Факторы формирования. Факторы формирования способностей (стр. 1 из 2)

Глава III. Факторы, определяющие развитие. Факторы формирования


Факторы формирования способностей

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова»

Контрольная работа по психологии

на тему « Факторы формирования способностей»

Выполнила:

студентка Хоменкова Ольга Николаевна

факультет ПиПД ОЗО (3 года обучения)

1 курса группа «В»

Адрес: ул. Ильющенко, д. 39, кв. 12

г.п. Корма Гомельская область

247173

тел. 80233722493

Могилев, 2011

ПЛАН

Введение . 3

1 Происхождение способностей . 5

2 Факторы формирования способностей . 6

3 Уровни развития способностей . 9

Заключение . 10

Список использованной литературы .. 12

Психология способностей является одним из разделов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо конкретного дела, достижением высокого результата в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, предполагающая раскрытие им в жизни своего потенциала, немыслима без развития способностей. Многие учёные обращались к исследованию рассматриваемой проблемы.

Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн охарактеризовал способность как сложную синтетическую особенность личности, «которая определяет её пригодность к деятельности». Её основу, по мнению учёного, составляют «специфические качества, которые требуются для определённой деятельности и через посредство её могут сформироваться на базе тех или иных задатков».

Н.В. Кузьмина считала, что способности – это «индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней».

Исследователь способностей Н.С. Лейтес определял способности как «особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

Большой вклад в понимание психологической природы способностей внёс Б.М. Теплов. На его взгляд, способности представляют собой «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, но не сводящиеся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряд взаимосвязанных способностей. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы (возмещены за счёт усиленного развития других, а также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается.

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам это не означает, что они никак не связаны с ними. От способностей зависят лёгкость и быстрота приобретения знаний, глубина и прочность овладения способами и приёмами соответствующей деятельности. Приобретение всего этого содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

В качестве способностей могут выступать и свойства индивида (развитость познавательной, эмоциональной и волевой деятельности), и отношения личности (увлечённость, сознание долга, интерес, т.е. направленность личности). Способности характеризуются также своеобразием индивидуальных приёмов или индивидуальным стилем деятельности.

Чем обусловлены способности? Какова их природа? Ответы на данные вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, ведь если признать, что способности полностью определяются «божественным даром», то и необходимости особенно стараться нет, создавая условия для детей, - кому суждено, сам «пробьёт» себе дорогу. Другая крайняя позиция, согласно которой все люди имеют равноценный потенциал и при желании можно развить любую способность, часто опровергается самой жизнью.

Один из самых сложных вопросов психологии - это вопрос о происхождении способностей. В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.

1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года, у Гайдна - в четыре, Рафаэль показал себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике проявил в четыре года и т. д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты их повторения у потомков выдающихся людей, например, существуют одаренные семьи или целые династии: Бахов, Дарвинов и др.

2. Теория приобретенных способностей. Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания.

В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей.

На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.

Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Они являются природными предпосылками.

Задатками могут быть такие свойства нервной системы, как степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур или специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению и т. д.

Однако наукой еще не установлено, в какие именно способности воплотятся задатки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Это означает, что на основе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от характера соответствующей деятельности. Например, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога и др. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих именно данного анализатора, а особенности речевых центров мозга проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми центрами, и т. д.

Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Задатки создают возможности для развития способностей.

Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания , а также в особенностях культуры.

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.

Влияние культуры на развитие способностей также имеет немаловажное значение. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: «Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам».

mirznanii.com

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

1.Общественно-политическая ситуация в стране -ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.

2.Экономическая ситуация в обществе - баланс между уровнями технического и социального развития.

3.Уровень жизни населения - баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.

4.Организация жизни населения - система бытового и медицинского обслуживания.

5.Социально-демографические факторы - удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.

6.Региональные факторы -уровень экономического и технического развития региона.

7.Этнические факторы - наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.

Факторы микросреды -это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

1.Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

2.Субъективные (социально-психологические факторы):

а) формальная структура — характер официальных и организацонных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов

группы;

б) неформальная структура - наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию)

создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность. Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной фирме, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность - неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недовольны отдельные работники своим статусом, заработной платой,

studfiles.net

Глава III. Факторы, определяющие развитие

ЛИЧНОСТИ

3.1. Понятие «фактор» и «условие» развития

Проблема факторов, определяющих развитие личности, одна из сложных, которая решается представителями многих наук. Человек рождается как биологическое существо, и ему предстоит пройти большой путь развития для того, чтобы стать личностью.

