Психологическое развитие личности ребёнка. Развитие личности психология


Психологическое развитие личности ребёнка. Этапы развития

С самого рождения человек впитывает много информации, развиваясь физически и психологически. Постепенно малыш растет, что влияет на его психологические особенности. В развитии личности ребенка психология отмечает участие не только родных. Ведь влияние оказывается всеми окружающими людьми: воспитатель в детском саду, друзья в школе, педагог, соседи. Помимо этого большое влияние из-за культуры и даже общественного положения.

развитие ребёнка

Возрастная психология и ее проблемы

Все возрастные этапы развития отличаются своими особенностями и характеристиками. В процессе каждого из циклов, вместе с физиологическими, происходят психологические изменения. Психология возрастного развития личности от  индивидуальности человека не зависит.

Разделы возрастной психологии:

  • детская
  • юношества
  • зрелости
  • геронтопсихология

Все разделы изучают определенные периоды с самого рождения до старости. Возраст разделяется на хронологический и психологический. Если паспортный возраст фиксирует точную дату рождения, то психологический с ней не связанный. Он во взаимодействии с внутренним миром человека, с его чувствами и стремлениями. Поэтому условием развития личности психология называет не только хронологический возраст, но и умение развиваться внутренне.

Проблемы развития личности в психологии существуют на разных этапах. Так физиологическое состояние организма влияет на психологическое состояние ребенка. Если перенесенные заболевания, влияли на физиологическое состояние, то это задерживало нормальное развитие психики. Влияние зависит от обучения и воспитания.

развитие ребёнка

Этапы развития личности

Различают 8 этапов развития личности в психологии.

  1. С первого до пятого этапа идет возраст, от рождения до подросткового периода.
  2. До года у детей формируется определенный фундамент для развития психологических качеств. Важно внимание родителей, их опека, позитивное отношение. Чем больше они дадут ему любви и положительных эмоций, тем лучше будущее ребенка.

Влияние общества на психологию человека

На личность ребенка в дошкольном возрасте большое влияние имеют взрослые. С их одобрения или порицания дети понимают различие в правильности поведения. Если взрослые не оказывают ребенку должного внимания, не подбадривают его начинания, то он совершает некоторые поступки, желая услышать похвалу в свой адрес. И не всегда эти поступки соответствуют его прежнему поведению.

Попадая в школу, социальная роль увеличивается. Такая социальная психология развития личности помогает осознать ему, что появились права и обязанности без которых взаимодействие с обществом затрудняется. Постепенно он занимает определенное место, за свои старания. Дети желают услышать похвалу от своих сверстников, а родительское одобрение становится не таким важным.

влияние общества на психологию

Важны некоторые факторы развития личности в психологии подросткового возраста. Возникает желание получить авторитет, стать личностью, к которой прислушиваются и понимают. Общаясь со сверстниками и сравнивая себя с ними, психологически развивается самопознание и складывается самооценка. Чем старше становится подросток, тем больше он попадает под влияние общества, подстраиваясь под него.

Не стоит думать, что для развития гармоничной личности нужны одинаковые для всех условия. Для одних они станут положительными, но другие воспримут их негативно. Лишь индивидуальные особенности будут влиять на развитие. Не удивительно, что в одной семье, в одинаковых условиях вырастают совершенно разные личности.

Сохрантить в Одноклассники Сохрантить ВКонтакте Сохрантить в Facebook Комментарии для сайта Cackle

jedem.ru

Психология развития личности - часть 2

Таким образом, самосознание выражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включает оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планировать собственные действия и поступки. Благодаря самосознанию человек может выделять себя и собственную жизнедеятельность. Самосознание отличает личность от других психических индивидов. Обращённость на себя, способность сознавать себя возникает у человека во взаимодействии с другим человеком, культурой, обществом.

Проблема самосознания человека чрезвычайно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных уровнях развития, в разных ракурсах. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из них преобладает над другими, то это может отразиться на его личности.

В отечественной психологии проблема самосознания рассматривается сквозь призму двух позиций. С одной стороны, анализируется вопрос о развитии и становлении самосознания в контексте более общей проблемы личности. С другой стороны, раскрываются более специальные вопросы, прежде всего раскрывающие особенности самооценки и её связь с оценками окружающих. Человек имеет те или иные представления о том, каким он был раньше, каким является сейчас, воображает себя в ближайшем и относительно удалённом будущем. В ходе обретения опыта, в результате пережитых успехов, неудач знания человека о себе изменяются (пополняются, уточняются). Они - основа самоконтроля, саморегуляции поведения. Самосознание-это не просто разновидность знаний человека о себе, а психическая целостность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и изменяющаяся в итоге его поступков. Персонологический подход.

В качестве первостепенных факторов, этот подход выдвигает сознание и самосознание субъекта, актуализируя проблему самореализации личности, личностного выбора, формирования творческой личности.

Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора. Давайте проследим развитие креативности. Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет наблюдается спад. Вообще Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном уровне.

Творческие способности - это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Типы творчества: продуктивный, в процессе которого успешно решается любая поставленная проблема; собирает основную массу способных творить – 90%. Эвристический, означающий способность решительно действовать в новой ситуации, т. е организовывать продуктивный процесс мышления. Люди, принадлежащие к этому типу, способны не только к решению поставленных задач, но и к открытию новых закономерностей.

Психологи выделяют несколько особенностей людей, проявляющих творческие способности. Прежде всего – это высокий уровень независимости суждений. Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится обледенить данные из различных отраслей знаний. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных замыслов. Отсюда присущая творческим людям лёгкость генерирования идей. У творческих людей можно также выделить целостность восприятия, т. е способность воспринимать действительность целиком, не дробя её. Также можно отметить и свёртывание знаний, стремление к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. Элементарные способности к творчеству есть у всех. Они только выражены по-разному – сильнее или слабее, по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создаёт неповторимый творческий почерк. Важную роль в творческой деятельности людей играют состояния своеобразного напряжения и подъёма духовных сил, творческого волнения человека. Творческие способности обеспечивают человеку возможность создавать принципиально новое. Эту возможность дают такие их компоненты как:

· дивергентное мышление;

· оперативность ума;

· богатое воображение;

· гибкость мышления и действий;

· способность рисковать;

· высокие эстетические ценности;

· реалистическая «Я - концепция»;

· развитая интуиция.

В познавательной сфере творческие способности проявляются через следующие характерные признаки:

-богатый словарный запас;

-перенос усвоенной информации в другие области;

-организация информации;

-чувственность к противоречиям;

-использование альтернатив при принятии решения;

-критичность мышления;

-высокая любознательность.

В эмоциональной сфере творческие способности проявляются через:

· эмпатию;

· толерантность к другим мнениям и действиям;

· склонность к самоанализу;

· чувство юмора;

· соревновательность;

· уверенность в своих силах;

· наличие внутренней мотивации.

Исследования и практика показывают, что даже при наличии креативных склонностей, творческие способности надо развивать, стимулировать и поощрять творческую активность человека. Общими способами стимулирования творческой активности являются:

1. обеспечение благоприятной атмосферы деятельности;

2. обогащение окружающей среды разнообразными стимулами;

3. поощрение высказывания оригинальных идей;

4. обеспечение возможностей для упражнений в новой деятельности.

Личность с позиций системного подхода (системнодеятельностный)

В качестве исходной позиции изучения природной и социальной детерминации личности представители этого подхода опираются на теорию деятельности. Личность рассматривается как системное качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостности отношений. Формирование личности есть динамический процесс, осуществляющийся лишь при вхождении в цивилизацию. Личность – сверхчувственное системное качество, формируемое в процессе социализации человека. Предпосылками её формирования являются как принадлежность к человеческому роду, так и внешние обстоятельства. В данном подходе осуществляется:

- чёткое разделение понятий индивид и личность;

- выделение предметной деятельности как системно-образующего основания личности. Именно в деятельности реализуются объективные общественные отношения человека;

- предлагается новая схема детерминации личности, в которой индивидные свойства выступают как органические предпосылки развития личности, общество служит источником личностного развития, противоречия в системе предметной деятельности выступают как движущая сила развития личности. (А.Г. Асмолов)

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причём с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Заключение

Итак, современные представления о личности многообразны, однако все теории личности сходятся в том, что, во-первых, всех людей объединяет нечто общее, то, что можно назвать «сущностью человека», во-вторых, каждый человек, по-своему, более или менее удачно, реализует свою «сущность» на протяжении жизненного пути и, в-третьих, можно описать наиболее типичные способы функционирования личности.

Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, всё-таки более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате.

Личность можно рассматривать в различных ракурсах: как система мотивов, как способность к творческим деяниям, как биологическое существо, как самосознание и др.

«Личность – это форма существования человека», - пишет Д.А. Леонтьев.

mirznanii.com

4.2. Психология развития личности

Возможности психологического развития личности

В психологической науке были и сохраняются концепции, согласно которым все качества человека генетически предопределены с рождения. Так, сторонники биогенетических концепций (преморфисты*) полагают, что любая психологическая особенность берет начало с некоего микроскопического центра (клеточки, группы клеток) в человеке. По мере взросления человека этот центр разрастается, качественно не меняясь, и превращается в наблюдаемое личностное качество. 3. Фрейд и его последователи считают, что социально сформированное сознание и биологическое по своей природе подсознание, с которым человек рождается, существуют в человеке параллельно, находятся в постоянном конфликте, в котором так или иначе побеждает второе.

