Психологический тренинг для детей дошкольного возраста "Профилактика тревожных состояний". Тренинг психологический для детей


Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста "Профилактика тревожных состояний"

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Снятие телесных зажимов.
  • Сближение участников группы.
  • Формирование  положительного отношения к сверстнику.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи звуков природы или спокойной приятной музыки, ватман, краски и кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие «Котята»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Дети садятся на ковёр. Педагог предлагает всем превратиться в маленьких котят. Каждый ребёнок называет кличку котёнка и описывает какой он.  После превращения, педагог предлагает картину раннего утра, когда солнышко заглядывает в окошко и будит котят. Котята ещё спят, свернувшись клубочком. Затем котята просыпаются, тянуться, чтобы размяться после сна. Затем умываются язычком, чтобы быть чистенькими. И идут мягко, неслышно на своих лапках. Затем жалобно зовут маму, чтобы она их покормила. Пришла мама и напоила их молочком, и они довольные замурлыкали.

Игра «Мыльный пузырь»

Цель: развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Описание игры: Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, Да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем педагог говорит: «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

Игра «Внутри мыльного пузыря»

Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие воображения.

Примечание: Упражнение сопровождается приятной тихой музыкой или записью звуков природы.

Психолог говорит:

– Вы любите путешествовать? Кто из вас уже совершал путешествие?.. Сейчас вы отправитесь в удивительное путешествие. – У нас есть большой мыльный пузырь, давайте отправимся в путешествие на нём? Аккуратно зайдём внутрь нашего пузыря и  расположимся подобнее. Давайте закроем глаза. Наше путешествие начинается. Мы поднимаемся всё выше и выше над землёй. Вот мы видим, как мимо нас пролетела красивая, разноцветная волшебная птица. Если посмотрим вниз, то увидим большие поля. Люди, работающие на поле, замечают нас и машут нам руками в знак приветствия. Помашите им в ответ. Мы видим удивительные синие реки и  густой лес с высокими соснами и дубами. На полянке резвятся зверушки. Какие? А вот недалеко и наш детский сад. Мыльный пузырь начинает потихоньку снижаться, и вскоре мы приземляемся. Откройте глаза и оглянитесь. Мы вновь в нашей комнате. Как вы чувствуете себя после полёта?

Рисунок «Наше путешествие»

Психолог, разложив на столе ватман с нарисованным пузырём, предлагает детям дорисовать то, что они заметили во время путешествия. Дети выполняют задание. По окончании работы участники обсуждают получившейся рисунок.

Игра «Шарики и магнит»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.

Описание игры: Дети свободно двигаются по комнате. Затем психолог говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в деревянные шарики! И каждый раз, когда они сталкиваются, вы должны сказать: «Тук!». Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в резиновые шарики!» Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум!»

Психолог: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в железные шарики!» – дети бегают, при столкновении говоря «Дон!». Затем ведущий называет одного из детей «магнитом» (первый раз в качестве «магнита» может быть и сам психолог). Увидев «магнит» все «шарики» устремляются к нему. Магнит медленно передвигается, дети следуют за ним. Психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в бумажные шарики!» Дети отпускают «магнит и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю вас в детей!»

Игра  «Змейка»

Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Выбирают водящего (первый раз, это может быть психолог, при повторном проведении игры каждый раз нужно выбирать ведущего из группы детей), он становится во главе «змейки», которую образуют игроки стоящие лицом   в одну сторону. Водящий идёт по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку», постепенно увеличивая скорость. Его цель – заставить играющих  расцепить руки.

Комментарий: оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения и согласовывать свои действия.

Игра «Командир»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения, слухового восприятия.

Описание игры:  дети выстраиваются в ряд ,психолог выбирает командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, периметру комнаты и т.д)

Заключение. Прощание

Все дети встают в круг. Психолог просит детей рассказать о своих чувствах и ощущениях. Психолог говорит: – На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Давайте же друг другу улыбнёмся  и скажем спасибо.

Список литературы:

  1. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
  2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М., 1996.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  5. Хэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста "Я очень хороший"

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Я очень хороший»

Автор-составитель: Борисова Г.С.

