Зигмунд Фрейд
Корни современной научной традиции изучения сновидений лежат, прежде всего, в трудах автора психоаналитического метода Зигмунда Фрейда (1856–1939) (рис. 3.1).
Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Представьте себе человека, выросшего вне общества. На первый взгляд, это дикарь, практически животное. Однако это создание полностью свободно от внутренних предрассудков и комплексов, оно руководствуется естественными желаниями и потребностями. Общество же (родители, педагоги, окружающие), воспитывая очередного своего члена, с самого раннего детства учит его подавлять многие желания, которые считаются неприличными или ущемляют интересы других людей. Со временем человек воспринимает вложенное в него обществом как единственно правильную норму и якобы забывает о врожденных желаниях, то есть подавляет их. Механизм такого подавления называется цензурой. Однако желания не исчезают бесследно, а остаются глубоко в подсознании и затем ищут выход в виде нервных расстройств, комплексов и страхов. Одним из проявлений этих желаний являются сновидения. Таким образом, они в завуалированной форме (так как даже во сне цензура не отключена полностью и пытается подавлять желания) отражают глубинную, бессознательную суть человека.
Рис. 3.1. З. Фрейд
Большинство врачей придерживались той позиции, что побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом. Сновидения рассматривались как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих болезненный процесс». Все особенности сновидений объяснялись бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или групп клеток погруженного в сон мозга.
З. Фрейд не поддерживал такую позицию и писал в своей работе «О сновидении»: «…Ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный еще и предрассудками». Автор не отстаивал древних методов толкования снов, а пытался выделить отдельные закономерности в их интерпретации, общие для большинства людей черты. Он не считал возможным составление универсального сонника, который подошел бы каждому. Разгадка сна – дело индивидуальное. В основу работы со сновидениями Фрейд положил метод свободных ассоциаций. Не отрицая необходимости исследования явного содержания сна, все же основную информацию он видел в мыслях, лежащих за ним.
«На вопрос о том, может ли быть истолковано каждое сновидение, следует ответить отрицательно. Не нужно забывать того, что при толковании приходится бороться с психическими силами, повинными в искажении сновидения. Ввиду этого – просто вопрос соотношения сил: может ли субъект преодолеть внутреннее сопротивление своим интеллектуальным интересом, своей способностью к самообладанию, своими психическими познаниями и своей опытностью в толковании сновидений. До некоторой степени это возможно всегда: почти всегда субъекту удается убедиться в том, что сновидение – осмысленный феномен, – а также в большинстве случаев догадаться о сущности этого смысла. Очень часто последующее сновидение дает возможность констатировать правильность и продолжить толкование предыдущего. Целый ряд сновидений, продолжающихся несколько недель или месяцев, покоится часто на одном базисе; все они должны быть подвергнуты толкованию сообща. В следующих друг за другом сновидениях можно нередко подметить, как центральным пунктом одного служит то, на что в другом имеется лишь неясное указание, и наоборот, – так что оба таких сновидения дополняют друг друга и в толковании…»
ПРИМЕЧАНИЕ
У читателей, познакомившихся с программой-сонником, прилагаемой к данной книге на CD, может возникнуть вопрос: «Что за материалы названы сонником Фрейда, если сам он никогда не составлял подобных вещей?». Вообще это условное название. Сонник составлен на основе некоторых психоаналитических интерпретаций и потому назван в честь «отца психоанализа» З. Фрейда. Таким же образом обстоят дела с любыми «сонниками Фрейда», которые вы можете найти в Интернете или в виде печатных изданий.
Степан Апраксин
Приведенный сон описан в 1908 году М. Поповым. Молодой офицер князь Василий Владимирович Долгорукий неожиданно умер. Внезапная смерть князя сильно поразила его друга Степана Степановича Апраксина. В первую же ночь после трагедии ему приснился сон: к нему пришел в гости покойный друг. Оба знали, что принадлежат уже к разным мирам, но это не помешало им общаться. Умерший князь пообещал своему другу долгую жизнь и сообщил, что в следующий раз он посетит его за три дня до смерти. Прошло сорок лет, и за все эти годы В. Долгорукий действительно ни разу не приснился С. Апраксину. Однако однажды князь посетил старого друга во сне, и через три дня тот умер.
Основное внимание при анализе сновидений Фрейд уделял свободным ассоциациям с отдельными фрагментами или сновидением целиком. Ученый выделил основные спрятанные в подсознании элементы, с которыми определенным образом связаны детские инфантильные желания большинства людей. Это, например, человеческое тело в целом или определенные его части, родители, процесс рождения, смерть, нагота, мастурбация и т. п. Данные элементы «кодируются» во сне, представая в виде иных предметов. Родители зачастую изображаются другими важными, представительными людьми, дети – мелкими зверями, насекомыми, паразитами. Рождение всегда связано с водой – спасением из воды, купанием и др. Смерть подменяется во сне отъездом, нагота – вниманием к одежде, ее особым характером.
К символам мужского достоинства Фрейд причислял любые подобные по виду или выполняемым функциям предметы. В список входят палки, зонты, шесты, оружие (кинжалы, ружья и пушки), водопроводные краны и фонтаны, карандаши. Возбуждение мужского полового органа ассоциировалось со взлетом самолетов и аэростатов.
В соответствии с данной концепцией женская сущность находит отражение во всех полых предметах. Сюда вошли шахты, пещеры, бутылки и коробки. Детородная функция женского организма связывалась с печью и яблоней. По той же схеме в качестве символов женского начала рассматривались улитки и раковины. Нетрудно догадаться, что изображениями яблок, персиков, да и вообще практически любых фруктов подчеркивается красота пленительных частей тела женщины. Достаточно любопытна трактовка увиденных во сне игр: они символизируют мастурбацию. К этой же серии относятся скатывания, соскальзывания, обрывание веток и выпадение зуба.
Последователи Фрейда связали мастурбацию с ездой на велосипеде (Р. Гринсон), зашиванием рвущейся материи и одновременным испытанием чувства стыда (К. Хорни), переходом моста, который вдруг разламывается в центре, скользким склоном и соскальзыванием с него.
Врывающийся в дом преступник, влетающие или вползающие внутрь чего-либо животные или насекомые, поезд, движущийся через тоннель, – все это символы близости между мужчиной и женщиной. Езда верхом и скольжение на коньках также обозначают, по мнению последователей Фрейда, половой акт.
Вы не задумывались, почему дети так неохотно просыпаются? Правильно, потому что им снятся красивые сны. Именно во время сновидений самые заветные желания детей становятся «явью». Путешествие в страну грез с каким-нибудь сказочным персонажем становится для малыша незабываемым событием. Ведь вместе с кумиром покоряются страны, побеждаются злодеи, восстанавливается добро и справедливость. Во сне ребенок может почувствовать себя по-настоящему сильным и всемогущим. Импульс этим ночным грезам дают впечатления от книг, кино или мультфильмов.
Эллиас Хоу
В 1845 году американец Эллиас Хоу разработал челночный стежок и получил патент на швейную машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту. Любопытно, что добиться успеха Эллиасу помогло сновидение. Ему приснилось, будто он взбирается на дерево в Африке, а вокруг пляшут аборигены с копьями, на концах которых видны отверстия. Когда Хоу проснулся, он уже знал, как решить проблему: отверстие для нити следовало разместить не на тупом конце иглы, а на острие.
Детское мировосприятие отражается и в сновидениях взрослых людей. Напомню такую деталь. Многим ли из вас приходилось видеть, как вы, скажем, пьете? Это устранение потребности с целью как можно дольше задержать течение сновидения. Ночные грезы также предвещают реальные события. Человеку снится обычная жизнь: как он просыпается, совершает утренний туалет, отправляется на работу или учебу. Часто такие видения посещают впечатлительных людей. Боязнь опоздать на какое-нибудь очень важное мероприятие или долгожданное событие (допустим, на концерт любимого исполнителя) является одним из поводов. Такие сновидения нередки для путешественников. Во сне они укладывают чемоданы, отправляются в аэропорт, на вокзал и даже видят прибытие на новое место. Подобные сны являются как бы предвосхищением исполнения заветного желания. Конечно, иногда четкие параллели между сюжетом сновидений и мечтой человека провести непросто, ибо желания проявляются в скрытой, завуалированной форме. З. Фрейд все же поставил знак равенства между мотивом сновидения и реальными желаниями. По его трактовке, в этом и заключается истинный смысл снов. То, что нам снится, нужно рассматривать в качестве целостного образа и считать выражением совместной работы мыслей и образов. В качестве одного из примеров приводилось изменение времени действия картинки сна: будущие события замещаются сюжетом, который протекает как бы в настоящем времени, здесь и сейчас.
