Тренинговое занятия для подростков "Злое занятие". Тренинговые занятия по психологии для подростков


Тренинговое занятие для подростков

Тренинговое занятие для подростков

«Значение невербальных средств в общении.

Вербальные приёмы эффективной коммуникации.

Межличностное взаимодействие в группе».

Цель: отработка приёмов эффективной коммуникации, приёмов позитивной установки в практике реальных межличностных отношений, личностный рост участников.

Целевая группа: подростки 13-14 лет.

Количество участников: 10-12 человек.

Время: 1ч.20 мин.

Материалы: два мотка нетолстой веревки, длиной 15-20 м, 2 непрозрачных мешка, секундомер; лист ватмана А4 с изображением геометрических фигур в различных вариациях на листе; клубок с нитками для вязания.

Ход:

Упражнение «Приветствие» (10 мин.)

Цель: выявление значения индивидуального восприятия; определение закономерностей общения; развитие рефлексии.

Инструкция: каждый участник должен поздороваться по очереди со всеми присутствующими без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимики (движения тела), желательно не повторяться.

Рефлексия:

  • Сложно ли было не заговорить в процессе невербального приветствия участникам?

  • Как быстро догадывались участники, ясно ли было, что им хотел передать приветствующий?

  • Что помогало, что мешало участникам передавать приветствие?

  • Кого было легко понять? Почему?

  • Какие приветствия участников «читались» сразу?

  • Какие общие выводы можно сделать по окончании упражнения?

Упражнение «Мне – Соседу» (2 - 3 мин.)

Цель: создание благоприятного настроя на работу

Инструкция: все участники встают в круг, достают из своего кармана любую мелкую вещицу и кладут её на ладонь правой руки. Пальцы левой руки складывают щепоткой над ладонью правой руки соседа слева. Со словами «мне» каждый участник берет предмет с ладони соседа и перекладывает его на свою правую ладонь со словами «соседу» и так до тех пор, пока предмет не вернется к своему хозяину.

Рефлексия:

  • На что направлено данное упражнение?

  • Какие чувства испытывает каждый участник после выполнения упражнения?

Упражнение «Кот в мешке» (15 мин.)

Цель: определение проблемных зон во взаимодействии.

Инструкция: все участники произвольно делятся на две группы. Каждая группа получает по непрозрачному мешку с лежащими в них запутанными веревками. Сначала участники должны без слов, с помощью мимики и жестов распутать веревку и смотать ее в клубок. Во второй части задания выложить из нее какой-либо символ, цифру, букву, используя как вербальные, так и невербальные формы общения и презентовать получившуюся фигуру в течение одной минуты.

Рефлексия:

  • Какую часть задания было выполнять сложнее? Почему?

  • Какие жесты и мимика помогли вам договориться?

  • Какие фразы и предложения позволили вам найти общий язык и прийти к общему мнению?

  • Как вы думаете, на что было направлено упражнение? Чему оно учит?

Беседа «Общение и его особенности» (13-15 мин.)

Участники тренинга вначале работают самостоятельно индивидуально каждый в собственной рабочей тетради (выданной на первом занятии).

Инструкция: на листе формата А4 изображён круг, который необходимо разделить на три части соответственно определив процентное соотношение трёх основных факторов в человеческом общении – весь круг составляет 100%: сколько из него будет составлять язык жестов, язык информации, язык голоса в полноценном конструктивном общении.

Данный круг необходимо разделить на три части, исходя из представлений и опыта общения каждому участнику: из 100% какова доля каждого из этих трёх факторов в процессе межличностного взаимодействия?

Может эти факторы равнозначны по степени важности или имеют разный процент важности?

Характеристики анализируемых категорий:

  1. Язык жестов (невербальное общение – движение, выражение лица, мимика, фокус зрения, движения глаз, поза, осанка, положение головы, походка, дыхание, жесты) – 57%

  2. Язык информации (содержание речи – базовый словарь, грамотность, стилистика, интонационное оформление, логичность, уместность, ясность, образность) – 18%.

  3. Язык голоса (голосовое оформление речи – громкость, тембр, использование пауз, дикция, диапазон) – 25%

Рефлексия:

  • Удалось ли группе осознать реальные составляющие идеального общения?

  • Кто из участников был максимально близок к верному соотношению процентов в круге?

Упражнение «Пойми меня» (15 мин.)

Цель: тренировка умения слушать, понимать говорящего, развитие грамотности в формулировании собственных высказываний – основы конструктивного общения.

Инструкция: участники делятся на пары: один из них (по очереди) получает лист ватмана А4 с изображением геометрических фигур в различных вариациях на листе.

Участники садятся друг к другу спиной. Первый объясняет второму как можно точнее расположение фигур на своём листе, чтобы тот воспроизвёл предложенный вариант рисунка на чистом листе.

Анализ полученных работ проходит по принципу, у кого из пар участников максимально точно удалось воспроизвести предложенный рисунок по описанию, услышанному от первого участника.

Рефлексия:

  • Что чувствовал слушающий участник? Что чувствовал говорящий участник?

  • Какая из пар участников тренинга «максимально сработалась» - удалось повторить рисунок – образец?

  • Что помогало и что мешало процессу общения?

  • Сложно ли было общаться, когда не видишь глаз собеседникам?

