Треугольники любви. Треугольники в психологии


Характер человека - круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг

Существует множество способов описания характера и судьбы человека. Гаданием по звукам имен и фамилий, анализом линий на ладони и астрологическими выкладками уже никого не удивить. Мы предложим вашему вниманию несложный тест, разработанный зарубежными психологами.

Перед вами — пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг. Выберите из них одну, понравившуюся вам больше остальных. Именно она и опишет черты вашего характера, сильные и слабые стороны.

Круг. Вы натура отзывчивая и доброжелательная. Обладаете тончайшей интуицией, ощущая незаметные для других взаимосвязи. Любите общение, принимаете деятельное участие в судьбе близких. Если у кого-то из них возникают проблемы, то можно не сомневаться: вы окажетесь первым человеком, кто поможет — и словом, и делом. При этом не позволяйте окружающим садиться на шею и злоупотреблять вашей добротой. Вам будет полезно научиться говорить «нет».

Квадрат — фигура педантичных, аккуратных людей. Вы очень старательны, исполнительны, любое поручение выполняете добросовестно и в срок. Все свои начинания непременно доводите до логического завершения. Любите учиться чему-то новому: вполне возможно, что у вас несколько высших образований или имеются разносторонние увлечения. Ваш недостаток — требовательность к себе и другим, часто переходящая в пустую придирчивость. Не становитесь педантичным «сухарем» в глазах окружающих.

Прямоугольник говорит о том, что вы разносторонне развиты и очень любознательны. Обладаете широкой эрудицией, друзья в шутку называют вас «человеком-энциклопедией». Легко меняете область деятельности: например, будучи профессиональным инженером, можете внезапно заняться торговлей, податься в художники или открыть собственное дело. Именно эта легкость — ваш бич: порой вам очень трудно сконцентрироваться на чем-то одном, понять, чего хочется больше всего.

Треугольник выбирают здравомыслящие, уравновешенные люди. Вы целеустремленны, знаете, чего хотите от жизни, четко формулируете собственные мысли. В компании друзей или рабочем коллективе держитесь уверенно, чувствуете себя лидером, любите находиться в центре внимания. Проблемы возникают тогда, когда приходится признавать чье-то превосходство или мириться с чужим лидерством — в этом отношении вам необходимо поработать над собой.

Зигзаг. Вы человек незаурядный. Вы активны, веселы, не мыслите своей жизни без общения и постоянно генерируете новые идеи. Жесткие рамки, четкий рабочий график, дресс-код способны довести вас до депрессии! Нужно признать, что вы никогда не унываете, с вами не бывает скучно. Правда, близкие часто жалуются на вашу взбалмошность и непредсказуемость. Стоит чаще прислушиваться к самому себе, не давать пустых обещаний и учиться планировать собственное время — на день, на неделю, на месяц, на год вперед.

fikuz.ru

Новые драматические треугольники

USATAA/ITAA лекция для конференции 11 Августа 2007 г.Версия для бесплатной загрузки, переработанная для DVD.

1. ИСТОРИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

Идея драматического треугольника возникла как результат моих зарисовок на 30 страниц футбольных и баскетбольных финтов. Изначально в нем присутствовала 4-я позиция, Трикстер, которая в результате, превратилась в линии переключения. Сначала треугольник был сценарным, но вскоре его стали использовать как игровой треугольник. 8 лет назад я принял сценарное решение быть выдумщиком. Много хобби. Эксперименты в искусстве. На 202-х вторничных ночных семинарах Берна, действовало правило мозгового штурма, на разработку новой теории выделялась одна неделя. Эрик Берн, как редактор своего TAB. (бюллетень транзакционного анализа ) сказал мне: «Тебя будут цитировать 150 лет, так что сделай все как следует». Он предлагал в качестве альтернативы назвать Преследователя Агрессором и поставить угол жертвы наверх, в качестве манипулятора процессом. К своей формуле игры он, затем, добавил Переключение (П), и сейчас она выглядит так: Н + С = Р > П > С1 > В[1] Драматический треугольник удостоили Научной Награды Памяти Эрика Берна в 1972 г. Речь благодарности, опубликованная в TAJ (журнал транзакционного анализа) за январь 1973 г. была размещена на моем сайте www.karpmandramatrangile.com. 100 посещений в неделю. Но, что удивительно, кто-то раньше меня уже зарегистрировал названия Драматический Треугольник и Треугольник Карпмана. Это оказалось для меня столь же неожиданно, как носорог на дереве.

2. РАННИЕ КОРРЕКТИВЫ

Рисунок а. Вскоре окружающие, как и я ранее, стали представлять треугольник в упрощенном виде, как равнобедренный треугольник с вершиной внизу. Эрик Берн стал ссылаться на него как на «треугольник Карпмана» (по аналогии с треугольником Хассельбаха в медицине). ТА-тренеры, которые стали преподавать ТА по всему миру, укрепили это название.

