Как научить ребенка читать быстро и правильно. Как научиться быстрому чтению


Как научить ребенка читать быстро и правильно

Многие родители считают, что если их ребенок плохо читает, то успеха в учебе ему не достичь. Действительно, эта наука не всем детям дается с легкостью, и родители ломают голову, как помочь своим малышам хорошо овладеть чтением или даже научиться скорочтению.

На самом деле, проблема плохой техники чтения относится не только к детям, но и ко взрослым. В младшей школе, когда ребенка учат читать, и потом, регулярно контролируют технику чтения, родители могут отслеживать, как продвигаются результаты. В средней и старшей школе контролем техники чтения уже никто не занимается. И когда ребенок решает поступать в ВУЗ, оказывается, что обрабатывать большие объемы информации он просто не в состоянии.

Скорочтение – это умение читать про себя несколько тысяч слов за минуту, понимая прочитанный материал и запоминая его. Необходимость в таких навыках возникает, как правило, уже у взрослых людей, но и детям она может очень пригодиться. Эффективные упражнения, которые развивают память, внимание и расширяют угол зрения, позволяют осилить науку скорочтения взрослым людям уже за 10-12 занятий, а детям – за 20-25.

С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению

Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев, они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.

Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.

Когда малыш готов к обучению, он сам начинает интересоваться буквами, что является одним из основных показателей зрелости его мозговых структур.

Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.

Для чего обучаться скорочтению

В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.

Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.

Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.

Прежде чем гововить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.

Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.

Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Методики обучения быстрому чтению

Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия: одни направлены на развитие детей 5-8 лет, другие больше подойдут подросткам, третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.

Существуют различные методики, дающие возможность раскрыть потенциал ребенка на 100%. К ним относят и методика Марии Монтессори, и мнемотехника, и эйдетика, как составляющая успешного развития ребенка и многое другое.

Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение памяти, внимания, концентрации, развитие слуховой, зрительной памяти, развитие логического мышления, повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.

Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и запоминать, понимать прочитанное, развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой, развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти и много другое.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Упражнения для развития быстроты чтения

Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширения поля зрения. Трудности, из-за которых дети медленно читают, существуют и у взрослых.

  1. Упражнения для подавления внешней артикуляции.На скорость чтения вслух должна отличаться от скорости чтения «про себя». Но у многих детей и те, и другие результаты, как правило, одинаковы. Это происходит из-за того, что во время чтения «про себя» они мысленно проговаривают слова.При выполнении упражнения для подавления внешней артикуляции ребенку рекомендуют читать, держа в зубах карандаш. При выполнении второго упражнения ребенок прикладывает к губам палец и читает, стараясь не шевелить губами. Через 3-5 минут палец убирается. Если ребенок сам или родители замечают, что губы снова начинают шевелиться, нужно снова приложить палец к губам.
  2. Упражнения для подавления внутренней артикуляции.Они рекомендованы подросткам, которые при чтении проговаривают слова мысленно:
    • Чтение плюс счет. Выполняя это упражнение нужно читать и мысленно считать «про себя». В начале, конечно, ребенок не сможет запоминать то, о чем он прочитал, и это абсолютно нормальная реакция мозга. Но со временем его внимание и память смогут разграничивать чтение и счет. Занимаясь над повышением техники чтения необходимо все упражнения доводить до автоматизма. Мгновенного результата не получится, заниматься следует систематически.
    • Чтение плюс пение. Принцип выполнения такого упражнения аналогичен предыдущему: при чтении нужно стараться мысленно пропевать какую-то песню или читать стих. Если делать это сложно, можно читая, напевать какой-то мотив вслух. Это также способствует подавлению внутренней артикуляции.
    • Чтение плюс стук. Так как речь очень ритмична, при чтении необходимо выстукивать аритмичный рисунок. Выполняя упражнение важно не сбиваться с ритма. Лучше всего, начиная заниматься по предложенным упражнениям, взять интересную книгу с увлекательным сюжетом. Тогда при чтении стук уйдет на второй план. Упражнение тренирует внимание, умение переключаться с одной информации на другую и выполнение одновременно несколько действий.
  3. Упражнение для тренировки чтения вслух – «буксир». Упражнение выполняется вместе с одним из родителей. Темп и ритм чтению задает родитель и требует от ребенка не отставать от него. Сам процесс чтения напоминает внешне чтение хором с хорошим темпом.
  4. Ищем лишнее. Это упражнение направлено на поиск необходимых букв в тексте, без его прочтения. Продвигаясь от слова к слову, необходимо зачеркивать, подчеркивать или еще как-то выделять определенные буквы, причем делать это нужно с достаточной скоростью.Выполняя упражнение, ребенок тренирует память, держа в уме информацию, какую букву и как нужно отметить в тексте, т.е. он учится концентрироваться на определенной информации. На начальных этапах, можно совсем отказаться от выполнения упражнения на скорость, чтобы ребенок концентрировался только на качестве результата, и усложнять требования постепенно.
  5. Ищем нужное. Выполняя это упражнение, необходимо бегло просматривать текст и искать нужное слово, выделяя его каким-либо образом (подчеркивание, зачеркивание и прочее).
  6. Упражнение для расширения поля зрения. Берется числовая таблица с 15-ю ячейками и с числами от 1 до 20 (т.е. 5 из них пропущено).Выполняя упражнение, ребенок должен быстро определить каких именно чисел в таблице не хватает. Постепенно число ячеек можно увеличивать. Упражнение также тренирует внимание и память, так как ребенку нужно не только удерживать перед глазами таблицу, но и помнить, какие цифры он уже нашел, а какие еще нужно найти.
  7. Анаграммы. Это игровое упражнение, в котором в ячейках таблицы зашифрованы слова, т.е. буквы переставлены местами. Оно тренирует быстроту восприятия, скорость мышления и развитие логики.

Не стоит затягивать занятия более, чем на 15 минут, если это ребенок 6-8 лет, и 25-30 минут, если ребенку около 10 лет. За одно занятие необходимо давать выполнять ему не одно какое-то упражнение, а некий комплекс, чтобы задействовать как можно больше мозговых структур.

Существуют упражнения, которые позволяют увеличить технику чтения до феноменальных результатов.

Если систематически заниматься, то в практическом плане результаты можно увеличить до нескольких тысяч знаков в минуту у подростков и взрослых и до 300-500 знаков у детей.

Цель чтения также бывает разной. Если нужно бегло просмотреть текст, чтобы выбрать книгу с более подходящей, насыщенной для чего-то информацией, то можно развивать скорочтение и с помощью других упражнений. Забегая наперед, следует отметить, что они больше подойдут подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят выучить большее количество информации за меньшее время.