Упражнение «Печатная машинка» (10-12 мин.)

Цель: развитие навыков эффективного взаимодействия.

Инструкция: группе даётся пословица (например «Один в поле не воин»), Участникам необходимо распределить между собой буквы алфавита, а затем озвучить пословицу чётко, быстро, логически и эмоционально. Необходимо достигнуть целостной, осмысленной и ритмичной передачи пословицы.

Рефлексия:

  • Чем на Ваш взгляд полезно это упражнение?

  • Какие возникли затруднения?

  • Когда они возникли? С чем они были связаны?

Упражнение «Клубок» (10-12 мин.)

Цель: рефлексия занятия.

Инструкция: Ведущий говорит: «У меня в руках клубок ниток для вязания. Сейчас мы будем вязать узор нашей группы. Участник, у которого в руках окажется клубок, должен вначале сказать, что для него сегодня было наиболее важным, затем обмотать нить вокруг своего пальца и перебросить клубок любому другому участнику. Постараемся, чтобы клубок побывал у всех. И еще: внимательно слушайте каждого, кто говорит. Это нам пригодится» (проходит обсуждение занятия). Затем ведущий подводит итог «Вот, сколько полезного и интересного было сегодня! Теперь давайте посмотрим, какой узор группы у нас получился. Что напоминает этот узор, о чем он вам говорит?

После обсуждения ведущий предлагает следующее задание: «А сейчас предлагаю смотать клубок обратно. Делать это будем так: тот, кто снимает нить с пальца, наматывает её на клубок и припоминает, что именно говорил предыдущий участник, что для него было важно».

Используемая литература:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003.

  2. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2006. – 208 с. – (Серия «Бизнес-психология»).

  3. Завьялова Ж.В., Фарба Е.О., Каденильяс-Нечаева Е., Авдюнина М.Н. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам: Пособие для практикующего бизнес-тренера. – СПб.: Речь, 2005. – 159 с.

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части. Пер с нем. М.: Генезис, 1998

infourok.ru

Занятие с элементами тренинга для подростков "Мои внутренние ресурсы"

Муниципальное образовательное реабилитационное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения «Инсайт»

г. Ишимбая МР Ишимбайский район РБ

«Мои внутренние ресурсы»

(занятие с элементами тренинга для подростков)

Разработала педагог – психолог: Ускова Р.Р.

hello_html_1791cb7f.png

«Мои внутренние ресурсы»

(занятие с элементами тренинга для подростков).

Цель: работа с личностным потенциалом подростков, помочь детям освоиться с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе взросления.

Задачи:

• ставить себя на место другого человека;

• устанавливать границы общения;

• раскрываться в общении;

• проявлять свои чувства, в том числе страхи, связанные с изменением ситуации жизни;

• управлять своим поведением;

• выполнять различные роли, связанные с групповым взаимодействием.

Целевая аудитория: подростки 11-14 лет

Оборудование: стулья по количеству участников тренинга; мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, листы белой бумаги.; природный и бросовый материал для конструирования ( ракушки, шишки, тесьма, бусинки, орехи, жёлуди и тд.), пластилин, кувшин, детская игра «рыбалка» по количеству участников тренинга, су-джок по количеству участников тренинга, имитация кольца.

.

Ход занятия.

Ведущий: Здравствуйте, я рада видеть вас! Древний философ, имя которого Спиноза, сказал: человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха. Именно кризисные ситуации обычно очень хорошо показывают, каков человек на самом деле, как он себя ведёт в этом случае, что он из себя представляет.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на необитаемый остров.

Упражнение 1. Разминка «Доброе животное»

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки

Ведущий. Вспомните, как тяжело было Робинзону Крузо на необитаемом острове - он был там один. А мы с вами - команда. И для того, чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Прошу вас встать в круг плечом к плечу и взяться за руки. Представьте, вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Делаем шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. И еще раз, вдох, выдох. У нашего животного бьется доброе сердце. Давайте потопаем на месте и постараемся попасть в такт к друг другу. Начали. Спасибо, можете присесть.

Упражнение 2. «Рыба для размышления»

Цель: обобщение опыта самопознания; отреагирование эмоциональных переживаний в отношении себя за счёт собственного опыта и обратной связи от других людей

Ведущий. Мы должны выжить на необитаемом острове, для этого нам необходима пища. Давайте будем «ловить рыбу». Для этого Вам необходимо подойти к нашему импровизированному морю и взять удочку. Поймали рыбу? Возвращаемся на свои места. Я предлагаю зачитать по кругу начало предложения, записанное на рыбе, а завершить его собственными словами.

Прошу Вас подойти к нашему импровизированному морю. Ловим рыбу. Возвращаемся на свои места. Зачитываем по кругу начало предложения, завершаем собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это...

Я не доверяю людям, которые...

Я сержусь, когда...

Я не люблю, когда...

Мне грустно когда...

Когда я спорю...

Когда на меня повышают голос, я...

Самое грустное для меня...

Человек считается неудачником, если...

Мне скучно, когда...

Я чувствую неуверенность, когда...

