Говорят, что одинаковых людей в природе не существует. По сути это действительно так и каждая личность имеет абсолютно индивидуальные и неповторимые черты. Однако есть ряд характеристик, которые свойственны всем людям. Их совокупность называется темпераментом. Благодаря ему всех людей можно разделить, по крайней мере, на 4 разных и неповторимых группы. Чем они отличаются друг от друга и что в них схоже? Это нам и предстоит разобрать.
Каждый человек с рождения имеет набор определенных особенностей поведения. Еще младенцем он проявляет реакцию на какие-либо жизненные воздействия в виде двигательной, зрительной, речевой и прочей активности. Утверждение о том, что поведение человека формирует социальная среда, в которой он находится, верно лишь отчасти. Природа также вносит свою лепту в формирование индивидуальных особенностей личности, что порой проявляется уже в раннем детстве во время общения и игры. Темперамент окрашивает психику определенными оттенками: темпом речи, силой воли, эмоциональной реакцией, но он ни коим образом не влияет на социальные установки, мировоззрение и жизненные убеждения личности.
Типы темперамента и их характеристика впервые были представлены еще в древние времена. Наблюдая индивидуальные особенности поведения пациентов, врач Гиппократ сделал попытку дать объяснение процессам, протекающим в организме человека. Именно Гиппократа принято считать человеком, впервые рассмотревшим типы темперамента человека с научной точки зрения. Так, ученый считал, что поведение человека обусловлено смешением в его теле четырех жидкостей: крови, слизи, а также черной и желтой желчи. Спустя много веков четыре типа темперамента до сих пор имеют такие же названия, как и у этих жидкостей. Так например сангвинический тип имеет происхождение от слова sanguis («кровь»), холерический от слова chole («желчь»), флегматический – от phlegma («слизь»), меланхолический – от melan chole («черная желчь»). Считалось, что темперамент связан с образом жизни человека. Если к примеру, он подвижен и энергичен, то в организме скапливается желчь, а если человек много и долго сидит, то накапливается флегма. Однако существует еще множество теорий относительно того как и откуда появился темперамент, однако все они не дают полного объяснения этому понятию. Лишь И.П. Павлов уже в наше время смог сделать описание типов темперамента, опираясь на изучение высшей нервной деятельности человека. В результате под темпераментом теперь принято понимать общую характеристику динамической стороны поведения, которая выражает в основном свойства нервной системы.
Чаще всего в природе чистый из описанных видов не встречается. Обычно у людей бывает смешанный тип темперамента. Однако какой из четырех видов преобладает у той или иной личности можно проверить с помощью многочисленных психологических методик.
womanadvice.ru
Существует мнение о том, что одинаковых людей природа никогда не создает. И это действительно так. Ведь каждый человек обладает своими, абсолютно неповторимыми индивидуальными чертами. Но есть некоторые характеристики, которые присущи всем людям. Именно из их совокупности и складывается темперамент. Это основа развития характера, благодаря которой всех людей условно делят на четыре группы. Рассмотрим существующие типы темперамента и их психологическую характеристику.
Существуют некоторые свойства, определяющие психологическую характеристику типов темперамента. Ведь известно, что каждый человек обладает своими особенностями поведения. Он может быть энергичным и эмоциональным, медлительным, невозмутимым и спокойным или печальным, скрытным и замкнутым. Отличает всех людей и скорость возникновения, сила и глубина чувств, быстрота движений и общая подвижность. Во всем вышеперечисленном и находит свое выражение темперамент. Ведь это свойство личности, которое придает своеобразную окраску всему поведению и деятельности человека.
Понятие «темперамент» и на сегодняшний день привлекает внимание ученых и практиков, оставаясь во многом нерешенной и спорной проблемой. Исследователи признают, что это свойство является тем биологическим фундаментом, на котором происходит формирование личности как социального существа.
В темперамент входят определенные динамические составляющие, которые, как правило, имеют врожденный характер. Именно поэтому свойства, находящие свое отражение в особенностях поведения, являются наиболее устойчивыми по сравнению с прочими психическими характеристиками человека.
Какой из этого может быть сделан вывод? В связи с вышесказанным темперамент можно разъяснить как совокупность индивидуальных и своеобразных свойств психики, которые определяют динамику деятельности человека и проявляются независимо от ее мотивов и целей. Причем подобные черты характера остаются неизменными в любом возрасте.
Из чего же складываются особенности поведения каждого человека? Если рассматривать существующие типы темперамента и их психологическую характеристику кратко, то становится понятным, что в основе индивидуальных черт личности лежит ее динамичность. При этом вовсе не рассматриваются убеждения человека, его взгляды, интересы и жизненные ценности.
Исследование типов темпераментов и их психологической характеристики позволило выделить некоторые компоненты, которые являются основными при определении данного понятия. Рассмотрим их подробнее.