педагог-психолог

МБУ детского сада № 28 «Ромашка»

г.о. Тольятти

Цель тренинга: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

Задачи тренинга:

  • формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться у нему по имени, делать комплименты

  • совершенствование умения слушать собеседника не перебивая;

  • совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;

  • формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;

  • обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;

  • создание возможностей для самовыражения;

Продолжительность: 25-35 минут

Результат тренинга: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Специфика аудитории: дети старшего дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями в общении.

Оборудование:

Ход тренинга:

1. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: разминка, создание положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе.

Продолжительность: 5-7 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) в кругу.

Инструкция психолога: Детям предлагается сказать о себе «Я очень хороший (хорошая)». Но сначала они должны произнести «я» следующим образом: шепотом, обычным голосом, прокричать. Те же действия проводятся со словами «очень» и «хороший» («хорошая»), после чего дети дружно произносят всю фразу. Далее им предлагается присоединить к этой фразе свое имя и произнести ее любым способом (шепотом, обычным голосом, прокричав), например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!». В завершение упражнения все встают в круг, берутся за руки и произносят: «Мы очень хорошие!» (шепотом, обычным голосом, прокричав).

2. Упражнение «Да, нет»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) полукругом.

Инструкция психолога: «Ребята сейчас я буду задавать вопросы, вы вместо ответа «да» должны подпрыгнуть, а вместо ответа «нет» - присесть».

• Вы сегодня ели?

• Вы сегодня купались?

• Зубы чистили?

• На карусели катались?

• Спали?

• Торт ели?

• Вы на Марсе были?

• Шнурки завязывали?

• Вы сегодня улыбались?

• На самолете летали?

• Здоровались сегодня?

• Бегали?

• Посуду мыли?

• Кино смотрели?

• Вы любитель мороженное?

• Лимон сладкий?

• Домой хотите?

• Сейчас лето?

• Рисовали?

• На скрипке играли?

3. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива, развитие умения действовать сообща

Продолжительность: 10-13 минут

Подготовка: Разбить детей на парты, путем жеребьевки.

Инструкция психолога: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой другого партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.

4. Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»

Цель: повышение самооценки, развитие хороших отношений между детьми.

Продолжительность: 7-10 минут

Подготовка: Все участники стоят в разных местах комнаты.

Инструкция психолога:

Инструкция: Дети встают в разных местах комнаты. Водящий ходит по помещению, приговаривая: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок соглашается, то должен проползти у водящего между ног и встать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

5. Релаксация «Солнечный зайчик» и обратная связь.

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).

Инструкция психолога: «Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что к вам на лицо прибежал солнечный зайчик. Улыбнитесь ему. А теперь он побежал у вас по голове, погладьте его. Он побежал по щекам, носику, ушкам и т.д. Погладьте его и там». Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.

Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:

  • Что понравилось? Что не понравилось?

  • Что получилось? Что не получилось?

  • Какое упражнение больше всего понравилось?

  • и т.д.

Список источников:

  1. Trepsy.net – психологические упражнения для тренингов http://www.trepsy.net/

  2. Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста / А.Б. Павлова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – № 12. – 38 с.

infourok.ru

Психологические тренинги развития для детей и подростков тренингового центра КОТ

Не редкий случай, когда ребенок или подросток испытывает сложности в адаптации в коллективе. Москва город где ребенок особенно нуждается в развитии такого качества как уверенность.

Развивать его важно с детства. Вот частые ошибки, которые совершают родители.
  • Создают рамки и навязанные обязанности
  • Ставят слишком высокие цели
  • Требуют очень много с ребёнка

В итоге подросток проявляет агрессию и чувствует неуверенность. А может быть и другая ситуация. Ребенок жутко не уверен в себе, это мешает ему полноценно жить и общаться, и помочь ему поднять свою самооценку может только профессиональный психолог. психологические тренинги для подростков качественно решают эти вопросы. Москва - город где можно легко записаться на детские психологические тренинги.

Вот несколько способов работы уверенностью

  • детский тренинг в группе
  • упражнения для работы дома
  • семинары и обучение

Если вы ищите детский психологический тренинг москва город где много вариантов.

