Журнал "Психология". Сновидения это в психологии


Осознанные сновидения | Психология без соплей

Осознанные сновидения

Давно хотелось подобраться к этой теме, но вместо того, чтобы излагать голую теорию, на этот раз попробуем сразу же перейти к практике.

Осознанные сновидения — штука интересная, особенно, если пробовать это дело на себе, а не просто дискутировать на тему.

Начнем с того, что сам я про осознанные сновидения практически ничего не знаю. То есть, конечно, я много чего читал по этому вопросу и, более того, некоторые эксперименты на себе уже проводил, но успехи были очень переменными, вероятно, из-за бессистемности усилий. Поэтому задача данного начинания состоит в том, чтобы самому на практике попробовать научиться осознанным сновидениям и поделиться результатами.

Сайт в данном случае будет выступать в роли дневника исследований и дополнительного стимулирующего фактора для поддержания нужного настроя. Но для начала все-таки совершим небольшой экскурс в историю и попробуем обозначить основные гипотезы о природе и практической ценности осознанных сновидений.

Итак, в чем вообще суть феномена? Обычное сновидение, каким бы ярким оно ни было, характеризуется тем неотъемлемым качеством, что сновидец принимает происходящее вокруг него за чистую монету. Осознанное сновидение, напротив, характеризуется стабильным и ясным осознанием того, что происходящее вокруг — есть сон, но пробуждения при этом не происходит.

Можно сказать, что осознанное сновидение — это управляемая галлюцинация, которая случается при совмещении двух факторов: тело спит, сознание бодрствует. Изначально, ничего мистического в этом состоянии нет, однако, как и любое другое измененное состояние сознания, оно может иметь и мистическую ценность. Но об этом позже, а пока остановимся на уровне попроще.

Осознанные сновидения случаются очень со многими, причем совершенно спонтанно. А в раннем детстве, когда явь и сон еще не являются для сознания такими уж антиподами, вообще вся жизнь — одно сплошное осознанное сновидение. И только потом один из двух миров «твердеет», а другой, наоборот, становится все более эфемерным.

Также следует сказать, что осознанные сновидения не являются изобретением современности. Исследователи этого вопроса каждый раз ссылаются на Тибетский документ дремучих времен, описывающий «Йогу сновидений», как самостоятельную духовную практику.

Кроме того, есть такое задокументированное расстройство, как «сонный паралич», которое имеет свои отголоски в старинных народных поверьях и связывается то с духами, то с ведьмами, то черти с чем еще. А в своей сути состояние это является частным случаем осознанного сновидения, когда тело все еще парализовано биологической защитой от сомнамбулизма, а сознание по странному стечению обстоятельств пробилось на поверхность и воспринимает оба мира одновременно.

В общем, осознанные сновидения — это не открытие американских ученых™, не масонский заговор, а естественное явление, которое, по всей видимости, имеет физиологическое объяснение, но от этого ничуть не менее интересно. Представьте себе мир грез полностью подвластный вашей эгоистичной самовлюбленной воле — это ли не мечта любого невротика?

Едем дальше. Мало того, что осознанные сновидения явление естественное, так они к тому же далеко не так редки, как это может представляться. Многие люди совершенно спокойно рассказывают о том, что осознают свои сны, и при этом не придают этому никакого особого значения. А если попробовать повспоминать свое детство, то вот интересный вопрос — на все ли сто процентов вы уверены в реальности каждого события, которое помните? Скорее всего, тщательная ревизия покажет, что часть этих воспоминаний ложные — как раз такие, которые произошли из мира сновидений, но мы эти события помним так, словно действовали в них с позиции своей сознательной воли.

В общем, хотя осознанные сновидения и диковинное явление, вероятно, каждый из нас имеет тот или иной опыт этого состояния. А дальше теория гласит, что навык вхождения и поддержания осознанности во сне можно развивать и — главное — использовать практически…

108313121.png

История исследований

Полагаю, про осознанные сновидения можно сказать, что это тот самый микроскоп, которым можно забивать гвозди или же наблюдать явления иного порядка, недоступные обычному вниманию.

Мистические доктрины, разумеется, гнут свою линию и тяготеют к тому, чтобы разглядеть через этот микроскоп иные миры и быть может даже совершить туда переход. Это, говоря аллегорически. Более простым языком, сновидение для мистика — это еще один из путей познания себя и достижения финальной трансформации. И судя по всему, мистики знали об этой лазейке в неизвестное еще задолго до того, как ей заинтересовалась ученая братия.

В научном же обиходе термин Lucid Dreams появился где-то в конце 19-го века по воле немецкого психиатра Фредерика Ван Эйдена, который ко всему прочему был большим поклонником индуизма, откуда, возможно, и черпал вдохновение. Он на себе испытал данный феномен, был им очарован и потратил 14 лет своей жизни на его исследование. Однако практического применения осознанным сновидениям он не нашел, остановился лишь на их документировании.

Затем эстафету приняла и поддержала английская исследовательница Целия Грин, основавшая в 1961 году специализированный институт, где среди всего прочего изучала случаи переживания внетелесного опыта и осознанные сновидения. Она же впервые провела эксперимент и подтвердила сам факт осознанности во сне. В 1968 году она публикует книгу «Осознанные сновидения», в которой описывает свои исследования. Книга у меня уже под рукой — будем внимательно читать.

В это же время на сцене появляется Кастанеда со своей серией книг об индейской мистической традиции. В 1972 году выходит третья его книга «Путешествие в Икстлэн», где он впервые затрагивает тему осознанных сновидений и описывает техники «настройки сновидения», самая известная из которых предлагает использовать собственные руки в качестве отправной точки и стабилизирующего фактора.

Следом за ним тему осознанных сновидений продолжает разрабатывать Стивен ЛаБерж. В 1980 году он защищает докторскую степень, используя эксперименты со сновидениями в качестве темы своей диссертации. Позже он открывает свой собственный исследовательский центр, где разрабатывает техники вхождения и поддержания состояния осознанности во сне. Его книги тоже будем читать.

