Мотивация деятельности человека. Мотивация личности в психологии


Мотивы и мотивация личности и человека. Основы психологии

  •   1C
  •   Аграрное право
  •   Адвокатура
  •   Административное право
  •   Анализ
  •   Английский язык
  •   Антикризисное управление
  •   Арбитражный процесс
  •   Аудит
  •   Банковское дело
  •   Банковское право
  •   Безопасность жизнедеятельности
  •   Бизнес
  •   Бухгалтерская отчетность
  •   Бухгалтерский учет
  •   Бухгалтерский учёт, аудит
  •   Бюджетная система
  •   Бюджетное право
  •   Бюджетный учет
  •   Внешнеэкономическая деятельность
  •   Высшая математика
  •   География
  •   Государственное и муниципальное управление
  •   Гражданское право
  •   Гражданское процессуальное право
  •   Гуманитарные дисциплины
  •   Деньги, кредит, банки
  •   Договорное право
  •   Естествознание
  •   Жилищное право
  •   Земельное право
  •   Инвестиции
  •   Инновации
  •   Информатика
  •   Информационное право
  •   История
  •   История государства и права зарубежных стран
  •   История государства и права России
  •   История политических и правовых учений
  •   История экономики
  •   История экономических учений
  •   Комментарии к нормативным актам
  •   Коммерческая деятельность
  •   Коммерческое право
  •   Конкуренция
  •   Конституционное (государственное) право России
  •   Конституционное право зарубежных стран
  •   Контроль и ревизия
  •   Конфликтология
  •   Корпоративное право
  •   Криминология
  •   Логистика
  •   Макроэкономика
  •   Маркетинг
  •   Медицина
  •   Международное право
  •   Международное частное право
  •   Международные стандарты финансовой отчетности
  •   Международные экономические отношения
  •   Менеджмент
  •   Метрология, стандартизация, сертификация
  •   Микроэкономика
  •   Мировая экономика
  •   Муниципальное право
  •   Налоги
  •   Налоги и налогообложение
  •   Налоговое право
  •   Наследственное право
  •   Национальная экономика
  •   Нотариат
  •   Планирование
  •   Политология
  •   Политэкономия, микро-, макроэкономика
  •   Право
  •   Правоведение
  •   Право Евросоюза
  •   Правоохранительные органы
  •   Право социального обеспечения
  •   Предпринимательское право
  •   Прокуратура и прокурорский надзор
  •   Психология
  •   Психология труда
  •   Разное
  •   Регионоведение
  •   Римское право
  •   Рынок ценных бумаг
  •   Семейное право
  •   Социология
  •   Статистика
  •   Страхование
  •   Страховое право
  •   Таможенное право
  •   Теория государства и права
  •  

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Мотивация.

План:

  1. Мотив и мотивация.

  2. Свойства мотивационной сферы.

  3. Теории мотивации.

  4. Мотивация и деятельность.

  5. Мотивация и личность.

Литература:

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992.

  2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. Р н/Д, 2002. 232 с.

  3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: Владос, 1995.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Регуляционная сторона поведения отвечает за то, как поведение складывается в конкретной ситуации.

Психические процессы: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Побуждение обеспечивает активацию и направленность поведения.

Побудительная сторона поведения связана с понятием мотивации. Это понятие включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.

1. Понятие «мотив» и «мотивация». Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Мотивация - это система факторов, детерминирующих поведение. Мотивацию можно определить как совокупность психологических причин, объясняющих поведение человека.

Детерминанты поведения. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами.

В первом случае в качестве объяснения выступают психологические свойства личности (субъекта поведения), сюда относятся, потребности, цели, намерения, желания, интересы. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными мотивами (диспозициями). Внутренняя детерминация поведения называется диспозиционной мотивацией.

Во втором случае поведение детерминировано внешними условиями и обстоятельствами деятельности. В этом случае рассматривают стимулы, исходящие из сложившейся ситуации. Внешняя детерминация поведения называется ситуационной мотивацией.

Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно. Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут активироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, а точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.

Виды личностных мотивов (диспозиций). Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной являются потребности. Так называют состояние нужды человека в определенных условиях, необходимых для нормального существования и развития.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности - совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, удовлетворяющее актуализированную потребность. Цель воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в

данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Соотношение между ними следующее. Каждая из диспозиции может быть реализована во многих потребностях. В свою очередь потребности разделяются на частные цели.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие.

