О Пушкине рассказывают легенду, что до трех лет он еще не говорил. Окружающие его люди беспокоились об этом, но, тем не менее, все понимали, выполняя просьбы будущего поэта. Но однажды он вполне четко произнес фразу: “Каша недостаточно сладкая”. Все удивились и спросили: “Что же ты раньше не говорил?”. Ребенок ответил: “Раньше было все нормально”.
На занятие группы развития четырехлетний Андрюша пришел с бабушкой. Увидев детей и учительницу, начал тихонько завывать. “Возможно, он думает, что это детский сад, испугался”, – сказала извиняющимся тоном бабушка. После долгих уговоров ребенок остался в учебной комнате. На все попытки привлечь его к общению (даже в игре) он реагировал криком, слезами, не сказав при этом ни одного слова. Ему дали счетные палочки, из которых он старательно что-то сооружал, не замечая, что делается вокруг. Если учительница обращалась к нему, призывая что-то сделать с детьми, раздраженно отворачивался. Когда “строительство” ему надоело, стал расхаживать по комнате, поглаживая себя по предплечьям и приговаривая “кучки-кучки” (так назвала учительница его сооружение). Говорил он довольно громко, на замечания не реагировал. Учительница ловко сменила направление занятия на громкое говорение вслух, чтоб для других детей время не пропало даром. После консультации с психологом выяснились и другие особенности, которые подтвердили догадку учителя – перед нами аутичный ребенок. Андрея перевели на индивидуальное обучение. Изредка на занятия приходили другие дети, тогда результаты деятельность ребенка заметно ухудшались, словно нарастала тревога от присутствия нового человека. Медленно, маленькими шагами ребенок стал «догонять» своих сверстников в решении простых детских заданий, особенно легко давалась математика. А ведь ему поставили диагноз «олигофрения».
Несомненно, Андрюша аутичный ребенок.
Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его должен определять специалист (детский психоневролог). К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания.
Распространенность аутизма выше, чем считали раньше. Британскими учеными сообщается, что аутизмом страдают шесть детей в возрасте до восьми лет на каждую тысячу. Ранее считалось, что количество распространенность этого заболевания находится на уровне одного-двух детей из тысячи. Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.
Между тем, о причинах аутизма известно мало. Раньше считалось, что его может вызывать вакцинация от кори, свинки и краснухи, а также из-за иммунологических нарушений и заболеваний кишечника. Современные исследования это не подтверждают.
Еще одна из причин, как считают, например, психоаналитики, это "эмоциональная холодность родителей", особенно на ранних этапах развития ребенка.
По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (дисфункции или диспропорции: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). По некоторым данным, у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности миндалевидного тела – центра, который «отвечает» за эмоции. В крови больных были обнаружены специфические белки. Видимо, в проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.
Американские исследователи указывают также на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. Так, симптомы нарушения межличностного общения, наблюдаемые у увлеченных программистов и «хакеров» совпадают с признаками аутизма.
И, как ни странно, специалисты называют успехи в медицине как одну из причин роста числа аутичных детей: те дети, которые раньше погибали, сейчас остаются живыми, и нам приходится с ними работать. Это, конечно, с одной стороны, замечательно, с другой стороны — трудно.
Также читайте: аутизм у детей.
Аутизм — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.
Здоровый ребенок:
Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.
Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать.
То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.
В трехлетнем возрасте у них не происходит «революционное» развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе «я»: может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – «мы». Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы).
У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.
Аутичный рбенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы. Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).
Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.
Ребенок может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически» (симбиоз), особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.
Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем. Впрочем, аутисты не совсем уж необучаемы: если умственная отсталость обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности, то при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Но никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха (10 % больных: обратите внимание: среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями), а другие (50 % взрослых аутистов) остаются на уровне умственной отсталости. (Среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями). Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.
Давайте вспомним фильм «Человек дождя» и его героя – Рэймонда Баббитта. 0н знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа, блестяще отгадывал комбинации цифр в казино. Маленький Саймон («Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. Именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается?
Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.
Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.