Данный компонент выражается в той ли иной степени стремления индивида к действию, к освоению и преобразованию окружающей действительности, к проявлению себя в различных направлениях. Общая активность выражается у всех людей по-разному. В том случае, когда дается характеристика типов темперамента, то могут быть отмечены две крайности поведения. С одной стороны оно может отмечаться вялостью, пассивностью и инертностью, а с другой – большой активностью, энергией, стремительностью и страстностью. Это и есть два полюса, между которыми располагаются люди, входящие в ту или иную группу темперамента.
Этот компонент показывает состояние работоспособности речевого и двигательного аппаратов. Подобная особенность в описании типов темперамента и их психологической характеристики находит свое отражение в резкости, силе, быстроте, а также интенсивности речи и мышечных движений человека, в его говорливости или, напротив, молчаливости, во внешней подвижности или сдержанности.
При описании психологической характеристики свойств и типов темперамента данное свойство выражается через следующее:
Уже с давних времен исследователей интересовал такой вопрос: «Почему каждый человек обладает индивидуальным набором особенностей поведения?» Будучи младенцем, он начинает проявлять ту или иную реакцию на различные жизненные воздействия. Все это выражается в речевой, двигательной и иной активности. Утверждать о том, что на поведение человека в полной мере влияет социальная среда, ученые не берутся. Ведь уже давно понятно, что подобное верно лишь отчасти. Люди еще в давние времена поняли, что в формировании темперамента немаловажную роль играет природа. Индивидуальные особенности личности начинают проявляться уже в раннем детстве в процессе общения и игр. Они окрашивают психику человека эмоциональной реакцией, силой воли, темпом речи и прочими оттенками, но ни в коем случае не зависят от социальных установок.
Сама идея о наличии темперамента, а также учение о нем уходят своими истоками в древние времена. Впервые они нашли свое отражение в работах врача Древней Греции Гиппократа. Этот ученый попытался дать психологическую характеристику основных типов темперамента. При наблюдении за индивидуальными особенностями поведения своих пациентов Гиппократ дал объяснение тем процессам, которые протекают в организме человека, с научной точки зрения. Так, он считал, что реакция любого человека на жизненные обстоятельства обусловлена определенным смешением в нем 4-х жидкостей, а именно слизи и крови, желтой и черной желчи. И даже по прошествии многих веков типы темперамента обладают названиями этих жидкостей.
Например, сангвиники. Название данного типа темперамента произошло от слова «кровь» – «sanguis». Холерический характер – от слова «желчь» («chole»). Флегматический – от слова «слизь» («phlegma»). Меланхолический – от слова «черная желчь» («melan chole»). Описывая типы темперамента и их психологические характеристики, Гиппократ считал, что, например, если человек энергичен и подвижен, то в его организме происходит скопление желчи. Люди же, которые долго и много сидят, собирают в своем теле флегму.
Первая классификация темперамента была предложена Галеном. Она используется и сегодня в относительно малоизмененной форме. Последнее из наиболее известных описаний данной классификации было сделано немецким философом И. Кантом.
Рассмотрим подробнее все четыре типа темперамента и их психологическую характеристику.
Рассматривая психологическую характеристику разных типов темперамента, о представителях этого вида свойств характера можно говорить как о подвижных, живых и любознательных людях, не делающих при этом порывистых и резких движений.
Сангвиники, как правило, жизнерадостны и веселы. Но они эмоционально неустойчивы и легко поддаются возникшим чувствам. Однако стоит отметить, что они у них не глубоки и не сильны. Сангвиники очень скоро забывают обиды и сравнительно легко относятся к неудачам. Они склонны к коллективу, общительны, быстро устанавливают контакты, приветливы, доброжелательны, хорошо сходятся с людьми и налаживают с ними замечательные отношения.
Если вовремя распознать сангвиника среди детей разных типов темперамента, психологическая характеристика темперамента позволит воспитать человека, отличающегося высокоразвитым чувством коллективизма, отзывчивого, проявляющего активность к учебе, труду, а также к общественной жизни. Однако если ребенок попадает в неблагоприятные условия, то есть такие, когда целенаправленным и систематическим его воспитанием заниматься никто не станет, сангвиник будет проявлять беспечное и беззаботное отношение к делу, легкомыслие, разбросанность, несерьезное отношение к учебе, к окружающим и к труду, переоценивать себя и свои возможности.
К сангвиникам можно отнести людей веселого нрава. Это полные надежд оптимисты, юмористы, балагуры и шутники. Сангвиники быстро загораются понравившейся им идеей, но затем так же быстро остывают, теряя всякий интерес к тому, что еще совсем недавно притягивало и волновало. Люди, обладающие таким типом темперамента, много обещают, но далеко не всегда сдерживают свое слово. Они с легкостью вступают в контакты с совершенно незнакомыми людьми, считая всех своими друзьями. Сангвиников отличает готовность помочь и доброта. А вот умственная напряженная работа их быстро утомляет.