  • Упражнение «Шторки», основано на методе предугадывание, предвосхищения событий. Из листа формата А5 (по формату книги), нужно вырезать большой усеченный треугольник. Этот лист наложить на печатную страницу так, чтобы края строчек были закрыты, и попытаться прочитать ее так, насколько позволяет получившийся трафарет. Затем нужно попробовать пересказать прочитанное, чтобы оценить, насколько получилось уловить смысл прочитанного, ну а в конце, сравнить с оригиналом. Такое упражнение позволит тренировать внимание, память, логику и мышление.
  • Упражнение для подростков «Чтение на горизонтали». Здесь необходимо уходить от чтения по словам, а стараться воспринимать по 2-3 слова одновременно. Для этого берется текст и простым карандашом по нему прочерчиваются вертикальные линии, которые делят текст на 2-3 части. Читать текст нужно фрагментами, пытаясь понять одновременно смысл нескольких слов.
  • Упражнение для подростков «Чтение на вертикали». Выполняется аналогично предыдущему, с отличием того, что линии нужно проводить горизонтальные. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы подросток учился воспринимать всю строчку целиком, не водя глазами вправо и влево.

Для достижения лучших результатов необходимо ежедневно тренироваться и учить как можно больше стихов и скороговорок.Скорочтение для детей

Вместо заключения

Чтобы помочь ребенку в изучении школьного материала. Необходимо развивать в нем навыки скорочтения. Для этого необходимо взять на заметку все вышеперечисленные упражнения и старательно их выполнять с ребенком. Ведь этот метод дает возможность не только экономить время при чтении, но эффективно усваивать информацию.

childage.ru

Как научить ребенка быстро читать? Полезные упражнения для техники чтения

Много пособий и исследований посвящено обучению детей чтению. Чтение с пеленок, читать раньше, чем ходить и так далее и тому подобное. Однако оказывается, что научить ребенка читать, это еще только начало. Придя в школу, дети сталкиваются с необходимостью не просто читать, а читать быстро.

Что такое техника чтения? Зачем она нужна?

В начальной школе регулярно проверяется так называемая техника чтения. С определенной периодичностью детей просят читать незнакомый текст на время. При этом ребенок должен не только четко прочитать текст (слова или предложения), но и правильно его понять.

Техника чтения проверяется по следующим критериям:

  1. Скорость (ребенок должен еще и уложиться в нормативы по количеству прочитанных слов за 1 минуту).
  2. Понимание (оно оценивается по смысловой интонации при прочтении или по ответам на вопросы по тексту).
  3. Правильность прочтения текста, т. е. отсутствие ошибок, пропусков или повторений.
  4. Наличие в прочитанном тексте правильного интонационного ударения, наличия смысловых пауз.

Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?

  • В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
  • Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
  • После 3-го — от 70-80.
  • К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
  • При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.

Зачем ребенку учиться читать быстро?

Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения и понимания прочитанного. Масса проведенных исследований доказывают, что ребенок, который в начальной школе долго читал по слогам и не так и не освоил беглое чтение, в средней и старшей школе, к сожалению, не входит в число успевающих учеников.

Необходимость быстро понимать задания к задачам и упражнениям, самостоятельно читать учебник, выучивая уроки, обуславливает важность быстрого чтения. Дети, которые читают медленно, тратят на выполнение заданий значительно больше времени, больше устают и, как следствие, теряют интерес к учебе.

Наиболее оптимальная скорость чтения, обеспечивающая успешное обучение, должна быть равна скорости обычной разговорной речи. В среднем это 120 слов в минуту и более. К этому результату и нужно стремиться, отрабатывая технику чтения.

Чтение стимулирует развитие мыслительного аппарата, устойчивость внимание и повышает оперативную память ребенка. Таким образом, получается, что развивая навыки чтения, ребенок становится более успешным и в учебе в целом. Это значит, что научить бегло читать ребенка, по возможности, следует как можно раньше.

Почему не всем детям легко дается быстрое чтение?

Причин, по которым дети не могут читать быстро, довольно много. Не обязательно они должны встречаться все вместе, чтобы замедлить процесс чтения. Достаточно всего одного из пунктов, чтобы сделать недостижимым быстрое чтение.

Недостаточная концентрация внимания и памяти

Эта проблема приводит к тому, что начав читать текст, к концу предложения ребенок уже забывает его начало.

Небольшой размер оперативного поля зрения у ребенка

Это проявляется в том, что ребенок концентрируется исключительно на 2-3 буквах, которые читает. При этом дети с достаточно большим оперативным полем могут видеть сразу слово целиком, что и позволяет ему читать быстрее.

Присутствие зрительной регрессии

Это означает, что во время чтения ребенок неосознанно возвращается глазами к уже ранее прочитанному слову.

Недостаточный словарный запас

Еще одна причина снижения скорости чтения. Незнакомое слово требует более длительного времени на прочитывание и осмысление.

Проблемы с дикцией

Недостатки в развитии артикуляционной системы, проблемы с дикцией тоже влекут за собой проблемы с чтением.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Нежелание читать книги

Еще одной важной и заслуживающей отдельного внимания проблемой стоит назвать отсутствие желания читать. В настоящее время, когда дети все больше времени проводят у компьютеров, чтение книг теряет для них свою привлекательность. А ведь именно наличие интереса может стимулировать ребенка к обучению и усовершенствованию своих навыков.

Прививать интерес к чтению — важная задача родителей.

Можно ли улучшить технику чтения? 

Определенно, можно. Практически в любом школьном возрасте можно научить ребенка бегло читать. Выявив причину возникших сложностей, можно заняться оттачиванием этих навыков, тем самым в достаточно быстрые сроки улучшив технику чтения детей.

Пристальное внимание с самого начала

Заниматься улучшением техники чтения можно и даже нужно, не дожидаясь появления проблем и недочетов. В 6 лет дети, как правило, уже учатся читать, в это же время можно начинать работу и над техникой чтения.

Лучше с самого начала уделять некоторое внимание этому вопросу, проводя определенные задания на развитие внимание, концентрации и улучшение оперативного поля зрения.

Чтение вслух

Пока ребенок еще не умеет читать, обязательно заведите традицию читать ему дома вслух. После того, как навык чтения будет освоен, не бросайте эту привычку. Ребенку еще сложно читать длинные тексты, а родители настаивают, чтобы он читал сам. В результате книжка пропадает из обихода, и тем самым теряется интерес к чтению.

Поддержание интереса к книгам

Итак, в первую очередь необходимо всемерно поддерживать интерес к чтению в целом, к книгам, историям и сказкам. Читайте вслух, читайте по очереди, старайтесь заинтересовать ребенка книгой.

В 7 лет, когда навык чтения уже достаточно сформирован, предлагайте читать ребенку короткие тексты. Несколько строчек под картинками, комиксы или просто чтение по очереди — все это подойдет. Главное, чтобы не был утерян интерес.

Упражнения для тренировки беглого чтения

Как научить ребенка быстро читать? Введите за правило регулярно выполнять с ребенком по несколько упражнений и результат появится достаточно быстро.

