Тема 2. Мой внутренний мир.Самопознание как структурный компонент самосознания человека. Самопознание внутренний мир человека


Урок по самопознанию " Внешняя привлекательность и внутренний мир человека"

План урока самопознания

Школа_№15 Дата______№_ Тема: Внешняя привлекательность и внутренний мир человека. Ценность: Внутренний мир Качества: самообладание, понимание, добро

Педагог_____________ Класс:_6 Кол-во уч-ся_______

Цель: углубить представление учащихся о взаимоотношении в коллективе, вызвать потребность совершать приятные сюрпризы.

Задачи: углубление и расширение представлений учащихся о зависимости внешней красоты от состояния внутреннего мира; развитие навыков критического анализа причинно-следственных связей на примере анализа связи личных качеств человека с его внешней привлекательностью; воспитание ценностного, толерантного отношения личности к окружающим независимо от пола, возраста, внешней привлекательности.

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Для формирования мировоззренческой установки о первичности внутренней красоты в восприятии красивого человека учитель предлагает ученикам порассуждать над смыслом изречения Михаила Пришвина:

Добро убеждает нас, только если его осветит красота.

М. Пришвин

• Поясните смысл изречения.

  1. Рассказывание истории (беседа).

Предлагаемый для чтения текст «О красоте лица» Омара Хайама и обсуждение ответов на вопросы после нею позволяет акцентировать внимание учеников на связи красоты внутренней и внешней.

О красоте лица

О. Хайам

Красивое лицо - это большое счастье для того, кому оно ниспослано, и для того, кому выпала радость им любо-иаться. Созерцание красивых лицом улучшает настроение-шодей и радует их так же, как и счастливое сочетание небесных светил.

... Все народы мира воспевают красоту лица. Многое из того, что создано Творцом, приятно взору человеческому, но красота всех этих творений никогда не сможет заменить красоту лица, ибо радость от созерцания никогда не сравнится с радостью, охватывающей людей при виде красивого челове¬ка. Если же этот высокий дар красоты пришел к человеку с добрым нравом, то человек этот дорог Творцу и мил людям.

Известны три качества, присущие красивому лицу:

- красивое лицо делает благополучным того, кто его созерцает;

- созерцание красивого лица доставляет человеку истинное наслаждение;

- вид красивого лица пробуждает в человеке великодушие и доблесть.

... Красивое лицо вызывает уважение к себе. Оно молодит старика, юношу превращает в малого ребенка, а ребенок с красивым лицом становится ангелом. Даже только находясь поблизости от красивого лица, человек ощущает прилив уверенности в себе, отступают его невзгоды.

Люди полагают, что получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса и легко находить крат¬чайший путь к истине.

1. Почему "созерцание красивых лиц улучшает настроение людей "?

2. Почему "получивший дар красоты обретает способность совершать чудеса"?

3. Что излучает красивое лицо человека?

4. О какой красоте идет речь, когда она помогает человеку понять истину?

5. Какая красота человека важней: внешняя или внутренняя?

Учебная информация

Подытоживая ответы учеников на вопросы беседы и при обсуждении прочитанного текста, учитель обращает их внимание на установочную информацию, представленную в рубрике учебника «Узнаем новое».

Следует обратить внимание учащихся на второе пред¬ложение, в котором заложена основная идея темы: взаимо¬связь внутренней и внешней красоты человека несомненна.

Красивое лицо и физическое здоровье, данные человеку от природы, создают его внешнюю привлекательность.

Добрый нрав, любовь в сердце, благородные помыслы передают неповторимое обаяние и красоту человека.

Каждый человек, совершенствуя свой внутренний мир, создает свою собственную красоту. Для этого человеку необходимо развить в себе умение видеть хорошее в окружающей действительности, способность понимать и принимать людей, стремление любить себя.

Чтение

Для дальнейшего развития темы урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием установочной учебной информации учитель предлагает учащимся про-читать отрывок из книги И. Ефремова, представленный в рубрике учебника «Читаем», и ответить на вопросы к не¬му. Важно обратить внимание учащихся на главные мысли данного отрывка: во-первых, красоту человека нельзя «от¬рывать от чувств человека», его внутреннего духовного мира; во-вторых, красота человека - это прямой показа¬тель его общего здоровья, уровня нравственного развития.

***

И.Ефремов По книге "Лезвие бритвы "

... За все тысячелетия существования изобразительного искусства не было ни единой научной попытки объяснить чувство красоты. Пропорции человеческого тела были тысячекратно измерены художниками. Нельзя не склонить голову перед титаническими усилиями понять красоту в Древней Индии, древней и новой Европе, Китае, Японии! Но нельзя и не видеть всей безрезультатности этих попыток, потому что объяснения искали вне человека. Теперь уже совершенно ясно, что ощущение красоты заложено в глубинах нашего существа. Если говорить о человеческой красоте, то никак нельзя отрывать ее от чувств человека (его внутреннего мира. - Прим. авт. учебника).

Каковы общие отправные точки нашего заключения: человек этот красив? Блестящая, гладкая кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, отличной жизнедея¬тельности. Красивая прямая осанка, распрямленные плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы - мы назы¬ваем ее гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела. Недаром актеров, киноактрис, танцов¬щиц, манекенщиц - всех, для кого важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или сидеть в подтянутой позе. Недаром военные выгодно отличаются от штатских своей подтянутостью, быстротой движений. Неспроста древние греки считали удачными изображения своих богов лишь в том случае, если ваятелю удавался энтазис - серьезное, внимательное, напряженное выражение - основной признак божества.

Итак, тугая пружина энергии, скрученная нелегкими условиями суровой жизни, в живом теле человека воспри¬нимается нами как прекрасное... Причем наше восприятие прекрасного в человеческом теле настроено на молодость. Значит, нужно постараться подольше оставаться молоды¬ми. Для этого у человека есть все возможности - правиль¬ный и строгий режим времени, тренировка, физические нагрузки, пищевой режим. Человеческий организм рас¬считан на большие нагрузки, он нуждается в них, потому что они являются залогом его красоты и здоровья.

1. Что такое человеческая красота?

