План работы по формированию потребности в самопознании и саморазвитии. Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности план


План воспитательной работы в 8 классе.

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №18»

Бекітемін:

Утверждаю:

Келесемін:

Согласовано:

Қаралды:

Расмотрено

Директор школы

____________________

« »__________20____

Зам. Директора по ВР

« »__________20__

На заседании МО

Протокол №____

« »__________20____

«8 Б» сыныбының

тәрбие жұмысының жоспары

2013-2014 оқу жылы

ПЛАН

воспитательной работы «8 Б» класса

на 2013-2014 учебный год

Сынып жетекшісі

Классный руководитель: Курилко Татьяна Анатольевна

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

на 2013-2014 учебный год

Цель воспитания – создание оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности школьника как гражданина и патриота Республики Казахстан, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Задачи воспитания:

  • Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям.

  • Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.

  • Создание условий для освоения детьми мировой и национальной культуры через овладение государственным и другими языками, изучение и принятие традиций и культуры своего и других народов Казахстана.

  • Максимальное развитие в условиях организаций образования познавательных интересов детей, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.

  • Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее задач, можно выделить следующие направления воспитательной деятельности:

  • Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять противоправным проявлениям в детской и молодежной среде.

  • Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества.

  • Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. На первый план выступает ориентация детей и молодежи на общечеловеческие и национальные ценности, созданные на основе мировой и национальной культуры, народных традиций и потребностей всего казахстанского общества.

  • Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности. Самопознание призвано помочь молодому человеку в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей. Самопознание является необходимым условием саморазвития, самоактуализации личности, реализации её способностей и потенциальных возможностей. В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту и самосовершенствованию, обретая, таким образом, ощущение полноты, радости жизни, осознание её смысла.

  • Формирование социально-значимых и индивидуальных качеств, свойств личности (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость) предполагает развитие в системе социальных отношений собственного стиля поведения, творчество и самостоятельность, умение быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, наличие активной жизненной позиции.

  • Формирование коммуникативной культуры определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы и помогает организации общения, установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения своей индивидуальности в творческой деятельности.

  • Экологическое воспитание предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. Основой экологического воспитания является, прежде всего: охрана окружающей среды и здоровья населения, обеспечение информированности населения об экологической ситуации в стране.

  • Эстетическое воспитание предполагает формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение к прекрасному, через художественную культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе развития.

  • Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни ставит своей целью формирование здорового образа жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость и необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В его составляющие входит профилактическое образование. Формирование здорового образа жизни должно осуществляться как в процессе просветительской работы, дающей представление о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека, так и путем непосредственного привлечения воспитанников к занятиям различными видами спорта.

  • Трудовое и экономическое воспитание предполагает формирование у детей, подростков и молодежи умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умение работать в коллективе, команде; умения человека самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя их подлинный эффект, т.е. созидать новое производство и общество.

  • Профессионально-творческое воспитание предполагает формирование профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей (специальной, профильной, коммуникативной, социальной, интеллектуальной, информационной, персональной) и других ее подвидов, приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества, приверженности нормам профессиональной этики.

  • Развитие интеллектуальной культуры предполагает развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности.

План воспитательной работы классного руководителя.

Цель:

создание условий для адаптации учащихся в среднем звене школы, для развития нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности.

Задачи:

  • развивать мотивацию к учебной деятельности;

  • осуществить психолого-педагогическое диагностирование с целью выявления основных направлений и форм работы воспитательной деятельности в классе;

  • организовать творческую деятельность учащихся, способствующую самопознанию и саморегуляции в учебной и внеклассной деятельности;

  • содействовать включению учащихся во внеклассную деятельность школы и организаций окружающего социума;

  • развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс в классе.

Ожидаемый результат на конец учебного года:

УЧЕНИК 8 класса

  • мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению её результатов

  • способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;

  • проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;

  • стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями класса.

Циклограмма работы классного руководителя.

Ежедневно: 

1. Выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно: 

  1. Проверка дневников учащихся.

  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).

  3. Работа с родителями (по ситуации).

  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

  5. Встреча с родительским активом

Каждый месяц:

  1. Обобщение результатов успеваемости, ознакомление родителей с оценками за месяц

  2. Посещение уроков в своём классе.

Один раз в четверть: 

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Проведение родительского собрания.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы

на новую четверть.

