Психология самореализующейся личности. Самореализация в психологии это


Самореализация личности - Общая психология Библиотека русских учебников

Вопрос самореализации (самоактуализации) личности традиционно связываются с гуманистической психологией, в которой данный термин является центральным. Обратим внимание на представленность идеи самореализации в вет тчизняний психологической науке. Анализ позволяет открыть глубокие и содержательные философско-психологические основы данного явления. Единственное, что следует учитывать при этом, достаточно нечастое употребление термина"са мореализациялізація".

"В основе стремления человека к самореализации, - отмечает. Д. О. Леонтьев, - лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, которое может осознаваться в разных формах как стремление повысить знания, п улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, открыть людям смысл и т.д."Таким образом, мы имеем дело с сущностным, исходным компонентом жизни личности, причем таким, что не может сущ. Уват в пределах бытия человек буття людини.

Реализовать удачные стремление можно только выйдя за эти пределы, но"выход за пределы индивидуального бытия для отдельного индивида - только путем присоединения к чему-то большему, что не закончит своего существования с физической смертью индивида"Но что представляет собой это"присоединение"?. Еще. О. Ф. Лосев отмечал:"Личность, если она есть, вообще мыслится всегда и неизменно влияющей и действующей"Итак,"личность есть всегда выявлением"При этом выражение не просто функцией личности, а ее необходимым базисным атрибутом. Как видим, за. О. Ф. Лосев, личность есть, прежде всего, выразительной формовим, особистість є, перш за все, виразною формою.

Выразительное бытие есть всегда синтез двух классов, одного - внешнего, очевидного и другого - внутреннего, осмысливая, такого, что допускается. Выражение есть всегда синтезом чего-то внутреннего и чего-то с внешнего. По мнению философа, в выражении личности представлена ??тождество ее внешней и внутришньогго.

Это проявляется, например, в том, что, воспринимая личность чисто внешне, мы бы охватываем и внутреннее, то, что оказывается во внешнем"Сам термин выражение указывает на некоторое активное самоперет-во орення внутреннего во внешнее"Эта драматическая единство внешнего и внутреннего составляет, собственно, жизни личности, ее развитие. Именно выразительная активность человека вызывает жизненный движение личности в котором она сталкивается с внешним миром, прежде всего социальноед соціальним.

Таким образом, перед нами будто три бытия личности:"внутреннее бытие"- сущностное, смысловое ("первообраз"- за. Лосев),"внешнее бытие"- вид, лик, поведение, особенности и мир внешний - простые ир бытия. Она составляет единую подвижную ценностьтановить єдину рухливу цінність.

Во-первых, выражение как следствие личностной активности - это и есть ничто иное, как реализация ее внутренней сущности (выраженная - значит, ставшая реальной). Тем самым самореализация наделяется все за агальною и обязательным качеством жизни личности. Можно, конечно, говорить о ее ступень в жизни конкретной личности, но ложный пафос гуманистической психологии здесь исчезаетає.

Во-вторых, существенным является понимание позиции личности в отношении окружающей среды. Для. О. Ф. Лосева существует не просто чужой, чисто объективный внешний мир, а"внешний мир бытия личности"Человек не противостоит миру в, а будто окутывается ним, и это - уже ее сви - вже її світ.

Такого мнения придерживается и. С. Л. Рубинштейн: человек не противостоит миру, а находится внутри мира, и ее жизнедеятельность протекает в ее мире. Само выражение (реализации внутреннего) приводит. ЦС очень важное преобразование, что и делает совершенно уникальным процесс существования личностисті.

Выражение и его высшая личностная форма - воплощение - порождает принципиально новую форму сосуществования человека и окружающей его мира. Воплощение (овеществления в терминологии диалектического материализма) - это по акарбування живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, преобразования логики действий субъекта в собственное предметное изображения и нахождения субъектом своей действительности в объектах, как и несут на себе и сохраняют образ его деяния. Именно результатом процесса деяния является то, как уже указывалось, мир перестает быть перед и против человека, превращается в ее свиіт.

Условием возникновения и существования сознания, как утверждает. Г. С. Батищев, овеществления - это процесс самовоплощения человека"как субстанциальной культурно-творческой силы, это создание ею предметного мира собств ной культуры, в котором она утверждает свою субъективность тем, что приобретает объективной действительности самого себя как субъекта. Этот процесс не представляет собой простую смену внешних объектов, а является реализацией тотально й сущностной человеческой потребности - самореализоваться, то есть - оставить после себя слиебе слід.

Результатом этого процесса всегда является произведение"Хотя ни один частичный, фрагментарный произведение, - отмечает далее. Г. С. Батищев, - не представляет собой исчерпывающего образа человека, все-таки именно в своих произведениях (и нигде больше) человек находит для себя и для других открыто и фиксированное выражение того, чем она смогла и думала статьа стати".

Концепция. Г. С. Батищева близка к психологии. А. Маслоу (даже лексически), и, с другой стороны, насколько она - глубже. Вопрос, постоянно"зависает"в рамках гуманистической психологии ("что конкретно ро обиты человек, чтобы самореализоваться?"),. Получает здесь довольно четкую и обстоятельный ответ. Человек самореализуется там, где она воплощается, в том, что она создает. Оказывается, что произведение всегда"адрес", и само произведение продолжается и завершается в других деятельностях и других субъекта інших діяльностях і інших суб'єктах.

Потребность самореализации действительно является по существу и тотально человеческой качеством, но она существует не в форме повышения внимания к себе, мучительной рефлексии и самосовершенствованию, а в форме стремление что-то создать, залы ишиты следует в чем-то, или кому-то. Это понимание, как легко видеть, полностью соответствует контексту мыслей. С. Л. Рубинштейна о том, что саморазвитие и самовоспитание личности состоят не в какой-то изолиров й медитативной"работе над собой", а в активной реальной внешней деятельностиій діяльності.

Это ключевой пункт нашего исследования: реальность мотива самореализации личности - это ее стремление к воплощению и творческой деятельности по практически чего-либо (здесь, правда, существует много этических пи. Итана, но это уже - другая, этическая, реальность), а вовсе не стремление к самосовершенствованию и достижению успеха как социального определения. Последнее, хотя и очень важное, должно подчиняться первому в, а не наоборот, в этом случае иметь не самореализацию, а социальную адаптацию, а следовательно, не развитие и усложнение, а инволюцию и упрощения личностейі.

Процесс овеществления имеет не только социальное источник - сущностные силы общественно-индивидуального субъекта, но и социальную"адрес"Более того,"адрес"процесса овеществления - бесконечность. Здесь, на наш п взгляд,"схвачено"чрезвычайно существенный момент: полноценная самореа-ция обязательно предполагает коммуникативный аспект в важных измерениях осознание существования другого как"адресата"того, что створюет ься личностью, прогнозирования развития взаимодействия, ответственностьвання розвитку взаємодії, відповідальність.

Опять можно говорить об определенном углубление теоретической конструкции гуманистической психологии - при тщательном анализе видно, что она склоняется к некой"робинзонады", а аспект мижсубьектнои взаимодействия аемодии только прибавляется к ней, из-за чего всегда чувствуется некоторая искусственность и незавершенностьвершеність.

