Научный публицист, стипендиат Родса и дважды писатель Джона Лерер предложил несколько неожиданных способов сохранить острый и здоровый ум. Как любой другой орган тела, его нужно тренировать.
Согласно Лереру существует 10 правил хорошего мышления, соблюдая которые, можно улучшить свой ум.
1. Прислушивайтесь к своим эмоциям - не избегайте того, что они говорят вам, а слушайте и поступайте соответственно по возможности. Эти чувства вызваны фактами за пределами сознательного понимания.
2. Доверяйте своим инстинктам - когда вы выработали навык, взамен потраченного времени вы получаете надёжные инстинкты, и часто инстинктам можно доверять.
3. Рассматривайте альтернативы - для мозга естественно обращать внимание только на то, во что он верит, остановитесь и рассмотрите противоположный вариант.
4. Знайте, что вам нравится - не дайте одурачить себя ценниками или популярностью, решите сами, что для вас хорошо, а что нет.
5. Принимайте душ подолгу - исследования показывают, что решения всегда приходят в тот момент, когда вы не думаете о проблеме, вероятно потому что в отсутствие стресса ум легче настраивается на нужный лад.
6. Не доверяйте своей памяти - вызов в памяти какого-либо события изменяет структуру воспоминания об этом событии, поэтому чем больше вы думаете о нём, тем менее точны ваши воспоминания.
7. Не переутомляйтесь - префронтальная кора, отвечающая за силу воли и мышление, согласно исследованиям быстро истощается. Можно делать множество вещей, но не все одновременно. Многозадачность неэффективна.
8. Учитесь на ошибках - успешные люди обращают внимание на свои промахи, а также постоянно ищут, что можно улучшить could improve upon - это очень важно для обучения.
9. Мечтайте - это невероятно важный инструмент для творчества, который вызывает бурную активность в области называемой сетью пассивного режима работы мозга, которая отвечает за способность ума создавать новые ассоциации. Таким образом, мечты резко активизируют мозг.
10. Думайте о том, что думаете - самоанализ может быть ключом к трезвому мышлению, наравне с умственными способностями и опытом.
Это несомненно очень своеобразный список (например, я уже писал, почему нельзя доверять эмоциям), но достойный внимания.
У Лерера острый интерес к мозговой деятельности и нейробиологии мышления и принятия решений. Он представляет мозг как некий швейцарский армейский нож с множеством инструментов различного назначения. И всё, что нужно — это в подходящее время выбрать правильный инструмент.
Кроме упражнений для развития ума есть и другие способы сохранить здоровый ум.
Приносит пользу потребление продуктов богатых антиоксидантами, таких как клюква, миндаль, фисташки, зеленолистные овощи(капуста, шпинат, брокколи и т.п.) и черника.Также множество исследований показали, что витамин D способствует работе памяти и обработке информации. Витамин D встречается в рыбьем жире, яичном желтке, икре, молочных продуктах, сыре, сливочном масле, грибах, крапиве, петрушке. Кроме того, витамин D синтезируется в организме под воздействием ультрафиолета, когда человек достаточное время находится на солнце.
Также недавно была доказана польза умеренного потребления кафеина.
В то время как население стареет, больше внимания уделяется методам сохранения острого ума с возрастом.
Доказано, что занятия задействующие и левое и правое полушарие мозга развивают мыслительные способности. Поставьте себе цель - всего 10 минут напряжённой умственной активности в день может быть достаточно, чтобы сократить риск умственного расстройства.
Головоломки, ребусы, чтение, кроссворды, шахматы и другие интересные для вас занятия будут хорошим способом сохранить остроту ума, и возможно, улучшить логическое и критическое мышление и мыслительные способности.
Основано на англоязычных материалах с сайта ezinearticles.com
0leg.net
Людям необходимо уметь правильно решать поставленные перед ними задачи. В наши дни сложно считаться умным человеком, не подвергая здоровому скепсису обилие поступающей извне информации. Человеку требуется понимание происходящего и оценка событий. Кроме того, он должен правильно выявлять важность поступающих сведений, отказываясь от бесполезных или заведомо неверных. Нужно также отстаивать свое индивидуальное мнение. Для того, чтобы развить критическое мышление, следует научиться определенным образом думать. Требуется выбирать точные данные, осмысливать их и делать выводы. В ходе размышлений необходимо выявлять свои и чужие ошибки, а также отсеивать ложные суждения. Не нужно доверять неподкрепленным фактами сведениям или своему воображению. Именно те, кто излишне прислушивается себе и к другим, рискуют оказаться во власти иллюзий.
Критическое мышление полностью освобождает людей от потребности следовать за массой. Они не только понимают все, что происходит вокруг них, но и правильно оценивают события, а также умеют отделить главное от второстепенного. Человек, обладающий таким навыком, выделяет наиболее существенные вопросы, отметая мелкие незначащие детали. Он не стремится следовать чьим-то указаниям, самостоятельно ставя перед собой наиболее важные задачи и добиваясь их выполнения.
Для того, чтобы разобраться в том, что собой представляет критическое мышление, стоит вспомнить определение ученого Л.С. Выготского. Он считал, что подобным термином можно обозначить объективное осмысление человеком повседневной действительности при участии его высшей нервной деятельности. При этом люди задействуют определенные законы философского и психологического анализа.
Ученый выделил основные составляющие критического мышления. К ним относятся:
Как видно из перечня, способность критического мышления прямо связана с памятью и вниманием. Именно они помогают человеку выбрать наиболее подходящий вариант ответа на вопросы. Из них он черпает свои основные знания и навыки. Эти психические процессы позволяют сначала наполнить копилку сведений, а затем умело использовать их на протяжении жизни.