Описывая психологическую характеристику основных типов темперамента, о людях подобного склада характера можно говорить как о неторопливых, спокойных и медлительных личностях. В своей деятельности они всегда склонны к порядку и любят привычную для них обстановку. При этом флегматики с трудом воспринимают любые перемены.
Такие люди, как правило, до конца доводят начатое ими дело. Но стоит отметить, что психические процессы у флегматиков протекают весьма замедленно. У детей это находит отражение в учебе. Особенно сложно флегматикам быстро понять, запомнить, сообразить и сделать. Если же это все же потребуется, то подобная ситуация выльется в состояние беспомощности. Но стоит отметить, что запомнить любой материал флегматики могут прочно, основательно и надолго.
Рассматривая в психологической характеристике разных типов темперамента отношения к другим людям, можно отметить, что тот, кто обладает подобными чертами, всегда спокоен и ровен. Кроме этого, флегматики в меру общительны и отличаются устойчивым настроением. Спокойствие такого человека проявляется практически ко всем явлениям и событиям его жизни. Его сложно задеть эмоционально или вывести из себя. Флегматики уклоняются от ссор и не теряют своего самообладания при настигших их неприятностях и неудачах.
Если правильно воспитывать ребенка, характер которого относится к данному типу, то можно легко сформировать у него усидчивость, настойчивость и деловитость. Если же обстоятельства сложатся неблагоприятным образом, то у флегматиков развиваются такие характерные для них черты личности, как инертность и вялость, лень и пассивность. Порой у такого человека возникает равнодушное и безразличное отношение к трудовой деятельности, к окружающим людям, к жизни, и даже к самому себе.
Продолжим рассмотрение характеристики основных типов темперамента. Что касается холериков, то их отличает быстрота (порой лихорадочная) действий и движений, возбудимость и порывистость. Психические процессы у таких людей протекают очень интенсивно и быстро.
Та неуравновешенность, которая свойственна холерику, особенно сказывается на его деятельности. Такие люди с увлечением, а порой даже и со страстью берутся за дело, работают с подъемом и проявляют инициативу. Однако запаса нервной энергии надолго у них не хватает. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда работа не отличается многообразием, требуя от человека терпения и усидчивости. В таких случаях и наступает охлаждение. Воодушевление и подъем у холериков исчезают, да и настроение падает со стремительной быстротой.
Данному типу темперамента свойственно преобладание процесса возбуждения над торможением. Особенно ярко это качество личности находит свое отражение в процессе общения с людьми. Холерик позволяет себе вспыльчивость и резкость, эмоциональную несдержанность и раздражительность. Подобное поведение часто не позволяет ему объективно оценить поступки находящихся рядом с ним людей. На этой почве холерики часто провоцируют в коллективе конфликтные ситуации.
Положительными сторонами такого темперамента являются активность и энергия, инициативность и страстность. Все отрицательные проявления личности холерика чаще всего развиваются в неблагоприятных для него условиях деятельности и жизни.
В завершении знакомства с психологической характеристикой людей разных типов темперамента рассмотрим основные индивидуальные особенности очень медлительных людей. Именно их и относят к меланхоликам. Представители этого типа темперамента отличаются тем, что их психические процессы протекают с очень низкой скоростью. Такие люди с огромным трудом способны отреагировать даже на сильные раздражители. Длительное напряжение вызывает у меланхоликов замедление деятельности, которая через некоторое время прекращается вовсе. Такие люди очень быстро устают. Работать продуктивно они могут лишь в спокойной и привычной для них обстановке.
Человек, обладающий меланхолическим темпераментом, склонен к медленному развитию эмоционального состояния. Но при этом возникшие у него чувства отличаются большой силой, длительностью и глубиной.
Меланхолика легко обидеть. При этом он очень тяжело будет переносить неприятности и огорчения, внешне практически не выражая своих переживаний.
Тот, кто обладает меланхолическим складом характера, склонен к замкнутости и старается избегать общения с новыми и малознакомыми людьми. Такой человек часто смущается. В новой обстановке он чувствует себя неловко.
При неблагоприятных условиях деятельности и жизни меланхолика у него развивается болезненная ранимость, мрачность и подавленность, пессимизм и мнительность. Такому человеку не нужен коллектив. Он всеми способами стремится уклониться от общественной деятельности, часто погружается в личные переживания.
Однако если условия жизни и воспитания меланхолика были благоприятны, то его личность проявляет свои ценнейшие качества. Это эмоциональная весьма тонкая чувствительность, впечатлительность и острая восприимчивость событий окружающего мира. Все это позволяет такому человеку добиться больших успехов в поэзии, рисовании, музыке и других видах искусства. Часто меланхолики тактичны и мягки, отзывчивы и деликатны. Ведь тот, кто раним сам, очень остро чувствует боль, которую может причинить людям.