В. А. Петровский разработал теорию"личностных вкладов"Считая его взгляды адекватными пониманию процесса самореализации в отечественной философско-психологической традиции, мы должны заметить след не строя свою теоретическую схему в пределах, как он сам отмечает,"концепции персонализации", он опирается на представление. О. М. Леонтьева о личности как"системное качество"индивида"Мы конкретно характер изуемо эту особое качество, - пишет. В. А. Петровский, - прежде всего как способность человека обусловливать изменения значительных аспектов индивидуальности других людей, быть субъектами преобразования поведения и свидомос те окружающих через свою от ображснисть ("персонализованисть") у них"Действительно, человек"опредмет-ет"не только внешние объекты, но и других людей, которые тоже становятся в определенной степени ее произведением. И проблема именно в этой мерюдей, які теж стають певною мірою її твором. І проблема саме в цій мірі.

В. А. Петровский вводит понятие"отражена субъектность", которая"воплощает в себе представление о личностный аспект бытия человека в мире как формы активной"идеальной *"присутствия человека в жизни других люд дей,"подовжености человека в человеке"А потом уточняет:"Отражена субъектность является, таким образом, формой идеальной прсдставлености именно данного человека в моей жизненной ситуации, которая определяется как источник превращения этой ситуации в значимом для меня направлениицієї ситуації в значущому для мене напрямі".

Исходя из этих толкований, придем к мысли, что личность, вза-ще-то, есть ничто иное, как"отражена субъектность"большого количества субъектов, которые в свое время были значимыми для данной личности, т есть - сделали свои"личностные взносы"в неі внески" в неї.

Но так ли это? изначально существует в ситуации влияния других личностей. Но одновременно она не является и не может быть лишь суммой этих взносов, ведь в последнем случае мы имели бы механизм, но не личностьособистість.

Решение этой антиномии, на наш взгляд, заключается в признанные того, что личность преодолевает отраженную субъектность, а это и есть, собственно, само-реализацией. Итак, по-настоящему важно не количество и сутнис во"вкладов"в личность других людей, а способность ее, принимая эти взносы, преодолевать их в собственной активности, в которой переплавляются и превращаются эти взносы есть, фактически, сущность проблемы веришь уе сам процесс самореализациимореалізації.

Учитывая взгляды. В. А. Петровского в их"чистом"виде, можно достаточно легко сделать вывод, что, например, профессиональная самореализация учителя или воспитателя заключается в стремлении осуществить яком мога больше воздействий на личность ученика и оставить"много"отраженной субъектностиображеної суб'єктності.

К сожалению, именно так это и понимается большинством воспитателей и вообще взрослых людей. Отсюда можно было бы и конкретизировать психологический предмет: мотив профессиональной самореализации учителя - это стремление алишиты максимум"личностных вкладов"в лицах учеников. Учитель самом деле самореализуется в самореализации своих учеников. Иными словами, ученик как мое произведение - это человек, которому я помог почувствовать себ е самоценной и неповторимо-уникальной индивидуальностью, свободной, такой, что ставит свои цели и достигает их своими усилиями (т.е. - преодолевает отраженную субъектность). Конечно, подобное часто угнетает и дра туе учителей, а особенно родителей, поскольку очень часто самореализация того, кого воспитываешь, понимается бытийного (т.е., по теоретической схеме. В. А. Петровского, как степень соответствия поведения том, щ в привнесено в человека). Нам кажется, что прав все-таки. К. Роджерсе-таки. К.. Роджерс.

Следует отметить, что противоречия, которое рассматривается, на самом деле является очень древним. Вот как об этом писал русский педагог. П. Ф. Рихтер:"Каждый воспитатель, даже самые слабее, внушает воспитанникам уважение к своери идности личности, например, собственной. Но на том же уроке он снова усиленно работает над тем, чтобы каждый из них был ничем иным, как повторением его собственного"Я"Себе самому он позволяет столько индив идуальности, сколько ему нужно, чтобы искоренить чужую и насадить свою. Дай бог, чтобы это редко удавалось! есть незаметную индивидуальность с помощью другой незаметной индивидуальности: отсюда толпа подражателиси натовп наслідувачів...

Возвращаясь к анализу философско-психологических основ явления самореализации, отметим, что в гуманистической психологии совсем не рассматривается вопрос возникновения и содержания того, что должно самореа-л лизироваться - внутренний мир личности.

По. А. Маслоу, самоактуализация - это процесс, который позволяет человеку стать тем, кем он может стать; но он ограничивается этим, совершенно не обращая внимание на психологию того, кто самореализуется. Между тем, в к контексте нашей проблемы этот аспект нельзя игнорировать как простое теоретическое ограничение, вытекающее из методологической позиции автора. Оказывается, что понимание особенностей самореализации и ее мотиваций й очень связано с тем, как понимать смысл того, что реализуетсяься.

Отечественная философско-психологическая традиция исходит из противоречивого единства опредмечивания-розпредметнення. Если опредмечивания является воплощением (самореализацией) человека, вследствие чего возникает произведение, то раз зпредметнення представляет собой обратный процесс - это активность, которая приводит к раскрытию человеком предметной сущности объекта, присвоения ее и преобразования в свое - психическое"Розпредметнення, - отмечает. Г. С. Батищев, - это универсальный"переводчик"природы и предметных форм культуры на"язык"сущностных сил общественной и такой, что общается с другими индивидами, человека, т.е. на субъективную"язык"сами х способностей как живой культуры"То, что процессы (опредмечивания и розпредметнення) происходят одновременно, означает, что самореализаидя сопровождается прогрессивной изменением внутреннего мира личности его развитиянутрішнього світу особистості, його розвитком.

Из этого понятной становится тезис: самореализация происходит только в такой деятельности, которая предусматривает открытие (розпредметнення) новых качеств, перспектив есть - предусматривает развитие и расширение осоз омлення.

Оказывается, самореализация не есть процесс-вектор, направленный от внутреннего мира личности и такой, которая заключается в развертывании этого мира. Самореализация выступает процессом"кольцевой-спиральной"прир рода: чем больше внутренний личностный потенциал личности, тем вероятнее и активнее происходит самореализация, причем содержание ее можно открывать,"проникать"в глубины окружающей,"ог ортаючы"им себя, присваивая его и превращая в свой потенциал. И это выводит самореализацию на высшую ступень: процесс оказывается действительно бесконечным, но лишь потому, что бесконечным есть мир, в котором живет личность, и необходимо ее стремление познать, преобразовать мир, оставить собственный отражено світ, залишити власний відбиток.

Рассмотрены теоретические положения существенно уточняют исходную проблему: самореализация личности (а следовательно, и ее мотивация) является"естественной"и тотально-всеобщей качеством (признаком) любой личности не может стоять вопрос о ее дополнительное формирование. Более того, оказываются известными и основные механизмы этого процесса. Поэтому проблема заключается в том, что люди далеко не всегда раскрывают (а следовательно - и форму ют) все свои сущностные силы - качества, оставаясь даже невежественными относительно собственного потенциалго потенціалу.

Анализ основных положений отечественной философско-психологической традиции позволяет установить: самореализация личности является, на самом деле, органично присущей любому человеку (и совершенно неуместными является то езы относительно того, что якобы очень небольшое количество людей (3% по. Маслоу) - самореализуется, поскольку это"делают"всеquot; усі).

