Наука|Общество|Вселенная. Руки у лица психология


Портрет: положение рук

Руки людей очень выразительны. Их положение может нести не на много меньше информативности, чем выражение лица. Скрещенные руки на груди, руки на боках, открытые ладони или сжатые кулаки. Всё это передает настроение модели. Но при некотором положении рук модель может выглядеть несуразно или вовсе некрасиво. Чтобы не допускать ошибок в постановке модели, стоит ознакомиться с перечнем правил и рекомендаций.

Женские руки должны подчеркивать изящество и элегантность. Мужские руки должны демонстрировать уверенность и мужество. Так как женщины наиболее часто снимаются в портретной фотографии, остановимся подробнее именно на них. Для менее опытных моделей и фотографов отличным решением будет нахождение занятия рукам. Нужно просто взять что-то в руки и имитировать деятельность. Только имитировать реалистично. Тогда положение рук будет естественным и снимок будет выглядеть гармонично.

Но даже наличие каких-то вещей в руках модели не гарантирует то, что они будут выглядеть красиво, так что, приступим к рассмотрению правил.

Руки на бедрах

Руки на бедрах вообще не слишком естественно смотрятся. Как часто люди ставят руки на бедра. Это встречается только когда мать ругает своего ребенка. И то, не так уж и часто. Также эта поза была популярна в 50-х годах. Решившись сделать снимок с руками на боках, следует чтобы запястья имели аккуратный изгиб. Модель не должна сутулиться. Пропорции тела не должны быть искажены. Особенно это касается шеи.

Излом запястья

Слишком сильный изгиб запястья смотрится очень не естественно, как будто руки переломаны. Человеческое тело состоит из плавных линий, и резкие перегибы ему не свойственны. Это может быть удобной позой, но она не приемлема для портрета.

Также не стоит слишком сильно выворачивать кисти и напрягать суставы. Тело должно быть расслаблено.

На представленной фотографии основную линию создает изгиб женского бедра. Все остальные линии должны гармонично с ним сочетаться. Пальцы стоит располагать вдоль лини, слегка изогнутыми.

Руки и кисти

Снимая модель со скрещенными на груди руками нужно обращать внимание на положение кисти, которая будет прикрываться верхней рукой. нельзя допустить, чтобы создавалось впечатление ампутированной кисти.

положение кистей должно быть изящным и без явных переломов и резких переходов. Нельзя руки прижимать к телу. Это сделает их шире. Если повернуть к камере тыльную сторону кисти, то она будет выглядеть очень широкой. Кисти лучше поворачивать к камере ребром или держать их под углом.

Чрезмерное сведение рук

Располагая руки вдоль тела, их не следует сильно прижимать к торсу. Это визуально расширит туловище и точно не будет играть положительную роль.

Ногти

Ногти модели должны быть ухоженными Это обязательно. Иначе быть не должно. Не аккуратный маникюр может свести на нет все усилия фотографа. Не следует использовать яркие лаки во время фотосессии. Модель стоит заранее предупредить о том, как должны выглядеть её ногти. Прозрачный лак или тонкий французский маникюр - это наиболее приемлемые варианты. На всякий случай следует иметь несколько комплектов накладных ногтей.

Положение рук

Если модель не знает куда деть свои руки, то на этот счет есть толковый совет. Танцоров, а в частности балерин, учат совершать руками изящные движения. Присмотритесь к балеринам. приметьте для себя определенные положения рук и тела в целом. Попросите свою модель представить себя балериной.

При съемке портрета крупным планом нужно еще внимательнее следить за положением рук. 

Выгоднее всего держать ладони ребром к камере. Тогда рука выглядит наиболее тонкой и элегантной.

Также можно сделать снимок с разворотом кисти большим пальцем к камере, но при этом тоже стоит располагать кисть ребром к камере.

Если модель опирается головой на руку, то часто кисть может оказаться обращена к камере тыльной стороной.

Если опирание происходит на кулак, то положение руки может оказаться слишком мужским. Кисть следует повернуть на 90° и снимок сразу поменяет настроение.