Рисунок b. Для меня стало ясно, что следует добавить отдельные линии для транзакций (линии по периметру треугольника) и переключений (округлые линии за пределами треугольника) , например в игре «Я Лишь Пытаюсь Помочь Вам» , где Жертва Приманивает Спасателя с помощью «Вы Единственный, Кто Может Помочь Мне» (транзакционные линии на диаграмме), а Спасатель покупается на это с Ответом «Да, У Вас Столько Потенциала». Затем происходит переключение (округлые линии за пределами треугольника). Вот простой пример: вы пытаетесь помочь своему партнеру («это поможет мне, вам, нам»), давая подсказки, полезные для вас лично, или нежеланный совет, за которыми сразу же следует отдача. Таким образом, вы, Спасатель, становитесь новой Жертвой.

Рисунок c. Изначально я предполагал энергию на вершинах треугольника, так как она может быть (+) или (-), называя это ОК треугольником. Иногда я помещал внутри треугольника имя человека, чтобы рассмотреть каждого из игроков в отдельности.

Рисунок а.                                             Рисунок b.                                                 Рисунок c.

ОК ТРЕУГОЛЬНИКИ  

Другие авторы описали свои ОК версии. Среди них:

1. Эйси Чой с великолепной публикацией «Треугольник Победителя» в журнале TAJ за январь 1990 г., в которой он назвал вершины треугольника - Уверенный, Заботливый и Беззащитный, связав их, таким образом, с моделью решений Института Катексиса.2. Льюис Куинби на своем обширном сайте, посвященном ТА TA-tutor.com, позаимствовал те же инициалы PRV[2] но в его «Длящемся Треугольнике Куинби» они означают Настойчивость, Помощь и Беспомощность.3. Девида Эмеральд, в своем замечательном исследовании, описанном в книге «Сила Т.E.D.’а[3]», переименовал вершины П – Претендент, С – Кушетка, Ж – Формирователь.

КОРРЕКТИВЫ ДРУГИХ АВТОРОВ  

В интернете все меняется. Изначально заглавные буквы были предназначены мной для того, чтобы обозначить игровые роли, в то время как прописные могли использоваться для реальных ролей, то есть для подлинных спасателей, подлинных жертв. Этого не произошло. Изредка, авторы, безо всяких на то оснований, переименовывали треугольник, чертили его в «безобразном» виде и занимались тому подобными вещами. В большинстве же случаев, (например, на www.LynneForrest.com и других) публиковались глубоко продуманные варианты треугольника, применимые дома или на работе в различных областях деятельности (для няни, для преподавания, для подлинной ситуации, для неблагополучных семей, в сфере развлечений), что привело к тому, что поисковая система Google находит более 15000 ссылок на запрос. Влияние треугольника, среди авторов ТА обнаруживается в таких темах как Треугольник Минисценария[4], Шестигранник Переопределения и многих других. Одно время в рамках ТА была добавлена роль «Наблюдателя», но стало ясно, что если наблюдатели что-либо чувствуют и получают, включая секретарей и докладчиков, они уже находятся в треугольнике. В противном случае они занимают позицию Взрослого.

ОК ТРЕУГОЛЬНИКИ. ДОПУЩЕНИЕ 10-И ПРОЦЕНТОВ

Вскоре я включил в ОК Треугольник правило «допущения 10 %», которое нашел весьма полезным в терапии супружеских пар, и которое гласит:

1. В каждой игре существует как минимум 10% разумных, ОК, доводов в каждой позиции П, С, Ж. 2. Каждое высказанное утверждение содержит как минимум 10% истины. 3. 10% людей реагировали бы точно также. 4. 10% из того, что вы говорите, в любом случае неправда.

Допущение 10%

3. ВАРИАНТЫ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Какими неизвестными доводами она руководствовалась, когда бросила его без объяснений? Проверьте, может быть, она как Жертва убежала, словно он сильно её обидел или разочаровал. Или, может быть, с позиции Спасателя она оказала ему услугу, тихо исчезнув из его жизни, так как не являлась той, в ком он нуждался. Или она Преследует его тем, что лишает шанса объясниться с ней. Треугольник предлагает 3 мотива для любого необъясненного поступка.

ТРЕУГОЛЬНИКИ ОШИБОЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Диаграмма, приведенная выше, также иллюстрирует затруднения, связанные с тем, что человек, возможно, ошибочно понимает ситуацию такой, какой хочет её видеть, а не такой, какая она есть в действительности. Старые семейные переносы («багаж»), или проекции собственных бессознательных установок могут переиначить восприятие П, С и Ж. Ниже изображено, как восприятие некоторых людей замыкается в одной вершине треугольника, словно это их единственное окно в мир.

Окно Преследователя                               Окно Спасателя                                                   Окно Жертвы

ТРЕУГОЛЬНИКИ ДВОЙНОГО ТУПИКА

Предположим что у человека, вовлеченного в судебное разбирательство присутствует проблема наркотической зависимости. Если он добровольно (С) признает проблему, это будет использовано против него в суде, и он проиграет. Если он солжет (П), и будет отрицать, что есть какая-либо проблема, то скажут, что он отказывается признать её, и он проиграет. Третья позиция в Двойном Тупике (Ж), это позиция, в которой нет возможности говорить о проблеме.