Нельзя пытаться подгонять полученную информацию под наиболее выгодную для себя точку зрения. Нужно опираться только на проверенные факты, какими бы нежелательными они не были. Любое умозаключение должно быть максимально приближено к действительности.
В наши дни на человека обрушиваются потоки рекламы. Многие сведения о товаре оказываются заведомо ложными, так как торговцам необходимо только одно – чтобы их продукцию купили. Они рассчитывают именно на то, что человек не станет проверять их рассказы о преимуществах продукта, а сразу же купит его, доверившись их описанию. Некоторые люди так и поступают, потому что такие действия становятся наиболее простым ходом событий. Они приобретают лекарства, а потом не понимают, почему они не смогли вылечиться от болезни.
Торговцам выгодно, чтобы человек не слишком много и долго размышлял. Им нужно, чтобы любой сомнительный лозунг без доказательств принимался на веру. Они используют эмоции людей для того, чтобы заставить их поверить в невероятное. Такие предприниматели заявляют, что если кто-то ест йогурт, то он избавится от любых болезней. В данном случае эксплуатируется страх для того, чтобы заставить потребителя потратить деньги на то, что ему в данный момент не требуется.
Поэтому не стоит принимать на веру любые сведения о том или ином предмете. Мозг должен анализировать поступающие сведения, а затем синтезировать из них ответ и решение проблемы.
Критическое мышление желательно воспитывать в человеке с детства. Поэтому необходимо поощрять стремление ребенка докопаться до сути вещей. Взрослому не следует требовать, чтобы он не задавал глупых вопросов, потому что маленькому человечку они подобными не кажутся. Он активно познает мир и родители должны ему в этом помочь.
В дальнейшем критическое мышление требуется активно развивать. Для его стимуляции желательно научиться уметь ставить вопросы к каждой проблеме и пытаться найти на них ответы. Не нужно думать, что простые вещи следует сразу же принимать на веру. Они способны быть столь же ошибочны, как и сложные.
Например, существует очень распространенное заблуждение, что яйца вредны для организма из-за избытка холестерина. Но мало кто пытается осмыслить такую информацию. Между тем, ученые давно доказали, что в составе продукта присутствуют как полезные, так и вредные холестериновые фракции. Поэтому подобную пищу не только можно, но и следует включать в свой рацион, хотя и с ограничениями.
Любое утверждение следует сначала самостоятельно осмыслить, подвергнуть сомнению, обдумать и найти подтверждение официальной и своей собственной гипотезе.
Развитие критического мышления опирается на очень многие составляющие. Поэтому совершенствовать его требуется непрерывно, применяя даже при незначительных затруднениях.
Очень важно уметь отличать научные данные от любительской точки зрения и дифференцировать их от суеверий.
Это не значит, что стоит с порога отметать информацию, которая на первый взгляд кажется сомнительной. Желательно просто осмыслить ее и поставить к ней ряд уместных и необходимых вопросов.
Нужно стараться развивать в себе следующие навыки:
Способность пользоваться подобными стратегиями поиска решений позволит быстро сформулировать ответ, а затем подкрепить его точными данными.
Следует сначала взвесить ситуацию, затем осмыслить ее, а после разложить на составные части.
Не стоит облегчать себе задачу, прислушиваясь к мнению малокомпетентных людей. Любая точка зрения должна быть подвергнута сомнению. Такое требование не означает, что она ошибочна, просто не надо топиться принимать ее на веру. Даже ученые мужи вполне способны заблуждаться, высказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу. Многие их взгляды уже пересмотрены наукой, а некоторые еще, напротив, ждут своего доказательства.
Поэтому критическое мышление тесно связано с выработкой собственного мнения по любому вопросу. Данные, поступающие извне, должны служить лишь почвой для выбора своего личного взгляда на проблему.
Если кто-то утверждает, что существует немедленный способ избавления от депрессии, возможность быстрого обогащения или шанс быстро найти себе супруга, то не исключено, что они владеют всей полнотой знаний по этим вопросам. Но проблема заключается в том, подходят ли они всем и каждому человеку в отдельности. Желательно попробовать примерить ситуацию к своей жизни и поискать точки соприкосновения и расхождения с теорией.
В данном случае также часто происходит подмена рациональных данных эмоциями. Люди, которые не используют свои способности к критическому мышлению, легко управляемы и ими очень просто манипулировать в самых различных целях. Для того, чтобы заработать достаточно денег и обрести семью, они покупают дорогостоящие, но ни в чем не полезные им книги и записываются на требующие значительных финансовых вложений курсы.
Для того, чтобы быстро разобраться в постоянно поступающей информации, необходим определенный набор знаний, именуемый эрудицией. Она поможет не только подобрать нужные теории, но и отсеять ложные. По мере накопления знаний этот процесс будет совершаться механически.
Очень многие предубеждения и расхожие мнения вообще не имеют под собой никакой рациональной почвы. Если не будет найдено доказательств такого заключения, причем не одного, а нескольких, к тому же подкрепленных практикой и достоверными примерами, доверять подобному суждению нельзя. Чем оно более важно для человека, тем с большим скепсисом он должен к нему отнестись.
Очень часто говорят: «Если есть желание, то люди добьются чего угодно». Но так ли это? Поверив такому сомнительному постулату, очень многие тратят нервы, силы и время на заведомо безнадежные предприятия. Прежде чем бросать все свои ресурсы на какое-нибудь дело, необходимо убедиться в том, что оно заслуживает приложения усилий и обещает удачный исход в будущем.