Ведущий. Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. Ещё с древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

Упражнение 3. Амулет

Цель: дать подросткам возможность проявить свою уникальность в безопасной обстановке, получить опыт различных стратегий взаимодействия, столкновения с иной точной зрения, отработать навыки активного слушания

Ведущий: Попробуйте с помощью подручных средств сделать фигурки животных, которые станут вашими амулетами и будут защищать вас в трудную минуту. Прошу вас подойти к столу и изготовить свой амулет. И попробуйте придумать ему название. На работу вам дается 5 минут. Приступайте. Музыка.

Время вышло. Прошу вас присесть на свои места. Прошу вас рассказать о своем амулете (как называется ваше животное, в чем он вам будет помогать). Давайте начнем с вас по кругу (участники демонстрируют свои амулеты).

Упражнение 4. Визуализация «Затонувшие сокровища»

Цель: актуализация личностного потенциала, снятие эмоционального напряжения

Спасибо всем, я предлагаю немного расслабиться и отдохнуть. Займите удобное положение, закройте глаза.

Представьте, вы идете по теплому берегу моря…Ласковые волны нежно касаются ваших ног, вашего тела… Море приглашает вас…Вы опустились на морское дно…Мимо вас проплывают красивые рыбы, морские звезды… Посмотрите, что-то засверкало за камнем впереди вас.! Подойдите поближе, раздвиньте водоросли. Вы нашли сокровища! Они необычайно красивы… Вы любуетесь ими… вы можете вернуться домой только с одним предметом выберете его. Царь морей дарит его вам и возвращает вас домой. Потяните руки, ноги, откройте глаза! Поделитесь своими впечатлениями, что вы взяли со дна моря? Спасибо всем!

Упражнение 5. Раб кольца

Цель: формирование экзистенциальных умений, прогнозирование и преодоление жизненных преград

«Посмотрите, среди сокровищ оказалось волшебное кольцо. Тот, кто его наденет, становится его рабом. У каждого из вас есть возможность надеть это кольцо, почувствовать его влияние. Давайте примерим кольцо (примеряют). Это кольцо подавляет человека, делая его то агрессивным, то жестоким, то недоверчивым. Часто кольцо перемещает своего раба в параллельный мир, мир зла и теней». Может кто-то хочет поделится своими ощущениями. (высказываются желающие).

Есть такое мудрое высказывание: «Доброта спасет мир», и это действительно так, ведь в наших силах своими добрыми делами, дружной командой, горячими сердцами изменить действие этого кольца. Давайте вместе придумаем как можно больше способов противостоять кольцу, не стать его рабом. (высказываются по кругу)

Наши добрые сердца растопили кольцо зла и оно превратилось в колечко, которое несет уверенность и радость. Возьмите пожалуйста шарик, откройте его, давайте прокатаем колечко по каждому пальцу.

На наших пальцах находится много активных точек, при воздействии на которые стимулируется работа головного мозга, что предохраняет от переутомления и снимает напряжение.

Поделитесь своими впечатлениями (что вы почувствовали?). Благодарю всех за работу.

Упражнение 6. «Три желания».

Цель: повышение мотивации к достижению жизненных целей

Подойти к слайдам

Однажды, гуляя по берегу моря, вы нашли старую запечатанную бутылку. Вы открыли ее, оттуда появился джинн и пообещал исполнить ваше самое сокровенное желание. Подумайте, что бы вы загадали. Когда будете обдумывать, что загадать, помните, что желание должно оставаться в пределах человеческих возможностей. Запишите его на полоске цветной бумаги.

Итог занятия.

Упражнение 7 «Кувшин желаний»

Цель: актуализация жизненных целей

Давайте опустим свои пожелания в бутылку и передадим ее джинну, для их исполнения (опускаем, закрываем, ставим около слайдов с Джином).

Рефлексия занятия

Ребята, наше занятие подошло к концу и я прошу вас поделиться впечатлениями, что нового узнали, что для себя будете применять в жизни. Всем спасибо за работу!

infourok.ru

Тренинговое занятия для подростков "Злое занятие"

Мананникова Анастасия Александровна,

педагог-психолог ГУ «школа-лицей №35»,

Казахстан ЗКО, город Уральск

Злое занятие

тренинговое занятие для подростков

Цель: развитие навыков рефлексии и саморегуляции у подростков, состоящих на ВШК, ИДН, обучение эффективным способам реагирования в кризисной ситуации

Время: 45 минут

Количество участников: 10-12 человек (при большем количестве участников увеличивается время проведения занятия)

Реквизит: карточки-мнения (Приложение), разноцветные овальные листочки 10х5 см., можно в форме лепестка (каждого цвета не менее 4-х листочков, можно взять 8 цветов Люшера), ручки или фломастеры

Пояснительная записка:

Подростки, состоящие на различных видах учета, часто отличаются повышенным уровнем агрессивности, низкой эмоциональной рефлексией, проживают в неблагополучных семьях, где отец либо демонстрирует агрессивное или асоциальное поведение (алкоголизм и т.п.), либо не участвует в воспитании (или отсутствует в семье), и ребенок с детства находится под влиянием, преимущественно, женского воспитания (мать, педагоги, бабушка), которое, при неблагоприятном развитии, нивелируется или теряет свой авторитет и влияние. Исходя из этого, можно предположить, что постоянный привычно мягкий тон психолога (в образовании – чаще всего женщины) не всегда будет эффективным в данном случае, может восприниматься как нотация. Поэтому предлагаемое занятие построено на достаточно жестком, контрастном принципе и не оставляет подростков без внимания. Эффективно его использовать на начальном этапе работы с подростками данной категории (но не первым), последующие занятия строятся в соответствии с программой сопровождения учащихся, состоящих на ВШК, ИДН и ситуативной необходимостью. Мотивация, внимание учащихся к проблемам и вопросам, которые решаются на занятиях становятся гораздо глубже и осознаннее, подростки готовы анализировать себя, откровенно говорить о проблемах, т.к., несмотря на жесткость в начале занятия, они чувствуют со стороны ведущего понимание их проблем и готовность говорить на одном языке. Это не означает сведение общения с подростками до примитива, а означает готовность протянуть руку ребенку так, чтобы он смог её взять, ухватиться и подняться на более культурный уровень общения и развития поведенческой и эмоциональной сферы. В занятии используется преимущественно вербальный метод, который, в соответствии с возрастными особенностями, является и наиболее естественным для подростков в общении, и, одновременно, сложным.

Комментарий для ведущего:

Занятие построено на контрасте, и психолог должен обладать достаточным опытом работы, способностью чувствовать групповую динамику, тактом и вниманием к происходящему, к каждому участнику. Кроме того, в ходе обсуждения основных тем (работа с карточками), ведущему важно грамотно построить диалог с подростками, как бы обнажить проблемы, довести их до абсурда, обострить, так, чтобы подросток смог увидеть и остро прочувствовать проблему, ситуацию или ошибочность своего мнения. Это эмоциональное переживание в реальной жизненной ситуации поможет подростку вспомнить свои чувства и решения, принятые на тренинге и, возможно, принять правильное решение в конкретной ситуации. Следует учитывать, что есть подростки, которые не могут говорить на данные темы по разным причинам (например, просто не понимают), в данном случае психологу нужно подсказать подростку, пояснить вопрос и, в крайнем случае, попросить ответить кого-то из группы. С самого начала ведущему следует занять очень активную, доминирующую позицию, вести себя прямолинейно и уверенно (что, возможно, будет не совсем привычно для подростков). Впоследствии, в ходе рефлексии, у ребят будет возможность сравнить и проанализировать эмоции, поведение и высказывания всех участников.

Ход занятия:

1. Приветствие (7-10 минут). Ведущий приветствует участников и кратко говорит примерно следующее: «Вы наверняка сталкивались с различными жизненными ситуациями, когда вам приходилось делать выбор в пользу чего-то, принимать решение, оказывались в жестких ситуациях, в острых конфликтах, ссорах или драках. Все люди в подобных случаях ведут себя по-разному. У каждого человека есть свои взгляды, убеждения, принципы, и у вас, я думаю, в том числе. Прежде, чем мы приступим к основной части нашего разговора, предлагаю сейчас каждому из вас по очереди (по кругу) кратко высказаться о том, как вы ведете себя в жесткой ситуации конфликта или ссоры или, когда вас «прижали к стенке». Учащиеся высказываются.

2. Основная часть (20-30 минут, в зависимости от количества участников). Подростки по очереди вытягивают карточки с утверждением, зачитывают его в слух и высказывают свое отношение, согласие или несогласие с написанным на карточке. Ведущий при этом удерживает тон разговора, задает наводящие, очень прямолинейные вопросы, не давая возможности ответить уклончиво или неопределенно, например: «Почему?... То есть ты думаешь… Т.е ты хочешь сказать?... Т.е. получается, что…. Значит, ты считаешь…. Если не так, то как…? А мне показалось, что в прошлый раз ты… Тогда как можно объяснить, что… и т.д.». При этом важно уточнить вывод или выбор подростка, озвучить его, подчеркнуть, поставить точку в его ответе – обнажить. В большинстве случаев подростки сразу будут высказывать свое несогласие с написанным на карточке. В данном случае их можно прямо подтолкнуть к обсуждению темы именно от своего лица, например: «А разве ты не…». Если психолог видит, что обсуждаемая ситуация напрягает подростка и действительно для него не характерна, тогда можно обратиться к другим участникам группы: «А кто может привести пример такой ситуации?» После каждого ответа ребенка его нужно поблагодарить, похвалить за искренность, смелость, т.е. поддержать. Ведущему не следует «застревать» на одном участнике более 5 минут. Если психологу удалось создать на занятии ситуацию открытости и доверия (от этого напрямую зависит эффективность занятия!), то подростки с удовольствием откликнуться на «больные» темы, часто они могут приводить примеры других детей в подобной ситуации, тогда можно попросить их представить себя в данной ситуации, высказать свое личное отношение, уточнить: «Т.е. ты никогда так не делал…, никогда не был в подобной ситуации…? и т.п.» Занятие проходит очень эмоционально, на высоком пике внимания всех участников, поэтому рефлексия занятия занимает не менее важное место, чем основная часть. Необходимо снять напряжение, последние минуты тренинга должны оставить положительные эмоции у подростков. После того, как все выскажутся по теме своей карточки, психолог переходит к рефлексии.