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

2. Свойства мотивационной сферы. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы также характеризует процесс мотивации. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения может быть использовано больше разнообразных средств. Например, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационнои сферы, взятого в отдельности.

Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Неосознаваемые побуждения. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Люди не всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств.

Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое

личностью состояние предрасположенности к деятельности, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. К неосознаваемым мотивам относятся также влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.

studfiles.net

Мотивация личности в психологии

Мотивация личности в психологииМотивация личности, по определению отечественных психологов, это опредмеченная потребность. Иначе говоря, это система, приводящая человека в движение.

Она мобилизует его внутренние резервы, организует и направляет их на полезную – а иногда и жизненно важную – деятельность, отвечает за ее стабильность. Она заряжает энергией, окрыляет, ведет к успеху.

Тех, у кого ее в избытке, называют харизматиками. Их энергия вызывает удивление и восхищение. Они способны сделать возможным невозможное. Их очень немного – около 2 %. Чаще приходится встречать людей пассивных, ленивых, апатичных, у которых «не хватает мотивации».

Что же это за Perpetuum Mobile такой – мотивация – и может ли обычный человек овладеть им? Давайте посмотрим, что думают на этот счет психологи.

«Мотивация и личность» А. Маслоу

Так называется бестселлер, написанный психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу. Это одна из самых мотивирующих книг, когда-либо созданных на земле. В ней в доступной форме изложена концепция природы человека, его движущих сил и ориентиров. Автор подводит читателя к выводам, помогающим стать реализованной и здоровой личностью.

Данная теория мотивации базируется на иерархии базовых потребностей. Если изобразить ее в виде пирамиды, то вершиной окажется потребность в самоактуализации, или самовоплощении, обретении своей идентичности, полном раскрытии природных потенций, личностном росте.

Основанием пирамиды являются «дефицитарные» потребности – в еде, сне, воздухе, воде, – без которых невозможно само существование Homo. Их удовлетворение открывает дорогу прочим потребностям, занимающим промежуточное положение между основанием и вершиной пирамиды:

  • в безопасности: свободе от страха, защите от нестабильности;
  • в любви: привязанности, защите от одиночества;
  • в уважении окружающих: их признании, славе, а также самоуважении;
  • в познании: понимании мира, приближении к истине;
  • в эстетике: красоте слова, звука, красок, формы, движения.

Вместе с автором книги «Мотивация и личность» Маслоу, читатель делает ряд важнейших открытий:

  1. В большей степени удовлетворяются потребности низшего уровня.
  2. Удовлетворение базовых потребностей в детстве вырабатывает иммунитет к фрустрации в зрелом возрасте.
  3. Систематическое неудовлетворение базовых потребностей грозит психопатологией.
  4. Дефицит любви, красоты, знаний не менее пагубен для человеческого организма, чем дефицит витаминов.

Самоактуализация личности – главная ее движущая сила и залог душевного здоровья. Но для ее реализации требуются социальные условия, гарантирующие соблюдение фундаментальных прав и свобод личности

Невозможно постичь натуру человека, не поняв, что ему нужно от жизни, что он в ней ищет.

В отличие от психоаналитиков и последователей бихевиоризма, утверждавших, что нами руководят инстинкты (страх, секс, голод), Маслоу считал: главный мотиватор человека разумного – максимальное раскрытие личностного потенциала.

Его теория имеет в психологии столь же революционное значение, как в биологии идеи Дарвина, в физике – законы Эйнштейна, в астрономии – учение Галилея.

Мотивация деятельности личности и ее эффективность

Процессуальная теория Porter and Lawler, разработанная психологами Л. Портером и его учеником Э. Лоулером, является популярной не менее, чем содержательная теория Маслоу. Она показала зависимость результативности труда от удовлетворенности работника.

Ее тремя китами являются:

  • валентность – уровень ценности вознаграждения для определенного индивида;
  • инструментальность – мера понимания работником важности порученного ему задания, установление им связи между качеством труда и возможным вознаграждением/наказанием;
  • ожидания – оценка сотрудником своих реальных возможностей.

Данные параметры позволяют измерить эффективность мотивации деятельности личности, ее желания добиться наилучших результатов своей работы.

Выводы напрашиваются сами собой: затраченные усилия, а следовательно, и плодотворность труда, зависят:

  • от способностей и компетентности работника;
  • от осознания им значимости своей роли;
  • от удовлетворения им предложенным вознаграждением.

При этом достижение успеха может мотивироваться не только внешним поощрением – прибавкой к жалованью либо подъемом по карьерной лестнице, – но и внутренней потребностью сотрудника в самоуважении, получении удовлетворения от мастерски выполненной работы.