Для концентрации внимания

Просмотр диафильмов

Предлагайте ребенку смотреть диафильмы и читать к ним подписи. Для этих целей также отлично подойдут и мультфильмы с субтитрами. Небольшой объем текста и яркие картинки привлекают внимание и улучшают концентрацию.

«Чтение с жужжанием»

Предлагайте ребенку читать с вами вместе. Читайте разные тексты не очень громко вслух, каждый в своем темпе. Фоновый звук приучит ребенка концентрироваться на своем задании.

Одновременное чтение

Одинаковые тексты лежат перед ребенком и перед взрослым. Вы читаете вслух, а ребенок должен следить (можно пальцем) за чтением. Попросите его сказать, в каком месте менялся темп вашего чтения.

Можно просить ребенка находит в тексте какое-то определенное слово и прочитать следующее, идущее за ним.

Для повышения уровня оперативной памяти

Зрительные диктанты

Для развития оперативной памяти идеально подходят зрительные диктанты. Суть задания состоит в том, что ребенку предлагает карточка с одним предложением, на которое он должен смотреть в течение определенного времени.

После этого карточка убирается, а ребенок должен записать предложение по памяти. Упражнения должны проводиться регулярно, каждый день. Уже через месяц вы заметите существенные результаты.

Для улучшения работы артикуляционного аппарата

Скороговорки

Лучшим вариантов является разучивание и повторение скороговорок. Вспоминайте скороговорки, повторяйте их с ребенком по очереди. Соревнуйтесь, кто быстрее и четче сможет их произнести

Для повышения скорости чтения

«Бросок-засечка»

Услышав слово «бросок!» ребенок приступает к чтению. Услышав слово «засечка», он закрывает глаза и откидывается на спинку стула, отдыхая.

Через 4-5 секунд снова дайте команду «бросок». Ребенок должен найти глазами в тексте место, откуда он закончил читать. Руки при этом лежат на коленях, чтобы не было соблазна, удерживать пальцем последнее прочитанное слово.

Чтение в ритме скороговорки

В течении полуминуты текст должен читаться максимально быстро — как мы проговариваем скороговорку.

Чередование знакомого-незнакомого текста

Для повышения скорости чтения есть еще одно хорошее упражнение. Ребенок должен несколько раз прочитать какую-то часть текста. Читать знакомый текст будет уже проще и соответственно получится быстрее.

В очередной раз скажите ребенку, что необходимо читать дальше, переходя на незнакомую часть текста. Взятый на знакомом тексте быстрый темп чтения перейдет и на незнакомый отрывок. Долго такая скорость не продержится, но регулярные тренировки помогут повысить скорость чтения за достаточно быстрый срок.

В целом, упражнений, нацеленных на тренировку техники чтения, существует очень много. Если вам удастся заинтересовать ребенка, результат придет очень быстро.

Общие рекомендации для родителей

Профессор И.Т. Федоренко, исследуя проблему повышения скорости чтения у детей, отметил самый главный и значимый фактор, приводящий к успеху. В занятиях главное — регулярность и посильность.

Вот еще несколько полезных рекомендаций, которые помогут улучшить технику чтения вашего малыша:

Проводите несколько коротких занятий вместо одного длинного

Если ребенку трудно дается чтение, то длительные занятия будут вызывать у него усталость и негативную реакцию. Проведите три занятия, но короткие. Не давайте ребенку уставать, вызывайте у него интерес и положительные эмоции от чтения.

Общайтесь с ребенком в письменном виде

Пишите малышу маленькие записочки и письма, провоцируя его на написание ответа.

Устраивайте конкурсы и соревнования - подогревайте интерес

Прочитал книжку — наклейка на плакате. Несколько наклеек — приз (поход в кино, совместное развлечение, только не деньги). Проверяя скорость чтения ребенка, обязательно подчеркните, что в прошлый раз он прочитал на столько-то слов меньше, а теперь добился таких отличных результатов!

В процессе такой игры возникает желание добиться результата, стимулируется интерес к занятиям.

Не заставляйте читать «из-под палки»

Негативное отношение не принесет никакой пользы. Такой подход, напротив, лишь усугубит проблему.

Несомненно увлечение ребенка книгами, любовь к чтению прививается именно дома, в семье. Рассказывайте о любимых книгах, читайте вслух, вместе, по очереди. Главное — оказывать ребенку поддержку и помощь. А результат придет. Все вложенные усилия обязательно окупятся.

otvetprost.com

Как научиться быстро читать: советы и упражнения

Прежде чем говорить о том, как научиться быстро читать, следует задать вопрос, а зачем вообще нужно чтение. Что мы приобретаем во время прочтения литературы, в особенности сегодня, когда бумажный носитель информации можно заменить аудиокнигами и просмотром экранизаций интересных сюжетов.

Может уже и нет такой острой нужды в чтении?

Зачем нужно чтение

Только благодаря чтению человек может развивать свою грамотность. Согласитесь, абсолютно все правила написания слов мало кому запомнились, разве что преподавателям русского языка.

А начитанному человеку эти правила и не нужны, так как написание любых слов он легко может восстановить в своей памяти.

Даже правописание редко встречающихся слов можно воспроизвести на основе ассоциаций и знаний прочитанной массы слов.

Приоритетом для чтения всегда была художественная литература, так как в ней высокий словарный запас, а также воспринимается и читается она значительно легче, чем техническая или научная литература. Да и о том, что художественная литература интересней и увлекательней никто спорить не будет.

Благодаря чтению развивается образное мышление человека. Образы в фильмах порождаются картинками, которые мы просматриваем. А во время чтения происходит процесс сотворчества писателя и читателя. Воображение читателя творит и создает образы. В процессе чтения мозг тренируется и развивается.

Человеческие переживания и чувства, которые передает в литературе автор – это пережитый опыт человечества. Мы не в состоянии пережить все доступные нам эмоции и переживания за такую короткую жизнь. Воспитать эти чувства помогает проводник – книга, благодаря которой мы можем тонко понимать то, что чувствуют другие люди и лучше понимать свои эмоции.

Недостатки традиционного чтения

Ученые долго выясняли вопрос о том, почему люди читают так медленно, и им удалось установить пять основных недостатков медленного традиционного чтения:

  • Регрессия при чтении, то есть постоянное возвращение глаз на уже прочитанные строки с целью повторного чтения. Большинство из нас возвращаются, и даже не однажды, к исходной позиции прочитанного текста. Эта неуверенность в себе и приводит к тому, что прочитанные строки так и не запоминаются. Многократность возвратов разрушает цельность прочитанного текста.
  • Отсутствие программы чтения. Мы привыкли читать так, как придется. Но есть такая литература, которую действительно стоит читать медленно и внимательно. И наоборот, литература, которую нужно читать быстро, и ее большинство.
  • Проговаривание про себя читаемого текста, то есть артикуляция. На этот процесс люди тратят достаточное количество времени, так как подключается инерционный слуховой анализатор.
  • Невысокое поле зрения. Глазами во время их остановки на тексте воспринимается максимум три слова, а техника скорочтения предполагает охват всей страницы сразу. Вертикальное движение глаз лежит в основе быстрого чтения.
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Мы можем читать даже тогда, когда мысли витают где-то далеко.