Поэтому нужно узнать, каким именно методом можно решить конкретную задачу и изучить опыт других людей. Затем следует взвесить насколько он применим к данной проблеме и потребностям конкретного человека. В конечном счете, скептический подход сослужит человеку лучшую службу, чем безоглядное принятие на веру сомнительной теории.
Поэтому не стоит доверять кажущимся неоспоримыми теориям только потому, что они уже многократно повторены многими людьми. Иначе человек примыкает к уже и без того большому числу легковерных.
Подытоживая, необходимо сказать, что критическое мышление во многом опирается на умение делать отдельные выводы по каждому, даже небольшому, вопросу.
Нужно вырабатывать у себя оценочную систему, которая позволит не спеша подходить к любому сомнительному вопросу, находя на него наиболее приемлемый и соответствующий действительности ответ.
Не менее важным пунктом развития критического мышления является умение признавать собственные ошибки. Если при обдумывании проблемы обнаруживается прореха в умозаключениях, следует уметь начать поиск доказательств сначала.
Требуется определять слабость и в чужих суждениях. Даже если перед человеком находится эксперт по данному вопросу, стоит сначала убедиться в его компетентности и соответствии его слов действительности.
Поэтому необходимо знать, что при активизации критического мышления нужно отказаться от таких, в целом полезных навыков, как запоминание, интуитивное познание или творческий поиск. Они потребуются в другом процессе. При поиске действительно важных сведений следует опираться только на интеллектуальный анализ и синтез решений.
homeblogkate.ru
Как развить мышление? Этот вопрос интересует, наверное, многих. Причем большинство хочет, чтобы это мышление было именно творческое. И это не удивительно. Ведь нас еще со школьной скамьи учили мыслить шаблонно и не выходить за рамки установленного.
Однако у взрослых людей стандарты чаще всего пригождаются только в офисной сфере. В повседневной же жизни большую пользу приносит нестандартный ход мыслей. Именно с его помощью человек способен изобретать новые вещи, творить, развиваться и находить выход из сложных ситуаций.До недавнего времени творческое мышление воспринималось как данность. Просто оно есть или нет и уже не будет. Однако это не совсем верно. Согласно исследованиям, проведенным в Гарварде, успех в творчестве человека на 85% определяется его навыками. Это значит, что каждый в себе может развивать творческие способности, однако для этого нужны некоторые усилия. Итак, как развить нестандартное мышление?
1. Это упражнение в самые короткие сроки поможет увеличить гибкость и продуктивность мыслей. Поставьте перед собой любой предмет. Например, вазу или перечницу. Неважно. Засеките на часах время. Минут 5-10, не больше. За это время постарайтесь как можно больше придумать способов использования данного предмета. Учитывать можно любые варианты, если они не совсем глупые. Для того чтобы разнообразить это упражнение, его можно выполнять в паре или целыми группами. Таким образом, занятию можно придать дух соревнования.2. Данное упражнение разработано специально для того, чтобы развивать ассоциации. На этот раз возьмите два абсолютно непохожих предмета. Например, скотч и кроссовки или карандаш и тарелку. Снова засеките 5-10 минут. За это время найдите у выбранных предметов общие черты. С каждым разом упражнение будет выполняться все легче и легче.3. Описание объекта. Теперь представьте перед собой какой-либо предмет, животное или человека. Засеките 3-5 минут. В это время вы должны непрерывно описывать объект, а также выражать к нему свои чувства и мысли. Описывать объект можно как в письменной, так и в устной форме.4. Еще одно упражнение на описание. Выберите для себя любую пару слов полностью противоположных друг другу по значению. Например, теплый-холодный, прошедший-настоящий, достоинство-недостаток. Теперь придумайте к выбранным словам как можно больше слов, которые их опишут. Придумывать можно также прилагательные слова. Например, теплый – солнечный, мягкий, приветливый и холодный – ледяной, синий, свежий.5. Доделывание. Возьмите для себя какую-либо привычную ситуацию, например, прозвенел будильник, закипел чайник, пошел дождь. После этого засеките 5-10 минут и постарайтесь придумать как можно больше различных вариантов продолжения истории. Чем больше придумаете – тем лучше.
Согласно недавним исследованиям ученых, мы можем мыслить гораздо эффективнее, если в нашем привычном распорядке дня будут происходить какие-либо изменения. В данном случае ученые имеет в виду следующее. Всем известно, что в моменты уменьшения активности, человек гораздо хуже концентрируется. Однако когда внимание человека притупляется, его сознание способно охватить гораздо больший спектр информации.То есть когда мозг человека менее активен, он больше генерирует нестандартных идей и альтернатив, может нестандартно интерпретировать ситуации. В эти моменты сознание человека несколько менее организовано.Таким образом, вместо обычного, стандартного и прямого у человека появляется творческое мышление. При этом может появиться множество различных мыслей, которые разбегаются или переплетаются между собой.Именно в этом состоянии находятся необычные связи между различными идеями. Однако таким методом злоупотребить не стоит. Не нужно также жаворонку становится совой или наоборот. Просто иногда можно немножко изменить ритм обычной жизни.
Для того чтобы творческое мышление у человека работало на всю силу ему нужна регулярная подпитка. И в этом случае лучше всего воспользоваться знаниями. Заставьте свой мозг работать беспрерывно. Только таким образом его можно привести «в нужную форму».Здесь работает такое же правило, как и в спорте – чем больше мы занимаемся, тем лучшие результаты в итоге получаем. Постарайтесь регулярно узнавать что-нибудь новое, попробуйте разобраться в вещах, в которых раньше не разбирались.Запомните, что самая полезная пища для нашего воображения – это новая информация.
