Принято считать, что синдром дефицита внимания — это такое детское расстройство. Но сегодня все чаще диагноз ставят и взрослым. Узнаешь себя или не понимаешь, о чем мы? Как проявляется недуг и что делать, если, полюбив тебя в юном возрасте, он рука об руку идет с тобой по жизни?
Вспомни школу. Любой урок, допустим — географию. Мариванна работает — с сосредоточенным видом повествует о чем-то важном, тыча указкой в карту на доске. А что с аудиторией? Кто-то прилежно слушает. Кто-то — смотрит в окно. А кто-то (как правило, на задней парте) — развлекается, складывая из тетрадных листов бумажные самолетики и запуская их по классу, или «незаметно» крадется через ряд, чтобы передать записку. Учитель негодует — неужели трудно послушать?
Оказывается, бывает трудно. Невозможность долго усидеть на месте или сконцентрироваться на каком-то процессе может быть признаком так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, иногда его еще кличут синдромом рассеянного внимания).
Раньше об этом говорили только как о проблеме, встречающейся у детей, как правило, не старше 16. Но в последние пару десятков лет исследователи признают: неприятность, вызывавшая проблемы в учебе в нежном возрасте, может проявляться и у взрослых, мешая им жить, работать и строить отношения.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическо-поведенческое расстройство, с такими симптомами: трудности в концентрации внимания, повышенная активность, плохо управляемая импульсивность. При этом интеллект может быть развит хорошо — и даже, бывает, лучше, чем у сверстников.
«Клинические проявления способны протекать по трем основным сценариям: с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимания и комбинация этих двух вариантов, что указывает на один и тот же диагноз», — поясняет Константин Махинов, врач-невролог медицинского центра «Столица».
Опять же традиционно считалось, что среди мальчиков СДВГ встречается в два раза чаще, чем у девочек. Современные изыскания показывают, что это не совсем так. Дело в том, что юные дамы, как правило, более прилежны. Они, говоря другими словами, больше стремятся быть хорошими -послушными дочками, хорошими ученицами. Поэтому кто-то из нас, возможно, пережил этот синдром в детстве, даже не подозревая об этом, — бывает, что девочки, стараясь правильно себя вести и лучше учиться, так или иначе, перебарывают симптомы СДВГ. И — о чудо — трудности с концентрацией внимания могут уйти навсегда. Но в некоторых случаях — по разным данным, так бывает у 50-60% тех, кто столкнулся с синдромом в детстве, — проблемы способны напомнить о себе и когда мы становимся взрослыми.
«По статистике, частота проявления СДВГ среди школьников составляет в разных странах от 3 до 12%, во взрослой популяции — 4-5%. Известно, что за развитие синдрома отвечает как генетическая предрасположенность, так и окружающая обстановка, в которой растет и развивается ребенок. Учитывая, что подросло поколение непростых 90-х, можно предполагать рост распространенности синдрома среди взрослых, однако эпидемиологических исследований в нашей стране не проводилось», — рассказывает Константин Махинов.
«Синдром возникает из-за некоторых особенностей на уровне устройства мозга, -продолжает к.м.н., психотерапевт Европейского реестра Марк Сандомирский. — У таких детей немного иначе идет развитие согласования деятельности разных его участков: левое, „логическое“, и правое, „эмоциональное“ полушария недостаточно согласуются между собой, может возникнуть некоторый „перекос“ в их работе. Кроме того, не полностью координируется активность коры мозга, его высших отделов (которыми мы, скажем так, думаем) и глубинных структур (ствол мозга), которые активизируют, „пробуждают“ эти высшие отделы. Если такой ребенок или взрослый долго сидит на месте, сосредоточен на чем-то одном, он может просто заснуть, поэтому „будоражит“ сам себя неусидчивостью или переключением внимания».
Что происходите ребенком: он не может долго усидеть на месте, начав выполнять задание, быстро отвлекается, в разговоре — перебивает, пытается дать ответ на вопрос, не дослушав до конца, с трудом дожидается своей очереди в чем бы то ни было. А уже вышедшим из детского возраста зачастую приходится еще сложнее.
«Изнутри это ощущается, как если в дождь вести машину со сломанными дворниками. Или как слушать радио, в котором одновременно транслируются все каналы», — так, например, описывают свое состояние люди с СДВГ в Сети. Потерянные или забытые где-то вещи, неоплаченные вовремя счета, хаос в доме и на рабочем столе, опоздания, несданные дела, невыполненные обещания... Плюс добавляются другого рода «взрослые» проблемы, связанные с эмоциональной неустойчивостью.