Любопытна сама хронология событий. Всплеск интереса к осознанным сновидениям происходит на спаде психоделической революции, когда ЛСД был запрещен (1965 год) и пытливые умы, видимо, искали ему замену. В те же годы и с той же самой коварной целью Гроф разработал свою технику холотропного дыхания. Надо полагать, были и другие исследования в том же направлении, которые, однако, не принесли устойчивых результатов и погрязли в безвестности.

Но главный вопрос, на который так и не получен однозначный научно подтвержденный ответ, — пересекаются ли миры сновидения с повседневной реальностью? Целия Грин приводит примеры таких пересечений, когда действия, произведенные во сне, непосредственным образом отражаются в реальном мире. Кастанеда говорит еще более прямо, что сновидения, которые НЕ пересекаются с той или иной объективной реальностью — это пустая трата времени в окружении собственных галлюцинаций. Что по этому поводу пишет ЛаБерж, мы еще посмотрим.

С другой стороны, трудно себе представить, что все эти ученые не бились над загадкой и не пытались подтвердить или опровергнуть гипотезу о пересечении миров. Но уж если за многие годы они так не смогли в этом преуспеть, значит, либо результатов нет, либо они есть, но слишком уж не укладывается в научную картину мира, чтобы быть опубликованным, либо результатов нет, но только потому, что они плохо старались. В любом случае это все не так уж и важно — мистика и наука еще долго будут смотреть друг на друга искоса, независимо от собственной правоты или неправоты.

108161980.png

Психотерапия во сне

В научном понимании мир осознанного сновидения есть галлюцинация, плод воображения — осколки воспоминаний различных модальностей собранные в единую картинку. Странным образом эта картинка часто развивается в целый последовательный сюжет, как если бы мы смотрели кино про самих себя.

Психологи, со времен Фрейда, пытались проанализировать сновидения и разобраться, почему человек во сне видит ту картинку, а не иную, один сюжет, а не другой. Очень быстро выяснилось, что в сновидениях часто отражается и воспроизводится то, что имеет психологическое значение для сновидца, притом отдельные составляющие сцены сновидения собираются из предметов, объектов и переживаний, хорошо знакомых сновидцу в его повседневной жизни. То есть, грубо говоря, футболисту будет снится футбол, космонавту — космос, а смысловое содержание сновидений при этом может быть одним и тем же.

Вспоминая недавнюю заметку о комплексах, можно сказать, что в сновидениях мы, прежде всего, видим свои комплексы и их столкновение друг с другом. Чем интенсивнее комплекс, чем большее напряжение в нем сосредоточено, тем чаще и острее этот комплекс будет проявляться в сновидениях. Кошмары с этой точки зрения — это крик души о том, что какое-то из напряжений выходит из-под контроля и начинает разрушать психику изнутри.

Следующим шагом в понимании содержания сновидений были исследования Юнга, который выдвинул гипотезу, что иногда в сновидения прорываются содержания, не принадлежащие личному опыту сновидца. Проще говоря, по его мнению, в сновидении можно встретить объекты или целые сюжеты, которых сновидец никогда не видел и не знал. Юнг объяснял это с позиции своей теории коллективного бессознательного, которое находится в основании индивидуальной психики и содержит в себе обобщенные воспоминания и опыт многих поколений.

Юнг говорил, что коллективные содержания в сновидении имеют особый эмоциональный оттенок некой глубинной значимости, судьбоносности и часто предстают в виде сказочных персонажей или объектов из другого времени и другой культуры. Это важный момент, который позже еже всплывет в нашем контексте.

Что из всего этого следует? Если сюжет и содержание осознанного сновидения формируется тем же самым образом, что и неосознанного, тогда в осознанном сне мы увидим ровно те же самые свои комплексы и, в редких случаях, коллективные содержания. И здесь будет все точно так же — чем серьезнее внутренне напряжение в психике, тем в более драматичной обстановке будет оказываться сновидец.

Разница только в том, что в осознанном сне сновидец может повлиять на развитие сюжета своей волей. Но здесь сразу же встает другой вопрос — если пугающий сюжет снится невротической личности и эта личность пытается изменить происходящее по своей воле, то не попадает ли такой сновидец в еще большую ловушку, ведь именно его искаженная воля и создала первоначальный невротизм…

Считается, что нормальное обычное сновидение — это психический механизм саморегуляции, который, по идее, должен способствовать восстановлению утраченного равновесия. Проще говоря, сновидения это что-то вроде механизма самовосстановления психики, который, в конечном счете, стремится излечить невроз. Но что произойдет, если в его работу начинает вмешиваться тот самый психический аппарат, который все и испортил?

А к чему весь этот разговор? К тому что, как только осознанные сновидения попали в руки ученых, так их сразу же попытались использовать в качестве инструмента психотерапии. И здесь снова вылезает шутка про микроскоп и гвозди, ведь в той же мере, в которой мир сновидения предоставляет возможности для столкновения со своими комплексами, они же позволяют наилучшим образом убегать от них в новый самообман.

Точно так же как психоделики при должном настрое могут быть мощным толчком к развитию или, при ином настрое, еще более мощным толчком к окончательной деградации, так и осознанные сновидения могут быть подспорьем в разрешении психологических проблем, а могут стать новым деформирующим фактором.

На это тему есть любопытное наблюдение, которому Фрейд бы очень порадовался. Очень многие искатели экзотических приключений, впервые погружаясь в мир осознанных сновидений со всей их вседозволенностью, первым делам предаются отыгрыванию своих сексуальных фантазий. А другой, не менее популярный поворот сюжета, это встреча с «учителями», которые признали в сновидце особенную личность, достойную тайных знаний и тп.

То есть, если человек в своей повседневной жизни только тем и занимается, что ищет самоутверждения, то мир осознанных сновидений предстает для него идеальной игровой площадкой, где он наконец-то может утвердиться по полной программе. И уж тут, у кого, чего болит, тот о том и грезит.

Короче говоря, сновидения — это тот самый острый нож, которым можно проводить спасительную хирургическую операцию, а можно с тем же успехом перерезать себе вены и насладиться мучительным освобождением от постылой реальности.

Идея об использовании осознанных сновидений в качестве инструмента самоисследования напрашивается сама собой, но следует со всей ясностью осознавать и ту ловушку, которую они в себе таят.