Кулак, всё же, лучше оставить для мужчин. Женщине следует приоткрыть ладонь и держать пальцы в легком элегантном изгибе, без явного напряжения. Такой снимок будет смотреться наиболее выгодно.

www.takefoto.ru

Руки, сложенные за спиной

     Герцог Эдинбургский и другие мужчины из британской королевской семьи часто ходят, подняв голову, выставив подбородок и заложив руки за спину ладонью на ладонь. Такой жест характерен для лидеров государства, патрульных полисменов, директоров школ, прогуливающихся вдоль игровой площадки, старших офицеров и руководителей высшего звена.      Данный жест выражает превосходство, уверенность и властность. Человек открыто демонстрирует свои самые уязвимые части тела: живот, сердце, пах и горло, подсознательно выражая собственное бесстрашие. Наш опыт показывает, что, приняв подобную позу в стрессовой ситуации, например во время интервью или в приемной дантиста, вы сразу же почувствуете себя более уверенно и даже авторитетно. В действие вступит закон причины и следствия. Жест превосходства и уверенности
Жест превосходства и уверенности - вид сзади и спереди      Работая с полицейскими, мы убедились в том, что офицеры, не имеющие оружия, постоянно принимают такую позу, при этом слегка раскачиваясь на носках, с тем чтобы визуально увеличим, свой рост. Вооруженные полицейские редко принимают такую позу, предпочитая держать руки опущенными или закладывая пальцы за ремень и демонстрируя большие пальцы. Оружие придает офицеру достаточный авторитет, и ему не нужно для подчеркивания своего положения закладывать руки за спину.      Однако люди не всегда закладывают руки за спину ладонью на ладонь. Иногда человек обхватывает одной рукой запястье другой, как показано на рисунке. Это сигнал неудовлетворенности и попытки взять себя в руки. Одна рука плотно обхватывает запястье или предплечье другой, словно пытаясь удержать ее от нанесения удара.      Чем выше захват, тем более неудовлетворен или раздражен ваш собеседник. На следующем рисунке вы видите, что человек изо всех сил пытается сдержаться. Его настроение гораздо более негативно, чем у того, кто изображен на первом рисунке. Рука человека обхватила вторую руку выше локтя, а не у запястья. Этот жест можно считать наглядной иллюстрацией к выражению «держать себя в руках».
Обхватывание запястья за спиной Обхватывание руки выше локтя
Обхватывание запястья за спиной Обхватывание руки выше локтя
     Обхватывание руки за спиной часто можно видеть в залах суда, когда противники сталкиваются лицом к лицу. Так стоят продавцы, находящиеся в «покупательской» зоне, и пациенты, ожидающие доктора. Этот жест выдает попытку преодолеть нервозность. Если такая поза свойственна и вам, постарайтесь изменить жест «ладонью на ладонь». Вы сразу же почувствуете себя более уверенно.

psyly.net

Тест “Рисунок человека”

Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Процедура теста : ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь". Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "Ты начни, а дальше легче будет...". В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (gрисвойте каждому положительному ответу один балл ):

1. У человека нарисована голова.2. У него две ноги.3. Две руки.4. Туловище достаточно отделено от головы.5. Длина и ширина туловища пропорциональны.6. Плечи хорошо прорисованы.7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.9. Шея ясно просматривается.10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.11. У человека нарисованы глаза.12. У него нарисован нос.13. Нарисован рот.14. Нос и рот имеют нормальные размеры.15. Видны ноздри.16. Нарисованы волосы.17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.18. Человек нарисован в одежде.19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.22. На руках изображены пальцы.23. На каждой руке пять пальцев.24. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.25. Большой палец достаточно хорошо выделен.26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.27. Прорисован локтевой сустав.28. Прорисован коленный сустав.29. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.34. На ногах можно различить пятки.35. Форма головы правильная.36. Форма тела в целом правильная.37. Очертания конечностей переданы точно.38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.39. Уши хорошо различимы.40. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры.41. На лице прорисованы ресницы и брови.42. Зрачки расположены правильно.43. Глаза пропорциональны размерам лица.44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.45. Четко различимы лоб и подбородок.46. Подбородок отделен от нижней губы. Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвоив каждому положительному ответу один балл, суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
  • 5 лет - 10 очков
  • 6 лет - 14 очков
  • 7 лет - 18 очков
  • 8 лет - 22 очка
  • 9 лет - 26 очков
  • 10 лет - 30 очков
  • 11 лет - 34 очка
  • 12 лет - 38 очков
  • 13 лет - 42 очка
  • 14 лет - свыше 42 очков
В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д.,но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

Рис.13. Рисунок человека без носа и рта.

  • На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.
  • Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.
  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.
  • Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.
  • Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.
  • Нет ступней.
  • Нет одежды и нет никаких половых признаков.
  • Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.
Отметьте прежде всего имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше.

Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные (рис. 14) или очень причудливые фигуры.

Рис.14

Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

Еще один значимый негативный фактор - это изображение ребенком фигуры противоположного пола, который не обязательно связан с гомосексуальными тенденциями, как часто принято считать. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противоположного пола.

