В статье рассматривается тема самопознания и этапы. Очерчиваются этапы самопознания на пути человека к самому себе, через внешние определения. Стратегии самопознания рассматриваются как способы использования дискурсивных концептов, существующих в культуре, с целью самоопределения. Самопознание -это абсолютно новый предмет для казахстанских школ. О его введение говорили несколько лет подряд. И этот предмет стал любимым для многих детей. Отчасти и потому, что оценки за него не ставят. На уроке школьников учат самовыражаться и находить в себе многие интересные качества.
Искаков Ерлан Сагиевич
учитель общественных дисциплин,
КГУСО школа-лицей №7,
г.Семей, ВКО
Этапы самопознания
Этапы самопознания безграничные, но и многогранные, многоуровневые. Вы можете задать вопрос почему, ответ на этот вопрос, я думаю так, человек проживает определенные годы жизни, на основе приобретенных знаний, жизненного опыта (общение с людьми; бытовой, социально-психологический и других).
Самопознание, а точнее сказать этапы самопознание с учетом возрастных, социальных особенностей являются как бы лестницей, социальным лифтом человека, который может либо подыматься, либо опускаться. Конечно, на сознание человека влияет много факторов. Во время детских и юношеских лет человек подпадает под влияние взрослых, родителей других родственников, близких. В зрелом возрасте он старается сам осознанно принимать решения, совершать поступки. Стратегия самопознания рассматривается как цель самоопределения.
Самопознание это понятие значения и многогранности («жизни») в поиске смысла жизни.
Этапы самопознания можно разграничить на три большие фазы:
сбор первичного материала;
накопление и апробация информации;
применение, использование.
Безусловно, каждая из трех фаз самопознания имеет этапы осмысления, самоопределения, представления, самооценки, самоотчет, само восприятие.
Смысл жизни в понятии о человеке, является стержневой основой в самопознании самого себя. И здесь важное место занимает социальная психология…, так как человек,- это не только плоть, но и душа, которая имеет большие потребности.
Этапы самопознания будут как бы гарантией (правильных ) действий человека, для его пользы и его окружения, на основе его духовности и нравственности.
Человек стремится свою жизнь сделать более счастливой, любым доступным ему способом или средством. Однако люди должны понимать, что можно достичь все это только благодаря труду на благо других людей.
В нашем самопознании, ни одна тысяча «Я», каждая «Я» олицетворяет свою идею или состояние, некоторые «Я» постоянны, чем другие. Но если мы, понимая ситуацию, начинаем самокритично смотреть на свое «Я», то чаще всего поиск смысла жизни будет более успешным и осознанным, полезным, как для себя, так и для окружающих.
Важной особенностью каждого человека, которая отличат его от примитивного разума, является умение познавать самого себя. Самопознание как компонент самосознания – обязательное условие которое гарантирует вам возможность создать собственную личность, гармонирующую с окружающим миром. Знание своих физических, а также духовных ресурсов, способствует и развивает навыки контроля своего характера: умение скрыть нежелательную реакцию, терпение, понимание и толерантность к тем, кто не способен понять многие вещи.
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..Сам термин «самопознание» имеет древние корни, начало которых ведет нас дорогой в глубокую античность. Впервые данное изречение было приписано греческому философу Платону в его известном трактате «Протагор».
Самопознание – самоличное изучение физических и психологических особенностей, анализ собственных чувств, эмоций. Процесс самопознания человека начинается с младенческого возраста, когда он начинает чувствовать свое тело и реагировать на окружающею среду, а заканчивается только в конце жизненного пути человека – его физической смерти.
Разумеется, процесс саморазвития был бы абсолютно невозможен без еще одного проявления важного компонента человеческой натуры – сознания. Эти термины тесно связаны, правильно даже будет заметить, что первое – это логическое продолжение второго. Сознание – это проявление высшей формы развития человека. При его активном содействии, каждый способен оценивать свою, а также деятельность отельных представителей социума, их модель общения и поведения.
Следующим термином, который будет нам необходим для изучения азов личностного развития, является «самооценка» — один з компонентов самосознания, по сути, адекватная оценка самого себя без каких-либо предупреждений. Влияние самооценки на самопознание – важный фактор. Необходимо учитывать то, что без трезвой оценки самого себя, которая исключает излишние преувеличения и принижения, личностное развитие просто невозможно. Она бывает нескольких разновидностей:
Процесс самопознания человека многоуровневый алгоритм, все звенья которого взаимосвязаны между собой. Невозможно перейти к следующему этапу, не завершив полностью предыдущий. Выделяют всего четыре уровня, или же назовем их стадиями, самопознания:
Весь этот многоликий процесс весьма динамичен – он постоянно находится в состоянии активного развития. Мы постоянно обучаемся чему-то новому, что помогает нам в дальнейшем. Это служит дополнительными инструментами в самопознании нашей личности. В конечном итоге, самопознание как компонент самосознания – всего лишь конечный продукт потребления, от которого зависим каждый.
