19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. Человек развитый духовно и социально


Духовно развитый человек

Духовно развитый человек

В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?

Мне кажется, не совсем. «Духовность – это собственное стремление человека», — читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.

Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.

Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А.П. Чехов. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.

Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.

Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.

Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л.Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.

Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.

Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Духовно развитый человек

Молодежь в борьбе против наркомании и преступности

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться".

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд — важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Что лежит в основе процессов направленности и сосредоточения психической деятельности с точки зрения физиологической? Какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий от других? В коре больших полушарий мозга протекают два проц .

Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различн .

Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения развития способностей ребенка, и прежде всего интеллектуальных. В рамках перво .

Источники: Духовно развитый человекLitra.RU ::Духовность 11 класс Сочинения на свободную темуhttp://www.litra.ru/composition/get/coid/00685061213693874365/Духовно развитый человекМолодежь в борьбе против наркомании и преступности Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится кhttp://www.psychologiainfo.ru/logics-652-2.html

lovewithyou.ru

Духовность человека - определение, её проблема и развитие

Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности. Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души. С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Развитие духовности личности

Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее. В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, личностный рост индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека. Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, самосовершенствования, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным. Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: самопознания, самосовершенствования и саморазвития.

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души. Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем. Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и самореализации.

psihomed.com

Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Социально и духовно развитый человек.

Личность - это индивид, который занимается какой-либо деятельностью, что-либо познает, изменяет мир и самого себя, при этом оценивает свои действия – обладает САМООЦЕНКОЙ. Самооценка может меняться в зависимости от проявлений и от общественных условий (ПР.: у человека живущего под гнетом, всегда самооценка ниже чем у человека свободного).

Личность - это индивид и имеющий социальный статус (врожденный, приобретенный, предписанный), социальную роль, и соц. направленность (желание, ценности, идеал, мировоззрение).

При рассмотрении личности через ее роль и соц. направленность, большое значение играют общественные отношения. Т.е. то какую роль человек играет и как он это делает напрямую связанно с общественным устройством. ПР.: возьмем в пример Индию, где существует кастовая система (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, неприкасаемые), и человек, родившийся в определенной касте, выполняет предписанные ему роли, строго следуя правилам. За нарушение правил человек подвергается наказанию. Например, по индуистской традиции, жених приезжает на свадьбу на лошади, но когда молодые люди из касты неприкасаемых пытаются поступать так же, то их подвергают жестоким преследованиям. А если взять наше общество, то вне зависимости от того, что человек бедный, он может заказать такую же пышную свадьбу, как и богатый. Просто окружающие оценят это как глупость.)

Для становления личности важными являютсясамосознание и самореализация.

Самосознание (в психологиисознание) – это определение человеком себя как личности (понимание своих желаний, мотивов, чувств, действий), способной принимать самостоятельно решения, взаимодействовать с обществом и природой, и нести ответственность за свои поступки.

1. Уровень – элементарное осознание своего тела о определенние его места в мире окружающих вещей и людей.

2. Второй уровень – это осознание себя в качестве принадлежности с той или иной соц. группе

3. Третий уровень – осознание своего «Я» как похожего на других, но в чем-то уникального и неповторимого, «Я» которое может совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

Самосознание включает в себя: самопознание, самооценку, самоконтроль.

 

Факторы, влияющие на самооценку:

· сопоставление реального «Я» с идеалом,

· оценка других людей и сравнение себя с ними,

· отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Но одного самосознания мало, личность не может ограничиться только пониманием себя, ей необходимо самореализоваться.

Самореализация – это осуществление личностью своих возможностей, достижение поставленных целей, дающих возможность раскрыть внутренний потенциал.

Самореализация (в психологии активность) – реализация потенциала личности.

???Приведите по 1 примеру проявления личности???

Задания на понимание:

По типу№2

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

Индивид, индивидуальность, человек, личность, талант

 

2. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

Ответ: 3456

3. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется под влиянием наследственности и социальной среды.
Б. Конкретная историческая эпоха и тип культуры оказывают влияние на формирование личности.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Человек родившийся - индивид, а в процессе социализации он становится личностью.

Потребности

С самого рождения человек зависит от своих потребностей.

 

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма, и для развития его личности.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.

 

cyberpedia.su

19. Специфика философского рассмотрения человека. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке.

Философская антропология (от греч. anthropos - человек, logos - учение) раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческого существования, выявляется его место и возможности деятельности в мире.

