Причины и последствия внутренних конфликтов. Внутренний конфликт это в психологии


Внутриличностный конфликт - причины, виды, разрешение конфликта

Внутриличностный конфликт представляет собой противоречивое состояние человека, которое характеризуется общей усталостью, подавленностью, психологическим дискомфортом и бессилием. Внутриличностный конфликт проявляется в том, что человек не может найти равновесие внутри себя самого, верные пути решения тревожащих проблем. Создается впечатление, что его изнутри разрывает дух противоречия: он постоянно мечется в поисках подходящего варианта, но так и не может найти выхода. Каковы причины этого конфликта? Чем он характеризуется, какие существуют пути его разрешения?

Внутренняя борьба

Причины внутриличностных конфликтов

Конфликт, вызванный внутренними противоречиями личности, имеет свои причины. Он никогда не может появиться на пустом месте. Причин для развития внутриличностного конфликта предостаточно.

Неудовлетворенность жизнью

Первой причиной для развития конфликта с самим собой является ощущение внутренней опустошенности. У человека появляется чувство некоторой душевной безысходности, которая основывается, чаще всего, на незначительных фактах. Как правило, какие-то внешние обстоятельства способствуют развитию неверия в себя и собственные возможности, препятствуют эффективному продвижению вперед. Неудовлетворенность жизнью – это причина, по которой часто человек и не пытается ничего изменить в своем существовании. У него существует целый ряд ограничивающих убеждений, как то: «Меня никто не любит», «Я никому не интересен», «У меня нет таланта, особенных дарований»

Отсюда проистекает нежелание действовать вообще. Внутриличностный конфликт, причиной которого стала неудовлетворенность жизнью, быстро решиться не может. Человеку потребуется много времени и терпения для того, чтобы осознать собственную неустроенность, отсутствие свободной позитивной энергии.

Невозможность самореализации

Другой распространенной причиной развития внутриличностного конфликта становится невозможность жить по собственным правилам. Не у всех изначально существуют равные возможности для того, чтобы полноценно реализовать заложенный потенциал. Одному человеку мешают внешние обстоятельства. Другой человек оказывается не в силах обойти значимые препятствия на пути к цели и потому постепенно теряет ориентир. Внутриличностный конфликт есть отражение разлада с собственной сущностью. Когда человек не может понять, что для него является главным в жизни, испытывает значительные трудности с выстраиванием приоритетов, он оказывается не в силах принять верное решение.

Невозможность самореализации – это серьезная причина, препятствующая личностному росту в целом и пониманию своих сильных сторон в частности. Если человек находится в глубоком конфликте с самим собой, то ему достаточно сложно определить свои истинные ценности. В таком случае оказываются потерянными все перспективы, упускается множество возможностей, которые могли бы привести к наиболее желаемому результату.

Низкая самооценка

Нередко развитию внутриличностного конфликта способствует неадекватно заниженная самооценка. Человек по каким-то причинам перестает верить в собственные перспективы и возможности, не замечает своих сильных сторон. Обычно заниженная самооценка является следствием неправильного воспитания, когда влияние родителей становится своеобразной директивой и не подразумевает никаких альтернатив. Конфликт развивается тогда, когда личность перестает отдавать себе отчет в том, что с ним происходит, задавливает свои естественные стремления и желания. Внутриличностный конфликт, как правило, протекает на протяжении нескольких месяцев или даже лет. За этот период человек должен осознать, что с ним происходит, нащупать пути выхода из кризиса, наметить себе несколько путей продвижения в дальнейшем. Если вовремя не произойдет разрешение конфликта, связанного с собственным «я» и самореализацией, человек рискует утратить лучшую часть себя, сделаться ко всему равнодушным.

Виды внутриличностных конфликтов

К наличию любого конфликта нужно подходить как к задаче, которую необходимо решить.  Виды внутриличностного конфликта показывают, что изначально явилось причиной зарождения и последующего формирования у человека значимого противоречия. В отношениях с самим собой важны различные условия, с помощью которых личность и достигает состояния целостности. К сожалению, гармонию может нарушить даже незначительное препятствие на жизненном пути.

Эквивалентный тип

Конфликт выражается в стремлении сохранить для себя значимые условия душевного спокойствия и при этом не потерять важный ориентир. Чаще всего, подобное столкновение происходит в результате назревшей необходимости осуществлять осознанный выбор между прошлым и настоящим. Конфликт заставляет личность пересматривать собственное отношение к тем или иным условиям существования. Он усугубляется тем, что возникает необходимость выбирать между двумя равнозначными ценностями. Человек иногда может подолгу находиться в размышлениях, мучительно стараясь сделать правильный шаг. Как правило, такой конфликт подразумевает, что, отдавая предпочтение одному событию, мы окончательно отвергаем другое, представляющее не менее важную значимость.

Витальный тип

Конфликт проявляет себя через неприятные обязательства, которые человек в определенный момент жизни берет на свои плечи. Витальный тип характеризуется потерей интереса к собственной личности и тем занятиям, которые прежде составляли значимую основу существования. Он не решается привычными методами воздействия на проблему. Человек вынужден долгое время пребывать в изматывающих поисках, прежде чем отважится сделать конкретный шаг. Как правило, он бывает осознанным и взвешенным. Конфликт возникает из-за того, что человеку приходится делать выбор между двумя одинаково неудовлетворяющими объектами. В большинстве случаев люди склонны минимизировать свои потери, потому предпочитают остановить внимание на меньшем зле.

Внутриличностный конфликт

Амбивалентный тип

Данный тип конфликта человека с самим собой подразумевает, что выбор дается сделать особенно трудно. Личность понимает, насколько серьезными могут быть последствия неправильного шага и потому очень боится возможности совершения ошибки. Амбивалентная ситуация предполагает, что результат действий чем-то притягивает и, вместе с тем, отталкивает.  В любом случае личности придется преодолевать конфликт. Противоречивое состояние отнюдь не способствует развитию гармонии внутри человека. Если конфликт не будет решен вовремя, значит, проявятся дополнительные страдания по поводу какой-то скрытой внутренней нереализованности.

Фрустрирующий тип

Конфликт появляется в результате неодобрения обществом конкретных действий индивида, направленных на получение того или иного результата. Конфликт проявляется посредством невозможности для личности делать то, что представляет для нее существенный интерес. Свободы выбора здесь практически не существует. Человек, находящийся в состоянии выраженной фрустрации, обязательно пребывает в борьбе с самим собой. Невозможность решить проблему в одиночку со временем приводит к конфликту с внешним миром.

Разрешение внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт – вещь чрезвычайно опасная. Во многом он часто препятствует становлению индивидуальности, раскрытию талантов и способностей. Человек, находящийся в таком состояни, часто не замечает того, что с ним происходит. Страдание постепенно становится неотъемлемой частью его привычного существования. Разрешение внутриличностного конфликта ведет к раскрытию истинных возможностей человека, способствует налаживанию отношений с близкими людьми. Вдруг появляются значимые перспективы, которые ранее почему-то не замечались. Какие пути разрешения внутреннего конфликта можно выделить?

Компромисс

Достижение компромисса с самим собой подразумевает, что человек будет постоянно работать над недостатками, пытаться всячески их искоренять. Множество конфликтов решалось с помощью компромисса. Найдите в себе те черты, которые вам самому кажутся полезными. Эти качества характера и нужно будет в себе взрастить до уверенного состояния. Конфликт минимизируется и постепенно исчезнет совсем.

Осознание своих сильных сторон

Они, несомненно, есть у каждого из нас. В большинстве случаев человек склонен не замечать собственных побед и достижений. Такой подход к жизни позволяет ему постоянно жаловаться на недостаток возможностей. Между тем, возможности скрыты везде, нужно только уметь их вовремя увидеть. Внутриличностный конфликт всегда отражает несправедливое отношение человека к собственной персоне. Проверьте себя, не умаляете ли вы своих достижений? Распознавание своих сильных сторон поможет не только решить насущный  конфликт, но и качественно улучшить жизнь, внести в нее множество ярких красок. Постарайтесь выйти на позицию «Я – ценность», тогда не придется постоянно доказывать окружающим свою значимость. Родственники, коллеги, друзья издалека будут узнавать вашу личность и не позволят себе больше обидных высказываний в ваш адрес. Поверьте, сильный человек – это тот, кто смог осознать свою истинную природу, добиться уважения к самому себе. Именно за это нас и уважают окружающие.

