Самопознание — процесс, который длится всю жизнь. Поэтому важно научиться получать удовольствие от него самого. И осознав, кто вы и куда идете, необходимо продолжать переосмысливать и улучшать знания о себе и мире. В данной статье мы рассмотрим несколько способов самопознания, опишем их достоинства и покажем, как их применять.
Самопознание — это изучение личностью своих психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется постепенно по мере познания окружающего мира и собственной личности. Это очень медленный, но в то же время увлекательный процесс. На каком-то этапе человек может понять, что ошибся насчет себя и переосмыслить, уточнить свои ценности и цели. Это тоже часть работы и к ней стоит относиться с пониманием.
Если отвечать коротко, то самопознание позволит человеку обрести счастье и спокойствие. Печально, когда человек несколько десятилетий занимается каким-то делом, а потом понимает, что потерял время впустую и что его интересовали на самом деле совершенно другие вещи. Но если эти сожаления не произносятся на смертном одре, то есть время все исправить.
Если отвечать детальнее — это дает способность к самосовершенствованию, личному росту и самоактуализации. Человек, который находится на расстоянии вытянутой руки от понимания самого себя, ощущает полноту жизни и осознает ее смысл. Мы говорим о расстоянии вытянутой руки, потому что, как уже было сказано в первом абзаце, этот процесс длится целую жизнь. И в этом нет никакой проблемы. Мы можем находиться в вечном поиске и при этом ощущать мир таким, каков он есть, наслаждаться каждым мгновением своей жизни.
Ну и в конце концов, когда вы понимаете кем являетесь на самом деле, внутри вас отсутствуют глубинные и болезненные конфликты. Бытовые же будут возникать каждый день, но вы с ними справитесь, потому что разрешили главные. Вы будете совершать действия лишь потому, что четко знаете — они полностью укладываются в вашу систему ценностей и понимания самого себя. Вы не будете предпринимать бессмысленные поступки и находиться в бессознательных состояниях, когда самые разные ситуации ведут вас, а не вы сами управляете своей жизнью.
Перспектива заманчивая, да и каждый человек понимает, что ему нужно к этому стремиться. Он чувствует, что нуждается в этом. Давайте рассмотрим эффективные способы самопознания и научимся пользоваться ими.
Прежде чем приступить к разбору инструментов, стоит сказать о том, что применяя их, вы можете узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому заранее настройтесь на то, чтобы оценивать себя объективно. Если это поможет, то представьте, что оцениваете совершенно незнакомого человека, чтобы исключить повышенную эмоциональность и самобичевание.
1
Это первый шаг на пути к самопознанию. Как уже было сказано, вы должны оценивать себя совершенно объективно. Вы наблюдаете за собой, своим поведением и своими реакциями на внешние раздражители. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности.
Способов существует несколько. Например, вы можете повесить над своим рабочим столом (или в любом месте, где проводите больше всего времени) стикеры с такими вопросами:
Вы должны сосредоточиться на пяти пунктах: чувствах, ощущениях, мыслях, образах и действиях. Помните, что вы не должны себя судить, вы только познаете себя. Вам нужно увидеть реальную картину, а не ту, какую вы хотите. Если вы часто чувствуете себя неуверенным, признайте это. Запомните, что это мешает вам добиваться понимания себя и своих целей.
Вы можете записывать все, чем занимаетесь сейчас или занимались сегодня. По возможности вам нужно вести подобные записи хотя бы один раз в 2-3 часа. Спустя какое-то время вы поймете, что следите за своими эмоциями и поступками и перестали реагировать на автопилоте. Это признак того, что первый шаг выполнен успешно. Тем не менее, к нему стоит возвращаться снова и снова, так как со временем вы изменитесь или получите более глубокое понимание своих мотивов и ценностей.
2
Теперь вы готовы анализировать наблюдения. При этом способе вы начинаете больше размышлять над своим поведением и реакциями. Вы видите следствия поступков и пытаетесь определить их причины. Этот этап является очень важным и психологически сложным. Вы можете осознать, что корни более половины ваших реакций берут начало из детства, а также из вашего подсознания.
И у вас стоит серьезный выбор — заниматься этим самому или же обратиться к специалисту. Если чувствуете, что можете справиться сами, начинайте вести записи.
Концентрируйтесь на негативных эмоциях и мыслях, которые возникают у вас день за днем. Это могут быть обиды, желание критиковать других и неприятие этого со стороны людей, повышенная раздражительность, гнев и апатия. Если вы, к примеру, разобрались со своими обидами, это очень сильно изменит как понимание себя, так и вашу жизнь. Наверняка бывали периоды, когда вы не обижались ни на кого и у вас было отличное настроение, а в другие дни все было наоборот. Хотели узнать почему? Вы ведь осознаете, насколько лучше себя будете чувствовать и понимать, если научитесь не обижаться на слова и поступки других людей.
У большинства из нас просто не имеется достаточного опыта и знаний для правильной оценки своей личности. Поэтому мы рекомендуем вам читать больше книг на эту тему. Помимо того, что они могут дать вам структуру оценки своей личности, в них часто можно увидеть список вопросов, ответы на которые помогут вам лучше узнать себя.
3
Люди любят сравнения по своей природе. Как сравнения себя с другими, так и категориями («лучший» — «худший»). Но это может как помешать вам познать тебя, так и помочь.
Сравнение себя с другими людьми — не однозначное зло. Если после этого вы чувствуете себя разбитым, никчемным и завидующим, тогда да, нужно изменить свои подходы. Если же сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет становиться еще лучше, значит вы делаете все правильно. Как было сказано, самопознание помогает определить то, каковы вы на самом деле. Однако это не значит, что при этом не нужно развиваться и становиться лучше. Биография успешного человека поможет понять и возможно даже выявить в себе скрытые таланты и ресурсы, о которых вы не подозревали.
Сравнение же категориями, скорее всего, приведет к плохим последствиям. Называя одного человека ленивым, а второго трудолюбивым, вы ухудшаете коммуникацию и критикуете, что может иметь результатом и внутренние конфликты. Ведь по таким меркам и вы ленивы, если проснулись утром и не хотите взяться за работу. Это приводит к ненужному стрессу и развитию комплексов.
Поэтому мы можем дать вам два совета. Первый: сравнение себя с другими людьми — это хорошо, если вы делаете это правильным образом, вдохновляетесь чужими поступками. Второй: так как сравнение категориями иногда не избежать, используйте все точки зрения или хотя бы не судите ни себя, ни других людей. Если ваш знакомый не может приняться за работу, это вовсе не означает, что он ленив. Также как и в вашем случае.