Хотя философская антропология в качестве самостоятельного раздела сформировалась только в 18 веке, проблема человека всегда находилась в центре философского осмысления мира. Причем философская антропология в первую очередь акцентирует свое внимание на изучении человека и человечества как целого, как рода.

При этом на протяжении истории своего развития философия не только фиксировала создаваемый ей образ человека и его проблемы, но и вырабатывала идеал человека будущего, заявляя в той или иной мере, о своей особой роли в осуществлении этого процесса, в частности, при формировании понятий о сущности человека, выработке концепций антропосоциогенеза, в развитии творческих способностей человека и их реализации, а также находя свое проявление в системе гуманистических принципов и нравственной жизни человека

Таким образом, философская антропология охватывает широчайший круг вопросов и проблем, связанных с человеком, его жизнедеятельностью, среди которых можно назвать следующие. Что есть человек? Какое место он занимает в мире? Является ли он случайной игрой космических стихий, бездушной природы или сыном Божьим? Какова его природа и сущность? Чем он отличается от животных? Является ли человек разум­ным существом или руководимым влечениями и страстями? Существует ли свобода человека и в чем она может проявляться? В чем смысл жизни человека? И множество других вопросов ставит философская антропология, к сожалению, до сих пор не находя на них окончательных, и исчерпывающих ответов. Мыслители каждой новой эпохи дают свои варианты, исследуют различные нюансы, пытаясь заново осмыслить место человека в этом мире.

Формирование философской антропологии в значительной мере связывают с именами Д. Вико, X. Вольфа, французских материалистов XVIII века. Большим приверженцем специального выделения антропологических исследований был И. Кант. Так в чем же сущность человека?

Рассмотрим кратко, как на протяжении истории философской мысли развивались представления о человеке, его сущности. Так, для философов античности человек – микрокосмос, малая модель живого одухотворенного Космоса. Например, для Платона человек представляет собой соединение души и тела. При этом душа принадлежит к миру идей, к бестелесному, т.е., согласно Платону, сущностью человека является только душа, его тело выступает лишь как более низкая и враждебная душе материя. По Аристотелю же, душа принадлежит телу, составляя с ним единство, но тело должно находиться в подчинении у души как более возвышенной части. Принципиальное же отличие человека от животных заключается в том, что он по природе своей – существо политическое, т.к. природа вселила во всех людей стремление к государственному общению, благодаря чему государство и возникло. Другим отличительным свойством человека является речь, которая позволяет сознательно выражать такие понятия как добро и зло, справедливость и несправедливость. Определяя значение человека в социально-политическом аспекте, Аристотель отдает приоритет государству как стоящему над индивидом, т.к. целое, по его мнению, должно стоять впереди индивида.

Если обобщить сказанное, то ясно, что для античности в основе понимании человека лежал принцип космоцентризма, а сущность его в целом духовна.

Если для античности образ человека космоцентричен, то для средневековья он теоцентричен. В христианстве человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он состоит из тела и души, которая есть дуновение самого Бога. Внутренний мир человека состоит из разума, сердца и свободной воли, которые в своих крайних, противоположных проявлениях образуют «плотского человека» и «духовного человека», борющихся между собой. Августин Аврелий, например, считал основным содержанием человеческой жизни – стремление к счастью, которое он усматривал в познании человеком Бога и в уяснении полнейшей зависимости от него человека. То есть в качестве главного мотива жизни человека в христианстве выступает любовь к Богу, а в качестве главного признака человека – не разум, а сердце. Таким образом, сущность человека в христианстве духовна, т.к. Бог наделяет человека единством духа и души, которые способны подняться над соблазнами телесной жизни и господствовать над плотью.

В средневековье человек рассматривался прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем сводилось к тому, что человек есть "образ и подобие Бога". Реально, значит, человек из-за своего грехопадения внутренне был раздвоен. Поэтому он рассматривался как единство божественной и человеческой природы, воплощенное в личности Христа. В социальном плане средневековый человек провозглашался пассивным участником божественного порядка и являлся существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. Главная его задача состояла в том, чтобы приобщиться к Богу и спастись в день Страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражалась в формуле: грехопадение-искупление.

Эпоха Возрождения, разлагая христианскую модель человека, возвращала его к натурализму, но уже с индивидуалистическими элементами Нового времени. Возникла новая модель человека – антропоцентрическая, в соответствии с кото­рой человек смотрит на мир сквозь призму собственно человеческих потребностей и интересов. При этом, антропоцентризм, возвышая человека, создал предпосылки для субъективизма, практической и познавательной самозамкнутости.

