– Отец Александр, что же такое обида? Только внутренняя боль или удерживание в себе зла, памяти на злое?
– Я сначала не отвечу на эти вопросы, а сам вас спрошу: можно ли себе представить обиженного Спасителя, или обиженную Божью Матерь?.. Конечно, нет! Обида – это свидетельство духовной слабости. В одном месте Евангелия сказано, что иудеи хотели возложить на Христа руки (то есть схватить Его), но Он прошёл посреди них, сквозь толпу агрессивную, кровожадную… Не написано в Евангелии, как Он это сделал, возможно, Он так гневно на них посмотрел, как говорится, молнию метнул глазами, что они испугались и расступились. Я себе так это представляю.
– Нет ли противоречия? Глазами сверкнул – и вдруг смиренный?.
– Нет, конечно. Слово Божие говорит: “Гневайтесь и не согрешайте”. Господь не может грешить – Он Единый Безгрешный. Это мы маловерные и гордые, если гневаемся, то с раздражением и даже со злобой. Потому и обижаемся, что думаем, что и на нас злятся. Гордый уже внутренне готов обижаться, потому что гордость – это искажение человеческой природы. Она лишает нас достоинства и тех благодатных сил, которые Господь щедро дарует каждому. Гордый же человек сам от них отказывается. Смиренного человека обидеть невозможно.
– И всё-таки, что такое обида?
– Во-первых, это, конечно, острая боль. Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что мы проиграем. И не только потому, что не умеем играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.
Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. Смиренный человек скажет себе твёрдо и спокойно: «Это я получил по своим грехам. Господи помилуй!» А горделивый начнёт возмущаться: «Ну, как же так можно?! Как же можно ко мне так относиться?»
Когда Спасителя привели к первосвященникам, и слуга ударил Его в ланиту, с каким достоинством Он ему ответил. Разве Он обиделся или расстроился? Нет, Он явил поистине царственное величие и абсолютное самообладание. Ну, опять-таки, можно ли себе представить, что Христос на Пилата или на первосвященников обиделся?.. Смешно. Хотя Его мучили, издевались, клеветали… Не мог Он обижаться совершенно, никак не мог.
– Но Он же Бог и человек, батюшка.
– Так, Господь и нас зовёт к совершенству: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем». Он говорит: «Хочешь, чтобы тебя обида не касалась, хочешь быть выше любых обид, значит будь кроток и смирен сердцем, как Я».
– А если обида не по заслугам?
– А Его по заслугам обижали?
– Но это нечестно, если какая-то неправда, клевета, то ты просто кипишь, потому что не согласен с этим.
– Мне кажется, что может быть ещё больнее, если тебе правду скажут: «А-а-а, вот, ты какая!» «А я ведь, действительно, такая… Вот гады!»
– В точку попали!
– Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Прямо при всех!.. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо каяться и просить прощения.
– А вторая часть вопроса? Обида – включает удерживание в себе зла, памяти на злое?
– Да, конечно мы продолжаем хранить обиду в памяти. Нас обидели и вместо того, чтобы напрячь свои духовные силы, и этот очень болезненный удар отразить, мы не только его принимаем, но начинаем, как бы, расковыривать и инфицировать и без того болезненную рану. Мы начинаем прокручивать мысленную цепочку: «Как он посмел… Да, я так вот хотел, а он вот как… А если бы я сказал так, если бы я объяснил, и если бы ещё,.. то он бы все понял». Но на этом месте мысль обрывается, и ты начинаешь все с начала. Сколько ты не напрягаешься, сколько не стараешься быть хладнокровным, спокойным, сколько не пытаешься обстоятельно, и разумно преодолеть обиду, оказывается, что твои мысли просто гуляют по замкнутому кругу. Ты укореняешься в мысли, что тебя незаслуженно обидели, и начинаешь себя жалеть: «Ах, вот, я какой несчастный… А тут ещё такие люди… Ждал от него одного, а он, оказывается, вон какой! Но ничего, уж я ему объясню, что со мной так нельзя: как же ты мог – скажу».
Человек попадает в бесконечный мысленный круговорот. Он напрягается, изобретает, что бы такое ему сказать, как ответить. Чем дольше человек в нём пребывает, тем труднее обидчика простить. Он только удаляется от этой возможности, потому что сам себя укореняет в обиде, более того, вырабатывает в себе стереотип, говоря языком биологическим, условный рефлекс, который не даёт с этим человеком общаться. Только увидишь его… и пошло: «Раз он, такой-сякой, негодяй так с тобой поступил, значит с ним невозможно разговаривать. Ты к нему так хорошо, а он к тебе так плохо…» И люди перестают друг с другом общаться, потому что просто не могут обиду преодолеть: «Я бы может быть и рад с ним поговорить, вроде даже и настроился, и пришёл, и хочу, а ничего не получается».
Про это в русской литературе есть прекрасный рассказ Н. В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Поссорились из-за сущего пустяка (Гоголь – гений), ну, просто не из-за чего. А ерунда перешла в смертельную ненависть. Они у сутяг истратили все свои деньги, обнищали, и всё равно судятся и враждуют друг с другом, хотя это абсолютно бесперспективно. Были хорошие спокойные, добродушные соседские отношения, и всё потеряно. Почему? Потому что не прощёная обида. И каждый уверен, что другой – враг. Эта вражда их обоих изглодала, и будет глодать до смерти.
– Батюшка, а как быть когда с человеком возникла какая-то ситуация, которую ты не понял. Потом выяснил с ним, всё простил, забыл. Всё забыл. Нормальные отношения. В следующий раз человек делает что-то худшее. Ты опять прощаешь. Но он ещё хуже с тобой поступает. И тогда начинаешь сомневаться. А может, не надо было прощать, что бы он понимал, что так нельзя себя вести? Может быть, нужно как-то по-другому? И тогда, когда ты в третий, четвёртый раз прощаешь, просто уже примирился с линией его поведения, примирился с тем, что он такой, и надо просто прощать, вдруг отношения достигают такой высокой точки, когда вспоминается первое, второе, пятое…
– Это означает, что ни первое, ни второе, ни пятое ты не простила.
– Но я же думала, что простила…
– А не надо принимать желаемое за действительное. Это не только твоя ошибка, для каждого из нас это весьма характерно.
– Ты считаешь, что простил. Не выясняешь отношения, даже никаких претензий…
– Но внутри всё кипит… Только это означает, что мы обиду куда-то в подсознание затолкали, и там она пребывает. Потому что, когда человек грешит (а обида – это грех, не важно справедливо или несправедливо нас обидели, это зло, которое вторгается в нашу жизнь), он старается это сам от себя подальше спрятать… Есть некая духовная реальность, она ворвалась в жизнь, и просто так не исчезнет, она здесь. Если мы эту духовную реальность пытаемся затолкать в подполье своего сознания, это не значит, что она исчезла, это значит, что она пребывает в твоём сознании, но в тех его уголках, куда ты стараешься не заглядывать. И там обида скрыто таится и ждет своего часа.
Это можно сравнить с болезнью: человек является носителем опасной болезни, но она дремлет. Вирусы присутствуют в организме, и если происходит какая-то перегрузка, организм ослабевает, болезнь может вспыхнуть и обрушиться со всей силой на человека, который даже и не подозревал, что он болен.
Если мы своими силёнками пытаемся справиться с обидой, ничего реально не достигаем. Это просто противоречит словам Господа, который говорил: «Без Меня не можете творити ничего». – По своей гордости я сам желаю простить. – Ну, желай. Можешь до посинения желать. Можешь, допустим, пойти в лес и желать, чтобы комар тебя не кусал. Пожалуйста. Сколько хочешь можно напрягаться. Но комар-то этого не знает и все равно тебя укусит. А лукавый это не комар, это активная, злобная, агрессивная, исключительно подвижная и инициативная сила, которая ищет и выбирает момент, когда человек перед ней наиболее беззащитен. И тогда нападает и держит человека мёртвой хваткой – напоминает острые моменты, толкает мысль анализировать ситуацию и переживать ее вновь и вновь: «Как же можно вот так поступать несправедливо? Как? Ну, как ты мог? Ты, такой-сякой, ближний мой и знаемый мой, столько лет мы рядом, а ты мне такое сказал!» А он, может быть, даже и не заметил, что сморозил глупость и не понял, что так глубоко и больно задел. Просто не знает, что обидел тебя. Потому что лукавый тут подсуетился, а человек просто стал орудием дьявольской силы.
– Ну, хорошо, есть лукавый, лукавая сила, а где Господь? Чего Он хочет?