Профессиональные психологи проводят семинары, в которых могут принимать участие родители и их дети. Для малышей и подростков проводят занятия в игровой форме, индивидуально или группами. Для каждого человека разрабатывается специальная программа занятий для личностного роста, развития уверенности и достижения поставленной цели. Детский курс – не исключение. Тренинг уверенности в себе особенно важен для современного подростка. Без уверенности нельзя добиться больших успехов в жизни, а подростковый возраст один из самых важных этапов становления личности. Москва - мегаполис, и здесь проводится множество психологических тренингов для подростков. Конечно, уверенность в себе - основа психологического равновесия. Её основа лежит в хорошей атмосфере внутри семьи, поддержке и понимании друг друга. Но психологические тренинги для детей могут во многом помочь .

tren-kot.ru

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «У страха глаза велики»

 Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста

«У страха глаза велики»

Цель: снижение страхов и тревожности у детей 6-7 лет.

Задачи:

Обучающая: научить  детей использовать различные приемы для преодоления страха

Развивающая: развить у детей навыки рефлексии, умение использовать внутренние ресурсы  для преодоления страха

Воспитательная: воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь, укреплять чувства единства в группе.

Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Длительность: 40-45 мин.

Материал: антистрессовая «подушка-мнушка» для рефлексии, маски «Страх», «Радость» , бумага для рисования, гуашь, цветная бумага, клей, шаблон приведения.

Музыкальное сопровождение: классическая музыка.

Структура занятия:

I. Вводная часть:

1.1. Ритуал приветствия «Здравствуй друг» 

II. Разминка.

2.1. Упражнение «Хорошо-плохо». 

2.2. Упражнение «Конкурс "боюсек"» 

III. Основная часть

3.2.Упражнение «Расскажи свой страх»  

3.3.Игра «Приведение» 

3.4.Упражнение «Страшная сказка по кругу» 

IV.Заключительная часть

4.1.Рисунок на тему «Веселый страх» 

4.2.Психогимнастический этюд «Я не боюсь» 

v.Рефлексия .

Ход тренинга

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ1.1. Ритуал приветствия «Здравствуй друг»

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Психолог: «Ребята, чтобы наша встреча прошла интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Примерьте маску «радость» и вспомните, чему вы радовались в последнее время. Назовите причину, почему у человека может быть замечательное настроение. (Дети высказывают предположения).

У меня есть еще одна маска. Посмотрите, какая это маска (маска страха). Ребята, сегодня мне хочется поговорить с вами о страхах. Это чувство испытывал каждый и оно одно из первых, которое появляется у человека как только он рождается. Этого чувства стыдиться не нужно оно есть у всех.

II. РАЗМИНКА

2.1. Упражнение «Хорошо-плохо».

Цель: Цель: Посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать другого

Педагог-психолог: «А как вы думаете, страх полезен или вреден? (ответы) Давайте, выясним, что полезного и что вредного в страхах (ответы). Ребята, а теперь представьте, как жили бы люди, если ничего не боялись? (ударялись, обжигались, прыгали с крыш домов, лезли в огонь и т.п.). Страх нам дан природой, для чего же? (ответы). Верно, чтобы уберечься от травм . Но бывает такой страх, который нам мешает что-нибудь делать, сковывает нас. Это БОЯЗНЬ.

2.2. Упражнение «Конкурс "боюсек"»

Цель • предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем

Педагог-психолог предлагает детям сыграть в игру. Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его дол­жен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь тем­ноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-ни­будь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, напри­мер: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, вы­бывает из игры. В конце определяется победитель конкурса — это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. 3.1. Упражнение «Расскажи свой страх»

    Цель: Актуализация образов страха, игровая диагностика.

    В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Предложить одеть маску страха. Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее. Предостережение: Следить, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

    1. 3.2.Игра «Приведение»

      Цель:   научить в приемлемой форме вып3.леснуть накопившийся у    детей  негативные эмоции.

      Инструкция педагога-психолога: ««Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает со­гнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук: „У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить: „У", если я буду громко хлопать, вы будете пу­гать громко. Но помните, что мы добрые приви­дения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

      3.3. Упражнение «Страшная сказка по кругу»

      Цель: помочь детям довести страх до гротеска.

      Дети при помощи педагога-психолога, по очереди добавляя каждый по 1 -2 предложения, сочиняют страшную сказку. Сказка должна «на­громоздить» так много страшного, чтобы обратить страшное со­держание в смешную противоположность. Например:

      «Алеша по дороге в школу увидел собаку. Она оказалась гро­мадной. Она была к тому же очень голодна. Алеша очень испу­гался. Собака с оскаленной пастью бросилась к Алеше. Алеше некуда было спрятаться. Он снял рюкзак и стал туда залезать, чтобы спрятаться от собаки. Собака начала страшно лаять. Але­ше от страха захотелось в туалет. Потом он начал громко кри­чать: "Помогите!"