Давая характеристику данному нонсенсу, нельзя не упомянуть его важнейшие функции, которые выражаются в самозащите внутреннего спокойствия человека. Это есть ни что иное, как устойчивость к возможным обидам, негативным факторам, которые могут нанести большой урон психологическому равновесию человека, а также внутреннему спокойствию. В том числе, следует помнить о формировании своей индивидуальной и неповторимой личности, персонального «Я» которого раньше не существовало.
Под персонализированным сознанием, т.е. «Я», понимают отличительные черты характера, харизма, ярко выраженные поведенческие модели.
Не последний фактор также влияет самооценка человека. Самопознание как компонент самосознания отличает возможность самоидентификации. наличие детских затаенных страхов и комплексов, которые на протяжении всей жизни будут мешать процессу развития в каком-либо направлении.
Пик стремления в изучении личностного роста, а также сопутствующих аспектов припал на XX век, когда на небосводе психологии крепко закрепились такие звезды как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Именно о последнем, а точнее, его знаменитой теории, пойдет сейчас речь.
Согласно теории Юнга, самопознание как компонент самосознания формируется на бессознательном уровне, включая в свою структуру стремление человека (неосознанное) к лучшему, практически совершенству. Каждый из нас мотивирован персональными убеждениями, найти логическое объяснение, которым невозможно. Мы изначально «запрограммированы» на такое стремление. Ученный утверждал, что внутренние «Я» человека, вся его индивидуальность, подвластна некой цикличности и структуре. Модель же этой структуры он вывел, основываясь на работе Фрейда – «Эго», «Личное бессознательное» и «личное сознательное».
Эго – ядро всего сознания. Включает в себя наличие таких внутренних ресурсов как: мысли, чувства, желание, эмоции и воспоминания. С их помощью индивид чувствует себя целостным, а также воспринимает себя как полноценную ячейку общества. Все эти ощущения, в особенности познание себя на таком уровне, дают шанс изучить результаты своей осознанной деятельности;
Личное сознательное – анализ текущих проблем, возможных переживаний, которые необходимо преодолеть здесь и сейчас. Сознательное нацеленное на возможность решения проблем, применяя различную тактику действий, таким образом продолжая обучение. Согласно теории Юнга, личное сознательное – это верхушка самого айсберга, которая не несет значительного дискомфорта, а скорее вызывает раздражение нерешённой проблемы. Другое дело третья составляющая.
Личное бессознательное – все ранее пережитые конфликты, эмоциональные встряски, любые другие потрясения, которые по прошествии некоторого времени забылись, но при этом глубоко укоренились в нашем подсознании. Данное утверждение схоже с фрейдовским, однако в теории Юнга скрыт более глубокий смысл. В ней сказано, что затаенные комплексы, о наличие которых мы можем даже не подозревать, могут причинить нам ощутимые неприятности. Сказываться на поведении личности в целом.
К примеру, человек, который всю свою осознанную и неосознанною жизнь стремился к власти, абсолютно не способен работать в коллективе и подчиняться приказам. Он забывает о том, что для достижения своей мечты о власти, надобно пройти все этапы развития, начиная с самых низов. Разумеется, только путем набивания шишек, он сможет осознать всю неправильность своих действий и попытаться их исправить.
Неподдельный интерес взывает также концепция архетипов, которая была разработана в рамках теории Юнга. Эти архетипы, являются набором образов, которые доказывают на практике, что самопознание как компонент самосознания, в основном действует на уровне подсознания, нежели во время анализа в целом. Мы примеряем на себя модель конкретного архетипа, который играет ведущую роль в нашем подсознании. Ведущими образами (архетипами) в его представлении были:
Анима и анимус – Юнг не призвал раздел человека по гендерной принадлежности. В его понимании, идеала и просвещения мог достигнуть только тот, кто умело сочетает в себе мужское и женское начало. В основу этого утверждения был положен миф о греческом персонаже – Гермафродите, который смог достичь полной гармонии с самим собой и ощутить всю радость жизни, слив свое тело (не только в фигуральном, но и буквальном смысле) с женщиной, таким образом познав необычайное чувство наполненности и единства.
Интроверт и экстраверт – жизненные позиции человека весьма ощутимо влияют на его способность самопознания. Их внутреннее предрасположение либо к активному содействию с социумом, либо избегая каких бы то ни было контактов с ним. Все это ощутимо сказывается готовности к личностному развитию.
К примеру интроверты – гораздо легче проходят все этапы, нежели экстраверты, поясняя все это тем, что они более расположены к глубокой задумчивости и отрешению. А вы знаете, что углубиться в себя и свои мысли необходимо на всех этапах самопознания. Поэтому самопознание как компонент самосознания более доступен интровертам, чем экстравертам. Но в то же время последние, гораздо легче и искусней идут на контакт с другими, достигая поставленных задач с помощью социума.
