Личностное развитие — процесс длительный и сложный. Во-первых, что заставляет взрослых много лет заботиться не только о физическом здоровье ребенка, но и о его нравственном, умственном, духовном росте? Во-вторых, что побуждает подросшего человека к личностному самосовершенствованию и как это делать?
Слово «развитие» обозначает довольно объемное понятие. Это:
То есть развитие — это процесс закономерный, неизбежный, обозначает прогрессивные изменения чего-либо. Наука считает, что развитие происходит на почве возникающих противоречий между новыми и устаревающими формами, способами существования чего-либо.
Синонимом слова «развитие» является слово «прогресс». Оба эти слова обозначают успех в чем-либо, достигнутый по сравнению с прошлым.
Противоположное значение имеет слово «регресс» - это движение назад, возвращение от достигнутого высокого уровня к прежнему, более низкому, то есть это упадок в развитии.
После рождения человек проходит через такие виды развития:
Источники, движущие силы развития человека зависят от таких факторов, как условия жизни, круг общения, а также от его внутренних установок и потребностей.
Слова «человек» и «личность» не являются синонимами. Сравним их значения.
Человек — это биологическое существо с врожденными физическими характеристиками. Условиями его развития являются благоприятные внешние факторы: тепло, пища, защита.
Личность — результат, феномен общественного развития, у которой сформированы сознание и самосознание. Она обладает определенными психологическими и физиологическими свойствами, приобретенными в результате развития и воспитания. Психологи считают, что личностные качества появляются только в результате социальных отношений.
Каждая личность уникальна, обладает только ей присущими позитивными и негативными качествами. У каждого человека свои жизненные цели и устремления, намерения, причины и мотивы действий. В выборе средств он руководствуется собственными обстоятельствами и взглядами на мораль. Антисоциальная личность, например, не знает или не признает общепринятых норм морали и руководствуется в своих поступках эгоистичными целями. Безответственность, конфликтность, склонность к обвинению других в собственных неудачах, неумение учиться на собственных ошибках — характерные черты такой личности.
Движущая сила — это то, что толкает объект вперед, своего рода пружина, рычаг. Человек также нуждается в побуждениях к личностному совершенствованию. Такими стимулами являются как внешние движущие силы, факторы развития, так и внутренние.
К внешним относятся воздействия со стороны окружающих — родственников, знакомых, которые передают ему собственный жизненный опыт.
Они убеждают человека совершить (или не совершать) какие-то действия, что-то изменить в жизни, предлагают варианты и средства развития, помогают ему в этом.
Движущей силой развития индивида может стать государственная политика, например, в области образования, трудоустройства. Человек выбирает из имеющихся вариантов ту специальность или место работы, которые являются для него наиболее перспективными. В результате он овладевает новыми для него знаниями и трудовыми навыками и умениями - происходит его развитие как личности.
Если человек стремится к внутреннему, нравственному, интеллектуальному росту, он ищет ответы на волнующие его вопросы в литературе, кино, в произведениях искусства, в религии, науке, анализирует чужой опыт — все это тоже является источниками, движущими силами его развития.
Непременное условие и движущие силы развития индивида — это рост его психических возможностей и потребностей, их противоречия со старыми. Недостаточность внутренних и внешних средств толкают человека на поиск новых, адекватных путей удовлетворения возросших запросов — происходит вынужденное или сознательное усвоение новых знаний, умений и навыков, развивается чувственное, эмоциональное восприятие мира.
Далее процесс повторяется: приобретенный опыт устаревает и возникает надобность в разрешении запросов нового, более высокого, уровня. В результате связи с окружающим становятся более осознанными и избирательными, разнообразными.
Как видим, движущими силами развития являются потребности общества в воспитании человека, отвечающего насущным социальным критериям, и потребность самого человека в саморазвитии.
Образ полноценного и самодостаточного члена общества должен выглядеть так. Общественные и личностные цели развития индивида совпадают. Он будет полезным обществу и выполнит собственную программу роста, если будут реализованы его способности, он будет духовно и физически здоровым, образованным, работоспособным, целеустремленным, творческим.
Кроме того, его интересы должны быть социально направленными и реализуемыми в общественной деятельности.
Движущие силы развития — это, как видим, целый комплекс воздействий на человека на всем протяжении его жизни. Но это воздействие должно быть дозированным, а цели, формы, средства, методы воспитания соответствующими возрастным этапам человека и уровню его индивидуального развития. В противном случае формирование личности замедляется, искажается или даже прекращается.
Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:
Учитывая эту периодизацию, следует знать, что движущие силы развития — это и специальные знания в области педагогики и психологии, и разумный подход к выбору средств воспитания на каждом возрастном этапе ребенка.
Здоровая наследственность, психофизиологическое здоровье и нормальная социальная среда, правильное воспитание, развитие природных задатков и способностей - непременные условия развития человека. Их отсутствие или наличие неблагоприятных факторов развития ведут к формированию ущербной личности.
Многочисленны примеры того, как негативные внешние влияния или внутренние мотивы тормозили или даже прекращали формирование полноценного члена социума. Например, нездоровый семейный климат, ошибочные жизненные принципы и установки создают у ребенка неправильные представления о своем месте в этом мире и путях его достижения. В результате — отрицание общественных и моральных ценностей, отсутствие стремления к саморазвитию, духовности, образованию, труду. Формируется иждивенческая психология, асоциальная мораль, следование низшим побуждениям.
Способность к развитию, заложенная самой природой, внутренние движущие силы развития личности полностью или частично отсутствуют у людей с наследственными или приобретенными пороками развития центральной нервной системы. Их существование сводится к удовлетворению физиологических потребностей.
Еще находясь в утробе матери, закладываются первые этапы развития ребенка, после рождения маленький человечек начинает познавать мир через обоняние и осязание с каждым месяцем он приобретает новые навыки. Считается, что до 3-х лет у малыша формируется психика, характер, навыки - этому способствует окружающая обстановка, условия и забота родителей. Ребенок, как чистый лист – впитывает всю информацию, получаемую извне – задача взрослых воспитать из него полноценную личность, научить межличностному общению.