ТРЕУГОЛЬНИКИ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ

Рисунок а. Представим человека, который хочет попросить свою жену сделать пластическую операцию, чтобы улучшить их сексуальную жизнь, в надежде, что жена станет Спасателем их отношений. Но он знает, что стоит ему попросить об этом и она отреагирует с позиции Преследователя и оттолкнет его ещё дальше от себя. Таким образом, он стоит в нерешительности, «наполняя себя чувствами» в позиции Жертвы. В фигуре b, он тайно копит недовольство в позиции Жертвы, но если он начнет высказываться, это прозвучит слишком враждебно (Преследователь), таким образом, он остается в позиции Жертвы, в нерешительности. В фигуре c, он чувствует, что его игнорируют, и желает Спасти сам себя, познакомившись с девушкой на стороне, но это может обернуться тем, что его покинут обе женщины (двойной Преследователь), и он вновь станет Жертвой. Выход из двойного тупика осуществляется с помощью осторожной и заботливой коммуникации на протяжении длительного времени. Если кто-то оказался в затруднительном положении, ему следует отыграть ППИ[5] карты: Признай это, Поверь в это, Измени это.

Рисунок а.                         Рисунок b.                       Рисунок c.

ТРЕУГОЛЬНИКИ ПОРОЧНОГО КРУГА

Рисунок а. Одинокие Жертвы, которые испытывают Расстройство Контроля над Побуждениями и имеют неудовлетворенные потребности, Спасают себя посредством еды, азартных игр, секса, власти, растранжиривания и наркотической зависимости, затем страдают от последствий (П) извне или изнутри, и возвращаются, таким образом, в позицию Жертвы. Рисунок b описывает классический круг насилия, стрелка совершает колебательное движение в противоположную сторону. Освобождение от отвергаемой роли Жертвы (1#) приходит с накоплением напряжения (2#), которое изливается в виде насилия Преследователя (3#), за которым следуют раскаяние и извинение в виде «сюсюканий», затем следует этап обещаний (4#), который начинает круг сначала (1#).

Рисунок а. Треугольники Зависимости

Рисунок b. Треугольник Круга Насилия

ТРЕУГОЛЬНИКИ ЛОВУШКИ и «Узы Предательства»

На первых двух диаграммах один из родителей блокирует другого с помощью уз «особого секрета» или узами угрозы. На третьей диаграмме две верхние роли уже настолько всесторонне контролируются и исполняются, что Жертва не может претендовать на них, и оказывается загнанной в подчиненную позицию.

1                                              2                                         3

1.  «Никому не рассказывай наш особый секрет»2.  «Не рассказывай, а не то я!!!»3.  «Тебе не справиться без меня»

ТРЕУГОЛЬНИКИ ВЫХОДА

«Как же мне выбраться из треугольника?»

Начать следует с понимания ролей и переключений, понимания, как и почему вы оказались в нем и понимания последствий. Как и в случае с эскалацией игр до 1-го, 2-го и 3-го уровней: 1) количество игроков растет, 2) пространство расширяется, 3) драма становится более запутанной и сложной, 4) выигрыш достигает размаха «страшных последствий». Чтение дополнительной литературы по теме со-зависимости и терапии 12-и шагов познавательно и благоприятно в целях изменения. Избегайте скользких путей, ненадежных людей и неясных мыслей. Поменяйте друзей, когда освободитесь. Когда обладающий знанием чувствует, что начинается новая драма, он может сказать драме «нет» .

Если тот, кто осознает роли, переключения и последствия, находится в треугольнике, для него становится возможным выход из любой позиции. Вот выходы из этих позиций:

1. П = «Я лучше буду сумасбродным, чем сердитым»2. С = «Я лучше поумнею, чем буду мучеником»3. Ж = «Я лучше буду добиваться своего, чем угасать»

ТРЕУГОЛЬНИКИ УГНЕТЕНИЯ И ТРЕУГОЛЬНИКИ РАВНОПРАВИЯ

Рисунок а. демонстрирует социальных Жертв дефицита и угнетения. Их попытки освобождения не приводят к результатам по причине неэффективности или диверсий со стороны традиционных Преследователей. Затем следует возвращение против часовой стрелки к позиции Жертвы, откуда можно начать все заново или сдаться. Рисунок b изображает ОК Спасение, которое осуществляется с помощью самостоятельных усилий или вдохновляющих героев или общественных движений. Успешная ОК конфронтация с позиции Преследователя включает лидерство или собственную настойчивость и выводит за пределы треугольника, при том, что все три стороны угла были задействованы.

Рисунок а. Зацикливание                    Рисунок b. Выход

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

Драма в треугольнике создается переключением ролей. Игроки будут умело и быстро переключаться между ролями, чтобы избежать любой ясности. Для того чтобы скрыть, защитить и отстоять свои пороки они быстро переключаются туда-сюда между ролями, используя Три Правила Хаоса:

1) Все превращать в психологическую игру

2) Все отрицать

3) Немедленно заставить вас защищаться (семейное правило гласило: говори быстро, не слушай.)