112187366.png

Развитие сознания

В самом примитивном понимании, осознанность в сновидении — это не более чем специфический навык, выработать который может совершенно любой человек. Для этого не обязательно быть особенно умным или особенно здоровым душевно. Как и езда на велосипеде — это несложное умение, которое должно зафиксироваться на телесном уровне.

Осознать себя во сне и погрузиться в активное галлюцинирование — дело нехитрое. Но есть и иная точка зрения на то, чему могли бы служить осознанные сновидения, и эта цель требует больших усилий и на этот раз уже более здорового и целостного душевного состояния.

С этой точки зрения, сновидение становится упражнением в осознанности и управлении своим вниманием. Возьмем простой пример. Допустим, я пребываю в состоянии душевного покоя в самом лучшем смысле этих слов. Я занят своим делом, я внимателен, я энергичен и полностью погружен в течение жизни. Все хорошо. Но у меня есть душевная слабость, которая выводит меня из равновесия, стоит ее нечаянно зацепить. И вот как раз именно это внезапно и происходит — кто-то или что-то задевает меня за больное место, и в тот же миг все мое душевное благополучие рассыпается в прах. Я напрягаюсь, злюсь на себя, злюсь на обстоятельства, погружаюсь в депрессию или закатываю истерику, в зависимости от темперамента.

Что происходит с моим осознанием в тот момент, когда задевают мою душевную болячку? Оно рассеивается! Только что я был сосредоточен на «здесь-и-сейчас» и был счастлив, а в следующий миг я уже погружен в свой запутанный внутренний диалог и глубоко несчастен. Мое осознание неустойчиво, его легко выбить из точки равновесия, а потом мне очень сложно вернуть его на место, потому что у меня попросту нет должного навыка в управлении своим вниманием и возвращения к осознанному состоянию.

Фактически, то, что с нами происходит, когда нас выбивают из равновесия сродни процессу засыпания. Все наше внимание и сосредоточение на стратегических целях утекает сквозь пальцы и вот мы уже видим сон про то, как ругаемся с начальником, скандалим с родными или погружаемся в депрессию и проклинаем весь мир. Наше трезвое сознание уснуло, и управление перехватили наши автоматизмы, причем далеко не самые лучшие.

Так вот, практика осознанных сновидений требует наработки как раз этого самого навыка — способности удерживать фокус внимания и свою осознанность в тот момент, когда весь остальной организм засыпает.

Проведите простой эксперимент — поставьте себе задачу заснуть сегодня на два часа позже. Без шуток, на полном серьезе. Сконцентрируйтесь, настройтесь, сообщите всем вокруг о своих твердых намерениях сегодня не засыпать по графику, а потом ложитесь в кровать и просто ничего не делайте, выполняйте упражнение — не спите.

Очень скоро вы обнаружите, как твердые намерения сами собой вдруг становятся все мягче, в голове появляются убаюкивающие мысли о том, что эксперимент дурацкий, что нафига это все надо, что завтра на работу, и так далее, и тому подобное. В какой-то момент вы просто перестанете понимать, зачем вы это делаете, а стало быть можно махнуть на эту бредовую затею рукой, расслабиться и спать с удовольствием.

Так происходит засыпание — помимо нашей воли, наше внимание, наши цели, наша личность (в хорошем смысле) сама собой растворяется. Мы теряем себя под действием физиологических процессов.

По сути, наше сознание (осознание) крайне неустойчиво и большую часть жизни мы проводим в режиме полного автопилота. Жизнь протекает мимо нас, а не мы плывем по своей жизни. А отсюда и чувство пустоты, и утрата направления, и бессмысленность, и обострение чувства неполноценности, от которого еще больше хочется уснуть, забыться и проснуться когда-нибудь в другом, более прекрасном, мире…

А практика осознанных сновидений заставляет тренировать свое сознание до такой степени, чтобы осознание сохраняло свою целостность даже тогда, когда вся физиология организма требует отпустить поводья и забыться (забыть себя). Но если я накопил достаточно энергии и навыка в том, чтобы в момент засыпания организма сохранить себя и свое осознание в целости, то уж выдержать какой-то там психологический укол и не потерять при этом голову — это вообще плевое дело!

Само по себе больное место от этого не исчезнет, но ведь больным оно остается только до тех пор, пока я позволяю ему определять мое душевное состояние и поведение. Если же я накопил достаточно душевных сил и умения в управлении своим сознанием, то я могу попросту выбрать не обижаться или не психовать там, где обычно все происходило помимо моей воли. А стоит несколько раз не дать этому механизму отработать по привычной программе, как в какой-нибудь очередной раз он просто больше не запустится.

Таким образом, практика осознанных сновидений приобретает уже вполне осязаемую ценность. Метафора для закрепления — чтобы победить в рукопашной схватке, нужны и мускулы, и ловкость. Так вот, обычная психотерапевтическая работа — это накачивание душевных мышц, а осознанные сновидения и тренировка внимания — это упражнение в ловкости. Мышцы без ловкости и гибкости становятся слишком неповоротливыми, ловкость без мышц и крепкого костяка — как тот чукча, который сильный, но легкий. Поэтому единственный верный путь серьезного душевного развития — в соблюдении баланса между силой осознания и ловкостью в управлении им.

109717961.png

Мистическая цель

Есть и еще более глубокий уровень в понимании того, чем являются осознанные сновидения и какова может быть их практическая ценность. Мистические традиции утверждают, что помимо физического, человек обладает энергетическим телом, которое потенциально может быть полностью автономным.

Но поскольку мы на этой энергетической составляющей своего существа никогда не фокусируем внимания, оно у нас пребывает в самом зачаточном состоянии, как мышца, которой никогда не пользовались.

Те же самые учения предполагают, что все чудеса, которые приписываются известным мистикам и святым совершаются именно их энергетическими телами, которые спонтанное или целенаправленно развились в процессе тренировки и укрепления сознания.

А к осознанным сновидениям это имеет то непосредственное отношение, что «тело сновидения» — это и есть то самое энергетическое тело, которым во сне можно научиться управлять и развить его чуть ли не до такого же уровня плотности, как и тело физическое, что в перспективе открывает очень интересные возможности.