Конечно, выполняя различные упражнения и следуя полезным советам можно постепенно развивать умственные способности. Однако действительно хороших результатов можно добиться, только отказавшись от предрассудков. Думайте, живите и рассуждайте по-новому. Не бойтесь того что подумают и скажут окружающие.Сколько прекраснейших идей люди так и не смогли воплотить в жизнь только из-за боязни окружающих, ведь далеко не каждый человек может выражать свои мысли.Даже если у вас ничего не получится, это не страшно. Главное что вы попробовали. Поймите, что творческое мышление – это не особый дар, данный с рождения, а мастерство и тяжелый труд, который может дать результаты далеко не сразу.
Источник:
ekran-stroka.ru
Что вообще это такое — «развитие мышления»? Начать здесь стоит с того, что способов мышления — бесконечное множество. Фактически, любая осмысленная комбинация слов является способом мышления. И про одни и те же явления и события можно думать совершенно по-разному.
Пример. Допустим, на улице солнечно и жарко. Как можно об этом думать? Во-первых, так, как два предложения назад: «На улице солнечно и жарко». Или: «На улице отличная погода». Или: «На улице невыносимая жара». Или: «Отличая погода для купания!» Или еще как угодно. И от того, как мы думаем о погоде, будет зависеть наше дальнейшее поведение.
Но тут возникает одна проблема. Дело в том, что обычно мы не думаем об одном явлении разными способами. Мы всегда думаем о нем одним и тем же способом — таким, каким привыкли думать, возможно, еще в детстве. И мы никогда не думаем о том, что думать можно по-другому.
Получается несколько парадоксальная ситуация. Миллиарды людей живут бок о бок — и каждый считает свой способ мышления единственно возможным и верным. Он не понимает, что можно думать не так, как он думает. Хотя люди вокруг часто думают не так, как он. И каждый из них тоже думает, что его способ мышления — единственно верный.
Поэтому развитие мышления и заключается как раз в том, чтобы учиться думать совершенно по-разному.
Попробуйте. Возьмите любую проблему, которую вы давно не можете решить, и подумайте о ней другим способом. А потом третьим. Четвертым. Пятым. Десятым. Пока не найдете тот способ мышления, который решает эту проблему.
Собственно говоря, проблема и возникает-то всегда из-за неправильного способа мышления. Вы пошли не по той дороге и поэтому уперлись в тупик. Вы думаете неправильным способом и поэтому не можете найти решение. Хотя другая дорога может быстро привести вас к вашей цели, а другой способ мышления поможет быстро разобраться в ситуации.
Попробуйте сформулировать проблему иначе. Попробуйте описать проблему другими словами. Попробуйте отметить в проблеме другие детали. Попробуйте посмотреть на проблему с другой точки зрения. Попробуйте сделать из проблемы другие выводы. Результаты могут быть очень разные.
Вы всю свою жизнь думали определенным образом. Именно этот образ мысли привел вас к той ситуации, в которой вы находитесь прямо сейчас. Хорошо, если эта ситуация вас полностью устраивает. А если нет? Тогда вам стоит начать пробовать другие способы мышления.
Посмотрите, как думают (например, рассуждают вслух или на письме) другие люди. Попробуйте думать так же, как каждый из них. Попробуйте изучить, какие способы мышления описаны в разной литературе. Попробуйте изобрести свои способы мышления. Любой из них может оказаться подходящим для вашей ситуации.
И, что также очень важно, не застревайте ни в одном из новых для вас способов мышления. Разные способы мышления подходят для одних ситуаций, а для других — не подходят. Поэтому дело не в открытии «идеального» способа мышления, а в том, чтобы учиться мыслить максимально разнообразно. И постоянно повышать это разнообразие.
Говорят, успешные и неуспешные люди отличаются только способом мышления. Говорят, счастливые и несчастливые люди думают по-разному. Научитесь думать по-другому и, скорее всего, вы найдете способы мышления, которые сделают вас успешным и счастливым!
shkolazhizni.ru
Сколько различных способов применения скрепки вы сможете придумать за три минуты? Если ваши результаты соотносятся с показателями большинства, то ответ будет где-то между 10 и 20.
Этот знаменитый тест был придуман в 1967 году Джо Полом Гилфордом (J.P. Guilford), американским психологом и профессором ряда ведущих университетов. Тест использовался для оценки дивергентного мышления.
Подобные испытания, также известные как «тесты альтернативного использования», очень популярны в современном мире — наверняка вы хоть раз сталкивались с ними на тренингах или собеседованиях.
На изображении выше вы увидели две странные фигуры — это часть другого интересного теста, в рамках которого предлагается дорисовать картинку в каждом окне. Это еще один тест на дивергентное мышление — чем креативнее испытуемые, тем более интересные изображения получаются в результате.
Творческое мышление часто рассматривается как данность — либо оно есть, либо увы. Но в последнее время такая позиция теряет свою прочность: по результатам исследования в Гарварде, успехи в творчестве на 85% определяются навыками мастерства. Это означает, что каждый из нас может развить творческое мышление.
Вопрос в том, как это сделать?
Что такое творчество?
