1.3.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию. Факторы препятствующие развитию личности


1.2.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию. Идея развития личности в истории психологии

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

1.1 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно: индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения)...

Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60]. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж...

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов

1.3 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

По мнению большинства как зарубежных, так и отечественных психологов, учителя - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики деятельности. Исследователи выделяют объективные (социальные...

Идея развития личности в истории психологии

1.2.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию

Индивидуация, осуществляемая сознательно, -- трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу...

Идея развития личности в истории психологии

1.3.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три негативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность. Он подчеркивал...

Идея развития личности в истории психологии

1.4.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Личность может с успехом выйти из кризиса каждой стадии или оставить его каким-то образом нерешенным. Эриксон указывает, что успешный выход заключается в некотором равновесии. Однако человек, развивший несбалансированное чувство доверия...

Идея развития личности в истории психологии

2.2.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии...

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

1.2 Факторы, способствующие развитию зависимого поведения

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния [25]...

Классификация вариантов аддиктивного поведения

1. Понятие аддиктивного поведения. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной...

Личностные и социально-психологические особенности лиц с эмоциональным выгоранием

1.2 Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания

После того, как признали феномен выгорания, многие исследователи заинтересовались тем, какие факторы вызывают его появление, развитие и торможение...

Психология лжи

3.1 Три основных качества личности, препятствующие обману

Психологи Гетеборогского университета (Швеция) просили подростков 11-13 лет рассказать две истории, правдивую и вымышленную, к примеру "Как меня укусила собака". Лишь в 51...

Психология личности предпринимателя

3.2 Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе

Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность...

Условия формирования учебной компетентности у учащихся 7-х классов в учебном процессе средней школы

2.3.1 Факторы, препятствующие созданию развивающей среды

Мощным фактором, препятствующим созданию развивающей среды, особенно актуальным для наших, российских условий, является наличие различных жизненных проблем...

формы и способы разрешения конфликтной ситуаци

1.3 Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта

Умение разрешать конфликты - важный навык успешного менеджера. Безусловно, приведение ситуации в должное состояние выверенными способами способствует стабилизации работы организации...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

2.2 Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность предпринимателя являются когнитивные, поведенческие, аффективно - мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том...

psy.bobrodobro.ru

Факторы, препятствующие личностному развитию.

Видимо, невозможность достичь равновесия на другом, новом уровне жизненного пространства должна быть препятствием на пути к развитию человека. К.Левин отмечает˸ 1. Любая фиксация достаточно большой части целого в неизмененном состоянии должна вести к регрессии. Насыщение может возникать в ситуации, в которой одна и та же деятельность повторяется снова и снова, то есть когда определенные области человека удерживаются в более или менее неизмененном состоянии. 2. Мы должны ожидать регрессию, в случае если уменьшается прочность границ. 3. Ограничение вариантов паттернов вызвано двумя группами факторов. Одна группа имеет отношение к степени дифференциации, диаметру целого и прочности границ секторов. Вторая группа касается диапазона состояний, которые может иметь регион, не исчезая Левин полагал, что в отношении первой группы факторов изменения происходят у взрослых, а в отношении второй — у детей. Таким образом, препятствиями личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства.[28]

Заключение.