Но главный пафос практики осознанных сновидений в другом. Все дело в том самом моменте засыпания, когда внешняя по отношению к сознанию сила пытается его рассеять. Способность сохранить сознание в целости и отделить его от физического тела, когда оно отключается, открывает гипотетическую перспективу пережить таким же образом не только момент засыпания, но и момент умирания.

Между сном и смертью всегда просматривалась определенная параллель. Временное забытье сна и окончательное забытье смерти… вполне возможно, что это один и тот же процесс с точки зрения сознания. А целенаправленная тренировка энергетического тела позволяет сознанию менять свою дислокацию, когда физическое тело по той или иной причине перестает функционировать, и быть может даже сохранить свою целостность в момент смерти, если энергетическое тело к этому моменту развито достаточно хорошо.

Верить или нет в подобную туманную перспективу — лично дело. Но даже если не брать в расчет эти мистические амбиции, практика развития сознания, в том числе и с помощью осознанных сновидений, — это хороший, если не единственный, способ прожить жизнь не во сне, не на автопилоте, а в состоянии ясной осознанности своего существования. А что может быть ценнее, чем жизнь полная до краев?

P. S.

Данный текст есть не более чем обзор темы осознанных сновидений на том уровне понимания, которым я располагаю к моменту начала эксперимента. По сути это лишь отправная точка для того, чтобы разобраться в вопросе поглубже.

Если кто-то желает присоединиться к эксперименту — вэлком!

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:
wpDiscuz

satway.ru

Сновидение - это... Что такое Сновидение?

Сновиде́ние — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих). Сновидящий человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

Общие сведения

Основная статья: Сон

Наука, изучающая сны, называется онейрологией. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом и временным расслаблением скелетных мышц тела. В последнее время доказали, что сны снятся и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.[1]

Все люди способны видеть сны, но не все могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым людям вспоминаются сны тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Толкование сновидений

Основная статья: Ониромантия

Обложка сонника 1883 года.

Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью. Толкованием сновидений на основе особых сонников занимались либо жрецы, либо особые профессионалы (как, например, в странах арабского мира). Так, целиком сохранился греческий сонник II—III века н. э. — «Онейрокритика».

Интерес к научному изучению сновидений возник с новой силой в конце XIX начала XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Большее количество исследователей придерживалось мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Фрейдистское толкование сновидений

Основная статья: Теория сновидений Зигмунда Фрейда

Другие исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с бессознательным. На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом. Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. Картина сна признаётся им несущественной. По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована. Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания. Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения — осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального. При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

Юнгианское толкование сновидений

Карл Густав Юнг — ученик Фрейда — предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда, будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

Управление сновидениями

Сновидение, во время которого человек осознает, что спит, называется «осознанное сновидение». В осознанном сновидении, как правило, человек способен частично или полностью управлять сюжетом сновидения. У многих народов мира существовали или существуют по сей день традиции управления сновидениями (как правило, в рамках шаманизма). Шаманы многих народов используют сновидения или сноподобные состояния для предсказаний, общения с духами и т. д. Традиционные техники сохранения осознанности в сновидении многообразны. Некоторые из них: прямое вхождение в сновидение путём концентрации на образе сновидения, вхождение в транс, длительное бодрствование (более 3 суток), длительная аскеза (голодание, жажда), использование психоактивных веществ (например, отвар Калеи закатечичи). Всплеск интереса к осознанным сновидениям произошёл в середине XX века, в том числе со стороны психологов и физиологов. Наиболее известны работы американского психофизиолога Стивена Лабержа. Появились современные методы вхождения в осознанные сновидения, например, ведение дневника сновидений, использование специальных приборов (устройства, фиксирующие быстрые движения глаз, и посылающие световые сигналы на веки спящего, например, Novadreamer) и т. д. Способность людей проявлять осознанность в сновидении различна, некоторые люди от природы умеют управлять сновидениями, другим необходимо развивать в себе эту способность. Существуют попытки использовать осознанные сновидения в психотерапии.

Дежавю

Существует предположение, что феномен дежавю может возникать в тех случаях, когда приснившаяся ситуация и обстановка, стимулированная во сне подсознательной деятельностью мозга, повторяется в реальной жизни. Это подтверждение эффективности подсознательной обработки и моделирования реальных явлений, их прогнозирования во время переживания сновидения. Существует предположение, что данный феномен вызван т. н. деперсонализацией.

См. также

  1. ↑ Елена Наймарк «Что нового в науке и технике» № 7-8, 2005

Ссылки

На русском языке

  • Нечаенко Д.А. «Сон, заветных исполненный знаков»: Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе. М.: Юридическая литература, 1991. — 304 с.
  • Малкольм Н. Состояние сна. / Пер. с англ. М.: ИГ «Прогресс-Культура», 1993. — 176 с.
  • Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. / Пер. с нем. Киев: AirLand, 1994. — 405 с.
  • Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов. / Пер. с англ. Ангарск: АО «Формат», 1994. — 161 с.
  • Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. / Пер. с англ. М.: REFL-book, 1996. — 288 c.
  • Экзегетика снов: Европейские хроники сновидений. М.: Эксмо, 2002. — 464 с.
  • Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005. — 279 с.
  • Путешествие в глубь сознания: Беседы с Далай-ламой о сне, видениях и смерти. / Пер. с англ. Нижний Новгород: Деком, 2005. — 272 с.
  • Бескова И. А. Природа сновидений (эпистемологический анализ). РАН, Ин-т философии. М., 2005. — 239 с.
  • Живица Е. Ю. Русская традиция толкования снов // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 158-166.
  • Сны. Их происхождение и роль в христианском истолковании. М.: Образ, 2006. — 128 с.
  • Соловьёв В. Толковый словарь сновидений: Иллюстрированная история цивилизации снов. М.: Эксмо, 2006. — 1488 с., ил.
  • Большаков И. В. Предопределение и толкование снов в Древнем Египте (историко-философский аспект). СПб.: Алетейя, 2007. — 268 с., ил.
  • Мосс Р. Тайная история сновидений: Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей. / Пер. с англ. СПб.: ИГ «Весь», 2010. — 464 с., ил.
  • Нечаенко Д.А. История литературных сновидений XIX—XX веков. Сновидение как форма культуры. М.: Университетская книга, 2011. — 784 с.
  • Нечаенко Д.А. «Двенадцать» как сновидческая мистерия (новое о поэтике легендарной поэмы Александра Блока). Журнал "Наш современник", М., 2011, № 8-9.
  • Смирнов Т.Л "Мастер сноведений" Эзотерический сонник.
  • Кузина С.В. "Сны врут! Понимаем сны - понимаем себя" 2011 г. Издательство АСТ: Астрель.