Творческое мышление — нематериальный предмет для обсуждения. Невозможно положить креативность на обеденный стол и рассмотреть ее под лупой. В большинстве случаев, встречаясь с настоящим искусством и творческими людьми, вы просто это чувствуете. Мария Попова, креативный гений BrainPickings.org, говорит что творчество — это искусство соединять несоединимое, преобразуя существующие знания в совершенно новый способ видения мира.
Это определение, кажется, предельно точно описывает все сферы творческого процесса — но мы заглянем еще глубже.
Ассоциации
Эта практика позволяет проводить линии между, казалось бы, абсолютно чуждыми друг другу вещами и идеями. Сэр Ричард Бренсон (Richard Branson) считает, что на этом методе выстроена вся его корпорация Virgin Group.
Вопросы
Любопытство — частое качество у людей творческих профессий. Многие новаторы постоянно интересуются всем происходящим — их не устраивает текущее положение вещей в мире.
Леонардо да Винчи был убежден в сильном влиянии любопытства на творческий процесс. В одном из его эскизов сохранилась надпись: «Я бродил по окрестностям в надежде найти ответы на вещи, которые не мог понять».
Наблюдение
Мария Конникова в своей книге «Думай как Шерлок Холмс» (How to Think Like Sherlock Holmes) подчеркивает важность постоянного и глубокого наблюдения за окружающей средой. Для иллюстрации этого тезиса Мария приводит отрывок из книги: Шерлок спрашивает у Ватсона, сколько ступеней на лестнице в доме Холмса, по которой каждый из героев проходил сотни раз. Ватсон не смог ответить, на что Шерлок сказал:
«Вы не наблюдательны. Каждый день вы поднимались по лестнице, и наверняка подсознательно считали свои шаги, но не помните этого. Я же знаю, что на лестнице 17 ступеней, так как видел и наблюдал».
Нетворкинг
Речь идет не просто о расширении списка контактов на LinkedIn. Нетворкинг заключается в увеличении количества ваших социальных связей и привлечении идей из всех слоев общества. Поистине творческие личности не сидят в скорлупе своего круга общения — они постоянно пробуют что-то новое.
Эксперименты
Чтобы увидеть свежие пути и возможности, вы должны выйти из зоны комфорта и поэкспериментировать с новыми идеями и методами работы. Google первая внедрила в рабочий процесс принцип 80/20, что позволило сотрудникам корпорации активно трудиться только 20% от стандартного рабочего времени.
С тех пор концепция успела прижиться в Apple и LinkedIn. Эти компании понимают, что творчество — не шутка или развлечение, а тяжелый труд. Одного желания быть творческим недостаточно для успеха — вы должны приложить усилия.
План по развитию творческого мышления
Теперь мы выяснили компоненты творческой работы, но как развить креативность? Существует пять простых методов, которые стимулируют мышление к выходу из зоны комфорта и могут подарить вам больше идей, чем вы думаете.
Разомните свою творческую мускулатуру
«Идеи похожи на кроликов — сначала у вас их несколько, но начав возиться с ними, вы и не заметите, как получите целый выводок». Джон Стейнбек
Так же, как укрепление мышц в тренажерном зале, развитие творческого потенциала требует времени и энергии — для успеха необходимы ежедневные усилия. Возьмите на себя обязательство регулярно упражнять свой ум.
Например, Джеймс Алтучер развил привычку, которая помогает ему создавать 3650 уникальных идей в год. Все очень просто: каждый вечер Джеймс садится и придумывает 10 идей, от бизнес-планов до книжных концепций.
Регулярный процесс генерации свежих идей приучает мозг постоянно искать новые пути решения проблем. Такой подход не только создает питательную среду для творчества, но и укрепляет ваш ум.
Когда мы делаем нечто новое, в нервной системе возникает сигнал о том, что мы учимся, и это вызывает выброс порции дофамина — нейромедиатора, отвечающего за хорошее моральное самочувствие и являющегося ключевым компонентом процесса обучения. Это — приятная награда за умственные усилия, которая может служить мотивацией для освоения непредставимых ранее творческих резервов.
Прерывайтесь чаще
Все люди разные, и у каждого есть свой способ генерации идей. Кому-то свежие мысли приходят за ужином: бокал вина, спокойная атмосфера, думать о работе уже не нужно — вот тут-то мозг переключается и может выдать нечто интересное.
Кто-то использует для аналогичных целей бег по утрам, шопинг, утренний кофе — что угодно, вплоть до ежедневного часа в пробке у дома. Каждый может вспомнить ситуацию, в которой чаще всего приходят хорошие мысли, что неслучайно.
Когда мы немного отвлекаемся от ежедневных проблем, наше сознание чуть разгружается, что может послужить причиной для свежего взгляда на вещи. Шелли Н. Карсон (Shelley H. Carson) утверждает: «Отвлечение может дать мозгу перерыв, необходимый на то, чтобы отвлечься от неэффективного решения проблемы».
Слишком большое внимание, уделяемое проблемам, как правило, задействует все ваши когнитивные ресурсы. Сделайте шаг назад, займитесь домашними делами, отправьтесь на прогулку — словом, остановитесь на минуту и дайте передышку мозгу, очистив его от ежедневного мусора. Так вы и освободите пространство для творчества.
Измените среду
Вы, вероятно, никогда не бывали на кухне элитного ресторана. Аналогично, вы вряд ли видели схему канализации, что идет от вашего офиса за несколько километров. Но при просмотре мультфильмов «Рататуй» и «В поисках Немо» сцены в подобных местах казались вам вполне подлинными. Знаете, как появились эти произведения?