В эпоху Нового времени Бог смещен на периферию человеческой жизни, человек верит в себя. Например, Р. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования – «мыслю, следовательно, существую». Специфика человека усматривается в разуме, в умении логически мыслить, познать себя и мир. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо, состоящее из души и тела, не имеющих ничего общего, т.к. тело простирается, а душа мыслит, т.е., по Декарту, человек двойствен.

У Канта вопрос о том, что такое человек, формулировался как основной вопрос философии. Для него человек тоже двойствен и принадлежит как к миру природы, где властвует естественная необходимость, так и к миру нравственной свободы. Трансцендентальность и нравственная свобода человека позволяют ему сделать себя не только средством, но и целью своего собственного развития, определяя его специфику как человека. Эти идеи Канта способствовали созданию образа целостного человека или человека, как субъекта духовной деятельности, создающего не только себя, но и мир своей культуры.

Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Таким образом, в эпоху Нового времени берет начало социокультурная, деятельностная парадигма, в рамках которой человек и осознавал себя. В наибольшей степени это выражено в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса. Только, если для Гегеля деятельность - это, прежде всего, чистая деятельность мышления, духовная деятельность человека, то для Фейербаха, молодого Маркса - это предметная трудовая деятельность и детерминация свойств личности обществом. По Марксу, человек активно приспосабливает природу к своим потребностям, переделы­вает ее, создает «вторую очеловеченную природу» – мир культуры. При этом, по Марксу, человек проявляет себя не только существом тру­довым, но и социальным, находящимся в постоянном взаимодействии с другими людьми, строящими с ними определенные отношения, поэтому сущностью человека, для него, является «совокупность всех общественных отношений», а не биологических черт.

В XIX веке европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Так, в философии жизни акцент делается на иррациональных, внемыслительных способностях человека, таких как чувство, воля, интуиция, на глубинном источнике человеческого поведения – бессознательном (Фрейд и фрейдизм).

Более полное развитие эти понятия получают в философии экзистенциализма, суть которой заключается в рассмотрении содержания личностно-человеческого существования или экзистенции, в сосредоточенном углублении человека во внутрен­ний, изолированный, индивидуальный и конечный мир своего существования, в поиске свободы, как от природного фактора, так и от всех других безличностных сил. В экзи­стенциализме приоритет отдается чувствам, процессу чувствования, переживания (состояния страха, борьбы, страдания, одиночества, ожидание смерти и т.д.), лежащего в основе всего существования. С точки зрения экзистенциализма, объективный мир – это, преж­де всего человеческая реальность и вне человека ничего сказать о мире нельзя. В то же время человек не может быть сведен к какой-либо «сущности» – биологической, соци­альной, духовной, психической и т.п. Личность как неповторимое духовное самоопре­деление («экзистенция») противопоставляется индивидууму, как части природного и социального целого.

Важное место человеку отводится в философии Н.А. Бердяева. Главный смысл и цель жизни человека Бердяев видит в творчестве (в творчестве своей жизни, своего мира, своей судьбы, самого себя), что с одной стороны, уподобляет его Богу как творцу. С другой стороны, творчество, по Бердяеву, – это способ обретения социальной свободы личности в мире отчуждения.

Русские философы – «космисты» важное внимание в своих исследованиях уделяли смыслу жизни человека, судьбе будущего человечества. Среди них Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Понимая жизнь человека как часть единого космического процесса, они считали, что он своим поведением, нравственными установками определяет не только свой путь, но и жизнь космического целого.

Предпринятый краткий историко-философский экскурс в проблему человека показывает, что человек и уникален, и универсален. Он обладает способностью к мышлению, возвышенной духовной деятельности, но и способен проявлять низменные инстинкты, грубые поступки. С одной стороны, человек существо телесное, биологическое, с другой – духовное. Человек – существо индивидуальное по-особому реагирующее на мир, окружающую действительность, но в то же время, он – существо социальное, возникающее, развивающееся, становящееся человеком только в обществе. Человек многообразен и вопрос постижения его сути остается актуальным.

Это обстоятельство послужило тому, что в начале XX века возникает новая самостоятельная область знаний – философская антропология, перед которой встала задача – на основе имеющихся философских представлений и данных частных наук воссоздать целостное представление о человеке.