Мотивация поведения личности и самомотивация

Американскому писателю-философу Р. Баху принадлежит мудрое наблюдение: каждый из нас является в этот мир с проектом собственной судьбы и набором инструментов, но мало кто помнит, куда он подевал весь этот арсенал.

Действительно, в юные годы мы все полны наполеоновских планов. Почему же многие из них так и не дожидаются часа своего воплощения? Психологи утверждают: мы мало заботимся о собственной мотивации.

Для тех, кто не знает, в чем она заключается, приведем 5 ключевых заповедей самомотивации:

  1. Жизнь слишком коротка, чтобы лениться, бояться, обрезать крылья своим мечтам.
  2. Нацеленность и самодисциплина – родные сестры увлеченности, и только вместе они – дети успеха.
  3. Самокритика полезна лишь в одном случае – если надо возбудить в себе азарт.
  4. Препятствия – это то, что возникает перед взглядом, отведенным от цели.
  5. Чтобы мотивации хватало надолго, нужно ее, как душ, принимать каждый день.

Вывод

Ключ к счастью, здоровью, успеху – а это и есть мотивация поведения личности – в ваших собственных руках. От каждого из нас зависит, кем он станет: режиссером своей жизни или актером, играющим в чужой пьесе.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

 

Самосознание личности « Предыдущая запись Самореализация личности Следующая запись »

rostduha.ru

5. Мотивация и личность

Многие из рассмотренных нами мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним можно отнести мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность.

Это — наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям. Рассмотрим эти мотивы.

Мотив аффилиации актуализируется в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку — высшее духовное проявление данного мотива.

Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Выраженный мотив аффилиации внешне проявляется в особой озабоченности человека установлением, поддержанием или восстановлением нарушенных дружеских взаимоотношений с людьми. Мотив аффилиации коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих людей, с желанием самоутверждения. Лица, у которых доминирует мотив аффилиации, лучше относятся к людям. Им больше нравятся те, кто их окружает, они сами пользуются симпатией и уважением окружающих людей. Отношения таких людей с окружающими строятся на основе взаимного доверия.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми. Преобладание мотива отвергания ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание мотива-боязни быть отвергнутым создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения. И все же, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силен мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении.

Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г.Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение сдерживание, запрещение и т. п.; побуждение других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями; добиваться их расположения, сотрудничества; доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения; влиять, направлять, организовывать, руководить, подчинять, диктовать условия; судить, устанавливать законы, определять нормы и правила поведения; принимать

за других решения, обязывающие их поступать определенным образом; привлекать к себе внимание, иметь последователей.

Другой исследователь мотивации власти Д. Верофф уточнил определение данного явления следующим образом: под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми.

Эмпирическими признаками наличия у человека мотивации власти являются следующие: постоянные и достаточно отчетливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием психологического контроля над другими людьми; удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности; нежелание подчиняться другим людям, активное стремление к независимости; склонность управлять, доминировать над людьми в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с ними.

К психологическим явлениям, изучаемым в связи с мотивацией власти, относятся: лидерство, влияние людей друг на друга, руководство и подчинение, а также многие феномены, связанные с воздействием индивида на группу и группы на индивида. В отличие от других наук, изучающих феномен власти, психология акцентирует внимание на личных мотивах властвования.

Впервые данный мотив привлек к себе внимание в исследованиях неофрейдистов. Он был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. А.Адлер, ученик Фрейда, считал, что стремление к превосходству и социальной власти есть компенсация комплекса неполноценности . Аналогичной точки зрения придерживался другой представитель неофрейдизма — Э.Фромм.

Было установлено, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами: возможностью награждать и наказывать людей; способностью принуждать их к совершению определенных действий; системой правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющих в обязанность подчиняться и беспрекословно следовать распоряжениям власть имущих; авторитетом, которым один человек обладает в глазах другого, являясь для него образцом для подражания, знатоком, в общем чем-то таким, что этому человеку крайне необходимо.

Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию, приобретать и накапливать престижные, пользующиеся модой вещи. У них, как правило, более высокий уровень социальной активности, проявляющейся в стремлении занимать руководящие посты, включаться в соревнование, организовывать работу других людей. Они малоконформны, неважно себя чувствуют в групповых видах деятельности, когда вынуждены строго следовать одинаковым для всех правилам поведения и подчиняться другим. Считается, что люди с высокоразвитым мотивом власти обладают способностью с выгодой для себя использовать предоставляемые ситуацией возможности для проявления соответствующего мотива.