Алкоголик, в позиции полной сожаления Жертвы может изображать раскаяние, затем переключиться в позицию угрожающего, запутывающего или убеждающего Преследователя, затем переключиться в роль Спасателя и стать «слишком хорошим, чтобы быть правдой» и обещать, что все станет лучше, если ему дадут второй шанс. Но вскоре вновь вернется опечаленная Жертва, чтобы начать круг заново.

Рисунок а. Увертливое переключение

РОЛИ В СЕМЬЕ АЛКОГОЛИКА

выстраиваются так:

Три семейных роли:

Алкоголик                           Со-зависимый

В.Ре.А. (Взрослый в Ребенке Алкоголика)

Четыре классических сценарных выбора В.Ре.А.:

«Козел Отпущения»                                      «Герой», «Талисман»

«Потерявшийся ребенок»

4. ТРЕУГОЛЬНИК СОСТРАДАНИЯ

Треугольник Сострадания нарисован со знаком + в центре треугольника. Он представляет из себя теорию о том, что если кто-то оказался в Драматическом Треугольнике, он автоматически принимает все 3 роли, не только социально опознаваемую роль, но и роли, отвергаемые явно или завуалировано. Скрытые мотивы могут быть как осознаваемыми, так и бессознательными, или предстать в качестве «непредвиденных последствий». Чтобы получить трехмерное представление об игре, необходимо обсудить все три возможности.

Рисунок а. Рассерженный босс, в качестве Опознаваемого Преследователя, ругает и вводит в замешательство секретаря. Но скрыто, босс занимает позицию Жертвы небрежной работы секретаря, и возможности потерять собственную работу в зависимости от продуктивности офиса; также, он скрыто занимает позицию Спасателя, обучая работников тому, как соответствовать более высоким стандартам, а также открыто выражая претензии, вместо того, чтобы потихоньку уволить секретаря.

Рисунок b. Рассмотрим в качестве Опознаваемого Спасателя со-зависимого в неблагополучной семье: он является скрытым Преследователем, давая возможность продолжать игру, и является скрытой Жертвой, которая не ищет выхода.

Рисунок с. Опознаваемая Жертва представлена в примере ниже классическим «Опознаваемым Пациентом», козел отпущения в неблагополучной семье занимает позицию Жертвы. Но в качестве Спасателя, он является громоотводом, отводящим родительское раздражение и удерживающим семью вместе, а в качестве Преследователя продолжает игру, создавая все больше сложностей для ещё отмены.

Рисунок а.                                                  Рисунок b.                                                      Рисунок с.

Опознаваемый Преследователь                            Опознаваемый Спасатель                                        Опознаваемая Жертва

ТРЕУГОЛЬНИК ЛЖЕЦА

Лжец теряет уважение, выступая в качестве Опознаваемого Преследователя, но тайно он может быть Спасателем, защищая себя и других, а в качестве Жертвы он опасается справедливой или несправедливой отдачи и этот страх основан на предыдущем опыте.

ТРЕУГОЛЬНИК ЗАЩИТНОГО МЕХАНИЗМА П.Т.С.Р.

Человек, страдающий П.Т.С.Р. (Посттравматическое Стрессовое Расстройство), причиной которого является жестокое обращение в доме, может инстинктивно реагировать на любую критику с позиции Преследователя и Жертвы, но даже не думает о том, чтобы выразить благодарность Спасателю за попытки наладить общение, ни чтобы выразить сочувствие Жертвам своих стрессов. Первым шагом в этом случае будет дать партнеру высказаться, задавать правильные вопросы и использовать критику конструктивно.

5. ТРЕУГОЛЬНИКИ ВНУТРЕННЕЙ ДРАМЫ

В процессе психологической игры мы располагаем внешней личностью и внутренней личностью. Мы можем переживать обе личности, одну или вообще ни одной, с искажениями восприятия или без них. Эта внутренняя диаграмма ПСЖ помогает объяснить: 1) внутренние чувства, 2)внутренний диалог (транзакции по отношению к самому себе), 3) внутренние игровые роли (включая внутренние переключения) в процессе психологической игры. Внутренняя и внешняя личности могут находится в состоянии гармонии или дисгармонии между собой в определенный момент игры. В любой момент времени может доминировать любая из них. В гневе верховодит внешняя личность, при депрессии – внутренняя.

В Треугольнике Минисценария Драйверы начинаются с веры Жертвы в Спасение: «Я буду ОК, если я: Буду Лучшим, Буду Сильным, Буду Торопиться, Буду Стараться, или Буду Радовать Других.» Это может происходить внутри и вовне в позиции Спасателя, и когда не приводит к результатам, это неминуемо ведет человека к его Стопперу или позиции Обвинителя (П) внутри или вовне треугольника, что затем ведет к конечной позиции Безысходности (Ж). После этого процесс повторяется, часто за считанные секунды.

ДВУХУРОВНЕВЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Рисунок а. В пустом месте в середине треугольника можно визуально представить то что ещё не высказано в психологической игре (Невысказанное), слова, приготовленные для того чтобы все усугубить(-) или улучшить(+), когда представится шанс.

Рисунок b. Социальный и психологический уровни коммуникации в игре, могут быть изображены как на фигуре b.

Рисунок а. Сказанное, Невысказанное.

Рисунок b. Психологический уровень, социальный уровень.

ТРЕУГОЛЬНИКИ МУДРОСТИ

Мудрый человек может предположить 24 варианта треугольника (в зависимости от + и – для каждой позиции) в окружающих и себе самом и выявить их, когда необходимо наладить сопереживание и взаимопонимание.

УХОД В СЕБЯ С ЦЕЛЬЮ РАЗРУШИТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. ТРЕУГОЛЬНИК МАНИПУЛЯТОРА

Когда человек, с предписанием «Не Думай», сталкивается с тем, чего не хочет слышать, он может обратиться против себя самого и сотворить среду, в которой присутствуют «только чувства», в которой он заведомо победит.

П = «Сейчас я всыплю сам себе за за это!»               С = «В этом виноват кто угодно, только не я»(Расправа)                                                                     (Заступничество) 

Ж = «У меня никогда ничего не получается» (Сожаление)

ПОЗИТИВНЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

П+ = самоподстегивание, умение управлять собой, дисциплина, целеустремленность и сила характераС+ = самопоглаживание, самозащита, вера в себя и в свое здоровье, собирание ОК разрешений.Ж+ = принятие себя, открытость, простота, мягкость, восприимчивость.

ВОЗМОЖНОСТИ ДРАМЫ

Является возможным давать поглаживания за те углы внутреннего и внешнего треугольника, которые ОК, это улучшает отношения и упрощает коммуникацию. Можно так же сглаживать негативные углы, подготавливая человека к разговору, попутно объясняя свои действия: «Возможно сейчас не совсем верный момент, чтобы говорить об этом (чтобы избежать П), но дайте мне знать, если…»(моя Ж)

6. СЦЕНАРНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Два маленьких треугольника на фигуре а, представленной ниже, иллюстрируют игры, происходящие в «Сценарном Процессе». В детстве, во время написания сценария, происходит внутренняя и внешняя драма.

ВНУТРЕННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК НОВОГО РЕШЕНИЯ

1. Ж = «Как вы чувствовали себя в тот момент?» (ЧУВСТВУЙ)2. С = «Что вы думали об окружающем мире?» (ДУМАЙ)3. П = «Какое вы приняли решение» (ДЕЛАЙ) – 13 Запретов (Не делай этого) и 5 Драйверов (Делай это)

ВНЕШНИЙ ТРЕУГОЛЬНИК ПЕРЕНОСА 

Объясняет, почему ребенок приемлет «осценаривание».

1. Ж = Пассивность. Подражание, импринтинг и аттрибуция[6]; ребенок введен в замешательство и подавлен численным превосходством.2. С = Поддержка. Желание стать поборником системы родительских убеждений.3. П = Отмщение. Желание отомстить родителям, разрушив их надежды и мечты.

Внутреннее пространство можно использовать, разместив там невербальные воспоминания. Родительские предписания(П), драйверы(С) и рэкетные чувства(Ж) располагаются по соответствующим углам. Эти треугольники можно назвать по-разному: Треугольник Нового Решения, Треугольник Переноса и Треугольник Написания Сценария, в зависимости от того, каким образом вы их используете.

П = Предписания С = Драйверы Ж = Рэкетные чувства

ДВУХУРОВНЕВЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

ТРЕХУРОВНЕВЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Сказанное. Невысказанное. Неизвестное.

Сознательное. Подсознательное. Бессознательное.

СЦЕНАРНАЯ ТЕРАПИЯ

Рисунок а. Иллюстрирует впитавшиеся сообщения Репарентинга (П), поступившие от терапевта

Рисунок b. Иллюстрирует впитавшиеся Разрешающие (С) сообщения терапевта

Рисунок c. Иллюстрирует впитавшиеся Реляционные (Ж) сообщения терапевта.

   Рисунок а.                                                  Рисунок b.                                                  Рисунок c.

ПРОГРЕССИЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Потребности могут быть перечислены по Фройду, Эриксону, Маслоу, Шиффам и Левину. Это также могут быть 6 типов голода по Берну (Признания, Контакта, Стимула, Секса, Влияния[7] и Структуры) или неудовлетворенные потребности с точки зрения 13 запретов Гулдингов (включающих «не желай») . Эти неудовлетворенные потребности могут пронизывать всю жизнь человека, как это показано на рисунке ниже.

7. БИОХИМИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Поместите меньший треугольник внутри Сценарного Треугольника, и станет возможным описать взаимодействия на клеточном уровне, которые имеют животное, расовое и семейное происхождение; а так же сообщение между органическими или биохимическими процессами и сценарными решениями. Пятиуровневая диаграмма «Единой Теории Поля» в ТА включает: внешний и внутренний социальный уровень, внутренний и внешний сценарный уровень и клеточный уровень.