Для каждого возраста существуют свои развивающие игры и занятия в становлении умственного и физического развития. Этапы развития младенца кардинально отличаются от остальных стадий и требуют особенного внимания и подхода. В этот главный период жизни у новорожденного происходит овладение моторикой, которая тесно взаимодействует с мыслительной и двигательной функцией. Большинство педиатров, психологов и невропатологов придерживаются теории, что человек для достижения зрелости последовательно проходит несколько стадий умственного развития.
Каждая стадия подготавливает фундамент развития для последующей. Этапы развития ребенка с рождения и до 2-х лет являются основополагающими, именно в этот период малыш учится слушать, бить, толкать, двигаться, разглядывать. Также значительную роль имеет наследственный механизм, который связывает первые приобретенные способности друг с другом и побуждает к достижению новых целей. Таким образом, сенсорная стадия подразделяется на шесть главных этапов:
1. Первый месяц жизни – это врожденные рефлексы, которые со временем становятся более эффективными и выраженными.
2. С 2-х до 4-х месяцев – условные навыки: хватательные и сосательные движения.
3. С 5 до 8 месяцев – циркулярные реакции, формируются на основе моторных функций и координаций.
4. С 9 до 12 месяцев – все действия малыша становятся более сознательными, он уже умеет доставать интересующий предмет, игрушку.
5. С года до 1,5 лет – непреднамеренно открывает для себя новые способности. Например, открыв дверцы шкафа, ребенок может достать лежащую там вещь.
6. С 1,5 до 2-х лет – на основе полученных навыков малыш способен изучать мир в новых красках, самостоятельно передвигаясь и отыскивая пути решения для устранения каких-либо препятствий.
После двух лет у малыша появляются любимые игрушки, занятия (рисование, музыка, машины, куклы) при правильном подходе к ребенку можно развить у него те или иные способности. Но ни в коем случае нельзя заставлять малыша длительное время заниматься одним и тем же занятием, т.к. можно навсегда оттолкнуть его от данного увлечения. В силу узкого диапазона мышления и эгоцентричного нрава малыш непостоянен в действиях и поступках ему быстро надоедают игрушки, однотипные занятия - этот аспект молодым родителям нужно учитывать. Ранние этапы развития ребенка своего рода подготовка к взрослой жизни.
Взрослея, малыш начинает во всем подражать родителям, копировать их поступки, перенимать роль взрослого. Например, этапы развития ребенка трехлетнего возраста наиболее сложные, требующие терпения от родителей Его сознание усложняется, потребности увеличиваются – маленький человек еще больше нуждается во внимании и поддержке своих родителей. Малыш чрезмерно любознателен, везде пытается залезть, проявляет самостоятельность в каких-то моментах, непостоянен в действиях – в этот период малыш должен быть под постоянным контролем взрослых людей.
fb.ru
Во все времена люди были крайне любознательными. Они хотели знать, что их ждёт и что было до них. Интерес к тайнам давно ушедших веков раззадоривал их любопытство всё больше и больше. Азарт привёл к тому, что люди создали одну из самых величайших наук за весь период человеческого существования – историю. Невозможно представить, какое именно событие или факт побудило людей к созданию подобного детища, тем не менее историческая наука является самой древней из всех. Её истоки тянутся со времён древней Греции и Рима, когда письменность, государственный строй, литература и искусство только зарождались. По мере эволюции самого человечества развивалась история, поэтому сегодня нам дана уникальная возможность заглянуть через призму времени на те события и людей, которые некогда жили и творили великие дела. Также поражает связь исторической науки с другими популярными и важными дисциплинами современности, например с политикой, философией и экономикой. Подобная особенность показывает многогранность и незаменимость истории как фундаментальной науки. Каждый человек мечтает знать все на свете, потому что знания - это самое грозное оружие. Поэтому история предназначается для изучения прошлого, дабы как можно лучше понимать современность и предвидеть будущее.
По мнению многих учёных, современная история зародилась в 484 году до нашей эры.
Именно в том году родился знаменитый Геродот Галикарнасский, которого по праву называют «отцом истории». Большинство его исторических работ позволили увидеть быт и порядки древней Греции, Скифии, Персии и других стран. Этот человек является автором знаменитого трактата под название «История». Для отечественной науки труды Геродота были как библия. Большинство античных племён, описанных учёным, проживали на территории современной России и Украины.
Сам термин происходит из греческого языка. "История" в переводе означает "исследование" или же науку, которая изучает быт и жизнь человека в прошлом. Более узкая дефиниция представляет историю как науку, изучающую исторические события и факты для их объективного описания, изучения, а также с целью установления последовательности всего исторического процесса.
Появление Геродота и других учёных, работающих позднее, повлияло на процесс становления самой истории. С этого момента можно выделить основные этапы развития исторического знания, которое с годами развивалось и всё больше наполнялось новыми терминами и понятиями. Сегодня эти этапы являются базисом в процессе изучения исторической науки.
История всегда развивалась циклично. Процесс её эволюции никогда не был представлен в виде последовательности. Непостоянство самого человека привносило большие изменения в саму науку, тем самым развивая её. Практически все этапы развития исторического знания имеют множество особенностей. Эти неповторимые факты характеризуют каждый этап по-своему. Всего существует четыре основных этапа, а именно:
- Античная историческая наука.
- Средневековая историческая наука.
- Историческая наука Нового времени.
- Историческая наука XX века.
Ранее уже указывалось, что этапы развития исторического знания имеют свои характерные особенности. Каждому из них присущ тот или иной аспект, выделяющий этап из массива других.
1) История античного мира была основополагающей, так как все последующие интерпретации этой науки исходили от первоначального варианта. Для этого этапа характерны следующие особенности: творческий подход к науке, исторические события описывались вместе с географией и экономикой локации, не было научной формы повествования, не производилась дифференциация науки на дисциплины.