Понимание своего предназначения

Конфликт с самим собой всегда невероятно выматывает. Это похоже на битву, в которой нет победителей. Люди подчас готовы подстроиться под требования общества и переложить на чужие плечи ответственность за собственную судьбу. Только понимание своего истинного предназначения в большей степени разворачивает человека к самому себе. Такую личность становится трудно сбить с толку, навязать ей какое-то мнение. Если вы хотите быть счастливым, найдите любимое дело, которое будет вдохновлять на новые свершения, дарить множество положительных эмоций. Полученные в результате впечатления помогут справиться с любыми трудностями, разрешить внутриличностный конфликт.

Таким образом, в конфликте всегда заключена возможность личностного роста. Чем больше усилий по преодолению противоречия мы прилагаем, тем заметнее будет конечный результат. Для человека крайне важно вовремя суметь разобраться со своими внутренними конфликтами затем, чтобы полноценно двигаться вперед и идти по жизни с высоко поднятой головой.

psyh.info

Внутренний конфликт: причины и пути преодоления

Постоянным спутником человека на протяжении всей его жизни является внутренний конфликт. С чем бы он ни был связан, его последствия одинаковы: психологический дискомфорт, беспричинная нервозность, расстройства психосоматического характера.

Эгоизм и общество

Первой и самой распространенной причиной возникновения внутреннего противоречия является необходимость усмирять 484эгоистические порывы в угоду взаимодействию с окружающими людьми.

Человек не может жить в изоляции, это просто невыгодно. Добывать в одиночку пищу или защищаться от непогоды достаточно сложно. Поэтому люди вынуждены создавать группы, в которых каждый занимается своим делом, а результаты работы делятся между всеми членами.

Разумеется, при таком образе жизни людям часто приходится поступаться собственными сиюминутными интересами. Только в этом случае «клан» будет воспринимать их адекватно. Таким образом, смиряя некоторые свои желания, люди получают гарантию того, что их насущные потребности будут удовлетворены по мере возможности. Подобное поведение метко называют альтруистическим эгоизмом.

Однако невозможность получить желаемое здесь и сейчас вызывает негативные эмоции, злость, рано или поздно приводящие к вспышкам гнева. Именно в этом и заключается в данной ситуации внутренний конфликт: вынужденный альтруизм заставляет человека давить эгоистические проявления натуры.

Единственный выход — искать новые пути достижения желаемого. Они должны сочетать удовлетворение и собственных, и общественных потребностей в равной мере. Одобрение со стороны окружающих необходимо, чтобы человек не превратился в изгоя.

Злые силы

Подчас может казаться, что все настроено против человека. Каждая попытка добиться желаемого наталкивается на непробиваемую стену обстоятельств. Со временем люди, попавшие в подобную ситуацию, начинают верить в то, что мир специально загоняет их в угол. Даже взгляды встречных прохожих кажутся им наполненными злобой, враждой и ненавистью.Однако это субъективное мнение не может быть верным по определению. Каждый человек эгоистичен, ближний круг значимых для него людей крайне узок. Все остальные люди в его восприятии существуют ровно в той мере, в которой задевают его личные интересы. Если же таких пересечений нет, никаких эмоций, тем более желания специально подставить случайного человека, как правило, не возникает.

Таким образом, мир совершенно равнодушен к отдельной личности. Значит все, что человек в нем видит и замечает, продиктовано исключительно его субъективной оценкой происходящего. Разделение событий на «светлые» и «темные» также зависит от угла зрения и количества неверных стереотипов, навязанных ранее. Чем меньше такие убеждения соответствуют реальности, тем более черной кажется окружающая действительность.

Метод борьбы с такой ситуацией прост: нужно заменять стереотипы по мере выявления среди них ошибочных. А вот копить обиду на несоответствие поведения окружающих радужным ожиданиям — совершенно нерационально. Ведь недовольство чаще всего вымещается на самых близких людях, что не приносит ни малейшего облегчения. Такая позиция может привести лишь к излишнему истощению нервной системы и другим негативным последствиям.

Все люди разные

Никто не рискнет поспорить с тем, что нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Те или иные черты, данные от природы или сформированные жизнью, отличают каждого человека от остальных.

От того, какие особенности имеет личность, зависит ее взгляд на мир, отношения с окружающими, убеждения и моральные устои. Другими словами, люди могут воспринимать одни и те же факты совершенно по-разному. У одних они будут вызывать резко отрицательное отношение, а у других — полное одобрение.

загруженноеТакже выглядит ситуация с собственными поступками человека. Он может считать страшным позором то, на что остальные не обратят ни малейшего внимания. Возможна и обратная ситуация: последний головорез будет иметь совершенно спокойную совесть просто потому, что не воспринимает свои злодеяния отрицательно.

Таким образом, чувство вины и внутренний конфликт возникают только тогда, когда человек считает неправильным, непозволительным то, что он сделал. В связи с этим личность, имеющая строгие моральные принципы, воспитанная в обстановке аскетизма, будет малейшую провинность, мелкую оплошность воспринимать грехом, хотя на самом деле она таковой вовсе не является.

Чтобы избавиться от беспочвенных угрызений совести, человеку нужно лишь признать, что он — такой же, как и все остальные, ничуть не лучше и не хуже. Такое отношение к себе позволит прощать себе маленькие слабости. Кроме того, это поможет спокойнее воспринимать критику. Да и различные ошибки превратятся из поводов для самоедства в жизненны уроки. Ведь именно таковыми они и являются.

Для счастья человеку нужен мир с самим собой. Достичь его можно, если избавиться от установок, провоцирующих неадекватное отношение к себе и окружающей действительности. Для этого требуется проанализировать свое поведение и реакцию, которую оно вызывает. Это поможет выявить ошибки и устранить их, сделав жизнь легче и приятней.

www.yourfreedom.ru

ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ ПОДРОСТКОВ (статьс)

23

Внутренние конфликты подросткового возраста

А.П. Новгородцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии МГППУ

В статье поднимается проблема развития внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте, которые не осознаются ни подростками, ни значимыми для них взрослыми, что создает почву для развития глубоких кризисных переживаний и, как следствие, искаженного, невротического развития личности.

Автор выступает против утвердившейся пассивной позиции в психологии относительно критических периодов в развитии личности, считая, что личностные новообразования каждого последующего возрастного периода, нивелирующие социальную ситуацию развития предыдущего возраста, не должны становиться причиной для невротического развития личности.

Основные понятия: личность, внутренний конфликт, кризис, невротическое развитие, новообразования личности подростков, чувство взрослости, конфликт доверия, противоречивые потребности, двойственные чувства, конфликт Я-концепции, двойственность психосексуальной функции.

В современной психологии достаточно основательно утвердилось представление о неизбежности возрастных кризисов, даже появилось понятие «нормативный кризис», что, на наш взгляд, не является бесспорным, более того, утверждает определенную пассивную позицию практической психологии в этом вопросе. Представляется, что данная ситуация требует более внимательного рассмотрения и уточнения понятий: «внутренний конфликт», «кризис» в развитии личности, «невроз» или невротическое развитие личности. Одним из наиболее значимых периодов в развитии личности выступает подростковый возраст, который причисляют одновременно к критическому, кризисному и самому трудному. Мириться с неизбежной трудностью подросткового возраста стало нормой. Ситуация когда и учитель, и социальный педагог, и практический психолог – каждый на своем языке, на запрос родителей, учителей и самих подростков о сложности их взаимоотношений, отвечает в таком духе: «Что же Вы хотите, это возраст такой, немного потерпите, и все образуется» - пожалуй, наиболее часто встречающаяся.