– Чтобы человек из гордого стал смиренным. Господь попускает нам эти испытания, для того, чтобы мы боролись со своей гордыней. Хочешь победить эту внутреннюю духовную заразу – криком кричи, просто криком кричи. Не на обидчика кричать надо, не на окружающих срывать свою боль, а Господу кричать: «Господи помоги! Господи, не справляюсь. Господи, вот сейчас этот грех меня потопит. Господи, дай сил мне его преодолеть!» Возложи на Господа твою печаль. Даже не возложи, а возверзи. Наверх забрось, высоко-высоко, Господу свою печаль отправь. Не в подсознание запихай, не на окружающих навесь: «Ах вы, нехорошие такие, меня не жалеете», а «Господи, пожалей, дай сил преодолеть мою слабость, дай силы перенести». Вот чего Господь от нас ждёт. Если будешь так просить, если будешь молить Господа, чтобы Он тебя укрепил и дал силы перенести боль, Господь поможет. Боль от обиды – это объективная реальность и подчас непереносимая. Как её терпеть? Да зачем терпеть-то? Как раз таки нельзя терпеть. Нужно приложить всю свою веру, все свои духовные силы, но надеяться не на себя, а на Господа, без Божьей помощи ты её не преодолеешь, не перетерпишь.
– Батюшка, а слёзы – это плохо?
– Слёзы бывают разные. Бывают слёзы от гордости, от обиды, от неудач, от зависти… А есть слёзы раскаяния, благодарности, умиления.
– А если, на исповеди мы говорим о том, что согрешили грехом обиды, а она не проходит?..
– Это свидетельство нашего маловерия, неумения каяться и бороться с грехом. Ещё раз говорю: обида сама не пройдёт. Если ты хочешь от неё избавиться, поступай с ней, как с любым другим грехом – проси у Бога исцеления. Вот, курильщик, допустим, или алкоголик, сам справиться со своим грехом не может, всё, точка. Совершенно спокойная констатация факта: я не могу. Это не значит, что я плохой, неполноценный, ненормальный. Это значит, что я всего лишь обыкновенный человек, поэтому не могу сам справиться с грехом. Если бы мог, Господу не надо было бы приходить на землю. Зачем тогда Богу надо было принимать уничижение, становиться человеком, жить и переживать страшные преследования и гонения, терпеть крестные муки, если люди могли без Его помощи обойтись? Зачем Христос был? Чтобы спасти человека.
Тебе плохо, но разве ты просишь о спасении, о помощи Господа? Ну, как ты Его молишь? Есть результат? – Нет, но, он же меня так обидел! Ах, я не могу. – Да не в том дело, как тебя обидели, а в том, как ты молишься! Если ты молишься по-настоящему – значит, результат будет. Что, Господь бессилен тебя от лукавого защитить? Да ты просто не молишься, ты же не просишь! Ты не хочешь, чтобы Господь тебе помог. Если захочешь, то сможешь. На то Господь и даёт нам Свою божественную, всепобеждающую, самую великую в мире силу. Какой там лукавый?
Десять больше единицы, сто больше десяти, миллион больше ста, а миллиард… Но есть бесконечность. И по сравнению с бесконечностью, миллиард – всё равно нуль. И пусть лукавый могущественный, но Всемогущий только один Господь. Если Бог с нами, то никто против нас… Вернее – мы с Ним, Господь-то всегда с нами. Если мы с Богом действительно, под его божественным благодатным покровом, тогда ничего с нами сделать невозможно. Нас можно уничтожить физически, но не нравственно, нельзя принудить нас делать то, чего мы не хотим. Не хочу обижаться – значит, и не обижусь. Меня обидят – значит, я буду молиться так, чтобы эту обиду силой Божией преодолеть.
– Мне кажется, часто человек, сам того не осознавая, не хочет простить обиду, потому что осознание своей правоты и неправды обидчика как-то утешительно.
– Да: никто меня не жалеет, так хоть я сам себя пожалею. Это категорически мешает. И опять-таки в этом есть или горделивая попытка своими силёнками справиться, или принять желаемое за действительное. Обида – больно. Даже крапивой обожгись – и то больно. Конечно, и комариный укус, и даже ожог можно перетерпеть. Но есть какие-то глубокие раны, они просто так не проходят. Ну, допустим, на руке нарыв какой-то… Тут медицинская помощь нужна. Ты можешь изо всех сил глядеть на свою рану и говорить: «Хочу быть здоровым». Бесполезно. Сейчас, особенно среди православных, очень распространено самолечение. Звонят врачу, и тот по телефону человека лечит. День лечит, два, неделю, месяц пока человек не понимает, что лучше бы ему всё-таки пойти в больницу… Там его, наконец, начинают лечить, он поправляется. А по телефону лечить нельзя, будь ты трижды православный врач или трижды православный пациент. Если болезнь серьёзная, нужно принимать адекватные твоему состоянию усилия. А каково наше духовное состояние? Молиться мы не умеем, смиряться не умеем, терпеть не умеем, практически ничего не умеем. Разве что бездумно долдонить по молитвослову молитвы – это мы умеем.
– А как понять, простил ты человека по настоящему или пытаешься обмануть самого себя? Что является критерием прощения обиды?
– Можно проверить себя чисто умозрительно. Представь, что ты к обидчику приходишь, предлагаешь помириться, и он бросается тебе на шею, вы целуетесь-обнимаетесь, плачете-рыдаете и всё отлично. Потом представь: ты приходишь и говоришь: «Давай помиримся? Прости меня, пожалуйста», а в ответ слышишь: «Знаешь, ты иди отсюда…», – «Во-о-о-от. Ага! Я тут так смирился, я к тебе пришёл прощения просить, мир предлагать, а ты!..»
Был такой владыка Мелитон, его при жизни называли святым. Он жил в Ленинграде. Я имел счастье немножечко с ним быть знакомым. Он ходил в стареньком пальтишке, один, без всякой свиты. Однажды владыка Мелитон приехал к замечательному старцу архимандриту Серафиму Тяпочкину, постучался в калиточку, а келейница в простом старичке архиерея не увидела и сказала: «Отец архимандрит отдыхает, подожди». И он смиренно ждал. Как-то я у владыки спросил: «Вы такой любящий человек, как Вы смогли быть таким?» «Какой я любящий? – удивился он, а потом задумался, – За всю жизнь, я только раз человека обидел».
Так вот, когда владыка был молодым человеком (ещё до революции), он учился в епархиальном училище, на миссионерских курсах, устроенных по типу интерната. Учился Миша (тогда его так звали, Мелитон – это монашеское имя) всегда хорошо. Однажды он сидел в классной комнате, делал домашнее задание вместе с другими ребятами, и вдруг туда вбежал Колька, разгильдяй и безобразник, и разбросал нюхательный табак. Все начали чихать, кашлять… Шум, гам. Колька смылся, а тут появляется инспектор: «Что за шум?» И вот владыка рассказывал, что сам не знает, как у него вырвалось: «Это Колька табак разбросал», – заложил товарища. Тогда это было совершенно недопустимо. Нигде, ни в армии, ни в гимназии, ни в епархиальном училище, нигде. Заложить товарища – последнее дело. Ну, Кольку тут же в карцер за безобразия на два часа. А Миша вокруг этого карцера круги нарезает, переживает – как же товарища заложил. Хотя этот безобразник его спровоцировал, сам не занимается и другим мешает, Миша переживает, молится, ходит… Наконец, через два часа Кольку выпускают, он к нему бросается: «Коля, прости меня! Не знаю, как у меня вырвалось!» Он ему: «А ну, пошёл отсюда…». Михаил опять: «Коля, прости меня!» Лет 14-15 мальчишке было. Его ударили по одной щеке – он вторую подставил. Ну, что поделаешь, Колька злющий-презлющий, Миша поворачивается, но не успел он сделать несколько шагов, Коля его догоняет: «Миша, и ты меня прости!»
Если можешь подставить вторую щеку, тогда второй раз у нормального человека рука не поднимется, когда ты действительно смиренно, с любовью попросил прощения. Уж надо совсем быть злодеем, чтобы и второй раз ударить.
Такая вера у мальчика Миши была, такая молитва, что сам простил безобразие, которое Колька учинил, и принял всю вину на себя, хотя его спровоцировали.
Это просто люди из другого теста. Они не мирились с тем, с чем мириться нельзя – со злобой, обидой, грехом. А мы: «Ах, меня обидели, и я обиделся». Ты не имеешь права быть обиженным, в своей душе носить обиду – это грех, болезнь духовная. Как хочешь – только ты её преодолей. Если ты с Господом, это возможно. Если больно тебя задели, значит нужно иметь терпение, терпеть и бороться столько, сколько нужно, чтобы ты грех действительно победил. Здесь «хочу» совершенно недостаточно. Критерий один: сможешь ли ты вторично стерпеть грубость или не сможешь?
