Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера Альфред. Адлер индивидуальная теория личности


Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера Альфред

Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера

Альфред Адлер 1870 -1937

Краеугольным камнем в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей: § творить свою судьбу; § преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь; § совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое 4. Социальная принадлежность индивидуума 5. Индивидуальная субъективность

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ: Ø чувство неполноценности и компенсация; Ø стремление к превосходству; Ø стиль жизни; Ø социальный интерес; Ø творческое Я; Ø порядок рождения; Ø фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация На ранних стадиях своей карьеры, еще занимаясь общей медициной, Адлер выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенсации. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с сердцем, у другого – с легкими, у третьего развивается артрит. Адлер предположил, что причина, определяющая местоположение конкретного расстройства – исходная неполноценность данного региона, либо врожденная, либо связанная с аномалиями развития. Далее, он заметил, что человек с дефектным органом часто старается компенсировать его слабость за счет интенсивной тренировки. Самый знаменитый пример компенсации неполноценности органа – пример Демосфена, в детстве страдавшего заиканием и ставшего одним из величайших ораторов мира. Более поздний пример: Теодор Рузвельт, в юности физически слабый, систематическими упражнениями превратил себя в физически развитого человека.

1. Чувство неполноценности и компенсация Согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Виды страданий , испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: • неполноценность органов, • чрезмерная опека, • отвержение со стороны родителей. В ответ на них появиться гиперкомпенсация и развивается комплекс превосходства , который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. .

2. Стремление к превосходству Чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Идеи о природе и действии стремления к превосходству (Adler, 1964): 1. Во-первых , он рассматривал его как единый фундаментальный мотив, а не как комбинацию отдельных побуждений. Этот мотив выражается в осознании ребенком того, что он бессилен и малоценен по сравнению с теми, кто его окружает. 2. Во-вторых , он установил, что это великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех, в норме и патологии. 3. В-третьих , превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. 4. В-четвертых , стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается. 5. В-пятых , стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными не только как индивидуумы или члены общества – мы стремимся совершенствовать саму культуру нашего общества. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал индивидуума и общество обязательно в гармонии друг с другом.

3. Стиль жизни - уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ Классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено "социальным интересом", а другое – "степенью активности". Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие "степень активности" совпадает по значению с современными понятиями "возбуждение",

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере (юные правонарушители и наркоманы). Берущий тип. Люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим. Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

4. Социальный интерес Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, – социально-культурный контекст, в котором мы живем. Суть этого взгляда состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке. Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса.

Социальный интерес как показатель психического здоровья Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Нормальные , здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился. У плохо приспособленных людей , напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.

5. Творческое Я Концепция творческого Я является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом. Творческое Я придает жизни смысл: оно создает цель и средства ее достижения.

6. Порядок рождения рассматривается как основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

Первенец (старший ребенок). Положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир. Он будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу. В результате первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи " малышом может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости. Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов.

7. Фикционный финализм Концепция фикционного финализма – идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение, представляют собой фиктивные цели , соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его "история жизни" приобретает дополнительное объяснение. Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности (убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АДЛЕРА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА Сильн. Умерен. Слабая Средняя Слабая Умерен. Сильн. Свобода + Детерминизм + Иррационально Рациональность сть Холизм + Элементализм + Конституциона Инвайронмента лизм лизм Изменяемость + Неизменность Субъективность + Объективность Проактивность + Реактивность Гомеостаз + Гетеростаз + Непознаваемос Познаваемость ть

present5.com

Индивидуальная теория личности Адлера

Альфред Адлер – один из учеников З.Фрейда, родился в 1870 году в Австрии. Он был вторым из шести детей в еврейской семье среднего класса. Адлер был болезненным ребенком, часто получал травмы, страдал рахитом и чуть не умер от пневмонии в возрасте 5 лет. В 1895 году он получил высшее медицинское образование в Венском университете. Свою практику он начал как офтальмолог, но постепенно у него возник интерес сначала к неврологии, а затем к психиатрии. Как практикующего психолога Адлера пригласили вступить в фрейдовское венское психоаналитическое общество, где он быстро получил признание. Адлер с самого начала не соглашался с теоретическим подходом Фрейда, особенно с его акцентом на биологии и сексуальности. Адлер считал, что субъективные чувства более значимы, чем биологические мотивы. Из-за его разногласий с Фрейдом Адлер отказался от поста президента общества в 1910 году и, вместе примерно с третьей частью членов общества, учредил конкурирующее Общество индивидуальной психологии. Хотя Адлер был популярным лектором и автором более чем 300 изданных статей и книг, многие из концепций, которые он сформулировал, не получили признания. Такие понятия, как комплекс неполноценности, социальный интерес, эмпатия и жизненный стиль, введенные в обращение Адлером, были быстро усвоены другими учеными.