Школа Учёный Представление о развитии личности Критерии здоровой (в достаточной мере развитой ) личности Факторы, способствующие личностному развитию и движущие силы развития Факторы, препятствующие личностному развитию и возможные трудности на пути личностного роста
Психоанализ З.Фрейд Приспособление, адаптация к окружающей среде. Здоровая (развитая) личность способна любить другого человека ʼʼради него самогоʼʼ и работать, стремясь создать нечто полезное и ценное. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. Основа развития личности – энергия Либидо. Успешное прохождение всех стадий психо-сексуального развития, использование в качестве психологической защиты сублимацию. Фиксация (своего рода, застревание) на определённых стадиях психосексуального развития.
К.Юнг Индивидуация. Психика имеет врожденное стремление к целостности, к достижению единства сознания и бессознательного Имеющая баланс и порядок в душе, реализующая индивидуальные уникальные паттерны собственного развития, познающая себя, развивающая свою самость Раскрытие, познание и интеграция различных частей психики, развитие самости. На пути индивидуации возможны следующие препятствия˸ идентификация с одной из частей психики (персона), игнорирование, непризнание своей неприятной стороны (тени), опасность быть поглощённым коллективным бессознательным, раздувание эго, Возможная потеря контроля
А.Адлер Сущность психологического развития˸ в движении от эгоцентричной цели достичь личного превосходства к позиции конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества. Черты здоровой личности˸ Конструктивное стремление к превосходству, плюс сильный социальный интерес и кооперация. Реализуется через работу, дружбу и любовь. Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству. Самосознание и контроль над своей судьбой (Свобода). Обстоятельства, связанные с детством˸ органическую неполноценность, избалованность и заброшенность, которые порождают в итоге искажённый взгляд на мир и пагубный стиль жизни
Э.Эриксон Каждый человек, в течение всей жизни, проходит 8 стадий развития, на каждой из которых возможен, как положительный, так и отрицательный результат. Успешный выход из каждой стадии, характеризующийся балансом и равновесием. (индивидуален для каждого из 8 этапов развития.) Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии. Переход осуществляется или не осуществляется автоматически, исходя из успешности прохождения предыдущей стадии. Несбалансированность, негибкость, чрезмерность на выходе стадий развития
Гуманистическая школа А.Маслоу Развитие – это процесс становления человека человеком через движение вверх по иерархии потребностей к самоактуализации (полному и творческому применению своих способностей), развитие каждого человека в своём индивидуальном и неповторимом стиле. Основные характерные черты самоактуализирующихся людей˸ креативность, свободный взгляд на жизнь, непосредственность, смелость и упорная работа Восемь способов, ведущих к самоактуализации˸ 1.Выбор роста 2.Самопознание (познание своей истинной природы, своей сути) 3. Честность и ответственность за свои действия 4. Концентрация 5. Суждение (понимание что наиболее правильно для себя) 6. Саморазвитие 7. Вершинные переживания 8. Отсутствие защит Фрустрации физиологических и психологических потребностей, а так же˸ негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие нам изменить непродуктивное поведение давление группы, которые зачастую противоречат нашим собственным вкусам и суждениям внутренние ʼʼзащитыʼʼ, мешающие человеку понять самого себя.
К.Роджерс Врождённое стремление к полной самоактуализации. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению. Рост возможен и является главной целью любого организма. Обладает здоровой ʼʼЯ-концепциейʼʼ, в центре которой гибкая и адекватная самооценка Отсутствие, умение справляться с препятствиями, встающими на пути развития. Искажение восприятия из-за ʼʼложного образа яʼʼ, растущее несоответствие между видением себя и реальностью
  К.Левин Расширение зоны личностного пространства путём включения в неё новых регионов. Развитие- это не прекращающаяся жизненная динамика. К.Левин не формулирует понятия здоровой личности. Тем не менее, осмелюсь предположить, что здоровой личностью в рамках теории поля можно считать человека с широким, подвижным и высоко дифференцированным жизненным пространством, способным к дальнейшему развитию. Увеличение широты жизненного пространства растущую дифференциацию каждого уровня жизненного пространства растущую организацию жизненного пространства изменение общей подвижности или жесткости жизненного пространства. Препятствиями на пути личностного роста являются фиксация на отдельном регионе, насыщение, низкая прочность границ и недифференцированность жизненного пространства
Д.Келли Естественный процесс для каждого человека, преодоление себя, путём изменения конструктов и, вытекающих из них нынешних возможностей. Д.Келли не рассматривает такого понятия. Однако можно предположить, что здоровая личность имеет эффективные, гибкие конструкты, проявляется творчески в формировании новых конструктов, посредством чего открывает для себя новые горизонты бытия в мире. Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют ᴇᴦο исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир. Угроза, страх и тревога. А так же чрезмерная жёсткость, фиксированность, негибкость уже имеющихся конструктов, которая подавляет творческие проявления.

referatwork.ru

Факторы, мешающие нашему развитию | Stimulas.ru

Факторы, мешающие нашему развитию

В данной статье мы поговорим о факторах, отрицательно влияющих на умственное развитие. Не зная этих факторов, можно жить и не замечать того, что наше мировосприятие становится все более ограниченным.

Самое первое препятствие, стоящее на пути к полноценному умственному развитию, это утверждение, что определенное занятие является скучным. Считая так, вы оставляете в стороне множество путей, которые в будущем могли бы быть интересны и полезны. Ведь любопытство – один из главных стимулов интеллектуального развития.

Однообразная информация также является фактором, замедляющим наше развитие.

