Социальное развитие личности. Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума. Между понятиями «личность» и «человек» нельзя поставить знак равенства.
Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.
Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.
Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.
Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.
Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.
Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.
Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.
Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.
Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам. Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.
Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:
Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни. Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.
Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.
На формирование личности влияют такие социальные институты, как:
К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.
Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.
Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.
Сущность социального воспитания:
приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.
Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни. «Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.
Фазы социализации личности:
Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:
Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:
Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.
Среди агентов среды решающая роль принадлежит семье. Именно в ней и происходит формирование потребностей личности, ее ценностей и взглядов на жизнь, круга интересов. Там происходит закладка социально значимых и нравственных качеств человека. В семье создаются условия, моральные и материальные, для развития природных задатков.
Следующие институты среды (детский сад, школа, техникум, ВУЗ) закладывают основы таких социальных новообразований, как общественная и трудовая деятельность. Желательно, чтобы эти процессы проходили под руководством авторитетного взрослого. От факторов влияния среды зависит складывающаяся у человека система ценностей.
Скачивайте инфографику и файлы во вложениях, комментируйте, оценивайте и делитесь находками с друзьями.
Статьи, набравшие больше всего положительных голосов попадут в раздел «Лучшее».
Чтобы не пропустить новые интересные статьи подписывайтесь на наш Telegram канал @pikacho_official и группу Вконтакте.
Загрузка... Просмотров: 4 389pikacho.ru
Становление сложных социальных психологических структур в период школьного обучения так же, как и элементарных психологических образований, осуществляется главным образом в учебно-познавательной деятельности. Это означает, что развитие личности и индивидуальности происходит по мере того, как в процессе учения складываются субъектно-деятельностные структуры. Школьник, становясь субъектом познавательной деятельности в общей системе учебно-воспитательных воздействий, в то же время приобретает личностные свойства и личностное отношение к тому, что он делает, к процессу обучения в целом. Наиболее отчетливо роль учебно-познавательной деятельности в формировании и перестройке личностных структур проявляется в мотивационной сфере. Как было показано выше, по мере накопления опыта, усвоения знаний и умений в подростковом, а затем и в юношеском возрастах происходят существенные изменения в личностной ориентации школьника, в том числе изменения социального плана. Вместе с тем детерминация становления личности не исчерпывается деятельностью. Ее формирование осуществляется в системе общественных отношений и оказывает свое обратное влияние на развитие школьника как субъекта процесса учения. На тесную взаимосвязь субъекта деятельности и личности указывал Б. Г. Ананьев. Он писал, что «субъект... всегда личность, а личность — субъект, но субъект не только личность, так как, помимо различия самих характеристик деятельности и отношений, существуют еще различия в принадлежности этих характеристик к более общим структурам» [5, т. 1, с. 142]. Значение личностных образований в процессе формирования субъекта деятельности уже было показано при рассмотрении направленности. Здесь же отметим, что мотивация, отношение к учебе как социально значимой деятельности формируются еще до поступления ребенка в школу и в дальнейшем оказывают влияние на его учение.
Поскольку учебно-познавательная деятельность является «ведущей» [39] в формировании личности школьного периода, постольку наиболее зрелыми оказываются именно те качества, которые в этой деятельности реализуются и которые обеспечивают ее успешное выполнение (добросовестность, аккуратность, ответственность и др.). В этих условиях у учащегося может происходить специализация и неравномерность развития отдельных личностных качеств и личности в целом. Наиболее развитыми становятся те качества, которые выражают отношение к деятельности при условии, что сам школьник в максимальной степени включен в учебную работу. Это означает, что у него проявляется высокий уровень учебно-познавательной мотивации, активность в использовании умственных и учебно-практических действий и высокая продуктивность в овладении знаниями.
Учение как сложный вид деятельности является эффектом взаимосвязей общения и познания [4]. Поэтому с начала поступления в школу, а до этого в игровой деятельности у детей, учащихся идет процесс интенсивного формирования тех свойств личности, которые обеспечивают процесс общения. Сложность его в школьном периоде возрастает, и это связано с увеличением разнообразия социальных ситуаций и групп, в которых оказывается школьник, с качественными изменениями самих форм и способов общения. Наряду с общением в семье и различными контактами со сверстниками возникают новые виды общения, такие, например, как существенно различающиеся между собой деловые контакты с учителем и одноклассниками. В свою очередь эти контакты могут осуществляться и в процессе самой учебной деятельности и вне ее. По разным параметрам различаются и дружественные контакты, которые образуются у учащихся при включении их в различные группы и объединения. Все эти виды и формы общения имеют значение для осуществления учебно-познавательной деятельности и для развития субъекта общения, деятельности и личности.