«У таких людей бывают не только резкие перепады, но и длительные периоды сниженного настроения, склонность к депрессиям» — говорит Марк Сандомирский. По словам Константина Махинова, граждане с СДВГ входят в группу риска развития различного рода зависимостей, включая алкогольную и от табака.
С неврологом согласен и психотерапевт Сандомирский: «Они порой используют спиртное или другие вещества, чтобы справиться с эмоциональными трудностями. Надо иметь в виду, что это не алкоголизм или наркомания в обычном понимании, а именно попытка помочь себе». И мы уж молчим о возможных проблемах с лишним весом: усевшись на диван с большим макетом чипсов или печенья, человек может и не заметить, как съест все до крошки, хотя вообще ничего такого не планировал.
Продолжим список — возможными трудностями в отношениях с окружающими. Так, детям обычно прощают непосредственность и эмоциональную нестабильность. Но вот малолетка выросла — и что все вокруг наблюдают? Люди с СДВГ обидчивы, конфликтны, им кажется, что их не понимают, — и порой это действительно так.
Ну, правда, экстравагантность поведения, неординарность мышления, перепады настроения не у всякого встречного вызовут щенячий восторг. И потом, людям вокруг невдомек, что все описанные «ужасы» поведения — это просто особенности человека, а не, грубо говоря, пофигизм и нежелание быть собранным. «Добавьте сюда непростые, по понятным причинам, отношения с самим собой — и все это приведет к проблемам с самооценкой, чаще всего — к ее занижению», — говорит Марк Сандомирский.
«Легкой» личной жизни (а точнее, поддержанию стабильных отношений) все это тоже не способствует. «Нередки „серийные браки“ когда люди создают и расторгают союзы раз в несколько лет, — сообщает Марк. — Мужчины страдают от этого меньше. У женщин же самооценка падает еще сильнее. „Со мной что-то не так, я не могу создать семью“, — думает дама».
А что на работе? Даже будучи хорошими специалистами, люди с СДВГ часто меняют места службы. Если отношения в коллективе не складываются, коллеги не понимают и не принимают их поведения, то женщины переживают особенно сильно — для них этот микроклимат важнее, чем для мужчин.
Впрочем, не будем продолжать сгущать краски. Тем более что в этом состоянии есть и отменные плюсы. Во-первых, человек с СДВГ — это зачастую яркая, необычная личность, привлекающая (по иронии судьбы) внимание к себе.
«В мозге заложены мощные механизмы компенсации, — объясняет Марк Сандомирский. — В попытке преодолеть трудности особенности становятся сильными сторонами». Такие люди часто находят себя в творческой работе или, наоборот, в сфере IT (вспомним про перекосы в сторону левого полушария). Из них получаются хорошие кризис-менеджеры или стартаперы. Выполнять рутинную, однообразную работу этим персонажам вряд ли придется по нраву, зато сделать новый проект или найти интересное решение — задача по их части. Правда, быстро (как правило) добившись успеха в очередном деле, данные граждане так же быстро охладевают к нему и стремятся на поиски неизведанного.
А для начала, как понять, что у тебя или кого-то из близких людей синдром дефицита внимания?
«Диагностика данного состояния строится на клинической картине (однако иногда для подтверждения диагноза требуется проведение дополнительных обследований). Недуг проявляется двумя основными симптомами: невнимание (человек легко отвлекается на посторонние стимулы, ему тяжело сконцентрироваться, он часто теряет вещи) и гиперактивность-импульсивность (болтлив, не может спокойно стоять в очереди, отвечает на вопрос, не задумываясь и не дослушав его), — разъясняет Константин Махинов. — При этом данные признаки выявляются не только в школе, на рабочем месте, но и дома».
Поскольку первые симптомы возникают в возрасте до семи лет, то специалистом, который поможет с этим разобраться, должен быть детский невролог. Для возмужавшей особы стратегия немного меняется — лучше быть под наблюдением психотерапевта/психолога и плюс того же невролога.
Во взрослом возрасте СДВГ проявляется только при условии, что он уже был в детстве — даже если тогда диагноз не поставили. Поэтому на приеме у врача придется вспоминать, были ли подобные проблемы в школе и до нее. Интересно, что их повторное появление может спровоцировать какая-то перемена в жизни: например, замужество или, наоборот, развод, переход на более ответственную должность, обзаведение потомством.
«Существует ряд подходов к лечению, включающих в себя медикаментозную, поведенческую и обучающую терапию, — говорит Константин. — Вторая обычно дополняет медикаментозную и включает в себя работу над организационными навыками. Может быть полезно и обучение пациента ряду методик, направленных на концентрацию внимания. Но порой все это — длительная работа».
Марк Сандомирский дает несколько советов по профилактике синдрома:
Сохранить на память!