Адлер считал, что люди, прежде всего, руководствуются социальным интересом. Согласно этой теории сознательные аспекты поведения в большей степени, чем бессознательные, определяют развитие личности. Главный его принцип состоит в том, что люди стремятся стать успешными, следовательно, их поведение является целеустремленным и сознательным, и каждый человек добивается личностного роста и имеет потребность в целостности.

Адлер считал, что людям свойственна тенденция реализовывать свой собственный уникальный потенциал – тенденция, которую он назвал стремлением к совершенству или завершенности. Кроме того, каждому человеку присуща тенденция чувствовать себя подчиненным другим. Если это чувство не преодолевается, то у человека развивается комплекс неполноценности. Этот комплекс, если не произойдут изменения, может быть базисом, определяющим личность. Напротив, в случае гиперкомпенсации чувства неполноценности может развиться комплекс превосходства.

Теория Адлера придает большое значение порядку рождения детей в семье.

1. Первенцы. Являются «баловнями» семьи. В отсутствие родителей они склонны брать ответственность на себя и в больших семьях часто замещают родителей. Все первенцы переживают потерю их уникального положения в семье, когда рождается второй ребенок. Это переживание может вызвать у них обидчивость или помочь им лучше усвоить значение силы и власти.

2. Рожденные вторыми. Обычно эти люди менее домашние, более беззаботные и творческие и меньше связаны правилами, чем первенцы.

3. Средние дети. Часто ощущают себя «ненужными» и незаслуженно наказываемыми. Они не склонны устанавливать тесные личностные контакты, но хорошо усваивают тонкости семейной политики.

4. Самые младшие дети. Получают много внимания от других. Они обычно научаются быть очаровательными, для них существует риск стать избалованными. Но они могут добиваться больших успехов благодаря возможности подражания старшим братьям и сестрам.

5. Единственные дети. Любой ребенок, родившийся спустя семь или более лет после рождения старших детей, психологически является единственным ребенком. Эти дети никогда не теряют своей позиции, им всегда уделяется преимущественное внимание. Они могут рано созреть и добиться высоких результатов. У них зачастую сильно развито воображение из-за количества времени, которое они проводят в одиночестве. Главным их недостатком является то, что они могут стать избалованными, эгоистичными и недостаточно социализованными.

Теория Адлера подчеркивает, что каждый человек к 5 годам формирует стиль жизни, осуществляя это, прежде всего, через взаимодействие с другими членами семьи. Адлер дает виды негативной семейной атмосферы: авторитарная, подавляющая, меркантильная, гиперопека, отверженность. А также виды позитивной семейной атмосферы: демократическая, принимающая, открытая, социально направленная.

Итак, адлерианская теория делает сильный акцент на развитие социальных интересов и на потребности внести свой вклад в общественную жизнь. Согласно теории Адлера, работа является необходимой для человеческого выживания. Кроме того, человек должен определять свою сексуальную роль в отношении себя и других в духе сотрудничества, а не конкуренции.



infopedia.su

Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности. Современные зарубежные теории личности

Похожие главы из других работ:

Альфред Адлер: очерки по индивидуальной психологии

1. Альфред Адлер - жизненный путь

Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926...

Альфред Адлер: очерки по индивидуальной психологии

1. Альфред Адлер - жизненный путь

Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Альфред получил образование в Вене и жил там до 1926...

Дослідження ідентичності та типів її криз в психоаналізі

Альфред Адлер

Принцип єдності особистості А.Адлер вважав головним в аналізі, а соціальні фактори визначальними у процесі формування особистості. Вчений, як і З.Фрейд, вважав...

Изучение направленности личности старшеклассников с разными акцентуациями характера

1.2 Характер как индивидуальная характеристика личности

Говоря о характере, обычно подразумеваются те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям...

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Альфред Адлер, биография

Альфред Адлер (родился 7 февраля 1870 года в Рудольфсхайм-Фюнфхаус, Вена, Австрия -- умер 28 мая 1937 года в Абердин, Великобритания) -- австрийский психолог и психиатр, создал индивидуальную теорию личности, основал школу Индивидуальной психологии...