Просмотр одних и тех же сайтов или общение только с определенным кругом людей заставляет вас привыкать к шаблонам, присущим только людям вашего круга общения.

Выбор наиболее легкого пути тоже вынуждает постоянно пренебрегать умственным развитием в угоду комфортному существованию. В любой ситуации постарайтесь найти более сложное решение проблемы и, может быть, результат ваших усилий тоже будет гораздо сложнее, и, соответственно, лучше. А постоянное использование мозга, непременно, скажется на результативности его работы.

Отсутствие стремлений, ровно как и предыдущие причины, следует приписать к барьерам, которые препятствуют развитию нашего мозга. Без стремлений человек останавливается на определенном уровне развития. Разве боксер сможет стать чемпионом, если он не стремится повышать свое мастерство? Ответ очевиден. Желайте большего и добивайтесь того, чего желаете. Поступая так, вы будете задействовать свои умственные способности.

Задавайтесь вопросами. Простой вопрос «зачем я это делаю?» может стать тем вопросом, который изменит вашу жизнь. Без живого интереса к окружающему миру жизнь превращается в рутину. Человек, подчиняющийся обстоятельствам, в конце концов, становится ограниченным и не способным понять причины даже собственного поведения.

Следующим средством, при помощи которого можно развивать умственные способности, является сопротивление точке зрения вашего собеседника, разумеется, в случаях, когда это уместно. Если сопротивление отсутствует, ваш мозг остается без работы, а спор, наоборот, заставит вас рассмотреть различные проблемы с разнообразных точек зрения, найти доводы в доказательство правоты вашей точки зрения или увидеть кардинально новое решение.

Преодолевайте страхи. Поборов свои страхи, вы уже не будете подвержены неудачам. А, оставив их при себе, вы можете быть обречены на мелкие победы и достижения, так как страх будет мешать вам подняться выше.

Найдите для себя кумиров, чтобы определить планку, до которой вам нужно дотянуться. Имея кумиров, легче определить то, к чему стремитесь именно вы.

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +1 (из 3 оценок)

Рекомендуем к прочтению:

stimulas.ru

1.3.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.. Идея развития личности в истории психологии

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

1.1 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно: индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения)...

Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60]. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж...

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов

1.3 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

По мнению большинства как зарубежных, так и отечественных психологов, учителя - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики деятельности. Исследователи выделяют объективные (социальные...

Идея развития личности в истории психологии

1.2.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию

Индивидуация, осуществляемая сознательно, -- трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу...

Идея развития личности в истории психологии

1.3.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три негативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность. Он подчеркивал...

Идея развития личности в истории психологии

1.4.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Личность может с успехом выйти из кризиса каждой стадии или оставить его каким-то образом нерешенным. Эриксон указывает, что успешный выход заключается в некотором равновесии. Однако человек, развивший несбалансированное чувство доверия...

Идея развития личности в истории психологии

2.2.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии...

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

1.2 Факторы, способствующие развитию зависимого поведения

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния [25]...

Классификация вариантов аддиктивного поведения

1. Понятие аддиктивного поведения. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной...

Личностные и социально-психологические особенности лиц с эмоциональным выгоранием

1.2 Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания

После того, как признали феномен выгорания, многие исследователи заинтересовались тем, какие факторы вызывают его появление, развитие и торможение...

Психология лжи

3.1 Три основных качества личности, препятствующие обману

Психологи Гетеборогского университета (Швеция) просили подростков 11-13 лет рассказать две истории, правдивую и вымышленную, к примеру "Как меня укусила собака". Лишь в 51...

Психология личности предпринимателя

3.2 Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе

Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность...

Условия формирования учебной компетентности у учащихся 7-х классов в учебном процессе средней школы

2.3.1 Факторы, препятствующие созданию развивающей среды

Мощным фактором, препятствующим созданию развивающей среды, особенно актуальным для наших, российских условий, является наличие различных жизненных проблем...

формы и способы разрешения конфликтной ситуаци

1.3 Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта

Умение разрешать конфликты - важный навык успешного менеджера. Безусловно, приведение ситуации в должное состояние выверенными способами способствует стабилизации работы организации...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

2.2 Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность предпринимателя являются когнитивные, поведенческие, аффективно - мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том...

psy.bobrodobro.ru

1.4.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.. Идея развития личности в истории психологии

Похожие главы из других работ:

Взаимосвязь личностных характеристик и эмоционального выгорания медицинских сестер в профессиональной деятельности

1.1 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно: индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения)...