Источники:
Ссылки по теме
good-tips.pro
Доброго дня, дорогие мои читательницы! Как поживают ваши шалуны? Балуются, часто не слушаются, приносят из школы двойки и исписанные красной ручкой дневники? Ну это знакомая картина, что поделаешь, это детки. Праздник непослушания они устраивают нам часто.
И всё бы ничего, но иногда ребёнок не виноват в том, что растёт плохишом. Медики выявили зависимость между буйным поведением и рассеянностью и и диагнозом под названием синдром недостатка внимания. Поэтому сегодня внимательно прочтите статью до конца, чтобы выяснить, не болен ли ваш малыш. Ведь в этом случае вам потребуется помощь невролога и других специалистов.
В последнее время врачи бьют тревогу. Синдром дефицита внимания всё чаще выявляют у детей дошкольного и школьного возраста. Это сильно мешает не только социализации, но и учёбе и нормальному развитию. Впервые гипотезу об этом диагнозе выдвинул Георг Фредерик Стилл ещё в 1902 году.
Он наблюдал за группой плохо обучаемых детей и предположил, что виной всему не отставание в умственном развитии, а нечто иное.
Знаете что меня поразило? Изучая историю этого синдрома, я узнала, что раньше деток лечили от СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) сильнейшими психостимуляторами, имеющими в составе наркотик амфетамин! Представляете, скольким малышам тогда покалечили психику и здоровье ещё больше?
Слава богу, сейчас медицина более продвинута, и синдром лечится мягкими медикаментами, психотерапией и физическими упражнениями. Ну, об этом чуть позже. А пока подробнее расскажу о причинах и симптомах этого заболевания у детей.
Понаблюдайте за своим малышом. Как часто он забывает, где лежат его вещи? С которого раза слышит и воспринимает ваши просьбы и слова? «Федя (Маша, Аня, Саша), иди чистить зубки!», — говорите вы, а ребёнок будто не слышит. Потом медленно встаёт и идёт в ванную, но зубы чистит не сразу, вертится, открывает пузырьки с шампунями, играет.
Начинаете ругаться — может агрессивно ответить. В школе учитель жалуется на его невнимательность, рассеянность. Каждый раз ругаете дома, а ему хоть бы хны? Если малыш действительно страдает дефицитом внимания, то ругань это точно не наш метод. Мало того, что упрёки и повышения тона действуют прямо противоположно, так ещё и отношения с сыном или дочуркой испортите.
Поймите, в своём поведении и плохой учёбе ребёнок не виноват. Эмоции, нетерпеливость, склонность к фантазиям или маханию кулаками в малейшем споре, отсутствие чувства страха и инстинкта самосохранения — признаки СДВГ.
Обычно в полной мере синдром проявляет себя к 4-5 годам, а точный диагноз врач может поставить только к 7-8.
На самом деле, начинается всё гораздо раньше, ещё с внутриутробного периода. Синдром гиперактивности у младенцев , который является предвестником СДВГ, определить довольно сложно. Капризы и плохой сон крошечного несмышлёного ребёнка могут быть, как признаком гиперактивности, так и бурного темперамента младенца или банальных коликов в животике.
Однако опытная и внимательная мама может заметить некоторые настораживающие признаки. Плохой сон, громкий плач, беспокойство, носящее приступообразный характер, высокая подвижность, тонус мышц, частые срыгивания и даже рвота, заторможенная моторика могут указывать на начало СДВГ, если имеют регулярный характер.
В дальнейшем это разовьётся в полноценный синдром и ребёнку потребуется грамотное лечение. Многие мамы игнорируют странное поведение своего чада, думая, что своё непослушание он перерастёт. Такая халатность потом аукнется асоциальным поведением и конфликтами в обществе. СДВГ со временем никуда не исчезает, и вполне может проявиться и у взрослых людей.
Синдром недостатка внимания не появляется из ниоткуда. Учёные выяснили, что на его развитие могут повлиять множество факторов:
Различают синдром дефицита внимания без гиперактивности, с ней, и смешанного типа.
Точный диагноз может поставить только врач, понаблюдав за поведением ребёнка в естественной среде «обитания», группе детского сада или школьном классе. Кроме этого невролог будет учитывать анамнез ребёнка и проведёт беседу с родителями на предмет психоэмоциональной обстановке в семье. Случается, что механизм СДВГ запускают сами мамы и папы, устраивая скандалы при малыше, агрессивно обращаясь с ним.
