Тесты по обществознанию к теме "Познание и знание". Какой признак не свойственен самопознанию


Ответы к тесту по обществознанию на тему "Познание" 3 в

Тема №11065

Рассмотрим тему Ответы к тесту по обществознанию на тему "Познание" 3 варианта из предмета Обществознание и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тесту по обществознанию на тему "Познание" 3 варианта, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Вариант 1.

1.​ Человеку как продукту социокультурной революции присуща способность к …

а) адаптации к окружающей среде; б) устойчивому прямохождению;

в) целенаправленной деятельности; г) добыванию пищи.

2.​ Понятие «личность» обозначает, что это…

а) любой член общества;

б) специфическое содержание человека как участника определенных общественных отношений;

в) особо выдающийся человек.

3.​ Логически связывая суждения, человек приходит к…

а) новым суждениям; б) умозаключениям; в) понятиям.

4.​ Процесс познания идет тогда, когда…

а) человек созерцает мир и описывает его;

б) человек специально обучается в образовательном учреждении;

в) человек активно преобразует мир.

5.​ Верны ли следующие суждения?

А. Прямохождение и подвижная кисть руки отличают человека от других живых существ.

Б. Человек в отличие от животного обладает сознанием и речью.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны.

6.​ В индивидуальности человека выражается…

а) его принадлежность к человеческому роду;

б) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей;

в) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств;

г) его принадлежность к определенной социальной группе.

7.​ Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…

а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.

8.​ Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый…

а) использует эксперимент;

б) подходит к работе творчески;

в) развивает свои интеллектуальные возможности;

г) добывает знание, новое для человечества.

9.​ Рациональное познание в отличие от чувственного…

а) создает зрительный образ предмета;

б) выделяет существенные признаки предмета;

в) формирует знания и представления о предмете.

10.​ Современным представлениям о познании соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения):

а) существует единственный правильный метод познания;

б) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление;

в) результаты познания не отражают особенностей субъекта;

г) познание не зависит от нашего способа постановки вопросов.

11.​ Объективная реальность, данная в сознании человека – это…

а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.

12.​ Процесс самопознания не характеризуется…

а) определением своих способностей;

б) формированием отношения к своей внешности;

в) самооценкой;

г) познанием общественных норм и ценностей.

13.​ Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить…

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

14.​ Субъект познания – это…

а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

15.​ Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия, представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

16.​ Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, - это…

а) ощущения; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.

17.​ Суждение – это…

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

18.​ К критериям истины относится…

а) длительность существования суждения;

б) количество людей, придерживающихся данного суждения;

в) возможность подтверждения суждения на практике;

г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.

19.​ Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется….»

20.​ Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?

а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;

б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.

21.​ Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания – понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, - это…

а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.

22.​ Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

а) правильный ответ А. б) правильный ответ Б.

в) правильного ответа нет. г) правильны оба ответа.

23.​ Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, - это…

а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) диспозиция.

24.​ Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемых явлений, на основе которых затем делаются обобщения различного уровня, называется…

а) метод индукции; б) анализ; в) синтез; г) метод дедукции.

25.​ Научное познание предполагает…

а) использование опыта повседневной жизни;

б) экспериментальную апробацию гипотезы;

в) понимание художественного текста;

г) интерпретацию исторических фактов.

Тест по теме «Познание окружающего мира»

Вариант 2.

1.​ Человек в процессе социокультурной эволюции приобрел способность к …

а) созданию форм общения; б) чувственному восприятию;

в) природной адаптации; г) обучению потомства.

2.​ Характеристика человека, отражающая его социальную сущность, - это…

а) индивид; б) индивидуальность; в) личность.

3.​ Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется…

а) представлением; б) уподоблением; в) отвлечением.

4.​ Философы-рационалисты считали, что человек овладевает знаниями благодаря…

а) чувственному опыту; б) историческому опыту; в) разуму.

5.​ Признаком, отличающим человека от животного, является…

а) проявлением активности;

б) целеполагание;

в) приспособление к среде обитания;

г) взаимодействие с окружающим миром.

6.​ Верны ли суждения о жизни человека в обществе:

А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.

Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.

а) верно только А; б) верно только Б;

в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны.

7.​ Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…

а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.

8.​ Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется…

а) наукой; б) культурой; в) искусством; г) экономикой.

9.​ Современным представлениям о познании мира соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения):

а) познание не зависит о т нашего способа постановки вопроса;

б) результат познания не отражает особенностей субъекта;

в) существует единственно правильный метод познания;

г) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление.

10.​ Рациональное познание в отличие от чувственного…

а) нацелено на достижение истины;

б) формирует знания и представления о предмете;

в) выделяет существенные признаки предмета;

г) создает зрительный образ предмета.

11.​ Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется…

а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.

12.​ Какой признак не свойственен самопознанию?