3. Рефлексия (до 10 минут). Ведущий еще раз благодарит всех за высказывания, подводит краткий итог занятию, выражает свое положительное отношение ко всем участникам (ситуация принятия) и просит каждого высказать кратко свои чувства, свое отношение к услышанному на занятии. Для этого психолог предлагает каждому подростку выбрать листок того цвета, который больше всего соответствует его самочувствию в данный момент, написать одно слово на этом листке, характеризующее состояние участника в данный момент. После этого поочередно каждый участник показывает свой листок, поясняет, почему он выбрал такой цвет, что он написал и почему. Затем подросток должен положить свой листок на пол в центре круга группы. Так каждый высказывается и присоединяет свой листок к остальным. Желательно психологу тоже принять в этом участие и начать первым. В конце рефлексии психолог обращает внимание подростков на своеобразный цветок, образовавшийся в центре группы, можно сказать примерно следующее: «Обратите внимание, мнения многих из вас совпадают с другими (по цвету или содержанию), некоторые отличаются, но каждый из них отражает что-то особенное, не похожее на все остальные. И при этом все мы образуем одно целое. Мне очень приятно, что каждый из вас сегодня что-то понял для себя, смог услышать других, понять, что все мы связаны и от наших поступков и решений зависит очень многое. Мы редко задумываемся о таких вещах, еще реже обсуждаем их так открыто, поэтому я рада, что у нас состоялся такой разговор. Есть ли кто-нибудь, кого сегодняшние высказывания задели или обидели?...» Этот вопрос следует задать обязательно. «Еще раз спасибо за участие, я желаю вам сохранять самоуважение и уважение к тем, кто рядом с вами. Помните известную истину: «Где заканчивается моя свобода? Там, где начинается свобода другого человека!». До следующей встречи»

Педагог-психолог Мананникова А.А.

Приложение

Я считаю, что, чем чаще я буду идти на поводу у других, более сильных людей, делать, как они, подражать им, а свое мнение держать при себе, тем больше друзей у меня будет. Я всегда стараюсь делать, как другие, а не так, как я считаю нужным

Все люди делятся на слабых и сильных, на правых и не правых, на умных и тупых, на красивых и не красивых, на тех, кого любят и тех, кого не любят. Поэтому в мире ничего изменить нельзя, от меня ничего не зависит

Если кому-то плохо, то это его личные трудности и это не должно меня волновать. Ну и я никогда никому не жалуюсь (ни друзьям, ни родителям), если плохо мне. Я ни от кого не жду помощи и мне никто не нужен.

В коллективе всегда есть люди, которые не нравятся всем остальным и все остальные считают своим долгом этих людей травить. Я считаю, это правильно, потому что они сами виноваты, мне их не жалко

Мне все равно, когда над кем-то издеваются и все равно, когда издеваются надо мной. И я вообще не понимаю, почему всему этому уделяют так много внимания. Жестокость – это норма жизни

Я не люблю говорить на такие темы, потому что мне надоели нравоучения взрослых, все хотят научить меня, что правильно, а что нет, как я должен себя вести. Что хочу, то и делаю!

Я не люблю тех, кто, по моему мнению, слабее или глупее меня, они меня раздражают, и я при любом случае буду стараться их задеть и поставить на свое место, потому что я лучше их

Я не люблю, когда со мной спорят, критикуют, учат, как мне жить и что я должен делать, потому, что я сам все знаю. Я ПУП ЗЕМЛИ, Я ЛУЧШЕ ВСЕХ

Поэтому я так себя веду

Когда я стану взрослым, я хочу, чтобы моего ребенка в классе не любили, унижали, обижали, потому, что это будет его закалять, делать сильным человеком. Я и сам буду воспитывать его со всей строгостью, никакой поддержки и помощи! Нечего быть таким тупым

В отношениях с другими людьми, главное – это я! Поэтому я пойду на любые интриги, сплетни, уловки, чтобы добиться к себе уважения, а всех остальных отодвинуть, убрать с дороги. Я всегда так действую и не вижу другого способа обратить на себя внимание окружающих

Я получаю удовольствие, когда вижу, что кого-то унижают и радуюсь, что это происходит не со мной, потому что я равнодушный и жестокий человек и сам люблю над кем-нибудь посмеяться

Я не стану терпеть чью-то тупость и прямо в глаза при всех всегда выскажу и поставлю дурака на место, потому, что я всегда прав, мое мнение самое главное, а мнение и чувства других людей меня не волнуют. Пусть страдают, мне-то что…

Если я знаю, что я прав, то мнение и «правда» других людей меня не волнует. Если я прав, то другие быть правыми не могут, и я им это докажу. Я всегда буду стоять на своем, как баран

Я всегда поступаю по справедливости и по-честному. Никогда не вру, никого не подставляю, не унижаю, всегда остаюсь самим собой, ни у кого не иду на поводу. Поэтому в отношении себя критику не терплю

Несмотря ни на что, я останусь при своем мнении и при любом удобном случае буду стараться унизить и уколоть тех, кто мне не нравится. Потому что я считаю, что я лучше и умнее, чем все остальные в нашем классе

Я никогда не упущу случая в присутствии других людей подчеркнуть чьи-нибудь недостатки или слабости. Все начинают смеяться над этим человеком, а я чувствую себя очень остроумным

Я люблю быть лучше кого-то, я так самоутверждаюсь, особенно это интересно делать на слабых или на тех, кого не любят, или на тех, кто мне не нравится. Я сразу вырастаю в собственных глазах.

