Психоаналитическая теория сновидений З.Фрейда. Фрейд психология сновидений


Фрейд о снах

Прежде всего, сновидение служит продолжением бодрствования. Наши сновидения стоят всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в сознании. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связано с переживаниями предыдущего дня.

Вот что пишет Фрейд в своей книге «Толкование сновидений»: «Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидений имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает принадлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он остается потом в неизвестности из какого источника черпало сновидение; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творческую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание мнимо утерянное воспоминание на более ранее переживание и находит тем самым источник сновидения. Приходится сознаваться тогда, что в сновидениях человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрственном состоянии... На мой взгляд, каждый, интересующийся сновидениями, должен будет признать самым заурядным явлением, что сновидение дает доказательство познаний и воспоминаний, которыми, по-видимому, не обладает субъект в бодрственном состоянии. В психоаналитических работах с невротиками я почти каждый день имею случай разъяснять пациентам на основании их сновидений, что они превосходно знают различного рода цитаты, циничные выражения и т. п., и пользуются ими во сне, хотя в бодрственном состоянии они ими забываются.

Фрейд выделяет четыре основных источника сновидений:

1. Внешнее (объективное) чувственное раздражение.

2. Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.

3. Внутреннее (органическое) физическое раздражение. (Благодаря сновидениям мы можем узнать о начинающейся болезни, неприятные ощущения, вызванные внутренним физическим раздражение, могут отразиться во сне.)

4. Чисто психические источники раздражения. (Посредством сновидений можно определить, что человека мучает какое-либо нервное расстройство.) Особенно часто в случаях выздоровления от душевных болезней наблюдается, что при совершенно здоровом состоянии днем, сновидения носят характер психоза. Относительно изменения, которое претерпевает сновидение при душевной болезни, до сих пор известно мало достоверного. Напротив него, внутреннее сродство между сновидением и душевным расстройством, проявляющееся в полном совпадении обоих явлений, снискало себе уже давно внимание ученых.

Очень интересны рассуждения Фрейда о типических сновидениях, касающихся экзаменов, которые, наверняка, снились большинству людей: «Каждый, кому приходилось держать экзаменов на аттестат зрелости, жалуется на упорство, с которым его преследует сновидение, будто он провалился на экзамене, остался на второй год в последнем классе и т.д. Для обладателя академического диплома это типическое сновидение заменяется другим: ему сниться, будто он держит экзамены и даже во сне восстает против них, говоря, что он уже давно практикует, состоит приват-доцентом или находится на службе. Все это - неизгладимые воспоминания о наказаниях, которые мы претерпевали в детстве за совершенный проступки и которые пробудились вновь в нашей душе в связи с двумя узловыми пунктами наших учебных занятий.

«Боязнь экзаменов» у невротиков подкрепляется этим детским страхом. Мы вышли из детского возраста и нас не касаются уже больше родители, воспитатели и учителя: неумолимая причинная связь жизни взяла на себя наше дальнейшее воспитание, и нам снятся гимназические или университетские экзамены каждый раз, когда мы боимся, что какое-нибудь дело нам не удастся, потому что мы в чем-нибудь провинились, не сделали так, как нужно, - всякий раз, как мы чувствуем на себе гнет ответственности». Фрейд говорит также, что «ощущение страха связанно именно с выражением утешения», т. е. подсознание утешает тебя, говоря что все будет хорошо (ведь сняться зачастую те экзамены, которые уже сданы).

По поводу содержания сновидений Фрейд говорил следующее: «Сновидение - полноценное психическое явление. Оно - осуществление желания. Оно может быть включено в общую цепь понятных нам душевных явлений бодрственной жизни. Оно построено при помощи чрезвычайно сложной интеллектуальной деятельности».Сновидения маленьких детей представляет собою очень часто явные осуществление желаний и поэтому в противоположность сновидениям взрослых почти совершенно не интересны. Они не содержат никаких трудно разрешимых загадок, но, безусловно, чрезвычайно ценны, как доказательство того, что сновидение по самой своей сущности представляет собой осуществление желания.