Особый интерес в психологии мотивации вызывает просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (иногда - мотивом помощи, иногда - заботы о других людях).

Альтруистическое, или просоциальное, поведение можно определить как поведение, которое осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистические мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к собственному благополучию того, кто его peaлизует. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Существует несколько социальных норм нравственного порядка, характерных для поведения человека в современном цивилизованном обществе. Исходя из них можно объяснить альтруистическое поведение.

Одной из таких норм является норма социальной ответственности. Она побуждает человека к оказанию помощи другим людям во всех случаях, когда кто-либо нуждается в ней (например, в силу того, что он слишком стар, болен или беден и др.)

Другой социальной нормой, определяющей оказание альтруистической помощи, является норма взаимности. Смысл ее состоит в моральном обязательстве человека платить добром за добро.

Важную роль в оказании помощи играет способность человека к сопереживанию (эмпатии): чем больше он склонен к нему, тем с большей готовностью он оказывает помощь другим людям. Некоторые ученые считают, что способность к эмпатии лежит в основе всех других форм альтруистического поведения человека.

Поведение, по существу своему прямо противоположное альтруизму — агрессивность. Было высказано предположение, что за этим поведением лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности.

На повседневном языке агрессивными называют действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический.

Агрессивность связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. В начале нашего века возникла точка зрения, согласно которой у животных и человека существует врожденный «инстинкт агрессивности» (Фрейд, Макдауголл, Маррей). В настоящее время подобную точку зрения считают биологизаторской и односторонней, отрицающей влияние общества на проявление агрессивности у человека.

Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения у людей появился в XX в. и был связан с теорией фрустрации. В ней агрессивность рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей. Эта точка зрения, впервые представленная в работе Дж. Долларда (1939), породила множество экспериментальных исследований агрессии.

Еще одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Л.Берковитц (1962). Согласно этой теории, для того, чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо соблюсти два условия:

а) чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева;

б) чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Четвертая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению.

Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести.

Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Источники торможения агрессии могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за агрессивное поведение по отношению к другому живому существу.

Для того чтобы умерить агрессивные побуждение человека, необходимо сделать так, чтобы он мог видеть и оценивать себя в момент совершения агрессивных действий. Установлено, например, что человек, получивший возможность видеть себя в зеркале в раздраженном состоянии в момент, когда он готов или уже совершает агрессивные поступки, быстро успокаивается и лучше контролирует свое поведение.

studfiles.net

3 Виды мотивации в психологии

В психологии особое внимание уделяют мотивации, поскольку она позволяет оказывать влияние на деятельность других людей. Так называемая «искусственная мотивация» - это воздействие оказываемое другими людьми на вас с той или иной целью В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

1 Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

Грозовая туча на горизонте очень мотивирует быстро бежать из леса домой. Пообещали людям премию - они стали шевелиться быстрее.

При этом внешняя мотивация может быть мотивацией извне (морковка, стимул, организация ситуации) и мотивацией изнутри (через управление видением ситуации, чувствами и состоянием).Сравнительная эффективность : при решении простых задач, где нужно только не отвлекаться, - нужно просто работать и работать - более эффективна внешняя мотивация. Платите больше денег - будут лучше результаты. При решении сложных, творческих задач внешняя мотивация не только менее эффективна, но дает прямо противоположный, негативный эффект. Больше платишь - меньше результаты. Вознаграждая людей за то, что они сделали бы и без всякого вознаграждения, мы подрываем их внутреннюю мотивацию. отказавшись от вознаграждений и угроз и предоставляя людям возможность находить внутренние мотивы для совершения добрых дел, можно добиться того, что они начнут совершать их по собственной инициативе и будут получать от этого удовольствие.

2 Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.). Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее будет являться активность сама по себе. Считает, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным при взаимодействии со средой .Понятие внутренняя мотивация было введено для объяснения форм поведения, не поддающегося объяснению на основе побуждений и подкреплений. На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. До недавних пор существовали лишь две основные теории системы для изучения мотивации.Теория, разработанная Зигмундом Фрейдом в качестве составной части его психоаналитической психологии, основывалась преимущественно на систематическом изучении им пациентов-невротиков: всю мотивацию можно свести к небольшому числу биологических побуждений или инстинктов: сексу и агрессии. Основные инстинкты в теории мотивации Фрейда – это инстинкты эроса и танатоса. Инстинкт эроса (жизни) обусловлен физиологическими потребностями человека и его половым влечением, а танатоса (смерти) – это противоположность первого, которая может выражаться в агрессии человека, его мазохизме и саморазрушении. Антагонизм этих инстинктов является залогом развития личности, а также и всего общества. Из этой борьбы человек получает энергию, которая становится его источником энергии.