* От лат. prаеformа — заранее образую.

Социогенетики, напротив, полагают, что человек есть слепок окружающей социальной среды, что он рождается «белым листом, на котором жизнь пишет свои узоры».

Отечественные психологи, да и большинство зарубежных специалистов считают человека биосоциальным существом, в формировании личностных свойств и качеств которого решающая роль принадлежит прижизненным обстоятельствам. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что появившийся на свет человек обладает лишь одной способностью — стать человеком. Личностью не рождаются, а становятся. Возможность стать ею у него есть, но этой возможности нет ни у одного из животных, даже если поместить это животное в самые лучшие социальные условия, и это связано с природными предпосылками, с которыми человек рождается. Под влиянием обстоятельств, сопутствующих истории жизни человека, биологически обусловленные психологические особенности изменяются, формируются качественно новые психические образования и психическая деятельность постепенно все больше подчиняется социально обусловленным психологическим закономерностям, формирующимся свойствам личности. Как это происходит физиологически, научно объясняет физиология высшей нервной деятельности.

Поляризация точек зрения о соотношении биологического и социального в человеке, врожденного и приобретенного велика, споры остры, а общественное и практическое значение ответа огромно. В самом деле, если в человеке все наследственно — его судьба фатальна, предопределена с рождения, улучшить и исправить ничего нельзя, нужно покориться, смириться и не пытаться менять жизнь. Если все в человеке биологично, то животное начало — его сущность, жизнь — подчиняется законам животного мира (оправданы агрессия, убийства, основная забота — уцелеть, продолжить род и пр.), дарвиновским законам борьбы за существование и естественного отбора, в которой побеждают сильнейшие, а удел слабых — подчинение и вымирание; и опять-таки с этим ничего поделать нельзя. Если же особенности личности определяются не столько генетической наследственностью, сколько развитием в ходе жизни, то возможности их совершенствования должны оцениваться оптимистично, а особенности, характеризующие именно личность, в основном таковы, каковы прижизненные приобретения. Если психика человека, уже пожившего среди людей, преимущественно социальна, то каковы социальные условия жизни, таков и человек; чтобы сделать человека цивилизованным, моральным, достойным, надо, чтобы и обстоятельства его прижизненного развития были такими.

Основные свойства и особенности человека как личности в решающей степени — продукт прижизненного (онтогенетического*) развития. Понимание этой закономерности позволяет глубже понимать и объяснять имеющиеся у человека индивидуальные особенности, обязывает с вниманием относиться к его личностному развитию с самых ранних лет, принимать во внимание широкий круг влияющих обстоятельств, оказывать помощь в раскрытии имеющихся возможностей и достижении наполненных смыслом целей жизни. Ее признание — не просто одна из конкурирующих точек зрения. Это научно, всесторонне, в согласии с данными других наук, многократно и разносторонне проверенный вывод, лишенный ортодоксальных крайностей и спекулятивных умозрительных заключений.

* От греч. ontos -сущее и genesis —происхождение.

Врожденное и приобретенное в личности

Кому не известны слова Демокрита: «Все течет, все изменяется». На равнине со временем образуются овраги, разрушаются и гранитные горы, ржавеет и превращается в труху металл, меняется положение звезд в созвездиях, снижается температура Солнца, уменьшается орбита Земли и наклон оси ее вращения. Все меняется. Могут ли оставаться неизменными во времени психика человека, наследственное в нем, его характер и др.? С философских позиций отрицательный ответ очевиден: меняется обязательно, меняется в течение всей жизни. Другой вопрос — что меняется, в какой степени, в течение какого времени меняется.

Данные такой строгой экспериментальной науки, какой является физиология высшей нервной деятельности (см. § 2.2), убедительно подтверждают, что у человека происходит прижизненное условнорефлекторное изменение деятельности мозга. Возникает и развивается вторая сигнальная система, происходит кортикализация функций (они все больше начинают регулироваться приобретаемыми в опыте жизни связями коры), все больше берутся под контроль и преобразуются глубинные физиологические процессы (низшая нервная деятельность).

Убедительны данные антропологии, этнографии и психологического исследования филогенеза*, развития человеческого сознания и возможностей от питекантропа до современного человека. Обращает на себя внимание, что за последние 30—40 тыс. лет мозг, центральная нервная система человека существенно не изменились (рис. 4.2, позиция ПП). (Пропорции всех изменений показаны на рисунке условно. Временные отрезки и расширение «воронки» в тысячи раз превосходят изображенное на рисунке.) Но сознание, возможности, орудия, способы и продукты труда неандертальца и современного человека (рис. 4.2, позиция С) просто не сопоставимы. Почему? За счет чего это произошло?

* От греч. phylon— род, племя и genesis- происхождение. Филогенез - процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики у животных, возникновения и эволюции человеческого сознания, способностей, поведения в истории человечества.