Несмотря на возможности современной медицины, полностью излечить ребёнка от синдрома недостатка внимания не получится. Но это не означает, что нужно пускать всё на самотёк. Чем раньше вы примете меры, тем больше вероятность свести проявления синдрома к минимуму. Поверьте, в уже зрелом возрасте СДВГ способен изрядно попортить вашему чаду жизнь. Неуравновешенность, неумение сосредоточиться, нетерпимость к критике могут навредить и в карьере, и в семье.
Сейчас практикуется как медикаментозное лечение (Метилфенидат, Дексамфетамин, Атомоксетин) так и другие методики. В раннем возрасте таблетками пичкать детей не следует, поэтому им назначают массаж, расслабляющие ванночки и непременно корректируют поведение родителей. Психиатр или невролог дают рекомендации, как воспитать ребёнка с СДВГ, чтобы ситуация не усугубилась.
Вот некоторые советы мамам и папам таких деток. Кстати и для совершенно здоровых малышей они тоже годятся:
Такая семейная терапия влияет на скорейшее излечение лучше, чем любые лекарства. Мамам и папам следует проводить больше времени со своим «трудным ребёнком», чтобы компенсировать недостаток внимания своей заботой и любовью. Ходите в походы, на концерты, чаще хвалите малыша, не придирайтесь по пустякам.
Унижать, грубить ребёнку, сравнивать его с соседским «Петей, Аней, Васей» ни в коем случае нельзя. Если, конечно, не хотите покалечить психику своему «детищу» ещё сильнее. Сами будьте спокойнее, терпеливее, сдержаннее, и тогда и ваш сын или дочка со временем станет более податливым, а не колючим несговорчивым ёжиком.
Помогите ему перерасти СДВГ, сглаживайте острые углы и будете вознаграждены успехами в творчестве, учёбе, спорте. Через пару лет взглянете на своего повзрослевшего малыша и скажете: «Ну что за умница у нас растёт!»
Своими историями и мнениями вы можете поделиться в комментариях к публикации. Расскажите, как вам удалось справиться с синдромом недостатка внимания у детишек или у ваших взрослых родственников. Это поможет другим мамочкам справиться с переживаниями и помочь своим малышам победить серьёзный неврологический диагноз.
malysh-ma.ru
Над синдромом дефицита внимания работает немало психологов, психоневрологов и невропатологов. Они пытаются выяснить причину увеличения количества детей с незрелостью функции внимания, а также найти эффективные способы лечения данного состояния.
Под синдромом дефицита внимания понимают неврологическо-поведенческое расстройство личности, характеризующееся неспособностью концентрировать внимание. Это расстройство относят к врожденным. Зачастую оно сочетается с гиперактивностью.
Пока малыш не ходит в школу, чрезмерная подвижность и непослушание могут восприниматься, как особенность личности. Но когда ребенок идет в первый класс, эти особенности его поведения становятся помехой для обучения. Именно в первом классе родители такого ребенка впервые слышат о синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Данная проблема присуща достаточно большому количеству школьников. От 5 до 10% учеников начальной и средней школы не способны полноценно и длительно концентрировать внимание, находить общий язык с одноклассниками, хорошо себя вести и учиться. Причем из 10 гиперактивных детей 9 человек будут мужского пола. Получается, что практически в каждом классе есть 1-3 ребенка с названным синдромом.
Некоторые симптомы могут быть обычными для детей начальной школы. О проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно говорить в том случае, если присутствует большая часть симптомов.
Выделяются такие симптомы синдрома дефицита внимания:
Причины появления названного синдрома до конца не изучены. Среди предположительных причин ученые называют такие:
Синдром дефицита внимания развивается в детском возрасте, и если его не лечить, то он переходит во взрослый синдром дефицита внимания.
Признаками наличия синдрома дефицита внимания у взрослого человека являются:
Иногда детей с синдромом дефицита внимания берутся лечить психиатры. Они назначают препараты, которые делают ребенка более спокойным и послушным. Однако после отмены препаратов все проблемы возвращаются, так как психиатры стараются бороться со следствием, но не с причиной синдрома.
Психоневрологи рекомендуют другой путь борьбы с синдромом дефицита внимания:
womanadvice.ru
О бронхиальной астме знаю непонаслышке. Помню как в детстве было тяжело дышать, кашель становился еще сильнее с каждым вдохом, будто в груди застрял пуд виноградных косточек… Врачи продолжали бороться с псевдо-бронхитами и нежно, но гордо, опускали руки. Спустя много лет я понимаю – что было неправильным. Неправильным был диагноз. И соответственно, лечение.
Теперь я взрослый, адекватный по четвергам человек, врачи сделали все, чтобы я могла спокойно жить и контролировать внезапные приступы кашля. Но есть одно но… Недавно у меня родилась дочь. Я стала мудрее, взрослее. Ценности стали иными, и каждый день меня не покидает мысль о причинах подобного астматического статуса.