Я не люблю «шестёрок» и тупиц, поэтому я буду их уничтожать и делать им всякие подлости. Делать гадости и подлости – это моя вторая натура, мое призвание, это получается у меня лучше всего

kopilkaurokov.ru

Коммуникативный тренинг для подростков

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат г. Пугачева»

Программа

Коммуникативный тренинг

для подростков

Составитель:

Педагог-психолог Е.А. Юнаковская

содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………3
Содержание программы ………………………………………………………………...4

Литература ………………………………………………………………………………5

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психогимнастические игры и упражнения…. …………………………..6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Раздаточный материал ………………………………………………… 13

Пояснительная записка

Как известно, общение в жизни подростков играет важнейшую роль и становится ведущей деятельностью. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, оно позволяет подростку проявлять себя как личность и самореализовываться в среде ровесников.

Чем более развиты коммуникативные навыки у подростка, тем более уверенно он чувствует себя в группе сверстников, тем больше возможностей он имеет для расширения круга своего общения.

Для большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о том, как общаться, и навыков конструктивного взаимодействия.

Цель программы: формирование эффективных навыков общения у старших подростков, формирование навыков и умений понимать других людей, оценивать и понимать себя.

Методы и формы работы: психологические игры и упражнения, групповые дискуссии, работа в парах и малых группах, психогимнастические упражнения.

Структура программы: программа рассчитана на 5 занятий (1-2 занятия в неделю). Примерная продолжительность каждого занятия – 1,5-2 часа.

Структура занятий:

1.     Начало работы. Приветствие, разминка.

2.     Работа по теме: игры, рисование, дискуссии, упражнения.

3.     Рефлексия.

Состав группы: программа рассчитана на старших подростков 14-16 лет. Оптимальным количеством участников является 8-14 человек, так как атмосфера малой группы способствует сплочению группы, созданию атмосферы доверия, проявлению активности каждого участника и получению продуктивной обратной связи.

Программа может иметь изменения по продолжительности и количеству занятий, добавление игр, упражнений.

Содержание ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие

Упражнения: Игра «Снежный ком». «Поймай ритм». Знакомство в парах: «Пересядьте те, кто…». «Если бы я был птичкой».

Тема 2. Восприятие себя и окружающих людей

Цель: выявление значения индивидуального восприятия.

Умение воспринимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними. Тренировка восприятия партнера в общении. Навыки высказывания и принятия обратной связи. Рефлексия.

Упражнения: «Поздороваемся». «Паутина». «Пустое место». «Проективный рисунок». «Выявление соответствия индивидуального и общего мнения». «Солнышко».

Тема 5. Вербальное общение

Цель: показать закономерности восприятия вербальной информации.

Восприятие собеседника. Умение слушать. Постановка вопроса в общении. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Отработка умения задавать вопросы. Умение убеждать. Рефлексия.

Упражнения: «Зоопарк». «Испорченный телефон». «Слепой художник». «Кто я?». «Дар убеждения». «Настойчивость – сопротивление». «Нарисуем картину».

Тема 4. Невербальное общение

Цель: развить чувствительность к невербальным средствам общения, тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

Невербальные способы эмоционального самовыражения. Выражение эмоционального состояния невербальными средствами. Рефлексия.

Упражнения: «Подарок». «Молекулы». Инсценировки. «Зеркало молчащее и говорящее».

Тема 5. Заключительное занятие.

Цель: создание условий для рефлексии подростками своих достижений на занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – Новосибирск, 1999.

  2. Лидерс А.Г. Психологичекий тренинг с подростками. – М., 2003.

  3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.

  4. Психогимнастика в тренинге / под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 2004.

  5. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М., 2003.

  6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М., 2005.

  7. Чеснокова Г.С. Психология общения: Методические рекомендации по организации занятий со старшеклассниками. – Новосибирск, 1995.

Приложение 1

Психогимнастические игры и упражнения

«Зеркало молчащее и говорящее»

Ведущий вызывает добровольца. Он садится на стул спиной к группе.

Задача – участник должен по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из участников группы подошел к нему сзади. «Молчащее» сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной только с помощью мимики и жестов. Второе – «говорящее». Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы, кто будет «молчащим» и «говорящим» зеркалами.

Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала «молчащее». Если не угадал – «говорящее». Произносит только ОДНУ фразу. И т.д. Не стоит акцентироваться на чисто внешних особенностях людей. «Говорящему» это разрешается только с третьей фразы. Нельзя ссылаться на воспоминания!

  • Кто оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему помогло?

  • Кто удивлен тем, как был отражен зеркалом?

  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

______________________________________________________________

«Зоопарк»

«Сегодня, приветствуя друг друга, мы будем опираться на наши ассоциации, вызванные миром животных или птиц. Приветствуя своего соседа, вы должны сказать ему, с каким животным вы связываете его образ, и объяснить, что лежит в основе вашей ассоциации. Участники располагаются тради­ционно в общий круг, и первый обращается к партнеру, например, сидящему справа (или слева), уста­навливая контакт». Таким образом, этюд при­ветствия осуществляется по кругу.

______________________________________________________________

«Выявление соответствия индивидуального и общего мнения»

а) Все участники сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех участников, учитывая цвет глаз – от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания.