Французской и отечественной психологическими школами был открыт и исследован механизм штериоризации* — переноса внешних предметных действий, выполненных человеком, во внутренний план, превращения их в действия, выполняемые в уме (умственные действия), в интеллектуальные возможности человека, что позволило дать ответ на приведенные выше вопросы.

* От лат. interior —внутренний.

Каждое поколение, каждый человек, появляясь на свет, застает определенный уровень развития человеческого сознания, познания мира, опыта жизни живущих поколений. Родившиеся 3—4 десятка тысяч лет назад заставали весьма бедный опыт (рис. 4.2, позиция C1) преимущественно отдельного племени — примитивные каменные орудия, способы охоты, язык, человеческие отношения, которые тем не менее воплощали в себе опыт и возможности сотен и тысяч предшествующих поколений. Например, в особенностях изготовленного каменного топора воплотились знания изготовителя, его представления о способах и технике использования этого орудия. Выслушивая разъяснения, наставления, наблюдая за действиями взрослого представителя племени, подражая ему, юноша постигал таинство свойств, возможностей и способов использования топора. Иначе говоря, он интериоризировал, присваивал, делал своим опыт обучавшего его и предшествующих поколений людей. То, на что ранее жившие поколения тратили сотни и тысячи лет, он постигал за несколько дней, месяцев или лет.

Далее этот человек и его потомки, «стоя на плечах» ранее живших людей, за время своего существования вносили в общий опыт что-то новое, свое, чуть расширяя опыт (рис. 4.2, позиция С2). Находящиеся на более высоком уровне развития опыт и соответствующее ему сознание заставало появившееся на свет очередное молодое поколение людей. Создавались благоприятные условия, чтобы за относительно короткий отрезок своей жизни сделать достоянием своего сознания более богатый опыт и развиться совершеннее в соответствии с ним. За время жизни, опираясь на достижения предков, они обогащали их и поднимали планку развития сознания еще выше и т.д., и т.д. В последние 100—150 лет «воронка» опыта расширяется стремительно, и новые поколения людей попадали в значительно более благоприятные условия для развития своей психики и возможностей. Дело «за малым» — присвоить этот опыт, обеспечить свое богатое и быстрое развитие.

Эволюция животного мира шла, как доказал еще Ч. Дарвин, по законам биологической наследственности, т. е. у новых поколений животных определенного вида возникали более совершенные формы поведения (инстинкты — генетически обусловленные, безусловно-рефлекторные, бессознательные поведенческие акты и большие возможности прижизненной выработки условных рефлексов) лишь после того, как опыт борьбы за существование их предков воплощался в анатомо-физиологические изменения нервной системы родителей и передавался генетически детенышам. Для этого нужны были сотни тысяч и миллионы лет стихийных биологических мутаций.

Но у человека возникла принципиально новая форма закрепления и передачи опыта старших поколений — через продукты активности, воплощенные в более совершенную систему языка, обогащение знаний, навыков и умений (носителями их выступают родители, старшее поколение, книги, образовательные учреждения), в изобретенные орудия и способы труда, в продукты человеческих исканий, творчества и созидательной практической деятельности, т. е. города, транспорт, средства передачи информации, технику, технологии и др., в нормы и ценности человеческого поведения (правила, традиции, обычаи, отношения). В результате у человека возникли две линии накопления опыта: одна (рис. 4.2, ПП) — природная, биологическая, линия анатомо-физиологических изменений нервной системы; вторая (рис. 4.2, С) — психологическая, основанная на воплощении опыта в продукты человеческого ума и производительной деятельности.

Изменения по первой линии за последние 30—40 тыс. лет (для более или менее заметной биологической эволюции нужно время в десятки и сотни раз большее), как уже отмечено выше, не существенны и никак не могут объяснить колоссального скачка, происшедшего в развитии психики и возможностей человека за это время. Объяснения лежат именно в новизне, роли, механизмах и закономерностях новой, второй линии накопления и передачи человеческого опыта. Специфика ее в том, что опыт накапливался и накапливается преимущественно не в самом человеке, а вне его, как бы рядом с ним, превращаясь в гору богатств и достижений человеческого сознания, духа, труда, творчества. Этот опыт — кладовая человеческих богатств, но содержащая лишь потенцию развития каждого поколения и индивида.

Механизм интериоризации, психологического присвоения богатств опыта человечества позволяет каждому новому поколению, человеку овладеть если не всем, то хотя бы частью этих богатств и одновременно при этом развить у себя соответствующие возможности собственного ума, сознания, психики. Надо обязательно взять этот опыт, сделать своим, ибо сам он не «войдет» в человека, и уровень развития психики конкретного индивида останется низким, возможно, сходным с первобытным развитием пещерного жителя.