Ведь, что это получается – есть особые категории детей (а в будущем и взрослых людей), которые все детства едят тонну конфет, спокойно реагируют на мамины духи и без одышки пробегают дистанции на уроке физ. культуры. И есть иная категория детей.., которые просто счастливы свободному легкому дыханию, глубокому вдоху и маминым теплым рукам… А потом снова приступ, снова испуг, снова «Мама, где ты?» Так где же искать ответы на эти вопросы? В себе? В маме? В бронхах?
Чтобы попки малыша были сухими и чистыми – их надо сушить и чистить. Но вот с бронхиальной астмой этот номер не прокатит… Будем разбираться.
Множество литературы в последнее время обращает наше внимание именно на психосоматические расстройства. Огромное количество источников ищут причины болезней где-то в голове человека.
И что же это получается? Болеют реже те, кого любят? Ну любят вроде бы всех… ну, почти всех.
Еще одна гипотеза: «Дети –астматики (и также, имеющие другие хронические заболевания), дети, лишенные родительского внимания. Особенно материнского. Согласно одной из теорий, астма служит символическим выражением крика младенца, зовущего мать. Поэтому считается, что в основе психологической подоплеки астмы лежит зависимость ребенка от матери и внутренние конфликты, возникшие на почве этой зависимости. Как в период младенчества дети криком зовут мать, так и по мере взросления у больных астмой подсознательно запускается тот же механизм.
А теперь, уважаемые знатоки, главный вопрос: как же устранить психологическую причину подобных заболеваний? Великая наука психосоматика предлагает перестать подавлять эмоции, т.е. выговориться, поплакать. Ведь на механизм развития данной болезни влияет не только аллергический фактор, но и психологический.Мы вздыхаем, когда печальны, от неожиданности у нас захватывает дух, во время плача появляется прерывистое дыхание, даже наша речь невозможна без дыхания. Именно такая тесная взаимосвязь между дыханием и эмоциями и предопределяет развитие бронхиальной астмы на фоне возникновения сильных эмоций.
Поэтому для того, чтобы устранить проявления бронхиальной астмы, необходимо избавиться хотя бы от одного из триггеров: либо купировать аллергическую реакцию, либо перестать подавлять эмоции.
Мамам малышей, склонным в будущем к заболеваниям аллергического характера, врачи рекомендуют как можно дольше кормить грудью, тем самым передавая с молоком матери и надежные средства защиты, так называемые антитела.
У детей астматическое состояние часто начинается с рождением в семье младшего ребенка, который отвлекает на себя внимание матери. Для взрослых провоцирующим фактором может быть сексуальное искушение или грядущий брак. В общем, как оказалось – причин множество. Нужно лишь уметь контролировать свое внутреннее «Я».
Есть еще огромное количество теорий борьбы с астмой: и вода, и закаливание, и вегетарианство… Но мы говорили сегодня о психологии… О науке душ, живых и мертвых, добрых и злых. Ведь душа, оказывается, полноправная хозяйка нашего тела.
Данную статью я посвящаю мамочкам совсем маленьких детей: если вашим крохам ставят астму, знайте – это не приговор. Все это прекрасно лечится и контролируется. И в первую очередь, стоит обратить внимание на эмоциональное состояние вашего чада, быть может именно вы будете в числе тех, кто справился с астмой без небулайзера.
P.S. Любите больше – дышите глубже.
Ваша, Анастасия.
www.baby.ru
Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.
Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.
Содержание статьи:
Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Дети — это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.
У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Синдром подразделяется на три вида, которые называются:
На языке биологии СДВГ — это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга — являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.
Причины СДВГ
Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.
На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:
Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.
Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.
До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:
Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.
Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.
Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:
Нарушается сосредоточенность и внимание. Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.
Нарушение внимания у детей
Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.
Гиперактивность. Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:
Гиперактивность у детей
Импульсивность. Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:
Импульсивность — синдром СДВГ
Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.
Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:
В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.
С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.
Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.
Достигая семилетнего возраста, когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.
В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.
Поведение детей с СДВГ в школе
Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.
Достигая подросткового возраста, симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.
Безответственность и несамостоятельность — все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.
Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.
Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.
СДВГ у взрослых
Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.
На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.
Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.
Ультразвуковая допплерография
Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.
Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:
На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.
Лечение СДВГ
Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.
Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.
Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:
Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.
Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.
Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.
К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.
В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:
Препарат Семакс
Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.
Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.
Лечение СДВГ в последнее время осуществляется с помощью неврологического препарата Глиатилина. Этот препарат характеризуется высокими показателями метаболической и нейропротективной эффективностью. Лечение Глиатилином подразумевает избавление от симптомов невнимательности и гиперактивности. Стоит также помнить, что своевременное лечение способствует скорейшей нормализации здоровья пациента.
