего в музыке великого представителя классицизма – Бетховена.    Понимаете ли, в нем одном было двое. Бетховен был последний композитор периода классицизма и первый композитор романтизма. Пожалуй, можно сказать так – это был классик, который зашел слишком далеко. Он был настолько полон чувств, что ему было невыносимо в цепях правил и установлений восемнадцатого века. И он просто разорвал эти цепи, разрушил правила и положил начало совершенно новой музыке. И это было концом классического периода музыки. Увертюра Бетховена "Эгмонт", например, самая что ни на есть классическая музыка, и в то же время она полна романтических чувств – таинственности, ожидания, радости, триумфа. Конечно, Бетховен – это лишь начало романтической музыки. Пе забывайте, что он вышел из восемнадцатого века. Его правила, хотя он и разрушает их, – это правила классицизма. И в лучшей своей музыке он приблизился к совершенству ближе, чем кто-нибудь другой, с тех пор как люди стали писать музыку.

Пересказал С. Соловейчик.

journal-shkolniku.ru

Classic Music (Классическая музыка) | Культурный обозреватель

Понятие «классическая музыка» (англ. classic music) очень широкое и многогранное. Обычно этим термином называют музыку прошлого, которая выдержала оценку временем и имеет аудиторию слушателей в современности. Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров. Как правило, они базируются на «академических» жанрах и формах: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века и основываются на мелодических и гармонических принципах.

Главные инструменты, которые используются в классической музыке, появились до середины XIX века. Среди них используются сольные (орган, клавесин, фортепиано) и инструменты, предназначенные для игры в оркестре. Типичным способом исполнения в классической музыке является симфонический оркестр. Он включает в себя деревянные, струнные, медные и ударные инструменты.

Вехи истории классической музыки:

Античность (до 400 лет)

Средневековье (400-1400 года)

В это время основными музыкальными деятелями были трубадуры и труверы (Адам де ла Аль (Adam de la Halle), миннезингеры (Вальтер фон дер Фогельвейде (Walter von der Vogelweide), Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) и духовные лица. Изобретается нотный стан (бенедиктинец Гвидо (Guido d'Arezzo).

Возрождение (XV-XVII века)

Главными композиторами того времени считаются Джованни да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina), Томас Таллис (Thomas Tallis) и Томас Луис де Виктория (Tomás Luis de Victoria). Изобретаются разные виды смычковых и клавишных инструментов.

Барокко (XVII-сер. XVIII века)

Знаменитые имена: Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach), Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi), Георг Фридрих Гендель (George Frideric Handel) и Генри Перселл (Henry Purcell). Основанный формы: опера, оратория, токката, фуга, соната, сюита, увертюра, концерт. Расцвет органной музыки, щипковых, струнных и деревянных духовых инструментов.

Классицизм (сер. XVIII-сер. XIX века)

Этот период связан с блестящими музыкальными дарованиями: Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart), ранним Бетховеном (Ludwig van Beethoven), Франц Йозеф Гайдном (Joseph Haydn). Определили дальнейшее развитие музыкальной композиции. Стандартизируется форма симфонии. Появилась такая форма исполнения как струнный квартет.

Романтизм (сер. XIX до XX века)

Фигурируют Бетховен (Ludwig van Beethoven), Шопен (Fryderyk Chopin), Франц Шуберт (Franz Peter Schubert), Чайковский, Ференц Лист (Liszt Ferenc), Вагнер (Richard Wagner). Бурное развитие фортепианной музыки в этот период.

XX век

Известнейшие имена: Рахманинов, Стравинский, Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein), Бенджамин Бриттен (Benjamin Britten) и Филип Гласс (Philip Glass).

Современная академическая музыка (условно с 1975 года)

Отличается синтезом элементов классической музыки с электронной музыкой. Некоторые из лучших современных композиторов: Альфред Шнитке (Alfred Schnittke), Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), Губайдулина С.А., Лигети (Ligeti), Денисов Э.В., Джо Хисаиси (Hisaishi Joe), Николас Хупер (Nicholas Hooper), Джерри Голдсмит (Jerry Goldsmith), Ян Тирсен (Yann Tiersen), Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi), Дэвид Арнольд (David Arnold), Джон Барри (John Barry), Стив Яблонски (Steve Jablonsky), Джон Уильямс (John Williams), Говард Шор (Howard Leslie Shore), Ханс Циммер (Hans Florian Zimmer), Акира Ямаока (Akira Yamaoka) и другие.

Классическая музыка продолжает развиваться и в современности, влияя на другие музыкальные жанры. Например, рок-музыканты очень часто используют классическую тональность. Классика несет в себе совершенную гармонию и целостность.

www.kultoboz.ru