Упражнения для скорочтения как раз и помогают ликвидировать те недостатки, которые мы допускаем при традиционном чтении книг. Методика скорочтения формирует новые принципиально отличные способы чтения, развивает новые структуры мозга и повышает его активность. Н. П. Бехтерева говорила, что мозг должен работать, и чем больше он работает, тем эффективней результат его деятельности.

Основы быстрого чтения

Несмотря на то, что существует множество школ и методик скорочтения, в их основе лежат одни психологические законы.

Люди обучаются ставить свой взгляд таким образом, чтобы видеть как можно больше слов. Наш взгляд скользит от начала строки до ее конца, и мы схватываем каждую букву, а в лучшем случае каждое слово.

В технике скорочтения взгляд фиксируется на определенном месте, с заданным ритмом. Текст усваивается хорошо и качественно в тех случаях, когда есть симметрия или равные составляющие. Существуют специальные приемы расширения поля восприятия, так как мы используем не всю широту восприятия, которую возможно использовать.

Учеными была разработана специальная гимнастика для глаз, благодаря которой диапазон зрения расширяется, и можно увидеть вместо одного слова целую строку. На создание этой методики понадобилось несколько лет труда большого коллектива ученых, которые досконально изучали вопрос: как научиться быстрому чтению. Их разработки проверялись многими экспертами и защищены десятками патентов.

Молодежь уже успела оценить эту методику, и с каждым годом растет число желающих освоить технику быстрого чтения.

Советы, помогающие научиться быстро читать

Читаем правильно

Многие читатели жалуются на то, что сюжет книги не запоминается настолько, насколько хотелось бы. В чем причина такого результата чтения, может есть секреты того, как правильно читать книги, чтобы можно было бы и через месяц пересказать ее содержание?

  1. Перечитывая книги в метро или в очереди, не всегда получается запоминать их сюжет. Лучше выделить для чтения время в домашней, тихой и спокойной обстановке.
  2. Всегда следует иметь при себе карандаш или маркер, которым можно будет делать заметки или подчеркивать значимые для вас места. Если книгу портить жалко, то читать следует с блокнотом, для того чтобы записывать в него понравившиеся цитаты, интересные мысли и фразы.
  3. Специалисты советуют выбирать более узкий формат книги, что позволяет глазам не бегать по периметру страницы, а придерживаться ее середины. Этот метод дает возможность не только усвоить информацию, но и быстрее прочесть книгу, а также решить вопрос о том, как правильно читать книги.
  4. Всегда нужно помнить о закладке в книге, так как без нее место окончания чтения будет постоянно теряться. На поиски места и вторичное прочтение искомых мест уходит достаточное количество времени.
  5. И самое важное в вопросе о том, как правильно читать книги − это не стесняться узнавать значения неизвестных слов из книги, так пополняется словарный запас читателя. Знания значений различных слов позволят применять их в подходящих ситуациях.

Как успевать читать

Составляйте списки литературы, которую вам необходимо прочитать, да так, чтобы в него входила не только художественная литература, но и книги по психологии, научная литература или современная проза, которая сможет расширить ваш кругозор.

Каждый культурный человек, живущий в социуме, имеет определенный перечень того, что необходимо знать. Эти знания позволяют поддерживать беседу и понимать то, чем живет нынешний мир.

Списки мы можем составлять большие, но где взять столько времени на прочтение всей литературы, если кроме того, мы ежедневно имеем дело с текстами профессиональных книг, интернета, инструкций и другими.

Мы столько получаем информации, что среднему человеку не всегда под силу воспринимать и запоминать все услышанное, увиденное или прочитанное.

Для такого количества информации средней техники чтения недостаточно, оттого и стали появляться курсы и школы быстрого чтения, где можно выяснить как научиться быстро читать книги и постичь навыки техники скорочтения с помощью разнообразных методов и упражнений.

Техника скорочтения – актуальная тема для людей, занимающихся своим интеллектуальным развитием. Специалисту любого уровня необходимо идти в ногу со временем и знать о том, какие изменения происходят в жизни, о новых открытиях, новых именах.

Аналитическое чтение с высоким качеством усвоения прочтенного материала необходимо школьникам и студентам, чтобы на выполнение домашних заданий или изучения нового материала минимально затрачивать времени и усилий.

Упражнения для быстрого чтения

Мы нередко ловим себя на том, что читая книгу, мы останавливаемся, так как понимаем, что думаем о чем-то другом. Приходится перечитывать абзац за абзацем снова. Концентрация внимания отсутствует, и мы все снова перечитываем. Естественно, теряется время, и падает скорость чтения.

  • Для того чтобы избавиться от этой вредной привычки, ученые разработали метод форсирования скорости, в основе которого лежит принцип принуждения. Текст прикрывается листом бумаги, и независимо от того, прочли вы первую строку или нет, следующая строка уже открывается. Лист бумаги всегда движется чуть быстрее, чем мы успеваем прочесть предыдущую строку.
  • Затем, все происходит наоборот, независимо от того прочтена строка или нет, она закрывается листом бумаги, чтобы не было возможности прочесть все заново. Это упражнение приучает человека к концентрации внимания.
  • Еще одно упражнение, развивающее внимание – это работа с зашумленными текстами. Обычные слова вставляются в текст, нарушая его стройность, что заставляет читающего человека концентрировать свое внимание на важной информации.
  • Повысить скорость чтения на несколько шагов вперед позволяет упражнение, которое развивает антиципацию, то есть обучает умению домысливать текст. Для начала домысливаются окончания, затем слова и фразы, а дальше уже можно домысливать и абзацы. Это отличное упражнение для развития памяти, расширения поля восприятия.

Если часто выполнять такого рода упражнения, можно заставить свой взгляд двигаться вертикально.

Когда начинать обучаться

Глупо спорить с тем, что читать необходимо, причем постоянно. Лучше всего приучать к этому ребенка с самого детства, только что касается развития навыков быстрого чтения, однозначно ответить никто не может. Есть мнение, что до 14 лет такое чтение может даже навредить, но это только мнение, никем не доказанное.

Психологи считают, что обучать детей нужно, только не насильно, а в виде игры. Ну а пока идут споры о вреде и пользе быстрого чтения, сама жизнь заставляет нас овладевать такой техникой. Сотрудники крупных компаний и правительственных учреждений, а также те, кому по долгу службы приходится работать с большим объемом документов, это уже почувствовали.

Человек, который быстро читает, не может стать рабом скорости. Приобретая основные навыки быстрого чтения, он совершенствует и память и глубину восприятия, и неважно в каком возрасте он начнет осваивать эти навыки.