ДИНАМИКА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

Гены можно разделить на Доминирующие (П) гены, гены которые будут способствовать дальнейшему развитию, эволюции (R) и неблагоприятные гены (Ж).

КЛЕТОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 

Одна группа клеток вырабатывает химические вещества, гормоны (ОБЕСПЕЧЕНИЕ), для клеток (Ж), ожидающих приема (ПОТРЕБЛЕНИЕ), в то время как другие клетки (П) осуществляют блокирование (ОГРАНИЧЕНИЕ) слишком большого выброса или поглощения веществ. Например, выделяется и потребляется серотонин, а его излишки выводятся. Антидепрессанты типа СИОЗС (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина) препятствуют всасыванию серотонина клетками рецепторов, таким образом, поддерживая высокий уровень содержания сератонина.

           Клеточный уровень. П = Ограничение, С = Обеспечение, Ж = Потребления.

www.transactional-analysis.ru

Треугольники любви - Психология Дома Солнца

Любовные треугольники - кто же о них не слышал, кто не имеет в этой области опыта или хотя бы своего мнения! И Анна Каренина (со своими двумя Алексеями), и героиня фильма "Покровские ворота" Маргарита Павловна (со своим бывшим и "текущим" мужьями), и президент Клинтон со всеми своими дамами оказываются в силу некоторых моментов судьбы людьми друг другу не чужими.

В чем загадка треугольников любви и что с ними делать?

В геометрии треугольник называют жесткой фигурой. В психологии же это самая непредсказуемая форма: трудно сказать, во что он разовьется, превратится ли он в отрезок и точку, распадется просто на три точки или станет четырехугольником. Что бы делала мировая культура, не будь на свете ревности и любви, верности и неразделенного чувства!

Кто-то в треугольник попадает. А кто-то - создает сам. Можно присоединиться к "отрезку" осознанно, а можно внезапно открыть для себя существование кого-то третьего. Все это делает геометрию любви очень разнообразной. И мир в трепете замирает, ожидая, что произойдет.

Треугольники типичны для юности, когда выбор еще не совершен. Например, вы любите А, а вас выбрал Б. Идет время, и вы узнаете, что А "сохнет" по В, который женат и живет в другом городе. Однако ни ваша кандидатура, ни Б не привлекают А. И она терпеливо ждет момента истины, когда на первом плане ее жизни окажется некто Г, который сейчас еще и не подозревает о переменах в своей судьбе.

Юность - время "Броуновского движения" в поиске любви, и вы оказываетесь одновременно включенным в один или несколько треугольников, о которых не всегда догадываетесь. Но все равно входите в них - ведь даже не зная, что существует планета Земля, мы все равно являемся землянами.

"Потому что на десять девчонок.."

Существует несколько предрассудков относительно того, как оценивать свое "членство в треугольнике".

Например, одобряется, если треугольник включает юношу и двух девушек, и считается совершенно неправильным, когда девушка имеет двух возлюбленных. В России мужчин часто не хватало из-за многочисленных войн, ими дорожили и прощали многое из того, что прощать, в общем-то, не следовало. Послевоенные женщины долго боялись безмужичья, и многие помнят лирическую песенку 60-х годов "...потому что на десять девчонок по статистике девять ребят". То есть, кто бы тебе ни достался, радуйся, девушка, своему счастью, и помни, что не каждой так повезло!

В действительности, все обстоит несколько иначе: медики знают, что мальчиков рождается больше, чем девочек. Но в силу слабого здоровья они чаще погибают. Случается это, впрочем, уже во взрослом возрасте. Поэтому не надо бояться одиночества "по статистике".

Далее, существует представление, что мужчины по природе своей полигамны - то есть стремление иметь одновременно несколько женщин отвечает их биологии, и нечего с ним бороться. Трудно согласиться и с этим тоже. Так, демографы приводят иные данные. Известно, что численность населения в высокогорных районах на всей планете неуклонно падает. И лишь в одном из районов Памира она растет. Район этот примечателен тем, что там господствует полиандрия (многомужество). Хозяйкой "гарема" является мать семейства, которая успешно совмещает свои супружеские и материнские обязанности. Так что мнение, что один мужчина и две женщины - это нормально и даже хорошо, никак не может опираться на учение об инстинкте.

Наконец, многие считают, что полигамен весь животный мир - то есть все, кто размножаются половым способом, могут заменить одну самку на другую и не почувствовать разницы. Это тоже не совсем верно. Брачный период в мире животных длится недолго и случается в зависимости от вида 1-2 раза в году (поэтому выражение "животный секс" по сути своей несправедливо - ведь время любви дано животным как редкий праздник). Если самец ухаживает за данной самкой, то, в общем, он может сохранять ей верность до следующего брачного периода. А потом для него наступает другой жизненный виток, и он как бы рождается заново, ведь для животных время течет циклично.