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология и концепция индивидуальной теории личности

индивидуальный психология адлер личность Индивидуальная психология возникла в качестве одного из направлений глубинной психологии и психотерапии...

Исследования индивидуальных различий людей

1.4. Способность как индивидуальная особенность личности

Личность -- это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти-лем поведения и мировоззрением[9,62]. Важным оценочным компонентом свойств личности является способность...

Конформизм

2.1. Психоаналитическое направление. ( К. Юнг, А. Адлер)

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг и А. Адлер. Первый назвал свою теорию аналитической, второй - индивидуальной...

Личность в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

1.3 Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека: 1) человек является единым...

Поведенческое и социально-когнитивное направление в социальной психологии личности

1. Психодинамическое направление в социальной психологии личности (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг)

Личность -- одно из центральных понятий в социальной психологии. Это связано с тем, что всякое событие в жизни общества опосредованно или определяется деятельностью и взаимодействием личностей или социальных групп...

Психология личности Альфреда Адлера

Глава 2. Индивидуальная теория личности А. Адлера

...

Современные теории личности

1. Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения

...

Сущность психоанализа

2.1 Психоаналитическое направление. ( К. Юнг, А. Адлер)

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг и А. Адлер. Первый назвал свою теорию аналитической, второй - индивидуальной...

Теорії несвідомого в сучасній психології

І.2 Альфред Адлер: індивідуальна теорія особистості

Основні тезиси індивідуальної психології. Адлера часто уявляють як ученика Фрейда, який збунтувався проти свого вчителя і почав створювати свої особисті концепції. Однак, насправді...

Чувство неполноценности и компенсация

1. Альфред Адлер

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми...

psy.bobrodobro.ru

Глава 2. Индивидуальная теория личности А. Адлера. Психология личности Альфреда Адлера

Похожие главы из других работ:

Изучение направленности личности старшеклассников с разными акцентуациями характера

1.2 Характер как индивидуальная характеристика личности

Говоря о характере, обычно подразумеваются те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям...

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология и концепция индивидуальной теории личности

индивидуальный психология адлер личность Индивидуальная психология возникла в качестве одного из направлений глубинной психологии и психотерапии...

Исследование личности во фрейдизме и неофрейдизме

2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи: 1)Изучение компенсации неполноценности личности; 2) Формирование социально полезного стиля жизни...

Исследования индивидуальных различий людей

1.4. Способность как индивидуальная особенность личности

Личность -- это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти-лем поведения и мировоззрением[9,62]. Важным оценочным компонентом свойств личности является способность...

История психологии

15. Индивидуальная психология А. Адлера

А.Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я», «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении...

Личность в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

1.3 Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека: 1) человек является единым...

Основные идеи неофрейдизма

2.1 Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие - стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки...

Психология личности Альфреда Адлера

2.1 Теория личности А. Адлера

А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория...

Современные зарубежные теории личности

Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека: человек является единым...

Современные теории личности

1. Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения

...

Теория личности А. Адлера

2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера

“Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов; создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”...

Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии

1) Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера

Еще, когда Адлер сотрудничал с Фрейдом...

Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии

6) Теория личности А.Адлера и основы индивидуальной психотерапии

Адлер родился в Вене 7.02. 1870 г., умер 28.05.1937 г. Австрийский психиатр и психолог, создатель индивидуальной психологии. Семья небогатого коммерсанта, много болел. С этим были связаны его постулаты...

Типы личности в социальной психологии

3.6 Типология А.Адлера Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни...

Чувство неполноценности и компенсация

2. Индивидуальная психология Адлера

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912)...

psy.bobrodobro.ru

индивидуальная теория личности Основные концепции 1.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности

Основные концепции 1. Индивидуум как единое и согласующее целое. ««individuum» (лат. неделимый). «Индивидуальная психология» Индивидуум неделимое целое в отношении взаимосвязи мозга и тела, и психологической жизни. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, только лишь в соотношении с личностью в целом. Структура самосогласующейся и единой личности – стиль жизни.»

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Жизнь невозможна без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении индивидуум может быть воспринят как единое и согласующееся целое. Люди находятся в движении к личностно-значимым жизненным целям. Цели, пути их достижения – ключ к пониманию, какое значение люди придают своей жизни. Жизненные цели – индивидуальны. Люди способны планировать свои действия, определять собственную судьбу. Достигнув цели – повышают самооценку, находят свое место в жизни.