У фрейдовской теории сновидений о желаниях была масса противников. Дело в том, что часто нам снятся весьма неприятные события, что, скорее, является каким-то протестом, недовольством, но никак не связано с исполнением заветной мечты. В ответ психоаналитик объяснял, что отталкивающее и вызывающее отвращение – лишь завуалированная форма приятного и желаемого. Возможно, в этом толковании есть своя доля истины.
Все сновидения Фрейд разделил на три категории.
1. Сновидения вполне осмысленные, понятные, которые можно объяснить с точки зрения повседневной жизни без особых затруднений. Таких сновидений довольно много. Часто они кажутся не заслуживающими особого внимания, так как в них отсутствует что-либо странное и необычное.
2. Сновидения, которые, будучи связными и ясными по смыслу, все-таки выглядят странными и не совсем обычными (сложно связать этот смысл с реальной жизнью).
3. Сновидения, лишенные смысла и непонятные, то есть бессвязные и спутанные.
Сны первой категории являются незамаскированными исполнениями желаний. Ситуация во сне выглядит как какое-либо желание, знакомое сознанию и оставшееся не выполненным наяву.
В сновидениях второй и третьей категорий ситуация изображает исполненным какое-нибудь скрытое желание, но представлено оно в неузнаваемом виде, так как вытеснено цензурой и чуждо сознанию. Лишь толкование с помощью психоанализа может обнаружить это желание. Таким образом, странные и непонятные сны – это замаскированные исполнения вытесненных желаний.
Уместна отсылка к народным толкованиям снов, которые рассматривают вещие сновидения как предсказания будущего. В снах действительно проявляется будущее, но не реальное, а которое спящий желает.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
esoterics.wikireading.ru
Вопрос о том, открывают ли нам сны нечто скрытое, ставит в затруднительное положение людей, которые изучают работу мозга. С одной стороны, способность видеть сны — это удивительный биологический феномен, распространяющийся на всех людей и, насколько мы можем судить, на некоторых млекопитающих (однажды ученые попытались узнать у гориллы, понимающей язык знаков, видит ли она ночью сны, но эксперимент быстро прекратился, так как в ответ обезьяна попыталась разорвать брюки исследователя). Каждую ночь почти все население Земли становится как парализованное примерно на полтора часа во время сна в фазе быстрого движения глаз.
В этот период мозг начинает работать сверхурочно, сексуальная система активизируется. На данной стадии сна у мужчин возникает эрекция, а у женщин повышается вагинальное кровообращение. Мозг тем временем создает картинки и истории, на которые откликается тело, как если бы события из мира снов происходили на самом деле. Об этом прекрасно знает любой, кто просыпался в холодном поту, задыхаясь от привидевшегося кошмара. Мы видим сны независимо от физического состояния. Например, те, кто в детстве потерял зрение, продолжают видеть во сне картинки, а слепым с рождения снятся звуки. Любое впечатление, которое во сне кажется таким настоящим, пропадает почти сразу же после пробуждения. Из-за этого многие думают, что вообще не видят снов, а такие, как я, помнят только разрозненные обрывки, отчего сны приводят в еще большее замешательство (бело-зеленый щенок?). Но раз все млекопитающие видят сны почти одинаково, значит, в этой стадии сна есть нечто жизненно важное.
Здесь возникает парадокс. Для профессионального ученого заявить, что он занимается темой сна, — все равно что признаться, будто он ищет потерянную Атлантиду или раскрывает тайный заговор НЛО при участии Федеральной резервной системы. «Если вы хотите попасть в штат и сделать выдающуюся научную карьеру, то сон — совсем не тот предмет, который стоит изучать, — загадочно сообщает Патрик Макнамара. Он возглавляет лабораторию эволюционного нейроповедения медицинской школы Бостонского университета, где изучает реакцию мозга на различные ситуации. В его работу входили исследования снов, кошмаров и процессов, которые происходят в мозгу во время медитаций и религиозных переживаний. Даже профессорская должность и высокий статус лаборатории не уберегли его от косых взглядов других неврологов. По его словам, «изучение снов до сих пор считается чем-то не очень приличным, из разряда нью-эйдж».
Несмотря на сомнительную репутацию, исследование сновидений — одно из основных направлений науки сна. Именно из-за снов многие ученые начали заниматься этой темой, подстегиваемые возможностью раскрыть механизмы и значения ночных переживаний, которые волнуют человечество со времен открытия письменности. Большинство культур и почти все главные религии считали сны предзнаменованиями. Древние греки полагали, что видения им посылают боги. У первых мусульман толкование снов считалось духовным занятием, одобренным Кораном. Библия — это вообще настоящий фестиваль снов. В Книге бытия Бог разговаривает со спящим Иаковом и рассказывает ему свой замысел в отношении израильского народа. Позже сын Иакова Иосиф растолковывает сны фараона, после того как это не удалось египетским мудрецам (впоследствии за этот подвиг он удостоится бродвейского мюзикла). В Новом Завете уже к другому Иосифу во сне приходит ангел и говорит, что его невинная жена беременна Сыном Божьим, чтобы тот не гневался.
В Новое время ученые утверждали, что сновидения — это бессмыслица. Все изменилось, когда возникло предположение о том, что сны раскрывают наше подсознательное. В 1900 году Зигмунду Фрейду было сорок три года. К этому моменту он, сын торговца тканями, какое-то время проработал врачом в Вене. В тот год он опубликовал книгу, которая на следующие полвека стала основой теории сна. В «Толковании сновидений» Фрейд утверждал, что сны вовсе не случайны и не бессмысленны, а, напротив, в них отражаются наши тайные желания и устремления. В сущности, он дал определение подсознанию — области мыслей, не контролируемой рассудком, в которой формируются наши желания и намерения. По словам Фрейда, каждую ночь, когда человек засыпает, разум маскирует эти мысли в символы, которые затем можно разгадать при помощи психотерапевта. Если бы не сны, наши подсознательные стремления были бы настолько подавлены, что мы ничем не могли бы заниматься. Сны же позволяют нам мыслить немыслимое. Эти «письма самому себе» — важная отдушина для нашего разума. Если снов не будет, то психическое давление приведет к неврозам.
Для доказательства своей теории он приводит в пример собственные сновидения. В одном сне, ставшем впоследствии самым обсуждаемым в психологии, Фрейд стоит в большой зале и среди гостей видит свою пациентку. Он отводит ее в сторону и упрекает, что она не следует прописанному ей лечению. Она отвечает, что боль распространяется по ее горлу и душит ее. Он видит, что у нее опухшее лицо, и начинает беспокоиться, не упустил ли что-то при обследовании. Он подводит ее к окну и просит раскрыть рот. Она не желает этого делать, и Фрейд начинает раздражаться. Вскоре подходят его друзья, доктор М. и Отто, и помогают ему осмотреть пациентку. Вместе они обнаруживают сыпь у нее на левом плече. Доктор М. выдвигает предположение, что причина боли — инфекция и что приступ дизентерии очистит ее организм от токсинов. Фрейд и доктор М. приходят к выводу, что, скорее всего, во всем виноват Отто, который ввел ей тяжелое лекарство не совсем чистым шприцом.
Поразмыслив, Фрейд понял, что этот сон — нечто большее, чем простая и немного странная история. «Если проследить указанный здесь метод толкования сновидений, то оказывается, что сновидение действительно имеет смысл и ни в коем случае не является выражением ослабленной мозговой деятельности, как говорят различные авторы», — пишет он. Рассмотрев каждый аспект своего сна как выражение какой-то эмоции или тревоги, Фрейд осознал, что сон в определенной степени развеял его страхи, связанные с ответственностью за особенно сложную пациентку. Во-первых, женщина сопротивляется ему во сне, а значит, он думает, что любому врачу будет трудно быстренько разобраться с ее проблемой. Эта мысль подтверждается тем, что в итоге ее осматривают три доктора одновременно, и только так они находят сыпь на левом плече. С помощью доктора М. Фрейд обнаруживает, что именно Отто по глупости сделал ей укол и вызвал инфекцию. Все содержание сна говорит Фрейду: он может оставить свою пациентку и не будет виноват в том, что с нею случится. «Вся эта путаница — а это сновидение ничем иным не является — живо напоминает мне оправдания одного человека, которого сосед обвинил в том, что он вернул ему взятую напрокат кастрюлю в негодном виде. Во-первых, он вернул ее в неприкосновенности, во-вторых, кастрюля была дырявой, когда он ее взял, а в-третьих, он вообще не брал кастрюли. Но тем лучше: если хоть один из этих доводов окажется справедливым, человек этот должен быть оправдан».