Все возрастающее разнообразие основных детерминант психического развития приводит к неравномерности и гетерохронности развития субъектных и личностных свойств человека, к их сложным и в том числе противоречивым отношениям между собой.
Б. Г. Ананьев подчеркивал, что «многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраинди-видуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. В свою очередь сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности, оказывают влияние на образование собственной среды развития» [4, с. 149].
В школьном периоде складываются основные компоненты личностной структуры. Наряду с направленностью происходит интенсивное формирование характера, тесно связанного в это время со становлением субъекта учебно-познавательной деятельности. В исследовании В. И. Абраменко [2] представлена типология характеров в подростковом возрасте и показано неравномерное образование их отдельных свойств и «интраиндивидуальных структур» у школьников с различной социальной ориентацией и с разным уровнем воспитанности. Им были обследованы учащиеся четвертых-восьмых классов, объединенные в группы по уровню развития различных черт характера.
В ходе данного исследования были также установлены индивидуально-типические различия в проявлении черт характера и их взаимосвязей. Так, в познавательной сфере у подростков, склонных к накоплению знаний в области одного или нескольких учебных предметов, в соответствующих областях науки, техники, искусства, среди интеллектуальных черт характера основной выступает взаимосвязь наблюдательности и любознательности. Этих учеников отличают устойчивые интересы чаще всего в области истории, географии, биологии и техники. У учащихся со склонностью к углубленному познанию в какой-либо области знаний среди интеллектуальных черт характера ведущей является взаимосвязь вдумчивости и сообразительности. Эти ребята отличаются серьезным отношением к умственной работе, настойчивостью, постоянным самоконтролем. В качестве интегральных автор выделяет такие черты характера, как критичность, упорство, исполнительность, добросердечность, чувство собственного достоинства.
В указанных трех группах характеров с высоким, средним и низким уровнем социальной организованности и воспитанности каждому уровню соответствуют свои типы характеров. К группе с высоким уровнем организации отнесены уравновешенные, устойчивые характеры, со сформированной структурой положительных черт (35 % учащихся). В поведении подростков этого уровня развития характера редки случаи грубости, несдержанности, упрямства, робости, лености. Для них типичны проявления положительных моральных, волевых, эмоциональных и интеллектуальных черт во многих сферах поведения и учебной деятельности. К данному уровню развития отнесены три типа характеров: регулируемый, полный саморегулируемый и неполный саморегулируемый. Поведение учеников с регулируемым типом характера быстро упорядочивается социально направленными воздействиями (требования, правила, примеры и т. п.), которые стимулируют проявления у них соответствующих черт характера. К этим проявлениям они как будто внутренне готовы, но все же нуждаются в дополнительной стимуляции. Отклонения в поведении таких учащихся, как правило, незначительны и легко корректируются авторитетным окружением. Положительные черты устойчиво взаимосвязаны между собой. Следующий, полный саморегулируемый, тип с высоким уровнем социальной организации характеризуется устойчивыми взаимосвязями с выделением ведущих и образованием интегральных черт характера. Учащиеся с данным типом характера в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно упорядочивают и корректируют свое поведение, свои отношения и не испытывают необходимости в дополнительной стимуляции. Все они достигают больших успехов в учебе, активны во многих сферах деятельности и общения. Это самостоятельные, с большой тягой к знаниям, организованные и упорные ребята (20 % учеников). Неполный саморегулируемый тип характера является промежуточным. Подростки с таким типом также внутренне готовы к проявлению тех или иных черт, но, в одних случаях, они сами реализуют эту готовность, а в других — лишь после дополнительной стимуляции.
К группе со средним уровнем организации отнесены характеры уравновешенные, относительно устойчивые, со сформированной структурой положительных черт, со средним уровнем их развития (37 %). Отрицательные черты стенической и астенической эффективности проявляются здесь эпизодически, однако у некоторых подростков в ряде сфер поведения — постоянно. Эти недостатки В. И. Абраменко связывает с неправильными формами прежде всего семейного воспитания. Внутренне эти подростки еще недостаточно готовы к проявлению моральной, волевой и интеллектуальной активности. У них имеются пробелы в знаниях, поэтому их отношение к учению и поведению направляются педагогическими воздействиями, хотя школьные требования, положительные примеры, окружающая обстановка служат для них ориентирами при проявлении своей активности.