4
На этом этапе вы принимаете себя таким, каков вы есть. Это не значит, что вы должны довольствоваться этим, потому что саморазвитие нужно любому человеку. Зато теперь вы знаете от чего отталкиваться. Вы понимаете, каковы ваши слабые и сильные стороны, стремления и мотивация, ценности и цели. Также важно искать преимущества в ваших недостатках, потому что это позволяет уменьшить болезненность в их восприятии.
На данном этапе без самопроверки не обойтись, потому что вы можете ошибаться насчет себя, к тому же постоянно меняетесь. Поэтому не стоит удовлетворяться той картиной, которая у вас есть. Развивайтесь, меняйтесь, но постоянно наблюдайте за собой и пытайтесь понять себя и те изменения, что происходят внутри вас.
В завершение хочется вам посоветовать изучать психологию, в частности такие разделы как социальная психология и психология личности.
Для более детального понимания тематики пройдите курс по самопознанию, который поможет вам проанализировать более 50 характеристик своей личности и научиться применять эти знания в жизни.
Желаем вам удачи!
4brain.ru
Самопозна́ние – правильное самовоззрение, достигаемое чтением Слова Божьего, писаний святых отцов, исполнением евангельских заповедей и просвещающим действием благодати Святого Духа.
Самопознание христианина опытно раскрывает ему:– богообразность и богоподобие человеческой природы;– вечность души и смертность тела;– поврежденность человеческой природы грехом;– действия на человека падших духов;– необходимость Искупителя и Спасителя для исцеления человека;– многоразличные действия Божественной благодати обновляющей человеческое естество;– высшую цель и предназначение человека в обожении человеческого естества, в теснейшем соединении человека с Богом.
Человек лишен истинного самовоззрения и самопознания. Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна человек пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении неповерхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными. Блуждают во мраке самообольщения и заблуждения мудрецы мира, возмечтавшие и произнесшие о человеке учение произвольное и суетное, заменяя истину предположениями; в ту же пропасть самообольщения и заблуждения влекутся слепцы, руководимые слепцами. Тайна – человек – отверзается в степени, доступной и нужной для нас, вочеловечившимся Богом, Господом нашим Иисусом Христом. В Нем же суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна. Епископ Игнатий (Брянчанинов).
* * *
Ю. М. Зенько
Апостол Павел призывал: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16). Это вникание в себя, самопознание вырабатывается постепенно, его нет в людях в готовом виде:
– «Человек не знает самого себя. Чтобы познать себя, нужна большая привычка отвлекаться от чувств, сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе» /христ.: Августин. О порядке. 1992, с.115/; «Как бы ни был обширен круг, в нем есть одна средняя точка, к которой склоняется все, называемая геометрами центром, и хотя части его окружности могут быть делимыми бесконечно, в круге нет другой такой точки, от которой бы все прочие находились на равном расстоянии и которая господствовала бы над всеми… Выйди отсюда в какую-либо часть круга, и потеряешь все, чем множество держится в единстве. Так и душа, вылившись из самой себя, рассеивается в некоторой беспредельности и истощается до полной нищеты, поскольку ее природа принуждает ее во всем искать одного, а множество находить его мешает» /там же, с.116/;
– «мы далеки от самих себя, да и мало желаем, чтобы приблизиться к себе, а все убегаем, чтобы не встретиться самим с собою и промениваем истину на безделушки да и думаем: рад бы заняться духовным делом или молитвою, да некогда, хлопоты и заботы о жизни не дают времени к сему занятию» /христ.: Откровенные рассказы. 1991, с.93/.
А между тем актуальность самопознания для каждого человека и всего человечества трудно переоценить: «Это не роскошь… это острая жизненная необходимость. Потому что если человек сегодня не познает самого себя, то, может быть, этот век или век грядущий будут последними в многотысячелетней истории людей» /Ч. 1: Мень. 1993, с.83/.
Такое большое значение самопознания и познания вообще предполагает наличие правильного к ним подхода: с одной стороны, необходимо уделять им должное внимание, с другой стороны, не должно быть зацикливания на них. Последнее, например, произошло в гностицизме, гипертрофировавшем роль познания («гнозиса»). Кроме того, возможно и неправильное познание. Например, познание без благодарения Бога или познание без любви.
Первое было свойственно язычникам, о которых ап. Павел писал: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца…» (Рим. 1:21-25).
Не менее негативно оценивается с христианской точки зрения и познание без любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2).
О самопознании нередко говорят и в нехристианских религиозных традициях: древнегреческой религии, даосизме, буддизме, исламе. «Познай самого себя!» – гласила знаменитая древнегреческая надпись. «Кто познал душу свою, тот познал своего Господа», – считает суфийская традиция /доп.: Жуковский. 1895, с.20/. Но, безусловно, существуют достаточные различия между разными религиозными направлениями в подходе к самопознанию.
Особенно это относится к восточным религиям, которые базируются на концепции пустотности «я». Согласно этой точке зрения, не существует ни «я», ни человеческой души, ни личности. Понятно, что самопознание в таком виде, как познание иллюзорности своего «я», диаметрально противоположно христианскому самопознанию, как познанию своей субстанциональной и бессмертной души.
Кроме того, надо иметь в виду, что понятие самопознания часто используют в самых разных, не совпадающих контекстах. Так, например, происходит в аналитической или глубинной психологии, основанной Карлом Юнгом. Приведем цитату, в которой восхваляется его вклад в дело самопознания: «При рассмотрении вклада Юнга в развитие нашей культуры становится очевидным, как мне кажется, одно его достоинство. Юнг дал явный ответ на самую актуальную психологическую потребность нашей культуры в самопознании, которая существует начиная с Эдипа и далее до Сократа, Гамлета и Фауста. Юнг не только взял максиму «познай себя» в качестве лейтмотива своей жизни, но и дал метод, с помощью которого каждый из нас может дать ответ на основной вопрос самопознания. Именно у Юнга мы можем найти ответ на вопрос, являющийся главным стимулом любой психологии вообще, – как познавать себя…» /доп.: Хиллман. 1997, с.65/. А фактически, все обстоит совсем наоборот, и это является принципиальным моментом: самопознание есть не гносеологическая, а онтологическая проблема. Психологическое самокопание без очищения и без благодатной помощи Божией не является истинным самопознанием, да и самопознанием вообще. Психологических методов анализа недостаточно, чтобы осветить глубины человеческой души, в которых обитают негативные духовные сущности. В результате этого подобное «самопознание» превращается в самообман и потакание своим грехам и слабостям, и, в конечном итоге, в общение с бесами. Что наглядно и показал пример самого Юнга.
Отчасти это не является секретом для последователей Юнга. Сам Хиллман пишет несколькими страницами позже: «существует множество ответов на все основные архетипические вопросы в зависимости от бога и мифологической системы, которая определяет наш ответ, бесстрастный и аполлонический, абстрактный и сатурнианский, в форме дионисийской разрядки или божественной любви, героических подвигов или гефестовых артефактов. По-видимому, не существует единственного способа самопознания…» /доп.: Хиллман. 1997, с.70/. Неудивительно, что в своем длинном перечислении Хиллман забыл христианство, только намекнув на него словосочетанием о божественной любви – между «дионисийской разрядкой» и «героическими подвигами». В конечном итоге, религиозную интроспекцию он «ставит особняком» /там же, с.71/ и фактически вообще не рассматривает.