Влияние личностных особенностей фельдшеров службы скорой медицинской помощи на развитие синдрома эмоционального выгорания

1.2 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60]. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж...

Влияние личностных факторов на синдром эмоционального выгорания педагогов

1.3 Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

По мнению большинства как зарубежных, так и отечественных психологов, учителя - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики деятельности. Исследователи выделяют объективные (социальные...

Идея развития личности в истории психологии

1.2.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию

Индивидуация, осуществляемая сознательно, -- трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу...

Идея развития личности в истории психологии

1.3.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Обсуждая главные препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал три негативных обстоятельства, связанных с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность. Он подчеркивал...

Идея развития личности в истории психологии

1.4.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Личность может с успехом выйти из кризиса каждой стадии или оставить его каким-то образом нерешенным. Эриксон указывает, что успешный выход заключается в некотором равновесии. Однако человек, развивший несбалансированное чувство доверия...

Идея развития личности в истории психологии

2.2.1 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии...

Индивидуальные особенности личности при зависимом поведении

1.2 Факторы, способствующие развитию зависимого поведения

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния [25]...

Классификация вариантов аддиктивного поведения

1. Понятие аддиктивного поведения. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной...

Личностные и социально-психологические особенности лиц с эмоциональным выгоранием

1.2 Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания

После того, как признали феномен выгорания, многие исследователи заинтересовались тем, какие факторы вызывают его появление, развитие и торможение...

Психология лжи

3.1 Три основных качества личности, препятствующие обману

Психологи Гетеборогского университета (Швеция) просили подростков 11-13 лет рассказать две истории, правдивую и вымышленную, к примеру "Как меня укусила собака". Лишь в 51...

Психология личности предпринимателя

3.2 Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе

Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность...

Условия формирования учебной компетентности у учащихся 7-х классов в учебном процессе средней школы

2.3.1 Факторы, препятствующие созданию развивающей среды

Мощным фактором, препятствующим созданию развивающей среды, особенно актуальным для наших, российских условий, является наличие различных жизненных проблем...

формы и способы разрешения конфликтной ситуаци

1.3 Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликта

Умение разрешать конфликты - важный навык успешного менеджера. Безусловно, приведение ситуации в должное состояние выверенными способами способствует стабилизации работы организации...

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

2.2 Факторы, ведущие к развитию эмоционального выгорания у предпринимателей

Основными факторами негативного влияния трудового процесса на личность предпринимателя являются когнитивные, поведенческие, аффективно - мотивационные и другие стереотипы. Полноценная профессиональная деятельность выражается в том...

psy.bobrodobro.ru

Какие факторы способствуют личному развитию, а какие препятствуют?

Степень развития , по Скиннеру, отражает способность ослабить воздействие неблагоприятных условий и сделать более успешным контроль своего поведения. Развив мышление, мы можем гораздо лучше использовать доступные нам инструменты по предсказанию, поддержанию и контролю нашего собственного поведения.

Невежество

Скиннер подразумевал под невежеством незнание причин конкретного поведения. Первым шагом к преодолению этого состояния является признание своего невежества; вторым — изменение стиля поведения, который поддерживает существующее незнание. Необходимый шаг в искоренении невежества — прекращение использования слов в качестве научно-аналитического метода. Следующим примером Скиннер демонстрирует, как словесное описание наблюдаемого человеком поведения может раскрыть видение им причин данного конкретного поведения:

«Голодного голубя заставляли ходить по часовой стрелке, подкрепляя подобное поведение постепенным приближением корма. Студентов, наблюдавших данный эксперимент, попросили описать свое видение происходящего. Их отчеты содержали следующее: 1. Поведение голубя было обусловлено тем, что он ожидал получить за правильное поведение корм. 2. Голубь гулял по кругу, надеясь, что кто-нибудь принесет ему еды. 3. Голубь заметил, что определенная модель поведения приводит к определенному результату. 4. Голубь почувствовал, что он может получить корм именно потому что он себя ведет так, а не иначе; 5. У птицы появилась устойчивая ассоциация между ее действиями и приближением корма. Указанные точки зрения можно, соответственно, представить следующим образом: 1. Поведение голубя подкреплялось с каждым правильным действием. 2. Голубь шел по кругу до тех пор, пока кормушка не приближалась в очередной раз. 3. Определенное поведение приводило к определенному результату. 4. Еда давалась голубю, если он совершал требуемое действие. 5. Щелчок устройства, раскрывающего кормушку, временно обусловливал поведение голубя. Все эти утверждения описывают разного рода подкрепления. Выражения «ожидал», «надеялся», «наблюдал», «чувствовал» и «ассоциировал» находятся за пределами возможности описания поведения голубя. Реально наблюдаемое действие было предельно понятно: с каждым разом голубь все более умело выполнял задание; но не это описывали студенты» ( Skinner in : Wann , 1964, p . 90-91).