В завершении этой статьи хочется добавить, что полная реализация своего «Я»: стремлений, желаний, а также других факторов, и является тем конечным результатом, к достижению которого необходимо стремиться. Необходимо осознать, что индивидуальность – это неплохо – это норма. Мы не обязаны быть все как на подбор. С таким успехом, в том числе и стремлением, мы просто начнем процесс полной деградации всего человечества.
Только благодаря индивидуализации, мы способны реализовать себя как личность, примеряя на себя различные образы. Ищите свой неповторимый стиль и путь. Самопознание как компонент самосознания, помогает нам избежать штампов, раскрыть свою «ракушку», принять и полюбить себя такими какими мы есть. Вспомните, как ранее было описано влияние самооценки на готовность человека развиваться. Помогайте себе стать на уровень выше в своих стремлениях, стать немного лучше!
zazama.ru
Начнем с научного определения - что такое самопознание?Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.
Думаю, что познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.
Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице. Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.
Если рассматривать с точки зрения психологии, то выделяют три основные мотива, которые заставляют обращаться человека к самооценке: 1.понимание себя; 2.повышение собственной значимости; 3. самопроверка.
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искаженная самооценка.
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
К основным путям самопознания относят • анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми; • самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события; • самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).
Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.
Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.
Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.
Этапы самопознания
Первичное самопознание
В процессе самопознания (становления идентичности) выделяют ряд этапов. Первый этап – первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Это самопознание можно также назвать пассивным, рецептивным и конструирующим, поскольку здесь происходит «доверчивое» восприятие мнения окружающих и создание «Я-концепции», которая полностью формулируется окружающими. На пути первичного самопознания могут возникнуть «проблемы несоответствия», которые исходят как от самого человека, так и от определяющих его людей.
Кризис первичного самопознания
Поэтому рано или поздно наступает второй этап – кризис первичного самопознания, связанный с тем, что появляются несогласованные мнения о человеке, исходящие от разных людей, с тем, что появляются внутренние изменения, которые не вписываются в привычный образ «Я», и т.д. – все это приводит к «когнитивному диссонансу», требующему своего разрешения. Быть может, самопознание в полном смысле – как познание себя самим собой, а не Другим – начинается именно со встречи с опытом, который не умещается в привычную «Я-концепцию». Кризис самопознания приводит также к изменению роли Другого в самопознании. Человек уже не может опираться на Другого, на его определения, человек начинает переходит к самоопределению.
Вторичное самопознание
Таким образом, кризис самопознания инициирует третий этап – вторичное самопознание – изменение представлений человека о самом себе. Это уже активное самопознание, поскольку теперь человек определяет себя сам. Другой в данном случае выступает в качестве образца, модели, он пассивен, он используется лишь как мерка, как эталон или как подтверждающий посредник. Это уже реконструирующее самопознание, поскольку мы имеем дело с переопределением «Я-концепции», которое может состояться только на базе имеющегося представления, когда человек подвергает сомнению истинность своей привычной конструкции. Тогда он переделывает себя в соответствии со своим собственным планом.
В заключении следует сказать, что, по моему мнению, обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.
www.7chakr.ru
Введение в курс. Предмет и задачи курса. Основные понятия курса. Сущность самопознания.
Основные понятия курса (познание, самооценка, самопознание, развитие, саморазвитие, реализация, самореализация, актуализация).
Обсуждение некоторых известных идей знаменитых мыслителей. Например: «Познай себя» - Сократ. «Лучше познать всех людей вообще, чем одного человека в частности» - Ларошфуко.
Работа с основными понятиями темы, их сравнение, дифференциация.
Представление о структуре самосознания принадлежит В.С. Мухиной, которая выделяет пять ступеней в структуре самосознания. Первая ступень - имя свое, кругом которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно мыслить о себе за пределами имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает вероятность представить себя как обособленного от других уникального индивида.
Вторая ступень - притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на "хорошие" и "плохие". Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности.
Третья ступень - половая идентификация. Она включает психологическое признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане.
Четвертая ступень - психологическое час личности. Оно связано с построением субъективной картины жизненного пути, со стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем.
Пятая ступень - социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит.
Потребности и саморазвитие личности. Внутренние ресурсы человека. Самосовершенствование.
Цель самопознания. Сферы самопознания. Возраст самопознания. Семья и самопознание. Самоотношение, самооценка. Познание себя начинается в раннем детстве. Человек узнает о мире, о себе в мире. Чем больше он получает знаний, тем лучше он понимает себя, но не всегда, а при определенных условиях: когда человек обращает внимание на себя, свои мысли, чувства, т.д. Рефлексивный компонент личности. Если он недостаточно развит, человек перестает меняться (саморазвитие не происходит).
«Если бы я смог снова пережить свою жизнь, то я бы поставил себе за правило читать поэзию, любоваться живописью, слушать музыку, по крайней мере, раз в неделю. Потеря этих вкусов есть потеря счастья» (Ч. Дарвин).