На английском языке

  Сон и сновидения Стадии сна Мозговые волны Расстройства сна Явления Исследователи физиологии сна Толкование сновидений Атрибуты сна
Фаза быстрого сна • Фаза медленного сна
Альфа-ритм • Бета-ритм • Гамма-ритм • Дельта-ритм • Тета-ритм • Сигма-ритм • Мю-ритм
Гипнагогия • Инэмури • Кошмар • Ложное пробуждение • Осознанные сновидения • Повторяющиеся сны • Сновидение • Сонный паралич • Синдром взрывающейся головы
Клейтман, Натаниэл • Ротенберг, Вадим Семёнович • Лаберж, Стивен •

Аристандр • Артемидор Далдианский • Даниил (пророк) • Иосиф Прекрасный • Амвросий Феодосий Макробий • Синезий • Сонник

Фрейд, Зигмунд (Теория сновидений Зигмунда Фрейда) • Юнг, Карл Густав • Кастанеда, Карлос
Будильник • Колыбельная песня • Кровать (гамак,двухъярусная, матрац, спальный мешок, футон) • Маска для сна • Постельное бельё • Спальня • Храп

dic.academic.ru

Сновидения Archives - Журнал "Психология"

Три уровня состояния сознания в процессуальном подходе Арнольда Минделла при работе со сновидением

Ирина, какие вопросы мы будем обсуждать сегодня?

Mне хотелось бы рассказать о более тонких и сущностных методах работы, нацеленных на раскрытие глубинных уровней понимания посланий сновидений.

Основатель процессуально-ориентированной психологии Арнольд Минделл по своему первому образованию квантовый физик. Потом он изучал психологию в швейцарском Институте Юнга в Цюрихе и стал юнгианским психоаналитиком. Арнольд Минделл обращался к традициям австралийских шаманов, к целителям, изучал даосизм и буддизм. Он удачно объединил полученные знания с теорией из квантовой физики и опытом практической психологии, и в результате этого сформировалась теория о трех уровнях сознания. Минделл предложил условно разделить наше восприятие на три составляющих, которые при этом являются одним целым.

В чем особенность трех уровней восприятий сознания?

Минделл говорит, что обычно мы себя осознаем в так называемой реальности консенсуса. Реальность консенсуса (общепринятая реальность) — психологический термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми. В консенсусной реальности существует дуальное восприятие, здесь все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, субъект и объект. Это привычный нам уровень восприятия реальности. Что его формирует и создает консенснусную реальность? Для того, чтобы что-то произошло в жизни, должна быть тенденция — чтобы заболеть, надо промочить ноги. Чтобы появилась зависимость, должна быть большая потребность в расслаблении, и неумение его получать. Возникает вопрос, откуда приходит реальность консенсуса? В разных модальностях на этот вопрос можно получить разные ответы: психологи вам скажут, что источник формирования нашей повседневной жизни — это бессознательное, шаманы назовут это сновидением, квантовые физики — волновой функцией… В любом случае они будут описывать второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который и формирует сценарии и варианты нашей жизни. Арнольд Минделл предложил назвать этот второй уровень сознания Dream Land (дрим ленд) — страной снов, или страной грез. В нашем сознании есть некое пространство, которое формирует будущее. Именно поэтому возможны вещие сновидения, возможны предсказания. И сновидение — ночная реальность — как раз и является тем пространством, из которого потом и проявляется наша привычная консенсусная реальность.

Возникает вопрос: где же находится источник сновидений? Обращаясь к различным источникам, изучая древние тексты, общаясь с шаманами Австралии, Минделл понял, что про этот источник сновидений люди знали всегда. Кто-то называл это ДАО, кто-то называл его Всевышним Богом, кто-то называл Основой Мироздания и т.д. Неважно, какой ярлык или термин применить к этому состоянию, как его назвать. Этот источник во все времена имел одну характеристику — это недуальное состояние сознания. Если на уровне консенсусной реальности у нас есть четко разделенное плюс-минус, хорошо-плохо, рождение-смерть, луна и солнце, то на уровне сновидения, на уровне второго состояния сознания мы можем быть, например, в другом теле, другого пола, в другое время, и это нормально. В нем нет двойственности, нет взаимодействия на уровне субъекта и объекта.

Именно из этого источника происходит формирование пространства второго уровня — пространства сновидений. Сны могут быть кошмарными, могут быть прекрасными. Но может не быть четко выраженной их дуальности. Например, во сне вы можете убивать других и это не вызовет у вас ужаса или отторжения, возможно ходить по воде, летать по воздуху или пить чай на вершине Эвереста. В сновидениях возможно делать самые немыслимые вещи с точки зрения реальности консенсуса. Второй и третий уровни сознания происходят из недуального состояния сознания, находящегося за пределами нашего привычного, и даже сновидческого, восприятия.

Умом его невозможно воспринять, потому что ум, по природе своей, дуален: его базовая функциональная модель является дуальной конструкцией познающего и познаваемого.

В чем практический смысл схемы трех уровней сознания в применении к работе со сновидениями?

Мои студенты знают: если на семинаре кто-либо рассказывает свой более или менее яркий сон, то из этого сна очень быстро можно развернуть всю проблематику его жизни, сценарии отношений, и более того, ресурсы для разрешения текущих и даже долгосрочных проблем.