2) Средние века привнесли в историю некоторые аспекты, которых ранее не было. Например, уже в 17 веке была сформирована общая картина Всемирной истории. Также была установлена единая система летоисчисления, а рост интереса к прошлому прогрессировал.
3) Новое время – это век развития науки и техники. Этот этап принёс в историю принципиально новые подходы к процессу изучения. В науке доминировали принципы объективности, историзма и критического анализа источников исторических.
4) Даже с учётом всех инноваций этапы развития исторического знания не имели настолько взрывного эффекта, как в XX веке. В это время история превратилась в фундамент политики, социологии, социальной психологии и др. Науку активно использовали политические деятели тех времён ради пропаганды. Также на развитие этапа повлиял развал колониальных империй. Многие неизвестные государства смогли приобщиться к мировому сообществу и подарить всем свою культуру.
Ранее был отмечен факт многогранности и функциональности истории как науки. Подобное суждение доказывается тем, что эту науку можно рассматривать как основную и как второстепенную. История основная даёт миру не только классические знания о прошлом, но ещё и вносит большой вклад в другие науки, такие как философия и политика. Однако историю можно использовать как контекст, в котором будут рассматриваться основные этапы становления совершенно другой науки. Например, основные исторические этапы развития экологического знания развивались многие годы. Каждый из них пережил определённые временные рамки разных эпох. Отсюда можно говорить об истории этих этапов.
Умение управлять государством возникло достаточно давно. Чтобы познать это ремесло, многие полководцы, учёные или просто зажиточные граждане какой-либо страны учились годами. Это умение называется политикой. Её можно сравнить с искусством, так как для удачного управления всеми государственными процессами человеку нужно немного больше, чем просто талант. Политик – это скульптор, чьей глиной является государство и его внутренняя жизнь. Эта наука появилась и развивалась параллельно с историей. Государственный строй Греции, в которой и возникла политика, способствовал её развитию. Основные этапы развития политического знания в истории связаны с процессом становления исторической науки. Это обусловлено тем, что исторический процесс фактически породил политику. Многие «маститые» политические деятели использовали свои исторические знания для манипуляции сознанием масс. Но это уже другая тема.
История и философия практически всегда находились в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Эти науки дополняли и развивали сами себя. История позволяет взглянуть на то, каким был мир в прошлом, а философия показывает духовную, тождественную суть прошлого и человека.
Параллельное развитие этих наук принесло миру совершенно новую отрасль знаний – историю философии. Она позволяет взглянуть на то, как развивалась философия с учётом исторических событий, сопутствующих этому развитию. Крупные периоды имеют формационную суть общественно-экономических отношений.
По своей сути, история и философия – это родственные науки. Различие лишь в способе мировоззрения представителей этих наук. Если историков интересует только хронология и другие аспекты жизни человека прошлого, то философы рассматривают духовное восприятие окружающего мира. Но этапы развития исторического знания помогают выделить периоды становления и развития философии. На сегодняшний день выделяют следующие этапы в философии:
- Философия античная.
- Феодальная философия.
- Буржуазно-формационная философия.
- Современная наука философия.
История не только давала, но ещё и получала определённую выгоду от процесса совместного развития с философией. В далёком 1830 году была выдвинута теория, которая впоследствии стала законом. Она во многих аспектах определила свое время. Её автор, Огюст Конт, назвал теорию «Закон трёх стадий исторического развития знания». Он предположил, что любые знания и информация проходят три основных этапа в процессе имплементации в сознании человека. Эти три теоретические стадии удалось выделить при помощи изучения человеческого сознания. Посредством закона можно детально объяснить и изучить все этапы развития исторической науки.
Каждый этап имеет своё предназначение. Существует всего три стадии: теологическая, метафизическая, позитивная. Особенности каждой определяются теми функциями, которые она выполняет.
1) Теологическая стадия позволяет определить получить примитивные знания о чем-либо. При этом разум человека находится в состоянии младенца. Все внешние процессы объясняют по аналогии с собственными действиями.
2) Метафизическая стадия – это «перевалочный пункт». На этом этапе разум стремится к абсолютному знанию. Отличие от первой стадии лишь в том, что человек способен к абстрактному мышлению, а не к банальному сравнению.
3) Позитивная стадия является пиком эволюции мышления. В контексте этого этапа происходит внедрение знания в определённую отрасль. По мнению Конта, эта стадия наиболее серьёзная, потому что она показывает процесс эволюции определённого знания в сознании человека.
Благодаря этой теории этапы развития исторической науки наполняются фактами и событиями, а также изучаются намного скрупулёзнее. «Закон» наглядно показывает процесс прогрессивного развития истории как науки.
Итак, в статье было рассмотрено зарождение и основные этапы развития исторического знания, а также сопутствующих наук. В современном мире история отыгрывает немаловажную роль. Она является фундаментальной наукой в процессе обучения. Помимо этого, учёные обогащают науку новыми знаниями при помощи использования новейших технологий и методик.
fb.ru
drevniy-daos.livejournal.com
Развитие человека начинается с момента зачатия. Это непрерывный последовательный процесс, который занимает всю дальнейшую жизнь. Его отличительной особенностью является неравномерность, когда периоды ускоренного роста ребенка сменяются замедленными. Информация по месяцам об этапах развития ребенка до года позволит молодым мамам адекватно оценить состояние малыша и вовремя заметить проблемы.
Содержание статьи
На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка приходится пройти адаптацию к новым условиям существования, приобрести множество навыков, наладить функционирование основных систем. За первый год жизни год дети проделывают колоссальный путь, скорость обучения на котором уже больше не повторится никогда в жизни.
Давая оценку развитию ребенка, нужно на несколько показателей:
Период грудного вскармливания, который в большинстве случаев длится как раз до 1 года расписан по месяцам. Это должен быть последовательный процесс без отклонений от основных природных процессов.