Но обстоятельств могут быть такими, способствующие более активному и глибокозмистовному становлению (следовательно, самореализации-зации) личности. И именно это является социально-психологической проблемой

Важны взгляды украинского психолога. Т. М. Титаренко"Мое"Я"как синтез конечного и бесконечного, - пишет она, - сначала существует реально, затем, для того, чтобы расти, оно проецирует себя на экран воображения, и мои мечты, фантазии, причудливые бред раскрывают мне бесконечность, бесконечность возможного. Мое"Я"включает в себя множество потенций, оно является необходимостью и тем, чем я могу стать"Но это"мо жливе"реализуется всегда только очень частичным" реалізується завжди лише дуже частково.

Что же является ограничением? постепенно превращается в сплошной мираж через отсутствие чувства реальности. Человеку следует осознавать свои внутренние границы, естественные границы, чтобы зря не строить калейдоскопом возможностейбе калейдоскопом можливостей".

Замечание это, на наш взгляд, довольно ценное: самореализация должна основываться на внутренних базисных особенностях человека. Уточняется мнение. А. Маслоу о том, что самореализация - процесс, в ходе которого человек на должна стать тем, кем он может стать. Оказывается, что каждый человек не может стать кем угодно, детерминация все-таки существует, и она представляет собой не что иное, как совокупность классических"внутренних условий"(С. Л. Рубинштейн), от анатомо-физиологических до психологических. Однако это еще не вснак це ще не все.

Самореализация детерминируется также и внешними особенностями жизненных обстоятельств. На «обычный» и «экзистенциальное"бытия личности, автор фактически отслеживает механизмы самореализации личности и на разных уровнях. ЕЕ существования. Привлекает неоднозначность и сложность позиции исследовательницасть позиції дослідниці.

С одной стороны,"человек остается в пределах непосредственного", не развивается, не растет. Подчеркивается"пошлость обывателя", его застылость и"растительность"такой жизни. Вроде целесообразно и логично обосновывается необходимость в этой жизни праздников, карнавалов, обрядов, игры - всего того, что позволяет самореализоваться человеку, остаться личностью. Это - традиционная и распространенная точка зрения. Но. Т. М. Титаренко идет дальше, и тогда оказывается, что"серые будни является тем фундаментом, который обеспечивает возможность постепенного выхода из плена ситуа-ности, прорыва к настоящей свободе-тивності, прориву до справжньої свободи".

Кроме того,"включенность в бытие, естественный синкретизм мировосприятия дают ощущение постоянства, прочности, правильности происходящего"Все это, действительно, так необходимое в жизни каждого человека. Буден ннисть формирует совершенно своеобразный тип личности, для которой отличаться, демонстрировать свою неповторимую индивидуальность, исходя из общего контекста, является нежелательным. Проще и надежнее быть как все, бы ути похож на другойожим на інших.

Итак, якобы имеем сплошной конформизм и обезличивание. Продолжая ярко характеризовать данный тип личности, исследовательница отмечает:"Они (эти личности) умеют применять свой талант, вовремя о ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, экономить деньги и выгодно вкладывать их в ценные бумаги. Эти люди уже достигли успеха или, не без оснований, собираются достичь его, их адаптированности можно позавидуешь ити, их существование кажется почти гармоничноонійним.

Но есть они поистине собой? семь другая жизнь - жизнь"поступка"Человек совершает"поступок"- в настоящее время живет в совершенно ином жизненном измерении, и сама она является принципиально иной. Но осуществление"поступка"- всегда ограничения во времени, и теленок ц ього акта человек"возвращается к обыденностидина... "повертається до буденності".

Итак, существует дискретность жизненного пути человека: обыденное ("без учинкове") существование прерывается"поступком"и затем снова возвращается к обыденности, качественно изменив личность при этом

Есть соблазн рассматривать"поступок"как акт самореализации личности, и так оно и есть по логике так называемого"поступков подхода", что достаточно активно разрабатывается некоторыми украинскими авторами, которые считают ь себя последователями. В. А. Ромснця"Поступок истины","поступок красоты","поступок добра","поступок экзистенции"и т.п. - так выглядят дискретные моменты существования личности, в которых она действительно растет и само реализуется. Мы не анализировать теоретических взглядов. В. А. Роменця, хотя они заслуживают внимания крайней мере, в нем мы не встречаем перечисленных форм поступка, и не можем встретить, ведь его представление было несколько иным, чем то, что эксплицируется в этих формаого уявлення було дещо іншим, ніж те, що експлікується в цих формах.

В. А. Роменец указывал на такие формы поступка:"поступок риска","поступок веры","поступок фатализма", в другом месте"поступок самопожертвования"Логика очень отличается от вышеуказанной

Важнее, однако, другое:. В. А. Роменец рассматривал возможность анализа очень похожих явлений - поступка и самореализации. Давая психологическое определение поступка, он отмечает:"Он также ведущей формой и главным ним, сознательным механизмом, способом духовного развития"Считая идею самоосуществления поступка"достаточно абстрактной", он выражает справедливое, на наш взгляд, замечание:"Термины"самоосуществления"и"са мореализация"имеют преформистський оттенок и указывают на развертывание уже имеющегося содержаниедтінок і вказують на розгортання вже наявного змісту...

Самоутверждение через коммуникацию - вот заключительная формула, которой может быть выражен общий смысл поступка в единстве его индивидуального и социального моментов"И в другом произведении, еще определеннее:

"Психологическую основу поступка составляет действие установления и развития новых связей человека со средой. На этом основании появляются новые аспекты поступка"Мы нигде не встречаем в. В. А. Роменця однозначно ого утверждение о том, что поступок является актом дискретным во времени (хотя то, что он - акт - однозначно), как не встречаем этого в работах других мыслителей, занимавшихся проблемой поступка, -. М. М. Бахтина,. С. Л. Рубинштейна,. О. М. Леонтьевйна,. О.. М.. Леонтьева.

Понятие"поступок"и"самореализация"настолько близкими, что их можно интерпретировать, безусловно, с учетом указанного замечания. В. А. Роменця по преформизму. Ни поступок, ни самореализации нельзя считать дискретным актом в том смысле, что существует некоторое невчин-кове, несамореализоване существования, затем происходит несколько (ситуативный акт), когда человек"совершает"(самореализуется), после чего"возвращается ется"в невчинкового существования (повседневность, в терминологии. Т. М. Титаренковсякденність, у термінології. Т.. М.. Титаренко).

действительности и поступок, и самореализация - это не акт, а процесс, течение жизни личности. Прекратить такое существование человека - значит просто прекратить ее как личность (то, что это невозможно сделать даже искусственных чно, очень ярко описал. В. Франкл в работе, посвященной психологическому анализу жизни в концентрационных лагерях, это делали и другие исследователи и литераторы). Поэтому речь должна идти не об этом, а о социальной ни последствия самореализации (поступкаку).

О самореализации (как и о поступке) можно говорить лишь тогда, когда человек что-то делает актуально (т.е. осознаваемыми и ответственно) для других людей. Этот коммуникативный критерий, к сожалению, не подчеркнут ется в других исследованиях, даже в рамках гуманистической психологии, хотя он является одним из ключевых мере, таким мы рассматриваем его в своей роботті

Важной характеристикой самореализации личности является креатив-ность. Д. О. Леонтьев обосновывает ключевое значение творчества в самореализации, опираясь на трехуровневую модель структуры личности, разработают лена. Г. С. Батищев. Содержание каждого уровня здесь особенности потребностей, доминирующих"Третий уровень - это потребность в овеществления, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладатних внесках...