      Собака испугалась его и убежала. Оказывается, она почуя­ла запах бутерброда из Алешиного рюкзака и ждала, что он угостит ее».

      IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

      4.1. Рисунок на тему «Веселый страх»

      Цель: преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности «страшных» переживаний.

      Инструкция педагога-психолога: «Вот и отдохнули, даже немного повеселились, а теперь я вас попрошу присесть за столы, где вас ждут альбомы и краски, цветная бумага и клей. Педагог - психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты. СТРАХ прислал свои фотографии и вам нужно сделать его веселым.

      Примечание. Фоном включается спокойная классическая музыка, педагог-психолог наблюдает за процессом, делает для себя пометки. После того как рисунки готовы, каждый ребенок по очереди показывает свою работу и знакомит остальных со своим веселым страхом (Приложение 1).

      4.2. Психогимнастический этюд «Я не боюсь»

      Цель: способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе

      Дети выполняют с педагогом-психологом : напряглись, ладони сжали в кулаки, затаили дыхание, а теперь расслабили все тело, руки, ноги и сказали поочередно.

      «Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»

      (Психолог подходит к каждому ребенку, кладет руки на ладони ребенка и они говорят слова).

      V. РЕФЛЕКСИЯ

      Для рефлексии используется «подушка-мнушка».

      Слово педагога-психолога: «Ребята, удобно располагайтесь на ковре, образовывая круг. Пришло время подвести итоги нашей встречи!

      Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что больше всего вам запомнилось?Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, впечатлениями. Только помните про «золотое правило» - у кого в руках подушка, тот говорит, остальные внимательно слушают товарища. Не переживайте, каждый из вас будет услышан и каждый сможет подержать в руках подушку».

      Примечание. Дети высказывают свои мнения по очереди, передавая «подушку-мнушку» по кругу. В конце подушка передается педагогу-психологу. Он делится своими впечатлениями о прошедшем мероприятии, подводит итоги, благодарит детей, прощается и сопровождает их в группу.

      Педагог-психолог: «Ребята, хочу вручить вам свидетельства, о том, что вы можете преодолевать свои страхи. Они будут напоминать вам о том, что вы смелые и можете любой страх сделать веселым» (Приложение 2).

       

      В тренинге использованы упражнения Хухлаевой О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.)»

       

       

       

      Приложение 1

      Приложение 2

       

      Свидетельство

      Выдано _______________________________ (фамилия, имя)

       

      В том, что он(а) научился(лась) побеждать, преодолевать свои страхи и теперь умеет владеть собой в любой ситуацией.

      Свидетельство предъявлять родителям, друзьям.

      Самому владельцу смотреть на него в случае сомнения в том, что он смелый.

      « _____»_______20 г.

      педагог-психолог: __________________

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Психологический тренинг для детей дошкольного возраста "Профилактика тревожных состояний"

      Психологический тренинг для детей дошкольного возраста "Профилактика тревожных состояний"

      Цель:

      Задачи:

      • Развитие коммуникативных навыков.

      • Снятие телесных зажимов.

      • Сближение участников группы.

      • Формирование  положительного отношения к сверстнику.

      Оборудование: магнитофон, аудиозаписи звуков природы или спокойной приятной музыки, ватман, краски и кисточки.

      ХОД ЗАНЯТИЯ

      Приветствие «Котята»

      Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.

      Описание игры: Дети садятся на ковёр. Педагог предлагает всем превратиться в маленьких котят. Каждый ребёнок называет кличку котёнка и описывает какой он.  После превращения, педагог предлагает картину раннего утра, когда солнышко заглядывает в окошко и будит котят. Котята ещё спят, свернувшись клубочком. Затем котята просыпаются, тянуться, чтобы размяться после сна. Затем умываются язычком, чтобы быть чистенькими. И идут мягко, неслышно на своих лапках. Затем жалобно зовут маму, чтобы она их покормила. Пришла мама и напоила их молочком, и они довольные замурлыкали.