Окончательно, как принято считать, философская антропология сформировалась в 20-х годах XX в. во многом благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, X. Плеснера. Среди них наибольшую известность получила работа М. Шелера «Положение человека в космосе» и др. В ней подчеркивается необходимость создания основополагающей науки о человеке, изложена программа его философского познания, предполагающая включение в нее достижений конкретно-научных дисциплин. То есть философская антропология должна интегрировать варианты конкретно-научного, философского и религиозного осмысления человека в единую, целостную концепцию человека.

studfiles.net

Духовное развитие человека

Духовное развитие человека

«Когда Гончар сделал вазу – поставил ее на прилавок. Некоторое время она не продавалась, хоть и была не дорогой. Мастер очень хотел, чтоб купил ее один очень успешный молодой человек! Но тому такая ваза была не к чему. Гончар убрал ее, и несколько недель работал над ней.

Первым делом, он ее разукрасил, но сразу же стало ясно, что этого недостаточно. Вторым этапом было устранение шершавости. Затем, труженик-гончар усовершенствовал вазу, сделав ее силуэт более утонченным. Чудо, что получилось, стало изящнее. Для практичности, Мастер ещё и увеличил объем самой вазы. Она теперь стала вместительней.

Когда это было сделано, чтоб ваза была интересней – ее творец узоры из лепки прилепил на нее. Ранее невзрачная, ваза преобразилась – аж глаз радуется!

Поставил на прилавок снова. Несколько дней прекрасная ваза стояла без внимания. Но потом, тот самый молодой человек, ради которого произошли изменения, стал к ней присматриваться. А вместе с ним и несколько богатых людей, которые предлагали гораздо большую сумму, чем просил за нее Мастер. Было и много других, бедных местных жителей, что спрашивали ее. Но Гончар не мог им ее продать. Из-за труда, сил, времени и средств – ваза подорожала в цене. Люди покупали дешевые вазы, одной из которых была и наша, ранее.

Наконец, тот парень купил ее и относился он к ней очень бережно…».

Духовно-нравственное развитие личности

Зачем бояться изменений? Гончар же не боялся, что ваза треснет!? Безусловно, и без корректив ее бы купили, но за бесценок! И как бы с ней обращались? Когда вы повышаете свой уровень, когда развиваетесь – для вас открываются новые двери. Множество дверей в мир идей открыты для вас. Вы способны пожинать плоды своих трудов, но жизнь для вас, теперь, кажется удивительной и почти беззаботной. А сколько дорог освещается перед вами! Уверенно и легко ступайте на одну из них, только выбирайте по совести…

На каждый товар есть свой потребитель. А так, и сама ваза себя уважает, что такой стала, и любят её! …Мы являемся и гончарами себя и вазой, одновременно. Ваза – внешность, Гончар – сущность!.. Это и есть основы духовного развития. Начните действовать, сейчас же, как Гончар, и будьте выносливой, как ваза!

Еще одна чудесная и увлекательная возможность, которая у вас появляется только после того, как вы начинаете работать над собой, расширять свой кругозор и внутренний мир. Это возможность знакомиться и общаться с интересными людьми, с особенными людьми, которых не вдохновляют деньги… людьми, для которых источник вдохновения заложен в нечто другом, это не поверхностные люди. И если вы задаете себе вопросы про духовное и нравственное развитие, если вам интересна тема этой статьи, значит уже вы – победитель! Победитель над серой массой, общественным мнением, а главное, над теми, кто не желает ничего делать! Ведь развитие физическое и духовное определяет внутреннюю силу человека, победу над соблазнами, над ленью, над привычками и общественными устоями, над самим собой, в конечном итоге. А это невероятно трудно! Естественно, проще всего жить «по привычке», не утруждая себя ничем, не прикладывая какие-либо усилия для духовного роста. Как говориться, плыть по течению, и быть слабым. К сожалению, большему множеству это удобно…

Развивайтесь сами, повышайте уровни духовного развития своих близких и любимых людей, и обретете гармонию и счастье. А что может быть желаннее?