Столкнувшись с чем-то подобным или просто непонятным, не спешите делать выводы. Некоторые странности в рисунках могут иметь простые и правдоподобные объяснения. Поэтому следующим этапом будет описание нарисованной фигуры. Попросите ребенка рассказать, кто изображен на его рисунке. Даже простое описание ребенком рисунка может дать интересную информацию, поскольку, несмотря на отсутствие внешнего сходства автора и его творения, в описании фигуры речь пойдет о самом ребенке, его чувствах, мыслях и переживаниях.

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

  • Кто он?
  • Знаком тебе этот человек?
  • На кого он похож, кого он напоминает?
  • О ком ты думал, когда рисовал?
  • Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
  • Сколько ему лет?
  • Где он находится?
  • Что вокруг него?
  • О чем он думает?
  • Что он чувствует?
  • Чем он занимается?
  • Он тебе нравится?
  • него есть плохие привычки?
  • У него есть какие-нибудь желания?
  • Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
  • Этот человек здоров?
  • Что больше всего хочет этот человек?
Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

После того как вы собрали первичную информацию с помощью этого краткого опроса и анализа поведения ребенка во время рисования, следует перейти к интерпретации рисунка. Прежде всего, нужно иметь в виду, что каждая часть изображенной фигуры имеет символическое значение, характер которого учитывается при интерпретации. Каждый орган тела приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка.

В очередной раз хотим предупредить о неприемлемости поспешных заключений. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому вы не должен пытаться ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

Символические значение фигуры человека

Голова - олицетворение сферы интеллекта, место локализации "я" ребенка, его психического центра, поэтому не удивительно, что голове уделяется максимальное внимание. Если ребенок уделяет голове слабое внимание - это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб - это также отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Это та часть тела, которая всегда открыта взглядам окружающих и через это вовлечена в процесс отношений с другими людьми. Отсутствие лба обозначает, что ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Соотношение пропорций головы и туловища есть отношение между физическим и духовным в ребенке. Если у человека непропорционально большая голова - это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Подростки, осознающие свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии навыков чтения или письма и т. п. или страдающие от нарушений адаптации, также часто рисуют большую голову у человека.

Волосы. Выделение волос на голове может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании.

Лицо - символ сферы общения, важнейший центр коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка. Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематично, упускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры. Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-посколь-ку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами. Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо - довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного "я". Не менее тревожный факт - изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Подбородок. За ним закрепилось стереотипное значение, согласно которому мы знаем, что подбородок - отражение силы воли, властности, мужественности и т.д. Увлечение изображением подбородка, которое проявляется в том, что его часто стирают, перерисовывают, обводят или рисуют заметно выступающим (на рисунках фигуры в профиль), может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Это может обозначать стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Такая интерпретация еще более обоснована в том случае, если сильная, с нажимом, прорисовка всего лицевого профиля сочетается со слабыми, легкими линиями в изображении остальных частей. В таком случае можно предполагать, что автор рисунка в действительности подобными качествами не обладает и лишь рисует себя таковым в воображении.

Брови. Бровям придается то же значение, что и волосистому покрову головы. Аккуратные брови, так же как и аккуратная прическа, - свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови говорят о грубости характера, строптивости, несдержанности, примитивности нравов и т.д. Поднятые брови ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Уши - если они есть, то обозначают открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Уши дети начинают изображать в довольно позднем возрасте, поэтому пропуск этой части тела или сокрытие ее за волосами считается незначимым. Определенное выделение ушей на рисунке может свидетельствовать о чувствительности к замечаниям и осуждению и косвенно - об упрямстве и неподчинении авторитетам.

Глаза, как известно, - зеркало души, отражение внутреннего мира ребенка. Уже одно выражение глаз может многое сказать о ребенке: стыдливое, мечтательное, угрюмое. Пристальный, пронизывающий взгляд - выражение агрессивности. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами - символ страха или тревоги. Большие и тщательно прорисованные глаза в основном рисуют девочки и гораздо реже - мальчики. Глаза широко открытые, но не преувеличенные, могут быть знаком любознательности. Взгляд не прямой, а скошенный говорит о подозрительности.

Поскольку с помощью глаз мы контактируем с окружающим миром, в случае с маленькими глазами мы можем говорить о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Закрытые глаза - попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими. Отсутствие зрачков, пустые глазницы, вероятно, говорят о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза - отражение желания быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот - многозначный элемент. Если рот открыт, то это принято считать признаком агрессии или вербальной активности агрессивного характера, если прорисованы зубы, то это явная агрессия. Возможно, она носит защитный характер. Выделение рта, которое может выражаться в стирании, смещении, непропорциональных размерах, подчеркивании и т.д., в целом типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста это уже становится признаком зависимости, несамостоятельности. Рот, обозначенный одной прямой чертой, может говорить о внутреннем напряжении.