И действительно, очень многие подростки, повзрослев, внешне производят впечатление вполне адаптированных людей, однако, взгляду психолога, который работает с подростками, предстают родители и учителя этих подростков. И здесь открывается картина глубоких внутренних конфликтов самих взрослых, конфликтов, берущих начало в детстве и в подростничестве, но так и не решенных в последующие годы и превратившихся в те самые «невротические наслоения», которые затрудняют их жизнь, болезненно проявляясь в их детях, учениках, во взаимоотношениях друг с другом. Не случайно, известный специалист в области детских и подростковых неврозов А.И.Захаров отмечает: «Неврозы – это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений – прародителей, родителей и детей» (А.И.Захаров, 1988, с. 3).

Внутренние конфликты - это сфера проблем в развитии личности. Под личностью мы понимаем систему взаимоотношений человека с собой, с другими людьми и с окружающей действительностью в целом. Еще недавно это определение здесь могло звучать как «системаотношенийчеловека к себе, к другим людям и к окружающей действительности в целом», однако, понимая, что отношение отдельно взятого человека всегда является результатом интерсубъектного отношения, считаем необходимым, ввести понятие «взаимоотношение», с тем, чтобы более точно определить смысл, который мы вкладываем в понятие «личность». Развитие личности, с точки зрениякультурно-исторический теории, представляет собой процесс интериоризации содержания «социальной ситуации развития», опосредованного индивидными особенностями человека. Процесс интериоризации в онтогенезе представляет собой взаимно обусловленную активность субъектов по отношению друг к другу, где невозможно провести «границу» или «черту» между их активностью, в частности, - между активностью ребенка и взрослого. Психологические особенности каждого возрастного этапа берут свое начало в предыдущих возрастах и влияют на развитие личности в последующих возрастных периодах.

Теории внутриличностных конфликтов

Конфликт – это психологическое состояние, которое вызвано столкновением или противостоянием разных потребностей, ценностей, интересов, влечений, взглядов, и т.п. Такое противостояние происходит как в поле межличностного взаимодействия, так и во внутриличностном плане. В современной психологической науке отношение к конфликту значительно изменилось и, главным образом в том, что конфликтные отношения восприниматься как атрибут психической жизни человека, необходимая ее составляющая. Внутренний мир человека сложен и противоречив. Состояние внутреннего конфликта, когда человек испытывает одновременно необходимость действовать в разных направлениях, принимать решение по поводу своих разнонаправленных желаний, интересов, влечений, убеждений – такие состояния, скорее норма для человека, нежели непротиворечивое, последовательное течение событий, мыслей и чувств.

Важной особенностью современной конфликтологии является представление о развивающей функции конфликта, его позитивном влиянии на развитие личности. Человек, направленный на продуктивное, конструктивное решение внутренних конфликтных состояний и внешних ситуаций, с необходимостью осуществляет личностный рост посредством развития самосознания и самоотношения, децентрации, внешнего локуса контроля, усложнения когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности.

Тактика избегания конфликтной ситуации осознанная или неосознанная, игнорирование конфликта по причине некомпетентности, неизбежно будут приводить к новым конфликтам, развитию кризисов и, как следствие к невротическому развитию личности.

Понятие «внутренний конфликт» тесно связано, с такими внутриличностными состояниями, каккризисиневроз. Психологическийкризисразвивается в условиях длительного внутреннего конфликта, когда человек не в состоянии разрешить конфликтную ситуацию: удовлетворить личностно необходимую потребность, изменить отношение, осуществить выбор, принять адекватное решение. Кризисное состояние может протекать в условиях как осознанного, так и неосознанного отношения к конфликту. Кризис усиливается, когда человеку, не достает личностного ресурса осознать и сформулировать собственную проблему, или когда длительное время не удается найти приемлемого решения.Неврозили невротическое состояние, - это неосознанная защитная реакция личности на продолжающийся психологический кризис, который создает большое внутреннее напряжение, и человек неосознанно прибегает к различным защитным реакциям, которые, пусть суррогатным образом, но помогают снимать напряжение или уходить от конфликта. В дальнейшем, если не происходит, качественных изменений – «личностного роста», развитие личности принимает невротический характер (В.Н.Мясищев, 1995; А.А.Александров, 1997; А.И.Захаров, 1988; К.Хорни, 1995; Ф.Перлз, 2001 и др.).

Психоаналитическая психология, которая ставила изучение и терапию внутренних конфликтов личности во главу угла, выдвинула несколько теоретических подходов в попытке ответить на вопрос о причинах, движущих силах, способах терапии внутренних конфликтов и, как их следствие, - невротических состояний.

Одна из первых теорий, объясняющих причину возникновения внутренних конфликтов, была предложена З.Фрейдом. Он полагал, что в основе любого внутреннего конфликта лежит базальный конфликт. Базальный конфликт с необходимостью возникает между инстинктивными влечениями либидо, слепо требующими удовлетворения и запретами со стороны общества и, в первую очередь, семьи. З.Фрейд, будучи сторонником биогенетической теории личности, считал инстинкты движущей силой развития личности и в силу этого распространял неизбежность базального конфликта и многообразие внутренних конфликтов на всех людей. Если внутренние конфликты не находят своего конструктивного разрешения, то выход из кризисных состояний осуществляется через психологические защитные реакции: вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, изоляцию и др.

К.Хорни, последовательница Фрейда, подчеркивала пессимистический характер фрейдовской концепции внутренних конфликтов и видела ограниченность его теории в том, что он считал базальный конфликт неизбежным, а внутренние конфликты в принципе не разрешимыми. С точки зрения Фрейда, максимум, что можно сделать в плане разрешения конфликтов, - это достичь более совершенного контроля над ними или, в лучшем случае, «сублимировать» их (К.Хорни, 1995).

В отличие от З.Фрейда, свою теорию внутренних конфликтов К.Хорни определила как конструктивную, аргументируя тем, что она убеждена в потенциальных возможностях человека к продуктивному изменению на протяжении всей жизни, что служит основанием к возможности разрешать внутренние конфликты. В своей теории К.Хорни определяет внутриличностный конфликт в виде триединого межличностного отношения человека, проявляющегося в «движении к людям», в «движении против людей» и в «движении от людей». В попытке найти исходную, более общую причину внутреннего конфликта, его движущую силу, К.Хорни идет по проторенному пути вслед за Фрейдом, считавшим движущей силой базального конфликта компульсивные (навязчивые) влечения «либидо», инстинктивные по своей природе, направленные только на удовлетворение и не терпящие фрустрации. В понимании К.Хорни, «навязчивые влечения», которые представляются движущей силой развития личности, являются скорее результатом врожденного ощущения «базальной тревоги», а не энергии «либидо». Внутриличностные конфликты, в представлении К. Хорни, «рождаются из чувств изолированности, беспомощности, страха и враждебности». Способы, с помощью которых человек пытается справиться с миром вопреки этим чувствам, нацелены, в первую очередь, не на получение удовольствия, а на достижение безопасности; «их навязчивый характер обусловлен стоящей за ними тревогой» (К.Хорни, 1995, 10).

К.Хорни отходит от ортодоксального фрейдовского психоанализа, но только в плане первопричины. По существу, не смотря на придание большого значения социальным и культурным факторам в процессе развития личности, которое К. Хорни активно подчеркивает, ее взгляд на природу человека остается в рамках индивидуалистической, биологизаторской концепции развития личности. Природа индивида противопоставляется враждебному социуму. Родившись, человек обречен испытывать тревогу, беспокойство, страх, изолированность. Движущей силой его развития становится борьба с отчаянием и тревогой. В качестве невротического разрешения внутренних конфликтов, К.Хорни выделяет стратегии защитного поведения: «движение от людей» - как состояние изоляции, «движение против людей» - как агрессивное отношение к действительности и «движение к людям» - как отношение зависимости от них.