Воображаемое исполнение желаний может принимать во сне разную форму. Для Фрейда это было освобождением от беспокойства — состояния, которое он связывал с сексом, хоть и описывал эту связь в очень туманных выражениях: «Страх — импульс, носящий характер влечения, он исходит из бессознательного и парализуется предсознательным, — пишет Фрейд, — где, таким образом, ощущение связанности соединяется в сновидении со страхом, там речь идет о желании, которое прежде могло развить влечение, то есть о половом желании». Вскоре (хотя, возможно, это не совсем справедливо) все идеи Фрейда свели к теории, будто в снах все имеет сексуальный подтекст, отражающий подавленные с детства желания. В одном обзоре фрейдистской литературы говорилось, что к середине XX века аналитики насчитали в сновидениях два символа пениса и девяносто пять символов вагины. Даже совершенно противоположные действия, такие как полет и падение, были признаны сексуальными символами. Фрейдисты отметили пятьдесят пять образов самого сексуального акта, двадцать пять символов мастурбации, тринадцать — женской груди и двенадцать — кастрации.
Фрейд считал, что если пациенты противятся такому толкованию снов, значит, оно верно. Он объяснял, что сам поначалу не хотел принимать всерьез свои вроде бы бредовые сны. «Когда, проснувшись, я вспомнил о сне, я рассмеялся и подумал: “Какая бессмыслица!” Но я не мог отделаться от сновидения, и оно весь день преследовало меня, пока, наконец, вечером я себя не упрекнул: “Если бы кто-нибудь из твоих пациентов сказал про сновидение ‘какая бессмыслица’, то ты, наверное, рассердился бы на него или подумал, что он скрывает какую-нибудь неприятную мысль, сознавать которую не хочет. Ты поступаешь совершенно так же; твое мнение, будто сновидение бессмыслица, означает лишь твое внутреннее нежелание истолковывать его”».
Тот факт, что Фрейд не интерпретировал сон о своей пациентке в психосексуальном контексте, подтолкнул аналитиков к созданию отдельного направления, посвященного расшифровке дополнительных смыслов одного этого сновидения. Так, в 1991 году в статье издания International Journal of Psychoanalysis предположили: этот сон, вероятно, означал, что «Фрейда преследовало вытесненное воспоминание эпизода эротической агрессии, которую он проявил в отношении своей сестры Анны, когда ему было пять лет, а ей — три года».
Фрейдистский взгляд на сон главенствовал среди психологов до 1950-х годов вопреки тому, что его упрекали в чрезмерной сосредоточенности на сексе. В одном научном журнале критик задавался вопросом: «Мы поняли, что один объект может обозначаться множеством символов. Только зачем нужно столько завуалированных изображений для гениталий, сексуальных связей и мастурбации?»
Фрейдистский анализ стал важной частью культуры 1920-х годов, он применялся всюду — от кинематографа до расследования преступлений. Уильям Демент, профессор Стэнфордского университета, ключевая фигура в науке о сне, начал свою карьеру в 1950-х с того, что полностью погрузился в учение Фрейда. «Казалось, фрейдистский психоанализ мог объяснить все наши проблемы: страхи, тревоги, психические недуги и даже физические заболевания», — писал он.
Но отчасти именно из-за Демента наука потеряла интерес к сновидениям. В начале 1950-х, будучи студентом Чикагского университета, Демент занялся первыми систематическими исследованиями фазы быстрого движения глаз. Эта стадия была открыта только в 1952 году. Поначалу исследователи из лаборатории того же университета думали, что оборудование сломалось, раз показывает, что посреди ночи человек начинает быстро вращать глазами. Однако, не обнаружив неполадок в аппаратуре, они зашли в комнату, посветили фонариком на глаза спящего и увидели, что глаза действительно двигались под веками туда и обратно, в то время как тело лежало неподвижно. Благодаря этому открытию исследователи узнали о существовании нескольких стадий сна. Люди, проснувшись посреди БДГ-фазы, чаще всего помнили свои сны. Демент решил изучить ее у детей, женщин и душевнобольных, чтобы пролить свет на теорию Фрейда. «Сложно передать, с каким трепетом я относился к этой работе, — написал Демент в своих мемуарах. — Я, обычный студент-медик, оставался в опустевшем здании и делал удивительные открытия одно за другим... Думаю, примерно то же самое чувствовал человек, который первым нашел золото в Калифорнии в 1848 году».
Демент сделал революционное открытие: во время фазы быстрого сна мозг человека так же активен, как и во время бодрствования. При этом он работает в особом режиме. Демент выдвинул теорию о том, что человеческий мозг функционирует по-разному в соответствии с тремя периодами: сон, бодрствование и фаза быстрого движения глаз. Поначалу ученые высмеяли его идею. Статью Демента на эту тему не хотели печатать, ее отклоняли пять раз. «Люди реагировали так, будто я заявил, что нам не нужен воздух, чтобы дышать», — писал он позже. Но вскоре его теория стала общеизвестным фактом, а фаза быстрого движения глаз была провозглашена самой важной стадией человеческого сна.
Другие эксперименты показали, насколько необычна эта фаза сна. Французский исследователь Мишель Жуве называл ее парадоксальной, так как, пока мозг вовсю работает, тело остается обездвиженным. Он провел один из самых знаменитых экспериментов в науке о сне. Жуве нанес кошкам небольшие повреждения в области ствола головного мозга (известной как ретикулярная формация) и обнаружил, что может остановить механизмы, которые обычно блокируют движения во время фазы быстрого сна. В результате животные начали разыгрывать свои сны. Спящие кошки выгибали спины, шипели и набрасывались на невидимых врагов. Они «бывали настолько свирепы, что экспериментатору даже приходилось отскакивать», — записал он. Стоило кошке яростно броситься на врага, как она внезапно просыпалась и сонно огладывалась вокруг, не понимая, где она.
Почему-то после того, как Жуве увидел содержание кошачьих снов, ученые потеряли интерес к человеческим сновидениям. Как только появилась возможность опознавать и фиксировать сны при помощи нейронных колебаний, они перестали казаться неким сложным мистическим отражением нашего подсознания. Вскоре стадию сновидений обнаружили почти у всех птиц и млекопитающих, в связи с чем ценность человеческих снов снизилась. Позже Жуве объяснял, почему неврологи утратили интерес к изучению сна: «Какие могут быть желания у новорожденного цыпленка? Вырасти в петуха или курицу?» В конце концов исследователи узнали, что в утробе младенцы тоже пребывают в фазе быстрого движения глаз, а значит, вероятно, видят сны.Из-за БДГ-фазы сон перестал быть областью психологии. Для неврологов эта стадия стала инструментом для понимания работы человеческого мозга. Сны все еще толковали по Фрейду, но только в кабинетах психоаналитиков. А в исследовательских лабораториях содержанию снов уже не придавали значения, а зачастую попросту игнорировали.
Очередной переворот в сфере изучения снов произвел Кэлвин Холл, преподаватель психологии Западного резервного университета Кейза в Кливленде. Он решил создать каталог человеческих снов. Более тридцати лет он записывал рассказы о снах различных людей, готовых поделиться своими историями. К 1985-му (год его смерти) им было собрано более пятидесяти тысяч снов людей различных возрастов и национальностей. На основе этой обширной базы данных он разработал систему кодирования, как будто бы каждый сон был кратким рассказом. Он отмечал различные детали, включая количество персонажей и их пол, наличие диалогов, характер событий (приятный или пугающий). Ученый также записывал основную информацию о самом человеке — возраст, пол, место жительства.
Холл перевел сферу толкований в информационную плоскость. Он изучил все сведения, используя вычисления и четкие методы статистики. Он проверял, какой наиболее вероятный сценарий, например, у сна о работе. Почувствует ли спящий себя в нем счастливым? И будет ли сюжет близок к реальности? А может, персонажи начнут вести себя в нем странно, не так, как в жизни? Если события совпадают, значит, существуют общие модели. Может, они даже что-то означают.