Но этот смысл (осуществление желания) распространяется не только на детские сновидения, но и на сновидения взрослых, как больных, так и здоровых. Страдающему физическими и душевными болезнями сновидение открывает то, что недоступно ему в действительности: хорошее самочувствие и счастье; так и душевнобольному рисуются светлые картины счастья, величия и богатства. Мнимое обладание благами и мнимое осуществление желаний, неспособность осуществлять которые служили психическим базисом безумия, образуют зачастую главное содержание сновидения. Женщина, потерявшая дорогого ей ребенка, полна материнских радостей, человек, переживавший разорение, считает себя страшно богатым; обманутая девушка чувствует нежную любовь.

Книги Фрейда

Фрейд издаётся и сегодня, книг достаточно много, в том числе и о снах.

Смотрите книги в каталогах:

www.ozon.ru/person/238158/

www.labirint.ru/authors/13880/

"Толкование сновидений" - это одна из главных работ австрийского ученого Зигмунда Фрейда, в которой он впервые разъяснил такое ключевое понятие психоанализа, как бессознательное. "Толкование сновидений" вместе с работами "Психопатология обыденной жизни" и "Остроумие и его отношение к бессознательному" образуют трилогию, иллюстрирующую проявления бессознательного в повседневной жизни людей.

Самые яркие произведения Фрейда о снах: "Толкование сновидений", "Тотем и табу", "Психопатология обыденной жизни", в свое время шокировавшие общественность и многими встреченные враждебно. Выйдя за рамки привычной его современникам медицинской психологии. Фрейд дерзко приписал всему человечеству скандальные мысли и побуждения. Впрочем, споры вокруг психоанализа не утихают и сегодня.

Как признался Фрейд в одном из интервью, "я ученый по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирожденный художник-беллетрист".

www.librero.ru

Статья - Теория сновидений Зигмунда Фрейда – Толкование сновидений

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра философии.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда – «Толкование сновидений»

Научная работа

по философии

студента I курса

очного отделения

юридического факультета

Леухиной Елизаветы Михайловны

Научный руководитель

к.ф.н., доцент Волков А.В.

Петрозаводск

2011

Серьезный анализ своих сновидений это дело увлекательное и очень загадочное. С древних времен в нашей жизни постоянно появляются загадки, что-то непознанное, каким и является сновидение. Еще в древности люди задумывались, а что же такое сон? древние говорили что сон — это маленькая смерть. Современной наукой доказано, что во время сна организм не отдыхает, а продолжает работать, особенно наш мозг. Несмотря на различные доказанные факты о сне, вопрос, что же это такое сон, остается открытым. В современном мире возникли даже определенные течения, пытающиеся разгадать эту загадку. Одно из них этих направлений это философия сновидений. В философии сновидений наблюдается множество теорий, для своего выступления я выбрала теорию сновидений Зигмунда Фрейда, т.к она показалась мне наиболее аргументированной и интересной. Я задалась целью кратко очертить «теорию сновидений Зигмунда Фрейда — толкование сновидений» и понять природу сновидений согласно этой теории.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900) это был его первый и основной труд. Толкование сновидений это чересчур сложная работа и без всяких сомнений она касается и психоанализа. Но до того, чтобы понять в общих чертах теорию Фрейда, нам нужно ознакомиться с тем, как он представлял себе психику человека.

Согласно работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — «Оно» — Ид, «Я» — Эго и «Сверх-Я» — Суперэго.

Я- это основное состояние нормального взрослого человека. В ходе своей подготовки к докладу, я нашла такое интересное сравнение эго, как аналогия его с жуком навозником, который постоянно катит перед собой шар навоза, на шар цепляются все новые кусочки, жук не видит себя, он видит только шар, который растет, и жук думает, что этот шар и есть он. Но наше Эго – набор данных, накопленный с момента рождения.