Рассмотрев классификацию особенностей личности, можно отметить, что при описании различных групп упоминаются свойства, которые относятся не только к динамике поведения и психики человека. В типах и характеристике темперамента человека находят свое отражения и типичные поступки, совершаемые людьми. Это вовсе не случайно. Дело в том, что рассматривая психологию взрослого человека, отделить друг от друга характер и темперамент просто невозможно. Ведь свойства, которыми обладает тот или иной тип личности, находит свое отражение в поступках индивида, которые он совершает в различных социально значимых ситуациях. Без всякого сомнения, можно говорить о том, что темперамент человека оказывает влияние на формирование характера. Последний, в свою очередь, является выражением индивида не столько в физическом, сколько в духовном плане.
Какой же из рассмотренных темпераментов является самым лучшим? Ответить на этот вопрос невозможно. Ведь каждый из представленных типов особенностей личности обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому ни об одном из них нельзя говорить как о хорошем или плохом.
Исследование вопроса о свойствах личности продолжается и сегодня. Это нашло свое выражение в современных подходах к психологической характеристике типов темперамента. Так, в работах Б. М. Теплова и его последователей были несколько изменены некоторые названия свойств личности, а также открыты новые.
В чем отличие современных подходов к психологической характеристике типов темперамента от тех, которые существовали на протяжении многих веков? Например, Б. М. Теплов стал относить к наиболее весомым свойствам темперамента:
- эмоциональную возбудимость, то есть способность человека реагировать на внутренние и внешние воздействия;
- силу эмоций, которую в настоящее время называют модальностью и интенсивностью эмоциональных проявлений;
- возбудимость внимания, являющуюся приспособительной функцией индивида;
- тревожность, являющуюся эмоциональной возбудимостью в угрожающих ситуациях;
- реактивность непроизвольных двигательных функций;
- активность целенаправленной волевой деятельности;
- ригидность или пластичность, которая является умением приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам;
- резистентность, способствующую оказанию сопротивления внешним и внутренним условиям, тормозящим или ослабляющим деятельность;
- субъективизацию, то есть усиление степени деятельности под влиянием личностных понятий и образов.
Предложенные Тепловым характеристики свойств темперамента дают четкое представление о том, что динамика психических процессов человека связана со степенью его активности и с деятельностью.
www.syl.ru
Любой человек хочет лучше понять свою сущность, узнать, что он из себя представляет.
Для этого можно узнать про типы темперамента и их психологическую характеристику.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его поведение и психические процессы.
Свойства темперамента преобразуются в черты характера.
Выделяют 4 основных типа темперамента:
О 4 типах темперамента человека в этом видео:
к содержанию ↑Люди очень многогранны. И чтобы охарактеризовать человека как личность лучше всего использовать сразу несколько признаков:
Каждый из этих признаков позволяет раскрыть человека с определенной стороны. Поэтому только их совокупность способна передать все черты личности.
О положительных чертах характера человека узнайте из нашей статьи.
к содержанию ↑В психологии выделяют два основных подхода к классификации черт характера.
Черты характера связаны непосредственно с психическими процессами, соответственно их можно разделить на:
Черты характера связывают с направленностью личности. Выделяют:
Что такое личность? Научный взгляд:
к содержанию ↑Психотипы человека образуют когнитивно-поведенческие и эмоционально-психологические характеристики. Они закладываются в процессе воспитания и социализации индивида.
Рассмотрим их подробнее в соответствии с различными классификациями.
Какие бывают типы характера?
Юнг предложил следующую классификацию характера:
Какие бывают отрицательные черты характера? Список вы найдете на нашем сайте.
к содержанию ↑Согласно классификации Фомма выделяют следующие типы характера:
Фрейд выделяет следующие типы:
К типичным чертам этого типа относят манипулятивность или пассивность, восхищенность или завистливость, доверчивость или подозрительность, оптимизм или пессимизм.
Психолог Кречмер связывал характер с телосложением человека. Выделял 3 типа:
Что говорит почерк о характере человека? Читайте об этом здесь.
к содержанию ↑В психологии характер трактуют с помощью пятифакторной модели. Она включает в себя следующие факторы:
Низкие баллы у приземленных людей, с ограниченными интересами и стереотипным мышлением.
Характер человека и типы людей:
к содержанию ↑Типы характера:
Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду тут.
к содержанию ↑Общие черты характера можно определить и по внешности людей: мужчин и женщин. Для этого обратите внимание на следующее:
В психологии существует множество классификаций, которые описывают темперамент и характер человека. Но редко когда встречаются чистые типажи, в основном человек находится на грани нескольких.