Что делать?
Если Вы считаете, что у вас Синдром дефицита внимания и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: невролог, психиатр, педиатр.
Источник
Актуальная цена в аптеках на лекарство сегодня. Посетите лучшие интернет-аптеки с быстрой доставкой:
novosti-mediciny.ru
Характер каждого ребенка имеет свои особенности. Один любит тихо сидеть в углу и читать, а другой предпочитает шумные игры с друзьями. Но все имеет предел, так что в определенный момент мамы слишком уж шаловливых детей могут услышать про дефицит внимания и гиперактивность. Нужно ли пугаться?
Дети шалят - это знает каждая мама. Но излишняя активность может иметь под собой и какие-то медицинские основания. Синдромом дефицита внимания у детей младшего школьного возраста называют комплекс определенных симптомов, мешающих им успешно усваивать знания. Такие ребята импульсивны, постоянно отвлекаются, а концентрация на одной задаче для них - очень большая проблема.
Современная наука считает, что это болезнь, которая имеет под собой некоторые причины. В США и Канаде для диагностики и вовсе используется классификация психиатрических заболеваний. Но не стоит сразу пугаться и думать, что врачи в данном случае попытаются перевести ребенка в специализированную школу. Как правило, для этого нет никаких оснований. Впрочем, и совсем игнорировать это состояние тоже не стоит - отсутствие каких-либо мер может иметь в дальнейшем такие последствия, как проблемы с нормальной интеграцией в общество, ухудшение успеваемости, а вслед за этим могут потянуться комплексы, плохие отношения с родителями и учителями и прочее. К счастью, уже давно существуют методы коррекции этой особенности, в том числе и медикаментозные.
Впервые описание состояния, напоминающего дефицит внимания и гиперактивность, было найдено в записях немецкого психиатра Генриха Гофмана-Доннера, датированных 1846 годом. Однако сделано оно было не в научном журнале, а лишь в детской книге, посвященной сыну ученого.
Первое официальное упоминание этого состояния было сделано в 1902 году английским педиатром Джорджем Стилом, наблюдавшим за детьми с поведенческими проблемами, в том числе склонностью к излишней подвижности и деструктивной деятельности. Именно он предположил, что виной этому не плохое воспитание, а дисфункция центральной нервной системы. С этого момента началось активное изучение СДВГ. Что это такое, не совсем ясно до сих пор.
К середине двадцатого века излишне подвижным и рассеянным детям начали ставить диагноз "минимальная мозговая дисфункция", но в начале 80-х из этого довольно широкого понятия отдельно был выделен "синдром дефицита внимания". Лечение тоже нашлось, но о нем нужно поговорить отдельно.
В 1990 году была предложена классификация, выделяющая на первый взгляд два диаметрально противоположных проявления одного и того же состояния. Условно они были названы HD и ADD. К первой группе были отнесены двигательно расторможенные дети с плохой концентрацией внимания, импульсивные и с трудом контролирующие свое поведение. У остальных пациентов, напротив, наблюдается гипоактивность, вялость, быстрое утомление и потеря концентрации.
Сложно говорить о том, насколько актуальна проблема, связанная с синдромом дефицита внимания, поскольку не существует единых стандартов диагностики. В разных странах приводятся самые разные цифры: в США - 4-13%, в Германии - 9-18%, в РФ - 15-28%, в Великобритании - 1-3%, в Китае - 1-13% и т. д. При этом не учитываются взрослые с похожими проблемами, так что реальная статистика может быть еще более впечатляющей. Также отмечается, что среди девочек эта проблема гораздо менее распространена, чем среди мальчиков. У последних СДВГ диагностируют в 3 раза чаще.
В научной литературе выделяется до 100 различных форм проявления, характерных для СДВГ. Но главное остается таковым: сниженная концентрация внимания, гиперактивность и склонность к деструктивной деятельности. Как уже было упомянуто, вялость и общий гипотонус также могут говорить об одной из разновидностей этой проблемы. Также в общем случае могут наблюдаться нарушения памяти, навязчивые движения, недостаточность навыков самообслуживания и развития мелкой моторики, несамостоятельность, импульсивность, резкие и частые смены настроения, повышенная раздражительность и возбудимость. В любом случае, заметив, что поведение ребенка резко отличается от того, что и как делают практически все его сверстники, можно и даже нужно проконсультироваться с врачом, хотя бы для собственного спокойствия.