Для того, чтобы грамотно организовать педагогический процесс, важно понять причины и источники, определяющие развитие ребенка, а также особенности их влияния и взаимодействия. Развитие личности ребенка обусловлено действием определенных факторов и условий.

________________________________________________________________

Усвоение понятий

Фактор - от латинского «делающий», «производящий» - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая характер или отдельные его черты (156, с. 1391).

Условия развития - это те обстоятельства, которые создаются педагогом в целях благоприятного развития личности ребенка (например, такими условиями могут быть новые учебные программы, новая структура урока, тип обучения и т. п.).

________________________________________________________________

К числу факторов, определяющих развитие личности, многие педагоги относят наследственность, среду, воспитание (обучение) и активность самой личности.

Следует отметить, что проблема факторов развития личности во многом проблема таких наук, как физиология, генетика, нейрофизиология, нейропсихология, биохимия, психология, социология, социальная психология и др. Педагогической данная проблема становится тогда, когда перед воспитателем встают вопросы:

Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое содействие педагога не принесет желаемых результатов?

Насколько возможно изменить "природу" человека и "среду" его развития? И нужно ли это делать?

Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?

Насколько воспитание значимо для развития личности?

Ответ на эти вопросы зависит от решения другого вопроса: Какое значение имеет каждый фактор в развитии личности?

3.2. Проблема ведущего фактора в развитии

На протяжении многих лет представителями разных наук ведутся дискуссии по проблеме ведущего фактора в развитии личности, в ходе которых высказываются разные позиции.

I. Процесс развития определяется БИОЛОГИЧЕСКИМИ факторами (биогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

  • процесс развития личности понимается как созревание (вызревание) свойств и особенностей ребенка, заложенных в его генотипе; генотип ребенка определяет всё его последующее развитие;

  • отрицают идею активности личности в собственном развитии, считая, что личность формируется по изначально заложенной программе.

Ш. АУЭРБАХ (генетик, Германия, 60-е гг.): "Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высоко интеллектуальными людьми даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения" (6, с. 149-150). "Человек начинает жизнь, имея на руках гены, как игрок, начинает партию, имея на руках карты. Иногда раздача может быть такой плохой, что трудно ожидать даже умеренного успеха. Еще реже она бывает столь превосходна, что для достижения успеха не требуется никаких стараний" (6, с. 158).

Д. АДАМС (генетик, США, 60-е гг.): "Наследственность проявляет себя задолго до того, как начинает действовать фактор воспитания, поэтому последнее не в состоянии изменить что-либо. В процессе воспитания можно лишь сообщить учащимся полезные сведения, но и для этого нужно опираться на генетику" (Цит. по 119).

Если мы согласимся с тем, что наследственность - ведущий фактор развития личности, то воспитание оказывается бессильным перед жесткими законами природы. Это должно означать, что суть воспитательной деятельности состоит в том, чтобы ИЗУЧАТЬ наследственный фактор и СОЗДАВАТЬ адекватные ему условия развития (определенные типы школ, учебные программы и т. п.).

II. Процесс развития личности определяется СОЦИАЛЬНЫМИ факторами (социогенетическое направление в науке). Для этого направления характерны следующие положения:

  • социокультурное развитие ребенка происходит посредством его «соприкосновения» со средой и освоением этой среды; в этом смысле социальная среда становится действенным фактором развития ребенка;

  • обусловленность развития социальными условиями, которые фатально предопределяют судьбу человека и формирование его личностных качеств;

  • развитие личности понимается как результат прямых воздействий окружающей среды. Человек - "слепок среды", чтобы его изучить, достаточно проанализировать структуру его среды: какова окружающая среда, такова и личность, формы ее поведения, пути ее развития;

  • все люди от природы обладают одинаковыми природными возможностями. Кем и каким станет человек зависит от условий его развития (например, А. С. Пушкин при иных условиях мог бы стать математиком, а Н. И. Лобачевский - композитором). Отрицают само понятие " индивидуальные различия личности";

Ниже мы приводим суждения, в которых в той или иной мере отразились данные положения.