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. Индивидуум – нечто больше, чем продукт влияние наследственности и окружающей среды. Люди обладают творческой силой. Она обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Определяющая черта человека – свободная осознанная активность.

4. Социальная принадлежность индивидуума. «Индивидуальная психология» рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированного от него. Поведение человека происходит в социальном контексте, суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.

5. Индивидуальная субъективность. Поведение человека зависит от мнения людей о себе и об окружении. Люди мотивированы личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующих их поведение. Пример: «честность – лучшая политика», или «каждый за себя», «ядовитая змея…». Поведение отражает индивидуальное, субъективное восприятие реальности».

Основные концепции и принципы 1. Чувство неполноценности и компенсация. 2. Стремление к превосходству. 3. Стиль жизни. 4. Социальный интерес. 5. Творческое «я». 6. Порядок рождения. 7. Фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация И в психологической сфере идет процесс компенсации. Компенсация неполноценности берет начало в детстве. Появление ощущения неполноценности ведет к борьбе за превосходство, стремление к совершенству и безупречности. Все что делают люди, имеет цель – преодолеть ощущение неполноценности. Три вида страданий в детстве (что приведет к неполноценности) - неполноценность органов – физическая – ведет к психической неполноценности; - чрезмерная опека – не способность преодолевать жизненные препятствия; - отвержение родителей - не способность преодолевать жизненные препятствия. Гиперкомпенсация

Стремление к превосходству Движущая сила, управляющая человеческим поведением - - агрессивность - быть агрессивным - «стремление к власти» - быть могущественным - люди стремятся к превосходству - быть недосягаемым Стремление к превосходству – врожденно, никогда от него не освободимся, это и есть сама жизнь. Это чувство надо воспитывать и развивать, ради развития своего потенциала. Процесс формирования начинается на 5 году жизни, когда формируется жизненная цель. Вначале – неосознанна, затем становится источником мотивации. Люди живут в согласии с миром, но постоянно стремятся его улучшить.

Стиль жизни Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования индивидуума. В основе стиля жизни лежат понятия неполноценности и компенсации. Стиль жизни основан на усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности и упрочнения чувства превосходства. Стиль закрепляется в возрасте 4-5 лет, в дальнейшем - продолжают находить новые способы выражения индивидуумом жизненного стиля.

Социальный интерес Люди – социальные создания, чтобы понять себя нужно понять взаимоотношения с другими людьми. Людей побуждает врожденный социальный инстинкт. Люди подчиняют личные требования делу социальной пользы. Социальный интерес – врожденный, не развивающийся автоматически, необходимо осознанно развивать, в результате руководства и тренировок. Развивается в социальном окружении. Вклад матери: воспитывать чувство сотрудничества, стремление к установлению связей и товарищеских отношений. Здоровая любовь- поможет воспитать социальный интерес. Отец – второй источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Отношения «отец-мать». Социальный интерес – показатель психического здоровья, «барометр» нормальности, показатель оценки качества жизни. Нормальные здоровые люди заботятся о других, стремятся улучшить участь человечества. У плохо приспособленных людей – социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство, не имеют социальных целей, поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое «Я» Концепция творческое «я» - главный конструкт теории Адлера. Суть: каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. Творческая сила отвечает за цель жизни, определяет метод достижения данной цели, способствует развитию социального интереса. Творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии, сны. При этом, Адлер не отрицает влияние наследственности и окружения при формировании личности. Люди не только результат действия наследственности и окружающей среды, люди – созидатели воздействуют на окружение. Люди хозяева своей судьбы.

Порядок рождения Порядок рождения – детерминанта установок, сопутствующих стилю; имеет решающее значение. Восприятие порядка рождения субъективно. Первенец (старший ребенок) «монарх лишенный трона» - стратегия выживания. Консервативен, стремится к власти, предрасполагающий к лидерству, хранитель семейных установок, моральных стандартов. Единственный – чувствителен к материнской заботе, соперничает с отцом, долго находится под контролем матери, ожидает этого от других, зависимость, эгоцентризм, трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Второй (средний) ситуация стимулирования. Темп его развития не редко более высок. Соперничающий, честолюбивый. Последний (младший) «малыш- баловень».

Фикционный финализм Цель нашей жизни – достичь совершенства, полноты жизни. Фикционный финализм – поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Наши основные цели – фиктивные цели, соответствие их с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Фиктивные цели часто помогают решать жизненные проблемы. Деструктивные фикции: «истинный ариец».

Основные положения относительно природы человека

present5.com