Сверх Я. Это понятие мы все в вами знаем под обыкновенным понятием эгоизм. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Оно. По — другому его еще называют «Истинное Я» представляет бессознательные влечения. В состоянии Ид существо живет здесь и сейчас. Никаких воспоминаний, никаких планов на будущее. Существо наблюдает за миром, и ему очень, очень интересно. Непрерывно интересно. Состояния ид можно достигнуть путем медитации, но это тяжелый труд, требующий долгие годы тренировок. Нож, приставленный к горлу, заменяет годы медитаций. Люди, которые увлекаются экстремальными видами спорта, им очень нравится состояние ид. Войти в такое состояние может и каждый из вас, если захочет, например, прыгнуть с тарзанки, в момент полета вы точно не будете строить никаких планов или вспоминать что-либо. Вот, это и будет вашим бессознательным состоянием, состоянием бессознательного влечения.

«Оно» и «Сверх-я» носят конфликтный характер. «Сверх-Я» оказывается чем-то вроде плотины, вытесняющей из сознания все социально, культурно неприемлемые порывы. Однако, тот факт, что эти порывы вытесняются из сознания, не означает, что они исчезают. На самом деле, они остаются и переходят, по мнению Фрейда, в состояние «вытесненного бессознательного».

С точки зрения Фрейда это «вытесненное бессознательное» может в любой момент вырваться наружу, причем в самых разнообразных формах – описках, оговорках, в неврозах и психозах. При этом одной из таких форм проявления вытесненного бессознательного являются сновидения.

Сновидение является результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное действует «по принципу удовольствия», вырабатывая фантастические образы, служащие удовлетворению желаний. Сознание действует «по принципу реальности», добиваясь соответствия продуктов психической деятельности с правилам логики. Конфликт между двумя этими отражается на характере сновидений, придавая им более или менее реалистический характер. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действуют с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйством фантазии, образами, которые ни в каком опыте не встречались.

Отсюда вытекают основные положения теории сновидений Фрейда:

Первое, мы наконец выясним как же трактует понятие «сновидение» Фрейд. Итак, сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон. Поэтому второе положение это функция сновидения. Третье же положение заключается в том, что сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».

Можно было бы предположить, что сновидение — реакция души на внешние раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Но кроме внешних раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание такой формой как Сверх-Я. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность Сверх-Я ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания; 2) ненависть.

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении.

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей. Так бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и иногда у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку. Которая называется работа сновидения. Работа сновидения состоит из нескольких компонентов.

Первый это Конденсация. Сновидение сжимается. Один персонаж может представлять в сновидениях сразу несколько персон из реальной жизни. Это явление объяснимо, потому что мысли, человека который видит сон, несравнимо богаче сновидения.

Второй компонент – перемещение. Важные мысли индивида могут приобретать в сновидениях вид элементов, ничего не значащих и наоборот, но второе происходит в разы реже.

Деформация является третьим элементом в работе сновидений. Фрейд подчеркивает разницу между тем, что индивид видит во все и реальными мыслями, которые прячутся за сценарием, воспроизводимым во сне.

Четвертым компонентом в работе сновидений является построение. Сновидению неизвестны принципы состояния бодрствования. Материал сновидений должен перетерпеть превращение для составления сна. Во сне теряются связи, которые существуют между элементами состояниями бодрствования: мысли превращаются в образы; абстрактные элементы становятся конкретными.

Из этого вытекает следующий компонент, пятый, символика. Сновидение использует символы, чтобы превратить скрытые мысли в образы.

И наконец, последний компонент это вторичная переработка. Если сновидение – продукт бессознательной деятельности, оно также очень близко к умственной деятельности человека в состояние бодрствования, когда пытается, с помощью вторичной переработки, передать некое подобие логики. сновидение фрейд психика человек

Все эти процессы работы сновидения имеют целью придать снам видимость бессвязности, непонятности, главная задача которых спрятать реальный смысл в скрытом содержании.