В теории мотивации Фрейда также говорится о таком понятии как сублимация. Данное понятие связано с направлением энергии индивида в сферы жизнедеятельности, которые не связаны с инстинктами. Например, если индивид не может удовлетворить свою сексуальную потребность, его энергия уходит в другое русло. Это может быть творческая, общественная или политическая деятельность.

Теория драйва К. Л. Халла, — развитая им как составная часть его теории научения, опиралась главным образом на экспериментальные исследования поведения крыс при прохождении лабиринтов. Всю мотивацию можно свести к небольшому числу биологических драйвов или инстинктов — жажде, сексу и избеганию боли.

3 Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.). Отрицательная мотивация — связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области. Известно, что многократное применение наказания существенно снижает его действие. Такова психологическая закономерность. В результате люди привыкают к воздействию наказания и в конце концов перестают реагировать на него, подобно тому, как ребенок привыкает к побоям. Парадоксально, но факт, что подобное действие оказывает и материальное вознаграждение. Если человек все время получает материальную награду (например, в виде премии), то со временем она теряет свою мотивационную нагрузку, т е. перестает действовать. Психологи доказали, что длительно действующая отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на результатах труда, но и на самой личности работника.

4 Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.). Чем больше знаний имеет человек, чем выше его квалификация, тем больше он будет стремиться к интересной работе. Удовлетворение будет приносить содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд. В интересной работе человек самоактуализирует способности, реализует свой психологический потенциал. Увлеченные люди привносят изменения в сам труд, чтобы сделать его еще более интересным и радостным. У таких людей налицо положительная мотивация к труд

Какие же факторы способствуют реализации этих мотивов в процессе трудовой деятельности? Харцберг выделяет 15 критериев мотивирующей организации труда, которые повышают его эффективность и поэтому обязательно должны учитываться менеджером.

1 Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действий от других.

2. Человек испытывает радость от работы, если видит результаты своей деятельности, общаясь с другими людьми (клиентами, поставщиками, пациентами), ибо его действия приносят конкретную пользу.

3. Каждый на своем рабочем месте стремится проявить свои способности и показать свою значимость. Специалист хочет принимать участие в решении вопросов, которые входят в его компетенцию.

4. Человек стремится выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать. Желательно, чтобы это "что-то" получило имя своего создателя - работника или группы.

5. Каждый сотрудник имеет собственную точку зрения на то, как лучше организовать свою работу и рассчитывает на то, что его предложения будут рассмотрены.

6. Людям нравится ощущать свою значимость.

7. Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованная цель, а если сотрудник сам ее сформулировал, то в се достижение он вложит больше энергии и сил.

8. Непризнание успехов приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий сотрудник с полным правом рассчитывает на признание и поощрение - и материальное, и моральное.

9. По тому, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах начальства. Если доступ к информации затруднен и сотрудники получают ее с опозданием, они чувствуют, что их недооценивают. В результате снижается производительность труда.

10. Сотрудникам не нравится, когда решения, касающиеся их непосредственно, принимаются без их ведома, без учета их знаний и опыта.

11. Каждый сотрудник нуждается в оперативной информации о качестве собственного труда, чтобы внести коррективы в свои действия.

12. Контроль со стороны руководителя, как правило, неприятен. Дело выигрывает только от организации максимального самоконтроля.

13. В процессе работы человек стремится приобрести новые знания, поэтому повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются им охотнее, чем заниженные.

14. Сотрудник отрицательно реагирует, если полученные им лучшие результаты в работе приводят только к тому, что его еще больше нагружают, не поощряя ни морально, ни материально.

15. Важно, позволяет ли работа быть "самому себе шефом", дает ли она свободное пространство для инициативы в организации производства при индивидуальной ответственности.

