ЭГОИЗМ (от лат. ego — я) — жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и соответственно каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже итерируя и нарушая интересы других людей или общий интерес. Эгоизм противоположен альтруизму. В отличие от последнего он не является определенной, нормативно отрефлексированной нравственной позицией; эгоизм — это продукт этико-фнлософского обобщения описания реальных нравов и как этическая доктрина представляет собой результат вторичной по отношению к этому обобщению реконструкции. Лишь в этико-философской и моралистической критике эгоистических нравов и характеров эгоизм был обобщен до определенной нормативной и поведенческой модели. Эгоизм проявляется в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане его следует отличать от себялюбия, т. е. естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе. Эгоизмом также иногда называют самомнение или самодовольство, при котором благоволение к себе может в самом деле осуществляться за счет других. Эгоистическое поведение следует также отличать от действий, преследующих частный интерес: в последнем могут быть репрезентированы и общезначимые цели. Эгоизм неправильно смешивать с индивидуализмом.
Дж. Роулз выделяет три вида эгоизма, которые можно обозначить как: 1) диктаторский эгоизм: “все должны служить моим интересам”; 2) эгоизм собственной исключительности: “все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне невыгодно”; 3) анархический, или общий, эгоизм: “всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится”. Первые две формулы противоречат фундаментальным нравственным требованиям — золотому правилу нравственности и заповеди любви. Третья формула может быть признана в качестве морально достоверной, но при определенной модификации второй ее части: “...если они не нарушают интересы других”. В таком виде она вполне вписывается в нравственную норму “не вреди”. В истории философии действительная роль эгоизма как социального качества отражена в учениях, выводящих из него все разнообразие общественной жизни (софисты, Гоббс, утилитаризм, Штирнер, Чернышевский). В новоевропейской общественной мысли выработана концепция эгоизма разумного, которая постепенно трансформировалась в особенную свою форму — утилитаризм. Этико-философская несостоятельность разумно-эгоистических учений с разных мировоззренческих и теоретических позиций была обоснована Кантом, Кьеркегором, Марксом, Достоевским. Как показали дискуссии вокруг т. н. дилеммы заключенного (см. Заключенного дилемма), разумно-эгоистическая поведенческая установка практически не может быть реализована последовательно. В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности воспроизведена в социобиоловии, в частности в концепции “взаимного альтруизма” (см. Эволюционная этика), согласно которой альтруистическое поведение входит в личный интерес индивида. Теории разумного эгоизма отразили ту особенность опосредствованных товарно-денежным хозяйством отношений, которая заключается в том, что автономный и суверенный индивид может удовлетворить свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы других индивидов; иными словами, лишь вступая в отношения взаимопользования, которые, обус
ловленные равенством сил или соответствующими правовыми установлениями, объективно, ограничивают эгоистическое своеволие. Как показали Гоббс, Мандевиль, А. Смит, эгоизм является существенным мотивом экономической и политической деятельности, важным фактором общественной жизни. Ограничение эгоизма оказывается возможным посредством наложения на эгоистического индивида обязанностей и принятия им на себя соответствующих обязательств. Однако последнее может противоречить эгоизму как личной позиции — обязательства принимаются эгоистом только в случае, если они отвечают его интересам. Но в таком случае, во-первых, другие оказываются средством для достижения его целей; во-вторых, не обязательство, а личный интерес продолжает оставаться основанием его поступков, и, если потребует его интерес, эгоист готов будет поступать и прямо противоположным образом. Коль скоро речь идет об увеличении личного блага, то добродетель и правильность поступка оказываются поставленными в зависимость от утилитарно понятой рациональности поведения. Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными требованиями и ценностями, которые (независимо от различий в культурно-региональных традициях) по существу направлены именно против эгоизма (см. Декалог, Золотое правило нравственности. Милосердие). Однако помимо этих содержательных императивно-ценностных ограничений мораль обладает и формальными признаками (по-разному выделяемыми, напр., Кантом, Муром, Роулзом), которые исключают эгоизм. Лит.: Кант И. Критика практического разума.— Соч. в б т., т. 4 (1). M., 1965, с. 397—99; МурДж. Принципы этики. M., 1984, с. 164-85; Гоббс Т. Левиафан.— Соч. в 2 т., т. 2. M., 1991, с. 93—98; Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995, с. 106—27, 245—53, 431; Штирнер M. Единственный и его собственность. М., 1994; Hardin R. Morality Within the “Limits” of Reason. Chi.—L, 1988.