Рассказав о теории сновидения Фрейда. Я хотела бы подвести итоги. Итак, Сновидения трактуются Фрейдом как форма ежесуточной психотерапии. С их помощью изживаются порождаемые жизнью напряжения и конфликты. Сон напоминает регрессию — свободное течение ассоциаций — от последнего случайного впечатления — к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятии сопротивления, а с другой, в выработке фантазий «на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка», который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам», раскрывающим якобы уникальную символику сновидений, Фрейд относился отрицательно, т.к он говорил что каждый человек индивидуален в своих мыслях и психологии. Теория Фрейда интересна и полна в своей сущности, но все же теория сновидений и по сей день остается открытой. Теория Фрейда это не заключение в изучении сновидении, го теория это одна из попыток разгадать загадку сновидения. И по сей день наука философия, и психоанализ пытаются понять природу сновидений.

Список литературы

1) Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; под ред. А.П.Алексеева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

2) Соколов Э.В. Введение в психоанализ / Э.В.Соколов// Социокультурный аспект, изд третье.- Спб.: Лань, 2002.- 318с.

3) Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу/ П.Марсон .-Пер.кн. с фр.: Русинь В.М., Каюмова С.М.-Челябинск: Урал LTD, 1999.-348с.

4) Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- В.М.Лейбин. –М.: Политиздат, 1990.-397с.

www.ronl.ru

Смысл сновидений по Фрейду. Психология сновидений

Похожие главы из других работ:

Воля как характеристика сознания

Защитные механизмы (По З. Фрейду)

От внешней опасности некоторое время можно спасаться бегством и избеганием опасной ситуации, пока в дальнейшем не появится достаточно сил, чтобы устранить угрозу активным изменением реальности. Но от самого себя сбежать невозможно...

Методы исследования бессознательного по З. Фрейду

3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ПО З. ФРЕЙДУ

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений...

Мотивационный комплекс личности

1.2 Смысл учения для старшеклассников

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления -- получение паспорта...

Невротические внутриличностные конфликты

Глава 2. Концепция невротического конфликта по З. Фрейду

невротический конфликт подростковый эмоциональный Невротическим конфликтом принято считать, прежде всего, конфликт бессознательный, а точнее, конфликт между полностью или отчасти бессознательными устремлениями. Несмотря на то...

Основные положения концепции культуры и психологии искусства с точки зрения психоаналитического метода З. Фрейда

1.2 Общая характеристика теории творчества по Фрейду

Фрейд разработал, по его мнению, новую «археологию личности», выдвинул гипотезу о том, что в основе любых форм человеческой активности лежит единый стимул, а именно -- стремление к удовольствию. Все модусы поведения и, особенно...

Особенности саморегуляции подростков с различными типамиреагирования в конфликтных ситуациях

1.1 Понятие «саморегуляции» и его психологический смысл

За последнее время в известной степени наметились и определились различные теоретические подходы в решении одной из координальных и центральных проблем науки - проблемы саморегуляции человека...

Понятие и виды внутриличностных конфликтов

1.2 Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду

«Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа -- австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 -- 1939)...

Понятие экзистенциального вакуума в логотерапии Виктора Франкла

3.2 Смысл жизни

В. Франкл полагал, что смысл есть для каждого, и для каждого он особый. Смысл, о котором идет речь, должен меняться от ситуации к ситуации, от человека к человеку. По мнению Франкла, всегда находится такой смысл...

Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

2.1 Структура личности по Фрейду

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания...

Психология и педагогика творчества

Глава 2. Природа и смысл творчества

...

Системный кризис в психологии

2.3 Смысл человеческого бытия

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру, всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое человек? зачем он живет и в чем смысл его жизни?.. Философия: Курс лекций/ Под общей редакцией В.Л...

Сон и сновидения

3.3 Смысл сна

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего, следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, -- говорит Фрейд, -- является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает...

Феномен "бессознательного" Зигмунда Фрейда на примере истерической женщины

Глава 2. Истерическая женщина по Фрейду

Как известно, психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию, это можно наглядно увидеть на примере случаев Анны О., и Доры, анализируемые Фрейдом...

Феномен психики в контексте ее структуры по З. Фрейду

1. Структура психики по З. Фрейду

...