Но, конечно, речь идёт о более-менее обыкновенных, бытовых грехах. Бывают грехи тяжкие, на грани смертных (скажем, измены – это совсем другой разговор). Но собственно из этих повседневных отношений, из этих непреодолённых грехов копится греховный ком, который может раздавить. Терпеть его нельзя. Не хочешь, чтобы эта зловонная гниющая мусорная куча тебя погребла под собой, значит, борись с каждым грехом до победы. Старайся раскаяться так, чтобы и следов его не осталось в душе. А раз не осталось, значит, он ушёл в небытие.
– Как это? Ведь были слова, были поступки, они же были – это факт?!
– Господь говорит, что изглаживает грехи, но что такое грех? Всё что в мире существует – сотворено Богом. Сотворил Господь грех? Нет. Значит, грех не существует, как другие Богом сотворённые идеи, духовные и материальные сущности. Всё что сотворил Господь – благо. А грех – это зло, и Господь греха не сотворил, значит, в этом смысле греха нет, это некий мираж. Мираж бывает? Бывает. Видишь мираж? Видишь. Но на самом деле того, что ты видишь, нет? Нет. И греха в таком смысле нет. С одной стороны есть, а с другой стороны – нет. Если ты каешься, то эта псевдо-духовная сущность изгоняется Господом вон из этого мира. Как её не было, так и будет. И если ты действительно забыл и простил, ты можешь с человеком общаться, как будто ничего и не было. Но для этого ты должен приложить огромные духовные усилия. Это вовсе не так-то легко. Каждый знает, как трудно прощать. Мы не прощаем, потому что не прикладываем тех духовных усилий, которые необходимы, чтобы победить зло, чтобы грех полностью изгнать из этого мира. Мы ограничиваемся тем, что успокаиваемся со временем.
– Батюшка, а бывает, что не знаешь, вдруг человек обиделся? Не разговаривает почему-то…
– Ну, подойди и скажи, но только с любовью и мягко: «Я тебя чем-нибудь обидел?»
– Но…
– Но вот тогда и молись так, чтобы твоя молитва преодолела то зло, которое невольно и неведомо для тебя тобой соделано. Лукавый же не в открытую действует. Он пользуется нашими слабостями. Надо сказать: «Какая же я грубая, неделикатная, если что-то такое сделала и даже не заметила, как человеку боль причинила. Господи, прости меня окаянную. Я виновата. Обидела человека так, что он со мной даже разговаривать не хочет. Что же я такое сделала? Господи, даруй ми зрети моя прегрешения».
– А если у человека изъян. Если он пьёт. Если он хам?.. Как с ним говорить?
– На такие вопросы трудно отвечать, потому что нужно смотреть на конкретную ситуацию. Но в качестве примера могу привести рассказ из книги “Отец Арсений” “Медсестра”. Там, отвечая на вопрос, как же она такой хорошей выросла, сестричка объясняет, что такой её воспитала мачеха. У неё умерла мать, и эта осиротевшая девочка, мучила свою мачеху по первому разряду, просто издевалась, как только может 14-летний ребёнок. Но мачеха была очень глубокой, по-настоящему глубокой христианкой. Она молилась, трудно передать как. И своим смирением, пламенной молитвой и верой эта мачеха сумела переломить сердечко озлобившейся девочки.
Её родной папа раз в год крепко запивал, приводил товарищей, пьяная компания вваливалась в дом, и её родная мама, когда была жива, страшно пугалась, забивалась в угол, выслушивала упрёки и чуть ли не побои терпела. Девчонка со страхом ждала очередного папиного запоя (ещё до примирения с мачехой). И вот вваливается пьяный папочка с дружками и требует, чтобы жена на стол накрыла. А тихая и безответная мачеха вдруг хватает одного дружка, за порог вышвыривает, другого – туда же и дверь закрыла. Папенька: «Как, на моих дружков!» Чуть было её не ударил. Но она схватила, что попалось ей под руку и так его отметелила… И всё, вопрос был решён.
– Это смирение?!
– В том-то и дело, что смирение – добродетель сверхъестественная. Господь сказал: «Я смирен». Кто-то из святых отцов сказал, что смирение – это одеяние Божества. Оно сверхъестественно. Смиренный человек – тот, который побеждает зло в самом его корне. И если ему для этого нужно применить физическую силу, значит, он её применит. Это вовсе не тюфячок-половичок, об который ножки можно вытирать: «Ах, я терплю, я такой смиренный». А внутри всё бурлит-кипит… Какое же это смирение? Это пассивность перед злом.
– Если близкий человек ведёт себя, мягко говоря, нехорошо по отношению к тебе, особенным раскаянием не страдает, не будет ли всепрощаемость ему же во вред?
– Будет. Будет, конечно. Но я только что привёл пример мачехи и девочки. У мачехи хватило духовной чистоты, чтобы понять как ей себя вести с этой девочкой. Потому что наверняка у неё руки неоднократно чесались, или хотелось папе рассказать… Но она поняла, что ребёнок себя так ведёт от какой-то дикой боли. Девочка лишилась матери! Поэтому встретила в штыки кроткую, смиренную, тихую, любящую мачеху. Мачеха среагировала не с обидой, не со злобой в ответ на эту страшную агрессию, которая на неё изливалась, а удивительно по-христиански, с одухотворённым смирением. Своей любовью, молитвой, терпением и смирением она смогла преодолеть тяжелейшее для этой девочки искушение.
– А как понять, когда надо смиряться и промолчать, а когда…
– Для этого-то как раз смиряться надо. Только смиренный человек различает добро и зло. Как Господь благословит, так он и будет себя вести. Иному, может быть, полезно спустить семь шкур. Недавно один генерал (ему уже к 80-ти) рассказал мне: «14-ти лет я стал вести себя совершенно безобразно. Причём семья у нас была непростая, в гостях бывал знаменитый кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов, они с папой по-французски разговаривали, и я по-французски понимал. Когда же темы были для меня запретными, они переходили на немецкий. И вот однажды в ответ на какое-то мое очередное хамство папочка взял и выпорол меня как следует. Это не было унижением моего достоинства. Просто у меня был переходный возраст, гормональный взрыв. И отец этот взрыв погасил мощным противоположным действием. Я своему папе благодарен». Отец без злобы его порол. Но я вовсе не призываю всех пороть своих детей, потому что для этого надо быть такими папочками и мамочками, которые это могут делать со смирением, внутренне сохраняя присутствие духа. Смиренный человек не теряет духовный мир ни при каких обстоятельствах. Надо отодрать? Ну, значит, выдерем для пользы дела, только с любовью.
– Можно ли идти к Причастию, если никак не можешь побороть боль?
– Бывают грехи, которые за один раз не преодолеешь и, конечно, в такой ситуации особая помощь Божия необходима. Поэтому нужно причащаться, нужно молиться, каяться, бороться со своим грехом. И понимать, что либо ты победишь в себе свой грех, напрягая все свои силы, либо грех без всяких усилий победит тебя.
– Что значит, победит тебя?
– Значит, ты потеряешь этого человека, совсем с ним общаться не сможешь. Раз у тебя на душе грех, ты будешь и поступать греховно, будет мстительность, злопамятность, обидчивость. Будешь копить обиды, искать и видеть там, где их нет, всё истолковывать в дурном смысле. Это приведёт к деградации духовной. Но причащаться нужно только при условии, что ты от души молишься и от души каешься. Пусть ты этим грехом обуреваем, но ты с ним борешься. Бывают грехи, которые быстро не преодолеваются, с ними нужно бороться постоянно, только следить, чтобы не расслабиться, не устать и не потерять надежды, что с Божьей помощью ты их победишь. Тогда, конечно, просто необходимо причащаться.
Господь нам посылает такие испытания, чтобы мы учились с грехами бороться. О каких-то давних грехах мы забыли, даже про них и не думаем, но мы же грешные всё равно, вот Господь нам и посылает нынешний видимый грех, чтобы мы его ощущали и преодолели. Но поскольку человек – существо целостное, если он побеждает этот грех, то побеждает и другие. Человек грешный, а Господь милостивый. Ты просишь прощения за один грех – Господь может тебе и другие простить. Но нельзя относиться к причастию, как к какому-то лекарственному средству: принял таблетку – у тебя голова прошла. Между прочим, если голова в данный момент перестала болеть, это не значит, что болезнь прошла. А здесь речь идёт о том, чтобы исцелиться полностью, чтобы эта нравственная боль не возвращалась.
www.pravmir.ru
Обида… Гнетущее чувство боли, вызванное неоправданными ожиданиями. Практический каждый испытывал на себе эту тягостную горечь, и каждый знает, насколько может быть разрушительно это чувство, прежде всего, для своего обладателя.