4. Экскурсия, поездка. 

Один раз в год: 

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные класса (1 сентября)

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. Список учителей-предметников, работающих в классе

Предмет

Фамилия, имя, отчество

география

Петрова Екатерина Александровна

биология

Твардовская Наталья Васильевна

математика

Дронова Татьяна Владимировна

Русский язык/литература

Дорофейчик Айгуль Абулхасановна

Физическая культура

Омарова Айнаш Сейсенбаевна

Технология

Нукенов Кайрат Аманжолович

Иностранный язык

Курилко Татьяна Анатольевна

информатика

Иванникова Марина Валерьевна

  1. Расписание занятий класса

№ урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1

2

3

4

5

6

Доп.

Занятия

  1. Расписание по личной учебной нагрузке

№ урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1

2

3

4

5

6

Доп.

занятия

Сведения о занятости учащихся во внеурочное время

Фамилия, имя

Кружки, секции

Дни занятости

Поручения в классе

1 полугодие

2 полугодие

1 пол.

2 пол.

1 полугодие

2 полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

КАРТА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

На начало 2013-2014 уч года

Критерии воспитанности

Уровень воспитанности

высокий

средний

низкий

1

Отношение к окружающим людям

3

18

5

2

Отношение к труду

8

16

2

3

Отношение к учебной деятельности и научным занятиям

4

14

8

4

Отношение к своему Отечеству, гражданским правам и обязанностям

20

6

0

5

Отношение к окружающей природе

13

11

2

6

Отношение к прекрасному, к искусству и культуре,

к эстетическим ценностям

6

9

14

7

Отношение к самому себе

22

4

0

На конец 2013-2014 уч года

Критерии воспитанности

Уровень воспитанности

высокий

средний

низкий

1

Отношение к окружающим людям

2

Отношение к труду

3

Отношение к учебной деятельности и научным занятиям

4

Отношение к своему Отечеству, гражданским правам и обязанностям

5

Отношение к окружающей природе

6

Отношение к прекрасному, к искусству и культуре,

к эстетическим ценностям

7

Отношение к самому себе

Сентябрь

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Социометрическое анкетирование

Диагностика личностной самооценки, уровня мотивации

Профессионально -творческое воспитание

Интеллектуальная игра «Самый умный»

Интеллектуальная игра-путешествие

«Тайны подводного мира»

Интеллектуальная игра-викторина «Цифры в сказках»

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Духовно-нравственное

Акция «Дети-детям»

Праздник

«Здравствуй школа!»

Акция «Дорога в школу»

Фестиваль Дружбы народов Казахстана

Эстетическое воспитание

Месячник по ПДД

Составление маршрутного листа «Моя дорога в школу»

«Права и обязанности школьника»

Выступление агитбригады «Зоркий светофор»

“Час общения «Мы и дорога»

Экскурсия на разрез «Богатырь»

Час общения

«Умей сказать – нет!»

Экскурсия в библиотеку

Формирование ЗОЖ

Месячник по профилактике гриппа, гепатита

«Береги свое сердце», декадник профилактики заболеваний сердца.

День Здоровья

Встреча с медсестрой. Беседа «О профилактике сердечных заболеваний»

Семейное воспитание

Организационное родительское собрание

Консультация «Как помочь ребенку учиться?»

Формивание индивидуальных качеств

Предвыборная компания

Выборы актива класса

Планирование деятельности

Отрядный сбор. «Подтвердим слова делами»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

«Стратегия Казахстан-2050»: один народ - одна страна - одна судьба»

Шефство над ветеранами «Забота»

Формирование коммуникативной культуры

Пятиминутка «Рука в руке»

Экологическое воспитание

Беседа «Земля наш общий дом»

Трудовое и экономическое воспитание

Уборка территории

Пятиминутка «Я экономист»

Игра «Деловая ферма»

Развитие интеллектуальной культуры

Игра «Самый умный»

Игра «Минута на победу»

Октябрь

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Диагностика развития психических процессов

Диагностика эмоционально-нравственного развития

Диагностика уровня межличностной тревожности

Профессионально -творческое воспитание

Конкурс знатоков русского языка

Брейн-ринг

«По страницам истории города»

Духовно-нравственное

«Голубой огонек». Встреча поколений

Праздничная программа «Станем вместе в дружный круг»

Эстетическое воспитание

Классный час «Мастерская хороших манер»

«Прекрасно там, где бывает милосердие»

Осенний бал

«Есть в осени первоначальной»

Конкурс поделок из природного материала

«И нет фантазии предела»

Формирование ЗОЖ

Устный журнал «Береги своё сердце»

Классный час «вредные привычки

«Вредные вещества» Месячник по активизации пропаганды мероприятий, по профилактике табакокурения, алкоголя, наркомании

Семейное воспитание

Школа родителей

«Какой я родитель?»