Что делать, если нет желания читать

Что такое чтение – это основной инструмент обучения. Школьник, который читает медленно, ничего не успевает, у него пропадает желание читать и учиться.

Прививать любовь к чтению нужно еще с детских лет, вместе с тем развивается творческое и логическое мышление ребенка. А как заставить себя читать взрослому человеку?

Психологи утверждают, что нужно вырабатывать в себе привычку. Для начала следует подбирать интересную литературу и откладывать ту, которая не понравилась. Также рекомендуется составить перечень литературы для создания символа личных достижений и приучать себя к тому, чтобы отводить на чтение не менее получаса в день.

Как заставить себя читать, если при большом потоке информации доступ к бумажному носителю самый ограниченный. Легче включить телевизор или обратиться за помощью к интернету, чем позволить себе потратить время на поход в библиотеку.

Пониженный интерес к чтению связан не только с ускорившимся ритмом жизни. Современной молодежи недостаточно той литературы, которая раньше входила в школьную программу. Она желает знать больше о современном мире, о происшествиях, которые преподносятся не книгами, а телевидением и интернетом.

Чтобы не думать о том, как заставить себя читать, нужно знать, что только книга может развить речь человека, а также его логическое и творческое мышление, кроме того, она дисциплинирует, воспитывает необходимые человеку качества.

Привить любовь к чтению можно упражнениями, обучающими быстрому чтению. Это увлекательный процесс, который благодаря некоторым упражнениям превращается из процесса хаотичного неорганизованного в организованное занятие. Люди читают быстрее, а самое главное – они полнее и глубже понимают прочитанное.

Автор статьи – Елена Жук

headlife.ru

Как быстро читать? Учимся читать в 3 раза быстрее и запоминать с помощью 5 техник скорочтения

как быстро читать

Умение быстро читать и хорошо усваивать полученную информацию – это полезный навык. Люди, которые знают цену своему времени обязательно должны знать как быстро читать. Это не займёт много времени и не потребует от вас больших усилий. Необходимо только владеть парой секретов, которые значительно облегчат вам жизнь и помогут качественно и быстро усваивать большие объемы информации. В наше время, когда у всех есть доступ к Интернету, каждый может дома читать книги онлайн и для этого не нужно бежать в ближайшую библиотеку. Миллионы людей, занимаясь своим самообразованием, штудируют страницы всемирной сети, но не всегда полученная информация усваивается эффективно. После прочтения этой статьи вы узнаете как научиться скорочтению и максимально быстро ознакомится с большим объёмом информации.

5 правил как научиться быстро читать книги:

Правило 1 – СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ

Первым и самым важным правилом скорочтения является умение сконцентрироваться на процессе чтения. Когда мы учимся быстро читать, то все раздражающие внимание звуки должны уйти на задний план. Перед тем как приступить к чтению книги ознакомьтесь с ее кратким описанием. Так вы уже примерно будете знать о чем речь, соответственно сможете быстрее вникнуть в суть. Постарайтесь увлечься написанным и дать себе установку, что вам необходимо усвоение этой информации. Полная концентрация и спокойствие помогут максимально вникнуть в сюжет.

Правило 2 – НЕ ДУБЛИРУЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ

Чтобы научиться правильно читать книги вам нужно отказаться от субволикации (повторение прочитанного). Многие думают что если в голос или мысленно про себя повторять полученную информацию, то ее усвояемость станет выше. Это заблуждение. Как только вы избавитесь от этой привычки, процесс чтения станет намного легче и мозг начнет схватывать все увиденное глазами на лету.

Правило 3 – ВЫДЕЛЯЙТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Учитесь правильно читать книги, выделяя для себя ключевые фразы из текста. Таким образом, эти маленькие информационные блоки быстрее сложат в вашем понимании весь сюжет прочитанного. Не задумывайтесь над каждой фразой, ведь этим вы отвлекаете головной мозг и наверняка пропустите что-то интересное. Умение выделять главные фразы станет залогом быстрого и качественного чтения литературы.

Правило 4 – УПРОСТИТЕ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАКЛАДКИ

Еще одна маленькая деталь поможет вам быстро достичь поставленной цели. Вы поймете как быстро прочитать книгу если возьмете себе за правило использование закладок. С помощью небольшого листочка бумаги вы быстро найдете страницу, на которой закончили читать прошлый раз. Некоторым людям помогает вождение закладкой по тексту. Так вы концентрируете внимание на определенной строчке, а не рассеиваете его по всей странице. Максимально настройтесь на скорость чтения, а задачу восприятия информации оставьте мозгу.

Правило 5 – ПОСТОЯННО УПРАЖНЯЙТЕСЬ В СКОРОЧТЕНИИ

Только постоянные тренировки могут стать залогом успеха и получения желаемого результата. Начните с легких текстов – прочитайте роман или детектив, который сможет захватить вас с первых строк. Не нужно сразу же выбирать тяжелые и перегруженные точной информацией тексты. Помните что залог любого успешного дела – это систематические тренировки и настойчивость. Соблюдая эти нехитрые правила, вы поймете как быстро читать и легко усваивать информацию.

3 эффективных способа как научиться быстро читать и запоминать

Научиться быстро читать и воспринимать информацию – это уже полдела. Следующее задание – научиться запоминать полученную информацию. Для того чтобы овладеть и этим навыком необходимо освоить три метода, которые в сумме гарантируют вам стопроцентный результат.

  • Визуализация. Постарайтесь эмоционально пережить сюжет. Создайте в своем воображении образ главного героя, сопреживайте ему и прокручивайте в картинках прочитанное. Научитесь подключать к процессу чтения свои эмоции, тогда информация обязательно отложится в вашей памяти. Если вы сможете читать быстро и при этом прокручивать в голове сюжет книги, то к работе подключится не только зрительная память, но и образная.
  • Создавайте понятные вам ассоциации. Использование этого метода в разы повышает эффективность чтения. Техника запоминания текста простая – суть прочитанного вы связываете с чем-то знакомым для вас, ведь всем известно что более понятная информация запоминается быстрее и четче.
  • Повторяйте важную информацию. Не зря же с детства всем твердят что повторение – мать учения. Чтобы запомнить важную информацию ее необходимо периодически вспоминать и прокручивать в голове. Так вы тренируете свою память.

Заключение

Для человека важно постоянно развиваться и учиться чему-то новому. Тренировать мозг и повышать свою образованность вам помогут книги. Научиться скорочтению не так сложно как кажется. Постарайтесь следовать всем вышеупомянутым рекомендациям и правилам, ведь с ними вы сможете максимально эффективно использовать свое свободное время. Помните, что образование – это ключ к успеху. А есть ли у Вас любимые книги, которые до деталей отложились в памяти с первого прочтения?