Как и многие навыки, становление речи требует поэтапного развития. Возрастные проявления речи заметны после 3 месяцев, когда ребенок активно «агукает». К концу первого полугодия он говорит несколько слогов. К году в арсенале у ребенка несколько слов, связанных с определенными предметами. Не всегда эти слова произносятся четко, пока они ближе к лепету. На начальных этапах у детей всегда соседствует правильно и неправильно произносимые слова.
К 2 годам словарный запас ребенка достигает 50-100 слов, появляются короткие предложения. К 3 годам малыш начинает задавать вопросы, а к 4 – в его речи появляются сложные фразы. Главным показателем нормального развития речи является не правильность произношения слов, а умение выстраивать из них предложения. Быстрое расширение словарного запаса часто не дает времени малышу освоить правильное произношение слов. К этому стоит отнестись спокойно, артикуляционный аппарат ребенка не достаточно развит.
Развитию речи способствует диалог, поэтому необходимо уделять внимание общению с малышом.
Процесс развития детей делят на два основных этапа: внутриутробный или пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.
Весь этот долгий путь разделили на несколько дистанций (этапов):
Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Правильное питание и образ жизни матери оказывают значительное влияние на развитие маленького человека.
Пренатальный этап делится на три стадии:
К моменту рождения малыш умеет реагировать на раздражители, различать голоса, чувствовать вкус и прикосновения. Некоторые черты характера ребенка закладываются в это время, поэтому так важен контакт матери и малыша.
Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни приходится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют агрессивные факторы внешней среды. Устойчивость иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не умеет управлять своим телом, уход за ним полностью ложится на родителей.
Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром. Возрастные изменения сопровождаются интенсивным ростом, к концу первого года вес тела увеличивается в 2 раза, а рост на 50%. Для полноценного развития малышу требуется режим питания и полезная пища. К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они уже не просто «агукают», а произносят 5-8 простых слов.
Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, теперь на первый план выходит формирование двигательных функций и психологического развития.
Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где наблюдается тесный контакт со сверстниками. Этот период сопровождается частыми болезнями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а собственные защитные силы организма только формируются. Предотвратить появление опасных заболеваний помогает своевременное прививание. У дошкольников происходит осознание себя как отдельной личности, они активно мыслят, овладевают начальным багажом знаний.
Поступление в школу и первые годы обучения становятся важным этапом адаптации к социальным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, необходимо обеспечить контроль над их питанием и полноценным отдыхом. Психологическая поддержка родителей не менее важна, чем забота о физическом состоянии.
Подростковый период – один из критических этапов в жизни человека. Возрастные изменения организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью. Конфликты со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими трудностями сталкивается большинство подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девочки развиваются быстрее мальчиков. Этот этап завершает физическое и психическое развитие ребенка. Перед нами взрослый самостоятельный человек.
Каждый ребенок имеет комплекс врожденных рефлексов, помогающих ему выжить. Благодаря психическому развитию малыша они дополняются социальными навыками, ответной реакцией, зачатками темперамента, формирующего новую личность. Возрастные периоды развития тесно взаимосвязаны с эмоциональным и интеллектуальным ростом детей.
Для младенчества характерен моторный этап, связанный с приобретением двигательных функций. Далее начинается этап сенсорных ощущений, включающий слуховое, зрительное, тактильное восприятие окружающего мира. Сенсорное развитие длится до 3 лет, оно закладывает основу абстрактного восприятия и мышления.
Аффективный период (3-12 лет) – усложняется восприятие увиденного, ребенок задумывается над понятиями «плохо» и «хорошо». С 3 лет появляется тенденция к самостоятельности. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста происходит через игру и другие виды деятельности (рисование, лепка).
Идеаторный этап – системы мышления становятся сложнее, дети предварительно просчитывают свои поступки. Этот период приходится на подростковый возраст, сопровождающийся гормональной перестройкой организма. От позиции родителей зависит, как воспримет себя подросток – найдет свое место в жизни или будет бунтовать.
Развитие ребенка – масштабный процесс, в который вовлечены и его родители. Создать комфортные условия для физического и психического совершенствования малыша – это миссия семьи.
Видео: Возрастные этапы развития ребенка от рождения до года
Понравиласьстатья?
Вам понравилась статья?
Рейтинг из
ДаНет
Спасибо за голос
mjusli.ru
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ
Возникновение цивилизации. Этапы развития цивилизации
Как уже говорилось выше, на определенном жизненном пространстве скрытые расы пытаются актуализироваться, создавая цивилизации. Но скрытая раса является также и составной частью этноса. Поэтому несколько этносов могут объединяться для создания цивилизации. Цивилизация может создаваться одним или несколькими этносами. Развитие цивилизации подчиняется следующим правилам:
• Каждая скрытая раса популяции создает свое энергетическое поле, зависящее от разности потенциалов энергетически избыточных и энергетически дефицитных личностей, способных излучать и принимать психическую энергию. Это поле имеет определенный набор характеристик, выражающихся в величине и направлении вектора поля.
• Поле цивилизации характеризуется суммарным вектором всех скрытых рас цивилизации.
• Цивилизация расширяется, пока ее цивилизационное поле избыточно, по сравнению с полем соседних цивилизаций. Расширение происходит как путем увеличения подконтрольной территории – жизненного пространства, так и путем перемещения в нее людей из соседних цивилизаций, стремящихся получить психическую энергию в большем количестве, чем в «родной» цивилизации.• Суммарный энергетический вектор цивилизации характеризует систему ценностей, по которой должна развиваться цивилизация, сохраняя свое единство.
До тех пор, пока суммарный вектор цивилизационного поля будет находиться в пределах сектора актуализации доминирующей скрытой расы, цивилизация развивается поступательно. Если вектор в силу каких-либо причин выходит за пределы этого сектора, происходит конфликт «между содержанием цивилизации и ее формой», разрешение которого требует изменения ценностей цивилизации, что значит смену доминирующей скрытой расы. То есть система ценностей прежде доминировавшей скрытой расы уже не может сохранять единство цивилизации.
