§ 4. Социальная сущность человека. Как самореализация выявляет социальные качества личности


Самореализация личности

Исследование проблем самореализации личности представляет собой одну из центральных проблем современной психологии.

Определение 1

В наиболее общем виде под самореализацией понимается процесс перехода потенциальных возможностей личности в актуальные, необходимая форма движения индивидуума к личностной зрелости, вершинам профессионализма

Деятельностный характер самореализации

Как психологический процесс самореализация носит ярко выраженный деятельностный характер, проявляется через работу, взаимодействие с другими, реализацию профессиональной деятельности. Причем под категорией труда понимается любая предметная деятельность, включая профессиональную, социальную, коммуникативную и пр.; категория общения объединяет всю совокупность межличностных отношений, включая эмоциональные привязанности, любовь, родительские, семейные, дружеские и иные чувства.

Личностная самореализация направлена на преобразование жизненной ситуации, представляет собой творческий поиск, творческий процесс, который начинается видением и формулировкой проблемы, включает выдвижение гипотез, предложений, их проверку, познавательную рефлексию, что в совокупности указанных актов, действий обеспечивает опосредованное формирование Я-концепции в жизни и профессии. В процессе самореализации осуществляется личностный и профессиональный рост, осознание собственных действий, себя, своего места в жизни, социуме, профессии.

Условия самореализации

Роль самореализации заключается в саморазвитии личности, в ее нацеливании на максимальное раскрытие творческого потенциала, реализацию действий, соответствующих собственным ожиданиям и ожиданиям других, реализацию социально одобряемых поведенческих паттернов. Следует отметить, что стремление к саморазвитию, самореализации выступает имманентным свойством каждой личности, однако, адекватная реализация указанных процессов возможна лишь в определенных социальных условиях.

Замечание 1

Главным условием самореализации выступает сам социум, социально-природная окружающая среда, благодаря содействию, сотворчеству с которой осуществляется самораскрытие личности.

Таким образом, необходимыми условиями личностной самореализации выступают:

  • во-первых, личностный, внутренний аспект, стремление личности достичь состояния, цели или результата, на который направлена деятельность индивидуума;
  • во-вторых, внешний, деятельностный аспект, направленность деятельности личности на преобразование внешней среды.

Барьеры самореализации

Процесс самореализации, раскрытия собственного творческого потенциала может сопровождаться необходимостью преодоления затруднений, барьеров. Как правило, большинство барьеров находятся в структуре самой личности, в ее внутреннем мире, системе убеждений. Самореализация может быть затруднена в ситуации, если человек не нашел себя, не имеет цели, на достижение которой может быть направлена деятельность, не может вырабатывать стратегии для решения сформулированных задач, преодоления выявленных трудностей. Процесс раскрытия собственного потенциала затруднен в случае, если человек не задумывается о своем личностном росте, не умеет адекватно оценивать факторы и процессы окружающей социально-природной среды.

Самореализация возможна лишь у зрелой личности, в полной мере осознающей свои способности, когда полностью сформирована Я-концепция, сформирована личностная готовность, мотивационная сфера для обеспечения всей совокупности внешних условий для протекания самореализации. При этом у индивидуума возникает внутренняя потребность моделировать всю совокупность внешних условий, способных обеспечить успешную самореализацию.

Замечание 2

Таким образом, самореализация представляет собой полиморфную категорию, обозначающую состояние, процесс, цель, результат, деятельность, направленную на формирование личностных образований, раскрытие собственного индивидуального, личностного потенциала, осознание своего места в жизни, социуме, профессиональной деятельности.

spravochnick.ru

Социальная сущность человека. Самореализация и качества личности



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

- высокоорганизованный мозг;

- мышление;

- членораздельную речь;

- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

- способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

- способность к самопознанию и саморазвитию;

- способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

3. Составьте схему «Социальные качества личности».

resheba.com

Уровневая природа самореализации личности ← Статьи о психологии ← Психология человека

Г. А. Парайкина

УРОВНЕВАЯ ПРИРОДА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Работа представлена кафедрой психологии личности Томского государственного университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Э. В. Галажинский

В статье представлен краткий анализ основных теоретических подходов к проблеме выделения уровневон природы самореализации личности с точки зрения системной детерминации. В связи с чем самореализация определяется как некая форма, в которой проявляется самоорганизация человека как открытой системы. В статье также рассматривается причинная и непричпнная детерминация двух качественно различных уровней самореализации личности.