Если раньше причины подобного поведения объяснялись пробелами в воспитании, то в последние годы заговорили о том, что дефицит внимания и гиперактивность могут проистекать из особенностей развития организма, а именно - нервной системы. Дело в том, что мозг продолжает формироваться и после рождения ребенка. Более того, самый активный период его работы приходится на второй-пятый годы жизни. Разумеется, этот процесс продолжается и позднее, но у всех созревание ЦНС происходит в разное время.
С другой стороны, наблюдение за детьми с СДВГ показало, что у них, особенно у ADD-разновидности, в процессе напряженного решения какой-либо задачи снижается кровообращение лобной доли мозга. Причем чем сильнее ребенок пытался сосредоточиться на задании, тем сильнее был выражен спад. Еще одна гипотеза связана с перенесением внутриутробной гипоксии, которая отозвалась спустя годы таким образом. Есть и теория, объясняющая это состояние нарушением катехоламинового обмена. Кто-то и вовсе считает, что эта особенность передается по наследству, аргументируя это характерными изменениями в структуре генов. Впрочем, несмотря на различные предположения, точный ответ на вопрос "СДВГ - что это" с точки зрения патогенеза пока остается загадкой.
Как уже было упомянуто, под синдромом дефицита внимания могут подразумеваться самые разные симптомы. И поскольку никаких признаков заболевания, кроме поведенческих проблем, пока не выявлено, медики вынуждены опираться на крайне зыбкую почву. Единой методики постановки диагноза не существует, в США и Канаде применяются свои опросные листы, а в Старом свете - свои. При этом часть критериев в обоих случаях может соответствовать поведению совершенно здорового, но, к примеру, крайне рассеянного ребенка. Характеристика дошкольного возраста вполне это подтверждает: становление личности может происходить совершенно по-разному, так что диагностика должна проводиться очень грамотным и опытным специалистом.
Впрочем, одними опросниками в случае сомнений дело не обходится. В диагностике СДВГ применяется томография, электронейромиография и эмиссионная спектрометрия, а также практически всем знакомая ЭЭГ, электроэнцефалография. Все это помогает лучше изучить состояния, при которых наблюдается дефицит внимания.
Методики коррекции состояния гиперактивности и дефицита внимания делятся на медикаментозные и остальные. Первые большей частью применяются за рубежом, вторые многим российским мамам, не желающим пичкать ребенка лишний раз лекарствами, обычно оказываются гораздо ближе. Родители в Европе и Америке, напротив, обычно применяют немедикаментозные методики, лишь когда лекарства оказываются бессильны.
Чаще всего врач подбирает комплекс препаратов из групп психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропов. В международной практике свою эффективность в лечении СДВГ доказали два препарата: "Риталин" и "Амитриптилин" и их аналоги.
Немедикаментозная терапия также имеет успехи при ее правильном и последовательном применении. Прежде всего, необходимо пересмотреть образ жизни ребенка с точки зрения его круга общения и занятий. Игры лучше выбирать спокойные, без сильного эмоционального компонента, а партнеров по ним - уравновешенных и невозмутимых. Успешно применяется и психотерапия, в ходе которой происходит коррекция отношения ребенка к обучению, окружению. Благотворно влияют на СДВГ занятия, способствующие релаксации и снятию тревожности. В определенных ситуациях не лишней будет и семейная терапия - как показывают исследования, диагностированный синдром дефицита внимания у детей повышает риск депрессии у матерей примерно в 5 раз.
Несмотря на то что оба подхода по-своему хороши, наилучшие результаты по-прежнему достигаются с помощью их сочетания.
Не зная доподлинных причин, которые вызывают дефицит внимания у детей, сложно говорить о мерах его предотвращения. Разумеется, есть смысл для будущих матерей тщательно следить за своим состоянием, а после родов - за развитием ребенка. Многие неврологи считают, что симптомы СДВГ можно заметить примерно в 3-5 лет, а иногда даже на первом году жизни. С момента обнаружения этих признаков можно начинать коррекцию согласно немедикаментозным методикам лечения - они в любом случае не навредят ни одному ребенку. Стоит лишь помнить, что у детей с дефицитом внимания наблюдается довольно своеобразная работа мозга: после 3-5 минут активности ему необходима передышка.
Как правило, к подростковому возрасту с синдромом дефицита внимания бывает так или иначе покончено. Но это вовсе не означает, что СДВГ не требует лечения и проходит сам собой. Его игнорирование чревато если не неврологическими, то психологическими проблемами. К 14-15 годам ребенок может заполучить заниженную самооценку, пробелы в знаниях, отсутствие друзей. Учитывая то, что в этот период он и так будет проходить через нелегкое для себя время, своеобразный кризис, ни к чему оставлять проявления СДВГ без внимания, ведь это может сильно усложнить дальнейшую социальную адаптацию. Кроме того, исследования показывают, что в 30-70% случаев те или иные клинические симптомы синдрома наблюдаются и в более старшем возрасте.