Определение характера человека по внешности:
Наша интересная группа Вконтакте:
psyholic.ru
Холерический. Повышенная возбудимость и неуравновешенность поведения. Х вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Цикличность в работе. Это одно из следствий неуравновешенности их нс. Сангвинический. Горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Обычна большая подвижность,легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Быстро находит контакт с людьми, общителен. В коллективе весел, жизнерадостен. Может быстро остыть, как и увлечься. Эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он быстро может освободиться от гнетущего настроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если обстоятельства достаточно возбуждают и увлекают к тому или другому делу. С склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Флегматический. Спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют ф легко оставаться спокойным в любых условиях. Ф солиден, не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатком является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки. Для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности. Меланхолический. Высокая эмоциональная чувствительность, ы вследствие этого и повышенная ранимость. М несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных ситуациях.Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность м, и у него возникает запредельное торможение. В привычной обстановке, и в особенности в хорошем дружеском коллективе, м может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности. Если опоздают в театр, х вступит в спор с бтлетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место. С, сразу поняв, что в партер его не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, побежит вверх по лестнице. Ф, увидя, что в зал не пускают, пойдет в буфет и подождет антракта. М, подумав, что ему всегда не везет, поедет домой.
31. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности. 1профессии, требующие жесткого профессионального отбора (летчик-испытатель). 2массовые профессии, где любой тип темперамента. При расхождении темпераментных св-в и требований профессии, может происходить компенсация этих св-в (при высокой мотивации на эту профессию, за счет выработки индивидуального стиля деят-ти). Пример с ткачихами (на примере холерика и флегматика). Холерик: нужно учитывать высокую импульсивность, которая может привести к конфликту с педагогами, нужно формировать сдержанность, которая поможет компенсировать “завалы” в темпераменте. Высокая работоспос-ть, если он увлекается каким-то делом, то может работать достаточно долго, поэтому важно его заинтересовать. Флегматик: медленно встраивается в работу, активность высокая, не очень обидчив. Сангвиник: отвлекается на что-то новое, нужно привлекать их внимание, у них масса друзей. Меланхолик: низкая работосп-ть, медленная врабатываемость. Они тонкие и чувствительные, их не надо спрашивать в начале урока и в конце, т к быстро устают, их нужно часто подбадривать, они застенчивы, у них проблемы в общении. Они более тонко ощущают окружающее и более тонко реагируют. Сангвиник: 1эмоциональная возбудимость (повышенная – на положит воздейст-я) 2темп реакции (ускоренный) 3активность (высокая) 4реактивность (высокая ~=активности) 5экстра, интра версия (экстраверт) 6регидность, пластичность (пластичный) 7тревожность (низкая) 8общительность (высокая). Холерик: 1(повышенная) 2(ускоренный) 3(высокая) 4(высокая, преобладает над активностью) 5(экстраверт) 6(регидный) 7(низкая) 8(высокая). Флегматик: 1(пониженная) 2(замедленный) 3(высокая) 4(низкая) 5(интраверт) 6(регидный) 7(низкая) 8(низкая). Меланхолик: 1(повышенная на негативный воздействия) 2(замедленный) 3(низкая) 4(невысокая) 5(интраверт) 6(регидный) 7(высокая) 8(низкая). Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде. Каждый т имеет положит и отрицат сторону. Конкретное представление об этом дают рез-ты изучения значения для деят-ти отдельных св-в типа нервной системы и соотв им черт т-а. Особенности т выступают прежде всего в своеобразии способов, а не в эффективности деят-ти. Высоких производств-х успехов при работе на нескольких станках могли достигать работницы как с подвижным, так и с иннертным типом нервной системы. Выяснилось, что лица с противоположными по подвижности тем-ми прибегают в одной и той же трудовой ситуации к различным тактикам действий. Так, подвижные быстрее выполняют срочные операции, но уже тогда, когда возникает необходимость в этом, в то время как инертные отличаются более пристальным вниманием к подготовительным работам, предупреждающих необходимость срочных действий. Выдающихся производственных успехов достигают те работницы, у которых приемы, стиль работы соответствуют их индивидуальным особенностям. Т о тем-т обусловливает индивидуальный стиль деят-ти. Индив-й стиль деят-ти не возникает у человека сразу и только стихийно. Индив-й стиль выраб-ся и совершенст-ся, если человек активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к своему тем-ту достигать лучших рез-ов. Индивид-й стиль деят-ти наиболее отчетливо проявл-ся у передовиков пр-ва, спортсменов-мастеров, лучших учеников. Овладения св-ми своего тем-та, их компенсация, формирование инд-го стиля деят-ти начинаются в годы детства, происходят под влиянием обучения и воспитания.