Ключевые слова: самореализация личности, уровиевая природа самореализации, детерминанты, репродуктивный и творческий уровни.

The article represents a brief analysis of the main theoretical approaches to the problem of defining the level-based nature of personality self-realisation in the context of system determination. Therefore, self-realisation is considered to be a form of a person's self-organisation as an open system. The article deals with casual and non-casual determination of two qualitatively different levels of personality self-realisation.

Key - words: personality's self-organization, level basis of self-realisation, determinants, reproductive and creative level.

Уровневая природа самореализации личности

Многие ученые высказывают предположение об уровневой структуре самореализации (К. А. Абульханова-Славская, Ф. Е. Ва-силюк, Л. А. Коростылева, А. Маслоу и др.). Например, Л. А. Коростылева считает, что уровень самореализации непосредственно связан с развитием личности, поскольку определяет степень адекватности приложения ее собственных усилий по самоосуществлению, выражаемых в деятельности (содеятельности), творчестве (сотворчестве) . Следовательно, уровень развития личности проявляется в уровне ее самореализации. Система уровней представляет собой иерархически упорядоченную структуру, построенную по вполне определенным и выверенным основаниям. Рассмотрим классификацию уровней самореализации, предложенную Л. А. Коростылевой. В основе данной классификации лежит теоретический анализ и анализ экспериментальных данных. В качестве экспериментального материала представлены данные, полученные на различных выборках респондентов, среди которых были управленцы, педагоги, студенты, клиенты службы занятости и клиенты службы знакомств. По мнению автора, именно эти группы людей имеют разные уровни самореализации и испытывают различные трудности в ходе самореализации.

Л. А. Коростылевой были выделены четыре уровня самореализации личности: примитивно-исполнительский уровень, индивидуально-исполнительский уровень, уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста) и наивысший уровень самореализации - уровень смысложизненной и

ценностной реализации (реализации сущ-

2

ностной аутентичности) . Далее автор сопоставляет данную типологию с рядом других, таких как: иерархия мотиваций А. Маслоу, жизненных техник X. Томэ, смысла жизни В. Э. Чудновского, жизненных миров Ф. Е. Василюка, стратегий жизни К. А. Абульхановой-Славской и др.

Сопоставление уровней самореализации с иерархической моделью мотивации по А. Маслоу автор проводит следующим образом. Для уровня примитивно-исполнительской реализации характерны мотивация на уровнях физиологических потребностей и потребности в безопасности. Индивидуально-исполнительской реализации соответствует мотивация привязанности и любви, поскольку в немалой мере направлена на удовлетворение соответствующих потребностей, ради которого достаточно часто осуществляется. Уровень потребности в признании и оценке соотносится с уровнем реализации ролей и норм в ближнем окружении, социуме. Наиболее полная самореализация состоит в реализации смыс-ложизненных и ценностных ориентации, т. е. имеет место сущностная, аутентичная самореализация - осуществление потребностей в самоактуализации как стремление реализовать свои способности и таланты. Такую самореализацию называют самоотдачей, самоосуществлением самого себя. Нередки случаи, когда самореализующаяся личность может быть названа самоактуализированной. Такое синонимичное употребление в большей мере может касаться наивысшего уровня. Однако А. Маслоу ни теоретически, ни тем более экспериментально не рассматривал механизмы и барьеры на каждом из уровней, их феноменологию