Остановимся теперь на православно-христианской традиции самопознания. Первой и самой главной обязанностью человека в христианстве является обязанность возлюбить Бога, правильно Его познать и достойно почитать /христ.: Солярский. 1892, с.88/. С обязанностями к Богу неразрывно соединяются обязанности к самому себе и к ближним. И как в обязанностях христианина к Богу первое место занимает Богопознание, так в обязанностях к самим себе первое место занимает самопознание, без которой никакие другие обязанности к себе не могут быть должным образом исполнены /там же. с.190/.
Поэтому самопознание, безусловно, очень важно, о чем писали и пишут многие христианские авторы:
– «Прекраснейшей и важнейшей из всех наук несомненно является самопознание. Потому что, кто сам себя знает, тот дойдет до познания и Бога» /христ.: Климент Александрийский. Педагог. 1996, с.213/;
– «Для чего меряешь горстию воду, небо пядию, и всю землю горстию (Пс. 40:12), – меряешь великие стихии, измеряемые для одного лишь Творца? Прежде всего познай самого себя, рассмотри, что в руках, кто ты» /христ.: Григорий Богослов. Т. 1. 1994, с.477/;
– “»Внемли себе», чтобы мог ты различать вредное от спасительного” /Василий Великий. На слова… 1911, с.92/; “»внемли себе», т. е., внемли не тому, что твое и около тебя, но одному себе; ибо иное – мы сами; иное – принадлежащее нам, а иное – что около нас” /там же, с.93/. Для чего «со всевозможным тщанием вникать в себя самого»? Чтобы каждой части человеческого существа дать нужное: «плоти – пропитание и покровы, а душе – догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение в добродетели, исправление страстей…» /там же, с.93/;
– «Строгим, точным и правильным психологическим анализом (разбором, ведением) отличались все святые: апостолы, святители, мученики, преподобные, бессеребренники, Христа ради юродивые, столпники…» /Иоанн Кронштадтский. 1997, с.51/;
– «Без самопознания невозможна истинно-нравственная деятельность по отношению к себе, другим людям и Богу…» /Никанор (Каменский). 1898, с.3/.
Самопознание христианина состоит в правильном познании нашей человеческой природы, ее различных расположений, сил и свойств и их различного развития и состояния вообще, в познании всего этого в самом себе в особенности. Такое самопознание составляет важную и необходимую обязанность каждого христианина. Как пишет известный христианский подвижник VI века авва Исаия: «Познай самого себя, и убегай того, что для тебя губительно» /христ.: Исаия авва. 1883, с.51/.
К этому же примыкают и многие другие христианские подвижники и современные богословы:
– «самопознание есть верное понятие о своем духовном возрасте…» /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.175/; «познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы» /там же, с.177/;
– “На то мы и умом одарены, дабы знать, что следует нам делать; и наставление «Познай самого себя» в данном случае означает не иное что как следующее: «Познайте, на какой конец все вы сотворены». Сотворены же мы и поставлены в сем мире для того, чтобы быть верными исполнителями заповедей, если хотим наследовать спасение” /христ.: Климент Александрийский. 1892, с.20/;
– «Будем непрестанно исследовать самих себя, в отношении ко всем страстям и добродетелям, чтобы узнать, где мы находимся: в начале ли, в средине, или в конце» /христ.: Иоанн Лествичник. 2001, с.193/;
– «Познавай убо, что в сердце твоем кроется. Посматривай туда часто, и увидишь, что в нем есть гордость, высокоумие, самолюбие, сребролюбие, гнев, зависть, славолюбие, нечистота, желание мщения, и всякая греховная мерзость» /христ.: Тихон Задонский. Т. 11. 1837, с.160/;
– «самопознание потребно; оно есть познание себя и особенно ограниченности своих способностей, своих недостатков и неискусства» /христ.: Назарий. 1885, с.72/;
– «Первый шаг – познать себя. Грех есть разделенность внутри нас самих и разделенность по отношению к другим… /христ.: Антоний митр. Сурожский. 1997, с.7/.
Трезвое самопознание приводит человека к весьма печальным выводам: «Внимательно обращая взор мой на самого себя и наблюдая ход внутреннего моего состояния, я опытно уверился, что я не люблю Бога, не имею любви к ближнему, не верю ничему религиозному и преисполнен гордостью и сластолюбием» /христ.: Откровенные рассказы… 1991 с.24/.
Самопознание связано с совестью: «исследуй себя самого, не в возношении лжеименного знания внешней премудрости и не под нагромождением суетных помышлений, со страхом и трепетом» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.409/; «если хочешь узнать, какова твоя жизнь и каково состояние, спроси душу свою и скажи ей: душа, исполнила ли ты все заповеди Божии, или нет? И она, открыв уста совести своей, непременно скажет тебе настоящую истину» /там же, с.409/.
Истинное самопознание невозможно без смирения:
– «Уж конечно мы не думаем, что приемами различения, умозаключения и расчленения человек способен познать самого себя, если трудным покаянием и напряженным борением не изгонит прежде из собственного ума гордость и лукавство. Потому что кто не приведет своего ума таким путем и к такому устроению, тот не увидит даже своего незнания, а только с этого начинается успешное познание самого себя» /христ.: Григорий Палама. 1995, с.73/;
– «Всякий познавший себя, почил от всех дел… и вошел в святилище Божие, в мысленное богослужение Духа и в божественное пристанище бесстрастия и смирения» /Никита Стифат. 1900, с.122/. «Познай себя самого; и это есть воистину истинное смирение, научающее смиренномудрствовать и сокрушающее сердце…» /там же, с.121-122/. «Когда кто познает себя, а это требует многого со вне охранения, упразднения от дел мирских и строгого испытания совести, – тогда тотчас внезапно приходит в душу и божественное некое паче слова смирение, приносящее сердцу сокрушение и слезы теплого умиления: так что тогда испытывающий его в себе действие почитает себя землею и пеплом…» /там же, с.122/.
Из самопознания проистекает молитва: “Только тот кто увидел внутренними очами свою Душу и познал ее достоинство, только тот при помощи Божьей Силы видит и познает и свое страшное падение. И какое это таинственное видение – увидеть свою бестелесную душу, Божью Умную Красоту, и увидеть ее в хламиде страстей, увидеть в смрадном рубище вожделений и греха. Это видение бывает потрясающим, неописуемым, божественным. Это видение и рождает неутихающий вопль: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!»” /христ.: Журавский Иоанн. 1996, с.75-76/.