Конечно, многое зависит от истинной, внутренней причины, которая заставляет человека обижаться. И, как ни странно, часто чувство обиды строится на позитивном намерении. Хотя, это намерение и направленно, как правило, на самого себя.
Как простить обиду, не зная ее причины? Как вылечить болезнь, не зная, что и почему болит? А причина — это совсем не то, что обычно человек озвучивает вслух. Точнее, человек, как правило, говорит о следствии, пытаясь выдать его за причину. Ведь причину, как мы знаем, нужно искать внутри. Она всегда там.
Если все обоснования обиды строятся на «неправильном мире снаружи», значит, человек не там ищет. И простить обиду в этом случае не удастся. Ведь тогда внутренний конфликт обиженного не разрешится. И мир в его понимании останется таким же несправедливым и неправильным. Ведь никто не в силах изменить окружающий мир. Вы не можете заставить человека думать как вы, не можете поменять чью-то идеологию, этику, моральные принципы, понимание дружбы. Вы не вправе требовать от внешнего мира чего-либо. Ведь у каждого человека, а не только у вас, есть свобода воли. И абсолютно каждый волен поступать так, как считает нужным.
Потому сколько бы вы ни пытались простить своего обидчика, пока вы считаете его виноватым в сложившейся ситуации, обида никуда не денется.
Вы не можете изменить мир вокруг, но вы можете изменить свое отношение к миру. Без требований и ожиданий не может возникнуть и обиды. Оставьте ваши попытки вложить все и всех вокруг в рамки ваших моральных устоев. Это же невозможно.
«Сила действия равна силе противодействия»Третий закон Ньютона
И чем строже будут ваши требования к миру, тем сильнее этот мир будет вас разочаровывать, тем больнее будет щелчок по носу. Подумайте сами, ведь чем жестче ваши принципы, тем сильнее и глубже будут ваши разочарования в людях. Скажем, вы не терпите предательства и люди, которые переступили через ваше убеждение, для вас более не существуют. Но то, что выглядит в ваших глазах как предательство, для другого может оказаться актом доброй воли. Человек может из лучших побуждений выдать ваш секрет или солгать, предполагая, что так он вам поможет. Так наши принципы заставляют нас отречься от тех, кто представляет настоящую ценность на нашем пути. Так мы теряем верных друзей, отметая их лишь потому, что они не вместились в рамки наших шаблонов.
Обида – это неприятие. Обижаясь, вы отвергаете что-то или кого-то, потому что оно не соответствует вашим убеждениям.
«Понять – значит простить. Простить – значит понять.»
Как вы собираетесь понять что-либо, отвергая это? Вы считаете чью-то мораль недостаточно высокой? Но что вообще такое мораль? Она же у каждого своя. Сколько людей, столько и моральных кодексов. Но есть ли среди всех этих кодексов хотя бы один правильный? …Или один неправильный? Люди строят свои моральные принципы на опыте своей жизни. Вы понятия не имеете, почему этот человек такой. Вы не знаете, как он объясняет свое поведение. Очень вероятно, что если бы вы дали ему возможность объяснить логику своего поступка, вы бы поняли его, а значит – простили бы. Если вы правда хотите избавиться от обиды, для начала сделайте хотя бы допущение, что другое мнение тоже может существовать.
Да, посмотреть на ситуацию глазами другого – совсем непросто. И зачастую мы и предположить не можем, что именно заставляет человека вести себя вызывающе и дерзко. Но, так или иначе, все наши внешние проявления – это всегда результат внутренних процессов. И очень вероятно, что ваш обидчик сам является обладателем крайне ранимой души. Внутренняя боль нас заставляет делать необдуманные поступки, и человек под влиянием эмоций мало думает о последствиях своих слов и действий. Поймите боль другого, и вы не сможете более на него обижаться. Ведь понять – значит простить.
Обида – это реакция эго на внешний раздражитель. Возникла ситуация, которая своей сутью попала точно в уязвимое место, и человек чувствует обиду. Как правило, наша уязвимость есть следствие наличия какого-то качества в крайнем своем проявлении, что вызывает неравномерности в нашем «Я». Каждое проявление «характера» человека всегда дуально, то есть, всегда есть обратная сторона медали, которую не видно невооруженным глазом. Например, гордыня и излишнее чувство собственной важности обязательно имеет спутника в виде неуверенности в себе и уязвленного самолюбия. Кстати, именно эти качества являются частой причиной чрезмерной обидчивости в человеке.
Человек делает выводы на основании своего опыта или опыта его окружения. Так появляются установки и шаблоны в его сознании. Как правило, такие установки и шаблоны уходят корнями в детство, но могут появляться и в течение взрослой жизни. Например, родители повторяют ребенку, какой он красивый, хвалят его и преподносят, сравнивая с другими детьми. С одной стороны, может показаться, что в этом нет ничего плохого, ведь так родители развивают в личности своего отпрыска чувство уверенности в себе. Однако все может повернуться на 360 градусов. И дело даже не в гордыне, высокомерии или надменности, которые могут появиться в результате таких установок. Ведь личности, привыкшей к постоянной похвале, все же придется столкнуться с окружающим миром. И насколько болезненным будет восприниматься отсутствие этой похвалы нельзя предугадать. И что будет чувствовать человек, склонный сравнивать себя с другими, при встрече с тем, кто его превосходит хотя бы в чем-то? Здесь и может проявить себя другая сторона медали – неуверенность в себе и уязвленное самолюбие.
Мы знаем, что каждая причина – есть ничто иное, как следствие какой-то еще более глубокой причины. Бесспорно, причин, которые сформировали комплекс неполноценности, неуверенность в себе и гордыню, может быть бесконечно много. Негативный опыт в социуме, отношения с родителями, психологическая травма от испуга или унижения, чрезмерная опека или, наоборот, невнимание – все это закладывает в нашу личность деструктивные программы, раскачивающие наш эмоциональный фон. С подобными внутренними конфликтами любая ситуация, затрагивающая больное, будет вызывать негативные эмоции и как следствие – обиду. Однако, человек всегда имеет выбор. И хотя мы не можем заставить мир жить по нашим правилам, мы можем изменить к нему отношение.
«Изменить свое отношение» — эта та самая магическая формула на все времена. Ведь именно наше отношение к окружающему формирует мир.
Вас мучает обида? Отпустите ее, пускай она уплывет из вашей Вселенной. Подумайте, разве имеет значение та ситуация, которая вызывает в вас это гнетущее чувство?
Вы – прекрасная монада, уникальная и неповторимая, наделенная светом и красотой. Вы необходимы этому миру так же, как и все остальные. И у вас нет необходимости сравнивать себя с кем-то, потому что вы – целостны и самодостаточны. На свете нет двух одинаковых людей. И в этом заключена вся красота мироздания. Различие – есть красота. Каждый человек – не такой как вы. Но он не хуже и не лучше. Он просто другой. Ведь вы не станете обижаться на кого-то лишь потому, что он говорит на другом языке?
Да, есть другие люди. И они тоже необходимы в этом мире. Каждый из них идет своей дорогой. У каждого, свои цели и задачи. И каждый человек имеет право выбирать дорогу для себя, но не для другого. Что можем мы дать друг другу на этом пути? Только свободу. Свободу и независимость. Дайте свободу этим людям быть такими, какие они есть. И они дадут эту свободу вам.
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.»Евангелие от Матфея, гл. 7
Откажитесь от шаблонов. Не осуждайте, не требуйте. Станьте бесстрастным наблюдателем. И вы обнаружите, как мир вокруг сам начнет меняться. Он расцветет и раскроется перед вами. Теперь вы можете не бояться косых взглядов и колких слов. Потому что вы помните, что ваш мир – он только ваш, и только вам решать, что пускать в этот мир, а что не пускать.
Вам нагрубили в автобусе? Разве это имеет значение? Улыбнитесь, ведь вы не стали хуже от этого. Вы по прежнему прекрасны и уникальны. Эта агрессия – она в мире того человека, который ее продуцирует. Но если вы не пустите ее к себе, она вас не коснется.
Друг забыл о встрече? – Возможно, в его мыслях, правда, было что-то более важное. Это не значит, что он вас не уважает или не ценит. Возможно, он живет в другом ритме. Возможно, время для него вообще не имеет значения. Позвольте ему быть таким, какой он есть. Просто поменяйте отношение. Знайте, что, планируя что-то важное, нужно учитывать эту особенность близкого вам человека.
