Каждый человек мечтает стать лучше. А для чего?
— чтобы добиться какой-либо цели;
— чтобы выглядеть более респектабельно в глазах других людей;
— чтобы быть уверенным в любой ситуации;
— чтобы легче справляться с теми трудностями, негативом, которые встречаются на нашем жизненном пути.
Самовоспитание помогает контролировать свои эмоции, вызывая нужные, оказывая тем самым воздействие на ту или иную черту нашего характера.
Для этого надо четко понимать положительные и отрицательные черты своего характера, поставить перед собой четкую, конкретную цель – чего вы хотите достичь. И анализируя подробно все это, нужно понять, что вам мешает, какие черты характера надо откорректировать, а какие развить.
Работа над собой — это самое сложное. Как правило, мы видим в чужом глазу соринку, а в своем и бревна замечать не хотим. И пока мы не найдем то самое «бревно» в своем характере, поступках, привычках, мы не сможем добиться поставленной цели.
Занимаясь самовоспитанием, постоянно обучаясь, тренируясь вы сможете развить в себе такие черты характера, как самообладание, выдержка, вы сможете управлять своим психологическим состоянием, вызывая необходимое в той или иной ситуации.
Также не надо забывать, что под «лежачий камень» вода не течет. Надо активно действовать в этом направлении. Нужно постоянно осознавать, что вам мешает добиться цели. Анализировать и учится управлять, исправлять теми качествами, которыми мы обладаем.
Нужно научится вовремя успокаиваться, или наоборот, стараться найти те моменты, которые помогут вам войти в возбужденное состояние, и именно это вам поможет в достижении именно этой цели.
В этом вы убеждались не раз, когда приходили на экзамен, и от возбуждения не могли ничего вспомнить. Так как ваша память тренировалась тогда, когда вы были в спокойном состоянии. У вас не получается сосредоточится, успокоится. И соответственно вы не можете извлечь из памяти нужный материал.
Воспитав в себе самообладание человек сможет успокоится, как говорится «взять себя в руки», и соответственно вспомнить ту информацию, которая ему нужна, воспользоваться своей памятью.
Или можно привести другой пример, когда состояние возбуждения очень сильно помогало. В основном это нужно спортсменам. Интересный и поучительный пример по этому поводу приводит А. В. Алексеев в своей книге «Себя преодолеть».
«Шло первенство СССР среди юниоров по стендовой стрельбе. Одна из девушек перед последней серией оказалась на втором месте, проигрывая лидеру 5 мишеней. И вышла стрелять эту последнюю серию, что называется, опустив руки.
Я подошел к ней и посчитал пульс. Как и следовало ожидать, он был 88 ударов в минуту, в то время как при оптимальном боевом состоянии у этой спортсменки сердце должно биться (в этом можно было не раз убедиться раньше) приблизительно 120 раз в мин.
— Дай-ка мне ружье! — как бы с трудом сдерживая гнев, приказал я девушке.
— Зачем? — с недоумением, даже с испугом спросила она.
— Дай! — резко повторил я.
Она нерешительно вручила мне оружие.
— А теперь видишь ту березку? — указал на березку, стоящую метрах в двадцати в стороне от линии огня.
— Вижу… — все еще ничего не понимая, проговорила девушка.
— Так вот, быстро туда и обратно!
— Зачем?
— Быстро!!! — тоном, не терпящим возражения, приказал я.
И девушка побежала. Когда она вернулась, ее пульс был около 130 ударов в мин. Она была возбуждена и даже сердита.
— Вот так и держись! — приказал я, возвращая ей ружье. Только тут она поняла, что к чему. И, сумев удержать на протяжении всей серии это, оптимальное для нее, возбуждение, отыграла проигранные мишени и выиграла золотую медаль».