Истинное самопознание приводит к смирению, незлобию и милосердию, ибо кто познал всю глубину своих грехов, тот не будет превозносится над другими. Этим уничтожается повод к такому важному греху, как осуждение других. Поэтому, «каждый должен заботиться о своих болезнях душевных, и каждый должен оплакивать грехи свои, не зазирая ближнего» /христ.: Исаия авва. 1883, с.62/; «Посему, христиане сами должны употреблять все старание, но вовсе никого не осуждать, ни явную блудницу, ни грешников, или людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, чтобы обратилось человеку как бы в нечто естественное и непременное – никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми… Ибо в том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников, или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым» /христ.: Макарий Египетский. 1998, с.113/.
В этом важное отличие христианского самопознания от самопознания языческого. Св. Григорий Палама пишет: “Приоткрою тебе чудовищную глубину лукавства внешних философов. Лукавый и те, кто научился от него лукаво мудрствовать, украли одну нашу полезнейшую заповедь и выставляют ее как некую лукавую приманку благодаря сходству выражений «Внемли себе» и «Знай самого себя»” /христ.: Григорий Палама. 1995, с.18/. Имеется в виду сравнение и противопоставление древнегреческого принципа «познания самого себя» и часто используемого в святоотеческой традиции выражения «внемли себе» (Втор. 15:9), как оно звучит в переводе 70-ти и в славянском переводе (синодальный русский перевод этого места звучит так: «берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль»).
По Григорию Паламе языческие авторы использовали призыв к самопознанию в качестве приманки: «Но если разберешь, каков для них смысл этой заповеди, обнаружишь пучину злоучения: исповедуя переселение душ, они считают, что человек достигнет самопознания и исполнит эту заповедь в том случае если узнает, с каким телом был связан прежде, где жил, что делал и чему учился; разузнает же он это, покорно отдавшись коварным нашептываниям злого духа» /там же, с.18-19/.
Самопознание также необходимо и в деле богопознания и богопочитания. Кто не знает самого себя, тот не может правильно познать и Бога, не может, следовательно, исполнять и своих обязанностей к Нему:
– «Кто знает самого себя, тот знает и Бога. Кто же знает Бога, тот воздает Ему приличное поклонение» /христ.: Антоний Великий. 1826, с.165/;
– «Ты хочешь познать Бога? Прежде познай самого себя» /христ.: Нил препод. 1827, с.171/.
– «Точное соблюдение себя самого даст тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если «внемлешь себе», ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» /Василий Великий. На слова… 1911, с.98/;
– «Но, о, братия мои и отцы! Умоляю, да восподвизается каждый из нас сначала познать себя самого, дабы потом иметь возможность иной раз от того, что в меру нашу, познать и то, что выше нас. Ибо кто не познал прежде себя самого так, чтоб мог с Давидом говорить: аз есмь червь, а не человек (Пс. 21:7), и с Авраамом: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27), тот никак не может познать что либо из духовного и божественного духовно и достойно, и как подобает вышеестественному и премудрому Духу» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 2. 1993, с.342-343/;
– «чрез сие себя самого и натуры познание должен человек познавать Бога…» /Михаил (Десницкий). 1819, с.4/;
– «Прежде нежели кто восхощет узнать Бога, должен познать себя самого: ибо познать Высочайшее Существо не возможно, разве познаем собственное уничижение свое» /христ.: Кандорский. 1798, с.10/.
Именно изнутри, через свою душу человек и приходит к Богу: «Как телесные чувства, поелику тело смертно, видят смертное; так душе, созерцающей бессмертное и помышляющей о бессмертном, необходимо и самой быть бессмертною, и жить вечно. Ибо понятия и созерцания бессмертия никогда не оставят ее, пребывая в ней и служа как бы подгнетом к поддержанию бессмертия. Посему-то душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со-вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове» /христ.: Афанасий Великий. Т. 1. 1994, с.170/.
Истинное самопознание есть не просто какое-то абстрактное самоуглубление, а познание в себе Христа: “Сын Божий сошел и принял душу не для того, чтобы душа познала себя во Христе, но чтобы познала Христа в себе. Ибо опасность грозит ей не от незнания себя самой, а от незнания Слова Божьего:В Нем, – говорит [апостол], – открылась вам жизнь (1Ин. 1:2), а не душа, и так далее. Я пришел, – говорит Он, – спасти душу (Лк. 9:56), – но Он не сказал «показать»” /христ.: Тертуллиан. 1994, с.175/.
Истинное самопознание настолько важнo, что оно необходимо и для правильного познания ближних и правильной любви и уважении к ним. Кто не знает самого себя, тот никогда не научится правильно знать и понимать их, должным образом обращаться с ними, любить и уважать их. Самолюбие, гордость и другие подобные пороки, удаляющие человека от Бога и ближних, всегда имеют в своем основании неправильное понятие о себе, или незнание самих себя (Лк. 18, 11; Откр. 3, 17). С другой стороны, познание самого себя может происходить не только через самоисследование и самосозерцание, но и через самораскрытие в делах и поступках, т. е. по отношению к другим людям /доп.: Куликов. Психология настроения. 1997, с.184/.
Основные формы самопознания реализуются через интровертность, обращенность в свой внутренний мир. Это не так просто сделать: «всю свою жизнь, от детства до старости, мы проводим большею частию вне себя, гоняясь то за материальными выгодами, то за внешним блеском, то за приобретениями в области наук и искусств, то даже за самыми пустыми и бесплодными удовольствиями; а идти домой и посмотреть, что у нас есть и чего нет, что делается и чего не делается, что требуется в жизни внутренней для внешней, и каким образом приобресть эти условия, – того мы не хотим» /Карпов. 1860, с.18-19/. Обычно человек знает не себя, а свое, которое он и принимать за себя /там же, с.20/
Св. Иоанн Кронштадтский призывал: «Заглядывай внимательнее, глубже в свой внутренний, душевный или духовный мир, полный величайшего умственного и нравственного интереса, и не увлекайся внешним, вещественным, преходящим и исчезающим миром… В том внутреннем мире предстоит тебе много, много дела и усилий по причине извращения нашего духовного порядка или законов творческих и душевного, и физического растления» /Иоанн Кронштадтский. 1991, с.57/.
От внешней аскезы – к внутреннему богомыслию, от молчания уст – к безмолвию разума, от уединения – к единению с Богом, от внешней активности на благо человечества – к внутренней просветленной любви к людям: таков путь христианского подвижника /христ.: Иларион (Алфеев). 1998, с.95/.