У каждого человека есть образ «Я». Все, что мы знаем и представляем о себе называется образом «Я». Это совокупность представлений о себе, своих внутренних и внешних качествах. Внешнее (может проявляться ) и внутреннее (может быть осознаваемое и неосознаваемое) «Я». Внешнее и внутреннее «Я» отличаются (примеры: «считать себя уверенным человеком и быть уверенным»; «считать себя самостоятельным человеком и быть самостоятельным»).
Многогранность образа «Я» (ролевое, поведенческое, фантастическое, прошлое – настоящее – будущее, идеальное, реальное, т.д.).
«Я» - физическое. Физические данные человека. Возможность изменения и развития физических данных. Спорт. Движение. Активность.
Самоактуализация – стремление к самоосуществлению; тенденция вызвать, осуществлять то, что есть в человеке в качестве потенций, «стремление человека стать все более и боле тем, кем он способен стать» (А. Маслоу).
Самореализация – не только стремление, но и осуществление этих стремлений; это процесс и одновременно результат осуществления, исполнения человеком своих способностей, возможностей, достижение личностных смыслов, своего предназначения в жизни (Г.К. Селевко). В юношеском возрасте по-новому проявляются высшие потребности человека – в самоосуществлении, состояться как личность на своем жизненном пути. Понятие самоактуализации включает: адекватное восприятие мира и людей, своего места в мире; богатство эмоциональной сферы и духовной жизни; высокий уровень психического здоровья и нравственности; высокий уровень творческого и духовного потенциала; максимальную реализацию всех возможностей человека.
Пирамида потребностей (по А. Маслоу).
Не все люди «доходят» до высшей ступени пирамиды; зависит не только от внешних обстоятельств, но и от внутренних качеств самой личности.
Условия самореализации (по А. Маслоу):
нахождение своего дела;
креативность;
осознание достоинства своего «Я»;
демократичность в отношении себя и других;
простота, естественность;
устойчивые моральные нормы;
чувство юмора;
постоянное стремление к улучшению себя; т.д.
Утраченные возможности личности. Ситуация ее развития.
Социально приемлемые позиции.
Виды саморазвития и самореализации личности. Позитивное мышление и внутренняя гармония.
Виды саморазвития и самореализации:
учебная;
коммуникативная;
креативная;
профессиональная;
личностная;
гендерная;
социальная, т.д.
Средства и условия саморазвития личности.
Средства самореализации: самопознание, формирование самоотношения; самовоспитание; самообучение; самообразование; самодиагностика; способность к саморегуляции; самоутверждение.
Значение саморазвития для профессионального роста будущего педагога.
Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Здесь самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна стать, а не тем, кем ей навязывают стать другие, социальное окружение. Отсюда самопознание — это средство овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге — средство быть самим собой.
В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации, при которых только и возможна полнота жизни, ощущение радости жизни, осознание смысла жизни.
С позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно - позитивное, другое - негативное. Действительно, позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе. Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др.
В то же время в самом общем плане выделяются три значения, три спектра самопознания:
- для религиозного человека самопознание — это способ единения с Богом через познание в себе Божественного начала;
- на поверхностно-психологическом уровне самопознание выступает как средство наиболее полного использования своих возможностей, способностей в жизни и деятельности либо как средство управления другими людьми;
- на глубинно-психологическом уровне, который пытается вскрыть наука, самопознание - это путь обретения психического и психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.
Актуальность значения саморазвития для профессионального роста обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества к личности и деятельности учителя. Поиск содержания и методов работы, адекватных этим требованиям, детерминирует постоянное совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Эффективность профессионального обучения, успешность профессионального становления будущего педагога, в свою очередь, зависят от того, какой смысл имеет для личности профессия, как она относится к себе как к профессионалу. Если в процессе обучения в вузе студент активно и систематически занимается профессиональным самопознанием, т.е. познает себя как субъекта предстоящей педагогической деятельности, это приводит к тому, что процесс профессиональной подготовки приобретает для него личностный смысл, он раскрывает для себя возможности самореализации в будущей педагогической деятельности, что повышает эффективность его профессионального обучения.
Профессиональное самопознание, тесно вплетенное в процесс подготовки будущего педагога, будет, на наш взгляд, способствовать формированию профессиональной идентичности студента, т.е. принятию педагогической профессии как сферы самореализации личности и принятию себя как будущего профессионала.
Актуальность данного вопроса обусловлена еще и тем, что до последнего времени в педагогических вузах большее внимание обращается на специальные предметы, дающие теоретико-методическую подготовку будущего специалиста, но гораздо меньше внимания уделяется формированию его как субъекта педагогической деятельности. Это отражается на формировании "образа профессионального Я" будущего учителя, профос сиональном росте и совершенствовании его личности. Работу по формированию адекватного представления о себе как субъекте педагогической деятельности, на наш взгляд, целесообразно начинать на ранних этапах профессионального становления учителя, в процессе обучения в вузе. В этот период профессиональная Я-концепция находится в стадии формирования, поэтому студенты открыты новому опыту, новой информации о себе, более того, у них существует потребность в получении этой информации, в самопознании.