Это лишь один из многих примеров, к которым прибегал Скиннер, стремясь показать людям, что устоявшаяся традиция мыслить, оперируя надуманными объяснениями, мешает увидеть реально существующий, живой и конкретный мир.

Функциональный анализ

Функциональный анализ — это исследование причинно-следственных связей. Он рассматривает все стороны поведения как функцию определенных обстоятельств (переменных), которые можно описать физическими терминами. Таким образом, поведение и его причины можно определять, не прибегая к надуманным объяснениям.

«Когда мы наблюдаем человека, расхаживающего по комнате, открывающего ящики стола, заглядывающего под стопки газет и так далее и тому подобное, мы можем описать его поведение объективными терминами: «Сейчас он в такой-то части комнаты; он взял книгу большим и указательным пальцами правой руки; он поднимает книгу и наклоняет голову так, чтобы увидеть все, что находится под книгой». Мы можем также интерпретировать его поведение или «вложить в это поведение смысл», сказав, что «человек что-то ищет» или, еще конкретнее, что «он ищет свои очки». То, что мы добавили от себя, не является описанием поведения, это лишь умозаключения по поводу причин, в определенной мере ответственных за данное поведение. Положение не изменится, даже если мы спросим этого человека, что он делает, и он ответит: «Я ищу свои очки». Это не описание поведения, это лишь описание причин этого поведения; его слова эквивалентны фразам: «Я потерял свои очки», «Я перестану делать то, что делаю, как только найду очки» или «Когда я делал это в прошлом, я нашел свои очки»» ( Skinner in : Fabun , 1968, p . 18).

Точное описание поведения помогает нам делать правильные предсказания будущего поведения и усовершенствовать анализ подкреплений, приводящих к этому поведению. Чтобы понять самих себя, мы должны признать, что наше поведение не является ни случайным, ни произвольным, но представляет собой целенаправленный процесс, который может быть описан в тех условиях, в которых он происходит.

Скиннер говорил, что объяснения, основанные на таких терминах, как воля, воображение, интеллигентность или свобода, не функциональны. Они, скорее, скрывают, чем проясняют причины поведения, так как не описывают происходящее объективно.

Наказание

Наказание не дает информации о том, как что-то можно сделать правильно. Оно не соответствует запросам ни того человека, который налагает наказание, ни того, который наказанию подвергается. Таким образом, оно препятствует развитию человека. Сделав ошибку, люди хотят знать, как ее можно исправить, или хотя бы, как принять правильное решение в следующий раз. Студентам часто возвращают их контрольные работы, и они узнают, на какие вопросы ответили неправильно. Других объяснений не дается; правильное решение не становится более очевидным. В подобных ситуациях студенты могут почувствовать, что им просто мешают учиться. Нередко Скиннера понимали неправильно, но он твердо настаивал против применения физических наказаний в семьях, школах и социальных институтах и в то же время вполне допускал моральное порицание.

Наказание не приносит положительного результата — это означает, что пресеченное подобным способом поведение, как правило, не исчезает. Если не последовало дальнейшего обучения, «наказанное» поведение возвращается либо в скрытом виде, либо в сочетании с другим. Новое поведение или будет направлено на то, чтобы избежать грозящее наказание, или может стать местью тому, кто наказание налагал. Чем больше преподаватель использует различные наказания, тем с большими проблемами в поведении своих учеников он столкнется. Результаты пребывания преступников в тюрьме говорят о неэффективности методов наказания. Тюремная жизнь наказывает заключенных за их предыдущие деяния, но редко учит преступника удовлетворять свои нужды более социально приемлемыми путями. Заключенные, не научившиеся новому поведению, после освобождения, оказавшись в тех же условиях и подвергаясь тем же искушениям, с большой вероятностью повторят свой проступок. Высокий процент рецидивистов, попадающих в тюрьму по несколько раз, подтверждает это наблюдение.

С тем же связана и другая проблема: наказание избирательно подкрепляет модель поведения наказывающего.