Консультация для родителей «Особенности эмоциональной сферы детей»

Родительское собрание

«Как уберечь ребенка от насилия»

Формивание индивидуальных качеств

Выпуск стенгазеты

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

Участие в Дне пожилых людей.

Формирование коммуникативной культуры

Практикум

«Готовимся к празднику»

Экологическое воспитание

Игра-путешествие

«Экологические заморочки»

Трудовое и экономическое воспитание

Учеба актива «Как распределять работу в классе во время трудовой деятельности»

Виртуальная экскурсия на предприятие

Развитие интеллектуальной культуры

Интеллектуально-познавательная игра

«Умники и умницы»

Ноябрь

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Профессионально -творческое воспитание

Разработка проекта «Детское сказочное творчество»

Игра «Поле чудес»

Духовно-нравственное

Семейный праздник

«Мы счастливы, потому что мы – вместе!»

Эстетическое воспитание

Конкурс стихотворений «Осенний калейдоскоп»

«Мир моих увлечений»

Развлекательная программа «Осенняя палитра»

Формирование ЗОЖ

Выпуск стенгазеты

«Как защитить от гриппа себя и других»

Месячник по профилактике респираторных вирусных инфекций, гриппа и пневмококковой инфекции

«Как укреплять иммунитет»

Курить или жить?

«Веселая скакалочка»

Суд над табаком

Семейное воспитание

Консультация для родителей

«Как воспитывать самостоятельность»

Школа родителей

«Как избежать конфликтов в семье»

Консультация «Как помочь школьнику формировать свой имидж?»

Формивание индивидуальных качеств

Выпуск стенгазеты.

Сбор – огонек

«Итоги I четверти»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

«Почему подросток совершает преступление?»

Час общения

«Я пишу письмо о своей Родине»

Формирование коммуникативной культуры

Лекция «В мире людей»

Экологическое воспитание

Трудовое и экономическое воспитание

Практикум

«Как контролировать трудовую деятельность?»

Игра-путешествие «В мире профессий»

Развитие интеллектуальной культуры

Интеллектуальная игра «Звездный час»

Интеллектуальная игра «Загадочная страна – океан»

Декабрь

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Повышение учебной мотивации – игра «О счастливчик»

Диагностика уровня тревожности

Профессионально -творческое воспитание

Викторина

«Павлодарская область»

Час общения

«Кем я хочу стать?»

Интеллектуальная игра-путешествие

«Где живет Дед Мороз?»

Духовно-нравственное

Классный час

«Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц»

Акция

«Подари подарок незнакомцу»

Эстетическое воспитание

Встреча поколений «Пусть песни расскажут, какими мы были»

«Театр-это…»

Конкурс чтецов

«Пою тебя, моя Отчизна»

Формирование ЗОЖ

Семейное воспитание

Викторина

«В мире спорта» Главная привычка - быть здоровым

Совместный праздник детей и родителей

«Под крышей дома твоего»

«Не сломай свою судьбу»

Месячник по активизации пропаганды мер профилактики СПИДа

Формивание индивидуальных качеств

Конкурс эссе

«Книги моего детства»

Родительское собрание « Об этике, эстетике и культуре поведения в семье»

Консультация для родителей

«Воспитание толерантной личности»

Выпуск стенгазеты

Учеба актива

«Как строить общение: Приказывать? Разъяснять? Уговаривать?»

Сбор отряда «По страницам первого полугодия»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

Классный час, посвященный

празднованию Дня героев

Отечества.

«Недостатки человека и их влияние на его судьбу»

«Мой Казахстан»

Формирование коммуникативной культуры

Интеллектуально-познавательная игра «Знаки в стране мимики и жестов»

Экологическое воспитание

Театрализованное представление

«Суд природы над человеком »

Трудовое и экономическое воспитание

Развитие интеллектуальной культуры

Интеллектуально-познавательная игра «Звездный час»

Шашечный турнир

Январь

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Диагностика уровня интеллектуальных способностей

Профессионально -творческое воспитание

Виртуальная экскурсия на производство

Калейдоскоп загадок «Редкие животные»

Музыкальная игра

«Угадай мелодию»

Духовно-нравственное

Конкурс чтецов

«Зимние зарисовки»

«Бобек» - страна детства

Эстетическое воспитание

Нескучные каникулы

Что такое культура?