Потребность в самореализации можно отождествить с третьим уровнем. Погребовой структуры и утверждать, что самореализация действительно осуществляется через конкретные потребности этого уровня (потребность в творчестве, в лич стисному общении, в социально-преобразующей деятельности, в материнстве т.д.)quot;.

С утверждением. Д. О. Леонтьева можно согласиться лишь частично и с уточнениями. Он пишет:"Критерий самореализации - предметная реальность социально значимого вклада, осуществляемого субъектом"Конечно, продук кт творчества (самореализации) всегда имеет социальную значимость, поскольку его появление означает рост личности, творящей, а также влияние на общество в целом. Но если это влияние рассматривать как без посредственный, очень мало придется признавать саморсализованих личностей. С этой точки зрения мы ограничиваем способность человека к самореализации кругом исключительно одаренных личностейованих особистостей.

Нам близка точка зрения, которой в последнее время развивает. В. М. Моляко, согласно которой творчество имеет незаурядное и не зависящую от общественной ценности продукта значимость, поскольку, кроме роста личности и создателя, она косвенно влияет на все общество. Тогда творческая самореализация возможна (хотя бы потенциально) для любой личности. Она связана с креативностью и со"способностью к взаеморозвитку и самоакту ализацииалізації'.

В исследованиях. Д. Б. Богоявленской освещены взаимосвязь креативности и самореализации личности. Два уровня активности человека - это уровень субъектной действия и уровень личностной действия - неоднородно мы. Поэтому она различает два уровня действия личности: уровень действия социального индивида и уровень творческой действия. При этом уровень действия социального индивида соответствует целенаправленной деятельности, где цель выступает как осознание желаемого результата. Но результат определяется положением индивида среди людей. В развитой форме творческое действие приводит к порождению самой цели, т.е. на этом уровне осуществляется целый покладальна деятельность, а действие приобретает порождающий характер и теряет форму соответствующихдповіді.

В таком случае активность выступает как интегральное личностное образование, а не сводится только к действию чисто интеллектуальных факторов. Ценным является то, что нельзя объяснить интеллектуальную активность действием физ зиологичних или психофизиологических механизмов (нельзя объяснить выше с низшего). Поэтому, чтобы выявить активность поведения, необходимо изменение предмета исследования - выделение специфической для поведения форм и активноститі.

Механизм самореализации личности, на наш взгляд, в своих принципиальных моментах соответствует креативности. Ключевым здесь является момент целенаправленности. По нашему мнению, личность начинается с собственной постановлений ки цели и ответственного переживания этого явления. Если цель не внешне задана, то она всегда моя (личностная), всегда порождающая (креативная) и такая, что реализует личность и одновременно развивает"выращивает"ее: таким образом, личностная действие - это и есть, собственно, самореализуюча и саморозвиваюча диозвиваюча дія.

Итак, субъект (личность, самореализуется) не только сам ставит цель, но и превращает ее в жизненную задачу, для чего сам переструкту-рва собственный внутренний мир. Таким образом, он становится"причиной св воих отношений с миром, с обществом; является создателем собственной жизни, создает условия своего развития; преодолевает деформацию собственной личноститості".

Важно взгляд. Л. И. Божович, которая, вслед за. Л. С. Выготским, определяет растущую личность как инициатора собственной активности, основу которой находится в мотивационно-потребностной сфере. Эта активность с составляет основу развития личности как субъекта. По ее словам, ребенок постепенно превращается из существа, подчиненной внешним воздействиям, на субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознания и поставленных целей и принятых намеренииамірів.

Хотя в концепции. Л. И. Божович и не употребляется термин"самореализация", процесс ее исследуется и связывается с термином"субъект", который выступает в виде важного качества личности, заключается в поезда атности овладевать миром, создавать себя, создавать что-то новое, сугубо свое, в социуме"Усилия личности, - отмечает. Л. И. Анциферова, - главным образом направлены на содержание не столько той или др. й распространенной деятельности, но на усиление, расширение, увеличение многие мерности пространства собственной жизни, на включение в его контуры миров других людейго контури світів інших людей".

В онтогенезе происходит как бы удвоение самореализации как системы личностных действий. С одной стороны, человек продолжает активно формировать внешние условия собственного развития (опредмечивания-розпредметнення), с другой же, ее собственный внутренний мир теперь выступает объектом формовочных усилий"Не является индивид автором, создателем тех психических образований, на определенных стадиях его личностного развития почин ають осознаваться, а следовательно, и интегрироваться? м и. А. МаслоЮнгом і. А.. Маслоу.

Существует проблема выявления реального содержания той внутренней деятельности, осуществляет личность, развивая и изменяя себя, самореа-лизуючись. Даже акт самонаблюдения приводит к заметным изменениям вн нутришнього мира личности. Поэтому самопознания и формирования адекватной"Я-кониспции"с важным средством процесса самореализации и ее диагностический. Корелычний корелят.

? действий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни"Перспектива личности, замечает исследователь, является важнейшим фактором ее развития и самореализации. Жизненная перспектив а не задается личности, а создается ею, изменяется и уточняется в течение жизни, проходя в своем течении напряженно-кризисные моменты, отличные альтернативы на жизненном пути личностиху особистості.

Взаимоотношения личности и среды происходят как путем гомеостаза, так и гетеростаз, то есть - присвоения и преобразования - создание социальной среды. Последнее касается процесса самореализации изации большей степени, чем гомеостаз, хотя этот процесс еще недостаточно изучен и, по нашему мнению, предполагает значительную внутреннюю преобразующую работу, имеющую отношение к самореализацииї.

Н. В. Чспелева, анализируя концепцию. Л. С. Выготского, приходит к выводу:"Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий. Это соотношение определяет и д динамику психического развития в течение определенного возрастного периода и качественно своеобразные психологические новообразования, которые возникают в конце этого периода"У каждого человека формируются на протяжении жизни типичные формы поведения и эмоционального реагирования на конкретные жизненные ситуации,. Н. В. Чепслева называет"концепциямиазиває "концепціями".

Важной с точки зрения психологии является психологическая ситуация, которая"возникает, когда реальные обстоятельства препятствуют достижению цели, удовлетворению потребностей или они толкуются как содержащие определенные препятствий ди, проблемы и т.д."Психологические ситуации могут возникать также из-за наличия внутренних препятствий. Н. В. Чепелева справедливо, на наш взгляд, рассматривает психологическую ситуацию как"задача на смысл": ма пьем в виду, что преодоление предполагает акт смыслообразования - акт самореализации. Нам кажется, что"задача на смысл"имеет центральное значение для решения проблемы самореализации личности - именно раз вязания многочисленных психологических ситуаций приводит к тому, что мир перестает восприниматься отчуждено, как таковой, что стоит"напротив", вместо этого возникает позиция"личность внутри своего мирає позиція "особистість усередині свого світу".

Выделяется система характеристик потребности в самореализации: потребность в самореализации относится к разряду высших потребностей, она является качественной характеристикой личности; данная потребность актуализирует потенциальные мо ожливости личности, она способствует развитию личности, потребность в самореализации поддерживает внутреннее состояние напряжения индивида, она имеет противоречивую природу, потребность в самореализации существует в варианте"для других", то есть имеет социальный характер, потребность в самореализации - это ценность, она имеет постоянный, непрерывный характер, потребность в самореализации обладает способностью целенаправленного формирования в процессе овладения той или иной деятельностьюдіяльністю.