На одном из недавних семинаров была такая история. Одна девушка описала нам свой наиболее яркий и интересный сон. Через 15 минут на этом материале нам удалось развернуть большинство ее проблем, хронических заболеваний, страхов и т.п. Если опытному специалисту по работе со сновидениями предъявить один наиболее ярких или повторяющихся снов, то он может из него проявить основные сценарии жизни в консенсусной реальности, или как еще по другому называют, обыденной реальности.

И эту информацию можно получить из любого сна?

Чем более эмоциональный сон, тем больше можно получить информации, понимать сценарии нашей привычной реальности. Но мы можем идти дальше, туда, откуда приходят эти сновидения, в источник всех наших программ и наших сценариев. Через работу со сновидением возможно не только понимать образы и находить пользу в повседневной жизни, но и выйти на проживание состояния более целостного, сущностного и глубинного уровня бытия. И вот это уже более мастерская работа. Ночные сны — это срединная зона между нашей привычной реальностью и сущностным уровнем восприятия реальности.

Работая с любым сном, сначала мы понимаем, каким образом он может быть советчиком, помощником в привычной жизни. Но это еще не все, мы можем идти к своим истокам. Обычно на семинарах я обучаю людей не только понимать значение сна для повседневной жизни, но и проживать то, откуда сновидения приходят. Потому что, если мы осознаем глубинную основу, свою сущность, базовое состояние, изначальность, то независимо от того, какие бы не были у нас сложности здесь, в нашей реальности, мы всегда с ними можем справиться. Потому что появляется связь с корнями, с Основой, с первозданным состоянием сознания, откуда произошло все. И осознанное привнесение этого состояния в повседневную реальность, объедение уровня сущностного сознания с обычной жизнью, может дать нам не только базовую стрессоустойчивость, мудрость, глубину, но и радость и благополучие.

В современном процессуальном подходе считается, что один из мета-навыков мастерства процессуального работника состоит в том, чтобы одновременно осознавать себя на трех уровнях реальности. Разговаривая с человеком, мы можем одновременно пребывать в нескольких реальностях ума. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это является нормальным, мы не боимся, не подавляем это состояние, мы умеем развернуть этот процесс. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.

Только ли через сновидения можно проводить эту работу? Есть медитации, другие практики.

Любая медитация, любые практики уже относятся ко второму уровню сознания. Страна грез, страна сновидений (Dream Land) — это не только ночные образы. К ним относятся любые видения. Первый уровень — глубинное недуальное состояние, тоже разговаривает с нами при свете дня. Например, ты думаешь, идти или не идти на некую деловую встречу. Идешь по центру своего города и видишь плакат: «Скажи нет… какому-то там общению». Ты читаешь, но не доверяешь этому. Перед входом в здание, где должна произойти встреча, внезапно подворачивается нога и происходит вывих лодыжки. В голове мелькает «странная» мысль: «Может не стоит идти на встречу?» Но ты уже в здание, как-то неловко все менять. Ты идешь на эту встречу, и оказывается еще хуже. Хотя и плакат, и телесный симптом тебя предупреждал и об этом. Это называется дневное сновидение, работа со знаками. Почему возможно, чтобы плакаты в центре города с нами общались? Потому что проявления плакатов и тебя имеют один источник. Мы привыкли жить в рамках консенсусной реальности, оставаться в рамках игры — черное и белое, плохое и хорошее, свои и чужие, добро и зло. На сущностном уровне нет границ. Чем ближе мы к своему истоку, тем все более совершенно, и тем более открыто наше восприятие. Один из моих студентов, когда прочитал пятый по счету знак, который предвещал ему смерть, развернул машину и не поехал на важную встречу. Потом оказалось, что это действительно спасло ему жизнь.

Сновидение происходит не только ночью. В дневной реальности опытные сновидящие находят много признаков сновидения. Сущностный уровень сознания и пространство сновИдения постоянно общаются с нами. Есть такой термин, пришедший из квантовой физики — нелокальность сознания. Именно благодаря нелокальности и базовому отсутствию границ возможно узнать и почувствовать, что происходит с вашим близким человеком, который сейчас может быть в 1000 километров от вас. Именно поэтому ночные сны могут формировать дневные действия и ситуации.

В духовно-ориентированной психологии, в процессуальной работе, очень важно это знание единой основы и умение пребывать в ней. Здесь уже нечего решать, нечего трансформировать. Есть еще такой термин — самосовершенное состояние сознания. И считается очень важным иметь опыт его проживания. Это уже духовная традиция, духовная практика. Об этом можно прочитать в текстах тибетского буддизма (Махамудра и Дзогчен), в сакральных индуистских текстах.

У меня был шок на самом первом семинаре по процессуально-ориентированной психологии по работе со сновидениями, когда я, за пятнадцать минут работы с обычным сном, оказалась в глубочайшем переживании недуальности всего мира, и осознании отсутствия любых границ. Знание о том, что через работу со сновидением возможен доступ к сакральным состояниям — огромная ценность.

Процессуальная психология дает возможность работать с клиентом на сущностном уровне сознания, а не только на уровне плюс-минус.

В традиционной психологии клиент приходит с проблемой, и из «плохой» ее трансформируют в «хорошую». Но человек все равно продолжает жить в дуальности, все равно возникает следующая проблема и т.д. Терапевт никогда не останется без денег.

Но существует возможность получить опыт того источника, откуда приходят любые сновидения: ночные или дневные, откуда к нам приходит вся многовековая мудрость. Это опыт проживания того, что между тобой и этим источником нет никакой разницы. В психологии это называется целостностью.

Человек, который, например, практикует медитации, сначала решает, когда ему сесть в медитацию — он должен специально выделить для этого время. Спать ложатся абсолютно все, независимо от менталитета, вероисповедания и предпочтений. И вопрос в том, как мы проводим время во втором состоянии сознания. Сейчас я имею ввиду ночные сны. Мне кажется неразумным — не понимать языка сновидения, если мы абсолютно все там бываем. Это все равно, что жить в современном мире и не уметь читать, пользоваться транспортом и т.д. И на самом деле все, что нам нужно — это подарить себе буквально десять-пятнадцать минут утром в кровати. Просыпаясь, нужно ненадолго задержаться во сне или очень мягко вернуться в него, и понять, что нам говорит наше сновидение, и получить от него помощь и поддержку. И так мы приобретем учителя, наставника и партнера в деле достижения более гармоничного образа жизни на уровне консенсусной реальности.