3

и особенности функционирования . В данном контексте нельзя не отметить тот факт, что А. Маслоу первоначально в число самоактуализирующихся отобрал тех людей, которые показали высокую степень самореализации, и попытался найти в них общие черты. Затем он понял, что «обычные» люди тоже могут быть отнесены к числу самоактуализирующихся и могут в разной степени реализовать себя. Проанализировав данный факт, Э. В. Галажинский отмечает, что полнота самореализации не отражает качество самореализации. Следовательно, люди могут наиболее полно выразить себя в совершенно разных видах жиз-

ПЕДАГОГИКА II ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

недеятельности, но при этом уровни их самореализации могут быть совершенно различными. Можно предположить, что А. Маслоу вынужден был ввести различие между просто «самоактуализирующимися» людьми и «трансцендерами». Данные категории людей отличаются друг от друга не степенью, а качеством самоактуализации. И те и другие могут иметь одинаково высокую степень самоактуализации, но при этом демонстрировать совершенно другой ее уровень. Появляется необходимость различать два таких понятия, как «степень самореализации» и «уровень самореализации». По мнению Э. В. Галажинского, степень самореализации указывает на полноту самореализации, а уровень - на ее качество. Эмпирически легко устанавливается факт различия людей по степени самореализации - насколько «состоялся» человек, чего он достиг в жизни и т. д. С другой стороны, можно полагать, что понятие «степень самореализации» в некотором смысле перекрывает собой понятие «уровень самореализации», в определенном роде заслоняет его и даже замещает. Уровень жизненных достижений неоднозначно соотносит-

4

ся с уровнем самореализации .

Л. А. Коростылева не проводит грань между этими двумя понятиями, и поэтому сложно делать вывод о том, на что опирается автор при выделении четырехуровневой типологии. Сопоставление данной типологии с рядом других призвано прояснить ситуацию. Рассмотрим те из них, которые наиболее близки пониманию автором, уровней самореализации личности.

В подтверждение собственной четырехуровневой системы Л. А. Коростылева обращается к типологии жизненных миров Ф. Е. Василюка . Его система категорий описывает особенности стрессов, фрустрации, конфликтов и кризисов для разных типов жизненных миров. По мнению Л. А. Корос-тылевой, для лиц с самым низким - примитивно-исполнительским -уровнем самореализации характерен внешне и внутренне

простой (инфантильный) жизненный мир. Поведение таких людей характеризуется «неудачными», непродуктивными действиями, не направленными на самореализацию личности. Индивидуально-исполнительский уровень самореализации соответствует внутренне простому и внешне сложному жизненному миру человека, где удовлетворяются несколько отсроченные потребности, большей частью витального плана. Реализация ролей и норм в социуме осуществляется на фоне внутренне сложного и внешне простого мира человека посредством ценностного переживания, когда субъекту достаточно осуществить выбор или принять решение, а его реализация гарантирована легкостью внешнего мира. Высший уровень самореализации соотносится с внутренне сложным и внешне сложным жизненным миром. Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира - воплощение индивидуального надситуатив-ного замысла своей жизни в целом. Таким образом, проблема уровней самореализации имеет решение только в контексте анализа специфики жизненных миров конкретных людей. Сам же жизненный мир в нашем понимании есть открытое пространство жизни, а степень этой открытости характеризуется понятием «уровень самореализации».