В начале профессионального обучения у студентов педагогических вузов наблюдается противоречие между представлениями о профессии педагога и ее реальной сущностью, с одной стороны, и между представлениями о себе как субъекте предстоящей педагогической деятельности и своими реальными возможностями, с другой. В ходе профессионального обучения и практической подготовки к педагогической деятельности представления о профессии и о себе как педагоге пополняются, расширяются и эти противоречия чаще всего успешно разрешаются.
Литература
См. п.1.7 №№: 1, 2, 3,4,6,9,13,15, 20, 22, 23, 37,38,39.
studfiles.net
Процесс* — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в более узком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будем рассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.
Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 5) может быть представленоследующим образом: Обнаружение —> Фиксация Анализ —> Оценка —> Принятие
Итак, вначале мы обнаруживаем в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику, например неуверенность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом, в нас есть много такого, на чем мы просто не фиксируем своего внимания, не делаем предметом анализа. Нередко значимая черта или характеристика обнаруживается человеком очень поздно, когда уже использовать ее позитивный потенциал не представляется возможным.
В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни. Бывают ситуации, когда мы, общаясь с определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате — не можем провести соответствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни. Следующий шаг — это анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т. п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, необходимо задать конкретные вопросы: в чем проявляется моя неуверенность? Во всех ли ситуациях я испытываю ее? Что является причинами ее возникновения? С какими другими качествами (тип темперамента, мягкосердечность, доброта и др.) она связана? Последовательно задавая эти вопросы и отвечая на них, мы углубляем представление о своей неуверенности и границах ее распространения.
Следующий этап — мы оцениваем то или иное качество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоенными нами образцами. В данном случае мы можем оценить себя по-разному: как очень неуверенный человек, сравнивая себя с другими людьми или конкретным хорошо знакомым нам человеком; как умеренно неуверенная личность с неуверенностью, проявляющейся только в определенных ситуациях; как уверенный человек, а неуверенность проявляется только в критических, неожиданных ситуациях и выступает, скорее, не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.
И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия мы включаем свою неуверенность в структуру Я-концепции, относимся спокойно к ее существованию, пытаемся найти в ней позитив, можем поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда мы не принимаем неуверенность, отторгаем ее (в область бессознательного), всем пытаемся доказать, что я уверенный человек, а если не отторгаем, то начинаем «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают в конфликты с другими людьми. Вообще нужно сказать, что борьба с собой — это нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с самым дорогим, что у тебя есть, т.е. ты сам. Поэтому искусство самопринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт самосовершенствования (об этом мы будем говорить в следующем разделе).
Итак, самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания? К ним могут быть отнесены следующие.
Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалог с самим собой. (В нас живет такой «болтун», который начинает «болтать», как только мы просыпаемся, а иногда проявляет себя и во сне.)
В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровне неосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе.
Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е. человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя самопознание превращается в самокопание, порождающее не объективное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.
Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Наша жизнь состоит из спокойных и кризисных периодов, из отрезков не насыщенных и насыщенных событиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. Поэтому самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя личности за короткий промежуток времени получить столько информации о себе, сколько она не получала за годы жизни до этого. Многие из этих периодов хорошо известны и изучены в психологии, сюда относятся: кризис 3 лет, когда впервые ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, формируется первоначальная социальная система Я, возникает непреодолимое желание заявить о себе, утвердиться — вспомним знаменитое детское «Я сам!»; кризис семилетнего возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как субъекта учения и у него возникает потребность оценить себя как ученика; кризис подросткового возраста, который по накалу не уступает кризису 3 лет. Подросток открывает многое в своем Я уже в контексте взаимодействия с социальным окружением, со сверстниками, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм поведения на взрослые. Существуют кризисы и у взрослых людей, например: кризис тридцати лет; кризис зрелого возраста; кризис, связанный с уходом на пенсию. Во всех этих случаях идет переосмысление жизни, фиксирование сложившегося образа Я, определение перспектив саморазвития на будущее, происходит оценка достижений и неудач.
Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожалуй, одна из самых интересных закономерностей. Она обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарные акты самосознания в виде выделения своего физического Я из окружающего мира, а вот познает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реально его личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепое пятно (вспомним «Окно Джогари»). Поэтому познать себя полностью невозможно, даже людям, обладающим выдающимися способностями в этой сфере. Например, буддистские монахи всю жизнь занимаются самопознанием и практикой самосовершенствования, но только один Будда (принц Гаутама) достиг своих пределов. У некоторых людей такое положение дел может вызвать отчаяние, ощущение бессмысленности жизни, если они не могут познать себя. Однако на самом деле это нормальный процесс, данный факт надо просто принять так же, как мы принимаем неизбежность смерти. Важно не полное познание себя, а стремление к более глубокому и всестороннему познанию, а еще важнее — адекватное использование познанного в жизни, деятельности, особенно сильных сторон своей личности.