Самопознанию научают христиан примером своим христианские святые. Самопознание было преимущественно задачею святых отшельников и пустынножителей. Удалившись от мира, они следили за каждою своей мыслью, за каждым движением души своей, умели различать самые тонкие оттенки своих мыслей, в желаниях и движениях сердца; достигали через то и сами высокого духовного совершенства, и умели вести других к этому совершенству. Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов): «Святые иноки, достигнув при свете Божественной благодати самовоззрения, которому самообольщение уже не может давать той неправильности и темноты, которые оно сообщало философам, водимым духом века сего, духом лжи и прелести, соделались единственными истинными психологами» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.295/.
Из глубины своего духовного опыта св. отцы советуют:
– «Внимай себе и познай действия, происшедшие в тебе от смирения и плача, и замечай, какую пользу приносят они тебе каждый час» /христ.: Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2, с.525/;
– «Будь всегда внимателен к себе самому… Входи непрестанно сам в себя, и смотри: какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли перед тобою, какие из них пропали и совершенно отступили от тебя, и какие из них начали умолкать вследствие душевного твоего здравия, а не вследствие удаления того, что смущало тебя, и какие научился ты одолевать умом, а не лишением себя того, что служит для них поводом? Обрати также внимание на то, точно ли видишь, что среди загноения язвы твоей начала нарастать живая плоть, т. е. душевный мир. Какие страсти постепенно и какие стремительно понуждаются, и чрез какие промежутки времени?» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.189-190/.
Самопознание в наше время важно не только на индивидуальном, но и на национальном и, даже, глобально-общечеловеческом уровне. Божий промысл распространяется на отдельных людей, на все человечество, и на отдельные «царства и народы» /христ.: Макарий (Булгаков). Т. 1. 1999, с.582/. Поэтому все, что мы говорили о самопознании по отношению к отдельному человеку, относится и ко всему народу, который должен через самопознание внимательно изучать пути промысла Божия по отношению к нему /доп.: Красин. 1917, с.848/. Самопознания народа есть надежный способ предотвращения национализма и общенародного эгоизма, ибо познавший свои немощи народ не станет выпячивать свои заслуги и превозноситься над другими народами.
Но сколь важно самопознание, столько же и трудно его достижение. Препятствий этому великое множество /христ.: Солярский. 1892, с.90/.
Во-первых, самолюбие, по которому человек обыкновенно считает себя гораздо лучше, умнее, добродетельнее, чем есть на самом деле, скрывая или уменьшая свои недостатки и своим заслугам и преимуществам придавая более высокую значимость. При этом у человека формируются так называемая психологическая защита, которая и служит поддерживанию подобной неадекватной самооценки.
Во-вторых, привязанность к некоторым своим слабостям и порокам, из-за которой, не желая отказаться от них, боимся заглянуть в самих себя и спросить: таковы ли мы на самом деле, какими должны быть? А если и замечаем иногда какие слабости, стараемся извинять их, оправдывать.
В-третьих, легкомыслие и рассеянность, по которым люди слишком много думают о временных своих занятиях, слишком заботятся о земных благах, слишком преданы жизненным удовольствиям, живут с желанием непрестанных развлечений, не помышляя о самих себе. Этому, к сожалению, способствует и современный образ жизни – особенно в крупных городах. На формирование подобного, потребительского, отношения к жизни направлено и воздействие средств массовой информации: телевидения, прессы, радио и т. д.
В-четвертых, негативную роль могут сыграть удачные внешние обстоятельства, по которым человек, благоденствуя, охотно думает о себе гораздо больше, считая себя умнее и лучше, чем есть на самом деле. Это довольно распространенная ситуация и по отношению к христианству: пока человеку неплохо, он мало задумывается о религиозных вопросах и далек от христианства, и, наоборот, когда у него появляются серьезные проблемы, тогда он вспоминает о существовании Бога.
В-пятых, притворство и лесть наших ближних, которые неправдой хотят сохранить наше к ним благорасположение. Это важнейшая проблема так называемых малых референтных групп, к которым можно отнести семью, класс (для школьников), курс (для студентов), рабочий коллектив (для взрослых). Если в этих группах не будет доверительного, честного отношения друг к другу, то у человека вообще не будет опыта подобного общения (и подобного отношения к нему самому). Человек получается как бы психологически ущербным, однобоким, что не может не сказаться и на его внутреннем мире.
В-шестых, сказываются предрассудки и заблуждения общества, по которым о добродетелях и пороках часто судят несправедливо: иную добродетель лишают всякой цены, а иной порок чуть ли не считают и пороком. Причем со временем эта «терпимость» общества к порокам становится все шире и глубже, так что, фактически, общество и государство уже не просто закрывают глаза на некоторые пороки, а активно их всем навязывают. Это есть проблема больших социальных групп: классов, наций, народов (и связанных с ними политических и государственных структур).
Чтобы устранить препятствия и достигнуть познания самих себя, необходимо следующее. Во-первых, надо сознать саму важность самопознания и иметь истинное и твердое желание правильно познать себя.
Во-вторых, надо чаще отвлекать свой дух от всего внешнего, от развлечений внешней жизни, углубляться внутрь себя и поставлять себя в присутствии вездесущего и всеведущего Бога.
В-третьих, надо тщательно и беспристрастно наблюдать за собой во всех разнообразных обстоятельствах и отношениях с жизнью с разных сторон и при разном расположении духа. Надо наблюдать и за внутренними нашими движениями, за образом наших мыслей, чувствований и желаний, и за образом их проявления и действий. Наблюдать за собою и в душе, и во внешней жизни, и правильно различать, что в нас есть нашего – духовного, небесного, и что – внешнего, чувственного, земного. По меткому библейскому слову: «душа человека иногда больше скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте наблюдения» (Сир. 37:18)
В-четвертых, надо наблюдать и за другими людьми, что ведет к правильному познанию и самих себя (своих лучших и худших сторон).
В-пятых, надо терпеливо внимать суждениям о нас других людей, особенно людей здравомыслящих и благонамеренных, желающих нам истинного добра. Эти суждения могут иногда открывать нам такие в нас стороны, которых мы сами и не приметили бы за собой.
В-шестых, надо внимательнее изучать науку о душе человеческой, то есть психологию, поверяя ее учение собственным опытом и наблюдениями /христ.: Солярский. 1892, с.193/, – имелась в виду дореволюционная, не атеистическая психология. После критического анализа, безусловно, можно было бы использовать и некоторый опыт современной академической психологии, поскольку нельзя без разбора отрицать всю ее целиком.
В-седьмых, надо быть внимательнее к внешней природе. Взгляд на нее, с одной стороны, смиряет нашу горделивость, давая нам увидеть, как слабы и ограничены наши силы, как незначительны все успехи нашего знания, как кратка и скоротечна наша жизнь. С другой стороны, природа знакомит нас с самими собою и тем, что пробуждает в нас чувство истинного достоинства, показывая нам, что мы пользуемся особенной любовью и благостью Бога, будучи наделены особыми дарами и преимуществами перед всем виденным.