Губы - общепринятый символ сексуальной сферы. В рисунках детей губы одна из тех деталей, с помощью которых передается общее выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, - признак верной половой идентификации. Прорисованные губы на рисунке подростка могут означать наличие нарциссичес-ких тенденций.

Нос - сам по себе не имеет интерпретационного значения. Часто в связи с носом вспоминают о психоаналитической трактовке, в русле которой он считается сексуальным символом. Хотя практикующие психологи считают, что испытывающий сексуальные проблемы подросток, вероятнее всего, будет акцентироваться на таких символах, как галстук или карманы брюк, а не на носе. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. Для них характерно состояние некой раздвоенности. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.Короткая шея может символизировать естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи в рисунках детей является признаком незрелости.

Рис. 17 Руки - символ активности, коммуникативности и контактности (рис. 17). Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению - это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Если же руки, напротив, спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах - это может говорить о необщительности и замкнутости. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения. Другая важная характеристика изображения рук - это их тонус. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки, вероятно, обозначают хорошую социальную приспособленность, легкость установления контактов с окружением, активное внедрение в среду. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки могут характеризовать поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром.

Крупные, большие ладони - признак деятельного, взрывного характера, тогда как отсутствие ладоней свидетельствует о неприспособленности, отсутствии веры в свои силы, чувстве непригодности. Слабо прорисованные ладони говорят о недостаточной контактности, ограниченной сфере общения и низкой продуктивности в занятиях практической деятельностью. Тщательно прорисованные пальцы означают способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков - признак агрессии, воинственности. Кулаки на руке отведенной от тела - открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Если же руки со сжатыми кулаками прижаты к телу, можно говорить о скрытой, подавленной тенденции к бунту. Об агрессии могут говорить пальцы, изображенные так, будто человек готов схватиться за что-то, подобно когтям хищной птицы. Другие возможные символы враждебного отношения: руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук - крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, отсутствие туловища и общая гротескность рисунка, отсутствие рук свидетельствует о плохой приспособленности ребенка. Для детей старшего возраста отсутствие рук - очень необычный факт. Кроме того, это может выражать чувство вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным отношением. То же самое могут означать сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки могут свидетельствовать о замкнутости, обращенности внутрь, на себя, и стремлении держать себя в определенных рамках, не позволяя проявиться своим импульсам. Если ребенок рисует длинные руки - это говорит о направленности во внешний мир, контактности, стремлении приобретать, накапливать. Большие, мускулистые руки рисуют дети, признающие приоритет силы, стремящиеся стать физически сильными, также крупные и сильные руки возникают на рисунках тех, кто пытается таким образом уравновесить, компенсировать собственную слабость. С другой стороны, ребенок, осознающий свое слабое физическое состояние, может изобразить тонкие, хрупкие руки.

Туловище - символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком - это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика. Крупное, сильное тело с мощными плечами на рисунке ребенка нормального телосложения - внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи служат выражением физической силы и превосходства. Подростки, испытывающие сексуальную неадекватность, могут выражать это в сильно выделенных по отношению к другим частям тела плечах. Если сильный ребенок рисует слабое тело, то, возможно, это связано с каким-то переживанием из прошлого опыта.

Хрупкое тело может быть выражением собственной слабости. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело с непропорционально маленькой головой. Если маленький ребенок изображает пупок - это признак эгоцентризма, если пупок рисует ребенок старшего возраста - это становится выражением инфантильности или стремления уйти в себя. В целом округлая форма туловища - уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность.

Угловатая, прямоугольной формы фигура ассоциируется с мужественностью, энергичностью и экспрессивностью. Часто фигура украшается дополнительными аксессуарами (бантики, пряжки и пр.). Это обозначает повышенное внимание к собственной персоне. Крайне негативный признак - изображение внутренностей тела. Он свидетельствует о серьезных психических нарушениях.

Ноги - символ опоры, устойчивости, направленности на практическую ориентацию. Если стопы нарисованы в профиль - это признак устойчивости, уверенности в себе.