Таким образом, можно пересмотреть любую ситуацию в жизни и избежать многих конфликтов и разочарований. Ведь ситуация не имеет эмоциональной окраски, пока мы не придадим ее этой ситуации. Только в зависимости от нашего отношения формируется знак: плюс или минус. Обида не коснется вас, если вы сморите на мир с пониманием и принятием, отбросив все суждения об окружающих людях и, конечно, о вас самих. Задавайтесь вопросом «почему это происходит», и мир даст вам ответ и понимание. А понять — значит простить.
«Волшебник видит мир и позволяет ему быть таким, как он есть. Но это не пассивность. Основой всего в мире волшебника служит его способность проникновения в сущность, его понимание: «Все это — я сам». Поэтому, принимая мир таким, как он есть, волшебник все видит в свете самопризнания, который является светом любви»Дипак Чопра «Путь волшебника»
Понравилась статья? Поддержите автора!
Как простить обиду?
5 (100%) 4 votestaynoe.com
Жизнь достаточная сложная штука. К сожалению, часто приходится сталкиваться с жесткими, злыми людьми. Многие забывают, что нельзя заставить других поступить, как им хочется, поэтому наносят душевную боль. Что такое обида? Стоит ее копить или все-таки легче простить человека? Что по этому поводу думают психологи?
Чувство обиды иногда захватывает человека целиком, оставляет неприятный отпечаток в жизни. Можно выделить ряд причин, из-за которых эмоции начинают скапливаться в сердце.
Гордыня
Внутри души часто появляется чувство, что все несправедливо. Простой человек забывает о том, что не существует идеальных людей. В данном случае начинает протестовать, попадает в ловушку ложного представления, навязывает свои ценности. Поступки каждого человека зависят от его уровня развития. Примитивный человек не может быть культурным, воспитанным.
Идеализация
Некоторым людям сложно признать, что они такие же, как и другие. Образ безупречности начинает сковывать движения. Многие занимаются самовнушением, думают, что должно быть так и никак по-другому. Даже, если ваш образ самый идеальный – честный, культурный, воспитанный, вы умеете сострадать другим, но все равно найдется противоположный человек, который обидит, унизит. В данном случае приходится постоянно бороться, доказывать всем, что сложно быть идеальным.
Безответственность
Нельзя ответить за поступки, слова других людей, но можно это сделать за себя. Главное правильно реагировать на все колебания жизни. Когда вы устанавливаете границу, защищающую от негативных чувств, мыслей, можете легко противостоять любой обиде. Не стоит брать близко к сердцу оскорбительные слова плохих людей, иначе останутся болезненные шрамы.
Как правило, это любимый или родной человек. Также друзья, коллеги по работе. Больше всего бьют по душе близкие люди, потому что от них не ожидаешь подвоха. Тяжело обижаться на авторитетных людей. В данном случае часто человек все перекладывает на себя, психологи ставят диагноз – аутоагрессия. Человек винит себя во всем, это плохо отражается на его самооценки, успешности. Лучше не накапливать негатив, а рассказывать о своих намерениях, чувствах, ожиданиях.
Психологи советуют прежде всего простить себя, это намного сложнее сделать, чем обвинять других. Некоторых начинает мучить чувство вины, оно сжимает сердце. Многие занимаются самобичеванием, считая душевную боль наказанием за все сделанное.
Как простить себя? Сначала нужно вспомнить, что именно стало причиной стыда. Можете записать свой поступок, неприятные чувства. Например, «я обидела маму, поэтому плохо на душе». Выясните для себя причину, почему вы так сделали, затем попросите прощение у мамы и отпустите неприятную ситуацию. Как правило, после того, как человек выясняет истинную причину своего поведения, ему становится легче.
Запомните, все люди на земле совершают опрометчивые поступки. Считается, что каждая ошибка – это шаг к развитию личности. Со временем каждый начинает понимать, что так нельзя было делать, поэтому не поступает больше так.
Биологи интересно сравнивают клетки организма и внутренний мир. Известно, что клетки постоянно в течение жизни проходят процесс обновления. Тоже самое касается внутреннего мира.
Не стоит копить в своей душе массу негативных переживаний, чувство вины. Вы смелый человек, поэтому взгляните обидчику в глаза, простите его, отпустите из сердца. Так все негативные эмоции начнут постепенно растворяться, вы сможете совершенно спокойно реагировать на любую ситуацию. За счет мощной защиты в вашу душу не будут проникать разочарования, обиды.
Стоит отметить, негативные эмоции не дают нам полноценно жить, они влияют на работоспособность, забирают массу сил. Человек тратит много времени, когда прокручивает обиды, начинает мучить себя.
Можете написать виртуальное письмо своему обидчику. Только не вручайте его. Так вы сможете проанализировать все, вылить всю боль на бумагу, найти верное решение. Начните со слов: «Я давно тебе хотела сказать…». В письме должны быть обязательными такие пункты:
Вот именно последний пункт будет для вас подсказкой, что делать дальше. Пока вы не избавитесь от прошлого, обид, не сможете полноценно жить. Постарайтесь пережить внутри себя все потери, если нужно, поплачьте. Сильный человек тот, который может простить себя, виновника неприятного события, принять решение, что делать дальше. Не стоит отступать от своих решений, даже, если вам сильно сложно. Верьте в то, что каждый пережитый опыт чему-то учит. Со временем вы становитесь сильным, успешным, мудрым человеком. Поверьте, наступит тот день, когда вы получите больше счастья в виде компенсации за все ваши страдания.
Чтобы отлично расслабиться, обратите внимание на медитацию. Вас не должны тревожить в течение 15 минут. Обязательно придерживайтесь таких правил:
Затем нужно закрыть глаза, досчитать до семи. Таким образом вы входите в медитативное состояние. В течение сеанса вы совершенно спокойно, ощущаете себя в безопасности. Ваше тело расслаблено, а сознание является активным. Глубоко вдохните, медленно выдохните, полностью расслабьте живот, ягодицы, ноги, спину, плечи, шею, руки, голову, лицо. Дыхание ваше должно быть свободным, легким, сердце бьется спокойно, вы получаете полное наслаждение, чувствуете, насколько все хорошо.
Итак, запомните, жизнь у нас одна, поэтому не стоит ее тратить на плохие эмоции, злых людей, обиды. Простите себя, других, и вы сразу почувствуете облегчение. Удачи!
medportal.su
Обида − чувство, которое каждый испытывал хотя бы раз в жизни. Считается, что ее нужно уметь прощать, но легко ли это сделать? Чем на самом деле является обида и как от нее избавиться? Попробуем в этом разобраться.
Обидой называют чувство, имеющее множество определений. Его характеризуют как:
Человеку кажется, что он попал в непоправимую ситуацию. Испытывая жалость к себе, он злится на обидчика, нанося вред своему здоровью не только на психологическом, но и энергетическом уровне. Постоянная обида на окружающих портит репутацию и отталкивает друзей, знакомых, а иногда − родственников.
Для некоторых индивидуумов обида становится отличным сознательным или бессознательным средством манипуляции. Она порождает чувство вины в том, на кого обиделись. Обидевшийся человек получает возможность контролировать обидевшего, хотя уловка действует не на всех.
Обида действует "как надо" в том случае, когда тот, на кого она направлена, подчиняется установленным правилам и позволяет чувству вины овладеть собой. Постепенно такой человек превращается в должника, а его совесть успокаивается лишь после полного искупления вины. Манипулировать "обидевшим" не получится, если он не признает свою вину и отказывается принимать участие в игре. Обычно на обиду ведутся люди с заниженной самооценкой.
Человек самодостаточный, имеющий внутренний стержень, всегда ловко обходит глупую уловку. Причинив нечаянно или умышленно вред, он не станет корить себя, занимаясь самобичеванием. Он сначала проанализирует и оценит ситуацию, при необходимости признав вину, а после попросит прощения. Он исправит оплошность, чтобы впоследствии спокойно отпустить случившееся.
Обида считается вторичным чувством, возникающим в случае удерживания внутри себя недовольства и гнева. Люди теряют спокойствие, сталкиваясь с неожиданным, непредсказуемым поведением других по отношению к себе. Они уверены: окружающие должны вести себя так, как хочется им, не желая признавать право на самостоятельные действия, имеющееся у каждого. Попытка влиять на других, стремление руководить их действиями и мыслями, закончившаяся неудачей, трансформируется в обиду.
Дуть губы можно на резкое высказывание, публичное высмеивание каких-то действий и слов, незаслуженное оскорбление, другое. Обидеть могут как близкие, так и малознакомые люди, но в любом случае, обижаясь, человек пытается изменить отношение к себе, добиваясь любви, нежности, жалости или понимания.