Из этого следует важнейший вывод: если суммарный энергетический вектор цивилизации в силу разных причин вышел за пределы сектора актуализации доминирующей скрытой расы, это означает, что у этой расы более нет реального доминирования в цивилизации. Это приводит к смене доминирующей скрытой расы, смене ценностей цивилизации и парадигмы ее развития. Если этого не происходит, цивилизация разрушается.
Этапы развития цивилизации:
1 этап (возникновение цивилизации).
Концентрация энергетически избыточных и энергетически дефицитных личностей одной или нескольких скрытых рас на ограниченном жизненном пространстве, возникновение сильного тока энергии между ними и сильного цивилизационного поля, превышающего поля соседних цивилизаций. Идет рост культуры, благосостояния и расширение цивилизации, при очень сильном поле этот процесс может сопровождаться этногенезом.
2 этап (этап равновесия).
В результате развития цивилизации (повышения уровня благосостояния) облегчается процесс актуализации личностей, слабеют энергетические токи между энергетически избыточными и дефицитными личностями, слабеют и поля скрытых рас, составляющих цивилизацию. Если скрытно-расовый состав цивилизации существенно не изменяется, не изменяется и направление суммарного вектора, он просто становится меньше по абсолютной величине. Ни о каком этногенезе на этой стадии не может быть и речи.
Поле цивилизации находится в динамическом равновесии с полями соседних цивилизаций. Это означает, что между соседними цивилизациями не происходит значительных перетоков людей и энергии. Цивилизация самодостаточна, она не требует притока энергии извне, но и не излучает ее.
3 этап (этап сжатия) – уровень благосостояния медленно, но продолжает повышаться. Поле слабеет все больше и становится меньше, чем поля соседних цивилизаций. Испытывающие дефицит энергии личности даже доминирующей скрытой расы начинают искать ее «на стороне», так как личности собственной цивилизации не могут обеспечить им приток психической энергии. Получать энергию от жизненного пространства тоже становится сложно, ввиду того, что его энергетика в значительной степени исчерпана. Вектор поля доминирующей скрытой расы уменьшается, и в результате суммарный вектор может выйти за пределы сектора актуализации. В этом случае начинается распад цивилизации, если не меняется доминирующая скрытая раса. Отклонения суммарного вектора может не быть, если цивилизация гомогенная, то есть, если в ней очень ограниченное количество представителей других скрытых рас и в нее искусственно ограничен их приток со стороны. Такая цивилизация в изолированном состоянии может существовать очень долго.
Сказанное выше относится к цивилизациям, но в значительной степени применимо и к этносам, ведь этнос – не что иное, как устойчивое соединение скрытых рас, поддерживающих постоянный энергетический обмен, – устойчивый сплав скрытых рас, в котором люди перемешались так же и генетически. Этнос также как и цивилизация, поддерживается за счет энергетического обмена и умирает, когда этот обмен не обеспечивает его существования.
Как правило, через 50-70 поколений популяция (этнос, цивилизация), расположенная на одном жизненном пространстве, настолько теряет свое скрытно-расовое лицо (доминирующий вектор), что уже не способна никуда двигаться (развиваться) и поэтому разрушается от любого внешнего толчка.
Продолжительность существования цивилизации (это относимо и к этносу) определяется следующими факторами:
• Скрытно-расовым составом – чем более однородна цивилизация, тем больше шансов у нее сохранять свою цивилизационную стабильность.
• Стабильностью уровня благосостояния. Его колебания приводят к смещению суммарного вектора, так как разные скрытые расы в различной степени подвержены этим колебаниям в силу своей энергетической неравноценности.
• Цивилизационным окружением. Чем моложе соседние энергетически активные цивилизации, тем меньше шансов у старой цивилизации.
• Количеством войн и катаклизмов, в которых всегда наиболее активно уничтожается и теряет энергетику доминирующая в цивилизации скрытая раса.
• Действие закона мирового баланса.
Здесь же необходимо дать определение жизненного пространства цивилизации.
Жизненное пространство цивилизации – территория ее реального влияния. То есть территория, где суммарный вектор ее доминирующей расы превышает суммарный вектор соседних цивилизаций.
Жизненное пространство цивилизации может не соответствовать ее условным, то есть отмеченным пограничными столбами государственным границам, хотя всегда стремится к соответствию своих формальных и реальных границ.
На жизненном пространстве цивилизации может быть одно или несколько государственных образований, актуализирующихся по ее доминирующей скрытой расе.
Каждое государственное образование, расположенное на жизненном пространстве цивилизации, имеет свой суммарный вектор, который должен быть направлен в сектор доминирующей расы цивилизации. Выход суммарного вектора государства за пределы сектора актуализации цивилизации ведет к дестабилизации политической власти в этом государстве. При этом стабилизация достигается путем смены доминирующей скрытой расы и соответственно переходу государства в другую цивилизацию или распаду государства. При распаде разные части бывшего государства теперь могут принадлежать к разным цивилизациям.
В реальности цивилизация всегда пытается создать единый центр управления, свое правительство. Оно существует и функционирует явно или тайно, но суть действий его не меняется, потому что оно формируется элитой цивилизации, как правило, принадлежащей к доминирующей в цивилизации скрытой расе. Элита цивилизации осуществляет реальное стратегическое управление цивилизацией. Элита цивилизации – люди, осознающие значение ее цивилизационной обособленности и способные эту обособленность сознательно и эффективно поддерживать.
Разрешение конфликта между скрытыми расами в цивилизации
Самоощущение человека зависит от того, в какой цивилизации он живет. Если цивилизация актуализируется по скрытой расе, к которой принадлежит человек, то он чувствует себя комфортно. Если нет, то степень его комфортности зависит от комплиментарности скрытой расы, по которой цивилизация актуализируется к его собственной расе, и от уровня удовлетворения его потребностей, то есть степени его актуализации. Ценности своей собственной скрытой расы всегда принимаются бессознательно и бесконфликтно. Человеку тем комфортнее, чем комплиментарность доминирующей скрытой расы выше и чем выше уровень жизни, облегчающий для человека его самоактуализацию.