Рис.18 Стопы, обращенные пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп выражают чувство неуверенности (рис. 18). Подростки, отделяющие на рисунке нижнюю половину тела жирной чертой, могут таким образом выразить наличие проблем, связанных с сексуальной сферой. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги - выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности. Маленькие, неустойчивые ступни - довольно частая особенность рисунков детей, испытывающих чувство незащищенности. Такие дети рисуют неустойчивые фигуры, готовые упасть в любой момент из-за крайне слабой устойчивости крошечных ступней. Ребенок бессознательно выражает в символическом виде неустойчивость личности, построенной на слабом, ненадежном основании. В случае недостатка базового чувства защищенности развитие личности нарушено; постоянная тревожность продолжает препятствовать движению к эмоциональной зрелости и умственному здоровью.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается в рисунках девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Одна девочка нарисовала невесту, держащую букет над центральной частью своего тела. Над нижней частью живота могут быть изображены и другие объекты.

Откровенное изображение гениталий. Изображение гениталий настолько необычно, что их присутствие на рисунке может быть очень значимо. Отказ воспроизвести половые органы, по-видимому, происходит не из-за культурного табу. Более вероятным объяснением может служить смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. В промежутке от шести до двенадцати лет хорошо приспособленные дети все более и более вовлекаются в процесс овладения новыми умениями и в то, что соответствует нравам их школьных товарищей и друзей.

Рисунки детей периода скрытой сексуальности, в которых пенис или вульва изображаются откровенно, очень редки. Причины этого необычного дополнения надо искать в случаях, которые предполагают развитых не по годам детей, осведомленных о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание после младенчества может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности, особенно смышленого, чувствительного ребенка. Какова бы ни была причина тех редких случаев открытого изображения гениталий, - а в большинстве случаев это были нарушения поведения того или иного рода (агрессия, фобии), - это не препятствовало детям, достигая юношеского возраста, развиваться и хорошо приспосабливаться.

Поскольку нарисованная фигура считается тесно связанной с автором рисунка и определенным образом характеризует его, интерпретация должна охватить максимум особенностей рисунка. Такие аспекты рисунка человека, как размер фигуры, ее поза и расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность или прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона или фоновых эффектов, а также посторонних объектов, представляют собой значимые аспекты представления ребенка о самом себе и также подвергаются анализу. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Маленькие размеры фигуры могут говорить о депрессии и чувстве неприспособленности. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность.

Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность. Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево - означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке. Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива

Мальчики (редко - девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль. Такое неестественное положение фигуры обычно считается признаком социальной напряженности. Кроме того, это может служить признаком определенного чувства вины, связанного со сферой общения. Если такое положение - голова в профиль, туловище анфас - усугубляется изображением ног в профиль, то в таком случае можно говорить о низком умственном развитии и нарушении пространственного воображения.

Другие особенности изображения

Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Наличие прозрачных элементов в рисунке может быть вполне естественным фактором, если рисунок выполнен ребенком 6 лет.

Рис.19 В более старшем возрасте это может иметь уже негативное значение, поскольку прозрачность деталей противоречит реальности (рис. 19). Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В "мягком" варианте прозрачность может также свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай, по-видимому, более показателен).

Необязательные детали. Среди необязательных деталей рисунка - такие, как сигарета или трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках нарисованной фигуры трактуется как признак враждебного, агрессивного отношения. Пуговицы в рисунках детей старшего возраста могут говорить о недостаточной зрелости, инфантильности. О том же самом, по-видимому, свидетельствует выделение карманов. Акцентирование на таких элементах, как галстук и шляпа, как принято считать, имеет сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы - это трубка, сигарета и реже трость. Выделение ширинки на брюках можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией.