Вывод Холла был диаметрально противоположным идеям Фрейда: сны вовсе не наполнены скрытым смыслом — напротив, в основном они крайне незамысловаты и предсказуемы. Сюжеты неизменны, поэтому Холлу достаточно было знать, кто действующие лица, чтобы с удивительной точностью угадать все события сна. Например, если человеку снился незнакомец, то чаще всего этот персонаж вел себя агрессивно. Взрослые обычно видят во сне знакомых людей, а дети — животных. В мужских снах три из четырех персонажей, как правило, мужского пола, тогда как женщинам снятся одинаково часто и те и другие. Большинство снов разворачиваются дома или на работе; если же человеку во сне надо куда-то попасть, то он добирается туда либо на машине, либо пешком. Студентам снится секс гораздо чаще, чем людям среднего возраста, что, в общем-то, неудивительно.
Исследование Холла развенчало миф о фантастичности снов. Правда, сюжет не всегда логически последователен, а персонажи ведут себя странно, но мир сновидений не так уж далек от реальности. Более того, чаще всего сны бывают неприятными. Холл обнаружил, что в большинстве случаев нам снятся злые, подлые или жестокие люди. Иными словами, мир сновидений больше всего походит на худшие дни в средних классах школы.
Неврологов заинтересовал тот факт, что обычно мы видим плохие сны. Почему же они чаще всего бывают дурными? Может, наш мозг работает как какой-нибудь мрачный писатель? Чтобы узнать ответ, нужно задуматься о сновидениях в контексте эволюции. В статье 2009 года финский когнитивный психолог Антти Ревонсуо заявил, что тревожные, неприятные сны — древний защитный механизм, то есть мы переживаем плохие события во сне, чтобы быть готовыми к ним в жизни. По этой теории для мозга сон словно генеральная репетиция. Для доказательства Ревонсуо обращается к информационной базе Холла и указывает на сны, в которых человек от кого-то убегает или спасается от нападения. «Так как для адаптации необходимо, чтобы сменились сотни поколений, наши современники до сих пор приспосабливаются к миру так, как это делали предки, независимо от того, помогает ли такая адаптация в совершенно иных условиях сегодняшнего мира», — писал Ревонсуо. Другими словами, скорее всего, нашим предкам снились страшные сны об охоте или сражениях. Сегодня нам накануне важной встречи снится нападение — так мозг готовится к волнению, и мы ничего не можем с этим поделать.
Недостатки этой теории заключаются в том, что не все плохие сны сводятся к разнообразным сценариям погони и нападения. Возьмем, например, сны мужчины по имени Эд, который вел специальный дневник сновидений о своей жене Мэри в течение двадцати двух лет после ее смерти. Она умерла от рака яичников. Когда Эд видел ее во сне, сюжет всегда был одинаковым: счастливые молодожены Эд и Мэри занимаются вдвоем каким-то делом, но внезапно их что-то разделяет. Иногда его видения напоминали кино. Например, в одном сне Эд видит Мэри на противоположной стороне дороги; она сидит в машине, но он не знает, как до нее добраться. Иногда в снах Эда в обыденную жизнь проникают какие-то нелепости — например, Эд и Мэри случайно натыкаются на актера Джерри Сайнфелда и спрашивают у него дорогу. Не успевает Эд оглянуться, как Сайнфелд уходит вместе с Мэри, и муж остается один. Печальный, он идет вдоль здания, а земля под его ногами превращается в болото. По отдельности все элементы узнаваемы и связаны с повседневностью. Но если соединить их, то не прослеживается ясная и реально существующая опасность, к которой разум Эда мог бы его готовить.
Я могу в деталях рассказать сон Эда благодаря Уильяму Домхоффу, профессору Калифорнийского университета, который, как и Калвин Холл, собирал свидетельства о снах. В начале 1990-х он открыл ученым доступ к этим сведениям. Прочитав бесчисленное количество записей, Домхофф понял, что большинство людей видят такие же сны, как и Эд, то есть в них фигурируют одни персонажи и годами повторяются одни и те же ситуации. По словам Домхоффа, сюжеты снов могут многое сказать о переживаниях человека, и для этого необязательно обращаться к теории Фрейда о толковании символов. Взять хотя бы Эда. В течение двадцати лет после смерти жены он видел сны о том, как расстается с любовью всей своей жизни. Тут и без психоаналитика ясно, что он попросту по ней скучает.
Солнечным днем я встретился с Домхоффом в кафе Yogurt Delite у Тихоокеанской магистрали в Санта-Круз. Мы разговаривали о сновидениях.
— По современным меркам все заявления Фрейда неверны, — сказал Домхофф, погружая ложечку в замороженный йогурт. — Если посмотреть на сны, хорошенько их проанализировать, то станет ясно, что там все на поверхности, очень просто и понятно. И никакие символы не нужны, — продолжил он. — Фрейдисты зацепились за идею скрытых смыслов. Но их толкования были верны только потому, что мы все пользуемся образным языком и метафорами.
В качестве примера он предложил мне представить незатейливый сон. Например, тебе снится, что ты идешь по мосту к острову, но вдруг мост начинает трястись, и ты бежишь обратно. Как, по-твоему, что символизировал мост? Тебе знакома система метафор. Вспомним хотя бы пословицу: «не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь». Ведь мост — это переход. Я бы сказал, что ты в середине какого-то пути. Но в жизни мы все в середине какого-то пути. Я мог бы сказать: твой сон означает, что ты боишься сделать следующий шаг. Ты хочешь стоять на твердой земле, а не идти к неизвестному острову. Все это логично, ведь я исхожу из предположения, что сон — это метафора, и я даю метафорическое толкование. В целом оно правильно. Если я буду знать о тебе еще что-то, то смогу интерпретировать сон точнее. Можно предположить, что остров — это книга, которую ты пишешь и собираешься издать. У меня получается очень правдоподобное толкование. Хотя на самом деле я все лишь угадываю при помощи нескольких подсказок.
Однако если изучить несколько снов одного человека, станет ясно, что разум редко прибегает к метафорам. Наоборот, образы и места из снов знакомы нам в реальности. Если женщине снится, что она идет по мосту, то, скорее всего, она постоянно ходит по нему на работу или видит из окна. Маловероятно, что ее мозг решил показать ее переживания через метафорические образы. Фрейд, напротив, думал, что в снах скрыт глубокий смысл. В «Толковании сновидений» он писал: «Сновидение оказывается зачастую наиболее глубокомысленным там, где оно кажется наиболее абсурдным», потому что тогда в нем больше символов, которые нужно разгадать.
Я спросил Домхоффа, как могут отражаться наши повседневные заботы в бессмысленных снах о том, что ты летаешь или оказываешься запертым в странной комнате.
Он ответил, рассказав историю. Одна женщина (взяв псевдонимом Мелора) прислала ему описания своих снов. Домхофф и Холл настаивали на том, чтобы люди меняли свои имена, прежде чем послать им записи о своих снах. Для тех, кто не знает, поясню: Мелора — имя персонажа одного из эпизодов «Звездного пути», знаменитого в 1990-х годах телесериала. Эта женщина выбрала себе такой псевдоним, потому что обожала научную фантастику. Помимо того она стала одинокой матерью, пережив развод. В большей части сновидений она занималась ребенком или проводила время с бывшим мужем, они либо гуляли, либо отдыхали в доме ее родителей. Но изредка во сне она оказывалась в космосе. «Естественно, иногда с ней происходили какие-то невероятные приключения, из-за того что она читала много научной фантастики», — сказал Домхофф. «Звездный путь» был такой же частью ее жизни, как работа и семья, поэтому он тоже проявлялся в ее снах. По словам Домхоффа, бесполезно пытаться понять, почему в одном ее сне действие происходит на борту космического корабля, а в другом — в ее рабочем кабинете. Но в контексте сотни других ее снов эти межгалактические видения говорят о том, что научная фантастика имеет для нее большое значение. Мы видим во сне то, что нам небезразлично.
Вряд ли Домхофф согласится с тем, что наши сны обладают скрытым смыслом или эволюционными условностями. Сны — это всего-навсего «побочные продукты нашего мышления и автобиографической памяти», — подвел он итог. По его мнению, нам снится что-то плохое просто потому, что мы постоянно о чем-то беспокоимся. Вы можете легко в этом убедиться, когда меняете работу. Скорее всего, в первую неделю центральное место в ваших снах займут ваши новые коллеги, новый маршрут или новые обязанности. В большинстве снов вы будете каким-то образом разочаровывать себя либо окружающих. Школьники в первую неделю учебы часто видят сны о том, как теряются по пути в свой класс, а официантам снится, что они роняют подносы или разливают вино на рубашку посетителя. «Сны — это самые пессимистичные сценарии, которые мы ежедневно прокручиваем у себя в голове, — считает Домхофф. — Мы берем все эти “если бы да кабы” и раздуваем их до невероятных размеров». Как бы то ни было, именно так наш разум поступает со всеми проблемами. Наш мозг просто берет все эти накопившиеся тревоги и развивает их, потому что посреди ночи ему больше нечем заняться.
Эрнст Хартман, преподаватель медицинской школы Университета Тафтса, согласен с Домхоффом в том, что содержание наших снов имеет значение, но с одной оговоркой. Хартман считает сны формой внутренней ночной терапии. По его словам, в снах разум сочетает новую волнующую информацию с чем-то уже знакомым, чтобы от этого она казалась менее неожиданной и пугающей. В своей теории об уравновешенном пещерном человеке (такое антинаучное название придумал я сам) Хартман утверждает, будто первобытные люди получали множество эмоциональных травм: они видели, как звери пронзали острыми бивнями их друзей или как те проваливались под лед и тонули (иными словами то, что сейчас происходит довольно редко). В долгосрочной перспективе больше шансов выжить было у тех, кто мог восстановить эмоциональный баланс после сильного потрясения, а не у тех, кто бесконечно прокручивал в голове тяжелые впечатления.
Источник: theoryandpractice.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
24 июля 1895 года- эту дату Фрейд сохранил и увековечил целенаправленно, так как в этот день он постиг тайну толкования сновидений.
Толкование сновидений — один из трудов, который принес Зигмунду Фрейду известность. Это самый неоднозначный и сложный метод постижения внутреннего мира человека.
Расшифровка сновидений по методу, который изобрел и применял Фрейд до сих пор вызывает яростную критику многих ученых.
У нашего подсознания особый символический язык — язык образов. У каждого человека свои образы. Дать им общую характеристику практически нереально! Или все-таки возможно?
Вы решили раскрыть суть своего сновидения и обратились за помощью к специалисту. Но для того чтобы он смог расшифровать скрытые мотивы вашего сна, кроме общепринятой символики расшифровки ему прежде всего нужно узнать вас и провести с вами психоанализ. Только после этого можно действительно расшифровать ваше сновидение.
Фрейд дал не специфическую расшифровку символов, которые возникают в сновидениях, он дал принципы самой расшифровки снов.
24 июля Фрейд понял, что сны — это попытка подсознания рассказать об истинных желаниях и чувствах без цензуры.
Так что же лежит в основе толкования сновидений с позиции Зигмунда Фрейда?
Сновидения представляют собой — борьбу потребностей. При этом следует отличать сон — как сам физиологический процесс во время которого мы спим и сновидения — то, что мы наблюдаем в процессе сна.
Сон также представляет собой потребность, но дело в том, что в человеке в течении дня или определенного периода накапливаются определенные потребности, которые не дают ему спать. То есть сновидения представляют собой галлюцинаторное удовлетворение неудовлетворенных потребностей в процессе сна.
Почему же в наших сновидениях мы видим образы и картины, которые как нам кажется не связанные с нашей обычной жизнью или которые для нас вообще являются нереальными?
Все дело в том, что сновидения используют определенные механизмы и осуществляет определенную работу, чтобы перевести скрытое содержание в явное.
Скрытое — это то содержание, которое подразумевалось, а явное — это то, которое мы видим. Если работа сновидений состоит из того, чтобы перевести скрытое в явное, то работа психоаналитика в обратном. А именно перевод явного в скрытое, а точней расшифровки всего скрытого при помощи использования свободных ассоциаций.
Что лежит в механизмах расшифровки сновидений?
1.В явном содержании мы наблюдаем намного меньше информации, чем содержится в скрытом. Сновидение как бы урезает эту информацию выделяя наши намерения.
2.На наши сновидения влияет наша цензура. Цензура — это такая инстанция, которая не позволяет проникать в наши явные сновидения тем образам, которые для нас морально неприемлемы.
3.Наши сновидения используют определенные символы, чтобы изобразить определенные вещи или наши желания и стремления.
4.Перевод мыслей в зрительные образы. Во сне мы как правило не думаем, а просто наблюдаем определенную картинку, испытываем ощущения и желания. То есть в итоге все сводится к методу свободных ассоциаций.
Зигмунд Фрейд не смог в полной мере раскрыть все механизмы работы сновидений, которые без конца преломляются и искажаются в зависимости от посыла импульсов нашего подсознания. Но ему все же удалось проделать колоссальную работу в этом направлении. Он стал первым, кто заявил, что сновидения не представляют из себя какую-то целостную конструкцию, именно по этому их нужно анализировать по частям. Анализируя отдельные моменты, символы и картинки из сновидений.
Труды Зигмунда Фрейда по толкованию сновидений стали великой прочной основой, которую стали использовать его последователи. Сегодня существует множество усовершенствованных методик толкования сновидений. Но идея Зигмунда о том, что сновидения удовлетворяют накопившиеся потребности человека остаются непоколебимой.
medprosvita.com.ua
Зигмунд Фрейд – известный всем австрийский психиатр, психолог и невролог. Он стал основателем психоаналитической школы, которая изучала терапевтическое направление в психологии. Согласно постулирующей теории школы, появление невротических расстройств индивида связано с многокомплексным взаимоотношением сознательных и бессознательных процессов.
В начале девяностых прошлого века годов Зигмунд Фрейд занялся изучением сновидений. Сновидения по Фрейду – это осуществленные желания. Данное положение теории снов он вывел в 1895 году, в маленьком венском ресторанчике. Книга «Толкование снов по Фрейду» была, как он считал, рубежом его творчества. Теория сновидений представляет собой поворотный пункт в истории психоанализа, ведь именно благодаря ей психоанализ смог перейти к глубинной психологии. Сновидения по Фрейду занимали главенствующее место во всем собрании психоаналитических теорий.
В 1900 году книга «Толкование снов по Фрейду» впервые вышла в печать. Уже к моменту публикации первого издания теория сновидений была практически полностью сформулирована и завершена. В последующих изданиях Фрейд лишь вносил поправки и корректировки. Над четвертым и последующими изданиями Зигмунд Фрейд работал вместе со своим лучшим учеником – Отто Ранком, который составлял примечания к публикациям, списки литературы, а к шестой главе книги «Толкования снов по Фрейду» он даже приложил несколько статей личного написания. Проблему сновидений Фрейд затрагивает неоднократно, возвращаясь к ней периодически. «Пять лекций об истории психоанализа», «Психология сна» и «Введение в психоанализ» - эти упрощенные, популярные изложения взглядов Зигмунда Фрейда как нельзя лучше передавали общие концепции и подход к изучению сновидений.
В последние годы своей жизни Фрейд вновь возвращается к изучению сновидений. Работа «Пересмотр теории сновидений» является собранием дополнительной информации о сновидениях и дает понять, что автор считал основным в своей теории, а что для него было второстепенным. «Сновидение и оккультизм» достаточно отдаленно касается проблем сна, но дает четкое понятие об отношении Зигмунда Фрейда к гаданиям, пророчествам и астрологии.
Толкование снов по Фрейду заключается в анализе отдельных элементов, слов и образов сновидения. Сновидец должен сосредоточиться на том, что ему приходит в голову, когда он думает об определенном элементе сна. Человек должен быть честен самим с собой, сообщать все, даже самые нелепые мысли, которые возникают у него в голове и касаются сна. Объяснить этот метод можно тем, что психологические процессы детерминированы, то есть если определенный предмет у человека вызывает какие-то случайные ассоциации, они не могут быть случайными. По Фрейду биологической основой сна является отдых, когда человеческий организм, уставший за день, расслабляется. Психологическая основа сна заключается в утрате интереса ко всему происходящему во внешнем мире. Сновидения по Фрейду – это возможность отстраниться всего земного.
Толкование снов по Фрейду имеет несколько основных особенностей:
Согласно методу свободных ассоциаций, который Зигмунд Фрейд выбрал для исследования сновидений, все сны человека поддаются принципу удовольствия. Это объясняется тем, что люди, прежде всего, стремятся получить от жизни удовольствие, в то время как неудовольствие вызывает только негативные, отрицательные эмоции. Сновидения по Фрейду можно трактовать с точки зрения нескольких видов влечения, основополагающие среди которых сексуальное. Эрос (сексуальное влечение) включает в себя не только привычное для нас в этом понимании половое влечение, но и стремление жить и продолжать свой род. Иной тип влечения по Фрейду – это влечение к смерти, которое объясняется стремлением живых организмов возвращаться в безжизненное состояние, как бы нелепо это не звучало для любого здравомыслящего человека. В своих работах Зигмунд Фрейд отмечает, что момент появления сексуально влечения ребенка совпадает с его появлением на свет, несмотря на то, что половую принадлежность он осознает только в подростковом возрасте.
Подробно изучив постулаты Фрейда, можно прийти к выводу, что он тесно связывает между собой сновидения и эмоции пережитые наяву. Толкование снов по Фрейду - это полностью индивидуальный процесс, ведь каждый человек испытывает уникальные, неповторимые ощущения и эмоции. Зигмунд был убежден, что все ассоциации, не получившие достойного внимания в состоянии бодрствования, человек видит во сне в виде каких либо символов и образов. Сновидения по Фрейду несут в себе некую смысловую нагрузку, которую очень часто бывает достаточно сложно проанализировать. Человек для того, чтобы расшифровать свой сон, должен обладать развитой фантазией и уметь творчески мыслить.
Этап символизации снов считается самым важным и самым сложным. По Фрейду человек в процессе сна исполняет свои желания, сексуальные мечты не являются исключением. Например, если во сне вы видите, как вы едите сочный, вкусный ананас, это означает, что вы любите полностью брать удовольствие от секса, но игнорируете желания партнера.
Все сны-желания Фрейд делил на несколько видов. К первому виду относятся желания, которые носят инфантильный характер, то есть это желание незамаскированного типа (ярко выраженные сексуальные сцены). Такие сновидения чаще всего видят подростки. Ко второму виду он отнес желания в замаскированном виде, а к третьему – плохо замаскированные желания, которые человек пытается вытеснить на подсознательном уровне. К вытесненным снам-желаниям относятся кошмары. Например, если юной девушке снится, как на нее нападает маньяк-убийца, это может означать, что ее желание поскорее начать жить половой жизнью, было подавлено со стороны родителей, и желание трансформировалось в сон.
Сонник Зигмунда Фрейда представляет собой один из самых интересных и оригинальных существующих на сегодняшний день сонников мира. Уникальность его состоит в том, что каждый человек сможет истолковать свой сон, тщательно проанализировав свои проблемы, тайные желания и фобии.
www.astrostar.ru
Сонник Зигмунда Фрейда является одним из самых популярных и достоверных толкователей сновидений. Причина заключается в том, что великий психоаналитик в своих трудах опирался исключительно на психологию бессознательного, в то время как другие авторы предпочитали учитывать приметы, поверья и эзотерику.
В 1900 году вышла монография Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». На удивление, эта книга в то время не имела бешеной популярности. В своем труде психоаналитик впервые поведал миру о таком понятии, как бессознательное. Что же это такое?
Бессознательное – это область нашего психического, которая остается невидимой для сознания, однако при этом она напрямую влияет на наше поведение и мышление. Во многом на его формирование влияют воспитание, психологические травмы, установки. Приведем пример: если в семье мальчика мать была авторитарной, то в будущем он будет искать себе сильную и властную жену, так как в детстве усвоил установку – женщина в семье должна быть лидером.
Толкование снов, по Фрейду, основывается на нескольких положениях. Во-первых, психоаналитик считал, что сновидение – это искаженный заместитель чего-то бессознательного. В ночных грезах оно пытается «прорваться» в сознание и рассказать о скрытых желаниях и влечениях.
Во-вторых, Фрейд считал, что сновидения позволяют нам на время почувствовать максимальный комфорт и спокойствие. Биологический смысл сна заключается в отдыхе и восстановлении сил организма. В психологическом же смысле человек на некоторое время погружается в сходное с внутриутробным состояние комфорта и покоя. Если при этом он видит исполнение своих бессознательных желаний, то это дарит ему ощущение гармонии.
В-третьих, Зигмунд был уверен, что бессознательное облекает свои знаки в конкретные образы и символы, трактовать которые необходимо самостоятельно. Для двух разных людей такой символ, как чайник, например, может иметь абсолютно разное значение. Поэтому когда пациенты психоаналитика просили раскрыть тайну их ночного видения, он начинал сеанс с одного и того же вопроса: «Что вам приходит в голову относительно того элемента, что вы видели во сне?».
Рекомендуем: Стоит ли верить снам?
Однако позже психоаналитик понял, что многие символы имеют для людей одинаковое значение, и в результате им был создан сонник Фрейда. В настоящее время любой человек без личного участия великого мыслителя может получить бесплатно его консультацию. Для этого необходимо приобрести его книгу или найти на просторах Интернета сонник Фрейда онлайн.
Далее мы расскажем, как раскрыть значение грез, если вы выбрали для этого сонник по Фрейду, толкование снов главным образом должно заключаться в раскрытии не только отдельных символов, но и всего сюжета видения. Во время сна человек полностью отключает фильтры сознания и дает волю своему бессознательному, которое в каждый нюанс включает «говорящий» символ.
Рекомендуем: Сонник Миллера
Схема кодирования символов в наших снах выглядит следующим образом:
Таким образом, бессознательное показывает человеку странное видение, состоящее из микса образов. Кстати, чаще всего ночью оно вызывает у человека чувство удовлетворения, так как в завуалированной форме показывает сновидцу исполнение его тайных желаний или преодоление фобий. Однако утром, после включения сознания, ночное видение вызывает лишь чувство недоумения, так как выглядит совершенно нелогичным.
Итак, вы проснулись и полны решимости разгадать загадки своего бессознательного:
1. В первую очередь Фрейд рекомендует записывать на бумаге после пробуждения все, что вам снится ночью. Это позволит запомнить все детали и дать точное толкование.
2. Выпишите основные символы сна в столбик и напишите напротив каждого ассоциации, которые приходят вам в голову в связи с ними. Самыми верными трактовками обычно являются первые варианты.
3. Дополните свои ассоциации значениями из сонника Фрейда. Иногда мы боимся признаться самим себе в мыслях, что приходят в голову, в итоге это приводит к ложной трактовке сна. Сонник позволит избежать подобных моментов.
4. Закончите толкование сновидений по Фрейду связыванием всех символов воедино. Вспомните, что происходило с образами в сюжете. Это позволит увидеть общую картину и сигналы вашего бессознательного.
Психоаналитики новичкам в толковании своих сновидений рекомендуют читать труды Фрейда, а также пользоваться услугами психоаналитиков. Через 2-5 сеансов вы научитесь легко видеть тайные знаки своих ночных грез. Автор: Екатерина Липатова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Сон и сновидения З. Фрейда – природа их происхождения.
Реферат выполнила: Коломиец Н.В.
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Кафедра философии и политологии
МОСКВА 2003
Содержание
1. Биографические сведения
2. Царская дорога к бессознательному
3. Материал сновидения. Память в сновидении
4. Источники сновидений
I Внешнее (объективное) чувственное раздражение
II Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение
III Внутреннее (органическое) физическое раздражение
IV Чисто психические источники раздражений
5. Почему человек забывает сновидение по пробуждении
6. Заключение о сновидениях
Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. Во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд воспитывался в духе времени, когда религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.
В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма.
В 1873 г. Он поступил на медицинский факультет Венского университета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Пройдя стажировку в Венской народной больнице. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов, он искал таинственную причину их возникновения.
Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. В начале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии он заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу на бессознательным, продемонстрировав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. В связи с этим у Фрейда рождается предположение о связи неврозов с сексуальными отклонениями.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции.
Царская дорога к бессознательному.
Сновидение - одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Для З. Фрейда сновидение – это «царская дорога» к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов. Сновидение рассматривалось им в качестве невротического симптома, свойственного всем здоровым людям.
В древности сновидениям придавалось большое значение, в них усматривались знаки будущего. Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В XIX веке появились экспериментальные исследования, целью которых стало определение влияния физических раздражений на содержание сновидений.
Придавая сновидениям важное значение, Фрейд исходил из того, что они имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевной жизни человека. Фрейд предполагал, что сновидение представляет собой не физиологическое, а психологическое явление. Сновидение – продукт и проявление видевшего сон человека. Поэтому видевший сон сам должен сказать, что значит его сновидение.
Второе предположение состояло в утверждении, что видевший сон знает о смысле своего сновидения. Он только не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает этого. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику.
Для Фрейда сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному (детскому) состоянию. В сновидении находят отражение наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности.
В целом сновидение рассматривалось Фрейдом в качестве компромиссного образования. С одной стороны, оно удовлетворяет запросы человека, связанные с желанием спать, путем отказа от внешнего мира. С другой стороны. Оно дает вытесненным влечениями человека возможность удовлетворения в форме галлюцинаторного исполнения желания.
Изучение сновидений помогает понять неврозы, а знакомство с неврозами способствует лучшему пониманию сновидений.
Работа сновидения состоит в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смешения, превращения мыслей в зрительные образы, вторичной обработки. Благодаря этим механизмам сновидение может искажаться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. В явное сновидение переходит только часть материала скрытого сновидения. При этом отдельные элементы скрытых мыслей могут соединяться между собой, образуя в явном сновидении нечто целое. Так, сновидящий может видеть образ любимой девушки, составленный из отдельных черт, принадлежащих его матери, ее подругам, жене знакомого и другим лицам.
В психологическом отношении самое интересное в работе сновидения – это превращение мыслей в зрительные образы. Так, например, в процессе работы сновидения мысль о разводе с женой может вылиться в изображение веселого застолья мужа, похорон супруги, треснувшего арбуза, перелома ног и рук в результате автокатастрофы или иной картины, вызывающей недоумение.
Таким образом, в понимании Фрейда работа сновидения – это своеобразный психический процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Фрейд исходил из того, что сновидение как целое является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сновидения – найти это бессознательное.
Толкование сновидений является уделом психоаналитика, лечащего неврозы. Остается только добавить, что в одной из своих работ Фрейд напоминал об уместности изречения древнегреческого философа Платона, согласно которому добродетельный человек ограничивается тем, что ему снится то, что дурной совершает в реальной жизни.
Материал сновидения. Память в сновидении.
То, что весь материал, образующий содержание сновидения, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспроизводится, вспоминается, - это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом.
Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидения имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему. Но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается затем в неизвестности. Из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание переносит мнимо утерянное воспоминание на более раннее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидении человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрствующем состоянии.
То, что сновидение имеет в своем распоряжении воспоминания, недоступные бодрствованию, представляет очень важный факт. Один пациент сообщает, что у него некоторое время вертелось на языке слово «Муссидан». Он знал, что это – название французского города, но подробностей об этом городе не знал никаких. Однажды ночью ему приснился разговор с каким-то человеком, который сказал ему, что он из Муссидана. И на его вопрос, где этот город, ответил: Муссидан – окружной город в департаменте Дордон. Проснувшись, он не придал никакого значения справке, полученной во сне. Учебник географии показал ему, однако, что она была совершенно справедлива. Этот случай доказывает превосходство познания сновидения, но не выясняет забытого источника их.
Некоторые авторы, не сомневающиеся в тесной связи содержания сновидения с бодрствованием, обратили внимание на то. Что впечатления, интенсивно владеющие бодрствующим мышлением, лишь в том случае воспроизводятся в сновидении , когда мышление дня до некоторой степени успело отодвинуть их на задний план. Так, например, близкий умерший снится не в первое время после его смерти, когда еще скорбь по нему наполняет существо оставшихся в живых. Между тем одна из последних наблюдательниц, собрала примеры и противоположного свойства и стоит и в этом отношении на точке зрения психической индивидуальности.
Источники сновидений.
Что следует разуметь под источниками сновидений, можно разъяснить ссылкою на народную поговорку: сон от желудка. За этой народной мудростью скрывается теория, видящая в сновидении следствие беспокойного сна. Человеку ничего не снилось бы, если бы сон его был безмятежен, и сновидение есть реакция на такое постороннее вмешательство.
Источники сновидений можно разбить на четыре группы, которыми пользуются и для классификации самих сновидений:
Внешнее (объективное) чувственное раздражение.
Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.
Внутреннее (органическое) физическое раздражение.
Чисто психические источники раздражений.
Внешнее чувственное раздражение.
Когда мы засыпаем, мы все стремимся достичь ситуации, аналогичной эксперименту Штрюмпеля. Мы закрываем важнейшие органы чувств, глаза, и стараемся устранить и от других всякое раздражение или хотя бы всякое изменение действующих на них раздражений. Мы засыпаем. Хотя наше намерение никогда в полной мере не осуществляется. Мы не можем ни совершенно устранить раздражений от наших органов чувств, ни уничтожить возбудимости этих органов. То, что нас во всякое время может разбудить более или менее сильное раздражение, доказывает, что «душа и во сне остается в непрерывной связи с внешним миром». Чувственные раздражения, действующие на нас во время сна, могут чрезвычайно легко стать источниками сновидений.
mirznanii.com
ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939), австрийский невропатолог, психиатр и психолог, великий новатор, основоположник психоанализа.
Ранние его работы посвящены локализации мозговых функций, проблемам физиологии и анатомии головного мозга. Он занимался проблемой детского паралича, в 1884 году первым открыл болеутоляющее действие кокаина. С 1895 года разрабатывал методы лечения неврозов, в частности истерии. Одним из первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности. В 1900 году выдвинул гипотезу о строении психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего между сознанием и бессознательным влечением.
В нашем толкователе вы найдете сонник Фрейда для толкования снов и интерпретации сновидений от великого психотерапевта.
Фрейд говорил о себе, что он принадлежит к тому сорту людей, которые, по выражению Хеббеля, нарушили покой мира. Его работы в корне изменили облик психологии XX века, осветив коренные вопросы устройства личности. Они раскрыли природу конфликтов между страстями и чувством долга, выявили причины душевного дискомфорта и иллюзорность представлений человека о самом себе.
Много и углубленно Фрейд размышлял о сновидениях. В книге Толкование сновидений, увидевшей свет в 1900 году, он тщательно анализирует порождающие их механизмы и роль, которую они играют в жизни человека.
Основной тезис ученого понятен: сновидение является продуктом нашей психической активности, выражением нереализованных и подчас безотчетных потребностей, которые мы можем удовлетворить во сне благодаря усилиям собственного воображения и таким образом обрести душевное равновесие.
Однако, по Фрейду, подлинные душевные переживания спящего, или содержание сна, выражаются лишь в символических и на первый взгляд абсурдных образах – так называемой продукции сна, которая есть не что иное, как уловка подсознания, стремящегося обмануть внутреннего цензора – разум и дать выход страстям, которые находятся под запретом. Таким образом, символы сновидений – это код потаенных желаний человека. Чем более значимо для человека то или иное переживание, тем более фантастический характер оно приобретает во сне. Раскрыть же тайный смысл сновидения, считал Фрейд, можно лишь с помощью психоанализа.
Главные типы снов по Фрейду
Фрейд выделяет три типа сновидений.
1.
Во-первых, сновидения вполне осмысленные, понятные, то есть не вызывающие никаких затруднений при их истолковании.
2.
Во вторых, сновидения в определенной степени логичные, но странные: их смысл трудно связать с происходящим наяву.
3.
И наконец, сновидения бессвязные и спутанные, понять которые вообще невозможно. Последние требуют к себе особенного внимания, поскольку при правильном истолковании могут стать для сновидца источником очень важной информации о его жизни и о нем самом.
Опубликованные на сегодняшний день сонники Фрейда представляют собой перечень повторяющихся символов из мира сновидений, которые описывает и интерпретирует в своих работах сам Фрейд. Задача таких сонников – ознакомить читателя с практической стороной учения австрийского психиатра. Примеры толкования снов по Фрейду представлены в нашем сборнике 55 сонников хотя, конечно, не в полном объеме.
Фрейд разбивает цензорский процесс, который мы называем «работой над снами», на несколько стадий:
1.
вторичный процесс,
2.
конденсацию,
3.
перемещение
4.
и проекцию.
Проследив за тем, как и что вы контролируете во время ваших сновидений, вы сможете многое узнать о ваших истинных желаниях и побуждениях (если верить его теории). Давайте посмотрим, что же представляет собой каждая стадия работы над снами.
Вторичный процесс при толковании сна по Фрейду
Это способ, при помощи которого нам удается создать целостную историю из нашего сновидения, пусть даже странного и несвязного.
Подумайте об этом так: предположим, вам поручили эпизод из «Зайнфелда» и сказали, что там должны присутствовать такие персонажи, как Илейн на одноколесном велосипеде с котенком в волосах и пагодой под мышкой, ваш университетский преподаватель гуманитарных наук в виде Крамера, Джерри, учреждающий Библиотеку Конгресса, и Джордж с пирогом, на котором изображена Дженет Рено.
Ваши попытки извлечь смысл из всего этого подобны тому, что совершает вторичный процесс с историей, включающей в себя все эти элементы. Но, совершая свою работу, он тем самым маскирует первичное содержание вашего сна.
Смысл, который он извлекает из всех этих разрозненных частей – сон, который мы видели – называется «явным содержанием». Фрейд был убежден, что вы должны разгадать явное содержание вашего сна и найти в нем скрытое значение или «скрытое содержание» сна.
Стадия конденсации при толковании сна по Фрейду
Конденсацией считается способность создавать из ряда скрытых в сновидениях мыслей одну краткую мысль. Выдающийся психоаналитик и писатель Чарлз Райкрофт утверждает, что при конденсации отдельные детали наших снов символизируют собой несколько тем. Два или более образа могут представлять собой смешанный образ, значение которого имеет отношение к каждому из отдельных образов.
Например, если вам снятся кушанья, готовые сгореть в духовке плиты, которую вы помните с детства, конденсированный образ плиты может обозначать и то, что вы тоскуете по прошлому, и то, что настоящее положение ваших дел довольно «жаркое».
Стадия замещения при толковании сна по Фрейду
Это способ, при помощи которого мы можем смягчить наши беспокойство и тревогу, представляя их себе во сне в безопасном виде. Вы выражаете свою настоятельную потребность, но вы направляете ее на другого человека или на другой предмет. Например, представьте себе, что вы даже не подозреваете, насколько вы сердиты на своего сына-подростка. В мире инстинктов «ид» вы, возможно, почувствовали бы, что ваш гнев носит смертоносный характер. Но вместо сна, в котором вы убиваете своего ребенка (а это вызовет у вас тревогу, и вы проснетесь), вам снится сон, что Бевис и Бутхед (его любимые телевизионные герои) погибают от несчастного случая, катаясь на лыжах.
Короче, когда мы производим замещение, мы используем символ как замену значения сна. Отсюда происходит широко известный фрейдистский символизм: любой предмет, хотя бы отдаленно напоминающий фаллос, является символом пениса (ружья, трости, Эйфелева башня..)., а все, что хотя бы отдаленно похоже на вместилище, символизирует влагалище (чашка, пещера, коробка..)..
Проекция как способ толкования сна по Фрейду
Она похожа на замещение, но она сокращает процесс на один шаг. В ваших сновидениях, когда вы проецируете свои угнетенные фантазии на кого-то или на что-то другое, вам все равно снится сон об этом же, но вы не берете на себя ответственность за такие постыдные желания. Пользуясь предыдущим примером о родителе-убийце в области проекции, мы можем сказать, что ваш сын был бы обезглавлен, но только не вами, а кем-нибудь еще. Немножко жестокий пример, не так ли? Просто вы помните: это всего лишь чувства, которые каждый способен испытывать время от времени. Естественно, что вы никогда не приведете их в действие.
Для того чтобы помочь своим пациентам понять, что же означают их сны, Фрейд предлагал им воспользоваться методом свободных ассоциаций, то есть попросту сказать по поводу каждого образа или действия в своем сновидении первое, что придет в голову. Когда ясное содержание снов было проанализировано методом свободных ассоциаций, такой сон можно было понимать как попытку исполнить свое желание.
Ясно, что толкование снов по методу Фрейда – дело нелегкое. Аналитики-фрейдисты проходят долгую подготовку, прежде чем они приступают к этому. Но даже простое знакомство с методами толкования сновидений может помочь вам разобраться в значении ваших снов.
Роль подсознания при толковании снов согласно соннику Фрейда
Что общего между айсбергом и человеческой душой?
Сдаетесь? Ну ладно, мы вам скажем. Говорят, что у них невидимая часть гораздо больше видимой. У людей та часть айсберга (их души), которая остается невидимой, называется «подсознанием». А видимая часть – это та, которая нам известна, наши сознательные мысли. Хотя философы, писатели и мыслители на протяжении всей истории намекали на существование подсознания, именно Зигмунд Фрейд первым выработал концепцию схемы человеческой души и создал термин «подсознание».
Фрейд считал, что в нашей жизни ничего не происходит случайно. Все действия и мысли мотивированы подсознательными конфликтами, вызванными агрессией, сексуальными импульсами и неослабевающим желанием получать удовольствие. Он полагал: для того чтобы нам войти в цивилизованное общество необходимо умерить свои первобытные аппетиты. Но поскольку люди неспособны вырвать их с корнем, они вынуждены загонять их в глубины души.
Он говорил, что трудность подавления такой властной структуры, как «ид»
является причиной того, что она возникает то здесь, то там в замаскированном виде. Этого нельзя отрицать. Она найдет способ проявить себя так или иначе. Иногда это проскальзывает во «фрейдистских оговорках». Эти оговорки могут возникнуть и в реальной жизни, и в наших снах.
Но как же вы можете знать о том, что в вашем подсознании (а следовательно, о том, что вы действительно чувствуете и хотите), если оно по своей природе должно быть скрыто? Хорошим началом для этого может быть исследование ваших снов, по крайней мере, если верить Фрейду. Он называл сновидения «королевской дорогой к подсознанию» и верил в то, что в своих снах вы исполняете желания «ид», которые вы не можете признай, или исполнить в реальной жизни. Другие части вашей души, названные Фрейдом «эго» и «супер-эго», теряют свою бдительность, когда вы спите. Иными словами, во время сна ваш самоконтроль ослабевает, и у подсознательных желаний появляется возможность вырваться на волю и появиться в ваших снах.
Но погодите. Если это правда, и вы на самом деле имеете шанс исполнить в своих снах ваши скрытые желания, тогда почему же вам иногда снятся
Ну, теперь дело принимает по-настоящему интересный оборот.
Хотя, согласно Фрейду, наш внутренний сторож теряет бдительность во время сна, все же он не покидает своего поста. Даже во сне вы можете испытывать сожаление и беспокойство по поводу властных желаний или эмоций, проявляющихся в ваших сновидениях. Для защиты сна (вспомните, Фрейд однажды сказал, что целью сновидений является защита сна) ваша душа заставляет вашего цензора трудиться сверхурочно. Таким образом, вы получаете лучшее от обоих миров: сны можно считать компромиссом, потому что они выражают желания в завуалированной форме, они вам не угрожают, и в то же время вы сладко спите.
К чему снятся тревожные сны по Фрейду?
А что же насчет тревожных снов – разве они являются исполнением желаний? Фрейд мог бы возразить, что они являются замаскированным выражением желаний, но он также утверждал, что тревожные сны – это результат недостаточно хорошей маскировки, когда подавленные желания почти выходят на поверхность, и вот пожалуйста: вы вдруг видите себя во сне, в котором вы сдаете экзамен, а вы к нему совершенно не готовы да к тому же совершенно обнажены.
Фрейд также утверждал, что тревожные сны – продукт наших подавленных сексуальных импульсов. Это приводит нас еще к одному источнику критики теории Фрейда о том, что все, начиная с сигары и кончая зубочисткой, символизирует собой фаллос, а пещеры, кувшины, ямы и прочие вместилища символизируют собой женские половые органы.
Фрейд сам был продуктом своего пола, расы, класса и поколения. Его сексуальная озабоченность, возможно, происходила из-за ханжества в отношении секса во времена викторианской эпохи и из-за его собственного отношения к сексу.
Совершенно очевидно, что то значение, которое он приписывал этим символам, может рассказать нам о нем и его времени больше, чем что-либо другое. Его утверждение, что женщины представляют собой испорченный вариант мужчины, и его невежество относительно движущих сил, существующих между матерью и дочерью, конечно же ставят под сомнение многие из его умозаключений.
Опять же, многие из теорий Фрейда, включая и теорию сновидений, позже вызывали еще более сильную неприязнь, вероятно, потому, что он настойчиво пытался объяснить буквально все нашей подавленной сексуальностью и скрытыми желаниями. Когда дело доходило до толкования снов, многие обращались к одному из его последователей, Карлу Юнгу, чтобы почерпнуть вдохновение в его трудах.
Отношение Фрейда к сновидениям и его утверждение, что они имеют большое значение в жизни человека, было удивительно. Но это не означает, что он был прав на все сто процентов. Мысль о том, что сновидения представляют собой «безопасную» форму исполнения желаний, неоднократно подвергалась критике. Возможно, вы изумитесь, узнав, что среди числа этих критиков был и сам Фрейд. С годами он перестал быть ярым приверженцем этой идеи.
www.astromeridian.ru