Концепция духовного развития

Каждый пришел в этот мир с особой целью. Каждое живое создание выполняет свою роль. На данный момент, животное справляется со своей поставленной задачей гораздо лучше, чем это делает «умный» человек. Обидно, когда к своим сорока годам здравый «Homo sapiens» даже и не думает отдавать долг матушке-природе. Некоторые – в ответ на вкуснейшую и необходимую воду, духовное развитие личностичистый и пьянящий воздух, успокаивающий и ненаглядный зеленый цвет растений – поскупились на маленькое, посаженное только им, деревце! Задумайтесь над этим, ведь это тоже один из неотъемлемых аспектов духовного развития личности – думать глобально о незначительном, но важном. Беспокоиться не только о себе, а о мире в целом.

К примеру, если спросить у духовно неразвитого человека, который способен уничтожить ненужное, на его недалекий взгляд, животное. «Что он, Человек, делает нужного и полезного для нее, для природы»? Предположительно, особа некоторое время будет в замешательстве. Так давайте вместе ответим, что именно Человек расходует, и так не бесконечные ресурсы Земли, и пока не спешит их восстанавливать! Почему только после того, как нам, людям, грозит какая-либо опасность, мы начинаем действовать? На досуге можете поразмышлять еще над такими отвлеченными вопросами, как: «Откуда произошел наш мир», «Кем Я являюсь в нем» и «Что Я могу сделать для него, чтобы он стал лучше»?.. Возможно, если б каждый задал себе такие вопросы, что-то бы изменилось…

 

womanadvice.ru

Духовное развитие личности: социальный успех и гармония

Духовное развитие личности складывается из множества маленьких пазлов. Мы не сможем даже спрогнозировать результат, не можем точно его предсказать, но старания и упорный труд смогут принести плоды уже через пару месяцев.

Совершенству нет предела, особенно в тех случаях, когда это касается нашего внутреннего мира и красоты окружающего. Чтобы совершить толчок, или, скажем, рывок вперед, необходимо духовно развиваться.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

В этой статье вы узнаете о том, как найти гармонию в себе и стать независимым от невзгод и неприятных ситуаций, которые так сильно влияют на человеческую жизнь.

Духовное развитие личности и окружающий мир

Современный мир подкидывает нам немало сложных задач, заставляет нашу голову заниматься обработкой откровенной ерунды и превращает человека в пособника хаоса. И в этом хаосе каждый пытается найти универсальный рецепт счастья, который сделает его богатым, знаменитым, здоровым и красивым. Но вы должны здраво оценивать ситуацию и понимать, что такого рецепта нет и ничто в этой жизни не сможет повлиять на вас, кроме вас самих.

Но и тут возникает проблема. Как достичь этого состояния? Есть ли определенные правила, соблюдая которые человек сможет обрести гармонию? Далее рассмотрим подробнее каждый вопрос.

Перестаньте волноваться по поводу и без. Думать о плохом – это укоренившаяся привычка, с которой необходимо бороться. А ведь большинство людей в современном мире склонны к излишнему беспокойству, и оно довольно часто ведет за собой негативные последствия, в частности болезни и неудачи в делах или личной жизни.

Главное – понять, что все тревоги только отравляют вам жизнь и являются причиной многих ваших проблем. Для начала стоит разобраться, по поводу чего возникает основная часть тревог и беспокойств. Чаще всего это нехватка времени, конкуренция с другими людьми за свое место под солнцем, отсутствие времени, нехватка денеги и другие материальные пробемы.

Как перестать беспокоиться? Нужно понять, что если проблема есть, и вы в состоянии ее решить, то и тревожиться не нужно, надо просто начать действовать и избавиться от этой проблемы. А если она не решаема, нет выхода из ситуации, то какой смысл переживать? Ведь тревогами делу не помочь, стоит просто смириться с таким положением дел и принять сложившуюся ситуацию.

Только после этого возможно духовное развитие личности, после принятия себя и окружающего мира таким, каков он есть. Для этого вам не нужно читать множество книг по психологии и философии, достаточно понять причины своих поступков и принять меры, если это необходимо.

Духовное развитие личности: гармония и успех

Жалость к себе или как перестать развиваться

Перестаньте твердить самому себе, что вы несчастны. Именно этим и занимаются многие люди. Их внутренний голос «приучен» постоянно говорить и напоминать о том, что человек в этой жизни ничего не имеет и ничего не может

Подобные ошибочные убеждения, негативно влияющие на всю жизнь, ими бредят многие люди, и именно поэтому они несчастны. Вместо того, чтобы думать о том, чего у вас нет, думайте о том, что вы имеете.