      Игра «Мыльный пузырь»

      Цель: развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

      Описание игры: Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

      «Раздувайся, пузырь!Раздувайся большой!Оставайся такой,Да не лопайся!»

      Получается большой круг. Затем педагог говорит: «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

      Игра «Внутри мыльного пузыря»

      Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие воображения.

      Примечание: Упражнение сопровождается приятной тихой музыкой или записью звуков природы.

      Психолог говорит:

      – Вы любите путешествовать? Кто из вас уже совершал путешествие? Сейчас вы отправитесь в удивительное путешествие. – У нас есть большой мыльный пузырь, давайте отправимся в путешествие на нём? Аккуратно зайдём внутрь нашего пузыря и  расположимся подобнее. Давайте закроем глаза. Наше путешествие начинается. Мы поднимаемся всё выше и выше над землёй. Вот мы видим, как мимо нас пролетела красивая, разноцветная волшебная птица. Если посмотрим вниз, то увидим большие поля. Люди, работающие на поле, замечают нас и машут нам руками в знак приветствия. Помашите им в ответ. Мы видим удивительные синие реки и  густой лес с высокими соснами и дубами. На полянке резвятся зверушки. Какие? А вот недалеко и наш детский сад. Мыльный пузырь начинает потихоньку снижаться, и вскоре мы приземляемся. Откройте глаза и оглянитесь. Мы вновь в нашей комнате. Как вы чувствуете себя после полёта?

      Рисунок «Наше путешествие»

      Психолог, разложив на столе ватман с нарисованным пузырём, предлагает детям дорисовать то, что они заметили во время путешествия.Дети выполняют задание.По окончании работы участники обсуждают получившейся рисунок.

      Игра «Шарики и магнит»

      Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.

      Описание игры: Дети свободно двигаются по комнате. Затем психолог говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в деревянные шарики! И каждый раз, когда они сталкиваются, вы должны сказать: «Тук!». Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в резиновые шарики!» Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум!»

      Психолог: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в железные шарики!» – дети бегают, при столкновении говоря «Дон!». Затем ведущий называет одного из детей «магнитом» (первый раз в качестве «магнита» может быть и сам психолог). Увидев «магнит» все «шарики» устремляются к нему. Магнит медленно передвигается, дети следуют за ним. Психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в бумажные шарики!» Дети отпускают «магнит и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю вас в детей!»

      Игра  «Змейка»

      Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.

      Описание игры: Выбирают водящего (первый раз, это может быть психолог, при повторном проведении игры каждый раз нужно выбирать ведущего из группы детей), он становится во главе «змейки», которую образуют игроки стоящие лицом   в одну сторону. Водящий идёт по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку», постепенно увеличивая скорость. Его цель – заставить играющих  расцепить руки.

      Комментарий: оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения и согласовывать свои действия.

      Игра «Командир»

      Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения, слухового восприятия.

      Описание игры:  дети выстраиваются в ряд ,психолог выбирает командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, периметру комнаты и т.д)

      Заключение. Прощание

      Все дети встают в круг.Психолог просит детей рассказать о своих чувствах и ощущениях.Психолог говорит:– На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Давайте же друг другу улыбнёмся  и скажем спасибо.

      Список литературы:

      1. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.

      2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М., 1996.

      3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.

      4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

      5. Хэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

      kopilkaurokov.ru

      Психологическое занятие с элементами тренинга для детей и их родителей "Любовь и дети"

      «Любовь и дети»

      Занятие для детей и их родителей

      Гудовщикова Александра Игоревна,

      педагог-психолог,

      КГУ «Общеобразовательная школа №3 акимата города Шахтинска», Карагандинская область

      Проведен: 18 января 2013 года

      Дети и родители 10 «А», 11 «А»,

      11 «Б» классов

      «Миг промелькнет – и дети подрастут

      Как научить, как убедить их сложно,

      Что наша жизнь – единственный сосуд,

      Который лишь самим наполнить можно…»

      М.Зельцер

      Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье, повышение культуры внутрисемейных отношений; обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

      Звучит легкая музыка. Родители и дети рассаживаются по кругу.

      Начало семинара-тренинга: «Добрый вечер, дорогие родители и любимые дети. Я благодарю вас за то, что вы пришли на семинар-тренинг. Встреча пройдет в виде тренинга. Психологический тренинг — это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

      Тема сегодняшнего тренинга — «Любовь и дети».

      Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. На тренинге можно представиться так, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались».

      1. Упражнение “Круг знакомств”

      Цель: создать условия для эмоционального сближения членов группы;

      Оборудование: доска для записей.

      Часть 1. Участники группы садятся в круг. Ведущий задает вопрос: "Как вы думаете, кто сегодня здесь собрался?" и записывает на доске варианты ответов – мамы и дети, люди, взрослые и не очень, и т.д. Когда вариантов набирается достаточно много, ведущий предлагает: "Давайте знакомиться!", и начинается вторая часть упражнения.

      Часть 2: игра "Паутинка". В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы по описанию можно было угадать, кто из сидящих в кругу людей – его родитель. Можно задавать разные вопросы, например: 

      Какая твоя мама? 

      Что она любит делать? 

      Что ей нравится, что ей не нравится? 

      Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: "На что похоже то, что у нас получилось?". Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.

      В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их. (15 минут)

      2. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

      Цель: формирование хорошего настроения в группе и сближение участников.

      Ведущий убирает свой стул и встает в центр круга.

      Инструкция: «сейчас я скажу некое утверждение. Те из вас, к кому это утверждение относится, должны будут встать и быстро поменяться местами. Те, к кому это утверждение не относится, остаются сидеть на своих местах. Итак, поменяйтесь местами те, кто пришел сюда сегодня… кто любит мороженое… у кого есть брат».

      Когда правило игры станет понятным всем в группе, ведущий при очередной смене мест занимает чей-нибудь стул. Оставшийся без стула участник группы становится ведущим. (10 минут)

      3. Упражнение “Комплимент”.

      Цель: повышение культуры внутрисемейных отношений;

      Оборудование: листочки бумаги, ручки

      У каждого родителя на столе лежит тетрадный листок. На счет 1, 2, 3 каждый должен разорвать свой листок. У кого-то получается 2 части, у кого-то 3 и т.д.

      Далее родители на каждом листочке пишут предложение, начиная со слов «Мой сын…» «Моя дочь…”. Сказать нужно столько хороших слов в адрес ребенка, сколько частей листка получилось.

      Обсуждение что написали, как это было писать и что вы чувствовали? (12 минут)

      После 3 упражнения родители остаются в кабинете, дети выходят в коридор. В кабинете продолжается работа с родителями, детям – дается задание.

      Задание для детей: Составление единого коллажа на тему «Мы любим вас, родители!» (ватман, журналы, газеты, клей, ножницы). (20 минут)

      Работа с родителями: (20 минут)

      Упражнение 4. « Слово – эстафета»

      Цель: формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

      Оборудование: игрушка-рюкзак с маленькими игрушками внутри

      Родители должны продолжить начатое предложение. “Мой ребёнок будет успешным, если я…”. Для большей организованности родители будут передавать игрушку-рюкзак, доставая из нее маленькие игрушки-помощники им в их родительском деле.

      Упражнение 5. Чтение стихотворения «Родителям…»

      Цель: решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье, психопрофилактика возможных трудностей в общении родителей с их ребенком;

      Стихотворение читают классные руководители:

      Чем проповедь выслушивать,Мне лучше бы взглянуть.И лучше проводить меня,Чем указать мне путь.Глаза умнее слуха,Поймут все без труда.Слова порой запутаны,Пример же – никогда.Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провел.Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ.И если все мне показать – Я выучу урок.Понятней мне движенье рук,Чем быстрых слов поток.Должно быть, можно верить

      И мыслям, и словам,Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.Вдруг я неправильно пойму

      Твой правильный совет.Зато пойму, как ты живешь,По правде или нет.

      После прочтения стихотворения – просмотр видеоролика «Родители глазами детей».

      И приглашение самих детей с составленным коллажем.

      Памятки-рекомендации (на доске, фоном)

      1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.

      2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

      3. Контроль над старшеклассником требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

      4. Поддерживайте старшеклассника. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

      5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

      6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к старшекласснику, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

      Успехов Вам!

      Упражнение 6. "Я хочу сказать…" (8 минут)

      Цели: рефлексия

      Участники в круге обмениваются информацией о себе, о прошедшем тренинге.

      Можно помочь, задавая определенные вопросы: 

      Что вам запомнилось из сегодняшнего занятия? 

      Что показалось необычным? 