Существуют многочисленные случаи супружеской верности в мире животных. Например, у серых гусей, продолжительность жизни которых составляет 50 лет, срок существования семейной пары достигает 45 лет. У людей это наблюдается нечасто. Так что поведение "братьев меньших" может для нас во многом быть примером - не нужно думать, что чем больше возлюбленных и сексуальных партнеров имеет человек, тем он счастливее.

Однако к верности нужно придти через ошибки и испытания.

Возникновение треугольника

Близкие отношения между людьми всегда строятся попарно - это психологический закон общения. Невозможно даже дружить втроем. Два близких человека образуют свой мир, закрытый для других. Они самодостаточны и не нуждаются в остальных. Неприятности друга трогают больше, чем война и землетрясение, ведь любимый человек замещает собой вселенную (к счастью, на время). Таковы влюбленные, никого не замечающие рядом с собой - весь мир становится фоном их собственной жизни, самого интересного сюжета. В эти моменты места для третьего нет.

Аня и Олег познакомились в летнем студенческом лагере и сразу поняли, что вдвоем им лучше, чем порознь. Вернувшись в Москву, в сентябре они уже стали жить в комнате, которую удалось снять у друзей. Вместе ходили в институт, вместе возвращались домой. Вместе готовились к занятиям. Друзья стали называть их "попугайчики-неразлучники".

Однако высокий накал чувств не может сохраняться долго. Спустя некоторое время влюбленные начинают вновь ощущать существование внешнего мира. Как звонок трамвая за окном, в их жизнь входят другие люди с их мнениями, увлечениями, авторитетом. Движение друг к другу останавливается, а затем сменяется удалением до тех пор, пока каждый не найдет удобного расстояния до другого - так, чтобы не потерять себя и не упустить из виду объект своих чувств. Происходит изменение старой и установление новой психологической дистанции.

У Олега случилась командировка - поехал на конференцию в Санкт-Петербург. Разлуки он не хотел. Но когда сел в поезд, вдруг ощутил, как давно он не был "сам по себе". То есть даже не просто один, а без Ани. Почувствовал и устыдился, но ощущение легкости сохранялось в течение трех дней поездки. После возвращения на вопрос Ани "Как дела?" ответил "Отлично!". "Но мне-то было плохо! Давай в следующий раз поедем только вместе!", сказала Аня. "Посмотрим!" - ответил Олег и понял, что будет этому сопротивляться.

Итак, маятник любви качнулся назад. Полезно в подобные моменты выполнить следующее психологическое упражнение. Представьте себя и своего партнера в виде кружков на листе бумаги. Как они соотносятся между собой - пересекаются, сливаются или расположены далеко друг от друга? Попросите сделать это и партнера. Чаще всего люди близкие изображают частично пересекающиеся или касающиеся друг друга кружки. Если они сливаются - это не очень хороший признак, кто-то чувствует себя поглощенным своим возлюбленным.

А теперь представьте себе, как бы вам хотелось, чтобы эти кружки соотносились. Если обоим хочется увеличить дистанцию - никто не обижен, это желание осуществимо. Стоит вспомнить, что еще интересного было и есть в вашей жизни. Возможно, лучше взять тайм-аут и некоторое время пожить порознь. А может быть, достаточно просто сходить в гости без друга или одной (одному) провести выходные. Вы сразу поймете, приносит ли этот перерыв ощущение свободы или освежает уже ставшее привычным чувство.

Возможен и другой вариант - оба хотят дальнейшего сближения, но в такие минуты, как правило, психологические упражнения излишни.

Однако чаще бывает так, что один хочет сближения, а другой - удаления. Многие это расценивают как конец любви. Значит, одно из двух: либо впасть в отчаяние, либо влюбиться в кого-либо еще. И этот "кто-то" не замедлит появиться. Но стоит ли ускорять события? Ведь жизненное пространство может заполняться не только соперниками и соперницами, вполне возможно направить энергию возлюбленного в мирное русло. Нужно только создать для этого возможность.

Как же поступили наши герои? Аня не находила себе места в течение трех дней отсутствия своего друга и считала это время отнятым у ее любви. Впервые они пережили событие, которое для одного было радостью, а другому принесло огорчение. (Именно так и бывает в любом треугольнике - что подарок для жизнерадостной жены, то горе для обманутого мужа). Аня и Олег психологически вполне созрели для того, чтобы их дуэт стал "растягиваться" в треугольник.

Можно ли это предотвратить? Изобразите друг друга в виде точек, соединенных отрезком. Нарисуйте третью точку и соедините ее с двумя. Меняется ли расстояние между вами оттого, что эта точка появилась? Конечно, нет. А теперь нарисуйте еще одну точку. Соедините и ее с отрезком. И еще несколько точек. Повторите эту операцию. Постарайтесь вспомнить всех своих возлюбленных, начиная с раннего детства, и тех, кто вам нравился издалека. Попросите об этом же своего друга (подругу). Пусть небосклон ваших отношений расцветится многими звездами - ведь вы же выбирали друг друга не потому, что не было никого другого!