Для создания реалистичного эффекта режиссеры Pixar сами погружались в среду, которую хотели выстроить. При съемках «Рататуй» создатели отправились на двухнедельную командировку во Францию, где исследовали местную кухню. В случае с Немо, группа провела некоторое время в городской канализации Сан-Франциско, для изучения дренажной системы города.
Никто не заставляет вас завтра ехать во Францию — а уж тем более лезть в канализацию. Но выйти из привычного круга иногда просто необходимо, чтобы дать толчок творческому мышлению.
Например, ряд исследований среди эмигрантов показал, что люди, проживающие в чужой для себя стране, часто быстрее находят неочевидные связи и показывают высокие успехи в творчестве. Адаптация к жизни в обществе с новым языком, культурой и укладом вынуждает трансформировать старые представления и менять привычные модели поведения.
Опять же, не стоит эмигрировать только потому, что вам необходимо развить творческое мышление. Просто поезжайте в путешествие — так вы освободите мозг от рутинных, рабочих задач и заодно дадите ему свежие впечатления от новых стран и культур. Хорошее путешествие, как ничто другое, меняет представления о мире и внутренние установки, одновременно обогащая кругозор.
Измените свой график
По недавним исследованиям, мы могли бы работать эффективнее, привнеся в свой привычный распорядок дня некоторые новшества. Речь идет о следующем — в периоды, когда активность снижается, наша способность к концентрации уменьшается соответственно. Потеря во внимании дает возможность охватить более широкий спектр информации. В состоянии низкой активности наш мозг генерирует больше альтернатив и различных интерпретаций, которые способствуют всяческим инновационным идеям и инсайтам. В периоды сниженной активности ваше сознание чуть менее организовано. Вместо линейного мышления мысли будто разбегаются в разные стороны, одна цепляет другую, тут же уступая место третьей и т. д. В подобном состоянии вы можете подсознательно находить неочевидные связи между идеями.
Конечно, «сове» не стоит насильно обращаться в «жаворонка» и наоборот. Просто иногда бывает полезно нарушить привычный ход вещей.
Сознание новичка
Мозг человека, впервые сталкивающегося с темой, способен подсказать множество путей решения. Эксперт же знает только одну дорогу, по которой и ходит много-много лет подряд, даже не представляя, что можно свернуть.
В дзен-будизме это называется «Shoshin», или чувство начинающего. Суть в том, чтобы снова почувствовать себя новичком, не знающим границ и разочарований — равно как и всех ответов. Здесь кроется два преимущества. Во-первых, новички более открыты для новых идей и альтернативных путей решения проблемы. Во-вторых, желание исследовать новое очень важно для творческого мышления. Исследования показали, что люди с богатым опытом приключений, как правило, мыслят менее шаблонно, чем остальные.
Хотите проверить? Тогда выполните простое упражнение. Выберите любое хобби и осваивайте его в течение 30 дней. Для физического и эмоционального здоровья очень важно периодически бросать самому себе вызовы. Это поможет сохранить ум острым и открыть в себе новые потенциалы.
Заключение
Большинство того, что представляется вам недостижимым мастерством и проявлением гения, на самом деле — навык, развитый упорным трудом. Возможно многое, но для этого придется поработать.
Высоких вам конверсий!
По материалам: blog.pickcrew.com
21-10-2014
lpgenerator.ru
________
_________
План:
— Какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления?— Что способствует увеличению скорости мыслей?— Тренировка скорости восприятия текста по методу Виктора Котка— Как развить у себя мышление, помогающее добиться успеха?— 8 стратегий, которые помогут вам перестроить свои мысли— 9 эффективных упражнений для развития скорости мыслить— Заключение
В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни.
А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека.
Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи. О развитии памяти и мышления вы можете узнать из статей на нашем сайте.
Если вы действительно намерены всерьез подойти к решению задачи, как развить скорость мышления упражнения, предложенные здесь, помогут вам:
1) Оперативно отреагировать на проблемную ситуацию.2) Не сожалеть, что нужное решение пришло в голову с опозданием.3) Защитить свой мозг от раннего старения и разрушительных болезней, типа болезни Альцгеймера.
_________
__________
Скорость мышления у всех разная, и не всегда реалистично достичь того, что вам так хочется, когда вы видите, как быстро и легко кто-то справляется с задачей, на которую у вас уходит много времени. Но увеличить скорость своего мышления вполне реально. Этому способствует:
1) Лицевая гимнастика.Когда лицо не размято, лицо «холодное», мысли сбиваются, слова находятся с трудом. Если лицо размято, голова работает гораздо лучше, быстрее. Это — эффективно!
2) Скорость движения глаз и легкость, скорость мимических движений.Отучайте себя ходить с кислым, вялым, невыразительным лицом и сонными глазами, это не только вас не красит, но и вырубает мозги. Если вы приучили свое лицо к живости, более живым становится и ваше мышление.
3) Подбор шаблонов, коллекция алгоритмов.Ищите решения, запоминайте, собирайте коллекцию решений и алгоритмов.
4) Высокий внутренний темпоритм.Внутренний темпоритм — это ваша общая внутренняя скорость. Раскрутите в себе внутренний моторчик — и скорость всех внутренних процессов у вас повысится.
5) Массаж головы.Во время душа, когда струи воды энергично массируют кожу головы, мгновенно улучшается работа сосудов головного мозга и в голову сразу приходят куча отличных идей. А если вы завершаете душ обливанием холодной водой, бодрым и живым становится все тело, голова становится свежей и ближайшие часы будет отлично соображать.