Для простого выживания и тем более преуспевания личность должна приспосабливаться жить в условиях идеологического, т.е. ценностного дискомфорта. Здесь возможны три основных варианта: открытая борьба, национально-культурное (а гораздо точнее – цивилизационное) обособление, если оно возможно, или попытка мимикрии, то есть принятие ценностей другой скрытой расы. Человек не в состоянии изменить свои цивилизационные установки, потому что сознание над ними не властно. На самом деле здесь всегда идет игра на уровне подсознания, человек невольно внушает себе, что он сознательно принимает провозглашаемые в обществе ценности, вытесняя свои собственные, генетически обусловленные, в подсознание, в результате формируется «комплекс подавленных ценностей». Этот комплекс выражается в том, что человек начинает ненавидеть свою собственную скрытую расу (точнее – ее ценности), не дающую ему чувствовать себя комфортно, причем он делает это фанатично, ведь любой фанатизм – это как раз проявление комплекса неполноценности. Самые рьяные православные фанатики – как раз язычники, живущие в «православном государстве», а самые убежденные атеисты-коммунисты – евреи, живущие в «государстве атеистическом», по самой своей внутренней природе не могущие не верить в единого обособленного от человека Творца.
Усиленное насаждение какой-либо идеологии неизбежно ведет, во-первых, к фанатизму, выращиваемому отнюдь не доминирующей скрытой расой, а во-вторых, к насилию. Фанатизм, порождающий насилие, как правило, приводит к уничтожению как раз представителей доминирующей скрытой расы, определяющей «лицо» цивилизации, но не имеющей по этому поводу «комплекса подавленных ценностей».
В результате такого действа доминирующая скрытая раса ослабляется, суммарный вектор цивилизации изменяет направление, и цивилизация разрушается или меняет свое «лицо». Как крайний случай, происходит инверсия цивилизации – ее падение, то есть захват власти противоположной скрытой расой, наиболее фанатично мимикрирующей под господствующую. Это основной вариант реакции на насильственную идеологизацию общества или чрезмерное перенапряжение сил доминирующей скрытой расы. Он был реализован в истории не раз, в частности, в Германии в тридцатых годах и в России в двадцатых годах прошлого века.
В результате смены направления суммарного вектора неизбежен захват власти скрытой расой, в которую хотя бы временно сместился суммарный вектор цивилизации, хотя она ни численно, ни энергетически не доминирует. Но при этом надо особо подчеркнуть: цивилизация будет существовать до тех пор, пока в ней находятся силы, проводящие политику, соответствующую направлению суммарного вектора. Если таких сил нет, например, если скрытая раса, в которую направлен суммарный вектор, в цивилизации практически не представлена, цивилизация распадается.
Смена суммарного вектора ведет или к разрушению цивилизации, или к смене господствующей скрытой расы – расовой революции. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
www.peremeny.ru
Для любой живой системы, в том числе и коммерческой организации, применимо следующее правило: если слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, то есть риск стагнации (застоя), что автоматически приводит к постепенному умиранию. Поэтому столь востребованными во все времена являются услуги реинжиниринга, сутью которых и есть помощь в переходе организации на следующий этап развития. Как узнать, на каком этапе находится организация? Как распознать наступление следующего этапа? Что конкретно нужно сделать? Какой персонал нужен? Как сохранить свои ценности при переходе? Ответы на эти вопросы будут частично приведены в данной статье.
Для начала немного теории. Цикл развития любой системы проходит четыре этапа, описанных ниже. Переходы между этапами – это кризисы (китайский иероглиф "кризис" состоит из двух слов - "опасность" и "возможность"). В случае успешного преодоления кризиса система переходит на следующий этап (в конце четвертого – на первый этап следующего уровня), иначе – умирает или распадается. Возможно также деление организации на части, создание филиалов либо “почкование”. При преждевременном переходе на следующий этап возможен возврат системы на шаг назад.
Этап 1. Зарождение. Создание и распространение принципиально новых идей. Установление объективных закономерностей природы и общества, производство и распространение информации в виде теорий, концепций и т.д. При создании организации – объединение единомышленников для реализации идеи. При переходе на первый этап следующего уровня – создание новых продуктов, поощрение инноваций и экспериментов.
Этап 2. Упорядочивание. Внедрение новых порядков и организационных структур в условиях сопротивления окружающей среды, наведение порядка силовыми методами, смелые эксперименты. Из объема информации выбирается та, которую можно внедрить в практику. Вторая задача этапа – вселить в людей чувство оптимизма, сопричастности, гордости за компанию, дать людям смысл и перспективы.
Этап 3. Оптимизация. Критика допущенных ошибок и реформирование жестких структур, внедрение альтернативных экономических ценностей, быстрое продвижение вперед, накопление материальных ресурсов, развитие социальной сферы.
Этап 4. Стабилизация. Обеспечение стабильного развития и разумное использование накопленных ресурсов, создание почвы для слабых ростков нового. Развитие индивидуальности, открытие талантов.
Первый вопрос – как узнать, на каком этапе развития находится организация, и как распознать наступление следующего этапа? Ниже приведены основные признаки каждого этапа, а также действия, которые можно предпринять для перехода на этот этап.
Признаки этапа. Начальный этап при создании организации. Развитие достаточно крупных, принципиально новых направлений в существующей организации.
Что нужно сделать для перехода. Поощрение инноваций и экспериментов. Поддержка оригинальных идей, выделение для этой цели части бюджета. Привлечение молодых кадров. Изучение рынка, маркетинг.
Признаки этапа. На первом витке развития – увеличение численности персонала до такого уровня, при котором становится невозможным личное общение всех сотрудников (около 9 и выше). Внедрение формальных систем коммуникации (документация, регламент).
Что нужно сделать для перехода. Документооборот, должностные инструкции, субординация. Официальная регистрация. Дальние перспективы (на 5-10 лет и далее). Массовые продажи товара или услуг. Сотрудничество с государственными и общественными организациями. Благотворительность. Выращивание молодых кадров.