А теперь сделаем еще один шаг. Мир существует не только на плоскости. На отрезке, соединяющем вас, построим несколько треугольников в пространстве. Одна из вершин - мать вашего друга (подруги). Другая - его близкий друг. Третья - давнее хобби. Четвертая - профессия. Все это ему необходимо, это части его жизни, требующие его времени и сил. Самое неразумное с вашей стороны - установить на них монополию. Любой захочет освободиться от подобных посягательств.

Итак, Аня почувствовала, что Олег от нее ускользает. И совершила психологическую ошибку. Олег собирался пойти на ежегодную встречу одноклассников один, как это было у их принято. Но Аня не захотела его отпускать. Решили, что пойдут вместе. Встреча была оживленной, Олег с радостью увидел свою первую любовь Нину. Аня же не видела никого, кроме Олега. (Внимание! Если вы перестаете замечать что-либо вокруг, кроме объекта своих чувств, вы уже готовы к тому, чтобы весь мир стал для вас точкой). Аня не хотела ни с кем танцевать, и вечер был для нее безнадежно испорчен.

Представим себе, что Аня не пошла с Олегом туда, куда ее, в общем-то, не звали, и не увидела Нину. Значило ли это, что в жизни Олега не было школы, не было увлечений и вообще - прошлого? Конечно же, нет. Открытие потрясло Аню, потому что она мало задумывалась о жизни своего избранника.

Представьте себе поезд метро. В нем много пассажиров, которые сменяются на каждой остановке. Кто-то едет дальше с вами в одном вагоне, а кто-то выходит. На каждой станции люди ожидают ваш поезд, и среди них много обаятельных свободных мужчин и красивых девушек. Вы действительно считаете, что каждый из этих людей - испытание для вашей любви? Если так, вы обрекаете себя на муки и саморазрушение. Выхода два - либо расстаться со своим возлюбленным (возлюбленной) и никогда ни в кого не влюбляться, либо поработать над собой. Возможно, с психологом.

Аня так и поступила. Она сделала все упражнения, которые мы описали, и оказалась в силах слегка отодвинуться от Олега. И очень вовремя, потому что у него как раз начало появляться ощущение, что дома его "удушают". Сессия, защита курсовой работы и предстоящие каникулы вернули Аню к мыслям о том, чего она хочет от жизни сама. Вспомнив, как была влюблена в учителя физкультуры, а затем - в абитуриента Колю, который провалился на вступительных экзаменах, она поняла, что не согласилась бы отказаться от своих воспоминаний ради Олега. И что жизнь вообще разнообразна и удивительна.

Подарок или испытание?

Почему же треугольники все-таки возникают и существуют? А главное - для чего?

Треугольник - момент поиска и испытаний. Если два человека любят, они ближе друг для друга, чем все остальные. Их отношение - однозначное "да". Если же они не вполне устраивают друг друга, то возникает отношение "да, но…". Неплохой парень, да, конечно. Но…скучный собеседник; но…не умеет танцевать; но…раздражителен и не умеет себя вести. Недостающие качества "добираются" другими знакомствами. Волшебная сила любви способна изменить человека, так, чтобы никаких "но…" не оставалось. Однако не каждый готов на это пойти.

Известный психолог Виктор Франкл считал, что любовь "с первого раза" выпадает редким счастливчикам. Для большинства же людей поиск партнера - процесс, полный проб и ошибок. По его мнению, человек должен пережить неразделенное чувство 7 раз. И если он не сдается и не прячется от жизни за жалостью к самому себе, то в качестве награды встречает свою истинную любовь, которую уже ни с чем не спутает.

Итак, "Бермудский треугольник" любви - это не обязательно место, в котором нужно пропасть. Туда попадают, но оттуда и выбираются. Иногда - с потерями, но лучше с приобретениями. Чему необходимо научиться в треугольнике?

1. Понять, что мир - это многоугольник. А может быть, и многогранник. 2. Научиться переживать - настрадаться "всласть" и освободиться. 3. Уметь изменяться. 4. Предвидеть поступки друга (подруги) и отвечать за свои. 5. Научиться справляться с ревностью. 6. Наконец, совершить свой выбор.

Человек, который никогда не был в треугольнике, всего этого может и не узнать. И тогда есть риск, что учение у него будет поздним, в середине жизни, когда "седина в бороду", "ягодка опять" и т.д. Но к этому моменту он обычно отвечает не только за себя, и возможностей у него меньше. У людей зрелых попадание в треугольник выглядит трагикомично: гармонии "на троих" не существует, и эта ситуация оказывается для кого-то стыдной и унизительной. Случаи супружеских обманов, в отличие от неразделенной любви в юности, чаще рождают сюжеты анекдотов, чем высоких трагедий. Потому что всему свое время.

Поэтому примите свой опыт с интересом и благодарностью. Пусть будут треугольники, трапеции, тетраэдры. Мы научим вас правилам выживания в треугольнике. Главное - чтобы мир не превратился в точку.

А вдруг брак с первого раза, "безошибочный", окажется окончательным? О чем же тогда вы будете рассказывать своим влюбленным внукам?

www.sunhome.ru