      Что для вас было особенно трудно выполнить?

      4

      doc4web.ru

      Игровой развивающий психологический тренинг для детей дошкольного возраста.

      Игровой развивающий психологический тренинг для детей

      Опубликовано 29.09.2011 - 17:09 - Мещерякова Елена Геннадьевна

       

      «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (1)

      Продолжительность 10-15 мин.

      Ход упражнения:

      Сидя или стоя в круге, дети бросают друг другу мяч (воздушный шарик) и называют добрые слова или вежливые выражения. Можно усложнить задание, предложив называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности)

      Рекомендации:т.к. детям бывает сложно вспомнить слова вежливости, можно перед игрой проговорить как можно больше таких слов. Если в ходе игры возникли сложности, называем несколько слов сами, чтоб ребенок мог выбрать.

      Обязательно обсуждаем, понравилось ли нам упражнение, как мы себя чувствовали, когда говорили друг другу добрые слова.

      Как правило, дети с удовольствием играют в эту несложную игру, заметно оживляясь и преодолевая смущение первых минут встречи. Начинают с односложных выражений, а заканчивают витиеватыми комплиментами друг другу.

      Цель: упражнение направлено на развитие навыков эффективного общения, вызывает положительные чувства по отношению к другим участникам, развивает речь, помогает овладеть этикетом. Во время обсуждения дети учатся прислушиваться к себе, к тому, что они чувствуют, когда говорят добрые слова другим, когда слышат их в свой адрес. В дальнейшем это поможет им налаживать контакт, как с другими детьми, так и со взрослыми.

      II Упражнение-разминка. «ТЕРЕМОК» (2)

      Пальчиковая игра

      Продолжительность 2 мин.

      «На поляне теремок, ладони сложить «домиком»

      Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.

      Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки

      Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.

      Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.

      Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.

      Открывайте! широко развести руки в стороны.

      Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой.

      Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.

      III Упражнение «Пресс-конференция» (1)

      Продолжительность 20-25 мин., по 4-5 мин на каждого участника.

      Каждый из ребят по очереди становится «гостем», садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

      Рекомендации:Темы пресс-конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «На прогулке» и т.д. Можно написать названия тем на отдельных карточках и предложить вытянуть их не глядя. Следите за тем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

      Вопросы могут звучать так:

      «Мой режим дня»: Соблюдаешь ли режим дня? Во сколько ты встаешь? Чем занимаешься после садика, школы? и т.д.

      «На прогулке»: Где обычно проходит твоя прогулка? С кем ты гуляешь на улице? Что тебе больше всего запомнилось на последней прогулке? и т.д.

      Обсуждение: по кругу спрашиваем детей, какие темы им понравились больше, кому и на какие темы было легче/труднее задавать вопросы.

      Цели: упражнение учит задавать различные вопросы на одну тему, поддерживать беседу, слышать собеседника, способствует развитию речи.

      IV Упражнение. РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА. (Автор В.Леви)

      Продолжительность 10-15 мин

      Дети по очереди выполняют ряд заданий.

      1) Рассказать известное стихотворение: 1.очень быстро - «с пулеметной скоростью»; 2.как иностранец; 3. как робот; 4.шепотом; 5.очень медленно - со скоростью черепахи.

      Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.

      2) Пройти как: 1.трусливый заяц, 2.лев, 3.младенец, 4.старичок.

      3) Попрыгать как: 1.кузнечик, 2.лягушка, 3.козлик, 4.обезьянка.

      4) Сесть в позе: 1.птички на ветке, 2.пчелы на цветке, 3.наездника на лошади.

      5) Нахмуриться как: 1.рассерженная мама, 2.осенняя туча, 3.разъяренный лев.

      Обсуждаем: кому и какие задания было легко выполнять, а какие трудно, в чем заключалась трудность.

      Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека, преодолеть застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

      V Заключительное арт-терапийное упражнение. (Автор А.Киахиди )

      (Фактически, это ролевая гимнастика под музыку.) Продолжительность 5-7 мин.

      Звучит фонограмма: К.Сен-Санс, «Карнавал животных» ч.1 «Королевский марш льва» Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках(львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях(львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

      Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать(на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

      Затем звучит спокойная тихая музыка.(Колыбельная без слов) «Львы засыпают».

      Цели: Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.

      infourok.ru