32. Понятие о личности и ее стр-ра. Отличительные признаки св-в личности. Личность в русском языке – это личина. Т е внешний поверхностный образ, который представляет собой некое обществ-е лицо, обращенное к окружающим. Личность в психологии – понятие сложное и многогранное. Одна из первых теорий личности была предложена Оллпортом. Называлась – теория черт. Согласно ей, люди отлич-ся друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Эти черты могут выявляться через наблюдения, изучение через тестовые исследования. Кэттелл создал 16ифакторный личностный опросник (сущ-ет 16 черт личн-ти, кот хар-ют человека в целом). Минусы теории черт. 1некоторые считают, что для хар-ки личности достаточно иметь набор из 5 черт, другие – что мало и 30. 2мало знать черты личности, чтобы предсказать поведение человека, которое зависит от многих условий, в частности от особенностей самой ситуации. Теория личности Фрейда (психоаналитическая теория). Он утверждал, что поведение в значительной степени опред-ся иррациональными неосознаваемыми факторами. Только небольшую часть своих поступков человек может объяснить. Стр-ра личности по Фрейду. “Оно” – собственно бессознательное, включаю-е глубинные влечения, мотивы, потребности, действует в соответствии с принципом удовольствия. “Я” – сознающее, ориентируется на принцип реальности. “СверхЯ” – представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне, руководствуется идеальными представлениями, т е принятыми в общ-ве нормами морали и ценностями. Состояние неудовлетворенности собой, тревожности, беспокойства, которе часто возникает у человека – борьба оно и сверх я. Стремясь избаваиться от них, человек вырабатывает у себя защитные мех-мы (отрицание, подавление, рационализация, проекция, интеллектуализация). Критика теории Фрейда. 1биологизация че-ка, отождествление мотивов его соц поведения с биолог потреб-ми животных. 2умозрительность теории, она построена на основании клинических наблюдений (за больными и кол-во их небольшое). + теории Фрейда: поднята проблема бессознательного. Личность – человек, взятый в системе таких его психологических хар-к, кот социально обусловлены, проявл-ся в общественных по природе связях. Явл-ся относит-о устойчивыми и опр-ют его как деятеля общ-го развития. Личность – социально поздний продукт общественно – исторического развития, личностью не рождаются, ей становятся. Младенец еще не явл-ся личностью. В ходе овладения социальным опытом индивид превр-ся в личность, т е в активного деятеля, способного изменить окр среду в соответствии со своими сознательными целями и мотивами. Личность – тот же чел-й индивид, но взятый со стороны его общественной сущности и деят-ти. Индивид – че-к как представитель вида. Стр-ра личности. До сих пор в стр-ре псих нет стр-ры. Платонов: широкое толкование личности включает: способности, характер, биологический возраст, направленность, опыт человека и психич процессы. Узкий подход у Леонтьева вкл только общественно-исторические св-ва. (можно рисунок). Стр-ра личности человека шире стр-ры индивидуальности. Поэтому в первую очередь следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, хар-ре, способностях, но и то, как личность обнаруживает себя в группах разного уровня развития, в индивидуальных отношениях. Природные,органические особенности и черты выступают в структуре личности как социально обусловленные ее эл-ты.В структуру личности в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности,представленная в строении темперамента,хар-ра,сп-тей ч-ка,необходимая,но недостаточная для понимания психологии личности.Т о выделяется первая составляющая структуры личности-внутрииндивидная(интраиндивидная) подсистема. Одну из хар-к структуры личности следует искать в “пространстве” вне органического тела индивида,кот составляет интериндивидную подсистему личности. Интраиндивидная и интериндивидня подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить 3ю составляющую стр-ры личности – метаиндивидную (надиндивидную) подструктуру. Личность при этом не только не выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих “здесь и теперь” связей с др индивидами. Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем другие выражает одну из важнейших духовных потребностей человека – потребность быть личностью, т е своей деят-ю производить значимые для др людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Отличительные признаки св-в личности. 1активность. Психические св-ва личности форм-ся поддействием соц среды, но человек - не пасивный продукт среды, социальный опыт усв-ся чел-ом посредством внутреннего опыта, выражается отношение к тому, что он делает, к тому, что делается с ним. Активность проявл-ся в мотивах поведения, установках, способах действия. 2целенаправленность. Че-к – субъект общественной трудовой деят-ти, а значит, проявляет особую активность: а)воздействие на окр среду носит сознательный хар-р, человек рук-ся сознательно поставленной целью. Б)воздействие на среду через общест-ю труд-ю деят-ть. 3целостность. Св-ва личности – целостная хар-ка всего че-ка. Все личностные психолог хар-ки образуют целостную орг-цию человека. 4сравнен состояния имеют относительно длины. Св-ва личности – более или менее длительные устойчивые хар-ки. 5изменчивость. Св-ва личности подлежат изменению (воспитание, экстремальные ситуации), могут развиваться, ослабляться. 6св-ва личности имеют социа-ю оценку, всегда соц-но значимы. Опре-ся как “+” и “-“ в соответствии с принятыми в данном общ-ве нормами. 7св-ва личности прояв-ся в опред условиях – обучение. 8св-ва личности прогнозируемы, опред-т склонность человека к чему-либо, хар-т возможности реагирования. 9св-ва личности индивидуальны и соц-но типичны. Св-ва личности неповторимы. Формируются социально типичные св-ва, т к люди живут в ~одинаковых условиях, поэтому имеют определ-е психолг св-ва. Личность – целостное устойчивое индивидуальное и социально типичное организованное сознание, определяющее активный творческий характер деят-ти и имеющее социально-нравственную значимость для общ-ва.