К группе с низким уровнем организации относятся характеры с несформированной структурой положительных черт, неуравновешенные, неустойчивые и относительно устойчивые (28 % учащихся). На первый план у подростков этой группы выступают отрицательные черты. Им присущи «порывистый», «опасливый» и «порывисто-опасливый» типы характеров. В качестве ведущего комплекса черт у «порывистого» типа выступают такие отрицательные черты, как упрямство, вспыльчивость, грубость, капризность, драчливость. Они в основном не принимают школьные требования, проявляют неповиновение, безответственно относятся к своим обязанностям. Как правило, такие ребята имеют ощутимый опыт безнадзорности, стремятся к бессодержательному времяпрепровождению. «Опасливый» тип отмечен у подростков, в поведении которых преобладают следующие черты: робость, боязливость, неуверенность, обидчивость, нерешительность. Они не уверены в учении и инертны в поведении, избегают конфликтов с окружающими, пассивно принимают школьные требования. Это делает их малозаметными в коллективе. Испытывая потребность в похвале, они в условиях организованной жизни класса поступают в соответствии с требованиями и проявляют положительные черты характера. Но при отсутствии таких условий подростки этого типа нередко попадают под влияние физически сильных ребят с «порывистым» типом характера, подчиняются последним и выступают в роли исполнителей их желаний. «Порывисто-опасливый» тип является промежуточным и сочетает в себе стенические и астенические черты характера. В кругу сверстников и младших детей они легко возбудимы, импульсивны, вспыльчивы, стараются подчинить себе других, а в присутствии взрослых, учителей обнаруживают боязливый стиль поведения. Как правило, они плохо контактируют с окружающими.
Специально останавливаясь на путях и факторах развития черт характера, В. И. Абраменко в другом своем исследовании [1] показывает, что тот или иной фактор, в частности учебная деятельность, обеспечивает не всегда прогрессивные изменения в характере. Действительное развитие интеллектуальных черт характера, процесс их структурирования происходит у тех учащихся, которым присуще стремление к умственной работе, к глубокому пониманию учебного материала с опорой на развитые учебные навыки. Учащиеся, склонные в учении к работе на уровне достаточного, но относительно неглубокого понимания материала, не реализуют свои потенциальные возможности в развитии интеллектуальных черт, таких как наблюдательность, любознательность, вдумчивость, сообразительность, изобретательность. Умственная работа на уровне поверхностного понимания, как считает В. И. Абраменко, задерживает развитие интеллектуальных свойств личности школьника; его мышление характеризуется инертностью и «репродуктивностью». На протяжении четырех лет изучения (четвертые—восьмые классы) группы учащихся в основном сохраняли свою стабильность в количественном отношении, хотя отдельные школьники могли переходить из одной группы в другую. Эти данные свидетельствуют о том, что не только интеллектуальные функции и процессы, но и личностные качества формируются у учащихся в той мере, в какой они проявляют себя как субъекты учебно-познавательной деятельности.
Процесс развития личности в школьный период выражен в двух противоречивых тенденциях. С одной стороны, устанавливаются более тесные межиндивидуальные контакты в связи со все большим проникновением школьника в суть взаимоотношений людей. С другой стороны, на этой основе происходит рост его самостоятельности, усложнение его внутреннего мира и формирование его личностных свойств [63].
Важнейшим компонентом формирующейся в школьный период личности является становление ее самосознания. Его роль в качестве внутреннего регулятора поведения и деятельности с возрастом усиливается, и это особенно проявляется при переходе от младшего к подростковому возрасту. Своеобразие подростка состоит в том, что у него появляется интерес к своему внутреннему миру; его поведение и деятельное начинают опосредоваться самосознанием. Происходит осознание себя с точки зрения своих индивидных (физических, функциональных), личностных и субъектных качеств. В этом заключается более высокий уровень развития личности, позволяют подростку самому осуществлять отбор желаемых качеств, их тренировку и сознательное управление собственным поведением на основе этих качеств, т. е. заниматься самовоспитанием.
Для младшего подростка (11-12 лет) характерна ярко выраженная потребное в самоутверждении. Впервые осознавая свои достоинства и недостатки, он начинает активно, в соответствии со своими представлениями о собственных качествах, стремиться занять определенную позицию в классном коллективе. А. П. Краковский в своем исследовании [34] установил, что у пятиклассников самооценка стабилизируется по сравнению с учащимися четвертых классов, у которых определение своих возможностей колеблется в зависимости от критических замечаний взрослых и собственных удач или неудач. Поскольку пятиклассник начинает впервые оценивать не только свои поступки, но и качества своей личности, наблюдается их значительная переоценка. Своеобразие данной фазы подросткового периода состоит в том, что формирующаяся личность ориентируется главным образом на волевые и физические свойства, выполняющие социальную функцию и выступающие в качестве критериев регуляции внутригрупповых отношений.