Фундаментальные потребности создают активность поведения. Активность, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, приобретает формы самореализации. Она определяет деятельность, является движущей силой, источником проб будження в человеке его"потенциалов", которые вызываются потребностью в деятельности, представляет собой высший ее уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностямми потребами.

Потребность в самореализации является источником активности личности, активность же определяет виды деятельности, в которых данная потребность удовлетворяю терпится

uchebnikirus.com

Психология самореализующейся личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 23Следующая ⇒

Достаточно часто понятия самоактуализации и самореализации используются как взаимозаменяемые синонимы, что сильно дезориентирует читателей, поскольку значение этих двух понятий не совпадает. Понятие самореализации гораздо шире, оно не привязано к определенной теоретической парадигме и обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы. Это отражено в работах самых разных авторов — от К.Г. Юнга и К. Хорни до Р. Ассаджиоли, Ж. Нюттена и марксистски ориентированных философов и психологов.

Понятие самоактуализации, напротив, представляет собой конкретную теоретическую трактовку развития и самореализации личности, сложившуюся в определенной научной парадигме — личностно-ориентированном или «потенциалистском» (Франкл, 1990) варианте гуманистической психологии, предполагающем наличие врожденного потенциала специфически человеческих свойств и характеристик, который должен при благоприятных условиях развития разворачиваться, переходя из потенциальной в актуальную форму.

Необходимо отметить еще один принципиальный момент в определении понятий самоактуализации и самореализации, ускользающий из внимания при употреблении этих понятий на русском языке. В отличие от русского префикса «само-», английское «self-», как и немецкое «Selbst-» означает не просто направленность действия на себя, а указывает на то, чтó именно актуализируется: самость, Я или личность (как по-разному может быть переведено на русский язык понятие «the self»). Хорошей иллюстрацией может служить теория самореализации К. Хорни, согласно которой у человека наличествуют как реальное Я, так и идеальное Я, и процессы реализации могут быть обращены на любое из них. Реализация реального Я ведет личность по здоровому пути развития, а направленность на реализацию идеального Я вместо реального приводит к всевозможным видам невротических нарушений. Поэтому перевод «self-actualization» как «актуализация Я» был бы более точным и адекватным. Тем не менее, приходится считаться со сложившейся терминологической традицией.

«Понятие самореализации, — пишет Ш. Бюлер,— берет начало у Ницше и Юнга и выступает в различных вариантах у Карен Хорни, Эриха Фромма, Курта Гольдштейна, Фриды Фромм-Райхман, Абрахама Маслоу и других авторов, пытающихся создать всеохватывающие теории конечных жизненных целей. Однако идею реализации человеком заложенных в него потенций в той или иной форме можно найти во многих философских системах, начиная еще с Аристотеля. Концептуальное же оформление на психологическом уровне, которое и легло в основу современных теорий самоактуализации, эта идея впервые получила в работах выдающегося физиолога и психолога Курта Гольдштейна.

Организмом, по Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в него возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн первоначально считал, что осуществление заложенной в индивида тенденции к актуализации вызывает неизбежный конфликт с силами внешнего окружения. Актуализация никогда не совершается без борьбы. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром.

В более поздних работах Гольдштейн перемещает акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Существование индивида отождествляется с реализацией его сущности (intrinsic nature). «Тенденция актуализировать свою сущность порой так детерминирует поведение человека, что он уходит из жизни, когда чувствует невозможность дальнейшей самореализации». Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов. Анализируя психотерапевтические взаимоотношения, Гольдштейн приходит также к рассмотрению других людей нев качестве препятствий, а как необходимое условие самореализации индивида. Индивид способен реализовать себя лишь в единстве с другими. «Самореализация возможна лишь в том случае, если гарантирована самореализация другого».

Маслоу и Роджерс выдвинули концепцию мотивации человека (Maslow, 1987; Rogers, 1951). Эти теоретики гетеростаза считали, что основой мотивации людей является непрерывный поиск личностного роста и самореализации. Человек живет не только благодаря редукции потребности. Вместо того, чтобы направлять свое поведение на удовлетворение потребности, а значит, на уменьшение напряжения, люди, согласно своей природе, постоянно ищут новые стимулы и возможности испытать свои силы, чтобы достичь самореализации. Благодаря этой мотивационной тенденции и осуществляется развитие личности. У Роджерса, однако, идея самоактуализации не выступает, как у Маслоу, краеугольным камнем его построений: он рассматривает вопросы мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности и психотерапии, тогда как Маслоу, напротив, рассматривает личность в контексте теории мотивации.

Под стремлением к актуализацииРоджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность, «... стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)». Понятие стремления к актуализации охватывает широкий круг явлений. Стремление к актуализации присуще каждому индивиду и готово проявиться при наступлении благоприятных условий. В работах Роджерса прямо не говорится, но подразумевается, что стремление к актуализации — это «... инстинкт, либо инстинктоподобное стремление; оно врождено и является частью биологической природы человека».

Фундаментальную психологическую теорию самоактуализации мы встречаем в работах одного из крупнейших психологов современности, основателя и лидера гуманистического течения в западной психологии Абрахама Маслоу (1908—1970). Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и, пожалуй, целой философско-мировоззренческой системы, что и послужило причиной стотысячных тиражей его книг.

Основные контексты, в которых Маслоу разрабатывал идею самоактуализации: (1) самоактуализирующиеся личности; (2) пиковые переживания (peak-experiences) трансцендентных ценностей; (3) самоактуализация как процесс развития (Smith, 1974, p. 168).

Маслоу выделял особый тип людей-самоактуализирующихся людей. По прикидкам Маслоу, они составляют ничтожное меньшинство (около одного процента) населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены следующие 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1) Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3) Спонтанность проявлений, простота и естественность.

4) Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5) Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни.

6) Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7) Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.

8) Пиковые переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

9) Чувство общности с человечеством в целом.

10) Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11) Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12) Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.

13) «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14) Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15) Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству.

Маслоу хорошо понимал статичность изложенных выше определений самоактуализации как высшего уровня личностного развития и высшего мотива. Поскольку объектами исследования Маслоу были преимущественно люди немолодого возраста, неудивительно, что самоактуализация представала в итоге как некое конечное состояние, отдаленная цель, а сформулированным Маслоу критериям могли соответствовать только люди, имеющие за плечами немалый жизненный путь. Этот недостаток отмечался и критиками.Пиковые переживания как эпизоды самоактуализации: Еще одно понимание самоактуализации — как кратких эпизодов в жизни человека — мы находим в работах Маслоу, посвященных проблеме переживаний. Маслоу придает большое значение пиковым переживаниям в жизни несамоактуализирующихся людей. По его мнению, пиковые переживания могут придавать жизни смысл и ценность, могут ликвидировать состояние «экзистенциальной бессмысленности» и выступать фактором, предотвращающим самоубийства.

С позиции теории Юнга, самореализация посредством непрекращающейся творческой деятельности способствует большей продолжительности жизни.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация.Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

В концепции Эриксонаблагополучное разрешение каждого психосоциального кризиса предоставляет индивидууму все больше возможностей для роста и самореализации.