В-восьмых, надо чаще и беспристрастнее испытывать свою совесть, что особенно одобряется св. отцами. Только оно должно происходить не по мирским правилам, а по учению и примеру жизни Спасителя.
В-девятых, в столь трудном деле, как самопознание, невозможно достичь успеха без высшей помощи, без постоянного обращения к Богу с молитвой о поддержке и помощи.
В-десятых, истинное самопознание невозможно без помощи и учительства: «если кто не позаботится наперед, долгим молением, с милостынею, постом и бдением, познать себя самого и свою немощность, то он не может познать и того, что без духовного отца, руководителя и учителя, нельзя человеку соблюсти, как должно, заповеди Божии, жить вполне добродетельно и не быть уловлену сетьми диавольскими» /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.107-108/. Учителем же каждого христианина в его самопознании в широком смысле является Церковь: «Церковь – источник самопознания самый ясный, чистый, совершенный… источник всякого истинного познания, мудрости совершенной, учительница совершенного общежития» /христ.: Иоанн Кронштадтский. 2001, с.93/.
В-одиннадцатых, истинное познание самого себя есть, в первую очередь, осознание своей немощи /христ.: Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.272/. Это есть самый первый шаг на духовном пути, и возможен он только с помощью Божьей:
– «Первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрытых забвением и неведением» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.55/;
– «восчувствовать грехи свои – есть Божие дарование…» /христ.: Исаак Сирин. 1993, с.228/.
azbyka.ru
— так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции:
1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;
2) сведения о себе человек получает не только (часто — и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников — объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.
Самопознание — познание себя — одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:
1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;
2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;
3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима — ведь всякое продвижение в ней — шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.
Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира — он пока не знает, что относится к его телу, а что — нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание «духовного Я» — своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (см. сверх-Я) — осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
psychology.academic.ru
САМОПОЗНАНИЕ — познание субъектом самого себя, родовой термин по отношению к рефлексии — рациональной форме С. Философия разных эпох по-разному оценивала его возможности и границы. В классической философии способность разума к С. не подвергается сомнению. Наше сознание суверенно, оно ни от чего не зависит, человек как субъект познания прозрачен для самого себя. Знаменитое декартовское рассуждение исчерпывающим образом иллюстрирует такой подход. Р. Декарт не сомневается, что наш разум способен проанализировать собственное содержание, в самом себе отделить сомнительное от несомненного и начать строить знание заново — осознанно и методично. Выражением суверенитета сознания для классического рационализма является метод он позволяет нам в процессе познания контролировать свой каждый шаг. Классическая философия не сомневается в нашей способности проанализировать и выявить влияние на наше сознание любых факторов — языка, социальных интересов и т.д. С. является для классической философии также решающим шагом к свободе: осознавая свою обусловленность, напр. страстями, или языком, мы освобождаемся от нее. Замысел критической философии И. Канта представляет ее как С: ее задачей провозглашается критический анализ возможностей и способностей разума, анализ всеобщих условий нашего опыта. В результате такого исследования Кант приходит к выводу о наличии принципиальных границ человеческого познания. Но сама наша способность выявить эти границы, ответить на вопрос «Что я могу знать?», не подвергается им сомнению. Для Гегеля все человеческое познание представляет собой С. идеи — подлинного субъекта развития и природы, и общества, и познания.
Безграничные возможности С. ставятся под вопрос в неклассической философии. Философия 19 в. выявляет различные факторы, ограничивающие суверенитет сознания и возможности человеческого С. Причем, воздействие этих факторов не снимается в результате их осознания. Это классовые интересы (К. Маркс), воля (А. Шопенгауэр и Ф. Ницше), погруженность в существование (С. Кьеркегор). В неклассической философии возникает тема ложного, иллюзорного сознания. По Марксу, идеология есть ложное сознание — продукт искаженного познания классом своего места в обществе и истории. Прозрачность человеческого сознания для самого себя оказывается проблематичной. Эта тема развивается в философии 20 в. в разных направлениях. Целый ряд направлений подчеркивает зависимость нашего сознания от языка («Нами говорит язык» — М. Хайдеггер). Если язык существенным и неконтролируемым до конца образом влияет на наше сознание, если мы не можем выйти из языка и оценить его влияние на познание извне, значит, сам вопрос о соотношении языка и сознания оказывается вопросом, на который невозможно получить достоверный ответ. Тема ложного сознания находит свое развитие в психоаналитической философии. Согласно 3. Фрейду, люди не осознают подлинных мотивов своих поступков: те наши мотивы и стремления, которые противоречат Сверх-Я, т.е. усвоенным нами нормам и запретам, не осознаются нами и вытесняются в бессознательное. Сознание оказывается механизмом лжи и самообмана. Оно плодит рационализации — продукт искаженного С. Тема зависимости С. от классовых и социальных интересов находит дальнейшее развитие в социологии знания К. Мангейма. В герменевтической философии Х.-Г. Гадамера подчеркивается субстанциональность культурной традиции, в рамках которой осуществляется любое понимание и самопонимание. Мы всегда находимся внутри определенной культурной традиции, сформированы ею, не можем занять позицию вне ее и познать свою зависимость от нее достоверным образом. В структурализме любая духовная деятельность, в том числе и С, оказывается производной от неких объективных структур, определяющих функционирование нашего сознания. При этом структурализм К. Леви-Строса в трактовке возможностей С. ближе к классической философии: наша способность описать эти фундаментальные структуры не подвергается в нем сомнению. В целом, С. предстает в философии 20 в. не как акт суверенного разума, а как культурно, социально, исторически и т.д. обусловленная деятельность. Познавая свою зависимость от различных обуславливающих наше сознание и бытие факторов, мы не освобождаемся от этой зависимости, а лишь углубляем собственное самопонимание.
В. И. Медведев
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
epistemology_of_science.academic.ru
Самопознание как способ приобретения знаний о своей внутренней сущности волновал умы философов, начиная с периода Античности. Вопрос о том, как устроен наш внутренний мир, остается по-прежнему важным и в современное время. В психологии есть термин «Я-концепция». Он означает систему представлений личности о самой себе, осознание своих интеллектуальных, физических, характерологических свойств, самооценку, субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на жизнь.
Процесс самопознания нацелен на выработку «Я-концепции», совокупности установок, направленных на себя. Ответы на вопросы «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Какой я?» жизненно важны для самопознания. То, как субъект на них отвечает, определяет то, что с ним происходит.
Знаете ли вы себя? Способны ли вы к самопознанию, к поиску своего «Я»? Для самопознания нужна работа над собой, поиск ответов на непростые вопросы. Задумайтесь, с кем вы себя отождествляете? Какую роль вы принимаете чаще всего: ребенка, матери, члена какой-то социальной группы? Проанализировав, вы приблизитесь к своей сущности.