Поставьте оценку!

b-reading.ru

Как научиться быстро читать – Конструктор Успеха

Быстрое чтение обросло гигантским количеством мифов. В книгах о великих людях — о Бальзаке, Ленине, Кеннеди, Рузвельте и других — пишут, что они обладали способностью за несколько секунд понимать смысл текста на странице. Они научились этому сами. Увы, осталось слишком мало информации о том, как именно они читали.

В этом одна из причин заблуждений, связанных со скорочтением. Например, такого, что эта техника сводится к быстрому пролистыванию страниц и не помогает как следует понять суть текста. На деле это не так: человеческий мозг в состоянии за минуту прочитать и на 100% запомнить текст примерно трех страниц (6000 знаков без пробелов).

Следующий миф: человеческий мозг в состоянии буквально за минуту усвоить материал гигантского тома. Эту мифическую способность иногда называют фоточтением. И хотя как скорочтение, так и фоточтение существуют в реальности, они позволяют запомнить за минуту 6000 знаков, но никак не 600 тысяч.

Еще один миф: существует некий волшебный прием, использовав который, вы сможете безо всяких тренировок читать гораздо быстрее. На самом деле техника скорочтения — это целый комплекс методов и техник ускоренного чтения и восприятия текста. И все они требуют отработки на практике.

Обратите внимание, что речь идет не только об очень быстром переносе взгляда по строчкам. Сам по себе этот навык важен, однако он не гарантирует качественного усвоения текста. Ну а разве это эффективно — прочитать текст и ничего в нем не понять и не запомнить? Поэтому мне очень нравится второе название скорочтения — эффективная работа с информацией. Оно лучше отражает суть быстрого чтения и тех практических приемов, которые мы рассмотрим далее.

Как научиться быстро читать или алгоритм увеличения скорости чтения

Давайте рассмотрим простой пошаговый план позволяющий почувствовать первые результаты уже через неделю занятий:

  • Откажитесь от регрессий, то есть от возвращения взгляда к уже прочитанному. Это повысит внимание, ведь вы будете знать, что не сумеете перечитать неусвоенный фрагмент. Возможно, скорость переноса взгляда немного уменьшится. Зато время, потраченное на текст, сократится — ведь вы будете читать его один раз, а не 2-3.
  • Расширяйте поле видения при помощи специальных упражнений. К ним относятся таблицы Шульте, упражнения с расширяющимися строчками, «пирамидки», «елочки» и другие упражнения. Все их можно найти в Интернете. Уделяйте расширению поля видения 3-5 минут ежедневно. И вскоре быстрота чтения увеличится, ведь вы сможете читать текст блоками в несколько слов. Затем переходите к вертикальному чтению строчек. Не воспринимайте последовательно слово за словом, а фиксируйтесь по центру строки. Если поле видения натренировано, то вы увидите всю строчку целиком и прочтете ее за 1-3 секунды. Скорочтение полезно для глаз. Для расширения поля видения используются те же упражнения, что и для корректировки зрения. Их же применяют и при обучении летчиков. Научитесь читать быстрее — и вы сможете снять очки!
  • Развивайте образное мышление. Наш мозг устроен таким образом, что картинки он воспринимает гораздо быстрее, чем слова. Поэтому при чтении старайтесь визуализировать описываемые предметы и явления. Исследования показали, что если вы не можете образно представить слово, у вас больше шансов, его забыть. Поэтому за каждым новым или трудным словом (например, за профессиональными терминами) закрепляйте уникальную картинку.
  • Измеряйте показатели. Замер улучшает результат, это уже давно стало прописной истиной. Тогда почему параметры чтения измеряются только в школе? Взрослому человеку, работающему с гигантскими объемами информации, не менее важно знать, насколько он быстро читает и как он эффективен в восприятии текстов.
Хотите узнать, с какой скоростью вы читаете? Выберите незнакомый текст, и прочитайте его, засекая время. Напишите подробный пересказ текста, чтобы оценить качество запоминания. Подсчитайте в исходном тексте количество знаков без пробелов (статистику можно найти в программе Word) и рассчитайте свою скорость по формуле:
  • Скорость переноса взгляда = Количество знаков в тексте х 60 секунд / Время чтения в секундах
  • Скорость чтения = Скорость переноса взгляда х Качество запоминания в процентах

Средняя скорость чтения составляет около 500 знаков в минуту. А максимальная, на которую способен человеческий мозг при качестве запоминания 100% — это 6000 зн./мин. То есть при традиционном чтении мы используем менее 10% своих природных возможностей.

Согласно европейскому стандарту, качество запоминания должно составлять не менее 75%. У россиян оно в среднем равно 60%. Поскольку показатель «Скорость чтения» напрямую зависит от качества усвоения, то для сокращения времени работы с текстом стоит начать с улучшения внимания и запоминания. Это позволит вам улучшить результаты даже без применения специальных методов скоростной обработки текста.

ТРИ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

  1. «Итоги дня». Начните тренировку с упражнения, которое дает быстрые результаты. Каждый день перед сном ответьте на вопрос: «Что нового, интересного и полезного я узнал(а) сегодня?». Припомните все, что вы видели, слышали, читали. Отделите «воду» и информационный шум, чтобы не тратить на них резервы памяти. Остальное перескажите про себя или вслух. Для некоторых семей это стало ритуалом, позволяющим обменяться интересными новостями и обсудить полезную информацию.
  2. «Право-лево». Перед тем, как приступить к чтению важного текста или заучиванию иностранных слов, в течение 30 секунд двигайте глазами вправо-влево. Голова при этом остается на месте. Это незатейливое упражнение помогает активизировать отделы головного мозга, отвечающие за запоминание информации.
  3. «Кулачки». Эта техника хорошо известна на Востоке, ее активно используют в рефлексотерапии (метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма). Сожмите левую руку в кулак, а правую ладонь держите в открытом положении (большой палец прижмите к остальным). Расположите левую руку, сжатую в кулак, перед собой. А открытую ладонь правой руки таким образом, чтобы ее средний палец касался мизинца левой руки. Затем поменяйте положение рук. Теперь правая рука у вас сжата в кулак, а левая ладонь раскрыта, и средний палец левой руки дотрагивается до мизинца правой. Несколько раз повторите это упражнение, стараясь как будто бы перескакивать вниманием с одной руки на другую. Если у вас это получится легко, ускоряйте темп «перехода». Выполняйте данное упражнение перед чтением текста для повышения концентрации внимания.

Быстрое чтение — пусть к успеху?

Мы познакомились с несколькими полезными приемами и техниками быстрого чтения. Однако нужны ли они вам? Или для экономии времени достаточно внедрить пару правил тайм-менеджмента?..

Еще несколько десятилетий назад, в СССР чтобы получать приличные деньги, было достаточно хорошо работать и быть хорошим специалистом. Хочешь отличных денег — работай отлично. Все просто. Но сейчас ситуация в стране и на рынке труда серьезно изменилась. И быть хорошим специалистом недостаточно для того, чтобы получать хорошие деньги. Для этого необходимо отлично работать. Ну а чтобы зарабатывать отлично, необходимо входить в топ лучших в своей сфере.