 

Читайте также:

lektsia.com

Самореализация личности

СамореализацияЗдравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

В этой статье мы рассмотрим то, к чему стремится практически все человечество — самореализация. Сначала давайте ответим на вопрос — что такое самореализация? Самореализация имеет несколько определений. Давайте прочтем их.

1) Самореализация — это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности.

2) Самореализация — это полная реализация индивидуального потенциала человека.

Самореализация личности

Что эти определения означают? Дело в том, что потребность в самореализации лежит в каждом из нас. Потребность реализовать себя в полной мере, это что-то наподобие встроенной функции, находящаяся в каждом из нас. Самореализация личности по теории Маслова относится к наивысшей потребности человека.

Пирамида Маслова

Я слышал множество историй о таких людях, которые имели ВСЁ в самом широком понимании этого слова. Они зарабатывали огромные деньги, скупали виллы, яхты, иномарки и так далее, но при этом чувствовали себя НЕУСПЕШНЫМИ. Они ощущали внутреннюю пустоту. И чтобы заполнить ее — они транжирили деньги на вещи, которые временно заполняли их пустоту и делали их счастливыми. Но с каждым разом такие действия приносили все более непродолжительный эффект. Богачи в чем-то нуждались, а именно — в реализации своего потенциала.

Наверняка Вы меня спросите — Если человек столь богатый, неужели он не реализовал себя в полной мере? Я отвечаю — Если человек испытывает нужду, если он чувствует себя опустошенным, значит ДА, он не самореализовался в жизни. Но почему? Есть несколько причин. Например, потому что нет интереса к своему делу или он занимается совсем не тем, чем ему хочется. Быть может, этот человек реализовал чужие цели. Сам хотел стать пианистом, а его папа убедил, что ему лучше стать профессиональным каратистом.

И вот, этот человек из года в год упорно тренируется, чтобы оправдать надежды отца. Побеждает в различных соревнованиях, завоевывает первые места, титулы, медали и так далее. Отец прыгает от счастья. Ведь его сынок достиг того, чего он когда-то хотел. Таковы родители — всегда хотят, чтобы их дети добились их цели за них. Отец восторженно прыгает, а вот его сын чувствует что-то не то. Его эти победы не радуют. Он не чувствует самореализации.

Но каждый раз, когда сын видит играющего пианиста — у него загораются глаза. Он чувствует, что именно этим он хочет заниматься — радовать себя и публику игрой на пианино. Именно в этом деле он реализует свой потенциал в полной мере. Как Вы думаете, если этот человек не посвятит себя игрой на пианино, то чем будет заниматься его сын? Правильно!!! Этот человек принудит своего сына заниматься игрой на пианино, и теперь он будет воплощать его цели. А у него, может быть, склонность к футболу!!!

Вот такой вот замкнутый круг. Если мы сами не реализовали свой потенциал в какой-либо деятельности, то ищем кого-то, кто реализует его за нас, причем в той самой деятельности, от которой мы отказались. И этими людьми будут наши дети, так как чужие люди вызывают в нас зависть. Ведь они занимаются тем, чем нам всегда хотелось заниматься, а вот у нас не получилось — нужно было оправдать надежды наших родителей.

Самореализация

Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности — самые счастливые люди на свете. Самореализация личности — это значит быть нужным и востребованным. Именно этого хотят все люди, даже не подозревая об этом. Реализация своего потенциала побеждает деньги. Ничто не делает человека счастливым так, как самореализация.

Как говорил один человек: «Я не завидую тем людям, у которых больше денег, чем у меня, но я завидую тем людям, которые счастливее меня». Прочтите эту фразу еще раз!!!

Давайте рассмотрим конкретный пример, когда люди ради самореализации готовы пахать за копейки. Как часто Вы ходите в театр? Думаю, Вы знаете, что актеры получают копейки за свою работу. А профессия актер — очень тяжелая профессия. И вот Вы сидите и смотрите спектакль и думаете про себя: «Профессии всякие нужны, но почему они работают за копейки. Ведь им наверняка даже на проезд не хватает. Лучше бы банкирами стали или адвокатами. Эти профессии хотя бы кормят». Да все верно, хорошие адвокаты зарабатывают солидные суммы. И что же заставляет людей выходить на сцену и не менять профессию долгие годы, а может быть вообще никогда? Конечно же, это публичность, актерский коллектив или состав (трупа), любовь к своему делу. Когда человек выходит на сцену и радует своей игрой зрителей — ничто не делает его таким счастливым. Когда в конце спектакля он стоит в одной линии со своими близкими друзьями и наблюдает бурные аплодисменты — он чувствует, что кому-то он нужен и что живет не просто так. А когда цветы начинают дарить… ЭХ!!!

Вот оно — чувство самореализации.

Самореализация личности

Что ж, я думаю из этого примера Вы поняли, что значит самореализация. Многие люди стремятся подняться по карьерной лестнице, чтобы иметь больше власти и авторитета. Они управляют людьми и чувствуют свою важность. Но позже они осознают, что роль руководителя — это не их роль. Многие руководители хотят быть ведомыми, а не ведущими. Когда они ведомы, они чувствуют себя намного лучше.

Один бизнесмен закрыл свой бизнес и стал работать дизайнером. Он стал зарабатывать намного меньше денег, чем раньше, но чувствовал себя намного счастливее и свободнее. Профессия дизайнер делала его самым счастливым человеком, потому что именно в ней он реализовывал себя.

Одна женщина уволилась с одной работы и устроилась на другую. Ее доходы сократились на 30%, а это очень много. Но как-то раз, она заметила, что ее затраты тоже сократились. Почему? Потому что при той работе она тратила больше денег, пытаясь заполнить свою пустоту различными материальными ценностями. А ее новая работа приносила ей удовольствие и радость. Поэтому расходы резко сократились, а свободных денег при меньшей зарплате стало больше.

Думаю, Вы теперь поняли, какую главную потребность Вам нужно удовлетворять. Сделав это — Вы будете самым счастливым человеком. Но сначала Вам надо определить деятельность, в которой Вы по-настоящему самореализуетесь. Это не так сложно. Вы все равно в той или иной степени подозреваете, чем Вам нужно заниматься, чтобы реализовать себя.

А если нет, то есть некоторые эффективные способы. В помощь Вам статья — 14 вопросов по нахождению себя. Ответив на все вопросы честно — Вы найдете свое предназначение. А именно исполнив свое предназначение — Вы самореализуетесь по-настоящему.

Есть еще один факт. Все мы в детстве точно знаем, кем хотим стать и в большинстве случаев оказываемся правы в выборе своего предназначения. Дело в том, что дети имеют сильно развитую интуицию, и если с детства мама и папа дают возможность своему ребёнку прислушиваться к себе, и не навешивают на него свои не воплощенные фантазии (как я уже писал выше), тогда найти себя и начать самореализовываться куда легче.

Самое главное — прислушаться к себе. Вы должны понять свои желания, зафиксировать основную идею, которая крутится у Вас в голове. Например, Вы постоянно читаете книги по психологии, читаете биографии самых выдающихся психологов, обращаете на них внимание, испытываете некую зависть, что Вы не на их месте, думаете, как же им повезло, что они стали теми, кем стали. Если Вы уловили такие мысли, значит Вам нужно стремиться именно к этому.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ:

  1. То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
  2. Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
  3. Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
  4. Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
  5. Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
  6. Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.

Самореализация — это наивысшая потребность человека реализовать свои таланты и способности.