33. Самосознание личности. Сознание – высшая форма псих-го отражения объект действ-ти, свойств-я только человеку. Сознание вкл-т в себя предметное сознание и самосознание. Объектом предметного сознания явл-ся окр действит-ть, обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно в объективной действительности отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объект самосознания не действительность, а собственная личность как субъект деят-ти. Человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что явл-ся субъектом, активным деятелем. Св-ва человека осознавать, что он явл-ся субъектом деят-ти и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой. Мы и называем самосознанием. Генетически предметное сознание первично, а самосознание вторично. Предмектное сознание проявл-ся уже на первом году жизни ребенка (узнавание предметов и воспроизведение отсутств-х предметов), самосознание обнар-ся лишь в 2.5-3 года в употреблении личных мпестоимений, в стремлении к самостоятельности. Ф-ции самосознания. 1развитие и совершенствование своей личности в соответствии с требованиями деят-ти, требованиями общ-ва. 2сознательное использование особенностей своей личности для более полного приспособления к деят-ти и требованиям общ-ва. Обе эти ф-ции осущ-ся в единстве, с познанием внешнего мира, т е с предметным сознанием. Компоненты самосознания. 1сознание тождественности, сознание тела как своего. Первые зачатки проявл-ся тогда, когда ребенок отличает ощущения, вызванные внешними предметами от ощущений собственного тела (в 11-12 мес). 2сознание своего Я (2.5-3 года). 3осознание своих личностных св-в, их оценка (самооценка) – в подростковом возрасте. 4социально-нравственная самооценка (в раннем юношеском возрасте). Уровень притязаний личности тесно связан с самооценкой и опр-ся тем, какие цели, трудные или легкие выбирает че-к. адекватная самооценка (соответствующая истине, правильная, точная). Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.
33. Самосознание личности. Сознание – высшая форма псих-го отражения объект действ-ти, свойств-я только человеку. Сознание вкл-т в себя предметное сознание и самосознание. Объектом предметного сознания явл-ся окр действит-ть, обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно в объективной действительности отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объект самосознания не действительность, а собственная личность как субъект деят-ти. Человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что явл-ся субъектом, активным деятелем. Св-ва человека осознавать, что он явл-ся субъектом деят-ти и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой. Мы и называем самосознанием. Генетически предметное сознание первично, а самосознание вторично. Предмектное сознание проявл-ся уже на первом году жизни ребенка (узнавание предметов и воспроизведение отсутств-х предметов), самосознание обнар-ся лишь в 2.5-3 года в употреблении личных мпестоимений, в стремлении к самостоятельности. Ф-ции самосознания. 1развитие и совершенствование своей личности в соответствии с требованиями деят-ти, требованиями общ-ва. 2сознательное использование особенностей своей личности для более полного приспособления к деят-ти и требованиям общ-ва. Обе эти ф-ции осущ-ся в единстве, с познанием внешнего мира, т е с предметным сознанием. Компоненты самосознания. 1сознание тождественности, сознание тела как своего. Первые зачатки проявл-ся тогда, когда ребенок отличает ощущения, вызванные внешними предметами от ощущений собственного тела (в 11-12 мес). 2сознание своего Я (2.5-3 года). 3осознание своих личностных св-в, их оценка (самооценка) – в подростковом возрасте. 4социально-нравственная самооценка (в раннем юношеском возрасте). Уровень притязаний личности тесно связан с самооценкой и опр-ся тем, какие цели, трудные или легкие выбирает че-к. адекватная самооценка (соответствующая истине, правильная, точная). Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной.
56. Структура волевого акта. Основу воли, как и активности субъекта в целом, составляет его потребности, порождающие разветвленную и разнообразную мотивацию целей и поступков. Совокупность желаний, устремлений, побуждений, т е всех побудительных сил личности, приобретающих хар-р мотивов, действий, называют мотивационной сферой или направленностью личности. Различные побуждения образуют в сознании че-ка опред иерархию, т е одни мотивы явл-ся более важными, более значимыми, а др менее важными для че-ка. Иерархия мотивов может меняться с возрастом и развитием че-ка. Безусловно разными будут разные мотивы для ребенка и для юноши, примитивное влечение с развитием личности сменяется интересом высшего порядка, связанного с духовными потребностями че-ка. В ходе личностного развития ребенок осваивает опред обществен нормы, присваивавет их, т е интериоризирует. Они стан-ся внутренними, т о у че-ка возникают нравственные правила и требования к самому себе и в своем поведении. Он начинает исходить из переживания “надо”. Т о волевая деят-ть позволяет че-ку регулировать свое поведение, тормозить одни стремления и побуждения и усиливать и реализовать другие в соответствии с сознательно поставленной целью. Стр-ра волевого акта. Волевое действие может быть реализовано в простых и более сложных формах. Простой: такое волевое действие, при кот че-к без колебания идет к намеч цели. Ему ясно, что и каким путем он будет добиваться, т е побуждение переходит в само действие почти автоматически. Сложный: имеет 7 этапов. 1осознание цели и стремление ее достичь. 2осознаие возмож-ей достижения цели. 3появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возм-ти. 4борьба мотивов и выбор. 5принятие одной из возможностей в кач-ве решения. 6осущ-е принятого решения. 7преодоление внешних препятствий, помех до тех пор, пока поставл-я цель не будет достигнута.