Формирование ЗОЖ

Семейное воспитание

Наркомания-это болезнь.

Ее легче предупредить, чем лечить

Игры в снежном городке

Беседа

«Как следует питаться»

Час общения

«Права ребенка в семье»

(спецкурс «Твои права»)

Аукцион знаний

«Как избежать падения при гололеде?»

«В здоровом теле здоровый дух!».

Игровая программа

«Устами младенца» родители + дети

Формивание индивидуальных качеств

Общение «Выбор жизненного кредо»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

Анализ выполнения работы за I полугодие

Подготовка фотовыставки «Дома хорошо, а в школе лучше»

Практикум

«Проводим генеральную уборку в классе»

Формирование коммуникативной культуры

Консультация – практические советы

«Как избежать конфликта?»

Экологическое воспитание

Изготовление скульптур из снега.

Озеленение кабинета

Трудовое и экономическое воспитание

Лекторий «Терпение и труд все перетрут»

Развитие интеллектуальной культуры

Интеллектуальная игра

«Звездный час»

Февраль

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Диагностика личностной самооценки

Тренинг « Я или ты….»

Профессионально -творческое воспитание

Оформление открыток к 14 февраля

Духовно-нравственное

Конкурс коллажей

«Спеши творить добро»

Конкурс сочинений

«С любовью Казахстанской Маме»

Эстетическое воспитание

Час общения

«Что диктует мода?»

«Ценности. Что человек должен ценить».

Час общения

«Я и мое поведение»

Спецкурс «Твои права»

Диспут

«Правда и ложь об алкоголе»

Формирование ЗОЖ

Выпуск стенгазеты

«Наркомания – катастрофа»

«Стресс-друг, стресс-враг». Декадник по профилактике онкологических заболеваний

Живая газета

«Здоровый образ жизни»

Спортивные соревнования

«Сильные, ловкие, смелые»

Час общения

«Кто ты: сова или жаворонок?»

Семейное воспитание

Школа для родителей

«Портрет моего ребенка»

Практикум

(Родители-детям)

«Секреты здоровья»

Интеллектуальная игра с родителями «Бой эрудитов»

Формивание индивидуальных качеств

Игра – беседа «По тропинкам общества»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

«Уважение и терпимость»

Викторина

«Моя Родина - Казахстан»

Формирование коммуникативной культуры

Сбор отряда

«Вместе весело шагать…»

Интеллектуальная игра

«Пойми меня»

Экологическое воспитание

«Как дружат растения и животные»

Кроссворды и ребусы о полезных ископаемых составление и разгадывание

Трудовое и экономическое воспитание

Школа актива «Обсуждаем плюсы и минусы недели проектов»

Развитие интеллектуальной культуры

Игра «Лото» пословицы и поговорки

Март

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Викторина «Лидер 21 века»

Диагностика эмоционально-нравственного развития

Профессионально -творческое воспитание

Круглый стол

«Женщины – ученые, космонавты, исследователи, герои…»

Викторина

«Кулинарные секреты»

Духовно-нравственное

Фотовыставка

«Солнце в маминой улыбке»

Праздничная программа «Любимый праздник –Наурыз»

Эстетическое воспитание

Час общения

«Правонарушения».

Спецкурс «Твои права»

«Совесть - это наш внутренний судья»

Праздничная программа

«Я маму дорогую поздравлю с женским днём»

Нескучные каникулы

Формирование ЗОЖ

Спортивно-развлекательная программа

«Девицы-красавицы»

Консультация школьной медсестры

«Как избежать весеннего авитаминоза?»

«Туберкулез. Меры профилактики».

Месячник пропаганды мер профилактики туберкулеза.

Семейное воспитание

Посиделки

«Дочки-матери»

Формивание индивидуальных качеств

Анализ работы

за 3 четверть

Выпуск стенгазеты

«Весенняя неразбериха»

«Составляем план весенних каникул»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

Благодарение мам, бабушек, учителей-женщин.