Вызывая часто то или иное психическое состояние, то это у нас превращается в черту характера, закрепляясь в нашем сознании. Осознанное направление своего развития, четкое осознание своих слабых и сильных черт, конкретные задачи – это очень важная основа для достижения поставленных перед нами целей.
ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО В ГРУППЕ http://vkТОЧКАcom/yourperfectresultпоменяйте ТОЧКА на .))www.baby.ru
Самовоспитание — это определенный тип отношения, поступков, действий к самому себе и собственному будущему с точки зрения соответствия определенному идеалу. Самой лучшей стратегией и воспитания, и самовоспитания является стратегия любви.
Поэтому, чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше, совершенствоваться, не относиться к себе равнодушно, т.е. в конечном счете, любить себя. Если мы не любим себя, то мы не любим и других.
Познание самого себя нужно не для удовлётворения самосознательности или получения удовольствия от познания. В познании самого себя нет ничего приятного. Оттого что вы осознаете, каковы ваши защитные реакции, например оправдание своего агрессивного поведения к другу, вызванного чувством вины перед ним, как действий, направленных на воспитание в нем добропорядочности или кротости, или действий, которые имеют смысл «устранения в нем недостатков». Оттого что вы это узнаете, вряд ли вам это будет приятно.
Однако эта горечь окажется целительной в том случае, если вы склонны работать над собой в направлении познания механизмов психической защиты с целью их устранения. Следовательно, познание себя имеет целительную горечь и приобретает смысл только в контексте того, с какими целями вы познаете самого себя и как будете использовать это знание. Единственный путь движения самопознания, неприятность от открытий, это самосовершенствование.
Любое дело может быть эффективным только тогда, когда точно определены его цели, т. е. результаты, к которым необходимо стремиться, а также имеются необходимые средства и знания. Какими хотят быть подростки и юноши? Один хочет победить всех в беге на сто метров, другой — развить память, третий — научиться управлять самолетом и поступить в летное училище, четвертый решил тренироваться в боксе, чтобы побить обидчика, который его однажды унизил.
Многие считают, что целью жизни является не самосовершенствование, а как можно лучшее определение в ней, хорошая специальность и заработок, выбор красивой жены или хорошего мужа, обладание вещами и многое другое. Выбор этих целей прост, так как они навязываются всем образом жизни и средствами массовой коммуникации.
В самом деле, что необходимо, чтобы быстрее всех пробежать стометровку? Ведь для этого парень должен выработать черты, необходимые для любой другой деятельности: силу воли, постоянство в тренировках, режим дня, уверенность в успехе, способность противостоять искушениям к праздному время провождению, контроль своих потребностей и влечений, искусство поддерживать хорошие отношения со старшими, друзьями, владение собой в критических ситуациях и многое другое. Значит, для достижения указанной цели необходимо достижение многих частных целей.
Достижение их может обеспечить не только лучшее время в беге на сто метров, но и реализацию многих других жизненных целей, таких, как поступить в летное училище, научиться хорошо летать на самолете, стать хорошим боксером, овладеть хорошей профессией, зарабатывать достаточно много денег, построить семью и сохранить любовь, быть привлекательной личностью.
Кроме того, узкая цель — лучше всех пробежать сто метров — может потерять свою привлекательность, так как со временем может уменьшиться интерес к бегу. А если случится травма, делающая невозможной карьеру бегуна? Когда человек превратился в придаток своей способности к бегу и его сознание полностью поглощено этим, то неудача начинает переживаться как крушение надежд, как кризис.
Смысл этого кризиса состоит в том, что он должен этого человека научить той простой истине, что каждый, ставящий задачу самосовершенствования, должен определять свои цели, так как они в любом случае, при любых стеченьях случайных обстоятельств обеспечили ему успех. Такими целями являются не частные, производные цели вроде упомянутых раньше, а общие цели, которые должны способствовать развитию индивидуальности. Если же эти цели будут достигнуты, то мы можем достичь и любых частных и одновременно жизненно важных целей.