Вот почему современные специалисты (менеджеры, врачи, юристы, бизнес-тренеры и многие другие) прекрасно понимают, что им необходимо отстраиваться от конкурентов и опережать их. Это является жизненной необходимостью для представителей самых разнообразных профессий.

Один из наиболее продуктивных способов обгона конкурентов — постоянное обучение, расширение и актуализация своих знаний. И лучший инструмент для этого — скорочтение, которое позволяет достигнуть своей цели.

Зачем еще учиться быстро читать? Быстрочтение помогает:

  • Освободить несколько часов в неделю, чтобы посвятить их семье или хобби;
  • Не утонуть в море деловых и личных писем;
  • Легко отслеживать новости в своей профессиональной области;
  • Подготовиться к сложному экзамену в рекордные сроки;
  • Быстрее находить нужную информацию;
  • Иметь возможность почитать для души, а не только по делу.

Хотите научиться быстро читать — начните с применения на практике хотя бы двух-трех рекомендаций из данной статьи. Это поможет сделать процесс работы с информацией более продуктивным. Получив первые результаты, не останавливайтесь на достигнутом — осваивайте новые техники и методы скорочтения. Экономьте с их помощью время, освобождая его для самых важных и интересных задач.

Автор: Татьяна Бадя (автор системы «Скорочтение ПЛЮС» и ряда компьютерных программ по скорочтению и развитию памяти)

constructorus.ru

Как научиться быстрому чтению

Тот, кто быстро пробегает текст глазами, например, со скоростью 3000 знаков в минуту, но усваивает только 20% информации, на самом деле, читает медленно, со скоростью только 600 знаков в минуту. Чтение с пропусканием важной информации не всегда приемлемо. Оно предпочтительно, если надо просто просмотреть текст, чтобы найти что-то конкретное. Но ведь можно читать быстро, при этом все понимать и все, что надо, запоминать.

Скорость чтения до 600 знаков в минуту считается очень медленной, от 900 знаков в минуту — медленной, от 1500 знаков в минуту — нормальной, от 3000 знаков в минуту — быстрой. Возможно чтение с «панорамными» скоростями — 10 000 и более знаков в минуту.

Цифры эти весьма и весьма условны. Для чтения, например, самоучителя по иностранному языку они никак не могут быть показательными. Тексты сильно отличаются по своей информативности и удобочитаемости. Читать учебники следует медленно, а быстрое чтение хорошо подходит для повторения изученного, даже если при первом медленном прочтении материал казался сложным.

Преимущества, которые дает быстрое мышление, очевидны. Но эти преимущества при чтении сводятся на нет, если человек не может быстро считывать информацию. Кроме того, если на считывание тратится внимание, то это замедляет и скорость мышления.

Быстрому чтению можно учиться, делая специальные упражнения, некоторые из которых привлекают к себе ненужное постороннее внимание, но можно учиться, просто изменив свою манеру читать. Второй подход естественнее и красивее.

Принципы быстрого чтения

Читаем не спеша

Спешить не надо. Скорость чтения не должна превышать скорости понимания. Чтение со скоростью превышающей скорость понимания — пустая трата времени и укрепление в плохой привычке. Чтобы научиться читать быстро, необходимо научиться читать медленно. К сожалению, на курсах быстрого чтения об этом часто забывают и, наоборот, на торопливость настраивают. Тот, кто старается двигаться быстрее своей скорости, спешит, — блокирует развитие способностей и снижает свою естественную скорость. Тот, кто движется со своей скоростью — в развитии продвигается крайне медленно. Тот, кто движется немного медленнее своей скорости — развивает свои способности, и его естественная скорость растет.

Это относится не только к чтению, но и к любой деятельности. Вероятно, читать быстро естественно научились те, кто с детства читали себе в удовольствие, не торопясь.

Не существует такого напряжения сознания, которое сделало бы возможным быстрое чтение, поэтому не надо к нему стремиться и не надо такое напряжение искать. То, что не дастся легко — вообще не дастся. Ваша задача — мобилизовать ресурсы «бессознательного», которое, собственно, и обеспечивает успешную работу. Так и человек, у которого стоят над душой с неразумными требованиями, не может хорошо работать.

Творческая работа блокируется таким недобрым присутствием очень сильно, примитивный труд страдает меньше. Не «стойте над душой» своего «бессознательного» — надо научиться доверять ему и давать ему столько времени, сколько потребуется.

Читаем без регрессий

Тот, кто не учился эффективному чтению, читает, как правило, хаотично — взгляд его многократно возвращается к уже прочитанному. Торопливость делает возвраты более частыми. Подобные перескакивания, называемые регрессиями, снижают не только скорость чтения, но и внимание — зачем быть внимательным, если можно вернуться и перечитать? Также плохо на качестве чтения сказываются перескакивания с одного места текста на другое, например, с начала текста на конец и обратно. Первое условие быстрого чтения — это отказ от ненужных возвратов к прочитанному, выработка привычки читать только вперед. Этот подход применим не только к быстрому чтению, но и к любой работе. Вообще, все те принципы, которые работают в быстром чтении, работают и в других областях жизни.

Читаем без проговаривания

Привычка понимать только то, что было проговорено, ограничивает скорость чтения, потому что читать можно в несколько раз быстрее, чем говорить. Обычно чтение сопровождается неосознанной артикуляцией, но можно научиться читать молча. Для этого используют, например, следующие упражнения.

Традиционное упражнение — стук-ритм

Для подавления артикуляции при чтении можно использовать упражнение стук-ритм — сочетание чтения с отстукиванием не самого простого, но и не самого сложного ритма. Сначала сочетать чтение с отстукиванием не получается. Потом получается читать без понимания и запоминания. Далее — читать с пониманием, но без запоминания. И, наконец, — читать, понимать, запоминать.

Чтение под музыку

Чтобы устранить внутреннее проговаривание можно читать под музыку. Важно только при этом ее слушать. Сильнее действует сочетание чтения с пением или игрой на музыкальном инструменте. Отстукивать ритм, аккомпанируя музыке и, возможно, подпевая, интересней. Эти упражнения естественнее и приятнее — практикующий их человек лишнего внимания к себе не привлекает, но действуют они не менее эффективно, чем стук-ритм. Также, под музыку или собственное напевание, можно печатать на компьютере или сочетать чтение с прослушиванием новостей. Абсолютное подавление артикуляции не обязательно — важно научиться понимать напечатанное слово, прямо, используя зрительный анализатор, не переводя увиденное в проговоренное.

Используем периферийное зрение

Прочитывание каждой буквы замедляет чтение и не способствует пониманию. Тот, кто видит сразу несколько букв, слово целиком, находится в более выигрышном положении. Некоторые могут видеть целиком не только короткие, но и длинные строчки, схватывать одним взглядом целые абзацы или даже страницу. Если человек видит всю строку целиком, то его глаза уже не бегут зигзагом, и ему не приходится тратить время на возврат к началу следующей строки. Он может читать очень быстро — вертикальным движением глаз.