Да, такое происходит не только с детьми. Вопреки распространенному мнению, СДВГ - больше не характеристика дошкольного возраста или подросткового, этот диагноз может быть применен и к взрослому. Врачи пока неохотно признают это, списывая неорганизованность, забывчивость и постоянные опоздания на склад характера и недостаток силы воли. Но, как уже было упомянуто, в 30-70% случаев у детей с диагнозом СДВГ те или иные проблемы будут наблюдаться и позже.
Особенности деятельности в старшем возрасте, однако, накладывают свой отпечаток, так что нарушения внимания могут выражаться не совсем так, как у ребенка:
Есть и другая сторона монеты. Иногда люди с СДВГ могут впадать в так называемое состояние сверхконцентрации. При этом сосредоточение на чем-то одном может заставить забыть человека о времени и других делах. Что же касается гиперактивности, как правило, у взрослых она выражена гораздо меньше.
fb.ru
Стандартное лечение детей с СДВГ включает лекарственные препараты, образовательную программу, тренировки и консультации. Такое лечение уменьшает многие симптомы СВДГ, но не лечит само заболевание. Может потребоваться время, чтобы выяснить, какое лечение наиболее подходит вашему ребенку.
СтимуляторыВ настоящее время стимуляторы (психостимуляторы) чаще всего назначают для лечения СДВГ. Стимуляторы повышают и регулируют уровень особых веществ мозга – нейромедиаторов. Эти препараты помогают уменьшить симптомы нарушения внимания и гиперактивности – иногда очень заметно.К этой группе относятся метилфенидат, декстроамфетамина-амфетамин и лиздексамфетамин.Стимуляторы существуют в виде препаратов короткого и длительного действия. Препараты длительного действия выпускают в виде пластырей, которые можно носить на бедре.Дозировка зависит от каждого конкретного случая, так что может потребоваться время, чтобы установить подходящий режим приема. Дозу следует изменить, если возникли побочные эффекты или по мере взросления ребенка. Расспросите врача о возможных побочных эффектах стимуляторов.
Стимуляторы и проблемы с сердцемВ редких случаях приема стимуляторов наступала смерть детей или подростков, связанная с нарушением работы сердца. Пока нет доказательств, что эти препараты повышают риск внезапной смерти, но если он есть, то для детей с предсуществующим заболеванием сердца. Врач должен убедиться, что у вашего ребенка нет проблем с сердцем, и расспросить вас о факторах риска и семейном анамнезе сердечных заболеваний, прежде чем назначить стимуляторы.
Другие препаратыТакже лечение СДВГ проводят атомоксетином и такими антидепрессантами как бупропоин и дезипрамин. Также было показано, что эффективны клонидин и гуанфацин. Атомоксетин и антидепрессанты действуют медленнее, чем стимуляторы, и может потребоваться несколько недель, пока они не окажут эффект в полной мере. Они могут быть хорошим вариантом, если ваш ребенок не может принимать стимуляторы из-за проблем со здоровьем или выраженных побочных эффектов.Спросите врача о побочых эффектах любого из этих лекарств.
Риск самоубийстваХотя это пока не доказано, существует мнение, что прием препаратов от СДВГ (но не стимуляторов) несколько повышает риск суицидальных мыслей у детей и подростков. Если вы заметили признаки суицидальных мыслей или другие признаки депрессии, обратитесь к врачу.
Правильный прием лекарствОчень важно следить, чтобы ребенок принимал лекарство в правильном количестве. Родители могут беспокоиться по поводу привыкания к этим препаратам, но нет доказательств, что при приеме в правильной дозе по назначению врача лекарство может вызвать привыкание.С другой стороны, братья, сестры или одноклассники ребенка с СДВГ могут злоупотреблять стимуляторами. Чтобы прием лекарств был безопасен, соблюдайте следующее:
Коррекция поведения при СДВГ и консультации
Положительный эффект оказывает бихевиористская терапия и консультации, которые проводят психиатр, психолог, социальный работник или другой профессионал. У некоторых детей с СДВГ есть и другие расстройства, например, тревожное расстройство или депрессия. В таких случаях консультации помогут в решении обеих проблем.
Вот примеры возможных способов лечения:
Для достижения наилучших результатов должна работать команда: родители, учителя, психотерапевты и врачи. Узнавайте больше о СДВГ и подскажите учителю источники информации, чтобы он мог работать с ребенком во время занятий в школе.
www.zdorovieinfo.ru