Порой люди считают: они достойны большего и должны получить этот как можно быстрее, в готовом виде, без лишних усилий. Вместо того, чтобы начать действовать, стремясь к заветной цели, обижаются, если ожидания и мечты не совпали с реальностью. Каждый человек несет ответственность за происходящее с ним, поэтому винить в неудачах нужно себя, а не маму, мужа, начальника, правительство или злую судьбу.
Склонность к обидам уходит корнями в детство: плачущий младенец показывает, что он голоден, ему холодно, он устал, хочет внимания. По мере подрастания ребенок узнает: его эмоциональное поведение неудобно родителям и окружающим. Детей наказывают за чрезмерное появление радости, гнева, страха вместо того, чтобы объяснить, как справляться с ними. Наказания за проявление эмоций заставляет считать, что чувства нужно игнорировать и тщательно скрывать, что приводит к появлению раздражительных, злопамятных, обидчивых людей.
Случается, что родители, обучившие чадо эмоциональному поведению на личном примере, не спешат признавать его право реагировать на обиды так, как делают это сами. Хуже, когда ребенка, незаслуженно обиженного сверстником или взрослым человеком, заставляют смириться с ситуацией, принять ее, утверждая, что именно такое поведение относится к категории "хорошее". Постоянное подавление гнева оседает внутри обиженного, преследуя его по жизни и портя отношение с окружающими.
Обидчивые люди редко контролируют себя. Им сложно ориентироваться в неприятных ситуациях и адекватно реагировать на то, что кто-то вторгается в их жизненное пространство. Во всех неудачах и проблемах они винят себя или плохие помыслы других людей, не пытаясь отыскать истинную причину. Постепенно накопленные обиды превращаются в ненависть, портят характер, вгоняют в депрессию, повышают восприимчивость к стрессам.
Постоянная обидчивость становится причиной ссор. Отношения между любящими людьми не выдерживают разрушительное действие обид и распадаются, а в компании чересчур обидчивый человек постепенно становится изгоем. Постоянно искать способы примирения с тем, для кого справедливая критика или беззлобная колкость становится поводом поссориться и надуться, способны немногие.
Завися от обиды, мы делаем плохо себе, ведь организм, регулярно оказывающийся в стрессовой ситуации, реагирует повышением артериального давления, учащением пульса, изменением гормонального фона, другими негативными проявлениями. Человек чувствует себя слабым, разбитым, уставшим и даже больным. Обида гложет изнутри, угнетает, отнимает силы, потому копить негатив в себе ни в коем случае нельзя. Нужно всегда давать выход отрицательной энергии, чтобы впустить в сердце позитивные чувства и эмоции.
Обидеть могут как нечаянно, так и умышленно, стремясь задеть за живое. Если это случилось преднамеренно, доставлять удовольствие врагу, замкнувшись в себе и испортив отношение со всем миром, ни в коем случае нельзя. Но чаще всего люди обижают других случайно и достойны прощения.
Излечиться от обиды поможет несколько простых правил:
Прощение должно быть искренним, от души. Придется понять и принять то, что причины для обиды обычно оказываются надуманными, как и обидчики. Неприятные ситуации зачастую притягиваются и создаются нами самими, а осознание этого поможет быстрее избавиться от обид.
Проверенные и действенные методы прощения выглядят так:
Простые, но действенные, советы ограждают от различных неурядиц, помогая забыть о них как можно быстрее. Полное избавление от гнева и обиды делает жизнь ярче, проще, легче, но гораздо лучше жить настоящим, научившись игнорировать едкие замечания, колкие шутки и неприятные поступки окружающих.
pretty.ru
Уже скоро - Прощеное воскресенье. Как мы готовимся к нему? Один заглядывает внутрь себя и внимательно ищет ответ на трудный вопрос: "Кого я обидел?" Другой репетирует шаблонную фразу, которую скажет всем, кого встретит - из расчета, что лучше попросить прощения у каждого: "мало ли кого я случайно задел словом или делом". Кто из этих двоих прав? И как действительно простить человека, который нанес тебе обиду?
Мне кажется, что очень часто люди относятся к трудным проблемам легкомысленно, не понимая, что они действительно трудные, и на их решение требуется много времени и сил. Принимают часто желаемое за действительное: «Я желаю простить, или я уже простил», но на самом деле сразу видно – простил, или не простил. В этом легко самому убедиться, тут никаких не нужно прилагать особых усилий – достаточно мысленно представить себе, что ты подходишь к своему обидчику, и говоришь: «Прости меня». И он тебе отвечает: «И ты меня прости». И тут вы падаете друг другу в объятья, и на душе праздник! Но если ты подходишь к обидчику и говоришь: «Прости меня», а он: «А ну, пошёл отсюда». Всколыхнётся у тебя в душе: «Ах, ты такой-сякой, я хотел тебе пойти навстречу, а ты …», значит – ты ничто не простил, просто занимаешься самообманом. Повторяю, легко принять желаемое за действительное.
Если ты молился, каялся, прикладывал столько духовных усилий, сколько нужно для того, чтобы простить, тогда ты чувствуешь, что даже если он тебе грубостью ответит на твоё тёплое к нему обращение, всё равно ничего не всколыхнётся, потому что сам себе скажешь: «Да, это я виноват, это значит, я его так сильно спровоцировал, что он до сих пор меня простить не может». Вот тогда ты, действительно, простил.
Мне посчастливилось быть знакомым с замечательным человеком: профессор, заведующий кафедрой, крупный учёный, автор нескольких монографий, физик Вячеслав Алексеевич Сапожников, и при этом – схимонах Ростислав. В сталинское время он получил десять лет, из них восемь лет провёл в «одиночке» в Ленинградских Крестах. Кому доводилось бывать в тюрьме, тот может себе представить, что там никогда, даже в «одиночке», человек не бывает один. В тюрьме это делается совершенно сознательно – все затворы открываются и закрываются с лязгом, чтобы заключённые знали, что идут надзиратели, и чтобы надзиратели знали, что бежит заключённый, если он раздобыл ключи и бежит по этажам. Кроме того, постоянно слышны крики, которые раздаются, когда людей ведут на допрос или на расстрел.
Так вот, он говорил: «Я благодарен Богу за эти восемь лет, потому что там я научился молиться».
Отец Ростислав рассказывал о том, как их водили на медосмотр. Можете себе представить: длиннющий тюремный коридор, я думаю, больше ста метров длиной, в одном конце коридора зэкам приказано раздеться догола, а в другом сидит врач. И эти зэки должны босиком из одного конца коридора бегом к врачу подбежать. Тот окинет взглядом – здоров, – беги обратно. И поразительно, что отец Ростислав вспоминал об этом с какой-то легкой улыбкой, потому что если отрешиться от трагичности того, что происходило. Со стороны это, конечно, выглядело чуть-чуть комично: несчастные, истощённые заключённые шлепают босиком по этому коридору. Вот настолько он смог простить! Но для этого потребовались феноменальные усилия.
Простить обиду, ещё раз подчёркиваю, очень нелегко. Тут нужна ясно поставленная цель, что ты действительно хочешь простить. Нужно отдавать себе отчёт, что ты будешь трудиться до результата, до тех пор, пока действительно обида полностью не отойдет от твоего сердца. Ты должен приложить усилия и сознавать, что результат – от Господа. От нас – усердие, от нас – цель, от нас – целеустремлённость, от нас – труд, а результат – от Господа. А проверить себя, достиг ли ты результата или нет, совсем не трудно.
Рембрандт, “Блудный сын”, 1642 год
Если человек научится прощать обиды, то он сделает огромный рывок в духовной жизни. За такое усилие Господь увенчает его многими духовными дарами и, прежде всего, смирением, потому что надо смирить свою гордыню для того, чтобы простить. А смирение – это, конечно, особый дар Божий, так что тот, кто не поленится и не «махнёт рукой» посреди пути, тот получит духовное вознаграждение от самого Господа Бога. Потому что Господь говорит нам: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфей 6:14,15). А это страшно, если мы останемся не прощенными – какая печальная участь ждёт нас в Будущем веке!
Вспомним притчу о Немилосердном должнике. Помните Господина, которому должник был должен несметную сумму денег – десять тысяч талантов? Талант – это мера веса, подобная нашему пуду, только пуд – 16 кг, а талант – 26. Десять тысяч талантов – это двести шестьдесят тонн серебра! Трудно представить себе это сокровище, эту груду драгоценного металла весом двести шестьдесят тонн. Я, например, никогда такое не видел и не увижу. Ясное дело, что эту сумму оплатить должник не мог, это несметные сокровища. А Господин его помиловал и отпустил, сказав, что «я всё тебе прощаю». И этот должник, выйдя от Господина, который его избавил от страшной участи, увидел своего должника, который должен был ему сумму, по нашим меркам, вполне реальную, такую, которую каждый из нас в руках держал.