Очевидно, что все 15 условий, создающих положительную мотивацию к высокопроизводительному труду, во-первых, нацелены па реализацию идеи самоуправления. Эта идея базируется на принципах гуманистической этики: веры в человека, в его возможности. Во-вторых, перечисленные условия лежат в области "человеческих отношений", и, следовательно, их реализация требует знания всех тонкостей психологии взаимоотношений личности и коллектива. Поэтому психология поведения и общения личности в коллективе - следующий предмет нашего рассмотрения.

studfiles.net

Мотивация деятельности человека - поведение, потребности, желания, мотивы, цели, удволетворения, Маслоу

Мотивация деятельности человека

Стимул, который побуждает людей к действию, расценивается как мотивация деятельности человека. Помимо этого под данным понятием скрывается навыки и умения индивидуума результативно довольствовать свои личностные потребности.

В психологии под мотивированным побуждением личности подразумевается непрекращающийся процесс, содержащий в себе механизмы психофизиологического типа, управляющие человеческими поступками и определяющие деловитость человека, его дисциплинированность, стабильность и ориентированность.

Личность и ее мотивация по Маслоу

Главный постулат работ Маслоу: «Человек – существо жаждущее». Чаще всего он никогда не удовлетворен целиком и полностью, а если и испытывает нечто подобное, то очень кратковременно. После удовлетворения одного какого-то желания тут же возникает следующее и так до бесконечности.

Вот именно эта череда непрекращающихся желаний и является базой мотивации личности по Маслоу. Тот или иной мотив становится значимым, если предыдущий был удовлетворен.

мотивации личности по Маслоу

Поясним на примере. Так, если человек голоден или ему угрожает стихия, либо он испытывает нелюбовь со стороны окружающих, то у него, скорее всего, даже не возникнет желание написать картину или роскошно одеться.

Согласно Маслоу, человеком руководит многоуровневая мотивация. Для чего, например, человек питается? Прежде всего, для удовлетворения голода, но ведь имеются и другие основания! Так и с остальными своими потребностями, которые имеют множественные причины, почему их следует удовлетворять.

перейти наверх

Поведение индивида, потребность мотивации

Направленная активность человеческого организма провоцирует периодическую потребность в мотивации поведения индивида, как следствие, возможно возникновение разноплановых мотиваций: познавательной, пищевой, сексуальной, защитной.

Именно мотивация оказывается неким спусковым крючком, запускающим в коре головного мозга процессы, определяющие характерное поведение индивида под воздействием испытуемого им чувственного возбуждения, его снижением или же наоборот, ростом.

Личные устремления волнуют человека, вызывают у него эмоциональный подъем, при этом все человеческие мотивации могут рассматриваться как трансформация состояния выраженной в чем-либо потребности.

Первичными стимулами человека к деятельности выступают его интересы к объектам, которые обладают для индивида устойчивой значимостью. Именно интересы оказываются в роли мотивирующих и регулирующих поведение человека механизмов, определяемых иерархией уже имеющихся потребностей.

Примечательно отсутствие прямолинейной зависимости интересов и потребностей, мало того, часто отсутствует даже осознанность подобной связи.

Интересы подвигают человека на деятельность, мало того, они и сами формируются его деятельностью. Удовлетворяемые интересы разрастаются кроной все новых интересов, требующих постоянного удовлетворения.

Тем самым интересы, становясь неким ориентиром поведения личности, в итоге преобразуются в главные психологические мотивирующие механизмы поведения. С интересами человека тесно взаимосвязаны проявляемые им страсти, его желания и устремления.

Как этап вызревающих потребностей рассматриваются желания, соотносимые с предстоящими планами по достижению целей. Желания подразделяют на три основных категории:

  • Естественные природные желания: утоление жажды и голода, естественных надобностей, потребности в отдыхе и сне и тому подобные.
  • Те, которые естественны, но от частого удовлетворения которых можно отказаться – потребность в сексе, например.
  • Те, которые неестественны и не относятся к числу необходимых желаний, – это потребность в признании и славе, тяготение к лидерству, власти.

Стойкое устремление к некоему желаемому конкретному объекту называется страстью, причем данное состояние оказывается доминирующим, направляющим всю человеческую жизнедеятельность. Окраска страсти может быть не только положительной, но и отрицательной, что зависит от целей индивида.

Нередко страсти отрицательные становились причиной преступлений, деградации личности. Страсти положительные ориентируют человека на достижение значимых целей в сфере искусства и науки, например. Полнейшее отсутствие страстей могло бы оказаться причиной безнадежного оглупления рода человеческого.

Личность может быть мотивирована как на сознательном уровне, так и подсознательно. Намерения и сознательная мотивация напрямую между собой взаимосвязаны. Намерения соединяются в инициативы, подталкивающие к действию. В основе поведения человека лежат именно намерения, они же гарантируют свободу действий, выступая осознаваемым поведенческим актом. В качестве обоснования намерений выступают мотивы.