Разрозненные части тела. Подобные случаи несомненно свидетельствуют об отклонении, поскольку подавляющее большинство детей, даже с самых ранних своих попыток изобразить человека, рисуют интегрированную фигуру. Рисунок человека, в котором части рассеяны безотносительно друг к другу - явное отклонение от нормы. Этот отказ создать целостный рисунок отмечался у детей с серьезными нарушениями и является показателем их личностной дезорганизации.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки. Ограниченные, стереотипные фигуры рисуют эмоционально незрелые дети. Данное нарушение может принимать разные формы, но наиболее типичная для большинства детей - это расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Многие из них довольно способные, но слабо восприимчивы к академическим занятиям. Часто истоки проблемы могут быть прослежены в семейной ситуации, отмеченной чрезмерной напряженностью.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части можно наблюдать в рисунках тревожных детей. Штриховка может быть ограничена лицом, нижней частью тела или, в частности, областью гениталий.Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей, прошедших этот этап, то есть старше 13 лет, достигших возраста, когда ребенок склонен к самоанализу и испытывает беспокойство относительно своих способностей, подобные реакции нетипичны. Случаи штриховки в рисунках могут быть показателями эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Рисунок человека был и продолжает быть любимым предметом детского творчества. В процессе интеллектуального и личностного роста ребенка рисунок человека подвергается ряду преобразований, но данный образ должен сохраниться, по крайней мере, на протяжении периода скрытой сексуальности как центральный мотив в рисунках, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, сияющее солнце, возможно даже облако или два. Для маленьких детей настолько нетипично исключение из рисунка фигуры человека, что, безусловно, подтверждает предположение о вероятных трудностях в межличностных отношениях. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Много хорошо приспособленных детей могут осветить рисунок человеческой фигуры добавлением сияющего солнца. Обычно в одном из верхних углов листа, часто в форме дуги. Исходящие из окружности линии, представляют лучи, а солнце может иметь улыбающееся лицо.Необычно для детей, если они добавляют ливневые облака и заштриховывают солнце. Эти зловещие признаки были замечены в рисунках несчастливых, тревожных, подавленных детей.

Стирания. Факты стирания считаются выражением тревоги и неудовлетворенности. Как правило, стирания приводят к ухудшению, а не к улучшению рисунка, подтверждая тем самым, что служат выражением конфликта.

Качество линий

При интерпретации рисунка оценивается и качество линий. Значение того или иного типа линий вы можете найти в части книги, посвященной особенностям детского рисунка в целом.

Кроме того, к данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста "Дом-Дерево-Человек" в той его части, которая относится к рисунку человека.

Заключение

Таким образом обобщая изложенное, можно сказать, что рисунок человека дает богатую информацию для размышлений. Рисунок ребенка позволяет выносить гипотетические суждения о таких свойствах и характеристиках личности, как: агрессивность и враждебное отношение к окружающим, озлобление, спутанная сексуальная роль, чувство фрустрации и импульсивность, тревога и многих других как более, так и менее серьезных нарушениях.

Источник: psiholognew.com из книги Кэтрин Тейлор "Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей"

www.child-psy.ru

Значение и язык прикосновений

Объятия, ласки, похлопывания по плечу, пощёчины (настоящие или шуточные) . Всё это может сказать больше, чем слова..

Через физический контакт может выражаться симпатия, или наоборот — неприязнь. Он может использоваться для привлечения внимания или передачи какой-либо эмоции.

Так же, есть прикосновения, связанные с профессиональной деятельностью (например визит к врачу или к парикмахеру), спортивные контакты, танец и др.. В общем взаимный физический контакт — это нормальное и очень распространённое явление, каким бы он ни был, он имеет глубокое влияние на наше восприятие, поэтому важно понимать значение прикосновений.

Прикосновения важны в любой фазе жизни. Ласкание младенца в первые месяцы его жизни, когда вербальный язык ещё не доступен, закладывает основу восприятия мира отношений в его сознании. Затем, с течением лет, роль этой невербальной формы общения начинает разворачиваться во всём своём спектре. Во-первых, становится заметным разделение физических контактов на позитивные и негативные. С одной стороны, прикосновение может означать связь, как например, держание за руку или под руку. А с другой стороны, может выражать желание держать дистанцию, например, толчок.

Что касается позитивных прикосновений, то их, по своим значениям, английский антрополог Дезмонт Моррис разделил на 14 основных видов.

Основные виды позитивных прикосновений

Рукопожатие
Рукопожатие

Формальное приветствие, означающее предрасположенность. Сигнал к предрасположенности усиливается, если обычное пожатие правых рук дополняется прикладыванием левой руки, или прикосновением левой рукой к плечу партнёра.

Объятие
Объятие за талию

Сигнал, означающий интимную связь партнёров (иногда процесс ухаживания). Гетеросексуальный жест, так как рука мужчины приближена к гениталиям женщины.

Поцелуй
Поцелуй в губы

Жест, «зарезервированный» влюблёнными парами. Молодые часто практикуют его на публике, другие в более интимной обстановке, или тоже на публике, но в особо «пафосные» моменты (например, после долгой разлуки).

Рука на голове
Рука на голове

Означает безусловное доверие, так как предполагает доступ руки к одной из самых уязвимых частей тела. Таким образом, даже самый незначительный контакт «рука-голова» сигнализирует о тесной связи.

контакт голова к голове
Голова к голове

Жест, по значению похожий на поцелуй в губы. Практикуется в основном молодыми парами. Сигнализирует об абсолютном желании находиться в постоянном контакте, изолированно от окружающей обстановки.