Он схватил его и стал требовать: «Отдай эти деньги!». Тот взмолился: «Ну, потерпи немножечко», примерно теми же словами, что этот должник немилосердный обращался к Господину, которому он должен был громадный долг: «Я через некоторое время тебе всё отдам». Но тот его не помиловал, а схватил и отвел в темницу. Тогда приближённые Господина, узнав об этом, доложили ему. Он вновь потребовал к себе этого должника и сказал: «Как же так? Я тебя помиловал, и неужели и тебе не надо было так же поступить?» И отдал его в темницу до тех пор, пока «всё не отдашь до последней копейки».
Здесь говорится о том, как дорого в итоге платит человек, который не прощает своим должникам, которые должны-то ему сущую ерунду… Пусть нам она кажется и большой суммой, но объективно это – ерунда по сравнению с тем долгом, который мы должны заплатить Господу, – нашей греховностью, нашим безразличием к Богу, нашим упорством в грехе.
Наш долг Господу – неоплатный, и Господь его нам прощает не потому, что мы его полностью искупили, а потому что Господь милостив, и Он ждёт и от нас хоть какой-то милости друг к другу. Если это так, то тогда и милость Божия будет нам сопутствовать, а если мы отказываемся прощать, то горе нам.
В Патерике описывается случай. Его герои: христиане первых веков христианства в период гонений– Саприкий, по-моему, он был пресвитером, и дьякон Никифор. И как-то лукавый между ними пробежал, и возникла обида между ними. Саприкий попал к мучителям, его пытали, предали истязаниям, он столько перестрадал, но всё вытерпел. И когда его уже вели на казнь, Никифор, видя его близкий конец, умолял его: «Прости меня», а тот сказал: «Нет, я тебя не прощу». И, уже подойдя к самому месту казни, где его ожидал близкий мученический венец, он вдруг отрёкся от Христа и попрал свою веру, попрал он весь свой подвиг, страдания. Благодать Божия оставила его, и он оказался человеком без благодати – слабым, и всего лишился. Никифор же заявил, что он – христианин, был казнён, и стал мучеником. То есть в очах Божиих он совершил такой поступок, за который Сам Господь его вознаградил.
Этот случай говорит о том, как важно прощать друг друга. Посмотрите, какая слабость была проявлена этим сильным человеком: Саприкий выдержал пытки, мучительные, страшные, а в последнюю минуту сломался, потому что не смог простить, не захотел, вернее, простить. Как они могли друг другу навредить, об этом не говорится, но, ясное дело, что даже если Никифор его и очень обидел, но потом же просил у него прощения, почему же не простить, да ещё в последнюю минуту?
Прощение обид – это спасительный якорь. Господь попускает нам такие обиды, а они действительно мучительные подчас, жжёт, и лукавый тут как тут, подсыпает соль на раны и вкладывает какие-то постоянные мысли, которые у тебя крутятся, что, «мол, как он мог, как он меня обидел, и я так страдаю, переживаю, а он! И надо было сказать ему так или вот так, и если бы я сказал так…» И ничего от этих мыслей не происходит. И этот губительный, порочный мысленный круг, такая мысленная воронка, в которую лукавый сознательно вгоняет наши мысли, просто выматывает, обессиливает. Она лишает человека и покоя, и бодрости. Силы уходят как в песок.
Можно ничего не делать, никому ничего не говорить, а сосредоточенно гонять эти бесплодные, иссушающие мысли по замкнутому кругу. И вырваться из него можно, только если ты действительно поймёшь, что не простить нельзя – «или – или». Или ты, приложив все усилия, столько, сколько нужно, чтобы достичь результата, победишь свой грех, или грех безо всяких усилий победит тебя. Но это и к любому другому греху относится. Чтобы грех победить, нужны усилия, а если с грехом не бороться, не прикладывать усилий, то грех победит, растопчет, лишит радости жизни, бодрости, загонит тебя в изоляцию, и очень скоро ты потеряешь то, что имел. И можешь, как Саприкий, лишиться даже спасения души.
Господь дарует нам пост как особую благодатную возможность очистить свою душу от всяких грехов. Мы Великим постом читаем молитву, она всем хорошо известна. Я ее всю повторять не буду, но в ней есть такие слова: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» (молитва святого Ефрема Сирина). Эти слова нам нужно повторять регулярно. Не дай Бог, если какая-то обида зародится в душе и даст свои губительные ростки.
Еще хочу сказать, что существует такое присловие, оно абсолютно бездуховное: не согрешишь – не покаешься. Это ложь, надо жить так и каяться так, чтобы не грешить. То, что ты можешь согрешить, – это очевидно, то, что ты можешь обидеться, – это очевидно. Надо вымаливать у Господа сил не обижаться. Тогда никакая обида не сможет укорениться в твоей душе.
У Гоголя в «Мертвых душах» есть отрывок, где он разбирает заковыристые русские фамилии, одна фамилия – Доезжай-не-доедешь. Так вот, у каждого христианина должна быть фамилия – Доставай-не-достанешь.
Записали Тамара Амелина и Петр Каминский
www.pravmir.ru
Идти от успеха к успеху – это право, данное нам от рождения. Но если мы тратим время на обиды, значит мы еще не оценили свои способности, не верим в свой успех.
Добрый день, дорогие мои друзья!
«Прощать обиды надо!» — однозначно утверждают комментаторы, оставившие свои записи к статьям о чувстве обиды. И последней статье из темы «Чувство обиды» попробуем разобраться как простить обиду.
Мы периодически «генералим» в своих жилищах, освобождая их от мусора и старых вещей. Но часто оставляем без внимания завалы из непрощенных обид, конфликтов, годами ждущих разрешения. И копится в душе злость и разочарования. Некоторые люди не просто любят, но умеют копить обиды. В их гигантские списки обидчиков внесены все родственники, друзья, партнеры и сослуживцы. На кого же еще обижаться?
Чужой, случайный человек нам безразличен. А вот родители, дети, близкие и любимые люди – именно они виноваты во всех наших бедах и проблемах. Мы так сильно их любим, а они не оправдывают наших ожиданий, да еще и позволяют себе порой выказывать недовольство нашими словами, поступками. Обидно!
Каждый человек был хотя бы раз в жизни обижен. Обида, как и любой другой недуг, поражает человека. Однако, когда в организме возникает сбой на физическом уровне, то мы идем за помощью к врачу и начинаем лечиться.
Чувство обиды – это душевная травма, и человек вместо того, чтобы быстро привести в норму душевное равновесие, начинает «сыпать на нее соль». И в результате стресс, который появился в момент обиды, разрастается до невиданных размеров. И уже не остается места для радости, счастья, доброты. Уже не до новых идей и планов.
Лишаясь ярких впечатлений, человек обрекает себя на тяжелое существование с серьезными проблемами в душевном и физическом здоровье. Одна моя знакомая, врач по образованию, говорит, что любая отрицательная эмоция и даже горе имеют право на существование не более, чем в течение месяца, а потом это уже диагноз, клиника.
Какими бы глубокими не были раны от обид, для чего бы не были нужны нам обиды, только мы сами можем избавиться от их гнета. Для этого необходимо стать хозяином своей судьбы и вспомнить, что счастье невозможно без умения прощать. Именно это «секретное» орудие позволит вернуть в свою жизнь радость, здоровье, взаимопонимание с близкими и родными людьми, любовь.
Прощение обид – дело очень тяжелое. А как простить, если это невозможно? И все ли можно простить, забыть? А если нельзя «замять», обелить, оправдать проступок?
Здесь очень важно отделить человека от его проступка. Простить надо человека, но не обесценивать проступок, принесший боль, потери, даже для сохранения отношений. Если человек предал, обманул, подвел, то можно простить его самого, но не оставлять без внимания и оценки сам проступок. Прощение не всегда предусматривает продолжение отношений. Можно простить самого человека, но болезненный след, шрам могут остаться надолго.
Простить надо не дожидаясь извинений, независимо от того признано ли сотворенное зло. Если оставить чувство обиды в себе, то это значит, что зло поселится в вашей душе, и будет наказывать вас, а не обидевшего.
Прощение – это мужество и проявление внутренней силы. Необходимо приложить усилия, чтобы отделить боль от чувства обиды на самого человека, и отпустить обиду даже если боль еще долго будет напоминать о себе. Не считайте прощение слабостью.