Поэтому постановка целей самосовершенствования с последующим самоопределением в жизни — задача непростая.
Vanchik (СКИФ, Днепропетровск, Украина)
www.gomelscouts.com
Очень часто многие люди сетуют на то, что им не хватает силы духа, силы воли, мотивацию или еще чего-то подобного для развития, движения вперед или просто для совершения каких-то действий. Во всем этом они часто винят свое воспитание. Они считают, что их воспитали, таким образом, и сделать собой они самостоятельно ничего не могут.
В таком случае всем этим людям, и вам, если вы к ним относитесь нужно усвоить две вещи: во-первых, теперь уже вряд ли кто-то возьмется вас воспитывать, а во-вторых, вы всегда можете себя перевоспитать, заняться самовоспитанием.
Если вы не знаете, что значит самовоспитание, спешим вам сказать, что воспитать себя можно точно так же, как и любого другого человека. Причем это еще проще дается.
Для того чтобы процесс был наиболее продуктивным вам нужно представить себя в роли вашего родителя. Таким образом, получается, вы одновременно и родитель и ребенок. Вы же и объект воспитания, и его субъект.
Если рассматривать сам воспитательный процесс как некое насилие над ребенком, в хорошем смысле этого слова, ведь такое насилие, принуждение если угодно направлено на благую цель, то получается, что вы будете направлять собственное насилие на себя же. В самовоспитании, как и в воспитании обычном, вы будете говорить себе, что делать нельзя, а что делать можно и даже нужно. Т.е. вы будете оперировать преимущественно двумя категориями, а именно – нельзя и надо.
Многие, сторонники иного, более позитивного подхода могут возразить, и сказать, что процесс воспитания не всегда должен сопровождаться принуждением. Отчасти это так, но в результате такого воспитания, чаще всего, получаются именно такие люди, которые впоследствии и сетуют на свое воспитание. Такие люди, с которых мы начинали, которым без должного толчка извне не могут ничего сделать. А дабы потребности в этих толчках не возникало в будущем, нужно «потолкать» человека изначально, именно этим вы и будете заниматься.
Определенный момент принуждения должен присутствовать хотя бы потому, что без должного контроля, человек/ребенок попросту может отказаться от восприятия или усвоения направленной на него информации. Если человека не вынудить, он вовсе и не обязательно станет выслушивать ваши предостережения или рекомендации. Совсем же другое дело заставить человека слушать. Волей неволей что-то да он услышит, другое дело, станет ли он применять на практике теоретические знания, но это уже вопрос другой, но тоже связанный с воспитанием.
Многие могут усомниться в действенности самовоспитание, но спешим вас заверить, эта методика действительно эффективна. Все дело в том, что людям действительно иногда нужен хороший «пинок» для совершения чего-либо или для воздержания от чего-то другого. Люди слишком часто не способны самостоятельно, без оказанного давления извне что-то менять. В роли такого пинка-толчка можете быть вы сами. Это действительно помогает. Главное отнестись к этому со всей серьезности и не давать себе спуску. Все это можно выразить в следующей формуле: Я родитель + Я ребенок = Я взрослый.
Не стоит бояться насилия над собой. Указывайте себе, приказывайте себе, заставляйте себя и так далее. Удовольствия вам не обещаем, хоть оно и не исключено, но положительный результат не заставит себя ждать, это уж точно.
Если же вам трудно определиться с конкретными техниками или приемами, постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас родители и делайте так же, не можете вспомнить – посмотрите, как другие люди воспитывают своих детей и поступайте так же. Изучайте и узнавайте разные методики и техники воспитания и применяйте их по отношению к самому себе.
В качестве заключения стоит отметить, что человек вполне может сам себя воспитать, более того он должен заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Так как, только человек, который может воспитать себя, может должным образом воспитать других, в частности своих детей. Воспитывайте себя, и меняйте свою жизнь к лучшему.
psi-idea.com