Фрейдизм и его концептуальные положения

1. Структура психики по Фрейду

Местом встречи, «мостиком» между энергией тела и энергией личности выступает бессознательное (оно, ид) и его инстинкты. Инстинкт определяется как врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения...

psy.bobrodobro.ru

Психоаналитическая теория сновидений З.Фрейда | Психология темпоральная

Зигмунд Фрейд считал, что сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела. По его мнению, физические раздражители, дневные переживания и разного рода мечты воспроизводятся в реальном сновидении, трансформируясь в нем. Сновидение само по себе не возникает, а его появление связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание, как альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.

Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:

- сгущения- смещения (главное средство искажения сновидения)- отбора- искажения- трансформации- перестановки- перемещения и других модификаций первоначального желания.

Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания.

В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотивов. Индивидуальные ассоциации, возникающие по поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию.

В 1932 году Фрейд написал ряд лекций, в которых он пересматривает теорию сновидений (2001, стр. 272). На сновидениях он доказал правильность психоанализа, в котором симптомы невротического заболевания  имеют свой смысл, и служат какому-то намерению. Он провел полную аналогию между построением сновидений и невротических симптомов, считая процесс выздоровления аналогичным превращению спящего человека в бодрствующего.

Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают сновидение с его скрытыми  мыслями, то сновидение может представлять все, что содержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т. е.,  намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д.).  Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно.

Сновидение является краткой выжимкой из ассоциаций, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».

Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит  по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает» (Фрейд, 2001, с. 285).

При всем этом он констатирует, что с помощью его метода можно толковать не все сновидения, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода». (2001, стр. 276).

Бессознательное влечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. «Как и любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственному удовлетворению <…>  это и является смыслом всего сновидения». По мнению Фрейда в любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое удовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Скрытые мысли сновидения драматизируются и иллюстрируются.

Если раньше Фрейд настаивал, что сновидение есть исполнение желания, то с учетом последних размышлений, он пришел к выводу, «что сновидение является попыткой исполнения   желания» (2001, 286).

В тридцатой лекции, которая названа «Сновидения и оккультизм», Фрейд считает, что сновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия.

«Телепатией мы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет. Молчаливой предпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому другое лицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес» (2001, 289).

Телепатический феномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и в состоянии бодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется особенно подходящим для приема телепатического послания. Во сне телепатическое известие играет ту же  роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. И как  таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения, подчинившись ее тенденции.

Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человек без малейших  оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у его дочери, которая проживала далеко от него, за сутки до того, как пришла телеграмма с сообщением об этом событии.

«Толкование сновидения показало нам, что это сновидение телепатическое, психоанализ вскрыл телепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать» (с. 291). Фрейд убежден, что не сновидение дает нам какие-то знания о телепатии, а толкование сновидения, психоаналитическая обработка, и что применение психоанализа в дальнейшем «прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом» (с.291). По его мнению, феномен индукции, или передачи мыслей, весьма близкий к телепатии, и означает, что «душевные процессы одного лица, его представления, состояния возбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободное пространство другому лицу без использования известных способов сообщения словами и знаками» (с.291-292). Фрейд сообщает, что при лечении пациентов психоаналитическим методом у него сложилось впечатление, что «занятия профессиональных предсказателей таят в себе благоприятную возможность особенно безупречного наблюдения за передачей мыслей» (с.292).

Фрейд «собрал целый ряд таких пророчеств и из всех них вынес впечатление, что предсказатель выразил только мысли обратившихся к нему лиц и особенно их тайные желания, так что справедливо было бы проанализировать такие пророчества, как если бы они являлись субъективными продуктами, фантазиями или сновидениями этих лиц» (с. 293). Конечно, не все случаи одинаково доказательны, но «очень велика вероятность действительной передачи мыслей» (с. 293).

Фрейд приводит еще несколько примеров из собственной практики, анализируя все за и против, и признается, «что, по-моему, чаша весов и здесь склоняется в пользу передачи мыслей» (с. 300). И он не единственный из аналитиков, кому приходилось переживать такие «оккультные» случаи в аналитической ситуации. В 1926 году Елена Дейч «опубликовала подобные наблюдения и изучала их обусловленностьотношениями перенесения между пациентом и аналитиком» (с. 300).