Показательны и несколько десятков фактов, изученных научно, когда дети в младенческом возрасте по разным причинам оказывались в стае зверей (волков, обезьян и других животных) и находились в ней несколько лет (порой до 10—12), пока не обнаруживались людьми. Во всех случаях человеческие психика, возможности, поведение у них не возникали. Психологически они были похожи на животных, среди которых росли (они выли, лаяли, блеяли, бегали даже на руках и ногах и пр.). Известен и такой факт из относительно недавнего прошлого: женщина-этнограф, находясь в экспедиции в глухих джунглях Африки, удочерила годовалую девочку, привезла ее во Францию, организовала ее воспитание, дала высшее образование. Прошло более 20 лет, и африканка по своему интеллектуальному и личностному развитию не уступала ни в чем сверстницам, многих превосходила, сама стала научным работником. Ее же братья и сестры, продолжавшие жить в джунглях, остались на уровне развития первобытного сознания. Впрочем, современная цивилизация содержит такие примеры в массовом масштабе.

Иногда сторонники ведущей роли врожденного в личности ссылаются на схожесть индивидуальных особенностей родителей и детей. При этом упускается из виду, что наследственность бывает врожденной (генной) и приобретенной (социальной). По теоретическим заключениям француженки Заззо, не подвергаемым в науке сомнению, психологические изменения в первые три года жизни ребенка по своей радикальности и значимости составляют 50% всех изменений, происходящих в жизни индивида. Сказываются при этом и генная наследственность, и приобретенная в результате социально-психологических влияний родителей. Ведь родители — именно тот круг людей, в котором в первые годы почти постоянно находится ребенок и из которого исходит обильный поток непрерывных и психологических воздействий на него. Волей-неволей эти воздействия транслируют на ребенка особенности родителей, хотя это не всегда подмечается и оценивается. Несколько простых примеров.

Мать уходит «на минутку» к соседке, оставляя грудного ребенка на попечение отца. Проходит 15, 30, 45 минут, матери нет, ребенок плачет. У отца нет надежного способа прекратить плач ребенка и он начинает действовать по правилу: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало». Происходит примечательное: отец-слесарь чаще всего берет какой-то металлический предмет и начинает по нему стучать молотком; отец-музыкант нажимает пальчиками ребенка на клавиши музыкального инструмента или пиликает под носом смычком скрипки. Схоже поступают и другие отцы, оказывая тем самым связанный с их собственными особенностями тип воздействий на ребенка. Далее, — ребенок в возрасте 4—6 лет, когда его называют «почемучкой». Идя с отцом на улице, он задает, например, вопросы: «А что такое облака? А почему они летают? А почему они белые и круглые?». Как говорят, нужна наивность ребенка и мудрость ученого, чтобы задать вопрос «почему?». Если отец не разбирается в метеорологии и по профессии, скажем, шофер, то для сохранения родительского престижа он что-то невразумительно объясняет. Ребенку непонятно, он высыпает новую серию вопросов, загоняющих отца в тупик. Но последний находит универсальный выход: «Если я начну тебе объяснять по-научному, ты ничего не поймешь. Подрастешь, тогда я тебе объясню». Если же отец оказывается синоптиком, то на вопросы ребенка он отвечает толково, понятно и в детском сознании остаются полезные следы. Но вот другой вариант. Ребенок об автомашине: «А почему она едет? А почему мотор крутит? А почему бензин горит и крутит?» Отец-шофер тут уж отвечает подробно и убедительно, а синоптик в конце концов вынужден прибегнуть к пресловутому «универсальному выходу». Нечего уж говорить о влияниях матери и особенностей ее личности. Не случайна образная мудрость: ребенок с молоком матери впитывает отношение к жизни.

Решение вопроса о соотношении врожденного (биологического) и приобретенного (социального) часто неоправданно связывается с глобальным вопросом: «Чего в личности больше: биологического или социального?». Истина же лежит в ответе на другой вопрос: «О каких свойствах и качествах личности идет речь?». При ответе на него становится ясным, что соотношение врожденного и приобретенного, биологического и социального не есть величина, постоянная для личности. В разных свойствах и качествах их соотношение различно (рис. 4.3). Чем выше иерархический уровень психологической сферы личности, тем меньше в ней и относящихся к ней качествах доля врожденного и тем больше измененного, прижизненно приобретенного, опосредованного социально. Направленность и морально-психологические особенности главным образом определяют в личности ее социальное качество, а именно в них доля приобретенного в жизни безусловно доминирует (в убеждениях, взглядах, жизненных целях вообще трудно найти какие-либо врожденные предпосылки).

* Пропорции врожденного и приобретенного применительно к отдельным качествам представлены на схеме условно, без соблюдения их математического баланса. Это сделано для лучшего отражения главного в схеме — кривой, характеризующей изменение пропорций в комплексе качеств личности.

Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке как организме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свойствах и качествах приобретенного в ходе жизни, социального.

Доля врожденного, биологического значительно выше в психофизиологической сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обществе. Люди разных темпераментов могут быть, бывали и бывают выдающимися личностями, а одного темперамента — и выдающимися, и безликими. Неслучайно поэтому некоторые теоретики ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности*.

* Уместно отметить, что отношение врожденного и приобретенного, биологического и социального в развитии различных психологических сфер личности и относящихся к ним качеств индивидуально у разных людей. Личность, получившая высокое развитие в жизни, отличается выраженной представленностью приобретенного, социального. У человека же с низким уровнем личностного развития в свойствах и качествах доля врожденных, биологических, организмических компонентов и проявлений более высока. У такого человека преобладают примитивные потребности — праздность, стремление к элементарным удовольствиям, обжорство, гурманство, алкоголизм, наркомания, сексуальная озабоченность, агрессивность и т.п.

Так сегодня решается вопрос «о двух факторах» — биологическом и социальном, решается отрицанием их постоянного существования и противоборства. Есть постоянное прижизненное психологическое развитие человека на природной основе с ее преобразованием в новые, социализированные психологические структуры и свойства человека, подчиняющиеся не двум видам закономерностей, а одному, в котором уже нельзя разделить биологическое и социальное. Это качественно иной вид закономерностей, находящийся на более высоком системном уровне, возникшем прижизненно, а значит, и при доминирующих признаках социального опосредования. Процесс прижизненного присвоения человеком социального опыта называется социализацией.

Основные закономерности психологического развития личности

Развитие личности и становление ее свойств — процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные.

Возрастные закономерности проявляются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость. Смена возрастов связана, конечно, с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях. Помимо чисто анатомических и зрительно наблюдаемых возрастных изменений облика человека, происходят изменения и в его нервной системе. Вначале это биологическое созревание, которое у мозга завершается к 6 годам; половое — к 14—16 годам, созревание анализаторов (органов чувств) — к 17—19 годам, коры головного мозга — к 23—25. После 40 лет обычно начинается регресс в организме.

Возрастное развитие имеет и социально-психологическую причинность. Существует понятие психологический возраст, за которым стоит психологическая реальность. Например, человеку в возрасте поздней юности (17—19 лет) чаще всего свойственны типичные психологические особенности. Но есть индивиды, психологическое развитие которых может отставать или опережать усредненные показатели, т. е. психологический возраст может быть как у 15-летнего или как у 23—25-летнего. Бывает, что человек в молодежном или зрелом возрасте психологически выглядит стариком: опустошенный, безразличный, вялый, мечтающий только об отдыхе и расслаблении. Бывают и старики, которые по состоянию психики и возможностям превосходят многих молодых. В подавляющем большинстве случаев это определяется не биологическими, а психологическими причинами. К ним относятся следующие две группы закономерностей, относящихся к освоению индивидом богатств человеческого опыта и самоактуалиации возможностей.

Группа социально-психологических закономерностей прижизненного развития человека связывает его причинно с влиянием внешних условий. Эти условия многочисленны и разнообразны. Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, снабжения и средств массовой информации, общественных организаций и культуры, уровня жизни и состояния преступности и др. Сильно социально-психологическое влияние родителей (особенно в детские годы; в том числе и допускаемых ими ошибок в подготовке детей к взрослой жизни), групп сверстников, школьных коллективов, психологических обстоятельств проведения досуга и т.п. С кем поведешься, от того и наберешься — верно подмечено в народной поговорке. Условия могут разниться и доступностью к богатствам человеческого опыта: возможностью данного подростка, юноши получить желаемое образование, обучаться игре на музыкальных инструментах, заниматься спортом, пользоваться богатыми библиотеками, учиться у лучших учителей, брать дополнительные уроки, учиться за рубежом, одеваться по последней моде и пр.

Деятельностные закономерности психологического развития человека — это закономерности изменения внутренних условий под влиянием собственной активности. Активность — универсальный закон развития любого живого организма и его свойств.

Веществу природы он (человек — А. С.)... противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы..., он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти*.

* Маркс К. и Энгельс Ф.Соч. Изд. 2-е. — С. 188—189.

Что активно, то и развивается. Чтобы развить, например, бицепс, имеется единственный путь: упражняться в поднятии тяжестей. Если тяжести будут подниматься только правой рукой, то и развиваться будет только правый бицепс, а левый останется хилым. Это справедливо и на уровне психики. Чтобы развить память, надо систематически упражняться в запоминании все усложняющегося материала; чтобы развить смелость, надо многократно попадать в условия, вызывающие тревогу, опасения, волнения, страх и пр., но вынуждающие преодолевать их; чтобы развить целеустремленность и упорство, необходимо добиваться получения требуемого результата, не отступать при встрече с трудностями, упорно преодолевать их, не отчаиваться при неудачах, заставлять себя находить новые пути и средства; чтобы стать умным, есть только один путь — решать задачи, от которых трещит голова, и т.д. Другого пути нет, ибо только на нем действует механизм интериоризации, психологического присвоения человеком любого человеческого достоинства, превращения его в достояние своей личности. Буквально по русским поговоркам: «Ум — не пуговица, к голове не пришьешь», «Наука — не пиво, в рот не вольешь».