ДЖ. ЛОКК (философ, Великобритания, 1632-1704): "Ум младенца - это "tabula rasa" ("чистая доска"), на которой окружающая среда в течение всей жизни пишет свои замысловатые письмена. Ребенок пассивно воспринимает "сигналы" среды, которая придает ему, как скульптор куску глины, определенную форму. ... Если же (дети) воспитываются в дурной среде, никакие правила в мире и никакие мыслимые меры исправления не в состоянии будут их отшлифовать. Ибо Вы должны признать за несомненную истину, что какие бы наставления Вы не давали и какие бы уроки благовоспитанности не вдалбливали им каждый день, самое большое влияние на их поведение будет оказывать общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят. Дети (да и взрослые люди) в большинстве случаев руководствуются в своих поступках примером. Мы все в некотором роде хамелеоны, которые всегда принимают окраску окружающих предметов, и нечего удивляться этому в детях, которые лучше понимают то, что видят, чем то, что слышат" (69, с. 128, 457-458).

Р. ЗАЙНЕК (психолог, США, 70-е гг.): путем математических расчетов доказывал, что количество детей в семье оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Чем меньше детей в семье, тем выше уровень их интеллекта (38).

Если мы согласимся с этой точкой зрения, то должны признать, что ответственность за развитие ребенка лежит на обществе, на школе, на семье и на воспитателях только в той мере, в какой они смогли создать благоприятную для развития среду.

III. БИОСОЦИОЛОГИЗАТОРСКОЕ направление - развитие обусловлено единством биологических и социальных факторов. Биологическая природа выступает как предпосылка развития и формирования личности, а среда выступает как необходимое условие для ее проявления.

У. ФАУЙЛЕР (США, 60-е гг.): "Споры о биологическом и социальном, продолжающиеся на всем протяжении истории, вспыхивают и утихают, но никогда не угасают... Сегодня дебаты не идут так прямолинейно, как прежде: или наследственность, или среда. Современная постановка вопроса подобна мосту между этими крайними позициями и заключается в следующем: фенотип есть продукт, творимый в процессе совокупного взаимодействия генотипа и стимуляции среды..." (Цит. по 119).

IV. Ведущим фактором в развитии личности является ВОСПИТАНИЕ. Ранее эта точка зрения была уже представлена во введении данного пособия в суждениях Гельвеция, И.Канта, Плутарха. Вот некоторые положения, доказывающие справедливость данного подхода:

  • воспитание воздействует на биологическую природу человека и совершенствует (возможно, изменяет) ее;

  • посредством воспитания возможно изменение негативных условий в семейной и школьной среде; от педагогов (родителей) зависит организация благоприятной воспитательной ситуации развития ребенка;

  • воспитатель может оградить воздействие негативных условий на процесс развития личности;

  • организуя процесс перевоспитания, воспитатель может помочь искоренению недостатков в личностном развитии, разрешению противоречий и конфликтов;

  • воспитатель оказывает содействие личностному развитию ребенка, поддерживает проявление его индивидуальности;

  • от воспитателя зависит развитие навыков самовоспитания, активизация его деятельности;

  • зная физиологические и психологические закономерности развития личности, воспитатель сумеет вовремя организовать необходимое по форме и содержанию воздействие и т.д.

Если мы признаем воспитание ведущим фактором развития личности, то признаем и другой факт - всю ответственность за результаты развития ребенка (и его достижения, и его негативные характеристики) несет только воспитатель.

V. Личность сама себя воспитывает и формирует, а потому ее АКТИВНОСТЬ и степень заинтересованности в собственном развитии выступает ведущим фактором ее развития. Мы уже знакомили Вас с высказываниями М.Монтессори, Ж.-П.Сартра, Л.Н.Толстого. В защиту высказываются следующие положения:

  • ребенок рождается, имея уже свой опыт внутриутробного развития: это во многом определяет его реакцию на все, что происходит вокруг него;

  • одни и те же впечатления, которые получают дети, по-разному отзываются в личном опыте каждого ребенка;

  • человеку всегда присущи свои интересы, склонности и особенности, желания и настроение, мотивы - все это определяет его активность;

  • выделена закономерность в процессе развития личности: внешние воздействия оказывают влияние на процесс развития личности по мере активности самой личности, т. е. от активности личности в конечном итоге зависит результат воспитательного воздействия и т. д.

Разделяя эту точку зрения, педагог снимает с себя всю ответственность за результаты развития ребенка, считая, что ребенок развивает себя сам, и нет особой нужды в специально организованных усилиях со стороны педагога.

Но стоит ли размышлять о ведущем факторе развития личности?

Нам думается, что стоит, так как решение данного вопроса позволяет определить и обосновать ВОЗМОЖНОСТИ воспитательного процесса, его ЗНАЧИМОСТЬ для процесса развития, меру активности педагога в решении проблем развития личности ребенка.

________________________________________________________________

studfiles.net