Ежегодно на Западе проводятся всемирные конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детсадов, вожатые летних лагерей. Считается, что, чем больше времени аутист будет поводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире.
70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 -- 30% «людей дождя».
Прием фолиевой кислоты в течение первых месяцев беременности существенно снижает риск развития аутизма у ребенка, доказали американские ученые.
Конечно, как Вы уже заметили, аутизм – очень сложная и разноплановая болезнь. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.
Для этого аутист должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной, нужно также научить его самовыражению и общению с другими, быть способным себя обслуживать и проводить свободное время.
Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.
Компанец Наталия Николаевна
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
www.likar.info
Справочник по болезням. 2012.
аутизм детский — свойство ребенка или подростка, развитие коего характерно резким снижением контактов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
аутизм детский — (a. infantilis; син.: А. раннего детства, А. ранний детский, Каннера синдром) А., обнаруживаемый в раннем детстве, проявляющийся отсутствием речевого и эмоционального контакта с окружающими, стереотипной игрой в одиночестве, патологической… … Большой медицинский словарь
аутизм детский ранний — клинический синдром, впервые описанный Л. Каннером в 1943 г. Его основные признаки: 1) врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики и жестов, причем не обусловленная низким интеллектуальным… … Большая психологическая энциклопедия
Аутизм детский (инфантильный) — относительно редкое расстройство, признаки которого обнаруживаются уже в младенческом возрасте, но устанавливаемое у детей обычно в первые 2 3 года жизни. Детский аутизм впервые описал Л.Каннер в 1943 году в работе под плохим переводом её… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АУТИЗМ, ДЕТСКИЙ (ИНФАНТИЛЬНЫЙ) — Редкий, но серьезный патологический синдром, появляющийся в детстве и характеризующийся замкнутостью, отсутствием готовности к социальным контактам или интереса к другим, серьезными коммуникативными и речевыми расстройствами, неспособностью… … Толковый словарь по психологии
Аутизм детский Каннера — Нарушение психического развития ребенка, проявляющееся в возрасте до 3 лет. Характерны замкнутость, отсутствие речевого и эмоционального контакта с окружающими, предпочитает одиночество, при этом проводит время за какими то стереотипными… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Аутизм — I Аутизм (греч. autos сам, сам по себе) психическое расстройство характеризующееся погружением в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремлений к общению с… … Медицинская энциклопедия
аутизм ранний детский — см. Аутизм детский … Большой медицинский словарь
Аутизм — (Bleuler, 1911) патологическое приводящее к выраженной дезадаптации изменение отношения к людям, выражающееся в уходе в себя, отгороженности от внеш. мира, потере эмоционального контакта с окружающими. При фактическом сохранении способности к… … Психология общения. Энциклопедический словарь
аутизм раннего детства — см. Аутизм детский … Большой медицинский словарь
diseases.academic.ru
1. отсутствие у младенца позы готовности при взятии его на руки, а также отсутствие комплекса оживления при появлении в его поле зрения лица матери;
2. нарушения сна, пищеварения, терморегуляции и иные, обычно многочисленные соматические дисфункции, трудности формирования навыков опрятности, другими словами, выраженные невропатические проявления, наблюдающиеся уже на первом году жизни;
3. игнорирование ребенком внешних стимулов, если они не причиняют ему боль;
4. отсутствие потребности в контактах, в привязанности, отгороженность от происходящего с крайне избирательностью восприятия действительности, отстраненность от окружающих, отсутствие стремления к сверстникам;
5. отсутствие социальной улыбки, то есть выражения радости при появлении в поле зрения лица матери или другого близкого человека;
6. долгое отсутствие способности у ряда пациентов различать живые и неодушевленные объекты (до 4-5 лет). Например, девочка 5 лет разговаривает с работающим пылесосом или холодильником;