Каждый человек в любом возрасте с его психологическими достоинствами и недостатками — в значительной степени интегральный продукт прошлого, всех тех активностей в играх, учебе, труде, досуге, которые он проявлял до этого. Они — в значительной степени запечатленная в его психике его биография, «написанная» особенностями его собственной активности. Человек то ли сознательно, то ли по недальновидности, то ли по беспечности, то ли по недомыслию делает себя таким, каков он есть. Это та дорога и тот результат, который он выбрал сам.

Основное отличие деятельностных закономерностей от возрастных и социально-психологических — в том, что человек находится почти целиком во власти самого себя. И если он не полностью и неправильно воспользовался этими возможностями, он сам обокрал себя психологически, духовно. Для образности с оговорками можно сказать, что каждый человек на 1/3 есть то, что им унаследовано от родителей, на 1/3 — то, что дали ему условия жизни и другие люди, и на 1/3 — то, что сделал он из себя сам.

studfiles.net

36. Условия психического развития личности. Психология личности

36. Условия психического развития личности

Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека: его характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

Психология считает, что психические особенности человека – прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играет социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.

Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.

Человек – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой. При этом правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.

Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, которые всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И. М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.

В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психологические материалы - Психология формирования и развития личности. Л. И. Анцыферова.

Л. И. Анцыферова

см также "краткая биография. Л. И. Анцыферова"

Статья в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.

Развитие личности — это прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Единство социального и психического развития личности при ведущем значении социального развития отчетливо выявляется при попытках психологов выделить критерии психологической зрелости личности: психологические характеристики оказываются наполненными социальным и общественно-историческим содержанием. <...>

При исследовании развития личности для психологии исходным является положение о том, что личность развивается через включение в системы общественных отношений. Так называемые средовые факторы, детерминирующие социально-психологическое развитие личности, начинают все более системно осмысливаться. Дифференцируются различные социальные общности, которые неоднозначным путем опосредствуют влияние на личность господствующих в обществе форм общественного сознания и поведения.

Нельзя не отметить, что в психологических исследованиях формирования и развития личности в разных социальных системах наметилась нежелательная тенденция: в работах не раскрывается, как темп и качество развития личности в одной области социальной действительности (например, в труде) связаны с характеристиками развития человека в других сферах ее общественного бытия (в семье, в общении с друзьями и т. п.). Движение исследований при этом совершается по направлению к системам со все менее жесткими ролевыми предписаниями, в которых отчетливее выступают эмоционально-интуитивные уровни внутреннего мира личности и перегламентированные формы ее поведения. Таковы любительские объединения, системы сходства и т. п. Все более дифференцированее начинает изучаться влияние природного, физического окружения. Раскрывается, какие свойства личности формируются в разных географических условиях, каково воздействие на личности различного типа социофизического окружения: застроек, сооружений, зданий. Развивается экологическая психология, психология среды, психология архитектуры.

Весь этот размах изучения факторов и условий, детерминирующих развитие личности, несоизмерим, однако, с исследованием того, как сама личность активно преломляет через свой внутренний мир эту системную детерминацию. В психологии вообще нет понятия внутреннего мира. Не разработано это понятие и в философии. Основные категории психологии, относящееся к личности, охватывают направленность, характер (включающий волю), способности. Иногда сюда относят и темперамент. В то же время в психологии делались попытки концептуально охватить некоторые аспекты внутреннего, субъективного мира личности через учение о психологических отношениях личности к миру, через понятия «смысл», «образ я», «когнитивные карты», через понятие внутренней картины болезни (в клинических исследованиях) и т. п. Непопулярность термина «внутренний мир» в психологии в значительной мере объясняется ориентацией этой дисциплины на методологию естественных наук, приводящей к игнорированию точки зрения самого субъекта, самой личности на окружающие события, на свое поведение. Не реализованы еще требования системного подхода, который позволяет в единой системе понятий охватить характеристики индивида и личности.