Самореализация личности — это стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные стороны.

Запомните, самореализация это то, к чему стоит стремиться. Реализация себя всегда было есть и будет самой достойной целью человека. Именно это сделает Вас самым счастливым человеком.

как достичь цели, способы достижения целей, как достигнуть цели

www.worldmagik.ru

Самореализация

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Понятие  самореализации 4

2. Условия,  способствующие самореализации  личности 4

3. Факторы,  сдерживающие процесс самореализации 5

4. Значение  образования в самореализации личности 5

Заключение 9

Список  литературы  10

 

ВВЕДЕНИЕ

     Важнейшими  психологическими характеристиками человека являются степень активности его  собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности  за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

     В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.

     В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в  обогащение материальных и духовных ценностей мира.

     Самореализация  человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как  личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя – в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство.

     Теорию  самореализации дополняют также  идеи "смысла жизни" (В. Франкл), "ответственности  за право свободы" (Э. Фромм), "актуализаторской деятельности" (Э. Шостром).            

     1. Понятие самореализации

     Самореализация  человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. "Я отвечаю за себя и за всех, – писал Сартр, – и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть". Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново. Мои противники – мои братья по человечеству. Как я поступаю по отношению к ним, так я поступаю по отношению к себе. Мой главный соперник в игре – это я сам. ( П. Макинтош)

     Основную  роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. "Самореализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это – способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение". ( А. Маслоу).

     К. Роджерс исходил из идеи, что развиваться  по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет".  

     2. Условия, способствующие  самореализации личности

     Немаловажным  является выявление психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности. На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности. Первый путь – это развитие творческого потенциала человека, его природных задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций. Второй путь самореализации человека – это развитие способности к аутентичному способу существования. Аутентичное бытие – это осознание человеком подлинности своего бытия, это – жизнь "здесь и теперь", когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. Третий путь самореализации человека – это непосредственное формирование в нем способности к личностному росту.  

     3. Факторы, сдерживающие  процесс самореализации

     Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая  ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. "Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности… Невротическая потребность в признании и одобрении – серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения".

     Кроме того, выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность  делом как призванием, аутентичность  личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при индивидуализации обучения и воспитания.  

     4. Значение образования  в самореализации  личности

     Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:

     - человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;

     - человек осознает свои способности,  свои интересы, жизненные предпочтения  и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;

     - человек обладает знаниями, умениями  и навыками, позволяющими ему  наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;

     - человек способен к целенаправленным  и эффективным волевым усилиям,  необходимым для осуществления  своего стремления к полноценной  жизненной реализации на всех  этапах жизненного пути.

     Указанные условия могут быть выполнены  только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими  и оригинально мыслящими людьми" – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания".

     Образование способствует актуализации важнейших  смыслообразующих сфер личности, формирующих  его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную  и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре – такова логика образования сегодня.

     Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих  способностей создает необходимые  условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей  будущей трудовой деятельности, для  самоопределения личности в профессиональном плане.

     Главная цель профессионального самоопределения  заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному  и самостоятельному построению, корректировки  и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Осознание целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств, создают условия для постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма творческой самореализации. Речь идет не о подражании, а об активном процессе, о своего рода "продолжении себя в другом". Так многие знаменитые люди как бы обретают вторую жизнь в подрастающем поколении не только непосредственно, но и опосредованно, через систему образования, через его содержание.

     Образование как источник необходимых для  человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.

     Образование как сфера реальной жизнедеятельности  человека вводит его в систему  разнообразных межличностных отношений, способствующих формированию нравственных качеств личности. "Общение можно  сравнить с огромным зонтиком, под  которым скрыто все, что происходит между людьми…Наша способность к выживанию и установлению близких отношений с другими, наше представление о смысле жизни, верность собственным идеалам - все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми". (В. Сатир).

     Зрелость  – самый длительный для большинства  людей период жизни. Его верхнюю  границу разные авторы определяют по-разному: от 50 – 55 до 65 – 70 лет.

     Границы зрелости: от 30 лет до времени фактического ухода на пенсию, то есть прекращения активной профессиональной Деятельности, что происходит в среднем примерно в 60 – 70 лет.

     Зрелость  считается порой полного расцвета Личности, когда человек может  реализовать весь потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения – как в профессиональной или общественной Деятельности, так и в плане преемственности поколений.

     В зрелости главными сторонами жизни  обычно являются профессиональная Деятельность и семейные отношения.

     Э. Эриксон считает основной проблемой  зрелости выбор между продуктивностью  и инертностью, которые характеризуют  прогрессивную и регрессивную линии  развития. Продуктивность связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах  и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

     Важнейшей особенностью зрелости является осознание  ответственности за содержание своей  жизни перед самим собой и  перед другими людьми.

     Развитие  Личности зрелого человека требует  избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей  профессиональной Деятельности.

stud24.ru

Самореализация личности

.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З.Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинкту подобных потребностей.

Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:

а) трудовой способ существования;

б) наличие сознания;

в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью.

Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.

Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.

Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ .

Христианская психология - это учение о человеке в его духовной динамике, в "духовной брани", в его отношении к Господу.

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости.

Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом , это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности". Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам.

Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении''.

Согласно К. Роджерсу , это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознавании всех его сторон. Из множества полусформировавшихся возможностей организм, как мощный компьютер, выбирает ту, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.

Взглядам К. Роджерса близка позиция А Маслоу . Однако последний ощущает недостаточность понятий приспособляемости, адаптации применительно к конструированию личности Он пишет по этому поводу об автономности реализующего себя человека, "наблюдаемые мной здоровые индивиды внешне соглашались с принятыми в обществе нормами, но в душе не придавали им значения. Практически у всех из них я заметил спокойное, добродушное восприятие несовершенств нашей цивилизации в сочетании с более или менее активным, стремлением их исправить. Сейчас я хочу подчеркнуть отстраненность, независимость, самостоятельность характера этих людей, их склонность жить в соответствии с ценностями и правилами, установленными ими самими" (Маслоу А., 1997, с. 223)

Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом одиночестве. Однако цель этого созерцания без Бога - снова проникновение в самость, прислушивание к "истинному голосу самости". Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (А. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития. Снова, как у Роджерса, концепция мудрого тела, лучше знающего, в чем нуждается душа.

Самость, самостояние человека - это реализация его суверенного права на выбор, выбор направления развития, жизненных целей и ценностей. Сама по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог творческой реализации. В течение жизни свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

mirznanii.com

Самореализация — WomanWiki - женская энциклопедия

Самореализация – возможность открыть свои способности, занимаясь любимым делом, и получать от этого удовольствие.

Среди других жизненных сфер, касающихся жизни женщины – семьи, работы, здоровья и прочего - самореализация занимает одно из главных мест. Т.к. дает силы на совершение всех важных проектов в жизни.

В зависимости от сферы увлечений самореализация может проявляться по-разному.

Виды женской самореализации

Самореализация через рукоделие

Один из самых популярных способов, к которому прибегают женщины, чтобы получить удовольствие, похвалу, успех. Т.к. рукоделие связано с мелкой моторикой, а та в свою очередь с работой мозга, то вполне понятно, почему многим из нас нравится это занятие.