перейти наверх

Мотивированная деятельность личности

Осознаваемое побуждение, которое направлено для достижения некоторой необходимой индивиду цели, называется мотивом.

Чаще всего несколько мотивов являются причиной мотивированной деятельности личности. Некоторые из мотивов являются главенствующими, придавая деятельности индивида вполне определенный смысл.

Нередко мотивы вступают в конфликт со средствами их реализации. В результате происходит либо изменение мотива, либо его затормаживание. Необходимо отличать мотивы от мотивировок, к последним относятся высказывания оправдательного характера, касающиеся совершенных действий.

В качестве определяющих факторов мотивации личностной деятельности оказываются установки. Установка – это устойчивая основа человеческого поведения, различаются установки общие и дифференцированные.

Таким образом, мотивация деятельности человека содержит совокупность взаимозависимых обстоятельств. А собственно мотивация личности проявляется как совокупность потребностей. Чтобы мотивы были осознаны, личность должна выполнить некоторую внутреннюю работу. Нынче существует много формулировок личностной мотивации.

Иногда мотивы смешиваются с целями и потребностями. В этом случае под потребностью подразумевают неосознанное стремление устранить неудобства, а под целью – исход осмысленного желания. Если рассмотреть сказанное на примере, то в рамках описанных категорий голод будет потребностью, а стремление его утоления – мотивом, в то же время кусок мяса, который должен голод удовлетворить, будет целью.

перейти наверх

Личностная мотивация – основа организационного поведения

Предъявляемые современностью требования к руководителям содержат, в том числе и требования к умению результативного управления подчиненными, взаимодействию с людьми. Важно, чтобы руководитель осознавал мотивы поведения и механизмы развития всех поступков. После осознания мотивов окажутся понятными и причины, являющиеся базисом для поступков.

Понимая их суть, можно выявить пути эффективного воздействия на работников, что послужит основой для того, чтобы добиться качественно новых организационных результатов. К основным факторам, вырабатывающим образ действия индивида, относятся среда, в которой он находится, его потребности и интересы, а также мотивы поведения.

В понятие среды включается ряд объективных условий – природа, производство, общественная часть – степень общественного развития, внутригрупповые социальные отношения. Окружающая индивида среда оказывает воздействие на возникающие у человека потребности, формирующиеся с самого его рождения.

Маленький человек испытывает врожденные потребности физические и физиологические, но лишь постижение окружающей среды индивидом порождает дополнительные потребности, которые и определяют в дальнейшем его интересы, желания и цели.

В основе становления организационного поведения оказываются такие факторы, как общий уровень культуры в организации, микроклимат на предприятии, персональные черты сотрудников и руководителя. В значительной степени именно от руководителя будет зависеть исполнение поставленных организационных и иных целей, но при этом он должен уметь выявлять мотивы сотрудников и их индивидуальные способности, поддерживая такую среду, которая бы такие способности подчеркивала и усиливала. Никогда не следует забывать о том, что в основе любой организации находятся люди со своими мотивами, желаниями и целевыми установками.

psytheater.com

Мотивация личности в психологии и ее виды

Понятие мотивации

Определение 1

Мотивация представляет совокупность психических процессов, которая задает импульс человеческой активности и направленность человеческой деятельности.

Мотивация дает человеку силы для движения вперед, она определяет поведение человека, поэтому изучение мотивации является одной из центральных проблем психологии. С точки зрения Ильина, все определения мотивации можно свести к двум направлениями. Согласно первому подходу мотивация представляет собой совокупность потребностей, целей личности, ее идеалов, мировоззрения, направленности личности. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичный процесс, мотивационный механизм.

Леонтьев разделял мотивацию на два типа. Первичная мотивация представляет собой потребности, влечения, инстинкты. Вторичная мотивация проявляется в виде мотивов. Мотив возникает на уровне личности и побуждает человека к действию определенным образом.

Существует также деление мотивации на экстренсивную , которая обусловлена действием внешних обстоятельств, а также интринсивную, которая определяется внутренними убеждениями и ценностями личности. В данной типологии подчеркивается тот факт, что человеческая деятельность не определяется исключительно внутренними факторами (ценностями, убеждениями и т.д.), а на него значительным образом влияет внешний мир.