Кроме общих закономерностей самопознания: степени осознанности, разной насыщенности, принципиальной незавершенности— выделяют и некоторые специфические особенности самопознания, которые дополняют его целостную картину.
1. Самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я—другие». С одной стороны, начиная с раннего детства человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, и вольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той или иной степени, усваивать сами способы оценивания. С другой стороны, ребенок сам приобретает опыт оценивания других, вначале повторяя оценки взрослых, а затем и формулируя их самостоятельно. Тем самым он учится сравнивать себя с другими, через систему взаимооценок начинает постепенно постигать собственное Я, у него формируются первоначальные представления о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличия от других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я— Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. Здесь он уже анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики. То есть самопознание начинает работать как самостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать и принимать познаваемое в себе. Справедливости ради следует отметить, что первый этап сохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второго этапа и не утрачивает своего значения.
2. Интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интровер-сия. Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире. Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии—интроверсии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности о влиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.
3. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не- сводятся. Способности к самопознанию — это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этих способностей люди значительно различаются друг от друга: одни постоянно занимаются самопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни и деятельности; другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны и фрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т. е. не соответствуют действительности. Как часто мы встречаемся с людьми с завышенной или заниженной самооценкой, придумавших себя, не способных, в силу этих причин, правильно строить свои отношения с миром, социальным окружением. Но, как и всякую способность, способность к самопознанию можно развивать. Что для этого необходимо? Прежде всего формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциал основных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучаться специфическим приемам самопознания — самонаблюдению, самоанализу, самомоделированию и др.; использовать различные средства самопознания: чтение художественной литературы, изучение психологии, ведение дневников и т.д.
psyera.ru
В развитии самопознания можно выделить несколько этапов. Оно начинается в раннем детстве, когда ребенок учится отделять себя от физического мира, через окружающих его людей (первичное самопознание), одновременно ощущая себя как часть небольшого, камерного мира. Этот мир – семья, и ребенку поначалу трудно отделить себя от этой микрогруппы. Именно поэтому малышам кажется, что мир создан для них и вращается вокруг их интересов. Затем происходит кризис первичного самопознания, когда появляются изменения, не вписывающиеся в привычный образ «Я». Наконец, в подростковом возрасте наступает третий этап – активного самопознания – в ходе которого человек осознает свое "духовное Я", нравственные качества.В жизни подростка самопознание оформляется в извечные вопросы: «Все ли со мной так?», «Какой я?», «Чего я хочу?». Это период становления личности, осознания своих способностей и характера. С поиска ответов на эти вопросы начинается процесс самосовершенствования. Этот процесс стимулируется активным усвоением культурного опыта предшествующих поколений в решении этических и иных жизненных проблем. С этого этапа начинается осознание внутреннего мира.Первые шаги на пути к самосовершенствованию – анализ собственного внутреннего состояния, поступков и своей реакции на поступки и поведение окружающих. Это приводит к тому, что человек постепенно определяет для себя некие идеалы, нравственные образцы, которым он хотел бы соответствовать. На некоторых этапах самосовершенствование невозможно без недовольства собой, переоценки каких-то понятий, в отдельных случаях – даже угрызений совести. Если человек окажется не готов к этому, могут возникнуть внутренние и даже внешние конфликты.
-
И поблагодори...
Оцени ответ
shkolniku.com
Этапы самопознания
Первый этап: Мои главные потребности и ведущие интересы
Второй этап: Я в социальном пространстве
Третий этап: В какой сфере деятельности я профессионал, мастер своего дела
Четвертый этап: Что я должен делать, чтобы открыть и реализовать свое предназначение
Первый этап
Цель этого этапа - переход из своего самодостаточного мира в социальное пространство не наблюдателем со стороны, а определившимся участником всех процессов. Участие в этих процессах определяется нашими личными потребностями и интересами. Не начав двигаться в понимании своих интересов, куда-то двигаться в социуме осознанно невозможно.
На первом этапе возникают трудности с пониманием, что же от меня хотят?
Только одного - сделать первый шаг в самопознании.
Вы отличаете желания от потребностей?
Желание – я хочу нечто иметь и хочу кем-то быть. Потребность – это моя нужда в чем-то и в ком-то.
Для удовлетворения своих желаний, что я делаю? Прошу, требую, вымогаю, краду. В детстве каждый из нас это делал и делает в любом возрасте, только иначе. Повзрослев, мы можем сами зарабатывать деньги и с удовольствием их тратить.
В своих желаниях мы всегда во многом мечтатели.
Хочу быть. Мечты уносили нас во все сферы и высоты, но волшебник не приходил.