К. Юнг в своей аналитической психологииизучал проблему противоположных тенденций в людях, как одну из наиболее существенных характеристик человека. Особенность пониманияК.Юнгомпротиворечивых тенденций в человеке: мужественности и женственности, экстраверсии и интроверсии, разума и чувств и т.п., –заключается в том, что наличие этих противоречивых тенденций в личности человека, свидетельствует, скорее, о гармоничной целостности человека, нежели о наличии конфликта. И, напротив, значительноепреобладание одной из противоположностей, одностороннее развитие личности, свидетельствует о внутренней конфликтности. Юнг рассматривал целостность личности не в отсутствии противоположных качеств или их столкновении, а во взаимном их дополнении. Противоположности не противостоят, а дополняют друг друга. Внутренне конфликтной, невротичной личностью, Юнг считал человека претерпевшего одностороннее развитие своей личности. Его концепция «самости», то есть, врожденной сущности человеческой личности, подчинена «закону дополнительностей» противоположных качеств, составляющих сущность «самости» (К.Юнг, 1994; К.Хорни, 1995).

Изучение внутриличностных конфликтов в потребностно-мотивационной сфере человека, в русле психологической теории поля, осуществлялК.Левин. Автор акцентирует внимание на динамической характеристике разнонаправленных потребностно-мотивационных составляющих поведения человека, которые могут образовывать различные комбинации. В результате своих исследований К.Левин выделил 3 типа внутренних конфликтов.

1). Конфликт равнопривлекательных, но взаимоисключающих потребностей – конфликт, который называют «буридановой проблемой».

2). Конфликт одинаково непривлекательных потребностей, который требует выбора по принципу « наименьшего из зол».

3). Конфликт амбивалентных потребностей, которые сколь привлекательны для человека, столь и отвергаемы им, к примеру, курильщик, страстно желающий курить, и ненавидящий себя в этой роли. (К. Левин, 1982).

Гештальт-психология, в лице Ф. Перлза и его холистической теории дает представление о развитии и разрешении внутриличностных конфликтов, с позиции принципа гомеостаза (равновесия), присущего организму. Изменяющаяся внешняя среда нарушает внутреннее равновесие организма, поскольку организм и среда (человек и среда) составляют единое, целостное поле. Изменяющаяся внешняя среда нарушает равновесие организма и создает определенное напряжение, которое выражается в потребностных состояниях – в незавершенных «гештальтах». Когда потребностное состояние удовлетворяется, - гештальт завершается и организм приходит в состояние равновесия. Проблему внутренних конфликтов Ф.Перлз видит в трудностях для человека реагировать на все то множество воздействий, которые создают внешние обстоятельства, в необходимости в каждый данный момент выделять доминирующую потребность и выстраивать все последующие потребности в соответствии со своей иерархией ценностей. В контакте со средой человек должен уметь различать когда, как и с кем вступать во взаимодействие, когда и как уходить от контакта, через какое время вновь возвращаться к взаимодействию и т.д. Человек, не способный к различению своих потребностей и особенностей внешней среды, попадает в замешательство и оказывается не способным к продуктивной жизнедеятельности. Главную причину в возникновении затруднений в общении со средой Ф.Перлз видит в невротических состояниях личности человека, которые развиваются в процессе ее становления и определяются преимущественно характером родительско-детских отношений. Искаженное развитие личности, в первую очередь, проявляется в неспособности различать или адекватно устанавливать границу между «Я» и «другими». Ф.Перлз выделяет четыре защитных механизма, лежащих в основе невротического развития личности: интроекцию, слияние, проекцию, ретрофлексию (Ф.Перлз, 2001).

Теория когнитивного диссонансарассматривает внутриличностные конфликты с точки зрения когнитивной характеристики личности. Конфликт развивается в условиях столкновения несовместимых представлений, когниций, затрагивающих личностнозначимые отношения, когда от человека требуется осуществить выбор, идущий вразрез с его собственными убеждениями и установками. Внутриличностный конфликт, возникающий в результате когнитивного диссонанса, может разрешаться путем изменения отношений человека (личностного смысла) к конфликтному явлению, что рассматривается как «рост личности», если диссонанс преодолевается - возникает комфортное состояние. Если же личностного роста не происходит, то данный конфликт преодолевается преобразованием других консонансов в диссонансы, т.е. ведет к развитию конфликтов в других сферах, что может разрушающе действовать на всю систему личности, и приводить к кризисным состояниям и развитию невротических защитных реакций (Л.Фестингер, 1999).

В гуманистической теорииразвития личности К.Роджерса, внутренний конфликт представлен в противостоянии «Я-концепций»: реального и идеального представления о себе. Идеализированное представление о себе складывается из ценностных ориентаций человека и носит вполне осознанный характер. Реальная Я-концепция, складывающаяся с самого раннего детства, под воздействием отношений значимых «других», преимущественно в родительско-детских отношениях, и может быть не вполне осознанной. Если, условно говоря, «расстояние» между этими двумя концепциями достаточно большое, то личность всегда будет испытывать внутренний конфликт неудовлетворенности собой, что, в свою очередь, будет способствовать ее развитию, с целью приближения к идеальной Я-концепции. Наиболее успешное разрешение конфликта Я-концепций осуществляется при взаимном движении их навстречу друг к другу, что требует от личности периодического переосмысления соотношений реального и идеального представления о себе. Важным условием в успешном развитии и преодолении конфликта Я-концепций являетсяфактор позитивного самоотношения. Уровень позитивного самоотношения способствует процессу осознания и принятия реального Я, со всеми его слабостями и несовершенством. Ибо без осознания своих проблем и принятия ответственности за свое развитие на себя, конструктивного разрешения конфликта между реальной и идеальной Я-концепциями осуществить невозможно.

В условиях, когда сближение идеальной и реальной Я-концепций затруднено, личность испытывает постоянный внутренний конфликт, что может приводить к развитию кризиса в развитии личности (Э.Бернс, 1986; К.Роджерс, 1994).

В отечественной психологиипроблема внутренних конфликтов личности представлена преимущественно работами психологов невропатологического направления, рассматривающих внутренний конфликт как потенциальное невротическое состояние. Это работы В.Н. Мясищева, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова и др.

В.Н. Мясищев рассматривает личность как систему отношений человека к окружающей действительности. Отношения личности берут свое начало во взаимоотношениях людей друг к другу. Межличностные взаимоотношения по своей эмоциональной составляющей представляют определенную иерархию личностной значимости для отдельно взятого человека. Именно фактор личностной значимости, по мнению автора, является одним из центральных в образования внутриличностных конфликтов. Рассматривая глубоковнутренние переживания, составляющие основу внутриличностных конфликтов, В.Н. Мясищев, подчеркивает их содержательное отличие от пониманияглубинногов психоаналитическом смысле этого понятия (В.Н.Мясищев, 1995, 134).

Основные положения его теории внутриличностных конфликтов можно сформулировать следующим образом: 1) аффективное напряжение, возникающее в результате взаимодействия с действительностью, само по себе еще не приводит к глубокому внутреннему кризису и невротическому состоянию; 2) внутренние конфликты образуются в результате невозможности для человека реализовать, значимые для него потребности; 3) реализация потребностей, не приводящих к кризисному состоянию, должна осуществляться в личностно значимых взаимоотношениях; 4) разрешение противоречия между личностью и значимыми для нее сторонами действительности должны носить продуктивный характер для личности; 5) внутренний конфликт и, как следствие, кризис и невроз образуются в результате не адекватного его разрешения для личности; 6) невроз представляет собой «болезнь» личности, как нарушение системы отношений человека, поэтому область борьбы с неврозами – это область пограничная между педагогикой, психологией и медициной.

В.Н. Мясищев выделяет несколько видов внутренних конфликтов.

Неврастенический конфликтвозникает в результате противоречия между желаниями, запросами личности и ее возможностями в их реализации. Когда усилия человека, не приводят к желаемому результату. В этих условиях происходит истощение личностного ресурса, что приводит к невротическому развитию.