«Кем я хочу быть и почему?»

Формирование коммуникативной культуры

Классный час «Как быть уверенным в себе?».

Экологическое воспитание

День встречи птиц

Трудовое и экономическое воспитание

Изготовление скворечника

Развитие интеллектуальной культуры

Апрель

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Диагностика уровня межличностной тревожности

Диагностика уровня мотивации к учению

Социометрическое анкетирование

Профессионально -творческое воспитание

Интеллектуальная игра

«Экологическое лото»

Поделки из бросового материала

«Вторая жизнь вещей

Интеллектуальная игра

«Что? Где? Когда?»

(редкие животные и растения)

Духовно-нравственное

Викторина

«В мире пернатых друзей»

Акция

«Земля – мой дом родной»

Эстетическое воспитание

«Десять заповедей творческой личности»

Час общения

«Экология души»

Конкурс рисунков

«Сохраним планету чистой»

»

Формирование ЗОЖ

Спортивные соревнования

«Сильные, ловкие, смелые»

Встреча с медсестрой

«Приемы точечного массажа»

«Необходимость горячего питания»

Семейное воспитание

Школа родителей

«Идеальная семья – мифы или реальность»

«Мы с папой – настоящие мужчины»

Формивание индивидуальных качеств

Практикум

«Если задуманное расходится с действительностью»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

«Жестокость равнодушие и сочувствие».

«Біз бірлесіп женіске жеттік».

Беседа о нашей Родине».

Викторина «Я-патриот»

«1 мая День единства народов Казахстана»

Формирование коммуникативной культуры

Беседа «Учимся сотрудничать».

Экологическое воспитание

Экологический спектакль

Трудовое и экономическое воспитание

Уборка территории

Развитие интеллектуальной культуры

Интеллектуальная игра

«Что? Где? Когда?»

(редкие животные и растения)

Май

Формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности

Диагностика материальных и духовных ценностей

Профессионально -творческое воспитание

Интеллектуальная игра

«Рыболовы»

Тематический классный час «Мы выбираем, нас выбирают»

Духовно-нравственное

Классный час

«О наших предках с любовью»

Конкурс инсценированной военной песни

Акция

«Ветеран»

Благотворительное мероприятие

«Спеши творить добро»

Эстетическое воспитание

Час общения

«Герои среди нас»

«Моя семья - мое богатство»

Международный День семьи

Формирование ЗОЖ

Веселые старты

«С людьми живи в мире, а с пороками сражайся!»

Рыцарский турнир

Лучшие способы отдыха

Дружеские встречи по футболу

Семейное воспитание

Родительское собрание

Формивание индивидуальных качеств

Сбор – огонек «Скажем спасибо мы школе»

Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание

Семейный совет»»

«Как воспитать гражданина?»

«Мы этой памяти верны»

Чтение и обсуждение произведений о героях ВОВ

Формирование коммуникативной культуры

Проведение анкетирования по выявлению сформированности у учащихся позитивного отношения к коллективу.

Экологическое воспитание

Уборка территории

Лекторий « Когда я на природе»

Трудовое и экономическое воспитание

Постановление задач на летние каникулы

Развитие интеллектуальной культуры

Классное собрание «Чего я достиг за этот год?» (Подведение итогов четверти и года, отчеты о проделанной работе, планы на будущее).

Тематический классный час: «Память-кладовая знаний»

www.metod-kopilka.ru

План работы по формированию потребности в самопознании и саморазвитии

Кожемратова А.Б.

«__»___________2015 г.

әлеуметтік-мәнді және жеке қасиеттерін қалыптастыр тәрбилеу жоспары

План работы по формированию в потребности в самопознании и саморазвитии личночти

Мақсаты/Цель: Тұлғалық қасиет әлеуметтік қарым-қатынас жүйесінде қзіне тән тәртіп стилі, шығармашылық пен дербестікті дамытуға, қоғамдыөзгерістерден дереу және тең әсер алу, белсенді өмір ұстанымында болуға ықпал жасайды. Формирование фундаментальных зананий в системах человек-человек, человек-общество, человек-техника, человек-природа, смопознание призвано помочь человеку в понимании окружающего мира, сознания себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненнной позиции обечеловечиских ценностей.