После того, как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.

Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было «корректоров», каждый внесет свои изменения: «Каждый видит «по-своему». Если же к этому выводу никто сам не приходит, руководитель задает наводящий вопрос.

б) Предлагается одному участнику пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» свое имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу – от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса.

Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему». Таким образом демонстрируется оригинальность зрительного и слухового восприятия.

в) Далее демонстрируется еще один канал восприятия – прикосновение. Почти всегда участниками высказывается опережающее мнение об индивидуальности и этого канала восприятия. Но упражнение все-таки следует провести, поскольку оно дает еще и терапевтический эффект.

Предлагается расставить участников по «теплоте рук» (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных детей). 1-й участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по принципу «руки теплее – холоднее». 2-й участник корректирует расположение участников в ряду.

В заключение всем участникам предлагается занять место, на котором ему хочется сидеть в данный момент. Детям предлагается обсудить, как при существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нужно подвести их к принципам общения: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими».

______________________________________________________________

«Дар убеждения»

Цель – развить навыки ведения полемики, аргументации и контраргументации.

Вызываются два участника тренинга. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того как оба участника выяснили, у кого из них в коробочке лежит бумажка, каждый начинает доказывать остальным участникам тренинга, что именно у него в коробке лежит цветная бумажка. Задача «зрителей» – решить, у кого из двоих волонтеров лежит в коробочке цветная бумажка. В случае если «зрители» ошиблись, ведущий придумывает им наказание. Например, на протяжении одной минуты попрыгать и тому подобное. Затем можно вызывать других волонтеров.

По завершении упражнения обсудить полученные впечатления и проанализировать, какие именно аргументы, вербальные и невербальные компоненты поведения заставили «зрителе» поверить в ложь.

______________________________________________________________

Инсценировки

Участники делятся на группы: первая – актеры, вторая – зрители.

Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:

  • идти против ветра;

  • туда, куда не хочется;

  • так, чтобы кого-нибудь не разбудить и т.д.

Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются другие темы:

мы куда-нибудь идем, и вдруг… (встреча с неожиданностью)

  • понимаем, что что-нибудь забыли;

  • не хватает денег;

  • видим человека, который нам очень нравится;

  • видим человека, которому хотим понравиться;

  • узнаем, что на чулке (рукаве) дырка и т.д.

Обсуждение. Что помогает осознать, выразить чувство? Что помогает понять, что чувствует другой человек? После обсуждения предлагается систематизировать невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоции.

______________________________________________________________

«Испорченный телефон»

Показать значимость полного понимания услышанного в процессе общения.

Вариант 1. Все (или несколько человек) выходит из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно любое предложение из книги, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый входящий выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Вариант 2. Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картина, рассмотрев которую, он словесно описывает её следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший предлагает (не видя картины) следующему услышанное описание.

По завершении упражнения картина представляется всем участникам.

Выводы. Почему искажен смысл? Как это происходило? «Слушать и слышать – не совсем одно и то же», «Видеть и понимать – не совсем одно и то же».

______________________________________________________________

«Картина»

Ведущий предлагает нарисовать картину на холсте только с помощью воображения.

«Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму холст и нарисую на нем что-то, потом передам …»

Следующий участник говорит, что он видит на холсте, нарисует на нем то, что ему захочется и скажет нам, что он нарисовал. Затем передаст картину дальше. «Картина» возвращается к тренеру.

«Я беру холст и вижу на нем…»

______________________________________________________________

«Представьте, что вы стали растением. Что вы за растение, каким вы стали? На что похожи ваши листья? Есть ли у вас острые шипы? Ваши листья колючие или гладкие? Может быть, у вас есть цветы? Какие это цветы?»

Пусть каждый нарисует себя в виде какого-то растения. Это может быть какой-то реальный сорт кустарника или полностью выдуманное растение. Если кто-то захочет объяснять, что нарисовал, он может это сделать. Затем каждый вырезает свое изображение и размещает его на большом листе бумаги, чтобы получился общий красивый сад.

Это упражнение особенно полезно для установления контакта, кооперативного стиля поведения.

______________________________________________________________

«Кто я?»

Цель – показать возможности закрытых вопросов, отработать навыки использования закрытых вопросов.

Ведущий заранее заготавливает на листах бумаги имена известных людей или сказочных персонажей. Участникам по очереди при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги с именем сказочного героя, литературного персонажа и т.д. Ведущий предлагает узнать, «кто я», используя только закрытые вопросы (на которые можно ответить «да» или «нет»).

Участнику необходимо продумать алгоритм, используя который можно будет наиболее эффективно ответить на этот вопрос (в обсуждении подвести к тому, что сначала надо выявлять крупные блоки, затем более мелкие и уж потом детали). Иногда очень трудно соблюдать алгоритм, собственная логика уводит далеко в сторону.

______________________________________________________________

«Молекулы»

Цель упражнения: раскрепощение участников.

- Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

После выполнения упражнения спросить:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

_______________________________________________________________

«Мы похожи?..»

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

- Ты похож на меня тем, что...

- Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

_____________________________________________________________

«Открытые вопросы»

Показать возможности открытых вопросов. Участникам предлагается определить, какие вопросы они чаще используют в повседневной жизни – открытые или закрытые. Затем предложить поэкспериментировать с открытыми вопросами. По кругу задают друг другу. Есть возможность больше узнать друг о друге.