Фрейд считает, что объективное отношение к возможности передачи мыслей, а вместе с тем и телепатии, возможно с помощью психоанализа. Впервые Фрейд столкнулся с ними в начале 20-х годов и «испытал страх пред угрозой нашему научному мировоззрению». Через десять лет (в 1932 году) он уже думал по-другому, и считал, что передача мыслей благоприятствует распространению научного образамышления на столь трудно постижимую духовную область. «Ведь телепатический процесс, должно быть, в том и заключается, что какой-то психический акт одного лица возбуждает тождественный психический акт у другого лица» (с. 301). Фрейд предполагал, что та сущность, что лежит между обоими психическими актами, легко может быть физическим процессом, и тогда аналогия с телефоном была бы несомненной. Он позволяет себе помечтать о том, что бы было, «если бы можно было бы овладеть этим физическим эквивалентом психического акта». Включив бессознательное между физическим и тем, что называется «психическим, психоанализ подготовил почву для предположения таких процессов, как телепатия» (с. 301).

Мысли Фрейда уходят на феномены осуществления общей воли в больших колониях насекомых. «Возможно, это происходит путем подобной прямой психической передачи» (с. 301). Тогда можно предположить, что это первоначальный, архаический путь коммуникации между отдельными существами, который существует наряду с другими средствами сообщения при помощи знаков, воспринимаемых органами чувств. В страстно возбужденных массах, или при других условиях, это древнее средство выступает на первый план.

Фрейд предполагает, что телепатия, несмотря на ее трудную доказуемость, может являться довольно распространенным феноменом, в том числе и в душевной жизни ребенка.

Обобщая вышесказанное, мы можем констатировать следующее:

1. В течение жизни точка зрения Фрейда на сновидение менялась. Если вначале он был убежден, что почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание (способ удовлетворения неосуществленного желания), то впоследствии он уточняет, что сновидение может являться только попыткой исполнения желания.

2. Если вначале Фрейд убежден, что «почти каждое» сновидение может быть понято с помощью его метода, то потом он уточняет, что нельзя понять сновидения с аффективными переживаниями (особенно чувство страха), разрушающими основную функцию сновидения - попытку исполнения желания.

3. Вначале Фрейд считал, что создателями сновидения являются физические раздражители, дневные переживания, разного рода мечты и бессознательное влечение, которое стремиться к  своему собственному удовлетворению. Это являлось смыслом всех сновидений. Потом он добавляет, что состояние сна особенно подходит для приема телепатических посланий, тем самым, расширяя список «материала» сновидения, придавая ему дополнительную функцию и дополнительный информационный источник.

4. Психоанализ при толковании сновидений вскрыл телепатические факты.

5. Занятия профессиональных предсказателей, согласно Фрейду, таят благоприятную возможность наблюдения за передачей мыслей, а их пророчества есть не что иное, как выражение мыслей, обратившихся к ним лиц, и особенно их тайных желаний, тем самым, сводя предсказание к телепатическим феноменам.

6. Особую роль в телепатических феноменах, как между отдельными людьми, так и в страстно возбужденных массах, Фрейд отводит эмоциональному фактору.

Литература:

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.

www.skravchenko.ru

Зигмунд Фрейд о сути наших снов

О том, что представляют собой наши сны, существует множество теорий, учений, философских рассуждений и прочего. Ответ на вопрос, как реагировать на наши сны и как их толковать, в разных источниках звучит по-разному, но цель у всех мыслителей одна – хотя бы на чуть-чуть приблизится к разгадке тайн наших сновидений, к их значению для человеческой жизни, к определению возможностей, которые даёт нам умение объяснить и использовать образы из наших снов в реальности. Сегодня рассмотрим одну из самых известных теорий о толковании наших сновидений, которую в своих научных работах описал австрийский психолог, психотерапевт и невролог – Зигмунд Фрейд.