«Так, надсмотрщик принуждает рабов трудиться, хлеща плетью при каждой остановке; продолжая работать, рабы тем самым избегают порки (и посредством этого невольно подкрепляют для надсмотрщика использование плети). Родители «пилят» ребенка до тех пор, пока он не выполнит задание; выполняя задание, ребенок избегает дальнейших упреков (а у родителей закрепляется подобный метод воздействия). Шантажист пугает разоблачением до тех пор, пока жертва не заплатит требуемую сумму; заплатив, жертва избавляется от угроз (но подкрепляет подобную практику поведения со стороны шантажиста). Учитель угрожает своим ученикам телесным наказанием за невнимательность; внимательно слушая, ученики избегают подобной опасности (но поведение учителя подкрепляется). Сделанное в той или иной форме заявление о намерении контролировать поведение других нежелательными для них действиями — широко распространенная схема социального взаимодействия. Она присутствует в религии, в управлении, в экономике, в образовании, в психотерапии, в семейном быту» ( Skinner , 1971, р. 26).

Скиннер делает вывод, что, хотя и есть смысл изредка использовать наказание для подавления в высшей степени нежелательного поведения или поведения, могущего привести к травмам или смерти, тем не менее гораздо более предпочтительным является подход, создающий определенные условия, в которых вырабатывается иной, новый стиль поведения и этот стиль, являясь социально приемлемым, быстро заучивается и закрепляется.

Для размышления. Наказание и подкрепление альтернативного поведения

Часть 1. Наказание

Выберите особенность своего поведения, которую вы хотели бы исправить. Например, вы регулярно опаздываете на уроки, занимаетесь на лекциях посторонними делами, переедаете, поздно ложитесь спать или грубо разговариваете. Если вы женаты или замужем, если вы живете с кем-нибудь или у вас есть сосед по комнате, то каждый может выбрать какую-то дурную привычку и помочь другому избавиться от этого недостатка.

Наказывайте себя или попросите партнера наказывать вас каждый раз, когда возникает нежелательное поведение. Наказанием может служить оскорбление («Эй, свинья! Ты снова обжираешься!»), лишение какого-нибудь удовольствия или какое-то другое неприятное действие. Самое простое наказание — введение определенной суммы штрафа за каждое проявление запрещенного поведения. Накопившиеся деньги могут идти на благотворительность. (Разновидностью наказания может стать выплата этих сумм партнеру, таким образом он будет вознаграждаться каждый раз, когда вы наказываетесь. Это заставит вашего партнера быть более бдительным.)

Через неделю проверьте результаты.

Часть 2. Позитивное подкрепление

Теперь выберите ту модель поведения, к которой вы хотели бы прибегать как можно чаще, например выполнение физкультурных упражнений.

Начните подкреплять себя каждый раз, когда выполняете упражнения. Делайте себе небольшие подарки, или пусть вас как-то поощряет ваш партнер. Поощрением могут служить просто похвала, шоколадка и т. п. Наиболее эффективное поощрение — сам факт, что ваши успехи кем-то замечены. Поэтому постарайтесь, чтобы вы или ваш партнер всегда отмечали, что ваше поведение улучшается.

Через неделю проверьте результаты. Изменилось ли ваше поведение? Как вы относитесь к такому методу модификации вашего поведения? Задумайтесь о том, какую роль может сыграть в вашей жизни разное воздействие, оказываемое на вас наказанием и поощрением.

psibook.com

Какие факторы способствуют личному развитию, а какие препятствуют?, Основные понятия, Глава 11. Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 265. Читать онлайн

Основные понятия

...

Какие факторы способствуют личному развитию, а какие препятствуют?

Степень развития, по Скиннеру, отражает способность ослабить воздействие неблагоприятных условий и сделать более успешным контроль своего поведения. Развив мышление, мы можем гораздо лучше использовать доступные нам инструменты по предсказанию, поддержанию и контролю нашего собственного поведения.

Невежество

Скиннер подразумевал под невежеством незнание причин конкретного поведения. Первым шагом к преодолению этого состояния является признание своего невежества; вторым — изменение стиля поведения, который поддерживает существующее незнание. Необходимый шаг в искоренении невежества — прекращение использования слов в качестве научно-аналитического метода. Следующим примером Скиннер демонстрирует, как словесное описание наблюдаемого человеком поведения может раскрыть видение им причин данного конкретного поведения:

«Голодного голубя заставляли ходить по часовой стрелке, подкрепляя подобное поведение постепенным приближением корма. Студентов, наблюдавших данный эксперимент, попросили описать свое видение происходящего. Их отчеты содержали следующее: 1. Поведение голубя было обусловлено тем, что он ожидал получить за правильное поведение корм. 2. Голубь гулял по кругу, надеясь, что кто-нибудь принесет ему еды. 3. Голубь заметил, что определенная модель поведения приводит к определенному результату. 4. Голубь почувствовал, что он может получить корм именно потому что он себя ведет так, а не иначе; 5. У птицы появилась устойчивая ассоциация между ее действиями и приближением корма. Указанные точки зрения можно, соответственно, представить следующим образом: 1. Поведение голубя подкреплялось с каждым правильным действием. 2. Голубь шел по кругу до тех пор, пока кормушка не приближалась в очередной раз. 3. Определенное поведение приводило к определенному результату. 4. Еда давалась голубю, если он совершал требуемое действие. 5. Щелчок устройства, раскрывающего кормушку, временно обусловливал поведение голубя. Все эти утверждения описывают разного рода подкрепления. Выражения «ожидал», «надеялся», «наблюдал», «чувствовал» и «ассоциировал» находятся за пределами возможности описания поведения голубя. Реально наблюдаемое действие было предельно понятно: с каждым разом голубь все более умело выполнял задание; но не это описывали студенты» (Skinner in: Wann, 1964, p. 90–91).

Это лишь один из многих примеров, к которым прибегал Скиннер, стремясь показать людям, что устоявшаяся традиция мыслить, оперируя надуманными объяснениями, мешает увидеть реально существующий, живой и конкретный мир.

Функциональный анализ

Функциональный анализ — это исследование причинно-следственных связей. Он рассматривает все стороны поведения как функцию определенных обстоятельств (переменных), которые можно описать физическими терминами. Таким образом, поведение и его причины можно определять, не прибегая к надуманным объяснениям.

«Когда мы наблюдаем человека, расхаживающего по комнате, открывающего ящики стола, заглядывающего под стопки газет и так далее и тому подобное, мы можем описать его поведение объективными терминами: «Сейчас он в такой-то части комнаты; он взял книгу большим и указательным пальцами правой руки; он поднимает книгу и наклоняет голову так, чтобы увидеть все, что находится под книгой». Мы можем также интерпретировать его поведение или «вложить в это поведение смысл», сказав, что «человек что-то ищет» или, еще конкретнее, что «он ищет свои очки». То, что мы добавили от себя, не является описанием поведения, это лишь умозаключения по поводу причин, в определенной мере ответственных за данное поведение. Положение не изменится, даже если мы спросим этого человека, что он делает, и он ответит: «Я ищу свои очки». Это не описание поведения, это лишь описание причин этого поведения; его слова эквивалентны фразам: «Я потерял свои очки», «Я перестану делать то, что делаю, как только найду очки» или «Когда я делал это в прошлом, я нашел свои очки»» (Skinner in: Fabun, 1968, p. 18).

Точное описание поведения помогает нам делать правильные предсказания будущего поведения и усовершенствовать анализ подкреплений, приводящих к этому поведению. Чтобы понять самих себя, мы должны признать, что наше поведение не является ни случайным, ни произвольным, но представляет собой целенаправленный процесс, который может быть описан в тех условиях, в которых он происходит.

Скиннер говорил, что объяснения, основанные на таких терминах, как воля, воображение, интеллигентность или свобода, не функциональны. Они, скорее, скрывают, чем проясняют причины поведения, так как не описывают происходящее объективно.

Наказание

Наказание не дает информации о том, как что-то можно сделать правильно. Оно не соответствует запросам ни того человека, который налагает наказание, ни того, который наказанию подвергается. Таким образом, оно препятствует развитию человека. Сделав ошибку, люди хотят знать, как ее можно исправить, или хотя бы, как принять правильное решение в следующий раз. Студентам часто возвращают их контрольные работы, и они узнают, на какие вопросы ответили неправильно. Других объяснений не дается; правильное решение не становится более очевидным. В подобных ситуациях студенты могут почувствовать, что им просто мешают учиться. Нередко Скиннера понимали неправильно, но он твердо настаивал против применения физических наказаний в семьях, школах и социальных институтах и в то же время вполне допускал моральное порицание.

Наказание не приносит положительного результата — это означает, что пресеченное подобным способом поведение, как правило, не исчезает. Если не последовало дальнейшего обучения, «наказанное» поведение возвращается либо в скрытом виде, либо в сочетании с другим. Новое поведение или будет направлено на то, чтобы избежать грозящее наказание, или может стать местью тому, кто наказание налагал. Чем больше преподаватель использует различные наказания, тем с большими проблемами в поведении своих учеников он столкнется. Результаты пребывания преступников в тюрьме говорят о неэффективности методов наказания. Тюремная жизнь наказывает заключенных за их предыдущие деяния, но редко учит преступника удовлетворять свои нужды более социально приемлемыми путями. Заключенные, не научившиеся новому поведению, после освобождения, оказавшись в тех же условиях и подвергаясь тем же искушениям, с большой вероятностью повторят свой проступок. Высокий процент рецидивистов, попадающих в тюрьму по несколько раз, подтверждает это наблюдение.

С тем же связана и другая проблема: наказание избирательно подкрепляет модель поведения наказывающего.

«Так, надсмотрщик принуждает рабов трудиться, хлеща плетью при каждой остановке; продолжая работать, рабы тем самым избегают порки (и посредством этого невольно подкрепляют для надсмотрщика использование плети). Родители «пилят» ребенка до тех пор, пока он не выполнит задание; выполняя задание, ребенок избегает дальнейших упреков (а у родителей закрепляется подобный метод воздействия). Шантажист пугает разоблачением до тех пор, пока жертва не заплатит требуемую сумму; заплатив, жертва избавляется от угроз (но подкрепляет подобную практику поведения со стороны шантажиста). Учитель угрожает своим ученикам телесным наказанием за невнимательность; внимательно слушая, ученики избегают подобной опасности (но поведение учителя подкрепляется). Сделанное в той или иной форме заявление о намерении контролировать поведение других нежелательными для них действиями — широко распространенная схема социального взаимодействия. Она присутствует в религии, в управлении, в экономике, в образовании, в психотерапии, в семейном быту» (Skinner, 1971, р. 26).

Скиннер делает вывод, что, хотя и есть смысл изредка использовать наказание для подавления в высшей степени нежелательного поведения или поведения, могущего привести к травмам или смерти, тем не менее гораздо более предпочтительным является подход, создающий определенные условия, в которых вырабатывается иной, новый стиль поведения и этот стиль, являясь социально приемлемым, быстро заучивается и закрепляется.

Для размышления. Наказание и подкрепление альтернативного поведения

Часть 1. Наказание

Выберите особенность своего поведения, которую вы хотели бы исправить. Например, вы регулярно опаздываете на уроки, занимаетесь на лекциях посторонними делами, переедаете, поздно ложитесь спать или грубо разговариваете. Если вы женаты или замужем, если вы живете с кем-нибудь или у вас есть сосед по комнате, то каждый может выбрать какую-то дурную привычку и помочь другому избавиться от этого недостатка.

Наказывайте себя или попросите партнера наказывать вас каждый раз, когда возникает нежелательное поведение. Наказанием может служить оскорбление («Эй, свинья! Ты снова обжираешься!»), лишение какого-нибудь удовольствия или какое-то другое неприятное действие. Самое простое наказание — введение определенной суммы штрафа за каждое проявление запрещенного поведения. Накопившиеся деньги могут идти на благотворительность. (Разновидностью наказания может стать выплата этих сумм партнеру, таким образом он будет вознаграждаться каждый раз, когда вы наказываетесь. Это заставит вашего партнера быть более бдительным.)

Через неделю проверьте результаты.

Часть 2. Позитивное подкрепление

Теперь выберите ту модель поведения, к которой вы хотели бы прибегать как можно чаще, например выполнение физкультурных упражнений.

Психология bookap

Начните подкреплять себя каждый раз, когда выполняете упражнения. Делайте себе небольшие подарки, или пусть вас как-то поощряет ваш партнер. Поощрением могут служить просто похвала, шоколадка и т. п. Наиболее эффективное поощрение — сам факт, что ваши успехи кем-то замечены. Поэтому постарайтесь, чтобы вы или ваш партнер всегда отмечали, что ваше поведение улучшается.

Через неделю проверьте результаты. Изменилось ли ваше поведение? Как вы относитесь к такому методу модификации вашего поведения? Задумайтесь о том, какую роль может сыграть в вашей жизни разное воздействие, оказываемое на вас наказанием и поощрением.

bookap.info