Потребность подростка занять положение, соответствующее его представление о себе, может оказать влияние на его поведение, изменить отношение к учителю. В свою очередь успехи в учебной деятельности могут выступать как средства сам утверждения. Усиление социальных контактов и определение собственной позиции в группе находит своеобразное выражение в отношениях со взрослыми в виде отрицательных реакций на их требования (упрямство).
Установление более тесных отношений со сверстниками проявляется в том, чтообразуются малые группы; их члены проводят вместе время, делятся впечатлениями, активно поддерживают и защищают друг друга. В это время у ребят складываются критерии, при помощи которых определяются их симпатии и по которым oни выбирают себе друзей, оценивают себя. В пятых классах, например, мальчики пре почитают более сильных, ловких, волевых друзей.
Выделению именно волевых особенностей способствует физическая и функциональная перестройка организма у младших подростков. Школьник ориентируется на те качества, которые у него еще не развиты, но находятся в фазе своего ближайшего развития. С целью воспитания у себя сильной воли подросток прибегает к различны приемам. «Хочу быть смелым и мужественным. Заставляю себя не трусить. Летом давал себе задание сходить ночью в лес, перейти ночью через страшный овраг», — рассказывал один мальчик о том, как он занимается самовоспитанием. Были случаи, когда с целью самовоспитания подростки перебирались по карнизу второго этажа, поднимались по водосточным трубам, спускались по веревке из окон, брались за горячие предметы [35]. В кинофильме «Шутите?» маленький герой требует вырвать у него здоровый зуб, убегает из дому, обжигает себе руку на глазах у восхищенных друзей. Заметим, что в самооценке и в оценке психических способностей своих сверстников младший школьник ориентируется прежде всего на результаты учебной деятельности, на способности и склонности [7]. Это означает, что развитие интеллекта в первые годы школьной жизни является необходимой предпосылкой последующей социализации и становления личности в подростковый период.
В следующей фазе подросткового возраста (13-14 лет) происходит социальная переориентация личности, которая выражается в появлении «комплекса взрослости» [13]. Новый тип социальных контактов, затрагивая нравственную сферу отношений, начинает регулироваться более сложным набором личностных качеств. Наряду с волевыми сюда входят различного рода нравственные качества и оценки. Переход на новую ступень социального развития требует более высокого уровня самосознания, выделения и формирования именно тех свойств, которые обеспечивают складывающиеся взаимоотношения. Поскольку для старшего подростка особую значимость приобретает мир взрослых, отношение и оценка последних оказывают решающее влияние на развитие его самосознания. В этот период уровень самооценки подростка характеризуется значительными колебаниями под влиянием педагогических воздействий. Старший подросток обнаруживает повышенную чувствительность к нравственным поступкам взрослых, особенно к проявлению доброты, справедливости по отношению к нему [85].
На формирование самосознания личности оказывают влияние ценностные ориентации. В исследовании Н. А. Волковой, выполненном под нашим руководством [15], было показано, что наиболее интенсивное развитие самосознания в связи с ценностными ориентациями происходит именно в подростковом возрасте (12-13 лет). В результате использования специально разработанных опросников, корреляционных расчетов ею было получено максимальное число связей в системе «ценностные ориентации — самосознание» у учащихся шестых и седьмых классов. Все показатели ценностных ориентации, включая ориентации на волевые, нравственные, интеллектуальные и социальные качества, образовывали связи с компонентами самосознания в этих подростковых группах.
Важно отметить, что изменения в самосознании и его структурные преобразования происходят не только в процессе учебно-познавательной деятельности и общения. У учащихся ПТУ формирование образа «я» протекает под влиянием их профессионального обучения. В исследовании, выполненном Т. Л. Мироновой под руководством Е. А. Климова [48], была прослежена динамика осознания себя как физического, социального существа и как субъекта учебно-производственной деятельности у подростков разных лет обучения в ПТУ. В результате выявлена специфика и сходные черты психологической структуры самосознания учащихся, обучающихся мастерству токаря и повара.
Расширение объема свойств личности происходит также за счет включения эстетических качеств, выполняющих социальную функцию. В. Н. Куницына [37] показала, что в восьмых классах в словесных автопортретах учащихся появляется эмоционально-эстетическая характеристика внешности, соотнесение ее с идеалом, возникает интерес к анатомо-физиологическим особенностям своего организма. Оценка собственных физических возможностей в свою очередь оказывает влияние на формирование таких черт, как замкнутость или общительность, затрудняющих или об! легчающих социальные контакты. Следовательно, можно сказать, что в формировании характерологических свойств личности подростка принимает участие и эстетический компонент.