Я хотела бы еще остановиться на одном важном моменте. У «матерых сновидцев» есть большая опасность, когда они начинают считать жизнь в сновидческой реальности более важной и более целостной, чем в повседневной. Причем, многие люди, практикующие осознанные сновидения, где мы являемся режиссерами и можем управлять своими снами, обесценивают нашу дневную реальность. Это тоже уже не целостность, это разделение, раздробление.

Очень важно уметь жить на всех трех уровнях сознания и не говорить, что одно важнее, чем другое. Получать удовольствие от телесного взаимодействия со своим любимым, и от полетов в межгалактическом пространстве, радость от мороженного в повседневной реальности, и катарсис от осознавания новых знаний в сновидческом храме.

На самом деле, и это мороженное было срежессировано в более тонких состояниях сознания. Если мы получаем ресурс в сновидении, то этот ресурс проявляется и в нашей жизни.

Многие читатели, прочитав статью, зададут вопрос: что они могут делать практически, с чего начать, чтобы научиться соединяться с источником, исходя из этих практик?

Я периодически провожу семинары в Москве и других городах. Многие участники говорят, что есть большая разница, когда они читают книги, и когда получают практический опыт. Есть такое понятие: передача знания от носителя знания к ученикам. Когда человек владеет знанием и передает лично, «из рук в руки», это очень ценно и эффективно.

Кроме того, не стоит дословно интерпретировать сны по сонникам. В самом деле, предположить, что один и тот же образ имеет одно и то же значение для всех жителей на планете, это примерно как гороскоп: предположить, что для всех людей, родившихся под одним знаком, в этот день сегодня будет все одинаково.

Могли бы вы для наших читателей дать простые рекомендации, упражнения? Не всем читателям из дальних мест доступно посещать семинары.

Если у вас сейчас нет возможности посетить процессуально ориентированные семинары по работе со сновидениями, в книгах Арнольда Минделла «Сновидения в бодрствовании» и «Ученик создателя сновидений» есть замечательные пошаговые упражнения для самостоятельной работы.

Вот несколько конкретных рецептов. Шаг первый. Мягко проснуться. Не под будильник, который кукарекает, как резаный. Поставьте музыку, которая не разбудит вас, а переведет вас в промежуточное состояние между сном и бодрствованием.

То есть, проснуться чуть раньше, и не вскакивать с кровати сразу?

Верно. Мягко проснуться и сразу же вернуться в сновидение, вспомнить свой сон. При этом важно не только пересмотреть ночные образы, а осознать свои чувства и эмоции, которые эти образы нам несут.

Чтобы было понятно, приведу один пример. Недавно на «Клубе Сновидцев» мы разбирали очень красивый сон одной девушки: « …Вижу, передо мной море, и там, вдали стоит ладья. И я прямо по воде иду к этой ладье и понимаю, что я сейчас не дойду, еще не время. И просыпаюсь с сожалением».

Итак, центральный образ в этом сне — это ладья. Считается, что любой образ во сне, любая часть сна — это мы сами, и нам не может присниться ничего того, чего нет в нашем сознании. Если смотреть на нашу схему, то любое сновидение, не важно, это ладья или медведь, это все проявления нашего бессознательного. Для дальнейшей работы по раскрытию послания сновидения, я предлагаю сновидящей почувствовать себя этой ладьей. Это древняя шаманская техника, которая существует у аборигенов Австралии, и у шаманов Сибири. Итак, мы меняемся ролями. Я становлюсь девушкой в сновидении, а она начинает чувствовать себя ладьей. Во время этой работы мы сидели в чайной одного из московских клубов. Она подняла руки, начала покачиваться на воде. Это были очень красивые женственные движения. Очень нежные, плавные. Она стала этой ладьей, стала покачиваться, и даже стала танцевать. Это был красивый и очень тонкий танец женственности, нежности, чувственности. И она поняла, что у нее есть запрет на чувственность, на выражение чувств к своему ребенку, на нежность, и вообще на принятие себя, как женщины. Потому что ее оставил муж, есть чувство вины — что я не такая, видимо. И когда она стала этой ладьей, она поняла, что у нее есть собственные запреты на уровне консенсусной реальности. На уровне сновидения, когда она стала этой ладьей, таких запретов нет! Она уже есть то, к чему она стремилась.

И дальше мы стали раскрывать следующий, более глубинный уровень работы со сновидением. Это стоит делать, когда мы уже простроена связь между посланием сна с дневным уровнем реальности. Тогда возможно идти к к сущностному уровню, к посланию от Создателя сновидения. Я спросила: «А если ты могла бы утончиться, то ты могла бы оказаться в этом пространстве, которое могло создать, породить такую ладью? Пожалуйста, медленно, плавно и тихонечко-тихонечко утончаясь, пойди туда, где такая ладья могла быть сотворена. Что это за пространство? Кто бы мог сотворить эту ладью, покачивающуюся на волнах?»

И сделав это во внутреннем пространстве, пребывая в состояние мягкого транса, девушка сказала: «Да это же матерь мира!» И в следующий миг она уже ощущала себя матерью мира, которая затем стала вообще всей вселенной, огибающей весь земной шар! И она уже была не просто ладьей, покачивающейся на волнах моря, а всем космосом, который огибает, омывает наш земной шар. И это уже было глубинное трансцендентное состояние. Дальше она пережила недуальность космоса и нашей планеты. И это уже невозможно передать словами….

Она очень утонченно и красиво пела. Это был звук, похожий на «а», и на «о». Она переживала первый, сущностный уровень состояния сознания. Когда закончилась работа, она открыла глаза. Все присутствовавшие мужчины и женщины сидели со слезами на глазах. Это была красивая, тонкая работа с обычным сновидением.

Какой красивый пример…

И все это мы можем делать каждый день, буквально просыпаясь в своей кровати! Каждую ночь мы сновидим. И когда мы пробуждаемся, с нами всегда один из самых больших помощников. Он говорит — эй, дорогой, у тебя сейчас затруднения с тем-то, и с тем-то. И каждую ночь новое сновидение будет подсказывать возможности и ресурсы для решения этой ситуации.