Ласка
Ласка

Сексуальная сторона отношений партнёров, так как ласки составляют часть эротических прелюдий. На публике ласка передаёт остальным сигнал тесной связи.

Держание на руках
Держание на руках

Родители держат ребёнка на руках, или девушка сидит на руках у парня. Жест, означающий поддержку. У взрослых практикуется только при необходимости помочь.

Притворная атака

Толчки, удары, пинки, исполненные в шуточной манере, не провоцирующей болевые ощущения. Означают не агрессивность, а дружбу. Иногда — единственный способ продемонстрировать «сердечность» отношений у парней и мужчин.

Сопровождающий контакт

Один ведёт другого слегка обняв за плечи, или поддерживая за руку. Контролирующе-покровительственный жест.

Похлопывание по спине
Похлопывание по спине

Распространённый жест, означающий похвалу, дружбу,поддержку.. Иногда имеет шуточный смысл : «Хм..Какой ты молодец!»

Держание под руку
Держание под руку

Наиболее распространённый жест, означающий связь между партнёрами. Имеет символическое значение защиты и обладания. Исполняется на публике, чтобы передать всем его смысл.

Полное объятие
Полное объятие

Распространено у детей с родителями и у влюблённых. У взрослых это жест сексуальной связи или ритуальный символ «разрыва-воссоединения».

положить руку на плечо
Рука на плече

Преимущественно мужской жест. Практически единственный, социально принятый способ физическим контактом выразить дружескую связь между мужчинами.

держаться за руки
Рука в руке

В детстве этот вид прикосновения нужен, чтобы поддерживать ребёнка, учащегося ходить, а так же, чтобы защитить его. У взрослых приобретает смысл обоюдной связи.

Бывают так же, дружеские прикосновения, иногда возможно и неосознанные. Различные исследования показывают, что приятней всего нам вспоминать те встречи, во время которых нас касались, при чём как можно менее осознанно.

Прикосновение может быть, выражением доминирования: двое разговаривают, и один, время от времени, тычет другому пальцем в грудь. Или один положил руку другому на плечо, выражая, таким образом, свой более высокий статус. Действительно, обычно человек более высокого ранга даёт начало физического контакта: начальник покровительственно кладёт руку на плечо подчинённого, старик может потрепать ребёнка за щёку, и чаще мужчины (как доминирующий пол) первыми трогают женщин.

Женщины в отношениях между собой проявляют большую доверительность, чем мужчины. Довольно часто можно увидеть девушек держащих друг друга за руку, или как одна женщина поправляет другой причёску.

Мужчины тоже трогают друг друга, но по своим строгим правилам. Это приветственные рукопожатия, дружеские потасовки. Если  прикосновения переходят определённые рамки, это может быть признаком гомосексуализма.

Но прикосновения нужны не только для общения. Исследования показывают, что физический контакт — залог нормального психического развития. Например, детёныши приматов, выросшие изолированно, которых не трогала и не облизывала их мать, оставались сексуально незрелыми, и некоторые даже не совершали попыток спаривания. Если новорожденному котёнку закрыть на несколько недель один глаз, он никогда не научится им видеть. Многим органам не достаточно просто быть здоровыми, они ещё должны научиться функционировать.

То же самое происходит и с человеческими детьми. Ребёнок, получивший достаточное количество материнской и отцовской ласки, вырастет более зрелым в психическом и сексуальном плане. Все сексуальные контакты взрослых где-то в своей глубине базируются на опыте физического контакта с родителями, приобретённом в раннем детстве.

Смысл прикосновений проявляется так же в функции утешения. С их помощью мы хотим укрепить отношения, которые иногда подвергаются жёсткой проверке. Поэтому мы касаемся друг друга больше в момент какого-либо горя, по прошествии опасной ситуации, до и после долгого расставания. В таких ситуациях мы особенно чувствуем необходимость связи и посредством жестов прикосновений мы превозносим данный момент.

Наша склонность в трудные моменты касаться «себе подобных» диктуется так же и физиологическими причинами. Стимулированная кожа играет главную роль в создании ощущения благополучия. Некоторые рецепторы, определённым образом стимулированные, отправляют сигнал в гипофиз, где после серии химических реакций выделяются так называемые морфины-эндогены, которые вызывают у нас приятные ощущения. Эти же вещества выделяются и во время экстренных ситуаций, например, во время родов или какой-либо травмы, чтобы уменьшить боль.