Во время занятий рукоделием выделяются эндорфины – гормоны радости, происходит успокоение и естественная медитация. Разные виды рукоделия воздействуют на разные участки мозга и снимают напряжение с определенной области.

Помимо радости рукоделие может доставлять и финансовое удовлетворение, т.к. спрос на рукодельные работы в современном техногенном мире растет день ото дня. Если вы чувствуете в себе потенциал дизайнера, художника, скульптора, начните продавать свои рукодельные работы. Это принесет вам популярность и хороший доход.

Самореализация через психологию

Помощь другим и работа над собой естественна для женщины. Т.к. природой ей отведена роль матери и хранительницы семейного очага. Именно женщины обладают развитой интуицией, чувствуют настроение своего собеседника и помогают выбраться из сложной ситуации. С появлением ребенка в жизни женщины многое меняется. На продолжительное время становится невозможным возвращение на офисную работу, возврат к привычному кругу общения. В это время открываются прекрасные возможности для самореализации через психологическую помощь другим людям.

Если вы испытываете недостаток общения с другими, предпочитаете коммуникацию другим способам времяпрепровождения (например, рукоделию или технической работе у компьютера), возможно, ваш талант лежит в области взаимоотношений с другими людьми.

Реализация через психологию очень разнообразна. Вы можете стать слингоконсультантом, коучем, наставником, специалистом горячей линии, добровольцем в социальном проекте и выбрать еще множество путей для личного роста.

Самореализация в профессии

Многие женщины находят свою самореализацию в профессии. Для них важно стать специалистом высокого класса, получить множество наград и других признаков успеха и в этом получить удовольствие.

Женщины, предпочитающие самореализацию в карьере, как правило, выбирают творческие специальности – журналист, художник, спортсмен, тренер, стилист, модельер и другие.

Если ваша жизнь кажется вам банальной и скучной, и предыдущие способы самореализации вы отмели для себя как неподходящие, смените основную профессию. Поищите элементы творчества в своем деле, и вы вновь почувствуете вкус жизни.

Самореализация в семье

Возможно, самое главное признание для вас – это потребность вашей семьи в вашей заботе. Вы любите хлопотать по дому, возиться с детьми и ухаживать за мужем. Роль домашнего менеджера вас не угнетает, а напротив, очень радует. Ситуация говорит о том, что вы нашли свою реализацию в семье.

В чистом виде такие способности встречаются нечасто. Как правило, женщина ищет дополнительные способы реализовать себя через хобби или творческую профессию.

Как найти дело для самореализации

Как понять, подходит ли вам то дело, которым вы заняты, достигли ли вы самореализации? Есть несколько признаков, зная которые вы легко можете скорректировать ситуацию.

Вы можете заниматься этим очень долго, по несколько часов в день

Если вы работаете над проектом продолжительное время, при этом оно вас не раздражает, скорее всего, выбранный способ самореализации – самый подходящий. К примеру, регулярные тренировки в зале говорят о том, что вы ищете свою реализацию через спорт и физическое развитие.

Вы делаете открытия в избранной области

Каждый раз, принимаясь за дело, вы находите свои «фишки» или способы работы, удивляетесь и пробуете новые подходы. Эксперименты и открытия говорят о том, что детская любознательность в вас еще не угасла, и нет повода говорить об отсутствии реализации. Можно сказать, что многие женщины – прирожденные кулинарки. Т.к. постоянно проводят эксперименты и нововведения на кухне.

У вас есть признанные другими успехи и личные достижения

Общественное признание – то, ради чего создается большинство продуктов и работ. И если вам предлагают выполнить какой-то заказ, или в прошлом вы уже получали награды за свои достижения, самое время присмотреться к определенной деятельности внимательнее. Ваш талант принесет вам и удовлетворение, и материальное вознаграждение.

Если ваши фотоработы выигрывают вот уже третий конкурс подряд, задумайтесь над этим. Талант фотографа – хороший способ для самореализации.

Вы видите еще множество проблем, которые вы можете решить

Если дело вас всерьез привлекает, вы всегда найдете, что нужно изменить, какие проблемы решить, чем помочь другим людям. Когда вы рассматриваете для себя возможность дальнейшей работы, это означает, что у вас есть внутренний порыв заниматься такой деятельностью.

Проводя консультации с мамами по вопросам грудного вскармливания, вы понимаете, что можете оказывать им еще и другую помощь. Значит, это именно то дело, где вы сможете раскрыть свои возможности!

Самореализация играет важную роль в повышении личной самооценки и хорошем самочувствии. Ищите свое дело, раскрывайте свой потенциал и будьте счастливы!

--Анна Шестак 19:27, 31 октября 2013 (MSK)

Ссылки

womanwiki.ru

Самореализация Человека — процесс Творческий

творческая самореализация человека Самореализация личности — это путь, который приведет вас к пониманию себя

«Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации.»

Абрахам Маслоу

В чем первое отличие человека от животных? Способность думать и строить отношения с себе подобными? Добывать еду мирными способами, но и подчинять себе других людей, умение анализировать и строить логические умозаключения?

Да, но все же основным отличием человека от животного является стремление к познанию себя и своего назначения в этом мире, а не просто выживание в нем. И поиск смысла жизни зачастую приводит нас к необходимости познания своего «Я», которое требует быть реализованным на своем собственном месте в этом мире. Но что есть ваше «Я»? Ответ на этот вопрос поможет стать вам гармоничной личностью, удовлетворенной своей жизнью. Процесс, который приводит к такому результату, получил название самореализации.

Самореализация человека — естественная потребность, на которую указывают психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд. Одни признавали за человеком право осознанно искать пути самореализации, другие же назвали эту потребность бессознательной — биологической или инстинктивной. Большинство же людей видят за данным процессом лишь получение очевидных преимуществ, таких как богатство и слава, о чем мы говорили уже не раз. Что же есть самореализация личности?

Иерархия человеческих ценностей выражена в пирамиде, построенной психологом А. Маслоу. И наверху таковой находится именно самореализация, названная указанным ученым самоактуализацией.

Пирамида потребностей Пирамида потребностей человека по Маслоу

Конечно, порядок удовлетворения потребностей может быть сугубо индивидуальным и зависит от ряда факторов, но очевидно, что богатство является лишь средством для удовлетворения других потребностей и не может быть целью самореализации человека. Впрочем, слава тоже является чаще всего лишь признанием. Да и не всегда известность приходит вследствие такового. Может ли быть человек реализован, если стал знаменитым, например, из-за скандала в общественном месте? Это ли его жизненная цель? Большинство действительно знаменитых людей остаются неудовлетворенными и продолжают искать себя, получив все дивиденды от своей известности.

Получается, что самореализация человека — это поиск себя? Обобщая все существующие научные определения, ответ будет утвердительным. Но пути у людей разные, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

Наибольшие возможности, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности, и достижению многих других целей, а главное — такой путь становится индивидуальным. Отмечено, что зачастую человек ставит перед собой цель стать таким, как его идеал. Творческая самореализация исключает данный путь, так как в процессе таковой человек находит себя, раскрывает и развивает свой талант, а не подражает кому-то другому. В подражании найти себя невозможно, ведь это всего лишь очередная роль, которую примеряет человек.

Не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству. Творчество — это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая.

Самореализация личности — это путь, который приведет вас к пониманию себя, удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта. И способы достижения такой гармонии у всех разные…

samorealizacia.com