6) Осваивайте аутотренинг и снимайте страхи.В частности, практикуйте «Нестандартные поступки», тренируйте смелость и развивайте позитив: это реально полезно не только для скорости мышления, но и в целом по жизни.
Вас может заинтересовать статья о развитии логического мышления.
_________
________
Метод уникален по своей простоте и эффективности. Для тренировки вам нужна содержательная книга скорее научно-популярного плана. Вы читаете, рядом с вами ваш тренер отстукивает время на чтение каждой страницы. Дает вам три минуты — вы читаете три минуты.
«Две с половиной минуты!» — ладно, укладываетесь в это время. «Две минуты!» — уже труднее. «Три минуты!» — кайфуете от избытка времени. Снова «Две минуты» — напряжение, «Полторы минуты» — тяжело, «Две с половиной минуты!» — уже легко. Далее снова: «120 секунд», «100», 90, — 120, 100, 80 — и так далее.
Через два месяца таких тренировок вы начнете читать со скоростью от 5 до 1 секунды на страницу… Проверка усвоенного материала обычная: страницу, которую вы прочли за 3 секунды, вы должны рассказать так же внятно, как при первом чтении за 3 минуты.
________
_________
1) Не оставайтесь беспомощными.Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.
2) Отдайтесь страсти.Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.
3) Действуйте.Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.
4) Пройдите лишний километр или два.Остановка равнозначна смерти. Если будешь устанавливать пределы своим возможностям, физическим или каким-либо ещё, они распространятся на всю твою жизнь. На работу, мораль, на всё остальное. Пределов нет. Есть временные остановки, но нельзя задерживаться на них, нужно идти дальше. Если это убьёт, значит, убьёт. Человек должен постоянно повышать свой уровень.
5) Ожидайте результатов.Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться мотивированным и подталкивает к улучшениям.
6) Будьте гибкими.Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не получат результат.
7) Не жалуйтесь, когда дела идут не так, как вы планировали.Жалобы — очевидный признак людей с фиксированным мышлением. Люди с мышлением роста ищут возможности в любом исходе дел, у них нет времени на жалобы.
8) Следуйте всем перечисленным выше пунктам.Каждый день следите, как вы реагируете даже на мелкие события. И постоянно старайтесь реагировать правильно. Так, как это сделал бы человек с мышлением роста.
Читайте также о том, ст о такое правильное мышление и зачем оно нужно.
______
___________
1) Сценарий «А что, если…»Спросите себя, что вы скажете в ответ на такой-то вопрос, или как будете действовать в такой-то ситуации, или как парируете на реплику оппонента.Такие тренировки полезны тем, что побуждают вас выстраивать в голове вероятностные модели будущего. Используйте превентивное просчитывание вариантов возможных событий как тренажер, ведь представляя ситуацию, вы можете произвольно ускорять или замедлять скорость своих рассуждений.
2) Упражняйтесь в чистоте своей речи.Для начала потренируйте свою наблюдательность, фиксируя слова-паразиты в речи своих собеседников. Потом сравните эту речь со своей. Найдите сходство. И начните тренироваться, медленно, но верно очищая свою речь от неинформативных и бессмысленных слов — симулякров.
3) Упражняйтесь думать на другом языке.Когда выпадает возможность порассуждать вне жестких временных рамок, заставляйте свой мозг рассуждать на иностранном, а не родном языке. Заставляя мозг выстраивать логику рассуждений на неродном языке, вы тренируете его так, что он сможет делать затем то же самое на родном языке намного быстрее.
4) Скоростной алфавит.Положите перед собой листок с буквами алфавита. Придумывайте как можно быстрее по 3 слова, начинающиеся на каждую букву алфавита: три слова на «а», затем три слова на «б» и так до буквы «я». Постепенно увеличивайте число слов, которые надо придумать, до 10.
5) Дорогие звонки.Представьте, что каждая секунда вашего разговора стоит больших денег. Вспоминая разговор, который у вас только что был с кем-либо, возьмите за правило мысленно повторить его так, чтобы максимально сократить его время. Подумайте, как можно было бы очистить этот разговор от ненужного информационного шума – лишних фраз и вопросов, без которых вполне можно было бы обойтись.
6) Определяйте свои приоритеты.Все, с чем вы имеете дело, вступаете в контакты, вас окружает, вы можете ранжировать от важного до необязательного и бесполезного. Привычка ранжировать структурирует ваше персональное информационное пространство.
7) Читайте юмористические рассказыНе только рассказы. Можно также завести правило смотреть юмористические рисунки. Чувство юмора всегда связано с высокой скоростью реагирования на ситуацию. Плюс сюда подключается умение увидеть неочевидное противоречие и обозначить его в максимально ярких и точных формулировках. Все это вместе и являет собой быстроту мышления.
8) «Вверх тормашками».Когда вы берете в руки какой-нибудь журнал или книгу, или газету, переверните так, чтобы поменять верх и низ и пролистайте, рассматривая помещенные там рисунки и фотографии.
Старайтесь понять, что там изображено, и делайте это как можно быстрее. Так вы тренируете свой мозг распознавать неочевидные сигналы, ориентироваться в ситуации «перевертышей». А, главное, не удовлетворяться первым же ответом, а углубляться в более глубокую оценку ситуации. Можно разместить «вверх тормашками» сложную замысловатую картинку на рабочем столе своего компьютера.
9) Меняем скорости.Делайте одно и то же дело, меняя скорость его выполнения. Например, можно с разной скоростью чистить зубы, выпить стакан воды, прочесть письмо, полученное по почте. Намеренно, то ускоряя, то замедляя свои действия, вы приучаете свой мозг работать в разных темпоритмах. Медленное выполнение старайтесь постепенно делать еще более медленным. И, напротив, быстрое выполнение то и дело ускоряйте.