Обсудить преимущества и недостатки открытых и закрытых вопросов. Определить, в каких ситуациях более эффективны открытые вопросы, а в каких закрытые, какие побочные неблагоприятные эффекты того или иного типа.

______________________________________________________________

«Паутина»

«Сядьте в круг. Сейчас у каждого из вас есть возможность что-нибудь рассказать о себе, например, чем вы любите заниматься, какая у вас любимая музыка, еда и так далее. Начинайте фразу со слов: «Никто из вас не знает, что я…», держите нитку и бросайте клубок еще кому-нибудь».

Нужно, чтобы клубок побывал у всех, и получилась паутина. (Если при распутывании участники запутаются, можно сказать, что все члены группы уже тесно связаны с собой…)

______________________________________________________________

«Пересядьте те, кто...»

Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.

- Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.

После выполнения упражнения можно спросить у участников: - Как вы себя чувствуете?

- Как ваше настроение?

- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?

_______________________________________________________________

«Пишем синквейны»

Правила составления синквейна

  • одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

  • два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

  • слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Пример синквейна

  1. ЕЛЬ

  2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

  3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

  4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

  5. ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

_______________________________________________________________

«Подарок»

- Сегодня, приветствуя друг друга, мы будем дарить подарки.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.). Принимающий подарок должен отгадать, что ему подарили и поблагодарить.

____________________________________________________________

«Приветствие»

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.

Вариант 1. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.

Вариант 2. «Сейчас мы будем играть в игру, в которой надо будет все делать быстро. Сначала вы все будете молча ходить по комнате, а по моему сигналу-хлопку нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Я буду говорить вам, каким способом следует «поздороваться», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак: глазами… руками… плечами… ушами… коленями… пятками…»

Это упражнение обычнопроисходит весело и эмоционально. Его лучше всего ставить в начало занятия, для того чтобы поприветствовать друг друга и зарядить группу энергией.

_______________________________________________________________

Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.

Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.

При обсуждении отметить, чьи интерпретации понравились авторам рисунка.

______________________________________________________________

«Пустое место»

Самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе – свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу. Правила игры позволяют снять это напряжение. К концу игры осваиваются самые нерешительные. Одна половина участников садится по по кругу на стулья на стулья, другая – встает к ним за спину и кладет руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). Перед одним участником никто на стуле не сидит – «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь.

Если кто-то из участников увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если партнер задержал убегающего, то участник с «пустым место» переманивает другого, если нет, то теперь у него задача – переманить к себе какого-нибудь участника (так же – глазами), то есть снова приобрести партнера, и т.д. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто стоял, садится.

Игра продолжается столько, сколько необходимо для создания свободного, раскрепощенного настроения в группе.

Дополнительный эффект упражнения – адаптация в группе, формирование доброжелательной атмосферы, снижение тревожности.

______________________________________________________________

«Снежный ком»

Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Пример: 1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Варианты. Вместо прилагательного можно называть сказочного персонажа или какое-нибудь животное.

_______________________________________________________________

«Солнышко»

Цель упражнения – показать значение позитивной обратной связи в межличностном общении.

1-й этап. Ведущий раздает участникам тренинга бумагу и карандаши и предлагает нарисовать на листе солнце, от которого отходят лучи.

2-й этап. Ведущий предлагает на 3-х лучах написать свои положительные качества.

3-й этап. Ведущий предлагает помочь друг другу закрепить на спине их листы с нарисованным солнцем.

4-й этап. Ведущий предлагает подойти друг к другу и дописать на «лучах» те положительные качества, которые присущи, по их мнению, этому человеку.

Приложение 2. Раздаточный материал к упражнениям

Список неоконченных предложений«Если бы я был птичкой...»

Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.

  • Если бы я был птичкой...

  • Если бы я был камнем...

  • Если бы я был деревом...

  • Если бы я был музыкальным инструментом...

  • Если бы я был зданием...

  • Если бы я был временем года...

  • Если бы я был знаменит...

  • Если бы я был...

_________________________________________________________________________

Список неоконченных предложений« Если бы я был птичкой...»

Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.

  • Если бы я был цветком...

  • Если бы я был зверем...

  • Если бы я был дорогой...

  • Если бы я был транспортным средством...

  • Если бы я был частью одежды...

  • Если бы я был инструментом труда...

  • Если бы я был изобретателем...

  • Если бы я был невидимым...

______________________________________________________________________

Список неоконченных предложений« Если бы я был птичкой...»

Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.

  • Если бы я был птичкой...

  • Если бы я был камнем...

  • Если бы я был деревом...

  • Если бы я был музыкальным инструментом...

  • Если бы я был зданием...

  • Если бы я был временем года...

  • Если бы я был знаменит...

  • Если бы я был...

Упражнение «Кто я?»

Мэри Поппинс

Чебурашка

Снежная королева

Золушка

Пушкин

Карлсон

Робин Гуд

Дон-Кихот

Маугли

Дюймовочка

Винни-Пух

Петр I

Джульетта

Шерлок Холмс

Том Сойер

Робинзон Крузо

Русалочка

Буратино

Принцесса на горошине

infourok.ru