JP. Г. Апресян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
dic.academic.ru
Эгоизм - это... Что такое Эгоизм?
Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм, хотя современная психология часто считает такое противопоставление некорректным. Выделяют также специфические взгляды на эгоизм, такие как: рациональный эгоизм, гедонизм.
Философия. Принцип эгоизма
Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Сам термин эгоизм появился в XVIII веке. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций).[1] Опираясь на построения Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевский разработал в статье «Антропологический принцип в философии» («Современник», 1860, № 4) свою версию теории разумного эгоизма. Её иллюстрацией отчасти стал роман Чернышевского «Что делать?» (1863):
— Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды?— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе.[2]
Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью.[1]
Естественно, что… среди очень многих человекоподобных видов, с которыми человек находился в борьбе за жизнь, выжил тот вид, в котором было сильнее развито чувство взаимной поддержки, тот, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного, которое могло иногда влиять в ущерб роду или племени [3]
А нынче все умы в тумане,Мораль на нас наводит сон,Порок любезен — и в романе,И там уж торжествует он.Британской музы небылицыТревожат сон отроковицы,И стал теперь ее кумирИли задумчивый Вампир,Или Мельмот, бродяга мрачный,Иль Вечный Жид, или Корсар,Или таинственный Сбогар.Лорд Байрон прихотью удачнойОблек в унылый романтизмИ безнадежный эгоизм.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин Глава 3, XII
Эгоизм иногда отождествляют с индивидуализмом и противопоставляют его альтруизму и соборности.
Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист действует импульсивно и недальновидно. [2]
Примечания
↑ Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1983. С. 787.
↑ Н. Г. Чернышевский. Что делать? Из рассказов о новых людях. Издание подготовили Т. И. Орнатская и С. А. Рейсер. Ленинград: Наука, 1975 (Литературные памятники). С. 68.
↑ П. А. Кропоткин, «Этика», Пб.-М" 1922, т. 1, стр. 207
Литература
См. также
dic.academic.ru
ЭГОИСТИЧНЫЙ - это... Что такое ЭГОИСТИЧНЫЙ?
эгоистичный — эгоистический, себялюбивый; эгоцентрический, эгоцентричный (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. эгоистичный прил. • эгоистический • себялюбивый … Словарь синонимов
ЭГОИСТИЧНЫЙ — ЭГОИСТИЧНЫЙ, эгоистичная, эгоистичное; эгоистичен, эгоистична, эгоистично. То же, что эгоистический. Поступать эгоистично (нареч.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
эгоистичный — ая, ое. égoïste m. Свойственный эгоисту; проникнутый, исполненный эгоизма. БАС 1. Великое сердце его без эгоизма в самой эгоистичной из страстей. И. И. Дмитриев. // Николина 1 202 203. Вы настолько эгоистичны, что не можете примириться с даже… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Эгоистичный — прил. 1. соотн. с сущ. эгоизм, эгоист, связанный с ними 2. Свойственный эгоисту, характерный для него. 3. Преисполненный эгоизма, проникнутый им; себялюбивый. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
эгоистичный — эгоист ичный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь
эгоистичный — кр.ф. эгоисти/чен, эгоисти/чна, чно, чны; эгоисти/чнее … Орфографический словарь русского языка
эгоистичный — ая, ое; чен, чна, чно. Проникнутый эгоизмом, себялюбивый; свойственный эгоисту. Э. человек. Э ая личность. Э. характер. Э. поступок. Э ое решение. Э ое поведение. ◁ Эгоистично, нареч. Э. поступить. Э. жить. Эгоистичность, и; ж. Э. позиции … Энциклопедический словарь
ЭГОИСТИЧНЫЙ — Тщеславный, мотивируемый личными интересами. См. эготистичный для обсуждения и сравнения этих и подобных им терминов, которые часто путаются … Толковый словарь по психологии
эгоистичный — ая, ое; чен, чна, чно. см. тж. эгоистично, эгоистичность Проникнутый эгоизмом, себялюбивый; свойственный эгоисту. Эгоисти/чный человек. Э ая личность. Эгоисти/чный характер … Словарь многих выражений