Подумайте над такими вопросами: Насколько вы отождествляете себя со своей нацией? Насколько вы отождествляете себя с семьей, работой, полом, возрастной группой? Все это вы? Или это части вашей личности, стороны вашего «Я»?
Подумайте над следующим вопросом: вы – то, что вы видите и ощущаете? Вы – это ваши чувства и эмоции? Вероятно, почти все, что вы осознаете в поле своего восприятия, включает самые разнообразные ощущения. Вы понимаете, что видите, к чему прикасаетесь, что слышите и что переживаете.
При детальном рассмотрении выясняется, что эти факты образуют наше существование, но не являются главными составляющими нашего «Я». Кроме чувств, переживаний, слуховых, зрительных, осязательных впечатлений, есть еще какой-то воспринимающий, думающий субстрат, тонкий и неуловимый. Можно назвать этот субстрат «Я». Само наше бытие стремится к нашей глубинной природной основе. Мы существуем в пространстве, и в то же время осознаем себя отделенными от окружающего мира, оторванными от него. Субъективно можно легко найти разницу между внутренним и внешним.
Но в то же время границы между «Я» и окружающим пространством размыты, их невозможно определить в какой-то физической точке. Для этого мы можем рассмотреть под микроскопом кожу, волоски и поры и обнаружим, что эта граница легко преодолима. Человек находится в постоянном обмене с окружающим миром, он вбирает в себя питательные вещества, воздух, воду. Энергия постоянно циркулирует. Без упорной работы над собой и саморефлексии очень сложно понять где «Я».
Займите удобное положение, расслабьтесь и закройте глаза. Дышите медленно и спокойно. Чувствуйте себя уверенно и комфортно. Вам тепло и уютно. Осознайте свое тело в пространстве. Расширьте и сузьте поле своего внимания. Пусть фокус внимания сожмется до точки и вновь расширится и заполнит весь окружающий мир. Отметьте все, что вы можете слышать и видеть.
Подумайте и остановите ваше внимание на том, кто или что, видит и слышит то, что воспринимаете вы. Упражнение помогает сконцентрироваться на себе и своих ощущениях, более точно разграничивать и выделять составляющие элементы «Я-концепции». Ваша настойчивость со временем будет вознаграждена. Глубоко внутри нашего естества есть отправная точка для исследования. И это точка и есть наше «Я», наше внутреннее естество.
i-magik.ru
познание своего Я в его специфике, условиях и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. (1)
Оцените определение:
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
процесс поиска своей сущности, своих особенностей, предпочтений и потребностей, понимание человеком своих физических (телесных), духовных возможностей и качеств, своего предназначения в жизни, места среди других людей.
Оцените определение:
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.
Оцените определение:
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
познание своего Я в его специфике, условиях и способах реакции, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. Познай самого себя — было написано над входом в храм Аполлона в Дельфах (изречение приписывается Фалесу). И.В. Гете считал, что человек знает себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя — только в нем. «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».
Оцените определение:
Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
изучение и понимание своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание, направленное на самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается С. в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно.
Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние состояния, мотивы, цели, ценности, понимать его и определенным образом относиться к самому себе. С. – не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В С. соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его с позиций «идеального Я», что существенно для акмеологического подхода.
С. выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без С.
С. необходимо для успешного развития личности, оптимального осуществления деятельности, адаптации к социальной и природной среде, на основе индивидуализации, выработки оптимальной перспективной жизненной позиции и стратегии.
Оцените определение:
Источник: Акмеологический словарь
didacts.ru
Содержание:
Самая загадочная материя — это человеческая душа. Она есть у каждого, но никто не знает, что же это такое… Душу нельзя увидеть при ультразвуковом исследовании, потрогать рукой и даже просто посмотреть на нее. Да даже точное определение — и то отсутствует. Но тем не менее, человеческая душа постоянно становится объектом самого пристального внимания. И рано или поздно каждый человек начинает «копаться» в самом себе. И это ой как непросто. Но тем не менее необходимо — значение самопознания переоценить практически невозможно, лишним оно не будет никогда.
Процесс самопознания не из легких — путь к себе долог и тернист. По дороге могут встретиться различные трудности и препятствия в лице страхов и комплексов, психологических защит и других «злых монстров». Но награда за прохождение этого сложного пути того стоит – это знание о самом важном человеке на свете, знание о собственном Я. Познай себя, и тебе будет даровано истинное счастье! И не стоит откладывать процесс самопознания надолго — потом будет еще сложнее.
Если вы поставили перед собой задачу познать себя – поздравляем, это уже начало пути. Очень многие пытаются решить эту задачу при помощи психолога или тренинга личностного роста, полагая, что процесс самопознания будет проще. Однако по-прежнему актуальным остается вопрос о том, как познать самого себя, не прибегая к посторонней помощи. Именно особенности самопознания и станут темой нашего сегодняшнего разговора. Итак, познание и самопознание собственной персоной! В этом нет ничего сложного, если вы действительно хотите постигнуть самого себя.
Самопознание лучше начать с внимания к собственному телу. Да-да, способы самопознания многочисленны и это — не худший из них. В безумном ритме современной жизни наше тело иногда напоминает загнанную лошадь, но когда оно пытается нам об этом сказать, мы его не слышим. И тогда наше тело начинает болеть — развиваются различные заболевания.
Установить со своим телом контакт вполне возможно – достаточно обращать внимание на то, как оно реагирует на все происходящее с нами. Сначала это будет сложно, но необходимо вновь и вновь смещать фокус внимания на свои внутренние ощущения — и тогда это станет делом привычки.
Другая зона, осознание которой является важным элементом самопознания – это зона чувств и эмоций. Невозможно пройти следующие этапы самопознания, минуя этот. В повседневной жизни мы часто руководствуемся разумом, не замечая, что некоторые рациональные решения вызывают у нас полное отторжение на эмоциональном уровне. Например, мы скрываем злость и обиду, считая их выражение глупым и бессмысленным, что приводит к сокрытию истинных эмоций от нас же самих. Цель — никому не показывать свое раздражение. А по сути — одни внутренние проблемы.
Именно с получения информации от этих двух зон и начинается самопознание. Уже через неделю вы узнаешь о себе много чего нового и интересного. Это может быть тот факт, что у вас болит голова каждый раз, когда твоя подруга Маша зовет тебя выпить кофе. При этом каждый раз, когда вы с Машей пьете кофе, ты начинаешь испытывать такие усталость и скуку, что зачастую просто «выключаешься» из общения с ней. Самопознание поможет исключить такие вот ситуации.