«Толкование снов по Фрейду»

Посвятив свою жизнь практической психологии и изучению поведения индивидов, Зигмунд Фрейд затронул самые различные сферы жизнедеятельности человека, сделав определённые выводы, главным из которых является то, что любое невротическое состояние личности образуется посредством взаимодействия, как сознательных, так и бессознательных процессов. Важно отметить, что данный вывод практически напрямую касается и наших сновидений.

Проведя немалую работу, в 90-х годах 19 столетия Фрейд вплотную подошёл к изучению человеческих сновидений, их особенностей и причин возникновения, после чего вывел свою уникальную теорию и отобразил её в серии книг, главной из которых стала «Толкование снов по Фрейду», вышедшая в 1900 году.

В основе научных работ Фрейда лежала теория психоанализа, который в состоянии провести самостоятельно каждый человек для выявления взаимодействия сновидческих образов со своей реальностью.

Теория самостоятельного психоанализа сновидений

Как настоящий учёный, Зигмунд Фрейд подходил к решению поставленного вопроса о сновидениях с разных точек зрения. Он учёл мнения многих философов и мыслителей, но, как ни странно, главенствующей и самой близкой к его теории стало мнение любителей и неизвестных теоретиков, которые склонялись в своих рассуждениях к толкованию каждого отдельного образа или символа.

Теория Фрейда очень близка к этому. Она заключается в изучении и глубоком анализе каждого появившегося во сне образа, символа, ситуации и прочего. По мнению австрийского невролога, путём подробного психоанализа человек в состоянии выявить самые тонкие связи между образами в своих сновидениях и определить причину их возникновения. Чтобы доказать это, в своих научных работах Фрейд подробно анализирует свои сновидения и наглядно показывает, каким образом могут складываться связи, и как один образ может подменять другой, отображая реальность. При этом в каждом сновидении могут переплетаться, как последние события вашей жизни, так и события, которые происходили с вами достаточно давно.

Описывая свою теорию, Зигмунд Фрейд отмечает, что любое сновидение строится на двух основных и естественных для природы человека влечениях: сексуальном (стремление продолжить род, инстинкт самосохранения, любовь к жизни) и влечении к смерти (порядок вещей, круговорот жизни в природе, стремление к покою и равновесию).

Уникальность теории Фрейда

В своей теории Фрейд придерживается мнения, что случайные ассоциации человека, которые вызывают у него те или иные образы сновидения, не являются случайными. Именно поэтому, после пробуждения, человек должен заглянуть глубоко в себя и проанализировать, какую первую ассоциацию вызывает у него то, что он увидел во сне.

При этом Зигмунд Фрейд отмечает три основные составляющие, которые должен учитывать человек при самостоятельном психоанализе:

- Не все образы во сне являются ключевыми. Таких образов не много. То есть, не старайтесь при толковании рассмотреть каждый образ или символ, каждую ситуацию, так как многие из них являются просто фоном или связующим элементом для всего остального.

- Огромное количество всех образов и символов базируется на сексуальных потребностях человека, его мыслях и фантазиях.

- В любом сновидении есть моменты, которые, так или иначе, останутся недопонятыми.

Уникальностью теории Фрейда можно назвать тот факт, что толкование сновидения подбирается индивидуально для каждого сновидца. Вернее сказать, сам сновидец толкует своё сновидение, опираясь исключительно на свои ощущения, ассоциации, эмоции и чувства, а значит, получает максимально точный для себя ответ.

Сонник Фрейда

Теория Зигмунда Фрейда о толковании наших сновидений является одной из самых практичных и включает в себя обязательное сопоставление между снами и эмоциями, пережитыми в реальности. Приняв во внимание его учение, его мысли и предположения, безусловно, можно научиться, намного лучше понимать себя и свои сны.