Теории мотивации

Существуют разные научные подходы к объяснению мотивации. С точки зрения бихевиористов мотивация возникает тогда, когда человек ощущает какую-либо физиологическую потребность или напряжение, вызванное от данной неудовлетворенной потребности. Человек пытается снять данное напряжении, привести внутренний гомеостаз в норму. Если выбранные человеком действия по удовлетворению своей потребности привели к ожидаемому результату, то в последующем повышается вероятность того, что будет воспроизведена именно эта схема поведения. Таким образом, поведение человека осуществляется под влиянием потребности, затем следует подкрепление данной реакции, причем именно влияние окружающей среды определяет структуру подкреплений.

Сторонники психоаналитического подхода считают, что мотивация состоит в стремлении удовлетворить врожденные инстинкты. Человек, как и в бихевиористской теории, пытается снять имеющееся напряжение, однако механизм мотивации разный. Основными инстинктами являются инстинкты жизни и смерти, которые вступают между собой в борьбу. Это обеспечивает человека энергией, которая является источником его активности. Напряжение может быть снято не обязательно за счет прямого удовлетворения потребности, но и за счет любого другого вида деятельности, что носит название сублимации.

В рамках когнитивного подхода, ученые пытаются выяснить, как взаимодействуют между собой представления и знания человека о мире с его поведением. Они сделали упор на то, что только рассматривая поведение конкретной личности в конкретной ситуации можно ответить на вопросы мотивации ее поведения. Согласно теории Фестингера когниции, которые трактовались им как любые знания о мире, мнения или убеждения, способны вступать между собой в противоречие, порождая диссонанс и, как следствие, дискомфорт. Избавление от этого диссонанса является мощным мотивирующим фактором.

Снять диссонанс можно следующими способами:

  1. изменить одну из имеющихся когниций так, чтобы они не противоречили друг другу;
  2. добавить новые знания в имеющуюся систему, сделав ее более согласованной;
  3. снизить значение несогласующихся между собой когниций.

Виды мотивов

Замечание 1

Деление мотивов на виды во многом зависит от авторов, от того, как они понимают мотивы и мотивацию. По классификации Л.И. Божович в зависимости от установок личности мотивы могут быть личностные, общественные, эгоистичные, общественно-значимые. Мотивы могут быть разделены в зависимости от вида человеческой деятельности: мотивы игры, учения, общения, профессиональной, общественной деятельности и т.д.

Наиболее часто выделяют следующие виды мотивов:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация;
  • Власть;
  • Процессуально-содержательные;
  • Внешние мотивы;
  • Мотив аффиляции;
  • Мотивация достижения.

Самоутверждение предполагает потребность человека в признании и оценке окружающих. Цели самоутверждения могут быть конструктивные и компенсаторные. Н.Е. Харламенкова выделяет четыре стратегии самоутверждения: конструктивное самоутверждение (позитивное поведение), доминирующе-агрессивное (стремление подавлять других), самоподавление (отказ от самовыражения и самоутверждения), неуверенное.

В основе мотива идентификации лежит процесс объединения собственной личности с другой на основании установившейся эмоциональной связи, включение ценностей, установок, взглядов данного субъекта в свою систему мировоззрения, подражание действиям этой личности как образцу.

Власть реализуется через потребность оказывать влияние на других людей. Человек стремится доминировать над другими, ощущать свое могущество и превосходство. При этом потребность во власти может проявляться как стремление к лидерству, в достижении социально значимых целей. В другом случае, мотив власти связан с реализацией собственных эгоистический устремлений, удовлетворением своих потребностей.

Процессуально-содержательные мотивы предполагают побуждение к активности через наличие заинтересованности в самой деятельности, ее содержании. Например, личность увлекает занятие спортивной, научной, исследовательской и другой деятельностью. Другие мотивы, такие как власть, самоутверждение, могут усиливать данную мотивацию. В случае действия данного мотива, занятие конкретной деятельностью будет приносить само по себе чувство удовлетворения, а не побочные факторы, как деньги, власть и т.д.

Внешние мотивы представляют собой побуждение к активности, которое лежит вне самой личности и ее деятельности. К их числу относят мотивы долга, самоопределения, стремление получить одобрение других, получить высокий социальный статус, избегание неприятностей и наказания.

Мотив аффиляции это потребность в установлению и поддерживанию отношений с другими людьми, общению. Общение вступает как самоценность.

Мотивация достижения опирается на потребность в достижении высоких результатов. При данной мотивации человек заведомо ставит себе высокие цели, выбирает сложные задачи. При этом уровень мотивации и сложность определяются таким факторами, как значимость успеха, надежда на успех, субъективные эталоны достижения, субъективная вероятность достижения успеха.

2dip.su