Не думайте, что время все сотрет и прощение обид произойдет само собой. Не простится само без приложения воли и чувств.
Как простить обиду, если это очень трудно:
Критерии искреннего прощения обиды у каждого свои. Все критерии носят внутренний характер, только вы сами можете почувствовать, что чувство обиды отпущено на волю:
Вы можете каким-то другим образом почувствовать прощение обиды. Главное, чтобы для вас солнце стало ярче светить, мир стал добрее, чтобы вы почувствовали радость от каждого прожитого дня.
Я желаю всем, чтобы капли ваших обид всегда растворялись в потоке счастья и радости. Успехов Вам!
Если рассмотренная тема была для вас интересной, то поделитесь с друзьями. Спасибо, за то, что нажали на кнопочки.
dobrovira57.ru
Как простить обиду? Ответ на этот вопрос достаточно неоднозначен. Ведь не всегда это так просто – простить человека, причинившего боль и обиду.
Для того чтобы с легкостью научиться прощать, сделать это зачастую нужно не один раз. Своеобразный метод тренировок поможет подойти к процессу прощения с максимальной легкостью и непринужденностью. Ниже приведен алгоритм действий, придерживаясь которых вы с легкостью сможете отпустить неприятные чувства и освободить свое сердце от груза обид.
Настоящая сила воли человека заключается в умении прощать обидчиков, даже если они сильно виноваты перед ним. Ощущение обиженности оказывает негативное воздействие как на внутреннее состояние души, так и на состояние организма в целом.
Алгоритм действий, который поможет отпустить неприятное чувство обидчивости:
Мысли из разряда «Я прав, а он нет» не несут в себе никакой пользы и смысла. Отомстив, в первую очередь хуже всего будет тебе, а далеко не тому, кто ощутил эту месть. Чувство совести будет грызть изнутри, повторяя, что это было сделано неправильно и зря. Ни к чему этот груз, который будет тянуть душу вниз. Нужно научиться прощать, бескорыстно, справедливо и с чувством абсолютной легкости.
2. Негативная мотивация – вот то, что поможет справиться с обидой. Задумайтесь, какой станет ваша жизнь, если это чувство будет преследовать вас постоянно? Ответ прост:
Губительное ощущение будет всегда находиться с вами, развиваться внутри, травмируя тем самым все светлые чувства в сердце;
Если не научиться справляться с обидами, то с каждым моментом их количество внутри вас будет только увеличиваться, а легче от этого, конечно, не станет;
Замечено даже то, что люди, склонные к обидам, страдают мучительной и долгой смертью, а также имеют большой риск приобретения онкологических заболеваний;
Крайне негативно обида влияет на взаимоотношения с близкими людьми, часто прибегая к такому чувству, человек обеспечивает себе проблемы в личной жизни;
Обида уничтожает в человеке такие светлые чувства, как любовь, вера и взаимопонимание. Если вы не хотите, чтобы ваша любовь погибла − научитесь справляться с обидой. В противном случае будет разрушен даже самый крепкий союз.
Решаясь на месть, человек может совершить ошибки, о которых в дальнейшем, безусловно, будет жалеть. Они могут даже радикально повлиять на судьбу, в корне ее изменив.
Советчик обида, или враг – выбирать только вам.
3. Позитивная мотивация. Это лучшая сила, способная помочь вам на пути исправления. Если вы научитесь прощать, благоприятный результат, который вы получите, не заставит себя долго ждать. Вы получите множество положительных эмоций, среди которых можно выделить основные:
В душе наступит ощущение полной эйфории, чувство свободы от негативных ощущений. Даже неприятные поступки окружающих уже не будут так ранить и мучать. Вас станет невозможно вывести из себя.
Сердце наполнится радостью, верой, и другими исключительно положительными чувствами, которые непременно окажут благоприятное влияние на душевное состояние и организм в целом;
Выстраивание отношений даже с людьми, которые когда-то вас обидели, не составит никакого труда. Забывая про все обиды, вы станете смотреть на мир по-другому, ясными глазами, перестанете обращать внимание на ошибки других людей;
Состояние счастья, любви к жизни и ощущение внутренней гармонии всегда будет наполнять душу;
Повысится уровень притягательности, ведь всех привлекают люди, которые не тратят много времени на какие-либо зависимости, а обладают преимущественно позитивной энергией и независимостью от мнения окружающих;
Научившись прощать, у вас появится новый спутник, который будет сопровождать вас везде – успех.
Этот список можно продолжать бесконечно.
4. Нужно найти в себе слабость, которая не дает отпустить обиду, и избавиться от нее! Начните с себя, спросите «Что послужило причиной обиды? Может то, что я слаб? Что меня так зацепило?». При ответах необходимо быть предельно честным. Причинами может быть вымышленные иллюзии, или же ошибочное самомнение.
Ниже рассмотрено 2 варианта, которые помогут отпустить обиду:
Напишите причину обиды на бумаге, и придумайте, чем ее можно заменить, чтобы она не доставляла больше беспокойств и душевных волнений. Как выбрать подход, при котором отношение к ситуации будет наиболее нейтральным.
Письменно изложите свой ответ на вопрос, – какими обстоятельствами была вызвана сложившаяся ситуация? Какого решения хочет добиться судьба? На что лучше всего перестать обращать внимание, а чему уделить должное время?
5. Максимально используйте силу прощения. Научитесь прощать как своих обидчиков, так и самого себя. Чаще произносите «Я прощаю его, ведь нельзя требовать от человека большего, на что он способен», «Бог всех рассудит». Говорите это, пока не начнете чувствовать, что обида отступает и на душе становится легче. Такие же фразы следует применять по отношению к себе.
6. Научитесь благодарить. Благодарность – вот самое правильное отношение ко всем жизненным урокам, предназначенным судьбой. Благодаря жизнь даже за самые сложные, иногда кажущиеся вовсе не преодолимыми уроки, можно воспитать в себе зрелость и силу духа.
Начните черпать знания из всех жизненных ситуаций, и непременно станете обладателем мудрости , которая поможет справиться со всеми проблемами. Даже Кант когда-то сказал: «Все, что меня не убивает – делает меня сильней». Примите эту фразу за главный принцип в жизни. Пусть каждый полученный урок делает вас счастливей и сильней. Чувствовать благодарность намного приятнее, чем обиду. Научитесь заменять последнюю первой. Задавайте себе вопросы: «Какие полезные знания, я извлеку из этой ситуации?», «В чем я стану сильней?».
7. Заменяйте обиду на более мудрые действия. Начните анализировать все принятые решения, которые привели к изменениям ситуации в благоприятную сторону. После этого будет легко отметить, на что лучше всего направить свою энергию, а на что не тратить вовсе.
При необходимости можно наказать обидчика, если этого требует справедливость. Но делать все нужно именно по справедливости, а ни в коем случае не из-за мести. Каждый плохой поступок должен быть наказан. Также можно придерживаться другого правила: при возможности наказать – сделайте это, не можете – оставьте это действие для других, например, Высших Сил. Тем самым вы проявите свою мудрость.
8. Хорошее чувство юмора – в этом действительно есть сила. Способность шутить над самим собой, смеяться над собственными недостатками – это вовсе не абсурд, а наоборот, качество сильных людей. Перевести ситуацию в юмор намного приятнее, чем затаивать обиду. Не нужно ждать, когда кто-то начнет тыкать вас в недостатки, лучше посмейтесь над ними.
9. Если вы относите себя к числу верующих людей – сила молитвы поможет вам преодолевать свои обиды. У вас есть возможность черпать помощь от Сил Света. Достаточно искренне просить Творца о том, чтобы тот помог убрать обиду из души, научить забывать про обиды и негатив. Обратитесь к нему с просьбой также научить извлекать максимум положительных качеств, таких как мудрость, их всех жизненных ситуаций и уроков, предначертанных судьбой. Я всегда практикую такие действия, и могу отметить, что эффект положительный.
10. Чтобы побороть свою обидчивость, попробуйте обратить внимание на живой пример достойных людей. Определите для себя образ, вызывающий у вас наибольшее чувство восторга от его поступков и действий. Пусть он станет вашим авторитетом.
Например, это может быть Иисус Христос, Будда, или любой другой герой, который придется вам по душе. При возникновении спорной ситуации в жизни, задумайтесь, как бы поступил ваш герой на месте вас? Какая бы реакция последовала? Стремитесь к тому, чтобы ваш поступок был как у лучшего, достойного человека. Ведь это, бесспорно, заслуживает уважения!
Чувство обиды: как побороть его навсегда?
avisi.ru