Используйте аффирмации –положительные утверждения. Ежедневно попробуйте говорить себе «Я счастлив(а), я богат(а), я здоров(а)». Аффирмации можно изменять по вашему желанию. Основное требование – они не должны быть длинными. И говорить их нужно как можно более эмоционально.

Чтобы жить в гармонии с собой и миром, нужно перестать осуждать себя и других людей. Оказывается, осуждение себя и других – взаимосвязанные понятия. Чтобы перестать судить окружающих людей, нужно полюбить себя. Каждый человек по – своему уникален, талантлив, красив и вы – не исключение. Перестаньте идеализировать людей!

Поймите, что каждый человек вправе иметь свою точку зрения на вещи, поступки и события. Также он может эту точку зрения по-своему выражать. Надо быть ответственным за сказанное и контролировать свою речь, ведь сплетни и осуждение часто так и норовят вырваться наружу. Полюбите всех окружающих и осознайте простую истину: вы прекрасны и уникальны, как и окружающие.

Если вы прекратите осуждать себя,то сделаете еще несколько шагов навстречу своему желанному счастью и гармонии. Духовное развитие личности должен поддерживать каждый человек, а вот жалость или даже ненависть к себе только остановит вас на этом пути.

Эмоции и неоправданные ожидания просто поглотят вашу личность, ваш характер, оставив только бессознательную оболочку, способную каждое утро уходить на не продуктивную работу, а вечером жаловаться на усталость и правительство. Перестаньте судить других, перестаньте уже обращать внимания на достаток и деньги других людей! Старайтесь работать над собой и приумножать ваше состояние, а не чужое!

Духовное развитие личности: гармония и успех

Вина и почему ее не следует брать на себя

Перестаньте постоянно винить себя. Часто, люди чувствуют сожаление и вину перед самим собой за ошибочный, по их мнению, выбор – лег спать позже обычного, купил совершенно ненужный, но понравившийся свитер или телефон, проспал, переел и т.д.

Человек часто осуждает себя за подобные проступки. При этом многие люди сами позволяют внутреннему диалогу управлять собой. Что же делать в таких ситуациях?

Для начала, нужно научиться быть добрым к себе. Не вините себя за уже совершенный поступок. Просто осознайте, что это бесполезно. Запомните этот урок на будущее и попробуйте избегать подобных ошибок. Ищите в любой ситуации положительные стороны.

К примеру, купив новый свитер, порадуйтесь тому, что вы пополнили свой гардероб. Многие люди об этом мечтают. А если вы не смогли вовремя проснуться на пробежку, порадуйтесь тому, что вы выспались. Во всем ищите только плюсы. А главное – любите себя.

Любите себя любого, несмотря на все недостатки и какие-то не очень хорошие привычки, просто работайте над собой, чтобы избавиться от того, что вам не нужно. Прекратите осуждать и винить себя, и тогда вы обязательно сможете их преодолеть.

Духовное развитие личности: гармония и успех

Что такое успех в социальной сфере и как он связан с духовным развитием

Духовное развитие личности тесно связано с социальной сферой в которой развивается и растет человек. Успех приходит к каждому человеку, все зависит от обстоятельств, его собственных действий и определенного процента везения.

Об успехе в жизни грезит каждый человек. Что общество подразумевает под успехом? Успешным вас станут называть по трём главным факторам:

  • считаете ли вы сами себя успешным человеком;
  • кто ваши друзья;
  • чего вы сумели достичь в жизни.

Пожалуй, едва ли не самое главное в достижении успеха – это то, кто вас окружает. Представьте себе, вы давно хотели реализовать свою давнюю бизнес-идею, пусть это будет открытие собственной фотогалереи. По возвращению домой вы встретили супругу/друзей/коллег (это те люди, которых мы выбираем сами на своём жизненном пути) и решили поделиться с ними радостной новостью. Вместо поддержки ваше окружение отнеслось к ней скептически и убило в вас веру в себя как в фотографа. Вернуться, согнув плечи, в нелюбимый офис или найти единомышленников – этот выбор определит ваш будущий успех.

чего вы сумели достичь в жизни.

Взаимоотношения в обществе: как достичь гармонии

Наверняка уже есть устоявшееся мнение, что богачи имеют свой узкий круг общения, который недоступен людям с низким финансовым статусом.

Вполне возможно, что именно этот принцип определяет вечно болеющих людей. Они предпочитают говорить с больными каким-либо недугом друзьями об этих самых недугах. То есть, вместо того чтобы стремиться к полному выздоровлению, они непреднамеренно попадают в этот лабиринт синдромов, выбраться из которого с годами становится только труднее.