Мероприятия

Сроки

Классы

Ответственные

1

Организация работа ученического самоуправления

сентябрь

1-11

Классные руководители, актив класса

2

Формирование активов класса (кл.час)

сентябрь

1-11

3

Классные часы направленные на формирование дружественных отношений в классе, о саморазвитии и самопознании учащегося, сплочение коллектива класса

в течение года

1-11

4

Выборы Ұлан Басшысы

октябрь

3-11

Зам. руководителя по ВР Куанышева К.Е., Ст.вожатый – Алибеков Ж.С.,

5

Прием в ряды «Жас Ұлан», «Жас Қыран»

декабрь, май

1-11

Ст.вожатый – Алибеков Ж.С., классные руководители

6

Неделя детской книги «Книга – мой самый лучший друг»

март

1-11

Библиотекарь – Баймуратова Г.К.

7

Участие в конкурсных программах, посвящённых Празднику осени

16-17 октября

1-4,5-7,8-11

Раева С.В., Кокжанова Г.М., Жамболов Н.С.

8

Участие в подготовке и проведении  новогодних мероприятий.

декабрь

5-11

Ст.вожатые Алибеков Ж.С.,

члены ДЮО « Жас лан»

9

Участие в мероприятиях, посвящённых Международному женскому дню.

март

5-11

10

Участие в организации и проведении Дня здоровья.  

Участие в подготовке и проведении праздника Последнего звонка

сентябрь

апрель

5-11

11

Организация работы отрядов «Зелёного патруля», трудовых бригад

Летний период

5-11

12

Заседание отрядов ЮИД, ЮПП, Юных спасателей

В течение года

5-11

Зам. руководителя по ВР ______________Куанышева К.Е.

infourok.ru

Лекция №18 (4 часа) Потребности, способности, деятельность в формировании личности

Лекция № 18 (4 часа) Потребности, способности, деятельность в формировании личности Потребности – отражение актуальных нужд и психики, без удовлетворения которых невозможно само существование человека. Потребность – природное психическое образование, в котором сосредоточиваются разрозненные импульсивные, сознательные и бессознательные увлечения, интересы, желания, нужды.

Потребности – проявление воспитанности и наследственности. Человеку нужны впечатления, но что и как он читает – это уже показатель его образованности.

Потребности – основной источник всех видов активности человека, а процесс их удовлетворения составляет содержание жизнедеятельности людей.

Формирование человека включает деятельность по применению и развитию тех потребностей, на базе которых, прежде всего, формируются стержневые черты личности. Они входят в направленность как ведущие мотивы поведения, в качества личности как их базовый компонент и т.д.

Выделение главной, актуальной потребности, ее господствующие позиции в жизни данного человека определяют содержание основных мотивов его поведения, выбор ведущей деятельности, основные способы действий, стиль самодеятельности.

А. Потребности жизнеобеспечения или естественные потребности (витальные).

Б.Социальные (исторические) потребности (материальные и духовные), которые регулируют взаимодействие личности с окружающим миром: потребности в общении, деятельности, во впечатлениях, в познании, статусе и т.д.

В. Потребности субъективного плана и саморазвития.

Как фактор формирования личности, потребности имеют ряд особенностей:

Потребность в деятельности выступает в качестве главного условия удовлетворения потребности в развитии.

Потребности поддерживают психику в состоянии напряжения, заставляя ее интенсивно функционировать, изменяться, совершенствоваться.

Удовлетворение или неудовлетворение актуальных потребностей рождает положительные или отрицательные эмоции, лежащие в основе формирования опыта человека.

Все потребности людей противоположны по своей сущности: потребности в общении и обособлении, в деятельности и отдыхе, во впечатлениях и самовыражении, в альтруизме и самосохранении.

Потребности неотделимы от возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека

потребности связаны с особенностями, возможностями и способностями и способностями людей. Они всегда индивидуализированы. Чтобы понять место потребностей в структуре личности, следует установить те функции, которые выполняют различные потребности в жизнедеятельности человека.

Потребности составляют и основной механизм саморегуляции, а их удовлетворения – это также основной путь саморазвития.

Связь духовных и физических потребностей со способностями, которые побуждают трудовую активность и работоспособность человека – есть основной фактор формирования личности.

ЭТАПЫ ДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Первый этап действия любой потребности – ее актуализация, рост напряжения всех систем, испытывающих определенный «голод» Так и возникает цель и установка, сознательная или бессознательная устремленность к чему – либо (мотивация).