sonan.ru

Зигмунд Фрейд 'Толкование сновидений' | Научная психология

Содержание.  1. ПРЕДИСЛОВИЕ.  2. ВВЕДЕНИЕ.  I. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ (ДО 1900 г.)II. МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ СНОВИДЕНИЙ. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА СНОВИДЕНИЯ.  Ш. СНОВИДЕНИЕ - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.  IV. ИСКАЖАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНОВИДЕНИЯ.  V. МАТЕРИАЛ И ИСТОЧНИКИ СНОВИДЕНИЙ.  VI. РАБОТА СНОВИДЕНИЯ.  VII. ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ СНОВИДЕНИЯ.  3. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ4. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОБЛЕМЫ СНОВИДЕНИЯ.  5. ПРИМЕЧАНИЯ.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.  К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно "открыл" для себя основное положение теории сновидений (сновидение - осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата - 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке - доля шутки, остальное - правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.  Он считал, что книга "Толкование сновидений" была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений "занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики" (Фрепд 3. Введение в психоанализ, - М.: Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.  Впервые "Толкование сновидений" было опубликовано в 1900 г.

  ВВЕДЕНИЕ.Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд,замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение впсихологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов,из которых дальнейшие - истерические фобии, навязчивые мысли и бредовыеидеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такоепрактическое значение сновидение - как мы увидим - претендовать не может.Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы1. Ктоне умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будетстараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи стой целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемаятема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы.Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве,соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблемаобразования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии,которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшиеисследования, поскольку позволят время и силы.Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкованиясновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собоюбудет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные отнеизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был тольковыбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов,пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последнихзатруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождениемневротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывносвязана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимныхподробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще долженоткрывать их автор, - не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно,но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще отаргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно,противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусковскрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вредданному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, чточитатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мнеснисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваютсяв этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфереполную свободу мысли.Предисловие ко второму изданиюТем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, уже появиласьпотребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не интересуспециалистов, к которым обращался я во введении. Мои коллеги-психиатры недали себе труда разделаться с тем первоначальным недоумением, котороедолжно было вызвать в них мое новое понимание сновидений, а философы,привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам

сознания, не поняли, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее ккоренному преобразованию всех наших психологических теорий. Отношениенаучной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моейкниги будет упорное замалчивание ее; первое издание моей книги не моглоцеликом быть разобрано и той небольшой кучкой смелых сторонников, которыеследуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые помоему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при леченииневротиков. В виду этого я считаю себя обязанным выразить благодарностьтем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которыхи вызвало потребность спустя девять лет снова взяться за мой нелегкий и вомногих отношениях капитальный труд.С удовлетворением я могу сказать, что исправлять и изменять мне пришлосьочень немногое. Я включил только кое-где новый материал, прибавилнесколько замечаний, вытекавших из моих продолжительных наблюдений, иместами кое-что переработал. Все существенное же о сновидении и еготолковании, а также вытекающие из последнего общие психологическиепринципы остались без изменения. Все это, по крайней мере субъективно,выдержало испытание времени. Кто знаком с моими другими работами (обэтиологии и механизме психоневрозов), тот знает, что я никогда не выдавалнеготового и неполного за полное и готовое и всегда старался изменять своиутверждения, когда они переставали соответствовать моим убеждениям. Вобласти же толкования сновидений я остался на своей первоначальной точкезрения. За долгие годы своей работы над проблемой неврозов я неоднократноколебался и менял свои взгляды; только в своем "Толковании сновидений" явсегда находил твердую точку опоры. И многочисленные мои научныепротивники обнаруживают большую чуткость, избегая столкновения со мной вобласти проблемы сновидения.Материал моей книги, эти в большинстве своем уже обесцененные давностьюсновидения, на примере которых я объясняю принципы толкования сновидений,также оказались при пересмотре не нуждающимися в какой-либо переработке.Для меня лично эта книга имеет еще другое субъективное значение, которое ясумел понять лишь по ее окончании. Она оказалась отрывком моегосамоанализа - реакцией на смерть моего отца, на крупнейшее событие итягчайшую утрату в жизни человека. Поняв это, я счел невозможнымуничтожить черты этого воздействия. Для читателя же совершеннобезразлично, на каком материале он учится оценивать и толковать сновидения.Там, где необходимое замечание не укладывалось в логическую связь спрежним изложением, я заключал его в квадратные скобки. (При последующихизданиях скобки были опущены)

 

psychologi.net.ru