С помощью упражнений для расширения (точнее сказать, для прояснения) зрения примерно за месяц можно активизировать те способности, которые были в наличии, но оставались невостребованными. Так и физические упражнения быстро возвращают тонус отвыкшим от работы мышцам. Собственно развитие происходит из месяца в месяц, из года в год — на скорый результат рассчитывать не надо. Но прояснение зрения стоит усилий, оно дает преимущество не только при чтении. Оно означает, ни много, ни мало, ясный ум и хорошее здоровье.

Традиционные упражнения

Зеленая точка и таблицы Шульте

По методике О.Андреева для расширения зрения предлагается сочетание двух упражнений — считывания цифровых таблиц Шульте и созерцания страницы с зеленой точкой в центре. Таблицы Шульте считываются периферийным зрением, в то время как взгляд остается фиксированным в центре таблицы. Упражнение можно делать под музыку. Созерцание страницы с зеленой точкой предлагается проводить в течение трех месяцев перед сном, по несколько минут каждый день. Зафиксировав взгляд на зеленой точке, стараться видеть всю страницу целиком. Она видится сначала неясно, но потом, вдруг, на какой-то момент, происходит прояснение взора. Такие вот моменты ясности свидетельствуют о расширении зрения.

Чтение с созерцанием

Можно созерцать страницы и без зеленых точек. Во время медленного чтения какого-нибудь простого текста, остановиться немного для созерцания. Взгляд не надо жестко фиксировать, но, в какое бы место страницы не был он направлен, надо стараться видеть ее целиком. Потом опять можно продолжить медленное чтение, чтобы снова сделать перерыв на созерцание страницы.

Перед экраном

И в кино, и у телевизора можно, глядя на экран, видеть его целиком, используя периферийное зрение, не следуя за интересным объектом движением глаз, но следуя только вниманием.

Кошачий взор

Предлагается, гуляя в парке или в другом красивом месте, где нет машин, смотреть только вперед и видеть все кругом. Если не хотите смущать прохожих «гипнотическим» взглядом, наденьте темные очки.

Чтение в очках с закрытым стеклом

Человек с нормальным зрением может читать, используя очки для дальнозорких (примерно плюс полторы диоптрии). При близорукости очки не нужны, а при дальнозоркости можно выбрать очки на полторы диоптрии сильнее, чем те, которые компенсируют дальнозоркость. В этом случае глаза не напрягаются для фокусировки на странице. Если на одно стекло надеть полоску темной ткани, то при чтении одним глазом взгляд будет совершенно расслаблен, так как не будет и напряжения связанного с конвергенцией (схождением) глаз. Почитав какое-то время одним глазом, можно передвинуть полоску, чтобы почитать другим. Читать так можно сколько угодно, совершенно без утомления. Такое чтение обычно не противопоказано и тем, кому нельзя много читать из-за проблем с глазами. Конечно, страница должна быть хорошо освещена. При таком чтении глаз ориентируется по картинке, при этом мобилизуется периферийное зрение, так как на объемное рассчитывать не приходится.

Пробегаем несущественное

Те, кто читает быстро, несвязные места текста, ничего существенного не сообщающие, проходят быстрее, те, кто не умеет читать быстро, на этих местах тормозят, стараясь осмыслить то, чему смысла недостает. На малосодержательном не надо фиксироваться. Надо видеть банальное и многократно сказанное, как то, на что внимания тратить не стоит. Не всегда необходимо запоминать имя автора, издательство, дату, название статьи. Тот, кто ставит задачу все это запоминать и при этом читать ежедневно по несколько статей, тот ставит задачу соизмеримую с изучением иностранного языка без повторения, с первого раза, между делом.

Запоминать надо только действительно важное. Иногда нужно запоминать имя автора (если автор чем-либо интересен), дату издания (если она имеет значение) и так далее — но не всегда, а бессодержательную литературу можно вообще не читать.

Отмечаем главное («интегральный алгоритм»)

На нужной информации следует замедляться, как бы обозначать ее паузами, снижением скорости. Это помогает запоминать и осмысливать, но скорости чтения практически не снижает. Пауза не обязательно должна быть долгой. Что главное, в тексте — каждый решает для себя сам. Редактор, например, всегда видит, насколько грамотно написан текст и насколько понятно излагается мысль. Психоаналитик видит, игру «бессознательного», ведущего свою линию. Политик — все то, что характеризует оппонента, демонстрирует его слабые стороны. Сценарист — возможности для написания сценария.

Однако при чтении любого текста предлагается всегда видеть:

  • основную мысль — главный тезис — доминанту
  • строй аргументов, доказывающих основную мысль
  • то, что в жизни может пригодиться
  • новое, оригинальное
  • спорное необоснованное
  • скрытые внушения
">

edunews.ru

Как научиться быстро читать?

Быстро и качественно усваивать новый материал, ориентироваться в океане новой информации – главная необходимость в современном мире высоких скоростей и бешеных ритмов. Но как научиться быстро читать?

Существует множество приемов и технологий для обучения быстрому чтению. С чего же начать? Прежде всего, следует выяснить текущую скорость своего чтения. Как осуществить такой замер? Нужно выбрать подходящую для работы книгу:

  1. В ней должно быть несколько страниц полного непрерывного текста;
  2. На этих страницах не должно содержаться рисунков, фотографий или таблиц;
  3. На этих страницах не должно быть никаких технических терминов;
  4. Не подходят газета или журнал.

Удобно использовать для тренинга таймер, чтобы отмерять нужные отрезки времени.

Итак, книга нашлась! Проводим первый тест. Читайте одну минуту в своем обычном темпе, когда достигается полное понимание. Ровно через минуту остановитесь и посчитайте количество прочитанных слов. Это и будет скорость вашего чтения. Запомните ее!

Советы

  • Первому знакомству с предметом, о котором идет речь, поможет «скольжение», т.е. уделение внимания не более 1-2 секунд одной странице.  Просто бросаем взгляд на ключевые фразы, чтобы мозг уловил тематику и авторский стиль.
  • Необязательно видеть предложение дословно, мозг сам дополнит связующие слова. Но слова-отрицания – «не» и «нет» - следует непременно улавливать, они могут изменить смысл всего предложения.
  • Следует сконцентрироваться на теме материала, иначе скорость понизится из-за постоянной потери нити повествования.
  • Для задания темпа чтения используйте свою левую руку, перемещая ее слева направо вдоль строки, затем возвращаясь к началу следующей строки, пока не достигните конца страницы.

Как научиться быстро читать. Самоучитель

Обучаясь скорочтению, важно определить его цель. Если вы просто хотите провести досуг, стоит выключить высокую скорость и расслабиться, но если ваша задача – новые знания, то данный самоучитель эффекти

elhow.ru