Не могу быть, так хотя бы казаться: взрослым, стильным, успешным, «крутым» во множестве вариантов.
Кажимость иллюзорна и распознается очень легко. Подростки с сигаретой и бутылкой пива хотят показать свою самостоятельность и независимость. Взрослые демонстрируют свои достижения в жизни множеством способов. Если б они знали, что они демонстрируют. Кажется, так просто подумать: если я вижу их насквозь, так и они видят во мне не то, что я демонстрирую.
Для удовлетворения потребностей своих и своей семьи я должен работать, приобретать необходимые товары, создавать условия для нормальной жизни. Мечты уходят, приходят заботы. Хочу заменяется словом надо.
Надо очень многое. А, чтобы не разорваться, надо разобраться со своими потребностями, не только с материальными, но, прежде всего, со своими социальными потребностями и интересами.
Между «казаться» и «быть» большое поле для осознания.
Что надо осознавать?
Возраст. Помогите подростку понять, что в основе его «глюков» лежит жажда самоутверждения, что от желания казаться кем-то приходят привычки, переходящие в страсти (различного рода мании) и приводящие к зависимости, а не самостоятельности и свободе выбора.
Помогите пожилому человеку, который себя «списал» в ненужного никому человека или, наоборот, влезает в ваши дела со своей «помощью».
Помогите себе пониманием собственных намерений и целей с высоты своего возраста.
Свои личные потребности и интересы. Осознать – значит выделить главные на сегодняшний день и понять, откуда они взялись. Вы знаете, что вы делали в своей жизни до настоящего момента, а знаете ли вы, что делали и делают с вами?
Воспитывали: учили, требовали, заставляли, просили, уговаривали, хвалили, наказывали, награждали… И воспитывают до сих пор все, кому не лень.
Мною руководят, меня призывают, заманивают, развлекают, обманывают …
Разберитесь, в чем вы – продукт социума, раб обстоятельств и собственных страстей, а где вы хозяин своих способностей и талантов. Возможно, с этим легче будет разобраться на следующих этапах самопознания.
Рекомендация читателю: Прочитали – отбросили. Прочитали – подумали – отбросили. Подумали – что-то уяснили – записали. Через какое-то время снова прочитали и т.д.
Мы надеемся на ваше участие в проекте, потому будем ждать ваших рассуждений, предложений, вопросов по всем этапам самопознания.
Второй этап
Между «казаться» и «быть» большое поле для осознания. Между «говорить» и «делать» - еще больше. Вот почему на втором этапе предлагается поработать со своими представлениями о социуме, о том окружении людей, в котором мы живем; о процессах, происходящих в социуме; о деятельности людей и своем личном участии в этой деятельности.
Трудности второго этапа связаны с пониманием смыслов в предлагаемых текстах.
Мы используем некоторые понятия, смысл которых не берется из энциклопедий и справочников. Для участников нашей группы использование таких понятий как: соорганизация, самоопределение, позиция, мыследеятельность и другие не вызывают трудностей, потому что мы их применяли в нашей совместной работе. Мы не спорили по поводу определений и содержания этих понятий, каждый из нас использовал их со своим субъективным пониманием, что не мешало нам понимать друг друга.
Я использую в своих текстах много понятий, смысл которых не для всех понятен. Но я надеюсь, что эти понятия всеми участниками интуитивно будут понятны в контексте с другими понятиями в процессе совместной работы. А нужны они для уточнения представлений о социальном пространстве и своем положении в нем.
Наши представления о социуме слишком расплывчаты благодаря множественности образов, связанных с нашим жизненным опытом. Понятийные модели помогают оформить наши представления, если мы через призму этих понятий начинаем рассматривать свою деятельность в социуме.
С рождения мы вступаем в мир людей и проходим за несколько лет все этапы истории человечества (три первых уровня становления деятельности) благодаря коммуникациям, теснейшим связям, отношениям и общению с другими людьми. Слово – первое и главное средство общения между людьми, средство выстраивания отношений и приобщения человека к культуре, выработанной многими цивилизациями за тысячелетия своей истории.
Наши слова – это тоже действие, которое может быть всем: музыкой или скрежетом, правдой или ложью, инструментом в совместной деятельности или мыльными пузырями.
У каждого человека свой арсенал слов, обслуживающий его коммуникации со всеми сферами и во всех ячейках социума. В каждой сфере деятельности есть своя профессиональная терминология для обмена специальными знаниями и опытом, для организации совместной работы в рамках этой сферы. В различных социальных группах имеется свой сленг или своя «феня» для проявления своей принадлежности к этой или иной группе. Это искусственные языки постоянно меняющиеся, слова таких языков не имеют внутренней силы.
Сила слова проявляется тогда, когда это слово принадлежит языковой культуре народа, из которого ты вышел, и когда оно произносится искренне. Мы часто говорим одно, а делаем другое. Эта фальшь не укрывается от восприятия даже ребенка.
Действия человека можно распознать и без понимания слов: по интонации, мимике, жестам, по восприятию его эмоциональной энергетики.