studfiles.net
Сензитивность. Определяется тем, какова сила наименьших воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность. Определяется тем, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние возднйствия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданный звук).
Активность. Определяется тем, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т.д.
Соотношение реактивности и активности. Определяется по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.
Темп реакций. Определяют по скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Пластичность и противоположное ей качество – ригидность. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).
Экстраверсия и противоположное ей качество интроверсия. Определяют по тому, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений, мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
Эмоциональная возбудимость. Определяют по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
38.Характеристика флегматичного типа темперамента невозмутимый, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. Чувства отличаются постоянством и глубиной. В зависимости от условий у такого человека могут возникнуть как положительные (выдержка, вдумчивость, глубина мыслей), так и отрицательные (пассивность, вялость, безразличие к окружающему) черты. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. Флегматик неразговорчив, но со стабильным настроением. Это человек с сильной, уравновешенной инертной нервной системой. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан, вспыльчив, раздражителен. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать.
39. Меланхолик.Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим самый термин «меланхолик» часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью.
Эти особенности меланхолического темперамента находят свое выражение и во внешнем облике человека: движения его медлительны, однообразны, сдержанны; глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.
Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях — пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным человеку делом.
40.Сангвиник.Человек сангвинического темперамента отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.
Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания.
Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается.
Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.
41.Холерик.Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик — человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях.
Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью, однако их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер, отличаются стремительностью. Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия.
studfiles.net
Рассмотрим характеристики типов темперамента.
Холерический темперамент.
Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной системы.
Сангвинический темперамент.
Представителя этого типа темперамента И.П. Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.
Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник всегда весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.
У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он может быстро освободиться от гнетущего нестроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому делу.
Легкость, с которой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Он продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе, тем уравновешенности, больше всего подходит ему.
Флегматический темперамент.
По характеристике И.П. Павлова, флегматик – спокойный уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекается по незначительным поводам. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения).
Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он равен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п. Инертность сказывается и на его стереотипах, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Однако, это качество — инертность — имеет и положительное значение. Оно обеспечивает неторопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент.
Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.
Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Это рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному переживанию.
В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контактным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость, преодолевать трудности.
Итак, темперамент сказывается на характере активности (в работоспособности, коммуникативности или социальном контакте), приспособления к изменяющимся условиям.
studfiles.net
Взаимосвязь свойств нервной системы и типов темперамента
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент...
Влияние темперамента на поведение и характер человека
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств...
Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков
...
Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков" жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения...
Оценка влияния темперамента на поведение человека
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств...
Понятие о темпераменте и его типах
В традиционной психологии издавна описание темперамента обычно охватывает четыре типа, в основу которых положено древнее учение относительно основных типов человеческого поведения. Эти типы описываются самым различным образов...
Психологическая характеристика холерического темперамента (холерика)
Холерик - один из типов темпераментов. Самый живой, горячий, страстный, импульсивный и порывистый, быстро и ярко реагирующий. Холерик эмоционален, легко заводится, легко разводится и на смех и на слезы: неуравновешен. Холерик - вечный двигатель...
Развитие волевых черт характера у детей подросткового возраста с холеристическим типом темперамента
История учения о характере показывает, что по вопросу о связи между характером и темпераментом существовали и до настоящего времени существуют различные мнения. Это объясняется в значительной степени тем, что сущность, как характера...
Темперамент
Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств...
Тест Г. Айзенка и использование его в работе юриста
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества...
Типы высшей нервной деятельности и темперамент
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент...
Типы темперамента несовершеннолетних
Холерик - это человек, нервная система (н/с) которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение...
Типы темпераментов
Инди-видуально своеобразная, природно обусловленная совокуп-ность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека. Холерик -- это человек...
Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности
Создателем учения о типах темперамента считается древнегреческий врач Гиппократ (V в до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи...
Учет типов темперамента учащихся в учебной деятельности
Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными свойствами: 1. Сензативность. О ней мы судим по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того...
psy.bobrodobro.ru