С позиций отражательной природы психики внутренний мир — это индивидуально интерпретированный, насыщенный модальностями личностных эмоций, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир, в котором отдифференцированы функциональные области с разными уровнями значимости. Этот мир содержит как намеченные планы, так и нереализованные замыслы, он движется между полюсами отвергаемого и притягательного, соответственно сближающими или отодвигающими друг от друга в психологическом пространстве те или иные события, те или иные социальные группы, сферы социальной деятельности личности и т. д. Диалектика реального взаимодействия личности и окружающего мира в порождении мира внутреннего заключается в следующем: чем выше уровень пристрастности, эмоциональности, креативности взаимодействия личности с окружающим предметным и социальным миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многоцветнее ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающим миром. В зрелом обществе в значительной степени преодолены социальные условия отчуждения человека от продуктов своего труда, от своей деятельности, от жизни общества. Но существуют психологические предпосылки переживания человеком чуждости окружающего мира, обедняющего внутренний мир личности.

К таким психологическим предпосылкам, порождаемым недостатками воспитательного и формирующего процесса, относятся неумение человека включаться в новые для него социальные группы, строить межличностные отношения, неразвитость процессов рефлексии, несформированность способности к адекватной оценке социальных ситуаций, генерализация защитных форм поведения, искажения в системе ценностно-смысловых отношений к миру и т. п.

Внутренний мир личности — это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает или которые намеренно ищет, тех событий, участницей которых она становится, тех влияний, объектом которых оказывается. Все эти социальные воздействия многозначны и многомерны, и качество активного включения личности в ту или иную социальную ситуацию зависит от того, как субъект ее опознает, проблематизирует, интерпретирует. За каждым из этих понятий стоят системы психологических умений, нераспознанность которых может привести к ошибочным суждениям личности. Так, человек, имеющий достаточно определенные моральные, политические, философские убеждения, совершает поступки этического, политического, идеологического характера, расходящиеся с этими убеждениями. Подобное поведение, однако, не может служить доказательством лицемерия, неискренности или слабоволия человека. Одной из важных причин рассогласования слова и дела, сознания и поведения может быть неадекватное опознание конкретных социальных ситуаций. Парадоксально, что в области психофизики, в теории обнаружения сигналов выделено больше способов приема и переработки информации, чем в психологии личности — способов и этапов субъективной, психологической переработки субъектом социальных ситуаций. Между тем влияние на поведение человека экологических, социальных, политических и других общественных отношений, предписаний и норм всегда личностно-психологически опосредствованно, обусловлено внутренней позицией человека как субъекта реализации этих отношений. Личность — многоплановое, многоуровневое, многокачественое образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных „движений души» и т. п. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта — переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя. Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях и на каких уровнях напряжения ценятся или не одобряются, предъявляет систему общественных норм и образцов.

В действительности, как показывают психологические исследования, общественные нормы имеют зонную природу, их границы в той или иной степени размыты, а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути — активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм. Человек реализует деятельность по обследованию границ и содержанию норм. Он чутко улавливает индикации общества относительно возможностей изменения и преобразования различных параметров норм. Девиантное поведение и нормотворчество — два полюса выхода субъекта за границы социальных предписаний. <...>

Субъективные особенности каждого человека, неповторимость индивидуальных условий его воспитания и бытия порождают различные предпосылки для формирования того и иного «локуса контроля», а в более широком плане — для становления личности активным субъектом своего поведения, деятельности. Обобщение работ, ведущихся в разных направлениях, дает основание для выделения по крайней мере трех уровней развития личности.

На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, он не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует успешности собственных действий, неудовлетворительные результаты которых переживаются им, однако, неадекватно, как злая воля окружающих. Так, трудные подростки, еще не вступив в содержательное общение со сверстниками или родителями, не отдавая себе в том отчета, уже создают напряженную психологическую атмосферу, которая тем не менее расценивается ими как вызов со стороны других. На этом уровне качества субъекта проявляются через акты целеполагания и через действия по преодолению трудностей на пути достижения целей.

На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, стремящийся предусмотреть прямые и косвенные результаты собственных действий, способный к переделке стихийно сложившихся психических свойств, к произвольному повышению или понижению значимости своих целей, а также к адекватному соотнесению собственных возможностей с социальными задачами и требованиями деятельности. С. Л. Рубинштейн, дифференцируя понятия «личность» и «субъект», отмечал: «Субъект в специфическом смысле слова (как “я”) — это субъект сознательной, произвольной деятельности... Ядро его составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных действий».

На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами исторического времени своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности — не просто уникальности, которая характеризует каждого человека, но общественно-исторической (в предельном случае общечеловеческой) значимости неповторимости субъекта. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы — свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества. Как показывают немногочисленные пока исследования личности реформатора, революционера, противоречия и трудности, остро и мучительно переживаемые, были адекватно опознаны как частный случай острых противоречий современного им общества. Нахождение общественно значимого способа разрешения этих противоречий оказывается в то же время радикальным путем преобразования собственной жизненной ситуации.

  • < Назад
  • Вперёд >

test-metod.ru