Эти упражнения не дадут эффекта, если не будут выполняться регулярно. Выполнение каждый день по одному заданию будет стимулировать ваш мозг к развитию в нужном направлении.
_______
_______
Успех приходит только к тем, кто готов его принять и постоянно упорно работает над собой. Любому человеку, который стремится к успеху, необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. Развитое мышление во много раз упростит эту работу. Уделите на тренировку хотя бы 5 минут в день и результаты не заставят себя ждать.
Выбирайте любое упражнение из вышеперечисленных и внедряйте их в свою жизнь. Получайте удовольствие от тренировок и вы сами не заметите, как станете быстрее соображать. Тренируясь каждый день, вы найдете выход даже из самой непростой ситуации. Также следует развить у себя способность к позитивному мышлению.
Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru
Видео:
agydar.ru
Скорость мышления у всех разная, и не всегда реалистично достичь того, что вам так хочется, когда вы видите, как быстро и легко кто-то справляется с задачей, на которую у вас уходит много времени. Но увеличить скорость своего мышления вполне реально. Этому способствует:
Лицевая гимнастика. Когда лицо не размято, лицо "холодное", мысли сбиваются, слова находятся с трудом. Если лицо размято, голова работает гораздо лучше, быстрее. Это - эффективно!
Многим очень помогает эмоциональная гимнастика, в первую очередь общая: от нее повышается настроение, бодрость и прочищаются мозги.
Скорость движения глаз и легкость, скорость мимических движений. Отучайте себя ходить с кислым, вялым, невыразительным лицом и сонными глазами, это не только вас не красит, но и вырубает мозги. Если вы приучили свое лицо к живости, более живым становится и ваше мышление. Можете проверить!
В целом развитость мелкой моторики улучшает точность и быстроту мышления. Мышление и мышечная моторика - на удивление связаны. Если мужик все делает только лапой целиком, он и мыслит только в целом и вообще, причем со скоростью движения целой лапы... Умные мамы развивают мелкую моторику маленьких детей, давая им играть в бисер и другие мелкие игрушки, позже развитию мелкой моторики помогает игра на фортепьяно и печатание десятью пальцами на клавиатуре. Ваши пальчики должны быть живыми и шустрыми!
Подбор шаблонов, коллекция алгоритмов. Вам иногда может казаться, что ваш коллега, который легко и быстро выдает решения, соображает быстрее вас, но это может быть не совсем так. Просто в этой области он работает уже (предположим) десять лет и все вопросы, которые для вас новы, он продумывал уже не раз. У него много наработок и шаблонов для решения тех задач, которые для вас творческие. Ищите решения, запоминайте, собирайте коллекцию решений и алгоритмов - станете обгонять всех остальных, которые об этом не позаботились.
Высокий внутренний темпоритм. Внутренний темпоритм - это ваша общая внутренняя скорость. Раскрутите в себе внутренний моторчик - и скорость всех внутренних процессов у вас повысится. Заодно сможете научиться управлять своим темпераментом: еще не пробовали?
Очень полезен массаж головы. Альберт Эйнштейн жаловался, что боится принимать душ: он не успевал запоминать все мысли, которые в это время приходят в голову. Действительно, подтверждаю: во время душа, когда струи воды энергично массируют кожу головы, мгновенно улучшается работа сосудов головного мозга и в голову сразу приходят куча отличных идей. А если вы завершаете душ обливанием холодной водой, бодрым и живым становится все тело, голова становится свежей и ближайшие часы будет отлично соображать.
Развитию скорости мышления помогает тренировка скорости восприятия текста по методу Виктора Котка. Метод уникален по своей простоте и эффективности. Для тренировки вам нужна содержательная книга скорее научно-популярного плана. Вы читаете, рядом с вами ваш тренер отстукивает время на чтение каждой страницы. Дает вам три минуты - вы читаете три минуты. "Две с половиной минуты!" - ладно, укладываетесь в это время. "Две минуты!" - уже труднее. "Три минуты!" - кайфуете от избытка времени. Снова "Две минуты" - напряжение, "Полторы минуты" - тяжело, "Две с половиной минуты!" - уже легко. Далее снова: "120 секунд", "100", 90, - 120, 100, 80 - и так далее. Через два месяца таких тренировок я и другие студенты факультета психологии, которые были испытуемыми, читали со скоростью от 5 до 1 секунды на страницу... Проверка усвоенного материала обычная: страницу, которую вы прочли за 3 секунды, вы должны рассказать так же внятно, как при первом чтении за 3 минуты.
Есть достоверные наблюдения, что мышечная расслабленность, высокий позитивный тон и позитив способствуют скорости мышления, а постоянное напряжение, низкий тон и страхи - мешают. Если это про вас, и скорости мышления мешают зажимы и страхи - осваивайте аутотренинг и снимайте страхи. В частности, практикуйте "Нестандартные поступки", тренируйте смелость и развивайте позитив: это реально полезно не только для скорости мышления, но и в целом по жизни.
Сама по себе скорость не гарантирует качество, много людей способны очень быстро принимать решения, на поверку оказывающиеся глупыми. Скорость мышления сама по себе, без оценки других характеристик (глубина, качество мышления) - мало о чём говорит и может как помочь, так и навредить, причём не только автору. Позаботьтесь, чтобы ваше мышление было не только быстрым, но и эффективным. См.→
www.psychologos.ru