В юношеские школьные годы (15-18 лет) складываются основные компоненты личности — характер, направленность, мировоззрение, самосознание — как целостные системные образования. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь.
Таким образом, своеобразие юношеского возраста заключается в том, что в это время происходит активное включение в жизнь общества через развитие и использование способностей в профессиональной деятельности. А это предполагает более высокий уровень воспитанности человека как личности и субъекта учебно-познавательной деятельности, формирование их основных компонентов — характера, способностей социальной и профессиональной направленности, ценностных ориентации и само сознания. Их тесная взаимосвязь необходима, поскольку определение жизненной позиции, выбор специальности и реализация способностей требуют направленных усилий личности, достаточно развитых волевых черт характера, социальной зрелости.
studfiles.net
В поисках путей достижения личного и профессионального успеха перспективные амбициозные люди пытаются найти ответ на вопрос о том, какие внешние факторы способствуют успеху, какие аспекты их собственной личности можно и нужно развивать?
Безусловно, на пути к успеху важную роль играет уровень образования, личные факторы воспитания, а также здоровая доля везения. Но именно личностный рост и развитие определенных качеств играют ключевую роль в становлении самодостаточности, зрелости человека. Высокий уровень развития этих качеств непременно приведет вас к вершинам самоактуализации.
В структуре личностных качеств существуют как наследственные, так и сформированные со временем качества, которые характеризуют личность. Можно составить список, состоящий из четырех подструктур-уровней, под влиянием которых формируются конкретные личные качества.
Как видите, список составляют генетически-обусловленные качества — это центральное ядро личности (темперамент и особенности психических процессов). Формирование остальных качеств обусловлено жизнью человека в обществе (опыт и направленность).
Предыдущий список ясно показывает, какие многогранные аспекты составляют личность, где формирование личных качеств происходит под влиянием сложных биологических и социальных аспектов. В итоге, человек является носителем множества разносторонних индивидуальных качеств, из которых можно выделить список наиболее значимых качеств, высокий уровень развития которых является залогом социального успеха.
Еще о некоторых качествах:
[btn link=»http://www.manalfa.com/testy/metodika-motivatsii-k-uspekhu» color=»navyBlue» size=»size-l» target=»»]Готовы ли вы к успеху? ТЕСТ (бесплатно) >>>[/btn]
www.manalfa.com
Все три индивидуальные стороны личности (физические качества, умственные способности, черты характера) формируются под влиянием трёх факторов: наследственности, воздействия общественной среды и самовоспитания. (В Как же эти условия могут влиять на качества личности? Наследственность: телосложение, здоровье. Общественная среда: следование определенным критериям в коллективе. Самовоспитание: развитие качеств, необходимых для успешной деятельности, для общения.) Например, невысокий рост человека, слабый иммунитет (предрасположенность к болезням) определяются наследственностью (невысокие и не очень физически крепкие родители). В детских коллективах (общественная среда) такого ребёнка дразнят, если он претендует на достойное место в данной социальной группе, или требуют от него быть достаточно сильным и выносливым, чтобы играть наравне с другими. В результате человек начинает заниматься совершенствованием тела, закаливает его, обливаясь холодной водой, тренируется и становится сильным и выносливым, хотя и остаётся невысоким. Именно такой путь прошёл русский полководец XVIII века А.В. Суворов. (П Получен ответ? Получен) Так же и черты характера начинают формироваться на основе темперамента – типа нервной системы, данного человеку от рождения. (В Интересно, как же эти условия, данные от рождения, могут влиять на характер? Если человек часто раздражается, он может стать вспыльчивым или неуверенным в себе ) По темпераменту (типу нервной системы) человек может оказаться легко возбудимым или спокойным, с быстро или медленно протекающими нервными реакциями, легко или трудно переживающим любые волнения и т.п. На основе этих особенностей в условиях общественного окружения начинают формироваться черты характера. Например, если человек часто раздражается, то он может стать вспыльчивым или неуверенным в себе. (П Получен ответ? Получен В Но почему у людей с одинаковым темпераментом могут формироваться такие разные черты характера? Это зависит от воспитания: что разрешают родители или в коллективе, а что нет.) Многое зависит от того, что поощряют и чего не разрешают родители, а позднее – что допускается, а что нет в детском коллективе, где продолжается формирование личности. (П Получен ответ? Получен) Сам человек также, по мере развития его самосознания, получает возможность контролировать своё поведение, сознательно формировать те или иные черты. На родная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер». (П Получен ответ? Получен)
www.soloby.ru