Еще одним важным пластом знания о себе является знание о своих потребностях. Казалось бы, очень просто ответить на вопрос: «чего я хочу?» Но это далеко не так – многие желания, которые, как нам кажется, мы испытываем, на самом деле не являются истинно нашими. Они могут быть навязаны извне или неправильно нами истолкованы. Бывает, что женщине часто хочется есть, соответственно, есть она много и толстеет. Хотя на самом деле в половине случаев ей хочется пить, и если бы она в эти разы выпивала по стакану воды, она бы гораздо лучше себя чувствовала и была бы стройнее.
Конечно же, этот пример самый примитивный, но самый наглядный. Вам кажется, что вы устали и не в силах даже приготовить ужин? Прилягте на 15 минут — только без ноутбука и телевизора. Если вы уснете — вы действительно устали. Но скорее всего, вашу усталость как рукой снимет уже через несколько минут — вероятно, вам хотелось немного тишины. Сложно назвать определенные методы, делающие самопознание проще — самое главное в этом деле прислушиваться к своему организму.
Когда вы научитесь понимать реальные потребности своего тела, можно поставить более сложную цель — самопознание своих эмоций. Не рассчитывайте на легкую победу — путь будет долог и тернист. Для начала научитесь разбираться со своим настроением. Не ставьте недостижимую цель — не надейтесь, что вам удастся все и сразу. Самопознание — процесс длительный и порой занимает не один год.
Поэтому первая ваша цель — научиться понимать истинную причину своего плохого настроения. Ведь большинство людей не умеют этого делать! Ну хандра, ну раздражение — с кем не бывает? И человеку невдомек, что причина плохого настроения кроется в недосыпе, или вчерашней перебранке с коллегами, или прочем пустяке.
Третья стадия самопознания — самоконтроль: без этого ничего не выйдет. Вы сможете разобраться в себе только в том случае, если научитесь себя контролировать. Причем речь сейчас идет не о гневе или раздражении — в данном случае как нельзя кстати подойдет так называемая методика «десятка. Как только почувствуете злость — медленно досчитайте до десяти, а потом отвечайте или предпринимайте какие бы то ни было меры.
Но контроля над гневом мало — учитесь контролировать свои эмоциональные порывы, свои желания. Причем это гораздо сложнее. Увидели понравившуюся вещь? Не спешите сразу же ее покупать, даже если необходимая сумма с собой. Постарайтесь хотя бы пару дней подождать. И так во всем — выдержка хорошо стимулирует самопознание. С каждым разом цель можно усложнять — сегодня это новая сумочка, а завтра путевка на отдых.
Потренировавшись в этих нехитрых способах концентрации внимания на себе, можно переходить к изучению своей личности. Знаменитый психолог Эрик Берн, автор книги «Люди, которые играют в игры» и основатель транзактного анализа, писал о том, что в течение своей жизни люди пребывают в трех типах состояний: ребенок, взрослый и родитель. Что же это за состояния?
Состояние ребенка содержит в себе все наши естественным образом возникающие желания и побуждения. Это самая творческая, веселая и непосредственная часть личности. Находясь в этом состоянии, мы начинаем вести себе как в детстве. Это связано с тем, что детская часть содержит в себе воспоминания о переживаниях, отношениях и действиях того времени. К огромному сожалению, очень часто цель человека — убить в себе ребенка. Не стоит этого делать, иначе жизнь станет слишком пресной.
Это рациональная и разумная часть личности. Именно находясь в состоянии взрослого, мы реально воспринимаем действительность и получаем о ней объективную информацию. На основании полученной информации взрослый, будучи спокойным и рассудительным, реально оценивает свои возможности и действует в соответствии с ними. Тоже необходимая составляющая личности и очень часто самопознание позволяет ей проявиться полностью.
Самая консервативная и строгая часть личности. Содержит в себе установки и суждения, усвоенные извне от старших, чаще всего – от родителей. В поведении они выражаются в заботе и критике по отношению к окружающим. В небольших количествах очень даже полезная составляющая личности, цель которой — предотвратить необдуманные и импульсивные поступки. И, конечно же, помочь человеку принять правильное взвешенное решение.
Гештальт-психология тоже пытается найти ответ на вопрос: «как познать себя?». Гештальстисты считают, что здоровая личность – это целостная личность, которая спокойно принимает любые свои стороны. Такой человек умеет творчески приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру. Он многогранен и может по-разному вести себя в различных обстоятельствах.
Однако таким поведением может похвастаться далеко не каждый. Наоборот, в своей жизни мы чаще всего выбираем для себя одну черту характера, обладать которой стремимся, и отвергаем ту, которая является противоположной. Например, вы считаете, что нужно быть доброй и отзывчивой и поддерживаете эти качества в себе и других людях, отвергая грубость и нетактичность. И что в итоге? Все знакомые беззастенчиво пользуются вашей добротой и безотказностью, тем самым лишая вас нормальной жизни.
Подруги тащат вам своих отпрысков в любое время дня и ночи — сегодня свекровь приезжает, завтра — она уезжает, а послезавтра хочется устроить романтический вечер, в сценарий которого ребенок ну никак не вписывается. Друзья занимают у вас до получки и чаще всего забывают отдать долг, родительский комитет уверен, что никто лучше вас обои в классе не поклеит. Знакомо? Список можно продолжать бесконечно. Могут меняться ситуации, но цель у людей одна — воспользоваться вашей «правильной» стороной личности.
Однако здоровая личность позволяет себе быть и доброй, и грубой, свободно перемещаясь от одного к другому. Если вы разок — другой откажете своим эксплуататорам, осадите зарвавшегося хама — хуже вы от этого не станете. Разумеется, переходить все мыслимые и немыслимые грани тоже не стоит. Если только стать эгоисткой и грубиянкой — не ваша цель.
Познай себя и попытайся найти подобные зажимы, ведь у каждого из нас их достаточно много. Человек попадает в тупик, когда застревает в одной из подобных полярностей. Задача самопознания – найти их и вернуть гибкость поведения через разрешение себе быть любым. Это и есть главная цель, ради которой вообще имеет смысл постигать самопознание. В других случаях у вас вряд ли что-то получится.
Самопознание — процесс практически бесконечный: его невозможно завершить. Точнее — возможно, но не потому, что некуда дальше идти, а потому, что не хочется или очень сложно. Такое состояние может наступить, если в процессе самопознания приблизиться к собственным комплексам, странным желаниям или темным сторонам собственной личности. Однако преодоление подобного барьера подразумевает под собой личностный рост, хотя и требует некоторых ресурсов.
А вообще с дороги к себе сворачивать ни в коем случае не нужно. Самопознание – это процесс, который может продолжаться всю вашу жизнь, делая ее незабываемой. Благодаря ему вы получаете возможность пережить контакт с самой собой, а также быть открытой во взаимоотношениях с миром.
Именно на такой основе и может быть выстроено твое маленькое личное счастье. Удачи и приятных открытий по пути! Теперь, когда вы знаете, что такое самопознание, этот орешек вам по зубам!
www.jlady.ru