а) отражение объективной реальности;

б) выявление сущности своего «я»;

в) выявление своих способностей;

г) отражение индивидуальных ценностей.

13.​ 

14.​ Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить…

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

15.​ Объект познания – это…

а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

16.​ Выберите правильный ответ.

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

17.​ Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется…

а) ощущение; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.

18.​ Умозаключение – это…

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

19.​ Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется…

а) познанием; б) истиной; в) опытом; г) представлением.

20.​ Закончите фразу: «Главным критерием истины является…»

21.​ К особенностям научного познания относится…

а) стремление к объективности и доказательности;

б) непрерывность познавательного процесса;

в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;

г) опора на здравый смысл.

22.​ Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется…

а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.

23.​ Выберите правильный ответ.

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания.

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правилен ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

24.​ Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется…

а) проблема; б) теория; в) гипотеза; г) диспозиция.

25.​ Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется…

а) метод индукции; б) метод дедукции; в) анализ; г) синтез.

26.​ Ненаучное познание предполагает…

а) понимание художественного текста;

б) интерпретацию исторических фактов;

в) использование опыта повседневной жизни;

г) экспериментальную апробацию гипотезы.

Тест по теме «Познание окружающего мира»

Вариант 3.

1.​ Только человеку как продукту биологической эволюции присуща способность:

а) к присваивающей деятельности; б) устойчивому прямохождению;

в) созданию форм общения; г) воспроизводству общества.

2.​ «Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами как продукт определенной социально-экономической формации». Это определение относится к понятию…

а) человек; б) гражданин; в) личность.

3.​ Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется…

а) мышлением; б) понятием; в) суждением.

4.​ Кто более не способен к познанию?

а) здоровый человек, не желающий учиться и не любящий читать;

б) человек слепоглухонемой от рождения;

в) человек, изолированный от общества в младенческом возрасте.

5.​ И чувственное, и рациональное познание…

а) формирует знания о предмете;

б) использует логические умозаключения;

в) начинается с ощущения;

г) дает наглядный образ предмета.

6.​ Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать…

а) культурой; б) экономикой; в) мировоззрением; г) историей.

7.​ В познавательной деятельности в отличие от трудовой…

а) средства должны соответствовать целям;

б) субъектом выступает отдельная личность;

в) цель состоит в получении достоверного знания;

г) результатом является создание нового продукта.

8.​ Восприятие – это…

а) форма рационального познания;

б) психическое свойство, присущее только человеку;

в) форма чувственного познания;

г) способ объяснения мира.

9.​ Рациональное познание в отличие от чувственного…

а) дает истинные знания о предмете;

б) использует логические умозаключения;

в) расширяет представления о мире;

г) опирается на ощущения.

10.​ В процессе чувственного познания происходит…

а) непосредственное восприятие предмета;

б) систематизация информации;

в) классификация полученных данных;

г) формирование понятий.

11.​ Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию…

а) познание; б) мировоззрение; в) мышление; г) представление.

12.​ Интуиция – это…

а) мистическое переживание истины;

б) то, что не может быть переведено на язык разума;

в) непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;

г) познание через божественное озарение.

13.​ Определите вид познания, имеющий следующие особенности:

- стремление к объективности;

- особое значение эксперимента;

- следование теории;

- преобладание логико-математических методов исследования.

14.​ Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:

- что я могу знать?

- на что я могу надеяться?

- что я должен делать?

- что такое человек?

15.​ Закон в природе и обществе – это…

а) преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;

б) устойчивая последовательность событий;

в) существенная связь между событиями;

г) некий порядок в мире и нашем разуме.

16.​ Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…

а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.

17.​ Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…

а) сенсуализм; б) рационализм; в) агностицизм; г) скептицизм.

18.​ Выберите правильный ответ.

А. Абсолютная истина – это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.

Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

19.​ Какие уровни познания имеет научное познание?

а) эмпирический и теоретический;

б) чувственный и рациональный;

в) абсолютный и относительный.

20.​ Научное познание базируется на…

а) ответственности; б) объективности;

в) убежденности; г) потребности.

21.​ Гуманитарное познание предполагает…

а) понимание основ медицины;

б) использование опыта повседневной жизни;

в) интерпретацию исторических фактов;

г) экспериментальную апробацию гипотезы.

22.​ Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется…

а) диалектический метод; б) сравнительный метод;

в) метафизический метод; г) дедуктивный метод.

23.​ Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется…

а) наблюдение; б) системный подход;

в) сравнительный метод; г) метод эмпирического описания.

24.​ Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов – это…

а) мировоззрение; б) убеждение; в) сознание.

25.​ С точки зрения истинности или ложности возможно оценить…

а) эстетическое восприятие мира; б) паранаучные исследования;

в) социальный факт; г) итоги мысленного эксперимента.