Но есть еще то, откуда приходит это знание. Когда связываешь свою жизнь с источником создателя сновидений, это дает целостность.

Есть выражение — «спал, как убитый». И еще некоторые люди говорят, что они не умеют запоминать свои сны. Как пробудить это воспоминание, что в этом случае делать?

Выражение «спал как убитый» свидетельствует о неэкологичности стиля жизни. Видимо, день был прожит так, что человек просто упал — отключился, проснулся — включился. Это выражение относится к людям, которые, скорее всего, привыкли жить на уровне консенсусной реальности, и не имеют постоянного ощущении связи со вторым уровнем сознания. Либо они думают так: «Сейчас мы занимается практикой, и я могу себе позволить пережить более тонкие состояния. А потом я вернусь в привычную реальность, и там это будет опасно или невозможно». Это говорит о попытке жесткого контроля сознания, что лишает человека свободы.

Что с этим делать? На момент просыпания есть два варианта. Послушайте, какая первая песня придет вам в голову. О чем будет эта песня. Какая будет мелодия этой песни. Не сами слова, хотя иногда и слова бывают точным указанием, а само состояние этой песни будет, по сути, тем же самым, о чем вам говорило сновидение.

Биохимия спящего и бодрствующего человека очень разная. Сны есть у всех. Если мы не помним свои сны, это может быть какой-то блок: либо травма, связанная с детством, либо нам не выгодно это помнить. Сновидения ближе к нашим сущностным проявлениям. Порой они безапелляционно говорят о том, что у нас «не так». Если мы это знание не привносим в свою жизнь, значит, нам выгодно его не получать. Поэтому мы предпочитаем о нем не помнить.

Если сновидение не вспомнить, можно ли ориентироваться на первую мысль, первое ощущение?

Вы проснулись и не помните снов. Например, первое утреннее осознавание — «как мне тяжело». Я начинаю осознавать, где эта тяжесть находится в теле, и чувствую, что у меня на груди как будто лежит плита. Я чувствую эту плиту, и какая же песня мне приходит в голову? Какая это была бы песня? Например, про ворона, который вьется у меня над головой. Немного позже я вспоминаю, что оказывается, мне ночью приснилось, будто я была на кладбище, там было страшно, и там были вороны. И это было настолько страшно, что я предпочитаю этого не помнить.

Итак, утренняя работа началась с осознавания телесного ощущения. А телесные ощущения — это то же самое сновидение, что и ночью, но на уровне нашей повседневной реальности. Работая со связью между сновидениями и телесными симптомами, Арнольд Минделл предложил использовать термин «тело сновидения» (англ., «Dreambody»). Он раскрыл, что в образах ночных сновидений можно найти отражение любого телесного симптома или боли. И это отражение в процессуальном подходе называют «сновидящим телом», когда неконтролируемые телесные переживания отражаются в сновидениях. Формулируя это по-другому, можно сказать, что ваше тело сновидит.

И тут важен, конечно, опыт работы на семинаре либо с опытным участником, либо со специалистом, владеющим навыками раскрытия послания сновидений и телесных симптомов, потому что неопытному человеку может быть страшно идти в глубину бессознательного, особенно, если нет навыка доверять потоку жизни, потоку Дао. И в подобной работе по раскрытию послания мы, как не странно, не трансформируем это ощущение из плохого в хорошее, а наоборот — мы его усиливаем: как будто эта плита очень сильно на нас давит. Что это за плита? В этот момент, возможно, я начинаю понимать, что плита давит так, что как будто хочет меня остановить. Я отзеркаливаю это состояние на свою жизнь. Скорее всего, есть действительно то, что я не хочу делать в жизни: либо связанное с работой, либо с отношениями. Но у меня не хватает ресурса, силы воли, смелости менять работу или закончить эти отношения, и т.д.

Есть обусловленная реальность, мой внутренний процесс про остановку движения в этом направлении. Потому что, если бы я обратилась к сновидению, где черные вороны летают на кладбище, я бы поняла, что то, куда я сейчас иду, может привести к очень печальным последствиям. И в этом случае я понимаю, что это был сон-помощь, а не сон-кошмар.

Что будет после максимального давления этой плиты — ощущение, что все разлетается на мелкие части и я сама становлюсь пространством. И следуя за этим процессом, ничего не меняя и не трансформируя, а лишь разворачивая все происходящее, я начинаю чувствовать себя свободной, как воздух. В этот момент может прийти осознание про стиль жизни — быть как небо, жить как небо, которое все пропускает и ничего не задерживает. У неба нет проблем, когда на нем собираются облака. Осознав все это, уже можно не бояться плиты, и завершения чего-то в жизни, или в отношениях. Это принесет освобождение и новый стиль жизни. Появляется возможность совершенно по-другому прожить наступающий день. В данном случае, мы не работали со сновидением, не работали с песней, а всего лишь работали с ощущением на момент пробуждения. Все это можно сделать за пятнадцать минут, утром, после пробуждения.

В подобной работе заключается одна из особенностей процессуального подхода — мы следуем за процессом, каким бы он не был. Процесс сновидения или телесного симптома, депрессии или зависимости. Мы следуем за процессом человека и приходим к тому, что на самом деле есть в его сущностном уровне.

Очень важно, зная схему трех уровней сознания, не только привносить послания сновидений в повседневную жизнь, но и раскрывать мудрость «создателя сновидений», и через это обучаться присутствию в нелокальности и одновременности взаимосвязей всех проявлений сознания. Я спрашиваю своих студентов: а если бы вы утром вставали с осознанием послания сновидений, а не только с тем, что ребенка надо вести в школу, или идти в офис? Они говорят — это был бы по-другому прожитый день. А если учесть, что нам каждую ночь снится от пяти до пятнадцати снов, и в каждом из них есть важные послания, то, если к ним прислушиваться, ваш стиль жизни радикально изменится. Сновидения станут духовными практиками.

Автор – Зингерман Ирина

www.psychology.su