Здоровье не прибавляется с возрастом, нужно принять это как данность. Здоровье – это тоже атрибут успешного человека, ведь он понимает, что эта жизнь дана ему однажды, и нужно бережно относиться к своим физическим ресурсам.

Таким образом, от ваших друзей и знакомых зависят многие повседневные решения. Будете ли вы заниматься в спортзале или предпочтете этому вечер в баре с приятными собеседниками. Вы решаете сами за себя, особенно если у вас мощная мотивация и самоконтроль, но в целом, каждый в большей или меньшей степени поддается сильному влиянию окружающих людей.

Чтобы гармонировать с другими людьми совершенно не нужно подстраиваться под кого бы то ни было. Достаточно быть собой, принимать и любить себя таковым, каким вы и являетесь. Духовно развиваться и всячески поддерживать эту тягу в других людях.

Хотите устроить семейное счастье? Знакомьтесь с людьми не в ночных клубах, а ищите их в кругу семейных пар. Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Если вы ждете расположения от какого-то конкретного человека, начните сами проявлять внимание к нему и уважайте его интересы.

Определитесь с вашими авторитетами и жизненными целями. Поступайте так, как поступил бы человек, уровня успешности которого вы хотели бы добиться.

Духовное развитие личности: гармония и успех

Успешность, как критерий оценки духовного развития

Наконец вы решили для себя, что хотите добиться успеха, а для этого вам нужно кардинально сменить сферу деятельности или расширить ваше окружение. Вы стремитесь завести нужные контакты, подражать успешным в этой сфере людям, но они не обращают на вас внимание. Как поступить в этом случае?

Возможно, ваш уровень не соответствует уровню окружения этих людей. Для этого нужно ежедневно думать о саморазвитии, не отступать от намеченных целей, не опускать руки при первой неудаче. Станьте профессионалом, в конце концов. Тогда вами гарантированно заинтересуются люди, успешнее вас.

Не стоит требовать помощь у кого бы то ни было, любая инициатива должна быть искренней и желаемой. Точно так же и вы можете протянуть руку помощи любому человеку, только когда этого искренне пожелаете. Это будет самый честный путь к дружеским отношениям. Но не тратьте время на людей, которые не стремятся провести его вместе с вами. Лучше направить эту энергию на действительно заинтересованных в вашем общении людей.

Духовное развитие личности: гармония и успех

4 совета: ищем друзей и развиваемся вместе с ними

Умение заводить полезные знакомства и заводить хороших друзей  – один из самых полезных социальных навыков. Ведь чем больше друзей в вашем окружении, тем больше возможностей для вашего личностного роста и духовного развития, а соответственно, и достижения успеха.

Если вы еще до сих пор не знаете ни одного по-настоящему успешного человека, то попробуйте завести знакомство с таковым через следующие ситуации.

  1. Деловые встречи. Например, автор известной книги «Думай и богатей» Наполеон Хилл, долгое время работал журналистом издания Forbes и взял более 500 интервью у богатых и знаменитых. Вы тоже можете побеседовать с директором вашего предприятия на тему достижения успеха, как он добился руководящей должности. Скорее всего, ему будет лестно поделиться своими успехами, а вы получите ценные советы.
  2. Посещение бизнес-тренингов и семинаров. Вероятно, что здесь вы получите необходимые знания в вашей области и познакомитесь с такими же честолюбивыми людьми, с которыми у вас будут общие интересы и цели.
  3. Обучение, развитие, чтение. Только труд и упорство гарантируют результат. Важно помнить о необходимости ежедневных задач для саморазвития. Находите друзей по интересам на тематических форумах и в интересных общественных местах, по типу публичных библиотек.
  4. Знакомых знакомых. Попросите вашего более успешного друга познакомить с его друзьями и достигайте успеха вместе.

Духовное развитие личности в коллективе также важно, как и самостоятельная работа над собой. Вместе с хорошим партнером или наставником вы сможете раскрыться с других, более неожиданных сторон. Только с помощью общения можно достичь небывалых высот коммуникативности и открытости.

Будьте гармоничны во всем, не забывайте о том, что себя стоит любить и беречь. Не осуждайте себя за прошлые ошибки, смотрите в будущее с гордо поднятой головой и будьте счастливы, ведь это ваша жизнь!

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru