Гендерные установки и стереотипы
Начнем с того, что понятие «гендер» не является понятием, используемым только в социальной психологии, так например: · «гендер» - индонезийский ударный инструмент. Состоит из 10--12 чуть выпуклых металлических пластин...
Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и туризма)
Как часто, общаясь с людьми, нам приходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решения или даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такая разница умиляет, иногда раздражает...
Невербальные средства общения и их роль в усилении социально-психологического взаимодействия
При определении правильности ответа в расчет принималась только последняя оценка. При этом допускались некоторые вариации в подборе слов, например при распознавании выражения гнева одинаково правильными считались такие определения...
Особенности социального интеллекта личности
1. Большинство подходов СИ трактуется как способность, следовательно, он связан с определённой деятельностью и является личностным образованием. 2. Учёные признают СИ независимым от общего интеллекта. 3...
Постановка проблемы кризиса в психологии: от понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки
Впервые понятие кризиса, задавшее происходящему определенное толкование (кризис - это то, что нужно преодолевать), прозвучало в 1927 г. в работе немецкого, а впоследствии американского психолога Карла Бюлера (1879-1963)...
Психология как наука
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин: Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга...
Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии
Для того чтобы провести полный и всесторонний анализ понятия «профессиональное самоопределение», следует начать с рассмотрения истории его становления, его развития в различные исторические эпохи...
Роль мотивации в самореализации личности
мотивация самореализация личность Мотивация выступает как центральная проблема психологической науки. Являясь «ядром» психологии личности, она детерминирует особенности ее поведения, общения и деятельности - основные сферы жизни человека...
Роль мотивации в самореализации личности
В современном обществе одной из основных ценностей является самореализация. Развитие личности становится определяющим моментом, который влияет на расстановку приоритетов, постановку целей и выбор задач и методов образования...
Связь мышления и языка, виды определений понятий
Дадим определение понятию. Понятие - форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются...
Сущность и особенности сознания
?Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций...
Теоретические основы психологии убеждения
...
Технологии убеждающего воздействия и их применение в деловом общении
Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение...
Технологии убеждающего воздействия и их применение в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее...
Этнопсихологические особенности личности
...
psy.bobrodobro.ru
Убеждения человека – это своего рода условные рефлексы нашего ума, установки и правила, которые помогают отвечать на те или иные жизненные ситуации. Мы реагируем и поступаем так, как подсказывают нам наши убеждения.
Казалось бы, нет ничего лучше, чем иметь таких подсказчиков. Внутренние убеждения человека как путеводные звезды, по которым он направляет движение своей жизненной шхуны. Он плывет туда, куда зовут его внутренние установки. Иногда направление совпадает с общими для всех указателями, но порой убеждения зовут его плыть против течения, бороться со стихиями и непогодой. Убеждения могут выбросить человека за борт или на необитаемый остров. Могут сделать его странствующим рыцарем без страха и упрека или отшельником, замкнутым в сизую ловушку одиночества.
Отчего человек постоянно испытывает дискомфорт существования, болезненный конфликт столкновения с самим собой, миром и окружающими людьми? Нам кажется, виной тому его убеждения.
На первый взгляд, это кажется непосильной задачей, ведь человек находится в постоянном движении, развитии, меняются его взгляды, убеждения, возможности, желания. «И вечный бой, покой нам только снится!» — эта бессмертная строка А. Блока будто обрекает человечество на вечный конфликт с самим собой и бесконечное болезненное обретение истины, которая неуловима как время.
И все же есть та волшебная нить Ариадны, которая поможет человеку найти себя и свое счастье. Она заключается в осмыслении собственных ошибочных, статичных, тормозящих, опасных, роковых и негативных убеждений, которые мешают нам жить и радоваться каждому мгновению.
Чтобы понять себя и свои заблуждения-убеждения, нужно разобраться, с чего все начиналось. Как я стал таким занудой (перфекционистом, задавалой, неудачником, конфликтером, маргиналом и т.д.)?
Внутренние убеждения человека формируются под влиянием множества факторов:
Ценности и убеждения человека формируются задолго до его рождения.Как это ни странно, уже в одном факте зачатия и отношения будущих родителей к появлению на свет ребенка заложено первое зерно его будущих убеждений. Желанен ли он или появится незапланированным? Уже любим или видится как будущая проблема и обуза? Уважают ли друг друга его родители? Как они относятся к себе, миру, людям? Все это, так или иначе, проявится в дальнейшем. В той тонкой сети самых разнообразных мелочей, которые окутают новорожденного.
Младенец, которого любят, не оставляют подолгу в одиночестве, оберегают, о котором заботятся, примет мир как прекрасное место, где можно быть счастливым и любимым. Это будущий оптимист, счастливчик, весельчак. Будущий смелый и открытый борец за свое и всеобщее счастье. Но это может быть и будущий самовлюбленный эгоист, занятый исключительно собственным благополучием.
Ребенка может встретить в этом мире совсем иное: равнодушие, жестокость, отсутствие тепла и заботы, грубость, холод, резкая смена эмоций и множество разных трудностей, которые заставят его защищаться. Искать замены, симулировать, хитрить, обманывать. И все для того, чтобы вернуть себе каплю тепла и света, на которую вправе рассчитывать каждый новорожденный. Такой человек всю жизнь будет бороться с миром, доказывать свою ценность. Он будет вечно искать любовь и не сумеет разглядеть её там, где она обитает. А все потому, что он не знал её в детстве.
Наиболее устойчивыми являются убеждения, заложенные в человеке в период формирования его личности. То есть те, которые сложились в семье и школе под воздействием близких и родных, учителей и воспитателей, целенаправленно занимающихся формированием личности ребенка. При всей плановости и осознанности такого воздействия, некоторые влияния оказываются пагубными для человеческой психики и формируют убеждения, которые впоследствии станут препятствием для нормального существования человека в социуме.Неосторожные и не осознаваемые родителями определения, которые они дают собственному ребенку (неряха, зануда, замарашка, тупица, бездарь и т.п.), формируют негативные программы будущей жизни малыша. В детстве коренятся все те ошибочные модели поведения, убеждения, ментальные проекции, которые впоследствии станут причиной проблем, кризисов и конфликтов, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни.
Наиболее стойкие и яркие убеждения человека закладываются на высоком эмоциональном уровне и связаны:
Яркое переживание (негативное или положительное) отпечатывается в сознании, запоминается, остается в подсознании, связывая последующие события и их оценку с тем опытом, который был получен в результате. На основании этого опыта у человека вырабатывается определенный набор реакций на события. В любом случае эти реакции выражают стремление к комфорту, к лучшему. Человек либо снова стремиться пережить ощущение удовольствия и душевного подъема, состояние счастье. Либо пытается избежать негатива, который принесла ему та или иная жизненная ситуация. Чтобы плохое не повторялось, ему необходимо выработать защитные меры, придумать механизм избегания или уменьшения негатива. Такое стремление формирует в нем определенные жизненные убеждения. Таким образом, жизненные убеждения формируются под воздействием двух главных факторов:
Так формируются убеждения оптимиста и пессимиста. С этой точки зрения можно рассмотреть два противоположных убеждения. «Мир прекрасен и добр ко мне!» и «Я могу достичь любой цели, если только захочу!» — такое убеждение рождается у человека, который когда-то испытал счастье триумфа, одержал победу. Состояние победителя окрыляет, и делает человека счастливым от сознания собственной силы, веры в себя. Не случайно, поэтому школьные психологи советуют, почаще создавать для детей моменты побед. Пусть даже незначительных, но ощутимых с точки зрения ценностной идентичности личности. Каждый из нас для веры в свои силы нуждается даже в самом незначительном одобрении.
С другой стороны, синдром неудачника формируют такие негативно воздействующие факторы, как постоянная критика, приклеивание отрицательных ярлыков, физические наказания, грубость. Подсознательно стремясь избежать негатива, человек постепенно вырабатывает такие убеждения: «Мир отвратителен и жесток ко мне!» и «Все равно ничего не получится, моя хата с краю!»
Можно ли с уверенностью сказать, что стремление к счастью лучше, чем избегание несчастья? Однозначный ответ дать трудно. Порой убеждения, связанные с защитой от негативного воздействия внешней среды, помогают человеку избежать ошибок, предохраняют его от необдуманных и опасных шагов, которые могут стоить ему очень дорого.
Напротив, преобладание убежденности в своем всесилии и правоте часто проявляется в таких неприятных качествах, как эгоизм, властолюбие, высокомерие или безбашенность, шапкозакидательство. В конечном итоге, изначально положительное убеждение незаметно отторгает человека от социума, над которым он триумфально возвышается, делает его маргиналом, одиноким и несчастным человеком.
Жизненные убеждения человека складываются из множества незаметных и значимых влияний, зависят от его опыта, знаний, окружения, воли. И если глубокие внутренние убеждения, которые были сформированы в младенчестве и раннем детстве, изменить чрезвычайно тяжело, так как они находятся зачастую в области бессознательного, то более поздние убеждения, которые сформировались в период взросления под воздействием книг, искусства, кино, интернета, социума и т.п., могут претерпевать значительные изменения.
В определенный период своей жизни человек осознанно может формировать свои нравственные убеждения, не дожидаясь, пока кто-то сделает из него фигурку на своей идеологической шахматной доске. Ему просто надо перестать слепо доверять привычным источникам информации, анализировать полученные знания, подвергать сомнению навязанные извне формулировки. Человек сможет научиться жить в гармонии с собой и миром, стать гибким и подвижным только тогда, когда поймет, как и под воздействием чего в нем сформировались убеждения. Найдет истоки своих ошибок и ограничений, осознает их и избавиться от них.
psyh.info
В рациональной психотерапии Дежерина (Dejerine J.), в отличие от Дюбуа (Dubois P.), У. основано в большей мере на эмоциональном, чем на интеллектуальном воздействии. В его психотерапии рассуждения приобретают действенную силу, если сопровождаются эмоциональным влиянием. Логические доказательства врач предлагает пациенту для обдумывания, переживания и принятия.
Невозможно отделить от У. суггестивный элемент, связанный с авторитетной личностью врача и влияющий на эффективность У. В. М. Бехтерев (1911), описывая метод "лечения перевоспитанием", считал полезным сочетание У. и внушения, особенно для больных со слабо развитой критикой, в частности для детей, с целью укрепления воли и формирования новых ассоциаций. Он подчеркивал важность привития больному с помощью У. более высоких нравственных взглядов для укрепления "Я" пациента или переориентации на другие цели и виды деятельности.
Моральное У. является в той или иной степени составной частью любой формы психотерапии, даже если психотерапевтом оно не декларируется и не осознается. Психотерапевт сознательно или невольно обучает пациента конструктивному образу жизни, т. е. убеждает его принять личную ответственность за собственные поступки и активную роль в управлении своей жизнью, и в целом передает ему свою философию зрелого, независимого и ответственного человека.
Переубеждение (персуазия) - процесс замены (изменения, переделки, трансформации) ранее сформированного убеждения новым под влиянием дополнительной или разъясняющей информации, полученной из разных источников и в различных ситуациях. Переубеждение в психотерапии имеет целью последовательное и направленное формирование убеждений, изменяющих в терапевтическом направлении представления пациента о механизмах его заболевания, его лечении и прогнозе.
Следует отметить, что хотя У. как метод преимущественно рациональной психотерапии приводит к расширению информационной стороны сознания, к укреплению некоторых личностных установок или коррекции ошибочных взглядов, но он недостаточно эффективен при решении задач изменения личности, реконструкции нарушенных ее отношений, послуживших источником патологических расстройств.
См. также Рациональная психотерапия, Сократовский диалог.
vocabulary.ru
У каждого из нас есть свои собственные убеждения и ценности. Не всегда они базируются на логике или реальном положении вещей, зачастую мы перенимаем их у своих родителей, культуры и общества, в котором живем и развиваемся. В течение жизни некоторые личные убеждения могут меняться или уходить на второй план, а некоторые остаются незыблемыми.
Убеждение как элемент мировоззренияЕсли обратиться к конкретному определению понятия убеждение человека, мы узнаем, что это явление представляет собой элементы мировоззрения, которые позволяют человеку или группе людей быть уверенными в собственных взглядах и действиях. Интересно также и то, что убеждения личности влияют на волевое поведение человека и во многом определяют его выбор.
Самой высшей точкой убеждения в мировоззрении человека является вера. То есть внутреннее убеждение зачастую не требует никаких доказательств или подтверждений, оно изначально воспринимается как несомненная истина. При этом человек осмысленно, по собственной воле принимает или отвергает те или иные идеи, некоторые из них игнорируя, а некоторые возводя в ранг формирования убеждений.
Формируются наши убеждения довольно просто. Однажды человек узнает некий тезис. Далее он рассуждает о нем, с целью согласиться или опровергнуть. Каждый жизненный случай, в котором вы видите пример, подтверждающий ваше убеждение, будет его укреплять.
Например, девушка думает, что у нее проблемы с лишним весом. Они приходит в гости к давней подруге, и та говорит: «О, ты поправилась!». Убеждение девушки становится глубже, и с каждым подобным случаем будет укрепляться и укрепляться в ее сознании, даже если ее вес в норме.
Впрочем, психология убеждения включает не только негативные установки, но и позитивные. Причем в идеале нужно стремиться освободиться от первых и акцентировать свое внимание на последних.
Убеждение – понятие многозначное, и одно из его значений предполагает влияние на людей, способность формировать определенную точку зрения посредством некоторых действий. Рассмотрим приемы убеждения, которые можно для этого использовать.
Не забывайте о том, что иногда самое эффективное убеждение кроется в комплименте, произносимом при встрече.
womanadvice.ru
Понятие убеждения имеет ряд различных смысловых значений, основными из которых являются три:
Во-первых, как специфический элемент системы представлений и взглядов человека, неотделимых от всего его жизненного опыта и побуждений к деятельности.
Во-вторых, как процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия извне.
В-третьих, как способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне.
В данном случае речь пойдет именно о последнем смысловом значении понятия убеждения.
Как и внушение, убеждение в качестве способа социально-психологического воздействия используется для того, чтобы превратить сообщаемую индивиду или группе лиц информацию в систему установок и принципов личности. Однако в отличие от внушения убеждение воздействует на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Убеждение основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение того, кто ее воспринимает. То есть убеждение предлагает проанализировать и с критических позиций оценить предлагаемые факты и аргументы, приведенные в пользу того или иного утверждения. Это процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов, который подтверждается им самим путем ссылок на соответствующие факты и аргументы.
Естественно, что исторически убеждение как способ социально-психологического воздействия стало применяться в социальной практике значительно позже, чем начали действовать механизмы социально-психологического внушения и заражения. Это естественно, поскольку необходимость критического освоения, сознательного принятия или непринятия поступающей извне информации предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального развития человека.
Из этого вовсе не следует, что в процессе формирования убеждений человека или в самом акте убеждающего воздействия отсутствует элемент неосознанного. В свое время еще Платон отмечал, что убеждение людей может осуществляться не только путем логических доказательств истинности нового знания, но и путем внушения. Ораторы и судьи, по мнению Платона, часто убеждают «не путем просвещения знанием, а путем внушения слушателям желательного для себя мнения».
Степень эффективности убеждающего воздействия в определенной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, не только в случае внушения, но и в случае убеждения необходим известный минимум предрасположения слушателя к восприятию и принятию сообщаемой информации. Важнейшим признаком предрасположенности индивида к убеждающему воздействию является наличие заинтересованности в получении соответствующей информации, потребность в осмыслении волнующей проблемы.
Граница между убеждением и внушением относительна. Если результатом внушения является преимущественно автоматическое, не всегда осознаное поведение как непосредственная реакция на внешнее воздействие, то под влиянием убеждения поведение может стать привычным (бессознательным) лишь в результате полного слияния взглядов и представлений человека, выступающих в качестве убеждений, с его чувствами и волей. А это достигается постепенно, по мере слияния убеждений со всеми другими важнейшими компонентами структуры личности. Этот процесс слияния или перерастания убеждений в побуждения личности является одновременно и высшим критерием прочности и действенности сформировавшихся убеждений.
О закономерности перехода от стадии сознательного убеждения к убеждению-побуждению, переходящему в бессознательную привычку, говорил и А.С. Макаренко: «Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее "сознательный" период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная сложившимся общественным мнением и общественным вкусом».
Из специфики убеждения как структурного компонента личности, сочетающего в себе элементы сознательного и бессознательного, вытекает и специфика убеждения уже как метода педагогического воздействия.
Сложность и многогранность процесса убеждающего воздействия предполагает воздействие как на рациональную, так и па эмоциональную сферы личности, активное взаимодействие убеждающего и убеждаемого, нередко перерастающее в явную или скрытую дискуссию. Для того чтобы убеждение как метод воздействия было наиболее эффективным, оно должно отвечать целому ряду основных требований:
Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности.
Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого.
При всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным.
Убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.
При убеждении часто бывает необходимым анализировать факты, которые одинаково известны собеседникам. Это дает возможность избежать сомнений как в истинности самого факта, так и в характере общего вывода.
Убеждая других, воспитатель должен сам глубоко верить в то, что он сообщает (А.Г. Ковалев).
Включая в себя, с одной стороны, систему рассуждений и доказательств, а с другой — средства эмоциональной выразительности, действующие заразительно на собеседника, убеждение не сводится ни к одной из названных сторон.
Подражание
Французский философ XVIII в. Клод Адриан Гельвеций говорил: «Человек весь состоит из подражания». А.М. Агальцев рассматривает подражание как достаточно сложное социально-психологическое явление, предполагающее не только слепое копирование, абсолютное повторение, но и творческое воспроизведение того или иного примера. Отсюда он делает вывод, что подражание есть воспроизведение образца или примера с учетом имеющегося опыта и обстоятельств воспроизведения.
Являясь одним из наиболее массовидных явлений социально-психологического общения, подражание самым тесным образом связанно с заражением и внушением. Вопрос о соотношении подражания, внушения и заражения является спорным. Часть исследователей рассматривает заражение как проявление подражания. Так, французские социологи А. Вигуру и П. Жукелье говорили, что «Психическая зараза является одной из форм подражания, но это подражание непроизвольное». По мнению французского социолога Г. Лебона, подражание, наоборот, представляет собой лишь частный случай заражения. Г. Тард считал, что подражание является разновидностью гипнотизма.
Б. Ф. Поршнев рассматривал подражание и внушение как различные формы психического заражения людьми друг друга, ведущие к известной стандартизации поведения, а при определенных условиях и к нивелировке личности. При этом уровень, степень интенсивности функционирования различных форм психического заражения в пределах той или иной социальной общности находятся в прямой зависимости от степени ее однородности, от уровня, присущего этой общности сознания, и чувства «мы», от степени внутренней солидарности, взаимного доверия, а следовательно, и степени взаимной внушаемости.
Чем сильнее чувство противопоставления «мы» и «они», тем выше коэффициент взаимной доверчивости и тем больше шансов для функционирования внушения и взаимной мистификации. Вот почему, в частности, возможности для иллюзорных форм сознания столь велики (конечно, наряду с другими причинами) в условиях такой классически замкнутой формы общности людей, какой являлась, например, первобытная община.
Ясно, что опасность мистификации общественного сознания в не меньшей степени может угрожать и тем социальным общностям, которые доводят механизм противопоставления себя другим общностям до уровня сознательной изоляции от других наций и народов. Ярким примером этого в наше время может служить КНДР.
Общее в социально-психологических механизмах общения - заражении, подражании и внушении, состоит в том, что все они не поддаются полному контролю сознания человека. Однако если заражение, внушение и убеждение носят в основном внешний характер по отношению к индивиду, то подражание является качеством его психики. Понятно, что в реальной психологии общения действуют как внешние, так и внутренние факторы, однако ошибкой являются попытки выводить одно из другого. Они действуют одновременно. Они одинаково необходимы, но роль их достаточно различна. Очевидно, что без готовности индивидов, образующих массу, к подражанию не действовали бы ни заражение, ни внушение, ни тем более убеждение.
По мнению Парыгина, различия между заражением и подражанием сводятся к следующему: заражение осуществляется через сопереживание индивидом психических состояний других людей, а подражание – через воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, действий, поступков, которые сопровождаются при этом определенной эмоциональной и рациональной направленностью.
Роль и функции подражания. Явление социально-психологического подражания было подмечено еще А. Смитом и исследовалось Н.К. Михайловским, Г. Тардом, Д.М. Болдуином, У. Мак-Дугаллом, Г. Зиммелем и др.
Согласно взглядам Тарда, подражание имеет три основные формы. Во-первых, это подражание другому человеку. Во-вторых, это подражание современным (мода) или привычным (традиции) образцам. В-третьих, это подражание самому себе (привычка). Тард объяснял через феномен подражания практически все: язык, право, традиции и многие другие социальные явления. По его глубокому убеждению, именно подражание есть основной закон протекания всей человеческой жизни, собственно говоря, и выражающейся в постоянном подражании.
Накладывая отпечаток на психику людей и их взаимоотношения, подражание играет весьма существенную роль в человеческом поведении. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности — обычаи, идеи, вкусы, наклонности и манеры поведения.
Особенно велико положительное значение подражания на ранних ступенях становления и развития человеческой личности. Не только в онтогенезе, но и в филогенезе человечества подражание играло и продолжает играть несомненно прогрессивную роль. Как справедливо отмечает в этой связи известный польский логик Т. Котарбиньский, «нет обучения без подражания; достаточно представить себе это, чтобы понять огромное значение подражания для прогресса... Благодаря поочередному и изменчивому прибавлению актов изобретения и актов подражания накапливаются и сливаются в законченное единое целое завоевания предков, прапредков и их современных потомков».
Природа и сущность подражания.
Одной из наиболее распространенных в прошлом была попытка трактовки природы подражания с позиций инстинктивной теории (В. Вундт, В. Джемс, Г. Тард, У. Мак-Дуголл, Б. Болдуин, 3. Фрейд и др.). По мнению В. Джемса, подражание присуще человеку «наравне с другими стадными животными и представляет собой инстинкт в полном смысле этого слова».
Б.Ф. Поршнев также считает, что массовое подражание восходит к физиологическому явлению, общему для всех стадных и особенно высших животных, хотя иногда, конечно, оно может принимать и специфически человеческую форму (социальное подражание). В основе подражания лежит обычный имитационный акт.
Обыденное, повседневное подражание связано с таким свойством, как экономичность сознания. Как правило, наше сознание «дремлет» или даже вообще отключается, контроль с его стороны снижается при выполнении бытовых, обыденных операций. Зачем думать, если можно сделать так, как это годами, десятилетиями, всегда делают другие? Решение творческих задач и постоянная нацеленность на превращение любой задачи в творческую — удел немногих людей. В массе, где уровень сознания снижается автоматически, в силу того, что присутствие большого количества людей как бы автоматически избавляет от ответственности и, следовательно, от необходимости думать самому, действует та же «экономичная» психология.
Таким образом, в основе феномена подражания лежат несколько факторов, определяющих наличие ряда его разновидностей.
Простая имитация наблюдается в экстремальных ситуациях, когда сознание «отключается» либо по причине дефицита времени для осмысления ситуации и для принятия собственного решения, либо же по причине действия автоматизированных физических реакций — «мышечной антиципации».
Обыденное подражание часто наблюдается как результат действия повышенной «экономичности» сознания в бытовых, повседневных ситуациях.
Особое, как бы «уважительное» подражание достаточно очевидно в ситуациях повышенной значимости того, кому подражают.
Принижающее себя подражание является следствием ощущения недостаточности собственного опыта или неуверенности в своих силах в тех или иных ситуациях, в ситуации заниженной самооценки.
Достаточно расчетливое (хотя и необязательно осознанное) подражание вполне может быть связано с совпадением потребностей, интересов и целей подражающего с аналогичными характеристиками тех, кому он подражает.
Естественно, что выраженность способности к подражанию и склонности человека к самому феномену подражания зависит от целого ряда факторов. Многочисленные эмпирические исследования, в том числе проведенные в рамках изучения конформизма, позволяют установить ряд конкретных зависимостей и для безусловно родственного ему феномена подражания.
1. Подражание зависит от возраста — чем старше человек, тем менее он склонен к подражанию. Помимо этого, с возрастом меняются объекты и характер подражания: к старости людям свойственно не автоматическое имитационное подражание конкретным поведенческим образцам, а осознанное следование традициям и принципам.
2. Подражание зависит от пола — мужчины обычно менее склонны к подражанию, чем женщины. Здесь же надо выделить различный в половом плане характер подражания. Если для мужчин больше свойственно инструментальное подражание, то для женщин — эмоциональное.
3. Подражание зависит от уровня образования — чем менее образован человек, тем больше он склонен к подражанию. И здесь подражание имеет различный характер. Менее образованный человек подражает конкретным поведенческим бытовым образцам, более образованный — образцам обобщенным, абстрактным, часто откровенно «книжным».
4. Подражание зависит от некоторых национальных особенностей — например, представители национальных меньшинств более склонны к подражанию чем представители национального большинства.
5. Подражание зависит от общего уровня социально-политической культуры, существующей в обществе. Так, в рамках «патриархального» или «подданнического» типа политической культуры (по Г. Алмонду и В. Вербе) уровень подражания намного выше, чем в рамках культуры «активистской». Соответственно, выше и вероятность возникновения масс и массового поведения. В последующих главах мы еще увидим эти различия вполне конкретно и достаточно наглядно.
В психологическом отношении подражание и его выраженность отчетливо зависят от целого ряда конкретных индивидуально-психологических параметров. Наиболее важными здесь, естественно, оказываются такие личностно-психологические характеристики, как сила «я», локализация контроля, адекватность самооценки и образа «я», податливость групповому давлению (склонносп к конформизму) и т. п. Сюда же относятся критичность восприятия, уровень критичности мышления и общая способность человека к критике по отношению к собственному поведению. Здесь же — общий уровень эмоциональности индивида. Говоря обобщенно, чем более индивидуальным оказывается в психологическом плане индивид, тем менее он склонен к подражанию. И наоборот: чем менее индивидуализировано сознание и поведение, тем более склонным к подражанию и массовому поведению оказывается данный человек.
В настоящее время разрабатываются вопросы о механизмах и структуре самого процесса подражания, об индивидуально-типологических особенностях подражания и др.
studfiles.net
Убеждения - это твердые, осознанные и обдуманные верования, выполняющие роль подсказок либо жизненного ориентира для человека.
Другие близкие понятия - установка, предубеждение, верование, конструкт.
Как и верование, убеждение - это интеллектуальный рефлекс человека, его фиксированная реакция на те или иные стороны жизни, но в отличие от верований и предубеждений, убеждение обдумано и имеет в своей основе осмысленное (связное, логическое) обоснование.
По крайней мере, считается, что настоящее убеждение адекватного человека должно быть именно таким.
К сожалению, в повседневной жизни убеждения мало чем отличаются от предубеждения: предвзятого мнения, к которому человек подтягивает все свои последующие выводы.. Что у человека в конкретном случае - адекватное убеждение, основанное на жизненном опыте и наблюдении, или предубеждение, определить бывает непросто. Чаще всего это определяется с помощью экспертных оценок, которые может дать более опытный в данной области человек. Косвенными признаками наличия предубеждений являются отсутствие логики в обоснованиях человеком своей позиции и безразличие к фактам (непроницаемость для опыта).
Убеждения могут быть очень разнообразны. «Если я здоров, я могу помогать другим», «Красные яблоки лучше зеленых», «Что в лоб, что по лбу - все едино» или «Курение вредно» - все это разновидности убеждений.
Убеждения вместе с предубеждениями формируют то, что человек называет "своей правдой". Основные источники убеждений, это - воспитание, личный опыт, социальные стереотипы, авторитеты.
Влиять на убеждения можно, но очень не просто. Убеждения чрезвычайно трудно изменить, используя обычные правила логики или рациональное мышление: человек не склонен замечать того, что противоречит его системе убеждений. Выводы способны жить своей собственной жизнью, даже если факты, на которых они основывались, уже были опровергнуты. Убеждения поддерживают сами себя. После того как человек мысленно создаст логическое обоснование для своей идеи, он с большим трудом расстается с ней.
Тому, как влиять на убеждения, посвящено много исследований в социальной психологии, это же одна из всегда горячих тем в психологической практике.
www.psychologos.ru
Убеждения (англ. persuasion) - представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты мировоззрения личности. Наличие убеждения связано с признанием и непосредственным переживанием их истинности и с потребностью реализовать их в жизни. Можно говорить о нравственных, научных, религиозных и др. У.
Формированию убеждения способствуют широкие и глубокие знания в соответствующей области. Однако знания автоматически не переходят в Убеждения. Последние вырабатываются на основе личного опыта человека в результате его деятельности, в практике общественного поведения. Именно личный опыт порождает у человека определенные чувства и переживания, отношение к окружающему. Выработке У. способствует борьба с тем, что им противостоит.
Предпосылки для формирования устойчивых У. складываются в раннем детстве. Наибольшее значение в этом возрасте имеют уклад жизни и традиции семьи, характер взаимоотношений с окружающими. Подлинные убеждения начинают формироваться в подростковом и старшем школьном возрасте. Это связано с приобретением относительно широких и глубоких знаний, возникновением развитых форм мышления, появлением сознательного критического отношения к действительности, формированием активной жизненной позиции и мировоззрения.
Добавление ред.: Обратим внимание и на др. значение: убеждение - это также деятельность, направленная на изменение чьих-то У., аттитюдов; эта деятельность противопоставляется, напр., внушению.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Убеждение - способ вербального (словесного) влияния, к-рый включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис.
Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и у., к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения У. основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, У. требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно.
Метод У. считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.
Убеждения - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Убеждения - обычно употребляется в стандартном смысле для обозначения эмоционального принятия какого-то предложения, утверждения или доктрины. См. установка (социальная), мнение.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
www.persev.ru