Ключ к тестам по теме «Познание»

Тест 1. 1в, 2б, 3б, 4в, 5в, 6в, 7б, 8г, 9б, 10б, 11б, 12г, 13в, 14б, 15г, 16г, 17а, 18в, 19 истина, 20б, 21а, 22г, 23а, 24а, 25б.

Тест 2. 1а, 2в, 3а, 4в, 5б, 6б, 7а, 8б, 9г, 10в, 11а, 12а, 13а, 14в, 15в, 16б, 17в, 18б, 19 практика, 20а, 21в, 22в, 23а, 24б, 25в.

Тест 3. 1б, 2в, 3б, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9б, 10а, 11в, 12в, 13 рациональное, 14 И.Кант, 15а, 16б, 17г, 18а, 19а, 20б, 21в, 22а, 23б, 24б, 25г.

Категория: Обществознание | Добавил: (27.02.2017)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai

Тесты по обществознанию к теме "Познание и знание" часть 2

Тема: «Познание и знание»

Вариант II.

1. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется...

а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.

2. Какой признак не свойственен самопознанию?

а) отражение объективной реальности; б) выявление сущности своего «я»;

в) выявление своих способностей; г) отражение индивидуальных ценностей.

3. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить...

а) мифологическое познание; б) философское познание; в) обыденно-практическое познание.

4. Объект познания - это...

а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию; б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Ощущение, восприятие и понятие - это формы чувствен­ного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

6. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом со­зерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется...

а) ощущение; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.

7. Умозаключение - это...

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо

утвержда­ется или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые

закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или

нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих

сторон и связей.

8. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется...

а) познанием; б) истиной; в) опытом; г) представлением.

9. Закончите фразу: «Главным критерием истины является...».

10. К особенностям научного познания относится...

а) стремление к объективности и доказательности; б) непрерывность познавательного процесса;

в) направленность познания на сферу практической деятель­ности людей; г) опора на здравый смысл,

11. Уровень научного познания, на котором преобладает чувст­венное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется...

а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.

12. Выберите правильный ответ.

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания.

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания,

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

13. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется...

а) проблема; б) теория; в) гипотеза; г) диспозиция.

14. Метод познания, представляющий собой совокупность логи­ческих выводов от общего к частному, от общих суждений о явле­ниях к частным, называется...

infourok.ru

Человек. Деятельность. Познание. | История повседневности

Человек. Деятельность. Познание.

I вариант

1. Человек, как участник общественных отношений и сознательной деятельности

а) индивид      б) объект       в) индивидуальность       г) личность

 

2. Верно утверждение

А –  новорожденный младенец может стать человеком только в окружении других людей

Б –  новорожденный младенец сожжет стать человеком и вне человеческого сообщества

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. Виды человеческой деятельности: игра, учеба, общение и …

 

4. Что из перечисленного не относится к видам деятельности, характерной только для человека, специфической для него

а) познание     б) общение     в) труд      г) ориентировка в пространстве

 

5. Верно утверждение

А – главным в характеристике личности является общественная сущность

Б –  новорожденному человеку присущи индивидуальные черты, и он может стать личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Процесс самопознания не характеризуется

а) определением своих способностей

б) формированием отношения к своей внешности

в) самооценкой

г) познанием общественных норм и ценностей

 

7. Какой признак не свойственен общению

а) обмен книгами

б) обмен информацией

в) обмен впечатлениями

г) обратная связь

 

8. Поведение человека отличается от поведения животных тем, что оно всегда

а) неразрывно связано с окружающей средой

б) является жестко запрограммированным

в) основывается на осознанном выборе

г) связано с проявлением эмоций

 

 9. Индивид - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) человек, как представитель «гомо сапиенс», обладающий определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) комфортная температура

б) уважение близких

в) стремление к истине

 

 

Человек. Деятельность. Познание.

II вариант

 

1. Человек как субъект межличностных и социальных отношений, а также сознательной социальной деятельности

а) индивидуальность      б) индивид       в) деятель       г) личность

 

2. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность, участие в общественных отношениях и сознательной деятельности

Б –  новорожденный человек является индивидом, но не личностью, он еще не стал участником общественных отношений и сознательной деятельности

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. Процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности называется…

 

4. Что из перечня относится к специфическим для человека видам деятельности, характерным только для него

а) добывание пищи     б) забота о потомстве     в) научное творчество      г) общение

 

5. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность

Б –  новорожденный человек еще не является личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Как называется процесс, в котором человек познает свое «я»

а) самореализация      б) самопознание      в) самовыражение       г) самообладание

 

7. Какой признак является общим для разных видов общения

а) обмен результатами психической деятельности

б) обмен информацией с помощью слов

в) обмен знаниями

г) использование образов и символов

 

8. Непосредственная цель научного познания - это

а) теоретическое осмысление действительности

б) выработка нравственных норм

в) создание новых материальных ценностей

г) развитие интеллектуальных способностей человека

 

 9. Для процесса самопознания не характерно

а) формирование взглядов об обществе и государстве

б) осмысление своих интересов и потребностей

в) оценивание своих возможностей

г) формирование суждений о своей внешности

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) пища

б) престижная профессия

в) стремление к красоте

 

Человек. Деятельность. Познание.