Истерический конфликтявляется результатом противоречия между личностью и окружающей ее действительностью. Когда действительность идет в разрез с субъективными требованиями личности, происходит рассогласование ожидания и реальности. Внутренний конфликт в этом случае возникает в результате неудовлетворенного желания, в ситуации, когда человек не может ни подчинить действительность своим требованиям, ни отказаться от своих желаний и вынужден подчиниться действительности.

Обсессивно-психастенический конфликт развивается в ситуации противоречивых внутренних отношений. Это противоречие может возникать, когда человек испытывает амбивалентные, противоречивые чувства к одному и тому же объекту или явлению действительности, который является для него личностно значимым и, следовательно, он не может отказаться от них. Такие же внутренние противоречия могут быть вызваны борьбой между разными внутренними тенденциями, в условиях, когда необходимо осуществлять выбор между равноценными внутренними побуждениями: между желанием и долгом, между влечением и этическими нормами, личной привязанностью и нравственными ценностями. Конфликт проявляется в внешне немотивированных навязчивых действиях, когда человек сталкивается с ситуациями, символизирующими его внутренние конфликты.

Смешанный конфликт, включает в себя сочетания всех предыдущих конфликтов, образуя более сложные взаимозависимые комплексы. Это ситуации когда один внутренний конфликт провоцирует конфликт другого типа. При этом человек, как правило, и не предполагает подобный исход, потому, что не знает сам, как он будет реагировать на результаты своих же действий. Классическим примером является образ Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Совершив выбор между желанием и нравственностью, в пользу преступления, Раскольников далее не смог жить с этим грузом.

В.Н. Мясищев считает, что необходимо дифференцировано подходить к условиям и причинам, вызывающим внутренние конфликты и невротические состояния. При этом, он руководствуется следующими положениями. Первое, что он подчеркивает, - это отсутствие непосредственной связи между невротическим развитием и конституциональными особенностями человека, полагая врожденные факторы только одним из условий в ряду множества других. Второе положение – это отсутствие прямой связи между сильными аффективными состояниями, потрясениями, потерями и развитием внутреннего конфликта. Наибольшую роль в развитии внутренних конфликтов В.Н.Мясищев отводит тем отношениям и связям с действительностью, которые складывались в процессе жизненного опыта, во взаимоотношениях с близки, значимым окружением, которое формирует установки и реакции ребенка на явления действительности.Первостепенное значение В.Н.Мясищев придает ситуациям раннего детства и тому характеру взаимоотношений, которые складывались у ребенка в семье. Особенно подчеркивается роль неблагоприятных отношений в критические фазы развития личности, когда человек наиболее чувствителен к внешним воздействиям, под влиянием которых происходит наиболее интенсивное становление личности (А.А. Александров, 1997)

В клинике развития неврозов у детей ряд авторов подчеркивают в качестве главных причин, факторы несоответствия воспитательного влияния темпераменту ребенка, особенностям реагирования ребенка на окружающую действительность, а также психофизиологическим возможностям детей и особенностям формирования характера и личности в целом (В.И. Гарбузов, 1977; А.И. Захаров, 1988).

Изучению особенностей развития внутренних конфликтов у детей и подростков посвящен ряд работ А.И. Захарова.Разделяя взгляды В.Н.Мясищева на проблемы развития внутренних конфликтов личности, приводящих к невротическому ее развитию, А.И. Захаров, для объяснения эмоциональной сущности конфликтов в детском и подростковом возрасте, привлекает понятия «тревоги» и «страха», а также возрастные особенности развития личности детей и подростков.

В раннем дошкольном возрастеведущим в развитии внутренних невротических конфликтов является «противоречие между заостренной потребностью эмоционального признания и возможностью ее удовлетворения со стороны родителей, проявляемое страхом «быть никем», т.е. не значить, не представлять ценности, быть забытым и нелюбимым» (А.И.Захаров,1988,с.200). Это положение действительно согласуется с представлениями возрастной психологии. Именно в раннем дошкольном детстве кризис 3х лет проявляется требованием внимания и признания своей «самости». Именно в этот период у детей развивается ощущение самоценности, собственной значимости, возникает отношение к себе как к самостоятельной личности. Если ребенок оказывается в ситуации непризнания его самостоятельности и, более того, авторитарного подавления его требований, то«страх быть никем»действительно может стать эмоциональной основой внутреннего конфликта в этом возрасте. Подобный конфликт приводит, по мнению автора, к развитию истерического невроза и, если не происходит коррекционных изменений во взаимоотношениях родителей и детей, то дальнейшее развитие личности ребенка может развиваться по истерическому типу.

В старшем дошкольном возрастедетские страхи начинают носить более обостренный характер и проявляться не только в виде предметного страха, но и в виде различных поведенческих реакций. Наиболее типичными неспецифическими реакциями проявления невроза страха могут быть расстройства желудочно-кишечного тракта, ОРЗ, различного рода тики, заикание, энурез, мастурбация и пр. В основе невроза страха, по мнению А.И. Захарова, лежит «…противоречие между невозможностью или слабостью защиты себя при выраженном инстинкте самосохранения. Подобное противоречие проявляется в страхе «быть ничем», т.е. не существовать, быть безжизненным, мертвым» (А.И.Захаров,1988, с. 200). Данные наблюдения автора можно соотнести с известными положениями психологии развития личности старшего дошкольника. Так, известно, что детям 6-7 лет присущи более усугубленные переживания тревоги и страха, проявляющееся в страхе смерти своей и близких родственников. Объясняют это тем, что в этом возрасте к детям приходит понимание конечности жизни, которое может быть усугублено наблюдением ухода из жизни близких родственников. Известно также, что детям этого возраста присущ более реалистичный взгляд на собственный возраст. Если младшие дошкольники (в 3 года) считают себя уже большими, то старшие дошкольники уже понимают, что они еще маленькие и хотят чтобы их и воспринимали как маленьких. Трехлетние дети заявляют: «Я уже большой», а шестилетки говорят: «Нет, я еще маленький». Вероятно, это ощущение собственной малости, слабости перед сильными взрослыми и всем миром, это развивающееся реалистическое отношение к себе и рождает обостренное ощущение незащищенности и потребность в большей помощи, защите и опеке. И если окружающие взрослые не создают ребенку ощущения защищенности и поддержки и продолжают к нему относиться как к «уже большому», памятуя трехлетний возраст, то появляется вероятность внутреннего конфликта у детей между потребностью в защите и фрустрацией ее со стороны близких взрослых. Эмоциональную выраженность этого конфликта А.И. Захаров определяет, как«страх быть ничем». Особенность этого невротического состояния А.И. Захаров называет «неврозом страха». Впрочем, «неврозом страха» можно назвать и все другие невротические состояния в данной классификации автора. Вероятно, автор прибег к такому компромиссу, по причине того, что все другие детские страхи, вызванные возрастными особенностями развития личности, уже имеют аналоги по своей клинической выраженности в невропатологии и имеют традиционные названия, в то время как невроз старшего дошкольников не имеет традиционного названия.

studfiles.net

Что такое внутренний конфликт?

Наш внутренний мир- это сложная структура, и чем мы старше, тем она прочнее. Мы накапливаем в себе положительный и отрицательный опыт, с которым нам приходиться жить, считаться и нести, порой неосознанно, в своё будущее. Иногда, наши «накопления» превращаются в завалы и не позволяют перейти на новую ступень. Возникает внутренний конфликт!

Откуда вырастают внутренние конфликты?

Всё что происходит вокруг нас и непосредственно с нами, наш мозг аккуратно записывает и анализирует. Откладывает как бесценный опыт в нашем сознании и подсознании. Если мы сталкиваемся с ситуацией, в которой не смогли повести себя подобающим образом и не справились с обстоятельствами, то это закрепилось в нашем подсознании как негативный опыт, а так же как точка опасности, способная привести к печальным последствиям.

Эмоции, переживания зажимаются, это может проявиться и на физическом уровне. Происходит блокировка негативного опыта, но он никуда не уходит, проявляясь в смутных сомнениях, страхах, неуверенности в себе и своих действиях.