Если группу людей, владеющих различными языками (каждый владеет только своим языком), поместить на изолированном от социума острове, то через некоторое время будет выработан общий язык, необходимый для совместной борьбы за выживание.
В моих текстах с понятийными схемами я применяю свои понятия. Ни одного нового слова, как и специальных терминов в этих текстах нет, я взял общеупотребляемые термины различных наук, но за ними стоят мои личные представления и образы, поэтому они мои понятия.
Эти тексты и схемы нужны пока только мне, для удержания замысла как целого. Если вы начнете их частично применять для собственного самоопределения в социальном пространстве и найдете себя в различных сферах деятельности, то можно считать, что второй этап самопознания начат.
Самоопределение в социальном пространстве – это ответ самому себе о себе на вопрос: кто я преимущественно (иждивенец, батрак, наемный рабочий, управляющий или хозяин) в своей семье, социальной группе, в производственном коллективе, в местном сообществе, в регионе.
Профессиональное самоопределение дает ответ на вопрос: кто я в каждой сфере деятельности (аграрная, промышленность и строительство, просвещение и культура, здравоохранение, политика и управление, услуги, наука, искусство): потребитель, любитель, неформал, специалист, профессионал.
Третий этап
Знать и уметь. Между знанием и умением еще большее пространство, чем между быть и казаться, между словом и делом.
Я заявился профессиональным ученым, так как выработал свои средства познания и, благодаря этим средствам, имею возможность вырабатывать новые знания о многих процессах и явлениях. Кроме того, я разрабатываю средства познания для других сфер деятельности и средства познания для конкретного человека.
Как средство познания своих потребностей и интересов предложена матрица для выявления человеком своих основных потребностей и интересов, которые ведут человека по жизни. И для анализа динамики этих потребностей и интересов, чтобы понять себя (куда же я качусь по жизни), лучше понять своих детей и окружающих нас людей.
Эта матрица – достаточно простая схема классификации. Любая классификация - всего лишь средство описательных наук, например, географии, геологии или биологии. Классификация помогает нам различить объекты познания.
Применить матрицу потребностей и интересов к себе лично – значит превратить информацию, заложенную в матрице, в знание, а, затем, и в умение.
Средства превращения информации в знания и, далее, в умения вырабатывает сфера просвещения и культуры в виде образовательных методик и создания условий для приобщения человека к ценностям цивилизации. В этой сфере я не профессионал и не специалист, а только дилетант-любитель. Поэтому и не могу передать знания и средства познания другим людям.
По своему опыту я знаю, что информация становится знанием в процессе ее усвоения (присвоения, потребления). Информацию нужно не только и не сколько запоминать, а воспринимать, переживать и перекладывать на свой индивидуальный язык образов, представлений, понятий.
Наука описывает множество человеческих потребностей от индивидуальных до общечеловеческих. Наука говорит, что потребности воспроизводятся в процессе потребления, существенно меняются с возрастом и формируются под влиянием множества факторов. Важно знать и то, что семья закладывает основы культуры потребления.
Наука сформулировала закон возрастания потребностей. Мы видим, как рынок множеством способов стимулирует рост наших материальных потребностей, как формируется общественное мнение по поводу потребностей государства в вооружении и других фальшивых потребностей общества, ведущих человечество к гибели.
Всеобщий закон подчинения низшего высшему говорит нам о том, что духовные потребности как высшие потребности человека, подавляют страсть человека к вещам, комфорту и развлечениям, то есть к прожиганию своей жизни. Высшие потребности руководят эмоциональными и социальными потребностями. Карьера любой ценой, власть, богатство, престиж не являются ведущими потребностями людей, живущих по совести, ставших на путь духовного роста.
Для осмысления своей деятельности предлагается понятийная модель «система деятельности», применение которой дано в краткой характеристике сфер деятельности. К сожалению, ни в одной сфере деятельности нет строгого представления о своем предмете. Поэтому во всех сферах очень мало профессионалов, которые бы целенаправленно разрабатывали средства деятельности для специалистов этих сфер. Только сфера промышленности и строительства знает свой предмет, так как предметное поле этой сферы конкретно осязаемо и видимо. Множество отраслей промышленности создают средства для других отраслей промышленности и строительства, а также для всех других сфер деятельности.
Однако, в других сферах деятельности средства, которые дает промышленность и строительство, не являются основными. Хотя здания и сооружения, специальное оборудование для всех сфер мы называем основными. У каждой сферы есть свой предмет, который требует специальных средств.
Тот человек, который стремиться стать профессионалом в какой-либо сфере, должен хорошо представлять в целом предмет своей сферы, конкретный предмет своей специальности и средства воздействия на этот предмет. Если вы начинаете совершенствовать средства и создавать новые, более эффективные, то можете считать себя не только узким высококвалифицированным специалистом, но и профессионалом.
methodo1ogy.narod.ru