Обратимся к типологии, предложенной К. А. Абульхановой-Славской. Примитивно-исполнительский уровень соответствует первому типу (исполнителю). Стереоти-пизация проблем у таких лиц обусловлена прежде всего неумением дифференцировать проблемы на актуальные и перспективные. Личностно индифферентное отношение к проблемам наблюдается на фоне непонимания их смысла, причин возникновения и неспособности к прогнозу. Для индивидуально-исполнительского уровня характерен второй тип (созерцатель), который отличается от предыдущего умением интеллектуально прорабатывать проблемы, дифференцируя их по актуальности и перепек -

Уровневая природа самореализации личности

тивности, выявлять причины их возникновения. В силу индифферентного отношения к проблемам, более успешной, но пассивной адаптации и группового конформизма отсутствуют конструктивное отношение к проблемам и способность их прогнозирования. Уровень реализации ролей и норм в социуме соотносится с представителями третьего типа (прагматиками), которые способны конкретно воспринимать социальные проблемы, при этом четкость представлений имеет место наряду с их значимостью. Прогнозы носят ситуативный характер, так как типична ситуативная адаптируемость. Наивысший уровень самореализации -реализация смысложизненных и ценностных ориентации - присущ четвертому типу по классификации К. А. Абуль-хановой-Славской (лидеру), который наряду со способностью к проблематизации на высоком теоретическом уровне обладает конструктивным прогнозирующим мышлением, личностным принятием проблем и умением принимать решения. Данная типология построена с учетом факторов социальной адаптированное™ и переживания, а также характера интеллектуальной обработки проблем .

Несмотря на то что уровневая природа самореализации исследуется многими учеными, нам представляется перспективным подход к выделению уровней с точки зрения системной детерминации. Самореализация в связи с этим определяется как некая форма, в которой проявляется самоорганизация человека как открытой системы. Само понятие «системная детерминация» необходимо для объяснения самодетерминации человека как открытой системы. При этом Э. В. Галажинский различает системную детерминацию как феномен и выделяет системы детерминаторов - «множественную причинную обусловленность». Система детерминаторов может быть достаточно сложной, включающей в себя совокупность причинных и непричинных обусловливаний. Причинные детерминаторы ини-

циируют процесс самореализации, а непричинные - динамизируют его и придают ему направленность и избирательность . Причинная детерминация самореализации обусловлена открытостью психологических систем, так как открытость представляет собой не частный признак системы, а условие ее существования. Формой существования системы является развитие, закономерное усложнение системной организации . Исходя из этого, можно заключить, что саморазвитие системы может осуществляться только через самореализацию.

Непричинная же детерминация является внеситуативной и определяется степенью открытости человека как системы. Вследствие чего динамизирующая непричинная

детерминация обусловливает устойчивость

9 тт

и подвижность системы . Применение принципа системной детерминации в исследовании самореализации личности дает возможность Э. В. Галажинскому выделить уровни самореализации через качество процессов самореализации, характерных для больших групп людей, через их поведение в ситуациях, в которых он обнаруживает возможность к самореализации, открываемой в ценностных составляющих его мира. Смыслы и ценности им понимаются как детерминанты самореализации разного уровня. Смыслы детерминируют самореализацию репродуктивно-адаптивного типа, а ценности - продуктивно-сверхадаптивного. Эти два типа самореализации он рассматривает как уровни самореализации, высшим из которых является творческая, или, другими словами, продуктивно-сверхадаптивная, самореализация.

Разница между этими двумя уровнями самореализации обусловлена доминированием, во-первых, разных источников активности, таких как текущие потребности или наличные возможности, во-вторых, разными типами смысловых образований, например: актуальными смыслами и ценностями саморазвития и самореализации.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Для нас наибольший интерес представляет возможность перехода человека в процессе жизненного самоопределения с одного уровня на другой и изменения качества самореализации. Движение человека по

линии восходящего расширения системы ценностей, жизненного, профессионального самоопределения, на наш взгляд, напрямую зависит от усложнения уровней самореализации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Коростычева Л А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной

сфере. СПб., 2005. С. 87.

2

2 Там же. С. 89.

3

3Там же. С. 90.

4

Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. С. 24.

Василюк Ф. £.Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 103.

Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 27.

7

Галажинский Э. В. Указ. соч. С. 29. "Там же. С. 31.

9

Там же. С. 34.

psibook.com