Как распознать у себя внутренний конфликт?

Существует 5 вариантов внутренних конфликтов.

  • Вы пытаетесь достичь недостижимой цели. Между вами и вашей целью выросла глухая стена. Иной путь, иное развитие ситуации вам не интересно и вы продолжаете биться в «закрытую дверь» теряя остатки здоровья и энергии.
  • Вы отвергаете устремлённый к вам объект или состояние. Так же выстраиваете непробиваемую стену и прячетесь за ней от пугающих вас атак извне.
  • Вы одновременно и стремитесь к своей цели (объекту) и отвергаете. Как говорят « и хочется и колется».
  • Вы стремитесь к двум желанным объектам (целям) одновременно. Сложно сделать выбор и это лишает вас внутреннего равновесия и спокойствия. Энергия расходуется не на достижение единственно выбранной цели, а на анализ, сомнения, страхи, сопоставления. Эта разновидность конфликта сложна для психики.
  • Вы голосуете «против всех», отвергая возможные выборы. Конфликт возникает от общей перегрузки информацией, когда энергии уже не хватает даже на элементарный анализ ситуации и самым простым выходом является отвержение всех.

Следует отметить, что любая реакция на обстоятельство, приводящее к внутреннему конфликту, не является её решением. Закрываясь глухой стеной вы не испытываете облегчения, а только приспосабливаетесь к данному обстоятельству. Это ведёт в тупик, так как не позволяет строить нормальные здоровые отношения с окружающими вас людьми и не позволяет чувствовать себя по настоящему свободным.

Как справиться с внутренним конфликтом?

Каждый из нас несёт в себе индивидуальный опыт. К устранению внутренних конфликтов нужно подходить очень осторожно, практически с ювелирной точностью. Лучше всего воспользоваться помощью специалистов, но есть и общие правила.

При незначительных изменениях, вы можете корректировать старое представление о себе. Но если вы проходите через крупные изменения в своей жизни, то старый сценарий уже не будет работать. Жизнь докажет вам, что всё, что вы знаете о себе не вечно.

Чтобы устранить свои переживания, нужно полностью изменить прежнее мироощущение. Избавиться от старого понимания и создать абсолютно новое. Уничтожить прошлый сценарий и начать всё заново. Особенно важно следить за своими эмоциями, так как именно ваша индивидуальная эмоциональная окраска и не позволяет вам решить проблему иным способом, менее привычным для вас. Меняете эмоции - меняется и представление о проблеме.

Поймите для себя, что вы и есть проблема. Если это так, то вы же и решение. Люди, сталкиваясь с проблемой чаще всего зажимаются, вместо того чтобы расслабиться. Примите то, что с вами происходит. По примеру айкидо: Если вы напряжены, то вас легко победить, уложить на землю, используя вашу же энергию, но если вы не воюете, то можете быть абсолютно уверены, ничего плохого с вами не произойдет. Превратите свою проблему в решение, и вы почувствуете прилив энергии и сил

Психолог Павел Колесов

samsebegu.ru

КОНФЛИКТ ПСИХИЧЕСКИЙ (ВНУТРЕННИЙ) - это... Что такое КОНФЛИКТ ПСИХИЧЕСКИЙ (ВНУТРЕННИЙ)?

 – столкновение разнонаправленных желаний человека, противостояние одной части личности другой, противоречивое отношение индивида к другим людям и самому себе. В классическом психоанализе внутренний конфликт рассматривается в качестве той основы, на которой произрастает невроз.

   Конфликты являются составной частью жизнедеятельности человека. Они постоянно возникают в глубинах психики и требуют своего разрешения. В этом нет ничего особенного. Возникновение и разрешение конфликтов – нормальный путь развития человека.

   Вместе с тем в глубинах души нередко возникают такие конфликты, разрешение которых может сопровождаться психическими расстройствами человека. З. Фрейд назвал такие конфликты патогенными, то есть ведущими к болезни.

   Согласно основателю психоанализа, в принципе каждый человек стремится к получению удовольствия. Конфликт возникает в том случае, если в силу внешних ограничений человеку приходится отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний. Подобные ограничения связаны с нравственными нормами и социальными запретами, существующими в обществе. Нормальный конфликт сопряжен с внешним, вынужденным отказом от удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества. Разрешение этого конфликта осуществляется благодаря попыткам человека иными, но тоже морально допустимыми путями и способами достичь удовольствия. Так, человек может прибегнуть к сублимации, то есть к переключению своих, как правило, сексуальных влечений с запретных целей на социально одобренные. Активизация творческой деятельности в науке и искусстве является, по З. Фрейду, типичным примером нормального разрешения такого конфликта и достижения удовольствия.

   Патогенный конфликт предполагает наличие не только внешних, но и внутренних ограничений, связанных с удовлетворением бессознательных влечений человека. Речь идет о тех ограничениях, которые находятся в самом человеке. В представлении З. Фрейда патогенный конфликт – это конфликт между влечениями Я и сексуальными влечениями. В работе «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17) он писал: «В целом ряде случаев кажется, будто конфликт происходит между различными чисто сексуальными стремлениями; но, в сущности, это то же самое, потому что из двух находящихся в конфликте сексуальных стремлений одно всегда, так сказать, правильно с точки зрения Я, в то время как другое вызывает отпор Я. Следовательно, конфликт возникает между Я и сексуальностью». Стало быть, не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патогенный конфликт, который разыгрывается между Я (сознанием) или Сверх-Я (совестью) и сексуальностью.

   Благодаря механизмам внутреннего вытеснения своих сексуальных желаний человек лишь формально справляется с внутренними конфликтами, а на самом деле попросту отстраняется от действительности, всецело погружаясь в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлетворяющей действительности завершается, по выражению З. Фрейда, «бегством в болезнь».

Невротическое заболевание – типичный пример такого «бегства в болезнь», свидетельствующий о своеобразных и в общем-то тщетных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов. По мнению З. Фрейда, невроз как бы заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни.

   Основатель психоанализа приводил образное сравнение, способствующее лучшему пониманию сути того способа разрешения внутренних конфликтов, который характеризуется «бегством в болезнь». Представим себе, что по узкой тропинке, проложенной на крутом склоне скалы, едет на верблюде человек. Неожиданно на повороте появляется лев. Положение безвыходное: тропинка настолько узкая, а лев столь близко, что повернуть обратно и убежать уже невозможно. Человек считает себя обреченным на неминуемую гибель. Ему не остается ничего другого, как или пассивно ожидать своей смерти, или, собравшись с силами, вступить в схватку со львом, хотя шансы на выживание ничтожны. Иначе ведет себя верблюд: столкнувшись с опасностью, он вместе с сидящим на нем человеком бросается в пропасть. Лев остается, что называется, с носом. Но и для человека исход оказывается губительным, ибо он даже не успевает вступить в борьбу за свою жизнь.

   Приводя это сравнение, З. Фрейд подчеркивал, что помощь, оказываемая неврозом, дает ничуть не лучшие результаты для человека, чем попытка верблюда избежать гибели от разъяренного льва. Так что подобное разрешение конфликтов никак нельзя признать эффективным.

   «Бегство в болезнь» не является подлинным спасением человека, отказывающегося от своих возможностей по мобилизации всех сил на борьбу с опасностями, возникающими в реальных жизненных ситуациях. Такой способ разрешения конфликтов приносит временное облегчение человеку. Но эти конфликты не исчезают. Напротив, они загоняются в глубь человеческой психики, разрушая ее изнутри.

   Лучший выход из положения – это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешения возникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил прежде всего предполагает осознание человеком своих бессознательных влечений. Психоанализ как раз и стремится к тому, чтобы оказать помощь нуждающимся в переводе бессознательного в сознание.

   Задача психоаналитической терапии заключается в том, чтобы с помощью соответствующей техники перевести бессознательное в сознание. Человек должен понять причины возникновения внутреннего конфликта. Должен осознать пагубность бессознательного решения его, приведшего к бегству в болезнь. Обладая соответствующим знанием, человек сможет по-новому разрешить этот конфликт, исходя из сознательного отношения к своим бессознательным влечениям.