Второй этап – активизация сознания при выборе путей и способов удовлетворения актуальной потребности. Возникает первичный ряд противоречий – между «хочу» и «надо», желаниям и возможностями. Далее выносится решение, прогнозируется поведение.

Третий этап – самонастройка на удовлетворение потребностей – борьба мотивов, отбор путей и способов удовлетворения потребностей. В результате вырабатывается план действий, определяющий конкретное поведение личности. Возникают новые, еще более острые внутренние противоречия: между сознанием и чувствами, волей и чувствами, сознанием и поведением, т.е. вступает в действие основная подструктура личности.

Четвертый этап – удовлетворение актуальной потребности и самоанализ своей деятельности.

В сущности, проявление и удовлетворение всех ведущих потребностей рождает основные процессы, в которых происходит формирование личности.

Поэтому, основными процессами формирования личности являются: социализация, воспитание, деятельность, общение, самодеятельность, саморегуляция, саморазвитие, самовоспитание, перевоспитание.

Ведущие потребности во взаимности с деятельностью обусловливают ведущие качества личности; на основе потребности в общении образуется коммуникативность, потом – коллективизм, далее - патриотизм, интернационализм. На базе потребности в обособлении развиваются самостоятельность, свободолюбие, независимость, достоинство человека. Удовлетворение потребности в деятельности обеспечивает трудолюбие, опытность, работоспособность. Потребность во впечатлениях – основа любознательности, потребность в самовыражении – база для творческих качеств людей.

В детском возрасте потребности выполняют своеобразную функцию энергетического источника поведения.

В сущности потребности связывают внешнюю (деятельность) и внутреннюю (саморегуляция).

Деятельность.

Активная деятельность обеспечивает единство процесса жизнедеятельности человека.

Взаимодействие организма и среды, человека и человека, личности и коллектива, общества и личности, связь коллективов между собой, отношение к себе и саморегуляции – есть деятельность. Она выступает как средство, путь. Способ, метод, условие, предпосылки и результат связи личности с окружающей действительностью.

Отсюда вытекает важный закон: личность формируется, развивается, воспитывается в деятельности и тех отношениях, которые при этом возникают.

Формирование личности – это организация и развитие ее социально ценной деятельности. Доказательство данного закона дает философия в известном тезисе: «какова жизнедеятельность индивидов, таковы они сами». Психология рассматривает психику как отражение субъектом реальностей окружающего мира в процессе его де6ятельности.

Психологическая концепция деятельности отражает следующие ее признаки:

А.Человек как субъект деятельности одновременно выступает как продукт «природного целого», как реальное явление развивающегося материального мира.

Б. Человек выступает всегда и как субъект познания и как субъект деятельности.

Она может одновременно выступать средством воспитания и изучение личности, стимулом самовоспитания и самообразования, фактором развития целостной структуры и ее коррекции.

Потребности и деятельность в образовании структуры личности

Ведущие потребности Ведущие виды деятельности по удовлетворению потребностей Основные структурные

образования личности

В достижении цели самореализации Ценностно – ориентационная деятельность Направленность личности
В познании и самопознании Учение, исследование, самоизучение Интеллект: сознание и самосознание
В общении и обособлении Межличностные отношения Нравственность
В деятельности и отдыхе Труд, творчество Воля, характер
В самосохранении. альтруизме Самочувствие Чувства
В саморазвитии, самовыражении и самоутверждении Самопознание Индивидуальность: творческие способности (одаренность, талант)

Итак, источником образования структуры личности выступают потребности личности и ведущие виды деятельности по их удовлетворению.

Со всей остротой в наше время встает задача гармонизации и взаимосвязи потребностей. Люди с гиперболизированными потребностями нередко вызывают симпатии одних и неприязнь других.

Гиперболизация той или иной потребности зависит от социально – исторических условий его жизни.

В интересах человека разумное потребление требует духовного богатства, тогда материальные потребности окажутся минимальными и саморегулируемыми.

Духовность позволит покончить с излишествами у всех и во всем.

Три истины вытекают из такого подхода: упор на духовные потребности обеспечит оптимальное развитие способностей.

Взаимодействие потребностей, способностей и общения в формировании личности

Взаимодействие потребностей и способностей человека обеспечивает ему свободу творчества, права на труд, самоутверждение, независимость суждений, предполагает высочайшую ответственность человека за то дело, которое он выполняет.