Язык прикосновений

Каждый день мы имеем физические контакты, желаемые и не очень. Язык прикосновений имеет свой смысл. Ознакомьтесь с кратким словарём этого сложного языка..

Девушка, разрешите к вам прикоснуться?!
"коэффициент доступности" частей тела девушкиКоэффициент доступности частей тела для окружающих

На схеме обозначены части тела, имеющие различный «коэффициент доступности» для окружающих.

  • Неокрашенные части тела находятся в распоряжении практически всех окружающих этой девушки. Руки доступны для контакта при приветствии или для дружеских «похлопываний» и т.п. Лицо доступно при поцелуе в щёку, например.
  • Зелёным обозначены части тела, которые могут трогать на публике только люди из её ближайшего окружения — это её партнёр или родители (волосы, шея, область возле груди, бока, колени).
  • «Запретные» части тела обозначены синим. Доступны только для партнёра в интимной обстановке.

Иногда эти законы могут быть нарушены. На приёме у врача, у массажиста и т.п. Или, например, продавец обуви — имеет право трогать ступни покупателей.

Невербальные сигналы при общении

шуточная агрессия
Держись! Я нападаю!!!

Лёгкие удары кулаками, хватания за горло, в общем шуточная агрессия. Такой вид общения распространён среди парней. Обычно сопровождается сигналами, принятыми в дружественной среде — смех, шутки, активные движения. Однако, если дружественные сигналы запаздывают, или действия слишком агрессивные, то реакция может быть негативной.

Комментарий о внешнем виде с касанием
Какое красивое ожерелье!!! Можно посмотреть?!

Комментарий о внешнем виде (Красивое платье! Ты поменяла причёску?..) произнесённый с выражением и сопровождаемый прикосновением к соответствующей части тела или одежды. На языке прикосновений это означает, что к вам относятся дружелюбно и вам дали высокую оценку. Хотя это может быть и частью игры или флирта.

Поддержка и утешение
Не расстраивайся! Это всё мелочи!

Физический контакт нужен как поддержка и утешение. Например, когда ваш друг не сдал экзамен. В этом случае речь идёт о «боковом» объятии. Означает дружескую поддержку, но «утешающий» не входит слишком глубоко в личное пространство «утешаемого».

просьба или требование
Извини, не окажешь мне услугу?

Физический контакт может подчёркивать просьбу или требование. Например, в офисе, коллега или начальник сопровождают прикосновением вопрос типа: «Можешь заняться этим?» Обычно это лёгкое прикосновение к плечу. При использованииязыка прикосновений, просьба становится более личной. Так же, контакт служит для привлечения внимания.

сигнал для других
Он уже мой, не пытайся!

Некоторые контакты производятся, чтобы дать какой-либо сигнал не тому человеку, к которому прикасаются, а другим. Действия ухода за человеком передают сигнал обладания. Например, женщина, поправляющая одежду партнёру, объявляет другим, что он уже занят.

сигнал: она моя
Осторожно, дружище!

Она говорит с мужчиной на вечеринке, её партнёр подходит и кладёт руку ей на талию. Передаваемое сообщение здесь очевидно: «Она моя!»

Приветствия

Два человека, которые узнают друг друга, естественно здороваются. Сначала издалека, затем при физическом контакте. Интенсивность этого контакта зависит от глубины связи этих людей, от того, как давно они виделись, от контекста их встречи, от культурных и социальных традиций. Например, если два друга встретились после значительного события (горе, болезнь, или наоборот — успех), то их приветствие будет намного «горячее». Интересным является тот момент, что во всех культурах приветствие базируется на объятиях — руки одного окружают тело другого, тела и лица соприкасаются.

Ухаживание

«Кодекс прикосновений» богат различными нюансами.

Здесь с помощью касаний передаётся сигнал симпатии, затем поэтапно идёт переход к намёку на сексуальный контакт. С момента, когда промелькнула первая искра симпатии, шкала прикосновений проходит несколько этапов в сторону повышения их интимности. Начинается всё с того, что мужчина берёт женщину за руку, касается её волос, обнимает за плечи. Затем его рука опускается ниже, к талии, приближаясь к интимным зонам. Кульминационным этапом ухаживания является поцелуй с касаниями эрогенных зон.

Секс

Если в процессе взаимного исследования тел, возбуждение дошло до уровня при котором было решено заняться сексом, то никаких ограничений в шкале прикосновений больше не существует. В социальном «кодексе прикосновений» это единственный случай, когда люди получают «лицензию на прикосновение» к абсолютно любой части тела.

Источник: журнал «Focus»(Италия).

www.krugozors.ru