   Выдвинутые З. Фрейдом представления о психическом конфликте нашли свое дальнейшее отражение в работах многих психоаналитиков. Большинство из них исходило из того, что в основе невроза лежит противоречие между бессознательными влечениями человека и его запрещающей совестью. Однако спорным оставался вопрос об исходных основаниях психического конфликта.

   К. Хорни (1885–1952), например, пересмотрела установки классического психоанализа, связанные с происхождением невроза. Она признала важность противостояния бессознательных влечений и запрещающей совести с точки зрения понимания невроза. Однако, по ее мнению, основанный на этом противостоянии психический конфликт является вторичным. Он сам возникает по мере развития невроза. Глубинный источник конфликта коренится в потере невротиком способности понимать логику и причины собственных желаний и поэтому он просто перестает вообще желать чего-либо, так как его желания направлены в противоположные стороны.

   В конечном счете основы глубинного конфликта невротика составляют коренные противоречия в тех отношениях, которые складываются у него с другими людьми. Эти отношения характеризуются направленностью человека к людям, против людей или от людей. У нормального человека все три типа отношений дополняют друг друга, поскольку он умеет уступать людям, бороться с ними и держаться обособленно. У невротика эти отношения несовместимы: они не могут соответствовать друг другу, «уживаться», «сосуществовать» друг с другом. Они захватывают его целиком, предопределяя его отношение к самому себе и к жизни в целом. По выражению К. Хорни, конфликт, порождаемый несовместимыми типами отношений, как раз и составляет ядро невроза.

   В понимании К. Хорни, нормальный конфликт может осознаваться личностью; невротический конфликт всегда бессознателен. Нормальный конфликт связан с выбором между двумя возможностями, убеждениями или ценностями. Осуществляя свой выбор, человек тем самым разрешает конфликт. Поглощенный своим конфликтом невротик не имеет свободы выбора. Его раздирают внутренние противоречия. Он не может прийти к какому-то одному решению. Отчаянные попытки разрешения конфликта приводят к мучительным переживаниям, беспомощности, страху, накоплению разрушительных сил в глубинах психики.

   Невротический конфликт разрушает личность изнутри. Он может быть разрешен только путем изменения внутренних условий, приведших к его возникновению. Поэтому целью психоаналитической терапии является изменение этих условий. Психоанализ помогает невротику осознать его чувства и желания. Он способствует выработке его собственной системы ценностей и установлению отношений с другими людьми на основе осознанных чувств и убеждений.

   

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Внутренние конфликты: wellvocja

Итак, уже "Внутренние конфликты". Думал, что быстрее выложу, но специфика интернета диктует своё.Ссылки налажу по завершении, сейчас на них нет никаких сил.

1. Стресс и экстремальные условия1.1. Понятие «стресс» в психологии1.2. Фрустрация1.3. Стресс и фрустрация1.4. Стресс и переживание1.5. Стресс нужен человеку2. Внутренние конфликты3. Жизненные кризисы4. Тревога и страх4.1. Что испытывает испуганный человек. Отличается ли тревога от страха4.2. Какие бывают страхи4.3. Как бороться со страхом и тревогой5. Храбрость и трусость5.1. Какая бывает храбрость5.2. Характерные черты трусости5.3. Как стать смелым6. Извлекайте уроки из конфликтных ситуаций6.1. Как обсуждать конфликтные ситуации

2. Внутренние конфликты

.....Многим хорошо знакомо слово «конфликт». Оно означает разлад, ссору, противостояние, возникшее между двумя или несколькими людьми (либо социальными группами) из-за несовпадения целей, взглядов, интересов и т. д. А что такое внутренний конфликт? Это разлад с самим собой, который происходит, когда в душе человека сталкиваются противоречивые желания, чувства, мысли и необходимо сделать выбор, часто нелёгкий......В самом примитивном виде люди испытывают внутренние конфликты довольно часто. Какой сорт мороженого купить? Что лучше надеть, собираясь в гости или на свидание? Остаться дома, чтобы подготовиться к экзамену, или махнуть на всё рукой и пойти к лучшему другу на день рождения?.....Серьёзные конфликты связаны с представлениями человека о смысле жизни, собственном предназначении, добре и зле и т. д. Например, какую профессию выбрать — неинтересную, но высокооплачиваемую, или интересную, но недоходную?.....Внутренние конфликты, как уже было сказано, возникают, когда выбор труден. Они выражаются в сомнениях, метаниях, муках совести и т. д. Если такой конфликт вызван проблемой, затрагивающей основы существования личности и человек не находит решения, то конфликт может перерасти в жизненный кризис......Что думают о внутренних конфликтах психологи? Немецко-американский учёный Курт Левин (1890—1947) выделял три типа таких конфликтов. К первому он относил ситуации, когда приходится выбирать между приятными вещами (вспомните случай с мороженым). Подобный выбор никак не мог сделать осёл из известной притчи: он так и не решил, какую из двух совершенно одинаковых охапок сена предпочесть, и в результате умер от голода. /Буриданов осёл - прим. Д.В./.....Конфликты второго типа возникают, когда человек должен сделать выбор между приятным и неприятным, но необходимым и важным. Сюда подходит наш пример с экзаменом и днём рождения. Сам Левин приводил такую ситуацию. Ребёнок очень хочет съесть торт, но родители запретили ему делать это. В душе борются два чувства: желание попробовать лакомство и страх наказания......Третий тип конфликтной ситуации — самый тяжёлый: человек находится между молотом и наковальней, т. е. меж двух зол. Допустим, он должен выполнить неприятное дело, а за провал ждёт наказание (или увольнение с работы, или неуважение окружающих, или размолвка с близкими, или угрызения совести и т. п.). Такая ситуация подавляет человека. Большинство людей в подобных случаях вообще не делают никакого выбора — просто «уходят» от этой ситуации: откладывают дело на неопределённый срок, или уходят буквально: с работы, из семьи и т. д......Этот способ решения проблем неконструктивен. «Уход» возможен лишь тогда, когда вы и вправду оказались меж двух зол: то, что нужно сделать, противоречит вашей натуре, нравственности, жизненным принципам. Однако гораздо чаще люди сталкиваются с ситуациями не столь драматичными. Попробуйте поступить следующим образом. Поскорее выполните дело, если оно неприятное, но нужное, и пообещайте себе за «подвиг» что-нибудь приятное: купить шоколадку, «сводить себя» в кино или сходить в гости к друзьям. Совет педагогам: не создавайте ситуаций, когда ребёнку приходится выбирать из двух зол. Это обычно ни к чему хорошему не приводит. Поощрение за выполненное дело всегда лучше, чем наказание за его невыполнение......Знаменитый психолог Зигмунд Фрейд (1856—1939) причислял к конфликтам все душевные проблемы людей. Он полагал, что бессознательные процессы, происходящие в психике человека, находятся в противоречии с сознанием и именно это противоречие — постоянный источник внутренних конфликтов......По мнению современных учёных, такое противостояние не столь драматично. Сфера бессознательного действительно может показаться нелогичной, тёмной и странной, но она не противоречит «логическому» сознанию, а, наоборот, дополняет его. Бессознательное просто как бы говорит на другом языке — языке образных символов. Фрейд считал, что эта сфера психики складывается лишь из болезненных представлений и неприятных воспоминаний, вытесненных из сознания. Но, как полагают современные исследователи, наше бессознательное — ещё и богатая кладовая общечеловеческого опыта и знаний о мире, источник творчества, потенциал развития личности......Драматическое противоречие между бессознательным и сознанием существует лишь у невротических личностей (в частности, у больных истерическим неврозом, которых преимущественно и изучал Фрейд). Такие люди плохо понимают самих себя, как страусы, прячут от неприятностей голову в песок, а не пытаются их преодолеть. К тому же они склонны делать из мухи слона. Интуиция указывает на реальные проблемы, но невротики ничего не хотят знать, потому что это неприятно. Тогда и возникает болезненный конфликт между искусственной картинкой самого себя и своих отношений с миром, которую создал сам человек, и информацией о реальном положении дел. Чтобы избавиться от мучительного конфликта, нужно, во-первых, осознать его суть, а во-вторых, примириться с собой, т. е. принять себя таким, каков есть......У человека, который хорошо знает свои достоинства и недостатки, устанавливается гармоничное равновесие между бессознательным и сознанием. Такая личность, конечно, тоже переживает внутренние конфликты, но они не принимают болезненной формы. Люди познают себя фактически всю жизнь, поэтому у зрелого человека больше шансов найти гармонию с миром. Если вы стремитесь к развитию и гармонии, не отмахивайтесь от сомнений, тревог и метаний, а прислушивайтесь к себе......Американская исследовательница Карен Хорни (1885—1952) считала, что нормальный, психически здоровый человек в большинстве конфликтов сможет найти компромиссное решение. И только невротическим личностям любой конфликт представляется неразрешимым. Будучи не в ладу с собой, такие люди склонны бессознательно заострять сложную ситуацию, преувеличивать степень её безвыходности, не доводить решение до конца......Однако, если внутренний конфликт всё же принял болезненные формы, его уже трудно решить в одиночку. В этом случае советуем обратиться к психотерапевтам или психологам. Они помогут вам осознать собственные проблемы и самому найти верное решение......Как считает известный современный психотерапевт Ф. Е. Василюк, внутренний конфликт — один из видов критической жизненной ситуации. К данным ситуациям также относят жизненный кризис, фрустрацию и стресс. Это разные явления, но их объединяет важная общая особенность: они представляют собой некоторый переломный момент в жизни. Чтобы преодолеть его, человек должен внутренне измениться. Подобная душевная перестройка происходит, когда люди глубоко переживают происходящее. Таким образом, критические жизненные ситуации способствуют изменению личности, её развитию и совершенствованию. Но только в том случае, если человек не бежит от проблем, а решает их......В основе любого внутреннего конфликта лежит противостояние разных жизненных ценностей. Человек должен решить, что для него важнее: съесть кусок вкусного торта или отказаться от лакомства и порадовать родителей; экзамен или день рождения друга; интересная работа или зарабатывание больших денег; сохранение семейных отношений или новая любовь; карьерный рост или поиски своего призвания......Люди, у которых сложилась личная шкала ценностей, меньше колеблются в выборе, и он не становится для них всякий раз серьёзным внутренним конфликтом. Они достаточно мудры, чтобы принять правильное решение. Такую мудрость называют ещё личностной зрелостью. Отсюда понятно, почему внутренние конфликты более драматичны у молодых людей (они особенно характерны для подросткового возраста). У молодых ещё не сформировались собственные представления о жизненных ценностях. Однако переживание каждого внутреннего конфликта не проходит безрезультатно, оно обогащает человека, приводит к постепенному осознанию настоящих ценностей. Ведь жизненный опыт — это и есть опыт переживаний личности. И потому не бойтесь мучений и терзаний — проходя через них, вы совершенствуетесь.