Ограничения касаются таких сфер образа жизни людей, которые вредны для общества и человека: никто не запрещает нам быть лучшими, никто не разрешит нам стать худшими. Этот механизм социальной самозащиты будет действовать всегда.

Общие и индивидуальные способности, потребности и особенности связываются между собой в практическом жизненном опыте, и в совокупности составляют возможность к творчеству.

Творчество – это условие процесса формирования личности необычайной интенсивности, которое одновременно обеспечивает развитие способностей и удовлетворяет основные потребности человека. При этом воспитательные функции деятельности возрастают многократно.

Общение.

Общение как фактор формирования личности выступает во взаимосвязи с деятельностью и отношениями или самостоятельно. Это особая форма психической активности.

Общение есть непосредственно переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма. Поэтому общение выступает как уточняющий и дополняющий элемент социальной среды, который учитывает индивидуальность личности, способствует ее самопознанию, самовыражению и самореализации в зоне ближайшего социального окружения.

Разнообразие сферы общения обеспечивает духовное богатство индивида. Психологи указывают, что по отношению к разным людям один и тот же человек может проявлять совершенно разные стороны и черты характера: сдержанность и вспыльчивость, сердечность и отчужденность, любовь и неприязнь, уважение и презрение. Установка на личность определяет развивающий характер общения и его педагогические функции. Общение влияет на формирование личности через цель, которую преследует в этом процессе данный человек.

А. А. Бодалев справедливо указывает, что нет ни одной сферы личности – сознание, чувства, воля и т.д. – которая бы не проявлялась и не формировалась в общении.

Основными средствами общения являются язык, с их помощью информация вызывает необходимые впечатления. Конечно, важна также музыкальность, ясность речи, мимика, жесты и др.

Большое значение для формирования личности имеет информационное обеспечение общения. Наличие информации, ее характер, обработка, передача, восприятие, обогащение, применение и т.д. рассматривается педагогами как важнейшее условие эффективности воспитания в формальных и неформальных группах.

Общение будет обогащать и включаться в воспитание, а не заменять его или противодействовать ему, как это иногда бывает на практике.

Разновидностью общения нередко считают приобщение к чему - либо.

Приобщение – присоединение к себе духовных и материальных ценностей, своего рода усвоение организмом и психикой продуктов чужого творчества.

Приобщение к культуре – это вид творчества, это самопознание и самоутверждение, в котором присутствует главное – духовное напряжение.

Функции общения в формирования личности:

В наибольшей мере оно влияет на развитие эмоциональной сферы личности, формирование чувств и эмоционально – нравственных качеств.

В общении связывается отношение к миру и себе, т.е. устанавливаются связи между сознанием и самосознанием, честью и достоинством, авторитетом и самоуважением, дисциплиной и самодисциплиной, критичностью и самокритичностью и т.д. Общение – основной путь формирования сферы самопознания, поскольку здесь идет познание других через познание себя в контакте с другими, в сравнении «Я» и «Другие».

Саморегуляция и саморазвитие, их взаимодействие выступают как способ непрерывного совершенствования целостной живой системы. Саморазвитие в общем плане – это запрограммированное природой и приобретенное совершенствование механизма саморегуляции. И обратно: совершенствование саморегуляции неизбежно повышало уровень и качество саморазвития.

Взаимодействие наследственности, среды и воспитания определяет развитие личности.

Преобладание наследственных факторов в реакциях ребенка на воспитательные воздействия наблюдается лишь в течение первого года его жизни.

Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но и в соответствии с присущей ей логикой духовного саморазвития.

Структура личности как самоорганизованная система, функционирует с помощью трех основных процессов:

  • самозарождение новой целостной системы со своими специфическими закономерностями;
  • функционирование;
  • коррекция самоорганизации.
Существует правило внутренней среды: чем она устойчивее, тем свободнее человек управляет своей жизнедеятельностью (самореализации своего «Я» во внешнем мире).

Самоорганизация регулирует всю жизнедеятельность организма.

Длительное напряжение сил и высокая активность, создается динамическая система саморегуляции.

Самоорганизация осуществляется на основе иерархии нервной системы и иерархии в комплексе рефлексов.

Итак, формирование личности обусловлено совокупностью факторов, связана с саморазвитием его внутреннего мира (взаимосвязь врожденного и приобретенного), самоорганизация системы «человек».

Итак, структура личности определяется биосоциальной природой человека, его образом жизни, его жизнедеятельностью.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org