III вариант

 

1. Деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, называется

а) общением     б) пониманием     в) творчеством      г) познанием

 

2. Верно утверждение

А –  социальное в человеке находится в связи с его природными задатками

Б –  социальное в человеке не зависит от его биологических качеств и связано только с обществом

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. … - это человек как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

 

4. Что из предложенного списка не относится к видам деятельности, характерной только для человека

а) труд     б) игра      в) научное творчество       г) преобразование природы

 

5. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность

Б – новорожденный человек является личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Какой признак не свойственен самопознанию

а) отражение объективной действительности

б) выявление сущности своего «я»

в) выявление своих способностей

г) отражение индивидуальных ценностей

 

7. В процессе общения не происходит

а) самопознание     б) взаимовосприятие     в) обмен мнениями      г) взаимопонимание

 

8. В процессе научного познания обязательно происходит

а) теоретическое обобщение

б) создание художественного образа

в) создание материальных ценностей

г) отрицание предыдущих достижений

 

 9. Индивидуальность - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) характеристика человека как представителя «гомо сапиенс», обладающего определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) теплое жилище

б) творчество

в) авторитет

 

 

Человек. Деятельность. Познание.

IVвариант

 

1. Творчество проявляется в

а) неукоснительном следовании инструкции      

б) соблюдении обычаев

в) участии в ритуальных действиях        

г) создании нового направления в живописи

 

2. Верно утверждение

А –  человеческие качества развиваются в деятельности

Б –  в деятельности происходит самореализация человека

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. … - активность человека, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной и духовной культуры.

 

4. В отличие от поведения животного в основе деятельности человека лежит

а) биологическая программа    

б) осознанная цель     

в) инстинкты    

г) зависимость от среды обитания

 

5. Верно утверждение

А – главным в характеристике личности является общественная сущность

Б – новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Какой признак не свойственен самопознанию?

а) определение своих способностей

б) познание общественных норм и ценностей

в) выявление индивидуальных особенностей внешности

г) самооценка

 

7. К основным ощущениям не относятся

а) зрительные      б) слуховые      в) вибрационные       г) вкусовые

 

8. Научными знаниями являются

а) сведения о расписании поездов

б) законы генетики

в) правила дорожного движения

г) закон о собственности на землю и закон об образовании

 

 9. Личность - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) характеристика человека как представителя «гомо сапиенс», обладающего определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) материальные потребности

2) духовные потребности

3) социальные потребности

 

а) общение

б) творчество

в) пища

d8.hr-portal.ru

Человек. Деятельность. Познание. | История повседневности

Человек. Деятельность. Познание.

I вариант

1. Человек, как участник общественных отношений и сознательной деятельности

а) индивид      б) объект       в) индивидуальность       г) личность

 

2. Верно утверждение

А –  новорожденный младенец может стать человеком только в окружении других людей

Б –  новорожденный младенец сожжет стать человеком и вне человеческого сообщества

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. Виды человеческой деятельности: игра, учеба, общение и …

 

4. Что из перечисленного не относится к видам деятельности, характерной только для человека, специфической для него

а) познание     б) общение     в) труд      г) ориентировка в пространстве

 

5. Верно утверждение

А – главным в характеристике личности является общественная сущность

Б –  новорожденному человеку присущи индивидуальные черты, и он может стать личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Процесс самопознания не характеризуется

а) определением своих способностей

б) формированием отношения к своей внешности

в) самооценкой

г) познанием общественных норм и ценностей

 

7. Какой признак не свойственен общению

а) обмен книгами

б) обмен информацией

в) обмен впечатлениями

г) обратная связь

 

8. Поведение человека отличается от поведения животных тем, что оно всегда

а) неразрывно связано с окружающей средой

б) является жестко запрограммированным

в) основывается на осознанном выборе

г) связано с проявлением эмоций

 

 9. Индивид - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) человек, как представитель «гомо сапиенс», обладающий определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) комфортная температура

б) уважение близких

в) стремление к истине

 

 

Человек. Деятельность. Познание.

II вариант

 

1. Человек как субъект межличностных и социальных отношений, а также сознательной социальной деятельности

а) индивидуальность      б) индивид       в) деятель       г) личность

 

2. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность, участие в общественных отношениях и сознательной деятельности

Б –  новорожденный человек является индивидом, но не личностью, он еще не стал участником общественных отношений и сознательной деятельности

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. Процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности называется…

 

4. Что из перечня относится к специфическим для человека видам деятельности, характерным только для него

а) добывание пищи     б) забота о потомстве     в) научное творчество      г) общение

 

5. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность

Б –  новорожденный человек еще не является личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Как называется процесс, в котором человек познает свое «я»

а) самореализация      б) самопознание      в) самовыражение       г) самообладание

 

7. Какой признак является общим для разных видов общения

а) обмен результатами психической деятельности

б) обмен информацией с помощью слов

в) обмен знаниями

г) использование образов и символов

 

8. Непосредственная цель научного познания - это

а) теоретическое осмысление действительности

б) выработка нравственных норм

в) создание новых материальных ценностей

г) развитие интеллектуальных способностей человека

 

 9. Для процесса самопознания не характерно

а) формирование взглядов об обществе и государстве

б) осмысление своих интересов и потребностей

в) оценивание своих возможностей

г) формирование суждений о своей внешности

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) пища

б) престижная профессия

в) стремление к красоте

 

Человек. Деятельность. Познание.

III вариант

 

1. Деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, называется

а) общением     б) пониманием     в) творчеством      г) познанием

 

2. Верно утверждение

А –  социальное в человеке находится в связи с его природными задатками

Б –  социальное в человеке не зависит от его биологических качеств и связано только с обществом

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. … - это человек как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

 

4. Что из предложенного списка не относится к видам деятельности, характерной только для человека

а) труд     б) игра      в) научное творчество       г) преобразование природы

 

5. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность

Б – новорожденный человек является личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Какой признак не свойственен самопознанию

а) отражение объективной действительности

б) выявление сущности своего «я»

в) выявление своих способностей

г) отражение индивидуальных ценностей

 

7. В процессе общения не происходит

а) самопознание     б) взаимовосприятие     в) обмен мнениями      г) взаимопонимание

 

8. В процессе научного познания обязательно происходит

а) теоретическое обобщение

б) создание художественного образа

в) создание материальных ценностей

г) отрицание предыдущих достижений

 

 9. Индивидуальность - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) характеристика человека как представителя «гомо сапиенс», обладающего определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) теплое жилище

б) творчество

в) авторитет

 

 

Человек. Деятельность. Познание.

IVвариант

 

1. Творчество проявляется в

а) неукоснительном следовании инструкции      

б) соблюдении обычаев

в) участии в ритуальных действиях        

г) создании нового направления в живописи

 

2. Верно утверждение

А –  человеческие качества развиваются в деятельности

Б –  в деятельности происходит самореализация человека

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. … - активность человека, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной и духовной культуры.

 

4. В отличие от поведения животного в основе деятельности человека лежит

а) биологическая программа    

б) осознанная цель     

в) инстинкты    

г) зависимость от среды обитания

 

5. Верно утверждение

А – главным в характеристике личности является общественная сущность

Б – новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Какой признак не свойственен самопознанию?

а) определение своих способностей

б) познание общественных норм и ценностей

в) выявление индивидуальных особенностей внешности

г) самооценка

 

7. К основным ощущениям не относятся

а) зрительные      б) слуховые      в) вибрационные       г) вкусовые

 

8. Научными знаниями являются

а) сведения о расписании поездов

б) законы генетики

в) правила дорожного движения

г) закон о собственности на землю и закон об образовании

 

 9. Личность - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) характеристика человека как представителя «гомо сапиенс», обладающего определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) материальные потребности

2) духовные потребности

3) социальные потребности

 

а) общение

б) творчество

в) пища

www.el-history.ru

Человек. Деятельность. Познание. | История повседневности

Человек. Деятельность. Познание.

I вариант

1. Человек, как участник общественных отношений и сознательной деятельности

а) индивид      б) объект       в) индивидуальность       г) личность

 

2. Верно утверждение

А –  новорожденный младенец может стать человеком только в окружении других людей

Б –  новорожденный младенец сожжет стать человеком и вне человеческого сообщества

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. Виды человеческой деятельности: игра, учеба, общение и …

 

4. Что из перечисленного не относится к видам деятельности, характерной только для человека, специфической для него

а) познание     б) общение     в) труд      г) ориентировка в пространстве

 

5. Верно утверждение

А – главным в характеристике личности является общественная сущность

Б –  новорожденному человеку присущи индивидуальные черты, и он может стать личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Процесс самопознания не характеризуется

а) определением своих способностей

б) формированием отношения к своей внешности

в) самооценкой

г) познанием общественных норм и ценностей

 

7. Какой признак не свойственен общению

а) обмен книгами

б) обмен информацией

в) обмен впечатлениями

г) обратная связь

 

8. Поведение человека отличается от поведения животных тем, что оно всегда

а) неразрывно связано с окружающей средой

б) является жестко запрограммированным

в) основывается на осознанном выборе

г) связано с проявлением эмоций

 

 9. Индивид - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) человек, как представитель «гомо сапиенс», обладающий определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) комфортная температура

б) уважение близких

в) стремление к истине

 

 

Человек. Деятельность. Познание.

II вариант

 

1. Человек как субъект межличностных и социальных отношений, а также сознательной социальной деятельности

а) индивидуальность      б) индивид       в) деятель       г) личность

 

2. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность, участие в общественных отношениях и сознательной деятельности

Б –  новорожденный человек является индивидом, но не личностью, он еще не стал участником общественных отношений и сознательной деятельности

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. Процесс взаимосвязи и взаимодействия людей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности называется…

 

4. Что из перечня относится к специфическим для человека видам деятельности, характерным только для него

а) добывание пищи     б) забота о потомстве     в) научное творчество      г) общение

 

5. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность

Б –  новорожденный человек еще не является личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Как называется процесс, в котором человек познает свое «я»

а) самореализация      б) самопознание      в) самовыражение       г) самообладание

 

7. Какой признак является общим для разных видов общения

а) обмен результатами психической деятельности

б) обмен информацией с помощью слов

в) обмен знаниями

г) использование образов и символов

 

8. Непосредственная цель научного познания - это

а) теоретическое осмысление действительности

б) выработка нравственных норм

в) создание новых материальных ценностей

г) развитие интеллектуальных способностей человека

 

 9. Для процесса самопознания не характерно

а) формирование взглядов об обществе и государстве

б) осмысление своих интересов и потребностей

в) оценивание своих возможностей

г) формирование суждений о своей внешности

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) пища

б) престижная профессия

в) стремление к красоте

 

Человек. Деятельность. Познание.

III вариант

 

1. Деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, называется

а) общением     б) пониманием     в) творчеством      г) познанием

 

2. Верно утверждение

А –  социальное в человеке находится в связи с его природными задатками

Б –  социальное в человеке не зависит от его биологических качеств и связано только с обществом

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. … - это человек как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

 

4. Что из предложенного списка не относится к видам деятельности, характерной только для человека

а) труд     б) игра      в) научное творчество       г) преобразование природы

 

5. Верно утверждение

А –  главным в характеристике личности является общественная сущность

Б – новорожденный человек является личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Какой признак не свойственен самопознанию

а) отражение объективной действительности

б) выявление сущности своего «я»

в) выявление своих способностей

г) отражение индивидуальных ценностей

 

7. В процессе общения не происходит

а) самопознание     б) взаимовосприятие     в) обмен мнениями      г) взаимопонимание

 

8. В процессе научного познания обязательно происходит

а) теоретическое обобщение

б) создание художественного образа

в) создание материальных ценностей

г) отрицание предыдущих достижений

 

 9. Индивидуальность - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) характеристика человека как представителя «гомо сапиенс», обладающего определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) социальные потребности

2) духовные потребности

3) материальные потребности

 

а) теплое жилище

б) творчество

в) авторитет

 

 

Человек. Деятельность. Познание.

IVвариант

 

1. Творчество проявляется в

а) неукоснительном следовании инструкции      

б) соблюдении обычаев

в) участии в ритуальных действиях        

г) создании нового направления в живописи

 

2. Верно утверждение

А –  человеческие качества развиваются в деятельности

Б –  в деятельности происходит самореализация человека

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

3. … - активность человека, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной и духовной культуры.

 

4. В отличие от поведения животного в основе деятельности человека лежит

а) биологическая программа    

б) осознанная цель     

в) инстинкты    

г) зависимость от среды обитания

 

5. Верно утверждение

А – главным в характеристике личности является общественная сущность

Б – новорожденного человека можно назвать индивидом, но не личностью

1) только А       2) только Б      3) и А, и Б       4) ни А, ни Б

 

6. Какой признак не свойственен самопознанию?

а) определение своих способностей

б) познание общественных норм и ценностей

в) выявление индивидуальных особенностей внешности

г) самооценка

 

7. К основным ощущениям не относятся

а) зрительные      б) слуховые      в) вибрационные       г) вкусовые

 

8. Научными знаниями являются

а) сведения о расписании поездов

б) законы генетики

в) правила дорожного движения

г) закон о собственности на землю и закон об образовании

 

 9. Личность - это

а) социально значимые качества человека, формирующиеся под влиянием других людей и общества в целом

б) оценка особенностей темперамента, характера человека, его интеллектуальных и иных способностей, внешнего облика

в) характеристика человека как представителя «гомо сапиенс», обладающего определенными биологическими и психическими признаками

г) человек, выступающий в качестве носителя гражданских прав и обязанностей

 

10. Установите соответствие

1) материальные потребности

2) духовные потребности

3) социальные потребности

 

а) общение

б) творчество

в) пища

ns1.hr-portal.ru

Промежуточная аттестация по обществознанию.

Итоговая контрольная работа по обществознанию

10 класс

Вариант 1

Часть 1 (А)

hello_html_79b9c2c0.jpg

В последние годы растет число пользователей Интернета, что подтверждают статистические данные. Вместе с тем процент населения, имеющего доступ к Интернет-ресурсам, отличается от общего количества пользователей в разных странах, что видно из представленной диаграммы.

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграмм?

1)Первое место по количеству пользователей Интернетом принадлежит Голландии, но в процентном отношении она отстает от Швеции и Дании.

2)Швеция обгоняет Данию и Россию как по общей численности пользователей Интернетом, так и в процентном отношении.

3)Среди представленных стран Россия занимает первое место по количеству пользователей и последнее место в процентном отношении.

4)Занимая третье место в процентном отношении от количества пользователей к общему количеству жителей, Дания опережает Голландию по общему числу пользователей Интернетом.

А2. Мышление образами – обязательная составляющая познания

1)художественного

2)научного

3)мифологического

4)житейского

А3. Практика как критерий истины включает

1)научный эксперимент

2)научные понятия

3)теоретические обобщения

4)статистические методы

А4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются

  1. объектами деятельности

  2. субъектами деятельности

  3. целями деятельности

  4. средствами деятельности

А 6. Спрос потребителя определяется:

а) размером индивидуального дохода;

б) самыми необходимыми потребностями;

в) модой;

г) ценами на товары-заменители;

д) всем вместе.

А 7. . К общественным наукам относятся:

а) лингвистика;

б) этика;

в) онтология;

г) астрология.

А 8. Мораль отличается от права тем, что она:

а) обычно не распространяется на сферу мотивов;

б) её санкции налагаются принудительно от лица государства;

в) регламентирует имущественные отношения;

г) регулирует все межличностные отношения.

А 9. Какой признак не свойствен самопознанию:

а) определение своих способностей;

б) познание общественных норм и ценностей;

в) выявление индивидуальных особенностей внешности;

г) самооценка.

А 10. В Норвегии за вывоз сырья из страны берут очень большие пошлины, за вывоз полуфабрикатов – в два раза меньше. За вывоз же готовой продукции даже платят экспортную премию. Чего добивается норвежское правительство?

а) Оно поощряет развитие отечественной экономики;

б) запрещает транжирить природные ресурсы;

в) помогает местным предпринимателям;

г) заигрывает с избирателями;

д) ограничивает возможности национального бизнеса;

е) сокращает поступление налогов в казну.

Часть 2 (В)

В 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

hello_html_m1e95c4f2.jpg

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических утверждений

Запишите получившуюся последовательность букв.

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

hello_html_m5139a8b8.jpg

  1. особенность

  2. способности

  3. личность

  4. игра

  5. общество

  6. задатки

  7. общение

  8. деятельность

  9. группа

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3(С)

С 1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вариант 2

Часть 1 (А)

А 1. В диаграмме приведены данные о численности пользователей Интернетом в некоторых европейских станах.

hello_html_m29a4c4fb.jpg

Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

  1. По числу пользователей Интернетом в Европе лидирует Германия.

  2. Аудитория Интернет - пользователей в Великобритании больше, чем в России, но меньше, чем во Франции.

  3. Количество пользователей Интернетом в России меньше, чем в Германии, но больше, чем во Франции.

  4. Количество пользователей Интернетом в Германии превышает совокупное количество пользователей в России и во Франции.

А 2. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется:

  1. критерием истины

  2. объективной истиной

  3. относительной истиной

  4. абсолютной истиной

А 3. Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений?

  1. повседневный опыт

  2. теоретические знания

  3. народная мудрость

  4. художественный образ

А 4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А.Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.

Б.Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Исследования, связанные с изучением возможностей практического использования ультразвука, - это пример деятельности

  1. прогностической

  2. социально-преобразовательной

  3. познавательной

  4. ценностно-ориентационной

А 6. Общество, в отличие от природы:

а) подчиняется объективным законам развития;

б) находится в постоянном изменении;

в) является формой совместной жизни людей;

г) образует естественную среду обитания человека.

А 7. И человеку и животному свойственна:

а) трудовая активность;

б) забота о потомстве;

в) познавательная деятельность;

г) самореализация.

А 8. Связь всех сфер жизни общества:

а) обеспечивается идеологической работой;

б) вытекает из целостности общества как системы;

в) устанавливается законодательным путём;

г) осуществляется разрушением сословной структуры.

А 9. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» – это:

а) интуитивная догадка;

б) экспериментально подтверждённый факт;

в) художественный образ;

г) научная гипотеза.

А 10. Цены выполняют две основные функции:

а) позволяют ограничить потребление ресурсов;

б) выравнивают спрос и предложение;

в) являются мотивацией для производства;

г) помогают эффективнее собирать налоги.

Часть 2(В)

В 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

hello_html_45d8a13d.jpg

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер

  2. характер оценочных суждений

  3. характер теоретических положений.

Запишите получившуюся последовательность букв.

hello_html_177b8afe.jpg

  1. целостность

  2. система

  3. общество

  4. социальные блага

  5. сфера

  6. производство

  7. культура

  8. социальные институты

  9. деятельность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3(С)

С 1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ключи

1 вариант

2 вариант

А1 3

А1 1

А2 1

А2 4

А3 1

А3 3

А4 2

А4 4

А5 4

А5 4

А6 а

А6 а

А7 б,в

А7 а

А8 г

А8 б

А9 б

А9 г

А10 а

А10 б

В1 ВББВА

В1 32212

В2 А4, Б3, В1, Г6, Д2,Е8

В2 А2, Б5, В1, Г8, Д4, Е9

С1

С1

infourok.ru

Как не ошибиться в оценке

      Не менее важную роль в самопознании играет самооценка.       Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку. Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Собственно говоря, человек оценивает себя двумя путями: во-первых, сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности; во-вторых, путем сравнения себя с другими людьми.       Три основных момента важны для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:

      Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.       Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно с детства твердить ребенку, что он красив. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.       В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.       Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.       Сложность и комплексность «Я» позволили ученым выделить в нем ряд компонентов, которые формируются в процессе жизни и оказывают воздействие на поведение личности.

Развитие самосознания и формирование личности

      Развитие самосознания происходит от простого к сложному: от различения ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Это очень важное завоевание, поскольку тело для человека — это система координат, относительно которой он воспринимает верх, низ, правую или левую сторону и т. д. При утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и возникает чувство нереальности происходящего.       Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в его лексикон входит местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание тождества своей личности. После этого начинается период развития самооценки. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих их. Здесь очень многое зависит от баланса между положительными и отрицательными чертами в самооценках детей. Представления о себе у дошкольников весьма ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнения, расширяется круг общения. Эти факторы приводят к сопоставлению подростком разных мнений о себе. На их основе он начинает вырабатывать свое собственное мнение, при этом опираясь на свой интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные. Следующий этап связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках.       В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации.       По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д.       По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.       По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д.       Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе самосознание выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте.       Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет социальные роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и, для того чтобы его самосознание было соответствующим реальности, ему надо постоянно корректировать представления о себе. Кто я такой? Этим вопросом человек озабочен на протяжении всей своей жизни. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.       По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятиеидентичности. Оно включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.       Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через индентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем — к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т. д.       Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст, на который приходится установление мостика между ребенком, которым он являлся, и взрослым, которым он станет.       Любопытное исследование позволило уточнить, что представляет собой подростковая идентичность. В основу этого исследования положена знаменитая методика «Кто Я?». Каждому испытуемому предлагалось 20 раз ответить на вопрос «Кто Я?». На основе полученных данных психологи выделили три измерения подростковой идентичности. Первое измерение включает описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.).       Второе измерение идентичности строится на основе описания, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный).       Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и не одобряемых (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).       Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.       На основании эмпирических исследований в науке описаны четыре варианта обретения идентичности у подростков.       Первый из них, получивший названиедиффузной идентичности, характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.       Второй — предрешенная идентичность, когда подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.       Третий вариант — когда подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.       Реализованная идентичность — самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.       Легкость обретения идентичности в большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя.       Итак, подведем некоторые итоги.       Человек постоянно в процессе деятельности меняется. Его «Я», выступающее в качестве объекта познания, — сложное и динамичное образование.Я-концепция, в которую входит образ «Я», представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Основные понятия: самосознание, самопознание, самооценка. Термины: Я-концепция, образ-Я, идентичность.

Проверьте себя

      1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой? 2) Можно ли считать представления о собственной внешности истинными? Ответ аргументируйте. 3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

Подумайте, обсудите, сделайте

      1. Какие особенности в процессе самопознания удалось отразить в следующих стихотворных строках поэту Н. Заболоцкому?       Как мир меняется!       И как я сам меняюсь!       Лишь именем одним я называюсь,       На самом деле то, что именуют мной, —       Не я один. Нас много. Я — живой.

      2. Упражнение на самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить вас на вокзале? Представьте, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь посмейтесь над получившимся образом, как над отражением в кривом зеркале.       3. Проведите небольшое исследование в своем классе, применив тест «Кто Я», описанный в параграфе. Сравните данные, полученные вами, с полученными другими исследователями.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги В. Б. Ольшанского, психолога и социолога, «Психология — практикам, учителям, родителям и руководителям».

Я-концепция

      Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию — образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя...       Организованная когнитивная (познавательная. — Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:       а) определение собственной идентичности;       б) собственных интересов, симпатий и антипатий;       в) своих целей и продвижений к успеху;       г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;       д) самооценивания.       «Центральным в Я-концепции индивида, — пишет М. Кун, — является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. —Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания:1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

studfiles.net