wellvocja.livejournal.com

Причины и последствия внутренних конфликтов

Жизнь чрезвычайно многогранна. Порой она выдает ситуации, приводящие одновременно к нескольким konfliktiпротивоположным выводам. Человеческий мозг реагирует на такие случаи появлением внутренних конфликтов. Они могут быть неосознанными, проходить на подсознательном уровне. Но их влияние на психологическое и физическое здоровье может быть крайне велико.

Причины

Чаще всего подобные конфликты возникают в детстве. В этот момент происходит формирование жизненных установок, а потому малыш активно впитывает всю информацию, поступающую из внешнего мира.

Большая ее часть оседает в подсознании и остается там на всю жизнь, оказывая влияние на дальнейшее поведение человека.

Иногда в раннем возрасте ребенок получает от одинаково авторитетных для него людей противоречивую информацию об одном и том же предмете. Его мозг не может принять подобную несуразицу и возникает стойкий внутренний конфликт. Если малышу удается решить, кому же стоит доверять в большей степени, все встает на свои места. И ребенок продолжает спокойно познавать мир и развиваться дальше.

Также истоками интра-психических конфликтов могут стать страхи различного генеза. Причинами зарождения фобий могут быть как реальные происшествия, так и эмоции, навязанные окружающими. Например, едва не утонувший малыш будет всю жизнь испытывать ужас перед водой и вряд ли станет заниматься плаванием. А вот страх перед стоматологами чаще всего не имеет реальной почвы. Скорее всего, визитом к злому дяде грозила мама, когда сладкоежка съедал слишком много конфет.

Родителям в процессе воспитания нужно иметь в виду, что их слова всегда воспринимаются ребенком как аксиома. Поэтому, используя те или иные эпитеты для характеристики внешности, способностей или поведения малыша, им следует быть предельно аккуратными. Любые запреты, наказания могут негативно повлиять на активно создаваемую ребенком систему ценностей.

Есть и еще один тип ситуаций, во время которых возможность возникновения конфликта с самим собой крайне велика. Это резкий всплеск негативных эмоций. Если его удалось излить на виновника, психологическое состояние возвращается в норму. А вот если такой возможности нет, и недовольство осталось внутри, оно будет медленно, но верно подтачивать резервы организма.

Последствия

Как правило, противоречия, мешающие нормальному функционированию нервной системы, невозможно осознать. Они проявляются на бессознательном уровне, вызывая различные расстройства, требующие помощи психиатра. Причем возраст, в котором появляются подобные заболевания, может быть как самым юным, так и вполне зрелым. В последнем случае решающим фактором, как правило, служит общий эмоциональный фон. Пока он остается ровным, проблемы «дремлют». А отклонения психического или психосоматического характера появляются лишь при резком повышении нагрузки.

Внутренние конфликты, вызванные «застоем» негативных переживаний, накоплением злобы, ненависти имеют такие же последствия. Однако чаще они проявляются именно соматическими расстройствами: гипертонией, астмой, проблемами с ЖКТ, появлением опухолей. Другими словами, пряча эмоции, запрещая им выходить наружу, сохраняя видимость спокойствия и благополучия, человек провоцирует у себя проблемы со здоровьем.

Методы борьбы

Для успешного человека любые неприятности нежелательны. Поэтому при появлении первых намеков на психологический дискомфорт или симптомов физических заболеваний, он начнет искать их причины. Для этого ему потребуется честно и вдумчиво проанализировать свои мысли и эмоции. Такая стратегия позволит найти корень, дающий начало беде.

Обнаружив исток, человек, стремящийся к благополучию, приложит все усилия, чтобы рационально нейтрализовать его. Он сможет убедить себя в том, что далеко не все оценки и запреты, полученные в детстве, являются оправданными. Многие из них не имеют ничего общего с действительностью и связаны лишь с субъективными представлениями окружающих. Также он позволит себе отпустить все обиды, нанесенные ему окружающими или обстоятельствами. Из негативных ситуаций он постарается извлечь все возможные полезные уроки, а воспоминания о них вычеркнет из памяти.

Таким образом сильной личности удастся сохранить психологическое равновесие, необходимое для поддержания здоровья. Также, осознав предвзятость «судей», она сумеет открыть в себе новые таланты и способности, требующие развития. В связи с этим вырастет ее самооценка, и успех будет достигаться еще легче. Более того, многие привычки, вызывающие недоумение, могут быть развенчаны и исправлены при нахождении их истоков.

Итак, успешный человек сделает все, чтобы избежать конфликтов с самим собой. Он будет следить за своим душевным и физическим самочувствием, чтобы не пропустить начало проблем. При появлении любых неудобств, он постарается найти их причину и нейтрализовать ее. В результате ощущение внутренней гармонии поможет ему избежать многих неприятностей со здоровьем, а значит, сделает жизнь более приятной. А ведь именно в этом и состоит главная цель человека, ищущего благополучия.

www.yourfreedom.ru