7. эгоцентрическая речь (эхолалия, монолог, фонографизмы), неправильное применение личных местоимений. Некоторые пациенты длительное время проявляют мутизм, так что родители считают их страдающими немотой. У половины детей отмечаются значительные нарушения речевого развития, особенно касающиеся коммуникативных сторон речи. Так, дети не могут усвоить такие навыки социальной речи, как умение задавать вопросы, формулировать просьбы, выражать свои потребности и др. До 60-70% пациентов оказываются не в состоянии овладеть удовлетворительной речью. Некоторые из пациентов вообще не разговаривают и не реагируют на речь окружающих до 6-7 лет;
8. неофобия или точнее, феномен тождества (термин Л. Каннера), то есть страх нового или раздражение, недовольство при изменениях внешней обстановки, появлении новой одежды или незнакомой пищи, а также восприятии громких или, напротив, тихих звуков, движущихся объектов. Например, ребенок предпочитает одну и ту же, почти донельзя изношенную одежду или ест только два вида пищи, протестуя, когда родители предлагают ему что-то новое. Не любят такие дети и новых слов и фраз, к ним надо обращаться только с теми, к которым они привыкли. Описаны случаи выраженной реакции возмущения детей даже на пропуски или замены слов в колыбельных песнях родителей;
9. однообразное поведение со склонностью к самостимуляции в виде стереотипных действий (многократное повторение бессмысленных звуков, движений, действий). Например, пациент десятками раз взбегает с первого на второй этаж своего дома и столь же стремительно спускается вниз, не преследуя при этом какой-то понятной для окружающих цели. Однообразие поведения сохранится, скорее всего, и в последующем, жизнь таких пациентов будет построена по некоему жесткому алгоритму, из которого они предпочитают не делать никаких порождающих у них тревогу исключений;
10. странные и однообразные игры, лишенные социального содержания чаще всего с предметами неигрового назначения. Чаще всего пациенты предпочитают играть в одиночестве и всякий раз, если кто-то вмешивается в их игру или даже при этом присутствует, возмущаются. Если они при этом пользуются игрушками, то игры носят несколько отвлеченный от социальной действительности характер. Например, мальчик, играя с машинками, выстраивает их в ряд, по одной какой-то линии, составляет из них квадраты, треугольники;
11. иногда прекрасная механическая память и состояние ассоциативного мышления, уникальные счетные способности при задержанном развитии социальных аспектов мышления и памяти;
12. отказ пациентов от щадящих условий во время болезни или поиск патологических форм комфорта во время недомогания, усталости, страдания. Например, ребенка с высокой температурой невозможно уложить в постель, он находит для себя то место, где более всего сквозит;
13. неразвитость выразительных навыков (маскообразное лицо, ничего не выражающий взгляд и др.), неспособнось к невербальной коммуникации, непонимание значения актов экспрессии окружающих;
14. аффективная блокада ( в данном случае имеется в виду бедность эмоциональных проявлений), неразвитость эмпатии, сострадания, сочувствия, то есть расстройство касается, в основном, просоциальных эмоциональных проявлений, особенно позитивных социальных эмоций. Чаще всего пациенты бывают боязливыми, агрессивными, иногда проявляют садистические тенденции, особенно по отношению к самым близким людям и/или склонными к нанесению самоповреждений;
15. наличие у многих пациентов значительного, клинически значимого двигательного беспокойства, включая различные гиперкинезы, у трети пациентов наблюдаются эпилептические припадки, выявляются серьезные признаки органической патологии головного мозга;
16. отсутствие контакта глаз, пациенты смотрят не в глаза вступающего с ними в контакт человека, а как бы куда-то вдаль, минуя его.
Специфического лечения расстройства не существует, используются, в основном, специальные методы обучения, воспитания. О результатах работы с пациентами судить сложно, но публикаций, в которых сообщалось бы о значительных успехах, крайне мало, если они есть вообще. Некоторая часть детей заболевает впоследствии шизофренией, в других, наиболее частых случаях диагноз ограничивается констатацией умственной отсталости или аутистического расстройства личности. Известны случаи сочетания раннего аутизма с Леннокса-Гасто синдромом (Boyer, Deschartrette, 1980). См. Леннокса-Гасто синдром. См. :Аутистическая пихопатия детская.
vocabulary.ru