2. Можно ли судить о человеке по его внешним данным?

3. Как стать красивым?

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

В целях развития творческого осмысления основных понятий урока учитель предлагает ученикам начать выполнение задания из учебника на уроке с последующим завершением его дома.

Составьте собственные правила такого образа жизни, который, по вашему мнению, поможет человеку стать внешне и внутренне привлекательным.

  1. Групповое пение.

Дорога добра

Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра,

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

  1. Домашнее задание.

Учaщимся предлагаетcя найти слова-прелагательные на каждую букву алфавита, которые могут послужить иx характеpиcтикой. Главная задача - oбнаpyжить кaк можнo больше слов на каждyю буквy aлфавита и оценить себя объективно. Затем ребята должны посчитaть, какиx cлов-характеристик большe - пoложительных . Например, артистичный, аккуратный, активный, безынициативный, воспитанный, вежливый, и т.д.

/По желанию yчащиеся могyт зачитать свои xарактериcтики и обсудить их

  1. Заключительная минута тишины.

Вы снова слышите лирическую музыку, закройте глаза. Мысленно расскажите своему друзьям о сегодняшнем уроке и попрощайтесь с ним до завтра.

Спасибо, урок окончен.

Лирическая музыка

infourok.ru

Самопознание: путешествие в глубины внутреннего мира

Самопознание: путешествие в глубины внутреннего мира Этот процесс воплощается очень рано, ещё в детстве, и достигает своего расцвета в годы юности, когда жажда познания велика, ум ненасытен, требует новых открытий и впечатлений, а душа рвётся к высоким целям и кажется, что можно объять необъятное.

Всё это именно так, но с грузом ответственности, который накладывает социальный статус, новые обязанности, да и просто ежедневный водоворот событий увлекает своей скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые ещё когда-то наполняли смыслом его жизнь. И сейчас, осознавая суетность существования, он оглядывается назад, видит себя в прошлом и понимает, что чего-то в его настоящей жизни недостаёт. Не оттого ли она стала казаться ему обыденной, такой предсказуемой.

Да, в ней есть стабильность: он добился признания своих заслуг, его ценят коллеги и уважают друзья, присутствуют стабильность в семье и опора в жизни. Однако это смутное чувство внутри не перестаёт нас волновать и то, что весь этот антураж, внешняя составляющая бытия, не исчерпывает то многообразие, которое жизнь может нам предложить.

Каким бы уникальным и красивым ни был опыт жизни в социуме, постоянно поощряющий нас служить своему эгрегору, тем не менее материальная составляющая жизни не могла бы существовать, если бы не было внутренней жизни, той, которая происходит внутри, проявляется работой сознания и ума. Она и есть самое важное в человеке, то, что скрыто от взглядов, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она источник вдохновения и творчества; то место, где живёт сознание и душа; отражение всего самого чистого, что есть в каждом человеке.

В моменты непонимания окружающими именно к этому источнику вы обратитесь, чтобы вновь обрести уверенность в себе. Это тот внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём кроется вход в несметное царство знаний и добродетелей. Нужно уметь им воспользоваться, найти к нему ключ. Внутренний мир человека огромен. То, что мы привычно зовём внутренним миром, — это всего лишь подступы к нему. Чтобы узнать целую Вселенную, скрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, называемому самопознанием.

Путь самопознания

Путь самопознания так близок, и вместе с тем необозримы его горизонты, что человек подчас не знает, с чего начать своё путешествие на пути к самому себе. Но нужно всего лишь начать, пробудить желание самоузнавания, внутреннего роста себя как личности, и одновременно появится страсть к самосовершенствованию. Они как близнецы: похожи друг на друга, развитие одного подразумевает включение в работу другого. Самопознание не может жить без самосовершенствования.

Самосовершенствование — стремление достичь Абсолюта, приближение к идеалу

Процесс самосовершенствования имманентен натуре человека в равной мере, как и самопознание. Стремление к идеалу — вот для чего мы живём. Возможно, это громко сказано, и всё-таки в каждом человеке есть жажда самореализации, мы не можем этого недооценивать. Вследствие наличия желания реализовать себя через различные аспекты жизнедеятельности, человек постоянно стремится улучшить свои знания и навыки. На этой дороге он также подвергает пересмотру и свои цели, в основе которых лежат ценности.

Изменение ценностных категорий ведёт к трансформации самой личности. Часто процесс перехода, нахождение себя, сопровождается и переменами во внешней жизни человека: меняются его окружение, друзья, место проживания, род занятий. Одно лишь остаётся неизменным — тяга к самосовершенствованию через самопознание.

Виды самопознания. Способы самопознания

Виды самопознания могут быть различными. Здесь всё зависит от позиции, с которой смотрит оценивающий. Главные виды представлены следующим образом:

аналитический — связан с работой ума, ментальный план;

творческий — сфера чувств, эфирный и астральный план;

духовный — сакральная сфера, каузальный, буддхиальный и атмический план.

Каждый из этих 3-х видов состоит из подтипов, проявляющих себя через определённую функцию.

Аналитическое самопознание личности

Этот вид самопознания происходит как с помощью самоанализа, так и самонаблюдения. При самонаблюдении могут использоваться письменный анализ в виде дневников, прохождение тестов, приём автоматического письма — он довольно редок, но даёт отличные результаты, предоставляя возможность поглубже заглянуть в вашу психику. Можно даже говорить о первых встречах с подсознательным.

Другой способ — это самоисповедь. Быть честным по отношению к самому себе не так-то просто, как это может показаться. Внутренние, неподдающиеся контролю страхи обычно сковывают человека, что делает самоисповедь практически невозможной. Для того чтобы перейти через барьер страхов, нужно, как всегда в таких ситуациях, просто начать действовать — начать рассказывать себе о самом себе.

дневник, самопознание

Рефлексия отличается от исповеди тем, что вы не отчитываетесь перед самим собой, а просто рефлексируете о том, что происходит, стараясь давать меньше оценок. Хотя роль оценки и велика в использовании этого вида самоанализа, всё-таки не стоит её преувеличивать, иначе роль судьи может привести вас к излишней самокритике, а это, в свою очередь, скажется негативно на вашей самооценке.

Творческое самопознание человека

Под творческим самопознанием понимают такие его виды, когда мы начинаем познавать себя через отношения с другими, во взаимодействии, в том числе и с использованием приёмов игры, театра, совместной деятельности и мероприятий.

Один из примеров — это участие в драматических постановках. Выбрав роль в пьесе, человек «примеряет» на себя характер и привычки персонажа, он забывает себя на момент игры, и в этом состоит решающий фактор. Перевоплощение помогает человеку избавиться от многих комплексов, так как через игру происходит проживание определённых ситуаций и состояний, которые в реальной жизни вызывают дискомфорт. В результате роль даёт возможность перенестись в другое, «нереальное» пространство и уже в нём решать психологическую проблему, причём максимально естественно. Ведь играя по всем правилам «игры», человек должен стать другим, т. е. он не работает со своим комплексом, вместо этого он его проживает через данного персонажа.

Этот приём благотворно отражается на психику, потому что страх и неприятие внутренних блоков отпадают сами собой, — здесь театр, и вы в нём актёр, изображающий конкретного героя. Получается, что кроме эффекта глубокого самопонимания, завершающего процесс перевоплощения, этот способ выполняет и психотерапевтический эффект, делает человека более раскрепощённым и позволяет ему принять себя.

В какой степени игра в сценической постановке способствует раскрытию себя, так и другие совместные виды деятельности, как пение в хоре, участие в ретритах, групповые занятия йогой дают возможность человеку посмотреть на себя со стороны, обогащают его опыт жизни в социуме, предоставляют богатый материал для анализа и сравнения.

ретрит

После такого рода занятий можно завершить день, воспользовавшись одним из приёмов аналитического самопознания, записав и проанализировав события в дневнике. Следует отметить, что любой вид познания себя, который бы вы ни выбрали, благоприятно сказывается на развитии ваших творческих способностей. Поэтому вы можете смело совмещать виды и способы, используемые вами для самопознания, ведь они позволят вашей индивидуальности раскрыться ещё больше, проникнуть в вашу истинную природу, помогут узнать, кем вы на самом деле являетесь.

Духовное самопознание

Духовное самопознание — это отдельный вид, стоящий чуть поодаль, так как он отличен по своим методам. Выбирая для себя духовную традицию в качестве примера и образца для практики, человек определяет весь свой дальнейший путь развития и самосовершенствования. Те законы и понятия, на которых построена практика, позволят человеку наилучшим образом понять себя, проникнуть в самые глубокие пласты сознания и изменить себя радикальным образом.

Так, остановив свой выбор на йогической традиции, вы с каждым занятием начнёте больше вникать в суть тех позиций, на которых построено учение. Изучение истории возникновения, чтение текстов, связанных с практикой, и шастр, комментирующих оригинальные древние труды, позволят вам найти ответы на давно интересовавшие вопросы не только внутреннего характера, касающиеся вас как личности, но и о всеобщем устройстве бытия.

Усовершенствование мыслительного процесса через понимание шастр

Информация из первоисточников достоверна. Она не подвергалась множеству видоизменений. Всё, что вы получаете, — это концентрированное знание, сохранившееся через века, и теперь ваша задача понять его, пропустить через себя, привыкнуть к стилю изложения и обязательно начать применять на практике через личный опыт — садху.

шастры, писание, учение, учитель

Теория, знания, полученные из книг и семинаров, должны быть подвергнуты испытанию через практику в реальной жизни, только тогда вы по-настоящему осознаете всю правду и ту ценность, которую они в себе хранят.

В духовном виде самопознания есть ещё две составляющих: шабда и садху. Шабда — это звук, но звук, приходящий от учителя, того, кому вы полностью доверяете по конкретной теме. Этот человек может указать вам на то, каким образом вы можете подняться на пути саморазвития, через выполнение каких практик, чтение каких текстов помогут именно вам достичь желанного результата и понять себя.

Гуру, направляющий личный поиск

Учитель, ваш шикша-гуру, или на более продвинутых ступенях — дикша-гуру — направляют вас и ваше сознание по пути познания истинной сути вещей с помощью изучения текстов писаний — шастр, а вы через свой личный опыт — садху — применяете и проверяете полученные знания в жизни. Ничего не существует отдельно, абстрагированно одно от другого — всё связано как в мире, так и внутри вас.

"Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей"

Конфуций.

Понятие самопознания

Внешний опыт и внутренняя жизнь взаимодействуют, их влияние друг на друга равноценно. Познавая себя, вы познаёте и всех других. Каждый человек станет для вас более понятным, вы найдёте логику в мироустройстве и порядке вещей. Тогда для вас наполнятся новым смыслом слова Гёте о том, что «человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир». Задумайтесь над этим. Внешнее и внутреннее едины. Вы часть мироздания, и одновременно вы и есть микрокосм.

Ценности в самопознании через практику йоги

Через духовные практики йоги и медитации человек приходит к познанию основных ценностей, к чему нужно стремиться и что исповедовать. Первая ступень йоги — яма — представляет свод ценностных правил, которым нужно следовать:

Ахимса — принцип ненасилия, также практикуемый через вегетарианскую систему питания;

Сатья – истинность и правдивость; Астея — неворовство; Брахмачарья — целомудрие и нераспущенность; Апариграха — непривязанность к мирским благам, отказ от накопительства.

Через практику 2-й ступени аштанга-йоги человек живёт по принципам ниямы, где должны соблюдаться:

Шаучья — принцип внутренней и внешней чистоты; Сантоша — практика скромности; Тапас — выполнение аскез на духовном пути; Свадхьяя — развитие мышления через чтение первоисточников;

Ишвара-пранидхана — Следование идеалу — высшему Разуму.

Так, имея сформированный список духовных жизненных ценностей, человек понимает, к чему стремиться и какими критериями правильности поступков ему нужно руководствоваться, идя по жизни.

Потребность в самопознании

Почему мы вообще задаёмся вопросом об истинности жизненного пути, смысле жизни, вечных ценностях? Как понять себя и других? Эти вопросы порождены потребностью в самопознании, а она присуща человеку, искателю, тому, кто не способен просто удовлетвориться одними материальными благами окружающего мира. Он постоянно в поиске, поэтому понятие смысла жизни выходит на первый план, потому что его невозможно обрести без понимания самого себя.

самопознание, путь йоги

Практика йоги и медитаций открывает путь к новым открытиям на дороге самопознания. В первую очередь эти занятия позволяют повысить ваш духовный уровень, так как изначально это были исключительно практики духовного постижения мира. С наступлением эры современности понимание этих дисциплин несколько видоизменилось, и на передний план вышел физический аспект, укрепление не только духа, но и тела.

Однако правильно понимая цели йоги и медитации как её составной части, можно продолжать практиковать йогические асаны, укрепляя здоровье и совершенствуясь духовно. Одно дополняет другое. Мир хоть и дуален, но две его части — физическую и духовную — можно гармонично воссоединить, пользуясь техниками йоги, воплощая в жизнь законы, предписываемые на первых 2-х ступенях восьмеричной системы.

Внутренний мир и самопознание

По сути сам смысл жизни не находится во вне. Он как раз внутри — во внутреннем мире человека. Как только мы в состоянии это осознать, жизнь и наше понимание её полностью меняются. Поэтому появляются монахи, которые продают свои феррари, и мы видим садху, расставшихся с прошлой жизнью, дабы полностью следовать духовным порывам, которые они в себе ощутили. Но тут не всё так просто.

Для таких людей следование по пути духовности — это не просто мимолетное, эмоционально окрашенное увлечение, это в первую очередь сознательное решение, продиктованное редкостными духовными потребностями. Их жизнь больше не определена законами современного общества, построенного на потреблении, они выбрали для себя маяком потребности внутреннего мира, и теперь вся их жизнь направляется изнутри. Они наблюдают за происходящим во внешнем мире, но теперь жизнь для них превратилась в медитацию, где сознание созерцает действия, но не участвует в них.

Результат самопознания. Процесс самопознания

В процессе самопознания любой человек становится до определённой степени садху, ведь он познаёт через личный опыт. Знания, почерпнутые из различных источников, применимы на практике, в результате приобретения нового опыта через духовное самосовершенствование человек выходит на более высокий уровень самоосознания. Он не только лучше понимает законы мира и взаимодействия с людьми, но сам всё больше ощущает себя частью этого мира, неразрывно связанным со всеми живыми существами и природой.

Недаром одна из целей метода медитации — это слияние с Абсолютом, растворение в нём. Человек понимает, что нет в жизни одиночества, всё взаимосвязано. Каждая часть мироздания зависит от целого, всё во всём. Процесс самопознания логически приводит к этому выводу. Вы можете понять это через логические умозаключения, дополненные духовными озарениями, полученными через опыт медитации.

Взято из открытых источников.

www.sunhome.ru

Разработка урока самопознания "Внешняя привлекательность внутренний мир человека"

Ход урока:

1.     Орг.момент. Приветствие. 

2.     Позитивный настрой. Концентрация  на  свете.

 

         Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

         Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

          Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать  всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света  и любви.

         Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

       Свет становится все интенсивнее  и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты.  Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

 

- что вы чувствовали во  время позитивного настроя?

- Удалось ли ощутить свет?

3.     Проверка  домашнего задания. 

Размышления О.Хайама  «О красоте лица»   (учебник,  страница 16)

1 Важно ли быть внешне привлекательным?

2 Можно ли судить о человеке по его внешним данным?

 

kopilkaurokov.ru

Урок по самопознанию "Внутренний мир человека" 7 класс

Качества: бескорыстная любовь, доброта, честность, справедливость, аккуратность

Цель урока: углубить представления учащихся о взаимосвязи понятий «красота внешняя» и «красота внутренняя».

Задачи:

углубление и расширение представлений учащихся зависимости внешней красоты от состояния внутреннего мира;

развитие навыков критического анализа причинно- следственных связей на примере анализа связи личных качеств человека с его внешней привлекательностью;

воспитание ценностного, толерантного отношения личности к окружающим независимо от пола, возраста, внешней привлекательности.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

1.Организационный момент. Позитивный настрой

Мысленная прогулка в лесу. (Замечание: если этот урок проводится на открытом воздухе, то воображаемую прогулку можно начать с какого-нибудь места в саду, а не из класса).

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

2.Проверка домашнего задания

О красоте души

1.Какие критерии красоты описывает автор? Как выглядит,

по вашему мнению, красивый человек?

2. Можно ли судить о человеке по его внешним данным?

3. Изменилось ли ваше отношение к внешней красоте после

знакомства с этим текстом? Каким оно стало?

4. Что нужно делать, чтобы тебя воспринимали красивым человеком?

Примечание

3.Позитивное высказывание (цитата)

Если ты способен видеть прекрасное,то только потому что,что носишь прекрасное внутри себя П.Коэльо

4.Рассказывание истории (беседа) ПЧЕЛЫ И МУХИ

Однажды мудрого старца спросили: — Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

Мудрец ответил:

— Я познал из опыта, что в этой жизни существуют две крайние категории людей.

Одна категория подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха спустится, сядет на нее и начнет копаться, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.

Если вы ее поймаете и спросите, где есть розы, то она не сможет вам ответить, потому что не знает, что это такое. «Я, — скажет она, — знаю, где есть помойки, туалеты, нечистоты животных и грязь".

Одна часть людей похожа на мух. Это люди, которые научились думать и искать злое, не зная и не желая никогда стоять в добре.

Другая категория людей похожа на пчел. Особенность пчелы — находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем, например, что в помещении, полном нечистот, кто-то поставил в углу лукум. Если принесем туда пчелу, она будет летать и нигде не сядет до тех пор, пока не найдет лукум, и только там остановится.

И если бы вы могли спросить пчелу, где есть помойки, то она не сможет вам ответить, потому что они ее не интересуют. Поэтому она их не замечает. Она сможет рассказать, где розы, а где фиалки; где мед, а где сахар.

Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят хорошее.

Люди грязные внутри замечают только грязь и всегда ее находят.

Вам выбирать, к какому типу относиться.

5.Творческая деятельность,групповая работа

Задание 4. Студентов одного из вузов Астаны спросили, что такое красота. При обобщении ответов, получилось, что молодые люди выделяют ряд отожествляемых с красотой понятий, которые приводятся в нижеследующем списке. Прочитайте его и дополните своими представлениями о красоте, которые развивают внутренний мир человека.

Улыбка мамы, зимнее утро, цветущие яблони, закат солнца, Байтерек, живопись Леонардо да Винчи, городской парк, набережная реки, интересная книга, общение с друзьями, читальный зал студенческой библиотеки, концерт симфонической музыки, набережная Иртыша, цвет вечернего неба, снегопад, бабочки, клумбы с розами в саду, задумчивые глаза, трава после дождя, играющие котята, вдохновенный труд, помощь людям.

Зад 5 Завершите предложения, а затем сравните свои ответы с исходными, которые предлагает учитель самопознания одной из казахстанских школ. Обоснуйте значимость данных утверждений и объясните, как человеку можно стать по-настоящему красивым.

1.Хорошо чувствовать себя, обладать хорошим здоровьем – значит

2.Иметь позитивное представление о самом себе – значит

3.Развивать уверенность в себе – значит

4.Уметь воплощать свои идеалы – значит

5.Уметь общаться с людьми – значит

6.Чувство юмора, доброжелательность, умение интересно вести беседу, эрудиция, находчивость – достоинства,

Ответы

  1. Хорошо чувствовать себя, обладать хорошим здоровьем – значит правильно развивать свой внутренний мир и духовную красоту.

  2. Иметь позитивное представление о самом себе – значит уважать своё человеческое достоинство и укреплять самооценку.

  3. Развивать уверенность в себе – значит уметь достойно проявлять себя и преобразовывать мир вокруг себя.
  4. Уметь воплощать свои идеалы – значит уметь совершенствоваться.
  5. Уметь общаться с людьми – значит уважать и понимать окружающих.

6.Чувство юмора, доброжелательность, умение интересно вести беседу, эрудиция, находчивость – достоинства, которые украшают человека

6.Групповое пение. Живет повсюду красота Музыка Юрия Антонова, слова Михаила Пляцковского.

Живёт повсюду красота: Живёт ни где-нибудь, а рядом, Всегда открыта нашим взглядам, Всегда доступна и чиста. Живёт повсюду красота: В любом цветке, в любой травинке И даже в маленькой росинке, Что дремлет в складочке листа. А-а-а... Живёт повсюду красота: Живёт в закатах и рассветах, В лугах, туманами одетых, В звезде, манящей как мечта. Живёт повсюду красота, Сердца нам радуя и грея, И всех нас делает добрееОна наверно неспроста. А-а-а... Ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла-ла, 

7.Домашнее задание Я люблю эту жизнь!

8.Заключительная минута урока

Пожалуйста, сядьте удобно,закройте глаза и вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все то, о чем мы говорили на уроке.А теперь откройте глаза, спасибо вам за урок.

multiurok.ru

Тема 2. Мой внутренний мир.Самопознание как структурный компонент самосознания человека.

Сознание и самосознание и нравственное совершенствование. Обычно в специальных словарях сознание трактуется как «высший, свойственный только человеку, уровень развития психики», но такое определение не отражает всего многообразия и специфики данного понятия. Имеются и более сложные, трудные для запоминания определения, в которых, тем не менее, предпринимаются попытки выделить наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Суммируя все сказанное выше об определении понятия «сознание», можно констатировать следующее:

-сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности, многим животным это не доступно, другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная (т. е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению по типу «Я- не Я»;

-человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;

-люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели;

-мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.

Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я- не Я», в центре его находится Я, которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Каждый из нас знает, что такое собственное Я, но дать этому научное определение также трудно. Если выразиться достаточно просто, то Я — это личность, рассматриваемая изнутри, способность человека выделять себя из окружения и выступать в качестве субъекта (инициатора) собственной деятельности и поведения.

Таким образом, быть человеком — значит иметь сознание, т. е. обладать умением выделять себя из окружающего внешнего мира, формировать определенное отношение к этому миру, взаимодействовать с ним, вносить в него целенаправленные изменения. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить Я, образуется система «Я-Я», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, имея сознание, неизбежно имеет и самосознание, т.е. способность к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегулированию.

Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня нравственного развития каждого человека. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, интериоризируя их через осознание, чувства и переживания, личность осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества. Неповторимость личности кроется в её динамике и своеобразии комбинаций, которые создают различия между людьми, делают их непохожими друг на друга. Она не будет самореализовываться и чувствовать себя счастливой, если что-то нарушено в её сфере. Она изучается в саморегуляции, раскрытии психологических механизмов, компонентами в структуре личности в зависимости от позиций авторов и их методологической ориентации.

Социальная среда - подлинный источник развития, ибо в ней содержатся все материальные и духовные ценности, где воплощены способности человеческого рода, которыми индивид может овладеть в процессе развития. В этом проявляются две формулы: а) внешние причины действуют через посредство внутренних условий; б) внутренние - действуют через внешнюю и этим самым себя изменяют.

Нравственное совершенствование – это следование идеалу, выполнение человеческого назначения, призвания. Совершенствоваться для того, чтобы в полной мере вкусить радость бытия,- путь ложный. Счастье может быть только следствием осуществления высшего смысла жизни, когда оно (счастье) не является самоцелью. Стремление к счастью как к высшей цели может дать удовольствия, наслаждения, но не ту радость, которой сопровождается счастье. Философия наслаждения приходит неизбежно к пессимистическому выводу, ибо потеря высшего смысла существования означает в конечном счете потерю самого себя. Оно надстраивается над воспитанием и преодолевает его ограниченность, ибо человек здесь стремится создавать самого себя посредством собственных усилий и деятельности. Но если этого не происходит, то возникают особые предпосылки для возникновения аморальных норм поведения.

Структура самосознания. Уникальность внутреннего мира человека.

Человеческое Я едино и неделимо, оно тождественно самому себе. Неслучайно, вспоминая о себе в детстве, мы воспринимаем все события как свои, а не как чужие, хотя прекрасно отдаем себе отчет в том, что Я сегодня — это нечто иное, чем 10—15 — 40 лет назад. Такое единство обеспечивается нашей памятью, которая «цементирует» личность во времени. Если оно нарушается, имеет место тяжелейшее заболевание, которое называется раздвоением, иногда растроением личности. В таких ситуациях человек проживает как бы несколько жизней, одно время он — такой, обладает, например, уравновешенным и спокойным характером, в другое — совсем иной. Известны случаи, когда раздвоение происходит быстро, в течение нескольких часов или даже минут, причем существующая в данный момент личность не подозревает о другой личности, которая функционировала совсем недавно. У здорового нормального человека такого разотождествления не бывает.

Как видно из всего сказанного ранее, вычленение себя для себя в качестве объекта самопознания предполагает множественность Я, которое, к счастью, не предполагает разотождествления и утраты единства. По крайней мере, в структуре Я можно выделить Я как субъект, как инициативное деятельностное начало и Я как объект, другими словами, Я- познающее и Я-познаваемое. На самом деле таких Я в рамках единого, неделимого, тождественного самому себе Я-множество. На этот факт указывают не только ученые, но и писатели, поэты. Приведем отрывок из стихотворения известного поэта А. Вознесенского, хорошо иллюстрирующий названный нами факт:

Я ‑ семья,

во мне, как в спектре, живут семь «я»

невыносимых, как семь зверей, а самый

синий свистит в свирель! А весной мне

снится,

что я

- восьмой...

Действительно, можно говорить о «Я - реальном», «Я - идеальном», «Я - фантастическом», «Я - в прошлом», «Я - в будущем» и др. Но все эти Я суть части нашей целостности, и в то же время каждое из них может занимать роль как познающего (субъекта), так и познаваемого (объекта).

Отсюда понятно, что если есть Я как субъект и Я как объект, то должно быть нечто, что характеризует меру взаимодействия между ними. Такой мерой являются самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе, с одной стороны, и саморегулирование и самоконтроль, с другой.

Центральным звеном в структуре самосознания выступает Я как субъект, которое играет роль под влиянием различных причин (мотивов) активного деятельного начала. Эту функцию оно выполняет, используя самопознание, которое тесно переплетается с эмоционально-ценностным отношением. Результатом самопознания является прояснение образа Я, а иногда и конструирование нового образа Я, к которому, например, стремится личность. Этот образ Я возникает не сразу, первоначально проясняются отдельные аспекты Я, черты личности, особенности поведения, т.е. формируются представления о себе. Только в ходе систематического самопознания эти отдельные представления складываются в целостный образ.

Важную роль при этом играет деятельность самооценивания, сравнения себя с другими людьми или некоторым идеальным образом. В зависимости от выбранных нормативов (шкалы) самооценка бывает высокой, средней, низкой, адекватной (соответствующей действительности), неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. Когда образ Я получает рациональное объяснение, обоснование, устойчивость, он перерастает в психологическое образование, которое называется Я-концепцией. Сформировавшаяся Я-концепция оказывает влияние на все сферы жизни и деятельности человека, определяет его намерения, планы, притязания, т. е., включаясь в деятельность Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Сопоставление своей деятельности в ходе саморегулирования с некоторыми нормативами и образцами дает возможность вносить в жизнь необходимые коррективы, делает поведение более адаптивным. Самоконтроль необходим и в самом процессе самопознания и опирается на данные самооценки, оценки нас другими людьми.

Приведенные пояснения позволяют сформулировать следующее определение самосознания. Самосознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я-концепции), в свою очередь, образ Я, включаясь в структуру Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля.

Российский психолог В. В.Столин предложил рассматривать человека на трех уровнях его организации: биологического индивида, социального индивида, личности. Поэтому и самосознание на этих уровнях будет выглядеть следующим образом.

На уровне биологического индивида (организма) самосознание дает возможность выделить свое физическое Я из окружающего мира, выстроить образ своего тела. На уровне социального индивида самосознание характеризует: принятие точки зрения другого на себя (что обо мне думают и говорят другие), идентификацию с родителями, усвоение стандартов выполнения действий, формирование самооценок, формирование половой, позже профессиональной идентичности, становление самоконтроля. На уровне личности самосознание характеризуется выявлением своей социальной ценности и смысла существования, формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и настоящем.

В контексте данной дисциплины внутренний (субъективный) мир человека— это психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.

Во внутреннем мире формируются представления и мысленные образы, среди которых за счёт самосознания может быть и образ самого внутреннего мира. Внутренний мир человека можно считать словесной метафорой, определяющей виртуальную реальность, моделируемую электрохимическими процессами взаимодействия нейронов.

В современном словоупотреблении душа — синоним внутреннего мира, хотя это не совсем точно. Внутренний мир может расширяться за счет знаний и кругозора, но душа при этом может и не развиваться. Тем более ум и дух — не синоним внутреннего мира. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым.

Уникальный облик и неповторимый внутренний мир человека складывается из множества составляющих: наследственности, особенностей внутриутробного развития, типа нервной системы и сформированного характера, природных способностей и выбранных интересов, жизненного опыта и влияния окружающих, заявленных ценностей и убеждений, глубинных (самим человеком не осознаваемых) установок и а также многого другого.

Может также обозначать состояние внутреннего покоя и умиротворённости, или даже внутренние органы человека.

Различные подходы ученых к «Я» - концепции.

Понятно, что человек может выделять в себе разные аспекты Я: физическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное — и в отношении каждого аспекта выстраивать свое представление о нем, формировать частные Я-концепции. Кроме того, все эти аспекты в рамках Реального, Идеального, Зеркального Я могут еще рассматриваться и во временном отношении.

Попытаемся теперь описать некоторые общие психологические особенности, которые расширяют наши представления о Я-концепции человека. К ним можно отнести следующие:

Полнота — фрагментарность Я-концепции — определяется тем, насколько полно и обстоятельно человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны.

Глубина — поверхностность знаний о себе — способность познать себя не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о тебе другие и что сначала с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание себя, наоборот, характеризуется отрывочностью, несистематичностью и только тех качеств, которые доступны быстрому осознанию. Глубокое познание себя — это стремление к постоянному расширению.

Гармоничность — конфликтность Я-концепции определяется тем, насколько различные части личности, даже противоречивые, «уживаются» друг с другом, составляя целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной Я-концепцией мы имеем дело тогда, когда человек принимает какие-то определенные качества и отвергает другие или когда он одним и тем же в себе свойством и качеством и удовлетворен, и не удовлетворен одновременно, когда возникают коллизии между «Хочу», «Могу» и «Надо». Об этих проблемах мы поговорим несколько позже.

Адекватность — неадекватность представлений о себе — еще одна важная характеристика. Суть ее понятна. Человек может создать такой образ самого себя и поверить в него, какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с реальностью; причины этого конфликта, как правило, приписываются другим. Адекватная же Я -концепция — залог более успешного приспособления к миру, к другим людям.

Устойчивость — динамичность Я-концепции может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, это временной аспект. Он характеризуется тем, насколько человек способен сохранять устойчивое представление о себе в течение определенного промежутка времени. Во-вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в случае необходимости.

Принятие — непринятие себя — когда люди, которые обладают низким самоуважением, считают себя значительно хуже других, в результате у них формируется низкий уровень самопринятия. Низкое самопринятие приводит либо к борьбе с собой, либо к смирению и апатии, а иногда и к мыслям о самоубийстве. Считается, что для полноценной жизни человек должен обладать высоким самопринятием даже тех качеств, которые с точки зрения других не являются положительными.

Мы привели здесь лишь некоторые важные характеристики Я-концепции, которые позволяют более содержательно понять ее своеобразие и специфику, придать самопознанию определенную направленность, задают систему координат для более глубокого самоанализа.

На формирование Я-концепции личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы).

Отсюда вариантов поведения может быть значительное число, все зависит от сочетания и взаимодействия приведенных факторов. Могут быть низкими самооценка и притязательность, а конкретный уровень притязаний высоким, а может и наоборот — личность высоко оценивает себя, имея высокую притязательность, а вот конкретный уровень притязаний будет на уровне среднего или низким.

Подлинные ценности, нравственные идеалы, цель и смысл жизни человека.

О подлинных ценностях жизни говорили во все времена, но вкладывали в это понятие самые различные, а порой прямо противоположные смыслы.

Подлинные ценности и его душевные качества определяют отношение человека к окружающему миру и самому себе.

Нравственный идеал человека есть главный первоисточник мотивации поступков человека, формирования его жизненных вкусов и устремлений.

Нравственный идеал есть источник правильных понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, уважения к старшим и Отчизне. И, наконец, именно нравственный идеал есть ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является, основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы. В воспитательной системе – педагоги обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал.

Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, нет людей абсолютно совершенных.

Обобщая все сказанное, делаем вывод: в основе формирования духовно- нравственной личности лежит идеал не просто гуманного человека, а образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

–любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;

–патриотизма и гражданского долга;

–человеческого достоинства и профессионализма;

–семейных традиций и социальных отношений и пр.

Задача каждого преподавателя и воспитателя дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.

Любовь как гармония Истины, Добра и Красоты.

Любовь - не просто психическое состояние, но, прежде всего, нравственное. Любовь - состояние максимальной бытийности, которое и есть бытие в истине. Всякий новый разговор о любви не излишен, ибо нельзя сказать, что ей оказывается избыточное внимание. Тема эта требует особого вдохновения и настроя. Она трудна, необходима и бесполезна, если не встречает соответствующего настроя слушателя. Ясно, что любовь в наименьшей мере подвержена рациональному анализу. Поскольку рацио в нашем мире далеко не всегда служит добру, постольку мы обязаны обратить его на службу добру.

Человек - есть симбиоз личности и тела, поэтому существует притяжение и личностей, и тел. Но в любви это не всегда различается, хотя любовь так же синтетична, как и сам человек. Однако есть причина, заставляющая нас такое различие делать: человек - существо духовное. Условно различают два вида любви - телесную и духовную. Телесная любовь жертвенна, духовная - нравственна. Именно вторая невозможна без сознания. Что касается телесной, она присутствует во всех видах жизни. Она нам необходима, в ней надежность жизни. Это о ней мы сетуем, говоря о безответности, неравенстве, ревности, счастье любимого и несчастье любящего. Но о ней ли речь идет в призыве "возлюби ближнего"? Ведь к любви телесной призыв бесполезен.

Обращение к сознанию человека - есть обращение к духу. Духовная любовь - это любовь истины и тайны личности. Одухотворенность дает ощущение запредельного существования, которое в любви приоткрывает себя. Любовь телесная связана с желаниями физическими и психическими. Любовь духовная - с духовной жаждой, она не частое явление в человеке. Никто не знает, как она появляется, но разгорается в лучах света истины духовного наставника.

Бывает красота внешняя и внутренняя, а согласованность этого – гармония. „Гармония - есть источник всякой прелести и красоты. А назначение и цель гармонии – упорядочить части, вообще говоря, различные по своей природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывая всю природу вещей. Ибо все, что производит природа, все это соразмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею, было вполне совершенным. Этого никак не достичь без гармонии, ибо без нее все распадается высшее согласие частей” (Леон – Батиста Алберти).

Нас всегда приятно поражают и восхищают красивые поступки: благородство души, проявление милосердия, любви, терпения, храбрости, смирения и т.д. – это проявления внутренние. Соединяя эти качества вместе, пропуская их через себя, мы чувствуем гармонию в себе и наблюдаем ее в других объектах. Но, внимательно наблюдая, мы видим разное окружение.

Чем гармоничнее развит человек, тем большее у него стремление к Прекрасному. Тем большее у него стремление к объектам, которые бы пробуждали в нем высокие и благородные чувства. Он становится терпимее к другим, старается никому не причинять беспокойства, занимается самосовершенствованием.

Литература

См. п.1.7 №№: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 22, 23, 31, 33, 36, 37, 40, 41, 42.

studfiles.net

Самопознание и развитие личности Внутренний мир человека

Самопознание и развитие личности

Внутренний мир человека Дж. Локк – человек познаёт себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. И. Кант – придавал пониманию «я» ценностно -личностное измерение. Впервые разделяет понятия сознания и самопознания. Г. Гегель – рассматривал самосознание в развитии, выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.

Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем.

Этапы самопознания: I. Самоузнавание - различения себя и внешнего мира; II. Начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я» ; III. Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.

Критерии самооценки: Øважную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Øнекоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Øсамооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам.

Этапы развития самосознания: I. Различение ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри, выделение границ своего тела. II. Формирование способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему формируется восприятие себя как активного субъекта. Периоды развития самооценки: взрослые друзья Яконцепци я Собственное мнение

Я концепция Совокупность всех представлений о различных сторонах своей личности и организма, состоящая из многочисленных образов-Я. По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д. По содержанию можно выделить образы: Яфизическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я -социальное. По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д. Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми.

Центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности Øосознание временной протяженности собственного существования; Øидентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе; Øопределение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности. (пол, национальность, социальный строй и т. д. )

Подростковая идентичность На данный момент выделяют три измерения подростковой идентичности: I. Описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п. ). II. Описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный). III. Характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).

Варианты обретения идентичности у подростков I. Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора. II. Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих. III. Отложенная —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее. IV. Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно.

Домашнее задание: Параграф 27; ответ на вопросы после параграфа.

present5.com

Поурочное планирование по самопознанию на тему"Внешняя привлекательность и внутренний мир человека" (7 класс)

План урока «Самопознание»

Школа: Маяковская СШ

Дата:17.09.2016г

№ 3

Тема: Внешняя привлекательность и внутренний мир человека

Ценность: бескорыстная любовь

Качества: аккуратность, честность,справедливость

Педагог: Щитенко Т.В

Класс: 7

Кол-во уч-ся:1

Цель: углубить понятие учащихся о ценности любовь как основе красоты души.

Задачи: раскрытие значения понятия «внешняя красота» и «внутренний мир человека»

- формировать понимание значимости качеств доброжелательности, честности, милосердия, бескорыстной любви, спокойствия и терпения.

- развитие умения проявлять честность, порядочность, справедливость, ответственность в мыслях, словах и поступках.

- воспитывать стремление соблюдать нравственные нормы в мыслях, словах, поступках, обогащать и развивать свой внутренний мир.

Ресурсы:(материалы, источники)

Карточки с заданиями, минусовка песни «Об истиной красоте»

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.  Концентрация на свете.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

- что вы чувствовали во время позитивного настроя?

- Удалось ли ощутить свет?

- Удалось ли послать свет родным и близким?

- Удалось ли послать свет людям, с которыми у вас временное недопонимание, конфликты?

2.Проверка домашнего задания. Размышления О.Хайама «О красоте лица» (учебник, страница 16)

Примечания

3.Позитивное высказывание (цитата).

Добро убеждает нас, только если его осветит красота

М. Пришвин

Как вы понимаете это высказывание?

4.Рассказывание истории (беседа).

 Подарок.

– Сегодня на уроке мне бы хотелось рассказать одну историю.

В одном доме жили две девочки-подружки – Алена и Даша. Алена считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.

Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

– Вам помочь?

– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.

Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее ее», – подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:

– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, – ответил дедушка.

 

Вопросы для беседы.

- Как вы считаете, которую из двух девочек  можно считать красивой? Почему?

- О какой красоте говорил дедушка?

- А где живет эта красота?

- Обратите внимание на цитату нашего урока. (Хором повторить).

- Какого человека, по-вашему, можно назвать по-настоящему красивым?

- С кем приятнее находиться рядом: с внешне красивым, но равнодушным человеком, или внешне неприметным, но добрым, чутким, заботливым? Приведите примеры из жизни.

Обсуждения детей.

Показ ролика «Одна смерть спасла миллионы жизней»

Обсуждение.

- красивая ли душа у этой девочки?

- какие качества этой маленькой девочки показывают на «красоту души»?

Где живет красота Рейчл? (В её душе, и в сердцах людей)

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

1 задание Сочинить стихотворение по двум строчкам.

Что такое красота

______________________________

У каждого она своя

2 задание.

Составить портрет(модель красивого человека)

3 задание

Выделить качества, характеризующего человека с красивой душой

  1. Групповое пение.

«Об истиной красоте»

1. Красоту не увидишь снаружи

Красота изнутри бъет ключом.

Марафет наводите на души,

Тут одежда и грим ни при чем.

Марафет наводите на души,

Тут одежда и грим ни при чем.

2. Ведь людей по одежке встречают

По нутру провожают всегда.

Роли внешность совсем не играет,

Если есть у души красота.

Роли внешность совсем не играет,

Если есть у души красота.

3. И любовью людей согревая

Красоту излучают сердца.

Лишь была бы душа не кривая,

При любом устроенье лица.

Лишь была бы душа не кривая,

При любом устроенье лица.

4. Гримирую лицо на продажу

Красотою поддельной маня.

Совершаем привычную кражу

И других обокрав, и себя.

Совершаем привычную кражу

И других обокрав и себя.

5. Кошельки на местах без изъяна

Но скудеет все больше душа.

У неё опустели карманы

За душой у неё ни гроша.

У неё опустели карманы

За душой у неё ни гроша.

6. Ну от тела в отличие, братцы

Не стареет душа никогда.

Она может из грязи подняться

И воскреснет её красота.

Она может из гроба подняться

И воскреснет её красота

7. Красоту не ищите снаружи,

Красота изнутри бьет ключом.

Не тела украшайте, а души

Постигая душой, что - почем.

Не тела украшайте, а души,

Постигая душой, что- почем.

  1. Домашнее задание.

Написать эссе на тему « Рассказ о красивом человеке».

"Что есть красота души?"

  1. Заключительная минута тишины.

Музыкальная композиция “Хрустальная грусть”.

Учитель предлагает учащимся сесть на свои места и закрыть глаза. Под тихую, красивую мелодию детям предлагается вспомнить все то, о чем говорилось на уроке и сохранить все хорошее в своем сердце

infourok.ru