Признаки этапа. Формирование внутренних подразделений по хозрасчетному принципу, в т.ч. ориентирующихся на внутреннего заказчика. Появление лидеров, вокруг которых собирается своя группа людей, но в рамках компании и общей цели. Рост прибыли, торможение роста оборота.
Что нужно сделать для перехода. Делегирование полномочий среднему звену. Хозрасчетный принцип. Акцент на прибыли, а не на обороте. PR, связи с общественностью. Имиджевая реклама. Внимание к отдельным сотрудникам, которые выделяются из общей массы, их поддержка.
Признаки этапа. Стабилизация системы. Перевес мелких, но постоянных доходов над крупными, но разовыми сделками. Прибыль не за счет оборота, а за счет снижения затрат на единицу продукции.
Что нужно сделать для перехода. Комфорт рабочих мест, эстетика. Выпуск серийной продукции. Внедрение системы качества. Налаживание системы постоянной обратной связи от клиента. Экономия средств, рационализация производства.
Если определились, на каком этапе развития находится организация, можно проанализировать, какие из актуальных для этого этапа направлений проработаны хорошо, а какие – нет. И тогда становится понятно, что может тормозить развитие, куда стоит направить основное внимание и ресурсы.
Иногда встречается мнение, что любого сотрудника можно научить чему угодно. Параллельно ему бытует совершенно противоположный взгляд на это: ведется активная охота за талантами-самородками, прирожденными лидерами и креативщиками. Оба мнения абсолютно правильны – до определенной степени. У каждого человека есть свой потенциал развития, и есть предел, для каждого свой, за который ему сейчас не перейти. Как определить этот предел – вопрос особый и выходит за рамки данной статьи. Сейчас хочется сказать следующее: люди выступают как основными катализаторами изменений, так и их главными нейтрализаторами, и даже поворачивают их вспять. Поэтому правильная расстановка персонала является одним из главных факторов успешного решения кризиса этапа. При этом в первую очередь играют роль их внутренние психологические качества и способности, а уже потом – опыт, знания и квалификация. Психологический портрет сотрудников, востребованных на разных этапах развития организации, описаны ниже.
Этап 1. Зарождение. Они приветствуют свободу мышления, оригинальные идеи, новую интересную информацию, откуда бы она ни исходила. Их восприятие внешнего мира характеризуется открытостью, подвижностью, легкостью, они отбрасывают условности и традиции. Для них характерно ощущение всеобщей целостности и гармонии мира. Психологический возраст, в котором они живут – детство. Все они чувствуют себя, а нередко и ведут как настоящие дети - искренне, непосредственно, с большим любопытством. Они способны всему удивляться.
Этап 2. Упорядочивание. Их основные качества: деятельная натура, страстность, целенаправленность и сила. Они ищут и находят себе поле деятельности, где могут применить свою энергию и почувствовать так необходимый им дух борьбы. Это очень дисциплинированные и организованные люди, умеющие быстро собраться в случае возникновения экстремальной ситуации. Их психологический возраст – молодость. В молодости человек смел, активен и нетерпелив, он жаждет деятельности и самоутверждения. Он вынашивает в сердце честолюбивые мечты о блистательной карьере, крупных завоеваниях, славе и почестях. Они и выглядят внешне молодыми и крепкими, бодрыми и красивыми, хорошо владеющими своим телом.
Этап 3. Оптимизация. Их характер отличается непостоянством, внутренними волнениями. Они неприхотливы в быту, легки на подъем. Резко отказываются от устаревших представлений, критикуя прошлые ошибки и заблуждения, стремятся оградить себя от врагов и противников. Предпочитают постепенное продвижение. По их представлениям, нужно лишь убрать мешающие препятствия, и сразу же впереди откроются неограниченные возможности роста. Они не боятся хаоса и потрясений, умеют работать в условиях стихийности, риска, неразберихи. Хорошо умеют отстаивать себя и свои позиции. Их психологический возраст – зрелость. Человек глубоко задумывается над тем, как он жил раньше и, отказавшись от прежних стереотипов, способен круто изменить ход своей судьбы.
Этап 4. Стабилизация. Их восприятие мира реалистично, превыше всего они ценят стабильность существования и незыблемость оправдавших себя традиций. Это открытые, доброжелательные люди с философским взглядом на вещи. Будучи опытными и искушенными, они умеют ценить благополучие в своем доме, мир и покой на земле. Они умеют рационально потреблять, разумно использовать экономические и природные ресурсов, предпочитают качественные и добротные товары. Психологический фактор играет у них важнейшую роль. Уважают необычных, талантливых, оригинальных людей. Их психологический возраст - старость. Мудрость и опыт, сопутствующие последнему периоду жизни человека, лежит в основе уважения к традициям и значительной доли консерватизма, так характерными для них.
Конечно, вряд ли можно поменять местами главного бухгалтера и инженера, несмотря на все их психологические качества. Но отдать ведущую роль в стратегических вопросах можно либо одному, либо другому. Либо третьему лицу. А при подборе новых людей учитывать психологические особенности кандидатов давно уже научились.
Еще раз хочется обратить внимание читателя на следующий ключевой момент: на каждом этапе развития организации нужен РАЗНЫЙ персонал, иногда даже противоположный предыдущему. То есть другие люди. Так что же, требуется уволить всех и набрать новых, подходящих?
К счастью, это можно решить и другим способом. Как один из вариантов, можно создать четыре отдела (направления, департамента), и на разных этапах управление и ключевые позиции передавать в руки соответствующего отдела. Иногда даже один человек может повернуть поток в нужное русло, если он находится на ключевой позиции. И это не обязательно высокие должности. Бывает, что обычный секретарь, по сути, управляет компанией. Не верите? Взгляните на это с точки зрения того, кто и когда удостаивается допуска к разговору с топ-менеджерами.
Отдельный вопрос – форма оплаты труда сотрудников. Ниже приведены рекомендуемые на каждом этапе формы оплаты. Однако, подходите к этому творчески – вряд ли стоит труд уборщицы оценивать иначе, чем ставка. Хотя все может быть…
Этап 1. Зарождение. Скромная ставка, плюс весомые премии за достижения.
Этап 2. Упорядочивание. Сдельная, дополнительные виды поощрения – внешние знаки отличия: именные призы, грамоты, знаки и т.д.
Этап 3. Оптимизация. % (процент) от вала, прибыли либо иной части финансового потока.
Этап 4. Стабилизация. Ставка либо сдельная (в зависимости от функциональных обязанностей), надбавки за стаж, образование и т.д., социальные льготы.
Этап 1. Зарождение. Стиль деятельности – “семья”. Стиль деятельности характеризуется свободой, расслаблением, наличием удобств. Психологический климат в компании – всегда уютный, раскованный, домашний. Веселье есть, но оно не превращается в эксцентричность. Предпочитают обстановку неформального общения. Не следует ожидать быстрых результатов и следования формальным правилам. Узкая специализация также не для них.
Этап 2. Упорядочивание. Стиль деятельности – “конвейер”. Здесь присутствует простая, несколько даже механистичная, рабочая атмосфера. Используются силовые, авторитарные методы, интересы сотрудника полностью подчинены интересам всей организации. Важны корпоративные праздники, творчество сотрудников: театр, музыка, поэзия и т.д.
Этап 3. Оптимизация. Стиль деятельности – “рынок”. В работе выдвигают личность, работают одиночки. Поощряется внутреннее предпринимательство, конкуренция, дух соревнования, независимость поступков и суждений. Ценится умение рисковать и ориентироваться в условиях постоянно меняющейся ситуации. Требование достойной оплаты за качество труда.
Этап 4. Стабилизация. Стиль деятельности – “коммуна”. Ценится слаженность коллектива, удобные условия труда, стабильный порядок. Не любят работать в обстановке риска, аврала и хаоса. Обязательны признание индивидуальности и неповторимости каждого, невмешательство во внутренний мир человека, конкретный гуманизм.
Как видно, психологическая атмосфера и ценности на каждом этапе отличаются друг от друга. При этом стоит вспомнить еще о таком понятии, как корпоративная культура. Она проявляются в корпоративных правилах и нормах поведения, форме одежды, общих мероприятиях, стиле общения и т.д. Корпоративная культура позволяет нам понять основные ценности компании и ее сотрудников, это ее имидж, лицо, своеобразие. Это то, что выделяет компанию из ряда поставщиков аналогичных товаров или услуг. Для определенных сфер деятельности близкая по духу корпоративная культура становится для клиентов одним из главных критериев выбора компании. В первую очередь это касается тренинговых и консалтинговых компаний, студий дизайна, рекламных агентств, СМИ.
И здесь, как и в случае с персоналом, получается та же проблема: с одной стороны, на разных этапах развития организации приветствуются разные ценности, а с другой, - не менять же корпоративную культуру при каждом переходе на новый этап, эдак и всех старых клиентов растерять можно!
Но это не проблема и не противоречие. Корпоративная культура остается верным и неизменным стержнем, на каждом этапе приобретая только чуть-чуть другие формы, добавляя нюансы или вариации. Если провести аналогию с одеждой, то можно оставаться всегда верным спортивному стилю одежды, но каждый сезон, следуя моде, то менять покрой, то играться с оттенками цвета, то экспериментировать с аксессуарами. Так и с корпоративной культурой: сохраняя ключевые ценности, на каждом этапе делать определенный акцент.
При любом серьезном изменении в организации существует риск потерь и утрат. Более того, потери будут обязательно. Могут уйти люди, которым не понравится “ветер перемен”, может уйти часть клиентов, которые отстанут от новой политики формирования цен. Может даже куда-то “пропасть” часть документации или начнет выходит из строя дотоле стабильная локальная сеть. Это все нормально, и к этому нужно быть готовым. Вопрос состоит в том, как минимизировать эти потери, как выйти из кризиса с обновленной, а не утраченной верой в собственные силы и правильность выбранного пути. Это можно сделать, если следовать некоторым общим правилам любых серьезных изменений:
И опять же, на каждом этапе развития организации есть свои собственные риски, характерные именно для этого этапа:
Этап 1. Зарождение. Свобода слова и нетерпение. Опережение времени, несвоевременность. Теоретизирование и неспособность практической реализации, невозможность планомерной экспансии. Нелюбовь к жестким рамкам – заповедям, кодексам, правилам, отсутствие стабильности. Подмена понятия морали понятием справедливости. Неспособность сохранять и накапливать ресурсы.
Этап 2. Упорядочивание. Нет места инакомыслию, запрет на оригинальность мышления. Этика подменяется идеологией. Производительность труда стимулируется волевым нажимом и взвинчиванием энтузиазма. Частное предпринимательство не ценится, невозможно гибко реагировать на изменение ситуации. Пренебрежение к “обывательским радостям”, получению удовольствия.
Этап 3. Оптимизация. Охота к перемене мест и рода занятий, пренебрежение к здоровью. Сухость в общении. Боязнь открыть свои творческие достижения для всеобщего обозрения. Разрушение общественных ценностей, нет ощущения единого целого.
Этап 4. Стабилизация. Страхи давления извне, покушения на свои удобства, личные права и внутреннюю свободу. Поверхностность убеждений. Жизнь в настоящем, не задумываясь о прошлом и будущем. Неуважение к знаниям и авторитетам. Слабая конкурентноспособность, остановлен рост.
Можно прятаться от перемен, сохраняя хотя бы то, что есть. Но и это не вечная ситуация. А можно осознанно и продуманно, вооружившись знаниями и поддержкой профессионалов, управлять собственными изменениями. Быть готовыми к следующему повороту. Действовать заранее, а значит, более конструктивно и эффективно. И это – осознанное развитие бизнеса.
Наталия Бережная
delovoymir.biz